Аутизм расстройство возникающее вследствие нарушения. Аутизм. Причины, симптомы и виды заболевания.

Аутизм означает, что человек развивается иным образом и имеет проблемы с коммуникацией и взаимодействием с другими людьми, а также необычные виды поведения, такие как повторяющиеся движения или увлеченность очень узкоспециализированными интересами. Однако это лишь клиническое определение, и это не самое важное из того, что необходимо знать об аутизме.

Итак… что же должен знать об аутизме обычный человек? Существует огромное количество заблуждений, важных фактов, о которых люди даже не подозревают, и несколько универсальных истин, которые всегда игнорируются, если речь идет об инвалидности. Так что давайте перечислим их.

1. Аутизм разнообразен. Очень, очень разнообразен. Когда-нибудь слышали поговорку: "Если вы знаете одного аутичного человека, то вы знаете… только одного аутичного человека"? Это правда. Нам нравятся совершенно разные вещи, мы по-разному себя ведем, у нас разные таланты, разные интересы и разные навыки. Соберите группу аутичных людей и посмотрите на них. Вы обнаружите, что эти люди так же сильно отличаются друг от друга, как и нейротипичные люди. Возможно, аутисты отличаются друг от друга даже сильнее. Каждый аутичный человек индивидуален, и вы не можете сделать никаких предположений о нем только на основе его диагноза, кроме как "Наверное, у этого человека есть проблемы с коммуникацией и социальным взаимодействием". И, согласитесь, это очень общее заявление.

2. Аутизм не определяет личность человека… но он все равно является фундаментальной частью нашей сущности. Кое-кто любезно напомнил мне о пропущенном втором пункте в этом списке, так что я только что его добавила! Я то и дело что-то пропускаю… особенно если речь идет о чем-то вроде "Если написано, что речь идет о списке из десяти пунктов, то пунктов должно быть десять". Все дело в том, что мне трудно воспринимать картину в целом, и вместо этого я постоянно сосредотачиваюсь на деталях вроде "Не допустила ли я орфографическую ошибку?" Если бы у меня уже не было первазивного нарушения развития, то у меня бы диагностировали нарушение внимания вроде СДВГ – в голове у меня не только аутизм. На самом деле аутизм – это лишь одно из множества явлений, и большинство из них не являются диагнозами. Я аутистка, но также у меня огромные проблемы с организацией своих действий и с переключением на новую задачу, которые обычно бывают у людей с СДВГ. Мне отлично дается чтение, но есть серьезные проблемы с арифметикой, но не со счетом. Я альтруистка, интроверт, у меня есть собственное мнение по любому поводу, и я придерживаюсь умеренных взглядов в политике. Я христианка, студентка, ученый… Как много всего входит в идентичность! Однако аутизм все это немного раскрашивает, как будто вы смотрите на что-то сквозь цветное стекло. Так что если вы думаете, что я была бы тем же самым человеком без моего аутизма, то вы однозначно заблуждаетесь! Потому что как можно остаться тем же человеком, если ваш разум начнет по-другому думать, по-другому учиться, и у вас появится совершенно другой взгляд на мир? Аутизм – это не просто некая добавка. Это сама основа для развития личности аутичного человека. У меня только один мозг, а "аутизм" - это просто ярлык, который описывает особенности работы этого мозга.

3. Наличие аутизма не делает вашу жизнь бессмысленной. Инвалидность в целом не означает, что ваша жизнь бессмысленна, и в этом отношении аутизм не отличается от любой другой инвалидности. Ограничения в коммуникации и социальном взаимодействии вкупе с трудностями в обучении и сенсорными проблемами, которые нам свойственны, не означают, что жизнь аутичного человека хуже жизни нейротипичного человека. Иногда люди предполагают, что если у вас есть инвалидность, то ваша жизнь по определению хуже, но я думаю, они просто слишком склонны смотреть на все с собственной точки зрения. Люди, которые всю свою жизнь были нейротипиками, начинают думать о том, что бы они почувствовали, если бы внезапно потеряли свои навыки… в то время как в реальности надо представлять, что у них никогда этих навыков и не было, или что у них развились иные навыки и иной взгляд на мир. Сама по себе инвалидность является нейтральным фактом, а не трагедией. В отношении аутизма трагедия – это не сам аутизм, а связанные с ним предрассудки. Неважно, какие ограничения есть у человека, аутизм не мешает ему быть частью своей семьи, частью своего сообщества и человеком, чья жизнь имеет неотъемлемую ценность.

4. Аутичные люди способны на любовь в той же степени, что и любые другие люди. Любовь к другим людям не зависит от способности бегло говорить, понимать выражение чужих лиц или помнить о том, что когда пытаешься с кем-то подружиться, лучше не рассказывать о диких кошках в течение полутора часов без остановки. Возможно, мы не умеем копировать эмоции других людей, но мы способны на такое же сострадание, что и все остальные. Мы просто иначе это выражаем. Нейротипики обычно пытаются выразить сочувствие, аутисты (по крайней мере, те из них, которые похожи на меня, как я уже говорила – мы очень разные) пытаются исправить проблему, которая изначально расстроила человека. Я не вижу причин считать, что один подход лучше другого… О, и еще одно: хотя я сама асексуалка, среди людей спектра аутизма я в меньшинстве. Аутичные взрослые, с любой формой аутизма, могут влюбляться, вступать в брак и заводить семью. Несколько моих знакомых аутистов женаты или ходят на свидания.

5. Наличие аутизма не мешает человеку учиться. На самом деле не мешает. Мы растем, и мы учимся в течение всей жизни, точно так же, как и любой другой человек. Иногда я слышу, как люди говорят, что их аутичные дети "выздоровели". Однако на самом деле они лишь описывают, как их дети растут, развиваются и учатся в подходящей обстановке. Они фактически обесценивают усилия и достижения собственных детей, списывая их на последний препарат или другое лечение. Я прошла долгий путь от двухлетней девочки, которая почти круглосуточно плакала навзрыд, постоянно бегала кругами и устраивала бурные истерики от прикосновения шерстяной ткани. Теперь я учусь в колледже, и я почти добилась независимости. (Шерстяную ткань я, правда, до сих пор не выношу). В хорошей обстановке, при хороших учителях обучение будет практически неизбежным. Именно на этом должны сосредоточиться исследования аутизма: как лучше всего научить нас тому, что нам необходимо знать об этом мире, который не приспособлен для нас.

6. Происхождение аутизма почти полностью генетическое. Наследственная составляющая аутизма составляет около 90%, что означает, что почти каждый случай аутизма можно свести к определенной комбинации генов, будь это "гены ботаников", которые передались от ваших родителей, или же это новые мутации, которые возникли только в вашем поколении. Аутизм никак не связан с теми прививками, которые вам делали, и он никак не связан с тем, что вы едите. По иронии, несмотря на аргументы противников вакцин, единственная доказанная не генетическая причина аутизма – это синдром врожденной краснухи, который возникает, когда беременная (обычно не прошедшая вакцинацию) женщина заболевает краснухой. Люди, делайте все необходимые прививки. Они спасают жизни – миллионы людей, которые каждый год умирают от заболеваний, которые можно было предотвратить вакцинами, с этим согласились бы.

7. Аутичные люди – это не социопаты. Я знаю, наверное, вы так и не думаете, но все равно это следует повторить еще раз. "Аутизм" часто связывают с образом человека, которому абсолютно плевать на существование других людей, в то время как в реальности, это просто проблема коммуникации. Нам не плевать на других людей. Более того, я знаю нескольких аутистов, которые так панически боятся случайно сказать "что-то не то" и задеть чужие чувства, что в результате постоянно стесняются и нервничают. Даже невербальные аутичные дети проявляют такую же привязанность к своим родителям, что и не аутичные. В реальности, аутичные взрослые совершают преступления гораздо реже, чем нейротипики. (Впрочем, не думаю, что это связано с нашей врожденной добродетельностью. В конце концов, очень часто преступление – это социальная активность).

8. Нет никакой "эпидемии аутизма". Другими словами: растет число людей, у которых диагностирован аутизм, но общее число аутичных людей остается прежним. Исследования, проведенные среди взрослых, показывают, что уровень аутизма среди них такой же, как и среди детей. С чем же связаны все эти новые случаи? Просто с тем, что теперь ставятся диагнозы и при более мягких формах аутизма, в том числе благодаря признанию того, что синдром Аспергера – это аутизм без задержки речи (раньше диагноз не ставился, если вы могли говорить). Кроме того, начали включать людей с умственной отсталостью (как оказалось, помимо умственной отсталости у них очень часто есть и аутизм). В результате, число диагнозов "умственная отсталость" снизилось, а число диагнозов "аутизм", соответственно, возросло. Тем не менее, риторика про "эпидемию аутизма" имела и положительный эффект: благодаря ей мы узнали о реальной распространенности аутизма, и мы знаем, что он не обязательно бывает тяжелым, и мы знаем, как именно он проявляется, что позволяет детям получать необходимую поддержку с самого раннего возраста.

