Сологуб мелкий бес краткое содержание. "Мелкий бес" (Сологуб): описание и анализ произведения из энциклопедии

Одна из главных забот родителей, отправляющих детей на каникулы, — чтобы тем было, что читать, причем желательно с пользой для учебы в следующем классе. Многие выдают списки внеклассного чтения или размещают их на своих сайтах. Вот, например, список литературы на лето для 7-го класса от одной из популярных московских школ — лицея имени Вернадского.

Русская литература

  • С. Аксаков: Детские годы Багрова-внука
  • К. Булычев: Приключения Алисы; Убежище
  • Н. Гоголь: Вечера на хуторе близ Диканьки; Миргород
  • А. Грин: Алые паруса; Бегущая по волнам
  • В. Железников: Чучело
  • В. Каверин: Два капитана
  • В. Крапивин: Мальчик со шпагой
  • Л. Пантелеев, Г. Белых: Республика «Шкид»
  • К. Паустовский: Рассказы
  • А. и Б. Стругацкие: Отель «У погибшего альпиниста»; Трудно быть богом
  • Л. Толстой: Детство; Отрочество
  • Ю. Томин: Карусели над городом

Зарубежная литература

  • Р. Брэдбери: 451 по Фаренгейту
  • Ж. Верн: Дети капитана Гранта
  • Ч. Диккенс: Приключения Оливера Твиста; Жизнь Дэвида Копперфилда
  • А.К. Дойл: Записки о Шерлоке Холмсе; Затерянный мир
  • А. Дюма: Три мушкетера; Граф Монте-Кристо
  • Р. Киплинг: Отважные мореплаватели
  • У. Коллинз: Лунный камень; Женщина в белом
  • Я. Корчак: Король Матиуш Первый
  • У. Ле Гуин: Волшебник Земноморья
  • Х. Ли: Убить пересмешника
  • Дж. Лондон: Белый клык; Рассказы
  • О. Генри: Рассказы
  • Э.А. По: Рассказы
  • Т.М. Рид: Всадник без головы
  • К. Саймак: Заповедник гоблинов
  • Дж. Свифт: Путешествия Гулливера
  • В. Скотт: Айвенго; Квентин Дорвард
  • Р.Л. Стивенсон: Черная стрела
  • М. Твен: Приключения Тома Сойера; Приключения Гекльбери Финна; Принц и нищий; Янки при дворе короля Артура
  • Дж.Р. Толкиен: Хоббит; Властелин колец
  • О. Уайлд: Кентервильское привидение
  • Г.Р. Хаггард: Копи царя Соломона
  • Г.К. Честертон: Рассказы

Обсуждение

Какой приличный список в 7-ом классе, список 5-ого класса меня что-то не впечатлил... :)

Комментировать статью "Список литературы на лето. 7 класс"

вероятно затем, чтобы ребенок их прочел в спокойной обстановке летом, под контролем родителей. Список литературы для 7 класса 1. Былины об Илье Муромце 2. Садко 3. Карело-финский эпос Калевала 4. М.В.Ломоносов - Оды.

Обсуждение

вероятно затем, чтобы ребенок их прочел в спокойной обстановке летом, под контролем родителей. А то в течение учебного года руки могут и не дойти до Толстого.

Вот такой когда-то был

1. А.С.Пушкин «Медный всадник», « Полтава», «Борис Годунов».
2. М.Ю.Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича…»
3. А.Толстой «Князь Серебряный».
4. Н.В.Гоголь « Тарас Бульба».
5. И.С.Тургенев « Записки охотника».
6. Н.А.Некрасов « Русские женщины».
7. М.Е.Салтыков-Щедрин «Сказки».
8. М.Горький «Детство».
9. В.Богомолов « Иван».
10. А.Маршалл « Я умею прыгать через лужи».
11. А.Свирский « Рыжик».
12. Г.Троепольский « Белый Бим Черное ухо»
13. А. Дюма « Три мушкетера».
14. Ф.Купер «Зверобой», «Следопыт».
15. М.Твен « Принц и нищий».
16. А.Беляев « Человек-амфибия».
17. Г.Уэллс « Человек-невидимка».
18. В.Каверин « Два капитана».
19. Р.Фраерман « Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».
20. Н. Соротокина « Гардемарины, вперед!».
21. А.Алексин « А тем временем где-то…», « Поздний ребенок».
22. А.Лиханов « Никто».
23. К.Булычев « Девочка с Земли».
24. В.Медведев «Баранкин, будь человеком!».
25. В.Катаев « Сын полка»
26. Б.Полевой « Повесть о настоящем человеке».

Раздел: Учеба, школа. дайте список литературы на лето для 7 класса. Т.е. у кого сейчас семиклассники, скопируйте оглавление учебника, плиииз. :) Или если кому дали списки чтения на лето на следующий, 7 класс, поделитесь, пожалуйста.

списки Проза Про семью Нон-Фикшн Малышам Про зверей Каникулы Серии О школе Дети спасают мир Проза весь список 5-6 Лет 6-7 лет 1-2-й класс 3-4-й класс 5-8-й класс Старшеклассники Хорошие книги - новые и любимые. Нина Грёнтвед «Привет! Это я… (не оставляй меня снова одну…)» Юрий Коваль «Картофельная собака» Андреас Штайнхёфель «Рико, Оскар и тени темнее темного» Мони Нильсон «Цацики и Вселенная» Роальд Даль «Джеймс и Чудо-Персик», «Изумительный мистер Лис», «Огромный крокодил» Давид Гроссман...

Первый вариант «Списка из 100 книг», которые должен прочитать каждый школьник, готов. Правда, число вошедших в него изданий в несколько раз превышает указанное в заглавии. Первая реакция экспертов на перечень обязательной литературы негативная. - Это халтура, не вызывающая ничего, кроме досады, - заявил на слушаниях «Роль литературы в формировании нравственного общества и сильного государства» в Общественной палате театральный критик Григорий Заславский. - К примеру, странно, что в перечне...

Чудесное лето в этом году. Такая погода, прям как надо. И настроение тоже как надо. И даже полный облом с поездкой в Грецию из за ветрянки как то по забылся уже, видимо я вообще не верила, что куда то мы наконец поедем, поэтому расстроиться сильно не удалось. И полная Ж с работой. И все это лишний раз доказывает что не в обстоятельствах дело, а в нашем отношении к ним. Катаемся на велике(о, моя бедная Ж, на этом малюсеньком сиденье) прям с удовольствием. Оса правда которая влетела мне в...

