Что такое культура личности. Культурология - Берестовская Д.С

Культура личности — это важен аспект понимания культуры. Это уровень воспитанности и образованности человека, овладения избранной сферой знаний или деятельности. Понятие "культура" фиксирует качеству человека, способ ее поведения, отношения ЕЕ к другим людям. Культура личности как целостное образование определяется глубиной, широтой и мерой усвоения ею общечеловеческого достояния материальной и духовной культуры. Личность является и творением культуры, и ее творцом в то же время. Через освоение культуры формируется духовный мир личности и ее основные духовные ценности: воля, чувство, ум, вера. Все ценности мира чего-то достойны для человека, если улучшают ее жизнь, развивают ее индивидуальность, способную не только потреблять достояние предыдущих поколений, но и творить новые материальные и духовные ценности. Создавая ценности, человек творит себя, "окультуривает" свои сущностные силы, развивает индивидуальность, а следовательно и формируется как личность. Культуру личности можно мыслить как диалектическая связь нескольких понять: индивид, индивидуальность, лицо, личность.

Индивид — это биологическое существо, которое родилось. Индивид выступает как единство биологического и социального, как продукт биосоциогенезу, как целостная система. В обществе человек становится общественным индивидом, а ее жизнедеятельность — социальной жизнедеятельностью. Процесс реализации ее жизни осуществляется в обществе, индивидуальная деятельность индивида появляется как общественная, потому что индивид удерживает в себе определенные общие черты, свойственные другим индивидам, обществу в целом.

Индивидуальность характеризуется неповторимыми физиологичными и психологическими качествами, которые отличают одного человека от другой. Это уникальное воплощение общего в человеке, в ее телесных и духовных особенностях, характере и деятельности. Индивидуальность формируется и самореализуется во взаимоотношениях с другими людьми, потому что миром ее бытия и становления как личности являются обществом.

Лицо как понятие используется для обозначения человека, участника общественных отношений и сознательной деятельности. Оно тотожне сроку "личность". Личность — это система социально значимых свойств, качеств и черт, которые характеризуют индивида как продукт общественного развития. Человек в процессе своей жизни усваивает богатство социального опыта и включается в общественную жизнь, исходя из возможностей, что их предоставляет ей общество, а также из собственных возможностей и активности. Общественное в человеке всегда оказывается через индивидуальное. Чем лучше человек познает окружающий мир, тем более яркие ее индивидуальные качества.

Культура личности — это ценностное достояние человека, созданное в процессе ее социализации. Личность формируется в процессе социализации (начиная от культуры общения в симт, в коллективе, культуры профессиональной деятельности, политической культуры, национальной культуры) и является продуктом индивидуального опыта и социального взаимодействия. Понятием культуры фиксируются качества человека, способ ее поведения, отношения к другим людям, к деятельности. Например, в производственной сфере — "ответственный, подготовленный, организований специалист"; в быту — "хороший семьянин и хозяин"; в искусстве — "талантливый художник". Человек живет в культуре, создает ее и пользуется ею, сама является культурным существом.

Нередко случается, что личность своими практическими действиями разрушает культурные ценности, пренебрегает общепринятыми нормами культуры общения, забывает о морали, чести, человеческом достоинстве. О таком человеке говорят как об анти-культурном существе.

Мир культуры во всем его разнообразии и богатстве творится человеком. Феномены эти - человек и культура - неразрывно взаимосвязаны. Как человек творит культуру, так и культура формирует человека, обусловливает цели и смысл его бытия, развивает его собственную сущность. Поэтому проблема "человек и культура" приобретает особую значимость.

По определению С. Л. Рубинштейна, личность - "это конкретный, исторический, живой индивид, включенный в реальные отношения к реальному миру. Существенными, определяющими, ведущими для человека в целом являются не биологические, а общественные закономерности его развития" *191 .

*191: {Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. - СПб., 2000. - С. 635.}

Анализируя соотношение человека и культуры, исследователи отмечают его многоаспектный характер. Человек выступает как:

Своеобразный продукт культуры;

Потребитель культуры;

Производитель культуры;

Транслятор культуры.

Рассмотрим различные проявления взаимоотношений культуры и человека.

Человек как продукт культуры

Человек формируется как личность, выделяя себя из природы, определяя отношение к окружающему миру в процессе становления своего сознания и самосознания.

Эволюция культуры личности

Человек как продукт культуры является сознательным общественным существом. В отличие от животных он входит в мир культуры с ее нормами и ценностями, где становление его личности происходит в процессе инкультурации *192 и социализации *193 . Существенным звеном в этом процессе является овладение человеком речью, представляющей универсальное средство общения. Благодаря ей осуществляется и сохраняется смысл человеческого общения, осваиваются модели поведения, происходят усвоение культурных норм, аккумуляция научных знаний, приобщение к искусству. Так создается культурно-речевая среда, речевая общность людей и совокупность используемых этой общностью культурных элементов (обычаев, традиций, символов, ценностей, норм) *194 .

*192: {Инкультурация - процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит.}

*193: {Социализация - приобщение человека к принятой в данной культуре и обществе системе ценностей и норм.}

*194: {См.: К равченко Л. И. Культурология. - М., 2000. - С. 99 }

Влияние внешнего мира, всех его компонентов определяет взаимоотношения человека с окружающими, в то же время, отражаясь в его сознании, формирует его внутреннюю структуру, перестраивает сознание.

Культура определяет и так называемые "экзистенциальные" (лат. existentia - существование), смысложизненные ценности: отношение к жизни и смерти, ответственность решения и выбора, отношение человека к своему призванию, к окружающим людям и другое - все, что выражает само существо человеческого положения в мире. Богатство и глубина связей личности с окружающей действительностью определяют и внутреннее богатство личности.

Процесс социализации личности происходит прежде всего на уровне микросреды: в семье, в общении с родителями и близкими людьми. Человек воспринимает и усваивает нормы и идеалы, у него складывается особая иерархия ценностей социокультурного плана.

Именно система ценностей регулирует человеческие стремления и поступки, определяет те принципы, которыми руководствуется человек в своей жизни и деятельности, опираясь на которые он следует тем или иным "образцам" действий, моделям поведения, определенным в рамках культуры. Происходит не только усвоение, но и ретрансляция культурных навыков, что укрепляет связь между поколениями и обеспечивает сохранение целостности общества и культуры.

Процесс социализации осуществляется в несколько этапов:

Доморальный, характеризующийся преимущественно "внешними" по отношению к человеку нормативами и регуляторами;

Этап условного морального сознания, когда нормы и ценности социальных групп преобладают над индивидуальными;

Этап автономного морального сознания, определяющийся относительной свободой индивида от внешних норм.

Благодаря социализации происходит адаптация человека к социокультурной среде, обеспечивается вхождение индивидов в социокультурное и историческое бытие, появляется возможность взаимопонимания людей.

Таким образом, среда, социум обусловливают первоначальное усвоение культурных образцов и ценностей. В дальнейшем в процессе обучения, деятельности, получения информации из окружающего общества, из СМИ человек извлекает суть происходящих в мире конфликтов и противоречий, вырабатывает свою жизненную позицию, что дает право выбора, возможность активно и сознательно участвовать в культурном обмене и созидании.

Представим этот процесс в виде схемы.

Огромную роль в процессе формирования человека как продукта культуры играет искусство.

По словам Гегеля, "искусство действительно стало первым учителем народов *195 .

