Эпоха итальянского возрождения кратко. Основные идеи раннего итальянского Возрождения
Культура Древнего Рима: развитие правовой культуры
Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции
Периоды культурного развития.
Социально-политическая структура.
Создание системы единого гражданского права.
Вклад Рима в мировую культуру.
Культура Древнего Рима как продолжение и развитие традиций Греции
Взгляды на римскую культуру исследователей достаточно противоречивы. Одни полагают, что Рим не создал своей культуры, и его культура является плагиатом греческой. Другие считают, что Рим - это этап кризиса античного мира, когда невозможно было культурное производство, и Рим реализовывал себя как цивилизация; третьи утверждают, что римская культура дала миру особую систему ценностей, которая позволила стать городу Риму столицей огромной империи.К I в. до н. э. Римом была завоевана вся эллинистическая Греция. Римляне столкнулись с культурой, превосходящей глубиной и разнообразием их собственную. Гораций писал, что Греция «плененная пленила своих победителей». Несомненно, правы те, которые утверждают, что Рим активно перенимал и подражал греческой культуре. Но также, возможно, правы и те, которые полагают, что Рим так и не достиг высот ее духа, поскольку римляне были слишком практичны и имели прагматичное мышление. При всем при этом римляне продолжали и развивали традиции Греции, что дало возможность Древнему Риму внести достойный вклад в мировую сокровищницу, а всем его Достижениям стать базой европейской культуры и цивилизации. Культура Римской империи являлась культурой военизированного государства, где господствовал культ практицизма, государственности, закона. Главные интересы лежали в сфере политики, войны, управления. Если Афины в период своего расцвета - республика, Рим - империя. В отличие от Эллады в Римской империи широко использовался рабский труд. Столица империи Рим блистала роскошью и великолепием, там существовали около 1780 дворцов, множество памятников в честь побед полководцев.
Римская культура - это, прежде всего, культура языческая. Но эпоха поздней Римской империи ознаменована широким распространением в ее пределах нового вероучения - христианства, которое одержало окончательную победу в Риме при императоре Константине (324-330 гг. н. э.). Четвертое столетие нашей эры было временем расцвета христианского вероучения. Обилие церковных споров и полемика с язычниками породили обширную христианскую литературу. Особенную остроту идеологическая борьба между христианами и язычниками приняла в V в. н. э. - в последние десятилетия существования великой Римской державы.
Варварские нашествия V в. можно рассматривать как события, ускорившие преобразования, глубоко изменившие весь мир. Но вместе с гибелью Римского государства античная культура не исчезла, хотя и прекратилось ее развитие как единого органического целого. Потенциал античной культуры, ее сокровища, несмотря на длительное забвение, были оценены и востребованы потомками.
Культура Древнего Рима - во многом продолжательница античных традиций Греции (об этом мы будем говорить далее), но отличается религиозной сдержанностью, внутренней суровостью и внешней целесообразностью. Практицизм римлян нашел достойное выражение в градостроительстве, политике, юриспруденции, военном искусстве. Ассимилировав греческую культуру, Рим обеспечил ей долголетие. В свою очередь, культура Древнего Рима во многом определила культуру последующих эпох в Западной Европе.
Периоды культурного развития
Со школьных лет Рим в нашем сознании ассоциируется с загадочной легендой о Ромуле, Реме и вскормившей их волчице. А вот как ретроспективно характеризует эту культуру современный автор предисловия к произведению Светония, утверждая, что Рим - это звон гладиаторских мечей и опущенные вниз большие пальцы римских красавиц, присутствовавших на гладиаторских боях и жаждущих смерти поверженного. Рим - это Юлий Цезарь, который на берегу Рубикона говорит: «Жребий брошен!», и начинает гражданскую войну, потом, падая под кинжалами заговорщиков, произносит: «И ты, Брут!». Римскаякультура ассоциируется с деятельностью многих римских императоров. Среди них - Август, который с гордостью заявляет, что принялРим кирпичным, а потомкам оставляет мраморным. Калигула, собирающийся назначить сенатором своего коня, Клавдий с егоимператрицей Мессалиной, чье имя стало синонимом неистового разврата, Нерон, устроивший пожар Рима, чтобы вдохновиться на поэму о пожаре Трои;Веспасиан с его циничными словами о том, что «деньги не пахнут»;и благородный Тит, который, если не сделал за день ни одного доброго дела, говорил: «Друзья, я потерял день» 1 . Эти высказывания суммируют все события, происходившие в Риме за три культурных пери ода, а
Архаический период - VII-V в. до н. э.
Республиканский период - V в. - 30-е гг. до н. э.
Имперский период - 30-е гг. до н. э. - 476 г. н. э.
Архаический период
Господство этрусков в Риме установилось в конце VII в. до н. э. Начинается царский период в Риме, где правило семь царей, последние три из них были этрусками. Происхождение этрусков до сих пор остается тайной, хотя и существует около 10 тыс. памятников этой культуры. Они в основном занимались земледелием, но развитым было и ремесло. Этрурия была сильная морская держава. По всему Средиземноморью были известны этрусские пираты. Искусство этрусков было реалистичным, особенно это проявилось в портрете, что было заимствовано римлянами.
Ранняя форма религии - анимистическая, признававшая существование духов; поздняя - антропоморфная. Продолжали также почитаться и другие божества: маны - души умерших; гении - духи, покровители мужчин; лары - хранительницы домашнего очага; пенаты - покровители дома, города. Существовали коллегии жрецов-предсказателей: авгуры, гаруспики и др. Верховным жрецом был понтифик. Позднее у римлян возник пантеон богов, аналогичный этрусскому.
Авгуры - предсказатели по полету и крику птиц.
Гаруспики - жрецы, гадавшие по внутренностям жертвенных животных и толковавшие также явления природы (гром, молнию и др.).
Этруски были опытными судостроителями, торговцами. Во время царствования этрусков в Риме производились большие строительные работы. Но было развито не только градостроительство и ремесло - этруски являются изобретателями латинского алфавита, римских цифр, они изготовляли железо, бетон, ювелирные украшения. Этруски создали эмблему Рима: капитолийскую волчицу, вскормившую основателей Рима - Ромула и Рема. Было очень развито гадание по внутренностям жертвенных животных, которое получило у римлян название «этрусская наука». Закончилось владычество этрусков в Риме в 510 г. до н. э. в результате восстания римлян против последнего царя Тарк виния Гордого.
Республиканский период
После свержения власти царей в конце VI в. до н. э. в римской истории начинается период республики. В экономическом отношении Рим представлял собой аграрное государство, при этом и римское государство, и общество были высоко милитаризованы. Риму удалось подчинить себе весь Апеннинский полуостров и южные греческие города, что ускорило приобщение римлян к более высокой греческой культуре. Большое влияние на римскую культуру оказала греческая религия. Римские боги стали отождествляться с греческими: Юпитер с Зевсом, Нептун с Посейдоном, Юнона с Герой, Венера с Афродитой, Минерва с Афиной и т. д. Покровительница матерей Юнона, ремесел Минерва во главе с Юпитером составили так называемую капитолийскую троицу. Главное отличие римской религии от греческой состояло в том, что в первой антропоморфизм не получил такого развития, как во второй. Римские представления о богах не отличались такой образностью, как греческие, а скорее были ближе к различным отвлеченным понятиям. Боги и богини римлян не были, подобно греческим, существами с людскими потребностями и слабостями, но главным образом покровителями разных знаний и отношений. Поэтому у них встречались даже чисто отвлеченные боги, вроде Януса - божества входа и выхода, всякого начала, изображавшегося с двумя лицами. У римлян, как и у греков, существовал культ предков, связанный с почитанием домашнего очага. Богиня очага у римлян называлась Веста (греческая Гестия), в честь нее существовал храм, на алтаре которого особые жрицы (весталки) постоянно поддерживали священный огонь.
В отличие от греческой религии, в которой господствовала свобода поэтического творчества, в римской царил формализм (отношения с богом представлялись как договорные: человек чтит богов, принося ясертвы и вознося молитвы, а боги за это должны были оказывать ему покровительство). У римлян особые жрецы - понтифики знали все заклинания, подробности культа и осуществляли надзор за другими жрецами, ведавшими обрядами. Римский пантеон никогда не был замкнутым, в его состав принимались иноземные божества, поскольку считалось, что этим усиливается мощь римлян.
