Аксаков константин сергеевич произведения. Константин Аксаков: биография, деятельность и интересные факты

Константин Сергеевич Аксаков (1817–1860) – русский философ, публицист, языковед, поэт, историк, один из идеологов славянофильства. В студенческие годы был участником кружка Н.В.Станкевича и, как и другие участники кружка (в частности, Белинский), испытал влияние немецкой классической философии (прежде всего Гегеля). В конце 1830-х гг. сблизился с Н.В.Гоголем, М.С.Щепкиным, А.С.Хомяковым и И.В.Киреевским. Воздействие их идей было значительным, и вскоре Аксаков сам становится приверженцем и теоретиком славянофильства.

Аксаков активно сотрудничает в периодических изданиях, с 1857 г. он – фактический редактор газеты «Молва», не раз эпатировавший своими выступлениями в ней московскую дворянскую публику. В 1859 г. в «Молве» была опубликована его статья «Публика – народ. Опыт синонимов», где Аксаков так отозвался о полуобразованном, по его мнению, дворянстве: «В публике грязь в золоте, в народе золото в грязи». Эта публикация, вызвавшая широкий общественный резонанс и резко отрицательную реакцию властей (вскоре газета прекратила свое существование), считается одним из наиболее ярких образцов критики дворянского сословия в истории русской общественной мысли.

Образ патриархальной, «общинной» Руси, сакральный характер исторического бытия России и Москва как ее символ отразились в статье Аксакова «Семисотлетие Москвы» (1846), стихотворении «Москве», драме «Освобождение Москвы в 1612» (1848; запрещена после первой же постановки Малым театром).

Аксаков является автором двух повестей в русле поэтики Э.Т.А.Гофмана (в т.ч. «Вальтер Эйзенберг»), «Краткого исторического очерка земских соборов», статей о русских былинах, «Мертвых душах» Н.В.Гоголя, произведениях И.С.Тургенева, Ф.М.Достоевского и др. (при этом он выступал против «петербургской литературы» и особенно натуральной школы, назвав ее «раздольем посредственности»).

Из поэтических произведений Аксакова, культивирующих устойчивые романтические мотивы «природы» и «святой поэзии», широкую известность приобрело стихотворение «Мой Марихен так уж мал», текст которого (с изменениями) положен на музыку П.И.Чайковским («Детская песенка. Мой Лизочек»).

Известны переводы Аксакова (в т.ч. из И.В.Гёте, Ф.Шиллера, А.Мицкевича), несколько драматургических опытов (в т.ч. пародия «Олег под Константинополем», 1834–1839, отд. изд. 1858), публицистические обзоры русской литературы, в т.ч. современной, а также статьи «О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» (1852), «Еще несколько слов о русском воззрении» (1856), записка царю Александру II «О внутреннем состоянии России» (1855, опубл. 1881), труды по русской грамматике.

АКСАКОВ Константин Сергеевич - литера­турный критик, публицист, поэт.

Детские годы провел в имении отца.

В 1826 пере­ехал с семьей в Москву, где и прожил почти безвыездно в течение всей жизни. Получил хорошее домашнее образование.

С 1832-35 поступил на словесное отде­ление Московского университета. Константин Сергеевич сразу же окунулся в атмосферу серьезных умственных интересов. Он входит в кружок Н. В. Станкевича , увлекается филосо­фией Гегеля, пробует свои силы в поэ­зии.

По окончания университета Константин продолжает изучать историю и философию, сотрудничает в «Телескопе», «Молве» и «Московском наблюдателе», высту­пая с небольшими рецензиями, ори­гинальными стихами и переводами с немецкого, вызвавшими положительные отзывы критики.

В 1838 Константин Сергеевич ездил за гра­ницу, побывал в Германии и Швейцарии. Эта поездка, не имевшая сколько-нибудь существенного значения в творческой био­графии Аксакова, укрепила в нем былую приверженность к немецкой культуре, особенно к Гегелю, Шиллеру и Гёте.

В конце 30-х гг. он сближается с А. С. Хомяковым , братьями Киреевскими и Ю. Ф. Самариным , проникается иде­ями славянофильства и вскоре стано­вится ревностным пропагандистом нацио­нальных традиций и русской старины не только в области истории и философии, но и в литературном творчестве. Печатью славянофильского воззрения от­мечены и драматические произведения поэта, с которыми он, увлекшись театром, на­чал выступать в 40-е гг.