Готовлю ребенка к отъезду на лето к бабушке. Купили эл. книжку, ночью закачивала "литературу". Пребываю в некотором удивлении. Ошибок у нее в этом списке стоооолько, что вызывает недоумение. Неужели нельзя было давать детям сложные имена, написав их на доске? По крайней мере мой учитель литературы, помнится, именно так и поступал вплоть до 9 класса. Из перлов: Пазиль из Кондер ("угадай, кто?" называется...) В.П. Остафьев (ну да, ну да...) ЖелезнЯков вместо ЖелезнИкова (хорошо хоть список...

Обсуждение

Даааааа....
Пазиль из Кондер - это сильно))
А вообще, действительно, упущение педагога. Мог бы и в распечатанном виде всем список раздать - чай XXI век на дворе.

А нашим вот задают список на лето, а потом не проверяют и никак не обсуждают. Что же проходят по литературе в 7 классе, кто знает? А для 5 класса на этом сайте вот такой список: 1. Василий Андреевич Жуковский.

Обсуждение

1. гоголь "майская ночь или утопленница"
2. жуковский "спящая царевна"
3. крылов басни
4. лермонтов ашик-кериб
5.пушкин руслан и людмила
6. толстой кавказский пленник
7. тургенев муму
8. чехов ванька мальчики
9. пантелеев республика шкид
10. кассиль швамбрания
11. аксенов мой дедушка-памятник
12. алексин повести
13. андерсен сказки снежная королева
14. лагерлев путешествие нильса
15. линдгрен пеппи
16. сетон-томпсон
17. лондон белый клык
18. кинан-роулинг сверстники
19. твен том сойер, гек финн
20. бернет таинственный сад
21. уайльд звездный мальчеГ
22. додж серебряные коньки
23. даррелл

Репетиторский центр Пифагор приглашает учащихся с 1-го по 11-класс на летнюю программу обучения. Мы предлагаем модульную программу обучения. 1 модуль главный предмет – математика 2 модуль – главный предмет – физика 3 модуль - главный предмет - биология 4 модуль - главный предмет - русский язык Дополнительные предметы на выбор: химия, история, география, обществознание, английский язык, информатика. Курс рассчитан на 80 часов: 50 по основному предмету и 30 по - дополнительному. Курс обучения...

А мы в этом году отдыхали на джайлоо - высокогорном пастбище лошадей и пили кобылье молоко. Считается, что оно лечит кучу болезней от легочных до желудочных, ну и просто наполняет иммунитетом по самую шею. У старшего кашель, поэтому мы туда отправились отдыхать. Кроме молока там просто невероятный воздух, пахнет травами (изредка навозом, но не надо ходить, куда не надо:)) + Катание на лошадях, + покорение горных вершин, +запасы мяты, душицы, зверобоя, +дети увидели животных в их...

Список литературы на лето. Домашние задания. Ребенок от 10 до 13. раньше читали во время обучения. еще помню в классе 7 или 8 ммолодую гвардию - объем как 2 тома ВиМ - читали тоже в процессе учебном, а не заранее. я правда классе в 3 ее прочитала, поэтому...

Обсуждение

Чехов "Хирургия", Бунин "Косцы", Дефо "Робинзон Крузо", Твен "Принц и нищий", Тургенев "Муму" и т.д.

К(атя?), если вы ходите в РГДБ, там есть книжки (сборники) под названием "Чтение на лето. Переходим в 5-й класс" и так, для любого класса. Конечно, читающим детям это вряд ли будет интересно, но так, чтобы сориентироваться или если кому надо в дорогу взять. Хотя мне кажется, в каждой школе своя программа и по внеклассному чтению в том числе. У нас вот его нет в принципе.

Раздел: Домашние задания (список литературы на лето 8 класс украина). Вопрос мамам, чьи дети заканчивают 7 класс: вам дают список литературы, что летом почитать? Может кто напишет,а?

Обсуждение

На лето конкретно дали такой список:

1.Ч.Диккенс "Дэвид Копперфилд
2.Ш.Бронте "Джейн Эйр"
3. Э. Ростан "Сирано де Бержерак"
4. А.К. Толстой "Князь Серебряный"
5. Л.Н. Тостой "Хаджи-Мурат"
6.Г. Уэллс "Война миров"
7. А. и. Б. Стругацкие "Трудно быть богом"
8. В Каверин "Два капитана"
9. Джером К. Джером "Трое в лодке, не считая собаки"
10. Н.В. Гоголь "Петербургские повести"

Это не то, что они будут проходить в 8 классе. Это именно список на лето.

Античная литература. 1. Мифы троянского цикла. 2.Гомер Илиада.(Текстуальное знание глав 1,6, 16,22,24). Наизусть 15 строк. 3.Античная лирика: Сапфо, Анакреонт, Катулл, Гораций (наиз.3 стих-я). 4. Софокл Царь Эдип. Зарубежная литература. 1.Данте Божественная комедия (1 часть). 2. Петрарка. Сонеты. 3. Шекспир. Сонеты. 4. Дж.Боккаччо. Декамерон (1 день,2,5,6,10). 5.Шекспир. Гамлет. Ромео и Джульетта.(1 монолог наиз.). 6. Ж.Б.Мольер. Мещанин во дворянстве. Древнерусская лит-ра. 1. Повесть временных лет (основные сюжеты). 2.Сказание о Борисе и Глебе. 3. Поучение Владимира Мономаха. 4. Слово о полку Игореве.5. Житие Сергия Радонежского. 6. Житие протопопа Аввакума. 7. Повесть о Петре и Февронии. 8. Повесть о Горе-Злосчастии. Русская лит-ра 17-18 вв. 1. Обзорно: С.Полоцкий, А.Д.Кантемир, В.К.Тредиаковский. 2. М.Ломоносов. 3.Г.Державин. 4.Фонвизин. Недоросль. 5.Радищев. Путешествие из Петербурга в Москву. 6.Крылов. Басни. 7. Карамзин. Бедная Лиза. Доп. лит-ра. 1.Лосев.Гомер. 2.И.Гилилов.Игра об Уильяме Шекспире... 3.Булгаков. Жизнь господина де Мольера. 4.Б.Зайцев. Сергий Радонежский. 5.Ст.Рассадин.Сатиры смелый властелин. 5.Вл.Ходасевич. Державин. 6.Пушкин. Александр Радищев. 7.Лотман. Карамзин.

26.05.2009 18:39:54, читаю

У нас вот такой: Список произведений, изучаемых в 7 классе и рекомендуемых для летнего чтения. Зарубежная литература. Учительница рекомендовала список произведений Лескова на лето. Сейчас все не помню, но меня впечатлило. Соборяне, например...