Римская литература, поэзия, философия под влиянием греческой поднялись на более высокую ступень. Первым римским поэтом был грек Ливии Андроник, который переводил на латынь греческие комедии и трагедии, так он перевел «Одиссею» Гомера. Цицерон был не только выдающимся государственным деятелем, прекрасным оратором, юристом, знатоком философии, но и замечательным писателем. Мастером лирической поэзии был Катулл; Лукрецием была написана философская поэма «О природе вещей», которая выражала материалистическое воззрение на природу и человека. В Риме наиболее распространенными были учения эпикурейцев, стоиков, но самостоятельные философские системы созданы не были.
Захватнические войны II в. до н. э. принесли Риму не только новые территории, множество рабов, небывалый приток богатств, но и греческие культурные достижения: алфавит, медные монеты, театр и др. В этот период складывается структура римского войска с жесткой дисциплиной: легион (3-6 тыс. пехотинцев), центурии, когорты. Практикой римского войска стали грабежи завоеванных городов. Наряду с рабами и материальными ценностями в Рим привозили в огромном количестве статуи и другие предметы искусства. Большой приток греческих шедевров и их копирование тормозили развитие собственно римской скульптуры. Доминирующее значение получили портретные статуи, в них проявилось своеобразие римского искусства.
Покоряя мир, римляне знакомились с новыми способами архитектуры и живописи. Вследствие этого римская архитектура испытала сильное влияние как этрусской, греческой, так и архитектур других народов. Римские архитекторы разработали новые конструктивные принципы. В частности, повсеместное использование арок было обусловлено наличием мягкого туфа как строительного материала (из него не удавалось вытесывать длинные балки, поэтому приходилось создавать арочные своды). Широко применяли купола, колонны, пилястры. Появились новые типы зданий, в частности базилика, где совершались торговые сделки и вершился суд; амфитеатры, где устраивались гладиаторские бои; цирки, где происходили соревнования колесниц. В Риме возник новый тип монументального сооружения - триумфальная арка. В своих сооружениях римляне стремились подчеркнуть силу, мощь, величие. В отличие от греков создавались не храмы, а сооружения для практических нужд: базилики, термы, амфитеатры, цирки, акведуки.
Пилястр (от лат. pila - колонна, столб), плоский вертикальный прямоугольный в плане выступ на стене или столбе, является преимущественно декоративным элементом, членящим стену.
Базилика - прямоугольная зала, состоящая обычно из трех или пяти продольных частей (нефов), ориентированных с запада на восток и разделенных колоннами или столбами.
Большое развитие получила юриспруденция - наука о праве. Первые исследования появились еще во II в. до н. э., а в I в. до н. э. уже существовала обширная юридическая литература. В результате было создано Римское право: -«Закон XII таблиц». В Риме систематически шла борьба между патрициями и плебеями, поскольку народ был угнетаем и не участвовал в управлении.
Римская империя
В 30-е гг. до н. э. начинается новая страница в истории Рима. Это время расцвета рабовладения, завоевания Северной Африки, Восточного Средиземноморья, большей части Европы; это период развития географии (Птолемей, Страбон, Плиний Старший), литературы (поэты Вергилий, Гораций, Овидий; писатель Плутарх; историк Тацит); расцвет культурных центров (Афины, Александрия, Рим); создание величественных архитектурных сооружений (Колизей, Пантеон). Существенные изменения происходят в политическом плане: римское государство меняет форму правления и переходит от республики к монархии. «Золотым веком» римской культуры считают правление императора Ок-тавиана Августа, который вел политику поощрения творчества с целью художественного оформления идеи величия Рима. Эта политика оказалась благоприятной и для науки, и для литературы, и для архитектуры.
Империя была высокоразвитым в экономическом и научно-техническом отношении государством. Технический прогресс в первые два века империи затронул и ремесло, и сельское хозяйство. В энциклопедическом труде «Естественная история» говорится об изобретении колесного плуга и о машине, напоминающей жатку. Производство характеризовалось высоким уровнем разделения труда - различные ча-рти одного изделия производились в разных городах. | В этот противоречивый период характерной чертой жизни римского (общества был всеобщий интерес к философии. Главную роль в философии того времени играл стоицизм. Крупнейшими римскими стоиками того времени (I-II вв.) были Сенека, Эпиктет и Марк Аврелий. Больших успехов достигли в Риме просвещение и научная жизнь. Обучение состояло из трех ступеней: начальной, школы грамматики и школы риторики, которая считалась высшей ступенью. В школе риторики обучались искусству красноречия, которое высоко ценилось в Риме. Императоры ассигновали большие суммы на содержание этих школ. Центрами научной деятельности оставались эллинистические и греческие города: Александрия, Родос, Пергам, Афины и, конечно, Рим и Карфаген. Старые римские культы дополнялись культами присоединенных территорий, более того, возникли культы, связанные с почитанием и обожествлением императоров.
Отличительной чертой городов эпохи империи было наличие коммуникаций: каменных мостов, водопроводов (акведуков), канализации (клоаки). В Риме было 11 водопроводов, 2 из которых работают до сих пор. Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и других общественных деятелей. Строились дома в 3-5 этажей, здания общественных купален (терм), гимнастические залы.
Изобразительное искусство Римской империи впитало в себя образцы всех завоеванных народов. Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями из греческой и римской мифологии. Особое развитие получила портретная скульптура, характерной особенностью которой была реалистическая передача черт изображаемого лица. Многие произведения искусства представляли собой прекрасно выполненные копии классических греческих произведений искусства.
Причиной величия Рима явилось то, что его государственность основывалась на социальном опыте этрусков, а культура базировалась на величайших достижениях греков. В конце II-III вв. н. э. начинается кризис Римской империи, поскольку, как утверждают исследователи, материальный прогресс в империи опережал духовное развитие общества. Материальные затраты Рима часто были направлены не на жизнь, а на утверждение богатства и величия империи. Причиной Упадка Римской империи послужило падение нравов как патрициев, так и плебеев. Власть народа и страх перед внешними врагами держали знать в узде, но когда был разрушен Карфаген, сдерживающее начало исчезло. Жажда власти и богатства стала проявляться более открыто, в силу этого аристократы своими подачками развратили и граждан. Нравы римского общества поздней империи свидетельствуют о растущей опустошенности духовного мира человека. Государственное управление приобретает форму неограниченной монархии восточного типа. Для искусства этого времени характерен пессимизм.
Главной особенностью этого периода является сосуществование и борьба уходящей античной традиции и новой - христианской. Христианство приходит из восточных провинций и несет в себе идею ожидания мессии - спасителя. Центральной идеей христианской культурной традиции является убеждение, что в лице Иисуса Христа Сын Божий воплотился в человеке. В период своего возникновения (на рубеже новой эры) христианство вызывало лишь подозрения со стороны властей. В середине III в. н. э. оно было запрещено, а христиане подвергались гонениям (особенно во время правления Нерона). Этот период описывает Г. Сенкевич в своем произведении «Камо грядеши».
Чем объяснить терпимость римских правителей к восточным и иным культам и жестокость по отношению к христианам? Во-первых, это несовместимость христианских представлений об истинном Боге с политикой обожествления императоров. Согласно учению христиан, все люди (включая императоров) равны перед Богом. Во-вторых, христианский монотеизм отрицал все другие культы, считавшиеся христианами ложными.
Но уже в первой половине IV в. император Константин признает христианство как равноправную религию наряду с другими, а в 392 г. император Феодосии официально запрещает языческие культы. Христианство превращается в государственную религию. Победное шествие христианства в свою очередь сопровождается разгромом языческих храмов, расправами с представителями науки (так, женщина-ученый, математик из Александрии - Гипатия была досмерти забита христианами), запретом Олимпийских игр, гибелью множества памятников античности. Начинает формироваться христианская литература, закладываются основы схоластики и богословия, которые получат распространение в Средние века, начинают строить христианские храмы - базилики. Наиболее отчетливо черты христианской культуры проявлялись в живописи (иконография), где выразительность и содержание были важнее, чем реалистичность.
