Урок музыкальной литературе 1 год обучения. Учебник для первого года обучения (старый вариант)

МОУ ДОД «ДШИ п.Ува »

Конспект урока по теме: «Музыкальный фольклор»

Предмет: Музыкальная литература 1 год обучения.

Составитель: Таланова Т.А.

преподаватель теоретических дисциплин

Тема урока: Музыкальный фольклор

Цель урока:

Формирование художественно- эстетического вкуса детей

Воспитание любви к своей земле, к своему народу

Пробуждение интереса к русскому фольклору

Задачи:

- обобщить и закрепить знания о русских народных песнях

Развивать творческие способности учащихся в разучивании русской народной песни и импровизации

Оценить степень усвоения пройденного материала

Расширить кругозор учащихся

Тип урока: комбинированный - урок закрепления знаний, контроль и новый материал, углубляющий пройденную тему (ответы детей, прослушивание музыкальных произведений, просмотр видео материала, дидактическая игра, творческие задания, разучивание песни, тестовое задание)

Оснащение урока:

оборудование:

аудио, видеоаппаратура, ноутбук, инструмент фортепиано, презентация, нотные примеры, тексты песен, дидактический материал (лото- жанры русской народной песни, проверочный тест).

музыкальный материал:

Русские народные песни: « Щедровочка щедровала», « Как за речкою, да за Дарьею» , «Ни одна во поле дороженька», Колыбельная (А.Лядов), «Я с комариком», «Валенки» в исполнении М.Мордасовой, «Выйду ль я на реченьку» в исполнении Л.Руслановой, « По улице широкой» в исполнении хора им.Пятницкого.

План урока

    Организационный момент, проверка домашнего задания.

    Повторение (ответы учащихся на вопросы преподавателя, сопровождаемые презентацией).

    Закрепление (дидактические игры, творческие задания, разучивание песни), контроль (тест письменно)

    Новый материал (знакомство с певцами и коллективом, исполняющими русские народные песни)

    Объяснение домашнего задания.

Ход урока

    Организационный момент , проверка домашнего задания (подобрать или нарисовать картинки к разным жанрам русской народной песни).

    Повторение

    Что такое фольклор? Назовите отличие народного творчества от профессионального.

    Какое общее название имеют самые древние народные песни?

    Что играет главную роль в обрядовых песнях, почему? Какая в них мелодия, как она строится?

    Одни из древнейших народных песен, рассказывающих о давно прошедших временах. О чем рассказывалось в былинах? Как называли исполнителей былин? На каком инструменте они себе аккомпанировали?

    Что в былине главное? Былины сказывались очень спокойно, неторопливо, их напевы складывались из длинных фраз.Для плавности сказа часто вставлялись дополнительные слоги.Существовали былины южные- Киевские, и северные- Новгородские. Кто является их героями?

    Позднее, в 13 – 14 веках появились исторические песни. О чем рассказывалось в этих песнях? Кем они исполнялись? Какой была мелодия по сравнению с былинами?

    Песни, в которых раскрывается душа народа? О чем в них поется? (о девушке – лебедушке,о горькой разлуке, о смерти в поле вдали от дома, о разбойничьей доле)

    Назовите особенности мелодии, текста. Как поются?

    Напевы лирических хороводных песен подсказывают танцевальные движения.В песнях повторяются слова «ай, люли», «ой, дид ладо» («Во поле береза стояла», «А мы просо сеяли» и др.)

    В плясовых песнях, в отличие от хороводных, важно показать свое умение, ловкость, удаль. Как правило это мужские танцы. В них часто выходят солисты – кто кого перепляшет: знаменитые «Барыня», «Трепак», «Камаринская».

Среди шуточных плясовых песен встречаются такие, в которых ритмический рисунок мелодии не совпадает с ударениями в тексте. Нарочито «неправильные» ударения можно услышать, например в песне «Я с комариком плясала».

    Колыбельные – первые лирические песни, которые слышит ребенок. Их ласковые интонации и спокойный «укачивающий» ритм выражают нежность матери.

Какие слова часто звучат в колыбельных? Какие персонажи встречаются?

III .Закрепление

    Музыкальная викторина .

А сейчас я вам предлагаю угадайку. После прослушивания музыкального фрагмента нужно поднять карточку с названием жанра песни.

Жанровое лото (Смотри в конце конспекта)

Теперь предлагаю вам сыграть в жанровое лото, после прослушивания задания или вопроса нужно заполнять карту соответствующими маленькими карточками с названиями жанров.

Импровизация мелодии на заданный текст.

Сочинение мелодии (по желанию) на предложенный текст:

Сею- вею, повеваю, я пшеницей посылаю, с новым годом поздравляю!

