Каких размеров афганская крыса. Афганская крыса - правда или вымысел? Китайские ковры с портретом Мао

Что же представляла из себя Российская империя накануне мировой войны? Тут необходимо отстраниться от двух мифов – советского, когда «царскую Россию» показывают как отсталую страну с забитым народом, и «новороссийского» - суть этой легенды можно выразить названием документально-публицистического фильма советского и российского режиссёра Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли» (1992). Это идеализированное представление о Российской империи, которую разрушили негодяи большевики.

Российская империя действительно имела огромный потенциал и могла при соответствующей глобальной, внешней и внутренней политике стать мировым лидером, в силу своих людских резервов (третье на планете по численности население, после Китая и Индии), природных богатств, творческого потенциала и военной мощи. Но были и мощные, глубинные противоречия, которые в итоге и разрушили здание империи. Не будь в наличии этих внутренних предпосылок, подрывная деятельность финансового интернационала, западных спецслужб, масонов, либералов, социалистов-революционеров, националистов и пр. врагов России не имела бы успеха.

Краеугольными камнями Российской империи были: православие, которое хранило основы христианства как основы системы воспитания и образования; автократизм (самодержавие) как базис государственной системы; русский национальный дух, который был основанием для единства огромной территории, стержнем империи, в то же время способный к взаимовыгодному сотрудничеству с другими расами, народностями и вероисповеданиями. Но эти три основы были во многом подорваны: православие в большинстве своём стало формальностью, утратив свой огненный дух праведности, за обрядами была утрачена суть – «Славие Правды, Праведности». Русский национальный дух размывался давлением западничества, в итоге произошёл раскол народа – элита (в большинстве своём) приняла европейскую культуру, для неё Париж и Лазурный берег стали ближе, чем Рязанщина или Псковщина, а Маркс и Вольтер интереснее, чем Пушкин или Ломоносов.

Экономическое развитие России того времени вызывает двойственное впечатление, с одной стороны, успехи были высокими. Империя пережила три экономических подъёма – первый был при Александре II, второй в конце 19-начале 20 столетий (был связан со стабильностью эпохи императора Александра III и рядом позитивных нововведений вроде ввода протекционистских тарифов и винной монополии, политикой поощрения предпринимательства и пр.), третий подъём произошёл в 1907-1913 годы и, что интересно, продолжался даже в годы Первой мировой войны и был связан с деятельностью П.А.Столыпина и В.Н.Коковцева (министр финансов 1906 -1914 годы, председатель Совета министров в 1911 - 1914 годы). Средние темпы ежегодного роста в последний период составляли 5-8%. Этот подъём даже называли «русским чудом», которое произошло намного раньше, чем германское или японское.


Граф Владимир Николаевич Коковцов, русский государственный деятель, председатель Совета министров России в 1911-1914 годах.

За 13 предвоенных лет объём промышленного производства вырос втрое. Особенно быстро росли новые отрасли промышленности – химическое производство, нефтедобыча, стремительный рост был зафиксирован в угледобыче. Строились железные дороги: с 1891 по 1916 годы построили Транссибирскую железнодорожную магистраль (Транссиб, или Великий Сибирский путь), она соединила Москву и крупнейшие сибирские и дальневосточные промышленные центры империи, фактически стянув Россию железным поясом. Это была самая длинная железная дорога в мире – более 9 тыс. км. Южной веткой Транссиба стала Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД), построенная в 1897-1903 годах. Она принадлежала Российскому государству и обслуживалась подданными империи. Проходила по территории Маньчжурии и соединяла Читу с Владивостоком и Порт-Артуром.

В области легкой, текстильной (текстиль вывозили в Китай и Персию), пищевой промышленности Россия полностью обеспечивала себя и вывозила товары на внешний рынок. Более негативная обстановка была в области машиностроения – Россия производила сама 63% оборудования и средств производства.

Большие опасения западных экономистов и политиков вызывало быстрое развитие России. В 1913 году Российская империя вышла на первое место в мире, опередив Соединенные Штаты, по темпам роста промышленного производства. Россия входила в пятерку сильнейших экономических держав, уступая только Великобритании, Германии, догоняя Францию и США. По подсчётам французских экономистов, если бы Россия сохранила темпы такого развития, при том что другие державы сохраняли прежнюю скорость развития, то к середине XX века Российское государство мирно, эволюционным путём должно было господствовать в мире в финансово-экономическом плане, т. е. и в политическом, став сверхдержавой номер один.

И это при том, что сравнивать Россию и Британскую и Французскую колониальную империи несколько неверно – Париж и Лондон выкачивали средства из колоний, подчинённые территории развивали однобоко, только в своих интересах. Из заморских владений британцы и французы получали огромное количество дешевого сырья. Российская империя развивалась в других условиях – окраины считались русскими и их старались развивать на том же уровне, как и великорусские, малорусские губернии. К тому же надо учитывать природно-климатические условия России – об этом есть отличная книга А.П.Паршева «Почему Россия не Америка». Развивать высокую цивилизацию в таких условиях на порядок сложнее, чем в Европе, США или странах Южной Азии, Латинской Америки и Африки.

Надо учитывать и тот факт, что, хотя колонии работали на Францию и Англию, исследователи забывают включать население Египта, Индии, Судана, Бирмы и массы прочих владений в валовые показатели на душу населения, учитывать их уровень жизни, благосостояния, образованности и пр. факторы. А без колоний уровень развития «метрополий» действительно получался высоким.

Определённую опасность для России представляла сравнительно высокая финансовая задолженность. Хотя «перегибать палку» и считать, что империя была чуть ли не «придатком западных стран», также не стоит. Общий объем зарубежных капиталовложений составлял от 9 до 14%, в принципе, не намного выше, чем в западных странах. Надо учитывать тот факт, что Россия развивалась по капиталистической схеме, не была социалистическим государствам, поэтому играла в те же игры, что и западные страны. Внешний долг России к 1914 году достиг 8 млрд франков (2,9 млрд рублей), а внешний долг Соединенных Штатов достиг 3 млрд долларов (примерно 6 млрд рублей), Штаты в тот период были в должниках, переломив тенденцию только за счёт Первой мировой войны.

Считалось, что брать в долг выгоднее, деньги шли на развитие страны, крупных инфраструктурных проектов или стабилизацию финансового положения в 1905-1906 годы (поражение в войне, начало революции в стране). К началу Первой мировой войны золотой запас Российской империи был самым крупным в мире и составлял 1 млрд 695 миллионов рублей.

Население империи составляло 160 млн человек и быстро росло, рождаемость была высокой – 45,5 детей на 1 тыс. жителей ежегодно. Сомнение вызывает и миф о повальной безграмотности и низкой культуре русского народа в начале 20 века. Западные исследователи, говоря о 30% грамотных, в основном учитывали выпускников вузов, гимназий, реальных училищ, земских школ. Церковно-приходские школы, которые охватывали значительную часть населения, на Западе в серьёз не принимали, считая, что «настоящего образования» они не дают. Опять же надо учитывать фактор повальной безграмотности жителей европейских колоний, которые юридически и фактически были частью европейских стран. К тому же в 1912 году в Российской империи был принят закон о всеобщем начальном образовании и о начальных училищах. Если бы не война и развал империи, в империи повторили бы то же, что сделали большевики – неграмотность была бы полностью ликвидирована. Поэтому полная безграмотность сохранялась только среди инородцев (категория подданных в рамках права Российской империи, которая не носила уничижительного значения) ряда областей империи, на Северном Кавказе, Средней Азии, в Сибири и Крайнем Севере.

Кроме того, имперские гимназии и реальные училища (среднее образование) давали такой уровень знаний, который был примерно равен объему программ большинства современных вузов. А человек, закончивший высшее учебное заведение России, отличался в лучшую сторону по уровню знаний, чем большинство нынешних выпускников вузов. «Серебряные годы» переживала культура России – успехи отмечены в поэзии, литературе, музыке, науке и т.д.

Парламентская монархия. Надо знать, что Россия к началу 20 столетия уже не была абсолютной монархией, в полном смысле этого понятия. В 1864 году в ходе судебной реформы (введён Судебный устав) фактически была ограничена власть императора. Кроме того, в стране начали внедрять земское самоуправление, которое ведало вопросами благоустройства, здравоохранения, образования, социальной защиты и пр. Манифест 17 октября 1905 года и реформы 1907 года установили в стране режим парламентской конституционной монархии.

Поэтому граждане империи владели примерно тем же объёмом прав и свобод, как и жители других великих держав. Западная «демократия» начала 20 столетия сильно отличалась от современной. Избирательное право не было всеобщим, большая часть населения не обладала этой привилегией, их права ограничивали возрастные, имущественные, половые, национальные, расовые и пр. цензы.

В России с 1905 года были разрешены все партии, кроме тех, кто вёл террористическую деятельность, что вполне нормально. Попадали в Государственную думу и большевики, и эсеры. Забастовки подавлялись во всех странах (да и сейчас подавляются), причём часто на Западе действия властей были более жесткими. В России была отменена предварительная цензура, чем пользовались многочисленные противники режима от масонов-либералов до левых и националистов. Существовала только карательная цензура – издание могли подвергнуть штрафу или закрыть за нарушение закона (такая цензура была повсеместной и существовала не только в России). Поэтому надо знать, что миф о «тюрьме народов», где царь «главный надсмотрщик», был выдуман западной прессой и поддержан затем в советской историографии.

Внешняя политика

Петербург старался проводить миролюбивую политику. На двух Гаагских конференциях (1899 и1907 годов), которые были созваны по инициативе России, приняли международные конвенции о законах и обычаях войны, включённые в комплекс норм мирового гуманитарного права.

