.

Урок 1

Цель уроков: помочь учащимся понять образ Евгения Онегина, его место в раскрытии идейного содержания романа.

Методические приемы: повторение, постановка вопросов по теме урока, сообщения учащихся, чтение.

Ход урока

I. Чтение нескольких сочинений-миниатюр их обсуждение

II. Сообщение учащегося о сюжете романа

Слово учителя.

Итак, сюжет романа построен так, что герои словно выходят за его рамки. Они явно живут в двух сферах - авторском воображении и в реальной среде, где становятся знакомыми автора. Рядом с «романом героев» есть и «роман жизни», в котором действующие лица встречаются с автором, Пушкиным. И если «роман героев» кончается трагически, то «роман жизни» еще не завершен. Возникает художественная иллюзия, будто события в романе не вымышлены Пушкиным, а только подсмотрены в самой действительности. И это доказывает глубокую жизненность сюжета «Евгения Онегина».

III. Беседа по содержанию романа

С чего начинает свой роман Пушкин и в чем своеобразие такого начала?

(В романе своеобразное начало: новый для литературы того времени художественный прием: без всякого вступления, без единого предваряющего слова вводит поэт читателя в жизнь своего героя, а уже потом знакомит с ним, дружески, доверительно и просто.)

Как соотнести такое начало романа с требованиями классицизма?

Найдем с учениками и прочитаем «вступленье» к «Онегину» в конце седьмой главы и сделаем вывод: Пушкин иронизирует над одним из правил классицизма.

Как Онегин относится к окружающему его миру?

Учащиеся читают соответствующие строфы, анализируют и приходят к выводу. Онегину чужда связь с национальным, родным. «Забав и роскоши дитя» Онегин получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому проспекту, посещение театров.

Чем является для Онегина театр? Что его там привлекает?

(Театр для него лишь дань определенному ритуалу светской жизни, место, где, как иронически замечает Пушкин:

Каждый, вольностью дыша,

Готов охлопать еenterchat,

Обшикать Федру, Клеопатру,

Монну вызвать (для того,

Чтоб только слышали его).

Онегина («почетного гражданина кулис») больше интересуют встречи и интрижки с очаровательными актрисами, чем сцена, искусство. Он глубоко равнодушен и к неподражаемой «блистательной» Истоминой, и к великолепным постановкам Дидло.

С мужчинами со всех сторон

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился и зевнул.

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел.)

Какой комментарий дает Пушкин к последней строчке?

(Выразительное примечание: Черта охлажденного чувства, достойная Чайльд Гарольда. Балеты г. Дидло исполнены живости воображения и прелести необыкновенной…»)

Что значит искусство, театр для поэта?

(Для Пушкина театр - волшебный край. В лирическом отступлении, исполненном огромного воодушевления и высокого вдохновения, автор вспоминает о театральных увлечениях своей молодости, дает краткие, но меткие характеристики выдающимся драматургам и актерам. Тут и Фонвизин - «сатиры смелый властелин», «друг свободы», и «переимчивый Княжнин», и снискавший «слезы, рукоплесканья» В. А. Озеров, и П. А. Катенин, воскресивший на русской сцене «Корнеля гений величавый» и «Колкий Шаховский» замечательная русская актриса Е. С. Семенова, делившая с В. А. Озеровым успех его трагедий, и увенчанный славой балетмейстер каре Дидло.)

А каково отношение к искусству Е. Онегина? Как показывает это автор?

(Лирические отступления во многом углубляли наше понимание недопустимой глухоты героя к прекрасному. Авторское неприятие равнодушия Онегина к искусству очевидно. Однако, прямой оценки этого явления в романе нет. Зато есть необъятный по богатству мир театра. Показ его таинственного могущества позволяет читателю ощутить эстетическую и эмоциональную ущербность Онегина.)

Итак, кто же такой Онегин?

(Онегин - типичный молодой петербургский щеголь. Он умен, довольно образован, он смутно чувствует, что так как принято в светском обществе, жить нельзя.)

Каково окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения?

(Кроме самого Пушкина, считающего Онегина своим добрым приятелем к друзьям принадлежит один из передовых, мыслящих людей - Каверин, а затем в романе появляется еще одно имя - Чаадаев, хотя с Кавериным герой встречается в модном ресторане, а на Чаадаева похож тем, что в своей одежде был педант и то, что мы назвали «франт».)

Случаен ли круг знакомств Онегина, описываемый автором?

(Эти имена приведены неслучайно, это уже намек на более глубокие, чем у обычных петербургских франтов, запросы героя.)

Чем Онегин выделяется из общей массы аристократической молодежи?

(Автор отмечает его «мечам невольную преданность, неподражательную странность и резкий охлажденный ум», чувство чести, благородство души. Это не могло привести Онегина к разочарованию жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, выразившееся в разрыве с обществом и отъезде в деревню.)

