Методика м панфиловой. Графическая методика “Кактус”

Методика предназначена для работы с детьми старше 3 лет.

Цель: исследование эмоционально-личностной сферы ребенка.

При проведении диагностики испытуемому выдается лист бумаги форматом А4 и простой карандаш. Возможен вариант с использованием цветных карандашей восьми «люшеровских» цветов, тогда при интерпретации учитываются соответствующие показатели теста Люшера.

Инструкция: «На листе бумаги нарисуй кактус - таким, каким ты его себе представляешь». Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются.

Обработка данных.
При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

  • пространственное положение
  • размер рисунка
  • характеристики линий
  • сила нажима на карандаш
Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
  • характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)

  • характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)

  • характеристика иголок (размер, расположение, количество)

Интерпретация результатов : по результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

  • Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

  • Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

  • Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в

  • центре листа.
  • Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

  • Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

  • Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

  • Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

  • Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

  • Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

  • Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

  • Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

  • Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.
После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:
1. Этот кактус домашний или дикий?
2. Этот кактус сильно колется? Его можно потрогать?
3. Кактусу нравиться, когда за ним ухаживают, поливают, удобряют?
4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение?
5. Когда кактус подрастет, то, как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Результаты диагностики по методике «Кактус» (М. А. Панфилова)

Саша П. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Ксения С. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Экстравертность- наличие на рисунке других кактусов или каких-нибудь растений, цветов. Отсутствие стремления к домашней защите, чувствоочества - нарисованы дикорастущие, пустынные кактусы.

Дарья О. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике. Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе.

Артем Л. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности- наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Анастасия А. Отрывистость линий, сильный нажимговорят о его импульсивности, даже нервности.

Маленький рисунок, расположенный внизу, позволяет предположить, что ребенок не уверен в себе. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Кристина Ч. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Александр С. Крупный рисунок, расположенный в центре листа, - показатель эгоцентризма, стремление к лидерству. О демонстративности, открытости говорит наличие выступающих островков у кактуса, вычурность изображенных форм. Оптимизм - использование карандашей ярких цветов, изображение “радостных” кактусов.

Илья Д. Торчащие, длинные, расположенные близко друг от друга иголки - свидетельство агрессивности ребенка. Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка на рисунке, изображение комнатного растения, стоящего например на подоконнике.

Таблица 6 Результаты диагностики по методике «Кактус».

Частота появления отдельных элементов, свидетельствующих о наличии у подростков агрессивности, отражена на рис 2.

Рис 3.

Из рисунка видно, что частота появления в рисунках деталей, свидетельствует о присутствии признаков агрессии. Например: у Артема Л., Кристины Ч. Ильи Д. в рисунках присутствуют почти все основные критерии показателей агрессивности (иголки острые, длинные, крупный рисунок, занимает 2/3 листа по высоте, частые иголки, расположенные по всему рисунку, промахивающиеся линии, не попадающие в одну точку).

Проанализировав данные, полученные в ходе диагностики, были сделаны следующие выводы: у некоторых детей выявлена высокая степень агрессивного поведения. (Артем Л., Кристина Ч., Илья Д., Анастасия А.).У других - слабая.(Саша П., Ксения С., Дарья О., Александр С.) При проведении методик, нами было отмечено, что дети с низким уровнем проявления агрессии в поведении очень творчески выполняли задания; они были открыты и хорошо контактировали с окружающими. Некоторые из них демонстрировали себя; были склонны к тщеславию и высокомерию.

У детей отмечалась достаточно адекватная самооценка, хотя они не всегда были уверены в себе. Активно переходили к реализации своих планов, все решения принимали самостоятельно, не делали легкомысленных выводов, не были тревожны.

Дети со средним уровнем выраженности агрессии боязливы, застенчивы, часто бывают грубы; присутствует вытесненная агрессия, замкнутость; потребность в любви, заботе и поддержке.

Не всегда уверены в себе, иногда испытывали страх. Лишь незначительная часть замыслов реализовалась, но зачастую импульсивно принимали решения, иногда делали легкомысленные выводы и были тревожны.

Дети с высоким уровнем выраженности агрессии в поведении при проведении методик дети испытывали чувство отверженности, чувство вины; имелись тенденции к отчуждению и оппозиции; испытывали трудности при стремлении раскрыться перед другими; агрессивны, тревожны.

У детей отмечалась высокая или завышенная самооценка, недовольство собственным положением в социуме. Они иногда импульсивны в принятии решений, были недовольны своими поступками, решениями, а также довольно энергичны.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что у младших школьников с умственной отсталостью наблюдается резко выраженное агрессивное поведение. У кого-то более выражено, у кого-то менее. Все дети используют ненормативную лексику для выражения своих эмоций, но при разных обстоятельствах. Это связано с тем, какие причины влияют на данное эмоциональное состояние. Проведя анализ всех полученных данных, мы пришли к выводу, что самыми распространенными причинами, влияющими на агрессивное поведение, являются следующие: жестокое воспитание ребенка родителями (постоянные избиения, наказания, ругательства), игнорирование ребенка (уделение ребенку малого количества времени), воспитание подростка родителями-алкоголиками, родителями с наркозависимостью. Однозначно требуется коррекционная работа, направленная на снижение уровня агрессивного поведения.

В данном материале представлен анализ результатов психологического теста, пройти который можно по ссылке: !

Изначально эта методика диагностики личности была предложена М.А. Панфиловой для детей 3–7 лет. Однако и взрослым будет не лишним узнать о себе немного больше. Вы можете провести этот тест со своим ребенком, другом, близким человеком.

Результаты:

Интерпретация взрослых рисунков

Общие характеристики рисунка:

1. Положение рисунка на листе бумаги. Положение кактуса относительно горизонтальной середины листа говорит об уровне самооценки рисовавшего. Адекватная самооценка – кактус расположен примерно посередине листа. Люди с заниженной самооценкой, подверженные комплексам неполноценности, склонны рисовать внизу страницы. Рисунки тех, у кого самооценка завышена, стремятся к верху. Если кактус занимает больше левую половину листа, то это человек, скорее всего, любит сосредотачиваться на своем прошлом, предается воспоминаниям. Люди, устремленные в будущее, с большей вероятностью нарисуют кактус на правой половине листа. Те, кто сосредоточен на настоящем изобразят кактус примерно по центру.

2. Размер рисунка тоже может рассказать об уровне самооценки. Если кактус занимает менее ⅓ страницы, то этот человек, возможно, испытывает комплексы по отношению к себе. Более ⅔ страницы кактус занимает, наоборот, у тех, кто стремиться выделиться, подчеркнуть свое превосходство, лидерство.

3. Характер линий. Четкая, практически непрерывная линия свойственная людям с «твердой рукой» - уверенным, решительным. Если на кактусе Вы видите штриховку, то этот человек может быть подвержен состоянию тревожности и беспокойства. Об импульсивности может свидетельствовать нечеткая, прерывистая линия.

