Борис акунин псевдоним а настоящее имя. Борис акунин - биография, фото, книги, личная жизнь писателя

МОСКВА, 22 декабря - РИА Новости. Новый роман Бориса Акунина "Весь мир театр" выходит во вторник, 22 декабря.

Ниже приводится биография Бориса Акунина.

Беллетрист, востоковед, литературный критик и переводчик Григорий Шалвович Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин, родился 20 мая 1956 года в небольшом городке Зестафони (Грузия) в семье служащих.

В 1958 году семья переехала в Москву и с тех пор Чхартишвили живет в столице.

В 1973 году он окончил английскую школу № 36, в 1979 году - историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ), где получил диплом историка-японоведа. После института занимался литературным переводом с японского и английского языков.

В переводе Чхартишвили изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сехэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Корагессан Бойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).

В 1979 - 1986 годах Григорий Чхартишвили работал в издательстве "Русский язык".

С 1986 по 2000 год работал в журнале "Иностранная литература" - заведующим отделом публицистики до 1994 года, а после - заместителем главного редактора журнала "Иностранная литература". В начале октября 2000 года ушел из издательства, чтобы заниматься исключительно беллетристикой.

Борис Акунин являлся главным редактором 20-томной "Антологии японской литературы", председателем правления мегапроекта "Пушкинская библиотека" (Фонд Сороса). Он - один из составителей 100-томного издания, в которое вошли лучшие произведения русской литературы, начиная с "Повести временных лет" и заканчивая сочинениями современных авторов.

В конце 1990-х годов Чхартишвили начал серию романов и повестей "Приключения Эраста Фандорина" (первый роман "Азазель"), ставшую заметным явлением русской беллетристики рубежа ХХ-XXI веков. С 1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом "Борис Акунин". Японское слово "акунин", по словам самого писателя, не имеет адекватного перевода на русский язык. Приблизительно его можно перевести как "злой человек", "разбойник", "человек, не соблюдающий законов". Критические и литературоведческие работы он публикует под своим настоящим именем.

Помимо принесших ему известность романов и повестей из серии "Новый детектив" ("Приключения Эраста Фандорина"), Акунин создал серии "Провинциальный детектив" ("Приключения сестры Пелагии"), "Приключения магистра", "Жанры". Он - автор криминально-пародийного продолжения пьесы А.П. Чехова "Чайка" и цикла пародийной прозы "Сказки для идиотов", с 2001 года ведет книжную серию "Лекарство от скуки" в издательстве "Иностранная литература", автор монографии "Писатель и самоубийство".

В конце 2007 года вышла книга Акунина "Смерть на брудершафт" - название цикла из 10 повестей в экспериментальном жанре "Роман-кино". В мае 2009 года вышел в продажу роман "Сокол и ласточка" про сокровища и пиратов.

Новый роман об Эрасте Фандорине "Весь мир театр" станет тринадцатой книгой фандорианы Бориса Акунина.

Борис Акунин является одним из наиболее читаемых авторов современной России.

СМИ называли Акунина одним из самых издаваемых авторов в России, отмечая, что в первом полугодии 2008 года общий тираж его произведений составил около 1,3 млн экземпляров. СМИ также писали о высоких гонорарах Чхартишвили-беллетриста.

Согласно журналу "Форбс", с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года Акунин заработал 2 млн долларов, следующий год, по данным того же "Форбса", оказался хуже - 1,2 млн долларов.

Книги Акунина переведены на 35 языков мира, они изданы в Италии, Испании, Франции, Японии, Германии, Финляндии, Нидерландах.

По его произведениям сняты фильмы "Азазель", "Турецкий гамбит", "Статский советник".

В сентябре 2000 года на Московской книжной ярмарке он был назван российским писателем года.

Лауреат премии "Антибукер-2000" за лучшее прозаическое произведение "Коронация".

Победитель конкурса "Лица года", организованного газетой "Комсомольская правда", в номинации "Писатель года" (2000).

Лауреат национального телевизионного конкурса "ТЭФИ-2002" в номинации "лучший сценарист" за сценарий фильма "Азазель" (ОРТ).

За вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией Фонд при МИД Японии присудил Григорию Чхартишвили премию за 2009 год.

В мае 2009 года Правительство Японии присвоило Григорию Чхартишвили государственную награду страны - орден Восходящего солнца.

Акунин Борис (р. 1956) – российский писатель грузинского происхождения, настоящее имя которого Чхартишвили Григорий Шалвович. Самые известные его произведения – цикл детективов о талантливом дворянине Эрасте Фандорине. В начале 2012 года Акунин сделал заявление, что именно он является автором произведений, издававшихся ещё под двумя псевдонимами – Анна Борисова и Анатолий Брусникин. Также писатель много работал в качестве переводчика, литературоведа, учёного-япониста. Занимается общественной деятельностью, в которой идёт в противовес современной российской власти. На просторах интернета ведёт блог «Живой журнал».

Детство

Его отец, Чхартишвили Шалва Ноевич, 1919 года рождения, грузин по национальности, был офицером-артиллеристом, участвовал в Великой Отечественной войне.

Мама, Бразинская Берта Исааковна, 1921 года рождения, еврейского происхождения, преподавала русский язык и литературу.

