Основные структурные элементы экономической культуры. Экономическая культура — Гипермаркет знаний

учёт специфических экономических факторов (оснований) для выделения и взаиморасположения различных социальных групп в социально-экономической структуре общества. А. В. Дорин разделяет основания социальноэкономической стратификации на объективные и субъективные .

К объективным основаниям социально-экономической стратификации относятся:

занятость, её мера и вид;

положение в общественном разделении труда (труд управленческий или исполнительский, физический или умственный, аграрный или индустриальный и т.д.);

особенность труда в плане его условий и содержания;

профессия и род занятий (с образованием или без него, по найму или самостоятельно);

отношение к собственности на средства производства (её наличие или отсутствие);

отношение к организации и управлению производством и трудом (его уровень, правовые и экономические основания, формальный или неформальный характер);

доходы, их мера, источники, легитимность и моральность, стабильность или нестабильность;

образование и квалификация (уровень, профиль, престижность).

К субъективным основаниям социально-экономической стратификации можно отнести:

ориентацию людей только на те или иные профессии;

различие стилей поведения в одних и тех же видах труда;

пассивность или активность;

стремление к лидерству или предпочтение исполнительской деятельности;

значимость труда и заработной платы;

законопослушание или наоборот;

степень моральности в трудовых и имущественных вопросах;

предрасположенность к индивидуальной или совместной работе. Безусловно, учёт всех указанных факторов – дело очень трудоёмкое, да и

не всегда необходимое. Всё зависит от конкретной ситуации и задач исследования. При этом нельзя забывать, что практически все перечисленные как объективные, так и субъективные основания социально-экономической стратификации проявляются какразличия относительные , т. е. действующие в конкретных временных и пространственных границах.

Так, различия в профессиях не столь важны в условиях дефицита рабочих мест, или если люди в большей степени ориентированы на материальные стимулы.

Различия в доходах не так существенны, если они у большинства населения в среднем достаточно велики, или люди ориентированы в большей степени на духовные ценности.

Занятость и безработица не столь явно выражают социальноэкономический статус индивидов и групп, если работающие люди получают низкую зарплату, или если пособие по безработице достаточно велико.

Образование может означать лишь профессиональный характер труда, а может серьезно определять социально-экономические перспективы человека, может гарантировать занятость, или напротив способствовать безработице.

Собственность имеет разное значение в разных условиях её распределения (демократичность или кастовость), политической и экономической стабильности в стране.

Индивидуальные качества людей (стиль поведения, духовные свойства, черты характера) также относительны и зависят от состояния социальноэкономической системы в целом, конкретных ситуаций и случаев.

И, тем не менее, выделение различных социально-экономических страт необходимо не только ради удовлетворения научного любопытства. Это нужно прежде всего для успешного решения конкретных проблем, возникающих в практике социально-экономического управления.

2. Как уже было отмечено, стратификационный подход к анализу социаль- но-экономической структуры общества может быть дополнен описанием социальной дифференциации, когда выделяются различные социальноэкономические группы и изучаются их особенности. В первую очередь это позволяет выделить некоторые важные признаки, которые являются типичными для тех или иных групп людей и могут оказывать существенное влияние на поведение этих групп, на особенности взаимодействия с другими группами.

В частности, А. В. Дорин выделяет следующие общие типы социально-

экономических групп :

традиционные и новые группы (по времени существования и степени интегрированности группы в социально-экономическую систему). Новые – это группы, не обладающие определённым статусом. Между традиционными и новыми группами возможны социально-демографические различия (пол, возраст, профессиональная принадлежность);

доминирующие группы. Доминирование проявляется в лидерстве и господстве одних групп над другими; может быть длительным или временным.

Доминирование бывает связано с приоритетностью роли. Это наблюдается как на макроуровне, так и на микроуровне. Например, рабочие, крестьянство (в условиях голода), инженерно-техническая интеллигенция, менеджеры, экономисты; на уровне предприятия доминировать могут отдельные группы работников. Основой доминирования может быть также деление социальноэкономических функций на основные и неосновные. Доминирующие группы всегда стремятся к получению разного рода привилегий и хотят признания своего положения со стороны других групп;

маргинальные группы. Это группы, занимающие пограничную, промежуточную позицию, совмещают черты нескольких групп. Например, самостоятельные работники, не использующие наёмный труд (совмещают черты собственников и рабочих); новые бедные (их доходы ниже среднего уровня, но не нищенские; или люди внезапно оказавшиеся бедными, но по инерции сохранившие потребительские установки среднего класса); категории работников, занятых в городе, а проживающих в деревне, и наоборот; некоторые категории высококвалифицированных работников (между рабочими и инженерами); низшее звено руководителей; профсоюзные активисты;

проблемные группы. Это те социально-экономические группы, которые занимают на общем фоне неблагоприятную позицию. Проблемность группы определяется прежде всего объективными, а не субъективными показателями (безработные, мигранты, работающие матери-одиночки и главы многодетных семей, работающие на вредных и тяжёлых участках, малоооплачиваемые работники, желающие повысить квалификацию, но не имеющие такой возможности, те, чья работа требует длительного отрыва от дома и семьи). Проблемность группы иногда поддаётся разрешению или хотя бы регулированию;

закрытые, открытые, переходные группы. Общим критерием выделения этих группы является возможность межгрупповых перемещений, вхождения в группу и выход из неё. Существуют различные экономические, административные и правовые способы закрепления кадров. Есть некоторые профессии и занятия, доступ в которые вполне правомерно требует выполнения достаточно жёстких условий. В некоторых случаях на предприятиях ограничены возможности вертикального перемещения кадров. Переходные – это группы, отличающиеся нестабильностью и изменчивостью состава. Каждый вновь прибывший рассматривает своё пребывание в ней как временное (до получения каких-то благ – прописки, жилья, стажа);

номинальные и реальные группы. Номинальные группы основаны на сходстве внешних признаков множества людей (все имеющие одинаковую специальность, зарплату, работающие на госпредприятиях или в частных

фирмах). Реальные – это группы, основанные на действительных контактах и взаимодействии (работники одного предприятия). Грань между реальной и номинальной группой очень подвижна. Движения возможны в обоих направлениях.