Сею- вею, повеваю, овес, ячмень посылаю, счастья, радости желаю!

Чтобы в поле уродило, чтобы в хлеву удвоило,

Чтобы детки подрастали, чтобы девок замуж взяли!

Сею- вею, повеваю, с Новым годом поздравляю!

Прочитав текст, определить жанр песни, подумать, какой должна быть мелодия.

Разучивание колядки «Сею- вею, повеваю»

IV .Новый материал (Презентация)

    Нередко на селе выделялись лучшие певцы с хорошим слухом и голосом, они обычно были запевалами и хранителями песен. Кто из вас знает таких певцов? Я хочу вас сегодня познакомить с замечательными артистами, которые оставили свой глубокий след в русской культуре. Первая, о ком я хочу рассказать вам – это Мария Николаевна Мордасова – исполнительница русских песен и частушек. Родилась Мария Николаевна в деревне Нижняя Мазовка в Тамбовской области. Работала дояркой, бригадиром свекловодческой бригады, участвовала в смотре художественной самодеятельности в 1938 году. Жюри высоко оценило дарование певицы и она переехала жить в Воронеж. Зимой 1942-1943 годов в селе Анна был создан Воронежский русский народный хор, одной из первых его участниц стала Мария. В 1943-1972 годах она – солистка Воронежского народного хора. Мария Николаевна – собирательница народных песен, автор многочисленных частушек и припевок.

    Фото и песня «Валенки»

    Теперь я расскажу вам еще об одной замечательной русской певице – это Лидия Андреевна Русланова. Родилась в 1900 году в крестьянской семье. Когда девочке было 5 лет, мама ее умерла, а отец погиб в русско-японскую войну. До 14 лет Л.А. воспитывалась в сиротском приюте. В 1916 году поехала на фронт сестрой милосердия и служила в санитарном поезде. Во время Великой Отечественной войны вела активную концертную деятельность и была отмечена правительственными наградами.

    Фото и песня

    Песня в начале 20 века была общедоступным жанром и пелась коллективно. Появилась потребность в создании народных хоров. В 1904 году появился один из первых народных хоров в России.Организатором его стал Митрофан Ефимович Пятницкий (1864-1927г). Он ездил по российским деревням, прослушивал и отбирал лучшие голоса девчонок и ребят. Так и возник хор под управлением талантливого артиста. М.Е.Пятницкий – не только создатель замечательного коллектива, он – собиратель русского народного творчества. Им записано на фонограф около 400 песен (в основном воронежских). Кроме того, Пятницкий является еще собирателем народных костюмов и инструментов. В годы Первой мировой войны Пятницкий служил в одной из Московских больниц, куда поступали раненые солдаты. Из их числа он создал так называемый «хор инвалидов» (в числе поющих был и медперсонал). Многие участники хора, зачастую малограмотные и неграмотные крестьяне в прошлом, впервые изучили нотную грамоту и приобщились к хоровому пению.

    Фото М.Е.Пятницкого

    Видео – запись выступления хора им.Пятницкого с песней « По улице широкой»

    « Народная песня, эта художественная летопись народной жизни, к глубокому сожалению вымирает с каждым днем…Деревня начинает забывать свои прекрасные песни…Народная песня исчезает и её надо спасать». Как вы понимаете эти слова М.Е.Пятницкого, согласны ли вы с ним?

    Объяснение домашнего задания

В качестве домашнего задания я предлагаю вам 1) написать сочинение о народной песне, о том нужно ли собирать и хранить их, для чего это нужно или

2) узнать и записать имена певцов и названия коллективов, исполняющих народные песни (20 века и современных)

Спасибо всем за работу на уроке, до свидания.

Использованная литература:

    Барабошкина А.В.Сольфеджио для 2-го класса ДМШ.- М.: Музыка, 1987.

    Бачинская Н.М., Попова Т.В. Русское народное музыкальное творчество.- М.: Музыка, 1969.

    Осовицкая З.Е., Казаринова А.С. Музыкальная литература: Учебник для ДМШ: Первый год обучения предмету. – М.: Музыка. – 2000.

    Царёва Н.А. Уроки госпожи мелодии: Рассказы тётушки Ферматы / Учебник для 3-го класса ДМШ и ДШИ.М.: ООО « Издательство « РОСМЭН-ПРЕСС», 2003.