В 1958 году, когда мальчику было два годика, семья перебралась на постоянное место жительства в Москву. Квартира, где рос ребёнок, была полна всяческой литературы – книг и вырванных страниц из толстых журналов. Поэтому не удивительно, что он так рано пристрастился к чтению. Уже в десятилетнем возрасте Борис прочитал роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» – произведение, которое далеко не каждый взрослый понимает и воспринимает.

Когда ему было одиннадцать лет, мама нашла интересный метод заинтриговать и тем самым заставить сына прочитать роман Льва Толстого «Война и мир». Она положила четырёхтомник на стол и запретила мальчику брать его в руки. Сказала при этом, что сын ещё маленький для такого произведения и не поймёт, о чём там идёт речь. Вместо игр с солдатиками Борис жадно стал читать том за томом и ждал, когда же наступит то, о чём предупреждала мама.

Читал он всё подряд, больше всего интересовался исторической литературой. Он даже умудрился разработать в себе программу по типу летучих мышей, когда быстро шёл по городу с открытой книгой в руках, читал на ходу и при этом практически ни с кем никогда не сталкивался.

Среди школьных предметов больше всего Акунина увлекала география. Как-то раз преподаватель распределила между учащимися класса страны мира, о которых каждый должен был подготовить реферат. Борису досталась Япония с Тунисом. Он пересмотрел в библиотеке всю советскую прессу. Про Тунис информации было мало, а про Японию достаточно, чтобы он смог подготовить лучший реферат в классе. С той поры любовь к Стране Восходящего Солнца осталась в нём навсегда.

В старших классах он записался в кружок молодого востоковеда, по завершении занятий в котором Акунину вручили специальный диплом. Получив аттестат об окончании специализированной школы № 36, где углублённо изучал английский язык, Борис подал документы для поступления в МГУ.

Образование

В 1978 году Акунин стал студентом Института стран Азии и Африки при МГУ, факультет выбрал историко-филологический.

Однокурсники вспоминали его как юморного и отзывчивого товарища, пользующегося успехом у девушек. Из-за худобы и слишком кучерявых волос в университете дали ему кличку Анджел Дэвис. Учёба Борису давалась легко, среди преподавателей слыл одним из самых способных студентов. Чтобы ему не поручили, всегда выполнял вдумчиво и чётко. Давал списывать другим ребятам, только почерк имел ужасный, с кривыми буквами.

С молодости был способен на благородные поступки. Одному студенту из группы, где учился Акунин, предложили работу в Москве. Только поставили условие – обязательная столичная прописка. Парень этот приехал на учёбу из провинции и жил в общежитии. Тогда Борис прописал его в своей московской квартире.

Практику студенты проходили при гостинице «Интурист». Акунин проводил японцам экскурсии по Кремлю, они были в восторге от молодого гида. Он знал такие исторические подробности, о которых не рассказывали опытные экскурсоводы. На каникулах по международной программе обмена студентами Борис побывал в Японии и ещё больше влюбился в эту страну. Теперь ни язык, ни культура японцев не казались ему экзотическими, он их слишком хорошо изучил.

Трудовой путь

Окончив институт, Акунин поступил на работу в издательство «Русский язык», где основным родом его деятельности были литературные переводы с японского и английского языков. Именно в его переводах издавались произведения таких японских писателей, как Масахико Симада, Юкио Мисима, Кобо Абэ, Сёхэй Оока, Синъити Хоси, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Такэси Кайко. Среди англичан и американцев в переводе Акунина были изданы произведения Питера Устинова, Тома Корагессана Бойла, Малкольма Брэдбери.

В 1986 году перешёл в издательство журнала «Иностранная литература», где через восемь лет занял должность заместителя главного редактора. Когда всемирно известная международная благотворительная организация «Фонд Сороса» организовала мега-проект «Пушкинская литература», Акунин занял в нём пост председателя правления.

Происхождение псевдонима

В 1998 году занялся написанием художественных произведений. Хорошо изучив японские традиции, он знал, что древние самураи в течение жизни могли несколько раз менять своё имя. Тем самым они показывали, что меняется их внутренняя сущность и человек становится другим. Таким образом попытался раскрепоститься, избавиться от своих комплексов и Григорий Шалвович Чхартишвили, взяв себе новое имя – Борис Акунин. Его первые книги были изданы уже под этим псевдонимом.

Есть две интерпретации придуманного псевдонима. Писатель часто сравнивал себя с известным русским революционером М. А. Бакуниным, который был противником марксизма и одним из крупнейших теоретиков анархизма. Его фамилию, разделив первые две буквы точкой, «Б. Акунин» и использовал Чхартишвили.

По второй версии есть такое японское слово «аку-нин», состоящее из нескольких иероглифов. Переводится оно как «личность, живущая не по общественным, а по своим законам» или «негодяй, злодей, плохой человек, причём не маленький, а исполин, требующий от окружающих уважения и внимания к себе».

Под псевдонимом «Борис Акунин» писатель издаёт только беллетристику, документальные труды и критику публикует под настоящим именем – Григорий Чхартишвили.

