Виды дневниковых записей. Дневниковая запись

Пояснительная записка

Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций с приложением на электронном носителе / Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова и др.; под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой.-М.: Просвещение, 2013.

Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь/ пособие для учащихся общеобразовательных организаций/ О.А.Котова, Т.Е. Лискова.- М: Просвещение, 2013.

Цель:

Задачи:

  • формирование представлений о структуре правоохранительных органов, уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов.

    познакомить обучающихся с системой правоохранительных органов РФ, их функциями;

    определить, какие требования предъявляются к сотрудникам правоохранительных органов;

    развивать навыки использования правовой терминологии;

    воспитывать правовое самосознание обучающихся, активную гражданскую позицию, уважительное отношение к правоохранительным органам.

10. Планируемые результаты: Личностные :

Стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;

Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью;

Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;

Осознание обучающимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.

Метапредметные :

Формирование познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

Развитие способности к самостоятельному приобретению знаний и практических умений;

Развитие умения определять цели и задачи своей деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике;

Развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, презентацию с помощью ТС и ИТ;

Формирование умения взаимодействовать с одноклассниками, работать в малых группах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя.

Предметные:

Знание о системе правоохранительных органов, истории их возникновения, их основных функциях;

Умение работать с понятийным аппаратом по теме;

Использовать знания о своих правах и обязанностях в процессе жизни;

Извлекать необходимую информацию из нормативных документов;

Выражать сознательное неприятие антиобщественного поведения.

11. Тип урока: изучение нового материала (открытие нового знания)

12.Формы работы обучающихся: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная .

13. Организация деятельности учащихся на уроке (приёмы и методы):

Объяснительно-иллюстративный;

Проблемный диалог;

Самооценка, взаимооценка;

Критическое мышление;

Постерная презентация;

Опережающее д/з.

14. Организация пространства: компьютер, экран, проектор, мультимедийная презентация «Правоохранительные органы», часы, кластер, рабочие листы (Приложение 1).

15.Конструкт урока

Опережающее домашнее задание :

Работа в группах. Подготовка и представление постеров (Приложение 2) (Приложение 3) (Приложение 4)

Л: формирование устойчивой мотивации к обучению.

К:Умение слушать и вступать в диалог.

Р: волевая саморегуляция.

П: осмысление информации, анализ.

Проверяет готовность детей к уроку, создаёт позитивный настрой, мотивирует обучающихся на включение в деятельность и определение темы.

Позитивный настрой - желаю, Вам, ребята, сегодня подняться на ступеньку выше в ваших знаниях.

Настраиваются на урок, включаются в деятельность, анализируют информацию, обдумывают и предлагают предположительную тему урока.

Включение и настрой на урок, осмысление и формулирование примерной темы урока.

2.Актуализация знаний

П: Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения.

К: развитие коммуникативных навыков групповой деятельности

Р:выражение личного отношения к теме, коррекция с учётом оценки результата товарищей.

Л: развитие творческого мышления.

Организует с обучающимися диалог по вопросам: Чтобы узнать что-то новое, что надо сделать сначала? Повторить те знания, которые нам понадобятся на уроке. Что такое закон? Почему нужно соблюдать закон? В каком документе закреплены основные права граждан?

Включаются в проблемный диалог, отвечают на вопросы.

Устные ответы, дополняющие и расширяющие имеющиеся представления об ответственности за правонарушения

3. «Открытие» обучающимися новых знаний

П: Формулирование познавательной цели, сравнение, осознанное построение речевых высказываний

К: умение участвовать в диалоге, выражать свою точку зрения, обмениваться знаниями.

Р: умение ставить учебные задачи.

Л: мотивация учения, личная заинтересованность.

Создаёт условия для возникновения проблемного диалога. Показывает и поясняет слайды презентации

(Приложение 5)

Организует работу обучающихся в рабочих листах с текстом Конституции. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы».

Организует деятельность обучающихся, направленную на получение новых знаний.

Осуществляет работу с опережающим домашним заданием - работа с постерами, подготовленными обучающимися

Подводит обучающихся к пониманию смысла принципа презумпции невиновности.

Обучающиеся включаются в проблемный диалог, работают с текстом Конституции, заполняют кластер «Правоохранительные органы».