4. Сила нажима. Обратите внимание и на яркость линий, которыми прорисован кактус. Именно поэтому тест лучше проводить, используя простой карандаш. Жирная, «с нажимом» линия говорит о напряжении, которое испытывает рисующий. Обратите внимание, какая именно деталь кактуса особенно выделена? Слабые линии – индикатор низкого жизненного тонуса, упадка сил, усталости.

Особенности кактуса:

5. Иголки, их количество, форма и направление говорят об уровне агрессии. Большие (по отношению к общим пропорциям кактуса), толстые, длинные, ядовитые, особенно подчеркнутые - такие иголки с большей долей вероятности нарисует человек, испытывающий злость, агрессию, раздражение. Она может быть выражена в его обычном поведении, а может быть и скрыта как неприемлемая форма взаимодействия. О направленности агрессии Вы можете узнать по направлению роста иголок. Иголки растут вверх – агрессия направлена к людям, стоящим выше человека по статусу (родители, начальство), социальному и материальному положению; в стороны – на ровесников, коллег, «равных»; вниз – на более слабых, зависимых, нижестоящих по социальной иерархии (подчиненных, детей, животных).

6. Форма кактуса. Кактус необычной формы, «креативный» - это значит, что человеку свойственна некая демонстративность, желание проявить и показать себя. Если отростки кактуса выступают за пределы основного «тела» - то этот человек довольно открыт к другим людям, общителен. Если дополнительные отростки сосредоточены внутри, не выступают за контур кактуса – Вы имеете дело с довольно замкнутым и осторожным человеком.

7. Где растет кактус. Домашний кактус, растущий в горшочке обычно рисуют люди, стремящиеся к защите, обретению домашнего тепла и уюта, семьи и близкого окружения. Если кактус растет в диких условиях (в пустыне) – для таких людей характерно переживание одиночества, сосредоточенность на себе, замкнутость. Впрочем, если по соседству с «диким» кактусом растут другие кактусы, растения, есть еще живые объекты (животные, люди), это может означать, что человек стремиться к обретению личной свободы, независимости, стремиться стать сильным и самостоятельным.

8. Дополнительные детали кактуса. Украшения, цветы, необычная окраска кактуса проявляется у тех, кто склонен к нарциссизму, проявлению женственности и кокетства.

9. Цвета и «настроение» кактуса проявляют текущее состояние человека. Темные цвета, мелкая штриховка, общий наклон кактуса вниз (как будто он увядает, или ему не хватает воды) могут сигналить о преобладании негативных состояний, симптомов депрессии. Радостный, светлый, крепкий кактус, тянущийся к солнцу, скорее всего, нарисует человек позитивный, легкий на подъем, открытый миру.

10. Наличие «деток» на кактусе. Есть мнение, что «детки» на кактусе обозначают в действительности детей, либо уже имеющихся, либо планируемых в будущем. Чаще всего «детки» встречаются на «одомашненных» кактусах, что уже означает стремление к созданию семьи.

Пример интерпретации рисуночного теста «Кактус»


Рисунок девушки 20 лет:

Кактус расположен середине листа, занимает примерно ⅔ по высоте - это указывает на адекватную самооценку.

Колючки маленькие, но их достаточно много. Со слов девушки, «дотронуться можно, кактус мягкий, но если уколет, будет щипать». То есть девушка дружелюбная, но если обидят - проявит агрессию (будет защищаться).

Кактус округлый, есть выступающие отростки, цветок - это женственность и демонстративность (обратите на меня внимание!).

Кактус домашний (в горшке, на салфетке, на подоконнике, рядом занавеска) - высокая ценность семейных отношений. Рядом грустный кот - в данном случае это не сбывшееся пока желание иметь кота. Однако других живых существ на рисунке нет - это может указывать на некоторую одинокость, неразделенность интересов.

По словам девушки, именно такой кактус был у нее в 14 лет и он очень ей нравился. А на рисунке кактус слегка наклонен влево - в прошлое. Таким образом, тот период в жизни является ресурсным для нее: приятным воспоминанием, из которого можно черпать силы.

Доминирующий цвет в рисунке - синий (хотя в наборе было 24 карандаша) - это спокойное и удовлетворенное состояние в настоящий момент.

«Больше кактус уже не вырастет, он уже взрослый» - ощущение себя взрослой, сформировавшейся личностью. «У него только будут появляться отростки» - это может быть реализация планов, идей или желание завести детей.

Интерпретация детских рисунков


При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:
пространственное положение
размер рисунка
характеристики линий
сила нажима на карандаш

Кроме того, учитываются специфические показатели, характерные именно для данной методики:
характеристика «образа кактуса» (дикий, домашний, женственный и т.д.)
характеристика манеры рисования (прорисованный, схематичный и пр.)
характеристика иголок (размер, расположение, количество)

По результатам обработанных данных по рисунку можно диагностировать качества личности испытуемого ребенка:

Агрессивность – наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность – отрывистые линии, сильный нажим.

Эгоцентризм, стремление к лидерству – крупный рисунок, расположенный в центре листа.

Неуверенность в себе, зависимость – маленький рисунок, расположенный внизу листа.

Демонстративность, открытость – наличие выступающих отростков в кактусе, вычурность форм.

Скрытность, осторожность – расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.

Оптимизм – изображение «радостных» кактусов, использование ярких цветов в варианте с цветными карандашами.

Тревожность – преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии, использование темных цветов в варианте с цветными карандашами.

Женственность – наличие мягких линий и форм, украшений, цветов.

Экстравертированность – наличие на рисунке других кактусов или цветов.

Интровертированность – на рисунке изображен только один кактус.

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности – наличие цветочного горшка на рисунке, изображение домашнего кактуса.

Отсутствие стремления к домашней защите, чувство одиночества – изображение дикорастущего, пустынного кактуса.

Толкование цветовой гаммы


Цвет растения говорит о том, насколько подвижной психикой обладает ребёнок:
зелёный символизирует постоянство и уверенность;
жёлтый - страх быть отвергнутым обществом;
синий - малышу комфортно в тех условиях, в которых он находится в конкретный период времени;
красный - испытуемый переживает сильное эмоциональное возбуждение;
серый - у ребёнка нейтральное отношение ко всему происходящему;
белый цвет иногда свидетельствует о том, что у тестируемого проблемы со зрением, и он не замечает, что в цветовом отношении теряет сюжет;
чёрный - тестируемый привык во всём противоречить близким, возможно, слишком избалован.

После завершения рисунка ребенку в качестве дополнения можно задать вопросы, ответы которые помогут уточнить интерпретацию:

Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого-то дома или в пустыне)?
Можно ли этот кактус потрогать? Колется ли он?
О нем кто-нибудь заботится? Ему это нравится?
Этот кактус растет один или с каким-то растением по соседству?
Когда кактус вырастет, как он изменится? (объем, иголки, отростки)


Марина Александровна Панфилова – кандидат психологических наук, доцент кафедры клинической психологии ГОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации»

Транскрипт

5 «Кактус» графическая методика М.А. Панфиловой Цель выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь! Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию: 1. Кактус домашний или дикий? 2. Его можно потрогать? Он сильно колется? 3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют? 4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству? Если растет с соседом, то, какое это растение? 6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится? Обработка результатов и интерпретация: При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно: -пространственное положение -размер рисунка -характеристики линий -сила нажима на карандаш Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности. Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов Интровертированность - изображен только один кактус Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус.