9. Аутичные люди могут быть счастливы и без исцеления. И речь не идет о каком-то второсортном счастье по принципу "лучше что-то, чем ничего". Большинство нейротипиков (если они не художники и не дети) никогда не заметят красоту в расположении трещин в асфальте мостовой, или как великолепно играют цвета на разлитом бензине после дождя. Они, наверное, никогда не узнают, каково это целиком и полностью отдаться определенной теме и изучить про нее все, что только можно. Им никогда не познать
красоту фактов, которые были приведены в определенную систему. Они, вероятно, никогда не узнают, каково это махать кистями рук от счастья, или каково это забыть обо всем из-за ощущения шерсти кошки. В жизни аутистов есть прекрасные аспекты, как, скорее всего, они есть и в жизни нейротипиков. Нет, поймите меня правильно: это трудная жизнь. Мир не приспособлен для существования аутистов, а аутичные люди и их семьи каждый день сталкиваются с чужими предрассудками. Однако счастье при аутизме не сводится к "мужеству" или "преодолению". Это просто счастье. Не обязательно быть нормальным, чтобы быть счастливым.

10. Аутичные люди хотят быть частью этого мира. Мы действительно этого хотим… просто на наших собственных условиях. Мы хотим, чтобы нас принимали. Мы хотим учиться в школе. Мы хотим работать. Мы хотим, чтобы нас слушали и услышали. У нас есть надежды и мечты о нашем будущем и о будущем этого мира. Мы хотим внести свой вклад. Многие из нас хотят завести семью. Мы отличаемся от нормы, но именно разнообразие делает этот мир сильнее, а не слабее. Чем больше будет образов мышления, тем больше будет найдено способов решения той или иной проблемы. Разнообразие общества означает, что при возникновении проблемы, у нас под рукой будут разные умы, и кто-нибудь из них найдет решение.

Аутизм является диагнозом, вызывающий ужас в глазах каждого родителя после приема у детского психиатра. Изучением аутистических расстройств занимаются уже давно, при этом данная проблема представляет собой одно из наиболее загадочных психических заболеваний. В яркой форме аутизм проявляется в раннем детском возрасте (РДА – ранний детский аутизм), при этом ребенок становится изолированным от собственной семьи и общества.

Что такое аутизм?

Аутизмом называется общее расстройство развития личности с максимальным дефицитом эмоций и сферы общения. Суть болезни кроется в ее названии, которое означает «внутри себя». Человек, страдающий аутизмом, никогда не проявляет вовне свои жесты, речь и энергию. Чаще всего расстройство характерно для детей в возрасте 3-5 лет, тогда ставится диагноз РДА. Для подростков и совершеннолетних характерны только легкие проявления аутизма.

Причины аутизма

Чаще всего дети с РДА физически абсолютно здоровы, никак видимых внешних недостатков у них не проявляется. У матерей беременность протекает без особенностей. У больных малышей строение мозга практически не отличается от нормы. Многие замечают даже особую привлекательность лицевой части у малыша-аутиста. Однако в отдельных случаях другие признаки болезни все же проявляются:

    туберозный склероз;

    инфицирование матери краснухой в период беременности;

    хромосомные аномалии;

    нарушение обмена жиров – женщины с ожирением имеют высокий риск родить ребенка с врожденным аутизмом.

Все вышеперечисленные состояния отрицательно отражаются на мозге ребенка и способны вызывать аутистические заболевания. Согласно данным исследований, свою роль играет генетическая предрасположенность: при наличии в семье аутиста риск развития болезни увеличивается. Однако достоверные причины аутизма не названы до сих пор.

Каким образом воспринимает мир аутичный ребенок?

Считается, что аутист не способен объединять детали и части в единый образ. Он видит человека как несвязанные руки, нос, уши и прочие части тела. Ребенок с этим психическим расстройством практически не может отличить предметы живой природы от неодушевленных. Помимо этого, все внешние факторы (прикосновения, свет, цвета, звуки) вызывают у него чувство дискомфорта. Ребенок старается ограничиться от окружающего мира и уйти в себя.

Симптомы аутизма

Выделяют 4 главных симптома аутизма у детей, которые проявляются в определенной степени:

    стереотипное поведение;

    нарушение коммуникации;

    нарушения в социальном поведении;

    ранние признаки состояния аутизма (до 5 лет).

Признаки и симптомы аутизма видео:

Стереотипное поведение

  • Выполнение повседневных ритуалов.

Ребенок с аутизмом чувствует себя комфортно лишь в привычной для него обстановке. Изменив маршрут прогулки, распорядок дня или расстановку вещей в помещении, можно добиться агрессивной реакции малыша и ухода его внутрь себя.

  • Зацикленность ребенка на конкретном занятии и невозможность переключиться на другое дело.

Малыш может часами сортировать кубики или строить башни. Вытащить его из этого состояния очень сложно.

  • Многократное повторение движений, которые лишены смысловой нагрузки.

У ребенка-аутиста наблюдаются эпизоды самостимуляции. Они представлены стереотипными повторяющимися движениями, которые малыш использует в непривычной или пугающей обстановке:

    покачивание головой;

    щелканье пальцами;

    хлопанье в ладоши;

    другие монотонные движения.

Характерны страхи, навязчивые идеи. При возникновении пугающей ситуации возможны приступы самоагрессии и агрессии.

Нарушение коммуникации

  • Отсутствие речи (мутизм) или выраженная ее задержка.

Дети с тяжелой формой аутизма не разговаривают. Они используют только несколько слов, чтобы обозначать свои потребности, и употребляют их в одной форме (спать, есть, пить). При появлении речи она не нацелена на восприятие другими людьми и носит бессвязный характер. Ребенок способен часами повторять одну фразу. О себе страдающие от аутизма дети говорят во втором либо третьем лице (Света хочет есть).

  • Аномальный характер речи (эхолалии, повторы).

При ответе на поставленный вопрос малыш повторяет часть фразы или всю ее целиком.

Родитель спрашивает: - Ты хочешь спать?

Ребенок отвечает: - Ты хочешь спать?

    Отсутствует реакция на свое имя.

    Неправильные интонации, слишком тихая или громкая речь.

    Задерживается или не наступает «возраст вопросов».

В отличие от здоровых детей аутисты не тревожат родителей, задавая им сотни вопросов о состоянии окружающего мира. Если такой период и наступает, их вопросы не имеют практического значения и являются однообразными.

  • Нарушения социального взаимодействия.

Скудная, зачастую неадекватная ситуации мимика.

При попытке развеселить больного ребенка он редко улыбается. Зато он может рассмеяться по своим, никому не понятным из окружающих, причинам.

У аутиста лицо обычно маскообразное с редко возникающими гримасами.

  • Резко нарушен или отсутствует контакт глаза в глаза.

Аутист не способен воспринимать образ собеседника целостным, из-за этого зачастую смотрит «сквозь» человека.

  • Жесты применяются только для обозначения нужд.
  • Неспособность к пониманию эмоций окружающих.

Мозг здорового человека работает так, что, взглянув на собеседника, можно с легкостью определить его состояние (гнев, удивление, страх, печаль, радость). У аутиста отсутствуют такие способности.

  • Отсутствие интереса к сверстникам.

Дети, страдающие аутизмом, не играют со своими ровесниками. Они размещаются рядом и погружаются в собственный мир. В толпе детей найти аутического малыша достаточно просто – его окружает «аура» экстремального одиночества. Если страдающий от аутизма ребенок и обращает внимание на сверстников, то воспринимает их как неодушевленные объекты.

  • Возникновение трудностей в играх со знанием социальных ролей и использованием воображения.

Здоровый ребенок быстро учится баюкать куклу, катать машинку, лечить плюшевого мишку. Аутичный малыш не различает в игре социальные роли. Более того, он не способен воспринимать игрушку как целостный предмет. Он может найти колесо у машинки и крутить его в течение нескольких часов подряд.

  • Отсутствие ответа на общение и проявление родителями эмоций.

Ранее считалось, что страдающие аутизмом люди не связаны с родными эмоционально. Но теперь исследования доказали, что уход мамы от ребенка вызывает у него чувство беспокойства. В присутствии семьи ребенок лучше идет на контакт. И становится менее зацикленным на своих занятиях. Разница заключается только в реакции на отсутствие родителей. Аутист проявляет тревогу, не предпринимает действия, направленные на возвращение родителей. Точно определить чувства, которые возникают у него при разлуке, нельзя. Здоровый ребенок сильно расстраивается, зовет маму, если она ушла надолго из поля зрения, плачет.