Просматривают постеры, делают записи в тетради. Отвечают на вопросы, работают над заданиями в тетради на печатной основе, осуществляют самопроверку и взаимопроверку.

Записи в тетради, кластер «Правоохранительные органы»

4.Этап первичной проверки понимания изученного.

К:Осознанное построение речевых высказываний.

Р: Оценка правильности выполненных действий

П: доказательство, установление связей.

Л:умение видеть возможность применения полученных знаний в реальной жизненной ситуации

Организует ситуацию выполнения задания на повторение и закрепление полученных знаний – рабочий лист, №4,5,6.

Выполняют задание учителя, работают с кластером «Правоохранительные органы», рабочим листом.

Умение объяснять явления и процессы с опорой на полученных знания.

5. Включение новых знаний в систему знаний и повторение

Р: Контроль, коррекция, оценка (взаимо и самооценка)

К:навыки взаимоконтроля и взаимопомощи.

П: перенос знании, умений в новую ситуацию для решения задач.

Л: мотивация на положительный учебный результат, адекватность самооценки.

Предлагает детям проверить и оценить, насколько хорошо они овладели полученными сегодня знаниями и как могут применять их в практической деятельности, выполнив см.работу – рабочий лист,задание №7

Формирование уважительного отношения к сотрудникам правоохранительных органов – просмотр ролика о курганском отряде ОМОН.

Выполняют самостоятельно задания

Оценка и самооценка.

Рефлексия

Л: Оценивание усваиваемого содержания.

Р: Оценка качества и уровня.

К:умение аргументировать, убеждать и уступать.

П:умение анализировать свою деятельность, формулировать и подводить итоги.

Организует дискуссию, позволяющую обучающимся осмыслить полученные результаты по изучению темы, способы их достижения, соотнести цели и полученный результат, личный вклад в коллективную работу

Для меня стало новым...
Меня удивило...
Я узнал...
Я научился...
Я понял, что могу...
Мне понравилось...
Меня удивило...
У меня получилось...
Я приобрёл...
Мне захотелось...
Меня воодушевило...

Высказывает свои впечатления, пожелания.

Рабочий лист – «Дорисуй смайлик»

Памятка для несовершеннолетнего

(приложение 7)

Участвуют в диалоге с учителем. Анализируют и осмысливают, проговаривают свои достижения

Удовлетворённость от проделанной работы, полученная оценка.

Домашнее задание

Л: Нравственно-эстетическое оценивание, мотивация учения, развитие творческого мышления.

П: Самостоятельное творческое решение проблемы.

Р: Планирование, саморегуляция, оценка.

Мотивирует на выполнение д/з, разъясняет, отвечает на возникшие вопросы (если появились).

Параграф 7

Задания на выбор:

Записывают д/з, обдумывают, задают (по необходимости) вопросы.

Запись д/з и желание его выполнить.

Приложение 1

Рабочий лист

Тема _________________________________________________________________________________

Фамилия, имя ____________________________________________ Дата _________________________

Конституция РФ

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Статья 2

1. Кластер

Их общее назначение

____________________________________________________________________________________________________

2. Напиши определения понятий.

Адвокат - ________________________________________________________________________________

Нотариус - _______________________________________________________________________________

Лицензия - _______________________________________________________________________________

Детектив - ________________________________________________________________________________

4. Дополни предложение.

Презумпция невиновности означает, что ______________________________________________________

_________________________________________________________________________________________.

Судьей может быть только __________________________________________________________________

Согласно закону судьи в РФ _________________________________________________________________

5. Заполни схему.

6. Отметь знаком «+» те подразделения, которые работают в составе полиции общественной безопасности:

Уголовный розыск

Патрульно-постовая служба

Подразделение по борьбе с экономическими преступлениями

Дежурная часть

Подразделение по делам несовершеннолетних

ГИБДД

Подразделение по борьбе с наркотиками

Паспортно-визовая служба

7. На основе кластера « Правоохранительные органы», сделайте вывод, в какой из правоохранительных органов следует обратиться в следующей ситуации:

1.В. Иванова, ученика 8 класса постоянно избивают родители.

2.Вы обнаружили, что у вас пропал дорогой мобильный телефон.

3.Ваша семья купила в магазине холодильник, который сломался через неделю после начала эксплуатации, а магазин отказывается отремонтировать или заменит некачественный товар.