Из наиболее значимых в обществе конкретных социально-

экономических групп можно выделить: рабочий класс; интеллигенцию; служащих; бюрократию и менеджеров; мелких предпринимателей и самостоятельных работников.

Различия этих групп следует анализировать по таким признакам , таких как:

Имидж группы в сознании общества . Он нестабилен, изменчив, связан с определенными стереотипами, но всегда реально влияет на положение и условия жизнедеятельности группы (предприниматели, крестьяне, руководители, работники торговли).

Групповая солидарность . Члены группы осознают себя как целое и отличное от других групп. Встречаются активные и пассивные формы солидарности. Каждый отдельный человек включен одновременно в несколько «кругов» солидарности. Солидарность бывает актуальной и потенциальной.

Экономическая идеология группы . Группы оценивают и воспринимают экономическую жизнь с точки зрения своих экономических интересов: объясняют свои притязания как справедливые и правомерные; пропагандируют себя, свою роль, методы и результаты своей деятельности; указывают на приемлемые для себя способы поведения; утверждают такие принципы отношений и деятельности в экономической сфере, которые соответствуют собственным возможностям и способностям.

Группы мнений . Можно выделить следующие типы групповых мнений по социально-экономическим вопросам:

элитаризм (стремление к образованию элит, установка на вхождение в элиты, пассивное согласие с существованием элит);

эгалитаризм (стремление к равенству, неприятие неравенства, пассивное согласие с равенством);

этатизм (стремление к административному регулированию, доверие к нему, ожидание наведения порядка сильной рукой, неприязнь к стихийности, симпатия к государственным подходам в распределении благ и ценностей);

либерализм (стремление к свободным распределительным отношениям между людьми, неприятие вмешательства «сверху»;

патернализм (стремление к поддержанию слабых, бедных, ожидание помощи, принятие насильственных форм перераспределения, готовность подчиниться какому-либо господству);

индивидуализм (ориентация на принцип «каждый сам за себя» в имущественных отношениях, принятие самых острых форм борьбы за материальные блага, полная ответственность за себя).

Социальная идентификация . Означает отнесённость индивида к социальной группе. При этом следует различать:

а) самоидентификацию; б) взаимную идентификацию;

в) объективную идентификацию (по объективным признакам).

Как правило, эти виды идентификаций не совпадают. Люди относят себя к

более или менее обеспеченным, чем на самом деле. Люди склонны ориентироваться на некую среднюю позицию. Люди по-разному переживают своё положение (спокойно или болезненно). Люди относят себя и других «не к тем» и по сугубо трудовым критериям: квалификация, статус, профессия. Это не только игра, но и проявление конфликтности между людьми по поводу занятости, распределения, ответственности, престижа, авторитета.

Литература: 1, с.147–160, 175–185; 3, с.29–70; 4, с.87–101; 5, с.51–61; 6, с.96–124, 223–251; 9, с.46–60.

Вопросы и задания

1. Как, пользуясь четырьмя критериями неравенства, построить стратификационную модель общества?

2. Что представляет собой социально-экономическая стратификация?

3. Проанализируйте действие объективных и субъективных оснований со- циально-экономической стратификации.

4. Почему как объективные, так и субъективные основания социальноэкономической стратификации проявляются как различия относительные?

5. Перечислите и проанализируйте общие типы социально-экономических

6. Охарактеризуйте по предложенным признакам конкретные социальноэкономические группы, существующие в современном белорусском обществе.

7. Сравните пирамидальный и ромбический типы социальноэкономической структуры общества, перечислите их основные различия.

8. Почему бедность и богатство социально относительны?

10. Попробуйте охарактеризовать какие-нибудь конкретные социальноэкономические группы, используя предложенные категории общественного мнения.

Тема 3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

1. Экономическая культура, её основные элементы и функции.

2. Хозяйственная идеология: понятие, типы и социальные носители.

3. Социологический анализ экономического поведения.

1. В экономической социологии существуют различные подходы к определению понятия «экономическая культура». В контексте социологического анализа культурных процессов экономическую культуру общества вероятнее всего следует определять как «проекцию » культуры (в самом широком смысле) на взаимоотношения людей в сфере экономики. Российские исследователи Т. И. Заславская и Р. В. Рывкина под экономической культурой понимают «со-

вокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития: способствующих (или мешающих) трансляции, отбору и обновлению ценностей, норм и потребностей, функционирующих в сфере экономики и ориентирующих её субъектов на те или иные формы экономической активности»

Поскольку культура , как явление социальное, представляет собой в первую очередь систему норм, ценностей и образцов поведения, выработанных в процессе общественного развития, то в составе (структуре )экономической культуры также следует выделять определённым образом взаимосвязанные нормы, ценности и образцы поведения.

Они предельно разнообразны. Со значительной долей условности структурными элементами экономической культуры являются:

1) социальные нормы, обусловленные объективными потребностями развития экономики (в исторических и географических границах конкретной социальной системы);

2) социальные ценности, возникшие в иных сферах общественной жизни (политика, религия, мораль), но оказывающие ощутимое влияние на экономические процессы;

3) экономические интересы, ожидания, стереотипы и ориентации различ-

ных социальных групп, которые становятся образцами (шаблонами) поведения для людей соответствующего социального статуса. Экономическая культура прежде всего регулирует социальные взаимодей-

ствия в экономической сфере (производство, распределение, обмен, потребление). Тем самым она выступает регулятором экономического поведения субъектов экономических отношений (индивидов, общностей, социальных институтов). Экономическая культура (как часть общей культуры) аккумулирует, хра-

нит и передаёт социальный опыт, связанный с эволюцией (во времени и пространстве) социально-экономических процессов.

Среди наиболее существенных особенностей экономической культуры (в сравнении с другими видами культур) следует обратить внимание на следующие:

основным каналом влияния экономической культуры на экономику является прежде всего экономическое поведение, а не какое-либо иное;

в передаче, внедрении, выбраковывании тех или иных элементов экономической культуры общества огромную роль играют политические группы власти;

экономическая культура в значительно большей степени, чем другие

культуры, ориентирована на управление поведением людей. Основными функциями экономической культуры согласно

Г. Н. Соколовой являются:

трансляционная;

селекционная;

инновационная.

