Название картины пастернака бориса леонидовича. История искусств

Автопортрет

Трудно сказать, в каком направлении художественного творчества Леонид Осипович Пастернак преуспел в наибольшей степени. Любители книжной иллюстрации восхищаются его рисунками к роману Л.Н. Толстого "Воскресение". Сторонники графических работ с удовлетворением рассматривают его литографии. Его написанные пастелью картины также принесли художнику широкую известность. Наконец, работы, выполненные маслом, свидетельствуют о незаурядном даре Л. Пастернака как живописца.

Начальное художественное образование Л. О. Пастернак получил в Одесской рисовальной школе (1881), занимался в частной студии Е.С. Сорокина в Москве (1882). Позднее он успешно совмещал занятия на юридическом факультете Одесского университета и в классах мюнхенской Королевской академии художеств (1882—1885). Успехи Л.О. Пастернака в освоении художественного мастерства позволили ему открыть свою художественную школу в Москве. Его приглашают преподавать в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, где он становится одним из ведущих педагогов. Первые жанровые работы Л. Пастернака сблизили его с живописцами, будущими основателями объединения Союза русских художников, в котором Л.О. Пастернак будет играть одну из ведущих ролей.
Первая серьезная картина "Письмо с родины" (1889) принесла ему известность и была приобретена П.М.Третьяковым.
Участие в выставках, портретирование заказчиков создали художнику устойчивую репутацию хорошего рисовальщика. Он открыл в 1889 г. частную школу рисования, одну из первых в Москве, а спустя пять лет был приглашен в качестве преподавателя в МУЖВЗ.
В основе творческого метода мастера лежали быстрые, почти мгновенные зарисовки, схватывающие "самую суть изображаемого", он называл их школой "настоящего импрессионизма". Ощущение фиксации впечатления художнику удавалось сохранить и в живописных работах - за счет выбора наиболее острого момента, как бы случайного движения, раскрывающего образ ("Перед экзаменами", 1897; "Л. Н. Толстой в семье", 1901; "Студентка", "За чтением", обе 1900-е, и др.).
В 1890-е гг. Пастернаком были выполнены лучшие работы в области книжной графики: рисунки к Собранию сочинений М. Ю. Лермонтова (1891); четыре акварели к роману "Война и мир" (1893). По личному приглашению Л. Н. Толстого, в постоянном дружеском общении с великим писателем художник создавал в 1898-99 гг. иллюстрации к роману "Воскресение", остающиеся до сих пор непревзойденными.
Уже к началу века Пастернак - признанный портретист и иллюстратор, член-учредитель СРХ, с 1905 г. - академик. В ближайшие десятилетия его моделями были Л. Н. Толстой, С. В. Рахманинов, Ф. И. Шаляпин, М. Горький, после 1917 г. - Ленин, члены правительства. В 1921 г. Пастернак уехал в Германию. Здесь им были выполнены портреты А. Эйнштейна, Р. М. Рильке, Д. Осборна. Последние годы жизни (после 1939) художник провел в Англии.
Надо отметить, что он общался с большинством ведущих российских деятелей культуры того времени. Л.Н. Толстой, Ф.И. Шаляпин, С.В. Рахманинов, П.А. Кропоткин, С.П. Дягилев — его близкие знакомые. Много путешествуя по Западной Европе, Л.О. Пастернак пишет портреты многих деятелей культуры, науки (среди них — портрет А. Эйнштейна).
В советские времена художник значительное время проводит вначале в Германии, затем в Англии.

Иного характера заслуга Л.О. Пастернака перед отечественной культурой лежит, наверное, в родственной художественному творчеству сфере — он отец известного советского поэта Бориса Леонидовича Пастернака.

Автопортрет

За работой. Этюд.

Портрет А. Б. Высоцкой. 1912г.

Иллюстрация к роману Л. Н. Толстого «Воскресение». 1899г.

Уроки музыки. 1909г.

К родным. 1891

Заседание совета художников - преподавателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. 1902

Портрет историка В.О.Ключевского. 1909

Письмо с родины

Сбор яблок. 1918.

Эскиз к картине "Поздравление". 1914.

Оркестр

Р.И. Пастернак у моря. Меррекюль. 1910.

Борис и Александр Пастернак

Автопортрет с женой

Луч света

Не всем известно, что отцом знаменитого русского поэта и писателя Бориса Пастернака является не менее талантливый человек, а именно художник Пастернак Леонид Осипович. О его творчестве и пойдет речь в этой статье.