Фандорин – главная фишка писателя

В конце ХХ века в отечественной беллетристике значительным событием стало появление первого романа об Эрасте Фандорине «Азазель». Фамилию для главного героя Акунин подбирал очень долго. Он искал немецкий, но русифицированный вариант, потому что по авторской задумке предки главного героя происходили из Германии. Сам собой всплыл в памяти персонаж чеховского произведения по фамилии Дорн, и добавленная приставка «фон» дала в результате фамилию Фандорин. А имя и отчество – Эраст Петрович – писатель позаимствовал у Пушкина, у которого был приятель с таким милым сочетанием инициалов.

Первый роман «Азазель» своего читателя нашёл не сразу. Критики объяснили это тем, что тираж вышел с неброской обложкой. После того, как обложку поменяли, книга разошлась «на ура». С той поры Эраст Петрович Фандорин стал главной фишкой писателя Бориса Акунина.


Актёр Егор Бероев в роли Эраста Фандорина

Автор сделал так, что главный герой его романов появился на свет ста годами раньше самого Акунина – в 1856 году. Наблюдательный и умный потомок разорившегося дворянского рода, невероятно удачливый в азартных играх, особенно в «русской рулетке». Стал излишне отстранённым в эмоциях после смерти любимого человека. Для писателя его герой был абсолютно живым человеком. Акунин посвятил Фандорину целую серию своих произведений:

  • «Планета Вода»;
  • «Турецкий гамбит»;
  • «Чёрный город»;
  • «Левиафан»;
  • «Весь мир театр»;
  • «Смерть Ахиллеса»;
  • «Нефритовые чётки»;
  • «Пиковый валет»;
  • «Инь и Ян»;
  • «Декоратор»;
  • «Алмазная колесница»;
  • «Статский советник»;
  • «Любовник смерти»;
  • «Коронация, или Последний из романов»;
  • «Любовница смерти».

В российском кинематографе образ Эраста Фандорина на экранах воплотили три актёра:

  • «Азазель» – Илья Носков;
  • «Турецкий гамбит» – Егор Бероев;
  • «Статский советник» – Олег Меньшиков.

Другие произведения

Но не только одним Фандориным известен писатель. Ему принадлежат ещё несколько серий романов:

  • «Приключения магистра»;
  • «Жанры»;
  • «Провинциальный детектив», где центральным действующим персонажем является монахиня Пелагея.

В 2012 году он признался в том, что его перу принадлежат изданные книги под псевдонимами Анатолий Брусникин («Герой иного времени», «Беллона», «Девятый Спас») и Анна Борисова («Там…», «Креативщик», «Vremena goda»).

В 2013 году писатель выпустил первый том «Истории государства российского» с ответами на многочисленные вопросы, цветными иллюстрациями и картами. Книгу он задумал специально для людей, которые хотят лучше узнать историю страны, но сложно воспринимают академическую подачу.

Его произведения перевели на 35 языков, неоднократно Борису присваивали статус самого читаемого автора в современной России. Например, в 2008 году общий тираж его книг превысил 1,3 миллиона экземпляров.

За свои творческие достижения писатель несколько раз становился лауреатом многочисленных премий, получал грамоты. Особенно много наград у Акунина за переводы японских сочинений. В 2009 году за развитие культурных российско-японских связей в столичном посольстве Японии Борису вручили Орден Восходящего Солнца IV степени.

Общественная позиция

Писатель снискал себе славу не только произведениями, но и тем, что резко высказывается и критикует российскую власть. Президента РФ Владимира Путина он сравнивает с императором Калигулой, которого больше боялись, чем любили.

Личная жизнь

Личная жизнь писателя окутана такими же тайнами, какие вертятся в его произведениях. Борис очень редко говорит о своей семье, чем вызывает к ней ещё больший интерес у поклонников его творчества.

Неудивительно, что у человека с образованием учёного-япониста и тонкого знатока Страны Восходящего Солнца, первой женой была красавица-японка. Они встретились в Институте стран Азии и Африки, где девушка только начала работать аспиранткой, а Борис, недавно окончивший это учебное заведение, частенько захаживал туда в гости. Молодые люди быстро сошлись на почве общих интересов. Акунина увлекало всё, что связано с Японией и её традициями. А молодая аспирантка изучала культуру Советского Союза, постигая загадочные русские души. Это их сблизило до такой степени, что молодые люди даже узаконили свои отношения.

Об этом браке писатель не стал распространяться, потому что боялся из-за жены-иностранки потерять работу. Жили они в Москве, супруга Акунина полностью адаптировалась к столичной жизни, за что в окружении писателя её прозвали «советская японка». Но этот брак оказался непродолжительным, и через несколько лет совместной жизни пара рассталась.

Борис недолго оставался в одиночестве. Вскоре он снова вступил в брак с Эрикой Эрнестовной Вороновой. Она – профессиональный корректор, переводчик и редактор, сейчас работает в паре с супругом, помогая ему исправлять тексты. К творчеству мужа Эрика относится очень трепетно, во всём разделяет его убеждения. Так, например, накануне презентации новой вышедшей книги «Чёрный город» прессе не удалось поговорить с Акуниным, потому что писатель заявил – даст интервью только тем, кто прочёл его роман до конца. Журналисты тогда попытались побеседовать с Эрикой Эрнестовной, но получили точно такой же отпор.

Она оказывает помощь писателю не только в отношениях с прессой. Она взяла на себя и функции его агента, занимается переговорами с издателями насчёт размеров и условий гонораров. Акунин признаётся, что жена – его самый первый читатель, именно на ней он проверяет свои многочисленные ходы и литературные сомнения. Только когда Эрика одобрит его очередное сочинение, оно становится доступным для массового читателя.

