Сотворение дома. Фреска Микеланджело "Сотворение Адама"

Известная фреска Микеланджело «Сотворение Адама»базируется на сюжете Библии. Работа создавалась по заказу Юлия II. Видеть картину можно на потолке Сикстинской капеллы в Ватикане. Начальная концепция строения включала изображение 12 апостолов, но к завершению работы появилось свыше трёх сотен фигур: герои мифов, Ветхого Завета, книги Бытия. Такой получилось Сикстинская капелла. Центральная фреска величественного сооружения - Сотворение Адама.

Сюжетная линия

Картина Микеланджело «Сотворение Адама» создана в 1511 году. Представлена история о наделении Богом жизнью первого мужчины - Адама. Жизненная искра передаётся от пальца Создателя к пальцу человека.

Описание картины Микеланджело «Сотворение Адама»

Работа расположена в прямоугольнике, размер -3х6 м. Мускулистая мужская фигура поражает красотой. Адам неспешно протягивает руку к Богу. Пожилой мужчина с бородой находится в окружении группы ангелов. Выглядит он апатичным, слабым, не может выпрямить руку полностью. Заряд жизни Создатель передаёт правой рукой. Пальцы двух мужчин находятся на расстоянии нескольких миллиметров друг от друга. В истории искусств доселе неизвестно случая, когда Бог на картине представлен в горизонтальном положении. Образ Творца представлен величественным, но зрителям кажется, что обычный человек и высшее существо равны. Такой предстаёт работа зачастую перед посетителями.

Историки, искусствоведы по-своему трактуют Сотворение Адама – мозгони видят в выстроенных вокруг Бога фигурах. Есть мнение, что красная ткань вокруг Всевышнего - символ матки, зелёный шарф, находящийся внизу, означает пуповину. Смысл картины «Сотворение Адама» заключён в загадочной символике. Особый интерес мировых деятелей культуры вызывает присутствие дамы. Женщина по левую руку от Господа - ещё не появившаяся на свет Ева. Это тоже одно из мнений.


Контекст работы

Инициировал роспись Сикстинской капеллы Папа Юлий II. В здании должны были проходить мероприятия, обстановка предполагалась, соответствующая важности. Микеланджело ранее не делал фресок, работать с Юлием он начал по заказу гробницы. Другой ход событиям дал Браманте, конкурент Буонаротти. Он убедил Папу, что писать гробницу при жизни человека - худой знак, заказчик отказался от задумки. Браманте посоветовал Юлию сделать заказ Микеланджело на роспись потолка Сикстинской капеллы. Нужно было придать краски после реставрационного процесса. Мастер согласился.

Работать было сложно. Исполнитель работал без помощи: подбирал материалы, проектировал леса. Здесь потерял здоровье автор. «Сотворение Адама» так обошлось мастеру: артрит, сколиоз, ушная инфекция. Не обходилось без стрессовых ситуаций. Папа злоупотреблял доверием Буонаротти, несвоевременно оплачивал заказы, не всегда довольствовался полученным результатом, мастер был вынужден добавлять или переделывать, чтобы соответствовало запросам церкви. Фрески поражали посетителей красотой ещё до завершения работ. Браманте никак не успокаивался: впускал в капеллу Рафаэля для изучения фресок, пока исполнитель не видел.

Настоящие колористическое решение фресок утеряно. Копоть, грязь, несовершенные попытки реставрации - основа для утраты части работыМикеланджело Буонарроти «Сотворение Адама». Факт передачи энергии Бога простому человеку сделал картину популярной среди современных художников, компьютерных дизайнеров. Известная компания долго использовала компьютерное графическое изображение как рекламу. Где находится «Сотворение Адама»в изображениях ещё? Сюжет заметен в массовой культуре. Идея передачи искры жизни от Творца к человеку уникальна и многогранна. Нет прямых подтверждений божественному действию, но нет и опровержений.

До недавнего времени Микеланджело считался не идеальным колористом, но работы по реставрации восстановили начальное цветовое решение фресок. Преобразилась Сикстинская Капелла — Сотворение Адамаи другие работы приобрели насыщенные тона. По технике живописи картина находится в одном ряду с шедевральными созданиями предшественников Буонаротти - Джотто и Мазаччо.