6 ИЗУЧЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ учащихся начальных классов С/К/ОУ Инструкция. Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка 1. Вариант "А" - для девочек, Вариант "Б" - для мальчиков) Это сделано специально, для того чтобы было интереснее придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него такое лицо. ИДЕТ ПОКАЗ КАРТИНОК.

10 Проводя качественный анализ ответов детей, можно обнаружить не только школьную тревожность, но и разные показатели школьной дезадаптации. Показателями дезадаптации могут выступать: общее негативное отношение к школе; нежелание ребенка учиться и посещать школу; проблемные, конфликтные отношения с одноклассниками и учителем; установка на получение плохих оценок, осуждение со стороны родителей, страх наказания и др. Таким образом, методика изучения школьной тревожности может применяться также и для исследования общей адаптации ребенка к школе. Авторы данной методики предлагают не интерпретировать картинку 1, так как она является тренировочной, и 12, которая предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. В нашем исследовании мы учитывали ответы детей на все картинки. В первую очередь, потому что первая картинка представляет собой некоторую диагностику внутрисемейных отношений. Во вторую очередь, потому что ответы учащихся на картинку 12 не всегда были положительными. Более того, многие дети неправильно понимали смысл этой картинки и интерпретировали ее по-своему, в связи с этим ответы у детей были совершенно разными. Также мы считаем, что нельзя определять уровень школьной тревожности по количеству отрицательных ответов ребенка, потому что эти ответы не всегда указывают на тревожность. Например, картинка 8 (ребенок делает уроки). По нашему мнению, такие ответы, как "он грустный, потому что сломался телевизор", "он грустный, потому что один и ему скучно", не являются показателями школьной тревожности. Мы относим их к группе нейтральных ответов, которые не дают никаких данных о наличии или отсутствии у ребенка школьной тревожности. Но такие ответы дают возможность получить дополнительную информацию о ребенке, о его увлечениях, желаниях, потребностях, интересах. Однако бывает и наоборот: положительные ответы "он веселый, потому что сидит дома, а остальные ребята идут в школу", "он веселый, потому что кончился урок и можно поиграть на перемене", "он веселый, потому что не задали уроков" также не стоит рассматривать как отсутствие школьной тревожности у ребенка. Скорее наоборот, тема школы вызывает у ребенка тревожность и, возможно, он всячески пытается ее обойти. Кроме того, такие ответы являются показателями нарушения адаптации ребенка. Если он не хочет учиться, ему тяжело, хочется отдохнуть и поиграть, значит, он не готов к обучению в школе и постепенно появляющиеся учебные трудности впоследствии могут стать причиной возникновения школьной тревожности и дезадаптации. Картинка 1. Эту картинку можно использовать для анализа взаимоотношений родителей и детей: насколько близки эти отношения; что объединяет эту семью; проявляют ли родители любовь и заботу по отношению к своему ребенку, либо же не обращают на него никакого внимания. Многие дети дают позитивное толкование этой картинке: "мальчик радуется, потому

11 что идет гулять с мамой и папой", "у девочки настроение веселое, так как мама и папа идут покупать ей подарок на день рождения", "у них настроение хорошее, папа и мама идут на работу, а девочка в школу". Такие ответы оцениваются в 1 балл. Школьная тревожность может наблюдаться в ответах: "у него грустное настроение, он не хочет идти в школу", "мама и папа заставляют его идти в школу, он не хочет". Такие ответы оцениваются в 0 баллов. Картинка 2. Данная картинка является интерпретацией учебной мотивации ребенка: хочет он ходить в школу или нет. Ответы, говорящие о высокой мотивации, желании учиться, ходить в школу: "настроение веселое, в школу идет, учиться хочет", "радостно идет в школу", "ей нравиться ходить в школу", "у нее плохое настроение, она болеет и не может идти в школу" оцениваются в 1 балл. Ответы детей, в которых встречается школьная тревожность, оцениваются в 0 баллов: "ему грустно, он не хочет идти в школу", "не хочет в школу идти, там неинтересно", "я ухожу из школы, не хочу учиться". Эти ответы являются не только показателями тревожности, но и явными признаками школьной дезадаптации. Также выделяется ряд нейтральных ответов: "настроение плохое, его мама зовет домой, а он гулять хочет", "ее кто-то обидел, с ней не хотят дружить", "настроение хорошее, она разговаривает с мамой", "смотрит вверх и считает". Эти ответы оцениваются следующим образом: если ответ положительный, ставится 1 балл, если ответ отрицательный - 0 баллов. Картинка 3. Эта картинка диагностирует взаимовяяошения между детьми - умеет ли ребенок общаться, устанавливать контакт с одноклассниками. Поскольку на картинке изображена игра детей, практически все ответы учащихся были положительными: "он играет, ему весело", "он бегает", "он забивает гол" - 1 балл. Отрицательные ответы типа: "ему грустно, он не смог поймать мяч" - не являются показателями тревожности. В данном случае 0 баллов ставится за ответы: "ей грустно, потому что с ней никто не хочет играть, дружить", "мальчик стоит в стороне, он боится подойти к ребятам", "ей весело, она не хочет учиться, а хочет весь день играть", "настроение грустное, трое против одного - нельзя". Картинка 4. Женщина, нарисованная на этой картинке, чаще всего представляется детям как мама, а не как учительница. Поэтому положительными ответами были такие: "гуляет с мамой", "мама его хвалит", "мама тянет к ней руки, чтобы обнять" - 1 балл. Отрицательные же ответы разделились на две группы. Первая группа - ответы, в которых наблюдается школьная тревожность: "мама ругает, неправильно уроки сделал", "плохо учился, мама ругает", "мама ругает за то, что не получил пятерку", "мама ругает за то, что в школу не пошел, не хочет", "она не хочет идти в школу", оцениваются в 0 баллов. Вторая группа - нейтральные ответы: "мама ругает, она далеко ушла от дома", "мама ругает за то, что разлила воду", "мама ругает за то, что уронила цветок", "на него тетя ругается", они оцениваются как положительные. Картинка 5. Изображение на данной картинке, не всегда воспринимается детьми как учебная ситуация. Так же как и в предыдущей картинке, некоторые учащиеся ассоциируют учительницу с мамой. Поэтому ответы, не относящиеся к учителю и к учебной ситуации, можно считать нейтральными и оценить в 1 балл. Это такие ответы: "мама говорит "пошли домой", а он не хочет", "к ней пришли в гости, она радуется", "мама просит сделать что-то", "мама дает деньги, чтобы сходить в магазин". Тем не менее в некоторых ответах детей можно было обнаружить школьную тревожность. "Учительница спрашивает: "Где твой портфель?" - и ругает его", "учитель ругает ее, она плохо занималась", "настроение веселое, она балуется", "у него настроение хорошее, его не ругает учитель", "ему хорошо, он стоит первым, а последний мальчик может запсиховать", "он обиделся на учителя, он его ругает". Такие ответы оцениваются в О баллов. Ответы, которые оцениваются в 1 балл: "учительница зовет к себе детей", "ей весело, она разговаривает с учителем", "они учатся", "они хотят учиться хорошо". Каринка 6. На этой картинке нарисована конкретная учебная ситуация, поэтому проблем с пониманием ее смысла у ребят не возникало. С помощью данного изображения можно выявить проявление школьной тревожности в ситуации на уроке. Положительные ответы, которые оцениваются в 1 балл: "они хотят учиться хорошо", "он много читает", "сидит за партой хорошо", "он в школе, он всему учится", "она сидит на уроке". Отрицательные ответы, в которых наблюдается нежелание ребенка учиться, плохое настроение, страх, оцениваются в 0