396 г. явился годом разделения Римской империи на Западную д Восточную. А уже 476 г. традиционно считается годом конца Западной Римской империи, годом конца античности и начала Средневековья. Восточная Римская империя просуществовала до 1453 г. как Византия. Ее культура была продолжением в большей мере греческой культуры, но в христианском варианте.
Социально-политическая структура
Римское общество было рабовладельческим. Историк Полибий подчеркивал совершенство политического строя Рима, его «смешанное устройство», соединяющее элементы монархии (власть консулов), аристократии (авторитет сената) и демократии (право народного собрания принимать законы, решать вопросы войны и мира, карать или даровать почести в награду за доблесть). Взаимный контроль всех этих институтов, согласованность их действий, их зависимость друг от друга придавали всему строю исключительную прочность и способность завоевывать другие народы и ими править. В итоге и возникла мировая Римская империя. Мощная римская экономика развивалась за счет сельского хозяйства, промышленности (специализирующейся на производстве оружия, стекла, керамики), торговли, военных трофеев и дани.
Формой политического правления в Римской империи являлась республика (как «общее дело» патрициев, в отличие от Греции, где демократия являлась всенародным делом). При этом во внутренней политике плебеи вели борьбу за уравнивание своих прав, которое произошло в середине III в. до н. э. Теперь сенатором мог стать и плебей. Во внешней политике римляне вели борьбу за подчинение Италии всего Средиземноморья.
Население Рима представляло собой иерархическую систему: патриции (аристократы), городское население; клиенты, бедные латиняне из сельской местности; плебеи, потомки покоренных народов; рабы - бесправные, ряды которых пополняли военнопленные. Весьма большое значение имело то обстоятельство, что в Риме имело место равенство граждан в смысле юридической ответственности перед законом, но не было равенства в политической и социальной сферах. Определяющую Роль здесь играл ценз - размер имущества и происхождение, что и определяло место гражданина в социальной иерархии, его права и обязанности. Так, народное собрание было высшим избирательным и законодательным органом, но простые люди не могли рассчитывать занять высокие должности, это было доступно только лицам с высоким цензом. В Риме существовала система патроната. Патроны - это покровители тех, кто не имел правовой поддержки в Риме. Их называли клиентами. Клиенты в свою очередь оказывали своим патронам политическую и социальную поддержку в обмен на поддержку финансовую и юридическую. Но человек экономически зависимый не смел высказывать свое мнение, не угодное тому, кому он был чем-то обязан. Главным долгом римского народа было служение всеми силами Риму на любом месте, в любой роли - такова была основа системы ценностей римлян периода расцвета государства. Она не требовала личного суждения и оставляла весьма мало простора для личной инициативы.
Таким образом, культура Древнего Рима была культурой военизированного государства, здесь господствовал культ практицизма, государственности, закона. Граждан государства называли «римляне», это свидетельствовало о превосходстве города над человеком. Рим - столица государства - являлся для римлянина не только центром универсума, но и точкой отсчета, как в государственном смысле, так и в личностном плане. Главными добродетелями была политика, война, управление. Если Афины в период своего расцвета - республика, то Рим - империя. В Греции человек - мера всех вещей, в Риме человек - песчинка.
Древнеримская культура прошла сложный путь своего становления. Начав развитие почти одновременно с Грецией, Рим как политическая реальность пережил ее на семь веков, став основой культуры романо-германских народов Европы. Римская культура дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права и многое другое.
Создание системы единого гражданского права
Юридическое закрепление имперских завоеваний завершилось уравниванием в правах римлян и жителей провинций и созданием единого римского права. В 212 г. н. э. право римского гражданства предоставляется всем свободным гражданам империи. Этим фактом римляне внесли огромный вклад в развитие права.
О древнейшем римском праве нам практически ничего не известно. От «царских законов» до нас дошли лишь скудные отрывки, трактующие сакральное право. Основой всего дальнейшего развития права признавались «Законы XII таблиц», составленные в 451-450 гг. до н. э. Римляне проявляли полное уважение к этим законам. «Законы XII таблиц» включали в себя обычное право, положения, регулирующие аграрные отношения, и др.
Ряд положений «Законов XII таблиц» касается прав римских граждан. В первую очередь это статья, согласно которой последнее постановление народа является обязательным законом; закон, запрещавший казнить римского гражданина без санкций высшей законодательной и судебной инстанции; запрещение наделять какими-либо привилегиями отдельных лиц. Таким образом, утверждалось равенство граждан перед законом и исключалась возможность предоставлять не принадлежавшему к числу избранных магистров лицу управление какой-либо территорией, сбор налогов с населения и т. п. Контроль над всей территорией Рима и его населением принадлежал только коллективу граждан. По «Законам XII таблиц» карались смертной казнью следующие преступления: ночная кража чужого урожая, поджог здания или сжатого и лежащего возле дома зерна и др. При этом дозволялось безнаказанно убить вора, пойманного ночью на месте преступления, а днем - вора, защищавшегося оружием. С Тарпейской скалы сбрасывали лжесвидетелей, казни предавался судья или арбитр, уличенный в подкупе, человек, поднявший против Рима врагов или предавший врагам гражданина.
По мере углубления классовых противоречий все более суровыми становились наказания для римских граждан, причем их равенство перед законом исчезало в связи с социальной дифференциацией, о чем свидетельствуют жестокие наказания по изданным Августом и его преемниками законам. Суд перестал быть публичным зрелищем, возросла потребность во всестороннем знании права, умении его толковать. Между тем право все более усложнялось, что привело к его систематизации. В этот же период окончательно складывается и знаменитый принцип «презумпции невиновности». В результате длительной эволюции римское право стало гибким, что позволило ему быть адекватным изменяющейся социальной действительности.
В древнеримской культуре велико значение права, изучение, комментирование и разработка которого считалось делом, достойным всяческого уважения. Хорошее юридическое образование, получаемое в специальных школах, могло открыть путь в высшие сословия людям, по происхождению к ним не принадлежавшим, наиболее известным примером может служить Цицерон. В течение многих столетий Римские юристы разрабатывали и совершенствовали право, приспосабливая его к реальным потребностям жизни. Римляне превратили гражданское право в настоящую систему, ввели слово «юрист». Юристы составили свод законов, получивший название «Кодекс Юстини- ЗДа», который был завершен до смерти последнего императора Римской империи. «Кодекс Юстиниана» положен в основу законодательной системы Европы.
Римская юриспруденция сформировала принцип равенства всех людей перед законом. Этот принцип лежит в основе современной правовой культуры. Если закон может быть применен к любому гражданину, то это правовое государство. Таким образом, римляне внесли колоссальный вклад в развитие юриспруденции, совершив тем самым цивилизационный прорыв.
Вклад Рима в мировую культуру
Колоссальным вкладом в развитие мировой культуры стали уникальные достижения Рима как в области юриспруденции, так и в области литературы, зодчества, строительства и коммуникаций, медицины и др. Назовем некоторые из них.
Римляне стали основоположниками правовой культуры. Римское право стало образцом для последующих законотворцев, легло в основу Кодекса Наполеона и ряда других нормативных документов Нового и Новейшего времени.
Каждый властитель считал делом чести строить нарядные площади, обнесенные колоннадами, и общественные здания. Самый большой римский цирк Колизей вмещал 50 тыс. зрителей. Он представлял собой амфитеатр, прообраз современных стадионов.
Потребности масштабного градостроительства вызвали к жизни появление у римлян теоретических и практических трудов по зодчеству, организации строительства дорог, мостов и других коммуникаций, снабжения городов питьевой водой и др. Римля не изобрели бетон, усовершенствовали такие строительные конструкции, как свод и купол.
Несмотря на то что первыми врачами в Риме были греки, римлянам, тем не менее, удалось поднять теоретическую и практическую медицину на значительную высоту. Появились талантливые хирурги, совершенные медицинские инструменты, специальные руководства по медицине, труды по анатомии и физиологии человека, терапии, фармакологии и гигиене. Римляне научились делать пластические операции, впервые применили наркоз.
Преуспели римляне и в таких областях научных знаний, как история, география, картография, минералогия, металлургия и многих других.
Культура Древнего Рима связана с завершением истории античного общества. Она продолжала эллинистическую традицию и в то же время выступала как самостоятельное явление, определяемое ходом исторических событий, своеобразием условий жизни, религии и свойствами характера римлян. Для культуры Древнего Рима характерно усиление индивидуализма. Личность всё больше начинает противопоставлять себя государству, переосмысляются и критикуются традиционные античные идеалы, общество становится более открытым внешним влияниям.