Домашнее задание:

Параграф 7

Задания на выбор:

2.Выскажи свое мнение, в чем состоит главная причина негативного отношения части граждан к сотрудникам органов внутренних дел? Что необходимо сделать для повышения авторитета сотрудников правоохранительных органов?

Приложение 2

Правила работы в группе

    Вы работаете в группе. Помните, что успех группы зависит от успеха каждого. Старайтесь оказывать помощь друг другу, делайте это тактично и терпеливо.

    Слушайте каждого члена группы внимательно, не перебивая.

    Говорите коротко, ясно, чтобы все могли высказаться.

    Поддерживайте друг друга, несмотря на возникающие разногласия.

    Отвергая предложенную идею, делайте это вежливо и не забывайте предлагать альтернативу.

    Определите координатора группы. Координатором выбирайте того, кто сможет распределить нагрузку, уладить разногласия, выбрать лучшее решение вместе со всеми.

Приложение 3

Тема: Правоохранительные органы. 7 класс. Обществознание

Ребята! Предлагаю Вам объединится в группы для того, чтобы совместно найти и представить в виде постера информацию о правоохранительных органах РФ:

    Прокуратура РФ;

    Полиция РФ;

    ФСБ РФ;

    Федеральная таможенная служба РФ

    Судебная система РФ

Обязательные содержательные элементы постера:

    наименование (полное и краткое);

    история создания;

    основные функции;

    кто может стать сотрудником данного правоохранительного органа (судьей);

    как в нашем городе можно обратиться в данную службу (экстренные телефоны, контактные телефоны, телефон доверия, адрес)

Приложение 4

Критерии оценивания постера

Оценка

Критерии

Отлично

Хорошо

Удовлетворительно

Содержание

Содержание постера полностью соответствует теме. Тема раскрыта наиболее полно

Содержание постера соответствует теме. Тема раскрыта не полностью

Тема плохо передана, содержание постера расплывчато и непонятно

Дизайн (оформление)

Эффективно использованы цвета, линии, формы, чтобы сделать постер интересным и привлекательным. Образы соответствуют теме

Рисунки и иллюстрации имеют отношение к содержанию постера и добавляют свой вклад в общий смысл

Некоторые изображения не имеют отношения к содержанию постера. Постер не привлекает внимания зрителя

Правописание

В постере нет ошибок в правописании

В постере есть несколько письменных ошибок, которые не отвлекают читателя от смысла плаката

В постере есть несколько письменных ошибок, которые отвлекают внимание от смысла плаката

Защита постера

1.Содержание раскрыто в полном объеме. Выступление логично, отражает основные аспекты работы.

2.В выступлении принимают участие все члены группы.

1.Содержание раскрыто не в полном объеме, выступление не совсем последовательно, отражает не все аспекты работы.

2. В выступлении участвуют 1-2 члена группы.

1.Содержание раскрыто слабо, выступление не последовательно.

2.В выступлении участвует один член группы.

Приложение 5

Что такое Конституция?

Давайте обратимся к тексту Конституции – Глава 1, статья 1 (рабочие листы)

Глава 1. Основы конституционного строя

Статья 1

1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

2. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны.

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Что означает выражение: «Россия - правовое государство»? Это значит, что государство в лице его органов осуществляет свою деятельность на основе норм права, обеспечивает верховенство закона, охрану законных интересов личности, взаимную ответственность государства и граждан.

В статье 2 Конституции права и свободы человека провозглашаются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод объявляются обязанностью государства. Для этого государство создает специальные органы. Какие? Правоохранительные. Запись в тетрадь определения «правоохранительные органы». Работа с кластером «Правоохранительные органы»

Приложение 6

К правоохранительным органам традиционно относят суд, прокуратуру, полицию, ФСБ, таможенные органы.

Некоторые относят к правоохранительным органам и такие негосударственные организации как адвокатура и нотариат, частные охранные предприятия и детективные службы. Эти органы оказывают населению юридическую помощь.

Адвокатура не является правоохранительным органом в полном смысле этого слова.

Адвокат- это защитник. Его обязанность в судебном разбирательстве обеспечить права подсудимого, помочь ему продемонстрировать все обстоятельства дела, которые могут быть учтены судом.

Нотариусы помогают составить различного рода правовые документы, удостоверяют завещания и сделки с недвижимостью, свидетельствуют верность подписей и копий документов, выписок из них. Рассмотрим ситуацию из учебника, страница 56.