12 баллов: "она учится, ей трудно", "у нее плохое настроение, она не то написала", "настроение пяаиое, неправильно держит руки за партой", "не знает, что писать", "не хочет заниматься", "настроение плохое, устал. Картинка 7. На картинке изображена учительница, несколько детей стоят у ее стола, а один ребенок стоит в стороне, в углу комнаты. Большинство детей с низкой адаптацией рассказывают именно об этом ребенке и дают соответствующие ответы: "он в углу стоит, учитель наказал, он что-то сделал", "она стоит в углу, она порвала листы у учителя", "его поставила учительница в угол за то, что он неправильно написал", "все читают, а он стоит в углу, обзывается", "в угол поставили за то, что он не слушался". Такие ответы являются признаком возможной дезадаптации и нарушения поведения ребенка. Они оцениваются в 0 баллов, так же как и ответы детей со школьной тревожностью: "настроение плохое, она не хочет отдавать работу, потому что плохо написала", "она боится, ей могут поставить "двойку", "одной девочке дали книжку, а ей нет". Положительные ответы детей выглядят так: "он с учителем разговаривает", "его похвалил учитель", "им ставят оценки", "учитель проверяет уроки и хвалит", "она получила "5" - 1 балл. Остальные ответы, не связанные с учебной деятельностью, считаются нейтральными и оцениваются по знаку. Картинка 8. В данном случае легко распознать ответы, содержащие в себе школьную тревожность и низкую мотивацию учения: "она не хочет заниматься", "его заставляет мама делать уроки", "она грустная, ей могут поставить "2", "она не смогла сделать уроки". За подобный ответ ставится 0 баллов. Дети с отсутствием тревожности давали такие ответы: "он пишет, ему нравится", "она сделала уроки на "5", "он сидит, занимается", "у него хорошее настроение, он читает", "он учится дома", "настроение хорошее, она делает уроки" - 1 балл. Некоторые дети давали ответы, не связанные с учебной деятельностью, по ним нельзя судить о наличии тревожности и адаптации ребенка в школе: "она дома рисует", "настроение веселое, потому что выходной", "телевизор смотрит", "ей грустно, она дома одна", "смотрит мультики", "он один и ему скучно", "ему грустно, телевизор не работает". Эти ответы являются нейтральными и также оцениваются. Картинка 9. Здесь также большое значение имеет тщт каком ребенке (стоящем в стороне или разговаривающем) учащийся начнет рассказывать. Эта картинка помогает выявить проблемы ребенка во взаимоотношениях с одноклассниками, страх поссориться, поругаться, подраться с ребятами, страх, что с ним никто не будет дружить, играть и разговаривать. Дети с подобными страхами давали такие ответы: "с ним никто не общается, он двоечник", "они ругаются, дерутся, кто-то мяч отобрал", "с ней не играют", "ей не дали шоколад, с ней не поделились", "от нее отвернулись одноклассники", "девочки выгнали ее из игры", "он обиделся", "с ним никто не играет и не дружит". Эти ответы оцениваются в 0 баллов, поскольку страх- первый признак тревожности, а если ребенок боится, что с ним не будут дружить, значит, он не уверен в себе и в том, что сможет найти общий язык с одноклассниками. А это уже один из основных показателей дезадаптации. Остальные ответы: "они разговаривают", "она играет с девочками", "он знакомится с мальчиками", "он с мальчиком играет" - оцениваются в 1 балл. Картинка 10. Анализ ответов детей по данной картинке в первую очередь позволяет выявить отношения ребенка и учителя, во вторую - тревожность в ситуации ответа у доски. Учащиеся с повышенным уровнем тревожности давали такие ответы: "у него грустное лицо, он не знает ответа", учитель просит нарисовать, а он не знает, что", "учитель ругает его за то, что он баловался на уроке", "у него печальное лицо, он боится, что не получится задание", "учитель ругает за то, что она уроки не сделала", "учитель говорит уроки делать, а он не делает", "учитель заставляет ее писать, а она не хочет", "учитель ругает". Они оцениваются в 0 баллов. Ответы, оцениваемые в 1 балл, давали дети, у которых благоприятные отношения с учителем и высокий уровень мотивации учения: "учитель говорит ей что-то хорошее", "вышел к доске решать задачу", "она отвечает на вопрос", "она отличница", "у нее хорошее настроение, ее вызвали у доске", "учитель его учит", "ему интересно отвечать", "ее похвалили за уроки", "он хочет писать на доске".