В 1899 году в ней участвовало 26 стран, приняли 3 конвенции: 1) О мирном решении международных столкновений; 2) О законах и обычаях сухопутной войны; 3) О применении к морской войне начал Женевской конвенции (от 10 августа 1864 года). Тогда же запретили использование снарядов и взрывчатых веществ с воздушных шаров и судов, снарядов с удушающими и вредоносными газами, разрывных пуль.

В 1907 году в ней участвовали 43 государства, приняли уже 13 конвенций, в том числе о мирном решении мировых столкновений, об ограничении в применении силы при взыскании по договорным долговым обязательствам, о законах и обычаях сухопутной войны и т.д.

Россия после поражения Франции в франко-прусской войне 1871-1871 годов несколько раз удержала Германию от нового нападения на французское государство. Петербург старался решать споры на Балканском полуострове политико-дипломатическим путём, не доводя дело до войны, даже в ущерб своим стратегическим интересам. В ходе двух Балканских войн (1912-1913 годов), из-за миролюбивой политики, Россией оказались недовольны все страны этого региона, даже сербы.

Хотя общество было «заражено» франкофильством и панславизмом, большой войны в Европе русская общественность не желала. Дворянство и интеллигенция считали Париж культурным центром мира. Заступиться за «братьев-славян» или «братьев по вере» считали своим святым долгом, хотя была масса примеров, когда эти «братья» заключали союзы с западными странами, действовали вразрез интересам России.

Германия долгое время, вплоть до 1910-1912 годов, не воспринималась в России врагом. Воевать с немцами не хотели, эта война не несла России пользы, а вот вреда могла принести много (как и вышло).

Но Парижу и Лондону надо было столкнуть «русского гиганта» с «тевтонами». Британцы страшились роста морского флота Германской империи, немецкие дредноуты могли серьёзно изменить баланс сил в мире. Именно флот позволял «владычице морей» контролировать огромные пространства планеты и свою колониальную империю. Им надо было спровоцировать конфликт Германии и России и по возможности остаться в стороне. Так, сэр Эдуард Грей (Министр иностранных дел Британии в 1905-1916 годы) говорил французскому президенту Пуанкаре: «Русские ресурсы настолько велики, что в конечном итоге Германия будет истощена даже без помощи Англии».

Французы относились к войне двойственно, с одной стороны, «наполеоновской» воинственности уже не было, и терять достигнутый уровень благополучия не хотелось (Франция была мировым культурным и финансовым центром), но и позор 1870-1871 годов в Париже забыть не могли. Тему Эльзаса и Лотарингии регулярно поднимали на щит. Многие политики откровенно вели страну к войне, среди них был и Раймонд Пуанкаре, которого в 1913 году избрали президентом. К тому же многим не нравилось жить под дамокловым мечом Германии, немецкая империя несколько раз провоцировала начало конфликта, и только позиция России и Британии сдерживала воинственные порывы Берлина. Хотелось решить проблему одним ударом.

Большая надежда была на Россию. В Париже многие считали, что если «русские варвары» сорвутся с поводка, то Германии конец. Но Россия была довольно устойчива, и её миролюбивую позицию не поколебали ни марокканские кризисы (1905-1906, 1911 годов), ни заваруха на Балканах (1912-1913 годов).

Миролюбивость России подтверждает и тот факт, что если Германия принялась готовиться к войне и усиленно вооружаться, строить всё более и более мощный флот почти сразу после победы над Францией в 1871 году, то Россия только в 1912 году приняла судостроительную программу. Да и то она была намного скромнее, чем германская или британская, на Балтике сил 4 линкоров и 4 линейных крейсеров хватало только для обороны своих берегов. В марте 1914 года (!) Госдума приняла большую военную программу, которая предусматривала увеличение армии и модернизацию вооружений, в итоге русская армия должна была превосходить германскую. Но обе программы должны были завершиться только к 1917 году.

В сентябре 1913 года Париж и Петербург достигли окончательного соглашения по поводу взаимодействия на случай войны. Франция должна была начать военные действия на 11-й день после начала мобилизации, а Россия - на 15-й. А в ноябре французы дали крупный заём на строительство железных дорог на западе империи. Для улучшения мобилизационных возможностей России.

Внутренние противники Российской империи

- Значительная часть имперской элиты. Февральскую революцию 1917 года устроили не большевик и не эсеры, а финансисты, промышленники, часть генералитета, высшие сановники, чиновники, депутаты Госдумы. Заставили отречься от трона Николая II не красные комиссары и красногвардейцы, а вполне обеспеченные и устроенные по жизни министры, генералы, депутаты, масоны высоких ступеней посвящения.

Они мечтали сделать Россию «милой» Англией или Францией, их сознание было сформировано матрицей западной цивилизации. Самодержавие казалось им последним препятствием на пути в Западную Европу. Это были сторонники «европейского выбора» России того времени.

- Буржуазия инородческая , в основном немцы и евреи. Многие входили в масонские ложи. Имели контакты за границей. Также мечтали о «европейском выборе» России. Поддерживали либерально-буржуазные партии – октябристов и кадетов.

- Значительная часть русской национальной буржуазии. В значительной массе это были старообрядцы (староверы). Староверы считали власть Романовых антихристовой. Эта власть расколола церковь, нарушила правильное развитие России, подвергала их гонениям, уничтожила институт патриархата и провела огосударствление церкви. Петербург насаждал в России западные мерзости.

- Большая часть интеллигенции была в основе западнической, оторванной от народа, в головах царила жуткая смесь из вольтеров, гегелей, марсов и энгельсов… Интеллигенция была очарована Западом, мечтала втащить Россию в западную цивилизацию и укоренить её там. По сути, интеллигенция была «антинародной» (несмотря на её высокий уровень образованности), исключений вроде Льва Толстого или Лескова было немного, и они не могли изменить общий западный вектор движения. Интеллигенция не понимала, не принимала русский цивилизационный проект, поэтому, приняв участие в разжигании пожара революции, и сама сгорела.

- Профессиональные революционеры. Это были пассионарии всех сословий и классов, их объединяла жажда перемен. Они отвергали современный мир полностью. Эти люди верили, что смогут создать новый мир, намного лучше прежнего, но для этого надо полностью разрушить старый. Среди них были и русские, и евреи, и поляки, грузины и пр. Это движение не было единым, состояло из множества партий, организаций, фракций.

- Евреи. Этот народ стал важным фактором российской революции, не надо принижать их значение, но и преувеличивать не стоит. Они составили значительную часть революционеров всех мастей. Причём надо отметить, что это не были евреи в традиционном смысле этого слова. В большинстве своём это были «выкресты», «изгои» своего племени, те, кто не нашёл себя в традиционной жизни еврейских местечек. Хотя они и пользовались связями среди родственников, в том числе и за границей.

- Националисты. Польские, финские, еврейские, грузинские, армянские, азербайджанские, украинские и пр. националисты стали мощным фактором по развалу империи, на который делали ставку западные державы.

1800г -978 мил чел. Из них мил Во Франции, 10 мил Британия,3.9 мил в США, 37 мил чел в России. В Китае около 300 мил. Территория Российской империи в начале 19 19.5 мил кВ км.

Несмотря на все усилия Петра 1 и Екатерины 2 Россия вступила в 19 традиционным обществом L. Его основные черты:

I. Преимущественное развитие с\х, государственного сектора в промышленности, слабое развитие финансовых институтов.

II. Жесткая социальная структура.

III. Гипертрофированная развитие как отдельных государственных институтов, таких государства в целом.

IV. Особый тип мировосприятия доминирующий в общественном сознании.

a) Мифологизированность

b) Монологизм «есть только одна истина»

c) Культ силы.

19в стал для России веком перехода от традиционного к обществу индустриальном у. Его характерные черты:

I. Преимущественное развитие промышленности, транспорта, финансовых институтов. Появления влиятельного частного сектора в экономике.

II. Социальная структура общества более подвижна (социальные лифты открываются)

III. Гражданское общество (система органов самоуправление) + СМИ

IV. Независимая судебная система.

V. Рациональный тип мировосприятия (готовность объяснить и изменить все).

Западно- Европейские страны начали переход от традиционного индустриальному обществу в 17-18 вв. По мнению английского историка Тойнби главными движущими силами этого процесса были:

1. Промышленный переворот (1775г паровая машина Ватта).

2. Национализм.

3. Революционные движения.

В России не одна из этих сил в полном объеме так и не сработала.

a. промышленный переворот начался только в 30 г 19в.

b. национализм в условие империи себя не проявил.

c. Революционной традиции В России просто не было.

Причины:

1. Особый характер государства

3. Империалистичность общественного сознания, в основе которой лежат идеи особой бога избранности народа исповедующего истинную веру.

Результат этого своеобразного положения оказался неожиданным. В России в 19в в ходе столкновения основ традиционного общества и важнейших институтов индустриального общества произошло их совмещение.

19 в в центре внимания большинства российских реформаторов были 2 главных вопроса: 1) крепостное право и аграрный вопрос в целом. 2) эффективная форма государственного устройства. (конституция)

Первая серьезная попытка разрешения этих вопросов была предпринята Российским императором Александром 1 (1801-1825).Именно он в своих реформах столкнулся с целым комплексом проблем с которыми в дальнейшем сталкивались все российские реформаторы.главное из них:

I. Социальная база реформ.

II. Стратегия реформ (освобождение крестьян с землей или без земли, либерализация государственного устройства

III. Тактика реформ.(последовательность реформ и темп реформ)

1801г - амнистия репрессированных при Павле 1. Разрешение создать частные типографии разрешение выезда заграницу. Разрешение ввозить книги из-за рубежа. Восстановление в полном объеме жалованной грамоты дворянству. Указ разрешивший не дворянам покупать не заселенные земли.

