Вирши симеона полоцкого краткое содержание. Симеон Полоцкий

Богданов, Василий Иванович

Протоиерей, духовный писатель; род. в 1777 г., ум. в 1849 г. в Москве. В 1798 г. он окончил курс московской духовной академии и несколько лет преподавал в ней. В 1802 г. он был назначен законоучителем и священником московского училища ордена св. Екатерины, а впоследствии состоял протоиереем в церкви св. Никиты на Басманной, в Москве. Ему принадлежат: 1) Руководство к щастию и блаженству. СПб., 1798 г.; 2) Речи при выпуске благородных воспитанниц московского училища св. Екатерины. M., 1810 г.

Каталог Сопикова. - Венгеров, "Словарь".

{Половцов}

Богданов, Василий Иванович

Врач и писатель-юморист; род. в 1838 г., ум. 5 августа 1886 г.; он изучал врачебное искусство в московском университете, курс которого окончил в 1861 г.; с 1862 г. он служил в Петербурге, в больнице для чернорабочих и в воспитательном доме, в 1864 г. перешел младшим ординатором в морской кронштадтский госпиталь и совершил кругосветное путешествие на клипере "Изумруд". В 1868 г. Богданов был назначен врачом петербургского портового экипажа, затем служил в 4-м флотском экипаже, в кадре мастеровых и рабочих кронштадтского порта, старшим судовым врачом в 1-м флотском экипаже и старшим ординатором в кронштадтском морском госпитале; потом он был инспектором кронштадтской фельдшерской школы и старшим врачом 1-го черноморского флотского экипажа; в последней должности он и умер. Медицинские сочинения Богданова следующие: Корабельный медицинский журнал клипера "Изумруд", "Мед. прибавл. к Морскому Сборнику", 1869 г., стр. 141. - О перемежающейся лихорадке у команды и жителей в Абоских шхерах. "Протоколы Кроншт. общ. врачей", 1873-74 гг. - О пище больных промерной партии в Аландских и Абоских шхерах. Там же, 1874-1875 гг. - Таблицы для измерения влажности воздуха на судах. СПб., 1878 г.

Богданов был известен также и как талантливый и остроумный юморист. С 1862 г. он помещал в "Искре" юмористические стихотворения под псевдонимами: Влас Точкин, Влас Точечкин, Богдан-ов и Бгд. Он участвовал также в "Петербургском Листке", в "Осколках" и "Суфлере", в котором поместил между прочим перевод "Марсельезы" (1875 г.). В 1878 г. он издал отдельной книжкой "Житье-бытье на море. Беседы из морского и приморского быта". Из произведений Богданова наибольшей известностью пользуются стихотворения "Посещение бедных" и "Старьевщик", которые и в настоящее время с большим успехом читаются на литературных вечерах.

Венгеров, "Словарь". - Его же, "Русские книги".

{Половцов}

Богданов, Василий Иванович

(1838-1886) - врач и юморист. Окончил курс в Московском университете. Поместил несколько медицинских статей в "Медиц. прибавл. к Морскому Сборнику" 1869 г. и в "Протоколах кроншт. общ. врачей" 1878-75 гг.; издал отдельно: "Таблицы для измерения влажности воздуха на судах" (СПб., 1878) и "Житье-бытье на море. Беседы из морского и приморского быта" (СПб., 1878). Известность Б. главным образом получил массой юмористических и сатирических стихотворений, которые он (под псевдонимами: Влас Точечкин, Влас Точкин, Бгд. и Богдан-ов) помещал в "Искре" 60-х годов. Позже писал в "Петерб. Листке", "Осколках" и др. изд.

{Брокгауз}

Богданов, Василий Иванович

законоучитель Моск. Константинов. межев. института, протоиерей, писатель; р. 1777, † 1850 г.

  • - , книговед, лингвист, автор первого труда по истории Петербурга...

    Санкт-Петербург (энциклопедия)

  • - Отец Б. был мастером порохового дела в Петербурге. С 1712 по 1719 Б. помогал отцу, затем указом Петра I был определен «в службу к типографскому художеству»...
  • - Сын московского дьякона, в дальнейшем добровольно отказавшегося от священства. Старший брат Б., Василий Иванович, был священником и законоучителем в Моск. благор. пансионе...

    Словарь русского языка XVIII века

  • - российский спортсмен, заслуженный мастер спорта, тренер. Чемпион Олимпийских игр, мира, Европы, неоднократный чемпион СССР в различных упражнениях пулевой стрельбы...
  • - книговед. Рукопись Богданова "Краткое собрание печатных книг..." - библиографический свод русской книги и первой истории русских типографий...

    Большой энциклопедический словарь

  • - русский поэт. Стихотворение "Дубинушка" в переделке А. А. Ольхина стало народной песней...

    Большой энциклопедический словарь

  • - российский ученый, член-корреспондент РАН. Труды по разработке россыпных месторождений полезных ископаемых...

    Большой энциклопедический словарь

  • - генерал-лейтенант, военный инженер; род. 7 августа 1791 г., ум. в 1879 г. В службу он вступил рядовым в учебный гренадерский батальон 23 июля 1808 г., спустя 1½...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта СССР; родился 1 января 1931 г. в г. Ленинграде; окончил Военно-политическую академию им. В. И. Ленина в 1963 г. ...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - деп. ком. Нов. Ул. 1767...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - протоиерей, духовный писатель; род. в 1777 г., ум. в 1849 г. в Москве...