Список литературы на лето (1-й класс). Давали кому-нибудь? Огласите, пожалуйста:-) Наша учительница только свои материальные пожелания на собрании высказала и пообещала со второго класса рвать тетради, если в них будет грязь.

Обсуждение

Пришла с собрания. Получила список:
1. Русские народные сказки, загадки, песенки.
2. Успенский. Крокодил Гена и его друзья
3. Носов. Приключения Незнайки и его друзей
4. Гайдар. Чук и гек.
5. Драгунский. Денискины рассказы.

Андерсен "Дюймовочка", "Гадкий утенок", "Огниво" и др
Ш.Перро. сказки (4 шт)
Киплинг Р. "Сказки", "Рикки-тики-тави"
В.И.Даль "Девочка-Снегурочка", "Старичок-годовичок"
Пушкин А. "Сказки"
С.Баруздин. Расcказы.
Б.Житков "Зоосад", "Галка"
Русские народные сказки (5-6 шт. по выбору)
Э. Успенский "Крокодил Гена...", "Про Веру и Анфису"
Г.Снегирев "Маленькое чудовище", "Про пингвинов", "Домик осминога"
М.Пришвин Рассказы (9 шт)
Н.Носов Рассказы (5 шт)

Это весь наш список. Поскольку деть у меня крайне нечитающий, даже это вызывает у него уныние, а у меня заранее предчувствие больших проблем и нервотрепки... У меня руки опускаются... Тем более, что по сути следить за тем, чтобы он читал, я смогу только в июне. Ну как приучить мелкого читать????

Глава шестая

МЕЛКИЙ БЕС

Недотыкомка серая

Всё вокруг меня вьется да вертится, -

То не Лихо ль со мною очертится

Во единый погибельный круг?

Недотыкомка серая

Истомила коварной улыбкою,

Истомила присядкою зыбкою, -

Помоги мне, таинственный друг!

Секрет чертовской популярности. - Фантастика обыденного. - Братская нежность. - Бессмертие Передонова. - Романы о сатане

Главный роман Сологуба «Мелкий бес» - самый гармоничный из созданных им крупных прозаических текстов. Он динамичен и оригинален, порок в нем узнаваем до заразительности, красота - неуловима и поэтому убедительна. Как и предыдущий роман «Тяжелые сны», он создавался долго, десять лет - с 1892 по 1902 год. Творческая зрелость писателя проявилась в том, что на этот раз сокращения и правки романа были сделаны без скандалов. Сологуб нашел в себе силы выкинуть из первоначального варианта побочный сюжет о визите в город двух литераторов и множество сцен телесных наказаний, которые оскорбляли вкус первых читателей рукописи. История создания «Мелкого беса» - это торжество редактуры и смирения авторских притязаний, торжество чувства меры. А ведь середина, как писал Мережковский, - это и есть черт, вечный компромисс, не знающий крайностей. Роман Сологуба - о черте в нас. Добужинский, нарисовавший недотыкомку для обложки романа, вспоминал о своих последующих визитах к писателю: «…в книжном шкафу за стеклом выглядывала „недотыкомка“, мной нарисованная». Она ернически поглядывала на житье-бытье своего создателя.

Даже препоны на пути публикации романа, которые ставились автору до 1905 года, оказались ему в конечном счете на руку. В течение двух лет ни один журнал не принимал рукопись «Мелкого беса». Наиболее близким по эстетическим установкам был для Сологуба «Новый путь» Мережковских, однако для журнала религиозной направленности сюжет романа совсем не подходил. «Нас и без того подозревали во всех содомских грехах», - писал редактор журнала Перцов. Пока с рукописью знакомилось ближайшее литературное окружение Сологуба, он прислушивался к советам читателей. Так из романа исчезли однотипные и отягощавшие его композицию эпизоды. В 1905 году началась публикация романа в журнале «Вопросы жизни», но она не была доведена до конца: издание, как уже говорилось ранее, закрылось. Лишь в 1907 году роман был издан целиком, был замечен публикой и критикой.

Основная сюжетная линия романа посвящена Ардальону Передонову - тупому и пошлому учителю гимназии, который мечтает по протекции получить место инспектора и женится ради этого на своей давней сожительнице Варваре. Желаемой должности он так и не получает, в результате чего сходит с ума, творя бесчинства и смущая своим поведением весь город. В бреду ему начинает являться недотыкомка - серая бесформенная нежить, мелкая и гадкая, как душонка самого Передонова. Вторая сюжетная линия, очевидно противостоящая первой, посвящена роману девицы Людмилы Рутиловой и подростка-гимназиста Саши Пыльникова. Нежное чувство этих двоих овеяно первыми смутными желаниями, неосознанными и оттого особенно сладкими. Саше хочется «что-то сделать ей, милое или больное, нежное или стыдное, - но что?». Телесная красота, ценимая Людмилой, порочна с точки зрения обывателя, но невинна и прекрасна для Сологуба - создателя рассказа «Красота», писателя, который исповедовал языческое поклонение телу.

Крайности в этом романе соединяются в нерасторжимое целое. Учитель - подлец, греховодница - праведна. Предыдущий роман Сологуба «Тяжелые сны», по всеобщему мнению, был слишком приземленным. Следующий известный крупный прозаический опыт писателя - роман «Творимая легенда» - оказался слишком фантастичным и необычным до анекдотичности. Лишь «Мелкий бес» удачно сочетал в себе фантастику и реальность, мечту и грязь. И даже в названии романа, вероятно, был заложен оксюморон, сочетание несочетаемого. Согласно одной из христианских трактовок, бес не может быть мелким, поскольку он - не слуга сатаны, а сам сатана, глава злых сил. Прежняя проза Сологуба называлась обычно по преобладающему душевному состоянию героев или по яркому образу из текста: «Прятки», «Утешение», «Обруч». Названия вообще не были сильной стороной писателя, и сборники стихов он в начале своего творческого пути часто никак не называл, ограничиваясь порядковым номером книги. Давать названия стихотворениям Сологуб тоже не любил. Роман «Мелкий бес» неоднозначен во всём, начиная с названия, и во всём знаменует собой новую ступень в развитии автора.