1802- министерская реформа. 8 министерств.

1803г –закон о вольных хлебопашцах, закон разрешает отпустить крестьян на волю. за 25 лет действия закона свободу получило 47 тыс крестьян.

1804г - отмена крепостного права в остзейских губерниях. Решение об открытие новых университетов. Казань, Харьков. Принятие университетского устава.(выборность ректора, собственный суд, невмешательство государственных чиновников в дела университетов).

Во второй половине века тем реформ заметно упал. учены полагают, что это было связанно с 3 главными обстоятельствами:1) неоднозначная реакции общества и ближайшего окружение императора на первые результату реформ. 2) проблемы в личной жизни государя. 3) резкое изменение ситуации на международной арене.

2 войны с Франции (1805, 1806-1807),закончились для России поражением. Тильзитский мир очень больно ударил по экономическим интересам российского дворянства и национальному самолюбию.

Новый этап реформ. Эти реформа были связанны с именем Михаила Михайловичем Сперанским. сын священника владимирской губернии. Окончил духовную семинария в Петербурге и был оставлен учителем красноречия, физики и философии. Самостоятельно изучил политическую литературы на английском, немецком, французский.

Быстро сделал карьеру в министерстве внутренних дел. 1807 советник императора по вопросам управления. При его активном участи были подготовлены указы: а) запретивший помещикам ссылать крестьян в Сибирь, б) обязавший всех лиц имевший придворный чин найти себе реальную государственную службу, в) водившие обязательный экзамен на чин.

В октябре 1810 Сперанский подготовил проект « Введение к уложению государственных законов», который предусматривал радикальную реформу всей системы управления империей. В рамках этой реформа в 1810 г в России появился государственный совет, высший законосовещательный орган из 35 человек. через год предполагался созыв государственный думы. Уже в конце 1810 последовала опала Сперанского и свертывание реформ. Отставка Сперанского.

Война 1812 и европейские походы российской армии вновь заставили императора Александра 1 вернуться к реформам. Но это были уже совсем другие реформы. Они проходи в рамках новой европейской политики Александра 1.

1815 Александр 1 даровал конституцию Польши.

1816 - первые военные поселения, в рамках который была предпринята еще одна попытка решить проблему крепостного права.

1818 - по просьбе императора Николай Новосильцев начал разработку установкой грамоты Российской империи, в основе которой лежала идея компромисса. Монарх готов пойти на ограничения своей власти, если дворянство согласится на отмену крепостного права.

По мере нарастания социальной напряженности внутри страны и политических конфликтов на международной арене, Александр 1 стал все более отдалятся от государственных дел.

Не соответствие реформ Александра 1 и ожиданий общества породило движении декабристов. 14 декабря 1825 г поставило нового российского императора Николая 1 в очень тяжелое положения.

Меры предпринятые официальными властями для подавления движения многими воспринимались как неадекватными.

Либеральное общественне мнение оказалось негативно настроено ко всему что делал новый император. Николай 1 оказался в состоянии политической изоляции. Она еще больше усилилась после того как он предпринял ряд мер для стабилизации ситуации в стране. Был принят новый цензурный устав ликвидирована автономия университетов, расширены права спец служб, созданы 11 секретных комитетов, которые занимались крестьянскими проблемами.

Не имея поддержки общества Николай 1 сделал ставку на российских чиновников. 100 тыс армия российских чиновников оказалась под личным контролем государя и фактически была выведена из под контроля общества

Коррупция. По данным спец служб из 45 губернаторов российской империи взяток не брали 3.

1853-56 Россия с позором проиграла Крымскую войну. Ситуация в стране резко обострилась. 1855 г- Николай 1 скончался.

Александр 2 (1855-1881)- время его правления принято называть эпохой великих реформ. Самой главной реформой этой эпохи принято считать отмену крепостного права. Это реформа готовилась почти 5 лет, началась 19 февраля 1861 г. И затронул почти 22.5 мил крепостных крестьян. Основная формула реформу- земля в обмен на деньги. Среди других реформ особое место занимали судебная, земская, военная реформы, которые должны были помочь в социальной адаптации, миллионам бывших крепостных крестьян.

Основные итого реформ трудно оценить однозначно. С одной стороны реформы создали благоприятные предпосылки для быстрого развития новых элементов хозяйственной жизни страны (капиталистических элементов) в результате произошел стремительный рост всех важнейших экономических показателей. 1877 внешнеторговый баланс России стал положительный. Протяженность жд за 20 лет увеличилось с 2000 км до 22000 тыс км. Но с другой стороны произошло резкое оскудение деревни падение уровня жизни многих слоев общества, что привело к росту радикальных настроений (Земля и Воля, Черный передел, Народна воля). Найти адекватные контр меры против многочисленных проявлений экстремизма государство не смогло. Государство не смогло переломить негативное отношение большинства российского общества к таким категория как бизнес, капитал, торговля. Во многом это было связанно с позиции российской интеллигенции, которая активно выступала с критикой недостатков российского государства.

P/S 1 марта 1881 Александр 2 был убит, в результате террористического акта. Новый российский император Александр 3 пошел на радикальное изменение политического курса. На смену реформам пришли контр реформы. суть этой новой политики, ярче всего выражает формулы православие, самодержавие, дух смирения. Результат новой политики- новая стабилизации ситуации в политики.

P.S в научной литературе много лет идут споры о причинах неудач российских реформаторов 19в, среди главных причин обычно называю:

I. Хронический бюджетный дефицит

II. Неразвитость гражданского общества

III. Личные качества, как реформаторов, так и и оппонетов

17.04.12

В истории России

Одним из главных событий 1917 г и 20 в в целом стала февральская революция в России. Споры о причинах идут уже много лет. Среди самых важных причин обычно называют:

I. Наличие целого ряда острых объективных противоречий и конфликтов. Вопросов не разрешенной первой Российской революцией

А ) аграрный вопрос (в основе данного вопроса, проблема распределения земли) Б) рабочий вопрос-это вопрос о продолжительности рабочего дня. Это вопрос об уровне з\п, о социальных гарантиях свободы. В ) национальный вопрос. (проблема языка, религии, культуры)

II. Отсутствие эффективного механизма разрешения конфликтных ситуаций, споров и противоречий. В России 1917 так и не появились полноценная конституция, полноценный парламент, полноценный политические партии.

III. Ошибки при проведение внутренней и внешней политики допущенные правительством и лично императором Николаем 2. (Григорий Распутин, П.А. Столыпин, отношение императора с государственной думой)

IV. Исторические традиции конфликтов между Российским государством и обществом.

V. Деятельность радикальных политических организаций, постороженная по принципу чем хуже тем лучше

VI. Деятельность иностранных государств, пытавшихся ослабить авторитет России и ее позиции на мировом рынке.

VII. Нравственный кризис российского общества(во многом связанный с кризисом русской православной церкви)

При этом не одна из этих причин сама по себе еще не гарантировала наступление революции. Главным фактором ускорившим революционные процессы в России стала первая мировая война.

В ней приняло участи 38 государств: разделенных на 2 союза, основу первого составили Германия, Австро-Венгрия, Турция. 2 блок Англия, Франция, Россия. Поводом к началу войны стало убийство наследника австро-венгерского престола принца Франца Ферденанта.

Причины войны: борьбы за сферы влияния между ведущими мировыми державами. война началась для России крайне неудачно, тяжелые поражения в Пруссии привели к гибели 1000 солдат и офицеров большим и моральным потерям. 1915 ситуация еще более ухудшилась. 150 тыс убитыми, 700 раненными, 900 пленными. Пытаясь переломить ситуацию Николай провел серьезные кадровые перестановки в армии. Начальником генеральной штаба стал Михаил Алексеев, верховным главнокомандующим стал сам император. 1916 война приобрела ярко выраженный позиционный характер. 1917 руководители стран Антанты принял решения о совместной наступательной операции против Германии. Весной 1917 г, которая должна была привести к окончанию войны, но ситуация в России зимой 1918 стремительно ухудшалось.

Первая мировая война обострила старые российские проблемы и породила новые:

1) Финансовая проблема –общие расходы России на войну превысили 30 миллиардов рублей 1\3 была покрыта за счет внешних займов.2\3 за счет внутренних займов и денежных эмиссий. Государственный долг России вырос 9 млрд. -24млрд. гипер инфляция

2) Транспортная проблема. зимой 1916 произошли серьезные перебои в работе жд, по которым шли поставки топлива и продовольствия в Москву и Петроград.

3) Проблема дисциплины и правопорядка. 1916 в забастовках в России приняло участии более одного миллиона человек. А Российскую армию покинуло 1.5 миллионов дезертиров.

Учены продолжают споры о том когда началась февральская революция. Большинство исследователей полагает что это произошло 17 февраля 1917г когда началась забастовка рабочих одной из мастерских Путиловского завода. 22 февраля не сумев справится с забастовкой, правительство закрыло Путиловский завод под предлогом перебоя с сырьем и топливом. 30 тыс рабочих потеряли работу. Ситуация стала стремительно накалятся. В этот же день Николай 2 покинул Петроград. 23 февраля - в Петрограда забастовало 120 тыс рабочих. В городе стали ощущаться перебои с хлебом. В городе начались стихийные демонстрации « Хлеба!», « долой Войну». 24 февраля демонстрации возобновились « Долой войну, долой царя». Произошли первые столкновения рабочих с полиций . 25 февраля забастовка в Петрограде стала всеобщей и политической. В столкновение с полицией пострадало почти 700 человек. Николай 2 потребовал прекратить беспорядки. 26 февраля в ходе новых уличных демонстрация полиция применила силу. Почти 200 убитых. === > на сторону восставших стали переходит солдаты Петроградского гарнизона. 27 февраля на улицах Петрограда возникли баррикады, восставшие захватили тюрьмы, арсенал, часть правительственных учреждений ====è правительство превратило работу. 28 февраля верные императору части стали покидать город.

