Каковы исторические причины развития русской классической литературы. Луков Вл

ИГРА В БУРИМЕ

BURIME1: Добрый вечер, друзья!
Мы открываем новый уголок на нашем сайте.
Он посвящен игре в буриме.
Начиная эту игру, я хотела, чтобы вы имели место для того, чтобы немного отдохнуть от душевных бурь, отвлечься от невзгод и развлечься.
А может кто-то откроет, благодаря этой игре, в себе новый талант, который поможет ему укрепиться духом, выстоять в трудной ситуации, завоевать авторитет.
Как я недавно узнала, оказывается, игру в буриме стали включать в состав тренингов многие компании.
Эта игра помогает развивать находчивость, воображение и чувство юмора, позволяет создавать ассоциативные связи между разными, на первый взгляд, словами, развивать лексикон (заставляет лишний раз заглянуть в словарь).
Я думаю, это еще важно и для тех наших форумчанок, кто живет за рубежом и не хочет забывать родной язык.
Пусть этот салон станет для каждого своеобразной выручай-комнатой, и каждый, кто станет ее хозяином на время очередной игры, найдет в ней все, что ему нравится и необходимо.
А теперь, друзья, устройтесь поудобнее на своих креслах, стульях и диванах… И, если это возможно, включите музыку, - думаю, что в данном случае современная музыка не подойдет, речь пойдет о XVII веке. Посоветую вам поставить диск с концертом Генделя «Музыка на воде», что была написана специально для английского короля, вернее - для его катания по реке.

Эта мелодия воистину королевская, ведь речь у нас пойдет о короле, но не английском, Якове, а о Французском, Луи XIV.
А точнее, об одном придворном поэте Дюло, подданном Людовика XIV.
И затерялось бы это имя в веках, среди других имен не очень успешных придворных. Если бы не ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО СЛУЧАЙ! Дальше начну импровизировать, так как история сохранила только основные вехи описываемого события.
Итак, прием при дворе французского короля. Теплый июньский вечер, напоенный ароматом роз и жасмина, поют цикады в королевских садах. Версаль весь блистает огнями. Множество карет на подъездной аллее. Разряженные придворные спешат на прием. Тихо переговариваются. У всех с языка не сходит одна тема: сегодня будет представлена двору новая фаворитка короля.
Среди этой пестрой толпы выделяется группа молодых людей, которые упражняются в остроумии. И особенно один из них, Дюло (да и прихвастнуть он любит). У него сегодня есть шанс отличиться. Может быть, король, или его фаворитка заметят талант молодого поэта и не оставят своими милостями. Ах как это сейчас необходимо! Столько долгов!
Он объявил своим друзьям, что написал 300 сонетов. «300? - это невероятное богатство!» - воскликнули друзья. Где же разместилось это богатство? В голове? Смеются друзья, зная, что Дюло не так уж талантлив. Вот здесь! - Небрежно указывает Дюло на свою левую руку, вернее на отворот рукава.
Когда же их можно будет услышать? Ага, Дюло собирается прочесть их только в присутствии короля и всех придворных.
И вот - праздник при дворе, звучит музыка, приседают пары в чинном менуэте.
И, наконец, выступают придворные поэты. Доходит речь и до нашего героя.
Дюло выходит на середину зала, отвешивает изысканный поклон царствующим особам и легким движением руки, продолжающим па поклона, пытается вытащить из-за отворота рукава, расшитого серебром бархатного черного камзола, свои творческие, заготовки…
И тут, друзья мои, немая сцена! За отворотом ничего нет!
Дюло краснеет, но быстро находится. К сожалению, ему наспех приходится сочинять какую-то поэтическую банальность.
И он отступает перед следующим сочинителем.
В толпе его окружают друзья, смеясь. Где же твои сонеты?
Дюло расстроен и быстро покидает праздник. И вот, когда друзья остаются одни, один из молодых людей достает откуда-то злополучные сонеты. А вернее, не сонеты, а заготовленные пары рифм. Наш Дюло не был талантлив, но был предусмотрителен и заранее готовил рифмы, чтобы быстренько сочинить на них какой-нибудь сонет и представить обществу в виде сиюминутной импровизации.
Друзья Дюло решают: разделим как мы эти заготовки поровну и каждый напишет стихи на заданную рифму. Как решили - так и сделали! Да еще и опубликовали их!
Придворным понравилось такое развлечение, которое со временем превратилось в игру.
Это и было рождением новой салонной игры БУРИМЕ, что в переводе означает «рифмованные концы». Долго она путешествовала по салонам и гостиным. И постепенно исчезла. Возродить ее пытался А.Дюма, устроив настоящий конкурс по игре в буриме, и опубликовав сборник стихов, которые были сочинены в процессе игры.
В начале 20 века, в России наблюдался всплеск интереса к этой игре.
Эта замечательная игра вопреки всему жива, и мы начинаем играть!