13 Картинка 11. По данной картинке нельзя вы-явить наличие школьной тревожности у ребенка. Но поскольку первоклассник - это бывший дошкольник, отношение к игровой деятельности имеет для исследования большое значение. В игре ребенок проецирует свои жизненные ситуации, которые можно условно разделить на ситуации успеха и неуспеха. По сути, ответы детей так и разделились. Положительные ответы, оцениваемые в 1 балл, отражают ситуацию успеха: "ему купили игру", "он строит", "к ней придут гости и будут с ней играть", "она сидит дома и играет", "у нее нет уроков". А отрицательные - ситуацию неудачи: "он раскидывает игрушки, не помогает маме", "не хочет заниматься", "настроение плохое, надо собирать игрушки", "она грустная, не смогла сделать игру", "он разбросал игрушки", "она сломала игрушки". Такие ответы оце-нивашцся в 0 баллов. Картинка 12. Изображение на этой картинке понимается детьми по-разному. Из множества ответов мы выбрали те, которые помогают выявить школьную тревожность или, наоборот, подтверждают ее отсутствие. Ответы детей, в которых наблюдается тревожность: "настроение грустное, много уроков задали", "она только что пришла, ей надо уроки делать, а она не хочет", "он невеселый, портфель бросил и пошел в класс", "ей грустно, она опоздала на урок", "она еле пришла в школу", "он грустный, забыл портфель", "сердится, не хочет учиться". Они оцениваются в 0 баллов. Положительные ответы, касающиеся школы, оцениваются в 1 балл: "идет домой, чтобы делать уроки, он любит уроки делать, а потом может отдохнуть, поиграть с кем-нибудь", "рад, что идет домой", "одевается в школу, чтобы побыстрей учиться", "идет домой с портфелем, она будет делать уроки, а потом гулять", "идет домой делать домашнее задание". Также мы выделили группу нейтральных ответов: "она одела неправильно пальто", "портфель тяжелый", "ей рюкзак не поднять, она устала", "идет гулять с портфелем", "танцует", "нашел мамину сумку", "купил себе куртку", "меряет одежду". Анализ Количественный баллов - можно говорить о том, что школьной тревожности у ребенка не обнаружено. 7-9 баллов - уровень школьной тревожности нормальный. 0-6 баллов - наличие школьной тревожности. Качественный. Осуществляя качественный анализ отдельно взятой картинки, можно выявить ситуации, когда ребенок испытывает трудности. Картинка 1 - общение с родителями. Анализируются отношения ребенка с родителями, желание общаться, проводить вместе время. Картинка 2 - дорога в школу. Выявляется желание ребенка ходить в школу, желание или нежелание учиться. Картинка 3 - взаимодействие с детьми. Отношение ребенка к игровой деятельности. Выявляются проблемы в общении и взаимодействии с группой детей. Картинка 4 - общение с взрослым (учителем). С помощью этой картинки можно выявить, умеет ли ребенок общаться с взрослым, а также подчиняться его требованиям. Обнаруживаются проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя, ребенка и мамы. Картинка 5 - общение с взрослым (учителем). Ситуация аналогична предыдущей. Умеет ли ребенок взаимодействовать в группе детей и подчиняться правилам, требованиям взрослого. Картинка 6 - ситуация урока. Можно определить настроение ребенка на уроке, его желание учиться, выполнять предложенные учителем задания; кроме того, можно выявить проблемы в обучении. Нужно обратить внимание, кого ребенок выбирает: мальчика за первой партой с записями в тетради или мальчика за второй партой, у которого тетрадь пуста. Картинка 7 - ситуация урока. Эта картинка позволяет определить взаимоотношения с учителем и с детьми. Помимо этого, можно понять, как ребенок оценивает свои знания и себя. Например, ребенок говорит: "Он радуется, потому что ему поставили "5" или "Ему грустно, он получил "2". Картинка дает возможность также выявить нарушения в поведении. Например, ребенок говорит: "Его поставили в угол, он баловался".

14 Картинка 8 - ситуация дома. С помощью картинки можно определить настроение и самочувствие ребенка дома и оценить желание выполнять домашнее задание. Картинка 9 - взаимодействие с детьми. Ситуация личностного общения ребенка с детьми. Выявляет проблемы в общении, налаживании дружеских контактов, отношение ребенка к ссоре. Картинка 10 - ответ у доски, Позволяет выявить страх ребенка отвечать перед всем классом, выполнять задания на доске, помогает оценить проблемы во взаимоотношениях ребенка и учителя. Картинка 11 - ситуация дома. Данная картинка не выявляет школьной тревожности, но помогает прояснить отношение ребенка к одиночной игре. Картинка 12 - возвращение из школы. Можно гонять общее отношение ребенка к школе, а также его желание или нежелание уходить из школы. Проективная методика для диагностики школьной тревожности (А.М.Прихожан) Шкалы: уровень школьной тревожности Ключевые слова: невербальный, проективный, тест, тревожность, школьникам Тестируем: Свойства личности Возраст: Подростковый Тип теста: Невербальный, Проективный Вопросов: 12 Назначение теста Методика была разработана в гг. А.М.Прихожан на основании методики Amen Е.W., Renison N. (1954). Методика предназначена для для диагностики школьной тревожности у учащихся 6-9 лет. Описание теста Для проведения теста необходимо 2 набора по 12 рисунков размером 18 х 13 см в каждом. Набор А предназначен для девочек, Набор Б - для мальчиков. Номера картинок ставятся на обороте рисунка. Методика проводится с каждым испытуемым индивидуально. Требования к проведению стандартны для проективных методик. Перед началом работы дается общая инструкция. Кроме того, перед показом некоторых рисунков даются дополнительные инструкции. Инструкция к тесту Сейчас ты будешь придумывать рассказы по картинкам. Картинки у меня не совсем обычные. Посмотри, все - и взрослые, и дети - нарисованы без лиц. (Предъявляется картинка 1.) Это сделано специально, для того чтобы интереснее было придумывать. Я буду показывать тебе картинки, их всего 12, а ты должен придумать, какое у мальчика (девочки) на каждой картинке настроение и почему у него такое настроение. Ты знаешь, что настроение отражается у нас на лице. Когда у нас хорошее настроение, лицо у нас веселое, радостное, счастливое, а когда плохое - грустное, печальное. Я покажу тебе картинку, а ты мне расскажешь, какое у мальчика (девочки) лицо - веселое, грустное или какое-нибудь еще, и объяснишь, почему у него или нее такое лицо. Выполнение задания по картинке 1 рассматривается как тренировочное. В ходе его можно повторять инструкцию, добиваясь того, чтобы ребенок ее усвоил. Затем последовательно предъявляются картинки Перед предъявлением каждой повторяются вопросы: Какое у девочки (мальчика) лицо? Почему у него такое лицо? Перед предъявлением картинок 2, 3, 5, 6, 10 ребенку предварительно предлагается выбрать одного из персонажей-детей и рассказывать о нем. Обработка результатов теста

15 Оцениваются ответы на 10 картинок (2-11). Картинка 1 - тренировочная, 12 выполняет «буферную» функцию и предназначена для того, чтобы ребенок закончил выполнение задания позитивным ответом. Вместе с тем следует обратить внимание на редкие случаи (по данным А.М.Прихожан, не более 5-7%), когда ребенок на картинку 12 дает отрицательный ответ. Такие случаи требуют дополнительного анализа и должны быть рассмотрены отдельно. Общий уровень тревожности вычисляется по «неблагополучным» ответам испытуемых, характеризующим настроение ребенка на картинке как грустное, печальное, сердитое, скучное. Тревожным можно считать ребенка, давшего 7 и более подобных ответов из 10. Сопоставляя ответы испытуемого с его интерпретацией картинки, а также анализируя выбор героя на картинках с несколькими детьми (например, на картинке 6 - выбирает ли он ученика на первой парте, решившего задачу, или ученика на второй парте, не решившего ее), можно получить богатый материал для качественного анализа данных.


ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ Федорова Т. В. Тульский государственный педагогический университет имени Л. Н. Толстого Тула, Россия DIAGNOSTIC FEATURES OF AGGRESSION

Министерство образования и науки Российской Федерации ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Адаптивная методика Кучеровой Е. В. для проведения одномоментного обследования эмоционального самочувствия ребенка в детском саду Цель: получить общее представление о позитивном или негативном эмоциональном

Оценка школьной мотивации учащихся начальной школы (методика Н. Лускановой). Тебе нравится в школе? - нравится; - не нравится. 2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или часто

Отчет об исследовании процесса адаптации первоклассников в МКОУ СОШ 12 с. Малая жалга в 2016-2017 учебном году. Количество: 1 класс 6 человек. Цель: Определение уровня адаптации учащихся 1-ых классов.

И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 И.А. Алексеева И.Г. Новосельский КАК УСЛЫШАТЬ РЕБЕНКА 2 Москва 2012 Пособие предназначено для проведения интервью с детьмимигрантами школьного возраста

Исследование тревожности ребенка дошкольного возраста (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен) Цель: Исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения с другими людьми.

