2.1 роль художественной литературы в развитии дошкольников. Роль художественной литературы в формировании личности ребенка — реферат

Собственный инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опыт:

«Роль художественной литературы

в развитии речи детей».

воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

Новиковой Светланы Михайловны

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущее направление, а в обучении родному языку - формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Актуальность и перспективность опыта

Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

Основная задача речевого развития дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных тестов; формировании у детей В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Теоретическая база опыта

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе -меньше.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

. Сформировать интерес к художественной литературе.

. Расширять и активизировать словарный запас детей.

. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

. Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

. работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

Чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);

Настольный театр;

Кукольный и теневой, фланелеграф;

Диафильм, диапозитивы, телепередачи.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах - сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка - игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто - любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы - это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки - это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.

Формы работы : чтение, обсуждение, разучивание.

В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.

Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.

Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:

1.Ознако мление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.

Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:

сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях;
рассматривание иллюстраций в сказке;
рассматривание тематической выставки;
показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

. создание речевой развивающей среды;

. работа с детьми; работа с родителями;

. Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие», «Рифмовочка”, “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот - навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, Глаголы и др.

Оформила папку с иллюстрациями к сказкам.

. Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги.

. Работа с родителями.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Я подготовила и провела с родителями консультации:

1. Роль книги в развитии ребёнка.

2. Книжка в вашем доме.

3. Как превратить чтение в удовольствие.

4. Учим стихи - развиваем память.

Папки - передвижки:

1Воспитание будущего читателя.

2. «10 правил для родителей»

3. «Книга»

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

. Взаимосвязь с педагогами.

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формирования словаря и грамматического строя речи», «Формирование связной речи в процессе обучения рассказыванию в средней группе».

Анализ результативности опыта

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.

Развитие познавательных интересов детей.

Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием ребёнок будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Таким образом, система работы по развитию речи детей посредствам приобщения к художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.

Используемая литература

Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. - М.: Знание, 2009. - 96 с.

Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.

Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: изд. "Педагогика", 1998. - 138 с.

Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.

ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990

Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.

Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с

Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006

Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. - - М.: ТЦ Сфера. 2009. - 176с

Ушинский К.Д.Родное слово -Новосибирск,1994.-128с.

Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.

И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г - 144ст

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г

15 Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1992 - 64 с.

Детская книга рассматривается как средство умствен­ного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоос­новой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, «чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художествен­ная литература формирует нравственные чувства и оцен­ки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстети­ческое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые язы­ковые формы, словесные характеристики образа, опреде­ления, которыми оперирует ребенок. Средствами художе­ственного слова еще до школы, до усвоения грамматичес­ких правил маленький ребенок практически осваивает грам­матические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музы­кальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказ­ках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэти­ческой лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, мета­форы, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразитель­но-выразительными средствами служит развитию художе­ственного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воз­действия художественного образа. Чтобы полностью реали­зовать воспитательные возможности литературы, необхо­димо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

§ 2. Особенности восприятия детьми литературных произведений*

Эстетика и психология рассматривают восприятие искус­ства как сложный творческий процесс. «Эстетическое вос­приятие действительности представляет собой сложную пси­хическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества.

Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувству­ющего» и «мыслящего».

Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пас­сивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в во­ображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях.

В трудах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца, О. И. Никифоровой, Е. А, Флериной, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других ученых исследу­ются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста.

О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия ху­дожественного произведения три стадии: непосредствен­ное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе - работа воображения); понимание идейного со­держания произведения (в основе лежит мышление); вли­яние художественной литературы на личность читателя (че­рез чувства и сознание).

Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрос­лого, рассматривать иллюстрации. С появлением интереса к картинке начинает возникать интерес к тексту. Как показы­вают исследования, при соответствующей работе уже на третьем году жизни ребенка можно вызвать у него интерес к судьбе героя повествования, заставить малыша следить за ходом события и переживать новые для него чувства.

