Если ребенок не хочет учиться….

Любой родитель хочет видеть своего ребенка в будущем образованным и успешным человеком. Мы надеемся гордиться хорошими оценками и успехами нашего чада в школе. Все хотят, чтобы ребенок превзошел своих родителей, но забывают о своих прошлых школьных проблемах. Многие из нас осознали поздно, что потеряли драгоценное школьное время на получение знаний. Поэтому, не нужно удивляться, почему дети не хотят учиться, а стоит вспомнить себя.

Почему дети не хотят учиться?

Если ребенок не хочет учиться, в первую очередь, нужно выяснить причину такого нежелания. Причин, почему ребенок плохо учится в школе, может быть множество:

  • разногласия и ссоры с детьми;
  • конфликт с учителем;
  • неинтересный и скучный предмет;
  • трудности раннего вставания;
  • усталость или стресс;
  • незаинтересованность предметом;
  • чрезмерная увлеченность компьютером.

Когда ребенок плохо учится, родители стараются найти ответ на вопрос, что делать? Прежде всего, постарайтесь отыскать причину этого в доверительной и спокойной беседе. Можно рассказать о своих школьных годах, ситуациях на уроках, о любимых и нелюбимых предметах. Или поведать ребенку о привычках ваших учителей и ваших отношениях со своими одноклассниками. Пересказывая типичные ситуации своего детства в школе, вы дадите возможность ребенку переключиться на проблемные моменты его школьной жизни. Ребенок станет более открытым, и это поможет вам понять, почему ребенок плохо учится.

Часто ребенок не хочет учиться и посещать школу, если у него не складываются взаимоотношения с учителем или сложные отношения с одноклассниками. Родителям нужно стараться быть в курсе всей школьной жизни, чтобы не упустить момент и вовремя помочь ребенку разрешить конфликт.

Самая банальная и частая причина, почему дети не хотят учиться, - это лень-матушка. А она наступает, когда ребенку скучны и неинтересны его занятия. Главная задача мамы и папы - заинтересовать и увлечь ребенка, чтобы процесс учебы для него стал интересным.

Можно объяснить детям, что приобретение знаний происходит по принципу компьютерной игры. Нужно правильно освоить и пройти один этап игры, чтобы перейти на более сложный уровень, совершенствуя свои умения. Объясните ему, что так же, пошагово, как и в игре, происходит и обучение в школе. Если ребенок не хочет учиться читать, в дальнейшем это будет тормозить изучение любого предмета, где просто необходима беглость чтения. Когда ребенок не хочет учиться писать, будет трудно в будущем быстро конспектировать учебный материал. Родителям нужно стараться объяснить ему такие логические цепочки, чтобы процесс обучения был непрерывный, а потому интересный и успешный.

Как помочь ребенку, который не хочет учиться?

Почему ребенок плохо учится, когда для него, вроде бы, созданы абсолютно все условия. Здесь могут крыться ошибки родителей в самом подходе к учебе. Ответить на этот вопрос поможет перечень действий, которые предпринимать не стоит:

Чаще всего в ошибках своего ребенка-школьника родители склонны винить его самого. Нередко можно слышать, что родители считают сына или дочку неусидчивым, невнимательным, недостаточно прилежным… Мол, слушал бы наши советы и делал, как мы в свое время, точно стал бы отличником! Давайте попробуем разобраться, почему у ребенка не получается хорошо учиться, и подумаем, какие ошибки совершаем мы, взрослые.

Итак, ваш ребенок не хочет учиться…

Спокойствие, только спокойствие!


Заставьте себя относиться к происходящему по-философски спокойно. Не нервничайте из-за неудач ребенка в школе и донесите свое состояние до ребенка. Если школьник увидит, что вы спокойны и нацелены на положительный долгосрочный результат, то и у него прибавится уверенности в своих силах.

Не хочу в школу! Какие могут быть причины?


Главными факторами, которые отрицательно влияют на желание ребенка ходить в школу и учиться, являются:
  • Конфликты с одноклассниками или учителями
  • Антипатия к одному или нескольким педагогам
  • Скука (не нравятся предметы, что-то не понимает, надоедает однообразие)
  • Накопившаяся усталость или стресс
  • Неправильный режим дня
Конечно, не нужно устраивать ребенку допросы, вы же видите, что ему и так непросто. Вопросы в лоб, например, такие «Что, опять двойки?» или «С кем на этом раз подрался?» тоже неуместны, поскольку заставят ребенка не только оправдываться перед вами, но и заново переживать неприятные эмоции, которые вызвала у него ситуация.

Постарайтесь, чтобы разговор выглядел как можно непринужденнее, поэтому начните беседу о школе как бы невзначай, не касаясь неудач ребенка. Можно даже устроить совместный просмотр фильма на школьную тему, где поднимаются проблемы взаимопонимания учеников, конфликтов с учителями и родителями. Пусть школьник прокомментирует увиденное, и лишь после этого поинтересуйтесь, как дела в школе у него самого. Что в фильме показалось ему знакомым и жизненным, а какие проблемы – надуманными? Есть ли что-то общее у учителей в фильме и в его обычной школе? Чем они отличаются? Пусть ребенок сравнит школьников из фильма со своими одноклассниками. Спросите, чем отличается «киношная» школа от его настоящей и с какими проблемами ему приходится сталкиваться: может, задают слишком много? А, может, хочется убежать от чересчур сердитых учителей?

