Краткая анатомия для художников. Анатомия для художников

A NATOMY

ВЕРА ВЕЛИЧКО

ЧЕЛОВЕК КАК ИСКУССТВО

ОСНОВЫ ПОСТРОЕНИЯ

КЛЮЧЕВЫЕ ФОРМЫ

СЕКРЕТЫ ЖИВОГО ТЕЛА

СОВЕТЫ НАЧИНАЮЩИМ

Москва «Полиграфиня»

ВЕРА ВЕЛИЧКО

А НАТОМИЯ

ДЛЯ ХУДОЖНИКОВ

Москва «Полиграфиня»

Величко В. А.

А 00 Анатомия для художников. Учебное пособие. Москва, ООО «Полиграфиня», 2013. 209с.

© Вера Величко

ISBN 000-0-00000-000-0

У каждого художника есть на полке книга по анатомии,

и возможно не одна. О днако единицы детальноизучили эти книги - чаще всего у нас не хватает на это ни времени, ни сил.М ы закрываем эти книги, испуганные объемом материалов,

и говорим себе - «как только появится свободное время, прочитаю от корки до корки» Э та книга написана для того, чтобы сберечь ваше время

и психику. О на представляет собой сборник практических советов, прведенных в наглядной системе.О на легка в использовании, понятна даже начинающим художникам,

и полезна даже опытным.

И так, приятного чтения!

8 В ВЕДЕНИЕ

2 0 А НАТОМИЯ КИСТИ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ТРАЕКТОРИЯ ДВИЖЕНИЯ ХАРАКТЕР РАКУРСЫ

5 4 О Т ПЛЕЧА ДО ЗАПЯСТЬЯ

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РАКУРСЫ

7 4 М УЖСКОЙ КОРПУС

10 2 Ж ЕНСКИЙ КОРПУС

ОБЩИЙ КОНТУР ОСНОВНЫЕ ОБЪЕМЫ ДИНАМИКА ФОРМЫ СОКРАЩЕНИЯ

В ВЕДЕНИЕ

ОБ ИССКУСТВЕ ПЕРЕДАЧИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Адама

ВВЕДЕНИЕ ОБ ИСКУССТВЕ ПЕРЕДАЧИ

ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ НАТУРЫ

Человеческое тело - это сложнейшая система объемов, находящихся в постоянном движении. Мало только изучить анатомию - нужно знать (или даже чувствовать), как эти объемы взаимодействуют друг с другом в разных позах, как изменяются мышцы в напряженном или в расслабленном состоянии.

Все это - язык тела, который повествует зрителю о том, что происходит на картине. И ошибка художника приведет к неверной интерпретации происходящего.

От наскальной живописи до

фотореализма

Столетиями люди художники учились изображать действи-

тельность, постепенно переходя от упрощенных форм

к реализму. Как ученые изобретали механизмы или открыва-

ли законы природы, так художники открывали один за другим

изобразительные законы и изобретали новые материалы для

рисования. Человеческая фигура от упрощенной, плоскостной

модели становилась все более живой, объемной, реальной.

Таков и путь эволюции каждого отдельного художника в насто-

ящем. Так что не расстраивайтесь, если пока что ваши люди

больше похожи на египетские фигурки, чем на персонажей

из реальной жизни. На все нужно время, и чем больше вы

рисуете с натуры - тем лучше.

Немая беседа

Как я уже говорила, язык тела - это средство передачи сюжета

на картине. Посмотрите внимательно на роспись Микелян-

джело, проанализируйте образы Адама и Бога. В принципе,

каждый зритель может интерпретировать изображение

по-разному, но общая канва очевидна всем - связь между

творцом и творением, миниатюра их общения.

Это выражено жестами рук, поворотом головы, общими поза-

ми персонажей и общей композицией.

Перед тем, как рисовать иллюстрацию, подумайте, какими

должны быть позы и расположение героев, чтобы передать

нужные вам чувства и ситуацию.