    Большая биографическая энциклопедия

  • - врач и юморист. Окончил курс в Московском университете. Поместил несколько медицинских статей в "Медиц. прибавл. к Морскому Сборнику" 1869 г. и в "Протоколах кроншт. общ. врачей" 1878-75 гг....
  • - духовный писатель. Окончил курс в Московской духовной академии, а с 1803 г. преподавал словесность в Московском благородном университетском пансионе. Перевел с немецкого поэму Галлера "О происхождении зла" ...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - советский спортсмен-стрелок, заслуженный мастер спорта СССР. Офицер Советской Армии. Член КПСС с 1955. Неоднократный чемпион СССР, 15-х и 16-х Олимпийских игр, неоднократный чемпион мира и Европы...
  • - один из первых русских книговедов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - русский поэт. Окончил медицинский факультет Московского университета в 1861, был врачом. С 1863 сотрудник сатирического журнала «Искра»...

    Большая Советская энциклопедия

"Богданов, Василий Иванович" в книгах

ДО СВИДАНИЯ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ!

Из книги На румбе - Полярная звезда автора Волков Михаил Дмитриевич

ДО СВИДАНИЯ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ! После призовых стрельб Стрелков остро ощутил, что пройден какой-то очень важный рубеж. Он почувствовал свою силу, умение принимать самостоятельно решения и командовать людьми в сложной и быстро меняющейся обстановке флотской службы.Сергею

КАЧАЛОВ Василий Иванович

Из книги Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX–XX веков. Том 2. К-Р автора Фокин Павел Евгеньевич

КАЧАЛОВ Василий Иванович наст. фам. Шверубович;30.1(11.2).1875 – 30.9.1948Драматический актер. На сцене с 1896, с 1900 – артист Московского Художественного театра. Многочисленные роли в пьесах А. Островского, Чехова, М. Горького, Андреева, Ибсена и др.«После одного из спектаклей пришел

Василий Иванович Чуйков

Из книги Записки артиста автора Весник Евгений Яковлевич

Василий Иванович Чуйков 1 февраля 1973 года в 20.00 в моей квартире раздался звонок из ЦК КПСС: «Просьба срочно вылететь в Волгоград. Самолет в 23.00. Машину пришлем. В местном театре завтра премьера по пьесе Юлия Чепурина „Сталинградцы“, посвященная 30-летию Сталинградской

ПОЛЯКОВ Василий Иванович

Из книги Самые закрытые люди. От Ленина до Горбачева: Энциклопедия биографий автора Зенькович Николай Александрович

ПОЛЯКОВ Василий Иванович (10.12.1913). Секретарь ЦК КПСС с 23.11.1962 г. по 16.11.1964 гг. Член ЦК КПСС в 1962 - 1966 гг. Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961 - 1962 гг. Член КПСС с 1939 г.Родился в деревне Леонидовка (ныне Суджанского района Курской области) в семье крестьянина. Русский. После учебы в

ТЫ НЕПРАВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ

Из книги Воспоминания склеротика автора Смирнов Борис Натанович

ТЫ НЕПРАВ, ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ …у нас у всех есть один якорь, с которого, если сам не захочешь, никогда не сорвешься: чувство долга. И.С.Тургенев В памятном с детства фильме «Чапаев» есть сцена, когда Василий Иванович на картошке показывает и объясняет, где должен быть

Василий Иванович

Из книги Рассказы автора Листенгартен Владимир Абрамович

Василий Иванович Василий Иванович терпеть не мог упоминаний о Чапаеве. Не любил он и анекдоты про него, никогда не рассказывал их сам, старался не слушать, когда рассказывали другие. А всё потому, что когда он с кем-либо знакомился и представлялся, люди улыбались, а иногда и

Василий III Иванович

Из книги Московская Русь: от Средневековья к Новому времени автора Беляев Леонид Андреевич

Василий III Иванович Василий III Иванович (1479–1533) - великий князь владимирский и московский, государь всея Руси (с 1505). Вступил на престол после напряженной внутрисемейной борьбы. В конце жизни Ивана III на великое княжение было два основных претендента: юный внук Дмитрий,

Петербург, 1750-е годы Василий Рубан, Андрей Богданов

Из книги Санкт-Петербург. Автобиография автора Королев Кирилл Михайлович

Петербург, 1750-е годы Василий Рубан, Андрей Богданов Тот Петербург, который позднее признали сокровищницей мировой архитектуры, закладывался при Анне Иоанновне и строился при Елизавете Петровне. Непосредственным свидетелем этого строительства был первый историк города

БСЭ

Богданов Василий Иванович

Из книги Большая Советская Энциклопедия (БО) автора БСЭ

БОГДАНОВ, Василий Иванович

Из книги Большой словарь цитат и крылатых выражений автора Душенко Константин Васильевич

БОГДАНОВ, Василий Иванович (1837–1886), поэт 1188 Много песен слыхал я в родной стороне. «Дубинушка» (1865) ? Поэты «Искры», 2:223 Другие версии песни: ? К-624,

Богданов Яков, Богданов Артур

Из книги Донецкая мафия автора Кузин Сергей

Богданов Яков, Богданов Артур Братья Богдановы, криминальные авторитеты. Были союзниками Ахатя Братина, однако в перспективе могли бы взлететь на гребень волны среди авторитетов, подмяв под себя Алика Грека. Убийство 36-летнего Якова Самсоновича Богданова

Богданов, Василий Иванович

Протоиерей, духовный писатель; род. в 1777 г., ум. в 1849 г. в Москве. В 1798 г. он окончил курс московской духовной академии и несколько лет преподавал в ней. В 1802 г. он был назначен законоучителем и священником московского училища ордена св. Екатерины, а впоследствии состоял протоиереем в церкви св. Никиты на Басманной, в Москве. Ему принадлежат: 1) Руководство к щастию и блаженству. СПб., 1798 г.; 2) Речи при выпуске благородных воспитанниц московского училища св. Екатерины. M., 1810 г.

