Мозаика. Состав, материалы, технология производства

Одним из самых красивых методов оформления комнаты является мозаика – что это такое, какие виды материала сегодня выпускаются можно узнать, изучив основные особенности данного сырья.

Разновидности плитки, ее плюсы и минусы, а также сфера применения материала помогут сделать правильный выбор.

Особенности применения мозаики

История мозаики глубоко уходит корнями в период 3-го тысячелетия до н.э. Данный способ широко применялся для отделки полов, стен в жилищах богатых персон. Немного позже материалом стали оформлять внутреннее убранство античных храмов. Раскопки археологов свидетельствуют, что в древние времена материал применялся повсеместно из-за его доступности.

Со временем мастера освоили технику шлифовки камней, благодаря которой начали обрабатывать материал, придавая ему кубическую форму. Сегодня она имеет название тессер.

Позже для кладки стали использовать не только речные камни, но стекло, керамику и другое сырье.

Маленькая плитка имеет ряд преимуществ, благодаря которым остается популярной на протяжении тысячелетий:

  1. практичность и долговечность;
  2. безопасность для здоровья человека;
  3. возможность самостоятельной отделки.

Мозаика в интерьере необязательно подразумевает полную облицовку плоскости. Ее можно аккуратно вписывать в окружающую отделку. Среди минусов мозаичной кладки выделяют:

  1. высокая стоимость работ;
  2. дороговизна материала, в зависимости от размеров, покрытия, натуральности;
  3. наличие опыта при самостоятельной кладке.

Несмотря на некоторые недостатки, полученный поле работы результат порадует любого человека. Флорентийская мозаика как одна из разновидностей кладки помогает создавать и декорировать предметы мебели, другие виды сырья применяются в облицовке больших плоскостей и создания панно.

Разновидности материала

Современные производители предлагают разнообразные виды мозаики, которые можно классифицировать согласно типу материала:

Прежде чем выбрать вид мозаики – изучите ее свойства. Некоторые виды мозаичной плитки могут быть неактуальными для санузлов, другие не подойдут для оформления кухни.

Где используется мозаика в интерьере?

Традиционным методом использования материала считается укладывание орнаментов и рисунков внутри домов. Однако не только для облицовки стен подходит данный вид материала.

В некоторых случая кафельная плитка значительно уступает качеству мозаики, поэтому последнюю используют для декорирования бассейнов. Она препятствует скольжению и более долговечная, чем обычный кафель.

Рассмотрим основные варианты использования мозаичной плитки:


Современные мастера укладки предлагают несколько видов облицовки мозаикой – это прямой и обратный набор. В первом случае мозаика в интерьере выкладывается лицом вверх, тогда художник может наблюдать за процессом работы и менять необходимые детали. Обратный набор подразумевает укладку материала в специальные металлические матрицы лицом вниз. Такая методика хорошо подходит для предоставления готовых образцов панно.

Мозаичная плитка – отличный материал для украшения помещений. Она подходит для роскошных и классических стилей, а также как элемент вставки в любой тип интерьера.

Керамических плиток и других материалов.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Машинки. Весёлая мозаика. Собираем машинки из мозаики.

    Мастер- класс МОЗАИКА ЗА ОДИН ДЕНЬ

    ✪ Мозаика своими руками

    ✪ 1.5. Все о мозаике. Техники набора мозаики.

    ✪ творческий лагерь "Мозаика" короткометражка "Друг"

    Субтитры

История

Древний Восток

История мозаики восходит ко 2-й половине IV тысячелетия до нашей эры - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов («зигзаги») длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, чёрным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник.

Античность

Расцвет античной мозаики приходится на эпоху эллинизма , когда появляется техника подколки камешков и становится доступным цветное стекло, что позволяло достигать живописной реалистичности изображений и использовать практически неограниченную цветовую гамму. Древнейшим памятником, где была использована техника подколки или тесселирования, считаются мозаики сицилийского города Моргантина (III век до н. э.).

Высочайшим расцветом мозаичного искусства можно считать эпоху Византийской империи . Византийская мозаика становится более утончённой, используется более мелкий модуль камней и деликатная кладка, фон изображений становится по преимуществу золотым.

Средневековая Европа

Рококо

В качестве материала для мозаики стали широко применяться раковины морских моллюсков. Такими мозаиками украшали интерьеры.
В Европе в этот период получила распространение мода на мозаики из бисера . Бисер вкладывали по воску на бумагу, картон, пользуясь схемами для вышивки крестом. Подобных работ сохранилось очень мало.
В Германии с этим материалом в 1750-1770 годах работала мануфактура ван Зелова, впоследствии секрет технологии был утерян. Декорировались как плоские детали мебели, например столешницы, так и объёмные предметы: бутыли, фигурки птиц. Большинство изделий этой мануфактуры находится в музеях Германии. Есть один столик производства этой мануфактуры в Музее-заповеднике Архангельское .

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Так, Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Этот дворец, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана, был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в своё время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъёмные решетчатые рамы с набором шебеке - разноцветных мелких стёкол. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являвшейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из Дворца шекинских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившие своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе » (Пятерицы) азербайджанского поэта Низами Гянджеви , сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и так далее. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, жёлтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время.

Французская мозаика

Одной из достаточно известных французских мозаик в своё время была мозаика Эмо де Бриар . Завод по производству бриарских фарфоровых бусин, а несколькими годами позже и мозаики, был открыт 1837 году. Существует множество произведений искусства, созданных из бриарской мозаики. Известный художник Эжен Грассе , одна из значимых фигур французского течения ар-нуво , использовал её при создании многих своих работ. Эта мозаика производится и по сей день и является одним из немногих оставшихся полностью французских производств.

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался Михаил Ломоносов . Однако мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

В 1840-е годы встал вопрос о переводе живописных икон крупнейшего в России Исаакиевского собора в мозаику . Во влажном климате Санкт-Петербурга , построенного на болоте, фрески осыпались ещё до окончания росписи , а там, где краска держалась, изображение быстро чернело и тускнело, впитывая дым от кадила , свечей и лампад . Русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств (В. Е. Раев , Е. Г. Солнцев , И. С. Шаповалов, С. Ф. Федоров) в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана . С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальты были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 году она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном магазине.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнёзда, арматура или другие инородные предметы, не включённые в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стёртой резины и тому подобного. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путём пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием.
Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов.