Чем же пытается заняться Онегин, покинув светское общество?

(Учащиеся зачитывают соответствующие строфы 43-44).

Вывод:

«Но труд упорный ему был тошен...»

Порвав со светским обществом, в котором он не нашел ни высоких нравов, ни настоящих чувств, а лишь пародию на них. И будучи оторван от жизни народа, Онегин теряет связь с людьми.

Домашнее задание

1. Как раскрывает личность Онегина эпиграф к первой главе романа?

2. Подготовить связный рассказ с опорой на текст о жизни Онегина в деревне.

3. Индивидуальные задания-сообщения:

Кризисные этапы в жизни Онегина - испытание любовью и дружбой.

Онегин и Ленский. Что их сближает и что рознит?

Семья Лариных.

Задание на перспективу по подгруппам:

1. Сравнить петербургское дворянство с поместным (VIII и II главы).

2. Сравнить VII главу с IV главой.

3. Сравните петербургское дворянство (VIII глава) с московским дворянством (VII глава).

4. Подготовить выступление по теме «Белинский об Онегине».

5. Подготовить выступление по теме «Белинский о Татьяне».

Урок 2

Начнем урок с ответов учащихся на поставленные вопросы в домашнем задании. Слушая ответы, учащиеся вносят свои дополнения и приходят к выводу, что и в деревне вся его деятельность помещика хозяина, попытавшегося заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди:

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил...

не приносит ему удовлетворения, да и его деятельность на этом ограничилась. Прежние настроения, хотя и несколько смягченные жизнью на лоне природы, продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекали при отсутствии общественной деятельности на полное одиночество.

II. Оформление тетрадей

Предлагается план работы по теме урока (записан на доске и в тетрадях учащихся).

1. Кризисные этапы испытания любовью и дружбой.

2. Дуэль и убийство Ленского. Начало обратного отсчета, начало возврата к себе истинному.

3. Путешествие. Познание реальной родины и ее народа. Изменение в мировоззрении, воскрешение в душе подлинно человеческого.

4. Любовь к Татьяне - обретение себя истинного, расцвет души.

III. Сообщения учащихся по предложенному плану

Сообщения сопровождаются чтением соответствующих строф романа. Учащиеся записывают основные мысли из сообщений.

После сообщений учащихся перед классом ставятся вопросы.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским и как Пушкин от носится к их дружбе?

(Говоря, что сходятся Онегин и Ленский от делать нечего Пушкин предупреждает читателя, подчеркивает непрочность этой дружбы.)

(Онегин и Ленский - совершенно разные люди, но дело не только в этом. Онегину чувство дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность. Ленский лишь временное «исключение».)

В черновой рукописи была строфа, где Евгений раскрывался как человек, более открытый добру и высоким понятиям. В беловой рукописи эти качества сужаются, в окончательном тексте (ХIV строфа II главы) почти исчезают.

Каково внешнее окружение бесед Онегина с Ленским?

(Интерьер, которым Пушкин сопровождает беседы Онегина с Ленским (ХVII строфа 4-ой главы), постоянно указывает на состояние охлажденной, угасающей души Онегина, «едва» согретой присутствием юного поэта.)

Каковы результаты этих бесед? В чем основное отличие Ленского от Онегина?

(Онегин убил... восемь лет жизни, но душа его все еще не мертва. Он не верит чувствам, хотя тоскует по ним. Поэтому общение с Ленским усиливает в Онегине потребность одушевления чувств. В юном Ленском «Онегину все было ново». От холодного Онегина Ленский отличен прежде всего тем, что «его душа была согрета», он не разочарован внешним миром.)

Почему пылкие чувства Ленского вызывают у Онегина «невольный вздох сожаленья»?

(Перемены происходят и в Онегине, так как он, прежде бранивший Гомера, Феокрита, внимательно слушает отрывки «северных поэм Ленского. Это пусть очень робкое, но очевидное приближение к искусству. И оно возможно потому, что в Онегине пробуждается потребность чувствовать:

Но чаще занимали страсти

Умы пустынников моих.

Ушед от их мятежной власти,

Онегин говорил об них

С невольным вздохом сожаленья.)

Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить высокую его судьбу; что помешало ему осуществить в жизни свои мечтанья?

Ученики отмечают не только романтическую мечтательность, но и энтузиазм, цельность чувства, преданность своим убеждениям, способность ценою жизни отстаивать их. В портрете Ленского (VI строфа 2-ой главы) соседствуют приметы свободолюбивого одушевления и наивности. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», что по моде того времени не противостоит друг другу, но создает оттенок иронии. Но ведь Ленский «из Германии туманной» привез не только «кудри черные до плеч» и пылкий образ мыслей. Он «посланник славы и свободы», он пылок и порывист, он готов писать оды (жанр очень любимый декабристами). Идеалы Ленского не конкретны, а абстрактны, поэтому Владимир в романе оказывается лишь туманным зеркалом человека декабристского типа, вольнолюбивого романтика, идущего к трагическому финалу. В Ленском живет желание героического поступка, но жизнь, окружающая его, почти не дает поводов для этого. И герой бросается в дуэль, чтобы защитить любовь от коварства, доверчивость от хитрых искушений, наконец, свой романтизм от скептицизма Онегина.

