Урок "Мы научимся жить". Заседание философского стола по повести В.Тендрякова "Ночь после выпуска"

    Развивайте свои интересы. Отсутствие динамики или развитых интересов, или хобби может способствовать тому, что вы будете казаться незрелым человеком. Если вы найдете что-то такое, что будет доставлять вам удовольствие, и вы станете в этом «профессионалом», то так вы будете выглядеть более опытным и взрослым. Также это даст вам новые темы для разговоров с другими людьми вне зависимости от того, разделяют ли они ваше увлечение.

    Ставьте перед собой цели и работайте над их достижением. Частью зрелости является способность принимать свои существующие сильные стороны, определение тех областей, в которых вы должны достичь еще большего мастерства и установка целей на будущее. Помните про будущее и позволяйте ему правильно освещать ваши решения в жизни. Как только вы поставите перед собой четкие, выполнимые и поддающиеся измерению цели, начинайте работать над тем, чтобы их добиваться.

    Научитесь определять, когда можно подурачиться. Чтобы казаться зрелым человеком, необязательно быть все время серьезным. Настоящая зрелость подразумевает понимание уместности поведения и умение определять, когда можно подурачиться, а когда нужно быть серьезным. Хорошо, если у вас получается быть несерьезным на разных уровнях, чтобы уметь сводить свое настроение подурачиться к разным масштабам.

    • Постарайтесь выделить себе на каждый день время, чтобы просто побездельничать. Вам необходимо время, чтобы спустить пар и побездельничать. Дайте себе немного времени (скажем, после школы), чтобы от души покуролесить.
    • Стоит понимать, что не всегда ваша несерьезность подходит официальным ситуациям, например, в школе, в церкви, на рабочем месте и особенно на похоронах. От вас будут ожидать проявление внимания, а не розыгрышей. Так что несерьезность в подобных ситуациях обычно сигнализирует о незрелости человека.
    • Однако в неформальных ситуациях, например с друзьями или даже в кругу семьи, уместно подурачиться. Это даже может еще крепче связать вас друг с другом.
    • Установите для себя некоторые критерии, чтобы знать, когда можно побыть несерьезным или пошутить, а когда нет. Не позволяйте себе шутки и шалости подлого или унижающего характера.
  1. Уважайте других. Нам всем нужно жить в мире друг с другом. Если вы делаете что-то, чтобы намеренно раздражать других, или не принимаете во внимание чувства других людей при каких-либо действиях, то окружающие могут смотреть на вас как на человека незрелого. Постарайтесь не забывать о потребностях и желаниях окружающих, это поможет вам создать себе репутацию зрелого и достойного уважения человека.

    • Уважительное отношение к окружающим не означает, что вы должны позволять вытирать об себя ноги. Это означает, что вам нужно прислушиваться к другим и относиться к ним так, как бы вы хотели, чтобы относились к вам. Если другие люди грубы, или недобро к вам относятся, не отвечайте им тем же. Покажите, что вы выше этого, покинув их.
  2. Выбирайте себе зрелых друзей. Ваши друзья влияют на ваше поведение. Убедитесь, что вы общаетесь с теми, кто делает вас лучше, вместо того, чтобы проводить свое время с людьми, которые тянут вас назад.

    Развить эмоциональную зрелость

    1. Не становитесь задирой и не участвуйте в травле. Агрессия зачастую возникает из чувства неуверенности или низкой самооценки. Она может стать способом выражения и утверждения своей власти над другими. Агрессия несет вред тем, на кого она направлена и также несет вред тому, кто ее выражает. Если вы замечаете за собой агрессивное поведение, поговорите с кем-то, кому вы доверяете, например, с родителями или школьным психологом о том, как это остановить.

      Не сплетничайте, не распускайте слухи и не говорите о людях у них за спиной. Сплетни, распространение слухов и разговоры за спиной могут ранить других также сильно, как если бы вы ударили их в лицо, а может быть и сильнее. Даже если вы сплетничаете без злого умысла, это тоже может нанести вред. Зрелые люди проявляют беспокойство о потребностях и чувствах других, и не совершают поступков, которые могут ранить.

      Если кто-то к вам недобро относится, будьте выше этого. Если вы можете, не отвечайте; ваше молчание даст сигнал, что сказанное человеком не является чем-то нормальным. Если вы не можете это так пропустить, просто скажите человеку, что его комментарий был грубым. Если человек извинится, примите извинение; если нет, просто уходите.

      Будьте открыты новому . Зрелые люди всегда открыты. Не стоит что-либо игнорировать или отвергать возможность просто потому, что вы об этом никогда не слышали или никогда не пробовали. Вместо этого посмотрите на это как на возможность научиться чему-то (или у кого-то) новому и необычному.

      • Если у кого-то убеждения или привычки отличаются от ваших, не начинайте сразу судить этого человека. Вместо этого задайте такие открытые вопросы как, например, «Не расскажете ли об этом мне подробнее?» или «А зачем вам это?»
      • Старайтесь больше слушать и меньше говорить, по крайней мере, сначала. Не прерывайте людей и не говорите «А я думаю…». Пусть они говорят. Вы будете удивлены тем, что узнаете.
      • Спрашивайте разъяснения. Если кто-то рассказывает или делает то, что не кажется правильным, прежде чем осуждать, попросите разъяснения. Например, если вы думаете, что кто-то оскорбил ваши убеждения, сделайте глубокий вдох и затем скажите что-то вроде «Я слышал, вы сказали ______________ . Вы точно это имели в виду?» Если человек скажет, что имел в виду совсем другое, примите его слова.
      • Не ждите от людей только самого плохого. Участвуйте в ситуации, ожидая, что каждый является таким же человеком, как и вы сами. Возможно, они не намеревались язвить или навредить, но они тоже могут совершать ошибки. Если вы научитесь принимать людей такими, какие они есть, то это поможет вам стать более зрелым.
      • Иногда вы просто не будете с кем-то согласны. Это нормально. Иногда вы должны просто согласиться или отказаться – это присуще зрелости.
    2. Будьте уверены в себе . Не стоит извиняться за любые причуды или странности, которыми вы обладаете, даже если другие их не одобряют. Пока ваше поведение не противоречит общественным нормам и не причиняет никому вреда, вы можете свободно выражать свою индивидуальность. Зрелые люди не сомневаются в себе и не стараются казаться тем, чем не являются.

      Будьте собой. Показателем зрелости считается способность сохранять верность себе. Вы можете быть уверенным в себе без всякого высокомерия или помпезности. Зрелому человеку не нужно разносить в пух и прах других или что-либо разыгрывать из себя.

      Примите личную ответственность. Принятие ответственности за свои слова и поступки, возможно, является самой важной частью становления зрелости. Помните, что все с вами происходит не просто так. В своей собственной жизни вы являетесь распространителем информации. И ваши слова, и поступки имеют последствия, как для себя, так и для других. Откровенно признавайтесь, когда вы совершаете ошибки. Поймите, что у вас нет возможности контролировать других, но вы можете контролировать свои поступки.

      • Принимайте на себя ответственность, если что-то идет не так. Например, если вы плохо написали сочинение, не вините в этом учителя. Подумайте о том, какие ваши действия привели к такому результату. Что в следующий раз вы можете сделать лучше?
      • Меньше концентрируйтесь на том, справедливы ли какие-то вещи. В жизни не всегда все по справедливости. Иногда вы не получаете того, чего заслуживаете. Зрелые люди не позволяют несправедливости вставать на их пути по достижению цели.
      • Контролируйте то, что можете. Иногда вам будет казаться, что вы не можете контролировать свою жизнь. Иногда это так и есть. Вы не сможете проконтролировать менеджера ресторана, чтобы он вас нанял, или человека, который вам нравится, чтобы он согласился с вами прогуляться. Но есть то, что вы можете держать под контролем. Например:
        • Для работы: вы можете навести лоск и внести корректировки в свое резюме. Вы можете как можно лучше подготовиться к собеседованию. Вы можете одеться как профессионал для собеседования. Вы можете прийти вовремя. В конечном итоге вы можете не получить работу, но проконтролировать все свои приготовления.
        • Для отношений: вы можете быть уважительным, забавным и добрым. Вы можете держать себя в руках рядом с другим человеком. Вы можете быть чувствительным и рассказать ему/ей, что хотите отношений. Вот что вы можете проконтролировать. Даже если что-то не получилось, вы можете расслабиться, осознавая, что были честны с самим собой и пытались изо всех сил.
      • Не принимайте поражение. В большинстве случаев люди сдаются, потому что это легче, чем снова пытаться. Легче сказать себе «я неудачник», чем «что ж, этот подход не сработал, посмотрим, что еще я могу сделать». Примите ответственность за свой выбор и выбирайте продолжение попыток, независимо от того, что это.