Для мировосприятия римлянина раннего периода были характерны ощущение себя как свободного гражданина, сознательно выбирающего и совершающего свои поступки; чувство коллективизма, принадлежности к гражданской общине, приоритета государственных интересов над личными; консерватизм, следование нравам и обычаям предков (аскетические идеалы бережливости, трудолюбия, патриотизма); стремление к общинной замкнутости и обособленности от внешнего мира. От греков римляне отличались большей трезвостью и практичностью.
Первоначально территория Аппенинского полуострова была заселена различными племенами, среди которых наиболее развитыми были венеты на севере, этруски в центре, греки на юге. Именно этруски и греки оказали решающее влияние на формирование древнеримской культуры.
Этруски населяли эти земли с I тысячелетия до н. э. и создали развитую цивилизацию, предшествующую римской. Этрурия была сильной морской державой. Искусные металлурги, судостроители, торговцы, строители и пираты, этруски плавали по всему Средиземному морю, ассимилируя культурные традиции многих населявших его побережье народов, создав при этом высокую и своеобразную культуру. Именно у этрусков римляне впоследствии позаимствуют опыт градостроительства, ремесленную технику, технологию изготовления железа, стекла, бетона, тайные науки жрецов и некоторые обычаи, например, отмечать победу триумфом. Этруски создали и эмблему Рима — волчицу, вскормившую, по легенде, близнецов Ромула и Рема — потомков троянского героя Энея. Именно эти братья основали, по преданию, город Рим в 753 г. до н. э. вдень празднования пастушеской богини Палее (21 апреля).
Жившие на западе латиняне постепенно достигают высокого уровня развития, завоевывают соседние территории и народы н позже формируют одну из самых крупных империй древности, в состав которой входили европейские страны, северное побережье Африки и часть Азии.
В хронологии истории культуры Древнего Рима можно выделить три крупных периода:
1) монархия — 753 — 509 гг. до н. э.;
2) республика — 509 — 29 гг. до н. э.;
3) империя — 29 г. до н. э. — 476 г. н. э.
Архитектура
Градостроительство и архитектура республиканской эпохи проходят в своем развитии три этапа. На первом (V в. до н.э.) город застраивается хаотично; преобладают примитивные жилища из сырца и дерева; монументальное строительство ограничивается возведением храмов (прямоугольный храм Юпитера Капитолийского, круглый храм Весты).
На втором этапе (IV-III вв. до н.э.) город начинает благоустраиваться (мощеные улицы, канализация, водопроводы). Основным типом сооружений становятся инженерные военные и гражданские постройки - оборонительные стены (стена Сервия IV в. до н.э.), дороги (Аппиева дорога 312 до н.э.), грандиозные акведуки, подающие воду на десятки километров (акведук Аппия Клавдия 311 до н.э.), сточные каналы (клоака Максима). Ощущается сильное этрусское влияние (тип храма, арка, свод).
На третьем этапе (II-I вв. до н.э.) появляются элементы городского планирования: деление на кварталы, оформление центра города (Форума), устройство парковых зон на окраинах. Используется новый строительный материал - водоупорный и прочный римский бетон (из щебня, вулканического песка и известкового раствора), который делает возможным сооружение сводчатых перекрытий в больших помещениях. Римские архитекторы творчески перерабатывают греческие архитектурные формы. Они создают новый вид ордера - композитный, соединяющий черты ионийского, дорийского и особенно коринфского стилей, а также ордерную аркаду - совокупность арок, опирающихся на колонны.
На основе синтеза этрусских образцов и греческого периптера возникает особый тип храма - псевдопериптер с высоким основанием (подиумом), фасадом в виде глубокого портика и глухими стенами, расчлененными полуколоннами. Под греческим влиянием начинается строительство театров; но если греческий театр вырубался в скале и был частью окружающего ландшафта, то римский амфитеатр представляет собой самостоятельное сооружение с замкнутым внутренним пространством, в котором зрительские ряды располагаются эллипсом вокруг сцены или арены (Большой театр в Помпеях, театр на Марсовом поле в Риме).
Для строительства жилых домов римляне заимствуют греческую перистильную конструкцию (окруженный колоннадой внутренний дворик, к которому примыкают жилые помещения), но, в отличие от греков, стараются расположить комнаты в строгой симметрии (Дом Пансы и Дом Фавна в Помпеях); излюбленным местом отдыха римской знати становятся загородные поместья (виллы), свободно организованные и тесно связанные с ландшафтом; их неотъемлемой частью являются сад, фонтаны, беседки, гроты, статуи и большой водоем. Собственно римская (италийская) архитектурная традиция представлена базиликами (прямоугольные здания с несколькими нефами), предназначенными для торговли и отправления правосудия (Порциева базилика, Эмилиева базилика); монументальными гробницами (гробница Цецилии Метеллы); триумфальными арками на дорогах и площадях с одним или тремя пролетами; термами (комплексы банных и спортивных помещений).
Скульптура
Римская монументальная скульптура не получила такого развития, как греческая; она не ориентировалась на изображение физически и духовно совершенного человека; ее героем был римский государственный муж, облаченный в тогу. В пластическом искусстве доминировал скульптурный портрет, исторически связанный с обычаем снимать с умершего восковую маску и хранить ее вместе с фигурками домашних богов. В отличие от греков, римские мастера стремились передать индивидуальные, а не идеально-обобщенные черты своих моделей; их произведениям была свойственна большая прозаичность. Постепенно от детальной фиксации внешнего облика они переходили к раскрытию внутреннего характера персонажей («Брут», «Цицерон», «Помпей»).
Живопись
В живописи (стенной) господствовали два стиля: первый помпейский (инкрустационный), когда художник имитировал кладку стены из цветного мрамора (Дом Фавна в Помпеях), и второй помпейский (архитектурный), когда он своим рисунком (колонны, карнизы, портики, беседки) создавал иллюзию расширения пространства помещения (Вилла мистерий в Помпеях); важную роль здесь играло и изображение ландшафта, лишенное той замкнутости и ограниченности, которые были свойственны древнегреческим пейзажам.
Литература
История римской литературы V-I вв. до н.э. распадается на два периода. До середины III в. до н.э. безусловно доминировала устная народная словесность: заговоры и заклинания, трудовые и бытовые (свадебные, застольные, погребальные) песни, религиозные гимны (гимн Арвальских братьев), фесценнины (песни шуточного и пародийного характера), сатуры (импровизированные сценки, прообраз народной драмы), ателланы (сатирические фарсы с постоянными персонажами-масками: дурак-обжора, дурак-хвастун, старик-скряга, псевдоученый-шарлатан).
Рождение письменной литературы связано с возникновением латинского алфавита, ведущего свое происхождение либо от этрусского, либо от западногреческого; он насчитывал двадцать один знак. Самыми ранними памятниками латинской письменности были анналы понтификов (погодные записи основных событий), пророчества государственного и частного характера, международные договоры, похоронные речи или надписи в домах усопших, родословные списки, юридические документы. Первый дошедший до нас текст - законы Двенадцати таблиц 451-450 до н.э.; первый известный нам писатель - Аппий Клавдий (конец IV - начало III вв. до н.э.), автор нескольких юридических трактатов и сборника поэтических сентенций.
С середины III в. до н.э. римская литература стала испытывать сильное влияние греческой. Большую роль в культурной эллинизации сыграл в первой половине II в. до н.э. кружок Сципионов; однако она столкнулась и с сильным противодействием защитников старины (группа Катона Старшего); особое неприятие вызвала греческая философия.
Драматургия и театр
Рождение основных жанров римской литературы было связано с подражанием греческим и эллинистическим образцам. Произведения первого римского драматурга Ливия Андроника (ок. 280-207 до н.э.) представляли собой переделку греческих трагедий V в. до н.э., как и большинство сочинений его последователей Гнея Невия (ок. 270-201 до н.э.) и Квинта Энния (239-169 до н.э.). В то же время Гнею Невию принадлежит заслуга создания римской национальной драмы - претексты (Ромул, Кластидия); его дело продолжили Энний (Похищение сабинянок) и Акций (170 - ок. 85 до н.э.), полностью отказавшийся от мифологических сюжетов (Брут).