Как уже говорилось выше, одной из особенностей вос­приятия литературного произведения детьми является сопе­реживание героям. Восприятие носит чрезвычайно активный характер. Ребенок ставит себя на место героя, мысленно дей­ствует, борется с его врагами. На спектаклях кукольного теат­ра дети иногда вмешиваются в события, пытаются помочь герою, хором подсказывают персонажам, чего делать не надо.

Е. А. Флерина отмечала и такую особенность, как наив­ность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка).

Художественное восприятие ребенка на протяжении дош­кольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования рассматривает возрастные особенности воспри­ятия дошкольниками литературного произведения, выделяя два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от ис­кусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным 1 .

На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.

Кратко остановимся на возрастных особенностях восприя­тия. Для детей младшего дошкольного возраста характерны: за­висимость понимания текста от личного опыта ребенка; уста­новление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступ­ков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; на­блюдается тяга к ритмически организованному складу речи.

В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые из­менения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.

По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осозна­вать события, которых не было в их личном опыте, их ин­тересуют не только поступки героя, но и мотивы поступ­ков, переживания, чувства. Они способны иногда улавли­вать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возни­кает на основе осмысления ребенком всей коллизии про­изведения и учета всех характеристик героя. У детей фор­мируется умение воспринимать текст в единстве содержа­ния и формы. Усложняется понимание литературного ге­роя, осознаются некоторые особенности формы произве­дения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма).

В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 - 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм фор­мирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 - 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающе­еся наглядностью, уже вполне сформирован.

Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной разительности не возникает спонтанно, оно формируется степенно на протяжении всего дошкольного возраста.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников

М м алексеева в и яшина.. методика развития речи и обучения родному языку.. учебное пособие для студентов средних..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:


Предмет методики развития речи и задачи курса
Методика развития речи детей дошкольного возраста входит в состав педагогических наук. Она является одно­временно отраслью методики русского языка и дошколь­ной дидактики и относится к прикладным н

Роль родного языка и речи в развитии ребенка
Овладение родным языком, развитие речи является од­ним из самых важных приобретений ребенка в дошколь­ном детстве и рассматривается в современном дошколь­ном воспитании как общая основа воспитания

Функциональные характеристики родного языка
Группа характеристик Функциональные характеристики родного языка 1. Характеристики, отражающие социальные функции человека

Вопросы развития речи детей в зарубежной педагогике
Внимание к вопросам речевого развития мы находим еще в трудах древнегреческих философов - Платона, Ари­стотеля, Сократа, римского педагога Квинтилиана, в ко­торых упоминается о необхо

Развитие методики в России
В русской педагогике сложились давние традиции вос­питания и обучения на родном языке. Мысли о необходи­мости обучения родному языку в первые годы жизни ре­бенка содержатся в трудах С. Полоцкого (1

Цель и задачи развития речи детей
Основная цель работы по развитию речи и обучению родному языку детей - формирование устной речи и на­выков речевого общения с окружающими на основе овла­дения литературным языком своего народа.

Развитие словаря
Овладение словарным запасомсоставляет основу рече­вого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. В словаре отражается содержание речи. Слова обозначают пре

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности
Отмотива, как важнейшего компонента в структуре ре­чевой деятельности, зависит качество речи и в конечном итоге мера успешности обучения. Поэтому обогащение мотивов речевой деятель

Программа развития речи
Задачи развития речи реализуются в программе, кото­рая определяет объем речевых навыков и умений, требова­ния к речи детей в разных возрастных группах. Современные программы

Средства развития речи
В методике принято выделять следующие средства рече­вого развития детей: - общение взрослых и детей; - культурная языковая среда, речь воспитателя; - обучение родной речи

Методы и приемы развития речи
Методика использует методы, разработанные в дидак­тике1. Метод развития речи определяется как способ дея­тельности педагога и детей, обеспечивающий формирова­ние речевых навыков и умений