Закон предусматривает также частную детективную и охранную деятельность. Ею может заниматься один человек или организация. Для этого нужно получить лицензию - специальное разрешение. Частная охрана и частные детективы оказывают платные услуги, направленные на защиту жизни и здоровья, охрану имущества, обеспечение порядка, поиск пропавших без вести лиц.

Сейчас, мы более детально рассмотрим, что представляют собой организации, осуществляющие нашу защиту (работа с презентациями обучающихся).

    Работа с кластером «Правоохранительные органы» - давайте с вами попробуем составить кластер (схему), в который запишем какие организации и структуры обеспечивают защиту прав и свобод граждан (рабочий лист).

    Обратите внимание на визуальный ряд (презентация « Правоохранительные органы», слайд 5)

    Прокуратура – Термин « прокуратура » происходит от латинского procure - что означает - забочусь, обеспечиваю, предотвращаю.

Групповое представление постера «Прокуратура РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 8)

    Полиция - термин «Полиция» происходит от греческого P oliteia – что значит - управление делами государства.

Групповое представление постера «Полиция РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 11)

    Таможня- Федеральная таможенная служба- Слово «Таможня» произошло от тюркского слова «тамга», означавшего у кочевых народов Средней Азии клеймо, которое обычно ставилось на различные предметы в качестве знака собственности. В Древней Руси в период Золотой Орды тамгой именовалась торговая пошлина. \

Групповое представление постера « Федеральная таможенная служба РФ»

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 14)

    Федеральная служба безопасности - Генерал-лейтенант, Директор ФСБ России Бортников Александр Васильевич

    Работа с визуальным рядом (презентация « Правоохранительные органы», слайд 16)

Групповое представление постера « ФСБ РФ»

    Судебная система РФ

Групповое представление постера о судебной системе РФ

Правоохранительные органы– это органы, основной целью деятельности которых является защита прав и свобод граждан, прав и законных интересов юридических лиц (организаций, предприятий).

Как выглядит богиня Правосудия? 3.А как бы Вы изобразили Богиню Правосудия?

Все государства в различные исторические эпохи стремились по-своему решить вопрос о справедливой организации правосудия. Один из них – презумпция невиновности – пока вина человека не доказана судом, обвиняемый считается невиновным.

Выполнение заданий – рабочий лист №4,5,6

Приложение 7

Памятка для несовершеннолетнего.

Полиция задерживает на улице подростка. Как ему следует вести себя, чтобы избежать ещё больших неприятностей.

1. Ни в коем случае нельзя сопротивляться (грубить, угрожать и т.д.) сотруднику полиции.

2. Необходимо запомнить фамилию и звание сотрудника.

3. Важно сразу заявить о том, что задержанный является несовершеннолетним.

4. После того как несовершеннолетнего доставили в отделение полиции, он вправе потребовать, чтобы об этом сообщили родителям.

5 . Никто не имеет права проводить допрос несовершеннолетнего в отсутствие педагога или родителей.

Правоохранительная система весьма сложна и многогранна. Её цель - это обеспечение безопасности и сохранения прав всех субъектов Российской Федерации. Каждый гражданин должен знать, что такое правоохранительные органы, как они функционируют, и на каких принципах базируется их деятельность.

Терминология

Давайте ознакомимся с несколькими определениями:

  1. Правоохранительными называют органы, которые осуществляют необходимую деятельность, обладая соответствующей компетенцией, а также нужными для этого материальными ресурсами. Более детально о задачах каждого из них мы поговорим далее.
  2. Правоохранительной называется деятельность, которая осуществляется упомянутыми ранее органами, которые уполномочены рядом прав для охраны и защиты общества благодаря применению юридических мер влияния.

Классификация

Какими же бывают правоохранительные органы? И какой деятельностью они занимаются? Разобраться с этим вам поможет следующий список:

  1. Конституционный суд Российской Федерации. Занимается контролем соответствия правовых процессов в государстве главному закону страны.
  2. Суды общей юрисдикции. Осуществляют правосудие на территории страны согласно действующему законодательству.
  3. Министерство юстиции Российской Федерации. Занимается организационным обеспечением деятельности судов.
  4. Прокуратура Российской Федерации. В её ведении находится надзор, а также выявление и расследование преступлений.
  5. Занимаются выявлением и расследованием преступлений.
  6. Адвокатура. Оказывает юридическую помощь, а также защиту в уголовных делах.
  7. МВД РФ. Занимается непосредственным обеспечением правопорядка в стране.

