Семен бабаевский - родимый край.

В сборник из серии "У пионерского костра" вошли рассказы С. Бабаевского, А. Мусатова, Н. Носова и Б. Емельянова.

В романе "Кавалер Золотой Звезды", написанном в 1947-48 гг. (книги 1-2), изображено восстановление разрушенного войной колхоза.
За роман "Кавалер Золотой Звезды" автору присуждена Сталинская премия первой степени за 1948 год.

Повесть "Сестры" посвящена возрождению колхозной жизни в одной из кубанских станиц сразу же после изгнания фашистских оккупантов, когда вся тяжесть страды деревенской лежала на плечах женщин и подростков.
В романе "Кавалер Золотой Звезды" дана картина восстановления разрушенного войной хозяйства в деревне после победного завершения войны.

Удостоенный Государственной премии роман "Свет над землей" продолжает повествование о Сергее Тутаринове и его земляках, начатое автором в романе "Кавалер Золотой Звезды". Писатель рассказывает о трудовых подвигах кубанцев, восстанавливающих разрушенное войной сельское хозяйство.

Главная книга Семёна Бабаевского о советском воине Сергее Тутаринове, вернувшемся после одержанной победы к созиданию мира, задуманная в декабре сорок четвертого года, была еще впереди. Семён Бабаевский уже не мог ее не написать, потому что родилась она из силы и веры народной, из бабьих слез, надежд и ожиданий, из подвижничества израненных фронтовиков и тоски солдата-крестьянина по земле, по доброму осмысленному труду, с поразительной силой...

Роман посвящен острым проблемам современности. В основе сюжета - раздумья о жизни старого большевика Алексея Фомича Холмова, по-ленински беспокойного и деятельного, для которого всегда и во всем интересы народа, Родины превыше всего. Это произведение о коммунистической нравственности, о стиле партийного руководства, о том, каким должен быть тот, кто облечен высоким доверием народа.

В том вошли: роман "Родимый край", где воссозданы картины далекого прошлого, настоящего и будущего Кубани, и роман "Современники", посвященный сегодняшним насущным проблемам колхозного кубанского села.
Романы роднит не только место действия, но и единство темы - любовь к родной земле и советский патриотизм.

В романе "Станица" изображена современная кубанская станица, судьбы ее коренных жителей - и тех, кто остается на своей родной земле и делается агрономом, механизатором, руководителем колхоза, и тех, кто уезжает в город и становится архитектором, музыкантом, журналистом. Писатель стремится как бы запечатлеть живой поток жизни, те радикальные перемены, которые происходят на селе.

Семен Бабаевский

Собрание сочинений в пяти томах

Том первый

Писатель и его герои

Семен Петрович Бабаевский родился в 1909 году в бедной многодетной семье в селе Кунье на Харьковщине, а детство, отрочество и юность провел в верховьях Кубани, куда Бабаевские переселились в поисках земли и лучшей доли. Четыре года странствовали они по Кубанским станицам, пока весной 1914 года не купили хатенку и клочок земли на хуторе Маковском. Здесь семья Бабаевских встретила революцию, а в гражданскую войну, спасаясь от белых, уехала «в беженцы», но вскоре вернулась в Маковский, где Семен, уже будучи подростком, окончил трехклассную школу, но учиться дальше ему не довелось. Отец решил обучить младшего сына ремеслу, печному делу, и повел на заработки по хуторам и станицам, это длительное хождение помогло юноше выйти за пределы замкнутого и привычного мирка, окунуться в поток неведомой до того жизни. Домой Семен вернулся повзрослевшим парнем, с обещанной отцом и купленной на заработанные деньги двухрядной гармонью, но уже тогда томило его, покою не давало желание высказаться, хотелось писать и писать, укрывшись от людских глаз. Да и все происходившее вокруг требовало осмысления и выражения. Лето 1926 года для будущего писателя памятно двумя событиями: на хуторе была создана комсомольская ячейка, ее возглавил Семен, и одновременно родилась сельскохозяйственная коммуна «Стальной конь», в которую вступила и семья Бабаевских. В Маковском в то время не было еще коммунистов, и комсомольцы стали основной опорой коммунаров. Спустя три года, в разгар коллективизации, Семен Бабаевский был послан заведовать избой-читальней в одну из кубанских станиц, а еще через два года комсомольский вожак, коммунар и начинающий крестьянский писатель, как сообщила о нем газета «Советский пахарь», после окончания курсов пропагандистов идет работать в печать и становится «одним из тех, кто словом и делом прививал людям вкус к коллективному труду», кто еще до вступления в литературу прошел школу народной жизни.

Одновременно с работой в газете С. Бабаевский сдает экстерном экзамены за десятилетку, заочно оканчивает Литературный институт им. А. М. Горького (1934–1939); выходит его первый сборник рассказов «Гордость» (1936), в следующем году цикл «Кубанских повестей», замеченных сразу же М. Шолоховым и Л. Фадеевым и опубликованных в московских изданиях в самый канун войны.