Категория

«Сотворение Адама» - одна из 9 фресок, написанных по библейским сюжетам и составляющих композиционный центр Сикстинской капеллы. Ее автором является Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Предыстория

Микеланджело - прославленный живописец и скульптор эпохи Возрождения. Он прожил долгую и плодотворную жизнь. Родившись в 1475 году, уже в конце 80-х годов XV века он начал учиться скульптуре и изобразительному искусству, а в начале 90-х создал свои первые самостоятельные произведения. Даже в этих юношеских работах (автору 15-17 лет) заметны задатки будущего гения. К началу XVI века Микеланджело был уже довольно

В 1505 года пригласил его для создания собственной гробницы, работа над которой продолжалась почти 40 лет. А вот роспись сводов Сикстинской капеллы, сделать которую поручил тот же Юлий II, Микеланджело закончил в рекордно короткие сроки. Всего 4 года понадобилось ему, чтобы создать десятки фресок общей площадью 600 м², на которых изображены более 300 фигур. Фреска «Сотворение Адама» - одна из центральных во всей композиции.

Искусствоведы отмечают, что за роспись сводов Микеланджело взялся с большой неохотой. Он предлагал поручить это дело Рафаэлю, но Юлий II был непреклонен. Постепенно работа увлекла художника, так был создан шедевр монументального искусства.

Сикстинская капелла

Здание капеллы было построено в конце XV века по заказу папы Сикста IV. В настоящее время это одно из самых важных мест католического мира. Именно в этом здании собирается конклав архиепископов и кардиналов для выбора нового папы.

По задумке Сикста IV капелла должна была внешним видом напоминать крепость, символизируя непреступный центр, сердце католической церкви, а внутренним убранством демонстрировать могущество Папы Римского.

Построил здание архитектор из Флоренции Джоржде де Дольчи, а росписью и украшением внутренних помещений занимались Боттичелли, Россели, Перуджино, Микеланджело и другие известные художники того времени. Красотой и величием библейских персонажей с первого взгляда покоряет Сикстинская капелла. "Сотворение Адама" - фреска, занимающая одно из центральных мест в росписи, она же одна из самых выразительных.

Своды Сикстинской капеллы

На потолке капеллы Микеланджело создал грандиозный ансамбль, в центре которого помещены 9 сюжетов из Первый сюжет - «Отделение света от тьмы», последний - «Опьянение Ноя». Центральное место в композиции занимают фрески «Сотворение Адама», «Сотворение Евы» и «Грехопадение».

По периметру фресок центрального поля изображены фигуры юношей и девушек, пророков и сивилл, а боковины свода расписаны сюжетами из Ветхого Завета и представляют предшественников Иисуса Христа.

Когда Микеланджело взялся за роспись, у него не было ни знаний, ни опыта по изготовлению фресок. На помощь ему были приглашены специалисты из Флоренции. Но очень скоро скульптор превзошел их в технике. Прогнав помощников, он в одиночку завершил роспись огромного потолка.

Торжественное открытие плафона Сикстинской капеллы было приурочено ко в октябре 1512 года. Первых зрителей поразила красота и титанизм образов, колоссальный размер росписи, отличающейся единством сюжета. Впрочем, и пять столетий спустя эта работа продолжает зачаровывать и восхищать.

"Сотворение Адама" (Микеланджело). Описание

Сюжет был взят из В Библии сказано, что Бог создал человека по своему образу и подобию. Изображение можно условно разделить на 2 части. Вверху и справа помещен Господь. Он предстает в образе седовласого, но полного физических сил старца. Его окружает сонм ангелов. Завершают образ красные драпировки. Они усиливают впечатление, передавая ощущение энергии и силы.

Внизу и слева изображена фигура Адама. Это прекрасный юноша. Его силы еще не разбужены, он тянется к Богу слабой рукой. Десница Господа вот-вот должна коснуться ее и передать человеку жизненную энергию. Когда две руки соприкоснутся, акт творения завершится.

Особенности росписи

Фреска «Сотворение Адама» выделяется среди прочих, созданных Микеланджело. Вероятно, этот сюжет особенно сильно взволновал его. Примечательно, что на ней изображено не физическое сотворение человека, а передача ему жизненной энергии - души, искры божьей. Художнику удалось показать динамику и драматизм сцены.