Серия «Учебные пособия для ДМШ»

О.К. Ермакова

Уроки МУЗЫКАЛЬНой
ЛИТЕРАТУРы
Первый год обучения

Ростов-на-Дону
«Феникс»
2012

Www.phoenixbooks.ru

УДК 78(07)
ББК 85.31я7
КТК 860
Е72
Ермакова О.К.
Е72 Уроки музыкальной литературы: первый год обучения
/ О.К. Ермакова. - Ростов н/Д: Феникс, 2012. - 186, с. :
ил. - (Учебные пособия для ДМШ).

ISBN 978–5–222–19760–8

Учебник по музыкальной литературе содержит шесть основных разделов курса первого года обучения, которые полностью
соответствуют программным требованиям. Историко-теоретический материал включает сведения о средствах музыкальной выразительности, инструментах оркестра, музыкальных формах и
жанрах. Разбор изучаемых музыкальных произведений проведен в достаточно краткой форме, включая при этом всю необходимую информацию. Каждый параграф дополнен вопросами и
заданиями. Изложение материала сопровождается необходимыми нотными примерами классической музыки, а также иллюстрациями. Для успешного освоения учащимися учебного материала текст учебника изложен четко, ясно и наглядно: основные
понятия и названия выделены специальными шрифтами или
расположены столбцами. Кроме того, текст учебника дополнен
таблицами. Одни из них предназначены для запоминания («Танцы», «Ансамбли в опере», «Певческие голоса»), другие являются
справочным материалом («Различные выражения настроений в
музыке», «Темпы», «Наиболее известные балеты, «Анализ музыкальных произведений»).

УДК 78(07)
ISBN 978–5–222–19760–8

ББК 85.31я7

© О.К. Ермакова, текст, 2012
© ООО «Феникс», оформление, 2012

Www.phoenixbooks.ru

Введение
Настоящее учебное пособие предназначено для
изучения предмета «музыкальная литература»
учащимися 4-х классов (1-го года обучения) детских музыкальных школ и школ искусств.
При создании пособия автор, учитывая возрастные особенности детей, поставил перед собой цель - дать учащимся в полном объеме все
необходимые для изучения предмета сведения
и понятия, изложив их в лаконичной, наглядной
и доступной для детей форме. Текст пособия составлен таким образом, чтобы ученик мог самостоятельно использовать его при выполнении домашних заданий, не затрачивая в поиске нужной
информации лишнего времени.
Пособие полностью соответствует Программе.
По сравнению с существующими учебниками,
в данное учебное пособие внесен ряд существенных изменений и дополнений. Введение содержит
новую главу «Какие настроения выражает музыка»; к теме «Средства музыкальной выразительности» добавлен параграф «Интонации мелодии»,
а также описаны различные способы применения
гармонии в музыкальных произведениях. Более
полно и подробно изложен учебный материал
в главе «Симфонический оркестр» и разделе «Опера»; раздел «Танцевальная музыка» дополнен
3

Www.phoenixbooks.ru

Сведениями о танцах, которые ранее в учебники
включены не были. В качестве дополнительного материала также предлагается глава«Балет
П.И. Чайковского “Лебединое озеро”».
Нотный материал в пособии также соответствует Программе, но в некоторых главах заменен
и дополнен. Характеристика музыкальных произведений содержит все необходимые сведения,
но изложена достаточно кратко, с учетом особенностей восприятия детей данного возраста.
Для наглядности, лучшего запоминания и осмысления учащимися материала учебное пособие также дополнено таблицами, среди которых:
«Музыкальные формы»,«План анализа музыкального произведения», «Танцы», «Наиболее
известные балеты», «Певческие голоса» и другие.

Www.phoenixbooks.ru

Дорогие ребята!
Вот уже несколько лет вы занимаетесь одним
из самых прекрасных видов искусства - музыкой. Теперь возникла необходимость научиться
по-настоящему ее понимать, узнать о ней много
нового и интересного.
Для того чтобы уметь слушать классическую
музыку, нужно научиться разбираться в ее основных законах и особенностях музыкальной
речи, а чтобы понять, о чем «говорят» композиторы в своих музыкальных произведениях,
необходимо знать многое о событиях в их жизни
и творчестве. В этом вам поможет изучение предмета музыкальная литература.
На уроках вы познакомитесь с различными
музыкальными инструментами, оркестрами,
певческими голосами, узнаете много нового
о русских народных обрядах и песнях, танцах
разных стран и эпох, симфонической музыке,
опере и балете. Вы научитесь разбираться в самых важных явлениях этого удивительно разнообразного и прекрасного музыкального мира.
Нужно лишь помнить, что попасть в этот мир
может только тот, кто искренне любит музыку
и по-настоящему хочет ее понять.