  • Ранние признаки состояния аутизма у детей.

Болезнь проявляется у детей, как правило, в очень раннем возрасте. Уже к году становится заметно отсутствие реакции на свое имя, улыбки и необычное поведение ребенка. Считается, что в первые три месяца своей жизни аутисты малоподвижны, имеют неадекватные реакции на раздражающие внешние факторы и скудную мимику.

Необычные дети видео

Памятка для родителей

Если Вы заметили сильное проявление истерики у чужого ребенка, значит, этот ребенок может страдать аутизмом или другими психическими расстройствами, поэтому необходимо вести себя предельно тактично.

Уровень интеллекта при аутизме

Подавляющая часть детей-аутистов имеет умеренную или легкую форму умственной отсталости. Причинами этого являются трудности в обучении и дефекты строения мозга. Если заболевание сочетается с хромосомными аномалиями, эпилепсией и микроцефалией, у ребенка отмечается глубокая умственная отсталость. При легких формах психического расстройства и динамическом развитии речи наблюдается нормальный уровень интеллекта, порой даже выше среднего.

Главная особенность аутизма заключается в избирательном интеллекте. Таким образом, дети могут хорошо успевать в рисовании, музыке, математике, но отставать от ровесников по остальным дисциплинам. Иногда встречаются случаи савантизма – явления, когда аутист чрезвычайно одарен в определенной области. Например, савант способен сыграть мелодию, которую слышал лишь единожды, или очень точно нарисовать картину, или запомнить столбики цифр и решать вычислительные операции высокой сложности без дополнительных средств.

Синдром Аспергера

Выделяют особый вид расстройств аутизма, который получил название синдрома Аспергера. Под ним подразумевают легкую форму классического аутизма, проявляющуюся в более позднем возрасте:

    проявление синдрома Аспергера начинается после 7-10 лет;

    уровень интеллекта выше среднего или нормальный;

    речевые навыки ребенка в пределах нормы;

    могут возникать проблемы с громкостью речи или интонацией;

    зацикленность на изучении одного явления или одном занятии (аутист способен часами рассказывать своему собеседнику о том, что никому, кроме его самого, неинтересно, не взирая на их реакцию);

    нарушение координации движений: странные позы, неловкая ходьба;

    эгоцентричность, неспособность идти на компромисс и договариваться.

Большинство людей с синдромом Аспергера при поддержке и правильном воспитании успешно учатся в школе и вузе, устраиваются на работу и создают семьи.


Синдром Ретта

Является тяжелым заболеванием нервной системы, которое связано с нарушением в X-хромосоме и распространено только среди девочек. При аналогичном нарушении мужского плода он становится нежизнеспособным и погибает внутриутробно.

Встречаемость болезни – приблизительно 1:10 000 девочек.

Кроме глубокой аутичности, которая полностью изолирует ребенка от внешнего мира, данный синдром характеризуется следующими особенностями:

    нормальное развитие в возрасте от 6 до 18 месяцев жизни;

    замедление роста головы после шести-восемнадцати месяцев;

    потеря целенаправленных навыков движений руками;

    низкая двигательная активность и плохая координация;

    стереотипные движения руками по типу рукопожатия или умывания;

    потеря речевых навыков.

При синдроме Ретта в отличие от традиционного аутизма часто обнаруживается эпилептическая активность и недоразвитость мозга. При этом заболевании прогноз излечения неблагоприятный. Коррекция двигательных расстройств и аутизма удается с трудом.

Диагностика аутизма

Сначала признаки аутизма замечают родители ребенка. Именно родные раньше всех остальных обращают внимание на нетипичное поведение малыша. Особенно это происходит рано, когда в семье есть другие маленькие дети и есть к кому приравнивать. Чем ранее родители начинают тревожиться по этому поводу и искать специалистов для помощи, тем больше шансов у ребенка с аутизмом вести обычный образ жизни и социализироваться.

Тестирование ребенка с использованием специальных опросников

Диагностика при детском аутизме сводится к опросу родителями и изучению поведения ребенка в привычном для него окружении.

    ADI-R – опросник для диагностики аутизма.

    CHAT – анкета для диагностирования аутизма у маленьких детей.

    ADOS – диагностическая шкала наблюдения аутизма.

    ABC – поведенческая анкета для диагностики аутизма.


Инструментальные методы:

    Проверка слуха у сурдолога – чтобы исключить связь речевой задержки с тугоухостью.

    ЭЭГ – для диагностирования эпилептических приступов (иногда аутизм сопровождается эпилепсией).

    УЗИ головного мозга – чтобы исключить повреждение мозга, способное вызвать характерные симптомы.

Родители и другие люди могут некорректно воспринимать поведение ребенка-аутиста.

Что видит взрослый

Это может быть

  • Забывчивость.
  • Витание в облаках.
  • Неорганизованность.
  • Отлынивание от работы, обязанностей.
  • Непослушание.
  • Манипуляция.
  • Апатия.
  • Лень.
  • Повышенная тревожность.
  • Стресс или реакция на новую ситуацию.
  • Попытка регуляции сенсорных систем.
  • Непонимание чужих ожиданий.
  • Повторяющиеся действия.
  • Ответ на перемены в виде расстройства.
  • Предпочтение однообразию.
  • Сопротивление переменам.
  • Отказ от сотрудничества.
  • Упрямство.
  • Ригидность.
  • Неспособность воспринимать ситуацию со стороны.
  • Попытка сохранить предсказуемость и порядок.
  • Неуверенность в алгоритме выполнения указаний.
  • Мешающее поведение.
  • Невыполнение инструкций.
  • Импульсивность.
  • Желание находиться в центре внимания.
  • Эгоизм.
  • Нежелание слушаться.
  • Провокации.
  • Задержка в обработке поступающей информации.
  • Трудности в понимании общих и абстрактных понятий.
  • Нюхает разные предметы.
  • Трогает различные предметы и вращает их.
  • Не смотрит в глаза.
  • Избегает определенного освещения или звуков.
  • Нежелание слушаться.
  • Плохое поведение.
  • Крайняя зрительная, звуковая, обонятельная чувствительность.
    Сенсорные проблемы.
  • Сенсорные и телесные сигналы нормально не обрабатываются.

Лечение аутизма

Главный вопрос, который возникает при столкновении

с заболеванием аутизма – лечится ли оно? К сожалению - Нет.

От этой болезни лекарства не существует. Нет такого препарата, после приема которого ребенок выходит из своего «мира» и социализируется. Единственный вариант приспособить аутиста к социуму – создание благоприятной среды и упорные ежедневные занятия. Это большой труд педагогов и родителей, всегда приносящий свои плоды.

Особенности воспитания ребенка-аутиста

    Создать благоприятную для обучения, развития и жизни ребенка среду. Неустойчивый распорядок дня и пугающая обстановка тормозят навыки у аутиста и способствуют еще большему его «погружению в себя».

    Воспринимать аутизм как способ существования. Страдающий от этого заболевания ребенок думает, чувствует, слышит и видит по-другому в отличие от большинства людей.

    При необходимости подключить к воспитанию и обучению ребенка логопеда, психиатра, психолога и других специалистов.

Этапы лечения аутизма

    Формирование навыков, требуемых для обучения – в случае, когда ребенок не идет на контакт со взрослым, нужно наладить его. При отсутствии речи следует развить минимальные ее зачатки.

    Устранение неадекватных форм поведения: навязчивостей страха, зацикленности и ухода в себя, самоагрессии и агрессии.

    Обучение наблюдению и подражанию.

    Обучение играм и социальным ролям (играть в доктора, катать машинку, кормить куклу).

    Вырабатывание эмоционального контакта.


Поведенческая терапия аутизма

Наиболее распространенная терапия детского аутизма осуществляется по принципам поведенческой психологии (бихевиоризма). Одна из разновидностей такого лечения – ABA-терапия.

В основе такой терапии лежит наблюдение за реакциями и поведением ребенка. Изучив все особенности конкретного малыша, проводят подбор стимулирующих факторов. Для кого-то таковыми станут любимые блюда, для кого-то – звуки, музыка или одежда. Далее все желательные реакции подкрепляют этим поощрением. Грубо говоря: сделал так, как положено – получи конфетку. По такому принципу возникает контакт с ребенком, закрепляются нужные умения и пропадает деструктивное поведение в форме самоагрессии и истерик.

  • Логопедические занятия

Практически у всех аутистов наблюдаются те или иные проблемы с речью, которые мешают им полноценно общаться с другими людьми. Регулярные занятия вместе с логопедом позволяют наладить правильное произношение, интонацию и подготовить ребенка к получению образования в школе.