*195: {"Гегель. Эстетика. В 4 т.- М., 1968. - Т. 1. - С. 92}

Произведения художественного творчества выполняют свою просветительскую миссию, в образной форме отражая явления действительности. Но не только в этом заключена великая роль искусства. Художественный образ эмоционально насыщен, он обладает удивительным свойством эмоционального воздействия на человека, привлекает тем эстетическим наслаждением, которое доставляет. Суггестивность (суггестия - от лат. suggestio - внушение) образов искусства, их эвристический *196 потенциал, привлекательность, коммуникативность - все это развивает человеческие чувства, насыщает духовный мир человека, и, следовательно, способствует развитию эстетической, художественной и нравственной культуры человека и социума.

*196: {Э в ри к а (греч. heureka - "я нашел") - слово, выражающее радость, удовлетворение при решении какой-то сложной задачи, появлении удачной мысли, идеи и т. п.}

От того, насколько широк кругозор человека, как развиты его эстетические чувства, способность воспринимать художественные факты и явления, во многом зависит содержание личности, богатство ее внутреннего мира, что сказывается на взаимоотношениях с окружающими, на исполнении человеком его социальных "ролей". Так формируется личность, социально и культурно адекватная обществу.

Культура обусловливает формирование морального сознания человека, корнями своими уходящее в общественное бытие личности. "Свое психологически реальное выражение оно получает в том, какой внутренний смысл приобретает для человека все то, что вокруг него и в нем самом" *197 .

1.Что такое Культура? Что из себя представляет этот набор букв? Какой смысл в этих символах?

В нормальном сознании <<культура>> выступает как собирательный образ, объединяющий искусство, религию, науку и т.д. В культурологии используется понятие культуры, которое раскрывает сущность человеческого бытия как реализацию творчества и свободы. Именно культура отличает человека от всех остальных существ.

Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создаёт мир и самого себя. Каждая культура – это неповторимая Вселенная, созданная определённым отношением человека к миру и к самому себе. Изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, - мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура связывается с оккультным (тайным, непознаваемым).

Культура - это образование, как говорили древние пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.

1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.

2. Чем больше культурного разнообразия, тем более темпераментным и культурным является ее субъект.

Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль, Пушкин, Чайковский, Сахаров и др.

Сложность понятия культуры отражает значимость культуры для человека. Это универсальное понятие, через которое раскрываются частные понятия (история, человек и др.).

Культура - это человек, а человек граница всего.

Культура делает человека личностью, рассматривает его как личность,возвышает его.

Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.

Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.

Благодаря культуре, человек познает себя, решает для себя вопросы:

кто я? для чего я? и др.

Каждая личность творит себя, отражает себя в творчестве

К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения идейного содержания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к ней. Духовная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся мораль, эстетика и позитивные знания.

Самая сложная для описания проблема культуроведения. Способы проявления культуры личности сводятся к следующим формам.

Адаптация органов восприятия к конкретным формам материально природной среды.

2. Автоматизм восприятия и использования некоторых, самых общих стандартов культуры.

3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая реализация идей, выгодных данной социальной группе.

4. Индивидуальный опыт. Можно назвать это формами бытия личной культуры.

Определение культуры личности в административном отношении представлено анкетой, заполняемой при поступлении на работу, "Автобиография" и "Характеристика". Литературные представления личной культуры обычно представлены в мемуарной литературе и в исторической литературе (относится только к историческим личностям).

Коллективная культура.

Культура в организациях не есть культурная деятельность организатора, это есть профессиональная культура управления. Она направлена на то, чтобы организация успешно реализовала свою текущую деятельность.

Организация - это коллектив людей разных областей деятельности, объединенных иерархией и решающих свою жизненную задачу.

Коллективная культура имеет словесное воплощение. Это словесное воплощение организации является архивом (это документы, в которых засвидетельствовано, что предполагаемые действия полностью завершены). Культура организаций состоит из совокупности личных культур ее членов, которые вместе образуют новое совокупное качество культуры организации.

Культура общества.

Культура общества - сложное, многообразное и постоянно изменяющееся явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно постоянно испытывает многие внешние влияния.

Лексикографический анализ культуры определенного общества не может быть проведен на основе только родного местного языка. Нет ни одного общества, кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы в разных сферах общения разными языками.

Единицей культуры общества как целого является народ как совокупность людей. Само понятие культуры общества должно быть деффиренцированно: в масштабах государства и его граждан, в масштабе наций внутри государства,в масштабах территорий, которыми занимается краеведение.

Опыт неизгладим, может быть бессознательным. Как правило, детский опыт со временем забывается. Но сохраняется неосознаваемый опыт. Он влияет на поведение человека, оценку им реальности, производящуюся им бессознательно. Основные структуры опыта - продление жизни и страх смерти сохраняются с момента существования человека.

Можно назвать это формами бытия личной культуры.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества, что называют социализацией.

Так, христианский идеал личности в основе своей имеет любовь к Богу и любовь к ближнему, что неразрывно связано, в исламской модели личности строгое и безукоризненное выполнение воли Аллаха, для личности воспитанной в духе буддийской традиции, главным является осознание четырех «благородных» истине и готовность следовать «восьмеричному» пути достижения просветления. Т.о. в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования.

Слово «культура» происходит от латинского слова colere, что означает культивировать, или возделывать почву. В средние века это слово стало обозначать прогрессивный метод возделывания зерновых, таким образом, возник термин agriculture или искусство земледелия.

Но в XVIII и XIX вв. его стали употреблять и по отношению к людям, следовательно, если человек отличался изяществом манер и начитанностью, его считали «культурным». Тогда этот термин применялся главным образом к аристократам, чтобы отделить их от «некультурного» простого народа. Немецкое слово Kultur также означало высокий уровень цивилизации. В нашей сегодняшней жизни слово «культура» все еще ассоциируется с оперным театром, прекрасной литературой, хорошим воспитанием.

Современное научное определение культуры отбросило аристократические оттенки этого понятия. Оно символизирует убеждения, ценности и выразительные средства (применяемые в литературе и искусстве), которые являются общими для какой-то группы; они служат для упорядочения опыта и регулирования поведения членов этой группы.

Усвоение культуры осуществляется с помощью научения. Культура создается, культуре обучаются. Поскольку она, не приобретаемая биологическим путем, каждое поколение воспроизводит её и передает следующему поколению. Культура формирует личности членов общества, тем самым она в значительной степени регулирует их поведение.

Культура - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Культура организует человеческую жизнь. В жизни людей культура в значительной мере осуществляет ту же функцию, которую в жизни животных выполняет генетически запрограммированное поведение.

Культура - цемент здания общественной жизни. И не только потому, что она передается от одного человека к другому в процессе социализации и контактов с другими культурами, но также и потому, что формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе.

Ценности.

Ценности - это общепринятые убеждения относительно целей, к которым человек должен стремиться. Они составляют основу нравственных принципов.

Разные культуры могут отдавать предпочтение разным ценностям (героизму на поле боя, художественному творчеству, аскетизму), и каждый общественный строй устанавливает, что является ценностью, а что не является.

Ценности не только сами нуждаются в обосновании, но и, в свою очередь, сами могут служить обоснованием. Они обосновывают нормы или ожидания и стандарты, реализующиеся в ходе взаимодействия между людьми

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с.

Ценность человеческой личности в определенном смысле выше всего того, что делает или говорит данный человек

3.Личность – человек как носитель каких либо свойств.