Искусствоведы отмечают, что Адам Микеланджело тянется рукой не только к Богу, но и к Еве. Она еще не родилась, Всевышний прикрывает ее своею левой рукой.

До недавнего времени Микеланджело считали плохим колористом, замечая, что образы, созданные им, больше напоминают раскрашенные статуи. Однако реставрационные работы позволили восстановить первоначальный цвет фресок. Для сцены «Сотворение Адама» были использованы насыщенные тона разнообразных оттенков. По живописной технике эту работу можно поставить в один ряд с теми, которые создавали предшественники Микеланджело, Джотто и Мазаччо.


«Сотворение мира» - часть грандиозной фрески, написанной Микеланджело Буонарроти на потолке Сикстинской капеллы. Сикстинская капелла(домовая церковь римских папв Ватикане) построена в 1475-81 гг., во времена папы Сикста IV , и стены ее по сей день украшают фрески замечательных мастеров того времени. На своде же изначально было изображено усыпанное звездами небо, и в 1508 году папа Юлий II поручил тридцатитрехлетнемуМикеланджело расписать его. Художник совершилпоистиненевозможное: за четыре года он написал на потолке площадью 600 кв. мболее 300 фигур в сложнейших ракурсах! Причем техникатак называемой «чистой фрески», росписи по сырой штукатурке, очень сложна, поскольку требует от мастера быстроты и точности. Добавим, что Микеланджело работал в крайне неудобной позе -лежа на специально сконструированном помосте, поминутно отирая капавшую на лицо краску. Он расписал свод практически в одиночку: подмастерьям поручались лишь незначительные детали обрамлений.Для каждой фигуры художник делал множество набросков и эскиз в натуральную величину (картон), но все же оценить единство композиции было невозможно, пока работу закрывали леса. Тем поразительнеесовершенство фрески!


Микеланджело - не только скульптор, живописец, архитектор, но и прекрасный поэт - был чутким читателем Библии, и найденная им композиционная форма удивительно точно отражает саму мозаичную структуру Ветхого Завета, возникавшего на протяжении веков, состоящего из множества книг, которые, сильно отличаясь друг от другастилистически, складываются, тем не менее, в одно монументальное целое. Все части фрески, будь то сюжетная сцена или отдельная фигура, закончены и самодостаточны,однако они естественно вливаются в общую композицию, подчинены единому ритму, аповторяющиеся элементы обрамления - фигуры обнаженных юношей, медальоны и архитектурные детали - уподобляют роспись сложному орнаменту, словно сплетенному из человеческих тел.

Потолок Сикстинской капеллы

Человек - не просто основная, но единственная тема и скульптурных, и живописных работ Микеланджело. В отличие от других мастеров эпохи Возрождения, для которых пристальный интерес к человеку не исключал внимания к тому, что его окружает,-природе, архитектуре, миру вещей, Микеланджело знал только одно средство выразительности: пластику человеческого тела. В росписях Сикстинской капеллы ландшафт, интерьеры, одежда, предметы присутствуют минимально, лишь там, где без них нельзя обойтись; они обобщены, не детализированы и не отвлекают от повествования о человеческих деяниях, характерах, страстях. Такая сосредоточенность художника на главном как нельзя более под стать стилю библейских сказаний, в которых исполненные драматизма сюжеты изложены сжато, в нескольких скупых, эпически емких фразах, и эта концентрация чувств впечатляет гораздобольше, чем иной цветистый рассказ. Язык пластики -языклинии, формы, цвета - звучит у Микеланджело так же мощно, лаконично и возвышенно, как стихи Библии; пафос Книги книг воплощается столь естественно, убедительно и свободно, что какая-либо иная трактовка знакомых сюжетов кажется уже невозможной.