  • Выработка навыков самообслуживания и социальных навыков

Характерной проблемой для аутичных детей является отсутствие мотивации к играм и повседневным делам. Их тяжело приучить к поддержанию гигиены, распорядку дня, сложно увлечь. Чтобы закрепить полезные навыки, применяются специальные карточки. На них в подробностях нарисована или написана последовательность действий. Например, встал с постели, оделся, умылся, почистил зубы, причесался и т.д.

  • Медикаментозная терапия

Использование медицинских препаратов при лечении аутизма возможно только в кризисных случаях, если деструктивное поведение мешает ребенку развиваться. Однако не нужно забывать о том, что стереотипные действия, плач и истерики – это также способ общения с миром. Гораздо сложнее выглядит ситуация, когда спокойный малыш-аутист днями не выходит на контакт, сидит бездейственно в комнате, погрузившись в себя. Поэтому давать ребенку успокаивающие и психотропные препараты можно исключительно по рецепту врача.

Существует мнение, что быстрому выздоровлению аутиста способствует безглютеновая диета. Но на сегодняшний день достоверных научных данных о подобных чудесных исцелениях пока нет.

К сожалению, на пике популярности в настоящее время находятся шарлатанские методы лечения заболевания стволовыми клетками, использование ноотропов (глицин и др.), микрополяризация. Вышеперечисленные способы являются не только бесполезными, но и могут представлять угрозу для здоровья. А с учетом особой ранимости аутичных детей вред от такого «лечения» может быть очень серьезным.

Что доктор Комаровский говорит про аутизм?

Состояния, имитирующие аутизм

  • Тугоухость – нарушения слуха различной степени.

У детей с нарушением слуха наблюдается задержка речи различной степени, начиная мутизмом и заканчивая неправильным произношением некоторых звуков. Они слабо откликаются на имя, кажутся непослушными, не выполняют просьбы. Все это напоминает симптоматику аутизма, поэтому родители, прежде всего, обращаются к психиатру. Грамотный врач должен направить ребенка на обследование органов слуха. После подбора слухового аппарата развитие ребенка нормализуется.

  • СДВГ.

Часто синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) ошибочно принимают за аутистические проявления. Считается, что признаки этого синдрома наблюдаются у каждого третьего ребенка. Основные симптомы СДВГ: сложности в освоении школьных дисциплин, неусидчивость. Дети не способны длительное время концентрировать свое внимание на одном занятии и ведут себя чрезмерно подвижно.

Отклики СДВГ наблюдаются и у взрослых, которым сложно запоминать события и даты, принимать зрелые решения. Данный синдром необходимо диагностировать как можно ранее и начинать лечение: успокаивающие средства и психостимуляторы в комплексе с занятиями с психологом позволяют скорректировать поведение.

  • Шизофрения.

Длительное время аутизм относили к проявлениям детской шизофрении. Однако в нынешнее время научные исследования доказали, что природа этих заболеваний разная, и они ничем не связаны между собой.

Сравнительно с аутизмом шизофрения как отклонение начинает развиваться в более позднем возрасте. Наблюдается постепенное развитие симптомов болезни. Родители замечают разные странности в поведении ребенка: монологи, уход в себя, навязчивости страхов. В протекании болезни отмечаются незначительные ремиссии с дальнейшим ухудшением состояния. Медикаментозное лечение шизофрении назначает психиатр.

Аутизм у ребенка – это вовсе не приговор.

Никому не известны причины данного заболевания.

Мало кто способен объяснить ощущения аутичного

ребенка при контактах с внешним миром.

Точно известно только одно: при коррекции раннего аутизма,

правильном уходе, занятиях, поддержке педагогов

и родителей дети способны вести нормальную жизнь,

учиться, работать и получать удовольствие.

Для предотвращения глубоких нарушений психической деятельности, отставания в физическом развитии необходимо своевременно выявить патологию на основе признаков, которые приведены ниже в статье.

К счастью, частота патологии не превышает 1% от всех родившихся детей. Правда, множество случаев заболевания, протекающего в легкой степени, не диагностированы, что несколько искажает общую статистику.

Ребенок аутист – как развивается патология

Ребенок аутист развивается медленнее, чем его сверстники. Если патология проявляется средней степенью выраженности, он может придавать словам неверное значение. Аутичный малыш не желает иметь друзей, так как не находит с ними «общего языка». Такие дети предпочитают играть в одиночестве, не отвечают на улыбки окружающих людей.

Ранний детский аутизм нередко сопровождается аллергиями и нарушениями процесса переваривания пищи, так как существует зависимость между недоразвитием мозговой ткани и процессами регуляции деятельности внутренних органов.

Тем не менее, симптомы заболевания являются индивидуальными и у каждого ребенка проявляются собственной клинической картиной. Врачи выделяют лишь некоторые обобщающие черты, по которым можно установить диагноз болезни.

Проявления аутизма существенно зависят от возраста ребенка, что требует выделения особенностей патологии у каждой возрастной категории. Специфические клинические симптомы болезни существуют и у взрослых.

Какие причины приводят к аутизму у детей и взрослых

Причины аутизма в большинстве случаев связаны, скорее всего, с нарушением поступления питательных веществ во внутриутробном периоде. Некоторые ученые считают основной причиной развития патологии гипоксию головного мозга. До сих пор настоящей этиологии заболевания не установлено.

Клинические эксперименты не подтвердили роль плохой наследственности в качестве причины аутизма. Согласно статистике вероятность появления заболевания у второго ребенка из семьи, где один из детей болен недугом не превышает 5-7%.

Не обнаружили исследования, какой-либо зависимости между вакцинацией и развитием данного заболевания. В общем, причины аутизма – загадка для ученых и врачей, но болезнь прогрессирует – это факт.

Одним из провоцирующих факторов заболевания некоторые врачи считают нарушения гормональной сферы у мальчиков, так как замечено, что патология в 5 раз чаще появляется у них в сравнении с девочками.

Общие симптомы аутизма

Рассматривая общие симптомы аутизма у взрослых и детей, удобно разделить их на несколько областей.

Социальное взаимодействие у больных характеризуется некоторыми специфическими привычками, которые сразу замечают окружающие. К примеру, аутист во время общения может долго и пристально смотреть в глаза или принимать необычное положение. С близкими, родственниками и знакомыми такие люди не склонны общаться, так как у них отсутствуют всякие интересы и переживания;

Невербальное и вербальное общение. Ребенок начинает поздно разговаривать, а в некоторых случаях вообще лишается таких навыков. Согласно статистике – около 40% детей аутистов не разговаривает. Самостоятельно такому пациенту сложно начинать разговор. У больного не возникает желания его продолжать, если начал кто-то другой. Пациенты склонны к повторению одной и той же фразы – эхолапия;

Ограниченность интересов приводит к тому, что человек постоянно концентрируется на одних и тех же деталях, но у него не хватает мышления, чтобы описать объект в целом. Увлечения также ограничиваются парой тематик, например, видеоиграми и картами;

Стереотипное мышление проявляется повторением некоторых жестов и поведенческих действий, которые пациенты постоянно повторяют (хлопание в ладоши, раскачивание тела).

Общие симптомы аутизма проявляются однообразными действиями. К примеру, при аутизме ребенок может съесть хлеб еще до того, как будет принимать салат. При прогулке вместе с взрослыми он будет настаивать на том, чтобы ежедневно они двигались по старому маршруту.

У взрослых проявления недуга сопровождаются гиперактивностью.

Кстати, около 10% аутистов хорошо обладают определенным навыком – разбираются в музыке, рисуют. У некоторой части пациентов наблюдается необычное чувственное восприятие. Так легкое прикосновение может вызвать у них резкую боль, а сильное рукопожатие приведет к успокоению нервной системы.

Признаки аутизма в раннем возрасте (до 2 лет)

Ранний детский аутизм проявляется сразу после рождения ребенка. В течение первого года жизни малыша родители могут заметить существенные отличия в его поведении в сравнении с ровесниками.

Другие признаки заболевания до 2 лет:

  • Ребенок никогда не смотрит в глаза родителей;
  • Не плачет, когда мать уходит. Не улыбается и не тянет руки к родителям;
  • Задержка в развитии речи сопровождается тем, что к 12 месяцам малыш не «гулит», а использует в речи лишь несколько простых звуков. К возрасту в 24 месяца он не произносит простых фраз;
  • Агрессивность в поведении и в отношении других детей приводит к тому, что с ним никто не хочет играть;
  • Неадекватные реакции малыша в ответ на внешние раздражители приводят к тому, что звук, свет и другие приглушенные звуки заставляют его бояться.

