Значение романа капитанская дочка в русской литературе. Капитанская дочка

«Лета к суровой прозе клонят» («Евгений Онегин»). Это не только крылатое выражение, но и очень точное изображение настроения художника 1830-х годов, когда Пушкин все чаще обращается к прозе: пишет «Повести Белкина», «Дубровского» и повесть «Капитанская дочка» - во многих отношениях шедевр русского прозаического искусства. Повести Вальтера Скотта все чаще привлекают внимание русского читателя, как и историческая беллетристика вообще. Интерес к историческому роману был свойствен и Пушкину. Он пытался написать повесть «Арап Петра Великого», но совершенно неожиданно бросил этот труд, по-видимому, не найдя той сюжетной линии, или, вернее, той идеи, которая преследовала его всю жизнь: судьба и значение Петра I для России. В «Полтаве» он тоже думал о создании «Петриады», но эта тема не получила своего художественного воплощения в новой форме, а повторила поэтику прошлого, XVIII века. Историческая проблематика все время привлекает писателя.

Мальчиком он пережил победоносную войну России с Наполеоном, в зрелости испытал трагедию 14 декабря - события, столь близкого ему по исторической тенденции и дорогим товарищеским связям. Основное, что будоражило, не давало покоя, - это тема народа и просвещенного общества. Во весь рост она вставала перед Пушкиным, когда он думал о событиях 14 декабря, об этой разъединенности верхушки русского общества и народа.

Время, в которое живет Пушкин, - это время воспоминаний о XVIII веке («О громкий век военных споров!»). Как человеку XVIII века (в том смысле, что он родился в этом веке, связан корнями с его экономической и духовной жизнью), Пушкину надо было дать ответ на вопрос: наследниками чего же они являются? Это век крестьянских бунтов и народных потрясений. Конечно, офицеры не могли представить, что солдат может ослушаться их приказа, поэтому они смело вывели полки на Сенатскую площадь.

Но отдаление народа сказалось и здесь. «Сто прапорщиков хотят изменить весь государственный быт в России» - Пушкин часто вспоминал эти слова А. С. Грибоедова, одного из умнейших людей того времени. Но нужно было самому понять сущность этого явления и воплотить в художественной форме. Одной художественной интуиции мало - нужен фактический материал. Отсюда желание написать «Историю Пугачева». Ему нужно было понять, как могла вся Россия поверить прощелыге и пойти против государственного строя. «История пугачевского бунта» написана на основе записок, свидетельств очевидцев или тех, кто слышал от очевидцев.

Пушкин уже овладел приемами реализма - очень многозначительное явление. Ведь это не только увлечение прозой, смена словесной формы выражения - это целый этап в художественном сознании писателя. Для этого времени характерен полный отказ Пушкина от романтизма

Написать историю молодого человека периода пугачевской войны - такова задача Пушкина в «Капитанской дочке». Детство, отрочество, юность, зрелость героя - все эти периоды жизни Петра Гринева нашли отражение в повести. У Гринева есть дядька - Савельич, и о нем надо писать особо, ибо он из той «черной Руси», благодаря которой и существовал дворянский класс, и не только экономически, но и духовно, морально и интеллектуально. И это не преувеличение. Говоря о пропасти между народом и образованной частью русского общества, никогда нельзя забывать, что первыми учителями были не только Кутейкины, но та самая крестьянская интеллигенция: грамотеи, сказочницы, музыканты, певцы, живописцы и ваятели, способные ко всякому художественному делу (рукомеслу).

Смышленый парнишка, приставленный к молодому господину ходить за ним и служить ему, перенимал у Кутейкиных уроки, адресованные молодому барину. А потом всю жизнь оставался при своем господине лакеем, репетитором, воспитателем, заботливой нянькой, охранял своего господина от всех невзгод дворянской жизни - необузданных увлечений и нелепых поступков. Можно было бы написать целое исследование на эту тему, а Пушкин очень сжато, одним образом Савельича это показал.

Прототипом Савельича, видимо, послужил крепостной дядька Пушкина Никита Козлов, который ни на шаг не оставлял своего господина и вместе с А. И. Тургеневым проводил барина до могилы в Святогорский монастырь. К нашему глубокому сожалению, пушкиноведение располагает очень небольшим материалом, связанным с именем лакея

Пушкина. Почти единственное - самый факт проводов своего господина до могилы в суровую зиму: холод, народу было немного - Тургенев, он да жандармский разъезд, чтобы покойник не убежал...

Почему же эти люди были так преданы своим господам? Что их связывало? Какая корысть? А корысти-то не было. Была забота да любовь, да привязанность к дитяти, которое уже выросло, стало самостоятельным, не всегда владеющим собой... А среда захватывала... Пирушки, карты, дуэли, цыганы, проигрыши. Вот лакей и ищет, у кого бы для господина денег занять, а последний недоволен, когда комиссия дядьке не удается.