Детство

Молодой художник Пастернак Леонид Осипович (1862-1945 - годы жизни), чье настоящее имя звучит как Аврум Ицхок-Лейб, вырос в бедной одесской семье. Будущий талантливый живописец был самым младшим из шести детей. Мальчик очень рано начал проявлять Однако, несмотря на очевидную одаренность своего ребенка, родители восприняли увлечение Лени без энтузиазма. И все же молодой художник не отказался от занятий в художественной школе. Обучение изобразительному искусству мальчик продолжал и после окончания гимназии. Хотя Леонид выбрал в качестве специальности врачебное дело, он параллельно с учебой в университете совмещал посещения студии мастера Е. Сорокина. Более того, учеба по специальности дала будущему художнику возможность досконально изучить особенности человеческого тела, его специфику в движении и статике.

Далее учеба мастера приняла еще более неожиданный поворот. В двадцать один год Леонид внезапно сменил профессию и продолжил учебу уже на юридическом факультете. Однако и на этом жизненные поиски не закончились, и уже спустя непродолжительное время он оставил родной город и уехал попытать судьбу в Германии.

Жизнь за границей

Поселившись в Мюнхене, Пастернак Леонид Осипович посвятил несколько семестров изучению живописи в Королевской Академии изящных искусств. Именно там жизнь свела мастера с матерью известного русского художника Серова, которая в то время организовала кружок. Именно эта встреча стала знаковой как для семейства Пастернаков, так и для семьи Серовых. Знакомство Леонида Осиповича с этой женщиной положило начало многолетней дружбе между несколькими поколениями.

Первые публикации

Во время сессии художник на некоторое время возвращался в Одессу, где впервые опубликовал свои работы в журналах юмористического характера. Это были наброски, карикатуры, эскизы, этюды. Как намного позднее признавался художнику сам Максим Горький, именно в то время Пастернак запечатлел первого, по выражению писателя, «босяка» в отечественной литературе.

На этом тренировки мастера не закончились. После выпуска из университета Пастернак Леонид Осипович, биография которого пополнилась еще одним важным достижением, служил вольноопределяющимся. Даже во время прохождения воинских обязанностей он не переставал делать наброски и небольшие зарисовки. Так формировался его авторский стиль.

Личная жизнь

В родном городе Пастернак Леонид Осипович познакомился с Розой Кауфман, невероятно талантливой пианисткой. Уже в 1889 году влюбленные поженились и переехали жить в Москву. Там Роза давала один концерт за другим, а Леонид увлекся поленовским кружком.

Уже через год у молодоженов родился первый сын. Именно он впоследствии стал известным русским поэтом. Это был Борис Пастернак. Еще через три года у супругов родился сын Александр, который стал успешным архитектором.

Помимо мальчиков, в семействе Пастернаков были и представительницы прекрасного пола. В 1990 году у молодого художника родилась дочь Жозефина, двумя годами позже любима жена Роза подарила супругу Лидию. Своим детям Пастернак посвятил отдельную галерею. На этих полотнах запечатлена вся душевность и теплота семейного гнездышка, которое свили молодые супруги.

Признание

В знаменательном для молодого художника 1889 году ему снова улыбается удача, и первую известную картину мастера «Письмо с Родины» покупает уважаемый коллекционер Это был успешный год для Пастернака. После выставки этой картины имя художника навсегда закрепилось в одном ряду с его не менее известными современниками.

После оглушительного триумфа в московском обществе знатоков живописи Пастернак Леонид Осипович стал популярен среди художников того времени. Он начал сотрудничать с не менее известными коллекционерами и мастерами. Более того, художник и сам стал давать уроки начинающим живописцам. Так, даже Илья Репин посылал на учебу к Пастернаку молодых учеников. Позже мастер начал давать частные уроки в Москве. Завидев успех, он принял решение совместно со своим другом художником Штембергом открыть личную студию для обучения рисованию. Во время работы с учениками Пастернак зарекомендовал себя как прогрессивный художник и учитель. Так, преподавая, он не только обучал учеников азам изобразительного искусства и но и показывал молодежи новые, никем ранее не использованные приемы. Всему этому мастер научился ранее, во время обучения в Германии. Так, русское искусство постепенно развивалось в направлении европейского.

Работа в журнале

С 1890 года Леонид Осипович по протекции русского писателя, драматурга и публициста Федора Сологуба становится художественным редактором нового журнала «Артист». Уже через год Пастернак взялся руководить изданием сочинений Михаила Юрьевича Лермонтова с иллюстрациями. Этот сборник художник не только украсил своими иллюстрациями, но и дал возможность поработать над ним другим талантливым, но менее известным художникам. Среди них был и не очень знаменитый на тот момент, но не менее талантливый от этого Михаил Врубель.