Трансляционная функция экономической культуры проявляется в передаче норм, ценностей, образцов поведения, стереотипов, ожиданий, ориентаций и т. п. Содержание и направленность «трансляций» достаточно разнообразны: между разными поколениями, социальными общностями (территориальными, профессиональными, этническими), экономическими культурами различных обществ.

Селекционная функция экономической культуры проявляется в отборе из унаследованных норм и ценностей тех, которые могут быть полезны (с точки зрения хозяйствующих субъектов) для решения стоящих перед ними социаль- но-экономических задач.

Инновационная функция экономической культуры проявляется в постоянном обновлении (разумеется, с разной степенью интенсивности) норм, ценностей и образцов поведения. Инновации в экономической культуре конкретного общества могут вырабатываться самостоятельно или заимствоваться из экономической культуры другого общества.

Е. М. Бабосов несколько расширяет и детализирует спектр функций, выполняемых экономической культурой .

Исходной функцией экономической культуры он считает адаптационную , которая позволяет отдельным людям и социальным общностям приспосабливаться к изменяющимся условиям своей социально-экономической деятельности именно благодаря применению ценностей, норм и образцов поведения, сконцентрированных в экономической культуре.

В непосредственной связи с адаптационной функцией, с точки зрения Е. М. Бабосова, находится познавательная функция экономической культуры. Её действие выражается в возможности для каждого человека получить надёжный ориентир для выбора направленности, содержания и форм своего экономического поведения, овладевая знаниями (правовыми и моральными нормами, запретами, идеалами и т. п.), содержащимися в экономической культуре.

Очень важной функцией экономической культуры, по мнению Е. М. Бабосова, является нормативно-регуляционная . Сущность этой функции заключается в предписывании индивидам и социальным группам определённых стандартов и правил поведения, выработанных и закреплённых в экономической культуре конкретного социума. Они формируют образ жизни людей, установки, ценностные ориентации, ролевые ожидания, притязания и способы деятельности в экономической сфере общества.

Соглашаясь с тем, что экономическая культура выполняет в обществе трансляционную, селекционную и инновационную функции, выделяемые Г. Н. Соколовой, Е. М. Бабосов, кроме того, обращает внимание и на такие функции экономической культуры как функция целеполагания, информационная, коммуникативная, мотивационная и мобилизующая.

Функция целеполагания отражает способность экономической культуры помочь людям сформулировать социально значимые цели их экономической деятельности на основе существующих в обществе ценностей и норм, а в случае необходимости дополнять и перекрывать их новыми ценностными ориентациями.

На современном этапе перехода к информационному обществу особая роль отводится информационной функции экономической культуры. Действительно, организация эффективной экономической деятельности отдельного человека, социальной группы, да и общества в целом вряд ли возможна без объективной, достоверной и проверенной социально-экономической информации, которая концентрируется в содержании экономической культуры.

С информационной функцией экономической культуры логически связана её коммуникативная функция. Для налаживания эффективной экономической деятельности необходимо передавать, принимать, осмысливать социальноэкономическую информацию. Экономическая культура реализует эти процессы, связывая между собой индивидов, социальные группы, общности и организации на основе существующих и вырабатываемых в процессе взаимодействия социально-экономических норм, ценностей и образцов поведения.

То, что экономическая культура выполняет мотивационную функцию, объективно определяется её содержанием. Диалектически развивающаяся система норм, ценностей и образцов поведения людей в сфере экономики даёт возможность воздействовать (побуждать, направлять, регулировать) на эконо-

Экономической культурой называют совокупность материальных и духовных социально-выработанных средств деятельности, с помощью которых осуществляется материально-производственная жизнь людей.

Структура экономической культуры соотносима со структурой самой экономической деятельности, с последовательностью основных фаз общественного производства: собственно производство, обмен, распределение и потребление. Поэтому правомерно говорить о культуре производства, культуре обмена, культуре распределения и культуре потребления.

Структурообразующим фактором экономической культуры является трудовая деятельность человека. Она характерна для всего многообразия форм, видов материального и духовного производства. Каждый конкретный уровень экономической культуры труда характеризует отношение человека к человеку, человека к природе (именно осознание этого отношения является моментом зарождения экономической культуры), индивида к своим собственным трудовым способностям.

Любая трудовая деятельность человека связана с раскрытием его творческих способностей, однако степень их развития различна. Ученые выделяют три уровня этих способностей.

Первый уровень - продуктивно-репродуктивная творческая способность, когда в процессе труда все только повторяется, копируется и лишь в виде исключения, случайно создается новое.

Второй уровень - генеративная творческая способность, результатом проявления которой будет если не совершенно новое произведение, то, по крайней мере, оригинальная вариация.

Третий уровень - конструктивно-инновационная деятельность, суть которой состоит в закономерном появлении нового. Этот уровень способностей в производстве проявляется в труде изобретателей и рационализаторов.

Чем более творческим является труд, тем богаче культурная деятельность человека, тем выше уровень культуры труда. Последнее в конечном счете служит основой достижения более высокого уровня экономической культуры.

Трудовая деятельность в любом обществе является коллективной, воплощается в совместном производстве. Поэтому наряду с культурой труда необходимо рассматривать культуру производства как целостную систему.

Культура труда включает навыки владения орудиями труда, сознательное управление процессом создания материальных и духовных благ, свободное применение своих способностей, использование в трудовой деятельности достижений науки и техники.

Культура производства включает в себя следующие основные элементы:

1) культуру условий труда, представляющую комплекс компонентов экономического, научно-технического, организационного, социального и правового характера;

2) культуру трудового процесса, которая находит выражение в деятельности отдельно взятого работника;

3) социально-психологический климат в производственном коллективе;

4) культуру управления, которая органически сочетает в себе науку и искусство управления, выявляет и реализует творческий потенциал, инициативу и предприимчивость каждого участника производственного процесса.

Регулятором экономики являются не только такие точно определяемые количественно показатели как норма процента, государственные расходы или уровень налогообложения, но и такое трудноизмеримое понятие как экономическая культура. Культура – специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.