Старый Гринев, обойденный в чинах, предпочел коротать время в своем имении, вспоминая о товарищах, обошедших его по службе. Зная все превратности жизни молодого человека в Петербурге, он решил не повторять ошибок и отправил сына в далекую Белогорскую крепость тянуть военную лямку: « ...Пусть в армии послужит <...> ...пускай его потужит...». События в

повести развиваются чрезвычайно быстро. Дитя перестает быть отроком. Он - самостоятельный человек. Его первый «университет» - встреча с Зуриным. Бильярд и проигрыш. Трагедия Савельича. Ссора с дядькой. Раскаяние Гринева. Встреча с вожатым. Заячий тулупчик, и опять ссора с Савельичем. Наконец, Белогорская крепость - и полное разочарование: в какой глуши, с какими людьми молодой Гринев должен провести свои лучшие годы! Необыкновенного мастерства достигают характеристики Пушкина. Все люди XVIII века предстают как живые. Чего стоит один рассказ комендантши Василисы Егоровны об их материальном положении: «Маша - девка на выданье, а какое у нее приданое? Частый гребень да веник <...>. Хорошо, коли найдется добрый человек».

Самое интересное и важное в повести - сопоставление Гринева и Пугачева. Здесь целая гамма психологических переживаний. Сначала мы видим Пугачева как ладного мужика, пробирающегося к казакам по своему тайному делу. Замечателен разговор вожатого с хозяевами избы, давшими приют Гриневу на его пути! Весь разговор состоит из иносказаний. Молодой Гринев проявил к этому прощелыге человеческое отношение - и здесь завязывается один из самых интересных психологических узлов повести.

Доброе, человеческое отношение, которого Пугачев, наверное, давно уже не видел и запомнил на всю жизнь. Голодный и раздетый, он напялил на себя барский заячий тулупчик и принял от своего благодетеля стакан вина, согрелся и обрадовался. Пугачев узнает Гринева, когда того приведут вешать. Воспоминание, чувство благодарности опрокидывают разбойничий порядок, что спасает Гринева от виселицы. С этого момента Гринев и Пугачев изображаются параллельно на протяжении всей повести. Социальные и классовые противоречия уступают место человеческим отношениям. Искренность и прямодушие Гринева обезоруживают Пугачева, ведь оба прекрасно понимают, что ответы Гринева могут стоить тому жизни. Благородство, безрассудность и любовь к Маше Мироновой заслоняют Гриневу реальность, когда на военном совете в Оренбурге он просит, чтобы ему дали отряд казаков, и он освободит несчастную дочь капитана Миронова, отдавшего жизнь за спасение Белогорской крепости. Генерал прекрасно понимает нереальность этого предприятия и реальность приближения орд Пугачева к стенам Оренбурга. Но ради спасения любимого человека рыцарь-романтик Гринев пренебрегает всем и, не получив помощи от государства, надеется получить ее от разбойника. Третье свидание с Пугачевым - это продолжение сердечной близости Гринева и Пугачева, когда оба поняли, что самое большое в жизни человека - то, что все - люди, независимо от социального положения.

Осталось последнее свидание, четвертое, когда Гринев приходит на место казни Пугачева, и ему кажется, что Пугачев узнал его и кивнул головой, которая через секунду, «мертвая и окровавленная, показана была народу». Написано так просто, так естественно, что у читателя не может быть сомнения в том, что это правда, а не выдумка. Нет, это только правда, «истинный романтизм», где поэзия жизни сливается с поэзией искусства.

Последняя глава повести дана в том же психологическом ключе. Тяжелые раздумья Гринева-старшего о преступлении сына, опозорившем род, самом тяжком преступлении, порочащем дворянскую честь, он не может пережить этого и с этим чувством сойдет в могилу... Маша Миронова прекрасно понимает, что виной всему является она, и отправляется в Петербург искать правды: подать прошение на имя государыни и рассказать все, как было на самом деле. Племянница истопника, у которой она остановилась, рассказала ей о привычках государыни и советовала подать в руки ей просьбу.

Здесь, в парке, Маша услышала лай белой собачонки. На скамейке сидела немолодая дама в белом платье. Она внимательно рассматривала Машу. «Вы, верно, не здешние? » - «Да, я дочь капитана Миронова». Дама в белом сказала, что знает о нем, и спросила, какую просьбу Маша имеет к государыне. Взяв бумагу, дама стала читать, и при имени Гринева лицо ее приняло суровое выражение: «Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй». «Ах, неправда!» - вскричала Маша. И все рассказала собеседнице. Та поняла, почему Гринев не рассказал следственной комиссии о Маше, защищая честь девушки от оскорбительных для нее вопросов, и оценила благородство его поступка. Государыня, шедшая к власти твердой поступью, ни в чем не знавшая преград, была куда несчастнее сироты Маши, которая пережила чистую, прекрасную, возвышенную любовь. Этот мир был для Екатерины закрыт. Ее могли любить только по приказу, ее многочисленные связи не были освещены чувством любви. И как женщина, не знавшая женского счастья, она восхитилась и позавидовала сироте Маше Мироновой, и оправдала Гринева, и пожелала побеспокоиться об их дальнейшей судьбе.