Андроник и Невий считаются также первыми римскими комедиографами, создавшими жанр паллеаты (латинская комедия на греческий сюжет); Невий брал материал из староаттических комедий, но дополнял его римскими реалиями. Расцвет паллеаты связан с творчеством Плавта (середина III в. - 184 до н.э.) и Теренция (ок. 195-159 до н.э.), ориентировавшихся уже на новоаттическую комедию, особенно на Менандра; они активно разрабатывали бытовую тематику (конфликты отцов и детей, влюбленных и сводников, должников и ростовщиков, проблемы воспитания и отношения к женщине).
Во второй половине II в. до н.э. родилась римская национальная комедия (тогата); у ее истоков стоял Афраний; в первой половине I в. до н.э. в этом жанре творили Титиний и Атта; они изображали жизнь низов и высмеивали падение нравов. В конце II в. до н.э. литературную форму получила и ателлана (Помпоний, Новий); теперь ее стали играть после исполнения трагедии для развлечения зрителей; нередко она пародировала мифологические сюжеты; особое значение в ней приобрела маска старого богатого скряги, жаждущего должностей. Тогда же благодаря Луцилию (180-102 до н.э.) сатура превратилась в особый литературный жанр - сатирический диалог.
Поэзия
Под влиянием Гомера во второй половине III вв. до н.э. развиваеться поэзия - появляются первые римские эпические поэмы, повествующие об истории Рима от его основания до конца III в. до н.э., - Пуническая война Невия и Анналы Энния. В I в. до н.э. Лукреций Кар (95-55 до н.э.) создает философскую поэму О природе вещей, в которой излагает и развивает атомистическую концепцию Эпикура.
В начале I в. до н.э. возникла римская лирическая поэзия, на которую большое воздействие оказала александрийская поэтическая школа. Римские поэты-неотерики (Валерий Катон, Лициний Кальв, Валерий Катулл) стремились проникнуть в интимные переживания человека и исповедовали культ формы; их излюбленными жанрами были мифологический эпиллий (небольшая поэма), элегия и эпиграмма. Самый выдающийся поэт-неотерик Катулл (87 - ок. 54 до н.э.) внес вклад и в развитие римской гражданской лирики (эпиграммы против Цезаря и Помпея); благодаря ему римская эпиграмма оформилась как жанр.
Проза
Первые прозаические произведения на латинском языке принадлежат Катону Старшему (234-149 до н.э.), родоначальнику римской историографии (Истоки) и римской агрономической науки (О сельском хозяйстве). Подлинный расцвет латинской прозы относится к I в. до н.э. Лучшими образцами исторической прозы являются сочинения Юлия Цезаря - Записки о Галльской войне и Записки о гражданской войне - и Саллюстия Криспа (86 - ок. 35 до н.э.) - Заговор Катилины, Югуртинская война и История.
Научная проза I в. до н.э. представлена Теренцием Варроном (116-27 до н.э.), автором энциклопедии Человеческие и божественные древности, историко-филологических сочинений О латинском языке, О грамматике, О комедиях Плавта и трактата О сельском хозяйстве, и Витрувием (вторая половина I в. до н.э.), создателем трактата "Об архитектуре".
Ораторское искусство
I в. до н.э. является золотым веком римской ораторской прозы, развивавшейся в рамках двух направлений - азианского (цветистый слог, изобилие афоризмов, метрическая организация периодов) и аттического (сжатый и простой язык); к первому принадлежал Гортензий Гортал, ко второму - Юлий Цезарь, Лициний Кальв и Марк Юний Брут. Своего пика она достигла в судебных и политических речах Цицерона, который оригинально сочетал азианскую и аттическую манеры; Цицерон также внес значительный вклад в разработку теории римского красноречия (Об ораторе, Брут, Оратор).
Неожиданный расцвет Рима , его воинские победы и завоевания Италии не прошли мимо внимания современников. Все были поражены подвигами римских воинов, в том числе, и сами римляне. Они объяснили это тем, что у них создан идеальный политический строй, а также их обычаи, нравы и образ жизни гораздо правильнее, чем у других народностей. Они полагали, что их город создали Боги с целью завоевания всего мира и установления мирового римского превосходства. Главными качествами для римских граждан были отвага, мужество, стойкость, абсолютная справедливость, трудолюбие.
Древнеримские гладиаторы вовсе не были стройными, а имели лишний вес: слой жира защищал от опасных ран. Для набора веса рацион гладиатора состоял в основном из ячменя и овощей. Такие выводы сделали археологи, изучавшие останки на кладбище гладиаторов недалеко от руин древнего города Эфеса.
Когда война между плебеями и патрициями была окончена, в городе установился полисный вид власти, так же, как и в древней Греции. Отныне любой гражданин мог иметь землю и часть воинской добычи, которая ему полагалась. Все были в равных правах перед законом, рабство искоренилось. Главным органом власти стало Народное собрание. Но простолюдины по-прежнему не имели доступа в сенат, правили в Риме аристократы, которые скрупулезно следили за тем, чтобы на высшие должности не проникли плебеи. Культивировалась любовь к своему городу к Риму в первую очередь, а личность ставилась на второе место. Но постоянные военные действия вынуждали проявления не только единства граждан, но и личностных качеств каждого. Отсюда происходит уникальность древней культуры Рима , где впервые в истории был проявлен интерес и почитание личности.
После полного завоевания Италии римляне пожелали присоединить к своим победам Сицилию , но тут была одна трудность. Сначала нужно было победить Карфаген – город на север Африки, крупнейшая по тем временам держава, основанная финикийцами и прославившаяся роду к Риму в первую очередь, а проникли плебеи.ия мирвого ы и образ жизни гораздо правильнее,своими купцами и мореплавателями. Римляне не обладали превосходством на море, так как у них не было флота. Карфаген же на море слыл полным властителем. Но у римлян оказалось столько отваги и воли к победе, что под их натиском Карфаген пал. Эта и еще несколько менее значимых побед сделали Рим полноправным властителем Восточного и Западного Средиземноморья и позволили получить статус крупной мировой державы.
Такое победное шествие еще больше укрепило римлян в своем мировом полновластии. Однако греки скептически относились к воинственной державе. Они полагали, что этот народ жесток, кровожаден и невежественен. Как пример, приводилась страсть римлян к кровавым и жестоким зрелищам. Речь шла о гладиаторских и кулачных боях, о травле животных, когда эти представления устраивались для развлечения толпы.
После этих многочисленных побед и упрочения Рима как могучей мировой державы многое изменилось. Римляне стали упиваться властью, богатством, роскошью. Колоссальная военная добыча в виде драгоценностей, ценного оружия, денег, предметов роскоши, произведений искусства, многотысячной армии рабов сконцентрировалась в Риме . Устраивались победоносные шествия полководцев, которых воины наделяли чином императора, за ними везли колесницы с награбленным добром. Земли, завоеванные римской армией, превращались в провинции, в каждой назначался наместник-правитель.
Мнение, что древнеримские зрители на боях гладиаторов решали судьбу побеждённого, поднимая или опуская большой палец, неверно. На самом деле отогнутый палец всегда символизировал обнажённый меч - смерть. Чтобы даровать жизнь, зрители показывали сжатый кулак – «меч, спрятанный в ножны».
Граждане провинции облагались огромными налогами, они обязаны были взять на содержание и наместников и войска, приписанные к данной провинции. Не только для знати и военачальников, но и для обычных римских граждан этот разгул власти и роскоши оказался крайне выгоден. Из провинций возвращались, сколотив колоссальные состояния, римляне быстро привыкли к необузданной власти, богатству и почестям, которые им оказывали в провинциях. Он почувствовали себя почти богами, вершащими судьбы народов.
Но при всем этом, римляне вовремя поняли, что залог их процветания и дальнейшего развития не только в пирах и роскоши, но и в правильных отношениях с соседями, с провинциями, в наработке новых знаний и умений. Римская надменность сочеталась с удивительной доброжелательностью культуры, на которую сильно повлияла культура греческая. Знатные патриции выписывали себе рабов из Греции, рабов высокообразованных, они находились на положении домашних педагогов. На это уходили состояния, но патриции стремились к культуре и не жалели на нее денег. В Рим хлынул поток поэтов, философов, риторов, актеров, которые прививали римлянам художественный вкус, занимались с ними изучением театра, поэзии, философии, грамматики. Затем господа давали им вольную, и они оседали в великом городе на правах свободных его граждан. Их потомки уже полагали себя полноценными римлянами и очень этим гордились. Правда, не все патриции разделяли повальную тягу к иностранной культуре. Некоторые опасались последствий этого увлечения.