Так вы обязательно найдете причину нежелания ребенка учиться. Но это лишь первый шаг к решению проблемы – что же делать дальше? Как помочь школьнику полюбить учебу и ходить на нее с удовольствием?

Ребенок дерется – ваши действия


  • Принимайте чувства ребенка: «Наверное, ты был очень зол на обидчика?»
  • Выразите свое мнение, не переходя на личности: «Не люблю драки».
  • Расскажите, как можно было решить конфликт: «Если ты с чем-то не согласен, скажи, что тебе не нравится, а не завязывай драку».
  • Поведайте о своих ожиданиях: «Надеюсь, что в следующий раз ты будешь решать дело миром».
  • Вместе придумайте, как можно изменить ситуацию. К примеру, ребенок может подойти к учителю и сказать, что больше не хочет решать проблемы кулаками, а также попытается завязать дружеские отношения с одноклассниками
  • Придумайте замену драке. К примеру, если ребенок понимает, что готов дать волю чувствам и ударить кого-то, то пусть он скажет «Как я зол!» и побоксирует с воображаемым противником. Это поможет выпустить пар.


Конфликт с учителем


В случае конфликта с учителем многие взрослые начинают защищать педагога: «Раз накричала – значит, было за что!» То есть чувства ребенка в расчет не берутся. Другие могут, наоборот, подрывать авторитет учителя в глазах ребенка: «Всегда знала, что учительница у вас дура!» Ребенок, в подобной ситуации, усваивает, что о старших можно отзываться грубо, не стесняясь в выражениях.

Как же стоит построить диалог с ребенком, если он жалуется вам на учителя?

Давайте рассмотрим один пример:

Терпеть не могу математичку! Опять на меня наорала!

Видимо, ты очень разозлился (так вы принимаете чувства ребенка).

Да уж. Она сказала, что я опоздал на урок.

Жалко, что так получилось (способ активного слушания). А ты сам хотел бы больше не опаздывать на занятия (помогаем создать альтернативу)?

Ну да. Постараюсь вставать пораньше (самостоятельный поиск решения).

Отлично придумано (вывод)!

Лень-матушка: как ее обхитрить?


Чем неинтереснее для ребенка предмет, тем ленивее он будет относиться как к посещению занятий, так и выполнению домашней работы. Что же можно сделать? Превратить скучное в интересное! Учеба может и должна быть увлекательной и интересной. Объясните ребенку, что изучение любого предмета похоже на прохождение компьютерной игры: пока не пройдешь этот уровень, на следующий не попадешь. Чем глубже школьник изучает предмет, тем больше шансов, что в этой игре он станет победителем! Поэтому поощряйте все успехи ребенка, даже если они кажутся вам не столь существенными. Попробуйте вселить в него спортивный дух, интерес к соревнованию. Но есть несколько моментов, о которых нельзя забывать:
  • Не сравнивайте достижения школьника с успехами его одноклассников, неважно, выше они или нет;
  • Не перегните палку – стоять над душой у ребенка, скандируя троекратное «Учиться!» по дедушке Ленину, не нужно. Этим вы только отобьете интерес к занятиям;
  • Некоторые родители постоянно ставят ребенку кого-то в пример: «А вот Петя учится только на отлично», «А Маша успевает не только в обычной школе хорошо учиться, но и в музыкальной и художественной!»… Такие сравнения неизбежно приводят к тому, что школьник начинает ненавидеть как образцовых юных гениев, так и учебу в целом.

Проблемы раннего подъема


Каждое утро для вас и вашего ребенка превращается в пытку? Вся семья пытается сначала ласковыми уговорами, а потом криками разбудить ребенка в школу – ведь опять опоздает! – а тому и дела нет? «Это вам надо, вы и идите в эту школу!» Ну что, знакомая для многих картина? И что отвечают родители сонному чаду? Обычно это: «Тебя не спросили!», «Хочешь – не хочешь, а в школу собирайся!», «Последнее предупреждение! Хватит ныть, быстро вставай!». Но, положа руку на сердце, признайтесь себе: много ли толку от таких утренних скандалов? Попробуйте понять и принять чувства ребенка – так станет проще всем.

Возможный диалог между вами и школьником, вечным соней, может выглядеть так:

Мне кажется, что ты не хочешь идти в школу.

Конечно! Надоело уже, каждый день одно и то же, еще и вставать рано…

Понимаю, очень непросто вставать так рано каждый день. Вот было бы здорово, если бы уроки начинались в 14 часов, и тебе бы не приходилось так рано вставать?

С одной стороны, да… Но во сколько тогда из школы я возвращаться буду?

Действительно. Так что можно сделать сейчас?

Может, ложиться раньше, чтобы и вставать было проще…

Так вы и разделили чувства ребенка, и выслушали, и помогли ему самостоятельно сделать выводы и принять решение.

Диагноз: стресс!


Нередко причиной, по которой школьник потерял интерес к учебе, является стресс или сильное переутомление. К сожалению, некоторые родители считают, что отпрыск попросту ленится, поэтому не воспринимают его жалобы всерьез – а зря! Когда ребенок повзрослеет, проблемы могут только усугубиться и «перерасти» в вегетососудистую дистонию, а также гипер- или гипотонию.

Для начала определите причину, по которой ребенок устает. Если усталость физическая, отмените на время дополнительные занятия (спортивные и другие), особенно если на них школьник ходит вечером и поздно возвращается.