Www.phoenixbooks.ru

Откуда произошло слово «музыка»
О музыке и ее удивительной силе воздействия
на человека сложено множество мифов и легенд.
Самые первые из них появились тысячи лет назад
в Древней Греции.
На высокой горе Олимп живут прекрасные
музы - девять дочерей бога-громовержца Зевса
и богини памяти Мнемозины. Каждая из них покровительствует определенному виду искусства
и науки:
Евтерпа - муза лирической поэзии и песен,
Каллиопа - муза эпической поэзии и древних
сказаний,
Полигимния - муза священных гимнов,
Эрато - муза любовной поэзии,
Терпсихора - покровительница танца,
Талия - муза комедии,
Мельпомена - муза трагедии,
Клио - покровительница истории,
Урания - муза астрономии.
Волшебная красота муз и их чудесное пение
завораживает всех вокруг, заставляя забыть о горестях и раздорах. Рядом с музами - бог солнца
и света, покровитель искусств Аполлон, сопровождающий их пение чудесной игрой на золотой
кифаре (лире).
Поистине красиво звучит слово музыка. Недаром оно произошло от древнегреческого слова,
означающего искусство муз.
6

Www.phoenixbooks.ru

Мифы о волшебной силе музыкального искусства были посвящены и древнегреческому певцу
Орфею, чудесное пение которого, сопровождаемое
игрой на кифаре, с восхищением слушали все
вокруг. Своей музыкой он мог укрощать диких
зверей, поворачивать вспять горные реки, передвигать леса и каменные глыбы. С древних времен сохранились изображения Орфея с лавровым
венком на голове и золотой лирой в руках. Именно
этот небольшой струнный инструмент с красиво
изогнутой рамкой стал символом музыкального
искусства.

Вопросы и задания:
1. Откуда произошло слово музыка?
2. Какой музыкальный инструмент стал символом музыкального искусства? Кто из героев мифов Древней
Греции играл на этом инструменте?

Www.phoenixbooks.ru

Какие настроения
выражает музыка
Как в жизни человека, так и в музыке существует множество различных оттенков настроений. Одни связаны с ощущением радости, а другие - с ощущением горя, печали. В таблице вы
видите некоторые из них:

Различные выражения
настроений в музыке
Настроение
радости

Настроение горя,
печали

1. Торжество,
прославление

1. Страдания,
скорбь

2. Общее
ликование

2. Борьба со злом,
преодоление
несчастья

3. Радостная
взволнованность

3. Грустное
размышление

4. Наслаждение,
покой

4. «Светлая»
печаль

5. Юмор, шутка

Www.phoenixbooks.ru

В музыке выражение радости может иметь
различный характер. Гимн России, сочиненный композитором Александровым
на стихи Михалкова, звучит неторопливо
и величаво-торжественно.
11

Широко. Торжественно

Рос - си -

J r >
œ. œ œ
я -

Ве - ли - ка - я

J r
œ. œ œ
>

>
r >
j r
& œ œJ . œ œ œj œj œ œ . œ œ œj œj
>

Cresc.
>.
r
r
j
& œ œ . œ œ œj . œ œ Jœ Jœ œ
>
>
>
си - я лю - би - ма - я
на - ша стра - на.

Ли - ка - я

Сла - ва - тво - е

Славь - ся,

Брат - ских на - ро - дов

>œ . œ 
J

R
œ. œ
J

Славь - ся,

Дан - на - я

Те - чест - во

> j
j
œ.œ œ œ. œ
R
R

До - сто - я - нье на

Стра - на!

Ве - ко - вой,

œ . œ >œ œ j
J R
J œ

Во - ля, ве -

R
œ. œ 
J

Сво - бод - но - е,

Пред - ка

>œ . j
œ 

Все вре - ме - на!

Дер - жа - ва,

Мо - гу - ча - я

Род - на - я!

Совсем по-иному передается радостное настроение в увертюре к опере Глинки «Руслан
9

Www.phoenixbooks.ru

И Людмила», музыка которой выражает общее
ликование народа.
2
2

>
# # c 
&
Presto

ƒ
? ## c 

>
4

>




>

>
## œ œ œ œ œ œ œ

œ
&

? ## œ œ œ œ œ œ
œ œ 

>

œœ œœ
œœ n œœ

>


œ nœ
œ nœ



>

. . œ œ
œ œ œ œ
. . œ œ
œ œ œ œ
œœ œœ
œœ n œœ

œ nœ
œ nœ

В пьесе «Новая кукла» из «Детского альбома» Чайковского передано радостное взволнованное настроение девочки, получившей неожиданный подарок.
3

B
& b 38 ‰

Подвижно

B 3
&b 8 œ
œ
5

B
& b b œœ


œœ
œ
J

œœ
œ
J

œœ
j
œ

Www.phoenixbooks.ru

œœ
œ
J

Чувство светлой радости, наслаждения и покоя - в молитве Шуберта «Аве Мария».
4

#
& 44  .

J j
œ œ .