Функции

Мы уже разобрались, что такое правоохранительные органы. Теперь давайте рассмотрим их функции. Они такие:

  1. Охранять государственный и общественный строй.
  2. Укреплять законность и правопорядок.
  3. Защищать права и свободы гражданина и человека.
  4. Бороться с преступностью.
  5. Охрана законных прав, интересов и слежение за исполнением своих обязанностей.

Вот главные функции правоохранительных органов.

Основные субъекты системы

Мы знаем, что такое правоохранительные органы, и какие функции они исполняют. Но не могут они все иметь одинаковую важность. Давайте рассмотрим основные субъекты действия, которые имеет система правоохранительных органов в Российской Федерации:

  1. Прокуратура.
  2. Министерство юстиции.

Прокуратура

Является единой централизованной системой федеральных органов, которые осуществляют надзор за тем, чтобы точно и единообразно исполнялись законы. Здесь есть прокуратуры субъектов Российской федерации, военные и специализированные, а также территориальные. Всё это управляется ГП РФ. В качестве можно привести следующее:

  1. Надзор за выполнением законов.
  2. Уголовное преследование, которое осуществляется согласно закону.
  3. Надзор за соблюдением свобод и прав гражданина и человека.
  4. Координация работы правоохранительных органов, которые занимаются борьбой с преступностью.
  5. Прокуроры участвуют во время рассмотрения судами различных гражданских, административных и уголовных дел как государственные обвинители.
  6. Занимаются опротестованием решений, приговоров, постановлений и определений суда, которые противоречат закону.
  7. Осуществляют расследование преступлений, которые предусмотрены законом.

Эти государственные правоохранительные органы мог видеть в деятельности каждый, кто был хотя бы на одном заседании суда.

Министерство внутренних дел

Является Оно обеспечивает защиту свобод и прав гражданина и человека. Также занимается охраной порядка и обеспечением общественной безопасности. Оно заведует криминальными, экономическими и общественными преступлениями. выполняет такие задачи правоохранительных органов:

  1. Разрабатывает и принимает меры, направленные на защиту свобод и прав людей (в пределах своей компетенции).
  2. Целая система правоохранительных органов работает на то, чтобы предупреждать и пресекать преступления и административные правонарушения. А если это не удалось, то они занимаются выявлением, раскрытием и их расследованием.
  3. Следит за миграционными потоками.
  4. Обеспечивает исполнение уголовных наказаний.
  5. Занимается руководством внутренними войсками.
  6. Развивает и укрепляет собственную материально-техническую базу.
  7. Занимается подготовкой и совершенствованием нормативно-правовой основы для своей деятельности.

Как видите, функции правоохранительных органов весьма разносторонние.

Министерство юстиции

Так называется федеральный орган исполнительной власти, который занимается сферой юридических отношений. Также он координирует деятельность других веток исполнительной власти, чтобы она отвечала закону. Министерство юстиции выполняет следующие задачи правоохранительных органов:

  1. Правовое обеспечение нормотворческой деятельности.
  2. Создание условий для функционирования судов.
  3. Государственная регистрация всех нормативных актов, которые издаются центральными органами федеральной исполнительной власти.
  4. Развитие системы предоставления юридических услуг.
  5. Повышение квалификации кадров организаций и учреждений юстиции.
  6. Осуществление международно-правовой деятельности в сфере охраны прав и интересов граждан.
  7. Обеспечение организации уголовно-исполнительной системы.

Судебная власть

Она существует независимо от исполнительной и законодательной. На данный момент действует такая система правоохранительных органов:

  1. Конституционный суд. Является органом контроля, который независимо осуществляет свою власть.
  2. Суд общей юрисдикции. Осуществляет гражданское, административное, уголовное и другие виды производств.
  3. Арбитражный суд. Занимается рассмотрением экономических споров. В данном типе судов в качестве сторон могут выступать только те граждане, которые являются предпринимателями.