Материалы

В качестве мозаичных материалов используются традиционные - природный камень, смальта , керамика и металл. Этот арсенал сравнительно недавно пополнился керамогранитом . Тем не менее, смальта остаётся основным материалом при создании классических декоративных панно архитектуры, прежде всего - интерьеров. Наиболее популярны стекло и керамика ввиду их прочности и ряда других технических характеристик, доступности, наконец - художественного потенциала: многообразия колористических решений, сравнительной простоты обработки, большого диапазона модульных параметров - по части размеров и конфигураций. Камень используется в основном для создания напольных композиций; металл - для расширения выразительных средств мозаичных произведений; керамогранит - для фасадных работ, при формировании тротуаров, парковых дорожек и полов общественных сооружений.

Благодаря сумме функциональных и эстетических свойств этого материала, устойчивости к различным погодным условиям, жаропрочности и морозостойкости, малому коэффициенту водопоглощения, устойчивости к механическим воздействиям, агрессивным и биосредам, светостойкости, наряду с разнообразием гаммы и другими достоинствами, он находит широкое применение в различных сооружениях, эксплуатация и долговечность которых обусловлены названными факторами: в различных садово-парковых, водных сооружениях, в оформлении каминов и печей.

Мозаики из смальты и других видов декоративного стекла, помимо монументальных форм и элементов архитектуры; уже упомянутых панно, разнообразных фризов и других включений, используется также в самостоятельных прикладных направлениях изобразительного искусства, в орнаментальных и концептуальных композициях. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декор простого рисунка в виде узора, любой произвольной композиции.

Мозаика – искусство или ремесло? На этот вопрос можно ответить двояко. С одной стороны, это вид искусства, подобный живописи, где замысел автора воплощается в картину, но только посредством объединения мелких фрагментов в общее целое. С другой – это ремесло, направленное на украшение строений и интерьеров, в основе которого лежат специальные знания и навыки мастера, направленные на то, чтобы придать интерьеру неповторимость.




Что это такое?

Мозаика – это искусство создания рисунков и орнаментов из мелких разноцветных кусочков, называемых чипсами (иногда чипами), из какого-либо твердого материала путем компоновки на плоскости. С итальянского языка слово «мозаика» переводится как «сложенный из кусочков». Самыми распространенными материалами для создания мозаичных полотен являются природный камень, смальта (разноцветные осколки стекла), керамика, дерево, металл.

Современная мозаика, претерпевшая за многие тысячелетия развития внушительную трансформацию, стала, в основном, ремеслом, использующим в качестве отделочных материалов разноцветную мозаичную плитку с готовыми рисунками и узорами. Из таких мелких плиток складываются либо запланированные производителем узоры и рисунки, либо посредством разноцветных плиток складываются мозаичные композиции в соответствии с фантазиями мастера или пожеланиями заказчика.




Мозаикой стали называть отделочный материал, являющийся совокупностью мелких плиток прямоугольной формы различных цветов, из которых составляется напольный или настенный узор либо рисунок. Для отделки помещений стали повсеместно использовать керамическую плитку, покрытую разноцветной глазурью.

Но мозаика как часть прикладного декоративного искусства в чести у многих и сейчас. Индивидуальные творения мастеров мозаичной техники ценятся во много раз дороже, чем использование готовых шаблонов. Уникальные орнаменты и картины используются художниками как в градостроительной практике, так и у частных заказчиков, имеющих достаточные средства и чувство вкуса.

Такие творения создаются, в основном, из смальты (разноцветных стеклянных кусочков), камней как искусственных, так и натуральных. Причем материалы, используемые в композициях, комбинируются между собой, создавая эффект игры света и тени. Нередки индивидуальные заказы на эксклюзивную мозаику для внутреннего декора помещений с использованием нетрадиционных материалов, а также драгоценных камней и металлов.




Современные дизайнеры практикуют украшение помещений путем создания напольных и настенных мозаичных полотен, изготовленных из натурального камня и мозаичной плитки из дорогих древесных пород, покрытых противопожарной и влагозащитной прозрачной оболочкой. При этом подчеркивается естественная структура камня и дерева, разделяемая иногда вставками из металла и кости. Дизайн любого помещения, выполненный подобным образом, выглядит неброско, но роскошно.

Техника выкладки мозаики активно используется при отделке современных строений как снаружи, так и изнутри. Напольная и настенная мозаичная плитка, покрытая яркой глазурью, придает своеобразный колорит и изысканность любому интерьеру.




История происхождения

Мозаика возникла еще на заре возникновения человеческой цивилизации как искусство по созданию рисунков, складываемых из мелких разноцветных фрагментов различных материалов: камня, стекла, дерева, скорлупы и других материалов.

Историей зафиксированы факты зачатков мозаичного творчества еще за четыре тысячи лет до н. э. в Месопотамии. В древности шумеры создавали мозаику из обожженных кусочков раскрашенной глины. Мозаика присутствует и в усыпальницах древнеегипетских фараонов, где активно использовались разноцветные кусочки стекла.

С VI по II век до н. э. отмечается историками как период галечной мозаики, когда мозаичные рисунки представляли собой простые фигуры, сложенные из морской гальки черного, белого и красноватого цвета. Свидетельства такого творчества были найдены при раскопках в районах Средней Азии.



К IV веку до н. э. галечная мозаика усложнилась, приобретая вид более сложных рисунков и конструкций, где для разделения фрагментов стали использоваться свинцовые пластины, а количество элементов стало исчисляться тысячами.

В III век до н. э. в мозаике стала использоваться плитка квадратной и прямоугольной формы из камня, стекла и керамики. Это позволило значительно разнообразить композиции, придавая им четкие очертания и разноцветность. Мозаичные творения стали более похожи на живописные произведения, обладая большей реалистичностью. Старейшая плиточная мозаика была найдена при раскопках на Сицилии недалеко от селения Моргантина.

Но как полноценный вид прикладного декоративного искусства мозаика сформировалась в античные времена, откуда и пошло название данного вида искусства. Музами по древнегреческой мифологии считались девять покровительниц искусств, которые были дочерьми Зевса.

По картинам, созданным из стекла и камня и отражающим сцены из жизни различных времен и культур, а также по орнаментам и узорам можно проследить особенности развития человеческой цивилизации, религиозные предпочтения культур и народов.

Можно проследить, как оттачивалось мастерство корифеев мозаичного творчества: от создания простых каменных узоров до объемных красочных панно, объединяющих живописные техники и материалы.