водевиль «Поч­товая карета» , 1845;

драма «Освобож­дение Москвы в 1612 г.» , 1846;

комедия «Князь Луповицкий, или Приезд в де­ревню» , 1851, опубл. в 1856; драматическая пародия в стихах «Олег под Кон­стантинополем» , 1858). Литературно-кри­тические статьи Аксакова, публиковавшиеся в основном на страницах основанного сла­вянофилами «Московского сборника» и позднее журнале «Русская беседа», были направлены против «натуральной школы» и виднейших ее представителей.

В 40 - 50-е гг. Константин Сергеевич продолжает занимать­ся научной деятельностью, преимуще­ственно русской историей и лингвистикой.

В 1839 он написал статью по поводу «Оснований русской грамматики» Белинского.

В 1840 выходит его исследование «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка» , представленное им в качестве магистерской диссертации (за­щищена публично в марте 1847), позд­нее выходят его работы:

«Несколько слов о нашем правописании» (1846),

«О рус­ских глаголах» (1855).

В 1860, незадолго до смерти, поэт публикует первую часть своего итогового исследования «Опыт русской грамматики» , раскрывающего национальное своеобразие грамматическо­го строя русского языка.

Теоретические идеи славянофильства Аксаков развивал на страницах еженедельной газеты «Молва», к редактированию которой при­ступил в 1857. Его фельетонная замет­ка «Опыт синонимов. Публика - народ» (№ 36), содержащая резкую критику дво­рянской аристократии, обратила на себя внимание правительства, и через, два но­мера газета была закрыта.

После смерти отца, Сергея Тимофееви­ча (1859), у Константина Сергеевича обострилось заболевание чахоткой. Он был отправлен для лече­ния за границу, где вскоре умер.

Константин Сергеевич был типичным представителем рус­ского славянофильства. Через все его историко-философские работы проходит мысль о противоположности путей исто­рического развития России и Западной Европы, жизненные начала которой поэт считал порочными

«О древнем быте у славян вообще и у русских в особенности» , 1852;

«О русском воззрении» , 1856, и другие.

Он идеализировал допетровскую Русь, не знавшую, по его мнению, классовых антагонизмов, и резко осуждал деятель­ность Петра I, нарушившего своими ре­формами нормальное течение русской жиз­ни. Аксаков видел в патриархально-общинном землевладении своеобразие русского ис­торического процесса. 0н выступал про­тив произвола властей и деспотизма высшей бюрократии, был сторонником отмены крепостного права, которое он на­зывал «бесчеловечным» и «делом возмути­тельным». Однако он осуждал крепостное право не политически, а с точки зрения моральной и выступал за его отмену сверху, без коренной ломки существующего строя. Константин Сергеевич выдвигал теорию: «сила власти - царю, сила мнения - народу»,- выражением которой он считал старые земские соборы (записка «О внутреннем состоянии России» ). В годы Крымской войны публицист написал записку о «восточном вопросе», в которой сформулировал пансла­вистскую программу объединения славян под началом русского самодержавия.

Со славянофильских позиции подходил Аксаков к оценке литературных произведе­ний. Он выступал, против «натуральной школы», осуждал «отрицательное» (т. е. критическое) направление в литературе, обвиняя его в односторонности.

В поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (1842) Константин Сергеевич стремился найти тенденции, реабилити­рующие действительность, возрождающие гомеровские традиции, вечные начала, таящиеся в недрах «народного духа».

Аксакову резко возражал В. Г. Белинский , усматривая в его интерпретации отрицание обли­чительной основы «Мертвых душ».

Высоко оценивая впоследствии «Записки охотни­ка», критик утверждал, что они помогают чи­тателю уяснить хранимые народом «ве­ликие тайны жизни». Большая же часть произведений из народной жизни Аксакова не удовлетворяла, ибо писатели изображали ее внешне, поверхностно. Такое изобра­жение он находил в рассказе В. Ф. Одоев­ского «Сиротинка», в повестях Д. В. Гри­горович и, особенно в произведениях А. Ф. Писемского . Более же ясное пред­ставление о сущности защищаемого им «положительного» направления дает его собственная комедия «Князь Луповицкий, или Приезд в деревню».