Проблемы правоохранительных органов

Самым главным является наличие отчуждения между народом и властью. Если есть правильно налаженное взаимодействие, то тогда можно получить устойчивое развитие (даже при наличии внутренних проблем и внешних конфликтов). Поэтому выстраивается саморазвивающаяся система, которая вовлекает граждан для решения широкого спектра вопросов, начиная от местного самоуправления до государственного уровня. В неё на данный момент времени входят такие направления:

  1. Выборы.
  2. Деятельность общественных структур (среди которых наиболее весомыми являются общественные палаты).
  3. Инициативы граждан.

Деятельность правоохранительных органов имеет определённые проблемы. Если ознакомиться с отзывами людей, часто можно встретить нарекания на низкую внутреннюю организацию и медленность реагирования. Справедливости ради следует отметить, что представители структур, которые готовы даже пожертвовать своей жизнью или просто отнестись со всем возможным вниманием к проблеме, - тоже не редкость.

Существуют значительные проблемы с Так, в Российской Федерации один из самых низких процентов в мире. Поэтому широко применяется инструмент амнистии для освобождения людей, которые содержатся за решеткой за незначительные правонарушения или имеют облегчающие обстоятельства. Второй стороной медали является то, что благодаря такой системе часто на свободу выходят преступники, место которых - в тюрьме.

Заключение

Конечно, система безопасности нашего государства не универсальна, а права правоохранительных органов постоянно выступают объектом общественных дискуссий. Но постепенно во время эволюционного развития любая организация совершенствуется (если она хочет существовать). Нам же нужно проявить свою гражданскую позицию, чтобы поспособствовать улучшению правоохранительных органов. Сделать это можно, сообщая в соответствующие инстанции о ненадлежащей работе определённых структур. Тогда вы будете не только знать, что такое правоохранительные органы, но и сможете влиять на качество их функционирования.

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей.

Подготовила учитель русского языка и литературы

Абрамова Любовь Фроловна

МБОУ Большелогская СОШ, Аксайского района, Ростовской области

Класс: 10

Актуальность урока на современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания ЕГЭ в 11 классе (блок «С»).
Работа над дневником учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.
Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства - и устно, и письменно. А развитие личности - это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление - одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.

Урок ориентирован на достижение следующих образовательных результатов:

Личностных:

Понимание роли текста в жизни человека;

Осознание эстетической функции языковых средств в тексте;

Стремление к речевому совершенствованию.

Метапредметных:

Адекватное понимание информации устного и письменного текста;

Способность извлекать информацию из различных источников;

Овладение приёмами отбора и систематизации материала на пройденную тему;

Соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного литературного языка

Способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения.

Предметных:

Усвоение основ знаний о тексте;

Способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов.

Проблемный вопрос: Как писать сочинение в жанре дневниковых записей

Цель: научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль развивается через веерное и цепное расположение доводов. Создавать текст определённого типа, стиля и жанра; уместно использовать языковые средства выразительности.

Задачи урока:

Образовательная : научить анализировать содержание исходных текстов, в которых авторская мысль

развивается через веерное и цепное расположение доводов, подготовить к написанию домашнего сочинения;

развивающая: формировать умение определять основную проблему текста, формулировать авторскую позицию; развивать навыки переработки текстов, а именно: составление схемы, выделение тезисов, анализ

текста по алгоритму, соответствующему критериям оценки на ЕГЭ по русскому языку заданий части С;

воспитательная: формирование гражданской позиции по общественно важным проблемам современности, воспитывать языковую культуру общения.

Ожидаемые результаты:

Умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию;

Умение работать в группах;

Коммуникативная компетентность;

Осознание полезности получаемых знаний и умений;

Развитие навыков самостоятельной работы с источником информации, самостоятельное принятие решения;

Развитие навыков коммуникативности;

Развитие навыков мыслительной деятельности при анализе текста;

Развитие навыков самоанализа и рефлексии.

Формы работы : фронтальная, индивидуальная, работа в группах

Виды деятельности : работа с эпиграфом, аналитическая беседа, анализ текста (работа в группах), составление плана написания сочинения, подготовка к выводам.