Помимо работы в области публицистики, мастер преуспевал и в живописи. В 1892 году пишет Пастернак Леонид Осипович «Муки творчества». Картина стала знаковой в копилке художника.

Создание портретов

Несмотря на то что Леонид Осипович Пастернак известен как живописец, немалую часть его творческого наследия составляют портреты.

Даже в этом виде изобразительного искусства художник воплотил свои собственные новаторские идеи. Наиболее яркой чертой портретов Пастернака является то, что мастер не только изображал бюст человека, но и обращался к внутреннему миру изображенного. В своих картинах художник стремился передать весь характер, настроение портретируемого, его переживания, горести, смену настроения. Пастернак писал в импрессионистической манере. Несмотря на то что подобный стиль можно отнести ко всему творчеству художника, все-таки именно в портретах это свойство проявляется мощнее всего.

Международный успех

Пастернак продолжал развиваться как мастер и уже в 1894 году занял пост педагога в художественном училище. В одно и то же время с Пастернаком преподавателями стали и другие выдающиеся мастера, среди них Серов, и Благодаря их деятельности на преподавательском поприще, училище стало одним из наиболее прогрессивных не только в пределах России, но даже прославилось за рубежом. Молодые инициативные преподаватели, многие из которых получали образование за рубежом, вводили новые стандарты в обучение живописи. Кроме того, именно эта группа педагогов способствовала внедрению курсов для общего образования. Так, стал преподавателем русской истории. Позже Леонид Осипович запечатлел его на одном из своих портретов. Стоит отметить, что училище не зря сыскало себе громкую славу: благодаря самоотверженному труду педагогов многие из учеников впоследствии стали великими мастерами. Среди них такие известные художники, как Герасимов, Кончаловский, Крымов, Щербаков и другие.

Однако и этим слава Пастернака не ограничивается. В 1894 году картина художника «Накануне экзаменов» заняла первое место на международной выставке в Мюнхене. Она же была приобретена в 1890 году для украшения Люксембургского музея прямо с выставки в Париже.

После такого оглушительного успеха вполне логичным стал спрос на Уже в 1901 году Люксембургский музей заказал нескольким известным на тот момент живописцам, в том числе и Леониду Осиповичу, изобразить сцены из русской жизни. Пастернак написал одну из наиболее известных его творений, прекрасную картину «Толстой в кругу семьи». Ее высоко оценил даже сам князь Георгий Александрович, посмотрев выставку «Мир искусства».

Позже сам Пастернак стал основателем отдела русского искусства в городе Дюссельдорфе. Во время своей работы за границей мастер плодотворно использовал выделенное ему время и посетил средиземноморский берег. Находясь в Италии, художник делал много зарисовок пейзажей.

Жизнь вне Родины

Во время событий 1905 года Леонид Осипович целый год находился в Берлине. Полюбившуюся ему работу в училище пришлось прекратить, так как учебное заведение было закрыто. В это время Пастернак участвовал во многих европейских выставках, в том числе в Берлине. Параллельно мастер писал картины для многих зарубежных заказчиков.

С 1912 года, во время лечения Розы Пастернак в Киссингене и под Пизой, мастер начал свое большое полотно «Поздравление». Согласно задумке, дети пришли порадовать своих родителей подарками к годовщине серебряной свадьбы, как их и изобразил художник. Леонид Осипович Пастернак закончил написание картины в 1914 году. Она возымела оглушительный успех.

В течение этого периода мастер жил в Москве. Именно здесь написал Пастернак Леонид Осипович «Портрет сына» - одно из самых известных своих творений.

Начиная с 1921 года Пастернак жил в Берлине. Несмотря на ухудшение здоровья и ослабленное зрение, он чувствовал прилив творческих сил и написал за это время серию портретов известных личностей, среди которых А. Эйнштейн, М. Р. Рильке и многие другие. В 1924 году он за компанию с друзьями отправился в поездку по Египту и Палестине. Во время путешествия Пастернак написал серию ярких зарисовок.

Во время захвата власти нацистами большинство сочинений художника были публично сожжены, а выставки оказались под запретом. В связи с этим в конце тридцатых годов Пастернак переезжает в Лондон, где пишет серию картин, впоследствии переданных Британскому музею. Вскоре после начала Второй мировой войны мастер скончался в Оксфорде.

На данный момент богатое наследие художника хранится во многих самых известных музеях мира, в том числе в московской Третьяковской галерее. Трудно оценить, какой вклад сделал в русское и мировое искусство Леонид Осипович Пастернак. Картины мастера до сих пор занимают почетные места на международных выставках.