Каталог Сопикова. - Венгеров, "Словарь".

{Половцов}

Богданов, Василий Иванович

Врач и писатель-юморист; род. в 1838 г., ум. 5 августа 1886 г.; он изучал врачебное искусство в московском университете, курс которого окончил в 1861 г.; с 1862 г. он служил в Петербурге, в больнице для чернорабочих и в воспитательном доме, в 1864 г. перешел младшим ординатором в морской кронштадтский госпиталь и совершил кругосветное путешествие на клипере "Изумруд". В 1868 г. Богданов был назначен врачом петербургского портового экипажа, затем служил в 4-м флотском экипаже, в кадре мастеровых и рабочих кронштадтского порта, старшим судовым врачом в 1-м флотском экипаже и старшим ординатором в кронштадтском морском госпитале; потом он был инспектором кронштадтской фельдшерской школы и старшим врачом 1-го черноморского флотского экипажа; в последней должности он и умер. Медицинские сочинения Богданова следующие: Корабельный медицинский журнал клипера "Изумруд", "Мед. прибавл. к Морскому Сборнику", 1869 г., стр. 141. - О перемежающейся лихорадке у команды и жителей в Абоских шхерах. "Протоколы Кроншт. общ. врачей", 1873-74 гг. - О пище больных промерной партии в Аландских и Абоских шхерах. Там же, 1874-1875 гг. - Таблицы для измерения влажности воздуха на судах. СПб., 1878 г.

Богданов был известен также и как талантливый и остроумный юморист. С 1862 г. он помещал в "Искре" юмористические стихотворения под псевдонимами: Влас Точкин, Влас Точечкин, Богдан-ов и Бгд. Он участвовал также в "Петербургском Листке", в "Осколках" и "Суфлере", в котором поместил между прочим перевод "Марсельезы" (1875 г.). В 1878 г. он издал отдельной книжкой "Житье-бытье на море. Беседы из морского и приморского быта". Из произведений Богданова наибольшей известностью пользуются стихотворения "Посещение бедных" и "Старьевщик", которые и в настоящее время с большим успехом читаются на литературных вечерах.

Венгеров, "Словарь". - Его же, "Русские книги".

{Половцов}

Богданов, Василий Иванович

(1838-1886) - врач и юморист. Окончил курс в Московском университете. Поместил несколько медицинских статей в "Медиц. прибавл. к Морскому Сборнику" 1869 г. и в "Протоколах кроншт. общ. врачей" 1878-75 гг.; издал отдельно: "Таблицы для измерения влажности воздуха на судах" (СПб., 1878) и "Житье-бытье на море. Беседы из морского и приморского быта" (СПб., 1878). Известность Б. главным образом получил массой юмористических и сатирических стихотворений, которые он (под псевдонимами: Влас Точечкин, Влас Точкин, Бгд. и Богдан-ов) помещал в "Искре" 60-х годов. Позже писал в "Петерб. Листке", "Осколках" и др. изд.

{Брокгауз}

Богданов, Василий Иванович

законоучитель Моск. Константинов. межев. института, протоиерей, писатель; р. 1777, † 1850 г.

{Половцов}


Большая биографическая энциклопедия . 2009 .

Смотреть что такое "Богданов, Василий Иванович" в других словарях:

    Богданов, Василий Иванович, врач и юморист (1838 1886). Окончил курс в Московском университете. Поместил несколько медицинских статей в Медицинском прибавлении к Морскому Сборнику 1869 г. и в Протоколах кронштадского общества врачей 1873 1875… … Биографический словарь

    - (1837 86) русский поэт. Стихотворение Дубинушка (1865) в переделке А. А. Ольхина стало народной песней … Большой Энциклопедический словарь

    Русский поэт. Окончил медицинский факультет Московского университета в 1861, был врачом. С 1863 сотрудник сатирического журнала «Искра». В 1865 опубликовал в «Будильнике» стихотворение… … Большая советская энциклопедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Богданов, Василий. Василий Иванович Богданов [[Файл: Файл:Bogdanov vassily ivanovich.jpg Богданов, Василий Иванович |220px]] Имя при рождении: Василий Иванович Богданов Дата рождения … Википедия

    - (1837 1886), русский поэт. Стихотворение «Дубинушка» (1865) в переделке А. А. Ольхина стало народной песней. * * * БОГДАНОВ Василий Иванович БОГДАНОВ Василий Иванович (1837 86), русский поэт. Стихотворение «Дубинушка» (1865) в переделке А. А.… … Энциклопедический словарь

    БОГДАНОВ Василий Иванович - (1837—1886), русский поэт. Сатирич. стихи, политич. лирика. Стих. «Дубинушка» (1865), в переработке А.А. Ольхина ставшее нар. Песней.■ Собр. стихотворений, М., 1959 … Литературный энциклопедический словарь - В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Богданов. Богданов, Василий: Богданов, Василий Алексеевич (1918 1942) советский лётчик Богданов, Василий Иванович (1837 1886) русский поэт Богданов, Василий Фёдорович (род.… … Википедия

    Василий Иванович Раков Дата рождения 8 февраля (26 января) 1909(1909 01 26) Место рождения Санкт Петербург Дата смерти … Википедия


, Российская империя ныне Тульская область , Россия

Василий Иванович Богданов (12 (24) января (18370124 ) , г. Лихвин Калужской губернии (ныне Чекалин), - 5 (17) августа , Николаев) - русский врач , литератор , поэт .