Главным итогом февральских событий в Петрограде стало решение вопроса о власти. Депутаты государственной думы создали временный комитет государственной думы, восставшие рабочие и лидеры радикальных партий объявили о создание временного исполкома Петроградского совета рабочих депутатов. К первому марта эти органы согласовали состав временного правительства. В него должны были войти представители партий кадетов, октябристов, прогрессистов, несколько беспартийных политиков. Современники обратили внимание на то, что среди новых министров несколько известных масонов. Председателем правительства должен был стать князь Львов. 2 марта газета известие опубликовало приказ №1 «Петроградского совета рабочих депутатов». Приказ легализовал деятельность солдатских комитетов и переподчинил войска Петроградского гарнизона непосредственно Петроградскому совету. начался распад системы управления Российской армии. В ночь со 2-3 марта 1917г Николай 2 подписал указ о назначение председателя совета министров князя Львова и манифест об отречение от престола, в пользу Михаила Александровича Романова. 3 марта Михаил Романов отказался занимать престол и дал обещание подчинится любому решению учредительного собрания. 8 марта 1917г по решению временного правительства Николай Романов был арестован. В стране начался распад прежнего государственного аппарата и формирование нового, которое происходило в условиях двоевластия.

Временное правительство и Петроградский совет быстро согласовали программу первых совместных действий.

· амнистия политических заключенных.

· Введение в стран гражданских прав и свобод.

· Отмена сословно национально религиозных ограничений ==== подготовка к созыву учредительного собрания.

3 апреля 1917 г из иммиграции вернулся в Россию лидер большевиков Ленин. 4 апреля высказал свои апрельские тезисы. Главные идеи никакой поддержки временному правительству. Уже в конце апреля 1917 стало очевидным, что временное правительство не может разрешить проблемы накопившиеся в стране (это аграрный вопрос, рабочий и национальный вопрос) основным препятствием для решения этих проблем была первая мировая война. 1 апреля 1917 г министр иностранных дел Милюков направил официальную декларацию временного правительства (они необходимости скорейшего завершения войны) странам союзницам по блоку Антанта. 20 апреля текст сопроводительной записки Павла Милюкова был опубликован в Российской печати. ===è многотысячные демонстрации в Петрограде « Долой Милюкова, долой временное правительство». В этот же момент в городе были организованны контр демонстрации. « Долой Ленина, долой Большевиков». Милюков ушел в отставку. Первый кризис временного Правительства закончился отставками ряда министров и формированием нового коалиционного правительства в состав которого вошли 7 представителей социалистических партий, большевиков среди них не было. Второй кризис произошел 18 июня 1917- когда в разгар первого всероссийского съезда советов большевики вывели на улицы Петрограда почти 200 тыс демонстрантов под лозунгом вся власть советам. этот кризис был разрешен наступлением российских войск на юго- западном фронте 19 июня 1917 г. Третий кризис временного правительства 3-4 июля 1917 г и был связан с провалом наступления на юго- западном фронте, кризис был связан с отставкой Львова, ареста лидеров большевиков, закрытие большевистских газет. Новый состав временного правительства был сформирован Александром Керенским. Четвертый кризи с временного правительства был связан с выступление Корнилова в августе 1917 . Верховных главнокомандующий российской армии попробовал объединить те силы, которые выступали за формирование в России жесткой политической власти, способной обеспечить победу России в войне. 27 августа Корнилов отдал приказ о наступление на Петроград¸ правительство Керенского ушло в отставку а сам он получил особые полномочия для борьбы с мятежниками и обратился за помощью к левым радикалам. усилиями большевиков мятеж был подавлен. 1 сентября 1917 Корнилов был арестован, а Россия провозглашена республикой. Керенский написал « Без Корнилова в России никогда бы не было Ленина». Пятый кризис временного правительства в октябре 1917 и был связан со 2 всероссийским съездом советов (25-26 октября 1917) . в рамках этого съезда предполагалось решение главного вопроса о созыве учредительного собрания, но накануне партия большевиков организовало октябрьский переворот и буквально заставило съезд сформировать новые органы власти. Совет народных комиссаров- Председатель В.Ленин и Всероссийский центральный исполнительный комитет- Л. Каменев.

P.S споры о том почему в 1917 в борьбе за власть победили именно большевики идут много лет, как в нашей стране так и за ее пределами. Возможно это было связанно с тем, что большевики сумели точно уловить, выразить и сохранить радикальное настроение возникшие в российском обществе в ходе кризиса. Возможно это ошибки оппонентов большевиков. Возможно это связанно с особым политическим талантов лидера большевиков. (Ленин и Троцкий)

Российская Империя начала своё существование с 1721 года, в период правления .

Россия стала Империей после завершения , итоги которой закрепляли за Россией новые земли, выход к Балтийскому морю, различные экономические выгоды, и другие привилегии. Столицей Российской Империи стал город Санкт - Петербург, творение Петрово.

В период с 1728 по 1730 годы, столицей Россией снова была Москва. С 1730 же по 1917 годы главным городом опять был Санкт - Петербург. Российская Империя был большим государством, земли которой были необъятны.

В мировой истории это было третье государство по площади, которое когда- либо существовало (пальму первенства в номинации держат Монгольская и Британская Империи).

Управлял Империей - ИМПЕРАТОР, монарх, чья власть была ничем не ограничена, кроме христианских постулатов. В 1905 году, после первой революции, в появилась государственная Дума, которая ограничивала власть монарха.


В канун 1917 года русское сельское хозяйство находилось на пике своего развития. Во многом благотворно сказалась земельная реформа . В период с конца 19 века и до начала Первой Мировой Войны, урожай хлебов в России удвоился.

Россия собирала зерна на одну треть больше, чем Канада, США и Аргентина вместе взятые. Например, сбор ржи с полей Российской Империи в 1894 году дал урожай в 2 миллиарда пудов зерна, а в последний предвоенный год (1913) - 4 миллиарда.

Времен правления Николая II обеспечивала всю Европу продуктами сельскохозяйственной деятельности. В период между 1894 и 1911 годом, производство хлопка в России увеличено на 388%.


За период 1890-1913 годов, промышленность в четыре раза(!!!) увеличила свою производительность. Доход, получаемый Российской Империей от промышленных предприятий, сравнялся с поступлениями в казну доходов от такой отрасли как земледелие.

Товары, производимые на русских предприятиях, покрывали 4/5 спроса внутреннего рынка на промышленные изделия. За четыре года до , количество учрежденных акционерных обществ в России увеличилось на 132%.

Капитал, вложенный в акционерные общества возрос в четыре раза.


Главным принципом планирования бюджета в было отсутствие дефицитов. Не забывали и министры о необходимости накопления золотого запаса. Государственные доходы в последние годы жизни

План

1.Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота).

2.Внутренняя политика при Александре I.

3.Внешняя политика России в первой половине XIX века.

4.Внутренняя политика при Николае I.

5.Освободительное движение и общественно-политическая мысль.

5.1. Социально-экономическое развитие России (население и его социальная структура, кризис крепостничества, начало промышленного переворота)

К началу XIX в. Россия представляла собой огромную державу, раскинувшуюся на 17 млн. кв. км. На этой территории в 1795 г. проживало 37,4 млн. человек, а в 1857 г. – 59,3 млн. (без Финляндии и Польши). В 1811 г. городское население насчитывало 2765 тыс. человек, а в 1863 г. – 6105 тыс.; удельный вес городского населения возрос с 6,5% до 8%.

Для России как феодального общества было характерно деление на сословия. Высшим привилегированным сословием являлось дворянство, состоявшее из двух категорий – «дворянства потомственного» и «дворянства личного». К середине XIX в. насчитывалось 887 тыс. дворян обоего пола, из них 610 тыс. потомственных. Привилегированным сословием было и духовенство, освобожденное от всех податей, рекрутской повинности и телесных наказаний. Численность приходского духовенства (без семей) составляла в 1825 г. 102 тыс. человек, а в 1860 г. – 126 тыс. В 1808 г. числилось 447 православных монастырей, в том числе 353 мужских; в них находилось около 5 тыс. монахов и 6 тыс. послушников. В 1860 г. численность монастырей возросла до 614, а монашествующих – до 8579 и послушников – до 13223.

Еще одним привилегированным сословием было купечество, состоявшее из трех гильдий. Оно освобождалось от подушной подати (вместо нее платило гильдейский взнос в размере 1% с капитала) и телесных наказаний, а купцы 1-й и 2-й гильдий освобождались и от рекрутчины. Численность купцов за 1801–1851 гг. возросла со 125 тыс. до 180 тыс. душ мужского пола.

В 1832 г. была образована новая привилегированная сословная категория – почетные граждане (потомственные и личные), которые освобождались от рекрутчины, телесных наказаний, подушной подати и других повинностей. В категорию почетных граждан попадали ученые, художники, дети личных дворян и духовенства и др.

Основную массу податных сословий составляли государственные, помещичьи и удельные крестьяне. Перед отменой крепостного права помещичьих крестьян насчитывалось 23,1 млн. человек обоего пола, в том числе 1467 тыс. дворовых и 543 тыс. приписных. Удельный вес крепостных крестьян составлял в конце XVIII в. 45%, а в 1858 г. – 37%. Крепостное право мало чем отличалось от рабства.