Газете С. Бабаевский отдал пятнадцать лет, не переставая учиться у народа, строившего социализм. Карту родного края разъездной корреспондент изучил «на местности» от Дербента до Темрюка, и за месяц до начала войны опубликовал очерк «Сила народная» - о начале скоростного строительства Невннномысского канала, по которому кубанские воды должны были устремиться в засушливые степи Ставрополья. Лишь через двадцать лет, уже после завершения стройки С. Бабаевский вернется к этому событию в романе «Сыновний бунт», а неколебимая вера в силу народную уже никогда не оставит писателя.

С первых дней войны С. Бабаевский - военный корреспондент, прикомандированный к Кубанскому казачьему полку, вместе с Э. Капиевым он пишет книгу очерков «Казаки на фронте» (1942). Позже работает в дивизионной, а затем и фронтовой газете «Боец РККА» и «как офицер и военный корреспондент делал все, что в годы войны делали все военные корреспонденты». Устойчивая многолетняя связь С. Бабаевского с газетой рвется лишь в год окончания войны, когда молодой писатель захвачен и поглощен работой над первым своим романом о возвращении фронтовика с победно завершенной войны в родной колхоз к мирному труду.

До этого в повестях «Гусиный остров» (1945), «Белая мечеть» (1945), «Сестры» (1946) С. Бабаевский писал о трудной поре восстановления колхозной жизни в освобожденных районах руками женщин, оказавшихся среди пепелищ и развалин один на один с землей и разрухой. «Бабочки! Сестры наши родные!.. Казачки-колхозницы! Вы теперь у нас главные хозяйки. За станицей стоит подбитый нами в бою немецкий танк… Берите этот трофей и обрабатывайте поля», - с такой вот обезоруживающе прямой и короткой речью обратился к жителям освобожденной станицы безымянный командир артиллерийского полка.

Героини этих повестей - колхозницы-казачки, что пахали на коровах и немецких танках, ютились с детьми и стариками в землянках, уцелевших хатах, недоедали, недосыпали, получали похоронки, чернели от горя и усталости, но с великим мужеством и терпением несли, казалось бы, непосильную ношу. Среди этого женского воинства уже тогда появлялись редкие и оттого особенно приметные фигуры бывших фронтовиков в поношенных шинелях и фуражках, с худыми, восковыми, без единой кровинки лицами - механик МТС Григорий Цыганков или взявшийся за восстановление черепичного завода Григорий Миронец, - они отвоевали свое, но, едва поднявшись с госпитальной койки, принимались за дело.


И все-таки главная книга С. Бабаевского о советском воине Сергее Тутаринове, вернувшемся после одержанной победы к созиданию мира, задуманная в декабре сорок четвертого года, была еще впереди. С. Бабаевский уже не мог ее не написать, потому что родилась она из силы и веры народной, из бабьих слез, надежд и ожиданий, из подвижничества израненных фронтовиков и тоски солдата-крестьянина по земле, по доброму осмысленному труду, с поразительной силой выраженному писателем в одном из лучших очерков военных лет «Хозяин» (1942). Должно быть, поэтому столь стремительно воплощается замысел романа о Сергее Тутаринове и его земляках - «Кавалер Золотой Звезды» (1947), а свое дальнейшее развитие и завершение находит в романе «Свет над землей» (1949).

Трудно найти в советской литературе первых послевоенных лет крупное прозаическое произведение, получившее больший политический, общественный и литературный резонанс, чем роман писателя-кубанца «Кавалер Золотой Звезды». Роман выдержал рекордное количество изданий у нас в стране и за рубежом, был переведен на двадцать девять языков, экранизирован, инсценирован, по мотивам романа была создана опера, он стал объектом научных исследований.

Дилогия «Кавалер Золотой Звезды» и «Свет над землей», отмеченная Государственными премиями за 1948, 1949 и 1950 годы, вызвала и бурный отклик читателей: более восемнадцати тысяч писем получил С. Бабаевский от колхозников, рабочих, сельской интеллигенции, солдат и офицеров. Читатели обращались не только к автору, но и к его героям - Сергею Тутаринову, родителям Сергея, сестре Анфисе, невесте и жене Ирине, к односельчанам. Письма были дружеские, лирические, но иной раз в них выражалось желание вступить и в деловую переписку с таким опытным и рачительным хозяином, как председатель Стефан Рагулин. Более того, читательские конференции по роману нередко заканчивались практическими решениями, о чем свидетельствуют тексты телеграмм, хранящихся в архиве писателя: «методами Кавалера Золотой Звезды осуществили электрификацию и благоустройство района». Произведение С. Бабаевского увлекло читателя и мобилизовало морально, а значит, отражая происходящее, активно и благотворно воздействовало на жизнь общества.

С момента появления дилогии С. Бабаевского прошло тридцать лет, утихли споры, сгладились полемические заострения, и теперь стоит, вероятно, задуматься над причиной подлинного и несомненного успеха этих его романов. С. Бабаевский на исходе войны во многом предвосхитил и угадал тему возвращения вчерашнего фронтовика к мирному труду, прозвучавшую в послевоенной литературе с особой силой, ведь об этом писали П. Павленко и П. Грибачев, Г. Николаева и А. Недогонов, А. Платонов и В. Овечкин, но при всей значимости этих разномасштабных произведений, пожалуй, ни одно не вызвало у читателя такого непосредственного и действенного отклика, какой вызвал роман «Кавалер Золотой Звезды».