(Словарь русского языка)

В современном мире, да и в прошлом, любой носитель чего-либо, всегда ценился очень высоко:в древнем мире –животные, в средние века - всяческие механические приспособления, в современном мире – носители информации. Но через всю спираль времени, по касательной, прошивается одна общая мысль: ЧЕЛОВЕК-НОСИТЕЛЬ. Неважно что он несёт, хоть даже чуму (или знания) он представляет собой огромную ценность.

В древнем мире было очень много людей, но мало личностей, и предполагая что это неспроста, понимаем (ну по крайней мере, я так думаю)что мысль, которая даётся нам космосом, была сконцентрирована в отдельных личностях (Архимед, Пифагор, Сократ и т.д.).Я думаю что и этим тоже можно объяснить такую популярность трудов этих великих людей.

Но ведь носителей от не носителей внешне невозможно отличить, все ЛЮДИ. Могу предположить что землепашец запрягающий своего кормильца (мула, лошадь, вола и т.д.)в плуг, вряд ли задумается над мирозданием, ему надо накормить и себя и семью, а после этого, на досуге можно и пораскинуть… А зачем, разве это поможет мне в обработке земли? Зачем тратить время на всякую ерунду. А какой-нибудь землевладелец наоборот предпочитает продумывать разные мысли, чем запрягать мулов. У него есть интерес, или его кто-то подогрел.

Очень большой процент среди личностей древности занимали люди с положением, но были и самородки, которые своим упорным трудом познали то, что простым людям просто незачем. Но если посмотреть на личности под углом (ну с третьей стороны) , можно доказать что любой человек есть ЛИЧНОСТЬ. Это просто, очень просто: - это предания, сказки, былины и т.д. а в общих словах это память.Это платформа, базис, фундамент на котором стоит личность. Маленький пример:Каждый год муравьи строят свои галереи, протаптывают тропки, заросшие или просто заваленные мусором, наращивают муравейник, ищут места где можно найти пищу и строительный материал … На это уходит больше половины сезона, затем идёт усовершенствование производства, но это выражается только тем что, тяжёлый груз можно нести нескольким особям. Затем идёт зима, спячка, всё что накопилось за сезон опять забыто, и остались только инстинкты. А что если на зиму муравейник обогревать и обеспечить всем необходимым? Возможно тогда бы высвобожденные головы начали бы усовершенствование технологий, а если подкинуть во внутрь элементарные веши и приспособления - колесо, шар, глиняные кирпичи, кусочки стекла и др.? Где гарантия что не произойдёт дальнейшего развития?

Получается что при определённых условиях индивидуум (отдельный живой организм, особь)может стать личностью. Это наглядно демонстрирует нам развитие образования в целом. Чем выше уровень образования в обществе, тем больше концентрация личностей.

Что касается ценностей личности, то не раскрыв полностью внутренний мир личности, трудно говорить о чём либо конкретном, или обобщающим огромнейший внутренний мир. Можно попытаться укрупнением масштаба (этот термин я придумал)добиться каких либо результатов, но по ним будет очень трудно сделать общие выводы.Поэтому я предложу наиболее важные (на мой взгляд) ценности- права и свободы личности.

Теперь немного официальных понятий личности:

Слово личность ("personality") в английском языке происходит от латинского "persona". Первоначально это слово обозначало маски, которые надевали актеры во время театрального представления в древнегреческой драме. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение "потерять лицо", которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии. В русском языке издавна употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только и не столько с лицом человека, но и со всем его телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие "жизненность" куда входят и духовные, и телесные качества индивида.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего "лица", т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица земли.

Таким образом, самого начала в понятии "личность" был включен внешний, поверхностный социальный образ, который индивидуальность принимает, когда играет определенные жизненные роли - некая "личина", общественное лицо, обращенное к окружающим.

Интересно отметить, что латинский термин "homo" восходит к понятию "гумуса" (почвы, праха), из которого произведен человек, а в европейских языках "man" производится от "manus" (рука). В русском языке слово "человек" имеет корень "чело", т.е. лоб, верхняя часть человеческого существа, приближающая его к творцу.

Следовательно, даже этимологические личностные характеристики человека несут разную смысловую нагрузку в зависимости от той или иной культуры и цивилизации.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является "индивид". Дословно оно значит неделимую дальше частицу какого-то целого. Этот своеобразные "социальный атол", отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. в истории философии и социально-политической мысли известен индивидуализм - философско-этическая концепция, утверждающая приоритет личности перед любой формой социальной общности, исходящая из представлений об атомарности индивида.

Гораздо более содержателен другой термин "индивидуальность", обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств. Человек выступает сначала как особь, "случайный индивид" (Маркс), потом как социальный индивид, персонифицированная социальная группа, и затем как личность. Личность тем значительнее, чем больше в её преломлении представлено всеобщих, общечеловеческих характеристик.

Индивидуальность не просто "атомарность" человека, скорее характеристика его единичности и своеобразия выводящих за рамки этой единичности. Иначе индивидуальность человека не отличалась бы от индивидуальности скажем стула или стола. Хорошо сказал по этому поводу современный немецкий философ Ю. Хабермас, "моя концепция меня самого" имеет смысл лишь тогда, когда человек признается и как вообще личность, и как именно эта индивидуальная личность.

С другой стороны, не менее справедливо утверждение, что человек есть множественность и у него, как считает, например, Г.М. Гурджиев, "нет индивидуальности…нет единого большого Я". Человек разделен на множество малых "я". Наверно прав и Оскар Уайльд, утверждавший, что душа человека непознаваема: «Ты сам – последняя из всех тайн».

Обратимся к проблеме генезиса, происхождения личностных особенностей человека. Возникает вопрос, – когда рождается личность?

Очевидно, что к новорожденному ребенку термин «личность» не приложим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Под последним понимается то, что в каждом новорожденном ребенке уникально неповторимым образом запечатлена как в генотипе, так и в фенотипе вся его предыстория.

Принадлежащие личности права и свободы можно разделить на три группы: социально-экономические, политические и личностные. К первой группе относятся такие права, как право на труд, отдых, образование, охрану здоровья. Обеспечение социально-экономических прав позволяет личности удовлетворить самые насущные материальные и духовные потребности, создать достойные для человека условия для существования.

Политическими являются право избирать и быть избранным в высшие и местные органы государственной власти, право объединяться в общественно-политические организации, право на проведение митингов и демонстраций, право участвовать в управлении государственными и общественными делами и др. Смысл политических прав в том, чтобы способствовать формированию человека, как общественно- политического деятеля, создать предпосылки для его политического участия, развития общественно-политической активности.

Третья группа прав - личные права (право на неприкосновенность личности, жилища, право на тайну переписки, телефонных переговоров и др.). Осуществление их способствует созданию условий для свободного развития того минимума личных благ, без которого нормальная человеческая жизнь невозможна.