Леонид Осипович Пастернак (согласно документам Аврум Ицхок-Лейб, или Исаак Иосифович, Пастернак, также Постернак; 22 марта (3 апреля)1862, Одесса — 31 мая 1945, Оксфорд) — российский живописец и график, мастер жанровых композиций и книжной иллюстрации; педагог.

Пастернак Л.О. Автопортрет. 1908. Псковский государственный объединенный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник

Л.О. Пастернак принимал участие в иллюстрировании Собрания сочинений М.Ю. Лермонтова (1891, Кушнерев). К драме «Маскарад» создал 15 иллюстраций (местонахождение оригиналов, за исключением одного, неизвестно). Внутренний мир персонажей драмы раскрывается в живых мизансценах; большое внимание уделено позам, жестам, мимике. Художник показал многогранный, противоречивый характер Арбенина: в соответствии с меняющимися художественными задачами он использовал разные приемы — живописное пятно, штриховку, силуэт.


Пастернак Л.О. Игра в карты. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1891


Пастернак Л.О. Нина. Иллюстрация к драме М.Ю. Лермонтова «Маскарад». 1891

В 1-м томе даны иллюстрации Л.О. Пастернака к лирике М.Ю. Лермонтова. В иллюстрации к стихотворению «Умирающий гладиатор» удачно сочетаются реальное — страдания поверженного гладиатора — и фантастическое — его видения, изображенные на втором плане; иллюстрация к стихотворению «Воздушный корабль» в издании Кушнерева была ошибочно отнесена к стихотворению «Последнее новоселье» (в облике Наполеона передано трагическое одиночество). Иллюстрации Л.О. Пастернака к лирике неравноценны: рисунок к стихотворению «Ангел» не свободен от слащавости; 2 иллюстрации к стихотворению «Смерть поэта» («Стреляющий Дантес» и «Пушкин в гробу и оплакивающая его Муза») отмечены натуралистичностью. Невыразительны рисунки к стихотворению «Поэт».

Во 2-м томе того же издания появились рисунки Пастернака к поэмам Лермонтова: 3 иллюстрации к «Хаджи-Абреку»; заставка к «Мцыри» («И ныне видит пешеход / Столбы обрушенных ворот...») и 4 иллюстрации, наиболее значительная из них «Исповедь Мцыри». Художник создал образ, полный романтического пафоса: взволнованное осунувшееся лицо, горящие глаза, порывистое движение вытянутой руки, контрасты света и тени — все передает неукротимый, мятежный дух юного Мцыри.



Пастернак Л.О. Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Хаджи-Абрек»


Пастернак Л.О. «Печально я гляжу на наше поколенье». 1891


Пастернак Л.О. «Я знал одной лишь думы власть...». 1891


Пастернак Л.О. «Тогда на землю я упал. И в исступлении рыдал...». 1891

Иллюстрации Л.О. Пастернака к «Маскараду» и рисунки к поэме «Мцыри» — ценный вклад в художественную трактовку наследия поэта.

Лермонтовская энциклопедия. М., 1980. С. 367

Судьбы детских персонажей, изображенных на картинах знаменитых художников

ИЗ МАТЕРИАЛОВ ВАЛЕРИЯ КОЙФМАНА

История семьи Пастернак это целая эпопея! Сначала немного о Л. О. Пастернаке.
Пастернак Леонид Осипович (22. 3. 1862, Одесса -31. 5. 1945, Оксфорд) - живописец, портретист.
Родился в бедной семье, младшим из шести детей. Рано проявил пристрастие к рисованию, что встречало сопротивление родителей. Окончил в 1881 гимназию, одновременно посещая Одесскую рисовальную школу. В 1881-82 учился на медицинском факультете Московского университета, параллельно занимаясь живописью и рисунком.

В 1883 перевелся на юрфак Новороссийского университета (Одесса); вскоре поехал в Мюнхен, где провел несколько семестров в Королевской Академии изящных искусств.
В Одессе Пастернак встретился с пианисткой Розалией Кауфман.
В 1889 они поженились и переехали в Москву.
Известный коллекционер П.Третьяков «с мольберта», купил у Пастернака «Письмо с родины»; успех этой картины на очередной Выставке передвижников выдвинул имя Леонида Пастернака в ряд с наиболее видными передовыми художниками того времени. Репин посылал к нему учеников, Николай Ге называл его своим продолжателем.

В 1890 у Пастернаков родился сын Борис, будущий поэт, а через три года - Александр, ставший впоследствии известным архитектором.

В 1894 Пастернак написал картину «Накануне экзаменов», которая в 1900 году со Всемирной выставки в Париже была куплена для Люксембургского музея (теперь находится в постоянной экспозиции музея Орсе в Париже).