Биография

Дубинушка

Много песен слыхал я в родной стороне,
Как их с горя, как с радости пели,
Но одна только песнь в память врезалась мне,
Это - песня рабочей артели:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

За работой толпа, не под силу ей труд,
Ноет грудь, ломит шею и спину...
Но вздохнут бедняки, пот с лица оботрут
И, кряхтя, запевают дубину:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

Англичанин-хитрец, чтоб работе помочь,
Вымышлял за машиной машину;
Ухитрились и мы: чуть пришлося невмочь,
Вспоминаем родную дубину:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

Да, дубинка, в тебя, видно, вера сильна,
Что творят по тебе так поминки,
Где работа дружней и усердней нужна,
Там у нас, знать, нельзя без дубинки:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

Эта песня у нас уж сложилась давно;
Петр с дубинкой ходил на работу,
Чтоб дружней прорубалось в Европу окно, -
И гремело по финскому флоту:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

Прорубили окно... Да, могуч был напор
Бессознательной силы... Все стали
Эту силу ценить и бояться с тех пор...
Наши ж деды одно напевали:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

И от дедов к отцам, от отцов к сыновьям
Эта песня пошла по наследству;
Чуть на лад что нейдет, так к дубинушке там
Прибегаем как к верному средству:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

Эх, когда б эту песню допеть поскорей!
Без дубины чтоб спорилось дело
И при тяжком труде утомленных людей
Монотонно б у нас не гудело:
"Ухни, дубинушка, ухни!
Ухни, березова, ухни!
Ух!.."

В. И. Богданов

Василий Иванович Богданов родился в семье священника. Образование получил светское, окончив в 1855 году Калужскую губернскую гимназию. 1861 году окончил медицинский факультет Московского университета , в следующем году переехал в Петербург. Сначала служил в больнице для чернорабочих и в родильне воспитательного дома, затем перешёл в морское ведомство и в течение двадцати лет работал врачом на Балтийском флоте - в Кронштадте и Петербурге; в 1865-1867 совершил кругосветное плавание. В 1885 году перевёлся в Черноморский флот . Был тесно связан с газетой «Искра» , в ней же впервые выступил как поэт. Стихи печатались также в «Петербургском листке », журналах «Заноза» и «Осколки », в театральной газете «Суфлёр » (в ней, в частности, в 1885 был опубликован перевод «Марсельезы»).

Его стихотворение Дубинушка (опубликовано в 1865 году в «Будильнике ») в переделке Александра Александровича Ольхина стало революционной песней.

Напишите отзыв о статье "Богданов, Василий Иванович"

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Под редакцией П. А. Николаева. - М., «Просвещение», 1990
  • История русской литературы XIX в. Библиографич. указатель. - М.‒Л., 1962.
  • Большая серия. Поэты «Искры». В двух томах. Том второй. Д. Минаев, В. Богданов, Н. Курочкин, П. Вейнберг, Г. Жулев, В. Буренин, Н. Ломан, А. Сниткин. - Издание третье. Л., «Советский писатель», 1987
  • Е. В. Гиппиус «Эй, ухнем!», «Дубинушка»: История песен. - М. 1962

Отрывок, характеризующий Богданов, Василий Иванович

Пройдя мимо экипажа Кутузова, верховых замученных лошадей свиты и казаков, громко говоривших между собою, князь Андрей вошел в сени. Сам Кутузов, как сказали князю Андрею, находился в избе с князем Багратионом и Вейротером. Вейротер был австрийский генерал, заменивший убитого Шмита. В сенях маленький Козловский сидел на корточках перед писарем. Писарь на перевернутой кадушке, заворотив обшлага мундира, поспешно писал. Лицо Козловского было измученное – он, видно, тоже не спал ночь. Он взглянул на князя Андрея и даже не кивнул ему головой.
– Вторая линия… Написал? – продолжал он, диктуя писарю, – Киевский гренадерский, Подольский…
– Не поспеешь, ваше высокоблагородие, – отвечал писарь непочтительно и сердито, оглядываясь на Козловского.
Из за двери слышен был в это время оживленно недовольный голос Кутузова, перебиваемый другим, незнакомым голосом. По звуку этих голосов, по невниманию, с которым взглянул на него Козловский, по непочтительности измученного писаря, по тому, что писарь и Козловский сидели так близко от главнокомандующего на полу около кадушки,и по тому, что казаки, державшие лошадей, смеялись громко под окном дома, – по всему этому князь Андрей чувствовал, что должно было случиться что нибудь важное и несчастливое.
Князь Андрей настоятельно обратился к Козловскому с вопросами.
– Сейчас, князь, – сказал Козловский. – Диспозиция Багратиону.
– А капитуляция?
– Никакой нет; сделаны распоряжения к сражению.
Князь Андрей направился к двери, из за которой слышны были голоса. Но в то время, как он хотел отворить дверь, голоса в комнате замолкли, дверь сама отворилась, и Кутузов, с своим орлиным носом на пухлом лице, показался на пороге.
Князь Андрей стоял прямо против Кутузова; но по выражению единственного зрячего глаза главнокомандующего видно было, что мысль и забота так сильно занимали его, что как будто застилали ему зрение. Он прямо смотрел на лицо своего адъютанта и не узнавал его.
– Ну, что, кончил? – обратился он к Козловскому.
– Сию секунду, ваше высокопревосходительство.
Багратион, невысокий, с восточным типом твердого и неподвижного лица, сухой, еще не старый человек, вышел за главнокомандующим.
– Честь имею явиться, – повторил довольно громко князь Андрей, подавая конверт.
– А, из Вены? Хорошо. После, после!
Кутузов вышел с Багратионом на крыльцо.
– Ну, князь, прощай, – сказал он Багратиону. – Христос с тобой. Благословляю тебя на великий подвиг.
Лицо Кутузова неожиданно смягчилось, и слезы показались в его глазах. Он притянул к себе левою рукой Багратиона, а правой, на которой было кольцо, видимо привычным жестом перекрестил его и подставил ему пухлую щеку, вместо которой Багратион поцеловал его в шею.
– Христос с тобой! – повторил Кутузов и подошел к коляске. – Садись со мной, – сказал он Болконскому.
– Ваше высокопревосходительство, я желал бы быть полезен здесь. Позвольте мне остаться в отряде князя Багратиона.
– Садись, – сказал Кутузов и, заметив, что Болконский медлит, – мне хорошие офицеры самому нужны, самому нужны.
Они сели в коляску и молча проехали несколько минут.
– Еще впереди много, много всего будет, – сказал он со старческим выражением проницательности, как будто поняв всё, что делалось в душе Болконского. – Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду Бога благодарить, – прибавил Кутузов, как бы говоря сам с собой.
Князь Андрей взглянул на Кутузова, и ему невольно бросились в глаза, в полуаршине от него, чисто промытые сборки шрама на виске Кутузова, где измаильская пуля пронизала ему голову, и его вытекший глаз. «Да, он имеет право так спокойно говорить о погибели этих людей!» подумал Болконский.
– От этого я и прошу отправить меня в этот отряд, – сказал он.
Кутузов не ответил. Он, казалось, уж забыл о том, что было сказано им, и сидел задумавшись. Через пять минут, плавно раскачиваясь на мягких рессорах коляски, Кутузов обратился к князю Андрею. На лице его не было и следа волнения. Он с тонкою насмешливостью расспрашивал князя Андрея о подробностях его свидания с императором, об отзывах, слышанных при дворе о кремском деле, и о некоторых общих знакомых женщинах.