Родителям следует научиться четко отличать признаки аутизма от психологических особенностей личности с проявлениями скромности и молчаливости. Неуверенность и погружение в себя требует тщательного анализа со стороны психологов. Если мама обнаруживает подобные симптомы у своего малыша, следует проконсультировать с педиатром.

Симптомы аутизма у ребенка 2-11 лет

Симптомы аутизма у ребенка в возрасте 2-11 лет сопровождаются некоторыми специфическими проявлениями, которые накладываются на вышеописанные.

Признаки аутизма у детей от 2 до 11 лет:

  • Часто повторение одной и той же фразы;
  • Не поддерживает беседу;
  • Ребенок не разговаривает;
  • Стереотипное мышление с аналогичными действиями, которые повторяются изо дня в день;
  • Школьники аутисты приобретают навыки с большим усилием. Их очень сложно обучить письму и чтению;
  • У некоторых детей просыпается интерес лишь к некоторым наукам. Например, к музыке, рисованию или математике.
  • Следует понимать, что эти симптомы накладываются на другую симптоматику, поэтому у школьников диагностировать заболевание не сложно не только врачам, но и их родителям.

Как проявляется аутизм у детей после 11 лет

Ранний детский аутизм не излечивается, поэтому его проявления сохраняются на протяжении всей жизни. Существуют специфические признаки заболевания у детей после 11 лет. Данный возраст интересен тем, что наступает период полового созревания ребенка, когда под влиянием гормональной сферы перестраиваются практически все органы и ткани, в том числе и головной мозг.

Если до этого времени, больной был молчаливым и необщительным, то во время полового созревания данные проявления усиливаются. Агрессивность, тревожные расстройства, депрессия, и множество других проявлений заболевания приводят к тому, что подросток аутист после 11 лет становится неконтролируемым.

Он стойко отстаивает свои интересы и практически игнорирует советы, просьбы окружающих и близких людей. На фоне агрессивности возможно выполнение социально опасных действий. Это свидетельствует о том, что школьники с аутизмом должны постоянно находиться под контролем родителей.

Симптомы аутизма у взрослых

Аутизм у взрослых проявляется симптомами, которые зависят от нескольких факторов:

  • Степени тяжести заболевания;
  • Индивидуальных особенностей личности;
  • Социальной среды.

Скудная клиническая картина болезни наблюдается при легком течении патологии. Такие люди не соблюдают общепринятые правила, избегают контактов с окружающими, тихо разговаривают или, наоборот, проявляют себя слишком громко.

Аутизм у взрослых – основные симптомы:

  • Отсутствие эмоций, чувств, намерений и осознания окружающего мира;
  • Невозможность построения дружеских отношений;
  • Трудность вступления в общение;
  • Скудный словарный запас;
  • Отсутствие интонаций и сходство речи с «роботом»;
  • Постоянные переживания из-за событий в жизни и предстоящих перемен.

В легкой степени аутизм взрослых позволяет человеку в возрасте 25 лет жить отдельно от родителей. При достаточном развитии умственных способностей он может заводить семью.

При патологии средней степени формируется частичная зависимость от окружающих, так как человек не может самостоятельно приготовить еду и обращаться с бытовыми приборами. Если интеллект ниже среднего, за ним необходим постоянной присмотр.

При наличии у человека настораживающих симптомов или выявлении социально опасного поведения врачебная комиссия в составе психиатра, невролога, терапевта и других специалистов определяет состояние пациента, исходя из наблюдения за ним в течение определенного промежутка времени (несколько месяцев).

Диагностика заболевания также предполагает необходимость определения важных особенностей, которые отличают болезнь от с умственной отсталостью.

Психологические проблемы в семье аутичного человека

Аутизм взрослых не возникает самостоятельно. Заболевание сохраняется на протяжении всей жизни в связи с тем, что не существует этиологического лечения. Большое значение на обострение симптомов заболевания играет отношение родителей к ребенку аутисту.

Следует понимать, что у таких детей постоянно возникают трудности в жизни, начиная от школы и заканчивая работой.

Правильная психологическая организация отношений в семье позволяет в детские годы избавиться от некоторых признаков заболевания. Если родители знают, как жить вместе с аутичным ребенком, они могут подготовить его к самостоятельной взрослой жизни.

К примеру, трудности с контактированием уравновешиваются спокойным поведением взрослых. Конечно, в момент постановки диагноза семья испытывает большие трудности. Стресс возникает у каждого члена. Вначале родителям сложно пережить тот факт, что ребенок «необучаем». С течением времени они привыкают жить с ним и даже правильно воспитывают.

Депрессию, раздражительность и эмоциональную нестабильность при правильной психологической работе с ребенком можно навсегда устранить.

Наличие в семье ребенка аутиста дополнительным грузом ложится на его братьев и сестер. Как правило, другим детям приходится выводить «трудного» ребенка на улицу, защищать его в коллективах перед сверстниками. При этом они испытывают психологические и бытовые трудности, что приводит к определенным жертвам в интересах и общении с их стороны.

О принципах лечения аутичности

Эффективного лечения аутичности не существует. Невозможно устранить недоразвитие тканей головного мозга. Тем не менее, есть много психологических методик, позволяющих развить у пациентов определенные навыки, которые помогут адаптироваться социально и правильно общаться с окружением.

Некоторые люди придерживаются идеи о том, что диета при аутизме обеспечивает благоприятное течение болезни. Научных данных относительно влияния характера питания на симптомы заболевания не накоплено. В основе такого подхода лежит мнение о том, что кишечник аутиста не способен усваивать такие белки, как казеин и глютен. При исключении данных продуктов из питания действительно человеку становится легче, но заболевание не вылечивается. Безглютеновая диета может привести к нарушению обмена углеводов, поэтому ее использование должно быть назначено врачом.

Таким образом, аутизм у взрослых протекает более остро при отсутствии рационального подхода к болезни в детские годы. Его симптомы усиливаются на фоне постоянных стрессов и нервных переживаний. Без психологической коррекции социально адаптировать такого больного невозможно.

Пугающее слово «аутизм» еще несколько десятилетий назад знали немногие, хотя данное нарушение развития нервной системы психиатр Л. Каннер описал еще в 1943 г.

Поскольку распространенность данного нарушения в последнее время встречается все чаще, большинство современных родителей не только слышали о таком явлении, но и в общих чертах имеют представление о его сути.

Аутизм является общим расстройством развития, при котором наблюдается выраженный всесторонний дефицит общения и социального взаимодействия, интересы ограничены, а действия носят повторяющийся характер. Суть заболевания заключена в его названии – жесты и речь человека, страдающего аутизмом, не направлены на внешний мир, отсутствует и социальный смысл действий.

При этом наличие аутизма не означает, что этот человек не в состоянии испытывать привязанность, сочувствие или склонен нарушать нормы поведения (так бывает при наличии социопатии) – аутисты испытывают проблемы с коммуникацией, но даже при отсутствии речи малыш с аутизмом испытывает привязанность к родителям так же, как и любой ребенок без отклонений.

Диагноз «аутизм» для многих родителей звучит как приговор, но далеко не в каждом случае проявления заболевания связаны с нарушением интеллектуального развития.

Поскольку расстройства аутического спектра отличаются разнообразными проявлениями, у ребенка кроме ограниченности интересов и нарушенной взаимной коммуникации может наблюдаться нарушение внимания, задержка речевого развития, ритуальное поведение и другие отклонения от нормы при среднем или даже высоком уровне интеллекта. При том что аутист испытывает трудности с социальным взаимодействием, он также испытывает эмоции (привязанность к близким и др.) и не стремится к одиночеству.

Безусловно, по сравнению с другими детьми, аутист отличается рядом особенностей, но жизнь таких детей во многих случаях сохраняет осмысленность и наполненность, а при легкой форме заболевания во взрослом возрасте нарушение может проявляться только специфической манерой общения и узостью интересов.

Несмотря на статистическое увеличение случаев аутизма, распространенность заболевания по сути не увеличивается – рост статистических показателей связан с объединением аутизма (детского и атипичного), синдрома Аспергера и первазивного расстройства развития в понятие «расстройства аутического спектра» (до внесения изменения в классификацию диагноз «аутизм» ставился только при наличии задержки речи).

Проявление аутизма в классическом понимании термина наблюдается:

  • В возрасте до 3-х лет (детский аутизм).
  • После 3-х лет (атипичный аутизм, для которого характерно отсутствие одного из основных диагностических критериев или позднее начало). Наблюдается чаще при наличии других расстройств, в том числе и при умственной отсталости.