Положение государственных крестьян было несколько лучше, чем помещичьих. Их насчитывалось в 1857 г. около 19 млн. человек обоего пола. Удельные (бывшие дворцовые) крестьяне помимо уплаты подушной подати, отбывания рекрутчины и других государственных повинностей, платили оброк в пользу императорской фамилии. С 1800 по 1858 г. численность удельных крестьян возросла с 467 тыс. до 838 тыс. д. м. п.

Другим податным сословием были мещане – лично свободное население городов. В 1811 г. их числилось 703 тыс., а в 1858 г. – 1890 тыс. обоего пола. Существенное место в сословной структуре занимало казачество – военизированная категория населения. Несение военной службы освобождало казачество от рекрутчины, подушной подати и других повинностей. По закону каждой ревизской душе полагался надел в размере 30 десятин. В середине XIX в. существовало 9 казачьих войск. Численность казачества составляла примерно 1,5 млн. человек.

С XVIII в. существовала особая служилая группа населения «разночинцы» – лично свободная, но не принадлежавшая ни к привилегированным, ни к податным сословиям. Разночинцы – это прежде всего интеллигенты, деятели науки, литературы, искусства. К середине XIX в. разночинцев насчитывалось 24 тыс. д. м. п.

Сословный строй постепенно себя изживал. Купечество не контролировало всю торговлю. Купцы 3-й гильдии в больших городах растворились среди торгующих мещан и крестьян, мещанство перемешалось с пришлым крестьянством. Образовывались новые классы – буржуазия и пролетариат. Они формировались не на юридической, а на экономической основе. В рядах буржуазии оказывались дворяне, купцы, разбогатевшие крестьяне и мещане. Среди рабочих преобладали крестьяне и городская беднота.

В первой половине XIX в. Россия оставалась преимущественно аграрной страной с экстенсивным характером развития земледелия. С 1802 по 1860 г. посевная площадь возросла с 38 до 58 млн. десятин, а валовые сборы хлебов – со 155 до 220 млн. четвертей (в одной четверти от 7 до 10 пудов). Господствующей системой земледелия было трехполье. Животноводство носило преимущественно натуральный характер. Вместе с тем в первой половине века расширяются посевы технических культур, вводятся сложные севообороты, внедряются технически более совершенные орудия и механизмы, растет применение наемного труда, аренда и покупка земли крестьянами.

Помещичьи хозяйства, втягиваясь в товарно-денежные отношения, теряют натуральный характер. Растет удельный вес барщинных крестьян – с 56 до 71%. Однако в крепостном хозяйстве усиливались кризисные явления, что нашло отражение в падении производительности барщинного труда. По мере превращения крестьянского хозяйства в мелкотоварное крестьянин все более тяготился господской работой и саботировал ее. Многие помещики видели негативные стороны подневольного труда, но в условиях узости рынка наемной рабочей силы им было выгодно использовать даровой труд. Средства интенсификации барщины (определение норм выработки, частичная оплата барщинных работ и т.п.) не могли компенсировать растущие потери от падения производительности труда.

Серьезные трудности переживали и оброчные помещичьи имения. Развитие крестьянских промыслов, породившее конкуренцию между ремесленниками, а также рост фабричной промышленности, подорвавшей многие крестьянские промыслы, привели к сокращению заработков крестьян, а следовательно, и доходности помещичьих имений. В этих условиях помещики повышали оброк. Если в конце XVIII в. средняя сумма оброка составляла 7 руб. 50 коп. с души, то к концу 50-х гг. XIX в. она поднялась в нечерноземных губерниях до 17 – 27 руб. В результате с 20-х гг. повсеместно растут недоимки по уплате оброка. Растущие натуральные повинности и государственные подати подрывали возможности воспроизводства в крестьянских хозяйствах, что предопределяло замедленность социально-экономического развития России.

Некоторые помещики в условиях кризиса крепостного хозяйства вводили многопольный севооборот, выписывали сельскохозяйственные машины, удобрения, новые сорта семян, улучшенные породы скота и пр. Но численность таких помещиков не превышала 3-4%, да и они терпели неудачу. Попытка помещиков ввести новую агротехнику при сохранении феодальных основ была бесперспективной, а для крестьян она выливалась в усиление эксплуатации, что обостряло социальные отношения в деревне.

Показателем кризисного состояния помещичьих хозяйств явился рост задолженности имений. Если к началу XIX в. в залоге находилось не более 5% крепостных крестьян, то к 30-м годам – 42%, а к 1859 г. – 65%. Это означало, что числилось заложенными более 7 млн. крестьян. Показателем кризиса было и то, что в конкуренции с хлебом американских фермеров на европейском рынке русский хлеб стремительно сдавал свои позиции.

Отсталость сельского хозяйства, низкая урожайность и производительность труда в имениях и крестьянских хозяйствах требовали большого количества рабочих рук, что препятствовало переливу рабочей силы в промышленность. Это замедляло экономическое развитие страны.

Важнейшей особенностью социально-экономического развития России являлся нарастающий процесс разложения феодально-крепостни­ческой системы. В 30–50-е гг. противоречия между феодальными производственными отношениями и развивающимися производительными силами общества перерастают в кризис феодального способа производства. В недрах крепостнической системы развивались новые капиталистические отношения.

Современная отечественная историография отказывается от бытовавшей ранее трактовки кризиса феодально-крепостнической системы как состояния полного упадка. Наряду с кризисными явлениями, происходившими в помещичьей деревне, наблюдалось заметное развитие производительных сил. Новый капиталистический способ производства формировался, прежде всего, в промышленности. Крупная промышленность росла за счет распространения капиталистической мануфактуры. Количество предприятий в обрабатывающей промышленности увеличилось с 2094 в 1799 г. до 5261 в 1825 г. и 15338 в 1860 г. Удельный вес наемных рабочих возрос с 1799 г. по 1860 г. с 41 до 82%. Правда, крепостной труд на предприятиях обрабатывающей промышленности возрос в 2,5 раза, а подавляющее большинство вольнонаемных были не свободными пролетариями, а крестьянами, отпущенными на заработки.

Заметным явлением в развитии промышленности стало начало промышленного переворота. В техническом плане он выразился в переходе от мануфактуры к фабрике, в социальном – в формировании классов капиталистического общества: промышленного пролетариата и буржуазии. Большинство историков относит начало промышленного переворота к 30–40-м гг., связывая его с распространением паровых машин, а завершение – к рубежу 80–90-х гг. На рубеже 50–60-х гг. фабрики составляли около 18% от числа крупных промышленных предприятий, на них было занято около 45% всех рабочих (почти 300 тыс. человек).

Крепостническая система тормозила рост производительных сил. Во-первых, при крепостном праве не мог возникнуть свободный рынок наемной рабочей силы. Во-вторых, затягивалось первоначальное накопление капитала и деформировался процесс формирования буржуазии. В-третьих, чрезвычайно низкой была покупательная способность населения, не обладавшего достаточными денежными средствами для развития рыночных отношений.

Итак, в первой половине XIX в. происходило нарастание кризиса крепостнической системы. Конечно, это не означало абсолютного упадка и регресса. В социально-экономической сфере наблюдались и прогрессивные сдвиги, но происходили они не на крепостнической, а на мелкотоварной и капиталистической основе. Возможности дальнейшего прогресса на прежней феодально-крепостнической основе были исчерпаны.

Цивилизационное своеобразие имперской России. Имперская цивилизация, формированию которой дала начало активная внешнеполитическая деятельность Петра I, явилась одной из наиболее крупных по территории цивилизаций, сформировавшихся на пространствах Восточной Европы и Северной Азии, самобытность которой обусловлена взаимодействием специфических географических, этнических, политических и исторических факторов.

Огромные пространства, ограниченные во многом естественными рубежами, характеризуются разнообразием ландшафтов. Вместе с тем, жизнедеятельность значительной части населения империи осуществлялась в неблагоприятной континентальной зоне, в суровых природно-климатических условиях. На экономику, весь жизненный уклад России оказывало значительное воздействие то, что около 75% территории страны приходилось на зону рискованного земледелия, что при колоссальных расстояниях основные природные богатства были сосредоточены там, где почти не было населения, ограничен доступ к удобным океаническим зонам с их дешевыми транспортными артериями. Отсюда проистекает постоянное стремление имперской России расширить свои границы с целью приобщения к центрам мировой торговли, освоить более благоприятные сельскохозяйственные районы.

Новые территории нужны были и для приложения предпринимательских сил, развития рыночных отношений. В связи с этим в территориальных приобретениях России просматриваются некоторые западные черты. Так, в 1721 г. по западному образцу Россия была провозглашена Петром I империей. Она активно включилась в европейскую политику, участвовала в различных союзах. Постоянно возрастал ее авторитет в мировой политике. Уже в ходе Северной войны (1700 – 1721 гг.) Россия заявила права на участие в мировых делах на равных с ведущими европейскими державами. В последней четверти XVIII в. она вошла в число великих держав и подтвердила это своё положение в ходе наполеоновских войн. Если раньше геополитические интересы России не выходили за пределы прилегающей территории, то теперь оформились более широкие великодержавные претензии на сферы контроля и ответственности: Балканы, район черноморских проливов, славянские территории Европы, Азия и Прибалтийский регион.