День первый. Отделение света от тьмы

«…и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью»

Книге Бытия соответствуют девять композиций, занимающих всецентральное поле свода (от входа в капеллу до алтаря). Чтобы ознакомиться с ними в той последовательности, в какой сюжеты изложены в Библии, надо пройти к алтарю и начать осмотр, двигаясь от негок входу. Сотворению мира посвящены пять сцен: «Отделение света от тьмы», «Сотворение светил и растений», «Отделение тверди от воды», «Сотворение Адама», «Сотворение Евы». (Из деяний Микеланджело выбрал не все эпизоды шести дней Творения и изменил последовательность выбранных)

День четвертый. Сотворение светил

«да будут светила на тверди небесной…»

Думается, что именно в эти композиции Микеланджело вложил более всего личного - кому, как не ему, одержимому ваятелю, был близок пафос творения! Единоборствовать с косной материей, создавать новые прекрасные тела из бесформенной неодухотворенной массы, лепить их из глины, высекать из камня - эта вдохновенная работа более всегоувлекала мастера: недаром он сравнивал скульптуру с солнцем, а живопись - с луной. Автор прославленной фрески всегдаощущал себя в первую очередь скульптором, часто повторяя: «Живопись - не мое ремесло». ИмикеланджеловскийБог предстает перед нами победившим хаос Ваятелем Вселенной.

День третий. Отделение тверди от воды

«… соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша… И назвал Бог сушу землею»

Лик Саваофа то почти искажен муками творчества(«Сотворение светил»), то прекрасен в своейсосредоточенности («Сотворение Адама»). Его мощное мускулистое тело, кисти его сильных чутких рук словно излучают энергию. Богу нет нужды прикасаться к своим творениям - они повинуются его уверенным свободным жестам. В «Отделении света от тьмы» Саваоф разводит в стороны бесформенные клубы тумана, и мы будто слышим шум великого миросозидания. Волевыми взмахами рук посылает он на небо светила, дает жизнь растениям, усмиряет водную стихию, величественным движением выводит из Адамова ребра женственную покорную Еву.

День шестой. Сотворение Адама

«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его»

В «Сотворении Адама» - по общему признанию, прекраснейшей композиции всей росписи -от властной длани Саваофа к еще безвольной, трепещущей кисти первого человека почти зримо исходит поток живительной силы; и вряд ли в мировом искусстве можно найти более точную формулу «творчества и чудотворства», более емкую метафору единства материального и духового, земного и небесного, чем эти две стремящиеся друг к другу, уже почти соприкоснувшиеся руки.

День шестой. Сотворение Евы

«…мужчину и женщину сотворил их»

Незадолго до смерти Микеланджело уничтожил все свои черновые наброски и эскизы -


La creazione di Adamo

Фреска иллюстрирует эпизод

И сотворил Бог человека по образу Своему.

Фреска Микеланджело Буонарроти, которую написал около 1511 года. Фреска является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы, посвящённых девяти сюжетам книги Бытия.

Перед тем, как рассказать вам про эту чудесную фреску, давайте немного узнаем про самого художника Микеланджело.

М икеланджело ди Лодовико ди Леонардо ди Буонарроти Симони

Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni

Один из величайших мастеров эпохи Возрождения. Он еще при жизни получил признание и считался гением мирового значения. Итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения и раннего барокко. Его произведения считались наивысшими достижениями искусства Возрождения ещё при жизни самого мастера. Микеланджело прожил почти 89 лет, целую эпоху, от периода Высокого Возрождения к истокам Контрреформации. За этот период сменилось тринадцать Пап Римских – он выполнял заказы для девяти из них. Сохранилось много документов о его жизни и творчестве – свидетельства современников, письма самого Микеланджело, договоры, его личные и профессиональные записи. Микеланджело также был первым представителем западноевропейского искусства, чья биография была напечатана ещё при его жизни.

Родился в семье подеста. Микеланджело учился у живописца Гирландайо (1488-89 г.) и скульптора Бертольдо ди Джованни (1489-90 г.), однако наибольшее значение для его творческого развития имели произведения Джотто, Донателло, Мазаччо, Якопо делла Кверча, а также античная пластика.

В 1488 г. по совету лучшего друга Франческо Граначчи, Микеланджело против воли своего отца поступает учеником в мастерскую художника Доменико Гирландайо и занимается там в течение года.

Год спустя, Микеланджело переходит в школу скульптора Бертольдо ди Джованни, существовавшую под патронажем Лоренцо де Медичи, фактического хозяина Флоренции.