БОГДАНОВ Василий Иванович родился в семье священника - поэт.

Учился в Калужской гимназии, которую кончил в 1855.

В 1856 поступил в Московский университет на медицинский факультет, который кончил в 1861, получив «степень лекаря с отли­чием».

В 1862 переехал в Петербург; слу­жил врачом по Морскому ведомству до 1885.

С 1863 становится сотрудником са­тирического журнала «Искра» (печатается под псевдонимом «Озлобленный поэт», «Влас Точечкин» и др.).

В стихотворении «Беседа с музою» («Искра», 1863) Василий Иванович изложил свое credo. Он заявил, что муза его будет рассказывать о том, «как живет у нас в столице голь», и описывать те углы и грязные лачужки, «где всю жизнь одни лишенья жалких тружеников ждут». И действительно, в стихах Богданова 60-х гг. действуют бедняки, обитатели трущоб, разночинцы:

«Беседа с музою» , 1863;

«Наш пролетарий» , 1864;

«Портной» , 1864, и другие.

В это же время Богданов. пишет сатирические стихи, в которых ополчается против лицемерия либералов

«Хамелеониада» , 1865,

«Утопия» , 1864;

«Посещение бедных» , 1865, и другие, развенчивает сто­ронников «искусства для искусства» («Осо­бе элегически-мирного настроения» , 1865), слово поэта непримиримо к крепостникам, взяточникам и им подобным. В ранних произведениях:

«Постепенность» ,

«До­ходный дом» ,

«Брак по страсти» и другие - Василий Иванович не выходит еще за рамки обычных либерально-«обличительных» произведений, но и тогда в таких стихотворениях, как:

«Беседа с му­зою» ,

«Ливрея» ,

«Песня мемфийских жре­цов» ,

«Проезжим» и другие, он поднимается до подлинной революционности.

Одно из его замечательных стихотворений, напечатанное в «Будильнике», - «Дубинушка» (1865) в переделке А. А. Ольхина стало популяр­ной народной песней. В «Дубинушке» и «Песне доброго молодца» (1866) звучит пафос острого критического обличения тогдашней действительности.

С 1865 по 1867 Василий Иванович Богданов был в кругосветном путешествии на клипере «Изумруд» в должности врача. Там он создал «Путе­вые эскизы» , в которых решительно осуждает европейцев-колонизаторов, эгоизм буржуазии, показывает бездушие и лице­мерие церковников. После возвращения продолжает активно сотрудничать в «Искре», ведя в ней ответственный раз­дел «Политическое обозрение» («Заметки со всех концов света» ). В своих обзорах иностранных дел Богданов бичует пороки общест­венно-политического строя бонапартист­ской Франции, королевской Испании, султанской Турции и других. Это был при­ем, которым пользовался поэт для критики русского самодержавия.

В заметках и стихах «Диалог Версальского и Париж­ского хоров» (1871), «Площадная панорама» (1871) и других Богданов клеймит «версальцев» и сочувствует Парижской коммуне. Зна­менательно, что незадолго до смерти, в 1885, Богданову удалось с большим трудом на­печатать в журнале «Суфлер» свой перевод знаменитой революционной песни «Марсельеза». Значительное место в литературной деятельности Василия Ивановича Богданова занимают карти­ны тяжелой крестьянской жизни, он не признает реформу 1861, называя ее обма­ном.

В стихотворении «Сонная сила» (1866), «Зна­комая картина» (1871) и других поэт обра­щается к теме народной революции. Эти произведения особенно созвучны по со­держанию и стилю поэзии некрасовской школы. Основная идейная направленность творчества поэта - показ конфликта меж­ду угнетенными народными массами и их поработителями. Основной положитель­ный герой произведений Богданова - народ. На­родная масса у него - несокрушимая си­ла, создающая все ценности жизни («В пор­терной», «Дубинушка», «Сонная сила» ), он верит в пробуждение народа для буду­щей великой борьбы с угнетателями («Пес­ня доброго молодца», «Дойная корова», «Знакомая картина» ).