Но во втором веке до нашей эры постепенно могущество, благополучие и богатство Рима стало идти на убыль. Виной этому послужили все те же затяжные военные выступления, которые заставляли крестьян бросать свои земли и уходить в поход на чужбину. Мелкие хозяйства разорялись, и в Риме и в других итальянских городах появилось множество бедняков без земли и денег. Объединившись, они начинают смуту, требуя выделить им земельные наделы. Рим впервые за столько веков ощутил свою воинскую несостоятельность. Еще одна война с Карфагеном, выигранная чудом, показала римским полководцам, что их слава находится на закате. В это время испанские вольнолюбивые племена со своей стороны атакуют римскую армию, и без того обессиленную.
133 год до нашей эры ознаменовался политическими столкновениями двух братьев-реформистов Тиберия и Гая Гракхов с правящей верхушкой Рима . Целью этих трибунов было наладить спокойствие и стабильность в обществе, возвратить городу воинскую славу и могучесть. Но они остались непонятыми властью, которая не желала поступиться своим благополучием и сытой жизнью. Над трибунами в итоге расправились быстро и жестоко. Союзные итальянские провинции энергично помогают римлянам в их завоевательных походах, но требуют равноправия с гражданами Рима . Лишь посредством пролитой крови и мощного восстания рабов союзникам удалось приобрести права гражданина Рима . Самым известным и кровопролитным восстанием рабов в этот период было восстание Спартака.
Римскую цифру IV стали записывать таким образом только в XIX веке, римляне же всегда писали ее как IIII, так как IV являлось обозначением бога Юпитера - IVPPITER. На циферблатах часов, использующих римские цифры, и сейчас используется цифра IIII.
К этому времени стало ясно, что нужно срочно менять политическую систему, что она уже не годится для нужд громадной сильной державы. В Риме появилась новая опасная сила – профессиональная армия с честолюбивыми полководцами. Народное ополчение ушло в прошлое. Теперь на его месте выросли новые воинские полки, готовые разгромить не только врагов империи, но и сам Рим . Это уже не та армия, здесь все зависит от воинского таланта воина и от политического веса и авторитета его полководца. И если сенат против командира, то его солдаты готовы стереть с лица земли и сенат и мирных граждан, чтобы добиться признания командира. При этом они не жалеют ни оружия, ни сил.
Вот так пришел к власти в Риме Луций Корнелий Сулла. Годы его правления ознаменованы массовыми волнениями и гражданскими войнами, длившимися пятьдесят лет. Другой полководец Помпей Великий, правда, сначала хотел добровольного и мирного признания его власти сенатом. Но когда сенат отклонил его притязания, Помпей нашел общий язык с талантливым и умным политиком и военачальником Гаем Юлием Цезарем.
При помощи верной армии, которую он сколотил еще во время галльской войны, Цезарь легко берет власть в Риме и открыто заявляет о себе, как о «вечном» диктаторе. Но властвовать ему пришлось недолго – через год он был коварно убит во время заговора.
Заговорщики обманулись, полагая, что, убив диктатора, в Риме снова воцарится власть сената и народа. В течение восьми лет римляне вели бессмысленные и опустошительные гражданские войны, и только Октавиан, сын Цезаря, смог остановить кровопролития. Наконец в Риме установился мир, которого все так долго желали. Октавиан оказался умным, дальновидным, превосходным правителем. Он вел себя у власти скромно и не пускал пыль в глаза народа своим могуществом. Октавиан объявил приход «золотого века» и мира в Риме , а благодарный сенат присвоил ему знатный титул Августа, в переводе означающего «вознесенный богами».
Дре́вний Рим - одна из ведущих цивилизаций Древнего мира , величайшее государство Античности , получила своё название по главному городу (Roma - Рим), в свою очередь названному в честь легендарного основателя - Ромула . Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием , Палатином и Квириналом . Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказали культуры этрусков и древних греков . Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э. , когда под его контролем оказалось пространство от современной Англии на севере до Судана на юге и от Ирака на востоке до Португалии на западе. Современному миру Древний Рим подарил римское право , некоторые архитектурные формы и решения (например, арку и купол) и множество других новшеств (например, колёсные водяные мельницы). Христианство как религия родилось на территории Римской империи. Официальным языком древнеримского государства был латинский . Религия в течение большей части периода существования была политеистична , неофициальным гербом империи был Золотой орёл (aquila ), после принятия христианства появились лабарумы (знамя, установленное императором Константином для своих войск) с хризмой (монограмма Иисуса Христа - скрещённые буквы Хи и Ро).
История [ | ]
Периодизация истории Древнего Рима [ | ]
Основана на формах правления, которые, в свою очередь, отражали социально-политическую обстановку: от царского правления в начале истории до империи-домината в её конце.
Царский период и республика [ | ]
Карта Рима в древности
Во время царского периода Рим был небольшим государством, которое занимало лишь часть территории Лация - области проживания племени латинов . В период Ранней Республики Рим значительно расширил свою территорию благодаря многочисленным войнам. После Пирровой войны Рим стал безраздельно господствовать над Апеннинским полуостровом , хотя вертикальная система управления подчинёнными территориями в то время ещё не сложилась. После завоевания Италии Рим стал заметным игроком в Средиземноморье , что вскоре привело его к конфликту с Карфагеном - крупным государством, основанным финикийцами в северной Африке. В серии из трёх Пунических войн Карфагенское государство было полностью побеждено, а сам город разрушен. В это время Рим также начал экспансию на Восток, подчинив Иллирию , Грецию, а затем Малую Азию, Сирию и Иудею .
Римская империя [ | ]
В I веке до н. э. Рим сотрясла серия гражданских войн, в результате которых конечный победитель, Октавиан Август , сформировал основы системы принципата и основал династию Юлиев-Клавдиев , которая, однако, не продержалась у власти и века. Расцвет Римской империи пришёлся на относительно спокойное время II века, однако уже III век был наполнен борьбой за власть и, как следствие, политической нестабильностью, а внешнеполитическое положение империи осложнялось. Установление системы домината Диоклетианом на некоторое время стабилизировало ситуацию с помощью концентрации власти в руках императора и его бюрократического аппарата. В IV веке под ударами гуннов разделение империи на две части было оформлено окончательно, а христианство стало государственной религией всей империи. В V веке Западная Римская империя стала объектом активного переселения германских племён , что окончательно подорвало единство государства. Свержение последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа германским вождём Одоакром 4 сентября 476 года считается традиционной датой падения Римской империи.
Магистраты могли вносить законопроект (rogatio) в сенат, где он обсуждался. Первоначально в сенате было 100 членов, во время большей части истории Республики насчитывалось около 300 членов, Сулла удвоил численность членов, позднее их численность варьировалась. Место в сенате доставалось после прохождения ординарных магистратур, однако цензоры имели право проводить люстрацию сената с возможностью исключения отдельных сенаторов. Сенат собирался по календам, нонам и идам каждого месяца, а также в любой день в случае чрезвычайного созыва сената. При этом существовали некоторые ограничения на созыв сената и комиций в случае, если назначенный день объявлялся неблагоприятным по тем или иным «знамениям».
Чрезвычайными полномочиями и, в отличие от ординарных магистратов, неподотчётностью обладали диктаторы , избиравшиеся в особых случаях и не более чем на 6 месяцев. За исключением чрезвычайной магистратуры диктатора , все должности в Риме были коллегиальными.