Микеланджело

Буонарроти Сотворение Евы

Характер образа

На этой картине Микелянджело мы видим не только сюжет, но и характер каждого персонажа. Я живо представляю себе эту сценку - как Ева пытается что-то втолковать Богу, тот ей пытается объяснить что-то, и сам уже не рад, что сотворил женщину, а Адам дрыхнет, надеясь, что все решится само собой. Ему в целом до лампочки, он еще слишком молод. Характер передается не только позой, но и личными особенностями персонажей - телосложением, выражением лица, манерой держаться и пр. Мы можем создать первичное впечатление о человеке, основываясь только на его внешности. Существуют устойчивые типажи, типа «Молодая успешная мамашка», «Злобный старик», «Мечтатель», «Наивная девица»...

Художник должен знать, какими особенностями обладает тот или иной типаж, и использовать их сознательно - в противном случае на вашей иллюстрации может появиться красная шапочка с лицом законченной стервы или неуместно добродушный маньяк.

Пророк Исайя

Тонкие черты лица, изящные жесты, непринужденность в позе. Впечатление: Интеллектуал, любит филосовствовать на любые темы.

Пророк Иоиль

Сосредоточен на чтении, утонченные, но суровые черты лица. Впечатление: Философ, немного сноб, не любит, когда его отвлекают попусту и болтают глупости.

Пророк Иезекииль

Крупные черты лица, красноватый нос, динамичная поза. Впечатление: Спорщик, немного бунтарь, возможно - недалекого ума.

Пророк Иеремия

Большое тело, темное лицо, слегка опущенные плечи, взгляд в пол.

Впечатление: Молчаливый и сильный песонаж, многое

Кстати, если этот наплыв убрать, а пресс напрячь - ощущение будет уже иное, как будто он пытается удержаться в падении. Бедро левой ноги тоже расслаблено, и смещено наплывом вниз. И так далее...

Сокращения

Еще один важный момент - умение правильно работать с сокращениями. На нашей картине левая голень у мальчика

короче, чем правая, в сокращение уходит левая рука. В некоторых позах человеческое тело выдает нам сюрьпризы - сочетание сокращений и положений разных частей тела выдает совершенно неожиданный результат, фигура становится не похожа сама на себя. Обратите внимание на спину мальчика, как ведет себя левая лопатка. Такие формы трудно предугадать, даже если досканально знать анатомию.

О некоторых подобных моментах я вам расскажу в этой книге, но все мне их, конечно, не охватить. Поэтому помните главное правило - как можно больше рисовать с натуры. Всегда ходите с блокнотиком под рукой, не ленитесь посвятить порой выходные походу в музей скульптуры - там куча натуры, и вся она неподвижна. И даже когда не рисуете - внимательно смотрите на людей, подмечайте особенности, старайтесь запомнить, как что выглядит. Вы должны «почувствовать» человеческое тело, изучить его повадки, понять логику его строения.

И тогда даже при рисовании из головы вы будете интуитивно понимать, что правильно, а что нет.

А НАТОМИЯ КИСТИ

ИЛИ САМОЕ СЛОЖНОЕ В ЧЕЛОВЕКЕ

Эта часть посвящена тем аспектам анатомии человека, которые вам потребуются, чтобы научиться рисовать человека . Вам не нужно знать каждую отдельную мышцу и все внутренние органы, но вы должны знать все, что влияет на форму и поверхность тела. Эти знания должны включать в себя: скелетную структуру, основные группы мышц, которые держат тело, и распределение жировых отложений под кожей.

Если вы хотите изучить этот вопрос более подробно, есть много доступной литературы по анатомии для художников , которые содержат исчерпывающую информацию по этой теме. Но я считаю, что художнику необходимо обладать лишь небольшим фондом основных анатомических знаний для своих нужд, так что здесь мы будем рассматривать только основные составляющие структуры организма и простую механику его работы.