      Общаться как взрослый

      1. Контролируйте себя . Гнев является сильной эмоцией, но его можно укротить. Не стоит слишком остро реагировать на незначительные и маловажные вещи. Когда вы чувствуете, что на взводе, остановитесь и отсчитайте про себя 10 секунд, чтобы обдумать свой ответ перед тем, как что-либо говорить. Это предотвратит вас от совершения тех поступков, о которых вы пожалеете, и позволит вам стать более зрелым в общении.

        • После того как вы остановитесь, спросите себя, что на самом деле происходит. Какова реальная проблема в происходящем? Почему вы расстраиваетесь? Вы можете обнаружить, что злитесь из-за того, что случилось пару дней назад, и из-за чего в действительности не стоит громить свою комнату.
        • Подумайте о потенциальном решении проблемы. Прежде чем выбрать какой-либо способ, подумайте над разными вариантами. Какой из них справится с происходящим?
        • Подумайте о последствиях. Это именно то, на чем спотыкается большинство людей. «Делать то, что я хочу» зачастую считается наиболее привлекательным решением, но решит ли оно в действительности проблему? Или еще ее усугубит? Подумайте, каким может быть результат каждого из возможных способов.
        • Выберите решение. После того как вы рассмотрели возможные последствия каждого варианта, выберите тот, что вам покажется самым лучшим. Обратите внимание на то, что это не всегда самый легкий или самый забавный способ! И это тоже является частью взросления.
        • Если вам нужно что-то сказать, говорите это спокойным голосом и подкрепите несколькими разумными аргументами, чтобы оправдать свои чувства. Если человек просто хочет поспорить, а не выслушать, уходите от конфликта. Это того не стоит.
        • Когда вы разозлены или слишком остро реагируете, глубоко подышите и сосчитайте до 10. Вы должны поддерживать самоконтроль и не позволять гневу брать над вами верх.
        • Если вы вспыльчивы, то окружающие могут забавляться, провоцируя вас. Если вы будете держать себя в руках, они потеряют интерес к своему занятию и оставят вас в покое.
      2. Научитесь ассертивной коммуникации. Когда взрослые хотят общаться серьезно, они используют ассертивную технику и модели поведения. Ассертивность – это не то же самое, что дерзость, высокомерие или агрессия. Личности, обладающие этим качеством, четко выражают свои ощущения и потребности, и они слушают, когда другие делают то же самое. Высокомерные и эгоистичные люди не заботятся о потребностях других и сконцентрированы только на том, чтобы получить то, что хотят они сами, когда они этого хотят – вне зависимости от того, что это сделает других несчастными. Научитесь отстаивать себя без высокомерия или агрессии, и вы определенно почувствуете себя более зрелым. Вот несколько способов, как общаться в напористом стиле:

        • Используйте «Я»-утверждения. «Вы»-утверждения заставляют человека чувствовать, будто его обвиняют и отказывают. Удержание внимания на том, что вы чувствуете и переживаете, позволяет вам оставаться в продуктивной зрелой манере общения.
          • Например, вместо того, чтобы сказать своим родителям: «Вы меня никогда не слушаете!» попытайтесь использовать «Я»-утверждение вроде «Мне кажется, мою точку зрения никто не услышал». Когда вы ясно скажете, что вы чувствуете, другой человек, скорее всего, захочет узнать, почему у вас такие ощущения.
        • Признавайте также и потребности других. Мир не вертится вокруг вас. Хорошо, когда вы ясно выражаете свои чувства и эмоции, но также не забывайте спрашивать других об их потребностях. Способность ставить других на первое место перед собой и есть настоящий признак зрелости.
        • Не спешите с выводами. Если вы не уверены в том, что случилось, спросите! Не судите заранее – помните, у вас нет полной информации.
          • Например, если ваш друг забыл, что вы собирались вместе пойти за покупками, не надо думать, что он о вас не думает или что он ужасный человек.
          • Вместо этого используйте «Я»-утверждение в качестве приглашения другу выразить свои чувства: «Я очень расстроился, когда ты не смог отправиться за покупками. Что случилось?»
        • Предлагайте окружающим сотрудничество. Вместо того чтобы сказать «хочу пойти покататься на скейте», попросите поучаствовать в этом и других: «А чем бы хотелось заняться вам?»
      3. Прекращайте ругаться . Для многих людей во многих культурах зрелое общение подразумевает отсутствие ругательств, в особенности нецензурных. Сквернословие может шокировать окружающих, или даже заставить их чувствовать себя так, будто вы их не уважаете. Также оно может заставить других думать, будто вы некомпетентны или не умеете общаться. Вместо ругани постарайтесь расширить свой словарный запас . По мере того как вы будете учить новые слова, используйте их для того, чтобы выражать свои мысли и чувства.

        • Если вы часто произносите проклятья, когда расстроены или ударились, попробуйте превратить это в игру, вместо проклятий придумывайте необычные выражения. Вместо проклятий, когда вы ударились ногой, намного смешнее (и более выразительно) будет, если вы скажете что-то необычное вроде «Дурацкие обезьянки!»
      4. Разговаривайте вежливо, не повышая голоса. Если вы повышаете голос, особенно, когда злитесь, то это, скорее всего, заставит окружающих чувствовать себя неловко. Они даже могут решить не обращать на вас внимание. Крик – это для малышей, а не для взрослых.

        Следите за своими телодвижениями. Ваши жесты могут сказать так же много, как и ваши слова. Например, если вы скрестили перед собой руки, то это может сказать другим, что вас их слова не интересуют. Если во время разговора вы стоите, ссутулившись, то это говорит о том, что вы на самом деле «не здесь» или хотите оказаться в другом месте. Изучайте сигналы своего тела и следите за тем, чтобы оно говорило то, что вы хотите выразить.

        • Вместо того чтобы скрещивать перед собой руки, оставьте их расслабленными по обеим сторонам тела.
        • Стойте прямо, не горбитесь, голову держите параллельно полу.
        • Помните, что и ваше лицо тоже может подавать сигналы. Не закатывайте глаза и не рассматривайте пол.
      5. Разговаривайте с людьми на серьезные темы. Такими темами можно считать школу, новости, жизненный опыт и жизненные уроки, которые вы получили. Конечно, вы можете уделить некоторое время шуткам с друзьями. Все зависит от вашего окружения. Возможно, вам не захочется говорить на одни и те же темы с лучшим другом и учителем по математике.

        • Задавайте вопросы. Одним из признаков зрелости является любознательность. Если вы только говорите о своем, вы не будете казаться зрелым. Вовлекайте других в беседу. Если кто-то рассказывает что-то интересное, попросите рассказать об этом подробнее!
        • Не делайте вид, что вы знаете то, чего на самом деле не знаете. Признать, что вы чего-то не знаете, может оказаться трудным. В конце концов, вам действительно нужно стать взрослым и информированным. Но если будете притворяться, что что-то знаете, то это только приведет к тому, что вы будете выглядеть (или чувствовать себя) глупо. Намного лучше будет сказать что-то вроде: «Я еще не читал об этом. Нужно посмотреть!»
      6. Говорите приятные вещи. Если вы не можете рассказать что-нибудь позитивное, лучше молчите. Незрелые люди постоянно что-то критикуют и показывают на недостатки других людей, и, не колеблясь, говорят обидные во всех смыслах вещи. Иногда они оправдывают свою жестокость, начиная со слов, что они «просто честны». Зрелые люди осторожно подбирают слова, и в своем стремлении быть честными не обижают людей, так что не забывайте следить за своими словами, и не говорить того, что может ранить других. Относитесь к другим так, как бы вы хотели, чтобы они относились к вам.

        Учитесь искренне извиняться за свои ошибки . Независимо от того, насколько вы сознательны, время от времени вы говорите что-то обидное или невольно обижаете других людей. Мы все совершаем иногда глупые поступки, ведь никто не совершенен. Учитесь сдерживать свою гордость и говорить: «Я прошу прощения». Искреннее, честное извинение за свое высказывание или поступок продемонстрирует вашу зрелость.

      7. Зрело воспринимайте как комплименты, так и критику. Если кто-то делает вам комплимент, скажите «спасибо» и больше ничего. Если кто-то вас критикует, будьте вежливым и скажите что-то вроде: «Хорошо, я определенно над этим подумаю». Возможно, критика неверна, но если вы вежливо ее воспримете, то будете выглядеть зрелым в тот момент.