«Сологуб, бесспорно, поэт антирелигиозный», - объявил критик И. Розенфельд, исходя из безысходности его мировидения. В отличие от мифологем, созданных писателем в лирике (земля Ойле, звезда Маир), мелкий бес по имени Недотыкомка явно связан с традиционной христианской верой при одном главном отличии: авторский миф строится вокруг черта, а не вокруг бога, как все мифы народов мира. Место действия романа «Мелкий бес» - русский провинциальный город, в котором вся жизнь размерена церковными службами. Чтобы тайно встретиться с гимназистом Сашей, девица Людмила подгадывает, когда его квартирная хозяйка Коковкина будет возвращаться со службы, дабы Людмилины сестры могли заманить ее в гости. Роман начинается с того, как прихожане расходятся после праздничной обедни, они только что причастились, очистились от грехов - и уже снова заводят ехидные и порочные разговоры.

Как ни странно, даже заглядывая в церковь, Сологуб выбивается из христианской литературной традиции, в соответствии с которой произведение должно вести читателя от греха к просветлению, от низкого быта к колокольному звону церковного праздника. Так было в русской культуре от «Выбранных мест из переписки с друзьями» Гоголя до «Соборян» Лескова и далее, вплоть до XX века, когда отзвуки этой традиции ощущались, например, в фильме Тарковского «Андрей Рублев». В «Мелком бесе» Сологуба как в тексте о бесовщине эта схема перевернута: роман начинается с обедни, а заканчивается безбожными поступками и ситуациями - маскарадом и убийством.

В романе постоянно встречаются смысловые перевертыши и оборотни. Там, где должно быть место для бога, обосновался дьявол. Церковь попрана всюду, где появляется главный герой «Мелкого беса» - учитель-садист Передонов. В начале романа Передонов у себя дома «отпевает» грязную подушку, представляя на ее месте ненавистную квартирную хозяйку. В другой раз, ближе к финалу, во время венчания Варвары и Передонова церковь уподобляется сначала театру (по законам драмы за колоннами прячутся, подсматривая, сестры Рутиловы), а потом и кабаку - когда в храм вваливаются пьяные гости.

Бесовщина всегда влекла читателей, и как десятилетия подряд продолжает быть культовым роман Булгакова «Мастер и Маргарита», так в свое время прогремел «Мелкий бес» Сологуба, тоже вызывающий в читателе и буйную веселость, и тяжелую грусть. Секрет успеха обоих романов еще и в том, что чертовщина проникает в этих текстах в нашу, абсолютно узнаваемую и реальную жизнь.

Многие образы в главном романе Сологуба имеют двоякий смысл: это одновременно и емкие символы, и бытовые детали. Передонов носит очки в золотой оправе, на свадьбу хочет купить себе и Варваре не обручальные кольца, а обручальные браслеты - чтобы смотрелось богаче, чем у других. Бесовское золото здесь - символ, одними деньгами занят тупой мозг Передонова. Но это и реальная бытовая деталь: золотые очки - знак того, что Передонов - обеспеченный, видный жених, особенно в масштабах своего города. Женские персонажи, приятельницы Передонова, тоже наделены дьявольскими чертами. Дым табака, который постоянно испускает Вершина, можно трактовать как чертовские клубы дыма, а можно - как бытописательную деталь, объясняющую, почему у героини черные, гнилые зубы. У другой героини, Грушиной, разные глаза - один поменьше, другой побольше. Даже малопроницательный Передонов замечает, что это бесовская черта, но в то же время это просто деталь ее не слишком привлекательного для мужчин облика.

Гармоничность романа не могла бы быть достигнута, если бы в нем царили только бесы и пошлость. В предисловии ко второму изданию «Мелкого беса» Сологуб писал о романе как о зеркале: «Уродливое и прекрасное отражаются в нем одинаково точно». Образ эстетического идеала, очевидно, тоже был намечен к воплощению писателем. Большинство критиков, внимательно знакомившихся с творчеством Сологуба, связывали этот идеал с сюжетной линией Людмилы и Саши. Иванов-Разумник писал: «„Красота“ - вот то „заветное слово“, которым Сологуб хочет отогнать от себя недотыкомку мещанства…», имея в виду знаменитое стихотворение Сологуба «Недотыкомка серая», опубликованное отдельно от романа и связанное с лирическим героем Сологуба, а не с фигурой Передонова. Евгений Аничков считал: «Людмила - „язычница“, но она религиозна в язычестве своем, а потому и она, и любовь ее даже святы». Критик Владимиров трактовал образ этой героини в еще более возвышенном роде: «Людмила ищет иных волнений, сходных с волнениями творца, задумавшего создать новый мир, новые отношения между людьми и полами». Особенно новы эти отношения в городе, где все романтические связи устраиваются в поисках выгоды. За отвратительным Передоновым охотятся многочисленные невесты, так что он в романе - и Фауст, и Мефистофель, совращаемый и совращающий. Традиционная фольклорная схема сватовства, часто используемая Сологубом (повторенная, например, в романе «Слаще яда»), здесь перевернута: не женихи борются за прекраснейшую, а три сестры Рутиловы, Людмила, Дарья и Валерия, соревнуются в желании обвенчаться с будущим инспектором Передоновым. От пошлости города Людмилу спасает потом только ее тайная любовь к подростку.

Людмила, в отличие от Передонова, любит запах ладана, как любит она всё красивое и приятное. Но эта любовь не связана с верой. Как и Грушина, она уверена, что «души нет». Людмила не противопоставлена «мелкому бесу» Передонову как образец безгрешности, она в принципе выбивается из христианской системы координат. Этике в ее образе противостоит эстетика. Людмила живет в благоухающих покоях - Передонов в затхлом, спертом воздухе. Сологуб, безусловно, и сам любил духи и разные изысканные ароматы. Об этом можно догадаться хотя бы по его осведомленности в данной теме. Современники вспоминали, что Федор Кузьмич привык держать на столе флаконы с духами.

Отношения Людмилы с Сашей одновременно и порочны, и невинны, словно любовь брата и сестры. Для Сологуба, представлявшего себе детство как диктат родителей над детьми, такие отношения равенства, самодостаточные и закрытые от остальных, были близки к идеальным. Вероятно, мотив платонической братско-сестринской любви имел корни и в биографии писателя. Среди персонажей, выделяющихся на фоне всеобщего хамства, видное место в романе занимает просвещенная и добрая барышня Надежда Адаменко, сама воспитывающая брата Мишу. В мире друг с другом живут невеста-бесприданница Марта и ее братец Владя. Этим последним Сологуб дарит свою любимую привычку ходить босиком. Один только Передонов не может поверить в бескорыстную привязанность людей друг к другу и надеется, что Владя подожжет Марте ее скромное платье. Взрослых Передонов опасается и строчит на них глупые неправдоподобные доносы. Только на детях и животных может отыграться этот мелкий и жалкий бес.