Из географических особенностей развития имперской цивилизации проистекает и специфика формирования её этнического состава. Базовая особенность российской империи заключается в том, что её ядром, интегрирующим началом является русский народ, который в свою очередь генерировался на полиэтничной основе. Это один из крупных, развитых и богатых культурой этносов мира. Благодаря подобным объективным факторам, а также таким интеграционным чертам, как самоограничение, подвижничество, терпимость, склонность к справедливости, к взаимообогащению культур и т.д., русский народ стал объединителем других этносов империи. К нему на протяжении XVIII – первой половины XIX столетий присоединялись добровольно или в результате войн, но в основном путем мирной колонизации, многие европейские и азиатские этносы, живущие на своих исконных землях. Так, были присоединены неславянские земли, как правило, с богатым историческим прошлым, в большинстве вхо­дившие до присоединения к России в состав других государств. Присоединение этих территорий превратило Россию в Россий­скую империю. Укажем эти земли, исходя из географического положения, начиная с северо-западной границы: Финляндия (1809 г.), Прибалтика (1721 г.), Польша (1815 г.), Бессарабия (1812 г.), Крым (1783 г.), Кавказ (первая половина XIX в.), Казах­стан и Средняя Азия (присоединение завершено во второй поло­вине XIX в.). В России в отличие от европейских империй, имевших огромные заморские территории, русское на­селение жило бок о бок с присоединенными к империи народами. Совместная жизнь объективно способствовала сближению наро­дов. А российская власть расходовала немало сил и средств на обустройство присоединенных земель. По сути, это присоединение и сформировало основную территорию имперской цивилизации.



Евразийский характер складывающейся российской социокультурной общности - важная особенность российской имперской цивилизации, не сводимой к механической сумме ее европейских и азиатских составляющих, а выражаемой в новых качествах, чертах. Общность исторических судеб, геополитических интересов, преобладание центростремительных начал над центробежными породили общие устойчивые социальные, материальные и духовные характеристики, общероссийское самосознание, в том числе общероссийский патриотизм, сходство духовных предпочтений, что находит отображение в специфике самоидентификации - необходимом элементе цивилизационного отличия. Российская идентичность проявляется в парадоксальных словосочетаниях («русский немец», «русский еврей» и т.д.) Вместе с тем гетерогенность составляющих российской имперской цивилизации, их нахождение на разных ступенях эволюции делает ее отчасти размытой (особенно на окраинах), порождает особую потребность в механизмах цивилизационной и политической интеграции.



Географическое, природно-климатическое разнообразие (от субтропиков до тундры), специфические исторические условия бытия способствовали формированию этносов с различным физическим обликом, с различным менталитетом, культурой. В отличие от колонизаторской политики западной цивилизации, приведшей к исчезновению ряда этносов на разных континентах и, соответственно, к исчезновению их культур, в имперской России сохранились народы, жившие здесь с древних времен. Колонизация окраинных территорий русскими, их поселение рядом с коренными народностями, привнесение более высокой воспроизводственной культуры при уважительном взаимодействии с ними привели к смешению разных этносов и их взаимной культурной адаптации, к формированию самобытного цивилизационного пространства с разнообразными, специфичными культурами многих народов, находящихся в тесном взаимодействии в рамках единой российской многонациональной культуры.

Из территориальных и социо-культурных особенностей формирования российской цивилизации проистекают специфические черты ее политической системы.

Важная роль в функционировании российской имперской цивилизации, принадлежит государству. Это обусловлено и природными, и социально-психологическими реалиями, и необходимостью нейтрализации дезинтеграционных факторов. Патерналистские традиции общинности, огромные, часто малонаселенные пространства, наличие десятков этносов с самобытной культурой, отсутствие стабильных экономических рыночных связей и правовых отношений, недостаточное развитие дорог, транспортных средств – все это порождает потребность в сильном централизованном государстве, способном скреплять воедино резко отличающиеся друг от друга регионы, обеспечивать выживание наиболее слабых и бедных из них, пресекая при этом политику этнонационального сепаратизма. В отличие от западной традиции в России не общество продуцирует определенный тип государства, а в большой степени государство формирует структуры общества: вспомним, к примеру, реформы Петра I, Екатерины II.

Подобные факторы порождают среди народов России государственнические убеждения, веру в необходимость авторитарного правителя - единого вершителя судеб Отечества, сильной центральной власти, привычку воспринимать ее решения как неизбежные, должные. История евразийской России XVIII – первой половины XIX вв. с ее прочными патерналистскими ориентациями и авторитарными методами руководства показывает, что многое зависит от личности, действий, общей культуры первых лиц в государстве начиная с Петра I и оканчивая Николаем I.

Отличительной чертой российской цивилизации вообще и в рассматриваемый период в частности была многоконфессиональность. Особая роль в формировании и развитии российской цивилизации принадлежит Русской православной церкви. Она оказала значительное воздействие на образ жизни русского народа, его историю, литературу, изобразительное искусство, философию, нравственность, психологию, всю культуру. Благоприятные возможности для патриотической, духовно-культурной деятельности Русской православной церкви были созданы, начиная с Крещения Руси, переплетением религиозных и государственных начал, значительной ролью церкви в собирании и защите российских земель, в просветительской деятельности (особо значимой тогда, когда еще были слабы светские очаги культуры), медленным распространением процессов секуляризации. Вместе с тем, необходимо отметить, что начиная с XVIII в. во взаимоотношениях между властью духовной и светской происходят серьезные перемены. С одной стороны, русская православная церковь, ослабленная расколом, всё более обретает черты государственного института и после указов Петра I и Екатерины II окончательно теряет политическую и экономическую самостоятельность, с другой стороны православие продолжает выступать одной из цивилизационных основ огромной конфессиональной полиэтнической общности, сближая культуру, быт, помогая ощущать солидарность этих народов друг с другом. Аналогичные функции выполняют и другие традиционные религии России, в первую очередь ислам (мусульманами являются большинство верующих татар, башкир, представителей северокавказских народов) и буддизм (калмыки, буряты, тувинцы). Частью российской культуры стали и другие существующие здесь религии – иудаизм, лютеранство и т.д.

Общий культурный ареал имперской России включает разные, но в равной мере автохтонные этноконфессионалъные общности, которые проживают на своей исторической территории по преимуществу компактно, а частью в дисперсии по всей России. В этом специфика поликонфессиональности российской цивилизации, характеризуемой «чересполосицей» мест в той или иной степени компактного традиционного проживания больших этноконфессиональных общностей. Их взаимодействие, совместное создание и защита ими общих ценностей и государственных структур – все это формирует у полиэтнического и многоконфессионального населения чувство сопричастности судьбам России, ряд общих, ставших глубинными для психологии и сознания российских этноконфессиональных общностей, представлений, предпочтений, ориентации. Подобные общероссийские предпочтения немыслимы без целенаправленной политики, ставящей своей задачей упрочение в общественном сознании и государственно-правовой сфере концепции единого российского народа, слагаемого из всех его равноправных этноконфессиональных общностей. Различные дискриминационные действия – игнорирование особенностей жизни в том или ином регионе, ущемление чувств, самосознания этносов – неизменно наносили ущерб устойчивости всего российского имперского социума – Кавказская война (1817-1864 гг.), восстание в Польше (1830-1831 гг.) и т.д. Дихотомия центр-регионы, противоборство унитарных и центробежных тенденций, ослабление территориальных связей – извечная проблема российского социума, резко обостряющаяся в кризисные периоды его истории.

Вместе с тем, устойчивость российской имперской цивилизации поддерживает приверженность большинства населения к сохранению своей концепции бытия, своих традиционных ценностных представлений. Это способствует известной общественной сплоченности, во многом нейтрализующей существующие противоречия. Определенную роль играют здесь и сложившиеся формы совместного бытия, традиционность, исторически сформировавшаяся в качестве адаптационного механизма в условиях трудностей (климатических, природных и т.д.) хозяйствования. Специфическим для России вообще и изучаемого периода в частности, является то, что в иерархии духовных ценностей русского народа никогда не превалировало высокомерие, а нажива и стяжательство не были мерилом общественного успеха личности. В противоположность описанной М. Вебером западной индивидуалистической и прагматической традиции, русские мыслители, характеризуя черты своего народа, подчеркивали, что он не склонен возводить преходящие земные ценности (например, частную собственность) в ранг священных (Ф.М. Достоевский), не склонен поклоняться «золотому тельцу» (Н.А. Бердяев).

Концепция бытия российского народа, формируясь на протяжении веков, характеризовалась приоритетом идей коллективного спасения, общественных интересов перед личными (не отвергая при этом интересов личности), расположением к духовным ценностям. Приверженность человеческой солидарности, состраданию к простому человеку, патриотизму, нравственно-гуманистическим концепциям находит свое отображение в художественной литературе, различных видах искусства, устном народном творчестве, знаковыми для которых являются добро, правда, совесть, справедливость. Именно в духовных особенностях культуры народа (светской и религиозной) ярко проявляется самобытность российской цивилизации. И в первую очередь именно за подобные черты выделяют и ценят русскую культуру в мировом сообществе.

Таким образом, российская имперская цивилизация, как и всякая цивилизация, развивается, модернизируется, порождая расколы в сознании, поведении, интересах различных социальных и национальных общностей, стимулируя противоречивые интеграционные и дезинтеграционные процессы, новые демографические явления.

В рассматриваемый период сформировалось огромное многонациональное государство, в котором сосуществовали элементы различной цивилизационной ориентации. Россия империя являлась одновременно и европейской, и азиатской державой. С Европой ее связывали культура, религия, язык, характер экономики. Но и Азия оказывала влияние на страну. Отсюда зачастую брались образцы деспотического управления.

Исторически российское общество подверглось влиянию двух различных миров, вследствие чего оно сложилось как плюралистическое по духовным ценностям, социальной организации, традициям, культуре и образу жизни. Причем, за исключением европейских анклавов, в нем преобладали сообщества с корпоративной структурой и нераздельностью духовной и светской сфер жизни, колоссальным влиянием религии на общественное сознание и повседневную жизнь людей.