Вновь встречаемся у Пушкина с идеей, что человеческое, только человеческое куда выше сословного, классового. Людей сближает взаимное душевное проникновение, разрушая все преграды. И здесь Пушкин предвосхищает русский психологический роман XIX века.

в Викитеке

«Капита́нская до́чка » - одно из первых и наиболее известных произведений русской исторической прозы , повесть А. С. Пушкина , посвящённая событиям Крестьянской войны 1773-1775 годов под предводительством Емельяна Пугачёва .

Впервые была опубликована в 1836 году в журнале «Современник» без подписи автора. При этом глава о крестьянском бунте в деревне Гринёва осталась неопубликованной, что объяснялось цензурными соображениями.

Сюжет повести перекликается с первым в Европе историческим романом «Уэверли, или Шестьдесят лет назад », который был опубликован без указания автора в 1814 году и вскоре был переведён на основные языки Европы. Отдельные эпизоды восходят к роману М. Н. Загоскина «Юрий Милославский » (1829) .

В основе повести лежат записки пятидесятилетнего дворянина Петра Андреевича Гринёва, написанные им во времена царствования императора Александра и посвященные «пугачёвщине», в которой семнадцатилетний офицер Пётр Гринёв по «странному сцеплению обстоятельств» принял невольное участие.

Петр Андреевич с легкой иронией вспоминает свое детство, детство дворянского недоросля. Его отец Андрей Петрович Гринёв в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17… году. С тех пор жил в своей симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина». В семье Гринёвых было девять человек детей, но все братья и сестры Петруши «умерли во младенчестве». «Матушка была ещё мною брюхата, - вспоминает Гринёв, - как я уже был записан в Семёновский полк сержантом». С пятилетнего возраста за Петрушей присматривает стремянной Савельич, «за трезвое поведение» пожалованный ему в дядьки. «Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель - француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии - солдатом. Юный Гринёв и француз Бопре быстро поладили, и, хотя Бопре по контракту обязан был учить Петрушу «по-французски, по-немецки и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у своего ученика «болтать по-русски». Воспитание Гринёва завершается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

До шестнадцати лет Гринёв живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать сына на службу, но не в Петербург, а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку». Он отправляет его в Оренбург, наставляя служить верно «кому присягаешь», и помнить пословицу: «береги платье снову, а честь смолоду». Все «блестящие надежды» молодого Гринёва на весёлую жизнь в Петербурге разрушились, впереди ожидала «скука в стороне глухой и отдалённой».

Подъезжая к Оренбургу, Гринёв и Савельич попали в буран. Случайный человек, повстречавшийся на дороге, выводит заблудившуюся в метели кибитку к умёту. Пока кибитка «тихо подвигалась» к жилью, Петру Андреевичу приснился страшный сон, в котором пятидесятилетний Гринёв усматривает нечто пророческое, связывая его со «странными обстоятельствами» своей дальнейшей жизни. Мужик с чёрной бородою лежит в постели отца Гринёва, а матушка, называя его Андреем Петровичем и «посажённым отцом», хочет, чтобы Петруша «поцеловал у него ручку» и попросил благословения. Мужик машет топором, комната наполняется мёртвыми телами; Гринёв спотыкается о них, скользит в кровавых лужах, но его «страшный мужик» «ласково кличет», приговаривая: «Не бойсь, подойди под моё благословение».

В благодарность за спасение Гринёв отдаёт «вожатому», одетому слишком легко, свой заячий тулуп и подносит стакан вина, за что тот с низким поклоном его благодарит: «Спасибо, ваше благородие! Награди вас Господь за вашу добродетель». Наружность «вожатого» показалась Гринёву «замечательною»: «Он был лет сорока, росту среднего, худощав и широкоплеч. В чёрной бороде его показывалась проседь; живые большие глаза так и бегали. Лицо его имело выражение довольно приятное, но плутовское».

Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринёв, встречает юношу не грозными бастионами, башнями и валами, а оказывается деревушкой, окружённой деревянным забором. Вместо храброго гарнизона - инвалиды, не знающие, где левая, а где правая сторона, вместо смертоносной артиллерии - старенькая пушка, забитая мусором.