Причины развития аутизма

Некоторое время назад считалось, что развитие аутизма связано с общей причиной, которая затрагивает генетический, когнитивный и нейрональный уровни. Поскольку уже выявлено множество генов, потенциально способных влиять на развитие аутизма, но эффект этих «кандидатов» очень мал, большинство ученых предполагает, что это расстройство вызывается совокупностью причин (генетических, эпигенетических и внешних), чаще действующих одновременно.

О внешних причинах аутизма достоверных данных пока не существует, но к потенциально опасным факторам, способным вызвать аутизм у ребенка, в настоящее время относят:

  • Токсичные вещества (пестициды, растворители, тяжелые металлы и др.);
  • Инфекционные заболевания (синдром врожденной краснухи и, возможно, другие инфекции);
  • Пренатальный стресс.

Приблизительно в 90% случаев детский аутизм является следствием генетических мутаций. Важно отметить, что у совершенно здоровых родителей в результате новых мутаций, не наблюдающихся в предыдущих поколениях, может родиться ребенок-аутист.


У детей, страдающих аутизмом, внешние недостатки отсутствуют – ребенок-аутист обычно отличается хорошим физическим здоровьем и внешней привлекательностью.

Строение мозга у таких детей не нарушено, но функциональность нейронных связей высокого уровня и их синхронизация снижены.

Признаки детского аутизма даже в младенческом возрасте вызывают интуитивную тревогу родителей – у ребенка редко наблюдается улыбка при появлении близких, снижена реакция на социальные стимулы, отсутствует интерес к другим людям. Комплекс оживления, естественный для ребенка при появлении взрослого, распространяется также на неживые предметы (такая реакция в смягченном варианте может присутствовать и у взрослого при наличии аутизма). У новорожденных симптомы аутизма не проявляются.

Лепет, который в норме появляется в 6–10 месяцев, у ребенка отсутствует до года, малыш при этом не жестикулирует сам, а предпочитает выражать свои желания рукой другого человека.

Ребенок-аутист не имитирует чужое поведение, не пытается взаимодействовать с другими детьми, не участвует в невербальном общении и не приближается к чужим. Эмоции других людей оставляют его равнодушным, но звуковые или осязательные раздражители часто вызывают чересчур бурную реакцию (истерику в том числе). На раздражители другого типа и на позу кормления реакция часто ослаблена, удовольствия после кормления малыш не проявляет.

Признаки аутизма включают также отсутствие:

  • первых слов к 16 месяцам;
  • спонтанных фраз из двух слов к концу 2-го года (автоматическое повторение не учитывается).

Речь маленького ребенка-аутиста содержит мало согласных звуков, обмен звуками с другими людьми происходит вразнобой, словарный запас ограничен. Малыш-аутист редко сопровождает жесты словами, редко комбинирует слова, практически никогда не делится с другими своими переживаниями и крайне редко обращается с просьбами. У ребенка также наблюдается эхолалия (повторение чужих слов) и реверсия местоимений – малыш не меняет местоимение (например, говорит о себе «ты», «тебе» и т.д.).

Функциональную речь ребенок-аутист может освоить только при совместном внимании родителей (например, если ребенка попросить показать рукой на игрушку, он будет чаще всего смотреть на руку, а не на сам предмет).

У детей аутизм проявляется также сложностью перехода от слов-обозначений к связной речи. Трудности вызывают также игры, требующие воображения. Кроме того, аутист при контакте с другими людьми редко смотрит им в глаза.

О возможном развитии аутизма говорит и утрата части языковых или социальных навыков, которая может проявиться у ребенка в любое время.

Признаки аутизма проявляются также:

  • Стереотипией, при которой малыш часто совершает бесцельные движения (например, ребенок трет руки, раскачивается или вращает головой).
  • Склонностью соблюдать некие правила (располагать объекты определенным образом и т.д.).
  • Потребностью поддерживать однообразие (например, ребенок может сопротивляться перемещению предметов в комнате и др.).
  • Аутоагрессией, при которой активность ребенка направлена на причинение вреда самому себе. Наблюдается у 30% детей с аутизмом.
  • Строгим соблюдением последовательности повседневных действий (ритуальное поведение).
  • Узкосфокусированными интересами (ограниченное поведение, при котором малыш интересуется только одной игрушкой и т.д.).

Эти признаки аутизма не являются специфичными (они присутствуют и при других нарушениях развития), но только при аутизме эти симптомы ярко выражены и проявляются часто.

У конкретных детей наблюдаются не все симптомы, характерные для аутизма.

Необязательным, но относительно распространенным симптомом аутизма является:

  • Генерализованная недостаточная обучаемость, которая не всегда является свидетельством низкого интеллектуального уровня (этот термин также применяется по отношению к детям с нормальным интеллектуальным уровнем и наличием некоторых проблем с чтением и письмом). Этот симптом выявляется у большинства детей, страдающих от аутизма. Низкий уровень IQ наблюдается при тяжелых формах аутизма, а при легких формах расстройства уровень интеллекта может быть выше среднего (даже в том случае, когда уровень интеллекта не отклоняется от нормы, возможны сложности с обучением).
  • Наличие припадков эпилептического типа. Припадки чаще начинаются в подростковом возрасте, выявляются у ¼ детей с генерализованной недостаточной обучаемостью и только у 5% детей с IQ в пределах нормы.
  • Проблема с концентрацией внимания (СДВГ). Эта проблема может наблюдаться при навязанных взрослыми заданиях, но отсутствовать при самостоятельно выбранной задаче, но может присутствовать и постоянно.
  • Приступы вспышек гнева, которые возникают при нарушении привычного распорядка или постороннего вмешательства в ритуалы. Вспышки гнева могут возникать также из-за неспособности ребенка сообщить о своих потребностях.

У ребенка также могут наблюдаться другие симптомы, не являющиеся отличительными признаками аутизма. Аутист может отличаться необычными способностями (от дословного запоминания больших объемов текста до выдающихся способностей в изобразительном искусстве, музыке, построении сложных трехмерных моделей и др.).


У ребенка часто повышена способность к сенсорному (при помощи органов чувств) восприятию мира, присутствует необычная реакция на сенсорные стимулы, однако эти симптомы не являются отличительной чертой заболевания.

Дополнительные признаки аутизма включают:

  • Избыточную или недостаточную реактивность (например, при избыточной реактивности ребенка могут доводить до слез громкие звуки, а при недостаточной реактивности малыш при перемещении может натыкаться на предметы).
  • Потребность в сенсорной стимуляции (малыш ритмически раскачивается или совершает другие подобные действия).
  • Проблемы с моторикой (у ребенка ослаблен тонус мышц, наблюдаются трудности при планировании движений или ходьбе на цыпочках). Тяжелые двигательные нарушения в результате аутизма не наблюдаются.
  • Отклонение в пищевом поведении. Присутствует у 2/3 детей-аутистов. Чаще всего аутист избирателен в выборе блюд, но подобное поведение может включать также наличие связанных с едой ритуалов и отказ от приема пищи (признаки недоедания при этом отсутствуют). Симптомы проблем с желудочно-кишечным трактом наблюдаются в таких случаях у небольшого количества детей.
  • Нарушения сна. У ребенка при аутизме можно обнаружить трудности с засыпанием и частые пробуждения среди ночи или рано утром.

Поскольку детский аутизм у каждого ребенка проявляется в разных формах и сопровождается разными симптомами, этот диагноз ставится при наличии трех основных критериев:

  • недостатка социальных взаимодействий;
  • нарушенной взаимной коммуникации;
  • ограниченности интересов и повторяющегося репертуара поведения.

У ребенка в более взрослом возрасте наблюдаются трудности при распознавании лиц и эмоций других людей. Аутист испытывает проблемы при знакомстве с другими людьми, ему трудно поддерживать дружеские отношения, но это не значит, что ребенок стремится к одиночеству. Ощущение одиночества у ребенка возникает в результате недостатка общения, которое является следствием низкого качества отношений.

Братья и сестры для ребенка-аутиста чаще объект восхищения, чем конкурент, поэтому конфликты между детьми возникают редко.

Во взрослом возрасте аутист отличается от окружающих людей замкнутой внутренней жизнью, эмоции такого человека часто бедны. Происходящие во внешнем мире события не затрагивают внутренний мир человека с аутизмом, и в то же время аутист не является равнодушным – так, он не выражает сочувствие, но может попробовать помочь с решением проблемы того, с кем общается.

Как ребенок-аутист воспринимает окружающий мир

В представлении большинства людей диагноз «аутизм» ассоциируется с неполноценностью и инвалидностью, поэтому такое заболевание у ребенка для родителей является синонимом полной катастрофы – им кажется, что их малыш будет однозначно несчастен и ограничен в возможностях. Однако это не совсем так – при сравнении с другими детьми малыш даже при легкой форме аутизма однозначно будет отличаться специфическим поведением и трудностями при обучении, однако несчастным ребенок-аутист не будет.