Умер - .

Тема № 4. Формирование нового русского литературного языка (вторая пол. XVII в.) (2)

XVII век – период, связанный с образованием русской на­ции и русского национального языка. Студенту необходимо изу­чить положения о формировании наций и национальных языков , исторические закономерности образования русской нации и ее литературного языка.

Следует обратить внимание на то, что в этот период усиливается влияние народной разговорной речи на литературный язык.

Развитие книжно-славянского типа русского литературного языка в середине – второй половине XVII в. определялось двумя основными процессами: усилением демократизации русского лите­ратурного языка и ослаблением роли религиозной литературы с одновременным возрастанием значимости светских произведений различных жанров – драматургии (например, драма Симеона Полоцкого «О блудном сыне»); виршей Симеона Полоцкого («Рифмологион», «Месяцеслов», «Псалтирь рифмотворная» и т. д.), Кариона Истомина, Сильвестра Медведева и др.: торже­ственной эпистолярной и ораторской прозы.

В XVII в. начинает формироваться язык русской нации. Нацио­нальный русский язык «представляет собой сложное объединение единого для всей нации нормированного многофункционального литературного языка с нестандартизованными устными разно­видностями речи, причем решающей, ведущей составной частью этого объединения является литературный язык». В процессе образования норм национального литературного языка сущест­венную роль играл язык деловой письменности Московского государства, развившийся на базе живого московского говора XIV–XVII вв. Расширение сфер употребления «делового языка» в XVI – начале XVII вв. (государственные и частные договоры, юридические и правовые акты, административная и частная пере­писка, повествовательная литература и др.) способствовало обо­гащению его элементами разговорного языка и устного народного творчества и, конечно, вело к некоторому «размыванию» его границ. Политиче­ское и культурное развитие Русского государства во второй поло­вине XVII в. обусловило потребность упорядочения, дифференциа­ции «делового языка»: его характерные особенности находят закрепление в юридической сфере (например, «Уложение 1649 г.»). Продолжавшееся расширение функций «делового языка», обслу­живающего литературные жанры (публицистические, драматиче­ские, повествовательные художественные произведения: сатиры, бытовые повести и др., например сочинения Г. Котошихина, «Повесть о Шемякиной суде», «Калязинская челобитная», «Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков»), определило специфику «делового языка» – его развитую поли­функциональную систему. Особенности «делового языка» были обусловлены характером литературных жанров, в которых он нахо­дил отражение.
Вопросы для обсуждения

1.Как формировались русская нация и русский национальный язык?

2. Как осуществлялось преобразование книжно-славянского типа языка в светской литературе второй половины XVII в.?

3. Охарактеризовать дальнейшее развитие литературного языка и «делового языка» по пути сближения с разговорным языком.

4. Объяснить причины пестроты лексики, фразеологии, грамматических средств, стилевой неоднородности текстов. Типично ли это для литературного языка периода ста­новления норм национального русского языка?

Охарактеризуйте фонетические, лексические, граммати­ческие и стилистические черты текста из произведений демо­кратической литературы, свидетельствующие о сближении их язы­ка с народным разговорным языком. Обратите внимание на фоне­тический облик слов, характер лексики и фразеологии (бытовая, экспрессивно окрашенная лексика, пословицы, поговорки, рифмо­ванные выражения и др.), типичные для живой разговорной речи грамматические черты (формы имен существительных, при­лагательных, видовые формы словообразования глаголов, порядок слов в предложении, синтаксические функции кратких прила­гательных и др.), народно-поэтический.

Выделите книжные черты языка текстов (в лексике, формах имен существительных, глаголов, стиле – особенности мане­ры «плетения словес»), определяя их место и роль. Отметьте
случаи употребления старославянизмов в новой функции – как стилистического средства (создание пародии, комического эффекта), закрепившегося в последующие периоды развития
литературного языка. Какие процессы, происходящие в русском литературном языке , способствовали расширению функций старославянизмов?

Отметьте, чем отличается язык «Жития протопопа Авва­кума» от языка житийной литературы предшествующих периодов истории русского литературного языка. Приведите из текста «Жития» свидетельства разрушения границ между книжно-славянским типом языка и разговорным языком.
Мотивируйте причины этого процесса.

Житие протопопа Аввакума, им самим написанное

... На другом, Долгом, пороге стал меня из дощенника вы­бивать: «для-де тебя дощенник худо идет! еретик-де ты! поди-де по горам, а с казаками не ходи!.. На те горы выбивал меня Пашков, со зверми, и со змиями, и со птицами витать. И аз ему малое писанейце написал, сице начало: «Человече! убойся бога, седящего на херувимех и призирающего в безны, его же трепещут небесныя силы и вся тварь со человеки, един ты презираешь и неудобство показуешь», – и прочая; там многонько писано; и послал к нему. А се бегут человек с пятьдесят: взяли мой дощен­ник и помчали к нему, – версты три от него стоял. Я казакам каши наварил да кормлю их; и они, бедные, и едят и дрожат, а иные, глядя, плачют на меня, жалеют по мне. Привели дощенник; взяли меня палачи, привели перед него. Он со шпагою стоит и дрожит; начал мне говорить: «поп ли ты или роспоп?» И аз отвещал: «аз есмь Аввакум протопоп; говори: что тебе дело до меня?» Он же рыкнул, яко дивий зверь, и ударил меня по щоке, таже по другой и паки в голову, и сбил меня с ног и; чекан ухватя, лежачева по спине ударил трижды и, разболокши по той же спине семдесят два удара кнутом. А я говорю: «господи Исусе Христе, сыне божий, помогай мне!» Да то ж, да то ж, беспрестанно говорю. Так горко ему, что не говорю «пощади!» Ко всякому удару молитву говорил, да осреди побой вскричал я к нему: «полно бить тово!» Так он велел перестать. И я промолыл ему: «за что ты меня бьешь? ведаешь ли?» И он паки велел бить по бокам, и опустили. Я задрожал да и упал. И он велел меня в ка­зенной дощенник оттащить: сковали руки и ноги и на беть кинули. Осень была, дождь на меня шел, всю нощь под капелию лежал...