Список литературы

Ильенков Э.В. Что такое личность?-М.,1991

Ильенков Э.В Философия и культура- М.,1991

Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Феникс. 1995. - 576 с

Культурология. Курс лекций под редакцией А.А.Радугина

Словарь русского языка. С.И.Ожогов М,1986

Содержание

  • Введение
    • Глава 1. Личность как объект и субъект культуры
    • Глава 2. Главные составляющие культуры личности
    • Заключение
    • Список используемой литературы

Введение

Слово "культура" в обиходной речи не вызывает никаких затруднений, им пользуются широко, и его смысл интуитивно ясен всем вне зависимости от того, о чем идет речь: говорится ли об античной культуре, или о культуре производства, или о культуре личности и т.д. но эта ясность исчезает, едва мы пытаемся выработать научное определение культуры. Оставляя в стороне анализ имеющихся подходов к определению сущности культуры, мы должны подчеркнуть одно важное в свете рассматриваемой в данной работе проблематики обстоятельство: культура - это грань, граница, разделяющая две качественно различные формы бытия: естественную, природную, подчиняющейся жесткой власти причинно-следственных отношений, и искусственную, сотворенную, возникшую в процессе свободной творческой деятельности человека. Сама культура в этом смысле есть искусственная, оформляющая природное, стихийное, которое не уничтожается, а выступая в иной форме, приобретает новое содержание. Главной преобразующей силой такого преобразования выступает человек-личность. Именно личность соединяет мир естественной природы и мир второй природы. При этом сокровенной тайной личности, её экзистенционально-метафизическим началом является свободный дух, творчески усиливающий и перерабатывающий культуру, созданную для него предшествующими поколениями. Последнее обстоятельство обуславливает двойственное положение личности в мире культуры: с одной стороны личность формируется под воздействием окружающей её культурной среды, а с другой стороны сама личность может изменять сложившуюся в данный момент времени и в данном социуме культурную ситуацию. Всё вышесказанное делает исследование взаимозависимости "личность-культура" достаточно интересным.

Глава 1. Личность как объект и субъект культуры

На сегодняшний день в научной литературе можно встретить различные определения феномена "личность". Личность определяется как "индивидуальная внутренняя социальность, конкретный ансамбль социальных качеств человеческой индивидуальности" См.: Ильенков Э. В. Что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003. С.325. , "устойчивая совокупность социально значимых черт" См.: Краткий словарь по социологии// под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988. С. 144. , характеризующих индивида, продукт включения индивидов в социокультурную среду, или как "человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формирующихся в процессе исторически конкретных видов деятельности и общественных отношений" См.: Философский словарь// под ред. И.Г. Фролова. М., 2006. С. 222. . Общепринятым в научной литературе является лишь то, что личность всегда характеризуют интеллектуальные, морально-волевые качества человека, выраженные в индивидуальных особенностях его ментальности и культуры, а также существование глубинной, сущностной взаимосвязи между личностью и культурой. В этом смысле наиболее точно и образно взаимоотношения культуры и личности выразил известный русский мыслитель Павел Флоренский: "культура - это среда, растящая и питающая личность".

Взаимоотношения личности и культуры носит двойственный характер. Личность одновременно является и объектом культуры, и её субъектом. Культуры вне человека, без человеческой личности не существует. Даже высочайшие произведения искусства, созданные, но утраченные людьми, перестают быть феноменом культуры до тех пор, пока их вновь не коснется одухотворяющая все деятельность человека. Более того, культура как таковая, культура всей своей чистоте, подлинности существует только в актах деятельности человека или по созданию, воссозданию объектов, преобразующих внешнюю среду (т.е. предметов материальной культуры), или же в актах по преобразованию внутренней природы самого человека (такие акты и образы можно отнести к духовной культуре личности).

Человек изначально становится объектом культуры. И даже, если рассматривать культуру как деятельность человека природы (как внутренней, так и внешней) в соответствии с определенным планом действий, очевидным представляется то, что сам этот идеальный план не закладывается в сознание человека от рождения. Ведь все без исключения собственно человеческие способы жизнедеятельности, формы деятельности, обращенные на другого человека и на любой предмет, ребёнок усваивает извне. Культура того или иного социума существует вне, помимо индивида: "язык" культуры, в самом широком смысле, составляют моральные нормы, нормы межличностных отношений, нормы права и т.д. Индивид в процессе социализации, воспитания и саморазвития усваивает все эти идеальные нормативы См.: Андреев А. Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998. С. 30. .

В процессе становления личности происходит уже в существующем культурном контексте, при его непосредственном воздействии на индивида. Поэтому можно утверждать, что человек в этом взаимодействии является объектом воздействия культуры, а вернее, мира культуры. Ребёнок учится действовать как человек, взаимодействовать с другими людьми, учится мыслить. Чувствовать и выражать свои мысли и чувства словами. Осваивая предметы мира культуры, человек учится действовать по-человечески. Воспринятые формы деятельности, или какие-либо всеобщие нормы культуры, организуют сознательную волю отдельного человека, упорядочивают её проявления вовне.

Субъектом культуры, носителем социально-человеческой деятельности ребёнок станет лишь там и тогда, где и когда сам начнет эту деятельность совершать. Индивид, овладев всеобщими формами человеческой жизнедеятельности, сам вырабатывает внутренние образы, образцы, соответствующие его потребностям; он определяет их ценность для себя и других в соответствии с теми идеалами и целями, которые ставит перед собой он сам и все человечество. Он осмысливает эти образы, выражает их в словах и претворяет в делах своей активной деятельностью, создавая нечто объективно существующее: вещь или поступок. Подлинное усвоение культуры происходит лишь в том случае, когда индивид не только обретает культурные формы, выработанные предшествующими поколениями, но и сам как субъект культуры производит новые идеи, формы, ценности Культурология: курс лекций. В 2 ч. Ч.1/под ред. В.Ф.Мамонова. Челябинск, 2007. С.49. .

Как субъект культуры, человек существует с тех пор и до тех пор, пока он активно производит и воспроизводит свою реальную жизнь в формах, созданных им самим или другими людьми, в формах, принадлежащих той системе культуры, её контексту, в который она вписана. Данное условие может быть выполнено только тогда, когда индивид будет способен адекватно воспринимать смысл произведений культуры. Именно восприятие смысла, деятельность в соответствии с ним и будут актами культуры. Данное утверждение становится особенно понятным на следующем примере: "трактор для дикаря - просто груда металла, у современного филолога этот предмет может вызвать множество ассоциаций, но проникнуть в подлинный смысл данного феномена культуры может только человек, владеющий тем идеальным содержанием, которое было заложено в трактор, человек, расшифровавший это содержание и научившийся действовать в соответствии с ним. И так обстоит дело с любым произведением культуры: вы не прочтете книгу, пока сами не научитесь читать; вы не поймёте фильм, пока не овладеете языком кино, пока не попытаетесь разобраться в идеях фильма См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49. См.: там же. С.49 .

В том случае, когда идеальное, смысловое содержание предмета усвоено индивидом лишь формально, лишь как жесткая схема и порядок операций, без понимания его происхождения и связи реальной с действительностью, индивид оказывается неспособным относиться к идеальному образу критически. Он не может отстраниться от формы деятельности, критически осмыслить её и, возможно, изменить в соответствии с меняющейся реальностью и развивающимся человеком. Индивид попадает под действие этой формы и становится её функцией. Люди попадают в зависимость от вещей, зачастую не понимая их истинного смысла, их ценности, которая была заложена в них трудом предшествующих поколений и которая механистически укладывается в подсознание лишь как назначение предмета. В такой ситуации человек делается акультурным, становится механизмом, а не человеком, не субъектом культуры, так как он не создает культуру, а формально потребляет её, оставаясь лишь объектом культуры.

Только индивид, продуцирующий истинно человеческие ценности, служащий человеческим целям и идеалам, и осуществляющий их в своей жизнедеятельности, может быть субъектом культуры, а следовательно, человеком как таковым, личностью.