В античные времена, а затем в Римской и Византийской империях использование мозаики стало неотъемлемой частью в градостроительной практике. Мозаичная плитка стала использоваться как для украшения стен домов, так и для украшения дорожного покрытия. Мозаикой стали выкладывать жилища изнутри, покрывая ей стены, бассейны и фонтаны. Она стала своеобразным мерилом благосостояния владельца.

В Древнем Риме зародился монохромный – черно-белый мозаичный стиль, который стал преобладающим на протяжении нескольких веков.

В России мозаичные творения стали появляться лишь к концу XX века после принятия христианства, на что оказала влияние Византийская империя. Налаженное производство смальты из стекла в Киеве в те времена положило начало расцвета мозаичного ремесла на Руси. Вершиной мозаичного искусства на Руси можно считать панно, украшающее Софийский собор.

Византийская школа, где наиболее значимы мозаики Равенны, была основана на религиозных взглядах. В ней использовались популярные в цветные эмали и золотые плитки, придающие мозаичным произведениям яркие и насыщенные цвета. При этом золотые плиты ставились под различными наклонами, что создавало магическую игру света и тени.




Восточная мозаика имела свои особенности. Исходя из того, что исламская религия запрещает любое изображение частей тела, включая лицо, в темах восточных мозаик присутствуют, в основном, орнаменты, геометрические фигуры, цветы и растения, а также всевозможные узоры.

Наиболее сложной в исполнении является техника Флорентийской школы, где использовались натуральные фактуры камня. Проводимый мастерами мозаики тщательный подбор природного каменного рисунка и его оттенков и умелое сочетание этого с идеальным соединением в единое целое придавал флорентийским мозаичным творениям своеобразный шарм, где естественность материалов гармонично сплеталась с идеями мастера. В мозаике использовались такие камни, как тигровый глаз, малахит, агат и другие. Часто использовались для внутреннего убранства интерьера мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней и драгоценных металлов, особенно для украшения мебели и каминов.

К XVI веку сформировалась флорентийская школа мозаичных картин, которая до сих пор хранит свою индивидуальность. Мастера данной школы востребованы в настоящее время.




К этому времени возникло четкое разделение между мозаичным искусством и работой ремесленников, которые стали выкладывать плитку с готовыми узорами и картинами, украшая интерьеры. Хранители мозаичного творчества как искусства создавали свои неповторимые шедевры, украшая храмы и дворцы витражами и мозаикой. Мозаика стала использоваться не только для отделки помещений, но и для украшения мебели, шкатулок и даже одежды. Темы для мозаики были весьма разнообразны: цветочные узоры, животные и птицы, библейские темы, сцены праздников и сюжеты из городской жизни.

К концу эпохи Возрождения развитие мозаичного искусства затихает, передав эстафету панно и фрескам. Но к середине XIX века итальянский мастер Антонио Сальвиати стал возрождать мозаичное мастерство в стеклянном венецианском стиле. Интерес к почти забытому ремеслу разгорелся с новой силой благодаря прочности, практичности и долговечности стеновых и напольных покрытий, сделанных из мозаичных плиток.




Во время правления Екатерины II Ломоносов М. В. разработал новые технологии выплавки смальты и создал предприятие по ее производству. Много его мозаичных творений дошли до нашего времени. Его композиция из смальты «Полтавская баталия» вошла в мировой культурный фонд. Затем, после смерти Ломоносова, мозаичное ремесло практически не имело применения вплоть до середины XIX в.

Интерес к мозаичному мастерству возник на фоне зарождающегося стиля исторической архитектуры. В это время появляются мозаичные мастерские в Ватикане и Лондоне.

Царь Николай I организует создание российских мозаичных мастерских, вдохновленный византийскими мозаиками в киевском Софийском соборе. Для возрождения мозаики на Руси император направил для обучения в школе Ватикана художников и стал привлекать иностранных мастеров. Крупные мозаичные мастерские были организованы в Петербурге, Париже, Вене и Венеции.



Венецианские мозаики 1920 года, выставленные в Париже в 1925 году, были созданы в новом стиле ар-деко. Стали появляться мозаичные работы и в стиле модерн. В Барселоне Антонио Гауди совместно с Жузепом Марией Жужолем делают мозаики из битого стекла и керамики в Парке Гуэля.

Мозаика как искусство, также как и ремесло не стоит на месте, постоянно пополняя свой арсенал новыми технологиями и материалами. В начале XXI века, наряду с традиционными видами мозаики, благодаря новым технологиям стали появляться мозаичные плитки с объемным эффектом 3D изображений. Сложенные композиции из таких материалов, используя эффект объемности пространства, создают реалистичность рисунков, особенно животных, птиц и пейзажей.

Для продвижения художников-мастеров мозаичного дела существуют международные организации мозаики: Британская ассоциация современной мозаики и Общество американских мозаичистов.




Разновидности

Красота мозаичных покрытий успешно сочетается с их надежностью, обусловленной абсолютной влагостойкостью и долговечностью покрытия. Поэтому мозаику применяют в качестве облицовочного материала для фасадной отделки зданий, а также для отделки помещений с повышенной влажностью.

Фасадная облицовка посредством мозаичных покрытий дает возможность успешно закамуфлировать недоработки и трещины.

Для фасадной отделки, а также для украшения стен внутри помещения чаще используются методы и особенности, которыми руководствуется классическая художественная школа мозаики. Для нее характерно исполнение картин и разнообразных узоров с использованием традиционных материалов: смальта, дерево, кость, металл, натуральные камни – оникс, травертин, мрамор.


Для напольных же покрытий чаще применяются методы, свойственные современной венецианской мозаике «тераццо». Она представляет собой цементную смесь с каменной крошкой и битым бутылочным стеклом, куда добавляются осколки гранита и мрамора. После затвердевания получается очень крепкая водонепроницаемая поверхность с мозаичным рисунком, которая подлежит полировке.

По стилю мозаика делится на множество орнаментов и рисунков. Если в европейской культуре доминирует рисунок, то в восточной мозаике превалируют узоры с яркими насыщенными цветами, цветы и геометрические фигуры.

Все больше появляется желающих обустроить ванные комнаты, бассейны и кухни турецкой и марокканской мозаикой.





Если турецкая мозаичная плитка имеет яркую цветовую гамму, где яркие квадраты и треугольники украшаются насыщенными цветами, то марокканская мозаика отличается пастельными тонами и орнаментами, напоминающими персидские ковры.