Следует подчеркнуть, что хороший рисунок фигуры человека имеет мало общего с анатомической схемой. Однако, если вы не знаете основные аспекты, ваши рисунки будут более убедительными.

Кости

Нормальный человеческий скелет состоит из 206 костей , обеспечивая мобильную вспомогательную структуру для тела и защиту для жизненно важных органов. Есть также сесамовидные кости, которые образуются в сухожилиях и непосредственно не связаны с другими. Они не учитываются в общей сложности (206) и здесь мы их не будем брать в расчет и обсуждать. Кости связаны друг с другом жесткими, гибкими связками. В суставе каждая артикуляционная кость покрыта тонким слоем хряща, который носит на себе всю тяжесть износа. Весь сустав заключен в капсулу соединительной ткани, которая выделяет синовиальную жидкость, чтобы обеспечить смазку.

Центральное место в скелетной системе человека занимает позвоночник — гибкий столбец, состоящий из 33-х позвонков, поддерживающий череп, плечевой пояс, грудную клетку и таз. Руки связаны с плечевым поясом, а ноги с тазом.

Плечевой пояс включает ключицы и лопатки. Плечевая кость вписывается в небольшое гнездо в лопатке, что позволяет делать широкий диапазон движения руки в плече.

Грудная клетка образует бочкообразный гибкий каркас, который защищает сердце, легкие, пищевод и другие структуры.

Таз прочно прикреплен к нижней части позвоночника, которая поддерживает кишечник и другие внутренние органы и передает вес верхней части тела ногам. Бедренные кости связаны твердо в чашеобразной полости в области таза. Хотя все люди разные, кости среднего женского скелета меньше и легче, чем у мужского. Грудная клетка более узкая, а бедра относительно шире, чем у мужчин. Кроме того, женский позвоночник имеет более акцентированный изгиб наружу от поясницы.

Художнику необходимо знать, что не бывает совершенно прямых костей. Если руки и ноги нарисовать с совершенно прямыми костями, они будут выглядеть негибкими и жесткими. Кривизна костей очень сильно связана с ритмом действий фигуры. Это поможет создать впечатление жизни.

Мышцы

Есть чуть более шестисот произвольно-сокращающихся мышц в организме человека, но для наших целей необходимо обсудить лишь:

  • крупные поверхностные мышечные группы , которые влияют на форму тела и ответственны за движения конечностей, а также
  • гораздо более сложные мышцы, которые влияют на движение лица .

Это все скелетные мышцы . Большинство скелетных мышц прикрепляются обоими концами к костям (через сухожилия) и действуют подобно натяжению пружины в плане того, что они способны сокращаться; при этом они дают возможность одной кости вращаться относительно другой, как рычаг. Мышцы, которые дают выражение на лице связывают кость и кожу.

Мышца состоит из тысяч волокон , каждое из которых контролируется нервным окончанием. Эти нервные окончания реагируют на сигналы от мозга, выпустив незначительное количество ацетилхолина, который заставляет мышечные волокна сокращаться вдоль их длины, и они становятся короче и толще.

Иллюстрация ниже показывает действие бицепса на переднюю часть руки . Когда он сокращается, рука согнута. Выпрямляет руку другая мышца — трицепс, которая находиться на задней поверхности предплечья. Чтобы разогнуть руку, трицепс должен сократиться, а бицепс расслабиться. Все мышцы, отвечающие за движения скелета спарены таким образом, чтобы для каждой мышцы, тянущей в одном направлении, была другая расположенная так, что она может потянуть в противоположную сторону.

Вообще весь комплекс мышц задействован для каждого движения тел а: сгибание руки включает в себя множество мышц помимо бицепса и трицепса. Один набор мышц обеспечивает основную движущую силу, в то время как противоположные мышцы обеспечивают расслабление и удлинение. Между тем, другие обездвиженные суставы нужны для стабилизации равновесия организма.