На всех мероприятиях и светских вечеринках, куда писателя часто приглашают, Эрика всегда рядом с ним. Последнее время в сети появилось немало их совместных фото, на которых видно, как трепетно и нежно относятся супруги друг к другу. Живут они в полной гармонии, Борис не раз признавался, что очень счастлив. Детей у них нет.

В 2014 году в знак несогласия с политикой российского правительства супруги покинули родную страну и проживают теперь во Франции в провинции Бретань.

В наше время, когда на каждом книжном прилавке вы найдете не один десяток детективов, найти действительно хорошую книгу порой не так-то легко. Но есть писатель, произведения которого раскупаются мгновенно. Это Борис Акунин – многовекторный литератор, которого интересует не только современность, но и исторические реалии.

Свой интерес писатель вкладывает в печатные издания, создавая своим творчеством удивительную смесь детектива, исторических исследований, допущений. В результате он создает книги, которые захватывают мгновенно и не отпускают читателя, заставляя прочитывать их на одном дыхании и впоследствии возвращаться к ним.

Биография и личная жизнь писателя

Об этом писателе читатели узнали не сразу, хотя его издания появились в продаже еще в конце 90-х годов. Лишь после того как его детективы покорили российский книжный рынок, читатели вплотную заинтересовались личностью писателя и начали задавать вопросы, касающиеся биографии Бориса Акунина. Тут и выяснилось, что на самом деле автора зовут Григорий Чхартишвили и он давно известен в сфере .

Хотя информации в СМИ хватает, но кое-какие факты про него являются малоизвестными. Тем не менее, о своей семье и происхождении он рассказывает, ничего не скрывая. Родился Григорий Чхартишвили в смешанной семье.

Его отец грузин по происхождению – Шалва Ноевич, был военным, служил в артиллерийских войсках, имел офицерское звание, принимал участие в Великой Отечественной войне. Мать еврейка – Берта Исааковна Бразинская, посвятившая свою жизнь литературе и русскому языку, была преподавателем.

Борис Акунин родился на , в городе Зестафони – в Имеретинском крае . Однако настоящим себя не считает, поскольку он там почти не жил. Когда сыну исполнилось всего два года, семья перебралась в Москву, это случилось в 1958 году. Поэтому писатель утверждает, что он коренной москвич, и в этом трудно усомниться.

Мальчик учился в одной из московских школ с углубленным изучением английского языка. Влияние матери и отличное качество обучения способствовали тому, что Чхартишвили с юности заинтересовался литературой и, в целом, гуманитарными дисциплинами.

После окончания школы он поступил в МГУ, а точнее – в Институт стран Азии и Африки, на историко-филологический факультет. Именно там будущего писателя Бориса Акунина заинтересовала история Японии и культура этой страны. Он активно занимался переводами с японского на русский и, окончив институт, оказался обладателем диплома историка-япониста.

Закончив обучение, он начал вплотную заниматься работой переводчика. Его интересовала английская, американская и японская литература. В числе писателей, чьи книги переведены на русский Григорием Чхартишвили, числятся Малкольм Брэдбери, Кобо Або, Такэси Кайко, Питер Устинов, Кэндзи Маруяма и многие другие.

Одновременно с занятием переводами он изучал литературоведение. Он внимательно исследовал стили различных авторов, манеру изложения. Примерно в это время он почувствовал, что ему самому хочется попробовать себя на литературном поприще.

В 1994 году его пригласили на новую и очень интересную работу – он стал заместителем руководителя журнала «Иностранная литература». Примерно в это время он принялся за написание «Антологии японской литературы» – огромного издания в 20 томов. Кроме того связи с Фондом Сороса помогли ему начать работу над большим проектом, получившим название «Пушкинская библиотека».

Свои первые литературные произведения Григорий предложил читателям в 1998 году. В то же время он взял псевдоним Борис Акунин. Поклонники сначала восприняли фамилию, не вдаваясь в вопросы ее происхождения. А тем не менее, здесь проявился интерес писателя к японскому языку.

Лишь спустя несколько лет читатели узнали, как переводится фамилия «Акунин» – об этом рассказал сам автор в интервью. В переводе с японского «акунин» означает «плохой человек, негодяй». Возможно, писатель слегка иронизировал над собой и над своим творчеством, назвав себя так. Ведь японцы так называют не просто негодяя, но настоящего, масштабного злодея, осознанно выступающего против добра.

Очень быстро его книги стали необычайно популярными. Мало кто знает, что первым его произведением, написанным еще в 1997 году, стало «Писатель и самоубийство», которая вышла под настоящим именем писателя. Практически вся литературная деятельность автора проходила под вымышленными именами.

Кстати, кроме Акунина он печатался под именем Анатолия Брусникина и Анны Борисовой. Книги, на обложках которых стояли эти имена, оказались не менее блестящими и вызвали ажиотаж среди читателей.

Многие сразу же начали утверждать, что Брусникин и Борисова – это нереальные люди, а псевдонимы того самого Чхартишвили. Утверждать так позволяла узнаваемая манера письма. Несколько лет спустя он лично подтвердил свое авторство.