Наряду с проверенными временем видами мозаики появились мозаичные плитки, при изготовлении которых используются новые цифровые технологии. Они позволяют делать мозаичную плитку с эффектом 3D, что воссоздает эффект объемности. Это свойство можно интерпретировать как в вогнутости пространства, позволяющей как бы визуально расширить помещение, так и в выпуклости, как бы приближая части мозаичного рисунка, оживляя его. 3D мозаика придает наибольшую реалистичность композициям по сравнению с традиционными видами мозаики.



Мозаика подразделяется по типу применяемых материалов и по типу укладки.

По типу используемых материалов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.

Стеклянная

Каменная

Смальтовая

Керамическая

По способу укладки мозаичного полотна можно выделить следующие виды:

  • паркетри;
  • интарсия;
  • инкрустация;
  • блочная мозаика.

Паркетри

Интарсия

Инкрустация

Блочная мозаика

Паркетри

В данном способе используются мозаичные фрагменты, представляющие собой геометрические фигуры – в основном, треугольники, квадраты и прямоугольники. Этот мозаичный стиль используют, как правило, для создания простеньких орнаментов и картин. Перед монтажом наносят на поверхность эскиз или трафарет, а затем по контуру фрагменты склеиваются боковыми поверхностями. После этого фрагментарно, учитывая цветовые сочетания, заполняется тело внутри контура рисунка, где боковые поверхности фрагментов обмазываются со всех сторон клеем.

В данном стиле укладки чаще используют смальту и дерево твердых ценных пород. При этом нередко практикуются вставки из металлов, таких как медь, латунь и бронза.


Интарсия

Данный вид укладки мозаичного полотна предусматривает создание композиции определенной формы, т. е. фигурной мозаики. В интарсии мозаичные плитки как можно точнее подгоняют по боковым поверхностям, склеивая их между собой краями и вкладывая в половое или стеновое покрытие, в котором предварительно вырезают или выдалбливают контур, соответствующий мозаичной фигуре, на глубину толщины мозаичной плитки.

При этом необходимо обратить особое внимание на выравнивание поверхности стенового или полового углубления, в которое затем укладывается мозаичный рисунок. Внешнюю поверхность шлифуют и полируют. Этот вид укладки имел наибольшую популярность в эпоху Возрождения.




Инкрустация

Данный вид размещения мозаики производится посредством врезки фрагментов друг в друга. Считается наиболее трудоемким стилем укладки и применяется, как правило, для врезки в деревянную поверхность фрагментов из кости и металла. Часто используется врезка друг в друга фрагментов разных древесных пород и камней различной фактуры и тональности.

После врезания пластин они шлифуются на одном уровне с основной поверхностью, а затем вся поверхность подлежит полировке.

Она должна выглядеть и ощущаться на ощупь как единое целое. При этом поверхность либо полируется, либо делается матовой.



Блочная мозаика

Блочная мозаика – это тип мозаичной укладки, в котором рисунок или узор разбивается на маленькие блоки, представляющие собой мозаичные плитки, состоящие из отдельных фрагментов, связанных между собой единым цветовым, тональным и смысловым решением. Этот вид мозаичной укладки, придя с Древнего востока, продолжил развитие в Италии под названием чертозианская укладка.

Данный вид укладки используется чаще для создания небольших картин, имеющих мелкие, но значительные элементы, например, при создании лиц, тел, животных.



Материалы

Так как мозаика – это составление единой картины из мелких твердых фрагментов, то и материалов для ее изготовления великое множество: от гальки, используемой с древнейших времен, до современнейшего пластика, искусственного камня типа акрила и ПВХ панелей с имитацией мозаичных рисунков. ПВХ панели делаются из пластика на основе винилхлорида, который придает панелям устойчивость к агрессивным средам, механическую прочность и влагостойкость.

ПВХ панели устойчивы также к перепадам температур, что определяет их долговечность. Их применяют, как правило, для внутренней отделки помещений с повышенной влажностью.

Но хотя пластиковая мозаика и наиболее дешевая, все-таки предпочтение отдается в мозаичном мастерстве натуральным составляющим как экологически чистым и наиболее универсальным.


Наиболее часто используются виды мозаики по типу применяемого материала для фрагментов:

  • стеклянная;
  • каменная;
  • смальтовая;
  • керамическая;
  • другие.




Стеклянная мозаика – один из древнейших видов, имеющий свои традиции. Создание подобного вида соответствует различным школам: восточной, византийской, венецианской и флорентийской.

В настоящее время в стеклянной мозаике наиболее часто применяют венецианское стекло, обладающее такими необходимыми качествами, как долговечность, жароустойчивость, прочность, и которое обладает насыщенными яркими цветами. Она применяется для украшения стеновых и половых покрытий, а также для бассейнов и ванных комнат. Данный вид также применяется для украшения мебели и каминов.

Более дешевой альтернативой венецианскому стеклу является обычное стекло. В основе любого стекла лежит кварцевый песок. Цвет его зависит от красителей, которые добавляются в расплавленный песок, а блеск и переливы достигаются путем добавления в этот раствор перламутра. Изделия из такого стекла могут быть абсолютно прозрачными, глянцевыми или матовыми.

Надо помнить, что хотя стеклянные плитки и весьма прочны, но ронять на них тяжелые предметы все-таки не рекомендуется, да и царапинам они подвержены.




Каменная мозаика также является одним из самых древних видов прикладного декоративного искусства. В ней применяются различные виды природного камня, а в современное время и искусственные имитации. Для мозаики из камня можно использовать различные камни: мрамор, гранит, травертин, яшму, малахит, гальку, туф и т. д. Иногда используют даже осколки кирпича. Красиво смотрится мозаика, набранная из естественного камня без какой-либо обработки.

Наиболее дорогими, но и наиболее долговечными считаются мрамор, гранит, оникс, яшма. Каменную мозаику можно использовать повсеместно как для внешней, так и для внутренней отделки помещений.

Камень можно как полировать, так и делать матово-шершавым. Но надо помнить, что он требует особого ухода. Его нельзя протирать абразивными материалами и смачивать кислотно-содержащими жидкостями. Каменную мозаику, как и любые изделия из камня, желательно натирать воскосодержащими кремами и растворами. Гранитная и мраморная, соответственно, использует данные натуральные каменные породы. Они более дорогостоящие, но и выглядят наиболее изысканно.