О чем спорили Онегин и Ленский?

В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры героев?

6-ая глава, в которой гибнет Ленский, и Пушкин прощается со своей юностью, написана после вести о гибели декабристов. Это совпадение судьбы героя романа и героев русской действительности трудно считать простой случайностью. Гибель Ленского обрисована в таких торжественных и величественных образах, что заставляет думать о громадной катастрофе, действительной трагедии:

Так медленно по скату гор,

На солнце искрами блистая,

Сползает глыба снеговая.

IV. Итог урока

Значимость гибели Ленского подчеркивается и структурой произведения. 6-я глава оказывается кульминацией в общей композиции романа. Именно здесь совершается глубокий, драматический перелом в судьбах всех героев. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился и которое было основой его жизни, оказалось «мнимым». И этим открытием Онегин «сражен». «Убив на поединке друга», он нарушил, по мысли Пушкина, нравственную природу вещей. Пушкин знал, что презирать - brafer - суд людей не трудно; презирать суд собственный невозможно. Невозмутимость Онегина (слово «хладнокровно» не раз повторяется в сцене дуэли) обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим, перед собой:

Мгновенным холодом облитый,

Онегин к юноше спешит,

Глядит, зовет его... напрасно:

Его уж нет.

В ХХХIV строфе Пушкин призывает нас, читателей, пережить этот ужас, чтобы почувствовать душевную смуту Онегина.

Герой не выдерживает и испытание любовью. В первых главах автор показывает, что любовь прошла мимо Онегина, потому что Евгений лишен самой способности любить. Его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Оно выдержано в духе усвоенных светских «истин», главная цель которых - обворожить и обольстить, казаться влюбленным, а не быть им на самом деле.

Домашнее задание

1. Выучить наизусть отрывок из романа «Письмо Онегина к Татьяне» и «Татьяны к Онегину» (на выбор).

Какое событие стало поворотным этапом в духовных исканиях Онегина?

Как и почему путешествие Онегина изменило его мировосприятие?

Урок 3

I. Проверка домашнего задания

Начинаем урок с чтения наизусть выбранных отрывков (читают часть учащихся, а остальные сдают ассистентам) и с ответов на вопросы домашнего задания. Учащиеся слушают, дополняют ответы товарищей.

II. Беседа по вопросам

Итак, какие новые черты характера обнаруживаются у Онегина после разрыва с обществом?

Почему Пушкин исключил из романа главу о путешествии Онегина и все внимание читателей, начиная с VII главы, перешло к Татьяне?

(«В тоске сердечных угрызений» Онегин покидает усадьбу, надеясь в себе разобраться, осознать все происшедшее. Мы, читатели, не знаем, с кем его сводила судьба, ни о его занятиях, но смутно догадываемся, что в нем произошли глубокие перемены. Да и Пушкин не ставил перед собой цель описать перерождение Онегина, так как мечта об идеале русского человека была связана с Татьяной. В VII главе ей суждено было открыть интеллектуальный мир Онегина. Татьяна не только понимает его, но и поднимается над ним, давая точное определение одной из коренных слабостей онегинского ума).

Является ли Онегин жертвой общества и обстоятельств?

(Нет. Сменив образ жизни, он принял ответственность за свою судьбу. Однако, отказавшись от света, Онегин стал не деятелем, а созерцателем. Погоня за удовольствиями сменилась уединенными размышлениями.)

Какие испытания проявляют в Онегине зависимость от светского общества?

(Испытание любовью и испытание дружбой показали, что внешняя свобода, не означает свободу от ложных предрассудков и мнений общества.)

Как проявил себя Онегин в испытании любовью?

(Как благородный и душевно тонкий человек. Смог увидеть в Татьяне искренние чувства, живые, а не книжные страсти. Но герой не послушался голоса своего сердца, а поступил рассудительно. «Резкий, охлажденный ум» и неспособность к сильным чувствам, подмеченные Автором, стали причиной драмы несостоявшейся любви.)

Как характеризует героя испытание дружбой?

(В испытании дружбой (ссоре и дуэли с Ленским) Онегин показал себя «мячиком предрассуждений» глухим к голосу своего сердца и к чувствам Ленского. Его поведение - обычная «светская злость», а дуэль - следствие боязни злоязычия Зарецкого, а конечном счете - общества.)

Итак, в какой же ситуации оказался Онегин?

(Он стал пленником своего старого кумира - «общественного мненья».)

Что привело героя к прежде недоступному миру чувств?

(Трагедия (убийство друга) и овладевшая «тоска сердечных угрызений»)

Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?