Так в чем же все-таки состоит незабываемый «эффект Сергея Тутаринова», сделавший героя С. Бабаевского не только жданным, желанным, но и просто необходимым читателю послевоенной поры, который верил ему, просил совета и помощи, следовал его жизненному примеру. Отчего бы читателю, многое пережившему и повидавшему, не усомниться в «вероятности» самой фигуры Сергея Тутаринова, а заодно и в искренности автора: очень уж удачлив бывший танкист и дело у него спорится, недаром, видно, светит с гимнастерки звезда Героя. Но читатель доверился таланту автора, который подвластными ему средствами воссоздавал образ современника, стремясь выразить в нем не только правду дня, по и правду века.

Бывший танкист Сергей Тутаринов, механик-водитель знаменитой «тридцатьчетверки», включается в мирную жизнь станицы, что называется, на пятой скорости и в отведенное ему романное время вместе со своими земляками успевает совершить многое, начиная с утверждения пятилетнего плана развития станицы, приобщения колхозников к передовой технике, кончая посадкой лесополос и электрификацией района. Но если вспомнить о темпах и сроках послевоенного строительства, то здесь нет и доли преувеличения.

Бабаевский Семен Петрович (25.05.1909 - 28.03.2000), писатель, участник Великой Отечественной войны. Родился в г. Кунье Изюмского р-на Харьковской обл. Окончил Литературный институт им. М. Горького в 1939. Автор романов «Кавалер Золотой звезды» (1947), «Свет над землей», «Сыновий бунт» (1961), «Родимый край» (1964), «Белый свет» (1968), «Станица» (1976), «Приволье» (1980) и др. повестей и рассказов.

Произведения Бабаевского окрашены оптимистической романтикой, что дало повод просионистской критике обвинять писателя в «лакировке действительности». Однако все его творчество пронизано духом патриотизма, национальной гордости и чести. Его герои - простые русские люди, одаренные духовным богатством, творческим созидательным инстинктом, природной добротой и человеколюбием, душевной щедростью и неприязнью ко всякому злу и порокам. По его произведениям создан фильм «Кубанские казаки», пользующийся небывалым успехом у зрителей уже многие десятилетия.

В годы горбачевско-ельцинского лихолетья писатель преклонного возраста находился в строю патриотов - активных борцов с антирусским режимом, который клеймил и разоблачал в патриотических СМИ.

Шевцов И.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

Бабаевский Семён Петрович - прозаик.

В 1910 семья Переехала в верховья Кубани. Детские и юношеские годы писателя прошли на хуторе Маковецком, который позднее был отражен в его творчестве. Семья Бабаевских вступила в сельскохозяйственную коммуну, которая была организована в 1926. Бабаевский работал избачом в одной из станиц, учился у отца печному ремеслу, был литературным сотрудником районной газ. на станции Отрадная, как разъездной корреспондент исходил станицы и хутора в верховьях Кубани. От начальных лет творчества неопубликованными остались 2 повести.

Первая публикация состоялась весной 1929 в газете «Советский пахарь» (Ростов-на-Дону): рассказ «В учениках». С конца 1920-х сотрудничает в журнале «На подъеме» (Ростов-на-Дону). Печатается в сборнике произведений рабочих авторов «Сдаем пробу» (М., 1933), в сбортнике «Вступаем в строй» (М., 1934).

В 1935 поступает на заочное отделение Литературного института им. М.Горького, которое оканчивает в 1939.

В 1936 в Пятигорске выходит сборник рассказов Бабаевского «Гордость». Перед войной публикует рассказ «Карагач-Тау» в журнале «Молодая гвардия», состоялись также публикации в пятигорском и московском альм.

Во время Великой Отечественной войны был корреспондентом газете «Молодой ленинец», затем «Ставропольской правды». С писателем Эффенди Капиевым побывал в Кубанском кавалерийском полку, в 1942 два автора издали книгу очерков «Казаки на фронте». После войны в 1945-46 в Ставрополе и Москве публикует рассказ «Лилико», повести «Белая мечеть», «Казачки», «Чумаки» (другое название «Митино счастье»), издает книгу «Гусиный остров».