Медичи распознает талант Микеланджело и покровительствует ему. Некоторое время Микеланджело живёт во дворце Медичи. После смерти Медичи в 1492 г. Микеланджело возвращается домой.

В 1494-1495 годах Микеланджело живёт в Болонье, создаёт скульптуры для Арки святого Доминика. В 1495 году он возвращается во Флоренцию, где правит доминиканский проповедник Джироламо Савонарола, и создаёт скульптуры «Святой Йоханнес» и «Спящий Купидон». В 1496 году кардинал Рафаэль Риарио покупает мраморного «Купидона» Микеланджело и приглашает художника для работы в Рим, куда Микеланджело прибывает 25 июня.

В 1499 г. Микеланджело снова появляется в родной Флоренции и создает для неё колоссальную статую Давида, а также картины в зале Совета.

Джорджо Вазари, первый официальный биограф Микеланджело, писал, что «Давид» «отнял славу у всех статуй, современных и античных, греческих и римских».

В 1505 году скульптор был вызван римским папой Юлием II в Рим; тот заказал ему гробницу. Следует восьмимесячное пребывание в Карраре, выбор необходимого для работы мрамора. В 1505-1545 годах проводится (с перерывами) работа над гробницей, для которой создаются скульптуры «Моисей», «Связанный раб», «Умирающий раб», «Лия».

В феврале 1508 года Микеланджело вновь возвращается во Флоренцию. В мае по просьбе Юлия II он едет в Рим для писания фресок потолка в Сикстинской капелле; над ними он работает до октября 1512 года.

С икстинская капелла

Бывшая домовая церковь в Ватикане. Была построена в 1473-1481 годах. Архитектором церкви был Джордже де Дольчи. Капелла была построена по заказу папы римского Сикста IV, откуда и произошло название. Сейчас капелла – музей, выдающийся памятник Возрождения.

Роспись потолка Сикстинской капеллы представляет собой известнейший цикл фресок Микеланджело, созданный в 1508-1512 годах и считающийся одним из признанных шедевров искусства Высокого Возрождения. Сложнейшую задачу, поставленную перед ним папой Юлием II - Микеланджело, называвшему себя скульптором, а не живописцем, не приходилось ещё осуществлять столь масштабную работу в технике фрески, - мастер выполнил в рекордные сроки.

А фреска «Сотворение Адама» является четвёртой из девяти центральных композиций потолка Сикстинской капеллы.

«С отворение Адама»

Потолок Сикстинской капеллы, расписанный Микеланджело между 1508 и 1512 годами, является одним из самых известных произведений Высокого Возрождения. «Сотворение Адама» является одной из самых известных картин всех времен.

Самый грандиозный из осуществленных замыслов Микеланджело. Отвергнув предложенный ему проект с фигурами 12 апостолов в боковых частях свода и с орнаментальным заполнением его основной части, Микеланджело разработал собственную программу росписей, до сих пор вызывающую различные толкования. Роспись громадного свода, перекрывающего обширную (40,93 х 13,41 м) папскую капеллу, включает в себя 9 больших композиций в зеркале свода на темы книги Бытия - от «Сотворения мира» до «Всемирного потопа».

О чем фреска

В бесконечном пространстве летит Бог-Отец, окружённый бескрылыми ангелами, с реющей белой туникой. Правая рука вытянута навстречу руке Адама и почти касается её. Лежащее на зелёной скале тело Адама постепенно приходит в движение, пробуждается к жизни. Вся композиция сконцентрирована на жесте двух рук. Рука Бога даёт импульс, а рука Адама принимает его, давая всему телу жизненную энергию. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. В образе Бога, по замыслу художника, преобладает не чудесное начало, а гигантская творческая энергия. В образе Адама Микеланджело воспевает силу и красоту человеческого тела. Фактически, перед нами предстаёт не само сотворение человека, а момент, в который тот получает душу, страстное искание божественного, жажду познания.

В 1508 году Папа Римский Юлий II вызывает прославленного ваятеля из его родной Флоренции в Рим. За плечами Микеланджело уже такие шедевры скульптуры, как “Оплакивание Христа” и “Давид”. Логично было бы предположить, что Юлий II предложит скульптору изваять новую статую. Но нет. По наущению недоброжелателей Микеланджело, и в первую очередь уроженца Урбино архитектора Донато Браманте, который покровительствовал своему земляку, молодому Рафаэлю Санти, и хотел убрать с его пути конкурента, папа предлагает Микеланджело расписать потолок Сикстинской капеллы. Потолок площадью около шестисот квадратных метров! Замысел врагов был прост.