III. Подведение итогов

Онегин не исчерпывается книгами, которые он прочел. «Лорда Байрона портрет» и «столбик с куклою чугунной» (Наполеон), конечно, символы веры Онегина, но не боги, которым он поклоняется. Богов у Онегина вообще нет, он слишком скептичен для поклонения и слишком уважает самого себя, чтобы подчинить свою жизнь чужим правилам. Но Татьяна этого не поняла и разуверилась в любви и своем герое.

В то же время Онегин претерпевает новый этап в духовном развитии. Он преображается. В нем не остается ничего от прежнего холодного и рассудочного человека - он пылкий влюбленный. Он испытывает впервые настоящее чувство, но оно оборачивается для него драмой.

Домашнее задание

1. Составьте план ответа на вопрос: «В чем причины трагического итога жизненного пути Евгения Онегина?»

2. Напишите сочинения-миниатюры на темы:

Способен ли Онегин любить?

Что ждет Онегина в будущем?

3. Сообщения на темы:

Сестры Ларины

Татьяна - «милый идеал» Пушкина.

4. Сопоставьте письмо Татьяны с письмом Онегина.

С чего начинает свой роман А. С. Пушкин? В чем своеобразие такого начала? Почему автор подробно описывает воспитание, образование и времяпровождение Онегина? Как Онегин относится к окружающему его миру? Чем является для Онегина театр? Чем он его привлекает? А что значит искусство (театр) для Пушкина?

Кто же такой Онегин? Типичный молодой щеголь Умен Довольно образован Смутно чувствует, что так, как принято в обществе, жить нельзя

Какого же окружение Онегина? Чем отличается герой от своего окружения (Пушкина, Каверина, Чаадаева)? Случаен ли круг знакомых Онегина? Чем Онегин отличается от общей массы аристократической молодежи? Чем пытается заняться герой, покинув светское общество?

Вывод: Онегин пытается заняться устройством жизни крестьян в имении, но это ему не приносит удовлетворения. Прежние настроения продолжают владеть им. Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставят его высоко над дворянской толпой, особенно среди поместного барства, и обрекают при отсутствии общественной деятельности на одиночество.

Почему Онегин свел знакомство с Ленским? Как Пушкин относится к их дружбе? В чем причина такого отношения автора? Как это характеризует Онегина? Каков интерьер бесед Онегина и Ленского? Каков результат этих бесед? Что в облике, поведении и чувствах Ленского дает возможность предположить о его высоком предназначении? О чем спорили Онегин и Ленский? В чем причина ссоры героев? Как в ней проявились характеры?

Глава 6 (дуэль) написана после вести о казни декабристов. Это повлияло на то, что гибель Ленского описана в торжественных и величественных образах, словно мысль о действительной трагедии. Так медленно по скату гор, на солнце искрами блистая, сползает глыба снеговая. Онегин понимает, что чувство превосходства, которым он так гордился, оказалось мнимым. «Убив на поединке друга» , Онегин нарушил, по мнению Пушкина, нравственную природу вещей. Невозмутимость Онегина обернулась смертельным холодом ужаса перед происшедшим. Мгновенным холодом облитый. Онегин к юноше спешит…

Онегин не выдерживает не только испытание дружбой, но и испытание любовью. С первых глав Пушкин показывает, что герой лишен способности любить, его отношение к любви целиком рассудочно и притворно. Как проявил себя Евгений в испытании любовью? Что привело героя к прежде недоступному миру чувств? Какие душевные изменения принесла Онегину любовь к Татьяне?