        • Старайтесь не воспринимать критику лично. Иногда, люди могут стараться помочь и неверно выражаться. Если вы думаете, что это такой случай, попросите разъяснений: «Я слышал, что вам не понравилось мое сочинение. Не могли бы вы конкретнее об этом рассказать, чтобы я мог учесть это в будущем?»
        • Иногда критика рассказывает нам намного больше о том, кто ее дает, а не о вас. Покажется ли она несправедливой или обидной, помните, что другой человек, возможно, просто пытается показать себя лучше, разнося вас в пух и прах. Не позволяйте этому влиять на вас.
        • Вежливое принятие критики не означает, что вы не можете постоять за себя. Если кто-то ранит ваши чувства, скажите ему вежливым и спокойным тоном: «Я уверен, что вы не имели этого в виду, но когда вы раскритиковали мой внешний вид, то это сильно меня обидело. В следующий раз вы не могли бы воздержаться от комментариев о моей внешности?»
      • Будьте добрым, понимая друзей и каждого! Будьте добрым не один день, а все время.
      • Трудно приобрести зрелость. Однако не меняйте себя, чтобы стать зрелым. Вместо этого стремитесь быть тем, кто вы есть, и быть хорошим. Нет больше вопросов о том, кто старше, а кто младше. Если вы хотите, чтобы люди воспринимали вас всерьез, подумайте о том, как действовать, чтобы вас услышали, только не забывайте, что как только вы сделаете первый шаг, вам нужно твердо стоять на своем и не менять решения. Если что-то пошло не так – старайтесь сохранить спокойствие и подумайте над следующим шагом, не вините других, ведь вы совершаете поступок, и вы за него ответственны. Будьте взрослым и ответственным.
      • Когда вы с кем-то конфликтуете, не спорьте, а старайтесь разрешить его спокойным рациональным образом. Если он перерос в спор, заканчивайте его как можно скорее.
      • Относитесь к другим так, как вы бы хотели, чтобы относились к вам. Это в основном считается определением зрелости.
      • Записывайте свои цели для того, чтобы стать более зрелым, и планируйте свои действия для их достижения. Например, вы можете решить вести себя тихо вместо того, чтобы постоянно распространяться о себе. Поработайте над этим в течение недели, а затем оцените результат. Даже если сначала вы не будете совершенны в этом, старайтесь дальше.
      • Проявляйте милосердие. Даже если кто-то не заслуживает второго шанса, дайте его. Это сделает вас более великим и зрелым.
      • Вам следует знать, как нужно выглядеть в разных ситуациях. Волосы оранжевого цвета в виде шипов могут выразить вашу индивидуальность, но если вы работаете в официальной обстановке, то такая внешность может подтолкнуть других к мысли о том, что вы человек незрелый, даже если это не так.
      • Постарайтесь концентрировать свое внимание на вопросах других людей. Так вы будете казаться более зрелым.
      • Пунктуальность – добродетель!

Педагог и публицист Н.Михайлова поднимает актуальную во все времена проблему взросления и показывает, что происходит с одиннадцатиклассниками, когда они взрослеют. Юноши и девушки не ссорятся. Они оглядывают одноклассников, и все им нравятся. Уже нет школьных прозвищ. На уроках литературы они углубляются в тему любви: спорят, «громко и страстно рассуждают» и к книгам из школьной программы придумывают неожиданное продолжение.

Позиция рассказчицы заключается в том, чтобы донести до читателей удивительный процесс, когда прощаются со школой. Н.Михайлова описала расставание со школой эмоционально, используя восклицательные и вопросительные предложения, предложения с многоточием, которые выражают какую-то недоговорённость, тайну, пока ещё этими юными людьми не открытую.

Я согласна с Н.Михайловой, что вступление во взрослый мир – это весёлое, радостное время, но это ещё и время принятия серьёзных решений и осознания ответственности за свои поступки.

Хочу добавить, что, взрослея, человек часто совершает ошибки, например, как взрослел главный герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Петр Гринёв. Вместо службы в Петербурге его отправили служить в дальний гарнизон. Вместе со слугой Савельичем они остановились в трактире, где Петруша познакомился с ротмистром гусарского полка Иваном Ивановичем Зуриным, проиграл ему в биллиард сто рублей и вернулся в нетрезвом состоянии. Желая показать умение быть самостоятельным, он нагрубил слуге, назвав его хрычом и сказав ему, что он сам будет распорядителем своих средств. Впоследствии Гринёв понял, что поступил неправильно, признал вину и попросил прощения у Савельича. Пройдя через ошибки жизненного взросления, Пётр Гринёв стал благородным защитником любимой девушки, человеком чести и долга.

А вот что нам советует писатель Ю.Яковлев в статье «Как стать взрослым?», которая была опубликована в советские времена в газете «Пионерская правда».

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Мудрые мысли: Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы.
Древнеиндийская пословица: Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда.
В.А. Сухомлинский

Эпиграф.
“До сих пор человечество не открыло еще такой науки, которая помогла бы понять жене – мужа, соседу – соседа, коллективу – личность, наконец, стране – другую страну, нации – нацию. “Чужая душа потемки”. Эту горькую истину из глубины веков принесло к нам время. И все-таки литература освещает потемки человеческой души, открывает сокровенное мне – Ваше – Вам – мое.”
В. Тендряков

Вступительное слово учителя.

Вам 16 лет. Возраст, когда уходит беззаботное детство, а мечтания и грезы сменяются реальностями жизни. Возраст, когда вы довольно часто задумываетесь о смысле, предназначении, о своем месте в жизни, о нравственности. Ведь безнравственное поведение приводит к смятению души, к разрушению личности. Поэтому для философского стола предлагаю тему: “Мы научимся жить”.

А эпиграфом нашего урока возьмем слова Владимира Тендрякова (зачитать запись на доске).

Пусть этот урок станет поводом для глубоких размышлении, о жизни, нашем обществе, своем месте в нем, о будущем. Пусть верными помощниками нам сегодня будут повесть-диспут В. Тендрякова “Ночь после выпуска”, философский словарь, мудрые мысли.

Так представили наши художники главных героев повести (показ иллюстраций).

Вы теперь старшеклассники, вам по 15-16 лет, вы уже получили паспорт. Учителя и родители вас считают почти взрослыми, больше стали от вас требовать.

Вопросы для беседы:

  1. Как вы относитесь к тому, что вас считают взрослыми людьми?
  2. Чем вы можете доказать свою взрослость?
  3. Какие изменения вы замечаете в своем поведении, а также в отношении к окружающим вас людям?
  4. Запомнилась ли вам та черта, перешагнув которую, вы почувствовали себя взрослыми?

Жизнь всегда будет ставить перед вами свои задачи. Решать их с позиций уважения к людям – значит, нравственно расти, взрослеть.

Послушайте, что хочет вам сказать писатель Ю. Яковлев в статье “Как стать взрослым?”, опубликованной в “Пионерской правде”:

“В первый раз я почувствовал себя взрослым, когда пожалел маму. Многие годы я не замечал ее усталости, ее переживаний, ее боли. А тут вдруг заметил и пожалел маму. Она несла большую тяжелую сумку с картошкой, и я в первый раз в жизни подумал: “Ей, наверное, тяжело”.

Я вцепился в сумку и понес ее вместе с мамой. Это было очень тяжело, но я вдруг испытал радость от этой тяжести: раз мне тяжело, значит, я здорово помог маме!

Я стал внимательным к другим людям”.

Вывод: человек взрослеет не сразу. И каждый взрослеет в разное время, независимо от возраста.

Когда же мы станем взрослыми?
Какие считать года?
Себя атакуя вопросами,
Мы спрашиваем – когда?

Мы к будущему готовимся,
И сердце стучит: пора!
И взрослыми мы становимся
Сегодня, завтра, вчера!

Мы видим себя входящими
В грядущие времена,
Как клятву произносящими:
“Я твой гражданин, страна!”

Ночь после выпуска ” впервые напечатана в журнале “Новый мир”, №9 за 1974 год.

Ночь после выпуска ” - повесть-диспут, произведение предельной социальной заостренности. В центре нравственного поиска, который ведет автор, вновь оказывается личность, ее формирование и становление, исследование сложных связей человека и общества.

Непосредственным толчком к созданию “Ночи…” явился рассказ о реальной ссоре выпускников, решившихся при окончании ВУЗа на откровенный, нелицеприятный разговор друг о друге. По мнению автора, убедительней было перенести действие повести из ВУЗа в школу.

Ночь… ” для меня началась с выступление Юльки – отличницы, которая на пороге самостоятельной жизни вдруг осознала свою неподготовленность к ней. Ведь перед ней открылась тысяча дорог, какую выбрать, по какому пути пойти?

И вот ребята прощаются с детством, перед ними новая взрослая жизнь. Шесть ребят из 10 А решили провести эту ночь вместе. И здесь на берегу реки они решили узнать все друг о друге “до донышка”.

Вопросы для беседы:

  1. Было ли с Генкиной стороны смелостью предложить обсудить себя первым? Для чего это ему нужно было?
  2. (Генка нисколько не сомневался в себе – в школе его все любили, перед друзьями он свят и чист, пусть Натка услышит, что о нем думают.

    Генка привык, что все кругом его самого побаивались и уважали. Как повел себя Генка с самого начала разговора?