Понятие словарной работы и ее значение
В современной методике словарная работа рассматривается как целенаправленная педагогическая деятельность, обеспечивающая эффективное освоение словарного состава родного языка. Развитие словаря пони

Общие вопросы методики словарной работы
Словарная работа в каждой группе проводится на осно­ве учета возрастных и индивидуальных особенностей сло­варя, психического развития в целом, а также текущих воспитательных задач. Однако есть мето

Подбери посудудля куклы»
Дидактические задачи. Закрепить названия разной посуды, фор­мировать умение использовать их по назначению; активизировать сло­варь (названия предметов посуды). Игровое правило. Отобрать ну

Методы словарной работы
Введение новых слов в словарь Закрепление и активизация словаря Методы Возраст Методы Возраст

Методика словарной работы в возрастных группах
Дети младшего дошкольного возраста осваивают конк­ретное содержание слов, необходимых им для общения и обозначающих предметы ближайшего окружения, части предметов, де

Грамматический строй родного языка, значение его усвоения для речевого развития детей
Грамматика- это наука о строе языка, о его законах! Как строй языка грамматика представляет собой «систему систем», объединяющую словообразование, морфологию, синтаксис. Эти систем

В морфологии
Морфологический строй речи дошкольников включает почти все грамматические формы. Самое большое место занимают существительные и глаголы. Именами существительными обозначают пред­меты, вещи

В словообразовании
Детей подводят к образованию одного слова на базе дру­гого однокоренного слова, которым оно мотивировано, т. е. из которого оно выводится по смыслу и по форме. Образо­вание слов осуществляется с по

В синтаксисе
Детей обучают способам соединения слов в словосоче­тания и предложения разных типов - простые и сложные. В зависимости от цели сообщения предложения делятся на повествовательные, вопросительные и п

Исправление грамматических ошибок
Авторы некоторых пособий под формированием грам­матических навыков в повседневном общении понимают преимущественно исправление ошибок. С этим нельзя со­гласиться, поскольку исправление ошибок осуще

Методика формирования морфологической стороны речи
Младший дошкольный возраст. К трем годам дети овладевают наиболее типичными окончаниями таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но не усваиваю

Средний дошкольный возраст
На пятом году жизни у детей появляется большое коли­чество морфологических ошибок, обусловленное расши­рением сферы общения, усложнившейся структурой речи, вследствие чего неусвоенные еще нормы пра

Старший дошкольный возраст
В старшем дошкольном возрасте завершается усвоение системы родного языка. К шести годам дети усвоили ос­новные закономерности изменения и соединения слов в предложения, согласование в роде, числе и

Методика формирования синтаксической стороны речи
В работе над синтаксисом на первый план выступает задача формирования навыков построения разных типов предложений и умения соединять их в связное высказы­вание. Речь трехлетних детей ситуа

Методика формирования способов словообразования
Для самостоятельного словообразования важно, что­бы дети хорошо понимали услышанное, поэтому необ­ходимо развивать речевой слух, обогащать детей знания­ми и представлениями об окружающем мире и соо

Понятие звуковой культуры речи, ее значение для развития личности ребенка
Воспитание звуковой культуры - одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сенситивным для ее решения. Из материалистического уче

Формы работы по воспитанию звуковой культуры речи
Овладение произношением всех звуков родного языка к пяти годам возможно при правильном руководстве раз­витием речи детей. Целенаправленное обучение, использо­вание соответствующей методики с

Этапы обучения правильному звукопроизношению
. Обучение звукопроизношению осуществляется в соот­ветствии с этапами работы над звуками, принятыми в ло­гопедии. I этап- подготовительный,предпо

Методика обучения звукопроизношению на занятиях Четвертый год жизни
Содержание и методические приемы обучения опреде­ляются возрастными особенностями развития речи детей* На специальных занятиях развивают моторику речедвигательного аппарата, слуховое воспр