Крестьяне, изображенные поэтом, проводят дни в церкви, на мирских сходках и в хороводах. Они ни в чем не нуждают­ся, любят своего барина, а учиться хо­тят лишь по церковным книгам у понома­ря. Такое изображение народа полностью отвечало славянофильским идеалам Аксаков.

В то же время Константин Сергеевич провозглашал необ­ходимость служения искусства общест­венным интересам, заявляя, что «обще­ственный элемент» - «это существенный элемент нашей литературы». Он крити­чески оценивал лирику А. А. Фета за ее отрешенность от «житейских волнений» и «битв», упрекал Н. Ф. Щербина за его поэзию, целиком обращенную к древнему миру. Под общественной ролью искус­ства он, как и другие славянофилы, понимал подчинение искусства задачам славянофильской теории и пропаганды. Литера­турная критика являлась своеобраз­ным дополнением его публицистики.

Константин Сергеевич писал стихи на протяжении всей своей творческой жизни, однако наиболь­шего расцвета его поэтическое дарова­ние достигло в пору общения с членами кружка Станкевича. Основные мотивы его ранней лирики - прославление люб­ви и счастья, радости земного бытия, слияния человека с природой, стремле­ние постигнуть ее «божественные тайны» «Ручей» , 1830, опубликовано в 1864;

«К N. К.» , 1832;

Герой его поэзии, полон ощущения гармоничности мира, светлых и радужных надежд, твор­чески активен.

Во 2-й половине 30-х гг. в лирике Константина Сергеевича начинают преобладать темы духовного одиночества, оторванности от мира, таинственного и непостижимого, об­реченности земного существования «Гро­за» , 1835;

«Да, я один, меня не пони­мают...» , 1836, опубликовано в 1864;

«Тучи грозные покрыли...» , 1836, опубликовано в 1864, и другие.

Если в начале 30-х гг. Аксаков в ряде пародийных стихов

«Степь», 1835, и другие вы­смеивал псевдоромантическую поэзию В. Г. Бенедиктова , то теперь условно- романтические традиции в его творче­стве, особенно в пейзажной лирике, ста­новятся ведущими.

В 40 - 50-е гг. лирика Константина Сергеевича, дидактическая и риторическая в своей основе, смыкается с его славянофиль­ской публицистикой. Она не отличается тематическим разнообразием и художе­ственной выразительностью. Некоторые его стихи, («Свободное слово» 1854, опубликовано в 1880), проникнуты граждан­скими мотивами, получили широкое рас­пространение еще при жизни автора, пе­чатались в заграничных изданиях рус­ской «потаенной» литературы.

Умер - , остров Занг (греческий архи­пелаг); похоронен в Москве.

Русские писатели. Биобиблиографический словарь.

И Ольги Сёменовны Заплатиной, дочери суворовского генерала и пленной турчанки Игель-Сюмь.

Константин Сергеевич Аксаков
Дата рождения 29 марта (10 апреля) (1817-04-10 )
Место рождения село Аксаково , Бугурусланский уезд , Оренбургская губерния
Дата смерти 7 (19) декабря (1860-12-19 ) (43 года)
Место смерти остров Занте , Греция
Страна
Род деятельности публицист , поэт , литературный критик , историк, лингвист.
Отец Сергей Тимофеевич Аксаков
Константин Сергеевич Аксаков на Викискладе

Биография

Первые девять лет своей жизни провёл в селе Знаменское-Аксаково . В 1826 году , следуя за отцом, переехал вместе с семьей в Москву. В начале 1830-х годов воспитывался в пансионе М. П. Погодина . По воспоминаниям Д. А. Милютина , «уже в то время в 1831 году выдавался своими дарованиями, любознательностью и серьезными занятиями». В 1832 году в возрасте 15 лет стал студентом словесного отделения Московского университета , на котором преподавали профессора Павлов , Надеждин , Победоносцев . В 1835 году получил кандидатский диплом.

Обучаясь в университете, вместе с Белинским и Бодянским , стал участником кружка Станкевича . В это время он увлекался немецкой классической философией (прежде всего, Гегеля), влияние которой ещё долго ощущалось в его работах, даже в магистерской работе 1846 года . В 1837 году , в связи с отъездом Н. В. Станкевича за границу, кружок распался и Аксаков сблизился с группой славянофилов : А. С. Хомяковым , И. В. Киреевским , Ю. Ф. Самариным . В 1838 году побывал за границей, откуда вернулся через пять месяцев.