Российская модернизация в XVIII – первой половине XIX вв. Модернизация в истории России прошла несколько этапов. Мы будем говорить о периоде XVIII – первой половине XIX вв. На этом этапе доминанта модернизации заданная Петром I сохраняла свою актуальность до середины XIХ столетия.

Петровская модернизация связана с использованием варианта, который можно условно назвать азиатским. Он предполагает постепенный организационно-технологический переход от мануфактурного к фабрично-заводскому производству, внедрение элементов рыночных отношений при сохранении общественной системы восточного типа. Этот вариант реализовывался на протяжении полутора столетий – до буржуазных реформ Александра II.

Предполагалось за счет модернизации ускорить развитие и ликвидировать определившийся и увеличившийся разрыв между Россией и странами европейской цивилизации в социально-экономической, научно-технической, военной и других областях. Отличительной чертой обозначенного типа модернизации явилась ключевая роль государства и чиновничества во всех областях общественной жизни страны.

На протяжении полутора столетий модернизация традиционного российского общества решала несколько взаимосвязанных задач: в социальной сфере – индивидуализация общества, четкая специализация людей, общественных и государственных институтов по видам деятельности; в экономике – переход от мануфактурного к фабрично-заводскому, индустриальному производству, постепенное, контролируемое государством, распространение частной собственности; в политике – переход к светскому государству, введение разделения властей, включение части населения в политический процесс; в культурной и духовной областях – рационализация сознания, развитие светского образования и рациональной науки, распространение грамотности, свобода мысли и творчества, религиозная терпимость.

Политическая модернизация. При Петре I в России окончательно утвердился абсолютизм, Петр был провозглашен императором, что означало усиление власти самого царя, он стал монархом самодержавным и неограниченным.

В России была проведена реформа государственного аппарата – вместо Боярской думы учреждался Сенат , в состав которого входили девять сановников, ближайших Петру I. Сенат являлся законодательным органом, контролировал финансы страны и деятельность администрации. Во главе Сената стоял генерал-прокурор.

Реформа государственного управления затронула и систему приказов они заменялись коллегиями, число которых достигало 12. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления: внешними сношениями управляла Коллегия иностранных дел, флотом Адмиралтейская, сбором доходов – Камер-коллегия, дворянским землевладением – Вотчинная и т.д. Городами ведал Главный магистрат.

В этот период продолжалась борьба между верховной и светской властью и церковью. В 1721 г. была учреждена Духовная коллегия, или Синод, что свидетельствовало о подчинении церкви государству. В России упразднялась патриаршество, наблюдение за церковью поручалось обер-прокурору Синода.

Была реорганизована система местного управления, страна была разделена в 1708 г. на восемь губерний (Московскую, Петербургскую, Киевскую, Архангельскую, Смоленскую, Казанскую, Азовскую и Сибирскую) во главе с губернаторами, в ведении которых находились войска. Поскольку территории губерний были огромны, их подразделили на 50 провинций. В свою очередь провинции делились на уезды.

Эти меры свидетельствовали о создании в России единой административно-бюрократической системы управления – непременного атрибута абсолютистского государства.

Важным итогом и законодательным закреплением всей реформаторской деятельности Петра явился Табель о рангах (1722), представлявший собой закон о порядке государственной службы. Принятие этого закона означало разрыв с предшествующей патриархальной традицией управления, воплощенной в местничестве. Установив порядок чинопроизводства в военной и гражданской службе не по знатности, а по личным способностям и заслугам Табель о рангах способствовал консолидации дворянства и расширению его состава за счет преданных царю лиц из разных слоев населения.

Время от кончины Петра I до восшествия на престол Екатерины II в исторической литературе принято называть эпохой дворцовых переворотов. Никогда прежде верховная власть не переходила по такой ломаной линии, как в 1725-1762 гг. Причинами этого были, во-первых, указ Петра I о престолонаследии, во-вторых, отношение к очередному претенденту на престол «птенцов гнезда Петрова», в-третьих, активное участие гвардейских полков в борьбе за власть, которую вели дворцовые группировки. Огромную роль при всех правителях этого времени играли фавориты и временщики. В этот период государственная политика была направлена на дальнейшую абсолютизацию власти, повышение роли дворянского сословия в государственной жизни т.е. сохраняла направленность заданную Петром I.

Вступив на престол после очередного дворцового переворота (1762 г.), Екатерина II должна была выработать политику, отвечающую условиям нового времени, продвигающую общество вперед по европейскому пути. Эта политика получила название «просвещенного абсолютизма». Политика просвещенного абсолютизма выражалась в преобразовании наиболее устаревших государственных институтов и государственных органов во имя укрепления абсолютной монархии и приспособления её к реалиям ХVIII в., века Просвещения. Монархи опирались на принципы рационализма, верили во всемогущество законов, поощряли науки и образование, проявляли веротерпимость.

Свою преобразовательную деятельность императрица начала с реформы Сената (1763) которая упорядочила работу высшего органа власти империи, но лишила его законодательных функций, которые сосредоточились в руках императрицы, т.е. слились с исполнительной властью.

Следующим шагом императрицы стало завершение мероприятий Петра I по привидению церкви в полную зависимость от светской власти. Секуляризация церковных земель (1764 г.) подорвала основу благополучия духовенства, превратив его в отряд своеобразных чиновников. Поражение церкви в борьбе с государственной машиной стало еще одним шагом к огосударствлению жизни российского гражданина.

Самым крупным мероприятием правления Екатерины II явился созыв в 1767 г. Комиссии о сочинении проекта нового уложения (Уложенная комиссия).

Уложенная комиссия начала заседания в Грановитой палате Московского Кремля летом 1767 г. На последующую российскую действительность работа этой Комиссии не повлияла, но зато шума и громкой фразеологии вокруг этой акции императрицы было предостаточно. По данным Ключевского, комиссия работала полтора года, провела 203 заседания, ограничилась обсуждением крестьянского вопроса и законодательства, но из-за начавшейся войны с Турцией была распущена и больше в полном составе не собиралась.

Новый кодекс законов при Екатерине не был составлен. Работа Комиссии оказалась бесплодной, обширное делопроизводство сохранило лишь значение памятника общественно-исторической мысли России эпохи Екатерины II.

В ноябре 1775 г. императрицей были приняты «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи». Цель губернской реформы – создать упорядоченную систему местного управления. Реформа включала четыре основных положения.

Во-первых, страна была разделена только на губернии и уезды. Во-вторых, в каждой губернии создавались единообразные органы управления и суда. В-третьих, в уезде органом исполнительной власти стал Нижний земский суд во главе с капитаном-исправником и двумя заседателями; всех их выбирали дворяне уезда. В уездных городах власть принадлежала назначаемому из дворян городничему. В-четвертых, Екатерина II полностью перестроила судебную систему, отделила судебные органы от исполнительных. Высшим судебным органом в стране становился Сенат, а в губерниях - судебные палаты.

Таким образом, реформой 1775 г. на местном уровне вводилось выборное начало, забытое в России со времен земских соборов, и предпринималась попытка разделения властей. Однако на практике губернская власть постоянно вмешивалась в судебные дела. Губернатор утверждал судебные решения, назначал или отстранял судей. Преобладающая роль в органах местного управления и суда принадлежала дворянам.

Губернская реформа привела к ликвидации коллегий, за исключением Иностранной, Военной, Адмиралтейской. Функции коллегий перешли к губернским органам. Наконец, был упразднен особый порядок управления в казачьих областях; вводилась обычная система губернских учреждений. В 1775 г. была ликвидирована Запорожская Сечь.

Через десять лет после губернской реформы, в апреле 1785 г., одновременно были изданы Жалованные грамоты дворянству и городам, в которых были законодательно закреплены и четко определены права и обязанности двух сословий - дворянского и городского.

Жалованная грамота дворянству стала последней ступенью в возвышении господствующего дворянского сословия. Жалованная грамота городам явилась продолжением политики Петра I, направленной на развитие промышленности и торговли, повышение роли городов в социально-экономической жизни страны.

Короткое правление Павла I (1796-1801) было отмечено стремлением противопоставить «пагубной» политике матери, ос­лаблявшей, по его мнению, самодержавие, твердую линию на ук­репление абсолютистской власти и усиление дисциплины в ар­мии и государстве. Была введена строжайшая цензура печати, закрыты част­ные типографии, запрещены выезд за границу и ввоз иностран­ных книг. Было ограничено действие Жалованной грамоты дво­рянству. В армии насаждались прусские порядки.

В 1797 г. Павел I издал «Учреждение об императорской фа­милии», по которому отменялся петровский указ о престолонас­ледии. Престол отныне должен был переходить строго по муж­ской линии от отца к сыну, а при отсутствии сыновей к старшему из братьев. В законе определялся порядок внутрен­них отношений в императорской фамилии. Для содержания им­ператорского двора было образовано особое ведомство уделов, которое управляло землями, принадлежавшими императорской фамилии, и жившими на этих землях удельными крестьянами. Закон 1797 г. действовал вплоть до падения монархии.

В первой четверти XIX в. Россия находилась на перекрестке между самодержавно-крепостническим строем и поисками новых форм организации социально-экономической и политической жизни. Этот противоречивый и сложный период русской истории связан с царствованием Александра I (1777-1825). Вступивший после убийства Павла I в 1801 г. на престол император Александр I унаследовал сложное внутреннее и внешнее состояние страны.