Пятый год жизни
Обучение осуществляется на занятиях и вне их. Специ­альные занятия проводятся один и даже два раза в месяц. Количество занятий определяется уровнем развития речи детей. Отдельные упражнения - звуко

Формирование звуковой выразительности речи
Важным качеством детской речи является выразитель­ность. «Выразительность речи - умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мыс­ли и чувства; умение инто

Понятие связной речи и ее значение для развития ребенка
Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связность, считал С. Л. Рубинштейн, это «адекватнос

Обучение диалогической речи в процессе повседневного общения
Одним из условий развития диалогической речи явля­ется организация речевой среды, взаимодействия взрос­лых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом. Основным методом формирования

Беседа как метод обучения диалогической речи
Беседа - это целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выб­ранную тему. Беседа рассматривается в дошкольной педа­гогике как метод ознакомления с окружа

Приемы обучения рассказыванию
Средством обучения связной речи является рассказыва­ние детей. В трудах Е. И. Тихеевой, Е. А. Флериной, Л. А. Пеньевской, О. И. Соловьевой, М. М. Кониной, А. М. Бородич, Э. П. Коротковой, О. С. Уша

Пересказ литературных произведений
Пересказ- осмысленное воспроизведение литератур­ного текста в устной речи. Это - сложная деятельность, в которой активно участвуют мышление ребенка, его память и воображение. Для о

Рассказывание по игрушкам
В основе высказываний детей об игрушках лежит непос­редственное восприятие игрушки, что оказывает влияние на сенсорное воспитание детей и развитие наблюдательно­сти. Занятия с игрушками нося

Виды занятий по игрушкам
1. Описание игрушки- связное последовательное описа­ние внешнего вида игрушки, иногда с добавлением лич­ного отношения ребенка к ней, или описание действий и образа жизни изображен

Рассказывание по картине
В основе рассказывания по картине лежит опосредован­ное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об обществен­ных и природных явлениях, но и воздей

Рассказывание из опыта
Рассказы о впечатлениях из опыта опираются в основ­ном на материал, воспринятый, осмысленный ребенком и сохраненный его памятью. В основе их лежит работа памяти и воссоздающего воображения. Это рас

Творческое рассказывание
Возможность развития творческой речевой деятельнос­ти возникает в старшем дошкольном возрасте, когда у де­тей появляется достаточно большой запас знаний об окру­жающем мире, который может стать сод

Связные высказывания типа рассуждений
Методика обучения связным высказываниям типа рас­суждений практически не разработана. Рассуждение является наиболее сложным типом моно­логической речи и характеризуется использованием дост

Методика художественного чтения и рассказывания детям
Методика работы с книгой в детском саду исследована и раскрыта в монографиях, методических и учебных пособиях. Кратко остановимся на методах ознакомления с худо­жественной литературой.

Методика заучивания стихотворении
Вметодике развития речи особое место занимает работа, направленная на воспитание у детей любви к поэзии, озна­комление споэтическими произведениями, развитие уме­н

Построение занятия по заучиванию стихотворения
Вначале занятия необходимо создать эмоциональный на­строй, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Поводится неболь­шая беседа, свя

Использование художественной литературы вне занятий
Знакомство с художественной литературой не может ограничиваться занятиями. Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с

Сущность подготовки к обучению грамоте
Для определения сущности подготовки к обучению гра­моте следует прежде всего понять, каковы особенности письменной речи и что является главным в процессе овла­дения чтением и письмом. Чтен

Ознакомление со словом
При формировании представлений о слове можно выде­лить два основных момента: вычленение слова из потока речи и раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы. С термином «слово» дет

Ознакомление со словесным составом предложений
Особенности выделения дошкольниками слов из пред­ложения в условиях стихийного становления понятий о язы­ковых явлениях и специального обучения изучались С. Н. Карповой1. При стихийном ф