В этом смысле, личностью может быть назван индивид, который овладел формами преобразования не только внешней природы, но и внутренней - формами деятельного развития самого себя. Человек - единственное существо, которое может относиться к самому себе как к "некоему другому". Он может отстраниться от себя, от своего образа и поработать с собой, своим образом, его созданием и изменением. Такая возможность отстранения дается человеку его взаимодействием с предметами и с другими людьми, с миром культуры, который создал сам человек.

В процессе взаимодействия с другими людьми возникает ситуация, когда действие индивида, направленное на другого человека, отраженное возвращается обратно к нему и тем самым превращается из действия, ориентированного на другого, в действие, направленное (опосредованно через другого человека) на самого себя.

Такая сложная взаимозависимость личности и социума, личности и культуры обуславливает одну из главных качеств личности - её уникальность. Неповторимость свойственна каждой личности настолько органически, что если её отнять, то исчезнет сама личностьСм.: Ильенков Э. В. Философия и культура. М., 2006. С.389.

См.:Андреев А. Н. Указ. изд. С.30. . уникальность жизненного пути субъекта создаёт неповторимость индивидуальности. Индивидуальность и личность - это два полюса человека: первый представляет собой единичное, второй - особенное и общее, которые присущи человеку как его неотъемлемые составные части. Одновременно с этим мы можем констатировать тот факт, что любой человек, являясь существом уникальным, выстраивает свой субъективный мир, имея возможность соотносить его с общечеловеческими мерками, нормами культуры. И чем больше будет соответствовать этот духовный мир индивида человеческому миру культуры, тем более значимой будет личность данного человека.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно с уверенностью говорить о том, что "личность - "внутренняя социальность раскрывающая в себе все проявления культуры человечества". При этом пред нами всегда будет не просто человек, а "коллективный человек" (К.Г. Юнг), не личность, - а коллективная личность. Личность и культура соотносятся как субъект и объект культуры (соотношение может меняться на противоположное). Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.

Личность вбирает в себя, стягивает в одной точке "Я" все те социальные отношения, на которых основывается современное ей общество. Она не только существует, но и впервые рождается именно как "узелок", завязывающийся в сети взаимных отношений, которые возникают между индивидами в процессе коллективной жизнедеятельности. Личность как таковая существует лишь в системе реальных человеческих взаимоотношений через вещи, слова, поступки, объекты культуры, составляющие как бы единый организм. В такой "организм" может быть объединена или социальная группа, или этнос, или всё человечество. Личность опосредованно, через бесконечное количество отношений, каждый индивид на земном шаре реально связан с каждым другим, даже с тем, с которым он никогда непосредственно не входил и никогда не войдет в контакт. И эти связи становятся реальными в том случае, если человек владеет общими для всех людей формами социальной жизнедеятельности. Чем больше особенных форм жизнедеятельности осваивает индивид в своем развитии, тем более крупной оказывается личность этого человека, тем большее влияние оказывает она на других людей. Личность и культура выступают как две принципиальных формы существования духовности. Создается своеобразный банк культурных ценностей, которые могут быть востребованы и реализованы только субъектом, их создавшим: личностью. Вне личности культурная информация мертва, без личности её просто не может быть. Чтобы познать человека - надо познать культуру, а чтобы познать культуру, надо познать человека. В итоге личность и культура соотносятся как субъект и объект. Вне их активного взаимодействия становление того и другого немыслимо.

Глава 2. Главные составляющие культуры личности

Мир культуры - это традиции и ритуалы, это нормы и ценности, это творения и вещи - всё то, что можно назвать бытием культуры. Личность как творец и носитель культуры исключительно многогранна. Она может характеризоваться с точки зрения её нравственной культуры и эстетической, меры её психологической зрелости и интеллектуального развития, со стороны её мировоззренческих позиций. Но во всем богатстве культуры личности можно выделить ее системообразующую ось, каковой является нравственная структура личности. Нравственность - это стержень духовной культуры. Структура нравственной культуры личности включает в себя культуру человеческого сознания и культуру повседневного поведения.

Культура нравственного сознания и поведения должна быть рассмотрена как целостная система элементов, выражающая объективную социальную необходимость последовательного формирования такой культуры нравственного сознания, которая адекватно воплощалась бы в поведении. В свою очередь, культура нравственного поведения - форма объективированной культуры нравственного сознания. Эта особенность моральной культуры объясняется ее единой "целью", "миссией", которая состоит в формировании "моральной надежности" личности. Единство культуры нравственного сознания и поведения обеспечивает овладение личностью моральной культурой общества и практическую реализацию этой культуры.

Процесс нравственного формирования личности включает такие элементы целенаправленного воздействия на нее как этическое образование - формирование знаний личности в сфере моральной деятельности; этическое обучение - формирование умений в сфере моральной деятельности; нравственное воспитание и самовоспитание - формирование нравственных установок, ценностных ориентаций личности и т.п.

Именно на основе единства этих факторов формирование моральной культуры личности и складывается ее нравственная мудрость как единство и гармония знания моральных требований - и их воплощение в поступках, способности найти оптимальное благородное решение, и проникновенного нравственного чувства, неповторимого личного опыта жизни, и основного богатства моральной культуры общества.

В культуре человеческого сознания можно выделить такие элементы, как культура этического мышления и культуру нравственных чувств. Отправным моментом в этическом мышлении являются знания о простых правилах нравственности, нормах и принципах морали, идеале. Ведь в любом случае прежде, чем принять требования данной системы морали или культуры в целом, надо их знать. Нравственные знания расширяют сферу морального выбора и делают сам выбор более обоснованным. На основании существующих у человека моральных знаний и сопоставления их с реальностью у него складываются определенные моральные ориентации, которые представляют собой "собственную" характеристику человеком добра и зла, справедливости, смысла жизни, счастья, нравственного идеала, его "личная" оценка фактов, отношений, людей, себя с точки зрения нравственных ценностей. Роль и значение ценностей в жизни и общества трудно переоценить. В этой связи мы можем согласиться с известным русским ученым П. Сорокиным, который справедливо отмечал, что без оценок человеком "лишенные своих значимых аспектов, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями" и именно ценность служит фундаментом всякой культуры Культурология:Учеб. для студ. техн. вузов / под ред. Н.Г. Багдасарян. М.,2007. С.139. . Критериями этического мышления личности являются, прежде всего, оптимальное разрешение нравственных конфликтов и умение выбирать средства для достижения определённой моральной цели.

Обратимся ко второй составляющей нравственной культуры личности - культуре её нравственных чувств, эмоциональной стороне индивидуальной нравственности. Диапазон этих чувств может быть очень широк: от ситуативной реакции на личное оскорбление до высоких гражданских скорбей и радостей. Они могут быть направлены вовнутрь (чувства стыда, раскаяния, угрызения совести и т.п.) и вовне (чувства сострадания, ненависти, равнодушия и т.д.).

Особую роль нравственные эмоции и чувства играют в человеческом общении. Здесь они - высшая ценность и цель. Общение, лишенное эмоционального тепла не может удовлетворить одну из высших, гуманистических в своей основе, потребностей человека в "роскоши человеческого общения" (Экзюпери) Культурология: Курс лекций. В 2ч.Ч 1/Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007. С. 56. . Однако абсолютизировать роль моральных чувств в структуре личности не следует, ибо они не являются панацеей от всех моральных ошибок и аморализма.

Диалектическим единством, сплавом рационального и рационального уровня в нравственной структуре личности являются убеждения. Гарантию моральной надежности личности, дают уверенность в том, что человек при любых сложных или не благоприятных обстоятельствах не откажется от своих принципов. Содержание моральных убеждений зависит от того, какие идеи, знания и взгляды восприняты личностью.