Симптомы данного заболевания отличаются многообразием, поэтому таких детей объединяет между собой только проблема общения с другими живыми существами. Во всем остальном каждый аутист с легкой формой заболевания является неповторимой личностью, обладающей своими способностями, интересами и навыками.

Большинству окружающих сложно представить себе этапы развития аутиста (у родителей ребенка возникают те же сложности) - для них заболевание кажется лишением того, что у них было, утратой определенных ощущений и навыков. На самом деле аутист развивается иначе, чем люди с отсутствием этого заболевания.

Аутисты иначе ощущают себя в этом мире и обладают другими навыками и интересами – аутист не понимает выражения лиц окружающих, способен часами говорить о своем интересе (такое поведение часто отталкивает), но он способен полностью и досконально изучить определенную тему и испытывать при этом полное удовлетворение. Аутист может быть счастлив, приводя имеющиеся факты в определенную систему, его в любом возрасте может восторгать и целиком поглощать красота расположения трещин или ощущение, которое испытываешь при прикосновении к шерсти животного и т.д.

Поскольку в обществе бытует представление о равнодушном отношении аутиста к окружающим, родителей беспокоит перспектива будущего одиночества ребенка. Вопреки стереотипам, аутисты с легкими формами расстройства могут испытывать привязанность, во взрослом возрасте влюбляться и создавать семьи (безусловно, встречаются асексуальные аутисты, но таких меньшинство).

Отношение детей-аутистов к родителям даже при наличии серьезных отклонений (отсутствие речи) не отличается от отношения здоровых детей. Важно помнить, что при наличии аутизма и малыш, и взрослый иначе проявляет свои чувства, чем люди без аутизма (это связано со спецификой общения аутистов).

В детском возрасте у малышей наблюдаются трудности с адаптацией к окружающему миру, так как мир не приспособлен для них. У ребенка наблюдается избыточная активность мозга, поэтому малыш не успевает анализировать то, что он слышит, видит и осязает, то есть в его внутреннем мире отсутствует цельная картина.

Голос человека для ребенка не отличается от других звуков, поэтому дети до года не лепечут, в раннем возрасте не реагируют на свое имя (у родителей часто возникает впечатление, что ребенок не слышит, при том, что кроха вздрагивает от посторонних звуков).

Лица и руки родителей для детей сливаются в общем потоке впечатлений, не выделяясь на фоне остальных предметов – именно поэтому комплекс оживления могут вызывать и неживые предметы. Сенсорная путаница затрагивает и область осязания – у ребенка может вызывать истерику мягкий материал (бархат, шерсть), но при этом он совершенно спокойно прикасается к шершавым или колючим предметам.

Поскольку в мире ребенка с аутизмом из-за специфики восприятия отсутствуют звенья, скрепляющие общую картину мира, ребенок очень ценит ритуалы и стереотипное поведение, дающие ощущение безопасности. Любая выбивающаяся из привычного графика вещь приводит к повышению тревожности и утрате контроля над собой. У детей младше трех лет часто наблюдаются бурные, неадекватные с точки зрения родителей реакции (плачет из-за громкого звука и т.д.). Помогают избавиться от тревожности стереотипные действия – покачивания всем телом, быстрые размахивания руками (руки напоминают при таких движениях крылья) и т.д.


Сложностью для родителей и ребенка является и неумение «читать» чужие эмоции – в процессе развития и общения с родителями ребенок корректирует свои действия и поведение, ориентируясь на реакцию родителей (восприятие себя основывается на реакции матери и остальных людей). Отсутствие способности воспринимать лицо человека целиком (только глаза или только нижняя часть лица) приводит к тому, что у ребенка нет шанса научиться отличать мимические выражения гнева, радости и т.д., как это происходит обычно с детьми третьего года жизни. Обычно ребенок в возрасте 3-х лет по мимике уже улавливает настроение окружающих и может сравнить его со своим. Понимание отличия между собой и другими способствует развитию навыков общения.

Кроме того, у ребенка с аутизмом конкретное мышление – он не воспринимает метафор и образов, не улавливает разницы в интонации, поэтому даже при хорошем уровне интеллекта и правильной речи он испытывает трудности при общении (речь других людей часто сбивает его с толку).

Отсутствие возможности «считывать» чувства окружающих приводит к неумению выражать свои собственные чувства доступно для других – интонации речи ребенка-аутиста часто не совпадают с содержанием речи (монотонное «спасибо» не означает недовольства и т.д.).

Все это в целом создает препятствия для полноценного общения с другими, вызывая у аутиста чувство неуверенности даже при хорошем уровне адаптации.


Уровень адаптации ребенка-аутиста зависит в первую очередь от родителей, так как именно лечения данного расстройства (устранения причины аутизма и возвращения к норме) в настоящее время не существует. В тех случаях, когда речь идет о «вылечившемся» ребенке-аутисте, имеется в виду ребенок, развивающийся и обучающийся в подходящей для него обстановке, благодаря чему он приобретает навыки, необходимые для полноценного существования в этом мире.

В тех случаях, когда родители своевременно (в возрасте 1,5 лет) обратили внимание на признаки аутизма у ребенка, обратились к специалисту и смогли создать благоприятную для малыша атмосферу, ребенок при легких формах расстройства приобретает большинство необходимых навыков и от сверстников отличается только спецификой восприятия и общения.

Для достижения такого результата нужно:

  • Осознать, что аутизм останется с ребенком на протяжении всей его жизни, то есть он всегда будет чувствовать, видеть и слышать не так, как другие. Ребенка не нужно «подгонять» к общепринятой норме, ему нужно помочь приобрести навыки, помогающие жить в мире «неаутистов».
  • Помнить, что изменение распорядка и неблагоприятные для данного ребенка условия негативно воздействуют на малыша, и он «уходит в себя».
  • Подобрать подходяще методики коррекции речи и других навыков при помощи специалистов (логопеда, психолога и т.д.).
  • Устранить агрессию и другое неконструктивное поведение. Достаточно эффективна АВА-терапия, при которой для конкретного ребенка подбирается стимул, позволяющий закрепить желаемую реакцию (занятия нужно проводить каждый день).
  • Обучать подражанию, социальным и ролевым играм.

Медикаментозное лечение (успокоительные и психотропные препараты) используется только по строгим показаниям и назначается исключительно врачом (к примеру, задержка речевого развития к таким показаниям не относится).

Альтернативное лечение (применение глицина для стимуляции речевого развития и т.д.) может нанести аутисту вред, поскольку органические нарушения у ребенка отсутствуют, а бурные реакции служат способом выражения эмоций.

Адекватное лечение аутистов заключается в закреплении необходимых навыков, поскольку внутренняя мотивация к совершению повседневных дел у них часто отсутствует.

В настоящее время существует огромное количество заболеваний, которые передаются по наследству. Но бывает и так, что передается не само заболевание, а предрасположенность нему. Речь пойдет об аутизме.

Понятие аутизма

Аутизм - это особое расстройство психики, которое возникает, вероятнее всего, из-за нарушений в головном мозге и выражается в остром дефиците внимания и общения. Аутист ребенок социально плохо адаптируется, практически не идет на контакт.

Это заболевание связано с нарушениями в генах. В некоторых случаях такое состояние связано с одним геном или В любом случае ребенок появляется на свет с уже имеющейся патологией в психическом развитии.

Причины развития аутизма

Если рассматривать генетические аспекты данного заболевания, то они настолько сложные, что порой совсем не понятно, вызвано оно взаимодействием нескольких генов или это мутация в одном гене.

Все-таки ученые-генетики выделяют некоторые провоцирующие факторы, которые могут привести к тому, что на свет появляется аутист ребенок:

  1. Пожилой возраст отца.
  2. Страна, в которой родился малыш.
  3. Маленький вес при рождении.
  4. Недостаток кислорода во время родов.
  5. Недоношенность.
  6. Некоторые родители считают, что на развитие заболевания могут повлиять прививки, но этот факт не доказан. Возможно, просто совпадение сроков вакцинации и проявления заболевания.
  7. Считают, что мальчики чаще страдают от этого заболевания.
  8. Влияние веществ, которые вызывают врожденные патологии, которые часто связывают с аутизмом.
  9. Отягощающее воздействие могут оказывать: растворители, тяжелые металлы, фенолы, пестициды.
  10. Перенесенные во время беременности инфекционные заболевания также могут спровоцировать развитие аутизма.
  11. Курение, употребление наркотических средств, алкоголя, как во время беременности, так и до нее, что ведет к повреждению половых гамет.