Комендант крепости Иван Кузьмич Миронов - офицер «из солдатских детей», человек необразованный, но честный и добрый. Его жена, Василиса Егоровна, полностью им управляет и на дела службы смотрит как на свои хозяйственные. Вскоре Гринёв становится для Мироновых «родным», да и сам он «незаметным образом […] привязался к доброму семейству». В дочери Мироновых Маше Гринёв «нашёл благоразумную и чувствительную девушку».

Служба не тяготит Гринёва, он увлёкся чтением книг, упражняется в переводах и сочинении стихов. Поначалу он сближается с поручиком Швабриным, единственным в крепости человеком, близким Гринёву по образованию, возрасту и роду занятий. Но вскоре они ссорятся - Швабрин с издёвкой раскритиковал любовную «песенку», написанную Гринёвым, а также позволил себе грязные намёки относительно «нрава и обычая» Маши Мироновой, коей эта песенка была посвящена. Позже, в разговоре с Машей, Гринёв выяснит причины упорного злоречия, которым Швабрин её преследовал: поручик сватался к ней, но получил отказ. «Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен», - признаётся Маша Гринёву. Ссора разрешается поединком и ранением Гринёва.

Маша ухаживает за раненым Гринёвым. Молодые люди признаются друг другу «в сердечной склонности», и Гринёв пишет батюшке письмо, «прося родительского благословения». Но Маша - бесприданница. У Мироновых «всего-то душ одна девка Палашка», в то время как у Гринёвых - триста душ крестьян. Отец запрещает Гринёву жениться и обещает перевести его из Белогорской крепости «куда-нибудь подальше», чтобы «дурь» прошла.

После этого письма для Гринёва жизнь стала несносной, он впадает в мрачную задумчивость, ищет уединения. «Я боялся или сойти с ума, или удариться в распутство». И только «неожиданные происшествия, - пишет Гринёв, - имевшие важное влияние на всю мою жизнь, дали вдруг моей душе сильное и благое потрясение».

В начале октября 1773 г. комендант крепости получает секретное сообщение о донском казаке Емельяне Пугачёве, который, выдавая себя за «покойного императора Петра III», «собрал злодейскую шайку, произвёл возмущение в яицких селениях и уже взял и разорил несколько крепостей». Коменданту предложено «принять надлежащие меры к отражению помянутого злодея и самозванца».

Вскоре уже все заговорили о Пугачёве. В крепости схвачен башкирец с «возмутительными листами». Но допросить его не удалось - у башкирца был вырван язык. Со дня на день жители Белогорской крепости ожидают нападения Пугачёва.

Мятежники появляются неожиданно - Мироновы даже не успели отправить Машу в Оренбург. При первом же приступе крепость взята. Жители встречают пугачёвцев хлебом и солью. Пленных, среди которых был и Гринёв, ведут на площадь присягать Пугачёву. Первым на виселице гибнет комендант, отказавшийся присягнуть «вору и самозванцу». Под ударом сабли падает мёртвой Василиса Егоровна. Смерть на виселице ждёт и Гринёва, но Пугачёв милует его. Чуть позже от Савельича Гринёв узнаёт «причину пощады» - атаман разбойников оказался тем бродягой, который получил от него, Гринёва, заячий тулуп.

Вечером Гринёв приглашён к «великому государю». «Я помиловал тебя за твою добродетель, - говорит Пугачёв Гринёву, - […] Обещаешься ли служить мне с усердием?» Но Гринёв - «природный дворянин» и «присягал государыне императрице». Он даже не может обещать Пугачёву не служить против него. «Голова моя в твоей власти, - говорит он Пугачёву, - отпустишь меня - спасибо, казнишь - Бог тебе судья».

Искренность Гринёва поражает Пугачёва, и тот отпускает офицера «на все четыре стороны». Гринёв решает ехать в Оренбург за помощью - ведь в крепости в сильной горячке осталась Маша, которую попадья выдала за свою племянницу. Особенно его беспокоит, что комендантом крепости назначен Швабрин, присягнувший Пугачёву на верность.

Но в Оренбурге Гринёву в помощи отказано, а через несколько дней войска мятежников окружают город. Потянулись долгие дни осады. Вскоре случаем в руки Гринёва попадает письмо от Маши, из которого он узнаёт, что Швабрин принуждает её выйти за него замуж, угрожая в противном случае выдать её пугачёвцам. Вновь Гринёв обращается за помощью к военному коменданту, и вновь получает отказ.

Гринёв с Савельичем выезжают в Белогорскую крепость, но у Бердской слободы они схвачены мятежниками. И снова провидение сводит Гринёва и Пугачёва, давая офицеру случай исполнить своё намерение: узнав от Гринёва суть дела, по которому тот едет в Белогорскую крепость, Пугачев сам решает освободить сироту и наказать обидчика.

И. О. Миодушевский. «Вручение письма Екатерине II», на сюжет повести «Капитанская дочка», 1861 год.