    “На скамье – тесно в ряд все пятеро.… И Генка перед ними. Если б он сел вместе со всеми, находился в общей куче, быть может, все случилось бы совсем иначе. Он сам поставил себя против всех – им осуждать, ему оправдываться…”)

  3. В чем обвинили Генку ребята? Почему здесь он не смог постоять за себя? Почему Игорь, лучший друг Генки, тоже говорит о нем плохо?
  4. (Эх, если б Игорь понял, не поверил угрозе, мир остался бы прежним, где дружба свята, правда торжествует, а ложь наказывается).

    Каждый думает только о себе… и ни в грош не ставит достоинство другого.… Это грустно…

    Генка до сих пор жил небедно – никому не уступал, не знал поражений, себя даже и защищать не приходилось, защищал других.

    “Жалкий ты Генка”, - безжалостно сказала Натка в сторону.

    Неужели у Генки не было достоинств? Ведь ребята практически не говорили о них. Почему?

    Вера: “Я вспомнила…” (она пережгла в кабинете физики трансформатор, а Генка вину взял на себя).

    Сократ: (меня из школы исключили, Генка ходил к директору и поручился за меня, предупредив, что если подведу, морду набьет).

    Игорь: “Генка нашим заступником был – моим, твоим, всех! А сам… Он сам обидел кого-нибудь?... Просто так, чтоб силу показать… Не было. Никого ни разу не ударил!”

    Древнеиндийская пословица: “Не было, нет, и не будет человека, достойного одного лишь осуждения или одной лишь похвалы”.

  5. Почему именно к обелиску пришли ребята?
  6. (Здесь, возле него, красиво даже ночью. Это самое высокое место, которое оканчивается обрывом).

    Обелиск стоит на грани двух миров – обжитого и необжитого, щедрого света и непокоренной тьмы.

    Мир изменчив, не изменчив в нем лишь обелиск.

  7. Обратили ли вы внимание на то, где происходит описанное событие?
  8. Какое слово, произнесенное ребятами не раз в этот вечер, заставило их задуматься над содеянным?
  9. Обелиск, который возник в рукописи, в третьем варианте просто как фон, как часть пейзажа, в окончательной редакции вырос до символа, несущего на себе смысловую нагрузку преемственности поколений.

    “Обелиск весь вечер стоял рядом, в нескольких шагах… сейчас его заметили – отводили глаза и вновь и вновь возвращались к двум столбцам на камне с тусклой, выеденной непогодой позолотой.

    Убитые… умерших своей смертью тут нет. Окаменевшая гордость за победу и память о насилии, совершенном около трех десятилетий назад, задолго до рождения тех, кто сейчас отводит глаза…

    Убитые уже не могут ни любить, ни ненавидеть. Но живые хранят их имена. Для того, наверное, чтоб самим ненавидеть убийство и убийц”.

    Чувство вины – благородное чувство воспитанного человека. Не переживает вины только дурак и дремучий нравственный невежда. (В.А. Сухомлинский)

  10. Что помогло понять ребятам то, что они совершили?
  11. Зачем нужно было это объяснение? И нужно ли оно было?
  12. Отдаете ли вы себе отчет в том, что ваша самооценка расходиться с мнением других людей, и как вы реагируете на это?

Доктор философских наук В. Шубкин считает, что “автор ведет глубинное исследование человеческих характеров, которое вряд ли можно вести, “не обострив ситуацию до крайности”.

Б. Пайкин: “ У меня двое детей… Я хотел бы, чтоб они прочли “Ночь после выпуска” в качестве первой помощи”.

В чем причина таких противоречивых суждений даже у профессионалов?

Многие критики постоянно подчеркивают, что В. Тендряков – писатель трудный. Каждая созданная им вещь “носит печать истовой напряженности чувства и мысли, знак полной отдачи своему делу. Такой же отдачи, напряженного поиска своеобразной совместной работы требует он и от читателя”

“Максимализм героев не страшен, повышенная требовательность к себе не убьет. Молодость без максимализма – не молодость”. (Н. Кадам)

Искусство жить не укладывается ни в какие трафареты. Невозможно дать готовых рецептов.

В необмытой от сумерек рассветной голубизне школа вознесла и развернула все свои четыре этажа размашисто широких, маслянисто-темных окон. Непривычно замкнутая, страшно мертвая, родная и чужая одновременно. Скоро взойдет солнце, и нефтянисто отсвечивающие окна буйно заплавятся – все четыре этажа. Должно быть, это мощное и красивое зрелище.

Закинув голову, бывшие десятиклассники разглядывали свою школу в непривычный час, в непривычном обличье. Каждый мысленно проникал сквозь глухие, налитые жирным мраком окна в знакомые коридоры, знакомые классы.

Юлечка Студенцева тихо сказала: “Здесь было все так понятно”.

Долго никто не отзывался, наконец, Игорь произнес: “Мы научимся жить, Юлька”.

Вывод:

Так ли это – покажет будущее. Но юность и дана на то, чтобы любить, смеяться, делать глупости, мечтать. И веришь, что когда-нибудь, совсем скоро, мы все сможем жить долго и счастливо!

Где есть Христос, там будет и Иуда,
А где Иуда, там всегда кресты.
Жизнь не изменит никакое чудо,
За исключением чуда доброты.
Пока жестокость не забудут люди,
Земля не станет колыбелью роз:
Из века в век, так было и так будет –
Добро и зло, Иуда и Христос.
Ужегов

Текущая страница: 1 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Юрий Яковлев
Рассказы и повести

Я детский писатель и горжусь этим.

Ю. Яковлев

Об авторе и его книгах

Юрий Яковлевич Яковлев родился 22 июня 1922 года в Ленинграде (ныне – Санкт-Петербург). Еще в детстве будущий писатель был членом «Литературного клуба», а его самые первые стихи были напечатаны в школьной стенгазете.

После окончания школы, за полгода до начала Великой Отечественной войны, восемнадцатилетнего Ю. Яковлева призвали в армию. Оттого так правдиво и реалистично в рассказах писателя звучит военная тема. «Моя юность связана с войной, с армией. Шесть лет я был рядовым солдатом», – писал он. Там, на фронте, Ю. Яковлев сначала был наводчиком зенитной батареи, а потом сотрудником фронтовой газеты «Тревога», для которой в часы затишья писал стихи и очерки. Тогда фронтовой журналист и принял окончательное решение стать писателем и сразу после войны поступил в московский Литературный институт им. А.М. Горького.

Самой первой книгой молодого поэта был сборник стихов для взрослых о буднях армии «Наш адрес», напечатанный в 1949 году, позже появились сборники «В нашем полку» (1951) и «Растут сыновья» (1955). Затем у Ю. Яковлева стали выходить тоненькие стихотворные книжечки для детей. Но, как оказалось, поэзия не была его главным призванием. После опубликования в 1960 году небольшой повести «Станция Мальчики» Ю. Яковлев стал отдавать предпочтение прозе. Многогранный и талантливый человек, он пробовал себя и в кино: по его сценариям было снято несколько мультипликационных и художественных фильмов («Умка», «Всадник над городом» и другие).

Ю. Яковлев – один из тех детских писателей, кто искренне интересуется внутренним миром ребенка и подростка. Он говорил ребятам: «Ты думаешь, что… удивительная жизнь где-то далеко-далеко. А она, оказывается, рядом с тобой. В этой жизни много трудного, а порой и несправедливого. И не все люди хороши, и не всегда везет. Но если в твоей груди бьется горячее сердце, оно, как компас, приведет тебя к победе над несправедливостью, оно подскажет тебе, как надо поступать, поможет отыскать в жизни хороших людей. Совершать благородные поступки очень трудно, но каждый такой поступок возвышает тебя в твоих же глазах, и в конечном счете именно из таких поступков складывается новая жизнь».

Своего юного читателя Ю. Яковлев делает собеседником – не оставляя один на один с трудностями, а приглашая посмотреть, как с проблемами справляются его сверстники. Герои рассказов Яковлева – обыкновенные дети, школьники. Кто-то скромный и робкий, кто-то мечтательный и смелый, но всех их объединяет одно: каждый день герои Яковлева открывают что-то новое в себе и в окружающем мире.

«Мои герои – мои бесценные веточки багульника», – говорил писатель. Багульник – это ничем не примечательный кустарник. Ранней весной он похож на веник голых прутиков. Но если эти веточки поставить в воду, произойдет чудо: они зацветут мелкими светло-лиловыми цветочками, в то время когда за окном еще лежит снег.

Такие веточки однажды принес в класс главный герой рассказа «Багульник» – мальчик по имени Коста. Среди ребят он совсем не выделялся, на уроках обычно зевал и почти всегда молчал. «Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами». Одним словом, Коста был загадкой для класса. И однажды учительница Евгения Ивановна, чтобы понять мальчика, решила проследить за ним. Сразу после школы Коста пошел гулять с огненно-рыжим сеттером, хозяином которого был пожилой человек на костылях; потом побежал к дому, где на балконе его ждал брошенный уехавшими хозяевами боксер; затем к больному мальчику и его таксе – «черной головешке на четырех ножках». В конце дня Коста пошел за город, на пляж, где жил одинокий старый пес, верно ждавший своего погибшего хозяина-рыбака. Домой уставший Коста вернулся поздно, а ведь ему еще уроки надо делать! Узнав тайну своего ученика, Евгения Ивановна посмотрела на него по-другому: в ее глазах Коста стал не просто вечно зевающим на уроках мальчишкой, а человеком, помогающим беспомощным животным и больным людям.