В 1898 Л.Толстой через свою дочь, Т.Толстую, обратился к Пастернаку с просьбой проиллюстрировать его новую книгу «Воскресенье». Оригиналы рисунков были выставлены в русском павильоне на Всемирной выставке в Париже в 1900.
В 1900 году родилась дочь Жозефина (1900-1993), а через два года – Лидия (1902-1989).

В 1912 во время пребывания всей семьи за границей в связи с лечением Розалии Пастернак (на водах в Киссингене, затем на море, недалеко от Пизы) художник начал свою большую работу «Поздравление» - портретную группу детей, пришедших с подарками поздравить родителей с днем их серебряной свадьбы (1914).

В сентябре 1921 года художник Леонид Осипович Пастернак с женой и двумя дочерьми Жозефиной и Лидией получил разрешение на выезд из Советской России за границу для длительного лечения, по личному ходатайству А. В. Луначарского. Они уезжали, рассчитывая вернуться в Москву после того, как в ней восстановится нормальная жизнь.
Сыновья Борис и Александр, остались в родительской квартире на Волхонке, превращенной еще до отъезда родителей в коммунальную.
Местом пребывания Л. О. Пастернака с семьей стал Берлин. Он с воодушевлением взялся за новые задачи и вскоре освоился в художественной атмосфере Берлина 1920-х годов.
Он написал портреты многих ученых, художников и писателей своего времени. Это - немецкий филолог А. фон Гарнак, физик А. Эйнштейн, поэт Р. М. Рильке, писатель Г. Гауптман, художник Макс Либерман. Среди русских, с кем он встречался, и чьи портреты писал в Берлине, - А. Ремизов, М. Гершензон, Лев Шестов, С. Прокофьев, дипломат Я. Суриц и его жена, А. Луначарский и его жена Наталья Розенель.

Леонид Осипович писал натюрморты и интерьеры с мягким вечерним освещением, городские пейзажи Берлина и окрестностей Мюнхена.
Окончив университет, дочери вышли замуж и разъехались. Жозефина с мужем и двумя детьми жили в Мюнхене, младшая Лидия Пастернак-Слейтер в 1935 году переехала в Англию, где ее муж вскоре после рождения детей получил от своих родителей большой дом в Оксфорде.
С ужесточением нацизма в Германии сначала Леонид Осипович с женой, а потом и Жозефина с семейством бежали в Англию. Картины Пастернака в ящиках советского посольства были отправлены туда же, чтобы затем последовать в Москву.
В 1938 г. Леонид Пастернак покинул Германию и поселился в Англии. В Лондоне он снова взялся за работу, несколько картин были отданы в Британский музей, планировалась выставка его работ.
Внезапная смерть жены в августе 1939 была тяжелым ударом. Лидия привезла в Оксфорд убитого горем отца. В доме на Парк Таун 20 Леонид Осипович Пастернак прожил последние шесть лет своей жизни. Леонид Осипович умер в Оксфорде 31 мая 1945 г.
Пастернак создал целую галерею интерьеров с детьми, передающих музыкальность и теплоту домашнего мира. Про Леонида Пастернака шутили, что его дети кормят родителей. Действительно, рисунки и литографии, изображающие сцены детской жизни, пользовались огромным успехом у коллекционеров.

Лидия Леонидовна ПАСТЕРНАК-Слейтер (1902-1989). Ее детство и юность прошли в атмосфере высокой культуры и интеллигентности, характерной для семьи Пастернаков. Жизнь у нее, как впрочем и у всех детей Леонида и Розалии Пастернак, была полна волнующих событий и обстоятельств. В 1921-м она вместе с родителями и старшей сестрой Жозефиной выехала в Берлин. Родители надеялись поправить свое пошатнувшееся здоровье и дать дочерям возможность получить высшее образование. Жозефина подала документы на философский факультет берлинского университета. Лидия выбрала биохимический факультет этого же университета, по окончании которого работала в Мюнхенском институте психиатрии, затем в Институте Кайзера Вильгельма в Берлине. К слову, там она оказалась в одной лаборатории с великим ученым Николаем Васильевичем Тимофеевым-Ресовским.
Тимофе;ев-Ресо;вский (1900 - 1981) - биолог, генетик. В сентябре 1945 г. Тимофеев-Ресовский был этапирован в Москву и приговорен к 10 годам за измену Родине. В 1947 году, в связи с работами по созданию советской атомной бомбы, специалиста
по радиационной генетике, его перевели на «Объект 0211». Он был при смерти от голода. В 1951 г. он был освобожден. В 1955 году - подписал знаменитое «Письмо трёхсот» против «лысенковщины».