Экономическую культуру определяют как комплекс элементов и явлений культуры, стереотипов экономического сознания, мотивов поведения, экономических институтов, обеспечивающих воспроизводство экономической жизни. Основными элементами культуры считают потребности, ценности, нормы, предпочтения, интересы, престиж, мотивацию.

Ценности – это принятые неосознанно понятия о том, что является важным или правильным. Они являются фундаментом культуры. На их основе складываются социальные нормы – распространённые в данном обществе предписания к действиям. Нормы реализуют ценности общества. Проявляются ценности и нормы через предпочтения – приоритеты социальных благ. Системы приоритетов коренятся в историческом прошлом народов и социальных групп и меняются достаточно медленно.

Потребности - нуждаемость в тех или иных социальных благах. Объекты потребностей групп населения различны, причём различия коренятся не только в сегодняшней или но и в унаследованной от прошлого культурной ситуации жизни разных групп.

Ценности, нормы и потребности проявляются также в мотивации поведения . Это стандартизованные объяснения, которые люди дают своим действиям и поступкам, а также ценностям и нормам, которые они разделяют. Использование человеком сложившегося «словаря мотивов» свидетельствует об идентификации личности со сложившейся системой ценностей.

Ещё одна форма проявления культуры – общественный престиж отдельных ролевых позиций, занятий, способов поведения. «Иерархии престижа» складываются в обществе под влиянием характерных для него систем ценностей. Все эти элементы культуры усваиваются индивидами и определяют их активность во всех сферах общественной жизни, включая экономику. А поскольку экономическая деятельность состоит из действий субъектов экономики, то культура оказывается регулятором не только этих действий, но и собственно экономики.

Таким образом, экономической культурой является совокупность социальных ценностей и норм, являющихся регуляторами экономического поведения личностей и социальных групп и выполняющих функцию социальной памяти экономического развития.

Так, составной частью экономической культуры России в целом является корпоративная культура Министерства путей сообщения, РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», других крупнейших компаний. Не меньшее влияние на изменение экономической культуры оказывают и средства массовой информации, прежде всего телевидение. Использоваться при этом может как специальный подбор новостей, фильмов, так и прямая социальная реклама. Причём у телевидения уже есть соответствующий опыт. При помощи телевидения в стране внедрялись и внедряются идеи активного участия в выборах, необходимости платить налоги и предохраняться от СПИДа, не пользоваться наркотиками.

Ведущую роль в регулировании экономической культуры должно играть государство. Именно оно должно определить основные приоритеты в экономической культуре, первоочередные задачи и используемые методы. Государство в состоянии без значительных затрат воздействовать на экономическую культуру как непосредственно, так и посредством вышеописанных субъектов.

Государство может направлять деятельность остальных субъектов регулирования экономической культуры. Государство владеет контрольным пакетом акций «Газпрома» и «ЕЭС», Министерство путей сообщения вообще является одним из органов государства. Также государство является собственником телеканалов «Культура», «Российское телевидение» и т. д.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать следующий вывод, что экономическая культура является одним из регуляторов экономики и что государство может его использовать. Более того, если государство действительно хочет добиться успеха в осуществлении реформ, оно должно использовать этот регулятор.

Каковы же основные элементы культуры?

При всем различии конкретных толкований, последовательности изложения в социологической литературе, как правило, рассматриваются следующие элементы:

    Язык как система знаков, наделенных определенным значением, которые используются для хранения, преобразования и передачи информации.

    Ценности, включающие смысложизненные ценности (представления о счастье, о цели, о смысле жизни), витальные, ценности общественного призвания, межличностного общения, демократических свобод, семьи). Верования, убеждения.

    Нормы, выражающие требования общества к поведению. Это волеизъявление, которое позволяет осуществлять социальный контроль и дает образец поведения.

    Сложные образцы поведения: обычаи, традиции, обряды. Обычаи представляют привычную социальную регуляцию, которая взята из прошлого. Традиции - элементы наследия, которые передаются из поколения в поколение и образуют преемственную связь в человеческой истории. Обряды - стереотипы символических коллективных действий, выражающих чувства.

Все эти элементы являются средством не только хранения и передачи опыта, но и средством преобразующей деятельности. Культура это не вообще сознание, не просто ряд духовных элементов (представления, знания, убеждения, ценности, нормы и др.), а способ, метод ценностного освоения действительности. Это умения и навыки применения знаний, норм и т.д. Это то, что воплощается в практической деятельности, в устойчивых повторяющихся образцах и моделях деятельности.

Функции культуры

Культура выполняет целый ряд функций. Прежде всего она выступает средством хранения и передачи человеческого опыта, т.е. выполняет функцию социальной памяти. Вместе с тем она не сводится к ней. Культура соединяет духовные богатства, накопленные человечеством в прошлом, и духовные ценности современного общества. Именно поэтому культура выполняет образовательную и воспитательную, коммуникативную и регулятивную функции. Индивид становится личностью по мере социализации, освоения культуры: знаний, языка, ценностей, норм, обычаев, традиций своей социальной группы, своего общества. Именно культура делает человека человеком. Она же осуществляет социальный контроль, стимулирует и регулирует его поведение. В. этом смысле культура - это человеческий срез истории. Будучи способом, средством социального воздействия, культура обеспечивает освоение и преобразование мира, т.е. выполняет инновационную функцию. И, наконец, культура выполняет функции интеграции и дифференциации общества. Освоение культуры формирует у людей чувство принадлежности к определенной группе, народу, нации, религии и т.д. Культура в этом плане обеспечивает целостность общностей, общества. Вместе с тем сплачивая одних, она противопоставляет их другим и является источником дезинтеграции.

Методологические подходы к анализу культуры

Существуют различные методологические подходы к социологическому анализу культуры. Функциональный подход рассматривает в качестве основного элемента культуры ценности. По Т. Парсонсу, культура - организованная определенным образом система ценностей, соответствующая потребностям. Культура отличается стабильностью, устойчивостью. Различные культуры имеют много общего, поэтому естественным развитием является только эволюция.