Культуру повседневного поведения личности составляют культура поступка и этикета. Этикет представляет собой ритуализированные формы человеческих взаимоотношений в той или иной среде, имеющий классовую, национальную и историческую окраску. Несмотря на всё многообразие этикетных форм, можно найти в них нечто устойчивое, представляющее непреходящую общечеловеческую значимость, а именно: вежливость, такт, скромность, точность, простота.

Гораздо более сложную характеристику имеет культура поступка человека. Все многообразие человеческой активности может служить способом проявления определенной нравственной позиции личности: мимика, жест, речь, молчание, одежда и т.д. поступок в нравственной сфере не тождественен физическому действию: поступком может быть вербальное действие или просто уклонение от действия. В поступке всегда присутствует мотив. Любой поступок опосредован нравственным отношением человека к другому человеку.

Культуру личности можно характеризовать и с точки зрения эстетической культуры. Это можно рассмотреть на примере центрального звена в эстетическом сознании человека - эстетическом вкусе. Под вкусом обычно понимается способность человека интуитивно постигать и эмоционально оценивать эстетические и художественные ценности. Существует две предпосылки формирования эстетического вкуса: психологическая и социокультурная. К первой относятся развитые основные психические способности человека: эмоциональность, интеллект, воображение, фантазия, интуиция. Неразвитость любой из указанных предпосылок обуславливает искажение вкуса. Эстетический вкус возникает тогда, когда человек включается в контекст человеческой культуры, эстетических отношений. Поэтому очень важной содержательной стороной вкуса являются эталоны, усвоенные личностью, культурный опыт общества. Усвоенные людьми ценности превращаются у каждого человека в своеобразные праобразы и критерии восприятия, которые и называют эстетическими эталонами. Объективный критерий вкуса -отношение личного эстетического опыта к опыту общества: чем полнее индивид усвоил опыт общества, тем развитее. В эстетическом опыте общество есть и классика, традиция, и актуальный опыт с его новаторством, поэтому развитый эстетический вкус характеризуется освоением и того, и другого. Неразвитый вкус - это когда человек абсолютизирует определенные эстетические или художественные ценности, их уровень, форму и содержание, тем самым, обедняя, исключая духовное богатство и многообразие эстетических ценностей.

Функциональной стороной состояния вкуса являются эстетические потребности. Выделяют три уровня развития эстетической потребности:

1. Начальный - "спящий вкус", то есть эстетическая потребность в зачаточном состоянии, поэтому часто для развития потребностей необходим толчок;

2. Средний, "нормальный", то есть устойчивое стремление человека к восприятию и переживанию известных ему эстетических или художественных ценностей;

3. Творческий - потребность в созидании нового эстетического мира. Творческий вкус - это высший уровень развития эстетического вкуса, способность увидеть через разнообразные формы мира новый, неведомый ранее смысл.

Еще одной относительно самостоятельной частью характеризующей культурный облик личности, является степень развития её интеллекта. Интеллект каждого человека - это довольно сложное образование. Необходимо различать в нем рассудок и разум. Ф. Энгельс отмечал, что рассудок оперирует по строго заданной схеме, алгоритму, без осознания самого метода, его границ и возможностей, в то время как разум стремится выйти за пределы сложившейся системы, раздвинуть его границы См.: там же. С. 62. . Выделение рассудочной и разумной стороны позволяет глубже понять характерные черты рациональной сферы сознания человека. "Дуэт" голосов рассудка и разума - очень важное качество мышления личности, от их взаимосвязей во многом зависит уровень её интеллектуальной культуры.

Таким образом, основными компонентами культуры личности являются: нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальное развитие личности. Все они взаимосвязаны между собой и непосредственно влияют на развитие личности.

Заключение

Личность и культура неразрывно взаимосвязаны между собой. Культура является той интеллектуально-предметной оболочкой, которая оказывает непосредственное воздействие на процесс становления и развития индивида. В этом качестве индивид выступает как объект культуры, её пассивный реципиент. Активным субъектом культуры индивид становится только при условии качественного, сущностного понимания смысла окружающего его культурного фона и наличия у человека способности к творческому преобразованию окружающей его действительности. Данная способность возможна только при полноценном развитии личности.

Личность как целостная, динамично саморазвивающаяся система, является актором культуры и включает в себя множество составных элементов, таких как нравственная и эстетическая культура, а также интеллектуальная культура (культура мышления). Личность характеризуется высокой степенью развитости психологических черт индивида, его интеллекта, интуиции, эмоциональной сферы, воли. Каждый человек воспринимает и, внутренне в своём субъективном мире, в своем отношении к действительности признаёт своей культуру, в категориях которой он осознаёт реальность, которая сформировала его человеческие качества.

Исходя из всего вышесказанного, необходимо отметить, что главная "цель и смысл" культуры - максимально реализовать потенциал, заложенный в личности. Именно поэтому любую личность мы можем понять только в контексте культуры конкретной исторической эпохи и пространства (страны, цивилизации), а любую культуру всегда следует рассматривать, уделяя особое внимание личности, ведь история культуры - это поэтапный путь развития не только человечества в целом (или какой-либо отдельной цивилизации), но и каждой отдельно взятой личности.

Список используемой литературы

1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. Минск, 1998.

2. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: альтернативы и решения.М. 2003.

3. Ильенков Э.В. что же такое личность? С чего начинается личность. М., 2003.

4. Ильенков Э.В. Философия и культура. М., 2006.

5. Краткий словарь по социологии / Под ред. Д.М. Гвишиани. М., 1988.

6. Культурология: Курс лекций. В 2ч. Ч.1 / Под ред. В.Ф. Мамонова. Челябинск, 2007.

7. Культурология: учеб. для студ. техн. вузов / Под ред.Н.Г. Багдасаряна. М., 2007.

8. Философский словарь // Под ред. И.Г. Фролова. М., 2006.

1. Человек как объект и субъект культуры.

2. Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность».

3. Процессы формирования личности: инкультурация и социализация.

1. Человек живет и развивается в социокультурном пространстве, т.е. в такой жизненной среде обитания, в которой реализуются социальные и творческие потребности личности (потребности в коммуникации, сотрудничестве, развитии и др.). Деятельность современной личности осуществляется в динамично развивающемся и стремительно меняющемся мире информационных технологий. В результате человек становится частью качественно нового - информационного - общества. Это приводит к повышению роли человеческой индивидуальности в развитии всех социальных сфер. Приоритеты общественного сознания смещаются в сторону признания высшей ценности личности и необходимости поиска адекватных способов ее реализации в современных условиях. Отметим, что современное состояние общества происходит под знаменем защиты прав личности. И, хотя этот лозунг во многом является лишь идеологической оболочкой национальных интересов ведущих западных стран, само его использование является убедительным свидетельством все усиливающегося внимания к проблеме человека.

Одновременно с этим, развитие постиндустриального общества, в значительной степени, находится под влиянием массовой культуры, которая, с одной стороны, позволяет осваивать достижения науки и искусства в доступной для каждого форме, с другой стороны, являясь потребительской культурой, формирует не активного субъекта культуры, преобразовывающего окружающий мир, но пассивного, усредненного, стандартизированного потребителя. Сегодня личность поставлена в условия выживания, а не развития и творческой самореализации человека. Несмотря на это человек в силу своей природы стремится к личностному росту и саморазвитию.