Правила игры в Буриме

1) В игре участвуют только 2 пары любых рифмованных существительных в именительном падеже ед.числа (включая имена собственные):

Пример задания 1:
официоз - бактериоз
плясун - щебетун

Пример задания 2:
Егор - помидор

Другие части речи пока в игре не участвуют - только имена существительные (и имена собственные) в именительном падеже единственного числа.

2) Слова из одной пары рифм могут рифмоваться только между собой, т.е. существительное "официоз" - только со словом "бактериоз" , и ни с каким-либо другим.

3) Стихотворение может состоять из любого числа строчек. Но рифмы из задания могут находиться только в конце любой строки стихотворения и обязательно рифмоваться между собой попарно.

Пример задания:
Егор - помидор
мистичность - пессимистичность

Во дворе сидит Егор ,
Ест зеленый поми д ор .
И, взирая на забор,
Понимает - перебор:
Слишком тот забор высок,
И не виден бугорок,
Где прекрасная девица
Расплела свои косицы.
И мечтается Егору,
Ведь в ночи взошла луна:
Нежный говор разговора
И взаимности канва.
В этом - вся его м истичность ,
Может быть, пессимистичность .

Или:

Во дворе сидит Егор
Вот и вся его
м истичность .
Бросит скоро
поми д ор
Он в мою
пессимистичность .
Ведь, взирая на забор,
Понимает - перебор:
Слишком тот забор высок,
И не виден бугорок,
Где прекрасная девица
Расплела свои косицы.
И мечтается Егору,
Ведь в ночи взошла луна:
Нежный говор разговора
И взаимности канва.

Это - буриме, игра, забава, поэтому стишки могут быть бессмысленными по содержанию и написанными не только хореем, но и в любом другом стихотворном размере. Например:

Амфибрахий:

В лесах, где охотился смелый Егор,
Его вдруг увидел синьор-помидор.
Завыли в болоте мистичность,
И грустная пессимистичность.

Также, разрешается менять рифмованные слова в паре местами:

Об грядку, где спелый лежал помидор,
Запнулся наш заспанный, грустный Егор.
Завыли в болоте мистичность

И грустная пессимистичность.
(Правилами разрешается добавить в стих или разбавить его любым количеством строчек).


4) Победитель предыдущей сессии игры становится Ведущим на следующую сессию игры. Ведущий предлагает две новых пары рифмующихся слов и приводит свой пример стиха на заданные им рифмы. Он же устанавливает сроки очередной сессии игры. По окончании игры Ведущий объявляет победителя - на своё усмотрение и учитывая комменты читателей. Ведущий не провозглашает победителем самого себя.

С уважением, Burime1.

Новые изменения в правилах игры от 30 июня 2011:
*Разрешается склонять предлагаемые в рифме слова по падежам, склонять не обязательно парно.
*Размер стиха: от 4-х до 12 строчек максимум.

БУРИМЕ


БУРИМЕ (франц. bouts rimes - рифмованные окончания) - стихи, к-рые пишутся на заданные рифмы. Классические правила Б. следующие:
1. рифмы должны быть по возможности необычными и заключать разнородные понятия;
2. вариация рифм не допускается;
3. тема стихотворения определяется заранее.
Игра в Б., требующая известной находчивости и версификаторского остроумия, была в большой моде во Франции в XVII-XVIII вв. В прошлом веке эту моду пытался воскресить Александр Дюма (см.), организовавший в 1864 конкурс на Б. и опубликовавший произведения 350 его участников в книге «Bouts rimes publies par Al. Dumas» (Р., 1865). Возникновение Б. связано с именем французского стихотворца XVII в. Дюло, пользовавшегося в своей поэтической практике заранее сочиненными рифмами, что впервые подало мысль о Б. как забавной стихотворной игрушке.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература .Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Буриме́

(франц.bouts rimes – рифмованные концы), игровой жанр литературного творчества; сочинение стихотворений на заранее заданные рифмы, пары которых составлены из тематически несхожих слов. Порядок заданных рифм изменять нельзя, но при этом стихотворец должен включить их в осмысленный текст. Игра была популярна во Франции в 17–18 вв.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн .Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Буриме

БУРИМЕ (bout - конец; rimé - рифмованный) - стихотворение, написанное на заранее данные рифмы. В XVII веке своими буриме прославилась французская поэтесса m-me Deshoulières. И до нынешних времен буриме существует как род салонной игры. Благодаря этому, буриме, по большей части, бывает экспромтом и обладает всеми его художественными особенностями (см. слово «экспромт»).