Ранние стихи К. С. Аксакова в это время уже появились на страницах «Телескопа» , «Молвы» , «Московского наблюдателя» , «Отечественных записок» , - часто под псевдонимом «К. Еврипидин». За стихотворениями последовали драматические произведения: драма «Освобождение Москвы в 1612 году», комедия «Князь Луповицкий», водевиль «Почтовая карета», пародия «Олег под Константинополем». В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова или мертвые души ». В № 9 журнала «Москвитянин » он ответил на разбор этой работы, сделанный Белинским. В «Московском сборнике» 1846 года были помещены его три критические статьи (за подписью «Имрек»): О сборнике гр. Соллогуба «Вчера и сегодня»; О книге проф. Никитенко «Опыт истории рус. литер.»; «О петербургском сборнике» Некрасова. И в последующих выпусках этого сборника (в 1847 и в 1852) он продолжал помещать свои литературно-исторические статьи. В числе исторических статей особенно выдаются рецензии Аксакова на I, VI, VII и VIII тома «Истории России» Соловьёва , «О древнем быте славян вообще и русских в частности» (1852), «Краткий исторический очерк земских соборов», «О состоянии крестьян в древней России», «По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным» и др.

Смерть отца губительно повлияла на его здоровье: лёгочная чахотка унесла его жизнь на ионическом острове Занте (Закинф) 7 декабря года. Был похоронен в московском Симоновом монастыре .

Полное собрание сочинений, начатое в Москве И. С. Аксаковым осталось незаконченным; вышли только три тома: первый том, в который вошли 27 статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны, появился в 1861 году , второй - в 1875 году и, наконец, третий - в 1880 году . 2-й и 3-й тома включали филологические сочинения, причём весь третий том был посвящён «Опыту русской грамматики».

Идеология

В работе «О внутреннем состоянии России» (1855) Аксаков утверждал, что русские - это «негосударственный народ», в смысле: не ищущий участия в управлении, а потому чуждый революционного и конституционного начала; основу быта русского народа ещё до принятия христианства составляли общины , государственный элемент появился позже как результат чуждого влияния. Аксаков решительно противопоставляет государственное (государево ) общественному (земскому ), под последним понимая духовно-нравственную деятельность, тогда как государство «по преимуществу дело военное», смысл которого в «защите и охранении жизни народа». Русское государство по сути есть монархия , ибо строжайшая дисциплина и единоначалие в военном деле уравновешиваются независимостью совести и мысли в деле общественном. Однако эта гармония государства и земли была нарушена Петром I , при котором правительство обособилось от народа; государство начало вмешиваться в дела земли, из служителя народа оно превратилось в идол , требующий беспрекословного подчинения во всем. Так в России появились «внутренние язвы»: раскол , крепостное состояние и взяточничество .

В работе «О русском воззрении» (1856) он различает общечеловеческое и национальное, провозглашая свою приверженность идеям славянофилов. «Деятельность народа, - писал Аксаков, - как деятельность человека, должна быть самостоятельна». Здесь он решительно критикует попытки отождествления европейского с общечеловеческим, которая выражается в моде в одежде, языке и литературе. Суть этой моды в рабском заимствовании.