Конфликтный подход анализирует культуру как динамическую, противоречивую систему, как арену конфликтов, порожденных неравенством людей. Ценности испытывают влияние других факторов, в частности, К. Маркс рассматривает их как производную экономических отношений. Существующие культурные системы не способны в равной мере обеспечить всех членов общества. Социальное неравенство приводит к постоянному социальному, напряжению, к революционным катаклизмам. Доминирующая культура - это, как правило, результат навязывания господствующей группой своих норм, ценностей. Она подчиняет другие группы, закрепляет отношения господства через ориентацию социальных институтов на ценности господствующей группы, стимулирует конфликты. Оба эти подхода имеют и свои преимущества, и недостатки. Функциональный подход вследствие своих исходных положений о стабильности культурных систем меньше уделяет внимания культурным изменениям и отклонениям. Конфликтный подход раскрывает противоречия культуры, анализирует источники развития. Вместе с тем, он чрезмерно подчеркивает различия культур, не видит общих черт.

Видимо, для обеспечения более полного анализа необходимо сочетать элементы различных подходов.

В свое время попытку соединить конфликтную и функциональную теории предпринял Р. Мертон. Он ввел понятие напряженности, взяв его из теории конфликта и применив к общему функциональному подходу. Продолжая эту тенденцию, Л. Козер подчеркивает функциональность самого конфликта. В отечественной философской и социологической литературе иногда противопоставлялись два подхода к характеристике культуры. Она рассматривалась либо как творческая деятельность либо как способ (технология) деятельности . В действительности, эти подходы дополняют друг друга. Культура как способ освоения мира обеспечивает творческий, преобразовательный характер деятельности.

Изменения культуры

Культура не является застывшей, раз навсегда данной. Она изменяется по мере развития потребностей общества. И эти изменения связаны с взаимодействием внутреннего саморазвития культуры с внешними факторами. Изменения в культуре происходят и под влиянием взаимодействия различных культур. Интересны в этом плане материалы Международного проекта "Ожидая изменения в Европе", который был разработан Международным исследовательским институтом социальных изменений. Сравнение ценностей соответствующих российских и европейских когорт свидетельствует, что различия между ними сокращаются, особенно в молодом возрасте. Новые поколения, формирующиеся в современных условиях, активно овладевают рядом западных социокультурных стандартов, предписаний, норм поведения. Однако это не исключает -своеобразия и даже уникальности российской ментальности . Социальные изменения проявляются в возникновении или исчезновении определенных элементов культуры, трансформации внешних и внутренних связей, которые отражаются в образе жизни индивидов.

Социальные изменения универсальны и вместе с тем вариабельны. Уровни, скорость социальных изменений возрастают с развитием общества. Они могут быть стихийными и планируемыми, отличаться по длительности и социальным последствиям., носить коренной или поверхностный характер, противоречивый и непротиворечивый. Рассмотренные в динамике социальные изменения представляют собой социальный процесс. Различают социальные процессы функционирования, обеспечивающие воспроизведение качественного состояния объекта, и социальные процессы развития, обусловливающие переход к качественно новому состоянию.

Развитие - это ни что иное, как необратимые закономерные изменения (состава, структуры), т.е. носящие характер коренных, качественных. По направленности развитие может быть прогрессивным и регрессивным. В социологической литературе разграничиваются два типа социальных механизмов изменения, развития: эволюционный и революционный и соответственно формулируются два методологических подхода к анализу изменений. При этом эволюционные процессы трактуются как постепенные, медленные, плавные количественно-качественные преобразования, революционные - как относительно быстрые, коренные качественные изменения. Эти подходы исходят из идеи поступательного развития как перехода от простого к сложному, от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному. Наиболее полно эволюционный подход представлен у Г. Спенсера, который рассматривает исторический процесс как часть глобальной эволюции мира. Критерием прогресса Г. Спенсер считал усложнение социальной организации общества.

Э. Дюркгейм, развивая эти идеи, обосновывает положение о том, что причиной и результатом растущего усложнения общества является разделение труда. Представители эволюционного подхода рассматривают развитие общества как постепенный переход от традиционного к современному обществу. У Ф. Тенниса в книге "Община и общество" критерием прогресса является изменение в системе связей и типе регуляции поведения. Если для традиционного общества, по Ф. Теннису, характерны неразвитая специализация, особое значение семьи и общины, общинных ценностей и религии, то для современного общества характерно появление специализированной профессиональной деятельности, крупных объединений людей, ослабление социальной солидарности, ориентация на личную выгоду. Если регуляция поведения в традиционном обществе осуществляется более всего на основе обычая, то в современном обществе преобладает регуляция на основе формализованных правовых норм.

На основе сравнения традиционного и современного общества возникла и теория индустриального общества, популярная в 60-х годах. Американский экономист и социолог У. Ростоу в книге "Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест." говорит о пяти стадиях эволюции общества: 1) традиционное общество продолжается от первобытного общества до 1780 года (время создания паровой машины), 2) стадия подготовки перехода к индустриальному обществу, 3) индустриальное общество, 4) стадия зрелости индустриального общества, 5) стадия массового потребления. Критерий прогресса по Ростоу - изменения в характере производства и потребления. В 70-х годах получает развитие теория "постиндустриального общества", согласно которой общество в своем развитии проходит три стадии: 1) доиндустриальную (аграрную), 2) индустриальную, 3) постиндустриальную. 3. Бжезинский называет третью стадию технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной. Если для первой стадии характерно преобладание сельского хозяйства, для второй - промышленности, то для третьей - сферы услуг. Каждая стадия имеет свою социальную структуру, цель, специфическую организацию. В постиндустриальном обществе это учреждения науки и образования, ученые. Стадии отличаются по первичным продукту и фактору производства, по основным технологиям, по роли человека. Для третьей стадии исходным продуктом являются услуги, знания и опыт человека, передовые технологии - организационные, информационные технологии. Человек выступает в роли творца. Современные теории преодолевают представления об однолинейном прогрессе, подчеркивают его многолинейность, многоплановость, особенно когда говорят о нынешнем развитии общества. Современный французский социолог Ж. Гурвич говорит, например, о десяти типах глобальных обществ: 1) харизматические теократии (типа древних Египта, Вавилона), 2) патриархальные общества, 3) феодальные, 4) города-государства, 5) общества становления капитализма (17-18 вв. в Европе), 6) общества конкурирующего капитализма (19 - нач. 20 вв.), 7) общество развитого капитализма, 8) фашистские общества на технико-бюрократической основе, 9) общества, опирающиеся на принципы коллективного централизованного этатизма, 10) общества, опирающиеся на принципы множественного децентрализованного коллективизма.