Над основным текстом «романа в стихах» Пушкин работал более 7 лет, за эти годы многое изменилось в судьбе и характере самого поэта, в общественно-политического жизни страны и за рубежом. «Ума холодные наблюдения и сердца горестные заметы», потеря друзей, трагедия восстания декабристов, возмужание самого автора - все это постепенно находило отражение в романе. Умственная жизнь и нравственные искания передовой дворянской молодежи отразились в романе через повествование о главных героях - Онегине, Татьяне, Ленском. Евгений Онегин представляет в романе высший свет Петербурга, его судьба - судьба многих его современников, получивших светское воспитание и поверхностное образование под руководством гувернеров-иностранцев. Это была трагедия старинных дворянских семей, обусловленная стремлением не отстать в модах и суждениях от Запада. Воспитание и образование в среде петербургского дворянства определили качества молодого дворянина Онегина: отдаленность от народа, незнание национальной культуры, дремлющее чувство долга и отсутствие привычки к труду. Таким он вошел в жизнь «света» и был принят благосклонно, «свет решил, что он умен и очень мил». С его незаурядным умом Онегин пытливо всматривался в жизнь столицы, он много читал, размышлял, хотел понять истоки сложившихся социальных условий жизни русского дворянства и свое место в дворянском обществе. Его внимание привлекают Байрон и Наполеон, он внимательно читает периодическую литературу (вспомним пометки на полях книг и журналов в его деревенской библиотеке, которые помогли Татьяне понять Онегина). Серьезные интересы Онегина противопоставили его основной части аристократии, он разочаровался в пустой жизни «золотой молодежи», в себе самом, понимая никчемность всех восьми лет, проведенных в этой среде. В исканиях Онегина «отразился век», то время, когда исторически были обусловлены в социальной среде лучшей части русской аристократии поиски путей, которые привели бы к коренным изменениям общественно-политической и интеллектуальной жизни. Но, рассказывая об Онегине, Пушкин отмечает и еще одну черту личности, определенную и средой, и эпохой, - эгоизм, столь типичный для дворянского класса. Говоря о дворянской интеллигенции, автор замечает: «Мы все глядим в Наполеоны... Мы почитаем всех нулями, а единицами себя». Социальная среда, ее материальные преимущества и блага, исторически закрепленные государственными законами, помогали утверждению чувства исключительности и превосходства в господах, особенно - в аристократах. Эта нравственная черта Онегина вызвала его личную трагедию, он остался одинок, не сумев вовремя быть внимательным и чутким к Татьяне, а потом и к Ленскому. Итог печальный: «Дожив без цели, без трудов до двадцати шести годов, он застрелиться, слава богу, попробовать не захотел, но к жизни вовсе охладел». Печальна и судьба Татьяны, любимой героини Пушкина. Семья Лариных представляет в романе иную среду дворянства - поместную. Эти люди говорят «о сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне». Татьяна - чужая в их среде. Произошло это потому, что «от небес одарена умом и волею живой, и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным». Клариса, Юлия, Дельфина, героини французских романов, их любовь, их несчастья стали неотъемлемой чертой представлений Татьяны о жизни. Но воспитание в среде поместного дворянства, наиболее близкого к народу, дало Татьяне и те прекрасные качества, которые сделали ее «милым идеалом» автора и многих читателей: естественность и искренность поведения и проявления чувств, любовь к родной природе, к «обрядам милой старины», к няне. Народные u1090 традиции обусловили ее представления о долге и морали, поэтому Татьяна расстается с Онегиным во имя долга перед мужем. Но страдания ее глубоки и трагичны: она обрекает себя на жизнь с нелюбимым человеком. Рассказ о путях нравственных исканий, которыми шла дворянская молодежь, был бы неполон без судьбы Ленского, соседа Лариных и Онегина по имению. Помещик Владимир Ленский был далек не только от жизни крестьян своей деревни, но и от знания каких-либо конкретных сторон русской действительности вообще. По костюму, прическе, привычкам, интересам он дальше от русской жизни, чем Онегин, хотя бы «от скуки» заменивший барщину оброком. Ленский же мечтатель и романтик настолько, что Пушкин, сочувствуя ему как поэту, смеется над ним как над помещиком, над влюбленным, над человеком. Исторически сложившееся стремление дворянства получать знания за границей обусловило полную никчемность возвышенного мечтателя, его нравственную слепоту, неумение верно оценить ни людей, ни обстоятельства. Заглядывая в возможное будущее Ленского, поэт написал: «В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат, узнал бы жизнь на самом деле». То есть, останься Ленский в живых, его уделом стала бы жизнь обывателя, а такая судьба для поэта - самая страшная, поэтому Пушкин предпочитает, чтобы его герой умер юным и не растратившим своего романтизма. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» был для его современников произведением величайшего значения, так как учил жить, правильно оценивать и выбирать жизненные пути, учил нравственности, разуму, добру, самобытности и гражданственности. «Читая Пушкина, можно превосходным образом воспитать в себе человека» (В.Г. Белинский).
Своеобразие начала романа Происхождение, воспитание, образование, времяпрепровождение Онегина. Характеристика Онегина в период увлечения светом (бездумное отношение к жизни, напускная разочарованность, «наука страсти нежной») Равнодушие Онегина к искусству. День Онегина - типичный день молодого человека. Причины разочарования Онегина в жизни и интересах светского общества. Черты Онегина в период разочарования в свете: презрение к светскому обществу. отстранение от светской жизни, стремление найти цель в жизни. Жизнь Онегина в деревне: попытка заняться полезной деятельностью: замкнутость, эгоизм в сочетании с некоторым благородством; пренебрежение общественным мнением и одновременно подчинение ему; разочарование в жизни
h Онегин и Ленский: изначаль- lt;у°ная непрочность дружбы. Испыта- " ние дружбой. Различие и близость I Онегина и Ленского. Дуэль и убий- I ство Ленского. Значимость гибе- , ли Ленского. Путешествие - по- I знание родины и народа, измене- I ние мировоззрения под влиянием і путешествия Любовь к Татьяне.
Попытка найти цель в жизни в I любви к Татьяне. Открытый финал I романа.