Что бы ни задумал Передонов, он все делает с оглядкой, исподтишка. Его высказывания половинчаты; если он врет, то старается добавить к своей лжи часть правды - перестраховаться. Его приятельнице Преполовенской доносят, что Передонов распускал слухи о ее непорядочном поведении до брака. Ардальон Борисыч бежит за ней, чтобы опровергнуть эти наговоры: «Я только раз сказал… что вы - дура, да и то со злости». Предводителю дворянства Вериге он признается, что когда-то в юности мечтал, как и все, о конституции, но о такой, чтобы в стране не было парламента. Совершая визиты в дома городских чиновников, он заискивает, юлит мелким бесом, уподобляясь недотыкомке - своей галлюцинации. Критик Александр Измайлов писал об этом герое: «Это именно мелкий, куцый, жалкий бес мелкой практичности». Недотыкомка тоже подстраивается под своего «хозяина», обретает черты Передонова: он «со злобою думал, что к какому-нибудь начальнику недотыкомка не посмела бы забраться».

Передонов имеет собственную, пусть пошлую и жалкую, систему ценностей, а значит, как ни странно, он видит перед собой и некий идеал. Возможность такого идеала отрицал Корней Чуковский, считавший, что даже если Сологуб улетит на свою Ойле, то его персонаж навсегда останется без утешения: у него нет высокой мечты. Да, возвышенного идеала у такого героя быть не может. Но у него есть мечта о высокой должности и немедленном обогащении - настолько абсурдная, что даже отданная в заклад душа не может приблизить героя к ее воплощению. Поспорить с Чуковским мог бы Иванов-Разумник: «…инспекторское место получает в романе такое символическое и трагическое значение, что становится „страшно, за человека страшно“… Жизнь бесцельна, но у Передонова есть цель: получить инспекторское место, которое сразу сделает осмысленным его существование… Не кажется ли вам, что мы уже что-то слышали об том „инспекторском месте“, что мы знаем его под другими названиями?» По мнению Иванова-Разумника, одно из этих других названий - «земля Ойле самого Ф. Сологуба».

Мечта о получении инспекторской должности играет в романе такое же вселенское, трагическое значение, как пошив шинели в знаменитой повести Гоголя. Передонов - фактически тоже маленький человек, необходимость жалости к которому признавала Зинаида Гиппиус: «Кой черт тут „сатира“, „воплощенное зло“, когда живой человек, вчерашний, завтрашний Ардальон Передонов находится в таком беспримерном, беспросветном несчастий!» Гиппиус считала: «Ясно, что Сологуб вывел его помимо желания, не знает его и нисколько за него не отвечает».

Так ли уж не понимал Сологуб своего героя? Недотыкомка - это юлящая, убегающая душа Передонова. Главный герой, Передонов, - образец всех пороков своего города. А пороки - часть человеческой души, в том числе и авторской. В предисловии ко второму изданию Сологуб отрекался от любых сближений себя со своим героем. Но, как вспоминал Эрих Голлербах, «он любил иногда прикинуться колдуном, циником, нигилистом, эротоманом, забиякой, сатанистом, еще кем-то». В этом перечне - все важнейшие характеристики героев романа. Поэтесса Елена Данько свидетельствовала, что в поздние годы писатель признавался: «Я… протащил через себя Передонова».

«Передонов, конечно, не Сологуб, но недотыкомка-то у них общая», - резонно отмечал Владимир Боцяновский. В этом контексте Сологуб - тот самый «таинственный друг» своего героя, который, если вспомнить знаменитое стихотворение, мог бы отогнать страшную нежить ударами наотмашь, но не стал. Действительно, недотыкомку видят только автор и Передонов, другим героям романа она не показывается, даже если они застают Передонова наедине с его галлюцинацией.

Всё чаще по ходу действия появляется в романе недотыкомка. Если вначале Передонов говорит Марте, что сглазить нельзя, что это лишь суеверие, то чем ближе роман подходит к финалу, тем больше завладевают героем мистические силы. И когда оказывается, что Передонов сходит с ума, читатель может вздохнуть спокойно: недотыкомка существует только в воображении героя. «Передонов вовсе не так страшен, когда он пациент психиатра», - писал Измайлов. Реальность прогоняет беса. Но если бы она могла изгнать недотыкомку навсегда, не был бы адом весь небольшой город, в котором разворачивается действие романа.

Ненормален в романе не один Передонов. Смех героев в романе Сологуба, как правило, нервный, болезненный, не считая смеха Людмилы. Смеются гости Передонова, превратившие его дом в вертеп. Они постоянно сравниваются с животными, потому что потеряли человеческий облик и хотят всё ломать, пачкать, портить. Смеется, как будто блеет, Володин. Смеется от злости Передонов. Хихикает и недотыкомка.

В своем безумии Передонов открывает в себе метафизическое стремление к вечной жизни. Инспекторское место - это хорошо, но еще более смелая его мечта, порожденная сумасшествием, - не работать вообще. Как герои Чехова, он строит планы на будущее человечества через несколько столетий, когда, по его мнению, за человека будут трудиться машины. Передонов убежден, что, в отличие от Володина, доживет до этого времени. Бессмертие он приписывает не только себе, но и своей мнимой любовнице - княгине Волчанской. Поначалу Передонов уверяет знакомых, что Волчанской 100 лет, затем - что 150, в следующий раз уже сообщает, что она прожила два столетия. Герою хочется обрести бессмертие, поскольку страх перед смертью преследовал его на протяжении всего романа. По крайней мере восемь раз Передонов высказывает опасения, что его разными способами отравят. Тема смерти предваряется сравнениями: Передонов выглядел как мертвый, когда сжег игральные карты, казавшиеся ему живыми. Позже он - «как труп».

С безумием и бесовщиной связаны дикие, пошлые или пьяные пляски героев: Дарьи Рутиловой, гостей Передонова. Эти пляски перетекают в решающую сцену маскарада, во время которого герои как будто сбрасывают, а не надевают маски. Все они - оборотни, живущие и в реальном, и в фантастическом мире. Мальчик Саша переоделся японской гейшей, благодаря чему подчеркивается двусмысленная эротическая тема, связанная с этим героем. Грушина, охотница за потенциальными женихами, оделась богиней Дианой. Варвара - кухаркой, под стать своей неотесанности. Простоватая учительница Скобочкина - медведицей. Страстные сестры Людмила и Валерия - цыганкой и испанкой.