Марксизм предлагает концепцию революционного преобразования общества. Согласно марксизму общество в своем развитии проходит 5 основных стадий: первобытно-общинную, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Каждая из стадий представляет собой целостную общественно-экономическую формацию, в развитии которой особую роль играет материальное производство, экономические отношения. Переход от одной формации к другой осуществляется через социальную революцию. Экономической основой революции является противоречие между постоянно развивающимися производительными силами и устаревшими производственными отношениями, что выражается в обострении классовой борьбы. Социальные революции разрешают социальные противоречия и ускоряют развитие общества. Кроме эволюционного и революционного подхода, базирующихся на идее прогресса общества, существуют циклические теории развития общества, которые рассматривают отдельные типы культур как исторически замкнутые образования и анализируют циклы их развития. Видные их представители - немецкий ученый О. Шпенглер, английский историк А. Тойнби. О. Шпенглер выделял 8 культурно-исторических типов: египетский, индийский, вавилонский, китайский, греко-римский, византийско-аравийский, культура майя и русско-сибирская культура, каждый из которых уникален, своеобразен, подчиняется внутренним законам и вместе с тем проходит одни и те же стадии рождения, восходящего, а затем нисходящего развития и гибели. Восходящее развитие О. Шпенглер называет живой творческой историей-культурой, нисходящее - цивилизацией, которая содержит только мертвые продукты культуры.

А. Тойнби дает иное понимание цивилизации. Он называет цивилизациями все типы культур. Рассматривая цивилизацию, А. Тойнби выделяет 6 основных типов: 1) первичные обособленные цивилизации (египетская, андская), 2) первичные необособленные цивилизации (шумерская, минойская, индская, шапская, майя), 3) вторичные цивилизации (вавилонская от шумерской, древнеиндийская от индской, древнекитайская от шапской и т.д.), 4) третичные, дочерние (православно-христианская, русская, западная, арабо-мусульманская, японская, 5) застывшие цивилизации (эскимосская, спартанская, османская, кочевая), 6)неразвившиеся цивилизации (дальневосточная христианская, дальнезападная христианская). Критерием развития цивилизаций А. Тойнби считает наиболее полное развитие внутреннего самоопределения, заложенного в данной цивилизации . А. Тойнби дает сравнительный анализ цивилизаций, рассматривая особенности их развития. Из сказанного очевидно, что понятие "цивилизация" употребляется в социологии в различных смыслах. Цивилизация отождествляется с культурой (например, у А. Тойнби). Понятие цивилизация употребляется для характеристики более поздних, зрелых этапов в развитии общества (например, цивилизация в отличие от дикости и варварства у Моргана). Цивилизация рассматривается как особая сфера, часть культуры (например, у О. Шпенглера цивилизация - окостенелые, мертвые предметы культуры) . Цивилизация рассматривается как уровень культуры общества. В теории индустриального и постиндустриального общества выделяются такие виды (уровни культуры) как аграрная, индустриальная и постиндустриальная цивилизация.

В современную эпоху все чаще понятие цивилизации употребляется для характеристики развития общества в целом. Широкое развитие средств массовой информации, компьютеризации. Информационных технологий превращает современное общество в информационное, для которого характерны значительно более тесные связи и взаимодействия. Человечество в связи с этим все более превращается в единую социокультурную целостность, единую цивилизацию с ее глобальными проблемами. Это сказывается и на общем процессе модернизации общества - совокупности перемен, которые охватывают все общество, все его стороны и элементы.

Существуют и иные позиции по вопросу развития цивилизаций. Известный американский геополитик С. Хантингтон выступил с концепцией неизбежного столкновения цивилизаций . Он определяет цивилизацию как культурную общность наивысшего ранга и прогнозирует значительные конфликты вдоль линии разлома между цивилизациями: западной (европейской и североамериканской), исламской, конфуцианской, православно-славянской и др. Можно ли согласиться с подобными прогнозами, отрицающими становление единой цивилизации? Можно ли согласиться, что источником конфликтов в будущем будут не экономические и политические противоречия, не противостояние идей, а различие культур? Представляется, что реальные процессы не дают оснований для таких выводов. За обострением национально-этнических отношений, за противостоянием религиозных движений обычно стоят определенные экономические и политические интересы.

Контрольные вопросы

  • 1. Что такое культура?

    2. Каково соотношение культуры и природы?

    3. Многообразие культур.

    4. Каковы основные элементы культуры?

    5. Различные методологические подходы к социологическому анализу культуры.

    6. Понятия социального изменения, развития.

    7. Что такое цивилизация?

Темы рефератов

    Культура и цивилизация.

    П. Сорокин о суперкультурах.

    Ценности как элементы культуры.

    Субкультура профессиональной деятельности.

Литература

    Витаньи И. Общество, культура, социология. - М.: Прогресс, 1984.

    Выготский Л.С. "Психология искусства. - М.: Наука, 1987.

    Докторов Б.З. Россия в европейском и социокультурном пространстве. // Социологический журнал, 1994, ь3.

    Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. - М.: Наука, 1983,с. 33-36.

    Основы социологии. / Под ред. А.Г. Эфендиева. - М.: МГУ, 1993, с. 149-210.

    Смелзер Е. Социология. - М.: Наука, 1994, с. 40-68.

    Соколов Э.В. Культура и личность. - Л.: Наука, 1972.

    Тойнби А. Постижение истории. - М.: Прогресс, 1991.

    Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? // Политические исследования.1994. 1.

IV. ЛИЧНОСТЬ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

Проблема личности - одна из важнейших в современной социологии. Невозможно анализировать социальные процессы, функционирование и развитие социальных систем, не обращаясь к исследованию сущности личности как субъекта социального поведения и общественных отношений, не изучая потребности, интересы, духовный мир личности, не анализируя сложные и разнообразные ее связи с социальной микро- и макросредой. Личность изучается различными науками. Философию интересует личность как субъект познания и творчества. Психология анализирует личность как устойчивую целостность психических процессов, свойств. Социолог изучает личность как элемент социальной жизни, раскрывает механизм ее становления под влиянием социальных факторов, механизм обратного воздействия на социальный мир, ее участие в изменении и развитии общественных отношений. Социология изучает связи личности и социальной группы, личности и общества, регуляцию и саморегуляцию социального поведения.