Усталость может быть и умственная. Ее распознают по постоянной рассеянности и забывчивости, невозможности сконцентрировать внимание, систематическому непониманию учебного материала. В таком случае, ребенку просто показаны физические нагрузки и пребывание на свежем воздухе! А вот компьютерными играми и сидением в четырех стенах, пусть и с целью освоить дополнительный материал, лучше пренебречь.

Бывают и очень впечатлительные детки, которые от школьного и домашнего калейдоскопа событий потом испытывают эмоциональную усталость. Таким ребятам лучше ограничить время просмотра телевизора и сидения за компьютером: замените просмотр передачи или прохождение «стрелялки» совместным досугом. Сделайте что-то своими руками: пусть это будет поделка или вышивка, главное, чтобы ребенок расслабился и отвлекся.

Как договориться с нехочухой


«Каждый день уроки делать – надоело, не хочу и не буду!» Не правда ли, такую фразу слышал практически любой родитель? А всем взрослым известно, что если делать что-то не хочется, то всеми силами откладываешь выполнение этого занятия. Еще пять минут посмотрю телевизор, а потом выпью чай, а после позвоню подружке… А дети так похожи на взрослых! И вот уже близится время укладываться спать, а ребенок, несмотря на многочисленные напоминания, еще и не садился за уроки. Что делать? Стоять «над душой», пока все не будет сделано? Кричать? Решать задачи и писать упражнения самостоятельно, чтобы чадо не схватило плохую отметку? Спешим заверить, что ни один из перечисленных способов к удачным не причислишь.

Во-первых, успокойтесь. Во-вторых, постарайтесь построить разговор с сыном или дочерью по следующей схеме:

  • Дайте объективную оценку проблеме: «Уже вечер. Ты не сделал/а уроки».
  • Предоставьте информацию: «Уроки сделать проще тогда, когда у тебя есть силы. К примеру, сразу после прогулки».
  • Предоставьте право выбора: «С чего ты будешь начинать? С физики или английского?» Объясните ребенку, что лучше сначала браться за то, что посложнее.
  • Расскажите о своих чувствах: «Я расстраиваюсь и сержусь, когда ты подолгу не садишься за уроки» или «Я волнуюсь, что тебя завтра вызовет учитель, а ты окажешься не готов».
  • Мотивировать решить проблему: «Что можно сделать в этой ситуации?»
  • Вместе придумать удобный для вас обоих вариант, например: «Можно начинать делать уроки после прогулки, в 17 часов. Я приду в шесть часов, а проверю уроки у тебя в семь. После уроков можем вместе поиграть в настольную игру или посмотреть что-нибудь».
  • Помогите ребенку, придумав для него веселые «напоминалки» (их можно сделать в виде коллажей или рисунков, главное, чтобы они вызывали положительные эмоции): «Уроки сделав побыстрей, ты сразу станешь веселей!» или «Учебники по тебе соскучились!». Повесьте эти «агитплакаты» рядом с рабочим местом школьника.

«Этот ребенок не хочет учиться совсем! Таким умным, сообразительным рос. В 2 года уже буквы и цвета знал. А как стихи читал - все на детской площадке завидовали. А теперь, как подменили…Почему у него такая неприязнь к школе?» Такие восклицания родителей не редкость. Довольно часто к психологам обращаются родители детей, которые не желают учиться, ходить в школу, не проявляют интереса к учебе как таковой. Мамы и бабушки (а именно они зачастую занимаются их образованием) бьют тревогу, ругают, стыдят, рисуют «лентяю» неблаговидное будущее, требуют, а иногда дело доходит и до ремня. Затем в бессилии что-либо сделать ищут помощи у психолога. Попробуем разобраться, почему дети не хотят учиться, кто в этом виноват и что делать.

Возможные причины нежелания учиться

Среди причин, по которым дети не хотят учиться в школе, можно выделить основные 5. Прочитать их следует родителям, столкнувшимся с подобной ситуацией, абсолютно беспристрастно, не примеряя написанное на себя. Затем, спокойно обдумав прочитанное, поразмыслить, чем описанное напоминает реальные проблемы, возникшие в их жизни, с которыми столкнулись их дети. В следующем разделе будут даны советы для выхода из описанных ситуаций.

  • Ответственность за учебу взяли на себя родители.

Этот случай довольно распространен в наше время. Родив малыша, мама опекает каждый его шаг, каждое слово, каждое действие. Когда ребенок начинает учиться в школе, мама делает вместе с ним (а иногда практически за него) домашнее задание, собирает ему портфель, она находится всегда в курсе всех школьных дел. Сам ребенок совершенно лишается права голоса, также у него пропадает надобность думать и самостоятельно что-то делать. Все уже решено мамой. Иногда в роли тотального «опекуна» выступает бабушка.

Что при этом чувствует мама (бабушка)? Отдавая себе отчет в том, что учиться в настоящее время в школе довольно сложно, она принимает на себя право помощи «маленькому, несмышленому» ребенку. Также в настоящее время среди мам распространен такой лозунг: «Я сделаю для своего ребенка все!» Помощь и внимание - это очень важно для малыша, если не перегибать палку.