Страхи Передонова - выдуманные, как пророчества ряженой цыганки на маскараде. Но последствия его страхов совершенно реальны: он поджигает дом общественного собрания и убивает похожего на барана, глупого и доверчивого Володина, пародийного «агнца» в этом пародийном мире. Подражая своему герою, автор вывертывает смыслы наизнанку.

Благодаря изящной и ненавязчивой символике, балансированию на грани между загадкой и очевидностью роман «Мелкий бес» стал высшим прозаическим успехом Сологуба, а мог бы побороться и за звание главного романа русского символизма. Известный критик-эмигрант Дмитрий Петрович Святополк-Мирский, большой поклонник Сологуба, считал, что «Мелкого беса» «можно считать лучшим русским романом после Достоевского».

В дни наивысшей популярности «Мелкий бес» стоил дороже других книг Сологуба. Впрочем, стихи и без того продавались дешевле прозы. Самая объемная книга сологубовских стихов «Пламенный круг» стоила 1 рубль 25 копеек, маленькие сборники были совсем недорогими. «Стихи. Книгу первую» можно было приобрести за 50 копеек, «Змия. Стихи. Книгу шестую» - за 40 копеек, а знаменитого «Мелкого беса» - не менее чем за 1 рубль 75 копеек. Но публику по всей стране цены не останавливали. Сергей Городецкий писал Федору Кузьмичу с Кавказа, поздравляя его с успехом романа: «На юге он всюду в окнах магазинов и, как я слышал, хорошо покупается, несмотря на несколько высокую цену». Писательница и фельетонистка Тэффи в переписке с Сологубом тоже обращала внимание на заслуженную популярность «Мелкого беса». Пересылая вырезку из газеты, в которой Передонов сравнивался с чеховским «футлярным человеком», Тэффи шутила: «Смотрите, дорогой Федор Кузьмич! На Вас уже ссылки в передовых статьях. Скоро начнут ссылаться в правительственных указах».

«Мелкий бес» — роман Ф. Сологуба. Написан в период с 1892 по 1902 г. В 1905 г. печатался в журнале «Вопросы жизни»; — в марте 1907 г. вышел полным текстом в издательстве «Шиповник» (в 1908—1910 гг. переиздавался «Шиповником» еще пять раз). Это первое эпическое произведение, созданное в русле символистского литературного направления. Однако роман долгое время воспринимался как произведение реалистическое (едва ли не натуралистическое), чему способствовали по-видимому особенности его содержания.

Действие происходит в небольшом уездном городе конца XIX века. Главный герой романа «Мелкий бес» Сологуба — гимназический учитель Передонов. Он мечтает о повышении по службе — о получении инспекторского места. Передонов невежественен, ограничен. В душе Передонов — насильник и палач: он ненавидит учеников, которых преследует и на которых доносит начальству и испытывает сладострастное наслаждение, если удается подвергнуть гимназистов физическим или нравственным мучениям. Вместе с тем Передонов испытывает необъяснимый страх перед жизнью, страдает манией преследования (убежден, что его подозревают в либеральных идеях и следят за им). Чтобы ложные наветы не помешали карьере, он решает обойти всех чиновников города с уверениями о своей благонадежности. Так возникает в романе «Мелкий бес» Сологуба широкая картина провинциальных нравов, представленная разнообразными социальными типами (директор и учителя гимназии, исправник, предводитель дворянства, прокурор, городской голова и другие).

Одновременно разворачивается интрига личной жизни Передонова. Сожительница Варвара, желающая прочно привязать его к себе, пишет от лица знакомой петербургской княгини письмо, в котором княгиня «обещает» Передонову должность инспектора — но при обязательном условии его женитьбы на Варваре. Неотступная дума о великосветской покровительнице, которая обеспечит «выгодное место», приобретает в его сознании вид болезни: благодетельница мерещится ему даже в колоде карт (явный парафраз эпизодов «Пиковой дамы»). Постепенно Передоновым овладевают разнообразные мании: преследования, доноса и разоблачения, завистничества и любовного соперничества. Сознание героя не выдерживает, и в момент острого помрачения рассудка он совершает страшное убийство.

По своему содержанию «Мелкий бес» Сологуба как будто включается в ряд произведений на традиционную тему о пошлости, одуряющей скуке и дикости провинциальной жизни, а главный герой воспринимается как типическая фигура русской классики — «маленький человек». Однако подробно разработанный пласт социально-исторической и бытовой жизни провинции на самом деле является только одним из уровней содержания произведения и далеко не самым существенным для писателя.

«Мелкий бес» принадлежит к числу первых произведений неомифологического сознания, явившегося реакцией на позитивизм предыдущего столетия. В начале нового века в культуре возникает острый интерес к архаической и классической мифологии. Символисты активно используют в ткани художественных произведений мифологические сюжеты и мотивы, причем в такой роли выступает не только мифология в узком смысле, но исторические предания, историко-культурная реальность прошедших эпох, известные литературные произведения прошлого. Таким образом, символистский текст пропитывается аллюзиями и начинает «читаться» не как отражение некой объективной реальности, но как сумма разнообразных «чужих языков», некогда возникших для описания этой реальности.

Традиционный вопрос о жизненных прототипах героев в символистском романе решается по-новому. Конечно, Сологуб, десять лет учительствовавший в глухой провинции, наблюдал в реальности людей и более причудливых, чем его фантастический Передонов; но не с них он «писал» героя «Мелкого беса». Передонов — «цитатный» персонаж, он буквально составлен из явных или скрытых литературных аллюзий: подобно Евгению из «Медного всадника», он желает устроить свою «маленькую» жизнь, но — сходит с ума; скрытный и честолюбивый, подобно Германну из «Пиковой дамы», он бредит всесильной петербургской старухой-княгиней; как гоголевский Подколесин мучается вопросом: жениться — не жениться; как Чичиков, исполняя задуманный план, хочет заручиться поддержкой важных лиц города; как Поприщин из «Записок сумасшедшего» не может выдержать жестокого давления жизни: как Глумов из пьесы А.Н.Островского добивается правдами и неправдами «доходного места» и подобно другому Глумову из «Современной идиллии» Щедрина проделывает эволюцию от призрачного либерализма к вполне реальной подлости и реакционности; мнительный и подозрительный, он так же «путается» в страшной действительности, как Голядкин Ф.М. Достоевского или Беликов А.П. Чехова, соединяя в своей личности черты жалкой жертвы и отталкивающей звериной агрессивности. Перечень литературных прототипов Передонова далеко не полон, в нем угадываются черты и возможности чуть ли не всех ключевых героев русской классики. Такой способ построения персонажа (и текста в целом) должен, по мнению автора, будить в душе читателя обширные сцепления мыслей, чувств, настроений. Это значит, что изображаемый человек или явление становятся символическими образами, то есть потенциально содержат в себе множество возможных интерпретаций. На уровне социально-реалистическом Передонов воспринимается как свидетельство общественной реакции 1880—1890-х гг. (мотив доносительства героя). На уровне культурно-историческом Передонов замыкает галерею индивидуалистов-бунтарей. Противостояние отдельной личности — среде широко запечатлела русская литература XIX века: такое противостояние изображалось нередко в драматическом или даже героическом ореоле. Конфликт между индивидом и обществом, естественно, сохраняет свою силу и к концу века. Но все чаще литература занимается проблемой разложения индивидуалистического сознания.