По дороге в крепость между Пугачёвым и Гринёвым происходит доверительный разговор. Пугачёв отчетливо осознает свою обречённость, ожидая предательства прежде всего со стороны своих товарищей, знает он, что и «милости государыни» ему не ждать. Для Пугачёва, как для орла из калмыцкой сказки, которую он с «диким вдохновением» рассказывает Гринёву, «чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью; а там что Бог даст!». Гринёв делает из сказки иной нравственный вывод, чем удивляет Пугачёва: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

В Белогорской крепости Гринёв с помощью Пугачёва освобождает Машу. И хотя взбешённый Швабрин раскрывает перед Пугачёвым обман, тот полон великодушия: «Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать: таков мой обычай». Гринёв и Пугачёв расстаются «дружески».

Машу в качестве невесты Гринёв отправляет к своим родителям, а сам по «долгу чести» остаётся в армии. Война «с разбойниками и дикарями» «скучна и мелочна». Наблюдения Гринёва исполнены горечи: «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Окончание военной кампании совпадает с арестом Гринёва. Представ перед судом, он спокоен в своей уверенности, что может оправдаться, но его оговаривает Швабрин, выставляя Гринёва шпионом, отряжённым от Пугачёва в Оренбург. Гринёв осужден, его ждёт позор, ссылка в Сибирь на вечное поселение.

От позора и ссылки Гринёва спасает Маша, которая едет к царице «просить милости». Прогуливаясь по саду Царского Села, Маша повстречала даму средних лет. В этой даме все «невольно привлекало сердце и внушало доверенность» . Узнав, кто такая Маша, она предложила свою помощь, и Маша искренне поведала даме всю историю. Дама оказалась императрицей, которая помиловала Гринёва так же, как Пугачёв в своё время помиловал и Машу, и Гринёва.

Экранизации

Повесть многократно экранизировалась, в том числе за рубежом.

  • Капитанская дочка (фильм, 1928)
  • Капитанская дочка - фильм Владимира Каплуновского (1958, СССР)
  • Капитанская дочка - телеспектакль Павла Резникова (1976, СССР)
  • Volga en flammes (фр.) русск. (1934, Франция, реж. Viktor Tourjansky)
  • Капитанская дочка (итал.) русск. (1947, Италия, реж. Марио Камерини)
  • La Tempesta (итал.) русск. (1958, реж. Alberto Lattuada)
  • Капитанская дочка (1958, СССР, реж. Владимир Каплуновский)
  • Капитанская дочка (анимационный фильм, 2005), режиссёр Екатерина Михайлова

Примечания

Ссылки

Дополнительные сочинения

XVIII век был веком так называемых «дворцовых переворотов». Русские монархи обладали неограниченной, «самодержавной» властью. Однако самодержавие не всегда оказывалось для них достаточно надежной защитой. Молодые петербургские дворяне, служившие в гвардейских полках, представлявших собой основную военную силу в столице, неоднократно свергали с престола не угодивших им почему-либо или, как им казалось, недостаточно служивших их классовым интересам русских самодержцев. На их место они сажали других, за что новый самодержец осыпал их всяческими милостями и наградами - чинами, орденами, деньгами, поместьями.

Так в 1741 году был свергнут с царского престола малолетний Иван Антонович, а за десять лет того времени, когда начинается повествование в «Капитанской дочке», был свергнут с престола и убит император Петр III. После него царем по закону должен был стать сын его и Екатерины - Павел. Однако на трон села жена Петра III, умная, широкообразованная, умевшая окружать себя нужными ей людьми - своими «фаворитами», но отвратительно лицемерная и распутная Екатерина II, до замужества захудалая немецкая принцесса, не имевшая никаких - ни юридических, ни моральных прав на русский престол.

Дворцовые перевороты развращали их участников, которые часто, не обладая никакими личными качествами или государственными заслугами, без всяких усилий делали головокружительную карьеру. При царском дворе господствовала атмосфера бесстыдного цинизма, безудержного мотовства, подлой лести, презрения к низшим и заискивания перед «сильными людьми», как тогда говорили, вошедшими в «случай», то есть пользовавшимися особым царским расположением. Об этом негодующе рассказывает в комедии Фонвизина Стародум, который называет царский двор самым зараженным местом в империи и, не желая оставаться при нем - пресмыкаться в «чужой передней», уходит в отставку.

  • Именно так поступает Андрей Петрович Гринев, с сообщения о чем и начинается повесть Пушкина. Пушкин не указывает года выхода в отставку А. П. Гринева, но из упоминания о том, что он служил при графе Минихе, который после дворцового переворота 1741 года был отправлен на двадцать лет в ссылку в Сибирь, можно заключить, что тогда же, не желая нарушать данную им присягу, демонстративно ушел со службы и Гринев-отец. Резко отрицательно относился он к легким, но бесчестным способам делать карьеру при дворе. Потому-то с таким возмущением читал он «Придворный Календарь»; по этому же самому не захотел посылать на службу в Петербург, в гвардию, и своего сына Петрушу. «Чему научится он, служа в Петербурге? мотать да повесничать? - говорит он своей жене.- Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху, да будет солдат, а не шаматон», то есть шалопай, бездельник, пустой человек.