Примечания

Литература

  • Трубачев С. // Русский биографический словарь : в 25 томах. - СПб. - М. , 1896-1918.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Константин Сергеевич Аксако в родился 29 марта (10 апреля) 1817 года, в селе Ново-Аксаково Бугурусланского уезда Оренбургской губернии. Старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата Ивана Сергеевича, "с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца". В четыре года Константин выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была "История Трои". К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. Читал в детстве Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с Хераскова, Княжнина, Ломоносова. Воспитываясь до пятнадцати лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии.
Особенно любил Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С двенадцати лет в нем сказалось литературное дарование: в свои исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях "дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение".
Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью. В 1832 году, в возрасте пятнадцати лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров - Павлов, Надеждин, Шевырев, Погодин - внесли новый дух в университетское преподавание. С другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических.
Во время пребывания Аксакова в университете (1832-1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, Красов и Клюшников, Кетчер, Белинский, сам Аксаков и другие - словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем "кружка Станкевича". В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Тургенев, Кольцов, Василий Боткин, Катков и другие. В 1833 -1840 годах Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих "Университетских воспоминаниях".
Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург Аксаков сблизился с Хомяковым, Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами и они навеки прекратили отношения (письма Белинского к Аксакову напечатаны в "Руси" 1881 года).
Вообще жизнь Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства. Поэтому дальнейшая биография, а, пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ.
Поселившись в Москве, Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 году только что окончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, с которыми сотрудничал Белинский - "Телескопе", "Молве" и "Московском Наблюдателе". Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в "Московском Сборнике", "Русской Беседе" и "Молве".
После смерти его много стихотворений напечатано в "Дне", "Руси" и "Русском Архиве". В начале тридцатых годов Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: "Олег под Константинополем!" (напечатана она была в 1858 году). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был профессор Каченовский.
В 1842 году Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: "Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души" и в "Москвитянине" того же года ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в "Московском Сборнике" 1846 года (о сборнике Соллогуба "Вчера и сегодня", о книге Никитенко "Опыт истории русской литературы", о "Петербургском сборнике" Некрасова).
В "Русской Беседе", начавшей выходить с 1856 года, Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 году редактировал еженедельную газету "Молва", где поместил много мелких статей. В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: "Ломоносов в истории русской литературы и русского языка", представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы Аксакова, исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития.
Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений. Первый том появился в 1861 году, второй - в 1875 и, наконец, третий в 1880. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома "Истории России" Соловьева, "О древнем быте славян вообще и русских в частности", "Краткий исторический очерк земских соборов", "О состоянии крестьян в древней России", "По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным". В этих статьях Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой. Русский народ, по мнению Аксакова, шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (Греция), куда приехал в сопровождении брата, Ивана Сергеевича, в декабре 1860 года.

Аксаков Константин Сергеевич - старший сын Сергея Тимофеевича и Ольги Семеновны, урожденной Заплатиной, род. 29-го марта 1817 года в селе Аксакове Бугурусланского уезда Оренбургской губ.; умер 7 декабря 1860 г.

К. С. Аксаков рос под влиянием пылкой, прямодушной, страстно любившей все родное матери и добродушного, увлекающегося отца. Мать К. С. Аксакова была исполнена самых героических и патриотических стремлений, которые внушала своим сыновьям с детства. Таким образом, он совмещал в себе, по мнению брата , «с нравственными свойствами матери эстетический вкус и любовь к литературе своего отца».

Четырех лет К. С. Аксаков выучился у матери читать, и первой его книгой для чтения была «История Трои». К своим родителям он сохранил исключительную привязанность до конца их жизни. «Между детскими годами и зрелым возрастом, - говорит И. С., - почти у всех лежит целая пропасть. У него (т. е. у К. С.), напротив, не было никакого разрыва с младенчеством в душе и сердце. Ум вызрел, обогатился познаниями, но в нравственном отношении не произошло перемены: та же чистота души и тела, та же вера в людей. Этому много способствовало и то, что он до последнего года жизни жил при отце и матери и никогда с ними не разлучался». Читал в детстве К. С. Аксаков очень много, и этим чтением являлись все произведения тогдашней классической литературы, начиная с , Ломоносова.

Воспитываясь до 15-ти лет дома (до девяти лет он прожил в деревне, а с 1826 года поселился вместе с отцом в Москве и жил в ней безвыездно в течение почти всей своей жизни), он учился у Венелина латинскому языку, у Долгомостьева греческому, у Фролова географии. Особенно любил К. С. Аксаков чтение русской истории и в своих играх изображал из нее, вместе с братьями и сестрами, разные эпизоды в лицах. С 12-ти лет в нем сказалось литературное дарование: в свои драматико-исторические игры он то вставлял стихи своего сочинения, то, увлекаясь чтением рыцарских романов и учредив дружину из воинов, знакомых мальчиков, читал им повести своего сочинения о приключениях «дружины молодых людей, любивших древнее русское вооружение». Мальчик-энтузиаст, оставшийся таким на всю жизнь, исполненный горячей любви к России, русскому народу и Москве, быстро рос в мире литературы и искусства, удивляя всех своей даровитостью.