Там же Лидия познакомилась с английским ученым-психиатром Элиотом Слейтером. Замужество позволило ей в сентябре 1935 года покинуть нацистскую Германию и поселиться на родине мужа в Оксфорде, где Элиот получил от родителей большой дом. К тому времени у них уже родились два сына, впоследствии в Великобритании появились на свет две дочери: Майкл (1936), Ники (1938), Роза (1940) и Лиза (1945). Слейтер как врач работал в военных госпиталях, а в последний год войны он оставил семью, передав большой дом в распоряжение жены.
С годами Лидия все больше времени стала уделять литературным занятиям. Всю свою жизнь Лидия писала стихи, в том числе и на английском языке.
Лидия Леонидовна Пастернак-Слейтер побывала в России спустя 39 лет после своего отъезда из Москвы. Дело происходило в июньские дни 1960-го, когда в Переделкино умер ее брат Борис. Перед его смертью была послана телеграмма в Оксфорд, но все метания Лидии перед воротами советского консульства были напрасны. Визу ей дали только после похорон.
А она любила свою страну всей душой. Хранила наследие отца, переводила на английский стихи брата Бориса, Ахматовой, Евтушенко, устраивала вечера, посвященные молодым поэтам из СССР в различных университетах Англии. А в 1979-м, к открытию грандиозной выставки отца в Третьяковке, привезла в подарок целую коллекцию его работ. Умерла в 1989 году.

Жозефина Леонидовна ПАСТЕРНАК (1900 - 1993) летом 1921 выехала через Латвию в Берлин Жозефина пошла на философский факультет, чтобы заниматься религиозной философией.
Весной 1924 вышла замуж за своего троюродного брата - Федора Карловича Пастернака и поселилась вместе с мужем в Мюнхене, где окончила университет в 1929 году со степенью доктора философии. В сущности, она всю жизнь потом размышляла над вопросами теории познания, что, в конце концов, вылилось в серьезное сочинение.
Жозефина тоже писала стихи. Брат, Борис Пастернак восхищался ими. У Жозефины родились двое детей: дочь Аленушка (1927) и сын Чарли (1930). В 30-ые годы Жозефина собиралась с семьей получить статус беженцев и переехать в Америку. Муж Жозефины как австрийский подданный был интернирован.
Осенью 1938 Жозефина с двумя детьми и мужем вынуждены были спешно бежать из Германии: обосновались в Оксфорде неподалеку от отца и сестры.
Жозефина Пастернак подружилась также с А. Ф. Керенским, острый ум которого она высоко ценила.

ПАСТЕРНАК Александр Леонидович (1893, Москва – 1982, там же.) Учился в гимназии в одном классе с Владимиром Маяковским. Окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества и Политехнический институт.
Работал на строительстве Шатурской ГРЭС.
Был помощником К. С. Мельникова при проектировании и строительстве саркофага в Мавзолее В. И. Ленина.
Начальник строительства 4-го узла канала Москва-Волга (1935 – 37), автор проектов коттеджей для членов правительства Турции (1934) и универмага в Москве (1938). Работал над проектом восстановления Севастополя (1946), преподавал в МАРХИ (1932 – 55).
Автор воспоминаний, вышедших в Мюнхене в 1983 году. Воспоминания охватывают в основном конец XIX - начало XX столетий вплоть до революции 1917 г. Не претендуя на документальную точность и последовательность изложения, автор сохранил остроту детских и юношеских впечатлений и великолепно передал как архитектурный облик Москвы тех лет, так и неповторимое очарование быта близких им семей в дореволюционной Москве. Его книга - это, помимо прочего, еще и путеводитель по старой Москве, которой почти не осталось.
Шероховатость в описаниях, меткость сравнений местами напоминают прозу старшего брата. Жена Ирина Николаевна, урожденная Вильям, тоже архитектор. Сын Федор Александрович, его жена Розалия Константиновна и их дочь Анна Федоровна – океанологи. Похоронен Александр Леонидович на Введенском кладбище в Москве.