Еще одна похожая ситуация - тотальный контроль. Она отличается от предыдущей тем, что родитель не стремится сам делать за ребенка его школьные обязанности, но постоянно отдает приказы, которые малыш исполняет. Процесс выполнения уроков регулируется из-за плеча бдительным контролером, дети садятся за уроки не тогда, когда хотят, а когда прикажут, сбор рюкзака также происходит под настоятельные «советы» диктатора. Но итог при данном поведении родителей такой же: у сына или дочери полностью отсутствует ответственность, касаемая школьных дел.

В итоге ребенок не хочет учиться. Что в первую очередь делают родители, чтобы обучение в школе (в частности оценки) не пострадало? В первом случае увеличивают опеку, во втором - контроль. Если продолжать в том же духе, можно «сломать» волю ребенка. А у тех, кто еще сопротивляется, подобное поведение вызывает протесты: скандалы, конфликты, лень, прогулы, неприязнь к школе.

  • Ленивый гений.

Если ребенок с детства обладает выдающимися способностями, родители прочат ему блестящее будущее. Каково же бывает их разочарование, когда маленький гений вдруг заявляет, что ему не интересно в школе и ничему учиться он не хочет. Такие дети ходят на уроки из-под палки, в итоге страдает успеваемость. На мам и пап обрушиваются многочисленные жалобы учителей, а классный руководитель просит принять меры. А родители не знают, что делать, не представляют, как побороть его лень.

  • Неимение потребности в познании нового.

Выше был рассмотрен отрицательный пример чрезмерной опеки ребенка. Есть и другая сторона монеты: дети, фактически воспитывающиеся «на улице», могут иметь хорошие природные данные, касающиеся умственного развития, но недостаток родительского внимания и общения с образованными людьми не дает развиться у таких детей познавательному интересу. Другими словами, дети не имеют потребности в узнавании чего-то нового. Если благодаря природным данным в начальной школе они могут учиться хорошо, то в средних классах возникают проблемы – ребенок не видит смысла в обучении. И родители зачастую ничего с этим не могут поделать.

  • Конфликтные ситуации в школе.

Часто дети не хотят ходить в школу из-за сложностей с одноклассниками или учителями. В данной ситуации нежелание учиться выступает вторичным фактором. Ребенок тратит свою энергию и внимание на проблемы, а на обучение сил не хватает.

  • «Бедненький больной».

Дети с различными заболеваниями, о которых известно классному руководителю и учителям, часто симулируют приступы и недомогания. Все их жалеют, делают поблажки, относятся снисходительно. Дома можно прикинуться больным и не пойти на уроки, а если совсем надоест учиться, то можно и лечь в больницу. Самое главное: никто строго за прогулы не спросит, приличную оценку «натянут» из жалости. Тогда у ребенка возникает резонный вопрос: зачем прилежно учиться и ходить в школу, если и так все будет?


Что делать?

Мы рассмотрели некоторые причины, по которым ребенок не хочет учиться. Теперь перейдем к самому интересному. Какие советы можно дать родителям? Будем разбирать так же, по ситуациям.

  1. При чрезмерной опеке и контроле со стороны родителей стоит послушать психолога и отпустить вожжи. Многие родители зададутся вопросом: почему данная мера подействует? Не скатится ли ребенок совсем на двойки? Стоит сразу предупредить мам и пап, что принятие ответственности на себя - это процесс долгий. Сначала успеваемость упадет, так как ребенок, вырвавшись из-под гнета, начнет делать то, что ему долгое время запрещали. Затем он почувствует, что числиться в двоечниках не так-то приятно, и будет делать первые шаги на пути улучшения успеваемости. Как только ребенок почувствует вкус успеха, он уже не сможет от него отказаться. К нему наконец-то придет осознание того, что делать ошибки не так уж и страшно, а получать награду за труд - очень приятно!
  2. В случае с ленивым гением проблема заключается в том, что одаренного ребенка с детства хвалили за то, что он сообразительный и умный. Но это всего лишь природная данность, как цвет волос или рост. Он думает: почему я должен прилагать усилия, учиться, чтобы получить одобрение родителей и учителей, если я — одаренный от природы и всегда мной восхищались просто так? На основе данного при рождении высокого потенциала следует учиться и получать знания, которые пригодятся в жизни. Это и нужно объяснить ленивому гению.

    Также, по мнению психолога, если ребенок явно отличается от одноклассников высотой уровня развития и скучает на уроке, стоит подобрать для него специализированную школу, где усложненная программа поможет ему почувствовать «вкус новых знаний». Это положительно отразится на успеваемости.

  3. Ситуация с отсутствием потребности познания нового грустная, но довольно распространенная. Развить познавательный интерес в ребенке могут родители, но из-за специфики данной ситуации чаще всего это невозможно. Счастьем для ребенка будет, если в школе преподаватели привьют ему интерес хотя бы к одному предмету. К тому, который ему ближе всего. Заронив в душу ребенка искру познания, можно разжечь костер, требующий все новых и новых знаний. К счастью, такие чуткие и неравнодушные преподаватели встречаются довольно часто.
  4. Если возникают проблемы в школе с одноклассниками или учителем, родителям стоит деликатно разъяснить ситуацию. Когда все нюансы будут ясны, нужно продумать пути разрешения конфликта. Если самостоятельно сделать это не получается, стоит прибегнуть к помощи психолога.
  5. Чтобы избежать возникновения подобной ситуации, следует продуманно общаться с ребенком, больным хронической болезнью. Нельзя допускать, чтобы он начал манипулировать родителями, причем это касается не только проблемы, когда дети не хотят ходить в школу, а в целом поведения по жизни. Но если проблема возникла, то убедить ребенка в том, что нельзя жить за счет сочувствия окружающих, - это титаническая работа, которая может затянуться надолго. Лучшее, что можно сделать, - воспользоваться консультацией профессионального психолога.