ТЕСТ ТРЕВОЖНОСТИ. Разработан американскими психологами Р. ТЭММЛ, М. ДОРКИ и В. АМЕН Тест тревожности позволяет исследовать тревожность ребенка по отношению к ряду типичных для него жизненных ситуаций общения

Беседа с ребенком. Цель: выявление общей осведомленности ребенка, установление эмоционального контакта. Вопросы: 1) Назови свою фамилию, имя (1 балл), отчество (2 балла) 2) Когда ты родился? Сколько тебе

Тест тревожности (Р. Тэммпл, В. Амен, М. Дорки) Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Экспериментальный материал: 14 рисунков (8,5x11 см) выполнен в двух вариантах: для девочки (на рисунке изображена

12 ПРАВИЛ КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ДЕТЕЙ 1. Во-первых, требуется проявление со стороны родителей безусловной любви к ребенку в любой ситуации. Нельзя допускать высказываний, наподобие следующих:

Консультация для родителей. Как воспитать ребенка успешным? Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем мире. Впоследствии, часто повторяющиеся события и слова формируют у

Консультация для родителей на тему: «Как воспитать ребенка успешным?» Материал подготовил воспитатель: Скаткова Елена Николаевна Ребенок приходит в этот мир без всякого представления о себе и окружающем

Рисунок на тему «Я в своей группе детского сада». Это не отнимет у воспитателя много времени в течение рабочего дня, а поразмыслить над результатами можно на досуге. Предполагаемы рисунки детей можно условно

Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, уважаемые родители, возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе,

Конспект проведения занятия по толерантности. для 1-2 классов на тему: «Учимся понимать друг друга» 1. Введение. Учитель: Давайте все улыбнемся друг другу, подарим радость. И давай расскажем друг другу

Сюжетно ролевая игра «Школа» Цель: Развивать умения детей отражать отношения и взаимодействие взрослых друг с другом, опираясь на ранее полученные знания. Приучать детей к элементарному планированию игры

Экспресс диагностика эмоционального отношения ребенка к школе на этапе его адаптации к обучению в первом классе. Симонов В.М., педагог-психолог МБОУ СОШ 12 г. Воронежа Пояснительная записка В вопросе адаптации

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа психологического кружка «Познай себя» направлена на сохранение психологического здоровья детей. Возраст участников программы 6-11 лет. Срок реализации программы 4 года.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад 368» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Играем дома (игры на развитие мыслительных операций)» Материал подготовила: Учитель-дефектолог

Ребенок пошел в первый класс: как помочь адаптироваться Справка. Адаптация процесс приспособления ребенка к школе, новым условиям жизни, новому статусу ученика, новому виду деятельности и новым нагрузкам

Советы психолога для родителей КОГДА ВАШ РЕБЕНОК ИДЁТ В 1-й КЛАСС Основные вопросы: Ребѐнок пошел в первый класс: наиболее распространѐнные проблемы у первоклассников. Советы родителям первоклассников:

Как показать ребенку свою любовь Спросите себя «За что Вы любите своих детей?» Очень радостно, когда родители отвечают так: «ни за что, просто так», «за то, что он есть», «просто люблю». Ведь любовь она

Доклад по теме: «Диагностика и мониторинг УУД в начальной школе» Учитель начальных классов: Абдуллина Д.Х. 2014 г. «Диагностика и мониторинг уровня сформированности УУД» Цель мониторинга уровня сформированности

План-конспект родительского интерактивного собрания «Мой ребенок будущий первоклассник» Форма проведения: круглый стол Аудитория: родители подготовительной к школе группы Количество участников: родители

Методика Рене Жиля Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений предназначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении

Мотивация учебной деятельности, анализ ситуации Л.А.Лошкарева «Все наши замыслы, Все поиски и построения Превращаются в прах, Если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский) Каждый учитель хочет,

Адаптация первоклассников Ребенок пошел в первый класс, это значит, что в его жизни наступают достаточно бурные изменения; из беззаботного детства он попадает в мир с гораздо более жесткими требованиями.

1 Цель проекта организация различных видов детской деятельности вокруг темы семьи, любви к маме. Задачи проекта: 1. Уточнять представления о взаимоотношениях между членами семьи (мама и ребенок). 2. Создавать

РАЗДЕЛ 1 «Я И МОИ РОДНЫЕ» ЗАНЯТИЕ 1 «Самый дорогой на свете человек» Цели: развивать способность к эмоциональному сопереживанию; учить понимать и активно выражать эмоциональное переживание близких людей;

Как готовить ребенка в походу в детский сад? Нужно учить ребенка общаться. Для этого ходите в гости и приглашайте к себе гостей ровесников вашего ребенка, ходите на детские площадки, учите ребенка просить

Тест школьной тревожности Филлипса Изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам,

Определение здорового образа жизни школьников Сравнительный анализ начала и завершения эксперимента 5,6 классы (67 человек) 1. Как ты считаешь, такие недомогания, как головокружение, головные боли, боли

«Что говорят психологи о детских рисунках» Рисунок это зеркало человеческой души, своеобразное выражение личности на бумаге, в нем отражается многое из того, о чем люди даже не подозревают. Когда ребенок

Общие правила 1. Обследование первоклассников лучше проводить во второй половине сентября, по окончании первичной адаптации детей к школе. 2. С первоклассниками тестирование проводится вместо уроков. Психолог

«Сказка ложь, да в ней намек» Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественное слово. Программное содержание: Учить строить человеческие взаимоотношения на основе

Кнут или пряник? Кнут или пряник? Воспитываем ребенка правильно. Как утверждал А.С. Макаренко, начинать воспитание ребенка нужно еще до его рождения, иначе можно опоздать. Малыш уже в утробе матери очень

Тест школьной тревожности Филлипса Тест школьной тревожности Филлипса (Альманах психологических тестов, 1995) позволяет подробно изучать уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего

Тест школьной тревожности Филипса Цель: определить уровень и характер школьной тревожности. Инструкция. Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете

Методика Сказка Цель: определение психологической готовности детей 6-7 лет к обучению в школе. Методика направлена на определение доминирования познавательного мотива в мотивационной сфере ребенка. Описание

Урок окружающего мира 1 класс УМК «Школа России» 1 Тема урока: Как живет семья? Тип урока: ОНЗ Оборудование: учебник «Окружающий мир» А.А.Плешаков, рабочая тетрадь, смайлики 2 Окружающий мир 1 класс УМК

Определение мотивов учения у первоклассников (по методике М. Р. Гинзбург) Источник Методика была разработана М.Р.Гинзбургом и опубликована в 1988г.: Гинзбург М.Р. Развитие мотивации учения у детей 6-8

Проект «Игровое и учебное оборудование для дошкольников. Плоскостная кукла в гендерном воспитании дошкольников» Уважаемые педагоги, сегодня мы с Вами будем говорить о новом проекте, который появился в

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса Цель методики (опросника) состоит в изучении уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение «Детский сад комбинированного вида 56» Выступление на родительском собрании на тему: «Готовность ребенка к школе» Подготовила воспитатель подготовительной