Ознакомление со слоговым строением слова
Первоначальное обучение чтению предполагает фор­мирование умения читать слогами (а не по буквам), т. е. освоение плавного слогового, позиционного чтения дос­тупных пониманию детей слов. В связи с э

Ознакомление со звуковым строением слова
В процессе ознакомления со звуковым строением слова необходимо сделать звучащее слово объектом специально­го наблюдения и анализа. Звуковая сторона речи рано становится предметом вни­мания

Подготовка к обучению письму
Для определения содержания и методики подготовки к обучению письму следует обратиться прежде всего к ха­рактеристике процесса овладения навыком письма. Этот процесс представляет собой слож

Юлия Гладких
Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка

Художественная литература служит могучим , действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи ребенка .

В поэтических образах художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она обогащает эмоции, воспитывает воображение и дает ребенку прекрасные образцы русского литературного языка . Эти образцы различны по своему воздействию : в рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями.

«Программа воспитания в детском саду» ставит задачу заложить в детях любовь к художественному слову , уважение к книге, определяет тот круг произведений художественной литературы , которые надо детям прочитать, рассказать, заучить наизусть.

Репертуар литературных произведений , данный в «Программе» по всем возрастным группам, является обязательным для каждого воспитателя, также обязательно выполнение всех задач, которые ставятся в связи с ознакомлением детей с художественной литературой .

Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

Перед воспитателем стоит сложная задача - каждое художественное произведение донести до детей как произведение искусства, раскрыть его замысел, заразить слушателей эмоциональным отношением к литературным персонажам , их чувствам, поступкам или к лирическим переживаниям автора, т. е. интонационно передать свое отношение к героям и действующим лицам. А для этого необходимо самому воспитателю, прежде чем знакомить детей с произведением, понять и прочувствовать его, суметь проанализировать со стороны содержания и художественной формы . И, конечно, педагог должен владеть техникой чтения и рассказывания - четкой дикцией, средствами интонационной выразительности (правильно расставлять логические ударения, паузы, владеть темпом, умея ускорять или замедлять его, в нужных местах повышать или понижать голос).

Только при условии выразительного донесения до ребенка литературного произведения каждого жанра можно говорить о правильном его восприятии.

Умение воспринимать литературное произведение , осознавать наряду с содержанием и элементы художественной выразительности само собой к ребенку не приходит : его надо развивать и воспитывать с самого раннего возраста, чтобы сформировать способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь .

Конечно, это очень сложная задача - донести до ребенка и познавательную , и нравственную, и эстетическую сущность литературного произведения , но это необходимо. При анализе текста очень важно соблюдать чувство меры, избегая прямолинейного морализирования, голого назидания, и правильно сочетать вопросы по содержанию с вопросами о художественной форме произведения .

На занятиях дети усваивают произведения, рекомендованные программой. Воспитатель использует разнообразные методические средства для того, чтобы углубить первоначальное восприятие произведений, помочь детям лучше понять авторский замысел. Но рекомендованный список художественных произведений для каждой возрастной группы – это лишь тот минимум, который должен быть освоен в течение года. При этом не всегда предусматривается повторная встреча детей на занятиях с одним и тем же литературным произведением . Между тем у детей дошкольного возраста есть важная особенность - постоянная потребность в многократном восприятии одних и тех же стихов, рассказов, сказок.

Чтение и рассказывание книг организуется во все моменты жизни детей в детском саду, его связывают с играми и прогулками, с бытовой деятельностью и трудом.

Воспитатель использует потешки, песенки, небольшие стихи в связи с жизненными обстоятельствами. Во время одевания на прогулку уместным может быть чтение стихотворения Е. Благининой «Научу обуваться и братца» («Я умею обуваться, если только захочу, я и маленького братца обуваться научу. Вот они, сапожки : этот – с левой ножки, этот – с правой ножки»). Успокаивая ребенка , педагог перебирает его пальчики и приговаривает потешку : «Пальчик-мальчик, где ты был? – С этим братцем в лес ходил, с этим братцем щи варил».