Подстелем соломки, или как предупредить неприятную ситуацию

Часто детская душа - потемки для родителей. Советы психолога помогут разобраться в возможных причинах неприятия школы и учебы. Но всегда легче предупредить, чем потом разбираться в случившемся, задаваться вопросом: «Почему?» и думать, что делать.

Советы для родителей дошколят помогут в будущем предупредить нежелание учиться.

  1. Детсадовский возраст - самое время, чтобы научить ребенка учиться, трудиться. Как ни странно, к процессу систематического обучения нужно привыкнуть, он должен стать постоянным спутником малыша (а в будущем – взрослого человека) по жизни.
  2. Давайте ребенку больше свободы для самовыражения. С 4 лет он должен сам одеваться в детский сад, иметь домашние обязанности, помнить про выполнение домашних заданий (в детских садах в этом возрасте у малышей уже бывают занятия по математике).
  3. Воспитывайте в малыше усидчивость, доводите начатое до конца. Это касается поделок, рисунков и других подобных занятий. Только нельзя настаивать и силком заставлять ребенка завершить начатое. Можно, например, предложить отдохнуть и вернуться к делу позже. Но вернуться обязательно, чтобы увидеть результат.
  4. Когда кроха видит результат своего труда, его нужно непременно похвалить. Почувствовав успех, он будет каждый раз стремиться к одобрению. Тем самым в его голове отложится: чтобы получить похвалу, нужно потрудиться.
  5. Не насилуйте ребенка обилием занятий и кружков, не лишайте его игр и детства. Тем самым с дошкольного возраста можно уже отбить желание учиться.
  6. Не ставьте для малыша завышенных планок, которые превосходят его возможности. Неудачи заставляют некоторых детей опускать руки. Впоследствии ребенок будет бояться, что в результате обучения он допустит ошибку и получит негативную реакцию со стороны родителей, чье мнение для него важнее всех на свете.

Что делать, если ребенок не хочет учиться? В первую очередь, не обвинять его! Взрослым нужно присмотреться к ситуации, найти причину и продумать ее решение. При желании всегда можно обратиться к профессиональному психологу, который поможет разобраться в случившемся и подскажет правильный выход. Мира и спокойствия вашей семье!

Дети без особого энтузиазма посещают школу, более того, многие из них не хотят учиться. Такие выводы были сделаны в ходе соцопросов, но и без этих исследований педагоги и родители понимают: проблема обострилась. Все труднее мотивировать на учебу старшеклассников, увеличивается число детей в , не тяготеющих к получению знаний. Анализ показывает, что растет непонимание в школе и в семье. Помогут снять напряжение и улучшить ситуацию рекомендации психологов и педиатров.

Учение без увлечения

Школьные программы подразумевают ежедневное «поглощение» ребенком большого объема нового материала на уроке, прилежное выполнение домашних заданий. Выдержать такие нагрузки способен не каждый , хотя учеба в этом возрасте - ведущий вид деятельности. Детям приходится рано вставать, затем сидеть за партой на протяжении 4–6 часов. Дома предстоит выполнить домашние задания, а это еще 2–4 часа работы.

Внимание! Списывание готовых ответов из решебников или тетрадей одноклассников становится все болеераспространенным вариантом «получения знаний» учениками. Плюс - выполненная домашняя или контрольная работа. Минус - отсутствие мыслительной деятельности и тренировки памяти.

Реальная ситуация такова, что современные дети озабочены не качеством выполнения учебных заданий и полнотой своих ответов у доски, а только оценками. «Пятерка» в журнале и дневнике - это возможность получить обещанный подарок от родителей. «Двойка» грозит наказанием, лишением сладкого и прогулок на улице.

Хорошие отметки в школе - замечательно, это позитивные эмоции для всей семьи. Ориентированное только на формальные показатели обучение - плохо. Ведь за внешним благополучием школы и семьи подчас исчезает самое важное - формирования ума и характера, составляющих основу личности. Остается «за бортом» познавательная активность, необходимая для учения с увлечением.

Любознательность, тяга ко всему новому, способность впитывать знания, как губка, заложены в каждом ребенке. Однако, проблемы с обучением наукам существовали всегда, достаточно вспомнить хрестоматийный пример из «Недоросля» Фонвизина: «Не хочу учиться, хочу жениться». Беда в том, что с каждым годом «митрофанушек» становится больше.

Почему пропадает желание учиться?

Причиной негативного отношения ребенка к обучению в школе часто становится нервно-психическое перенапряжение, эмоциональные и физические перегрузки. Объективных причин для этого существует множество. Это внеклассные и внешкольные занятия, конфликты в семье, частые переезды и смена учителей. Ослабленные и часто болеющие дети чаще других с нежеланием идут в школу. Работоспособность здорового ребенка, обычно хорошо успевающего в классе, резко снижается во время и после болезни.

Ситуация, когда ребенок не хочет идти в школу, возникает с пугающей частотой. Как отмечают учителя, в классах все меньше ребят, которые тянутся к знаниям. Дома родители тоже замечают негативные перемены в отношении детей к занятиям в классе и выполнению домашних заданий.