Увлеченный общим для тех лет пафосом восстановления мирной жизни, преодоления невиданной по своим масштабам разрухи, принесенной войной, Бабаевский видел беду литературы в том, что писатели «живут лишь сегодняшним днем... Не живут будущим. Поэтому многие произведения выходят какими-то бескрылыми...» (цит. по: Пухов Ю. Живые родники. М., 1968. С.91). Бабаевский решается на произведение, которое бы помогало современникам крепить веру в радость наступающей жизни. Вспоминая послевоенные годы, Бабаевский позже писал: «Это было время небывалого душевного подъема, время радостных надежд и свершений... Мы, живые свидетели тех лет, хорошо помним: над Кубанью, над Ставропольем, как и над всей нашей страной, витал тогда дух Победы. Он-то, дух Победы, и создавал у людей настроение праздничное, приподнятое...» (Творчество // Ставрополье. 1982. С.29-30). Так в 1947 появился роман «Кавалер Золотой Звезды», принесший автору широкую известность. Роман был инсценирован в Ставропольском драматическом театре, в Ленинградском гастрольном театре; по роману в 1951 был поставлен художественный кинофильм (сценарий Б.Чирскова). Автору удалось передать радость возвращения воина домой, его увлеченность мирным трудом. Однако общее оптимистическое настроение все же заслонило многие реальные жизненные трудности послевоенной деревни. Образ главного героя лишен временной глубины, воспоминания о драматизме еще недавней войны его не тяготят, а новые трудности он преодолевает без особых усилий. После первых лет похвал в адрес «Кавалера Золотой Звезды» началась полоса резкой критики. Как писал Ф.Абрамов в статье «Люди колхозной деревни в послевоенной прозе», Бабаевский обычным практическим делам противопоставил прекраснодушные вымыслы (Новый мир. 1954.№4. С.218).

Не оставляя темы поднимающегося из руин села, энергичного восстановления народного хозяйства, Бабаевский в 1948-50 публикует письмо из статьи Зеленчукской «Сельские электрики», статьи «В степях Ставрополья», «Приметы времени» - об электрификации колхозов на Кубани. Оптимистическая устремленность в будущее опиралась здесь на факты реальной действительности. Но в романе «Свет над землей» (1949-50) недостатки «Кавалера Золотой Звезды» как бы усугубились, воссоздаваемые в нем конфликты из жизни деревни имели умозрительный характер, что и отмечалось в печати (Нева. 1957. №9. С.199).

В 1952-54 публикуется роман «Знамя жизни», завершивший трилогию («Кавалер Золотой Звезды», «Свет над землей»).

В середине 1950-х Бабаевский совершает поездки в Венгрию, Румынию, Иран, Бирму, Китай. Появляются очерки «На румынской земле», книги очерков о жизни и работе китайских крестьян «Лицо земли» и «Ветви старого вяза» (1957). Выходят новые книги повестей и рассказов о родной стороне: «Кубанские повести» (1956), «Родниковая роща» (1956), «По путям-дорогам» (1958), «Сухая Буйвола» (1958). Как бы отвечая на критику в свой адрес, Бабаевский пишет новый роман «Сыновний бунт» (I960), где показывает, как вчерашний герой начинает тормозить движение жизни вперед.

Бабаевский переезжает в Москву, но связь с Кубанью и Ставропольем не прерывает. «Натура мне нужна - люди, станицы, хутора, поля и степи»,- говорит он (цит. по: Пухов Ю. Живые родники. С. 97).

В 1965 был издан роман «Родимый край».

В 1970 роман в двух книгах «Белый свет». Затем последовали романы «Современники» (1976) и «Приволье» (1980). Художественное исследование жизни кавалера двух Золотых Звезд Ивана Тихоновича Дрозденко, председателя колхоза в кубанской станице, привело Бабаевского к созданию нового произведения «Как жить?», названного автором поэмой (1985).

Критика отмечала: «Семён Бабаевский создал убедительный образ положительного героя... На вопрос, поставленный в заголовке произведения, автор дает исчерпывающий ответ: жить надо так, чтобы и после смерти твоей люди равнялись на твою совесть» (Ставрополье. 1985. №4. С.108). Романы «Кавалер Красной Звезды» и «Свет над землей» были изданы не менее чем на 29 иностранных языках.

Р.В.Шошин

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 1. с. 143-145.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Собрание сочинений: в 5 т. М., 1979-81;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1971;

Кавалер Золотой Звезды: роман. М., 1964, и др. изд.;

Станица: роман. М., 1978, и др. изд.;

Приволье: роман. М., 1983, и др. изд.;

Сыновний бунт: роман. Как жить?: поэма. М., 1985;

Сельские повести. М., 1986;

Автобиография // Советские писатели: Автобиографии. Т.5. М., 1988. С. 65-72;

Доброта: повести, рассказы. М., 1989;

Родимый край. Роман газета. № 2, 1965.

Литература:

Иншаков П. Новый роман Семена Бабаевского // Кубань. 1961. №3;

Стрыгин А. Глазами современника // Ставрополье. 1985. №4;

Пухов Ю. Вровень с веком. М., 1983. С. 222-223;

Асеев С. Не поле перейти... // Октябрь. 1985. №9;

Юдин Ю. Достоевский и Бабаевский: стратегия пародии // Достоевский и современность. Кемерово, 1996. С. 109-118;

Варжапетян В. Он вышел из бекеши Гоголя: Доброе слово о Семене Бабаевском // Литературная газета. 2001. №7.

СЕМЕН БАБАЕВСКИЙ

РОДИМЫЙ КРАЙ

Край ты мои, родимый край, Конский бег на воле…

А. К. Толстой

СЕМЕН БАБАЕВСКИЙ

Есть в новом романе Семена Бабаевского „Родимый край лирическое раздумье автора о прошлом, настоящем и будущем Кубани: „Все было, все видела Кубань и все испытала и пережила. Как сын твой, склоняю голову, люблю и не перестану любить… Помню и никогда не забуду… Да и как же можно не любить то, что вошло в жизнь, и как же можно забыть то, что прильнуло к сердцу и теперь, издали и с годами, становится еще милее и роднее!