Наконец, на символическом уровне повествования Передонов воспринимается знаком общей человеческой судьбы в мировом бытии, не зависимой от конкретного времени, особенностей той или иной эпохи. В Передонове показана обделенность человека вообще, поскольку для него в сущности закрыты пути к познанию жизни. Про Передонова в романе говорится: «он и сам не сознавал, что тоже, как и все люди, стремится к истине... Он не мог найти для себя истины, и запутался, и погибал». Жизнь отчуждает человека от себя, следствием чего является искажение самой человеческой природы, которая проникается ожесточением, злыми губительными инстинктами. «Он был слеп и жалок, как многие из нас», ибо «глухо заперты двери». Именно в этом плане романного мира возможно сочувствие читателя к Передонову, возможно различение в его отталкивающей личности трагических черт. Передоновшина на этом уровне — общие свойства человеческой родовой судьбы.

Романный хронотоп «Мелкого беса» характеризуется неподвижностью времени и призрачностью пространства. В этом мире не происходит развития, не возникает картин прекрасного будущего, не происходит благодетельной победы добра. Здесь господствует закон вечного повторения того, что уже было в русской истории и культуре и что возвращается вновь в измельчавшем и выродившемся виде. «Стоило ли жить десятилетия, болезненно претерпевать всевозможные эволюции, — вопрошал один из первых критиков романа, — чтобы, начав Онегиными и Печориными, через фазы Чичиковых... и Обломовых спуститься до Передонова?..»

Художественное пространство моделирует восприятие постепенно впадающего в безумие героя. Правда, окружающие не замечают его болезни, в странностях его поведения видят лишь склонность к чудачествам. «Петрушку валяет», — так комментирует слова и действия Передонова Варвара. Объективная действительность органично смыкается с болезненными видениями героя, не противореча, а лишь дополняя их. Картина жизни дается Сологубом на стыке галлюцинаций, бреда, болезненных снов и зримых реалий жизни, которая в целом характеризуется миражностью, оборотничеством, демонической игрой скрытых сил. Роман населен таинственными существами, среди них — кот, который, может быть, «жандармский офицер» и «подслушивает»; невиданная птица — Глаз; оживающая колода карт, гимназический учитель Володин, который вместе с тем «баран», предназначенный к жертвоприношению.

Очень кратко Учитель гимназии живёт одной мыслью: повышение в должности. Он сам не замечает, как постепенно эта навязчивая идея доводит его до помешательства. Но ещё неизвестно, есть ли в этом городе пороков кто-то не безумный...

Ардальон Борисыч Передонов - учитель словесности в гимназии небольшого провинци­ального городка. Он человек образованный (кандидат университета), важный. Быть настороженным и сердитым - обычное состояние для Ардальона Борисыча, он всегда себе на уме: ну а как же доверять мерзким завистникам вокруг, которые только и ждут случая подставить его, испортить карьеру.

Передонов метит в инспектора, и небезосно­вательно: он уверяет всех знакомых, что сама княгиня Волчанская из Петербурга пообещала ему протекцию. Но есть одно обязательное условие: Передонов должен жениться на своей сожительнице (и троюродной сестре) Варваре Дмитриевне Малошиной - грубой, неряшливой, вульгарно раскрашенной женщине, - которая некогда служила у княгини портнихой. Кстати, от Варвары и узнал Ардальон Борисыч об обещании княгини. Эта женщина одержима идеей венчания с Передоновым, а он, в свою очередь, - получением должности.

Чтобы укрепить и ускорить решение Передонова жениться на ней, Варвара задумывает небольшую аферу: с помощью приятельницы Грушиной она изготавливает поддельное письмо, в котором от лица княгини уверяет Ардальона Борисыча, что место ему обеспечено, и чем скорее он женится на Варваре, тем скорее станет инспектором. Передонов, получив письмо, торжествует. Дело за малым: по его словам, венчаться недолго.

«Будущий инспектор» важничает, рассказывает о письме в домах своих знакомых, но становится ещё подозри­тельнее: он уверен, число завистников растёт, и они готовы на всё, лишь бы лишить его заветной мечты и занять его место. Передонов предпринимает меры предосто­рожности: он прячет сочинения Писарева, чтоб его не приняли за радикала или (ещё хуже) коммуниста, обходит всех крупных городских чиновников с целью предупредить о вражьей клевете, крупном заговоре против него.

Уже совсем войдя в роль инспектора, Передонов считает своей обязанностью лично посещать родителей своих воспитанников и докладывать им о плохой успеваемости и несносном поведении их отпрысков. Обычно Передонов обвиняет гимназистов не по делу, лишь с профилак­тической целью, и получает истинное удовольствие, если родители верят и при нём наказывают своих чад.

Тем временем Варвара остаётся неудовле­творённой из-за неизменившегося положения, она злится, ругается с прислугой, сплетничает с Грушиной. Однажды приятельница делится с ней интересной догадкой: Саша Пыльников, гимназист шестого класса, - это переодетая барышня. Якобы его тётке было выгоднее обучать дочь под видом своего племянника, а самого мальчика она оставила при себе. Варвара, разумеется, делится такой любопытной новостью с сожителем. Передонов, ни на секунду не усомнившись в ее словах, отправляется на квартиру, где проживал(а) гимназист(ка), однако визит оказался безуспешным. Тогда Передонов стал высмеивать Сашу в гимназии, а потом сообщил свои подозрения директору. Директор по фамилии Хрипач, конечно, в такие глупости не поверил, но всё же, когда был предоставлен случай, отправил Сашу на осмотр к врачу, после чего окончательно убедился, что гимназиста оклеветали, и успокоился.