В отдельный вид каменной мозаики можно выделить облицовку с применением травертина. Совмещая в себе красоту натурального камня, простоту в обработке и доступную цену, травертин является лучшим бюджетным вариантом для домашней отделки. Данный камень имеет относительно пористую структуру, что дает легкость в обработке с одной стороны, а с другой требует к нему более детального подхода.

При использовании травертина в напольных покрытиях его подвергают специальной пропитке для снижения пористости, увеличивая его долговечность. Травертин может иметь как глянцевую, так и матовую поверхности. Мозаику из травертина делают, в основном, из квадратных каменных плиток.

На края плиток при каменной укладке наносят клей для натурального камня, который используется для склеивания пористых поверхностей и обеспечивает надежное крепление фрагментов мозаики на поверхности.




Смальтовая мозаика – это тоже стеклянная мозаика, но с определенным добавлением солей калия и иногда марганца и других добавок. По сравнению с обычным стеклом смальта абсолютно непрозрачна. Ее получают путем переработки обычного стекла в порошкообразный субстрат. Затем, тщательно перемешивая с красителем и добавками, доводят на огне до жидкого состояния и запекают в прямоугольных формочках (иногда используют формы других геометрических фигур).

Каждый кусочек смальты имеет глянцевую или матовую поверхность, получив свою цветность и тональность. Изначально родным для смальты считался синий цвет, получаемый благодаря добавлению в стекло красителей на основе кремниевой кислоты и кобальта. Смальту также называли стеклом, превращенным в камень из-за приобретенной после запекания повышенной прочности. Благодаря насыщенным цветам создается эффект свечения смальты изнутри.




Керамическая мозаика – это керамическая плитка прямоугольной формы, небольшая по величине. Она покрыта глазурью определенного цвета либо имеет градиентную цветовую заливку. Такая мозаика прочнее стеклянной. Она используется в фасадной и стеновой отделке как внутри, так и снаружи помещений, в ванных комнатах и бассейнах, в жилых и офисных помещениях. Ей нет равных при украшении половых покрытий благодаря прочности и влагостойкости.

Цветовая гамма выпускаемых промышленностью керамических плиток весьма разнообразна – на любой вкус найдется цвет. Этот материал прочен, влагостоек и долговечен. Мозаичную керамическую плитку изготавливают теми же способами, что и обычную керамическую плитку: делают раствор, который заливают в формочки, прессуют и, залив глазурью, обжигают в печи при высокой температуре. Мозаика имеет меньший размер.




К другим, более редким в использовании видам мозаичных покрытий можно отнести металлическую, деревянную, кокосовую и с использованием кости, драгоценных камней и металлов, а также керамогранитную мозаику.

Металлическая мозаика часто комбинируется с другими видами. Детали с контуром часто содержат в себе металлические пластины из серебра, меди, латуни и бронзы, выделяющие контур рисунка или узора. Также рисунки с контуром используют для выразительности изображения с помощью цветовых эффектов.

Для создания наиболее красивой, но и наиболее трудоемкой мозаики используют природную фактуру камня и дерева, что в совокупности с другими материалами может воплотить в мозаичное панно самые смелые дизайнерские замыслы.




К редко применяемым материалам относится яичная скорлупа, которую используют для придания старения в виде трещинок каменной стене и для имитации цветения, покрывая при этом кусочки скорлупы разноцветной эмалью.

Богато смотрится мозаика, выложенная из скорлупы кокосового или кедрового ореха. Ореховая скорлупа обладает очень высокой прочностью, влагонепроницаемостью и устойчивостью к температурным перепадам. Облицовочные плитки на основе данного материала делаются путем лазерной нарезки ровными квадратами. Эти квадраты соединяются с помощью натуральных смол.




Формы и размеры

Формы и размеры мозаичных чипов весьма разнообразны. Длина стороны может варьироваться от 1 до 10 см: до 3 см – мелкая, а свыше – крупная мозаика. В одной мозаичной композиции могут использоваться различные по форме и размерам фрагменты. Само полотно также может иметь различные очертания.

Мозаика из стекла выпускается промышленным способом в виде прямоугольных чипсов размером 20 на 20 мм и бывает как в наборе из однотонных, так и разноцветных элементов.

Прямоугольная, особенно квадратная форма используется чаще остальных. Нередко используется шестигранная форма, напоминающая пчелиные соты. Реже используются строительные фрагменты по типу восьмиугольников, а совсем редко – круглая составляющая.




Для индивидуального творчества мозаичисты часто используют битое бутылочное стекло и осколки камней разной конфигурации. Процесс очень трудоемкий, но дающий возможность самовыражения, избегая стандартных клише.

Мозаичная плитка выпускается на потребительский рынок в разных формах и наборах из различных форм, связанных в единую тему. Дизайнерские идеи ставятся на поток повсеместно. Одной из таких идей, воплощенных в жизнь, является растяжка. Мозаичная растяжка имеет целью создание объема изображения путем плавного перехода от темного цвета к светлому.

Темные цвета при этом как бы растягиваются, превращаясь в градиент, что создает эффект волнового перелива красок, тонов и полутонов. В данном методе при профессиональном подходе можно воплощать дизайнерские идеи с использованием цветовых эффектов и свойств различных цветов.

При этом градиент может использоваться от центра, создавая эффект выпуклости или вогнутости рисунка, по диагонали, горизонтали или вертикали.



Цвета

Составление мозаичных полотен даже из стандартных материалов, купленных в магазине, – процесс творческий, требующий от мастера, кроме навыков укладки мозаики, еще и определенного таланта цветовосприятия.

Мозаичные плитки, так называемые чипсы (чипы) – мелкие элементы, из которых складывается мозаичный рисунок, имеют разнообразные цвета и формы. В настоящее время мастерам доступны как красители, так и готовые чипсы разнообразных цветов и оттенков.

При оформлении мозаикой необходимо очень внимательно относиться к созданию цветовых гамм, используя цветовые дизайнерские решения на основе устоявшихся законов цветоделения. При выборе цветов и оттенков необходимо учитывать места расположения панно, используя свойства восприятия человеческой психикой определенных цветов.




Каждый цвет в сочетании с определенными оттенками должен возбуждать определенное настроение. Ванная или бассейн не должны напоминать надгробные плиты, если даже и оформлены гранитной или мраморной мозаикой. А в интерьере спальни не должны доминировать яркие кричащие цвета, уместные на фасаде и внешних атрибутах здания, фонтанах и бассейнах.