Несмотря на литературную деятельность, Григорий Шалвович по-прежнему не оставил в стороне свое увлечение и исследования в области японской литературы. В 2005 году МИД Японии вручила почетную грамоту ему за существенный вклад в развитие российско-японских отношений.

Спустя четыре года японцы наградили его орденом Восходящего солнца 4-ой степени. Не остались забытыми и его заслуги как переводчика – в 2007 году он получил премию Нома как лучший переводчик книг Юкио Мисимы, японского писателя.

В настоящее время Борис Акунин живет во Франции. О своей личной жизни писатель старается не рассказывать. Известно, что он состоит во втором браке. Первой женой была японка, но информация о ней практически отсутствует. Вторая жена писателя – Эрика, занимающаяся переводами и корректурой. Детей у Чхартишвили нет, но его это, кажется, не беспокоит.

Книги этого автора по-прежнему остаются популярными, и поклонники с нетерпением ждут очередную новинку. В интернете можно найти не только его произведения, но и немало фото Бориса Акунина. Он известен своими оппозиционными взглядами, выступая за смену действующей власти в России.

Творчество и книги Бориса Акунина

Читать Бориса Акунина всегда интересно. Он известен не только как писатель, умеющий предложить читателю захватывающий сюжет, но и как отличный стилист. Несмотря на то, что многие критикуют писателя за его дилетантский подход к описанию исторических событий, нужно учитывать – этот автор в своих книгах выступает в роли беллетриста, а не исследователя.

Сегодня библиография Бориса Акунина насчитывает несколько проектов, в числе которых самыми известными считаются:

  • «Приключения Эраста Фандорина»;
  • «Провинциальный детектив»;
  • «Приключения магистра»;
  • «Жанры».

Помимо этого, в его библиотеку входят отдельные произведения, не относящиеся к какому-либо циклу сочинений, а также множество переводов с японского и английского.

Акунин и «фандоринский» цикл

Наиболее известными изданиями писателя по праву считаются детективы, где главным героем выступает Эраст Петрович Фандорин. Именно этот литературный герой стал визитной карточкой Акунина. Про него автор написал 15 книг, в том числе три сборника.

Образ героя у автора получился таким живым, что многие читатели считают, что такой человек действительно существовал. А ведь он задумывал этого персонажа как своего рода альтернативу англичанину Шерлоку Холмсу. Кстати, именно с Холмсом встречается Эраст в одном из рассказов Бориса Акунина («Узница башни, или Краткий, но прекрасный путь трёх мудрых» из сборника «Нефритовые четки»).

Эраст Петрович – это российский интеллигент, несколько рафинированный, чрезвычайно развитый всесторонне, интеллектуал, который разгадывает самые запутанные преступления благодаря не только умению логически мыслить, но и готовности отправиться в самые невообразимые приключения.

Автор задумал серию книг о Фандорине как сборник различных направлений детектива. Здесь есть шпионский («Турецкий гамбит»), политический («Статский советник»), камерный («Левиафан»), приключенческий («Любовник смерти») детектив.

Имеются и другие направления – по сути, каждое из произведений Бориса Акунина об Эрасте представляет собой какой-либо жанр детектива. В этот список входит даже пьеса («Инь и Ян»), а также довольно редкий жанр «пьеса в романе» («Весь мир театр»).

Писатель рассказывает в своих романах о жизни сыщика, начиная от 1876 года и заканчивая 1914 годом. Последнее из его фандоринских произведений – «Черный город», в котором опосредованно говорится о смерти главного героя. Однако автор, судя по всему, не смог окончательно расстаться с выдуманным им литературным образом сыщика и постарался продолжить рассказ о других родственниках Фандорина в цикле «Приключения магистра».

Если Эраст Петрович проживал в 19 веке, то новый герой – Николас Фандорин, являющийся его потомком, – персонаж современный. В нескольких романах о его приключениях автор применяет двухплановый прием повествования, рассказывая одновременно две истории, одна из которых происходит в настоящее время, а другая в каком-либо ином веке.

Наследником таланта Фандориных выступает и сын Николаса, который тоже появляется в антологии писателя Бориса Акунина («Детская книга»). На сегодняшний день экранизированы три книги из «фандоринского» цикла.

Другие проекты беллетриста

Еще один список детективных произведений Бориса Акунина не столь велик, но не менее интересен. Речь идет о проекте «Провинциальный детектив», куда вошли всего три книги, рассказывающие о монахине Пелагие (Полине Лисицыной):

  • «Пелагия и белый бульдог»;
  • «Пелагия и черный монах»;
  • «Пелагия и красный петух».

Книги о смышленой монахине-авантюристке пришлись по вкусу читателям, а по первому произведению даже был снят сериал. Если Эраст Фандорин – обитатель Москвы и Петербурга, то Пелагия проживает в небольшом провинциальном городке. Здесь автор также выступил как великолепный стилист, сумев передать не только атмосферу провинциальной жизни XIX столетия, но и стиль изложения той эпохи.

Не менее интересен и еще один его проект – «Жанры». В этой работе он поставил перед собой новую задачу – создать несколько литературных произведений в разных беллетристических жанрах. Сюда входят и приключенческий, и женский, и семейный романы, а также фантастический и квестовый сюжеты. Акунин и сегодня продолжает работу над этим проектом, так что читатели еще не раз порадуются его новым книгам.