Однако если сравнить между собой Стародума и Андрея Петровича Гринева, то мы обнаружим и существенную разницу в их изображении. Фонвизин наделяет Стародума одними лишь достоинствами, не указывая ни одной не только отрицательной черты, но хотя бы и самой маленькой человеческой слабости. Равным образом свои отрицательные персонажи, которые Фонвизину удалось показать с большой художественной убедительностью, он рисует сплошь черной краской. В жизни так обычно не бывает, и потому-то при всей обличительной силе своего творчества Фонвизин стоит еще только у истоков критического реализма, подготовляя пути Грибоедову, Пушкину, Гоголю.

Великий художник-реалист Пушкин создает в лице своего Андрея Петровича Гринева глубоко жизненный, правдивый, разносторонний образ.

Гринев-отец не лишен отрицательных черт, присущих ему как человеку своего времени. Вспомним его суровое обращение с любящей и безропотной женой, матерью Петруши; вспомним его крутую расправу с французом-учителем и, в особенности, возмутительно грубый тон его письма к Савельичу: «Стыдно тебе, старый пес... Я тебя, старого пса! пошлю свиней пасти...» В этом эпизоде перед нами проступает дворянин-крепостник.

Не лишен Гринев-отец и обычных человеческих слабостей. Так, при чтении «Придворного Календаря» он явно испытывает некое смешанное чувство: к возмущению нравами двора и гвардии примешивается у него чувство огорчения и досады, вызывающее «волнение желчи», когда он узнает, что младшие его сверстники достигли столь высоких степеней, а сам он за свою честную службу навсегда остался в сравнительно небольшом офицерском чине.

Однако наряду со всем этим в Гриневе-отце имеются несомненные положительные качества: честность, прямолинейность, оппозиционность царскому двору, большая сила характера. Эти черты и вызывают невольную и естественную симпатию читателя к этому суровому, строгому к себе и к другим человеку.

В «Капитанской дочке» Пушкин перенес действие из помещичьей усадьбы в «степную крепость». «Капитанская дочка» - последнее крупное произведение на историческую тему. Тема повести - крестьянское восстание 1773-1775 годов - так же закономерна и важна в идейной и творческой эволюции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была закончена: интерес Пушкина к проблеме крестьянства оказался более устойчивым. Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в основ которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвардейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение. Сюжет «Капитанской дочки», сочетавшей историческое событие - восстание Пугачева с хроникой одной дворянской семьи - сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугачева». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника». Тема «Капитанской дочки» необычна для русской литературы конца XVIII века. Радищев призывал к крестьянской революции, но не дал ее художественного образа. В декабристской литературе нет изображения восстания крестьянства. Рылеев в «Думах» не создал образов ни Разина, ни Пугачева. Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» - роман широкого тематического охвата. В нем нашли яркое отражение жизнь народа, его восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания. Проблематика «Капитанской дочки» необычайно остра и разнообразна. Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально- бытовые стороны жизни дворянства, обязанности дворянства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в повести. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания. Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставший и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством - все это отражено в романе. Важнейшие стороны крестьянского восстания раскрыты и показаны Пушкиным. Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, несмотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения присущую участникам восстания гуманность по отношению к «простому народу». При взятии Белогорской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнетающего сироту из народа (Маша Миронова). И в то же время автор рассказывает в «Пропущенной главе»: «Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачевым… самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину крестьянского восстания, показывая чисто феодальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновенно «пьянели» от ненависти к помещикам, показано Пушкиным поразительно верно. Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безличная масса.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Читайте также

напишите пожалуйста характеристику Петра Гренёва из повести "Капитанская дочка" в виде сочинения,только чтобы не начиналось так: Гринев Петр Андреевич

(Петруша) - главный герой последнего крупного произведения
Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в форме «записок для
памяти потомства», составленных в эпоху Александра I об эпохе пугачевского
бунта) ведется повествование. В исторической повести «Капитанская дочка»
сошлись все темы пушкинского творчества 1830-х гг.

Вопросы по повести "Капитанская дочка"

1.Укажите название города, который описан в повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», оказавшегося в гибельном положении из-за длительной осады пугачевскими войсками.
2.Имя какого царя присвоил себе Емельян Пугачев, герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»?
3.Укажите фамилию героя повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка», который перешел на сторону Пугачева.
4.Укажите фамилию Ивана Кузьмича, коменданта Белогорской крепости (повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка»).

1) Какова основная проблематика повести "Капитанская дочка" А.С Пушкина?