Место образа Татьяны в истории русской литературы Условия формирования характера и мировоззрения Татьяны (влияние быта, пансион, сентиментальная литература). Обзор чтения Татьяны. Основные черты Татьяны до встречи с Онегиным: мечтательность и замкнутость, любовь к родной природе, любовь к «простонародной старине», неосознанная неудовлетворенность жизнью. Черты Татьяны, раскрывшиеся в период любви к Онегину: прямота и искренность, решительность. Татьяна в свете: понимание тщеты светской жизни, постоянство чувств, высокое понимание своего нравственного долга, сила воли. См. также 9 класс, тема №21.
I 14. ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ
. «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН»
I Мир автора, показанный через
1 образ лирического героя, поэта,
| рассказчика и друга Онегина. Ав-
I тор-персонаж («приятель» Онеги-
. на) появляется уже в первой гла-
I ве: «Условий света свергнув бре-
I мя./Как он, отстав от суеты,/С ним
і подружился я в то время». Онегин
" вызывает у автора симпатию, но
| «Всегда я рад отметить разность/
I Между Онегиным и мной». Види-
. мо, эта «разность» объясняется
I тем, что устремления автора, как
I человека творческого, направлены
і в окружающий мир, он всегда от-
" крыт для красоты, радостей и не-
I счастий этого мира; Онегин же
I долгое время был занят исключи-
. тельно собой. Во 2-й главе автор
I появляется, описывая внешность
I и привычки Ольги, и замечает, что
і и сам прежде любил этот образ,
" но он ему «безмерно» надоел. Ли-
I рические отступления как особая
f
сюжетная линия, раскрывающая образ автора. Тематические группы лирических отступлений: авто-
| биографические (например, глава
і восьмая, начало: «В те дни, когда в садах Лицея/Я безмятежно рас-
I цветал.../В те дни в таинственных
I долинах,/Весной, при кликах лебе-
I диных,/Близ вод, сиявших в тиши-
" не,/Являться муза стала мне»);
І критико-публицистические, бесе-
I ды на бытовые темы (глава седь-
, мая:

Пейзажные {глава седьмая" Настала осень золотая. Природа трепетна, бледна, Как жертва, пышно убрана. . Вот север, тучи нагоняя, Дохнул завыл - и вот сама Идет волшебница зима. Пришла, рассыпалась, клоками Повисла на суках дубов; Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов; Брега с недвижною рекою Сравняла пухлой пеленою; Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы.
Не радо ей лишь сердце Тани.../ а также глава седьмая, первые три строфы.
I
Отступления на гражданскую тему (глава седьмая, со слов «Москва...как много в этом звуке для сердца русского слилось!» и далее).

Еще по теме 12. ДУХОВНЫЕ ИСКАНИЯ ОНЕГИНА:

  1. Г. ФРАНКФОРТ. Г.А.ФРАНКФОРТ ДЖ. УИЛСОН. Т. ЯКОБСЕН. В ПРЕДДВЕРИИ ФИЛОСОФИИ Духовные искания древнего человека. Издательство «Наука» Главная редакция восточной литературы Москва 1984, 1984
Учитель Короткова Л. А.

«Уж не пародия ли он?»

…он (Пушкин) освещает перед нами общество и чело-

века: герой его – шалун с умом, ветреник с сердцем – он

знаком нам, мы любим его!

Н. А. Полевой. Из статьи «Евгений

Онегин». Роман в стихах. Сочине-

ния Александра Пушкина»

Мы видим, что Онегин уже испытан жизнью; но опыт

поселил в нём … скуку, наружное беспристрастие, свой-

ственное русской холодности (мы не говорим русской

Д. В. Веневитинов. Из заметки об

«Евгении Онегине»

Онегин – добрый малой, но при этом – недюжинный

человек. …бездеятельность и пошлость жизни душат его;

он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется; но он

знает и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не

хочется того, чем так довольна, так счастлива самолюби-

вая посредственность. Онегин – страдающий эгоист. Его

можно назвать эгоистом поневоле, …силы его богатой не-

туры остались без приложения, жизнь – без смысла.

В. Г. Белинский. Из статьи «Сочине-

ния Александра Пушкина»
Цель урока - помочь понять образ Евгения Онегина, его роль в раскрытии идейного содержания романа.
Ход урока:

1 этап. Организационный.

Слово учителя, в котором обосновывается необходимость размышления над поставленным вопросом: одновременно и типичность, и необычность Евгения стали причиной противоречивого восприятия его образа читателями; нужно понять, каким был Евгений на самом деле. (Пресытившись удовольствиями, доступными «золотой молодёжи» того времени, Евгений страдал, испытывая неудовлетворённость жизнью. Почему?)
2 этап. Проверка домашнего задания.