Словарик

Доводчик – доносчик, свидетель; вандыш – снеток; житие – жизнеописание, биография; дощенник – большая плоскодонная лодка с палубой ; сице – так; роспоп – поп-расстрига; дивий – дикий; чекан – топор; разволокши – раздев; беть – бревно, кладущееся поперек барки (лодки) для скрепления бортов.
Выявить путем анализа языка текстов 1) черты, характерные для книжно-славянского типа языка и 2) черты, характерные для народно-разговорного типа языка.

Вирши Симеона Полоцкого

Язык

Малая часть телесе язык человека,

но не виде злейшия никто же от века,

Ибо аще малое слово изпущает,

хулно или клеветно, многиубивает.

Легко оно исходит, но язву велику

и зело тяжку в сердце дает человеку;

Мягко аер проходит, но в сердце жестоко

вонзает ся и рану творяет глубоко;

Из уст, яко же птенец малый, излетает,

но яко велбуд с горбом абие бывает.

И ни кими мерами может ся сокрити,

весть же сердца человек многих озлобити.

Убо разсудно слово всякое пущайте,

да не будет стрелою, прилежно смотряйте;

Аще бо яко стрела пойдет, то вратится

не к языку, но в сердце и в смерть приложится.
Вирши Кариона Истомина

[Приветствие царевне Софье Алексеевне]

Благородная София царевна,

Госпожа княжна Алексиевна!

Пречестна дева и добросиянна,

В небесную жизнь богом произбранна!

Мирно и здраво от господа света

Буди хранима во премнога лета...

Ею во мире вся блага бывают,

Разум, богатство люди обретают.

Мудрости бо несть подобие кое,

Яко гонит лесть и всякое злое.

Понеже тоя чист разум высок,

Разум подает и в добро охоту,

Токмо да любит всяк ея доброту.

В юности искавш невесту водити

Не устыдеся о ней возгласити:

Ничто же убо бог благий возлюбит

Точию сего, иже дней не губит,

Но с мудростию присно пребывает

И конец всех дел известно смотряет…
Словарик

Хульный – осуждающий; аер – воздух, атмосфера; убо – следовательно; точию – только; присно – всегда.
Тема № 5. Новый русский литературный язык XVIII – нач. XIX вв. (2)

Данная тема охватывает широкий круг вопросов, связанных с формированием общенациональных норм русского литературного языка. Распад системы двух типов литературного языка и форми­рование общенациональных норм протекали в условиях углубля­ющегося взаимодействия народно-разговорных и традиционно-книжных языковых элементов, расширения сфер функциониро­вания демократического стиля литературного языка. Развитию русского национального литературного языка способствовали преобразования в общественной, экономической, политической и культурной жизни России, связанные с Петровской эпохой. Со­здание гражданского алфавита, перевод книгопечатания с кирил­лической на более простую, так называемую гражданскую азбуку способствовали утверждению демократических основ складыва­ющегося национального русского языка. Распад системы дву­язычия, подготовленный всем ходом развития русского литера­турного языка предшествующей эпохи и завершенный в начале XVIII в., привел к возникновению новых вопросов: какими долж­ны быть принципы отбора лексических, фразеологических и грам­матических элементов церковнославянского языка, заимствований из западноевропейских языков, национальных литературных норм. Эти вопросы будут постепенно разрешаться на протяже­нии XVIII и первой трети XIX в.

Следует обратить внимание на то, что первые десятилетия XVIII в. – важный период в становлении русского литературного языка, и главным образом его лекси­ческой системы. Многие изменения в русском литературном языке этого времени связаны с деятельностью Петра I, с интенсивным развитием разных стилей и жанров литературного языка. Петровская эпо­ха – это и начальный период формирования высшей формы на­ционального языка – национального литературного языка, его норм. Наметившийся в XVII в. процесс распада систем двух типов литературного языка , нарушение противопоставленности норм книжно-славянской и деловой письменности, широкое про­никновение в литературный язык народно-разговорных элемен­тов – эти тенденции развития русского литературного языка углубляются в анализируемый период.

Актуальным для первой половины XVIII в. являлся вопрос со­отношения в литературном языке различных генетико-стилистических пластов лексики: собственно русской, старославянской, иноязычной.

Разработка принципов отбора и употребления в литературном языке первой половины XVIII в. элементов живой разговорной речи и книжной традиции, нормализации литературного языка на основе преодоления противопоставленности двух речевых сти­хий – славянской и собственно русской – связана с деятель­ностью А. Д. Кантемира и В. К. Тредиаковского.