Был составлен план либеральных преобразований в стране, в разработке которого большую роль сыграл Негласный комитет в составе П.А. Строганова (1772-1817), В.П. Кочубея (1768-1834), Н.Н. Новосильцева (1768-1834), А. Чарторыйского (1700-1861). Первые попытки перестройки государственного управления и общественных отношений страдали незавершенностью, а международная обстановка и участие России в коалициях против Франции в 1805 и 1806-1807 гг. заставили Александра I временно отойти от внутриполитических проблем.

Пришедший на смену Негласного комитета М.М. Сперанский (1772-1839), образованнейший человек, с колоссальной трудоспособностью, впоследствии назначенный Государственным секретарем (1821), разработал широкую программу государственных реформ. Программа, изложенная во «Введении к уложению государственных законов», предусматривала создание в стране представительных органов снизу доверху, уравнивание всех сословий перед законом, утверждение принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Суть программы преобразований Сперанского состояла в создании в России монархии буржуазного типа, утверждение правового государства. Однако в полном объеме программа Сперанского не была и не могла быть реализована из-за отсутствия объективных условий в российской действительности и страха Александра I перед дворянством и наступательностью консервативных сил. Это предопределило крах попыток М.М. Сперанского преобразовать Россию.

И все-таки некоторые положения его программы удалось воплотить в жизнь. 1 января 1810 г. открылся преобразованный Государственный совет – совещательный орган, члены которого назначались императором. Были преобразованы министерства (число их достигло 11), определены структура, функции министерств и ответственность министров.

Александром I также были проведены реформы в области образования. Было учреждено шесть учебных округов во главе с попечителем, образованы уездные училища, губернские гимназии и университеты Эти мероприятия способствовали созданию системы народного образования, появлению слоя европейски образованного дворянства и проникновению в его среду либеральных идей. В России зарождался революционный либерализм.

Проведенные Александром I в начале его царствования реформы не привели к значительным изменениям политической системы российского общества. Более того, они способствовали дальнейшему укреплению самодержавного строя и по сути были нацелены на создание либерального образа России в Европе. Этим объяснялся более радикальный характер преобразований в западной части страны – Прибалтике и Финляндии. М.М. Сперанский в 1812 г. был сослан в Нижний Новгород, а затем еще дальше в Пермь.

Царствование императора Николая I – это время жесткого подавления свободомыслия, демократии и освободительного движения как внутри страны, так и в Европе. Вместе с тем это время – золотой век русской литературы, расцвета молодой российской науки, театра, искусства и подъема общественной мысли.

Николай I стремился сохранить существующий порядок, не вводить нового в стране, а только поддерживать веками сложившийся государственный и общественный строй, который не способствовал росту международного влияния России и решению внутренних проблем.

Стремясь сохранить и укрепить существующую социально-политическую систему, Николай I осуществил задачу кодификации русского законодательства. Результатом проведенной под руководством, возвращенного из ссылки, М.М. Сперанского работы, был сборник «Полное собрание законов Российской империи», в который вошли все указы, начиная с Соборного уложения 1649 г. и кончая последним указом Александра I, и пятнадцатитомный сборник «Свод законов», в который были включены действующие законы. «Свод законов» содержал важнейший принцип царствования Николая I – ничего не вводить нового и только чинить и приводить в порядок старое. Законодательная основа российского общества осталась прежней, усложнился лишь механизм центрального управления. При нем окончательно утвердилась система российской бюрократии и военщины – опора самодержавия. Если в начале XIX в. армия чиновников составляла 16 тыс. человек, то в середине XIX в. – 100 тыс. Деятельность аппарата не контролировалась со стороны общества, безнаказанность и круговая порука в сфере чиновничества свидетельствовали о кризисе государственного аппарата.

Изменения в сфере экономики. Важная особенность экономического развития России в первой половине XVIII в. состояла в определяющей роли самодержавного государства в экономике, его активном и глубоком проникновении во все сферы хозяйственной жизни. Учрежденные Петром I Берг-, Мануфактур-, Коммерц-коллегии- и Главный магистрат были институтами государственного регулирования национальной экономики, органами осуществления торгово-промышленной политики самодержавия.

Во второй половине XVIII в. Елизавета Петровна и Екатерина II продолжали проводившуюся Петром I политику поощрения развития отечественной промышленности и российской торговли.

В середине XVIII в. в России появились первые хлопчатобумажные мануфактуры, принадлежащие купцам, а несколько позднее – и разбогатевшим крестьянам. К концу столетия их число достигло 200. Москва постепенно становилась крупным центром текстильной промышленности. Важное значение для развития отечественного промышленного производства имело издание в 1775 г. манифеста Екатерины II о свободном заведении промышленных предприятий представителями всех слоев тогдашнего общества. Манифест устранял многие ограничения в создании промышленных предприятий и разрешал «всем и каждому заводить всякого рода станы». Говоря современным языком, в России вводилась свобода предпринимательства. Кроме того, Екатерина II отменила сборы в ряде производств с мелких промыслов. Принятие манифеста было формой поощрения дворянства и приспособления его к новым условиям хозяйствования. В то же время эти меры отражали рост капиталистического уклада в стране.

В начале XIX столетия Развитие промышленности, несмотря на общий рост числа предприятий, было невысоким. Важное значение имели крестьянские кустарные промыслы. Увеличивалось количество предприятий, где использовался преимущественно наемный труд. К 1825 г. уже более половины числа рабочих капиталистической промышленности были вольнонаемными. Расширяло свои права купечество. Все это способствовало развитию капиталистических отношений, однако темпы развития промышленности и сельского хозяйства были низкими.

Удовлетворяя потребности дворянства, ориентированного на европейский рынок, правительство Александра I в 1802 г. разрешило вести беспошлинную торговлю через порт Одессу. Одновременно было утверждено положение о беспошлинном ввозе машин и механизмов для российской промышленности и сельского хозяйства. В 1801 г. был принят указ, по которому всем лицам свободного положения (купцам, государственным крестьянам) дано право покупать землю. Этот указ впервые начал разрушение монополии дворянства на землю. В 1803 г. последовал указ о вольных хлебопашцах, по которому дворяне по своему усмотрению могли отпускать крепостных крестьян за значительный выкуп на волю. Но при Александре I было отпущено всего 47 тыс. крепостных душ.

Несмотря на позитивные явления в экономическом развитии страны (объем промышленного производства удвоился, число предприятий возросло до 14 тыс., на мануфактурах преобладающим стал вольнонаемный труд, в 30-х гг. начался промышленный переворот), общее состояние народного хозяйства во второй четверти XIX в. свидетельствовало о тормозящем воздействии крепостнических отношений и предвещало обострение кризиса крепостного строя. Усилилось недовольство крестьянства. Крестьянские волнения становятся более массовыми. Правительство понимало необходимость решения главного вопроса российского общества – крестьянского. Шеф жандармов убеждал императора Николая I, что крепостное состояние крестьян «есть пороховой погреб под государством». Работало 11 секретных комиссий по составлению закона освобождения крестьянства. Результатом деятельности комитетов было создание системы управления государственными крестьянами, подчиненной новому министерству, министерству государственных имуществ, во главе которого стал П.Д. Киселев (1788 1872). В 1837-1841 гг. он осуществил административную реформу, по которой государственные крестьяне становились юридически свободными земледельцами с общинным управлением. Эта реформа позволила к 1858 г. 270 тыс. крестьянам купить более 1 млн. десятин земли, перестать быть бременем для государственного бюджета и несколько поднять их благосостояние. Хотя проблема отмены крепостного права так и не была решена.

В 1839-1843 гг. министром финансов Е.Ф. Канкриным (1774-1845) была осуществлена денежно-кредитная реформа, которая способствовала укреплению финансовой системы страны. Однако нововведения во внутриполитической жизни не смогли разрушить консерватизма политики царизма. Кризис крепостнической системы проявлялся во всех сферах общественной жизни.

Социальная модернизация. В области социальной политики законодательство Петра I следовало в принципе той общей тенденции, которая наметилась в XVIII в. Главной задачей императора было поставить все сословия на службу государству, повысить роль служилого сословия в жизни империи.

Прикрепление крестьян к земле, зафиксированное Уложением 1649 г., в тот период не только не изменилось, но и получило дальнейшее развитие. Об этом свидетельствует введение новой системы учета населения и налогообложения, проведенное с целью повысить эффективность контроля за сбором податей с населения. Государство, стремясь выявить каждого индивидуального налогоплательщика, ввело новый принцип обложения – подушную подать. Налоги стали собираться – теперь не со двора, а с ревизской души.

Другой крупнейшей инициативой в области государственного регулирования социальных отношений явилась попытка Петра I стабилизировать правящий класс экономически и политически. В этом отношении важную роль сыграл Указ о порядке наследования движимых и недвижимых имуществ от 23 марта 1714 г., известный как указ о майорате. По новому закону все земельные владения дворянина должны были передаваться по наследству только одному старшему сыну или дочери, а при их отсутствии – одному из членов семьи. В длительной исторической перспективе петровский указ сохранил бы крупные земельные владения неделимыми, воспрепятствовал бы их раздроблению.

Во второй половине XVIII в. линия на усиление роли дворянства в жизни страны и усиление крепостного права была продолжена российским правительством.

Предоставление дворянам льгот и привилегий, повышавших устойчивость крепостного хозяйства, проводила императрица Елизавета Петровна. Четыре акции в этом направлении ее правительство предприняло в 1754 г.: указ об объявлении винокурения дворянской монополией, организация Дворянского банка, передача дворянам казенных заводов Урала и генеральное межевание. Только в XVIII в. генеральное межевание пополнило дворянское землевладение более чем на 50 млн. десятин земли.

Другим источником




Top