Как автор называет Евгения на страницах романа? Как эти слова-характеристики помогают понять внутренний мир Онегина? («Денди лондонский» - «учёный малый», «проказник» - «философ в осьмнадцать лет», «повеса пылкий» - «отступник бурных наслаждений», «педант» - «порядка враг и расточитель». Герой хотел обрести смысл жизни, но не знал как. Не желая подчинять своё существование правилам, придуманным кем-то, он тяготился зависимостью от «мнений света» и, страстно желая очистить свою жизнь от фальши, мечтал о настоящем деле, о преданной дружбе, об истинной любви.)
3 этап. Анализ эпизода (с применением ИКТ)

В программе «МАМИ-тестинг» составить вопросы так, чтобы учащиеся не только закрепили умение объяснять мотивы поведения героя, проявления его характера, авторское отношение к нему, но и составили представление о характере заданий ЕГЭ.

- Какие «роли» приходилось «играть» Евгению, подчиняясь условностям жизни светского общества? («забав и роскоши дитя», «умён и очень мил», «гений…науки страсти нежной», «почётный гражданин кулис», «второй Чадаев», «подобный ветреной Венере») – Но был ли счастлив мой Евгений?

Для анализа учитель предлагает строфы XXXVII – LI из главы первой.

Ответив на вопросы теста, помогающие понять изменения в характере Онегина, постарайтесь составить краткий ответ на ключевой вопрос : почему у Онегина возникает душевная пустота, разочарование жизнью, горечь?
1. К какому литературному направлению принадлежит произведение, фрагмент из которого вы прочли?

а) сентиментализм

б) классицизм

в) реализм

г) романтизм
2. К какому жанру относится произведение?

б) роман в стихах

г) баллада
3. Когда произведение было написано?

а) начало двадцатого века

б) конец восемнадцатого века

г) 1823-1830 гг.
4. Где происходят события?

а) в Москве

б) в Петербурге

в) В поместье Онегина

г) в деревне Лариных
5. Какова тема приведённого фрагмента?

а) месть героя за оскорбление

б) разочарование

в) раскаяние

г) мечты о будущем
6. Каким композиционным элементом является данный эпизод?

а) пейзажная зарисовка

б) лирическое отступление

в) вставной эпизод

а) его мучила жажда писательского труда

б) рано чувства в нём остыли

в) он был расстроен неудачами в свете

г) его терзала бедность

а) метафору

б) сравнение

в) гиперболу

г) олицетворение
9. Укажите термин, которым в литературе называется изобразительно-выразительное средство, позволившее автору показать глубину разочарования героя в XXXVIII строфе.

а) литота

б) сравнение

в) метонимия

г) аллегория
10. Описание надоевших Евгению занятий в XXXVII строфе введено в эпизод, чтобы читатель

а) проникся идеями Онегина

б) понял душевное состояние героя

в) представил круг общения Онегина

а) вызвал своего врага на дуэль

б) выплатил долги кредиторам

в) уединившись, предавался мечтаниям

г) занялся самообразованием, читая книги
12. «Томление душевной пустотой» заставило героя

а) собраться в путешествие

б) озлобиться на мир

в) думать о самоубийстве

г) искать выгодные связи
13. Страдание Евгения характеризует его как человека

а) ленивого

б) пустого

в) слабого

г) ищущего
14. Какое отношение к Евгению хочет вызвать автор у читателя?

а) жалость

б) презрение

в) сочувствие

г) осуждение
15. определите смысловую функцию данного фрагмента в контексте произведения.

а) обнажает суть конфликта героя с обществом

в) играет роль биографической справки об Онегине

г) является новым витком в развитии сюжета.
Учащиеся, быстро справившиеся с тестом, имеют возможность составить план обобщающего ответа «Почему у Онегина возникло ощущение душевной пустоты, разочарование жизнью?» («неподражаемая странность « Онегина – это его протест против норм жизни, подавляющих личность, это новый виток в его жизни, когда он начал искать новые духовные ценности).

Учитель: Когда же Евгений настоящий? Когда, приобретя огромный опыт светской жизни, получал удовольствие от возможности управлять страстями людей или когда глубоко страдал от того, что «много жизни погубил», так и не поняв своего предназначения? Понять это мы сможем, наблюдая, как Евгений прошёл дальнейшие жизненные испытания – дружбой и любовью.
4 этап. Работа в группах.

Задание первой группе. - Каким рисует автор Владимира Ленского? (строфа VI главы второй. Выпускник Геттингена, поклонник Философа-идеалиста Канта, не знает жизни, чужд фальши светского общества, искренне верит в чистоту человеческих чувств, отношений, поклонник немецких поэтов-романтиков).

Действительно ли Онегин и Ленский – «от делать нечего друзья»? (У них много общего: не могли принять бедный духовно мир окружающего их общества, близки по духовным запросам – «Меж ними всё рождало споры И к размышлению влекло»).

Как характеризует Ленского его пламенная любовь к Ольге? (Он наивно не замечает пустоты души возлюбленной, любит в ней вымышленный идеал, свои мечты о красоте отношений…)

Как Онегин относился к Ленскому? («Вчуже чувство уважал», умно и сердечно делился жизненным опытом с наивным, восторженным юным другом).