Книга "История Российского государства"

В рамках своего институтского диплома он не мог не заинтересоваться историей России. В результате стал автором нескольких книг, посвященных этим вопросам. По мнению писателя, история таит в себе немало загадок и неточностей.

Поэтому он с 2013 года занимается созданием крупного проекта, где рассматривает события истории страны. Написаны три тома «Истории Российского государства» Бориса Акунина, а также вышли и художественные произведения, входящие в этот же цикл.

Критики крайне негативно восприняли появление этого проекта. Издания сочли дилетантскими, хотя он сразу заявил, что в своих изысканиях не претендует на научность своей работы. Он излагает собственную точку зрения на то, что происходило на протяжении веков.

Тем не менее, в 2014 году творчество Чхартишвили было оценено как циничное, а самому автору за произведение «История российского государства. От истоков до монгольского нашествия» вручили антиприз «Почетная Безграмота».

Сегодня Борис Акунин – один из самых востребованных авторов. Несмотря на оппозиционную деятельность, он остается популярным беллетристом, а книги его выпускаются многотысячными тиражами.

Писатель-беллетрист, литературовед, переводчик, сценарист. Один из самых издаваемых российских авторов, лауреат многочисленных премий и конкурсов.


Григорий Шалвович Чхартишвили (псевдоним - Борис Акунин) родился 20 мая 1956 года в Грузии, в городе Зестафони (по другим данным - в Тбилиси), в семье офицера.

В возрасте двух лет Чхартишвили переехал в Москву. В 1979 году он окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова, получив диплом японоведа.



В дальнейшем Чхартишвили занимался литературными переводами с японского и английского языков, а также работал переводчиком с японского, заместителем редактора журнала "Иностранная литература". В частности, им были переведены произведения таких авторов, как Юкио Мисима , Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ , Масахико Симада, Кобо Абэ , Синъити Хоси, Такэси Кайко , Сёхэй Оока , Томас Корагессан Бойл, Малькольм Брэдбери и Питер Устинов . Помимо этого, он был составителем серии книг современных западных беллетристов "Лекарство от скуки", выпущенной издательством "Иностранная литература", а также главным редактором 20-томной "Антологии японской литературы".

В 1998 году Чхартишвили начал писать художественную прозу под псевдонимом Борис Акунин . Рассуждая об этимологии псевдонима, писали, что фамилия Акунин, несмотря на славянское звучание, имеет японские корни (два иероглифа – "аку" и "нин", которые можно перевести как "злой человек", "злой дух", "разбойник", "человек, не соблюдающий законов". Однако и в дальнейшем свои критические и документальные работы Чхартишвили продолжал публиковать под своим настоящим именем. Так, в 1999 году он выпустил книгу "Писатель и самоубийство", посвященную проблеме суицида. Однако она стала хорошо продаваться уже после появления более поздних произведений автора.

Чхартишвили-Акунин стал популярным в начале 2000-х годов благодаря серии детективных романов про Эраста Фандорина ("Азазель", "Турецкий гамбит", "Смерть Ахиллеса", "Статский советник", "Особые поручения", "Левиафан", "Коронация"). Спустя короткое время вышли кинофильмы "Азазель" (2002 год), "Турецкий гамбит" (2005 год) и "Статский советник" (2005 год), сценарии к которым написал сам Чхартишвили.

Осенью 2000 года Чхартишвили ушел с поста заместителя главного редактора журнала "Иностранная литература", решив посвятить себя исключительно занятиям беллетристикой. При этом он остался консультантом издательства.

В последующие годы Акунин продолжил публикацию исторических детективов из серии о приключениях Эраста Фандорина ("Любовница смерти", "Любовник смерти", "Алмазная колесница", "Нефритовые чётки" и "Инь и Ян"), а также стал автором двух серий: "Провинцiальный детективъ" о приключениях монашки-сыщицы Пелагии ("Пелагия и белый бульдог", "Пелагия и черный монах", "Пелагия и красный петух") и "Приключения магистра", главным героем которой стал Николас Фандорин ("Алтын Толобас", "Внеклассное чтение", "Ф.М."). Выступил Акунин и как драматург, став автором ряда пьес. Первой из них стала "Чайка", где Акунин предложил восемь версий убийства главного героя одноименной пьесы А.П. Чехова ("Я взял "Чайку"... такой тихий омут, и стал по очереди вытаскивать оттуда чертей, которые у каждого персонажа свои", - рассказывал он в одном из интервью. В последующие годы Акуниным были написаны также пьесы "Гамлет" и "Зеркало Сен-Жермена".

В рамках проекта "Жанры", где автор попытался представить "существующие (и даже несущестующие) виды беллетристики", в связи с чем критика назвала проект "попыткой создания своеобразного инсeктариума жанровой литературы, каждый из пестрых видов и подвидов которой будет представлен одним "классическим" экземпляром", Акуниным были изданы такие произведения как "Детская книга", "Шпионский роман", "Фантастика" и "Квест" (роман - компьютерная игра). В числе его произведений пресса также упоминала "сборник политической сатиры" "Сказки для идиотов", а также цикл в экспериментальном жанре романа-кино "Смерть на брудершафт". В конце октября 2004 года вышел сборник очерков и новелл в стиле детективного триллера "Кладбищенские истории". Примечательно, что книга была написана "соавторами" - Григорием Чхартишвили и Борисом Акуниным (в интервью "Огоньку" Чхартишвили определил его как "вышивание крестиком для самого себя").