Мышцы расположены одинаково в мужском и женском организме, а дифференцированной жировые отложения на груди и бедрах вызывают гендерные различия формы тела. Мы рассмотрим их позже.

В статье использовались материалы из книги Ron Tiner «Figure Drawing without a model».

Уроки рисунка

Анатомии для художников

Четко структурированная, понятная анатомия Готфрида Баммеса (Gottfried Bammes) поможет художникам в рисовании фигуры человека. На сайте собраны наиболее интересные и полезные рисунки Баммеса. Иллюстрации в анатомии имеют подписи на немецком языке, так как взяты из немецкого издания.
Из фотоклипарта "Формы и фигуры", 20-й выпуск, на cd.



"Tabulae sceleti et musculorum corporis humani" (лат.)

Работа немецких медика и художника 18 века. Тщательная разработка фактуры и формы, внимательное изучение анатомических образцов характерно для этого труда.

Леонардо да Винчи. Анатомические труды
Труды Леонардо по анатомии представляют собой дневники или рабочие тетради, из которых впоследствии мастер хотел составить "Трактат по анатомии ".

Все записи Леонардо сопровождаются гениальными рисунками.

До Леонардо анатомические атласы делали без иллюстраций, все описывая словами, так как считали, что изображения будут лишь отвлекать студентов и вводить в заблуждение. Но четкость и исключительная верность анатомических рисунков Леонардо убедила остальных анатомов в необходимости иллюстраций.
Например, медицинский учебник "О строении человеческого тела " Везалия создан по принципу, разработанному Леонардо. "Четыре книги по человеческой пропорции " Альбрехта Дюрера интересны не только как пособие по рисованию, но, прежде всего, как образцы истинно прекрасной графики. Тонкие, маньеристические рисунки Дюрера сочетают в себе точность высчитанных пропорций и свободу живой линии.



В этой анатомии, названной автором "Руководство по портретной живописи " представлены изображения мужчин, женщин и детей, нарисованных тщательно, живо и разнообразно. Автор анатомии - французский художник 16 века Жан Кузен Младший - мало упоминается в России. Но его книга пользовалась большой популярностью среди художников в Европе. Даже и сейчас она не потеряла своего значения, и будет интересна зрителю не только как документ эпохи, но и как полезное пособие по рисованию.


Работа для художников:
Иллюстрирование анатомии.

Коллектив врачей из Московского Научно-исследовательского онкологического института им. П.А.Герцена (г. Москва) готовит материал к изданию атласа онкологических и реконструктивно-пластических операций на молочной железе.
Нам требуется грамотный иллюстратор для изображения этапов хирургических вмешательств (будут представлены фотографии).
Срок выпуска атласа - приблизительно 1-1,5 лет.
Работа долгая, потребует идеального знания анатомии человека с целью детального изображения анатомических структур (нервы, мышцы, фасции, сосуды) и хирургических инструментов.
Качество и детализация иллюстраций, по нашим представлениям, должны приближаться к качеству рисунков в атласе Синельникова. Картинки цветные. Оплата - от крупного издательства, соответствующая затраченным усилиям.

Контакты : тел.: 778-39-49 (Москва), Евгений Алексеевич, а также по адресу [email protected]


На сегодняшний день подготовлены для скачивания 13 анатомий.

Готфрид Баммес. Изображение фигуры человека.
От издателя:
Задачей настоящей работы является сообщение полезных сведений и указаний в такой чрезвычайно важной области изобразительного искусства, как изображение фигуры человека. Книга окажет необходимую помощь лицам, занимающимся художественно-теоретической и художественно-практической деятельностью в этой сложной, многоаспектной области, а также будет полезна всем, кто изучает законы изобразительного искусства.