Но в маленьком городке слухи расползаются со страшной быстротой, и вот уже любопытная озорница Людмила Рутилова, одна из четырёх сестриц Рутиловых (остальные - младшая Валерия, старшая Дарья и уже замужняя, остепенившаяся Лариса), идёт в дом к своей знакомой Коковкиной, у которой проживал гимназист Пыльников, дабы посмотреть на девушку, наряженную юношей. Людмила понимает, что ошиблась, но её интерес к Саше не пропадает. Она чистой любовью влюбляется в невинного, милого мальчика. Они видятся очень часто, каждый раз весело проводят время вдвоём и сильно сближаются. Скоро все в городе обсуждают порочную связь молоденького гимназиста и девицы, над Пыльниковым издеваются товарищи и учитель Передонов - главный зачинщик. Саше обидно за себя и за Людмилочку: в его глазах всё не так, как это представляют недобро­желатели.

Кажется, в целом городе нет никого, в чьём сознании живы ещё такие понятия, как доброта, честь, вежливость, терпимость. Каждое событие завязано на каком-то пороке или несуразности. Люди замечают только недостатки других, игнорируя свои собственные, обсуждают и осуждают друг друга. Самым ярким предста­вителем этого прогнившего общества является Передонов. В этом герое воплощены все негативные личностные черты, которыми только может обладать человек: грубость, невежество, ложь, лицемерие, лень, зависть, развратность, подлость. Но главной бедой Передонова становится его мнительность, она доводит его до безумия.

Слишком увлечённый разыгрыванием из себя важной персоны, Передонов постоянно откладывает свадьбу. Варвара решается на второе поддельное письмо, продумывает всё до мелочей, даже подкупает почтальона, чтобы тот во избежание всяческих сомнений при Ардальоне Борисыче доставил письмо в конверте. Теперь Передонов уверен: инспекторское место в его руках.

Пришло время жениться на Варваре. После венчания самоуве­ренность Передонова растёт в геометрической прогрессии. Она передаётся многим его знакомым: люди ждут, что вот-вот придёт бумага, и Передонов получит новую должность. Правда, в поведении Ардальона Борисыча проявляется некоторая странность: он вырезает глаза карточным дамам, королям и валетам, которые подглядывают за ним, или просит парикмахера остричь своего кота, чтобы обезопасить себя от вредоносного электри­ческого тока в его шерсти. Ни сам Передонов, ни его жена не придают особого значения этим странностям - лишь бы поскорее уехать на новое место! Но, разумеется, бумага не приходит, сумасшествие Передонова стремительно развивается.

Однажды Варвара, Грушина и одна их приятельница Преполо­венская собираются, чтобы выпить. Так вышло, что Варвара сболтнула про поддельные письма при посторонней. Та пообещала хранить тайну и по секрету рассказала обо всём Вершиной - главной местной сплетнице. Весть об обмане Передонова разносится по всему городу. Но сам Ардальон Борисыч не замечает подшучиваний и намёков - настолько тверда его мысль о повышении. Он настолько странно себя ведёт, что директор гимназии временно отстраняет его от занятий и приглашает губернского врача для освидетель­ствования психического расстройства своего сотрудника. Ардальон Борисыч только рад отставке.

Актёры местного театра организуют маскарад, на который собираются почти все жители города. На наряды не скупятся - всем хочется победить в конкурсе на лучший маскарадный костюм. Кем только не наряжаются горожане в день торжества - и женщиной-колосом, и древним германцем, и дамой-медведем, и мужчиной-петухом. Грушина, которую любезно просят прикрыться, выступает в образе богини Дианы. Сестры Рутиловы рядятся цыганкой, испанкой и турчанкой - вся их фантазия ушла на создание костюма для Саши Пыльникова.

По итогам конкурса, победителями становятся древний германец и гейша. Публика не радуется - только завидует. Сначала все набрасываются на германца и срывают с него маску: выясняется, что это актёр Бенгальский. Все убеждены, что он, будучи одним из организаторов, выиграл нечестно. Затем жертвой одичавшей толпы становится гейша. Чудом древнему германцу удаётся вырвать бедняжку из рук орущих и царапающихся обиженных, разъярённых женщин и мучимых любопытством мужчин. Будучи в безопасном месте, германец уговаривает гейшу раскрыться: ею оказывается Саша Пыльников. Шалость сестёр Рутиловых удаётся, и сам Саша в восторге. Бенгальский обещает не выдавать Сашу, и надолго сдерживает слово.

На том же маскараде присутствует и Передонов. В своём помешательстве он перестал отличать иллюзии от реальности. В последнее время ему не давала покоя серая недотымка - существо, воплощающее бесовские силы. На маскараде она становится особенно докучливой и вынуждает Передонова поджечь занавес в одной из комнат. Люди не пострадали, но здание сгорело. Преступление Передонова остаётся безнаказанным: никто не уличает его в поджоге.

Часто Ардальон Борисыч проходит мимо дома сплетницы Вершиной, которая всегда зазывает его в гости. Он нередко составлял ей компанию, вот и на этот раз не отказывается заглянуть. В своей притворной жалости к Передонову ехидная женщина высказывает напрямую, как ловко его одурачили.

Передонов окончательно сходит с ума. Его мучительно устрашает всё и вся: щели в дверях, игральные карты, собственный кот, жена и даже жалкий прихвостень Павлушка Володин - коллега Передонова, который всю жизнь безвольно терпел от него оскорбления. Передонов за внешность и манеры Володина часто сравнивал его с бараном, и даже подозревал, что Павлушка оборотень и обращается иногда бараном, чтобы уличить Передонова в чём-нибудь, донести, устранить конкурента и самому стать инспектором.

На следующий вечер Передонов выпивает в компании Варвары и Володина. Алкоголь и пьяная беседа всё больше раздражают его помутнённый рассудок. Перебрав и осмелев, Володин с презрительным сожалением говорит приятелю: «Околпачили тебя, Ардаша». На это Передонов свирепо рычит: «Я тебя околпачу!», набрасывается на него с ножом.

В городе поднимается паника, весть о жестоком убийстве распространяется мгновенно. Когда люди входят в дом, Передонов сидит понуро, безумными глазами смотрит на труп и бормочет что-то бессмысленное.

Реальной основой для характеров и событий романа явились дикие нравы уездного города Великие Луки, где Ф. Сологуб в период с 1885 по 1889 гг. работал учителем. Автор признавался, что он «значительно смягчил краски „Мелкого беса“; были факты, которым никто бы все равно не поверил, если бы их описать» .




Top