В этом небольшом произведении заключена тайна отношения Ю. Яковлева к своим героям-детям. Писателя волнует, что же позволяет маленькому человеку раскрыться, «распуститься», подобно багульнику. Как неожиданно зацветает багульник, так же с неожиданной стороны раскрываются и герои Ю. Яковлева. А часто бывает у него так, что новое открывает в себе и сам герой. Такой «распустившейся веточкой багульника» можно назвать «рыцаря Васю», героя одноименного рассказа.

В тайне ото всех Вася мечтал стать рыцарем: сражаться с драконами и освобождать прекрасных принцесс, совершать подвиги. Но оказалось, для того чтобы совершить благородный поступок, не нужны блестящие латы. Однажды зимой Вася спас маленького мальчика, тонувшего в проруби. Спас, но скромно промолчал об этом. Его слава незаслуженно досталась другому школьнику, который просто отвел промокшего и испуганного малыша домой. О по-настоящему рыцарском поступке Васи не узнал никто. Эта несправедливость вызывает у читателя чувство обиды и заставляет посмотреть вокруг: может быть, такое бывает не только в книгах, может, происходит где-то рядом с тобой?

В литературе часто один поступок может раскрыть характер героя, по нему можно судить, положительный персонаж его совершил или отрицательный. В рассказе «Баваклава» Леня Шаров забыл купить бабушке глазные капли. Он часто забывал о бабушкиных просьбах, забывал сказать ей «спасибо»… Забывал, пока бабушка, которую он называл Баваклава, была жива. Она всегда была рядом, и потому забота о ней казалась ненужной, несущественной – подумаешь, потом сделаю! Все изменилось после ее смерти. Тогда вдруг очень важным для мальчика оказалось принести из аптеки уже никому не нужное лекарство.

Но можно ли с самого начала однозначно сказать, что Леня – персонаж отрицательный? Часто ли мы в реальной жизни внимательны к своим близким? Мальчик думал, что окружающий мир будет неизменен всегда: мама с папой, бабушка, школа. Смерть нарушила привычный для героя ход вещей. «Всю жизнь он обвинял других: родителей, учителей, товарищей… Но больше всех доставалось Баваклаве. Прикрикивал на нее, грубил. Надувался, ходил недовольным. Сегодня он впервые взглянул на себя… другими глазами. Какой он, оказывается, черствый, грубый, невнимательный!» Жалко, что иногда сознание собственной вины приходит слишком поздно.

Ю. Яковлев призывает быть более чутким к своим родным, друзьям, а ошибки совершают все, вопрос только в том, какие уроки мы из них извлекаем.

Непривычная ситуация, новое, незнакомое чувство может заставить человека не просто раскрыть неожиданные стороны своего характера, но и заставить измениться, преодолеть свои страхи и свою застенчивость.

Рассказ «Письмо Марине» о том, как же трудно, оказывается, признаться в своих чувствах девочке, которая нравится! Кажется, откровенно написать все не сказанное при встрече легко. Как начать обещанное письмо: «дорогая», «милая», «самая лучшая»?.. Столько мыслей, воспоминаний, но… вместо длинного интересного рассказа выходят лишь несколько общих фраз об отдыхе и лете. Но и они значительны для Кости – это первый трудный шаг к общению с девочкой в новой для него ситуации.

Еще труднее проводить девочку домой, преодолев свою застенчивость. Гораздо проще оказалось Киру забраться на скользкую крышу высокого дома и узнать, как же выглядит понравившийся Айне загадочный флюгер («Всадник, скачущий над городом»).

Ю. Яковлева всегда интересовала пора детства, когда, по его словам, «решается участь будущего человека…В детях я всегда стараюсь разглядеть завтрашнего взрослого. Но и взрослый человек для меня начинается с детства».

С уже выросшими героями Ю. Яковлева мы знакомимся в рассказе «Бамбус». Сначала мы видим персонаж будто приключенческого романа, который живет «на краю света, в избушке на курьих ножках», курит трубку и работает предсказателем землетрясений. Приехав в город своего детства, Бамбус разыскивает учеников своего класса: Коржика, который теперь стал майором, Валюсю – врача, Чевочку – директора школы и учительницу Певицу Тра-ля-ля. Но не только для того приехал загадочный Бамбус, чтобы увидеть своих повзрослевших друзей, главная его цель – попросить прощение за давнюю шалость. Оказывается, когда-то, учась в пятом классе, этот Бамбус выстрелил из рогатки и попал в глаз учительнице пения.

Слетел ореол романтики – остался пожилой уставший человек и его злая выходка. Много лет его мучило чувство вины, и приехал он потому, что нет судьи страшнее, чем собственная совесть и нет срока давности у некрасивых поступков.

Не бывает срока давности и у правды. Герой рассказа «А Воробьев стекло не выбивал» Сёмин пытается восстановить справедливость – выяснить, кто разбил стекло в кабинете директора. В хулиганском поступке по привычке обвинили Воробьева. «Если собрать все стекла, разбитые за недолгий век Воробьевым, то их хватит, чтобы застеклить целый дом». Сёмин же знал, что Воробьев в тот день прогуливал школу и выбить стекло не мог. Он не выдал одноклассника, а стал все свои ответы начинать одной и той же фразой: «А Воробьев стекло не выбивал». Несправедливость, обвинение невиновного заставила мальчика упорно искать правды. И учителя, и одноклассники за долгое время школьной учебы стали воспринимать слова Сёмина как чудачество, шутку. Несмотря на это, он в конце концов добился своего: настоящий хулиган признался на выпускном вечере.

Значительное место в творчестве Ю. Яковлева занимает тема войны. Для пережившего ее писателя важно, чтобы дети, родившиеся после салюта Победы, почувствовали себя продолжателями отцовских дел и отцовских подвигов и не забывали павших за Родину.

В маленьком рассказе «Девочки с Васильевского острова» переплетается история и современность. У Тани Савичевой и Вали Зайцевой много общего: и школа, и улица на Васильевском острове Ленинграда. Только первая жила здесь во время почти девятисотдневной блокады Ленинграда, в 1941–1944 годах, а вторая – позже, когда о войне осталась только память. Несмотря на это различие, Валя считает Таню своей подругой, хочет, чтобы о ней помнили, и потому на Дороге жизни – так называлась единственная трасса, связывающая осажденный Ленинград со страной, – помогает возведению памятника. Валя пишет на нем строки из дневника своей подруги: «Умерли все. Осталась одна Таня». За этими скудными строками умирающей маленькой девочки раскрывается трагедия всего блокадного города, всех его жителей.

В 1941 году Таня Савичева вместе с семьей осталась в окруженном немцами Ленинграде. Однажды сестра Нина не вернулась с рабочей смены, и мама отдала Тане на память ее записную книжку. С тех пор девочка стала вести дневник. В нем всего семь страшных записей – семь дат гибели Таниной семьи. Саму Таню, потерявшую сознание от голода, эвакуировали из города, но спасти ее не удалось. После освобождения Ленинграда ее дневник нашли под завалами разрушенного дома. Таня умерла, но эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе в качестве документа, обвинявшего фашизм.

Не допускает автор мысли, что можно забыть не только жестокость войны, но – и это главное! – людей, которые жили в то время, их героизм, их способность оставаться людьми даже в самое страшное время. Тогда проявлялись их настоящие характеры. В обычной жизни нам тоже приходится решать сложные задачи, но на войне часто нельзя отсрочить решение, «переиграть». Здесь выбор, сделанный единожды, заставляет идти до конца. Так в рассказе «Учитель истории» Учитель выбрал смерть вместе со своими маленькими воспитанниками, а не малодушное бегство. Он был уверен, что должен оставаться рядом с детьми, если нет возможности спасти их.

«Дети, – сказал Учитель, – я учил вас истории. Я рассказывал вам, как умирали за Родину настоящие люди. Теперь пришел наш черед. Не плачьте! Поднимите голову выше! Идемте! Начинается ваш последний урок истории».

У каждого из героев Ю. Яковлева своя судьба. В мирной и в военной жизни – во всякое время есть место своим героям и своим подвигам. И Учитель истории, и Таня Савичева, и Баваклава должны остаться в памяти людей. Юный Леня Шаров решает для себя: «Она [бабушка] умрет, когда ее забудут, но пока хоть одно сердце помнит ее, она жива».