Признание в сыновней любви к родной земле звучит на страницах романа как задушевная, рвущаяся из сердца песня. Тема родины всегда была близка и дорога Семену Бабаевскому, и прошла она сквозь все творчество писателя. Уже в ранних, Кубанских рассказах (1935–1940), написанных во время учебы в Литературном институте им. А. М. Горького, в романах „Кавалер Золотой Звезды (1948), „Свет над землей (1960), „Сыновний бунт (1961) видна эта давняя и прочная привязанность писателя к родным местам.

Родители Семена Петровича Бабаевского были типичными украинцами с Харьковщины. И родился будущий писатель в 1909 году в украинском селе Кунье, близ Изюма. Но настоящей его родиной стал хутор Маковский на Кубани, где прошли его детство, отрочество и юность. Здесь он окончил трехклассную школу, здесь занимался самообразованием и, готовясь в Литературный институт, сдавал экстерном экзамены за десятилетку. На хуторе же Семен Бабаевский вступил в комсомол, стал селькором. На хуторе писал он и первые свои рассказы. И вот перед нами „Родимый край, впитавший в себя богатый творческий опыт автора, его долголетние наблюдения и раздумья о жизни современного колхозного села. Это роман все о тех же, издавна полюбившихся писателю тружениках кубанских станиц - от Беломе-четинскэй до Сторожевой. Коммунист Петр Светличный, председатель колхоза Степан Онихримчуков, учитель Семен Маслюков, механизатор Илья Голубков…

Сердечно и просто пишет о них Семен Бабаевский. Кубань населяют не только казаки, но и горцы, поэтому в „Родимо^ крае писатель отводит немало страниц обычаям черкесов, крепнущим при Советской власти связям между горцами и казаками. Прекрасно выписан образ Кулицы, матери Хусина. Но всю свою любовь и нежность писатель отдает главной героине романа - простой казачке Евдокии Ильиничне Голубковой, „тете Голубке, как ласково называют ее станичники. Нелегкую жизнь прожила Евдокия Ильинична, много видела горя и слез. Дочь кулака, она порвала со своей семьей и пошла в колхоз. В трудные годы одна воспитывала пятерых детей. И сейчас Евдокия Голубкова по-прежнему видит смысл своей жизни в служении народу. И как не полюбить эту благородную, бескорыстную женщину-труженицу, как не сказать ей вместе с одним из героев романа: „Спасибо тебе, казачка наша милая! Спасибо тебе за твои труды, за твою душевность, за твою любовь к людям…Судьба Евдокии Голубковой рисуется в книге на конкретном историческом фоне.

Семен Бабаевский обращается к прошлому, к началу коллективизации, чтобы как можно ярче показать истоки тех социальных преобразований в деревне, которые дают сейчас свои ощутимые результаты. Но главным для художника остается отражение того нового, что появилось в деревне за последние годы. Писатель выдвигает на первый план лучших людей чудесного казачьего края, воспевает нравственную чистоту советского человека. Неторопливо, размеренно ведет свой рассказ Писатель, но эта неторопливость несет в себе внутреннюю динамику, способствующую более глубокому раскрытию закономерностей жизни. В романе много юмора, чудесны, полны лирики описания неповторимых кубанских просторов. Эпиграфом ко второй части романа взяты строки Н. А. Некрасова: „Всему начало здесь, в краю моем родимом!..

У каждого писателя, то ли в Сибири, то ли на Украине, на Волге или Смоленщине, есть свой близкий сердцу родимый край. Не случайна поэтому творческая привязанность Семена Бабаевского к станицам и людям Кубани, ибо здесь и есть начало всему, что уже сделано и что еще предстоит сделать. И мы признательны писателю за то, что он берет нас с собой в путешествие и показывает свой родной край, бурную реку Кубань и хороших людей, населяющих ее берега.

Л. ВЛАСЕНКО

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

Многоводная, раздольная, Разлилась ты вдаль и вширь.

Из старинной песни кубанских казаков

Как все горные реки, Кубань осенью пряталась в берега, искала покоя. Мелело русло, стыдливо оголялись камни. Вода становилась синей, прозрачной - не вода, а стекло, и текла она спокойно, шумела только на перекатах, да и то лишь в лунные ночи. В низовьях и вовсе замедляла бег, успокаивалась, и то тут, то там блестели по степи, как зеркала в желтых рамах, густо поросшие камышами лиманы и заводи.