Общество [ | ]
Законы [ | ]
Что до римлян, то для них задачей войны была не просто победа над врагом или установление мира; война только тогда завершалась к их удовлетворению, когда бывшие враги становились «друзьями» или союзниками (socii) Рима. Целью Рима было не подчинение всего мира власти и imperium (владычество - лат.) Рима, но распространение римской системы союзов на все страны земли. Римскую идею и выразил Вергилий , и это была не просто фантазия поэта. Сам римский народ, populus Romanus, был обязан своим существованием такому рождённому войной партнёрству, а именно, союзу между патрициями и плебеями , конец внутреннему раздору между которыми был положен известными Leges XII Tabularum . Но даже этот освящённый древностью документ своей истории римляне не считали боговдохновенным; они предпочитали верить, что Рим послал комиссию в Грецию для изучения тамошних систем законодательства. Таким образом, Римская Республика, сама основывающаяся на законе - бессрочном союзе между патрициями и плебеями - использовала инструмент leges главным образом для договоров и управления провинциями и общинами, принадлежавшими к римской системе союзов, иными словами, к беспрестанно расширяющейся группе римских socii, которые образовывали societas Romana.
Общественное устройство Древнего Рима [ | ]
На начальном этапе развития римское общество состояло из двух основных сословий - патрициев и плебеев . Согласно наиболее распространённой версии о происхождении этих двух основных сословий, патриции - это коренные жители Рима, а плебеи - пришлое население, обладавшее, однако, гражданскими правами. Патриции были объединены сначала в 100, а затем в 300 родов. Первоначально плебеям запрещалось вступать в брак с патрициями , что обеспечивало замкнутость сословия патрициев . Кроме этих двух сословий, в Риме существовали также клиенты патрициев (в этом случае патриций выступал по отношению к клиенту в роли патрона) и рабы .
С течением времени социальная структура в целом заметно усложнилась. Появились всадники - лица не всегда знатного происхождения, но занимавшиеся торговыми операциями (торговля считалась недостойным патрициев занятием) и концентрировавшие в своих руках значительные богатства. Среди патрициев выделялись наиболее знатные роды, а часть родов постепенно угасала. Примерно в III в. до н. э. патрициат сливается со всадниками в нобилитет .
Несколько семей с родственными связями образовывали род (gens ), самые влиятельные из которых играли важную роль в политической жизни.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.
Римское право предусматривало две формы заключения брака:
Независимо от того, какую форму предпочитали молодые люди, браку предшествовало обручение между молодыми. Во время обручения молодые давали брачный обет. Каждый из них на вопрос, обещает ли он вступить в брак, отвечал: «Обещаю». Жених вручал будущей жене монету как символ заключённого между родителями свадебного союза и железное кольцо, которое невеста носила на безымянном пальце левой руки.
На свадьбах все дела по организации свадебного торжества передавались распорядительнице - женщине, которая пользовалась общим уважением. Распорядительница выводила невесту в зал и передавала её жениху. Передача сопровождалась религиозными ритуалами, в которых женщина исполняла роль жрицы домашнего очага. После пиршества в доме родителей проходили проводы новобрачной в дом её мужа. Невеста должна была театрально сопротивляться и плакать. Распорядительница прекращала упорство девушки, взяв её из объятий матери и передав супругу.
Торжества, связанные с появлением нового члена семьи, начинались на восьмой день после родов и продолжались три дня. Отец поднимал ребёнка с земли и давал имя младенцу, тем самым оглашал своё решение принять его в семью. После этого приглашённые гости дарили младенцу подарки, как правило амулеты, назначение которых было беречь ребёнка от злых духов.
Регистрировать ребёнка было долгое время не обязательно. Лишь когда римлянин достигал совершеннолетия и надевал белую тогу, он становился гражданином римского государства. Его представляли перед должностными лицами и вносили в список граждан.
Впервые регистрацию новорождённых ввёл на заре новой эры Октавиан Август, обязывая граждан в течение 30 дней с момента рождения регистрировать младенца. Регистрация детей проводилась в храме Сатурна, где находилась канцелярия наместника и архив. При этом подтверждалось имя ребёнка, его дата рождения. Подтверждалось его свободное происхождение и право гражданства.
Положение женщин [ | ]
Женщина находилась в подчинении мужчины, потому что она, по словам Теодора Моммзена, «принадлежала только семье и не существовала для общины». В богатых семьях женщине отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства. В отличие от гречанок, римлянки могли свободно появляться в обществе, причём, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Основной принцип построения римского общества - это опора на элементарную ячейку общества - семью (фамилию).
Глава семейства - отец, беспредельно властвовал в семье, и власть его в семье была оформлена законодательно. В состав семьи входили не только отец и мать, но и сыновья, их жёны и дети, а также незамужние дочери.
Семья включала в себя и рабов и другое домашнее имущество.
Власть отца распространялась на всех членов семьи.
Практически все решения относительно членов семьи отец принимал сам.
При рождении ребёнка он определял судьбу новорождённого; он либо признавал ребёнка, либо приказывал умертвить, либо бросал без всякой помощи.
Отец единолично владел всем имуществом семьи. Даже достигнув совершеннолетия и женившись, сын оставался бесправным в фамилии. Он не имел права владеть какой-либо недвижимой собственностью при жизни отца. Лишь после смерти отца, в силу завещания, получал его имущество по наследству. Беспредельное господство отца существовало на протяжении всей Римской империи, как и право распоряжаться судьбой близких. В поздний период существования Римской империи от неугодных детей отцы избавлялись из-за экономических трудностей и общего упадка моральных устоев общества.
В римских семьях женщина имела большие права, так как на неё возлагались обязанности по ведению домашнего хозяйства. Она была полновластная хозяйка в своём доме. Считалось хорошим тоном, когда женщина хорошо налаживала семейный быт, освобождая время мужа для более важных государственных дел. Зависимость женщины от мужа ограничивалась, в сущности, имущественными отношениями; владеть и распоряжаться имуществом без разрешения мужа женщина не могла.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.
Образование [ | ]
Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. Бедные пользовались услугами школ. Тогда же зародился и прообраз современного образования: дети проходили три стадии образования: начальное, среднее и высшее. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей-греков или заполучить для обучения раба-грека.
Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования.
На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения по истории, праву и литературным произведениям.
В Высшей Школе проходило обучение ораторскому искусству. При практических занятиях ученики выполняли упражнения, заключающиеся в составлении речей на заданную тему из истории, мифологии, литературы или из общественной жизни.
За пределами Италии образование получали преимущественно в Афинах , на острове Родос , где также совершенствовались в ораторском искусстве, получали представление о различных философских школах. Особенно актуальным обучение в Греции стало после того, как Гней Домиций Агенобарб и Луций Лициний Красс , будучи цензорами в 92 до н. э. , закрыли латинские риторические школы .
В возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу.
Римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица. В Римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть всё более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами.
Грамотный раб стоил дороже неграмотного, так как его можно было использовать для квалифицированной работы. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса .
Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемлёнными и проявляли упорство в борьбе за своё место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством.
Войско [ | ]
Римское войско почти за всё время своего существования было, как доказала практика, самым передовым среди остальных государств Древнего мира, пройдя путь от народного ополчения до профессиональной регулярной пехоты и конницы с множеством вспомогательных подразделений и союзническими формированиями. При этом главной боевой силой всегда была пехота (в эпоху Пунических войн фактически появилась прекрасно показавшая себя морская пехота). Основными преимуществами римской армии были мобильность, гибкость и тактическая обученность, что позволяло ей действовать в условиях различного рельефа местности и в суровых погодных условиях.
При стратегической угрозе Риму или Италии либо достаточно серьёзной военной опасности (tumultus ) прекращались все работы, останавливалось производство и в армию набирались все, кто мог просто нести оружие - жители этой категории назывались tumultuarii (subitarii ), a войско - tumultuarius (subitarius ) exercitus . Так как обычная процедура набора занимала больше времени, главнокомандующий этим войском магистрат выносил из Капитолия специальные знамёна: красное, обозначающие набор в пехоту, и зелёное - в конницу, после чего традиционно объявлял: «Qui respublicam salvam vult, me sequatur» («Кто хочет спасти республику, пусть последует за мной»). Военная присяга также произносилась не индивидуально, а вместе.
Система наград [ | ]
Рим смотрел на земли завоёванных им провинций, как на свои родовые поместья (praedia populi Romani), и почти все классы римского населения стремились извлечь из этого собственную выгоду: нобилитет - управляя провинциями, всадники - занимаясь в них откупами, простые граждане - служа в легионах и обогащаясь военной добычей. Лишь столичный пролетариат, свободный от воинской повинности, не участвовал в общем дележе; впрочем государство гарантировало всем своим верноподданным продажу завозимого из провинций хлеба за более низкую цену. Это положение не касалось лишь рабов и иностранцев. Также оно не касалось вольноотпущенных.