С каким чувством описывает автор гибель Ленского? Как убийство друга изменило Онегина? («…Евгений, Всем сердцем юношу любя, Был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, Не пылким мальчиком, бойцом, А мужем с честью и умом»)

Задание второй группе. - Под влиянием каких сторон русской деревенской жизни формировался характер юной Татьяны?

Почему при первой встрече с сёстрами Лариными Татьяна больше, чем Ольга, понравилась Онегину?

Как характеризует Татьяну её признание Онегину? Почему своё объяснение с Татьяной Онегин называет исповедью?

Почему отношение Татьяны к Онегину перестало быть романтическим после посещения ею кабинета в доме Онегина?

Почему любовное письмо Онегина вызывает у Татьяны гнев? (Его страсть она считает чувством мелким, её нравственная позиция выше, чем у Онегина…) Почему Татьяну уважают в светском обществе? За какие качества характера Татьяну можно назвать идеалом русской женщины?
5 этап. Обобщение размышлений над поставленным вопросом.

Как испытания дружбой и любовью изменили Онегина? (Из путешествия он вернулся, жестоко страдая от своей бесполезности: «Убив на поединке друга, Дожив без цели, без трудов До двадцати шести годов, Томясь в бездействии досуга Без службы, без жены, без дел, ничем заняться не умел» - неспособность Евгения жить не рассудком, а чувствами не позволила ему открыться навстречу новой счастливой жизни, которую он так искал, ведь любовь и дружба, по мнению автора, раскрывают богатство или пустоту души).

Назовите черты характера Онегина, которые свидетельствуют о том, что он мог бы быть полезным обществу.

Какие черты характера Онегина сделали из него «умную ненужность»?

Какое из высказываний критиков, по вашему мнению, можно взять эпиграфом к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой выбор

Что в характере Евгения Онегина позволило критикам отнести его к типу «лишнего человека»? (заполнение схемы с дальнейшей проверкой её консультантами – смотри приложение).
6 этап. Домашнее задание.

«И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы теперь оставим, надолго… навсегда…». Напишите миниатюру «Может ли человек, такой, как Евгений, быть счастливым?»

Почему Евгения Онегина можно назвать

«лишним человеком»?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СРЕДСТВ ИКТ


Предмет, класс

Литература, 9 класс

Тема урока

«Духовные искания Евгения Онегина». Урок обобщения знаний, умений. 6 урок в теме

Актуализация использования средств ИКТ

Индивидуализация учебной деятельности, повышение эффективности проверки знаний учащихся

Цели урока: обучающая

развивающая

воспитательная


совершенствовать умение анализировать эпизод произведения, составлять характеристику литературного героя

способствовать формированию информационной культуры, развитию мышления (умение сравнивать, обобщать, делать выводы)

способствовать формированию коммуникативной культуры


Вид используемых на уроке средств ИКТ

Компьютерный класс, Мультимедийный компьютер, тест программы «Мами-тестинг»

Организационная структура урока.

Этап 1. Мотивационная беседа

Функции преподавателя

Промежуточный контроль

Длительность 1-2 мин. Задача: настроить учащихся на активную познавательную деятельность

Фронтальная работа
Сообщение темы, цели, хода урока по сетевому плану

Проверка готовности к уроку


Этап 2. Проверка выполнения ДЗ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 5 мин. Задача: повторение основных положений только что изученного материала в новых условиях, развитие устной речи, организация взаимопроверки

Фронтальная. Взаимопроверка. Самооценка.
Контроль за фронтальной работой класса, организация коррекционной работы.

Оценивание схемы в тетради (+ -)


Этап 3. Перенос приобретённых знаний и их применение в новых условиях

Вид деятельности со средствами ИКТ

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя

Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Формирование умения применять изученный материал самостоятельно в новых условиях
Выполнение теста в программе «Мами-тестинг»
Индивидуальная работа на компьютере
Организация работы на компьютере. Консультации. Индивидуальная коррекционная работа с учащимися, имеющими низкую подготовку по предмету

Компьютерная оценка теста. Повторное выполнение заданий с целью коррекции знаний.


Этап 4. Дальнейшее углубление, обобщение наблюдений по теме урока

Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 15 мин. Задача: Совершенствование умения взаимодействовать в группе
Выполнение заданий в группах
Организация работы групп. Консультации.
Защита результатов работы группы

Этап 5. Обобщение полученных знаний
Форма организации деятельности учащихся

Функции преподавателя
Промежуточный контроль


Длительность 6 мин. Задача: проверить умение оценивать характер и поступки героя в соответствии с авторской трактовкой образа

Индивидуальная
Контролирующая функция
Связный ответ на ключевой вопрос урока (творческое задание)


Этап 6. Постановка ДЗ

Инструкция по выполнению

Этап 7. Подведение итогов урока

Рефлексия



Top