Художественные приемы, проявляемые в процессе создания буриме, - в использовании заданных рифм, - могут быть обнаружены и при создании обыкновенных стихотворений, ибо во многих случаях, по справедливому замечанию Теодор де-Банвиля, поэтическое вдохновение идет от найденной рифмы, рифмой предопределяется общий художественный смысл целого. Но при восприятии готового уже стихотворения, когда процесс его создания скрыт от воспринимающего, один из эффектов заключается в неожиданности - и, вместе, естественности рифм по отношению к общему замыслу , при восприятии же буриме, когда рифмы известны заранее, аналогичный эффект построен на неожиданности, - и, вместе, естественности замысла по отношению к заданным рифмам .

Впрочем, даже со стороны не только процесса создания, но и характера своего воздействия, черты буриме могут быть обнаружены в обычной поэтической речи. Это относится к стихотворениям, где использованы банальные рифмы. Как и при восприятии буриме, рифма в этом случае заранее угадывается воспринимающим сознанием.

Использование банальной рифмы может быть удачным только тогда, когда оно являет черты внутренней необходимости, а не принудительности формальной. Осуществляется это так же, как и при создании буриме: в неожиданности и вместе естественности замысла по отношению к банальной рифме. Пример банальной рифмы (горе - море, печаль - даль), внутренно оправданной всем замыслом художника, находим у Валерия Брюсова:

Когда встречалось в детстве горе

Иль безграничная печаль, -

Все успокаивало море

И моря ласковая даль.

Блестящее использование банальной рифмы (морозы - розы) встречаем у А. Пушкина: он нарочито подчеркивает ее банальность и тем самым дает ей совершенно неожиданное применение, - а неожиданностью применения самая банальность уже преодолевается:

«И вот уже трещат морозы

И серебрятся средь полей...

Читатель ждет уж рифмы «розы»,

Ответ оставил: Гость

Барбос и жулька а.- собачонка и лев л.толстого

Ответ оставил: Гость

Два легкомысленных генерала на пенсии очутились на необитаемом острове. «служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре; там родились, воспитывались и состарились, следовательно, ничего не понимали. даже слов никаких не знали, кроме: «примите уверение в совершенном моём почтении и преданности». однажды генералы проснулись - глядь, а они лежат на берегу и ничего нет ни на одном, ни на другом, кроме ночной рубашки да ордена на шее. генерал, который служил учителем каллиграфии, был немного умнее другого. он предлагает пройти по острову и поискать еды. но вот куда идти? генералы не могут определить, где запад, где восток. остров изобилен, тут есть всё, но генералы мучаются голодом, а добыть ничего не могут. находят лишь «московские ведомости», где, как назло, описываются роскошные обеды. от голода генералы чуть не друг друга. бывший учитель каллиграфии придумал: надо найти мужика, который и будет о них заботиться. «долго они бродили по острову без всякого успеха, но наконец острый запах мякинного хлеба и кислой овчины навёл их на след». смотрят, под деревом спит лентяй-мужик. увидел он генералов, хотел бежать, но они намертво вцепились в него. мужик начинает работать: нарвал генералам по десятку спелых яблок, а себе взял одно, кислое; покопался в земле и добыл картофеля; потёр два куска дерева друг о друга - и получил огонь; сделал силок из собственных волос - и поймал рябчика. и столько наготовил еды, что генералы даже подумали, не дать ли и «тунеядцу» кусочек? прежде чем лечь отдохнуть, мужик по приказу генералов вьёт верёвку, и те привязывают его к дереву, чтоб не убежал. через два дня мужик так наловчился, что «стал даже в пригоршне суп варить». генералы сыты и довольны, а в петербурге тем временем скапливаются их пенсии. сидят генералы да почитывают «московские ведомости». но вот они соскучились. мужик построил лодочку, устлал её дно лебяжьим пухом, уложил генералов и, перекрестившись, поплыл. «сколько набрались страху генералы во время пути от бурь и ветров разных, сколько они ругали мужичину за его тунеядство - того ни пером описать, ни в сказке сказать». но вот наконец и петербург. «всплеснули кухарки руками, увидевши, какие у них генералы стали сытые, белые да весёлые! генералы напились кофе, наелись сдобных булок, поехали в казначейство и получили кучу денег. однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина

Ответ оставил: Гость

Какое влияние оказывает истинное искусство на человека? способно ли оно нравственно его преобразить? над этими вопросами нас заставляет задуматься автор текста. г. и. успенский в данном тексте размышляет о роли искусства. он рассказывает о том, как случайно зашёл в лувр, увидел статую венеры милосской. он долго, как завороженный, смотрел на неё, ощущая в себе неподдельную радость. что-то необычное происходило с ним в тот момент. после этой встречи г. успенский сильно изменился. автор считает, что искусство нравственно способно преобразить человека. я полностью разделяю точку зрения автора в том, что искусство способно творить чудеса. мы должны больше времени уделять тому, что нас окружает, ведь вокруг столько прекрасного, но часто, находясь в себе, мы не замечаем этого. в рассказе а. и. «тапёр» главный герой юра азагаров своей блистательной игрой на фортепиано заинтересовал а. г. рубинштейна. в конце этого рассказа читатель понимает, что у юры в жизни всё складывается хорошо любви к искусству. теме искусства посвящено одно из стихотворений анны ахматовой «уединение». по мнению поэтессы, любовь к прекрасному может исцелить человека, вывести его из круга обступивших интересов и страстей, подавленности и уныния. и к прекрасной мудрой жизни. так много камней брошено в меня, что ни один из них уже не страшен, и стройной башней стала западня, высокою, среди высоких башен. прочитав статью, я поняла, как велика роль искусства, которое способно сделать наш мир добрее и лучше. ведь, как сказал великий ф. достоевский, «красота спасёт мир».

У каждого народа или нации, страны или местности - своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература - искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

литературы

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного - русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества - народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые - более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. песни, былины - в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

Этот период проходил с 11 по 17 век - довольно длительное время. История русской литературы данного периода включает религиозные и светские (исторические) тексты Киевской, а затем - Московской Руси. Яркие примеры литературного творчества: «Житие Бориса и Глеба», «Повесть временных лет» (11-12 века), «Слово о полку Игореве», «Сказание о Мамаевом побоище», «Задонщина» - описывающие период ига, и многие другие.

18 век

Данный период историками называем - «русское просвещение». Основу классической поэзии и прозы закладывают такие великие творцы и просветители, как Ломоносов, Фонвизин, Державин и Карамзин. Как правило, их творчество многогранно, и не ограничивается одной литературой, а распространяется и на науку, и на другие виды искусства. Литературный язык этого периода немного сложен для восприятия, так как использует устарелые формы обращения. Но это не мешает воспринимать образы и мысли великих просветителей своего времени. Так Ломоносов постоянно стремился реформировать язык литературы, сделать его языком философии и науки, ратовал за сближение литературной и народной языковых форм.

История русской литературы 19 века

Данный период в литературе России - «золотой век». В это время литература, история, русский язык выходят на мировую арену. Все это произошло, благодаря реформаторскому гению Пушкина, который фактически ввел в литературный обиход тот русский язык, каким мы его привыкли воспринимать. Грибоедов и Лермонтов, Гоголь и Тургенев, Толстой и Чехов, Достоевский и многие другие писатели составили эту золотую обойму. А литературные произведения, созданные ими, навечно вошли в классику мирового искусства слова.

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени - всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн - наиболее яркие представители.

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни - новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

Автор-разработчик – Малюкова Вера Фёдоровна, учитель русского языка и литературы высшей категории МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов г. Ивантеевки Московской области, Почётный работник общего образования РФ.

Конспект вводного урока литературы в 10 классе с использованием технологий здоровьесбережения и проблемного обучения

Урок 1. Русская литература XIX века. Основные этапы исторического развития России и русской классической литературы

!

Александр Блок

Тип урока: изучение нового материала - «открытие» учащимися новых знаний.

Методы работы: лекция с элементами беседы.

Формы организации познавательной деятельности учащихся : фронтальная, групповая

Цели урока:

1)образовательные:

    выявить уровень литературного развития учащихся 10 класса, круг их чтения, читательские интересы, литературный кругозор;

    во вступительной лекции охарактеризовать историческое развитие России в первой и во второй половине XIX века, дать общую характеристику литературе века, выявить основные этапы развития русской классической литературы, эволюцию литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики .

2) развивающая:

    развивать у школьников умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать его основные положения, составлять опорные таблицы, делать выводы;

3 ) воспитательная :

Оборудование : учебник литературы для 10 класса. Часть 1. Авторы: В.Сахаров, С.Зинин. Москва «Русское слово», 2007; репродукции картин русских художников: «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы» В.Г. Перова, «Не ждали» И.Е. Репина, «Побеждённые. Панихида» В.В. Верещагина, «Берёзовая роща» И.И. Левитана;

Использованные технологии: здоровьесбережения, технологии проблемного изучения

Ход урока

I . Самоопределение к деятельности. Организационный момент

    Знакомство с классом .

    Знакомство со структурой учебника .

Учебник состоит из двух частей. В книге даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, развёрнутый биографический материал, предлагаются размышления, которые помогут понять суть произведения. В учебнике есть статьи, раскрывающие сущность литературоведческих понятий.

Однако вы должны понимать, что никакой учебник или справочник не может заменить само художественное произведение. Только прочитав произведение, вы можете составить СВОЁ личное мнение о прочитанном. В учебнике есть задания, помеченные звёздочкой * – это задания для углублённого изучения какого-то вопроса или повышенной сложности и носят индивидуальный характер. В учебнике много репродукций картин, рисунков, которые тематически перекликаются с произведениями русской классической литературы.

    Требования к учащимся : чтение текстов произведений, записи в рабочих тетрадях, портфолио достижений (участие в предметных конкурсах и олимпиадах); накопительная оценка (выполнение индивидуальных и групповых заданий: презентации, доклады и т.п.). Тексты наизусть – обязательно для всех!

II . Постановка учебной задачи. Работа по теме урока

1. Слово учителя. Вступительная беседа

Тема нашего вводного урока:«Русская литература XIX века».

Наша задача - выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века, литературных направлений и жанров, художественных методов, русской литературной критики.

Обзорные лекции предполагают конспектирование, поэтому сегодня мы с вами будем также развивать умение составлять план (конспект) рассказа учителя, фиксировать основные положения лекции и т. п.

В 8-9 классах вы изучали произведения, написанные в первой половине XIX века.

    Назовите основные произведения, изученные вами в 8-9 классах.

(«Капитанская дочка», «Ревизор», «Недоросль», «Горе от ума», «Евгений Онегин», «Герой нашего времени», «Мёртвые души»)

Программа 10 класса предполагает знакомство с произведениями второй половины XIX века. И самое первое произведение – это роман И.А.Гончарова «Обломов».

2. Работа с эпиграфом. Прочитайте. В конце урока сделаем вывод:

    Почему Александр Блок сказал, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век!»

3. «Открытие» учащимися новых знаний. Конспект основных положений лекции. Составление таблицы

Периодизация русской литературы XIX века

Общая характеристика периода

Развитие основных литературных жанров

I четверть

Развитие идей дворянской революционности. Декабризм. Борьба литературных направлений: классицизм, сентиментализм, романтизм, ранний реализм, натурализм. Середина 20-х годов - рождение метода критического реализма. Ведущий художественный метод - романтизм.

Баллада, лироэпическая поэма, психологическая повесть, элегия.

Литература 30-х годов

Углубление общего кризиса крепостничества, общественная реакция. Верность идеям декабризма в творчестве А. Пушкина. Расцвет революционного романтизма М. Лермонтова. Переход от романтизма к реализму и социальной сатире в творчестве Н. Гоголя. Ведущее значение приобретает реализм, хотя большинство писателей творят в рамках романтизма. Усиление демократических тенденций. Правительство активно пропагандирует теорию «официальной народности».

Развитие прозаических жанров. Романтические повести А. Марлинского, В. Одоевского. Реалистическая эстетика в критических статьях В. Белинского. Романтический характер исторических романов М. Загоскииа, драматургии Н. Кукольника, лирики В. Бенедиктова. Борьба прогрессивных и демократических сил в журналистике.

Литература 40-50-х годов (1842-1855)

Усиление кризиса крепостнической системы, рост демократических тенденций. Развитие идей революции и утопического социализма. Рост влияния на общественную жизнь передовой журналистики. Идейная борьба славянофилов и западников. Расцвет «натуральной школы». Приоритет социальной проблематики. Развитие темы «маленького человека». Противостояние литературы гоголевской школы и поэтов-лириков романтического плана. Реакционные охранительные меры правительства в связи с революциями в Европе.