Культура [ | ]
Делами, достойными римлянина, особенно из знати , признавалaсь политика , война, земледелие , разработка права (гражданского и сакрального) и историография . На этой основе складывалась ранняя культура Рима. Иноземные влияния, прежде всего греческие , проникавшие через греческие города юга современной Италии, а затем непосредственно из Греции и Малой Азии , воспринимались лишь постольку, поскольку они не противоречили римской системе ценностей или перерабатывались в соответствии с ней. В свою очередь, римская культура в пору своего расцвета оказала огромное влияние на соседние народы и на последующее развитие Европы .
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во - вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом - хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну, а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности.
Язык [ | ]
Латинский язык, появление которого относят к середине III тыс. до н. э., входил в италийскую группу индоевропейской семьи языков. В процессе исторического развития древней Италии латинский язык вытеснил другие италийские языки и со временем занял господствующее положение в западном Средиземноморье. В начале I тыс. до н. э. на латинском языке говорило население небольшой области Лаций (лат. Latium ), расположенной на западе средней части Апеннинского полуострова, по нижнему течению Тибра . Племя, населявшее Лаций, называлось латинами (лат. Latini ), его язык - латинским. Центром этой области стал город Рим , по имени которого объединившиеся вокруг него италийские племена стали называть себя римлянами (лат. Romans ).
Разделяют несколько этапов развития латыни:
- Архаическая латынь.
- Классическая латынь.
- Постклассическая латынь.
- Поздняя латынь.
Религия [ | ]
Древнеримская мифология во многих аспектах близка греческой , вплоть до прямого заимствования отдельных мифов. Однако в религиозной практике римлян большую роль играли также анимистические суеверия, связанные с почитанием духов: гениев , пенатов , ларов , лемуров и. Также в Древнем Риме существовали многочисленные коллегии жрецов.
Хотя религия играла значительную роль в традиционном древнеримском обществе, ко II веку до н. э. значительная часть римской верхушки уже относилась к религии индифферентно. В I веке до н. э. римские философы (прежде всего Тит Лукреций Кар и Марк Туллий Цицерон) в значительной степени пересматривают или подвергают сомнению многие из традиционных религиозных положений.
Искусство, музыка, литература [ | ]
Одежда [ | ]
Нравы [ | ]
Однополые отношения в древнеримском обществе нельзя характеризовать с точки зрения современной западной культуры. В латинском языке отсутствуют слова для обозначения понятий, соответствующих сегодняшним понятиям гетеросексуальности или гомосексуальности . Любые сексуальные отношения характеризовались биполярностью - активной, доминирующей, «мужской» ролью с одной стороны и пассивной, подчиняющейся, «женской» ролью - с другой.
Кухня [ | ]
Социальная эволюция римского общества была впервые исследована немецким учёным Г. Б. Нибуром . Древнеримский быт и жизнь базировались на развитом семейном законодательстве и религиозных обрядах.
Для лучшего использования дневного света римляне обычно вставали очень рано, часто около четырёх часов утра, и, позавтракав, начинали заниматься общественными делами. Как и греки, римляне ели 3 раза в день. Ранним утром - первый завтрак, около полудня - второй, ближе к вечеру - обед.
В первые века существования Рима жители Италии ели в основном густую, круто сваренную кашу из полбы , проса , ячменя или бобовой муки, но уже на заре римской истории в домашнем хозяйстве варилась не только каша, но и выпекались хлебные лепёшки. Кулинарное искусство начало развиваться в III в. до н. э. и при империи достигло небывалых высот.
Наука [ | ]
Римская наука унаследовала ряд греческих изысканий, но в отличие от них (особенно в сфере математики и механики) имела в основном прикладной характер. По этой причине всемирное распространение получили именно римская нумерация и юлианский календарь . В то же время её характерной чертой было изложение научных вопросов в литературно-занимательной форме. Особенного расцвета достигли юриспруденция и сельскохозяйственные науки, большое число трудов было посвящено архитектуре и градостроительной и военной технике. Крупнейшими представителями естествознания были учёные-энциклопедисты Гай Плиний Секунд Старший , Марк Теренций Варрон и Луций Анней Сенека .
Древнеримская философия развивалась преимущественно в фарватере греческой , с которой она была в значительной мере связана. Наибольшее распространение в философии получил стоицизм .
Замечательных успехов достигла римская наука в области медицины . Среди выдающихся медиков Древнего Рима можно отметить: Диоскорида - фармаколога и одного из основателей ботаники , Сорана Эфесского - акушера и педиатра , Клавдия Галена - талантливого анатома , раскрывшего функции нервов и головного мозга .
Написанные в римскую эпоху энциклопедические трактаты оставались важнейшим источником научных знаний в течение большей части Средневековья.
Наследие Древнего Рима [ | ]
Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, о долге человека перед собой и государством, о значении закона и справедливости в жизни общества дополнила древнегреческую культуру с её стремлением к познанию мира, развитым чувством меры, красоты, гармонии, ярко выраженным игровым элементом. Античная культура, как совокупность этих двух культур, стала основой европейской цивилизации.
Культурное наследие Древнего Рима прослеживается в научной терминологии, архитектуре, литературе. Латинский язык долгое время был языком международного общения всех образованных людей Европы. До сих пор он используется в научной терминологии. На основе латинского языка в бывших римских владениях возникли романские языки , на которых говорят народы значительной части Европы. К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданное ими римское право , сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Именно в римских владениях возникло, а затем и стало государственной религией христианство - религия, объединившая все европейские народы и в огромной степени повлиявшая на историю человечества.
Историография [ | ]
Интерес к изучению римской истории возник, помимо трудов Макиавелли , также в период Просвещения во Франции.
Первым капитальным трудом стало произведение Эдуарда Гиббона «История упадка и крушения Римской империи», охватившее период с конца II века до падения осколка империи - Византии в 1453 году . Как и Монтескьё, Гиббон ценил добродетель римских граждан, вместе с тем разложение империи по нему началось уже при Коммоде , а христианство стало катализатором крушения империи, подточившим её устои изнутри.
Нибур стал основателем критического направления и написал труд «Римская история», где она доведена до Первой Пунической войны. Нибур сделал попытку установить, каким образом возникла римская традиция. По его мнению, у римлян, как и у других народов, существовал исторический эпос, сохранявшийся главным образом в знатных родах. Определённое внимание Нибур уделил этногенезу, рассматриваемому под углом образования римской общины.
В наполеоновскую эпоху появилась работа В. Дюрюи «История римлян», делавшая акцент на популярный тогда цезарианский период.
Новую историографическую веху открыли работы Теодора Моммзена , одного из первых крупных исследователей римского наследия. Большую роль сыграл его объёмный труд «Римская история» , а также «Римское государственное право» и «Собрание латинских надписей» («Corpus inscriptionum Latinarum»).
Позже вышла работа другого специалиста, Г. Ферреро - «Величие и падение Рима». Вышел труд И. М. Гревса «Очерки по истории римского землевладения, преимущественно в эпоху Империи», где, например, появились сведения о хозяйстве Помпония Аттика, одного из крупнейших землевладельцев конца Республики, а образцом среднего поместья августовской эпохи считалось хозяйство Горация.
Против гиперкритицизма работ итальянца Э. Пайса, отрицавшего достоверность римской традиции вплоть до III века н. э. , выступил Де Санктис в своей «Истории Рима», где, с другой стороны, почти полностью отрицались сведения о царском периоде.
Советская историография [ | ]
Изучение римской истории в СССР было тесно связано с марксизмом-ленинизмом , не имевшим специализированных работ в своей основе и опиравшимся на такие часто цитируемые произведения, как «Происхождение семьи, частной собственности и государства», «Хронологические выписки», «Формы, предшествовавшие капиталистическому производству», «Бруно Бауэр и раннее христианство» и т. д. Акцент при этом делался на восстания рабов и их роль в римской истории, а также аграрной истории.
Большое место отводилось изучению идеологической борьбы (С. Л. Утченко , П. Ф. Преображенский), которую видели даже в самых благоприятных периодах империи (