На заметку! Учебные программы становятся все сложнее, требования к подготовке в школе ужесточаются. Недавний опрос «Левада-центра» среди взрослых жителей России показал, что именно в этом родители учеников видят самую большую проблему.

Результаты социологического исследования «Левада-центра» (август, 2015):

  • Считают школьные программы «перегруженными» 57% опрошенных.
  • «Ребят стали учить хуже», - заявило около 50% респондентов.
  • Назвали учебную нагрузку «посильной» лишь 25% российских граждан.
  • Положительно относятся к современной системе образования только 11% участников опроса.

Знания, которые «в голове», детям не кажутся особо ценными (в интернете все есть). Остается учиться только ради отметки и получения хорошего аттестата. Тоже стимулы, но они далеки от внутренних побудительных мотивов учебной деятельности.

Важно знать! Школьные психологи называют основной причиной неприязни ребенка к занятиям - потерю мотивации. Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Специалисты предлагают обратить внимание на стимулы, повышающие интерес к учебе.

«Мотив» - слово, пришедшее из французского языка. Означает побудительную причину, повод к какому-либо действию (аналогичный термин «стимул»). Мотивировать - обосновывать, приводить убедительные доводы. Стимулировать - давать толчок, поощрять.

Под натиском трудностей уже в начальных классах проходит восторженное отношение к школе, появляются чувства разочарования и усталости. Многие ребята начинают отставать в учебе, особенно по математике и родному языку. Когда нет внутренней потребности к получению знаний или она пропадает, рассчитывать на успешное обучение не приходится.

На заметку! Формировать положительное отношение к обучению начинают до поступления в первый класс и в начальной школе. Родители могут объяснить и на личном примере показать ребенку приоритет успешного обучения для дальнейшего развития.

Что делать, если ребенок не хочет учиться в школе, какой должна быть внутренняя и внешняя мотивация, - об этом в эфире программы «Мамина школа» рассказала педагог-психолог Наталья Баринова.

  • Побеседуйте с ребенком по душам
    Одних детей убеждает рассказ о том, как мама и папа хорошо учились в школе, чтобы получить нынешнюю высокооплачиваемую работу. Чаще всего родители выбирают именно такой метод воздействия.


Витамины для детей 7–12 лет:

  • Жевательные таблетки «Центрум Детский Про».
  • Растворимые таблетки «Витрум Плюс».
  • Жевательные таблетки «Витрум юниор».
  • Таблетки «Компливит-актив».
  • Драже «Биовиталь».

Внимание! Перед употреблением мультикомплексов рекомендуется обратиться к педиатру за консультацией. Некоторые компоненты у детей могут вызвать аллергические реакции.

Многие натуральные продукты содержат витамины и микроэлементы. Даже при насыщенности рациона детей такой пищей, может развиваться гипо- и авитаминоз при нарушении всасывания в кишечнике.

  • Формируйтеинтерес к обучению в школе
    Заинтриговать ученика младших классов самой учебной деятельностью очень сложно. Однотипные задания надоедают, монотонная работа утомляет. Если внести элементы игры, соревнования, то появляется стремление к достижению конечного результата.
    Психологи утверждают, что интерес ребенка к выполнению заданий позволяет ему сохранять высокую работоспособность на уроке и дома.Увлеченные дети легко преодолевают трудности в процессе учебы. Наоборот, при отсутствии целенаправленного формирования у ребенка интереса к обучению желание ходить в школу снижается уже к концу первого полугодия.
  • Рационально подходите к организации режима дня детей
    Для младшего школьника особенно важен режим труда и отдыха, учитывающий особенности возраста. Так, у здоровых детей в начальных классах наивысшая работоспособность отмечается в первые дни недели и в первой половине дня, затем происходит спад. Вернувшийся из школы ребенок должен сначала пообедать и отдохнуть. Лучше, если это будет прогулка на свежем воздухе или дневной сон для ослабленных детей.

Совет! Регламентируйте время и продолжительность выполнения домашних заданий. Оптимальный период - с 16 до 18 часов. Объясните ребенку, что следует начинать с легких упражнений и переходить к более сложным. Через каждые полчаса работы надо делать 15-минутный перерыв .

Определите время в режиме дня ребенка для игр, присмотра телевизора. Продолжительность младшего школьника должна составлять 10–11,5 часов (включая дневной сон).

Как преодолеть нежелание подростка учиться в школе: мнение специалистов

Многие проблемы переходного возраста связаны с гормональной нестабильностью в организме подростка. Как отмечает доктор медицинских наук, профессор Любовь Самсонова, нежелание школьника учиться нередко обусловлено биохимическими причинами. Прежде всего, сказывается нехватка йода - элемента, необходимого для нормального синтеза гормонов щитовидной железы. Дефицит ведет к ухудшению наглядно-образного мышления и памяти.

На заметку! Суточная норма элементарного йода для подростков составляет 200 мкг. Употребление йодированной соли, прием аптечных препаратов покрывают эту потребность.

Переходный возраст называют «трудным», «проблемным» из-за бунтарского духа взрослеющего человека. Подросток меньше, чем младший школьник жаждет одобрительной реакции родителей. Более важным становятся отношения с ровесниками и поиск своего места в обществе. Родителям трудно понять, почему или потеряли интерес к обучению в школе.
Что делать?