Бори;с Леони;дович ПАСТЕРНАК(1890, Москва - 30 мая 1960, Переделкино).
Приблизительно до 1920 года Пастернак носил по документам отчество Исаакович.
В 13 лет, под влиянием композитора А. Н. Скрябина, Борис Пастернак увлекся музыкой, которой занимался в течение шести лет (сохранились его две прелюдии и соната для фортепиано).
Пастернак окончил гимназию с золотой медалью и всеми высшими баллами, кроме закона Божьего, от которого был освобождён. В 1908 году поступил на юридическое отделение историко-филологического факультета Московского университета (впоследствии перевелся на философское). Летом 1912 году изучал философию в Германии. Тогда же сделал предложение Иде Высоцкой (дочери крупного чаеторговца Д. В. Высоцкого), но получил отказ.
С 1914 близко знакомится с Маяковским, чья личность и творчество оказали на него определённое влияние.
Первые стихи Пастернака были опубликованы в 1913 году (коллективный сборник группы «Лирика»), первая книга - «Близнец в тучах» - в конце того же года (на обложке 1914), воспринималась самим Пастернаком как незрелая.
В 1916 году вышел сборник «Поверх барьеров». Зиму и весну 1916 года Пастернак провёл на Урале, приняв приглашение поработать в конторе управляющего Всеволодо-Вильвенскими химическими заводами Бориса Збарского помощником по деловой переписке и торгово-финансовой отчётности.
Родители Пастернака и его сёстры в 1921 году покидают советскую Россию и обосновываются в Берлине.
В 1922 году Пастернак женится на художнице Евгении Лурье. Евгения Лурье родилась в Могилёве в семье владельца писчебумажного магазина, одной из четверых детей. Окончила частную гимназию и уехала в Москву, где поступила на математическое отделение Высших женских курсов. Но вскоре она бросила математику и поступила в Училище живописи, ваяния и зодчества. Брала уроки живописи у Роберта Фалька, стала профессиональным художником-портретистом. Евгения обладала всеми качествами классической музы – утончённая красавица, будто сошедшая с полотна Боттичелли, весёлая, деликатная, наделённая удивительным чувством прекрасного.
В 1923 году (23 сентября) в семье Пастернаков рождается сын Евгений. Пастернак назвал сына именем любимой жены - вопреки еврейской традиции не давать младенцам имена живых родственников.
В 1931 году брак Евгении Лурье с Борисом Пастернаком распался. Равновесие семейной жизни расшатывала ревность Евгении. Она безумно переживала по поводу переписки мужа с Мариной Цветаевой.
Для Евгении уход Пастернака, после тяжёлого объяснения, обернулся трагедией – она стала медленно сходить с ума.
В годы Великой Отечественной войны (с 6 августа 1941 года) Евгения Владимировна находилась с сыном в эвакуации в Ташкенте. Умерла она в Москве 10 июля 1965 года.
На конец 20-х - начало 30-х годов приходится короткий период официального советского признания творчества Пастернака. Он принимает активное участие в деятельности Союза писателей и в 1934 году выступает с речью на его первом съезде, на котором Н. И. Бухарин призывал официально назвать Пастернака лучшим поэтом Советского Союза.
В 1929 году Пастернак знакомится с Зинаидой Николаевной Нейгауз (в девичестве Еремеевой, 1897-1966), в то время женой пианиста Г. Г. Нейгауза, вместе с ней в 1931 году Пастернак предпринимает поездку в Грузию. К моменту их первой встречи, Пастернаку было уже почти сорок, Зинаиде Нейгауз – тридцать три. Её брак, в отличие от брака поэта, был весьма благополучным – Зинаида была замужем за великим пианистом и основателем знаменитой музыкальной школы Генрихом Нейгаузом. И вот в доме Нейгаузов появился Пастернак.
Писатель не на шутку увлёкся Зинаидой и как-то объяснился с ней, но она решила осадить его. Это не только не охладило чувств Бориса, а подстегнуло его ещё на одно безумие – он пошёл к Генриху Нейгаузу и рассказал ему о своей любви к его жене. Когда поэт выложил всё Генриху, тот даже не возмутился, а спокойно ответил, что всё в порядке.
И что он прекрасно понимает чувства соперника, потому как у него у самого тоже есть женщина помимо жены.
Прервав первый брак, в 1932 году Пастернак женится на З. Н. Нейгауз. В ночь на 1 января 1938 у них рождается сын Леонид (будущий физик).
Зинаида Пастернак после смерти мужа (1960 г.) осталась без средств к существованию. Его произведения не издавали, пенсию за мужа, несмотря на все хлопоты весьма именитых друзей, получить так и не удалось. За год до смерти, уже будучи тяжело больной, она написала «Воспоминания» о своей жизни с Борисом.
Зинаида Николаевна Пастернак умерла в 1966 году от рака горла. Сын Леонид Борисович умер в 1976 году в 38 лет.