В 1832 году, 15-ти лет, он поступил на словесный факультет Московского университета, который переживал тогда знаменательное время, находясь на рубеже совершенно новой эпохи, резкой перемены в профессуре и студенчестве. Целый ряд молодых профессоров - Павлов, Надеждин, Погодин - внесли новый дух в университетское преподавание; с другой стороны, среди студентов начали образовываться кружки, занимавшиеся выяснением вопросов нравственных, философских, политико-исторических. Во время пребывания К. С. Аксакова в университете (1832-1835) образовались два кружка, в состав которых входили: Станкевич, поэты Сатин, и , Кетчер, Белинский, сам К. С. Аксаков и др. - словом, почти все члены через некоторое время сплотившегося воедино кружка, известного в истории новейшей литературы под именем «кружка Станкевича». В середине и конце 30-х годов к этому кружку, прямо или косвенно, примыкали: Грановский, Василий Боткин, Катков и др. В 1833-1840 годах К. С. Аксаков находился под влиянием Станкевича и Белинского и предавался изучению немецкой философии вообще и Гегеля в частности, о чем он подробно рассказывает в своих «Университетских воспоминаниях» (День», 1862 г., №№ 39- 40). Увлечение учением Гегеля сказалось даже в его магистерской диссертации о Ломоносове, появившейся в 1846 году. После смерти Станкевича и до отъезда Белинского в Петербург (в 1839 г.) К. С. Аксаков сблизился с , Киреевскими, Самариным. С Белинским же, изменившим правому гегельянству и начавшим проповедовать противоположные воззрения, он обменялся несколькими письмами - и они навеки прекратили сношения (письма Белинского к К. С. Аксакову напечатаны в «Руси» 1881 года).

Вообще жизнь К. С. Аксакова не богата внешними событиями, и после разрыва с Белинским проходит довольно однообразно до самой смерти главы славянофильства в 1860 г. Поэтому дальнейшая биография, а пожалуй, и вся биография его, есть, главным образом, история хода его литературного развития, история его ученых и литературных работ. Поселившись в Москве, К. С. Аксаков только в 1838 году ездил за границу, откуда вернулся через пять месяцев. Литературную деятельность свою, как выше замечено, он начал стихами. Первым печатным произведением были стихи, читанные на торжественном университетском акте в 1835 г. только что кончившим курс 18-летним кандидатом. Вслед за тем он принимал довольно деятельное участие (иногда под псевдонимом К. Эврипидина) в тех журналах, в которых сотрудничал Белинский - «Телескопе», «Молве» и «Московском Наблюдателе». К. С. Аксаков помещал здесь небольшие рецензии, а также стихи, по преимуществу из Шиллера и Гете. Позднее, не оставляя стихотворства, он стал помещать стихи в «Московском Сборнике», «Русской Беседе» и «Молве». После смерти его много стихотворений напечатано в «Дне», «Руси» и «Русском Архиве».

В начале тридцатых годов К. С. Аксаков написал драматическую шутку в стихах, в 3-х действиях, с эпилогом: «Олег под Константинополем!» (напечатана она была в 1858 г.). Эта шутка явилась пародией на так называемое скептическое направление в русской историографии, представителем которого был проф. M. T. Каченовский. Как эта комедия, так и два других драматических произведения К. С. Аксакова - «Освобождение Москвы в 1612 году», драма в 5-ти действиях, появившаяся в 1848 году и только один раз игранная в декабре 1850 г. в бенефис Леонидова, а затем снятая с репертуара, и комедия «Князь Луповицкий», писанная в 1851 году и напечатанная в 1856 году в приложении к «Русской Беседе», а в 1857 г. в Лейпциге - имеют цели не художественные, а дидактические и важны вообще для характеристики тех или иных воззрений автора. То же самое можно сказать и про его оригинальные стихотворения, в которых он постоянно является публицистом. В 1842 году К. С. Аксаков выступил на критическое поприще статьей, напечатанной отдельной брошюрой: «Несколько слов о поэме Гоголя: Похождения Чичикова, или Мертвые души» и в «Москвитянине» того же года, в № 9 ответил на разбор этой брошюры, сделанный Белинским. Затем три критические статьи К. С. Аксакова по литературе, с подписью Имрек, появились в «Московском Сборнике» 1846 года:
1) о сборнике гр. Соллогуба «Вчера и сегодня»,
2) о книге проф. Никитенко «Опыт истории русской литературы»;
3) «О петербургском сборнике» Некрасова,
- и затем уже в пятидесятых годах несколько статей в «Русской Беседе» - «Обозрение современной литературы», 1857 г., кн. I, «О повести г-жи Кохановской После обеда в гостях», 1858 г., кн. 4, «О переводе Кронеберга летописи Тацита», ibid., - и одна большая в «Молве» - «О сочинениях Жуковского», 1857 г., № 11. В «Русской Беседе», начавшей выходить с 1856 г., К. С. Аксаков был одним из наиболее деятельных сотрудников, а в 1857 г. редактировал еженедельную газету «Молва», где поместил много мелких статей.