  • Учитывайте смену ведущего вида деятельности и мотивации в возрасте 12–13 лет.
  • Обсуждайте проблемы, спокойно выслушивайте точку зрения сына или дочери.
  • Дайте больше самостоятельности в определении времени для занятий и отдыха.
  • Используйте положительные ситуации для того, чтобы повысить интерес к учебе.
  • Терпеливо относитесь к выходкам, продолжайте любить своего ребенка.
  • Предоставьте возможность пробовать себя в разнообразных делах.
  • Всячески показывайте подростку, что верите в него.
  • Говорите по душам, без угроз и нравоучений.

  1. Активного ребенка, не умеющего сосредоточить внимание,чаще привлекайте к различным занятиям.
  2. Переключайте деятельность с разучивания стихов на рисование, чередуйте лепку и .
  3. Чрезмерно подвижным ребятам предлагайте игры, снимающие излишнюю энергию, дополнительные физические нагрузки. Например, попросите ребенка полить цветы, сделать зарядку.
  4. Медлительных детей не торопите, дайте дополнительное время на работу.
  5. Помогая, не выполняйте задание вместо ребенка.
  6. Создавайте такие ситуации, которые вызывают удивление, восхищение и восторг.
  7. Побуждайте интерес к учебе, играя с младшими школьниками в «волшебство», «приключение» и «расследование».
  8. Подростков и старшеклассников привлекайте к исследованию родного края, помощи животным, лесу и другой общественно полезной деятельности.

Повышение мотивации к учебе - активная творческая работа взрослого и ребенка. Так утверждает психолог Константин Довлатов:

Заключение

Ситуация в старших классах нередко меняется коренным образом. Родители и учителя замечают, что вчерашние прогульщики начинают серьезно относиться к урокам, старательно выполняют домашние задания. Появляется новый стимул - поступление в колледж или ВУЗе.
Как аппетит приходит во время еды, так и желание получать новые знания формируется во время кропотливой и вдумчивой учебной работы.

Отправляя своих любознательных малышей в школу, многие родители даже не подозревают, с какими трудностями им придется столкнуться в ближайшее время. Педагогическая практика последних лет показывает, что число детей, не тяготеющих к учению, из года в год стремительно растет.

Что делать, если еще в начальной школе? Помочь в решении этой проблемы не всегда способны даже специалисты, однако мы все-таки попробуем разобраться в причинах подобной ситуации.

А существует ли проблема?

Следует отметить, что в каждом ребенке природой изначально заложены такие качества, как любознательность и стремление к знаниям. Однако современная система образования далека от совершенства. Учителя и родители заинтересованы в послушных детях, не высказывающих собственного мнения и поглощающих новый материал в немыслимых количествах. А ученики, в свою очередь, выражают протест против такой системы. Вполне естественно, что ребенок не хочет учиться. Советы психолога позволят снять ненужное напряжение и нервозность.

Вспомните себя в детском возрасте. Действительно ли вам нравились все изучаемые предметы и особенности преподавания отдельных учебных дисциплин? А ведь за это время школьная программа изменилась не в лучшую сторону. Хорошо подумайте: возможно, проблема не так серьезна, и со временем разрешится сама собой.


Вопрос ребром: почему дети не хотят учиться?

Советы психолога дадут положительный результат лишь в том случае, если своевременно и правильно будет выявлена причина неприязни ребенка к процессу обучения. Можно выделить несколько основных факторов, оказывающих прямое воздействие на отношение малыша к школьным занятиям. К ним относятся:

  • отсутствие всякого интереса к значительной части школьных предметов;
  • сложности, возникающие при общении малыша со сверстниками (одноклассниками);
  • негативные эмоции, связанные с необходимостью соблюдать строгий режим - рано вставать по утрам, выдерживать многочасовое сидение за партой, каждый день выполнять домашние задания;
  • проблемы с освоением конкретного школьного предмета;
  • сложные отношения с одним из педагогов;
  • потеря мотивации.


Отсутствие стимулов

Ребенка, отказывающегося учиться, понять несложно. Занятия в школе оказываются не такими интересными и приятными, как их описывали родители. Первые восторженные впечатления быстро проходят. Остаются рутинные занятия, достаточно жесткий режим и страх по поводу получения плохих отметок. Родители в недоумении: их ребенок не хочет учиться.

Советы психолога в первую очередь связаны с повышением мотивации. Этот термин хорошо знаком взрослым, для которых рабочее место - это не только источник получения доходов, но и возможность добиться определенных целей. В школе стимулы работают достаточно слабо. Хорошие оценки сами по себе, безусловно, способны приносить позитивные эмоции. Однако не все дети ориентированы на долгосрочный результат, например, на окончание школы с отличием или хотя бы без троек. Таким образом, значительная часть учеников просто не понимает, для чего нужны ежедневные занятия.


На этом этапе огромное значение имеет влияние родителей, которые должны в устной форме и на личном примере показать своим детям, насколько важны школьные уроки для их дальнейшего развития. Взрослые должны попытаться убедить маленьких «бунтовщиков» в необходимости успешного обучения в школе. В качестве сравнения можно привести любую компьютерную игру, в которой прохождение второго, а также всех последующих уровней зависит от результатов освоения первого этапа.

Итак, родители столкнулись с неприятным фактом: их ребенок не хочет учиться. Советы психолога в такой ситуации будут очень кстати.