Русский текст (редкость). Перевод с немецкого издания: "Figurliches Gestalten. Ein Leitfaden fur Lehrende und Lernende von Gottfried Bammes". Фрэнк Неттер. Атлас анатомии человека.
От издателя:
Атлас анатомии человека состоит из 8 частей, построенных в соответствии с топографическим принципом; его могут использовать студенты и практикующие врачи, изучающие нормальную и топографическую анатомию.
Высокое качество и наглядность иллюстраций, а также многолетний опыт использования этого атласа студентами, преподавателями и практикующими врачами за рубежом стали предпосылками перевода на русский язык издания "Атласа анатомии человека"
Енё Барчаи. Анатомия для художников.
От издателя:
Енё Барчаи - профессор, много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительных искусств. Эта книга - результат его многолетней педагогической деятельности.
Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческих костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга - хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела. Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к изобразительному искусству, ибо она общедоступна и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства - человеческим телом.

Формат pdf, архив rar, 56,9 МБ.
Скачать Енё Барчаи "Анатомия для художников" >>

Бёрн Хогарт. Динамическая анатомия для художников
От издателя:
В книге рассматриваются вопросы художественной, а не медицинской анатомии человеческой фигуры. В ней предлагается проанализировать анатомическую форму и строение, чтобы понять фигуру в ракурсе, в пространственной глубине, правильно обучить рисунку.

Формат djvu, архив zip. 29,6 МБ.

Бёрн Хогарт. Рисунок человека в движении.
От издателя:
Эта книга знакомит читателя с собственной революционной системой автора в рисовании фигуры - системой, которая позволяет мысленно представить формы человеческого тела с любого ракурса, когда они уходят в глубокое пространство. С помощью этой системы вы сможете нарисовать невероятное множество поз, движений и жестов без всякой модели и с правильной взаимосвязью между формами.
Берн Хогарт был основателем школы Визуального искусства в Нью-Йорке, где он работал координатором учебного курса, дизайна и истории искусства. Его знаменитые лекции по анатомии и рисунку дали материал для таких книг, как `Динамическая анатомия`, `Рисунок человеческой головы`, `Рисунок фигуры в движении`, `Рисование динамичных рук для художников` и `Игра света и тени`.
Б.Хогарт получил образование и художественную подготовку в Чикаго, где он и начал свою разнообразную профессиональную карьеру, которая охватывает более чем сорокалетний опыт преподавания живописи, работы в сфере изобразительного искусства, иллюстрации, рекламы, в газетах. Он добился мирового признания своими иллюстрациями к `Тарзану`, выполненными для газеты`Сандэй`, а впоследствии опубликовал `Обезьяньего Тарзана` и `Сказки джунглей, рассказанные Тарзаном` в виде книг. Его карикатуры, рисунки, гравюры и картины выставлялись в Музее живописи и декоративного искусства в Лувре, Париж.
Бёрн Хогарт. Рисование динамичных рук для художников.
От издателя:
Совершенное искусство рисования динамичных рук - ключевой момент рисунка и живописи. Книга Берна Хогарта, американского художника, автора знаменитой серии учебных пособий по рисованию, знатока человеческой анатомии, - одна из самых исчерпывающих книг, когда-либо опубликованных в этой области. В ней свыше 300 иллюстраций, на которых человеческая рука представлена в самых разнообразных положениях и ракурсах. Данная книга - справочник для профессиональных художников, для студентов художественных вузов, для художников-любителей.

Формат djvu, архив rar. 4,92 МБ.
Скачать Бёрн Хогарт "Рисование динамичных рук для художников" >>

Кузнецов А.Ю. Атлас анатомии человека для художников.
От издателя:
В настоящем учебном пособии собрана и систематизирована обширная информация об анатомии человеческого тела с точки зрения ее внешней, пластической формы, на основании мышечной массы и скелета.
В соответствии с учебными задачами издание содержит переработанные копии рисунков многих известных художников, таких как: Баммес, Барчаи, Валледжо, а также иллюстрации, созданные с помощью новейших достижений компьютерной графики, фотографии моделей в различных движениях.
Книга является самым полным по содержанию учебным пособием для тех, кто желает научиться натурному и ассоциативному рисованию человека. В разделах книги последовательно и полно изложены подробные сведения о пластике человеческого тела в целом, а также его фрагментах: головы и шеи, торса, рук и ног, кистей рук и ступней. Показана также пластика тела в многочисленных сложных позах и движениях.
Искусство рисования человеческого тела. Шеппард Джозеф.