Нет, и Кубань молчит потому, что тоже ничего не знает. На всем пути от верховья до низовья ей встречаются казачьи поселения, а она проносится мимо, мимо, шумит грозной волной, и что ей до жизни станиц и хуторов! Хорошо, если промчится и не подточит берег, не затопит сады и огороды. Хутор-то Прискорбный, бедняга, как пострадал! Не посмотрела Кубань, что стоял он на красивом месте, вблизи гор, весь утопая в зелени. Вырвавшись из ущелья, река сразу же своими бурунами налетала на при-скорбненские сады и огороды. Издали, если смотреть с хуторской улицы, кажется, что это уже не буруны, а вздыбленные, гривастые кони. На полном скаку налетали они на обрывистый берег. Сверху берег на метр укрывался черноземом, а ниже, до воды, желтел спрессованный со щебнем песок. Легко уносила Кубань и чернозем, и щебень, и песок. Так с годами она подобралась к садам, с корнем вырвала яблони, груши, черешни - на стремнине, высоко над водой, поднимались ветки, точно руки, скорбно взывающие о помощи. Потом Кубань подошла к хатам, и те люди, жилью которых угрожала беда, уводили со двора живность, уносили домашний скарб. День-два, а то и неделю семьями ютились на берегу, слушали грозную песню реки, поджидали, когда рухнут со стоном стены, и только тогда, утирая слезы, навсегда покидали хутор.

ПИСАТЕЛЬ И ВРЕМЯ НЕРАЗДЕЛИМЫ

Кубань и Ставрополье, край ты мой, родимый край! Сколько вместе с тобой пережито и горя и радости. Вся моя жизнь неотделима от тебя, от твоих просторов, от станиц и сел, ты стал для меня второй родиной.

С. П. Бабаевский

Семен Петрович Бабаевский родился 24 мая (6 июня) 1909 года в деревне Кунье Харьковской губернии в бедной украинской семье, в 1910 году переселившейся в верховья Кубани. В 1914 году она нашла приют в «захолустном» хуторе Маковском на Ставрополье. Потом Семен Бабаевский никогда не прерывал с этим хутором связи, не забывал его единственную улицу на низком размытом берегу Кубани, уходящую в поля благодатного края. Здесь он познавал жизнь в детские годы, здесь родился как писатель, здесь находил героев для многих своих произведений – рассказов, повестей, романов. Он всегда гордился родным сердцу хутором, вскормившим его и благословившим на большую литературную дорогу.

Семен Петрович Бабаевский в Маковском пошел в хуторскую трехклассную школу и окончил ее. А потом отец Петр Спиридонович сказал ему: «Не горюй, сын, что дальше не будешь учиться. Передам тебе свое печное мастерство – научу делать печи. Всегда в кармане будет живая копейка».

И пошел Семка Бабаевский с отцом по казачьим хуторам и станицам, пытаясь освоить отцовскую специальность печника.

Вернувшись повзрослевшим после странствий по верховине Кубани основал и возглавил в Маковском комсомольскую ячейку. Здесь же он встретил свою любовь – звонкоголосую красавицу и плясунью Таисию, с которой разделил все, что после встречалось в семейной жизни – и боли, и радости.

Еще мальчишкой С. П. Бабаевский написал свой первый рассказ «Молотилка» о вредительстве кулаков. В мае 1929 года в ростовской газете «Сельский пахарь» под псевдонимом молодой автор напечатал антиалкогольный рассказ «Водка подвела».

Семен Бабаевский самостоятельно обучался грамоте и экстерном сдал экзамены за десятилетку. Он вспоминал: «Я учился сам. Изучал русский язык на ощупь, руками. Запоем читал классиков, подражал Горькому…»

Первый свой сборник рассказов «Гордость» С. П. Бабаевский издал в 1936 году в Пятигорске. Все то, что было написано в книге, посвящалось жизни колхозников Ставрополья и Кубани.

Уже через год в столичном журнале «Молодая гвардия» и в «Московском альманахе» печатаются его «Кубанские рассказы», получившие хорошую оценку известных писателей М. А. Шолохова и А. А. Фадеева.

1939 год для С. П. Бабаевского был знаковым – он заочно окончил московский литературный институт, а в скором времени стал разъездным корреспондентом «Ставропольской правды».

Все, о чем писал С. П. Бабаевский, было связано со Ставропольем или Кубанью – «со своей родимой сторонушкой». Они распахнули перед ним свои дороги и тропки, свои широченные просторы. Он побывал во всех уголках южных хлеборобных краев России. О том времени в статье «О себе» он рассказывал: «Почти каждый день я находился в дороге. Я любил эти поездки. Благодаря им я так изучил «на местности» карту Северного Кавказа, что от Дербента до Темрюка не отыскать, пожалуй, места, где бы не доводилось побывать, и это был, я сказал бы, мой второй литературный институт…»

В начале Великой Отечественной войны почти все писатели Ставрополья оказались на фронте. Семен Бабаевский и Эффенди Капиев состояли в Кубанском кавалерийском полку. С. П. Бабаевский, надев военную форму, стал военным корреспондентом – работал в дивизионной фронтовой газете «Боец РККА». По его словам, вместе с ним были Виталий Закруткин и Ираклий Андроников.

В январе 1942 года он принимал участие в боях за освобождение Ростова-на-Дону.

С. Бабаевский и Э. Капиев все время были вместе. Они посетили 64-ю Лабинскую кавалерийскую дивизию, участвовали в марше ее 4-го полка, побывали в 182-м и 186-м кавполках. В результате молодые мастера слова в 1942 году в Пятигорске издали в соавторстве книгу очерков «Казаки на фронте».