Основные жанры «натуральной школы»: физиологический очерк, социальная повесть, социально-психологический роман, поэма. Пейзажная, любовно-эстетическая и философская лирика поэтов-романтиков

Литература 60-х годов (1855-1868)

Подъем демократического движения. Противоборство либералов и демократов. Кризис самодержавия и пропаганда идей крестьянской революции. Расцвет демократической журналистики и ее противостояние консервативной. Материалистическая эстетика Н. Чернышевского. Новые темы и проблемы в литературе: герои-разночинцы, пассивность крестьянства, показ тяжелой жизни рабочих. «Почвенничество». Реализм и правдивость в изображении жизни в произведениях Л. Толстого, Ф. Достоевского, Н. Лескова. Высокое художественное мастерство поэтов-романтиков (А. Фет, Ф. Тютчев. А. К. Толстой, А. Майков, Я. Полонский)

Демократическая повесть, роман. Активизация жанров литературной критики и журналистики. Лирические жанры в творчестве поэтов-романтиков.

Литература 70-х годов (1869-1881)

Развитие капитализма в России. Демократические идеи народничества, их утопический социализм. Активизация тайных революционных организаций. Идеализация крестьянской жизни в литературе писателей-народников, показ разложения общинного уклада. Ведущая роль журнала «Отечественные записки». Реалистические тенденции в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Ф. Достоевского, Г. Успенского, Н. Лескова

Очерк, рассказ, повесть, роман, сказ.

Литература 80-х годов (1882-1895)

Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Пропаганда идей марксизма. Запрет на передовые журналы. Возрастание роли развлекательной журналистики. Критический реализм в творчестве М. Салтыкова-Щедрина, Л. Толстого, В. Короленко и др. Обновление тематики в литературе: изображение «среднего человека», интеллигента, исповедующего теорию «малых дел». Мотивы разочарования и пессимизма в творчестве С. Надсона и В. Гаршина. Критика господствующих порядков и обличение социального неравенства в творчестве Л. Толстого.

Рассказ, повесть, роман. Романтические жанры в поэзии С. Надсона, социальные мотивы в поэзии революционеров-народовольцев

Литература 90-х годов (1895-1904)

Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей. Противостояние реалистической и декадентской литературы. Идеи разночинной демократии в творчестве В. Короленко. Зарождение пролетарской литературы (М. Горький), развитие критического реализма в творчестве И. Бунина, А. Куприна, Л. Толстого, А. Чехова.

Рассказ, повесть, роман. Публицистические жанры. Жанры в традициях революционной поэзии. Драматические жанры

III. Включение новых знаний в систему знаний и повторение. Первичное закрепление.

    Докажите справедливость утверждения А.Блока, что « Век девятнадцатый, железный, воистину жестокий век

    Дайте краткую характеристику основных этапов исторического развития России.

(Развитие идей дворянской революционности. Кризис крепостничества. Подъём демократического движения. Развитие капитализма в России. Усиление реакционной политики царизма. Рост пролетариата. Развитие капитализма в России. Рост марксистских идей.)

IV. Домашнее задание. Комментарий

Учитель. Дома внимательно прочитайте ваш конспект. Обратите внимание на основные этапы исторического развития России и русской классической литературы . В лекции встречались понятия, которые вам, возможно, незнакомы.

1). Д/З: стр. учебника – 141 . Основные понятия : славянофильство и западничество, «физиологический» очерк, «чистое искусство», антинигилистический роман, народничество, «почвенничество».

В справочной литературе найти толкование этих понятий и записать кратко в тетради.

Цель нашего вводного урока - не только выявить основные этапы развития русской классической литературы XIX века. Не менее важная цель – это определения уровня литературного развития каждого учащегося. И определить это позволит небольшая анкета, на вопросы которой вы ответите дома.

2). ВСЕМ: вопросы анкетирования:

    Какие произведения русской литературы XIX века вы прочли летом? Оцените их по 5-балльной системе.

    Какие вопросы, поставленные в русской классической литературе, актуальны и сегодня?

    Какие герои литературы XIX века вызывают вашу симпатию или вам неприятны? Аргументируйте свою точку зрения.

3).ВСЕМ: подготовиться к беседе по 1-10 гл. романа «Обломов».

4). И/з: подготовить сообщение или презентацию «Очерк жизни и творчества Гончарова» (учебник: стр. 176-184)

V. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

Какую задачу ставили на уроке? Удалось ли решить поставленную задачу? Где можно применить новое знание?




Top