Американский художник и скульптор рассказывает о том, что сам хорошо знает и любит: как рисовать человеческие фигуры в статике и в динамике. Для широкого круга начинающих художников.
Переведено на русский язык.

Формат pdf, архив rar. 22,4 МБ.

Рабинович М. Ц. Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.
От издателя:
В книге описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Формат djvu, архив rar. 25,5 МБ.

Джордж Бриджмен. Полное руководство по рисунку с натуры.
От издателя:
На страницах этой книги рассказывается о человеческом теле, которое состоит из объемных блоков: их перекручивание, скручивание и повороты, объединённые общим ритмом, придают рисунку ощущение движения. Здесь представлены различные стадии обучения в последовательности, начиная от раздела "Как рисовать тело человека" и заканчивая "Соотношением света и тени". Такое расположение материала приводится для того, чтобы разбудить в художнике желание исследовать и анализировать структуру тела, скрытую мышцами." Д.Б. Бриджмен.
Это самая большая книга по рисунку с натуры. Более 1000 анатомических рисунков человеческого тела, сопровождающихся детальным пояснительным текстом. Автор анализирует, разъясняет и иллюстрирует все движения человеческого тела, все мышцы и кости.
Джованни Чиварди. Рисунок. Художественный образ в анатомическом рисовании.
От издателя:

Профессор Джованни Чиварди является одним из ведущих современных специалистов в преподавании курса рисунка. Уже более 30 лет его книги пользуются устойчивой популярностью среди начинающих и профессиональных художников. Пример тому - это пособие, выдержавшее уже восемь переизданий на пяти языках и наконец-то увидевшее свет на русском.
Джованни Чиварди. Рисунок. Человеческое тело.
От издателя:
Изображение фигуры человека - базисный элемент образования художника. Владение техникой рисунка и понимание природы человеческого тела необходимы для обретения собственного стиля. Книга содержит объединенные по тематике рисунки с натуры, сопровождаемые точным описанием хода работы. В каждом разделе приведены разъяснения по теории рисунка, даны теоретические понятия, а также рекомендации для практических занятий.
Внимательное наблюдение за различными позами, фиксирование малейших деталей в работе мышц и скелета помогут отточить восприятие, научиться выразительно передавать пластику и фактуру тела.

Формат djvu, архив rar. 11,1 МБ.

Анатомический атлас человеческого тела (медицинский)

4 части медицинского атласа-анатомии.
Атлас составлен на основе систематической анатомии. Указатель составлен в алфавитном порядке, подписи к изображениям - на латинском.

Полные сведения о формах, базовых структурах и пропорциях, о движениях и типах человеческих голов, об их изменениях с течением времени и о том, как все это следует изображать на бумаге или холсте.



Анатомия для художника. Сара Симблет (Anotomy For the Artist)

В книге, насыщенной великолепными цветными фотографиями и рисунками, известная художница Сара Симблет воспевает красоту человеческого тела и предлагает оригинальный подход к отображению фигуры человека. Рисунки и фотографии наглядно показывают взаимосвязь внешнего и внутреннего строения человеческого тела, а практические уроки рисования помогут вам научиться изображать каждую часть тела человека.
В разделе "Мастер-класс" на примере произведений известных художников XVI-XX веков автор показывает, как практически использовать знания анатомии. "Анатомия для художника" - идеальное справочное пособие для всех, кто хочет научиться правильно изображать человека.