Свой подвиг художник совершил всего за 26 месяцев (работая с перерывами с 10 мая 1508 года по 31 октября 1512 года). Он расписывал потолок, лежа на спине или сидя, запрокидывая назад голову. При этом глаза ему заливала краска, капающая с кисти, тело от неудобного положения разрывала нестерпимая боль. Но он создал творение, по грандиозности, содержательности и совершенству занявшее центральное место в искусстве Высокого Возрождения.

Гёте писал: “Не повидав Сикстинской капеллы, трудно составить себе наглядное представление о том, что может сделать один человек”.

Однако, вглядевшись внимательнее в создание художника, вдруг понимаешь, что Адама оживляет не Господь, а огромный мозг, повторяющий в деталях строение головного мозга человека. Это должен понять любой биолог или врач, знающий азы анатомии. Но проходил век за веком, и только через полтысячелетия замысел Микеланджело нам открылся. Мастер зашифровал в этой фреске то, что акт творения был совершен вселенским разумом. Почему же Микеланджело при жизни даже не намекнул современникам, что он на самом деле изобразил?

Удивительным является тот факт, что эта фреска должна быть ортодоксальной, поскольку изображена внутри папской капеллы, но в ней нашло воплощение идеи и каноны Высокого Возрождения.

Идея человека сотворенного по образу и подобию Сущего, вознесение божественного и великого в человеческом творении и даже равенства земного человека Господу в творчестве и духовных стремления – весьма смелая концепция после средневекового мировоззрения. Человек здесь - существо, рожденное для познания, вдохновения, подвигов и великих свершений.
Зрителей впечатляет масштабность и монументальность фрески. Это творение стало шедевром и даже символом западноевропейского искусства.

На потолке Сикстинской капеллы много, очень много фресок. Каждая из них достойна многочасового внимания туриста, многолетнего труда искусствоведа и восторженных слов «Mamma mia!» Но есть в этой феерии главный экспонат — «Сотворение Адама». Почему именно эта фреска считается вершиной творчества Микеланджело, рассказывает Снежана Петрова.

«Сотворение Адама», Микеланджело (1511)

Сюжет

«И создал Бог человека по образу и подобию своему». Так одним предложением можно описать фреску. Вернее, это фреска была написана, чтобы события, скрывающиеся за одним предложением, явились пред очами людей.

«Сотворение Адама» — часть композиции на потолке Сикстинской капеллы. Создатель, выглядящий, как только после разговоров с Аристотелем, весь эдакий античный, в развевающихся одеждах, парит вместе с ангелами в бесконечном пространстве. За плечами Бога есть и Ева, которая пока в замыслах, но уже скоро составит компанию первому человеку.

Сам Адам — потрясающей красоты, идеального сложения юноша. Кажется, даже ангелы удивлены, насколько прекрасным создал его Бог. Фигура Творца зеркально повторяется в позе лежащего Адама, что напоминает, по чьему подобию создан человек.

Правая рука Бога, протянутая к Адаму, почти касается его пальцев. Очевидно, что сам процесс обращения Создателя к своему творению начался незадолго до событий на фреске. И именно этот процесс — причина того, что безучастный до того к миру Адам постепенно пробуждается к жизни и телом, и духом.

Внимание приковано к пальцам, которые вот-вот соединятся. По всей видимости, именно у Микеланджело украли потом этот ход киношники. Помните, все эти сцены, когда один герой на грани падения и просит помощи, второй пытается его удержать, их руки тянутся друг к другу и… интрига!

Хотя, кончено, в XVI веке этот сюжетный ход нес в себе другие коннотации. Тем, что их руки не соприкасаются, Микеланджело подчеркнул невозможность соединения божественного и человеческого. Фактически, эта фреска не о сотворении человека как биологического вида, а о сотворении личности. Ведь Бог предстает здесь не как селекционер, но как энергия, частица которой вот-вот будет дарована и человеку. Между двумя протянутыми друг к другу руками и совершается чудо, недоступное нашему зрению.