Неторопливо

R
œ œ œ œ
œ œ
R

Забавно, шутливо звучит пьеса Кабалевского «Клоуны». В таком же характере написана
«Шутка» Баха в исполнении солирующей флейты с оркестром.
5

. œ
œ œ œ
œœœ
# # 2 œ œ œ. œ œ œ. œ œ œ œ œ œ œ œ # œ
& 4
f
Allegretto (Довольно скоро)

Различные оттенки настроения и в музыке,
которая связана с выражением горя, печали.
Неторопливое, мрачное звучание аккордов
в низком регистре во вступлении к «Патетической сонате» Бетховена выражает состояние страдания и скорби.
6

Grave (Медленно, тяжело)

œœ œœ .. œœ n œœœ ... œœœ n œœœ
œ œ.
fp
? bb c œ œ . œ œ . œ # œ
b œœ œœ ..
œ œ.

œ ≈.
J Ax

œ.
n œœœ œœœ ... œœœ œœ ..
fp
œ œ. œ œ.

œœ
œ
œ

J
œœœ ‰

Но вот настроение изменилось. В быстром темпе,
на фоне напряженного звучания аккомпанемента,
11

Www.phoenixbooks.ru

Мелодия «стремительно взлетает вверх», прорываясь «от мрака к свету». Так музыка выражает
борьбу человека со своим унынием и горестными
переживаниями.
7

Allegro molto (Очень скоро)

œ n œœ. œœ. n œœ
.
œ.

œ 
œ. n 

.
œ. n œœ. œœ. n œœ
œ

Bb C œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ
b
œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ
5

.
bb 
& b
? b
bb

.
n 

.



.

œ œ œ œ
œ œ
œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ œ # œ# œ œ œ œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ
œ œ
сresc.

В романсе «Жаворонок» Глинки нежная напевная мелодия передает ощущение грусти.
8

# 4
œ œ œ
& 4œ
p Меж - ду не - бом
# 4Œ œœŒ œœ
& 4
p
œ.
œ ..
? # 44 ‰ œœ .. ‰ œœ .
Умеренно

œ œ œ. ‰ œ.

œœ ..
œ.

Зем - лей

‰ œœ ..

œ œ œ.
œ

‰ œœ ...
œ

Раз - да - ет

‰ œ.
#  œœ ..

‰ œœ ..

Www.phoenixbooks.ru


 œœ ..

Cодержание
Введение. .................................................................................................................3
Какие настроения выражает музыка.................................8

Средства музыкальной выразительности.............................14
Мелодия..........................................................................................................14
Интонации мелодии....................................................................15

Гармония........................................................................................................18
Ритм. ................................................................................................................20
Лад....................................................................................................................21
Диапазон и регистр............................................................................22
Темп....................................................................................................................23
Наиболее известные обозначения темпов.................23

Динамические оттенки..................................................................24
Тембр.................................................................................................................25
Штрихи...........................................................................................................26
Фактура. .......................................................................................................26
Инструменты симфонического оркестра...............................28
Струнные смычковые инструменты................................29
Деревянные духовые инструменты....................................31
Медные духовые инструменты...............................................34
Ударные инструменты. ..................................................................36
Ударные инструменты, имеющие высоту звука.......36

Www.phoenixbooks.ru

Ударные инструменты,.
не имеющие высоты звука.....................................................38

Дополнительная группа.................................................................40
Партитура.................................................................................................41
С. Прокофьев. «Петя и волк»......................................................44
Музыкальные формы.........................................................................49
Период..................................................................................................50
Простая двухчастная форма..................................................51
Простая трехчастная форма..................................................51
Сложная двухчастная форма................................................51
Сложная трехчастная форма.................................................52
Рондо......................................................................................................52
Вариационная форма.................................................................53

Анализ музыкальных произведений.....................................53
П.И. Чайковский «Детский альбом»....................................55
Музыкальные жанры.................................................................................72
Марш.................................................................................................................72
Танцевальная музыка......................................................................

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детская школа искусств» г. Аркадак.

План-конспект урока по музыкальной литературе (4кл. фо-но 1 год обучения)

Преподаватель Путилина Н.Ю.

Тема:

Балет «Щелкунчик»

П.И.Чайковского.

Тема: Балет П.И.Чайковского «Щелкунчик».

Тип: Изучение нового материала .

Вид: Традиционный.