Во время умывания воспитатель читает стихи : «Водичка-водичка, умой мое (Витино, Вовино) личико, чтобы глазыньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок». Хорошо, если народные песенки, прибаутки, шутки звучат постоянно, учат ребенка уму-разуму , забавляют, создают настроение. Воспитателю надо знать много коротких стихотворений, пословиц, перевертышей, чтобы в любое подходящее время он мог обратиться с ними к детям.

В целях формирования у детей интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге в каждой группе создается уголок книги. Это спокойное, удобное, эстетически оформленное место , где дети имеют возможность в интимной обстановке общаться с книгой, рассматривать иллюстрации, журналы, альбомы.

Необходима периодическая сменяемость материала (литература , картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе. Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о Москве : рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.

В младших группах уголок книги организуется не сразу, так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.

Многие книги для детей рассчитаны на неторопливое, продленное во времени чтение. Чтение «с продолжением» развивает у ребенка привычку слушать книгу, формирует устойчивый интерес к художественной литературе . Оно тем более привлекательно для ребенка и необходимо ему , что день в дошкольном учреждении расписан по минутам. Во время чтения следует создавать обстановку, близкую к домашней, ничем не напоминающую учебные занятия.

Свободные часы - прекрасное время для чтения поэтических произведений. Далеко не всегда стихотворение можно запомнить наизусть, да еще и научиться выразительно его читать в пределах одного занятия. На занятии, как правило, происходит первая встреча с поэтическим произведением, где воспитатель помогает ребенку проникнуть в его настроение, увидеть нарисованные поэтом картины, насладиться музыкой поэтического слова. Дети с удовольствием повторяют строки стихов, стараются их запомнить, однако настоящее запоминание приходит позже, ибо усвоение текста памятью, сознанием, как свидетельствуют психологи, отсрочено от момента заучивания. В свободное время воспитатель закрепляет в памяти детей выученные на занятии стихи, работает над выразительным чтением их.

Свободное от занятий время богато возможностями и для организации разнообразной художественной деятельности : инсценирования любимых детьми книг; игр-драматизаций, творческих ролевых игр на литературные темы ; просмотров кукольного и теневого театра, диафильмов; литературных утренников и развлечений . Активно включаясь в инсценировки, литературные игры , утренники и развлечения , дети нередко заново открывают для себя литературные произведения , более глубоко осваивают литературный текст . Участие ребенка в художественной деятельности часто становится толчком к возникновению у него интереса и любви к книге. Ведь любая инсценировка, любой литературный утренник - плод длительного знакомства с книгой : чтения и разучивания произведения, обыгрывания сюжета, инсценирования ролей, рисования пригласительных билетов, изготовления декораций, оформления зала и многого другого. Главное при этом - вовлечение всех детей в активную подготовку к будущему спектаклю.

В каждой возрастной группе организуются зона для литературно- художественной деятельности и зона для театрализованных игр. Наиболее существенные разряды оборудования - различные ширмы и наборы кукол, театральных костюмов, сценическая площадка для настольного театра, настольно-печатные игры, портативные диаскопы и фильмоскопы для старших детей.

Разнообразные виды работы с книгой, которые организует воспитатель в свободное от занятий время, играют особую роль в формировании дошкольника как будущего читателя. Это связано прежде всего с тем, что атмосфера свободы и непринужденности делает ребенка более раскованным в творческих проявлениях, позволяет ему полнее реализовывать свои индивидуальные литературные интересы и склонности. Существенным является и то, что ребенок в эти часы занимает активную читательскую позицию, он выступает в многообразных ролях - и как слушатель книги, и как чтец-исполнитель, и как актер, и как художник , и как отгадчик литературных загадок , и т. п.

Литература :

Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студентов высших и средних пед. учеб. заведений /М. М. Алексеева, В. И. Яшина. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2000. - 400 с.