Однако прежде чем непосредственно рассмотреть взаимодействие культуры и человека, необходимо раскрыть содержание понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Представляется, что человек не заключает в себе никакой тайны. Каждый из нас может уверенно выделить человека из остального мира. Но при постижении и ближайшем рассмотрении данной проблемы становится очевидным сложность и неоднозначность человеческой природы. Во-первых, человек является дуальным (биосоциальным) существом, поскольку соединяет в себе природное и социальное начала. Человек приходит в мир уже наделенным определенными биологическими, физиологическими и психологическими параметрами. Как любая биологическая целостность он подчиняется тем или иным законам природы. Однако человек воспринимается как человек только при условии активного, творческого познания и преобразования окружающей действительности во взаимодействии с другими представителями социокультурного пространства. Человек воспринимает общество как мир вещей, людей и связывающих их отношений, в которых проявляются выработанные культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной мере усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений. Таким образом, по отношению к культуре человек выступает как:


Объект культуры (жизнедеятельность человека проходит в социокультурном пространстве);

Носитель культуры;

Субъект культуры (творческая личность выступает создателем культурных ценностей).

Мы можем говорить об активном взаимовлиянии, взаимозависимости человека и культуры.

2. Жизнь человека можно описать при помощи временных и пространственных характеристик, среди которых важную роль играет культурное пространство. Культурное пространство – это жизненное пространство, которым располагает конкретное общество, вместилище и внутренний объём культурных процессов. Оно имеет территориальную протяжённость, в нём выделяются культурные центры и периферия, столицы и провинции. Культурное пространство включает ареал распространения и использования национальных языков, традиционные формы хозяйства и быта, нормы взаимоотношений, нравственные ценности, своеобразие искусства, религии и образования, относящиеся к одной культуре. Культурное пространство страны – это Дом, среда повседневного обитания людей. Люди любят свой культурный дом, если он безопасен, надёжен, красив, если в нём уютно и комфортно. Культурное пространство как дом выполняет сакральную функцию защиты от невзгод, где человек может найти защиту и поддержку. С.Н. Иконникова выделяет следующие типы культурного пространства как Дома:

· дом-очаг. Даёт человеку приют и отдых, защиту и пропитание, общение и право быть самим собой. Но очаг требует постоянной заботы, труда и внимания. Это представление о Доме есть у всех народов мира.

· дом-крепость. Главная функция – защита от внешнего влияния и посягательств. В основу положен архетип врага, который может нарушить покой, нанести ущерб и оскорбить, уничтожить. Идея «железного занавеса» - выражение идеи Дома-крепости.

· дом-тюрьма. Обитателей удерживает вместе диктат посторонней силы, поэтому в таком доме жизнь искусственно заторможена, изменения опасны, труд бессмысленен, всеми владеет страх. Покой порождает лень, которая приводит к ощущению бессмысленности жизни.

· дом-вокзал. Это временное пристанище, укрытие на время скитаний. Здесь пользуются услугами, не привнося изменений, поэтому человек в таком доме не живёт, а временно пребывает во времени.

· дом-келья. Закрытое от внешнего мира пространство используется для личного духовного самосовершенствования, творчества. Главные ценности – покой, независимость от окружающего мира.

· дом-чаша. Цель – материальное накопительство при полном отсутствии духовных ценностей.

· дом-как-любовь. Идеальная форма культурного пространства. где человек ощущает полноценную радость бытия, где выявляются и реализуются потенциалы жителей, где человек в любом возрасте чувствует свою нужность.

Человек наделён важной способностью – способностью к познанию, и познавательные процессы имеют двоякую направленность: мы познаём самих себя, свой внутренний мир и мир вне нас, причём эти процессы тесно связаны. Свобода действий, свобода существования, самоопределение личности проистекают из её сущности при неразрывном взаимодействии с социальной средой. Для возникновения и развития личности человеку не достаточно самого себя, так как человек живёт в обществе себе подобных, и формирование полноценной личности предполагает взаимодействие с окружающей его социокультурной средой. Для того чтобы рассмотреть вопросы взаимодействия личности и культуры, необходимо выявить соотношение разных человеческих проявлений – индивида, индивидуальности и личности.

Под индивидом мы понимаем отдельного представителя человеческого рода, при этом понятия «человек» и «индивид» соотносятся как общее и единичное. Индивид фиксирует единичный, но являющийся родовым признак – принадлежность субъекта к человеческому роду. Индивид (индивидуум) – от лат. «неделимое, особое» - означает отдельного человека, конкретную личность, наделённую неповторимыми чертами, отличающими её от других. Индивид уникален, единичен: в мире нельзя найти двух одинаковых индивидов, при этом он представляет собой некую единицу, отделённую от общности.

Проявление индивида происходит в индивидуальности и через индивидуальность – т.е. неповторимость, оригинальность, уникальность человека в проявлении его личностных свойств и качеств. Сфера проявления индивидуальности обширна и многофункциональна, она тесно связана с социокультурными проявлениями личности. Очевидно, что если бы люди были одинаковыми, то успешное развитие науки, искусства, техники не было бы возможно. Одним из условий развития общества является сосуществование в нём множества индивидуальностей. Индивидуальность определяется, с одной стороны, наследственными факторами, с другой – особенностями социальной среды, окружающей человека. Индивидуальность – это уникальное воплощение общечеловеческого в конкретной персоне, которое формируется в культурной среде. Но индивидуальность не является исчерпывающим сущность человека определением. Личность – образование более высокого порядка, она включает в себя простого индивида и его индивидуальные качества, его духовную сущность, для которой характерны свобода, творчество, автономность. Личность несёт в себе черты цивилизации, историко-культурной эпохи, определённого образа жизни.

Индивидуальность включает в себя следующие свойства:

· единичность

· неповторимость

· уникальность

· автономность

· самодостаточность

· открытость

· динамичность

· самоопределение

· самосознание

· способность к самосовершенствованию.

Личности же в добавление к перечисленным чертам индивидуальности присущи:

· ориентированность на совершение выбора

· свободу как высшую внутреннюю ценность

· потребность к творчеству

· приобщённость к культурному наследию

· сформированная система ценностей

· социальная активность.

При этом личность нельзя понимать как механическую сумму перечисленных элементов, она является неделимой деятельной целостностью. Человеческая личность – одна из непреходящих ценностей бытия, и уважение к ней следует считать одним из главных принципов организации общества.

Жизненный мир современного человека сложен и противоречив. С одной стороны, происходят социальные изменения, к числу которых следует отнести повышение роли информации и теоретического знания, повышение социального статуса научно-технической, творческой интеллигенции т работников сферы услуг, замена старых конвейерных предприятий на новые, более гибкие хозяйственные структуры и т.д. С другой стороны, трансформируется и духовная жизнь общества. Так, изменяются мораль, нормы и способы поведения. Расшатывание моральных принципов, когда прибыль и успех получают любой ценой, приводит и к потере индивидуальности, нивелировке личности, подавлению её творческого потенциала. Развитие технологий в этой ситуации не решает проблему, а лишь усугубляет её, так как расширение потребительских возможностей влечёт и расширение спектра потребностей. Тогда человек легко может потерять себя, свою индивидуальность в погоне за достойным образом жизни.