Цель: Познакомить детей с музыкально- сценическим жанром как – балет.

Задачи:

Воспитательные : пробудить интерес к творчеству П.И.Чайковского.

Образовательные: Познакомится с балетом «Щелкунчик» П.И.Чайковского.

Развивающие: Развить музыкальное мышление, воображение.

Этапы урока:

1. Организационный.

2. Этап усвоения новых знаний.

3. Этап закрепления.

4. Заключительный этап.

План урока:

1.Организационный момент.

Знакомство с Мариинским театром. Краткое содержание сказки «Щелкунчик» Гофмана. Краткая биография П.И.Чайковского. Знакомство с музыкальным сценическим жанром- балет, включая понятия: пантомима, увертюра, классический танец.

2. Основной этап. Этап усвоения знаний.

Изучение балета П.И.Чайковского «Щелкунчик»:

1 акт,1 картина; «Марш», « Рост ёлки».

1 акт, 2 картина: «Вальс снежных хлопьев».

2 акт,танцы: «Кофе», «Чай», «Трепак»,«Танец трёх пастушков», «Вальс цветов», «Адажио», «Танец феи Драже».

3.Этап: Закрепление знаний.

Вопросы для закрепления нового материала.

4.Этап завершающий: домашнее задание.

Средства обучения: компьютер, (проектор),музыкальный центр.

Методические пособия: музыкальная литература, З.Осовицкая, А.Казаринова.

Аудиопособие по музыкальной литературе автор Кушнир.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Слайд № 1. Название презентации.

Слайд № 2. Заставка с изображением «Щелкунчика».

Учитель: Здравствуйте ребята. Сегодня мы с вами познакомимся с музыкальным театром миром сказки и удивительных превращений, мир наших грёз и сновидений.

Слайд №3. Мариинский театр.

Учитель: Перед вами Мариинский театр оперы и балета г. Санкт-Петербурга.

Слайд №4. Сцена театра.

Учитель: Именно на этой сцене театра 6 декабря в 1892 году с большим успехом состоялась премьера балета «Щелкунчик». Поднимите руку, кто был в театре? Надеюсь,что когда нибудь, кто не был в театре обязательно побывает на премьере балета или оперы. Ребята, а вы знаете, кто написал музыку к балету «Щелкунчик».

Дети: Ответ - П.И.Чайковский

Учитель: Правильно ребята.

Слайд №5. Портрет П.И.Чайковского.

Учитель знакомит детей с краткой биографией композитора.

Учитель: Ребята, а кто знает, что обозначает слово балет?

Дети: Ответ: Балет происходит от итальянского слова «ballo», что значит «танцую», одной из самых сложных и богатых жанров музыкально- театрального искусства.

Учитель: Правильно ребята! Балеты Чайковского наполнены глубоким содержанием и чувством, стали образцами академического балета. П.И.Чайковский писал: « Балет – та же симфония». Он написан тем же ярким, сложным языком, что и оперы. В балете, как и в литературе, музыке, живописи – возрос интерес к духовной жизни человека, к миру его чувств, настроении, переживаний. Хореографы, танцовщики стали искать новые формы выразительности в танце и пантомиме. Однако музыку для балетов писали второстепенные композиторы – ремесленники, а под час и рядовые оркестранты. Музыка одного спектакля часто напоминало пёстрое лоскутное одеяло, « сшитое» из разноцветных «лоскутков» музыки нескольких композиторов. Такое не равноправие музыки и хореографии в балете продолжалось до тех пор, пока не встретились два гениальных мастера – композитор П.И.Чайковский и балетмейстер Мариус Петипа.

Слайд №6. Портрет Мариуса Петипа.

Учитель кратко рассказывает биографию хореографа.

Учитель: Мариус Петипа сочинил сценарий «Щелкунчика». В нём он определил характер музыки и строение двухактного балета. Однако болезнь помешала ему продолжить работу и премьеру спектакля подготовил Л.Иванов – второй балетмейстер театра.

Слайд №7. Лев Иванов.

Учитель: Кто мне скажет, на какую сказку был написан балет «Щелкунчик»? Кто его автор?

Дети: Ответ. На сказку немецкого писателя Ф.Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

Слайд №8. Эрнст Гофман.

Учитель: Правильно ребята! Молодцы! Давайте вместе вспомним содержание сказки.

Дети по очереди рассказывают сказку.

2.Этап усвоения новых знаний.

Учитель: В музыке мир добра и зла резко разделён для слушателя тембрами, оркестровкой. Для композитора мир добра – это мир детства, поэзии и красоты. В увертюре, детских сценах у ёлки, а затем в царстве сластей Конфитюренбурге «поют» струнные инструменты; их дополняют «тёплые» , насыщенные по тембру голоса гобоев, английского рожка, кларнетов.