До росписи Сикстинской капеллы Микеланджело не занимался фресками

Старатели ищут скрытые символы, которые Микеланджело якобы зашифровал на фресках. И как известно, кто ищет, тот и обрящет. Видятся охотникам до тайных смыслов части тела человека — от мозга до фаллоса.

Контекст

Инициатором росписи Сикстинской капеллы был папа Юлий II. Здесь должны были проходить важные мероприятия, поэтому обстановку должна была быть соответствующей.

Из-за нехватки денег оте отдал Микеланджело на воспитание крестьянам

Микеланджело никогда не занимался фресками, да и вряд ли планировал. А сотрудничество с Юлием II вообще начиналось по другому проекту — скульптору заказали гробницу для папы. Но тут в историю вмешался Браманте, завистник и конкурент Микеланджело. Именно Браманте убедил Юлия, что гробница при жизни — это не к добру, Буонарроти лишился заказа. Но на этом козни Браманте не закончились. Он подговорил папу заказать Микеланджело роспись потолка Сикстинской капеллы — как раз надо было освежить после реставрации.


Потолок Сикстинской капеллы (изображение увеличивается по клику)

Микеланджело принял вызов. Он сам выбрал материалы, сам спроектировал леса. Работать приходилось на грани физических возможностей. После росписи капеллы долгое даже читать Буонарроти мог, только держа текст высоко над головой. Плюс артрит, сколиоз и инфекция ушей. Все это — расплата за шедевр. Не говоря уже о стрессах. То папа уедет воевать и забудет оплатить материалы, то после долгого простоя начнет форсировать сроки, то заявит, что надо добавить синего и золотого (а то бедновато смотрится). В общем, что и говорить — церковь непростой заказчик.

Но Микеланджело справился со всем. Папа был доволен. Сами же фрески поражали людей еще до того, как были завершены. Все тот же Браманте впускал в капеллу Рафаэля, чтобы изучать фрески свода, пока Микеланджело не видел.

На самом деле, мы не знаем истинного колористического решения фресок Сикстинской капеллы. Сотни лет всевозможных неприятностей, копоть, грязь, неудачные попытки реставрации привели к тому, что часть работы, проделанной Буонарроти утрачена.

Судьба художника

Тоскана. Март. В семье обедневшего флорентийского дворянина родился очередной ребенок. Микеланджело. Денег катастрофически не хватало, чтобы прокормить всех детей, поэтому отец семейства выкручивался, как мог. Например, Микеланджело отдали на воспитание простым людям в деревню. Там-то ребенок узнал, что такое глина, как с ней работать. Он еще не умел писать и читать, а уже вовсю орудовал резцом.

Микеланджело научился работать с глиной раньше, чем читать и писать

В дальнейшем во время обучения у профессиональных скульпторов Микеланджело заметил Лоренцо де Медичи. А если Лоренцо де Медичи кого-то приметил, значит, этому человеку гарантированы заказы, доход, сытая жизнь. После смерти покровителя в 1492 году Микеланджело пробивал себе дорогу сам. Главный его заказчик — церковь. Он работал то в Риме, то во Флоренции. В основном, занимался скульптурой.


Портрет Микеланджело Буонарроти. Якопо дель Конте, 1540

Микеланджело был страшным, даже ужасающим перфекционистом. Он мог бросить работу, сделанную на половину, если замечал, что что-то не в полной мере соответствует его замыслу. А многие свои рисунки он и вовсе сжег незадолго до смерти. Та же судьба ждала и наброски — Микеланджело не хотел, чтобы кто-либо видел, в каких муках рождается искусство.

На старости лет Микеланджело писал страстные сонеты своей 40-летней музе

Буонарроти тяготел к скульптуре в первую очередь, но был и художником, и архитектором. Всем, кем заказчик изволит. Гений широкого профиля. Даже стихи писал. С особенной силой этот талант раскрылся на седьмом десятке, когда маэстро начал писать Виттории Колонне послания и сонеты.

Скончался Микеланджело тихо и спокойно в 88 лет, отдав, согласно собственному завещанию, душу — богу, тело — земле, имущество — родным.




Top