Гурович, Д. М. Ребенок и книга [Текст] : книга для воспитателя детского сада / Д. М. Гурович, Л. Б. Береговая, В. И. Логинова. - М.: Просвещение, 1992. – 64 с.

Ушакова, О. С. Развитие речи при ознакомлении с художественной литературой [Текст] / О . С. Ушакова // Развитие речи детей дошкольного возраста : пособие для воспитателя детского сада / под ред. Ф. А. Сохина. – М., 1984. – С. 144-161.

Роль литературы в развитии личности ребенка переоценить трудно. Ни для кого не секрет, что литературные произведения развивают грамотную правильную речь, способствуют увеличению словарного запаса, обогащают лексику и стимулируют образное восприятие. Особенно это важно для детей - ведь у них только формируется картина мира и система моральных ценностей, а чтение является базовой составляющей воспитания и образования.

Чтение и личность: взаимосвязь

Книги сильно влияют на становление ребенка как личности. Не говоря о том, что печатное слово предоставляет нам колоссальный опыт предыдущих поколений, служит окном в другие эпохи и рассказывает о быте иных народов, оно раскрывает перед нами души других людей. Значение литературы велико. Читая, дети сопереживают положительным героям и желают победы добра над злом, осознают, какие поступки являются благородными, а какие никогда не следует повторять, в результате у малышей и подростков постепенно вырабатываются критерии хорошего и плохого. А ведь то, что было заложено в детстве, остается с нами на всю жизнь.

Художественная литература воздействует не только на сознание и чувства ребенка, но и на его поведение и характер. Родители, сумевшие правильно подобрать книги для своего чада, смогут воспитать сыновей и дочерей интеллигентными и порядочными людьми.

Как привить любовь к печатному слову

Данный вопрос волнует сейчас многих, ведь нынешние средства массовой информации с успехом заменяют печатные издания. Гораздо проще включить телевизор или компьютер, чем прочитать книгу. Современные дети предпочитают часами играть в онлайн-игры или смотреть мультики и видео. Однако давайте попробуем разобраться, что нужно сделать, чтобы привить любовь к печатному слову.

Во-первых, осознать в формировании личности, а это уже большой плюс. Хорошие мамы начинают приучать ребенка к художественному слову еще с первых лет жизни – разучивают с ним небольшие стишки и потешки, рассказывают на ночь сказки. В возрасте около полугода можно давать книжки с яркими иллюстрациями, но только под бдительным присмотром – дитя может порвать страницы или попробовать грызть «гранит науки» в прямом смысле.

Во-вторых, вдохновляйте отпрыска личным примером - чаще читайте сами, неважно, вслух или про себя. Это отличный способ мотивации, так как дети часто высказывают желание «быть как мама/папа».

В-третьих, выбирайте художественные произведения с ребенком вместе. Конечно, вы как взрослый человек понимаете значение литературы серьезного характера, но в детском и юношеском возрасте приоритеты несколько иные, поэтому купленная вами книга может не заинтересовать вашего сына или дочь.

И главный момент - обязательно обсуждайте с ребенком прочитанное. Таким образом вы не только выработаете у него умение грамотно и связно формулировать свои мысли, но и достигнете взаимопонимания и доверия.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С.Я. Маршака, - это формирование будущего большого "талантливого читателя", культурно образованного человека. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада.

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом:

  • 1. воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
  • 2. формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах (проза, поэзия), об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
  • 3. воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
  • 4. улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения). Задача детского сада, как отмечает Л.М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского, братьев Гримм, X.К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях. В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей. Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и. нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О.И. Соловьевой, В.М. Федяевской, Н.С. Карпинской, Л.М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

1. идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

воспитательная функция художественная литература

  • 2. высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;
  • 3. доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;
  • 4. сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;
  • 5. конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

  • 1. Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки.
  • 2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.
  • 3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др. Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.




Top