Фантастический мир мышиного царства, злое «Зазеркалье» связано со звучанием крайних, неприятных для слуха регистров инструментов – низких альтов, кларнетов, фаготов, с отрывистым «сухим» звучанием струнных и «мышиным писком» флейты – пикколо. П.И.Чайковский включил в партитуру и детские музыкальные инструменты: детские трубы, барабаны и тарелки. Самый необычный инструмент партитуры – челеста.

Слад №9. Челеста.

Учитель: Все основные события балета происходят в 1 акте, а 2 акт представляет собой блестящий дивертисмент.

Учитель объясняет значение слова дивертисмент.

Учитель: Сегодня мы с вами послушаем и проанализируем несколько номеров из балета (всего их 15). Ребята! Кто мне скажет, что обозначает слово увертюра? Мы с вами уже знакомились с этим значением слова, когда проходили жанр опера.

Дети: Увертюра - инструментальное вступление к опере, балету… подготавливающее внимание слушателей к предстоящему действию.

Учитель: Правильно! Занавес ещё закрыта, а симфонический оркестр уже играет увертюру.

Звучит увертюра. Дети слушают.

Слайд №10. Гостиная в доме Зильбергхауса.

Учитель: После того как взрослые хозяева и гости зажгли огни рождественской ёлки и приготовили подарки, детей впустили в гостиную и начался праздник. Музыка упругая по ритму и «воздушная» по звучанию к теме увертюры. Но есть и особые приметы: это – фанфарные подчёркивающие торжественность момента раздачу подарков, «тревожный эпизод»- предвестник фантастических событий рождественской ночи.

Слайд №11. Раздача подарков.

Учитель: Давайте послушаем марш и попробуем представить события, происходящие на этом празднике.

Слайд №12 . Рост ёлки.

Учитель: События сказки переносятся в фантастический мир Зазеркалья. Чудеса начинаются после полуночного боя часов. Клара, придя тайком в гостиную, чтобы проведать Щелкунчика, вдруг видит чудо, ёлка увеличивается и постепенно становится огромной. «Рост ёлки» изображён в музыке « в бесконечном», головокружительном восхождении по сказочным ступеням грандиозной мелодии – секвенции. Словно исчезают стены гостиной, раздвигаются границы пространства и времени. Музыка сказочная, передаёт радостную душу девочки.

Звучит фрагмент «Рост ёлки».

Слайд»13. « Сцена сражения».

Учитель: Сцена сражения – центральный, кульминационный эпизод 1 акта балета. Он показывает силу фантастического зла и несокрушимую силу добра, способного преодолеть зло.

Кукольная война замечательно отображена в музыке. Военные «фанфары», исполняемые гобоями (а не трубами), барабанный бой детских барабанчиков, суетливый бег струнных (мыши), пронзительные мотивы флейт (мышиный визг) – всё это «военная музыка игрушек». Встречные гаммаобразные линии оркестровых пассажей также отражают противоборство «военных» сил. Эти элементы музыкального языка создают картину фантастического сражения, зловещего по своему оркестровому колориту. Спасение Щелкунчика и рассеивание злых чар отмечено возвращением в музыку света. С превращением уродца Щелкунчика в прекрасного принца в музыке воцаряется гамма до мажор.

Звучит сцена сражения.

Слайд № 14. « Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Представим еловый лес зимой, вьюга. Этот номер создаёт картину тревожного настроения (тональность ми минор), затем вступает « детский хор – снежинки». Звучит напевная, безмятежная, светлая мелодия (соль мажор). Звучит вальс.

Учитель: Дворец в царстве сластей Конфитюренбурге. Клара и Щелкунчик прибывают на бал в царство сластей… «в колеснице из раковины, усеянной каменьями, сверкающей на солнце и влекомый золотыми дельфинами… Музыка ширится и прибывает, как бушующие струи». (либретто Петипа). Здесь происходят чудеса, танцуют гости из разных стран.

Слайд № 15. Танец «Кофе».

Звучит танец «Кофе».

Учитель: Его музыка полна восточной ночи, тёмной печали.

Слайд № 16. Танец «Чай».

Учитель: Радует своим забавным звучанием.

Звучит «Чай».

Слайд № 17. Русский танец «Трепак».

Учитель: Трепак восхищает своей удалью, мужественным звучанием.

Слайд № 18. « Танец трёх пастушков».

Учитель: «Танец трёх пастушков» тонкий и изящный. Пастушки танцуют играя на дудочках, сделанных из камыша. Звучит «Танец трёх пастушков».