В 1847 году он защитил диссертацию под заглавием: «Ломоносов в истории русской литературы и русского языка», представленную для получения степени магистра русской словесности. К пятидесятым годам относятся наиболее важные и существенные работы К. С. Аксакова , исторические и филологические, в которых его взгляды достигли своего полного развития. Эти работы вошли в состав неоконченного полного собрания его сочинений, из которого первый том, как и другие тоже под редакцией и с предисловием , появился в 1861 году, второй - в 1875 г. и, наконец, третий в 1880 г. Первый том состоит из 27-ми статей по русской истории, из которых большинство при жизни автора не были напечатаны. Так, между прочим, здесь появилась впервые статья о «Богатырях князя Владимира», приготовленная для «Московского Сборника» 1853 года, возобновленного еще в 1852 году (когда была напечатана в нем статья К. С. Аксакова «О древнем быте у славян вообще и у русских в частности»). Но этот том был запрещен цензурой в полном составе, состоялось распоряжение «всем главным участникам - братьям Аксаковым, кн. Черкасскому, Хомякову, Киреевским не иначе печатать свои статьи, как проведя их через Главное Управление цензуры в Петербурге» и, кроме того, все сотрудники сборника были отданы под полицейский надзор (см. «Русский Архив», 1878 г., № 11, рассказ редактора «Сборника» И. С. Аксакова ). В числе исторических статей особенно выдаются рецензии на І, VI, VII и VIII тома «Истории России» Соловьева, «О древнем быте славян вообще и русских в частности», «Краткий исторический очерк земских соборов», «О состоянии крестьян в древней России», «По поводу Белевской Вивлиофики, изданной Н. А. Елагиным» и др. В этих статьях К. С. Аксаков развивал свои оригинальные воззрения, что склад первоначальной русской жизни не родовой, а общинно-вечевой, что русское государство образовалось не завоеванием, как на Западе, а добровольным призванием власти, и что русский народ резко отделял понятие земли от понятия о государстве, прибегая к последнему только для сохранения первой, что русский народ шел путем внутренней правды и поэтому древнерусская жизнь, в нравственном смысле, достигала высокого совершенства; что, наконец, русскому народу принадлежит особое, высокое и беспримерное, положение во всемирной истории как носителю христианских добродетелей. II и III тома заняты сочинениями филологическими, причем весь третий посвящен «Опыту русской грамматики»; во II томе обращает особенное внимание критический разбор «Опыта исторической грамматики русского языка» Ф. И. Буслаева. Ученая критика в лице И. И. Срезневского («Изв. Имп. Акад. Наук», 1860 г., т. 9, вып. I) филологические сочинения К. С. Аксакова ставит ниже его исторических трудов. В заключение следует еще поименовать ряд публицистических статей, напечатанных в «Русской Беседе» и в «Молве» при жизни автора, и в «Руси» после его смерти. В «Беседе» - «О русском воззрении», 1856 г., кн. І и II, и «Примечания на народную повесть о бражнике», 1859 г., кн. 6; в «Молве» - по поводу статьи В. Ламанского «О распространении знаний в России», 1857 г., № 10, «Замечания на статью Даля о народной грамотности», ibid., № 35, ряд передовых статей. Из посмертных же статей особенно замечательна напечатанная в «Руси», 1881 г., №№ 26-28, записка «О внутреннем состоянии России», поданная в 1855 г. через графа Блудова только что вступившему тогда на престол Императору Александру II.

К. С. Аксаков умер от чахотки на острове Занте (одном из семи Ионических островов), куда приехал в сопровождении брата, летом 1860 г. Для характеристики нравственной личности К. C. Аксакова особенно важны воспоминания о нем Н. Бицына, появившиеся в «Русском Архиве». «Н. Бицын» - псевдоним Николая Михайловича Павлова, автора многих исторических и критических статей, сотрудника «Руси»; свои воспоминания об Аксакове он поместил в № 4 за 1885 г. «Русского Архива». «Очерк семейного быта Аксаковых» в приложении к І тому писем И. С. Аксакова. - Венгеров, «Критико-биографический словарь», вып. 5, 6 и 7; на стр. 201-й пятого выпуска приведена библиография статей биографических и критических по поводу разных произведений.