Понятие личности. Статус, социальные роли личности

Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, которые принимает. В социологии принято разграничивать понятия "человек", "индивид", "личность", "индивидуальность". Понятие "человек" служит для характеристики его биосоциальной природы. Человек - это родовое понятие, указывающее на принадлежность к человеческому роду, высшей ступени развития живой природы на нашей планете. Как живое существо человек подчиняется основным биологическим и физиологическим законам, как социальное - законам развития общества.

Понятие "индивид" характеризует отдельного человека. Понятие "личность" служит для характеристики социального в человеке. Социологию интересует человек как социальное существо, как продукт и субъект общественных процессов, как выражение общественных отношений. Личность можно определить как устойчивый комплекс качеств, свойств, приобретаемых под влиянием соответствующей культуры общества и конкретных социальных групп, к которым она принадлежит, в жизнедеятельность которых включена.

Формирование этих качеств и свойств во многом опосредовано биологическими особенностями индивида. Однако решающая роль в процессе становления личности принадлежит социальному воздействию, огромному множеству социокультурных факторов, вводящих человека в социальный мир. Каждый ли человек личность? Да, поскольку через систему своих социальных качеств он выражает черты данного общества, социальных групп и других социальных форм. Однако уровень развития личности может быть различным.

Индивидуальность - это то, что отличает одного человека от другого и как биологического, и как социального существа. Это его неповторимые индивидуальные особенности. Социологию интересует не сама по себе неповторимость, индивидуальность, а ее влияние, место в общественных процессах. Изучение личности требует выявления многообразных социальных связей личности с обществом, его элементами (социальными группами, институтами, организациями, ценностями и т.д.). Прежде всего необходимо выяснить место, положение личности в системе социальных общностей. Положение раскрывается через понятие статуса, т. е. позиции личности в социальной системе, связанной с принадлежностью к социальной группе и анализ ее социальных ролей и того, как она эти роли выполняет .

Социологи отличают предписанные и приобретенные статусы. Если первые определяются обстоятельствами, (например, статус горожанина) происхождением, местом рождения, то вторые - усилиями самого человека (например, статус специалиста). Статусы могут быть формализованными (например, директор предприятия) и неформализованными (лидер коллектива, группы). Статус и роль тесно связаны. Социальные роли - это те функции личности, которые обусловлены социальным статусом. Статус и роль отражают динамические и статистические аспекты социального положения . Если статус - это объективное, то социальная роль – единство объективного и субъективного. Статус обозначает место индивида в социальной системе, роль - это совокупность действий, которые должен выполнить индивид, занимающий данное место. Каждый статус обычно предполагает целый набор ролей. Содержание социальной роли диктуется обществом, его требованиями, включающими предписания, оценки, ожидания, санкции. Уровень выполнения этих требований зависит от того, как они преломляются в сознании личности и реализуются в ее деятельности. От специалиста, выпускника высшей школы, общество, например, ожидает компетентного решения задач профессиональной деятельности, высокого уровня нравственной и политической культуры. От отца - заботы о содержании и воспитании детей, от друга - понимания, сопереживания, готовности оказать помощь, поддержку.

Согласно Т. Парсонсу, любая роль описывается пятью основными характеристиками: 1) эмоциональной - одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие - раскованности; 2) способом получения - одни предписываются, другие завоевываются; 3) масштабом - часть ролей сформулирована и строго ограничена, другая - размыта; 4) формализацией - действие в строго установленных правилах либо произвольно; 5) мотивацией. Поскольку каждый человек одновременно выполняет множество социальных ролей, возможно возникновение межролевых конфликтов. Например, выполнение роли супругов, матери и отца и молодого специалиста, роли научного исследователя и преподавателя и т.д.

Так как вхождение в социальную роль может быть затруднено особенностями личности, уровнем ее способностей, подготовленности, ценностных ориентации, оценкой ролевых требований окружающими и другими моментами, возможно возникновение внутриролевых конфликтов. Исследование процесса адаптации молодого специалиста в трудовых коллективах показало, что внутриролевые конфликты возникают в связи с неподготовленностью выпускника осуществлению организаторской, воспитательной работы в коллективе, отсутствием умений, навыков научного общения, в связи с тем, что ориентация выпускника вуза на решение весомых и творческих задач зачастую не соответствует ориентациям предприятия на использование молодого специалиста в первые годы на исполнительской и часто нетворческой работе и др.

Учебное пособие

Методические указания и контрольные задания Учебное пособие для студентов заочного обучения инженерных специальностей Топалова... дипломных проектов и работ для всех специальностей Учебно -методическое пособие для студентов строительных и экономических...

Экономическая культура общества – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение .

Экономическая культура предполагает:

– уважительное отношение к любой форме собственности и коммерческому успеху;

– неприятие настроений уравниловки;

– создание и развитие социальной среды для предпринимательства и т. п.

Экономическая культура личности – это органическое единство сознания и практической деятельности, определяющее творческую направленность экономической активности человека в процессе производства, распределения и потребления .

В структуре экономической культуры можно обозначить наиболее важные элементы: знания и практические умения, экономическую направленность, способы организации деятельности, нормы, регулирующие отношения и поведение человека в ней.

Основой экономической культуры личности является сознание.

Экономические знания совокупность экономических представлений о производстве, обмене, распределении и потреблении материальных благ, влиянии экономической жизни на развитие общества, о путях и формах, методах, способствующих устойчивому развитию общества. Они являются важным компонентом экономической культуры. Экономические знания формируют представление об экономических взаимосвязях в окружающем мире, закономерностях развития экономической жизни общества. На их основе развиваются экономическое мышление и практические умения экономически грамотного, нравственно обоснованного поведения, значимые в современных условиях экономические качества личности.