Поэтому для наиболее эффективной работы по созданию мозаичных творений должен привлекаться дизайнер, тонко чувствующий цвета и их оттенки, знающий закономерности устоявшихся цветовых решений, использующий свойства цветов в различных сочетаниях, а также умеющий реализовывать свои неповторимые цветовые фантазии. Он должен уметь играть как на оттенках, создавая градиентные мягкие цветовые переходы, так и использовать в полной мере контрасты.

Умение тонко поставить игру света и тени соответственно настрою определенного помещения считается высшим пилотажем дизайнерского искусства.



Древний Восток

История мозаики восходит ко 2 пол. 4 тысячелетия до н. э. - времени, которым датированы постройки дворцов и храмов шумерских городов Месопотамии: Урука , Ура , Эриду .

Мозаика составлялась из обожженных глиняных палочек-конусов длиной 8-10 см и диаметром 1,8 см, которые укладывались на глиняный раствор. Изображение формировалось из торцов этих конусов, которые раскрашивались, обычно красным, черным и белым. Использовались геометрические мотивы: ромб, треугольник, зигзаг .

Античность

Ислам

Мозаика очень широко использовалась в оформлении дворцов правителей Востока. Дворец шекинских ханов является выдающимся произведением средневековой архитектуры Азербайджана. Если не было бы других древних сооружений Азербайджана, то было бы достаточным показать всему миру только Дворец шекинских ханов.

Дворец шекинских ханов, считающийся одним из ценных памятников архитектуры XVIII века Азербайджана был построен в 1762 году Гусейханом. Дворец, в свое время входивший в комплекс дворцовых сооружений и служивший резиденцией шекинских ханов, представляет собой двухэтажное здание. Фасад дворца представляет собой подъемные решетчатые рамы с набором шебеке - разноветными мелкими стеклами. Многоцветный рисунок шебеке красочно дополняет росписи, покрывающие стены дворца.

Во второй половине XVIII века в Шекинском ханстве высокого развития достигло искусство живописи, непосредственно связанной с архитектурой и строительством. Все значительные архитектурные сооружения в городе Шеки были богато украшены стенной росписью, являющейся в то время самым популярным видом живописной техники. Свидетельством тому являются образцы живописи из дворца шекиских ханов, сохранившиеся до наших дней и не утратившего своей художественной выразительности. Стенные росписи посвящались различным темам: сцены охоты на диких зверей, сражений, растительные и геометрические орнаменты, рисунки, созданные по мотивам «Хамсе» (Пятерицы), гениального азербайджанского поэта Низами Гянджеви, сцены из дворцовой жизни, бытовые зарисовки из крестьянской жизни и т. д. В основном применялись такие цвета, как синий, красный, золотистый, желтый. На плафоне зала во дворце шекинских ханов зашифровано имя талантливого живописца Аббаса Кули. Следует отметить, что стены дворца не раз реставрировались, и поэтому здесь можно встретить росписи, сделанные мастерами, жившими в разное время. Дворец шекинских ханов

Мозаика в России

Древнерусские мозаики

На Руси мозаика появляется с принятием христианства , но не получает распространения из-за дороговизны импортируемого из Константинополя материала (в Византии на вывоз смальты была объявлена государственная монополия).

Мозаика в России Нового времени

Возрождением мозаики в России занимался М. В. Ломоносов . Однако, мозаичное дело Ломоносова не получило продолжения по смерти своего создателя. Искусство мозаики было вновь забыто.

Поэтому, в 1840-е годы, когда стал вопрос о переводе живописных икон для Исаакиевского собора в мозаику, русскому правительству пришлось командировать выпускников Императорской Академии художеств в Рим - учиться у мастеров Студии мозаики Ватикана. С другой стороны, из Рима в Петербург для организации производства смальт были приглашены технологи-стекловары.

В 1851 году русские студенты вернулись на родину, к этому же времени здесь итальянцами уже было организовано для них производство смальты. Этот год считается датой открытия Мозаичной мастерской Императорской Академии художеств.

Хотя мастерская была организована специально для создания мозаик Исаакия, что продлилось 66 лет и так и не было завершено из-за революционных событий, она выполняла и другие заказы: мозаики для иконостаса Собора Спаса на Крови в Петербурге, иконостаса собора Спаса на Водах , орнаментальные мозаики Храма Христа Спасителя в Москве, мозаичные портреты членов царской семьи и частные заказы.

Мастерская практиковала так называемый «прямой способ» набора, который позволял достигать живописной реалистичности изображения, но был чрезвычайно затратен по времени и, соответственно, дорог.

Поэтому, Академия пыталась искать пути решения этого вопроса. Для этого в 1888 г. она командирует своих сотрудников, среди которых был и А. А. Фролов, в Венецию, где Антонио Сальвиати был создан и успешно использовался другой, более экономически выгодный способ мозаичного набора. При нем мозаики выкладывались в зеркальном отображении лицевой стороной на временное основание, на котором уже перевозились на место для них предназначенное, где и укладывались. Этот способ получил название «обратного» или «венецианского».

Поскольку этот опыт Академией принят не был, А. А. Фролов открывает собственную студию, которая, уже при его брате В. А. Фролове , становится самой успешной студией мозаики дореволюционной России, а впоследствии полагает основы советского мозаичного искусства.

Мозаика и народное искусство

Современное искусство

Мозаика племени Уичоли (Huichol)

Мозаика племени Уичоли. Ягуар, украшенный мозаикой из бисера. Бисер уложен боком к основе.

В настоящее время развивается такой вид автохтонного искусства как мозаика племени учоли. Она представляет собой редкую разновидность мозаики по применяемому материалу - в этой технике для укладке применяется бисер .

Есть примеры другой укладки бисера - отверстием вверх.

Техника

Способы укладки

При прямом наборе элементы мозаики вдавливаются в грунт. При обратном наборе мозаика собирается на картоне или ткани, потом переносится на загрунтованную поверхность.

Укладка мозаики: техника похожа на укладку плитки, клей и затирочный раствор для мозаичных швов доступны в каждом строительном супермаркете.

Основание исследуется на прочность, выявляются все дефекты - трещины, каверны, гравийные гнезда, арматура или другие инородные предметы, не включенные в проект, а также проблемные области, например, масляные пятна, рыхлое или недостаточно прочное основание, пустоты. Основание должно быть крепким, несущим, сухим, а также ровным и очищенным от средств, уменьшающих сцепление (например, добавок, уменьшающих адгезию и облегчающих демонтаж опалубки), без следов цементного молока, пыли, грязи, остатков краски, стертой резины и т. п. При необходимости провести механическую очистку основания, например, путем пескоструйной обработки. Перед началом укладки мозаики визуально поверхность должна быть ровной, без наплывов, ямок и трещин, а также сухой и прогрунтованной.