1.Простота народа и его роли в развитии общества
2.Чести и долга
3.Роли народа в дворянства в становлении истории страны?

2)Что из себя представляет исповедь Мцыри в одноименной поэме М.Ю. Лермонтова?
1.Покаяние героя в действиях и поступках
2.Призыв отказаться от бесплодной борьбы
3.защиту и права на волю и счастье

3) О чем рассказ Л.Н. Толстого "После бала"
1.О жизни и судьбе полковника
2.О любви Ивана Васильевича к Вареньке, его отношениях с семьей героини
3.О личной ответственности человека за жизнь общества, фальши, пустоте и бесчеловечной жестокости этого общества, скрытых под маской добродушия

4) В центре внимания автора в поэме "Василий Теркин" А.Т. Твардовского находится:
1.Реальный человек Василий Теркин, побывавший на полях сражений в годы Великой Отечественной войны
2.Народ на войне в самых разнообразных ситуациях и эпизодах
3.События времен Великой Отечественной войны

5)Каково целевое назначение калмыцкой сказки, рассказанной Е.Пугачевым П.Гриневу в повести А.С. Пушкина "Капитанская дочка?
1.Иносказательная дополнительная характеристика образов Е.Пугачева и П.Гринева
2.Отражение жизненной позиции Е. Пугачева: лучше прожить короткую, но свободную жизнь, чем существовать в неволе
3.Дополнительная характеристика Е.Пугачева как хорошего знатока народных легенд и преданий

6)Какой пословицей характеризовал свою дружбу с Лугановичами рассказчик ("О любви" А.П, Чехова)?
1.Не было у бабы хлопот, так купила порося
2.И от доброй собаки блох наберешься
3.Друзья познаются в беде

7) В каком рассказе центральной темой является тема любви?
1."Кавказ" И.А. Бунина
2."История болезни" М.М. Зощенко
3."Возращение" А.П. Платонова

В «Капитанской дочке» Пушкин перенес действие из помещичьей усадьбы в «степную крепость». «Капитанская дочка» - последнее крупное произведение на историческую тему. Тема повести - крестьянское восстание 1773-1775 годов - так же закономерна и важна в идейной и творческой эволюции поэта, как тема Петра I и тема 1812 года. Но, в отличие от «Арапа Петра Великого» и «Рославлева», «Капитанская дочка» была закончена: интерес Пушкина к проблеме крестьянства оказался более устойчивым. Содержание романа определилось не сразу, и первоначальный замысел, в основ которого был положен исторический факт участия в восстании Пугачева гвардейского офицера Шванвича, претерпел почти полное изменение.

Сюжет «Капитанской дочки», сочетавшей историческое событие - восстание Пугачева с хроникой одной дворянской семьи - сложился лишь в 1834 году, после путешествия Пушкина на Волгу и Урал и окончания «Истории Пугачева». В ноябре 1836 года роман появился на страницах «Современника».

Тема «Капитанской дочки» необычна для русской литературы конца XVIII века. Радищев призывал к крестьянской революции, но не дал ее художественного образа. В декабристской литературе нет изображения восстания крестьянства. Рылеев в «Думах» не создал образов ни Разина, ни Пугачева. Несмотря на небольшой объем, «Капитанская дочка» - роман широкого тематического охвата. В нем нашли яркое отражение жизнь народа, его восстание, образы крестьян и казаков, помещичий быт, губернское общество и жизнь затерянной в степях крепости, личность Пугачева и двор Екатерины II. В романе выведены лица, представляющие разные слои русского общества, раскрывающие нравы и быт того времени. «Капитанская дочка» дает широкую историческую картину, охватывающую русскую действительность эпохи пугачевского восстания. Проблематика «Капитанской дочки» необычайно остра и разнообразна.

Положение и требования народа, взаимоотношения помещиков и крестьянства и проблемы государственной внутренней политики, крепостное право и морально- бытовые стороны жизни дворянства, обязанности дворянства перед народом, государством и своим сословием - таковы основные вопросы, поднятые Пушкиным в повести. Важнейшим из них является вопрос об историко-политическом смысле и значении крестьянского восстания. Пушкин стремится раскрыть и показать всю совокупность явлений, связанных с восстанием крестьянства. Широкое распространение движения, его причины, истоки и начало восстания, его ход, социальный и национальный состав участников движения, рядовая масса восставший и ее вожди, расправа с помещиками и отношение восставших к мирным жителям, психология крестьянских масс, политика дворянской монархии и дворянская расправа с крестьянством - все это отражено в романе. Важнейшие стороны крестьянского восстания раскрыты и показаны Пушкиным.