«Нет на свете ничего страшнее забвения. Забвение – ржавчина памяти, и она разъедает самое дорогое», – повторяет свою мысль Ю. Яковлев. Одно из произведений он так и назвал – «Память». Рассказ-воспоминание, рассказ-памятник маленькой Лиде Демеш, тринадцатилетней партизанке, прятавшей мины под своей кроватью. Во время одной из подрывных операций она попала в засаду и была расстреляна. «Передайте маме, что меня ведут на расстрел!» – были ее последние слова.

Лида Демеш – не выдуманный персонаж. Такая девочка действительно была, а писатель лишь продлил ее жизнь в своем рассказе.

Память – та ниша, где хранятся воспоминания о людях и поступках прошлого. «Я хочу своим творчеством сегодня повлиять на завтрашнего взрослого человека. Сделать его благороднее, чище, добрее, отзывчивее к людям. Я стараюсь представить себе детство людей, которые завтра совершат подвиг во имя человека» – так сформулировал Ю. Яковлев цель своего творчества в одном из интервью. Его писательский талант связывает прошлое и настоящее, заставляя читателей задуматься, сопереживать героям рассказов и повестей. Всем строем своих произведений он как бы говорит нам: смотри, читатель, сколько прекрасного вокруг, сколько настоящих героев жило и живет под одним с тобой небом. Следуй за ними, будь, как они, честным, отважным, верь в себя и не падай духом в трудную минуту.

Багульник


Он вызывающе зевал на уроках: зажмуривал глаза, отвратительно морщил нос и открывал пасть – другого слова тут не подберешь! При этом он подвывал, что вообще не лезло ни в какие ворота. Потом энергично тряс головой – разгонял сон – и уставлялся на доску. А через несколько минут снова зевал.

– Почему ты зеваешь?! – раздраженно спрашивала Женечка.

Она была уверена, что он зевает от скуки. Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником. Зевал же потому, что всегда хотел спать.

Он принес в класс пучок тонких прутиков и поставил их в банку с водой. И все посмеивались над прутиками, и кто-то даже пытался подмести ими пол, как веником. Он отнял и снова поставил в воду. Он каждый день менял воду. И Женечка посмеивалась.

Но однажды веник зацвел. Прутики покрылись маленькими светло-лиловыми цветами, похожими на фиалки. Из набухших почек-узелков прорезались листья, светло-зеленые, ложечкой. А за окном еще поблескивали кристаллики уходящего последнего снега.

Все толпились у окна. Разглядывали. Старались уловить тонкий сладковатый аромат. И шумно дышали. И спрашивали, что за растение, почему оно цветет.

– Багульник! – буркнул он и пошел прочь.

Люди недоверчиво относятся к молчальникам. Никто не знает, что у них, молчальников, на уме: плохое или хорошее. На всякий случай думают, что плохое. Учителя тоже не любят молчальников, потому что хотя они и тихо сидят на уроке, зато у доски каждое слово приходится вытягивать из них клещами.

Когда багульник зацвел, все забыли, что Коста молчальник. Подумали, что он волшебник.

И Женечка стала присматриваться к нему с нескрываемым любопытством.

Женечкой за глаза звали Евгению Ивановну. Маленькая, худая, слегка косящая, волосы – конским хвостиком, воротник – хомутиком, каблуки с подковками. На улице ее никто не принял бы за учительницу. Вот побежала через дорогу. Застучали подковки. Хвостик развевается на ветру. Остановись, лошадка! Не слышит, бежит… И долго еще не затихает стук подковок…

Женечка обратила внимание, что каждый раз, когда раздавался звонок с последнего урока, Коста вскакивал с места и сломя голову выбегал из класса. С грохотом скатывался с лестницы, хватал пальто и, на ходу попадая в рукава, скрывался за дверью. Куда он мчался?

Его видели на улице с собакой, огненно-рыжей. Очёсы длинной шелковистой шерсти колыхались языками пламени. Но через некоторое время его встречали с другой собакой: под короткой шерстью тигрового окраса перекатывались мускулы бойца. А позднее он вел на поводке черную головешку на маленьких кривых ногах. Головешка не вся обуглилась: над глазами и на груди теплились коричневые подпалины.

Чего только не говорили про Косту ребята!

– У него ирландский сеттер, – утверждали они. – Он охотится на уток.

– Ерунда! У него самый настоящий боксер. С такими ходят на диких быков. Мертвая хватка! – говорили другие.

Третьи смеялись:

– Не можете отличить таксы от боксера!

Были еще такие, которые спорили со всеми:

– Он держит трех собак!

На самом деле у него не было ни одной собаки.

А сеттер? А боксер? А такса?

Ирландский сеттер горел костром. Боксер, как перед боем, играл мышцами. Такса чернела обгоревшей головешкой.

Что это были за собаки и какое отношение они имели к Косте, не знали даже его родители. В доме собак не было и не предвиделось. Когда родители возвращались с работы, они заставали сына за столом: он поскрипывал перышком или бормотал под нос глаголы. Так он сидел запоздно. При чем здесь сеттеры, боксеры, таксы?

Коста же появлялся дома за пятнадцать минут до прихода родителей и едва успевал отчистить штаны от собачьей шерсти.

Впрочем, кроме трех собак была еще и четвертая. Огромная, головастая, из тех, что спасают людей, застигнутых в горах снежными лавинами. Из-под длинной свалявшейся шерсти проступали худые, острые лопатки, большие впалые глаза смотрели печально, тяжелые львиные лапы – ударом такой лапы можно сбить любую собаку – ступали медленно, устало.

С этой собакой Косту никто не видел.

Звонок с последнего урока – сигнальная ракета. Она звала Косту в его загадочную жизнь, о которой никто не имел представления. И как зорко ни следила за ним Женечка, стоило ей на мгновение отвести глаза, как Коста исчезал, выскальзывал из рук, улетучивался.

Однажды Женечка не выдержала и бросилась вдогонку. Она вылетела из класса, застучала подковками по лестничным ступеням и увидела его в тот момент, когда он несся к выходу. Она выскользнула в дверь и устремилась за ним на улицу. Прячась за спины прохожих, она бежала, стараясь не стучать подковками, а конский хвост развевался на ветру.

Она превратилась в следопыта.

Коста добежал до своего дома – он жил в зеленом облупившемся доме, – исчез в подъезде и минут через пять появился снова. За это время он успел бросить портфель, не раздеваясь проглотить холодный обед, набить карманы хлебом и остатками обеда.

Женечка поджидала его за выступом зеленого дома. Он пронесся мимо нее. Она поспешила за ним. И прохожим не приходило в голову, что бегущая, слегка косящая девушка не Женечка, а Евгения Ивановна.

Коста нырнул в кривой переулок и скрылся в парадном. Он позвонил в дверь. И сразу послышалось какое-то странное подвывание и царапанье сильной когтистой лапы. Потом завывание перешло в нетерпеливый лай, а царапанье – в барабанную дробь.

– Тише, Артюша, подожди! – крикнул Коста.

Дверь отворилась, и огненно-рыжий пес бросился на Косту, положил передние лапы на плечи мальчику и стал лизать длинным розовым языком нос, глаза, подбородок.

– Артюша, перестань!

Куда там! На лестнице послышался лай и грохот, и оба – мальчик и собака – с неимоверной скоростью устремились вниз. Они чуть не сбили с ног Женечку, которая едва успела прижаться к перилам. Ни тот ни другой не обратили на нее внимания. Артюша кружился по двору. Припадал на передние лапы, а задние подбрасывал, как козленок, словно хотел сбить пламя. При этом лаял, подскакивал и все норовил лизнуть Косту в щеку или в нос. Так они бегали, догоняя друг друга. А потом нехотя шли домой.

Их встречал худой человек с костылем. Собака терлась об его единственную ногу. Длинные мягкие уши сеттера напоминали уши зимней шапки, только не было завязочек.

– Вот, погуляли. До завтра, – сказал Коста.

– Спасибо. До завтра.

Артюша скрылся, и на лестнице стало темнее, словно погасили костер.

Теперь пришлось бежать три квартала. До двухэтажного дома с балконом, который находился в глубине двора. На балконе стоял пес боксер. Скуластый, с коротким, обрубленным хвостом, он стоял на задних лапах, а передние положил на перила.

Боксер не сводил глаз с ворот. И когда появился Коста, глаза собаки загорелись темной радостью.

– Атилла! – крикнул Коста, вбегая во двор.

Боксер тихо взвизгнул. От счастья.

Коста подбежал к сараю, взял лестницу и потащил ее к балкону. Лестница была тяжелой. Мальчику стоило больших трудов поднять ее. И Женечка еле сдержалась, чтобы не кинуться ему на помощь. Когда Коста наконец приставил лестницу к перилам балкона, боксер спустился по ней на землю. Он стал тереться о штаны мальчика. При этом поджимал лапу. У него болела лапа.