Семен Бабаевский и Эффенди Капиев с творческими отчетами побывали во многих станицах и селах Моздокского, Арзгирского, Левокумского, Кизлярского, Александрийско-Обильненского, Солдато-Александровского и Георгиевского районов Ставропольского края, в Черкесской автономной области, где выступали перед тружениками полей и ферм, рассказывая о боевой жизни фронтовиков.

Семен Петрович Бабаевский с гордостью говорил: «Годы войны были моим третьим литературным институтом». В 1943 году была издана книга «Белая мечеть», в 1944 – «Гусиный остров», в 1945 – «Сестры». В них С. П. Бабаевский писал о войне и восстановлении мирной сельской жизни. Еще шла война, когда С. П. Бабаевский начал работать над романом «Кавалер Золотой Звезды». Послевоенное лето писатель провел в станице Зеленчукской, потом основательно работал над книгой в Пятигорске. Он оставался во власти увиденного и пережитого, рядом были герои и фронта и тыла. Отношение народа к войне, его стремление к мирной жизни не могли не властвовать над писателем. Это и определило сюжетное построение его самого звездного романа «Кавалер Золотой Звезды», изданного в 1947 году, а потом и «Света над землей». Созданная, а вернее сказать сотворенная дилогия из этих романов долгие годы выполняла свою историческую роль. Надо признать, что романы имели невиданный для того времени успех. По признанию автора дилогии его «почти носили на руках».

Завистники же и недоброжелатели выискивали слабые стороны в созданных романах, хотели видеть побольше мрачного, приуменьшали художественную ценность и достоинства произведений, допускали необъективность, обвиняли автора во фразеологии и «лакировке действительности», называли его «выдумщиком», зарабатывая гонорары на своих «откровениях». Люди, окружавшие С. П. Бабаевского в станицах и хуторах Ставрополья и Кубани, были героями его времени. Были духовно богаты или бедны, счастливыми или нет, а в общем–то реальными людьми, образы которых обобщило писательское воображение.

С. П. Бабаевский создавал свою литературную эпоху, в которой сам же обретал крылья. Как писатель он показывал то, что окружало его, чем жили его земляки, о чем они думали и мечтали. Он хотел видеть их одухотворенными, освобожденными от житейской ржавчины, строящими счастливую сельскую жизнь.

Надо согласиться с тем, что действительно писатель мало говорил о разрухе, нанесенной войной, трудностях того времени. Над ним витал дух Победы, и С. П. Бабаевский поднимался выше действительности, называл созданные дилогии «Кавалер Золотой Звезды» [кн. 1–2, 1947–1948 гг., Сталинская (государственная) премия, 1949 г.] и «Свет над землей» [кн. 1–2, 1949–1950 гг., Сталинская премия, 1950 г. и 1951 г.] началом своей литературной биографии. Это был расцвет и взлет нашего земляка, выдающегося писателя советского периода.

Эти романы были переведены на все языки народов СССР и 29 иностранных языков, изданы не только во всех социалистических странах, но и в Латинской Америке, Японии, Китае, Индии, Индонезии. Они неоднократно переиздавались, а «Кавалер Золотой Звезды» был экранизирован и инсценирован, по нему была написана опера.

События, описанные в романах, относятся к 1945–1948 годам и происходят на народной стройке – Зеленчукской ГЭС, где послевоенная жизнь людей рождала неслыханные трудовые подвиги.

В романе «Кавалер Золотой Звезды» ярко проявилась творческая индивидуальность С. П. Бабаевского как художника слова. Он создает героев, наделенных целеустремленностью, жизнеутверждающими чертами, смотрящими вперед, духовно возвышенных, способных мыслить с прицелом на будущее.

Сергей Тутаринов – собирательный образ в романе. Его прототипами стали вернувшиеся с фронта земляки С. Бабаевского – Василий Черников из Усть-Джегуты и Герой Советского Союза Константин Лаптев из Маковского, которого писатель знал с детских лет. В трудностях вырабатывался характер Сергея Тутаринова, и это определило его жизненные позиции. Он, бывший танкист, Герой Советского Союза с первых дней своего возвращения с фронта обеспокоен состоянием разоренной войной станицы и всего сельского района. Поэтому Сергей становится проводником и инициатором многих дел. Он говорил: «Сама жизнь этого требует».

Многие эпизоды и сцены книги показывают хлопоты и трудности сельчан при восстановлении народного хозяйства.

Писатель своим индивидуальным воображением создает героев романа. Их прототипами становились рабочие, колхозники и руководители хозяйств, окружавшие писателя люди.

В станице Зеленчукской (в романе Усть-Невинской), в хуторе Маковском (в романе Прискорбном) он познакомился с возницей Ириной Любашевой и Прохором Ненашевым, самостоятельно освоившем специальность электрика. В Пятигорске писатель хорошо знал Льва Ильича Семенова-Метницкого, своей внешностью и характером похожего на задуманного в романе Рубцова-Еленицкого. Из станиц Отрадной и Попутной пришли в роман руководители колхозов Артамашов, дочиста разоривший колхоз, и Рагулин – молчаливый, на редкость жадный, но с завидной хозяйской стрункой руководитель.