Слайд №19. «Вальс цветов».

Учитель: Завершает дивертисмент «Вальс цветов». Вальс не имеет себе равных по красоте и щедрости мелодий.

Звучит «Вальс цветов».

Слайд №20 . «Адажио».

Учитель: За «Вальсом цветов» следует главный лирический номер балета ПА-ДЕ-ДЁ-Адажио.

Учитель: Кто может объяснить значение этого слова?

Дети: ПА-ДЕ-ДЁ – это танец для двоих.

Учитель: Молодцы! Адажио является центральным номером балета – кульминацией. Она становится музыкальным символом счастья и любви.

Звучит «Адажио».

Слайд № 21. « Танец феи Драже».

Учитель: Музыка «Феи Драже» не обыкновенная, у неё « небесный голос». Чайковский услышал его у челесты. Её ровный, механически чёткий, повторяющийся ритм напоминает движение старинных заводных игрушек.

Звучит « Танец феи Драже».

Учитель: Балет завершается всеобщим вальсом и ликующим апофеозом.

3. Этап закрепления знаний.

Учитель: Итак, сегодня мы с вами прослушали балет «Щелкунчик». Узнали понятия новых слов как увертюра, пантомима, дивертисмент, «Адажио».

Учитель: Ребята! Давайте ещё раз повторим значение этих слов и запомним их.

Дети повторяют значение слов.

4.Завершающий этап. Домашнее задание.

Нарисовать рисунки к балету.


Книга предназначена для учеников музыкальных школ, изучающих музыкальную литературу (первый год обучения), и их преподавателей, проявляющих интерес к различным направлениям в современной музыкальной педагогике. Материал книги может быть использован и в курсе «Слушание музыки».
Методом изучения является игра, импровизация, сочинение, танец, постановка небольшой детской оперы и т. д. - то есть те основные принципы, на которых основан вышедший ранее авторский курс «Неправильное сольфеджио, в котором вместо правил - песенки, картинки и разные истории».
В книге есть примерная разработка каждого урока, а также необходимый нотный материал.

На каких инструментах играли древние люди?
У самых древних людей не было музыкальных инструментов. Музыка началась с пения, а первым инструментом был человеческий голос. Затем появились самозвучащие инструменты - разные колотушки, трещотки и иные ударные и шумовые инструменты.

Другую группу древних инструментов составили духовые: гуделки, свистки, тростниковые флейты. Даже полые кости животных становились музыкальными инструментами. Так, в раскопках поселения людей древнего каменного века нашли свисток из сустава оленя, костяную дудку, флейту из кости лебедя. Затем люди научились делать дудки с боковыми отверстиями, многоствольные флейты для извлечения звуков разной высоты. Из дерева, рога или раковины изготовлялись трубы.

Содержание.
От автора.
Первая четверть.
Урок 1. Да здравствует музыка! А, собственно, для чего она нужна?.
Урок 2. На каких инструментах играли древние люди?.
Урок 3. Как и о чём пели в Древней Греции.
Уроки 4-5. Русская народная музыка.
Урок 6. Путешествие в страны Востока. Ближний Восток. Восток - дело тонкое!.
Урок 7. Дальний Восток. Китай, Япония, Корея.
Вторая четверть.
Урок 1. Путешествие на Африканский континент.
Урок 2. Приглашение на рыцарский турнир.
Урок 3. Век замечательных открытий. Открытие Америки и рождение оперы.
Урок 4. Как композиторы сочиняют оперы.
Урок 5. Бал. Старинная сюита.
Урок 6. От бала к балету.
Урок 7. Балет П.И. Чайковского «Щелкунчик».
Третья четверть.
Урок 1. Люди хотят развлекаться. Нужны новые инструменты. Скрипка.
Урок 2. Орган.
Урок 3. Клавир, клавесин, фортепиано.
Урок 4. Духовые инструменты.
Урок 6. У симфонии есть родители.
Урок 7. Возникновение джаза.
Четвертая четверть.
Урок 1. Как композитор сочиняет музыку. Тема. Характер музыки. Музыкальный образ и содержание музыкальных произведений.
Урок 2. Одночастная форма. Период. Предложение. Каденция.
Урок 3. Двухчастная простая форма.
Урок 4. Простая трехчастная форма.
Урок 5. Сложная трехчастная форма.
Урок 6. Вариации.
Урок 7. Рондо.
Приложения.
Приложение 1. Содержание программы.
Приложение 2. Красная шапочка.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Неправильная музыкальная литература, История музыки, Первый год обучения, Камозина О.П., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.




Top