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ К ДОУ. ИДЕМ В ДЕТСКИЙ САД. Детский сад новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ ПЕДАГОГОМ - ПСИХОЛОГОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ Рябченко Е.А. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном

ТЕСТ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ ФИЛЛИПСА Цель исследования изучение уровня и характера тревожности, связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут

Праздник «ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС» Тема: ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС Цель: познакомиться с детьми, выявить уровень развития первоклассников, познакомить ребят со школой, школьными правилами. Задачи: создать

Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов 10 Конспект урока с учениками 1 классов Тема «Что такое школа» Выполнил педагог-психолог

«Особенности социальной адаптации младших школьников к школьному обучению» Особенности адаптации ребенка к школе во многом зависят от поведения родителей, и в наших силах сделать так, чтобы этот процесс

НОД: «Моя семья- моя радость» Цель: формировать у детей понятие «семья», закреплять первоначальные представления о родственных отношениях в семье. Развивать у детей стремление быть полноправным членом

Конспект открытого занятия педагога-психолога в средней группе «Дружба начинается с улыбки» Цель: формирование дружеских взаимоотношений в группе, сплочение детского коллектива, умение высказываться. Задачи:

Выполнение коррекционно логопедических домашних заданий в семье. Логопедическое домашнее задание это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного

Памятка родителям будущего первоклассника Поступление в первый класс важное событие в жизни не только самого ребенка, но и его родителей. К этому моменту нужно отнестись крайне внимательно и деликатно.

Я человек ЧТО ТАКОЕ ДРУЖБА конспект для детей с ОВЗ умеренной степени, З «Б» класс педагог Шарыпова Татьяна Владимировна, Красноярская общеобразовательная школа 5 Цель: способствовать формированию дружеских

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ МОТИВАЦИИ УЧЕНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ОТНОШЕНИЯ К УЧЕНИЮ В СРЕДНИХ И СТАРШИХ КЛАССАХ ШКОЛЫ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 Предлагаемый метод диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Консультация для родителей будущих первоклассников Составила воспитатель Суханова Светлана Алексеевна Ваш ребёнок скоро идёт в школу. «А готов ли он?», с волнением думают родители. Одной из важных задач

Клуб семейного общения как одна из эффективных форм психологопедагогического сопровождения приемных и опекунских семей Асмоловская Н. Н., педагог-психолог ГУО «Гимназия г. Кричева» [email protected]

План занятия 1 1. Доклад учителя «Что значит готовить ребёнка к щколе». 2. Знакомство с памяткой «Советы родителям: делать или не делать». Ход занятия. 1. Доклад. Кончается дошкольное детство вашего ребёнка.

Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск. «Дружба. Способы разрешения

ГУО «Детский сад начальная школа 63 г. Гомеля» ПРИГЛАШАЕТ будущих первоклассников на занятия в адаптационную школу Если скоро будет шесть, А забот не перечесть: Не умеешь ты читать И не знаешь, как писать,

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида 10 города Липецка детский сад Конспект образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (нравственное воспитание)

1 класс ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ. ЧТЕНИЕ Технологическая карта 1 Тема «Мир общения» Тема Цель темы Основное содержание темы, термины и понятия Мир общения (10 часов) Познакомить учащихся с правилами позитивного


Цель – выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности.

Инструкция. На листе бумаги (формат А4) нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!

Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа. Можно задать вопросы, ответы на которые помогут уточнить интерпретацию:

1. Кактус домашний или дикий?

2. Его можно потрогать? Он сильно колется?

3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают: поливают, удобряют?

4. Кактус растет один или с каким то растением по соседству?

5.Если растет с соседом, то, какое это растение?

6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Обработка результатов и интерпретация

При обработке результатов принимаются во внимание данные, соответствующие всем графическим методам, а именно:

Пространственное положение

Размер рисунка

Характеристики линий

Сила нажима на карандаш

Агрессия - наличие иголок, особенно их большое количество. Сильно торчащие, длинные, близко расположенные друг к другу иголки отражают высокую степень агрессивности.

Импульсивность - отрывистые линии, сильный нажим

Эгоцентризм, стремление к лидерству - крупный рисунок, в центре листа

Зависимость, неуверенность - маленькие рисунок внизу листа

Демонстративность, открытость - наличие выступающих отростков, необычность форм

Скрытность, осторожность - расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса

Оптимизм - использование ярких цветов, изображение «радостных» кактусов

Тревога - использование темных цветов, преобладание внутренней штриховки, прерывистые линии

Женственность - наличие украшения, цветов, мягких линий, форм

Экстровертированность - наличие других кактусов, цветов

Интровертированность - изображен только один кактус

Стремление к домашней защите, чувство семейной общности - наличие цветочного горшка, изображение домашнего кактуса

Стремление к одиночеству - изображен дикорастущий кактус, пустынный кактус

Проективная методика «Несуществующее животное»

Ребенку дается инструкция придумать и нарисовать несуществующее животное, затем назвать его несуществующим именем.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности, моторики доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка).

По своему характеру тест относится к проективной методике. Статистической проверке или стандартизации не подвергается, поэтому анализируется подобно свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательных формах.

Экспериментальный материал.

Для исследования лучше использовать белый или слегка кремовый, не глянцевый лист бумаги; набор цветных карандашей средней мягкости.

Интерпретация рисунка.

При интерпретации рисунка в качестве показателей, свидетельствующих о наличии у подростка агрессии, можно выделить следующие:

· рот с зубами;

· присутствие на голове дополнительных деталей (рога - защита, в сочетании с другими признаками агрессии);

· когти, иглы, щетина;

· контур фигуры выполнен в острых углах.

Данные, полученные при интерпретации рисунка по перечисленным выше показателям, заносятся в таблицу, где знаком "+" обозначается наличие того или иного признака.

Интерпретация данных проективной методики «Несуществующее животное».

Данные проективной методики «Несуществующее животное» фиксируются в форме таблицы или в письменном виде по следующим критериям:

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии стандартного вертикального листа. Положение рисунка ближе к верхнему краю листа (чем больше, тем выраженнее) трактуется как высокая самооценка, недовольство собственным положением в социуме и недостаточность признания со стороны окружающих; претензия на продвижение, тенденция к самоутверждению, претензия на признание.

Положение рисунка в нижней части - обратные показатели: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, неуверенность, незаинтересованность в своем социальном положении, признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ СМЫСЛОВАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или заменяющие ее детали). Голова, повернутая вправо - устойчивая тенденция к деятельности - почти все, что задумывается или планируется, осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться, если даже не доводится до конца (человек активно переходит к реализации своих планов, наклонностей).

Голова, повернутая влево - тенденция к рефлексии, размышлению. Испытуемый «не человек действия», лишь незначительная часть замыслов реализуется или начинает реализовываться. Нередки нерешительность, страх, боязнь перед активным действием (что именно, надо выяснить дополнительно).

Положение в фас, т. е. голова, направленная на рисующего, трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза.