Время: занятие рассчитано на 45 минут

Тип занятия : систематизации и обобщения знаний и умений

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска; материал для интерактивной доски по теме урока; слайды с этапами урока и заданиями;

У учащихся : учебник, тетрадь, раздаточный материал

Раздаточный материал : тексты №1, № 2 , № 3 для анализа; Опережающее домашнее задание: изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности

Эпиграфы к уроку:

« Самый интересный роман – роман о себе «ежедневном»»

Ю. Олеша

Тема урока: Сочинение в форме дневниковых записей

Ход урока

    Организационный момент . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Здравствуйте, ребята, присаживайтесь!

А) Подготовка учащихся к восприятию нового учебного материала, актуализация знаний. Определение темы урока.

Ребята, обратите внимание на оформление класса, на тему урока. И может кто-то попытается сформулировать, чем мы сегодня с вами будем заниматься на уроке и как это всё можно совместить? Прочитайте эпиграф и скажите, что может стать таким романом?

(учащиеся делают попытку сформулировать цель урока со своей стороны: таким романом может стать личный дневник любого человека).

Учитель: Дневник не любит «постороннего взгляда». Это труд души, который адресован самому себе или воображаемому собеседнику. Вы уже много знаете о дневниковой деятельности:

- зачем люди ведут дневники ? (страницам доверяют свои раздумья и сомнения, оценку себя и окружающих. Ежедневные записи помогают увидеть изменения в нас самих, каждая страница становится зеркалом. Начав общение с собой, мы постепенно развиваем в себе способности общаться друг с другом)

- о чём пишут люди в дневниках? (это может быть анализ событий дня, какой-то отдельный случай, яркое событие, размышления по поводу чего-либо)

В) Корректировка сформулированной учащимися цели урока

На протяжении предыдущего урока мы говорили о содержании и структуре дневниковых записей, наша задача сегодня – обобщить эти знания и применить на практике, т.е. написать сочинение в жанре дневниковых записей.

СЛАЙД 1 тема урока, цели урока

2. Актуализация знаний.

Теперь мы проверим творческое задание, в котором требовалось изложить в виде дневниковой записи свои размышления о целях и задачах дневниковой деятельности. (Чтение и комментирование учениками)

- легко ли было вести дневник?

Вывод: вести дневник – нелёгкая задача. Сделав свои первые опыты в этом жанре, вы убедились, что совсем непросто сесть за стол и заставить себя сосредоточиться над листом бумаги.

3. Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Дневник – это словесное творчество, и у него есть свои законы. О них мы поведём разговор дальше.

- каковы основные признаки дневниковой записи . (Содержание записи ограничивается определённым временным отрезком: неделя, день, месяц. Дневниковая запись делается обычно после событий, реже перед ними. Обязательная примета – даты, бывают и рисунки)

- каковы функции дневника и что побуждает нас обратиться к дневнику

(1) эмоциональное самовыражение. Всплеск полноты чувств, выход из состояния душевного дискомфорта. 2) интеллектуальное самообеспечение. Анализ событий дня, чтобы зафиксировать наиболее яркие впечатления, поразмышлять над увиденным, услышанным.

- принято считать, что каждая запись представляет собой текст. Согласны ли вы с этим? (Да, предложения связаны по смыслу и грамматически, можно придумать заглавие и определить авторскую задачу)

Кто из известных вам современных писателей использовал в своих произведениях форму дневника? (Н. Носов «Дневник Коли Синицына», О.Железников «Дневник П.М.М.», А. Алексин «Похождения Севы Котлова» и др.)

- Какие типы текстов представлены в дневниках (повествование, описание, рассуждение, дневниковая запись представляет собой смешанный тип)

- Дневник как жанр предполагает свободную форму записи. О каких формах дневниковой записи вы узнали на уроках? (Исповедь. Портретная зарисовка. Афористическая беседа и др.)

4. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция .

Работа по группам. Каждой предлагается текст и вопросы. Учащиеся дают развёрнутые ответы и делают выводы

См. приложение

СЛАЙД 4

Вывод: делают учащиеся.

5.Рефлексия ( подведение итогов занятия)

Составим план написания сочинения в жанре дневниковых записей:

    Познакомиться с письмами, дневниковыми записями писателей, произведениями, написанными в жанре дневника. Это поможет выдержать форму и условности изложения, характерные для этого жанра.

    Определить идею сочинения, основную мысль, которую беретесь доказать своей работой. Правильное определение идеи позволит глубоко и полно раскрыть тему сочинения и не «утонуть» в обширном материале.