Укладка мозаики на бумаге

Укладка начинается с нанесения на подготовленную поверхность клея, после чего он равномерно распределяется по всей поверхности. В большинстве случаев рекомендуется применять клеевые составы на латексной основе. Мозаика клеится обратной к бумаге стороной. Укладка должна быть аккуратной, поэтому расстояние между листами должно соответствовать расстоянию между плитками, излишнее давление недопустимо. По окончании укладки листы необходимо закрепить легкими ударами площадки с резиновым основанием. Через сутки бумагу можно удалить - смоченная влажной губкой, она отстаёт. Перед затиркой швов мозаичную поверхность необходимо очистить от остатков бумаги и клея, после чего затирку можно выполнить при помощи резиновой тёрки. Для затирки швов целесообразно использовать состав, который рекомендуется производителем мозаики. Когда затирка завершена, можно выполнить очистку мозаики и отполировать мозаичную поверхность.

Укладка мозаики на сетке

В отличие от мозаики на бумажных листах, мозаика, наклеенная на сетку, клеится лицевой поверхностью вверх. Для технологии её укладки характерно то, что после высыхания клея можно приступать сразу же к затирке швов. .

Материалы

Мозаика на заводе ТЭМ в Пензе

В качестве мозаичных материалов используются традиционные смальта и природный камень, а также стеклянные смеси, керамика, керамогранит , металл. Классическое исполнение мозаики из смальты остаётся изысканным вариантом оформления декоративных панно. Камень используется, в основном, для создания напольных изображений; металл - для придания интерьеру некоего футуристического намёка; керамогранит - для отделки зданий общественного назначения. Стеклянная и керамическая мозаика являются самыми популярными отделочными материалами из-за их высоких технических характеристик, доступности, многообразия (могут быть самых разных цветов и размеров), художественного потенциала.

Стеклянная мозаика, помимо артпокрытия, является также прикладным средством искусства. Её художественные возможности велики: она позволяет создать декоративное изображение от простого рисунка (узора, ковра, растяжки, одиночного элемента отделки для создания акцента в интерьере) до сложной композиции и произведения живописи.

Стеклянная мозаика применяется для облицовки самых различных объектов. Сплав функциональных и эстетических свойств этого материала (высокая пластичность, нулевой коэффициент водопоглощения, жаропрочность и морозостойкость, прочность, неприхотливость, устойчивость к химикатам и воздействию солнечных лучей, независимость от погодных условий, неподверженность влиянию микроорганизмов и бактерий, разнообразие цветовых решений, дополнительные дизайнерские возможности) подходит для сооружений, связанных с водой: бассейнов, прудов, водопадов, фонтанов, ванных, кухонь, саун, а также каминов, фасадов зданий.

На базе Украинского института Высокомолекулярных соединений была разработана Мозаика полиэфирная с неограниченной цветовой гаммой, разнообразием форм и высокой стойкостью к природным и другим факторам влияния.

Возрождается интерес к мозаике из бисера.

См. также

  • Маркетри
  • HTML-арт
  • Мозаичная психопатия

Примечания

Литература

  • Лазарев В. Н. Древнерусские мозаики и фрески . - М .: Искусство , 1973. - 512 с. - (Из истории мирового искусства). - 20 000 экз.

Ссылки

Мозаика Мозаика

(франц. mosaпque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально - посвящённое музам), изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства. Мозаика употребляется также для украшения произведений декоративно- прикладного искусства, реже для создания станковых произведений. Особым видом мозаики является инкрустация. Мозаики набираются из кусочков простой геометрической или более сложной, вырезанной по шаблонам формы, которые закрепляются в слое грунта (извести, цемента, мастики или воска). Существуют 2 способа набора мозаики: "прямой", при котором частицы вдавливают в грунт, нанесённый на декорируемую поверхность, и "обратный", когда частицы наклеивают лицевой стороной на картон или ткань с нанесённым на них рисунком (затем тыльная сторона набора заливается закрепляющим составом, а временная основа отделяется).

Древнейшие сохранившиеся мозаики - орнаменты из разноцветных глиняных кружков (храмы в Двуречье, 3-е тысячелетие до н. э.), сюжетные изображения из раковин и лазурита (так называемый "Штандарт" из Ура, около 2600 до н. э., Британский музей, Лондон). Античная мозаика развивалась от несложных, выложенных галькой узоров и изображений к изысканным многоцветным или чёрно-белым композициям, выполненным способом прямого набора из кусочков камня и после набора отшлифованным ("Дионис на пантере", IV в. до н. э., Музей, Пелла). В византийском искусстве исключительные по силе воздействия мозаики (в церкви Сан-Витале в Равенне, около 547; в церкви Успения в Дафни, вторая половина XI в.) заняли господствующее положение в системе живописного убранства храмов. Наборы из смальт и камней (часто полудрагоценных) не шлифовались, что позволяло добиваться особой глубины и звучности цвета; мерцающая поверхность этих мозаик, их золотые фоны обогащали и зрительно расширяли реальное пространство интерьеров византийских храмов (например, мозаики Софии храма в Константинополе). Высокого расцвета достигло искусство мозаики и в странах, воспринявших и развивавших византийские традиции: в Италии, Грузии (Мозаики Гелатского монастыря, XII в.), Древней Руси (Мозаики XI-XII вв. в Софийском соборе и Михайловском Златоверхом монастыре в Киеве). В романском искусстве Западной Европы преимущественное распространение получили орнаментальные мозаики С XIII в. мозаики в Европе постепенно вытесняются стенными росписями. В XVI в. в Италии возникает так называемая флорентийская мозаика из шлифованных, вырезанных по шаблону цветных камней, предназначенная для отделки интерьеров и мебели. Распространившиеся с XVII в. чисто смальтовые шлифованные мозаики имитировали масляную живопись. В странах ислама (а также в средневековых Испании и Португалии) с XIII-XIV вв. развивалась орнаментальная, строго подчинённая архитектурным членениям майоликовая мозаика (среди лучших образцов - полихромная, с преобладанием голубых и синих тонов, с изящными растительным и эпиграфическим орнаментами облицовка зданий в Самарканде и Бухаре). В России технику смальтовой мозаики возродил в XVIII в. М. В. Ломоносов, под руководством которого были созданы в этой технике станковые портреты и батальные композиции. В 1864 при петербургской АХ было основано мозаичное отделение, основной задачей которого стало изготовление мозаик для Исаакиевского собора. Мастера "модерна" и национально- романтических течений (испанец А. Гауди, австриец Г. Климт, М. А. Врубель в России и др.) часто обращались к технике майоликовой мозаики. В современной мозаике преобладают композиции, построенные на сочетании броских локальных цветовых пятен (Р. Гуттузо, Ф. Леже, Д. Ривера, Д. Сикейрос, Х. Эрни). Подъём современной мозаики, наметившийся в 30-х гг., был обусловлен возросшим интересом к проблемам синтеза искусств. Среди произведений художников старшего поколения наибольшую известность получили смальтовые мозаики А. А. Дейнеки, П. Д. Корина, флорентийские - Г. И. Опрышко; в 60-80-х гг. яркие образцы мозаики создавали Н. И. Андронов, А. В. Васнецов, В. В. Мельниченко, Д. М. Мерперт, Б. П. Милюков, А. Ф. Рыбачук, Б. А. Тальберг, З. К. Церетели, В. Б. Эльконин и др.