3. Для человека культура – это та духовно-материальная среда, в которой он пребывает в любую минуту своей жизни – от рождения и до смерти. Поэтому точку зрения обычного человека можно назвать «внутренней» точкой зрения на культуру, а точку зрения исследователя, человека, изучающего иную культуру – «внешней». Овладевая родным языком, принятыми формами проявления природных инстинктов, навыками целесообразного поведения и многим другим, включая представления о добре и зле, о красивом и безобразном и т.п., человек овладевает, а можно сказать и – проникается своей культурой. Утверждая себя как субъект свободы, творчества, красоты и культуры, человек становится полноценной личностью. Взаимоотношения личности и культуры многообразны и носят двусторонний характер:

­ личность – субъект культуры, так как культура живёт и реализуется именно в человеческой личности;

­ личность – объект культурного воздействия, т.е. формируется в рамках культуры и через её посредство;

­ личность – творец культуры, культура – сфера самовыражения личности;

­ личность – отражение культуры и наоборот, поэтому культура – способ самопознания личности;

­ культура – проявление свободы личности, поле творчества;

­ культура – показатель уровня развития личности;

­ культура – потенциал и средство саморазвития личности;

свобода личности, возможности для творческой реализации личности – критерий оценки культуры.С точки зрения культурологии человеческую жизнь можно рассматривать как целостный процесс взаимодействия с культурой и деятельность внутри неё. С раннего детства человек (по мнению некоторых учёных этот процесс начинается ещё в утробе матери) приобщается к культуре. Процесс усвоения индивидом социального опыта, обычаев, традиций, приобретения им качеств, позволяющих ему быть самостоятельным членом общества, называют социализацией . Именно социализация позволяет обществу сохранять свою целостность, передавать опыт новым поколениям и фиксировать образцы поведения, традиции, обычаи. Культура – важнейший фактор социализации, так как социализация невозможна без усвоения существующей в обществе культуры. Процесс вхождения индивида в мир культуры называют инкультурацией . Инкультурация включает:

· освоение языка

· знакомство с нормами и ценностями культуры

· овладение формами контакта с другими членами общества, сложившимися в культуре

· овладение способами обращения с предметами окружающей среды.

Человек не рождается культурным существом (это научно доказано при наблюдениях за разными «Маугли»). Культурные навыки, знания и умения усваиваются в процессе развития, в рамках взаимодействия с другими людьми. Этот процесс нельзя считать механическим (просто перенесением знаний извне вовнутрь индивида), так как этот процесс двусторонний: человек не только усваивает культурные ценности и нормы, но и формирует их сам в процессе жизнедеятельности. Между понятиями социализации и инкультурации много общего, так как культура и общество тесно связаны между собой. Но социализация – процесс более широкий и всеобъемлющий, он включает в себя практически всё становление и развитие личности, а инкультурация – его важная составляющая.

Основными формами инкультурации являются научение (в том числе, образование) и воспитание (в том числе, самовоспитание). Учёные утверждают, что самым значимым в процессе инкультурации является детство, но ни инкультурация, ни социализация в детстве не заканчивается. Социализация, приспособления к постоянно меняющимся условиям жизни продолжается до её конца. С инкультурацией же в полной мере взрослый человек может столкнуться, если он переехал на жительство в другую страну. Содержание инкультурации, то есть то новое, что усваивает индивид, определяется ценностями конкретной культуры: американцы ценят уверенность в себе, умение владеть собой и справляться с трудностями, индийцы же – созерцательность, самоуглублённость. То есть, человек усваивает не культуру вообще, а конкретную культуру. В роли агентов социализации могут выступать люди, учреждения и социальные институты. Первыми и самыми важными участниками социализации выступают родители. Именно под их влиянием формируются первые нормы поведения, нравственные ценности, исправляют ошибки в поведении детей. Чем старше становится ребёнок, тем больше участников действует в социализации индивида: родственники, друзья, школа, церковь, общественные организации – вот далеко не полный список. Инкультурация – это постепенная выработка человеком навыков, манер, норм поведения, которые характерны для определенного типа культуры, для определенного исторического периода. Это длительное и постепенное освоение человеком способов, норм, практических рекомендаций в повседневной жизни определённого типа культуры. Человек подчиняется стереотипам, процедурам, принятым в группе, культуре. Эти процедуры зафиксированы прежде всего в языке – в способах устной речи, письма и чтения. В целом процесс инкультурации происходит в системе таких социально-культурных элементов, как язык, ценностно - смысловые ориентиры, общественные идеалы, процедуры развития творческой деятельности, система коллективного знания, системы и способы передачи и распространения информации и знаний, этические нормы, картина мира. Процесс инкультурации зависит от сочетания данных элементов и протекает по-разному в различных культурах.

Социализация не всегда проходит успешно. В патриархальных обществах младшим членам семей приходилось подчиняться воле родителей почти всю жизнь. Современное западное общество выталкивает пожилых людей на социальную обочину, а смерть считается чуть ли не запретной темой. Кроме того, культурный контекст (т.е. культурное окружение) может создавать почву для асоциальных форм поведения – наркомании, пьянства, преступности и т.д. Эти явления приобретают массовый характер в кризисные моменты жизни общества, когда падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы. Следствием становится неэффективная социализация молодёжи. Но даже в неблагоприятных социально-экономических условиях человек по-разному взаимодействует с окружающей социокультурной средой. Американский социолог Р.Мертон в целях анализа поведения человека разграничил цели и средства их достижения, выделил средства приемлемые и неприемлемые. Опираясь на эти разграничения он выделил 5 форм поведения , тесно связанные с социализацией и инкультурацией, так как могут способствовать или препятствовать им:

1. Конформность. Человек принимает одобряемые культурой цели и средства. Этот способ взаимодействия с культурой будет мешать прогрессу, если общество предлагает или навязывает неэффективные способы достижения целей.

2. Инновация. Предполагает принятие целей и отрицание общепринятых средств. Прелагая новые средства, человек способствует развитию общества, так как вырабатывает новые способы поведения, и общество делается более гибким и терпимым. Инновация может быть опасна, если средства оказываются недопустимыми (убийство, воровство, подлог).

3. Ритуализм. Принятие средств при неприятии целей. В этом случае цели вырождаются в ритуал, обессмысливаются, изживают себя. Яркий пример – бюрократия. Чиновник не решает проблемы, а сознательно затягивает дела. Ритуализм – это превращение средства в цель.

4. Ретретизм. Отказ и от целей, и от средств (эту форму поведения реализуют бродяги, наркоманы, алкоголики).

5. Бунт. При отказе от принятых в обществе целей и средств, как и в предыдущем случае, человек предлагает новые цели и средства. Общество не всегда способно воспринимать такие изменения, поэтому возможен серьёзный конфликт с носителями той же культуры. Модная ныне форма бунта – голодовка.

Процесс социализации как удовлетворение потребностей:

· физиологических и сексуальных, обеспечивающих физическое становление и жизнь человека

· в безопасности, уверенности в завтрашнем дне

· социальных – в любви, привязанности, принадлежности к коллективу

· в признании, оценке, престиже, уважении

· в реализации талантов и способностей

При любом подходе к рассмотрению процессов инкультурации и социализации наиболее значимым остаётся тот факт, что результатом этих процессов становится формирование полноценной, социально- и культурно адаптированной личности.

Контрольные вопросы:

1. Почему человек признан субъектом и объектом культуры?

2. Каковы различия между понятиями «индивидуальность» и «личность»?

3. Что такое инкультурация?

4. В чём состоит социализация индивида?

5. Дайте определение идентификации личности. Чем важен данный процесс?




Top