    Составить план, который поможет наметить , с чего начать работу, какие разделы выделить в сочинении, в какой последовательности излагать материал и к каким выводам необходимо прийти.

    Иметь в виду, что вступление и заключение в сочинении данного жанра могут иметь обрамление, придающее работе личностный характер.

    Помнить, что дневниковые записи, письма помогают проследить за становлением личности, раскрывают внутренний мир ведущего дневник . Проверить, отвечает ли этому требованию сочинение.

Сопоставим задачи урока с их выполнением, дадим общую оценку работы класса, отметить работу групп, есть ли какие-то вопросы, готовы ли выполнить домашнее задание: написать сочинение в жанре дневниковых записей «Один день из жизни самого себя.

ВЫВОД : Регулярное ведение дневника служит хорошей речевой практикой, обогащает и совершенствует язык, развивает внимание к «мелочам жизни». И, может быть, когда-нибудь страницы вашего дневника станут страницами Главной книги о себе «ежедневном»

    Домашнее задание

Написание сочинение «Один день из жизни самого себя».

приложение 1

ГРУППА 1

Везёт как утопленнику! Первый день каникул, а я носа из дому показать не могу, до того он распух. Аллергия, должно быть.

Наш пёс влюбился в Митци. Она – коккер-спаниель. Шансов у пса никаких: а) не породистый, б) не следит за собой, как все нормальные псы. Пытался втолковать ему это, но он лишь грустно и тоскливо посмотрел на меня и снова улёгся под калиткой Митци. Любовь – это вам не фунт изюму. Ведь у меня с Пандорой те же проблемы, что и у пса с Митци: оба принадлежим к более низким классам общества, чем наши возлюбленные.

ЗАДАНИЯ:

    Представьте себя на месте подростка и попытайтесь объяснить, что заставило его сделать эту запись?

    Найдите те слова и обороты речи, которые передают состояние автора? Для какого стиля они характерны?

ГРУППА 2

Пошёл в занудную школу. Мне всё было трын-трава, поэтому я надел красные носки. Ходить в красных носках в школу было строго запрещено, но в гробу я теперь видал ихние запреты…

Учительница заметила мои красные носки и стукнула директору, то вызвал меня к себе. Потом отправил переодеваться в чёрные носки, как предусмотрено формой.

Когда я пришёл домой, папа тут же позвонил в школу:

Вы терроризируете моего сына из-за цвета носков!

Директор сказал, что если я вернусь в школу в чёрных носках, то всё будет прощено и забыто, но папа ответил, в таких и буду ходить.

Директор заявил, что стремится поддерживать школу «на уровне». Папа возразил, что сборная Англии выиграла чемпионат мира без чёрных носков.

Директору, похоже, после этого нечем было крыть. Папа повесил трубку и сказал: «Один – ноль в мою пользу».

ЗАДАНИЯ:

    Почему запись заканчивается …? Какую смысловую нагрузку несёт этот знак?

    Приведите примеры, подтверждающие, что дневниковые записи охватывают жизненные ситуации?

    Каковы особенности лексики? Для какого стиля характерны эти слова?

ГРУППА 3

Выходной день.

Я твёрдо решил в новом году:

    Вешать брюки на место.

    Вкладывать диски обратно в чехлы.

    Ласково обращаться с собакой.

    Не выдавливать большие прыщи.

    Не начинать курить.

    Снова ходить в библиотеку.

    Стать интеллектуалом.

ЗАДАНИЯ:

    Прочитайте дневниковую запись, что вы можете сказать об её авторе?

    Как вы думаете, какой пункт нарушает последовательность, не отвечает авторскому замыслу??

    Что можно сказать о дисциплинарности этого человека?

    Какая часть речи указывает на систему?

ГРУППА 4

Тщательно проинспектировал свою собственную внешность. За последний год вырос лишь дюйма на два, так что придётся смириться с печальным фактом – мне суждено быть одним из тех, кому всегда плохо виден экран кино.

Вот невезуха: на подбородке вылез прыщ, на носу – тоже. Уши торчат, а волосы сами собой раскладываются на три прибора. Как ни зачёсывай, а модно не причешешь.

ЗАДАНИЯ:

    В данной дневниковой записи произошли изменения в авторе, остался ли он верен своим принципам?

    Какие особенности лексики подтверждают, что автор ваш современник, ваш одноклассник?




Top