Основы учебного академического рисунка. Николай Ли

Книга содержит полный объем основных учебных заданий по рисунку, расположенных в строгой последовательности усложнения задач; рассматривает основы композиции, перспективы, пропорции, законы светотени и пластической анатомии, дает представление о форме, объеме и конструкции.
Особое внимание автор уделяет методике конструктивно-структурного изображения предметов, а также конструктивно-анатомическому анализу сложной живой формы, основанному на закономерностях их строения. Основные принципы учебного рисунка с натуры, приведенные в книге, способствуют формированию и развитию объемно-пространственных представлений и совершенствованию графических навыков у заинтересованных читателей.


Учебное пособие, подготовленное одним из ведущих педагогов кафедры рисунка Института имени И.Е.Репина В.А.Могилевцевым, является серьезным обобщением опыта преподавания рисунка в персональной мастерской высшего художественного учебного заведения. Автор делится своим методом рисования человеческой фигуры и головы, излагая последовательность выполнения различных этапов изображения формы. Этот труд может быть полезным для молодых художников, совершенствующих свои навыки в изображении человека. Работа напоминает о бесконечности искусства, его развитии и совершенствовании. Настоящее пособие в ряду многочисленных изданий, содержащих методику обучения рисованию, является по-своему уникальным. Автор излагает свой взгляд, основанный на личном опыте подготовки будущих художников.

Наброски и зарисовки. Ю. В. Новоселов. Gaudeamus. Фундаментальный учебник В настоящем учебном пособии приводятся данные научных исследований в области физиологии зрения, психологии процессов зрительного восприятия и представления; отмечаются такие явления в сознании человека, как константность восприятия цвета и формы предметов, динамический стереотип. Пособие содержит богатый иллюстративный материал - учебные рисунки, зарисовки и наброски, накопленные автором за годы обучения изобразительному искусству. Автором также подробно освещается проблема условности изобразительного языка.


Рисуем человека. Шаг за шагом. Серия "Мастер-класс" Книга является частью обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству "The Step-by-Step Art Course", подготовленного группой экспертов под руководством Ричарда Тейлора, бакалавра гуманитарных наук, обладателя кембриджского сертификата по искусству и дизайну, автора обучающих курсов на видео. Практическая энциклопедия художника. Лицо и голова человека. Анатомия, морфология, мимика. Джованни Чиварди

Голова и лицо определяют не только индивидуальные черты человека, но и формируют его образ, сущность, показывают нравственную сторону личности. Этим обусловлено столь пристальное внимание к изображению головы человека на протяжении всей истории мирового художественного процесса. Подробное изучение анатомии и морфологии, внимание к мельчайшим деталям, соблюдение пропорций и виртуозное владение техникой являются важнейшими принципами работы художника. А способность улавливать нюансы движений мимических мышц, формирующих выражение лица, отличает истинного мастера от качественного ремесленника. Этому посвящена книга Джованни Чиварди, профессора, известного художника, автора многих книг по мастерству рисунка. Изысканная лаконичность, графическая четкость и подробная деталировка иллюстраций, мастерски передающих напряжение каждой линии, наглядно показывают все этапы работы с моделью и конечный результат.


Рисунок. Мужская обнаженная натура. Джованни Чиварди Среди широкого многообразия образов человеческое тело остается самым распространенным и самым сложным для изображения художественным объектом. Эта книга, рассчитанная как на опытных, так и на начинающих художников, представляет рисунок мужского обнаженного тела, выдержанный на высочайшем уровне анатомической точности и передающий всю его красоту, силу и мужественность. Материалы сопровождаются полезными советами, затрагивающими технику рисунка, например, линию, штриховку, перспективу и освещение, и сочетаются с постепенным, пошаговым изучением основных принципов анатомии человека и его пропорций.

Е нё Барчаи – профессор , много лет преподававший в Будапештской высшей школе изобразительного искусства. Книга «Анатомия для художников » - результат его многолетней педагогической деятельности.