Чхартишвили также фигурировал в прессе как председатель правления мегапроекта Института "Открытое общество" (Фонд Сороса - международная благотворительная организация, учрежденная финансистом и филантропом Джорджем Соросом) "Пушкинская библиотека".

СМИ называли Акунина одним из самых издаваемых авторов в России (в первом полугодии 2008 года общий тираж его произведений составил около 1,3 миллиона экземпляров). Отмечалось также, что активно издается Акунин и за рубежом.

Отмечалось, что свое творчество под псевдонимом Борис Акунин Чхартишвили называл "литературным и деловым проектом", постоянно подчеркивая, что он не писатель, а "беллетрист" – в том смысле, что "беллетрист пишет для читателя, а писатель – для себя" . "Радио Свобода", ссылаясь на слова самого Чхартишвили, отмечало, что он "с самого начала обосновывал свою стратегию не только как творческую, но и как коммерческую", для чего и создал бренд "Борис Акунин" – "нарочно в области массовой литературы для того, чтобы широкий читательский круг мог получать удовольствие от этого продукта".

В октябре 2008 года в русской версии журнала Esquire был опубликован текст интервью, проходившего в форме переписки, которое Чхартишвили взял у бывшего главы нефтяной компании "ЮКОС" Михаила Ходорковского, отбывающего назначенный ему срок тюремного заключения. Отмечалось, что редакция журнала предложила писателю самому выбрать человека, который был бы ему интересен. Чхартишвили в этой публикации называл себя одним из тех, кому судьба бывшего олигарха "не дает покоя". О деле же "ЮКОСа" писатель отзывался как о "самой стыдной странице постсоветского суда".

В 2008-2011 годах Чхартишвили написал ряд книг под новыми псевдонимами - Анны Борисовой ("Там...", "Креативщик", "Vremena goda") и Анатолия Брусникина ("Девятный Спас" и "Герой иного времени"). Он в своем блоге объяснял, что ему давно "хотелось начать писать беллетристику как-то по-другому", и "чтоб никого не разочаровывать", решил сделать это от чужого имени.

В октябре 2011 года СМИ сообщали, что Следственный комитет России проверял последний роман Чхартишвили из серии о приключениях Эраста Фандорина "Весь мир театр" на экстремизм, однако уголовное дело возбуждено не было "в связи с отсутствием события преступления". В конце декабря того же года писатель вновь сообщил о проверках, на этот раз со стороны Главного управления по противодействию экстремизму МВД, но в самом ведомстве эту информацию опровергли.

Эти проверки происходили на фоне участия Чхартишвили в оппозиционных митингах. В декабре 2011 года в России состоялись выборы в Государственную думу шестого созыва, по итогам которых 49,32 процента голосов получила правящая партия "Единая Россия". Представители оппозиции заявили о сопровождавших выборы масштабных фальсификациях и начали подготовку акций протеста. Чхартишвили прилетел в Россию из Франции, чтобы, как он написал в собственном блоге, увидеть "историческое событие собственными глазами" и выступить на митинге 10 декабря в Москве на Болотной площади. По разным данным, на ней собралось от 25 тысяч до более чем 100 тысяч человек. Чхартишвили вошел в оргкомитет подготовки следующего митинга "За честные выборы", который состоялся 24 декабря на проспекте академика Сахарова. На нем писатель выступил вместе с Алексеем Навальным, Борисом Немцовым, а также другими общественными деятелями. Митинг в Москве собрал, по разным оценкам, от 29 тысяч до более чем ста тысяч человек.

В январе 2012 года Чхартишвили вместе с Рустемом Адагамовым, Дмитрием Быковым, Леонидом Парфеновым, Ольгой Романовой, Юрием Шевчуком и другими журналистами и деятелями культуры вошел в число учредителей Лиги избирателей - общественного объединения, выступавшего за проведение в России честных выборов.

СМИ писали о высоких гонорарах Чхартишвили-беллетриста. Сам он признавал это, заявляя: "Поскольку у нас страна небогатая, я могу считаться буржуем…". Среди увлечений писателя упоминались общение с друзьями, любовь к путешествиям и компьютерные игры.

Чхартишвили - лауреат многочисленных профессиональных наград. В 2000 году он стал победителем организованного газетой "Комсомольская правда" конкурса "Лица года" в номинации "Писатель года". За сценарий фильма "Азазель" Чхартишвили стал лауреатом национального телевизионного конкурса "ТЭФИ-2002" в номинации "Лучший сценарист". В 2004 году писатель стал кавалером французского ордена "Академические пальмы", а в 2007 году он был удостоен премии "Нома" - за лучший перевод с японского сочинений Юкио Мисимы. В апреле 2009 года правительство Японии присвоило писателю государственную награду страны - орден Восходящего солнца, а в августе за вклад в развитие культурных связей между двумя странами действующий под эгидой правительства Японский фонд присудил Чхартишвили свою премию за 2009 год.