Для оценки всей деятельности К. С. Аксакова важны статьи: Н. Костомарова - «О значении критич. Трудов К. Аксакова по русской истории» («Рус. Слово», 1861 г., № 2, стр. 1-28), «Московское Словенство» («Современник», 1862 г., №№ 1 и 2), К. Н. Бестужева-Рюмина - «Славянофильское учение и его судьба в русской литературе» («Отечественные Записки», 1862 г., №№ 1, 2 и 3), предисловия И. С. Аксакова к трем томам полного собрания сочинений брата. А. Пыпина - «Характеристики литерат. мнений с 1820 по 1850 гг.», его же - «Константин Аксаков» («Вестник Европы», 1884 г., №№ 3 и 4), Op. Ф. Миллера - «Учение первоначальных славянофилов («Рус. Мысль», 1880 г., № 1).

Общественно-исторические взгляды Аксакова К. С. стоят в теснейшей связи с настроениями той части помещиков-барщинников 40-60-х гг., которая была заинтересована в реформе крепостного хозяйства на капиталистических началах, но в то же время страшилась результатов развития в России промышленного капитализма и связанного с ним обострения классовой борьбы. Для Аксакова Россия и Европа - два разных мира: история России ни в чем не похожа на западноевропейскую. В рус. истории, вместо классовой борьбы, как на Западе, он усматривает стремление к «согласию» и «христианское смирение». Русский народ в изображении Аксакова - народ не государственный, не политический. Он предоставляет всю полноту власти добровольно признанному им правительству, а себе оставляет «свободу духа и жизни» и «силу мнения». Такое толкование истории подсказано классовым инстинктом поместного дворянства: трепеща перед возможной народной революцией, оно стремилось создать убеждение, что рус. истории не свойственны революционные пути и что помещики всем ходом исторического процесса гарантированы от покушений крестьянства на самодержавную власть. Этим же объясняется возмущение Аксакова диалектикой Гегеля, революционное значение которой он хорошо понимал. Особенности «русского духа» лучше всего выражаются, по мнению Аксакова , в созданной русским народом с незапамятных времен общине, которую Аксаков понимает как «союз людей, отказывающихся от своего эгоизма», - союз, основанный на «нравственном законе». Этот восторг перед общиной выражал в скрытой форме взгляды определенных помещичьих кругов. Помещики, главным образом, центральной и восточной России в годы, предшествующие реформе 1861, возлагали на сельскую поземельную общину особые надежды. Они надеялись, что после юридического освобождения крестьян общину с ее круговой порукой можно будет легко и надежно использовать для обеспечения помещику получения прибавочного продукта от освобожденных крестьян. Положительное значение исторической теории Аксакова заключается в том, что она, выдвигая на первый план самодеятельность земли, отрицала первенствующую роль государства в историческом процессе, которую приписывали государственной власти Б. Чичерин и С. Соловьев. Аксаковым была сделана попытка применить свою теорию к политической практике в «Записке о внутреннем состоянии России», поданной им Александру II в 1855: он рекомендует царю сохранить в полной нерушимости свое самодержавие и лишь время от времени созывать «земский собор», чтобы узнать мнение «земли». Но это мнение должно иметь лишь совещательное значение и вовсе не обязательно для царя. Обычно же правительство может узнавать мнение народа из печати, которой нужно дать относительную свободу. В условиях самодержавного режима, печать - в схеме Аксакова - должна была служить средством для выявления перед «земским царем» «нужд народа» (читай: помещиков и смежных с ними социальных групп). Теми же идеями, какими проникнута публицистика Аксакова , полны и его филологические работы: он старается, вопреки фактам, доказать полную самобытность русского языка и народной поэзии, и поэтому научного значения его изыскания не имеют. Более любопытен Аксаков как литературный критик, т. к. он задолго до публицистики 60-х гг. провозгласил чисто служебное значение искусства, которое он вполне подчиняет общественным интересам. Относясь отрицательно к политической борьбе, он не намеревался, однако, отказываться от такого мощного орудия власти над массами, как искусство. Собственные поэтические произведения Аксакова не показывают в нем художественной одаренности: поэзия его - рифмованное изложение публицистических тем, обычных для всего его славянофильского мировоззрения.




Top