Негативное отношение к учебе: несколько второстепенных причин

В некоторых случаях нельзя сразу определить, с чем связана неприязнь ребенка к обучению в школе. Причин может быть даже несколько. Чтобы выяснить всю правду, следует внимательно присмотреться к своему школяру. Иногда нелюбовь к занятиям может быть вызвана такими факторами, как:

  • чрезмерная нагрузка эмоционального и физического характера (многочисленные внешкольные занятия, напряженные отношения в семье);
  • гиперответственность малыша, не позволяющая ему расслабиться, что в результате приводит к снижению заинтересованности;
  • изменение условий обучения (переход в другой класс, смена режима занятий);
  • систематические замещения уроков «чужими» учителями.


Построение отношений с ребенком: мнение специалиста

Прежде всего, попробуйте самостоятельно определить, почему ваш ребенок не хочет учиться. Советы опытного психолога при этом сводятся к следующему:

  1. Никогда не следует давить на малыша. В семьях, где у детей с родителями сложились подобные ситуации разрешаются значительно быстрее и проще.
  2. Попробуйте построить свои отношения с малышом по иному принципу - стать для него в первую очередь другом. А уже потом исполнять роль заботливого родителя. Для многих представителей старшего поколения это кажется недостижимым. Некоторые родители считают, что с чадами никогда не следует говорить на равных, поскольку дети всегда должны оставаться детьми. Если вас не смущает такой результаты будут заметны почти сразу. Ведь ребенок не станет ничего скрывать от лучшего друга, и вы в любой момент будете в курсе всего, что его волнует.
  3. Обязательно показывайте ребенку, что вы его любите любым, даже не совсем успешным. Он не должен ощутить, что ваше отношение к нему может измениться из-за такого факта, как неприязнь к учебе.


Многие школьники, проявляющие интерес к обучению в вступая в пору становятся совершенно неуправляемыми. Родители в таких ситуациях бессильны, поскольку им трудно наладить контакт с заметно подросшими детьми. Однако проблема налицо: ребенок не хочет учиться. Что делать? Советы психолога позволят справиться с этой ситуацией.

Кандидат медицинских наук Любовь Самсонова, занимающаяся проблемами эндокринологии, возникающими в детском и подростковом возрасте, считает, что одной из причин, ведущих к нежеланию школьников учиться, является недостаток йода. Дефицит этого вещества сказывается на синтезе гормонов щитовидной железы. Это приводит к ухудшению памяти, рассеянности. Страдает наглядно-образное мышление. Особенно сложно тем детям, которые проживают вдали от моря и потребляют минимальное количество йодсодержащих продуктов.


На заметку родителям: следует учитывать, что суточная норма йода для учащихся подросткового возраста составляет 200 мкг. Рекомендуется давать ребенку йодид калия, а также включить в его рацион йодированную соль.

Придерживайтесь правила доверительного общения с подростком и соблюдайте некоторые общие рекомендации, перечисленные ниже.

Даже если ребенок не хочет учиться, советы психолога позволят облегчить жизнь всех членов семьи: снимут напряжение, прекратят споры о целесообразности обучения в школе. Ниже приведены некоторые важные моменты:

  1. Постарайтесь избегать болезненных для ребенка сравнений, не приводите в пример успехи его одноклассников или соседских ребятишек.
  2. Позволяйте сыну или дочери самостоятельно решать, в каком порядке следует делать уроки, предназначенные для домашнего выполнения. При этом непременно стоит ненавязчиво подсказать малышу, что в первую очередь следует приступать к освоению наиболее трудного материала.
  3. Попытайтесь найти с ребенком компромиссы: можно заранее обсудить оптимальное время выполнения внеклассного задания и отвести определенный срок для отдыха и всевозможных приятных занятий. Психологи рекомендуют воздержаться от установления жестких временных ограничений.


Лучшая награда - родительское одобрение

Не следует опускать руки, если ребенок не хочет учиться. Советы психолога родителям, прежде всего, направлены на изменение реакции взрослых на все, что происходит с их детьми.

С точки зрения кандидата медицинских наук Анатолия Северного, являющегося президентом Ассоциации детских психиатров и психологов, в раннем школьном возрасте детям очень важно чувствовать поддержку родителей, знать, что самые близкие люди всегда на их стороне. В родительское одобрение отходит на второй план, поскольку на этом этапе происходит смена мотивации (дети стремятся реализовать собственные цели).

Однако не стоит думать, что поддержка родителей для взрослеющего ребенка является пустым звуком. Скорее, наоборот - родительское понимание и одобрение могут стать решающими не только при решении школьных проблем, но и в более сложных жизненных ситуациях.

Подводим итоги

Обязательно интересуйтесь жизнью своих детей, ежедневно обсуждайте с ними события прошедшего дня, не стесняйтесь признаваться им в своих ошибках и заблуждениях. Обучение в современной школе - достаточно сложный, но посильный процесс. Разумеется, родители не должны выполнять за ребенка его домашние задания. А вот разобраться в причинах временных трудностей и помочь решить возникшие проблемы действительно необходимо.


Если в результате размышлений вы так и не поняли, почему ребенок не хочет учиться, советы психолога окажут помощь в прояснении ситуации. И тогда ваши усилия приведут к ожидаемому результату. Любите своих детей, несмотря ни на что, и доверяйте им!




Top