Важной составляющей экономической культуры личности выступает экономическое мышление . Оно позволяет познавать сущность экономических явлений и процессов, оперировать усвоенными экономическими понятиями, анализировать конкретные экономические ситуации.

Выбор эталонов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач во многом зависят от социально‑психологических качеств участников экономической деятельности. Среди них важным элементом экономической культуры является экономическая направленность личности, компонентами которой выступают потребности, интересы и мотивы деятельности человека в экономической сфере. Направленность личности включает социальную установку и социально значимые ценности .

Экономическая культура человека прослеживается через совокупность его личностных свойств и качеств, которые являются определенным результатом его участия в деятельности.

По совокупности экономических качеств можно оценить уровень экономической культуры человека.

Образец задания

B1. Запишите слово, пропущенное в схеме.

Ответ: Знания.


Тема 3. Экономическое содержание собственности

Собственность (от древнерусск. «собность» – владение вещью или кем‑либо) – принадлежность вещей, материальных и духовных ценностей определенным лицам, юридическое право на такую принадлежность и экономические отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела, передела объектов собственности.

Собственность как присвоение людьми материальных благ в процессе их производства, обмена, распределения и потребления представляет собой единство юридического и экономического содержания . В реальной жизни они неразрывны: экономическое содержание охраняется правом, а юридическое содержание собственности получает экономическую форму реализации.

Юридическое содержание собственности реализуется через совокупность правомочий ее субъектов: владение, пользование, распоряжение.

Эти права тесно взаимосвязаны и только в комплексе составляют юридическое содержание собственности.

Экономическое содержание собственности раскрывается через ее функциональные характеристики: владение, управление и контроль . Причем главным является контроль над производственно‑финансовой деятельностью субъекта собственности.

Кроме того, экономическое содержание собственности раскрывается через отношение человека к природе, к себе и к обществу .

Существующие формы собственности весьма разнообразны. Приведем некоторые классификации форм собственности.

Современная рыночная экономика предполагает существование различных форм собственности, в том числе государственной, коллективной, групповой, индивидуальной и множества смешанных форм, таких как, например, коллективно‑частная или государственно‑коллективная и др. Современная рыночная экономика – это экономика со смешанной собственностью, как в смысле существования различных форм собственности, так и в смысле образования смешанных форм.

Согласно Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

В разных странах и в различные исторические периоды конкретное соотношение частной и государственной собственности может меняться – государство может проводить национализацию (лат. natio – народ) собственности, т. е. передачу собственности из частных рук в руки государства, и приватизацию (лат. privatus – частный) собственности, т. е. передачу собственности государства отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

Образец задания

B2. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «собственность».

Владение; аренда; распоряжение; имущество; акция; пользование.

Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «собственность».

Ответ: Акция.

Понятие экономической культуры

Экономической культурой общества называется система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, качество и уровень экономических знаний, действий и оценок человека, а также традиции и норм, регулирующие экономические отношения и поведение.

Экономическая культура диктует особое отношение к формам собственности, совершенствует предпринимательскую среду.

Экономическая культура представляет собой неразрывное единство сознания и практической деятельности, которое является определяющим в развитии экономической активности человека и проявляющееся в процессе производства, распределения и потребления.

Замечание 1

Наиболее важными элементами в структуре экономической культуры можно назвать знания и практические умения, нормы, которые регулируют особенности поведения человека в экономической области, способы ее организации.

Сознание является основой экономической культуры человека. Экономические знания представляют собой комплекс экономических представлений человека о производстве, распределении, обмене, а также потреблении материальных благ, о формах и методах, которые способствуют устойчивому развитию общества и влиянии на его формирование экономической процессов.

Экономические знания – это первостепенный компонент экономической культуры. Они позволяют выработать наше представление об основных закономерностях развития экономики общества, об экономических взаимосвязях в окружающем мире, развивают наше экономическое мышление и практические умения, позволяют развить экономически грамотное, нравственно обоснованное поведение.

Экономическая культура личности

Важное место в экономической культуре личности занимает экономическое мышление, которое дает возможность познавать сущность экономических явлений и процессов, правильно использовать усвоенные экономические понятия, анализировать конкретные экономические ситуации.

От социально-психологических качеств участников экономической деятельности во многом зависит выбор образцов поведения в экономике, эффективность решения экономических задач. Направленность личности характеризуют социально значимые ценности и социальная установка.

Экономическую культуру человека можно увидеть, рассмотрев комплекс его личностных свойств и качеств, представляющих результат его участия в деятельности. Уровень культуры конкретного человека в области экономики можно оценить по совокупности всех его экономических качеств.

В действительности экономическая культура всегда подвержена влиянию образа жизни, традиций, менталитета, которые свойственны данному народу. Поэтому в качестве образца, или тем более идеала, нельзя брать какую-либо чужую модель функционирования экономики.

Замечание 2

Для России, по всей вероятности, ближе всего европейская модель социально-экономического развития, являющаяся более гуманной, чем американская или японская, которая основывается на ценностях европейской духовной культуры и включает широкую систему социальной защиты населения.

Однако и эта модель может использоваться только при обязательном учете тенденций и особенностей развития национальной русской культуры, в противном случае говорить об экономической культуре и ее роли совершенно бессмысленно.

Функции экономической культуры

Экономическая культура выполняет несколько важных функций.

  1. Адаптационная функция, являющаяся исходной. Именно она позволяет человеку, адаптироваться к социально-экономическим условиям общества, типам и формам экономического поведения, приспосабливать к своим потребностям социально-экономическую окружающую среду, например, производить необходимые экономические блага, распространять их путем продажи, сдачи в аренду, обмена и т.п.
  2. Познавательная функция, которая координируется с адаптационной функцией. Знания, содержащиеся в экономической культуре, знакомство с ее идеалами, запретами, правовыми нормами дает возможность человеку иметь надежный ориентир для выбора содержания и форм своего экономического поведения.
  3. Нормативно-регуляционная функция. Экономическая культура диктует индивидам и социальным группам выработанные ею определенные стандарты и правила, влияющие на образ жизни людей, их установки и ценностные ориентации.
  4. Трансляционная функция, которая создает возможность для диалога поколений и эпох, передавая из поколения в поколение опыт экономической деятельности.



Top