Коста достал припасы, завернутые в газету. Боксер был голоден. Он ел жадно, но при этом посматривал на Косту, и в его глазах накопилось столько невысказанных чувств, что казалось, он сейчас заговорит.

Когда собачий обед кончился, Коста похлопал пса по спине, прицепил к ошейнику поводок, и они отправились на прогулку. Отвисшие углы большого черногубого рта собаки вздрагивали от пружинистых шагов. Иногда боксер поджимал больную лапу.

Женечка слышала, как дворничиха им вслед сказала:

– Выставили собаку на балкон и уехали. А она хоть помирай с голоду! Вот ведь люди!..

Когда Коста уходил, боксер провожал его глазами, полными преданности. Его морда была в темных морщинах, лоб пересекала глубокая складка. Он молча шевелил обрубком хвоста.

Женечке вдруг захотелось остаться с этой собакой. Но Коста спешил дальше.

В соседнем доме на первом этаже болел парнишка: был прикован к постели. Это у него была такса – черная головешка на четырех ножках. Женечка стояла под окнами и слышала разговор Косты и больного мальчика.

– Она тебя ждет, – говорил больной.

– Я болею… не волнуюсь, – отвечал больной. – Может быть, я отдам тебе велосипед, если не смогу кататься.

– Мне не надо велосипеда.

– Мать хочет продать Лаптя. Ей утром некогда с ним гулять.

– Приду утром, – после некоторого раздумья отвечал Коста. – Только очень рано, до школы.

– Тебе не попадет дома?

– Ничего… тяну… на тройки… Только спать хочется: поздно уроки делаю.

– Если я выкарабкаюсь, мы вместе погуляем.

– Выкарабкивайся.

– Ты куришь? – спрашивал больной.

– Некурящий, – отвечал Коста.

– И я некурящий.

– Ну, мы пошли… Ты болей… не волнуйся. Пошли, Лапоть!

Таксу звали Лаптем. Коста вышел, держа собаку под мышкой. И вскоре они уже шагали по тротуару. Рядом с сапогами, ботинками, туфлями на кривых ножках семенил черный Лапоть.

Женечка шла за таксой. И ей казалось, что это пламенно-рыжая собака обгорела и превратилась в такую головешку. Ей захотелось заговорить с Костой. Расспросить его о собаках, которых он кормил, выгуливал, поддерживал в них веру в человека. Но она молча шла по следам своего ученика, который отвратительно зевал на уроках и слыл молчальником. Теперь он менялся в ее глазах, как веточка багульника.

Но вот Лапоть отгулял и вернулся домой. Коста двинулся дальше, и его невидимая спутница – Женечка – снова пряталась за спины прохожих. Дома уменьшились ростом. А спин стало совсем мало. Город кончался. Начались дюны. Женечке трудно было идти на каблуках по вязкому песку и корявым корням сосен. В конце концов она сломала каблук.

И тут показалось море.

Оно было мелким и плоским. Волны не обрушивались на низкий берег, а тихо и неторопливо наползали на песок и так же медленно и беззвучно откатывались, оставляя на песке белую каемку пены. Море выглядело сонным и вялым, неспособным к бурям и штормам.

Но бури на нем бывали. Далеко от дюн, за линией горизонта.

Коста шел по берегу, наклоняясь вперед – против ветра. Женечка сняла туфли: босиком было идти легче, но холодный влажный песок обжигал ступни. На берегу сохли развешанные на кольях сети с круглыми поплавками из бутылочного стекла, лежали лодки, перевернутые вверх килем.

Неожиданно вдалеке, на самой кромке берега, возникла собака. Она стояла неподвижно, в странном оцепенении. Большеголовая, с острыми лопатками, с опущенным хвостом. Ее взгляд был устремлен в море. Она ждала кого-то с моря.

Коста подошел к собаке, но она даже не повернула головы, словно не слышала его шагов. Он провел рукой по свалявшейся шерсти. Собака едва заметно шевельнула хвостом. Мальчик присел на корточки и разложил перед собакой хлеб и остатки своего обеда, завернутого в газету. Собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище. Коста стал ее поглаживать и уговаривать:

– Ну поешь… Ну поешь немного…

Собака посмотрела на него большими впалыми глазами и снова обратила взгляд к морю.

Женечка притаилась за развешанными сетями, словно попалась, запуталась в них и не могла вырваться, чтобы тоже гладить собаку и говорить: «Ну поешь… Ну поешь хоть немного!»

Коста взял кусок хлеба и поднес ко рту собаки. Та вздохнула глубоко и громко, как человек, и принялась медленно жевать хлеб. Она ела безо всякого интереса, как будто была сыта или привыкла к лучшей пище, чем хлеб, холодная каша и кусок жилистого мяса из супа… Она ела для того, чтобы не умереть. Ей нужно было жить. Она ждала кого-то с моря.

Когда все было съедено, Коста сказал:

– Идем. Погуляем.

Собака снова посмотрела на мальчика и послушно зашагала рядом. У нее были тяжелые лапы и неторопливая, полная достоинства львиная походка. Следы заполнялись водой.

В море переливались нефтяные разводы. Будто где-то за горизонтом произошла катастрофа, рухнула радуга и ее обломки прибило к берегу.

Мальчик и собака шли не спеша, а Женечка – следопыт Женечка – слышала, как Коста говорил собаке:

– Ты хороший… Ты верный… Пойдем со мной. Он никогда не вернется. Он погиб. Честное пионерское.

Собака молчала. Она и не должна была говорить. Она не отрывала глаз от моря. И в который раз не верила Косте. Ждала.

– Что же мне с тобой делать? – спросил мальчик. – Нельзя же жить одной на берегу моря. Когда-нибудь надо уйти.



Рыбацкая сеть кончилась. И Женечка как бы выпуталась из сетей. Коста оглянулся и увидел учительницу. Она стояла на песке босая, а туфли держала под мышкой. И сквозняк, тянувший с моря, развевал ее волосы, собранные в конский хвост.

– Что же с ней делать? – растерянно спросила она Косту.

– Она не пойдет. Я знаю, – сказал мальчик. Он почему-то не удивился появлению учительницы. – Она никогда не поверит, что хозяин погиб…

Женечка подошла к собаке. Собака глухо зарычала, но не залаяла, не бросилась на нее.

– Я ей сделал дом из старой лодки. Подкармливаю. Она очень тощая… Сперва укусила меня.

– Укусила?

– Руку. Теперь все зажило. Я йодом смазывал.

Пройдя еще несколько шагов, он сказал:

– Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать.

Море потускнело и стало как бы меньше размером. Погасшее небо плотнее прижалось к сонным волнам. Коста и Женечка проводили собаку до ее бессменного поста, где неподалеку от воды лежала перевернутая лодка, подпертая чурбаком, чтобы под нее можно было забраться. Собака подошла к воде. Села на песок. И снова застыла в своем вечном ожидании…

Обратно учительница и ученик шли быстро, но, когда берег кончился, за дюнами Женечка остановилась и сказала:

– Я не могу так быстро. У меня каблук сломался.

– Мне надо бы поспеть до их прихода, – отозвался Коста.

– Тогда иди.

Коста внимательно посмотрел на Женечку и спросил:

– А как же вы?

– Я дойду не спеша.

– Может быть, вбить гвоздь? У вас есть гвоздь?

– Не знаю. – Женечка протянула ему туфлю.

Он покрутил каблук, как зуб, который шатается. И постучал камнем.

– Теперь лучше, – сказала Женечка, надевая туфлю.

Но шла она прихрамывая, наступая на носок, чтобы каблук держался.


На другой день в конце последнего урока Коста уснул. Он зевал, зевал, но потом уронил голову на согнутый локоть и уснул. Сперва никто не замечал, что он спит. Потом кто-то захихикал.

И Женечка увидела, что он спит.

– Тихо, – сказала она. – Совсем тихо!

Когда она хотела, все было как полагается. Тихо так тихо.

– Вы знаете, почему он уснул? – шепотом произнесла Евгения Ивановна. – Я вам расскажу… Он гуляет с чужими собаками. Кормит их. Собаки всегда ждут. Даже погибших… Им надо помогать.

Зазвенел звонок с последнего урока. Он звенел громко и протяжно. Но Коста не слышал звонка. Он спал.

Евгения Ивановна – Женечка – склонилась над спящим мальчиком, положила руку ему на плечо и легонько потрясла. Он вздрогнул и открыл глаза.

– Звонок с последнего урока, – сказала Женечка, – тебе пора.

Коста вскочил. Схватил портфель. И в следующее мгновение скрылся за дверью.

Рассказ Юрия Сотника для чтения в начальной школе, рассказ про детей, рассказ про весёлую и интересную жизнь.

Юрий Сотник. Как я был самостоятельным

День, когда я впервые почувствовал себя самостоятельным, врезался мне в память на всю жизнь. Я до сих пор вспоминаю о нём с содроганием.