Дети аутисты рождаются по разным причинам. И, как видно, их огромное множество. Предсказать рождение малыша с таким отклонением в психическом развитии практически невозможно. Тем более, есть вероятность, что предрасположенность к этому заболеванию может и не реализоваться. Только как гарантировать это со 100% уверенностью, никто не знает.

Формы проявления аутизма

Несмотря на то, что большинство детей с таким диагнозом имеют много общего, но аутизм может проявляться по-разному. Эти дети различным способом контактируют с внешним миром. В зависимости от этого выделяют следующие формы аутизма:

Большинство врачей считают, что самые тяжелые формы аутизма встречаются достаточно редко, чаще всего мы имеем дело с аутичными проявлениями. Если с такими детьми заниматься и уделять занятиям с ними достаточно времени, то развитие ребенка аутиста будет максимально приближено к сверстникам.

Проявления заболевания

Признаки заболевания проявляются тогда, когда начинаются изменения в участках мозга. Когда и как это происходит - до сих пор не ясно, но большинство родителей замечают, если у них есть дети аутисты, признаки уже в самом раннем детстве. Если при их проявлении принять срочные меры, то вполне возможно привить малышу навыки общения и самопомощи.

В настоящее время еще не найдены методы полного излечения от этого заболевания. Малая часть детей вступает во взрослую жизнь самостоятельно, хотя некоторые из них добиваются даже определенных успехов.

Даже врачи разделились на две категории: одни считают, что надо продолжать поиски адекватного и эффективного лечения, а вторые убеждены, что аутизм - это намного шире и больше, чем простое заболевание.

Опросы родителей показали, что у таких детей часто можно наблюдать:



Эти качества чаще всего проявляли старшие дети аутисты. Признаки, которые еще часто встречаются у таких детей - это определенные формы повторяющегося поведения, которое врачи делят на несколько категорий:

  • Стереотипия. Проявляется в раскачивании туловища, вращении головой, постоянном покачивании всем телом.
  • Сильная потребность в однообразии. Такие дети обычно начинают протестовать даже в том случае, когда родители решают переставить мебель в их комнате.
  • Компульсивное поведение. Примером является вкладывание объектов и предметов определенным образом.
  • Аутоагрессия. Такие проявления направлены на самого себя и могут приводить к различным травмам.
  • Ритуальное поведение. Для таких детей все действия как ритуал, постоянный и каждодневный.
  • Ограниченное поведение. Интерес ребенка, например, направлен только на одну книжку или одну игрушку, а другие он не воспринимает.

Еще одним проявлением аутизма является избегание зрительного контакта, они никогда не смотрят в глаза собеседнику.

Симптомы аутизма

Данное расстройство затрагивает нервную систему, поэтому проявляется, прежде всего, отклонениями в развитии. Обычно они заметны уже в раннем возрасте. Физиологически аутизм может никак не проявляться, внешне такие детки вполне нормально выглядят, имеют такое же телосложение, как и их сверстники, но при внимательном их изучении можно увидеть отклонения в психическом развитии и поведении.

К основным симптомам можно отнести:

  • Недостаточная обучаемость, хотя при этом интеллект может быть вполне нормальным.
  • Припадки, которые чаще всего начинают проявляться в подростковом возрасте.
  • Неумение концентрировать свое внимание.
  • Гиперактивность, которая может проявляться, когда родитель или воспитатель пытается дать определенное задание.
  • Гнев, особенно в тех случаях, когда аутист ребенок не может сформулировать, что он хочет, или посторонние вмешиваются в его ритуальные действия и нарушают привычный распорядок.
  • В редких случаях когда ребенок обладает некими феноменальными способностями, например, отличная память, музыкальная одаренность, способность к рисованию и другие. Таких детей встречается очень маленький процент.

Портрет аутичного ребенка

Если родители внимательно наблюдают за своим малышом, то они сразу заметят отклонения в его развитии. Они может и не смогут объяснить, что их тревожит, но то, что их ребенок отличается от других детей, они скажут с большой точностью.

От обычных и существенно отличаются дети аутисты. Фото это ясно демонстрируют. Уже в синдром оживления нарушается, они слабо реагируют на любые раздражители, например на звук погремушки.

Даже самого родного человека - маму такие дети начинают узнавать гораздо позже своих сверстников. Даже узнавая, они никогда не тянут свои ручки, не улыбаются и никак не реагируют на все ее попытки пообщаться с ними.

Такие дети часами могут лежать и смотреть на игрушку или картину на стене, а могут неожиданно испугаться собственных рук. Если посмотреть на то, как ведут себя дети аутисты, то можно заметить их частые раскачивания в коляске или кроватке, однообразные движения руками.

Становясь старше, такие дети не выглядят более живыми, они, наоборот, резко отличаются от сверстников своей отрешенностью, безразличием ко всему, происходящему вокруг. Чаще всего они при общении не смотрят в глаза, а если и смотрят на человека, то разглядывают одежду или черты лица.

Играть в коллективные игры они не умеют и предпочитают одиночество. Может наблюдаться заинтересованность в течение длительного времени одной игрушкой или действиями.

Характеристика ребенка аутиста может выглядеть таким образом:

  1. Замкнутые.
  2. Отрешенные.
  3. Необщительные.
  4. Отстраненные.
  5. Безразличные.
  6. Не умеющие идти на контакт с окружающими.
  7. Постоянно совершающие стереотипные механические движения.
  8. Бедный словарный запас. В речи никогда не употребляют местоимение «Я». О себе они всегда говорят во втором или третьем лице.

В детском коллективе от обычных детей сильно отличаются дети аутисты, фото это только подтверждают.

Мир глазами аутиста

Если больные данным заболеванием дети обладают навыками речи и построения предложений, то они рассказывают, что мир для них - это сплошной хаос из людей и событий, который им совершенно непонятен. Это связано не только с психическими отклонениями, но и восприятия.

Те раздражители внешнего мира, которые для нас вполне привычны, аутист ребенок воспринимает негативно. Так как им трудно воспринимать окружающий мир, ориентироваться в обстановке, то это вызывает у них повышенную тревожность.

Когда родителям надо насторожиться?

От природы все дети разные, даже вполне здоровые отличаются своей общительностью, темпами развития, способностью воспринимать новую информацию. Но есть некоторые моменты, которые должны вас насторожить:



Если вы заметили у своего ребенка хотя бы некоторые признаки из перечисленных, то стоит показать его врачу. Психолог даст правильные рекомендации по общению и занятиям с малышом. Поможет определить, насколько сильно проявляются симптомы аутизма.

Лечение аутизма

Практически полностью избавиться от симптомов заболевания не получится, но, если приложить максимум усилий родителям и психологам, то вполне возможно, что приобретут навыки общения и самопомощи дети аутисты. Лечение должно быть своевременным и всесторонним.

Главной его целью должно быть:

  • Снизить напряжение в семье.
  • Повысить функциональную независимость.
  • Улучшить качество жизни.

Любая терапия подбирается для каждого ребенка индивидуально. Те методы, которые дают отличные результаты с одним ребенком, могут совершенно не работать с другим. После использования методик психосоциальной помощи наблюдаются улучшения, это говорит о том, что любое лечение лучше, чем его отсутствие.

Имеются специальные программы, которые помогают малышу осваивать навыки общения, самопомощи, обретать рабочие навыки, уменьшают проявления симптомов заболевания. В лечении могут использоваться следующие методы:



Кроме таких программ используют обычно и Назначают препараты, снижающие тревожность, например антидепрессанты, психотропы и другие. Нельзя использовать такие лекарства без назначения врача.

Изменениям должен подвергнуться и рацион ребенка, необходимо исключить продукты, возбуждающе воздействующие на нервную систему. В организм должно поступать достаточное количество витаминов и минералов.

Шпаргалка для родителей аутистов

При общении родители обязательно должны учитывать особенности детей аутистов. Можно дать краткие рекомендации, которые помогут вам наладить контакт со своим ребенком:

  1. Вы должны любить своего малыша таким, какой он есть.
  2. Всегда учитывайте интересы ребенка.
  3. Строго соблюдайте и ритм жизни.
  4. Старайтесь выработать и соблюдать определенные ритуалы, которые будут повторяться каждый день.
  5. Чаще посещайте группу или класс, где обучается ваш ребенок.
  6. Разговаривайте с малышом, даже, если он вам не отвечает.
  7. Старайтесь создавать комфортную обстановку для игр и обучения.
  8. Всегда терпеливо объясняйте малышу этапы деятельности, желательно подкрепляя это картинками.
  9. Не допускайте переутомления.

Если вашему малышу поставили такой диагноз, как аутизм, то не стоит отчаиваться. Главное любить его и принимать таким, какой он есть, а также постоянно заниматься, посещать психолога. Кто знает, может у вас растет будущий гений.




Top