Свое отношение к роману выражали читатели всей страны, о чем свидетельствуют многочисленные письма. В Литературный музей С. П. Бабаевский передал 20 тыс. читательских откликов-писем, адресованных не только ему, но и полюбившимся героям романа.

Известность Семена Петровича Бабаевского перешагнула границы края и нашей великой страны. А писатель работал над новыми книгами. В одной из обзорных статей альманаха «Ставрополье» Е. Кабаченко писал, что С. П. Бабаевский издал новую интересную повесть «Сухая Буйвола», отражающую жизнь и упорный труд чабанов, где счастье в труде и мечты – неотделимы. Повесть была опубликована в третьем и четвертом номерах журнала «Юность». В издательстве «Советский писатель» в это же время была напечатана книга повестей и рассказов «Белая мечеть», порадовала читателей еще одна книга «Родниковая вода», опубликованная в журнале «Молодая гвардия». Его детская повесть «Митино счастье» вышла в свет в Бухаресте, Шанхае и Будапеште, повесть «Гусиный остров» напечатана в Праге.

Это было триумфальное шествие славы нашего земляка-писателя по странам всего мира.

И. В. Сталин следил за творчеством С. П. Бабаевского и лично поддерживал его. Однажды перед выборами в Верховный Совет СССР бывший руководитель Союза писателей страны Фадеев принес список писателей Сталину. Тот посмотрел и сказал ему: «Список хороший, но одного писателя нет». Фадеев растерялся: «Кого же? Вроде всех предусмотрели: Эренбург, Корнейчук, Симонов, Шолохов». Сталин сказал: «Бабаевского нет!»

Писательская активность С. П. Бабаевского того времени не дает повода говорить о нем, как о торопящемся, «лихом писаке», стремящемся скорее и больше «состряпать» книг. Конечно же, это не так. Семен Петрович работал не жалея себя, добровольно становился рабом писательского стола, нередко переписывал и выбрасывал, казалось бы, готовое к печати произведение.

Известный российский прозаик, наш земляк из станицы Баклановской, Тимофей Шелухин удивлялся работоспособности С. П. Бабаевского, находясь с ним в поездке по родным местам писателя, который приехал на Кубань еще раз посмотреть на Маковский, родные станицы и свериться – все ли он написал верно в новой книге «Верховина» (с 1962 г. С. П. Бабаевский жил в Москве).

«Целую неделю, – вспоминал Тимофей Шелухин, – мы путешествовали по верховьям Кубани. Встречались с колхозниками, рабочими, школьниками, партийными и советскими работниками. Как правило, каждая встреча выливалась в непринужденную, задушевную беседу писателя с земляками…» Уезжая в Москву Семен Петрович сказал: «Я уже написал «Верховину» – книгу о сегодняшнем Прикубанье. И теперь, после поездки на родину, после странствий по верховьям, по столь памятным местам, после встреч с прекрасными людьми моей верховины я буду все переделывать. Короче, все писать заново. Все теперь не так…»

С. П. Бабаевский принадлежал к числу тех писателей, на долю которых выпало пережить лихие годы войны, увидеть строительство послевоенной колхозной жизни. Писал он об этом не понаслышке, а с чувством привязанности к тому, «что прильнуло к сердцу, вошло в жизнь…» Он утверждал: «Писатель и время неразделимы от ударов и ран времени».

По моему убеждению произведения С. П. Бабаевского будут нужны и в новые времена. Примером тому может служить повесть «Последняя», опубликованная в 1982 г. в «Библиотеке «Огонька» и переизданная в 1999 г. в Ставрополе. Она вышла в замечательной серии книг «Библиотека писателей Ставрополья – для школьников». Когда было решено издать эту повесть, то я, как председатель краевого отделения Союза писателей России, позвонил Семену Петровичу в Москву и согласовал с ним вопрос о ее публикации. Он с благодарностью дал на это согласие.

Много добрых слов я услышал от преподавателей литературы и учащихся школ Ставропольского края об этой повести. Она воспринимается и взрослыми и детьми, как поэма в прозе, наполненная воистину песенными строчками, любовью к природе, людям. Особая роль в повести отведена основной героине – Марусе, последней лошади в колхозе, ее спасению.

Выезжая на съезд писателей России в Москву, я взял с собой для С. П. Бабаевского несколько десятков книг с опубликованной повестью «Маруся». Встреча со знаменитым писателем состоялась в его однокомнатной квартире. На эту встречу мной был приглашен и Владимир Гнеушев – наш земляк, известный и популярный в России поэт и прозаик.

При встрече с С. П. Бабаевским я передал писателю-долгожителю привезенные книги, а еще от имени краевого отделения Союза писателей России вручил грамоту о присвоении ему звания «Почетный член Ставропольского краевого отделения Союза писателей России» и сообщил, что на земле Ставрополья писательской организацией и администрацией Кочубеевского района учреждена литературная премия имени С. Бабаевского. Своего волнения Семен Петрович сдержать не смог – это выдали сверкнувшие в глазах слезы. Семену Петровичу Бабаевскому тогда было 90 лет, а через семь месяцев его не стало.

В. В. Ходарев

// Ставропольский хронограф на 2004 год. – Ставрополь, 2004. – С. 121–127.




Top