Глазам придается особое значение. Это символ присущего человеку страха (японский рисунок после Хиросимы). Это значение особенно подчеркивается резкой подрисовкой радужки. Обратите внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы - показатель истероидно-демонстративных манер. Для мужчин - женственные черты характера с подрисовкой радужки или зрачка совпадают редко. Ресницы - это также заинтересованность в восхищении окружающих внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения.

Значение детали «уши» прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих для себя (дополнительно по другим показателям, по их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для положительной оценки или только дает соответствующие реакции на окружающих: радость, гордость, обида, огорчение, не изменяя при этом своего положения).

Деталь «Рот» можно оценивать следующим образом. Приоткрытый рот в сочетании с языком - болтливость, в сочетании с подрисовкой губ трактуется как чувственность. Иногда и то, и другое вместе. Открытый рот без подрисовки губ и языка, особенно зачерченный, трактуется как легкость возникновения страхов и опасений, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев защитная: огрызается, защищается, грубит в ответ на осуждение или порицание. Для детей и подростков значение рта округлой формы означает боязливость и тревогу. Увеличенный (по отношению с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало, а, возможно, и эрудицию в себе и окружающих.

На голове часто расположены дополнительные детали: рога - защита, агрессия (определить в сочетании с другими признаками агрессии - ногтями, щетиной, иглами). Характер этой агрессии - спонтанный или защитно-ответный.

Перья - тенденция к самоукрашению или к самооправданию и демонстративности.

Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола, иногда ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (опорная - ноги, лапы, постаменты). Рассматривается основательность этой части фигуры по отношению к размеру всей фигуры и по форме - основательность, обдуманность, рациональность принятия решений, опора на существенную и значимую информацию, на существенные положения. В противном случае - поверхностность и неосновательность суждений, легкомысленность выводов, иногда импульсивность принятия решений - особенно при полном или частичном отсутствии ног. Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединены точно, тщательно или небрежно, слабо, или не соединены совсем. Это характер контроля над своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность, а также повторяемость формы ног любых элементов в одной части - конформность суждений и установок в принятии решений, стационарность, банальность. Разнообразие в положении этих деталей говорит о своеобразии установок и суждений, самостоятельности, небанальности, соответственно необычности формы, даже о творческом начале в норме или инакомыслии (ближе к патологии).

ЧАСТИ, ВОЗВЫШАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ, могут быть функциональные или украшающие. Крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантик, что-то вроде завитушек, кудрей, цветков. Первые - это энергия, охват разных областей человеческой действительности, уверенность в себе, самораспространение с неделикатными, неразборчивыми утешениями окружающих, либо любознательность, «соучастие» как можно в большем количестве мероприятий, завоевание себе места под солнцем увлеченность своей деятельностью, смелостью мероприятий - соответственно значению символа (щупальца, крылья и т.д.). Вторые – демонстративность, склонность к обращению на себя внимания, манерность.

Хвосты - выражают отношение к собственным действиям или поступкам, или решениям, размышлениям, вербальной продукцией - по тому, повернут ли хвост вправо (+) на листе или влево (-), судят об окраске этого отношения, которая выражена в направлении хвоста. Вверх - уверенно, положительно, бодро. Хвост же, падающий вниз, показывает недовольство собой, подавленность, сожаление, раскаяние и т.д. Особое внимание следует обратить на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев. Особенно на пышные, длинные, разветвленные. Их направленность также имеет значение: вправо - по поводу своих действий и поведения, влево - по поводу своих мыслей, решений, пропущенного момента, собственной нерешительности.

КОНТУР ФИГУРЫ. Важно наличие или отсутствие выступов (типа шипов, панциря, игл, прорисовки или затемнения линий контура). Это защита от окружающих. Агрессивная защита, если рисунок выполнен в острых углах; страх или тревога, если есть затемнение контурной линии; опасение и подозрительность, если поставлены щиты; «заслоны», направленные вверх - против людей, реально имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей. Направленность: защиты вниз - против насмешек, непризнания, отсутствия авторитетов у нижестоящих подчиненных, боязнь осуждений. Боковые - дифференцированная опасливость, готовность к защите и самозащите любого порядка и в разных ситуациях. То же самое - элементы защиты, расположенные не по контуру, внутри контура, на самом корпусе животного. Справа - больше в процессе деятельности (реальной), а слева - защита своих мнений, убеждений.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ оценивается количеством изображенных деталей: только ли необходимое, чтобы дать представление о животном (тело, голова, конечности и т.д.) с заполнением контуров без штриховки и дополнительных линий или же имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию деталей (дополнительных). Соответственно, чем выше энергия, тем больше деталей, и, наоборот, отсутствие таковых - экономия энергии, астеничность, органика: хроническое соматическое заболевание. То же подтверждается характером линий: при астении - слабая, паутинообразная. Обратный же характер линии не является полярным (жирная с нажимом), это не энергия, а тревожность. Особенно обратите внимание на резко продавленные линии, видимые даже с обратной стороны (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки - резкая тревожность). Обратите внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен подобным образом, к чему привязана тревожность.

ТЕМАТИЧЕСКИ животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных. Это отношение испытуемого к своему «Я», представление о своем положении в мире, об идентификации себя по значению с животными. В данном случае, рисуемое животное - представитель самого рисующего. УПОДОБЛЕНИЕ ЖИВОТНОГО ЧЕЛОВЕКУ, начиная с постановки животного в положение прямохождения (две лапы, вместо четырех и т.д.), кончая одеванием животного в человеческую одежду, включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки - свидетельствуют об инфантилизме, эмоциональной незрелости. Механизм сходен с аллегорическим значением животных и их характеров в сказках, притчах. Фигура круга, особенно ничем не заполненного, символизирует тенденцию к сокрытию, замкнутости своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Обратите внимание на акцент сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человеческой фигуре. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса. Редко и очень необычно обращает на себя внимание вмонтировка механических частей в живую часть животного - постановка на постамент, танковые или транспортные гусеницы, треножник, прикрепление к голове пропеллера, винта, проводов, вмонтирование в глаза электроламп, проводов в тело или конечности, рукояток и клавиш, антенн и т.д. Это наблюдается, главным образом, у больных шизофренией и редко у глубоких шизоидов.

ТВОРЧЕСКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов. Банальность, отсутствие творческого начала принимает форму готового, существующего животного.

НАЗВАНИЕ может выражать рациональное соединение смысловых частей («Летающий заяц», «Бегемот»). Другие варианты словообразования с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием («Реболетиус», «Воплиолярис»). Первое - рациональность, направленная установка на определенную ориентацию. Второе - демонстративность (разума, эрудиции). Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления («Гряктер», «Лелые»), знаменующие легкомыслие. Наблюдаются и ироническо-юмористические названия («Рипочурка», «Давашпор», «Пузыриес»), характеризующие соответствующее отношение к окружающему. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы («Трутру»). Склонностям к фантазированию (чаще всего защитного порядка) выражается непомерно длинным названием.

Наличие тех или иных качеств говорит о том, что у подростка наблюдается агрессивное поведение




Top