Социальную направленность движения, ненависть народа к дворянству Пушкин, несмотря на цензуру, показывает достаточно четко. В то же время он раскрывает и другую сторону пугачевского движения присущую участникам восстания гуманность по отношению к «простому народу». При взятии Белогорской крепости казаки растаскивают только «офицерские квартиры». Страшен гнев самого Пугачева на Швабрина, угнетающего сироту из народа (Маша Миронова). И в то же время автор рассказывает в «Пропущенной главе»: «Начальники отдельных отрядов, посланных в погоню за Пугачевым… самовластно наказывали и виноватых, и безвинных». Пушкин был беспристрастен, рисуя исторически верную картину крестьянского восстания, показывая чисто феодальные методы расправы с крепостными крестьянами. То, что крестьяне при первом приближении пугачевских отрядов мгновенно «пьянели» от ненависти к помещикам, показано Пушкиным поразительно верно. Народ, изображенный в «Капитанской дочке», не безличная масса.

Со свойственным ему художественным лаконизмом Пушкин индивидуализировано показывает крепостное крестьянство. Он не рисовал при этом картины повседневной жизни крестьянства, их быта. На первом плане стояли темы восстания и расправы с помещиками, поэтому образы крестьян Пушкин индивидуализировал в аспекте их политического сознания, их отношения к помещикам и к Пугачеву как вождю движения. Политическое сознание восставшего крестьянства Пушкин характеризует как стихийное. Типичной стороной, основой этого сознания является, однако, отчетливое понимание каждым участником движения его социальной направленности. Пушкин очень ясно показывает это в сцене приезда Гринева в Бердскую слободу. Караульные крестьяне захватывают Гринева и, не задумываясь о причинах странного явления, каким им должен был показаться добровольный приезд офицера к Пугачеву, не сомневаются в том, что «сейчас» или на «свету божьем», но «батюшка» прикажет повесить дворянина-помещика. Но это типическое с разной силой логики и действия появляется у бердского караульного, у мужичка на заставе в «Пропущенной главе», у Андрюшки - земского, у белогорских казаков, у ближайший помощников Пугачева. Пушкин показывает различные ступени этого сознания и, таким образом, добивается индивидуализации образов. Вместе с тем создается и единый образ восставшего народа. В изображении Пушкина народ - стихийная, но не слепая, не рассуждающая сила.

Хотя сознание его незрело, народ не воск, из которого руководители лепят то, что им угодно. Изображение народа как пассивной массы, покорной своим дворянским руководителям, дано в историческом романе Загоскина. Пушкин, напротив, показывает, что отношение народа к Пугачеву есть результат понимания народной массой социальной, антикрепостнической направленности восстания. Образ народа и образ его вождя сливаются в романе воедино, отражая историческую истину. Пушкин подчеркивал отсутствие идеализации, реалистичность в изображении Пугачева, художественную и историческую верность образа. Образ Пугачева раскрыт во всей сложности и противоречивости его личности, совмещающей в себе качества выдающегося человека, руководителя массового народного движения с чертами лихого бывалого казака, немало побродившего по свету. Первая и главная черта пушкинского Пугачева - его глубокая связь с народом. Подлинный реализм проявляется во всей силе в типичном противопоставлении отношения дворянства и народа к Пугачеву. В мотиве «заячьего тулупчика» некоторые критики видели чисто формальный прием удачного развертывания сюжета. Несомненно, что этот мотив глубоко содержателен, раскрывая в образе Пугачева черты природного благородства и великодушия. Благородство и гуманность Пугачева противопоставлены жестокости и эгоизму «просвещенного» дворянского Швабрина. Образ Пугачева раскрывается во взаимоотношениях с Гриневым. Весьма полно автор вкладывает в представления Гринева о Пугачеве официальную трактовку вождя крестьянского восстания: изверг, злодей, душегуб. На всем протяжении романа Пушкин показывает обратное - гуманизм Пугачева, его способность к проявлению милосердия и справедливости к добрым и честным людям. Это отнюдь не было идеализацией Пугачева. Пушкина интересовала деятельность Пугачева как вождя крестьянского восстания. Пушкинский Пугачев даровит, талантлив как военачальник, противопоставлен в этом плане бездарному и трусливому оренбургскому губернатору генерал-поручику Рейнедорпу.

Много раз в романе Пушкин подчеркивает пытливость, ум, сметливость Пугачева, отсутствие в нем черт рабского унижения. Все эти черты раскрывают облик подлинного Пугачева. Для Пушкина они выражали, вместе с тем, национальный характер русского народа. Но в образе Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Монархическая форма политической программы Пугачева, весь его образ царя-батюшки коренился в настроениях самого народа, в его чаянии «народного царя». Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому «барину». Добродушие и простосердечие Пугачева - также черты характера народного. Ведущее в образе Пугачева - величие, героизм, столь импонирующие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит, сказка, образом, в котором Пушкин показывает и трагизм судьбы Пугачева.


Страница: [ 1 ]


Top