Литература: В. Н. Лазарев, История византийской живописи, т. 1-2, М., 1947-48; его же, Древнерусские мозаики и фрески XI-XV вв., М., 1973; А. В. Виннер, Материалы и техника мозаичной живописи, М., 1953; А. П. Чубова, А. П. Иванова, Античная живопись, (М., 1966); В. Е. Лебедева, Советское монументальное искусство шестидесятых годов, М., 1973; С. С. Валериус, Монументальная живопись. Современные проблемы, М., 1979; Demus О., Byzantine mosaic decoration, L, 1947; Rossi F., Mosaics, N. Y., 1970.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)

моза́ика

Разновидность монументальной живописи , древнейшая из живописных техник. Изображение в мозаике выкладывается цветными камешками или кусочками смальты, вдавленными во влажную штукатурку или цемент. Важнейшим достоинством мозаики является её долговечность: краски не выцветают от времени, не боятся солнечного света.


Уже в 3-м тыс. до н. э. в Междуречье здания украшали мозаическими узорами из кусочков глиняных плиток, раковин и лазурита. Античные мозаичисты использовали морские камешки, которые укладывались по заранее намеченному рисунку. Подобными изображениями украшены полы римских терм , домов в Помпеях и т. д. В раннехристианский период мозаика набиралась из кусочков специального цветного стекла (смальты) и полудрагоценных камней (порфира, халцедона, ляпис-лазури и др.) на золотом фоне. Золотой фон получали, прокладывая тончайшее листовое золото или золотую фольгу между кусочками бесцветной смальты. Таинственное мерцание золотого фона, символизировавшего Божественный свет, создавал особое, мистическое настроение в христианском храме. Мозаики «оживали» в свете попадающих на них солнечных лучей, переливаясь драгоценным сиянием и создавая для верующих зримый образ Рая на земле [мозаики церкви Сан-Витале в Равенне, ок. 547 г.; церкви Успения в Дафни, вторая пол. 11 в.; монастыря Хора в Константинополе (Кахрие-Джами), нач. 14 в.; Софии Киевской, 11 в., и др.]. С 13 в. в Западной Европе мозаика начинает вытесняться фреской . В период Высокого Возрождения в Италии для украшения мебели использовалась т. н. флорентийская мозаика, узор которой составлялся из цветных отшлифованных и вырезанных по шаблону камней. В 18 в. распространилась мозаика из узких продолговатых кусочков смальты, имитировавшая масляную живопись . В мусульманских странах получила распространение мозаика из цветных майоликовых плиток (храмы Бухары и Самарканда).


В России в 18 в. искусство мозаики пытался возродить М. В. Ломоносов, который наладил производство смальты на заводе под Санкт-Петербургом и выполнил большую мозаику «Полтавская битва». В 1864 г. при Петербургской академии художеств было открыто отделение, готовившее мастеров-мозаичистов. Очередное возрождение искусство мозаики пережило в эпоху модерна (мозаичная отделка архитектурных построек А. Гауди , мозаики Г. Климта в Австрии, М. А. Врубеля – в России). В 20 в. в технике мозаики работали многие замечательные мастера: Д. Ривера, Д. Сикейрос, Р. Гуттузо, А. М. Васнецов , А. А. Дейнека , П. Д. Корин , Н. А. Андронов и др.

(Источник: «Искусство. Современная иллюстрированная энциклопедия.» Под ред. проф. Горкина А.П.; М.: Росмэн; 2007.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Мозаика" в других словарях:

    - (греч. mouseion). Искусство подражания живописи набором мелких цветных кусочков столбиков камней, мрамора, эмали или дерева, вставляемых по теням плотно в мастику, цемент, клей и т. п. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

    мозаика - Изображение, составленное из множества элементов, близких друг другу по размерам Ист.: Плужников, 1995 Мозаика (франц. mosaïque, итал. mosaico, от лат. musivum, буквально посвященное музам), изображение или узор, выполненные из однородных… … Словарь храмового зодчества

    - (иноск.) пестрота (намекъ на мозаику, мусію мозаичное искусство подражать живописи наборомъ мелкихъ цвѣтныхъ камней и стеколъ). Ср. Г. Сентянинъ (въ своемъ статистическомъ очеркѣ о служащихъ на сибирской желѣзной дорогѣ) совершенно вѣрно… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

    МОЗАИКА, мусия жен. мозаичное, ческое или мусийное искусство и | произведенье его; искусство подражать живописи набором мелких цветных камней и стекол. Мозаикист, мусийщи, мозаичник муж. мозаичный художник. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863… … Толковый словарь Даля

    См. картина... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мозаика сущ., кол во синонимов: 13 … Словарь синонимов - см. Мозаика вирусное заболевание. Поражает растения как в теплице, так и в открытом грунте. Проявляется в изменении формы и окраски листьев (образуются желтовато зеленые пятна или чередуются светлые и темные пятна), а также в скручивании и… … Энциклопедия семян. Овощные культуры

    - (французское mosaique), изображение или узор, выполненный из цветных камней, смальты, керамических плиток и т.д.; разновидность живописи, используемая преимущественно для украшения зданий. Известна с античной эпохиСовременная энциклопедия





Top