Необходимо охарактеризовать кратко состояние русского литературного языка первой трети XVIII в., назвать актуальные проблемы развития русского литературного языка этого периода, изложить основные положения трудов М. В. Ломоносова («О пользе книг церковных в Российском языке». Рекомендуем при­влечь «Краткое руководство к риторике в пользу любителей сладкоречия», «Краткое руководство к крас­норечию», «Российскую грамматику»), определяющие нормализацию русского литературного языка. Следует обратить внимание на то, какими причинами была обусловлена необходимость стилисти­ческой и грамматической нормализации русского литературного языка к середине XVIII в. (на расширение его функций, противоречия и неупорядоченность в употреблении лексики, форм слов, на ограничения в использовании старосла­вянских элементов), установленные М. В. Ломоносовым нормы (лекси­ческие, грамматические, орфоэпические) трех стилей. XVIII век был периодом интенсивного развития русского лите­ратурного языка на национальной основе, временем окончатель­ного формирования русской нации и крупных достижений в раз­витии русской культуры. Сложные и противоречивые процессы, протекавшие с особенной силой в русском языке после петров­ской эпохи и в результате стилистической реформы М.В.Ломо­носова, подготовили преобразование русского литературного язы­ка на широкой демократической основе во время деятельности А. С. Пушкина. Развитие русского литературного языка второй половины XVIII в. во многом определялось общественными от­ношениями в России, сложностью ее социально-экономической структуры. Для этого периода характерны политическое господ­ство русского дворянства, расцвет экономики и культуры в «золо­той век» правления Екатерины II, нарастание классовых проти­воречий в связи с зарождением капиталистических отношений, усиление крепостничества, крестьянские восстания в России, влия­ние идей французской буржуазной революции. Новые явления в социальной жизни русского государства способствовали расшире­нию общественных условий функционирования литературного языка (периодические издания; прогрессивная журналистика Н. И. Новикова, И. А. Крылова; революционная публицистика А. Н. Радищева), обострили борьбу передовых кругов русского общества (Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин, М.Д. Чулков и др.) за дальнейшее углубление народных основ литературного языка. В это же время усиливается борьба против жаргона дворянских салонов, галломании и галлицизмов.
Вопросы для обсуждения

1. Каково значение петровской эпохи для развития русского литературного языка?

2. Как осуществлялось проникновение в литературный язык народно-разговорных элементов и иноязычной лексики в словарный состав русского литературного языка?

3. Какие противоречия имели место в развитии литературного языка петровской эпохи?

4. Как происходило упорядочение русского литературного языка на новой основе?

5. Охарактеризовать стилистическую теорию М.В. Ломоносова.

6. Каково значение М.В.Ломоносова для последующей нормализации литературного языка?

7. Как отразился процесс разрушения высокого стиля в одах Г.Р.Державина?

8. Каково значение в истории русского литературного языка прозы сатирических журналов и издательско-просветительской деятельности Н.И.Новикова для развития русского литературного языка?

9. Какова роль в истории русского литературного языка прозы Д.И.Фонвизина?

10. Каков язык прозы И.А. Крылова?

11. В чем своеобразие языка «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева?
Задания для практического занятия

Для выполнения задания в текстах из произведений А. П. Су­марокова, Г. Р. Державина выделите: а) языковые элементы, регламентируемые стилистической теорией М. В. Ломоносова; б) отступления от норм, установленных для произведений опре­деленных жанров.

На языке текстов из прозаических произведений Н. И. Новикова, Д. И. Фонвизина проследите за реализа­цией стремления писателей опереться на живую народную речь. Произведите анализ языка текстов по следующей схеме: лексические, фразеологические, грамматические и стилистические эле­менты народной разговорной речи; традиционно-книжные элемен­ты; их функции и роль в лингвистической организации текста; характер языковой основы произведений.

... Тщеславный лицемер святым себя являет

И в мысли ближнему погибель соплетает.

Льстец кажется, что он всея вселенной друг,

И отрыгает яд во знак своих услуг.

Набитый ябедой прехищныи душевредник

Старается, чтоб был у всех людей наследник,

И, что противу прав, заграбив, получит,

С неправедным судьей на части то делит.

Богатый бедного невинно угнетает

И совесть из судей мешками выгоняет,

Которы, богатясь, страх божий позабыв,

Пекутся лишь о том, чтоб правый суд стал крив.

Богатый в их суде не зрит ни в чем препятства:

Наука, честность, ум, по их, – среди богатства.

Охотник до вестей, коль нечего сказать,

Бежит с двора на двор и мыслит, что солгать.

Трус, пьян напившися, возносится отвагой

И за робятами гоняется со шпагой.
Н. И. Новиков. Трутень. Лист XIV. 28 июля

Господин издатель!

Пламя войны и между сочинителями возгорелось. Вооружи­лись колкими своими перьями г. писатели; вашему «Трутню» в прошедший вторник немалое было бомбардирование. «Всякая всячина» добрый вытерпела залп, «Адскую почту» атаковала ка­кая-то неизвестная партия. Что касается до моих бесов, то я на оных наступающего уверить могу, что ему их бояться ни­какой причины нет, когда он человек честный ; ибо добродетель­ного человека не только мои бесы, но и весь настоящий ад добродетели лишить не может...

Что касается до пасквиля, который был прислан некоторым писателем для напечатания, который ему назад отослан и который носится по многим рукам, то я оный, если когда-нибудь явится в свет, с прочими сего рода сочинениями предаю на суд публике, которую я считая за судью справедливого, потому что читатель обыкновенно меньше бывает пристрастен, нежели писец, уверен, что клевета от истины весьма справедливо будет отделена и останется при своем хозяине. Известно всем, что и между сочи­нителями бывают люди разных свойств; есть писатели благород­ные, достаточные и нищие; последние, будучи разумом весьма скудны, всего алкают и злятся на тех, кои рассудком достаточ­нее их. Я не только имена сих известных мне моих клеветни­ков здесь умалчиваю, но и ниже какими-либо околичностями публике их лица означивать буду: ибо я намерен только доказать мою справедливость, а не бранить публично других...

Словарик

Вёдро – ясная, солнечная весенняя или летняя по­года; ширинка – полотенце, платок.
Проанализировать отрывок из «Недоросля» Д. И. Фонвизина (любое действие на выбор ).




Top