Накануне вечером мама и папа сидели на лавочке у подъезда нашего большого нового дома и спорили.

— Парню десятый год! — сердито говорил папа.— Неужели он дня не может прожить самостоятельно? До коих же пор ему нянька будет нужна!

— Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно,— твердила мама,— если мы Лёшку оставим здесь, для меня вся поездка будет испорчена. Здесь даже соседей нет знакомых, чтобы присмотреть за ребёнком. Я просто вся изведусь от беспокойства.

Решалась моя судьба на весь завтрашний день. Папин товарищ по работе, полковник Харитонов, пригласил родителей провести воскресенье у него на даче, но меня туда брать было нельзя, потому что сынишка Харитонова болел корью. Мама никогда не оставляла меня надолго одного — ей всё казалось, что я ещё маленький ребёнок. В новом доме мы поселились несколько дней тому назад, ни с кем из соседей ещё не познакомились, поэтому мама хотела «подбросить» меня на воскресенье к своей приятельнице, жившей на другом конце города.

Папа возражал, говоря, что неудобно беспокоить приятельницу и что пора приучать меня к самостоятельности.

Я стоял и слушал этот спор, от волнения выкручивая себе пальцы за спиной. Провести хотя бы один день без присмотра взрослых и так было моей давнишней мечтой, а теперь, когда мы переехали в новый дом, мне этого хотелось с удвоенной силой. Причиной тому была Аглая — смуглая темноглазая девчонка, известная как заводила среди здешних ребят.

Эта Аглая мне очень нравилась, но я чувствовал, что она относится ко мне с пренебрежением, считая меня маленьким мальчиком, да к тому же маменькиным сынком. Мне казалось, что день, проведённый самостоятельным человеком, позволит мне возвыситься в её глазах. К моему огорчению, Аглая находилась тут же, во дворе. Она прыгала на одной ноге, толкая перед собой камешек, слышала весь унизительный для меня разговор папы с мамой и время от времени вставляла, ни к кому не обращаясь:

— У! Я с шести лет одна дома оставалась, и то ничего!

— У! Я сколько раз себе сама обед готовила, не то что разогревала.

Я косился на Аглаю и тихонько, но вкладывая в слова всю душу, убеждал:

— Ну мама! Ну мама же! Ну что со мной может случиться? Ну ты только послушай, как я буду жить: вы уедете, я пойду немножко погуляю...

— Дверь захлопнешь, а ключ оставишь дома...

— И вовсе нет! Я ключ ещё вечером положу в карман... Значит, пойду погуляю...

— Тебе домашнюю работу надо делать, а не гулять. Скоро первое сентября, а ты и половины примеров не решил.

— Ой, мама, ну ладно! Я гулять не буду. Значит, вы уезжаете, я сажусь делать примеры, потом захотел есть — включаю газ...

— Ещё с газом что-нибудь натворит,— пробормотала мама.

— У! Я давно уже газ...— начала было Аглая, но в этот момент прибежал Антошка Дудкин с большим листом бумаги в руках.

— Готово! Куда вешать? — сказал он Аглае, и они вдвоём прикрепили к парадному написанную чернилами афишу.

Она гласила, что завтра в пять часов вечера в клубе имени Полины Кожемякиной состоится спектакль пионерского драматического кружка.

Наконец нам с папой удалось уговорить маму. Было решено, что родители уедут шестичасовым поездом, а я встану, как обычно, в восемь, сам уберу квартиру, сам приготовлю себе чай, сам накормлю и выведу погулять таксу Шумку, сам (то есть без понуканий) решу десять примеров и сам разогрею себе обед. Я был на седьмом небе. Для меня всё это было так ново, так радостно, как иному мальчишке возможность пожить на необитаемом острове.

Весь вечер мама мне давала наставления. Ночью я долго не мог уснуть, а когда проснулся солнечным утром, в квартире стояла необычная тишина. Только Шумка, чесавшая себя за ухом, мягко постукивала лапой по полу. Я был один! Я был полным хозяином квартиры. Я мог как угодно распоряжаться самим собой. Я вскочил с постели и в одних трусах, уперев кулаками в бока, громко насвистывая какой-то марш, отправился обозревать свои владения. Я тут же наметил себе огромную программу действий. Убирая квартиру, я не просто подмету паркетный пол, а заново натру его воском; я даже вычищу и повешу в шкаф папин старый мундир, оставленный им на спинке стула. Примеров я решу не десять, как мы с мамой уговорились, а все двадцать штук. Вечером, если папа с мамой задержатся, я разогрею для них ужин, заверну его в старое одеяло, как это иногда делала мама, а сам лягу спать, оставив на столе записку: «Котлеты и картошка горячие, в кухне, на табурете». Словом, теперь мама узнает, как глупо было с её стороны бояться оставить меня одного.

Я быстро оделся, умылся и собрался было вывести Шумку, которая уже скулила у двери, но тут меня осенила такая мысль: а что, если заодно пойти в магазин и купить чего-нибудь себе к завтраку? Ведь одно дело, когда в магазин тебя посылает мама, и совсем другое, когда ты сам захотел чего-нибудь, пошёл и купил. Ради такого удовольствия не жалко было истратить трёшку из пятнадцати рублей, скопленных на аквариум.

Хлеб, масло и колбаса у меня к чаю были. Подумав немного, я решил, что мне хочется сыру.

Через минуту, держа Шумку на поводке, я шёл по двору, шёл неторопливо, степенно, поглядывая на окна квартиры в первом этаже, где жила Аглая. Вдруг как раз из её окна вылетела и шмякнулась к моим ногам дохлая ворона. Шумка тявкнула от неожиданности.

— А ну, чтоб духу вашего здесь больше не было! — послышался из окна сердитый женский голос.— Ишь нанесли всякой дряни! Репетировать им надо! На то клуб есть, чтобы репетировать, там и ходите на головах, а людям покой надо дать. Ну! Сколько раз мне говорить? Марш отсюда!

Вслед за этим из подъезда выскочил и подхватил на бегу ворону рыжий мальчишка с лицом, казалось состоявшим из одних веснушек. За плечами у него в виде мантии болталось синее одеяло, на котором были нашиты узоры из серебряной бумаги от чая, на голове сидела корона, обклеенная той же бумагой. За ним, прижимая к груди ворох цветных тряпок, выскочила такая же рыжая девчонка, за девчонкой — Антошка Дудкин, одетый как обычно, а за Антошкой выбежала Аглая. Я взглянул на неё, да так и застыл.

Аглая мне нравилась даже в самой затрапезной своей одежде, даже тогда, когда она выбегала во двор в старом материнском жакете, доходившем ей до колен, и в драных валенках на тонких ногах. А тут... тут она предстала предо мной в наряде сказочной принцессы. На ней было платье из марли, раскрашенной голубой, розовой и жёлтой красками; на шее блестело ожерелье из разноцветных стеклянных бус, какими украшают ёлки; два крупных шарика от этих бус болтались на ниточках под ушами, надо лбом в тёмных волосах блестела мохнатая ёлочная звезда, а две такие звезды, но поменьше, украшали стоптанные тапочки.

Заглядевшись на всю эту красоту, я даже палец сунул в рот от восхищения. Пробегая мимо, Аглая едва кивнула мне, но вдруг остановилась и спросила через плечо:

— Ну что, уехали твои?

Я быстро вынул палец изо рта и сказал как можно небрежней:

— Конечно, уехали.

— И тебя одного оставили?

— Конечно, одного. Вот ещё!.. Не знаешь, магазин открыт? Хочу сыру купить себе к завтраку.

— Открыт,— сказала Аглая, о чём-то думая.— Ты потом домой придёшь?

— Ага. Вот только сыру куплю. Сыру чего-то захотелось.

— Эй! Идите-ка! — крикнула Аглая своим приятелям и, когда те подошли, обратилась ко мне: — Тебя Лёшей зовут, да? Лёша, можно, мы к тебе придём? А то нам репетировать надо, а нас отовсюду гонят, и клуб закрыт... а ты один в квартире. Ладно?

— Пожалуйста, конечно! — обрадовался я.— Я вот только квартиру уберу, примеры сделаю, и приходите.

Лицо Аглаи стало каким-то скучным.

— У-у! Примеры! А тебя что, заставляют с утра заниматься? Меня, например, никто не заставляет. Когда хочу, тогда и занимаюсь.

— А меня разве заставляют? Меня вовсе никто и не заставляет, это я сам хотел,— заторопился я.— Пожалуйста! Хоть сейчас пойдёмте! Я и квартиру могу не убирать... Когда захочу, тогда и уберу. Пожалуйста! Шумка, домой!

Большими уверенными шагами я зашагал впереди артистов к своему подъезду, поднялся вместе с ними на второй этаж, открыл ключом дверь и широко распахнул её.

— Пожалуйста! Вы в какой комнате хотите? В этой или в той? В какой хотите, в той и репетируйте. Пожалуйста!




Top