11 января 2012 года Борис Акунин в своём блоге в «Живом журнале» подтвердил, что именно он является автором, скрывающимся под псевдонимом Анатолий Брусникин. Под этим именем были опубликованы три исторических романа: «Девятный Спас», «Герой иного времени» и «Беллона». Кроме того, он раскрыл, что является также и автором романов под женским псевдонимом Анна Борисова: «Там…», «Креативщик» и «Vremena goda».

Чхартишвили живет в Москве. Писатель женат. Его супруга - Эрика Эрнестовна, по признанию самого писателя, не просто помогает ему выстраивать отношения с журналистами, но и "защищает" его ("потому что мне не хватает времени заниматься всякими деловыми вопросами").

МОСКВА, 22 декабря - РИА Новости. Новый роман Бориса Акунина "Весь мир театр" выходит во вторник, 22 декабря.

Ниже приводится биография Бориса Акунина.

Беллетрист, востоковед, литературный критик и переводчик Григорий Шалвович Чхартишвили, известный под псевдонимом Борис Акунин, родился 20 мая 1956 года в небольшом городке Зестафони (Грузия) в семье служащих.

В 1958 году семья переехала в Москву и с тех пор Чхартишвили живет в столице.

В 1973 году он окончил английскую школу № 36, в 1979 году - историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки (МГУ), где получил диплом историка-японоведа. После института занимался литературным переводом с японского и английского языков.

В переводе Чхартишвили изданы японские авторы Юкио Мисима, Кэндзи Маруяма, Ясуси Иноуэ, Масахико Симада, Кобо Абэ, Синъити Хоси, Такэси Кайко, Сехэй Оока, а также представители американской и английской литературы (Корагессан Бойл, Малкольм Брэдбери, Питер Устинов и др.).

В 1979 - 1986 годах Григорий Чхартишвили работал в издательстве "Русский язык".

С 1986 по 2000 год работал в журнале "Иностранная литература" - заведующим отделом публицистики до 1994 года, а после - заместителем главного редактора журнала "Иностранная литература". В начале октября 2000 года ушел из издательства, чтобы заниматься исключительно беллетристикой.

Борис Акунин являлся главным редактором 20-томной "Антологии японской литературы", председателем правления мегапроекта "Пушкинская библиотека" (Фонд Сороса). Он - один из составителей 100-томного издания, в которое вошли лучшие произведения русской литературы, начиная с "Повести временных лет" и заканчивая сочинениями современных авторов.

В конце 1990-х годов Чхартишвили начал серию романов и повестей "Приключения Эраста Фандорина" (первый роман "Азазель"), ставшую заметным явлением русской беллетристики рубежа ХХ-XXI веков. С 1998 года Григорий Чхартишвили пишет художественную прозу под псевдонимом "Борис Акунин". Японское слово "акунин", по словам самого писателя, не имеет адекватного перевода на русский язык. Приблизительно его можно перевести как "злой человек", "разбойник", "человек, не соблюдающий законов". Критические и литературоведческие работы он публикует под своим настоящим именем.

Помимо принесших ему известность романов и повестей из серии "Новый детектив" ("Приключения Эраста Фандорина"), Акунин создал серии "Провинциальный детектив" ("Приключения сестры Пелагии"), "Приключения магистра", "Жанры". Он - автор криминально-пародийного продолжения пьесы А.П. Чехова "Чайка" и цикла пародийной прозы "Сказки для идиотов", с 2001 года ведет книжную серию "Лекарство от скуки" в издательстве "Иностранная литература", автор монографии "Писатель и самоубийство".

В конце 2007 года вышла книга Акунина "Смерть на брудершафт" - название цикла из 10 повестей в экспериментальном жанре "Роман-кино". В мае 2009 года вышел в продажу роман "Сокол и ласточка" про сокровища и пиратов.

Новый роман об Эрасте Фандорине "Весь мир театр" станет тринадцатой книгой фандорианы Бориса Акунина.

Борис Акунин является одним из наиболее читаемых авторов современной России.

СМИ называли Акунина одним из самых издаваемых авторов в России, отмечая, что в первом полугодии 2008 года общий тираж его произведений составил около 1,3 млн экземпляров. СМИ также писали о высоких гонорарах Чхартишвили-беллетриста.

Согласно журналу "Форбс", с 1 июля 2004 года по 30 июня 2005 года Акунин заработал 2 млн долларов, следующий год, по данным того же "Форбса", оказался хуже - 1,2 млн долларов.

Книги Акунина переведены на 35 языков мира, они изданы в Италии, Испании, Франции, Японии, Германии, Финляндии, Нидерландах.

По его произведениям сняты фильмы "Азазель", "Турецкий гамбит", "Статский советник".

В сентябре 2000 года на Московской книжной ярмарке он был назван российским писателем года.

Лауреат премии "Антибукер-2000" за лучшее прозаическое произведение "Коронация".

Победитель конкурса "Лица года", организованного газетой "Комсомольская правда", в номинации "Писатель года" (2000).

Лауреат национального телевизионного конкурса "ТЭФИ-2002" в номинации "лучший сценарист" за сценарий фильма "Азазель" (ОРТ).

За вклад в развитие культурных связей между Россией и Японией Фонд при МИД Японии присудил Григорию Чхартишвили премию за 2009 год.

В мае 2009 года Правительство Японии присвоило Григорию Чхартишвили государственную награду страны - орден Восходящего солнца.




Top