Общеизвестно, что без знания анатомии невозможно верно передать особенности фигуры человека, характер его движений. Профессор Барчаи пользуется для показа человеческого тела методом художественного изображения. Его анатомические рисунки не только точное воспроизведение человеческий костей и мускульной системы, но и работы художественной ценности. Книга «Анатомия для художника» - хороший справочник для начинающего художника при изучении строения человеческого тела.

Она представляет большой интерес для каждого мастера изобразительного искусства, а также для всех тех, кто имеет какое-нибудь отношение к искусству, ибо она общедоступным и художественным методом знакомит с вечной темой изобразительного искусства – человеческим телом.

Анатомия – учение о строении человеческого тела и, в частности, о строении костей и мышц – является необходимой основой всякого искусства, предметом которого служит сам человек. Только владея этим учением, можно сознательно наблюдать разновидности телосложения, пропорций, движения человека и даже разнообразные выражения чувств; только пользуясь основами анатомии, мы можем передать не только спокойную неподвижную фигуру человека, но и едва уловимые глазом мимолетные движения, тонкие нюансы выражения лица. Без знания анатомии невозможно по поставленной перед нами модели художественно отобразить кратковременные изменения движений тела и лица.

Для художника тело человека является прежде всего зрелищем: его глаз осматривает все, что можно обнаружить на этом теле. Поэтому он изучает анатомию не как врач, а как художник. Он должен прежде всего ознакомиться с видимой на поверхности тела или работающей непосредственно под поверхностью системой костей и мышц. Знание анатомии сердца, легких, печени и тому подобное для художника является важным только с точки зрения общего образования, но не с точки зрения искусства. Поэтому в данном руководстве, предназначенном для художников, и не описаны внутренние органы. Часть сосудистой системы, правда, видна и на поверхности тела, но в ее строении отмечаются столь резкие индивидуальные различия, что изучать их, по нашему мнению, следует в каждом отдельном случае.

Кости и мышцы человеческого тела образуют сложную систему, в которой самое незначительное движение влияет на все строение в целом, изменяя картину движений, равновесие, игру форм. Поэтому я постарался, соблюдая целесообразную очередность, указать на общие связи и при изложении отдельных частей. По этой же причине я не мог использовать фотографические снимки, потому что снимки не передают того, что видит человеческий глаз, выделяя существенные и характерные черты и отодвигая на задний план менее важные: снимок лишь бесстрастно фиксирует картину, попадающую на объектив фотоаппарата.

Настоящая работа касается главным образом анатомии взрослого, здорового человека. Я старался широко использовать опыт прошлого. Так, мне очень помогли наблюдения Мольера «Пластическая анатомия» (Plastische Anatomie, 1924); далее я пользовался «Художественной анатомией» Рише (Anatomie Artistique, 1890). Первая представляла ценную помощь при анализе движений, а вторая – при изложении строения костной и мышечной системы. Труд Рише, между прочим, стал чем-то вроде канона для всех напечатанных с тех пор произведений по анатомии для художников.

При решении отдельных задач, кроме упомянутых выше книг, я пользовался также «Пластической анатомию» Кольмана (Platische Ananomie, 1928), «Анатомический атлас» Тольда – Гохштетера (Ananomischer Atlas, 1948), «Атлас описательной анатомии человека» Соботта (Atlas der descriptive Anatomie des Menschen, 1903-1907), «Анатомию и гестологию человека» Г. Михалковича (1898), «Описательную анатомию человека» К. Краузе (1981), а так же богатый опыт К. Тельешницкого и Б. Секей. Большую помощь оказала мне «Систематическая анатомия» Ф. Киша (1951), особенно при разработке теоретической части.

Я выражаю глубокую благодарность моим друзьям – художникам и скульпторам, которые в ходе работы оказали действенную помощь своими ценными советами.

Енё Барчаи.

Анатомия для художников | Ене Барчаи | Выгодная цена! | Классическая библиотека художника | Купить книги | ISBN 978-5-699-12758-0

Скачать книгу «Анатомия для художников» бесплатно в ознакомительных целях!

Смотрите также другие материалы:




Top