В 1936 Борис Пастернак поселяется на даче в Переделкино. Его московский адрес в писательском доме с середины 1930-х хорошо известен многим: Лаврушинский переулок, д.17/19, кв.72. К концу 30-х Пастернак обращается к прозе и переводам Шекспирa, «Фауста» Гёте, «Марии Стюарт» Ф. Шиллера.
В 1937 году Борис проявляет огромное гражданское мужество - отказывается подписать письмо с одобрением расстрела Тухачевского и других, демонстративно посещает дом репрессированного писателя Б. Пильняка.
1942-1943 годы он провёл в эвакуации в г.Чистополь, Татарстан. Помогал материально многим людям, в том числе дочери Марины Цветаевой - Ариадне Эфрон.
В декабре 1946 г. в редакции журнала «Новый Мир» Пастернак познакомился с О;льгой Все;володовной Иви;нской (1912 - 1995), она стала «музой» поэта. Ольга закончила в 1934 году Московский институт редакционных работников, работала редактором, переводчицей, была писательницей. До самой смерти Пастернака их связывали близкие отношения. Он посвятил ей многие стихотворения. Она - основной прототип Лары из «Доктора Живаго».
Роман «Доктор Живаго» о судьбах российской интеллигенции от начала столетия до Великой Отечественной войны создавался в течение 10 лет, с 1945 по 1955 год.
Публикация романа на Западе - сначала в Италии в 1957 году прокоммунистическим издательством Фельтринелли, а потом в Великобритании, - привела к настоящей публичной травле Пастернака, исключению из Союза писателей, оскорблениям в его адрес со страниц газет, на собраниях трудящихся. Коллеги-писатели требовали высылки Пастернака из Советского Союза и лишения его советского гражданства. Травля поэта получила в народных воспоминаниях название: «Не читал, но осуждаю!».
В результате массовой кампании давления Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Пастернак умер от рака лёгких 30 мая 1960 в Переделкине.
Сообщение о его смерти было напечатано только в «Литературной газете» (от 2 июня) и в газете «Литература и жизнь» (от 1 июня). Борис Пастернак был похоронен на Переделкинском кладбище.
До 1989 в школьной программе по литературе о творчестве Пастернака и вообще о его существовании не было никаких упоминаний.
Судьба Ивинской трагична. В 1949 г. она была арестована за «близость к лицам, подозреваемым в шпионаже». В тюрьме у беременной Ивинской произошёл выкидыш.
Особым совещанием она была приговорена к 5 годам.
После освобождения вернулась в Москву, где была для Пастернака главной опорой и поддержкой во время травли после присуждения ему Нобелевской премии по литературе.
Ивинской и её детям Пастернак завещал часть авторских гонораров за заграничные издания «Доктора Живаго». Эти деньги, явились причиной ее повторного ареста (вместе с дочерью - Ириной Емельяновой) в августе 1960 г. по обвинению в контрабанде. Ольге присудили 8 лет, дочери Ирине дали 3 года. Следователь обвиняет Ольгу в том, что это она… написала крамольный роман. Ему в руки попала записка Пастернака: «Никто не знает, что это все ты, ты одна водила моей рукой…». В защиту двух женщин пишут и Дж.Неру, и бельгийская королева, Грэм Грин, Франсуа Мориак, Альберто Моравиа и др.
Ивинская была освобождена через 4 года в октябре 1964 года. Стараниями книгоиздателя Фельтринелли она была включена в число наследников Пастернака и получила свою долю, позволившую прожить последние 30 лет жизни в однокомнатной квартире около Савёловского вокзала до кончины 8 сентября 1995 года. Похоронена на кладбище в Переделкино.

30 мая отмечается день памяти знаменитого русского писателя, одного из крупнейших поэтов XX века, лауреата Нобелевской премии по литературе (1958) Бориса Пастернака. Представляем 10 ярких цитат этого талантливого человека.

«Все мы стали людьми лишь в той мере, в какой людей любили и имели случай любить».

«Жизнь ведь тоже только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других
Как бы им в даренье».

Портрет Бориса Пастернака. Фото

«Терять в жизни более необходимо, чем приобретать. Зерно не даст всхода, если не умрет».

«Я так люблю тебя, что даже небрежен и равнодушен, ты такая своя, точно всегда была моей сестрой, и первой любовью, и женой, и матерью, и всем тем, чем была для меня женщина. Ты - Та Женщина».

«Жизнь вернулась так же беспричинно,
Как когда-то странно прервалась»
.

«Тишина, ты - лучшее
Из всего, что слышал».

«Все нынешней весной особое,
Живее воробьёв шумиха.
Я даже выразить не пробую,
Как на душе светло и тихо».

«Надо ставить себе задачи выше своих сил: во-первых, потому, что их всё равно никогда не знаешь, а во-вторых, потому, что силы и появляются по мере выполнения недостижимой задачи».

«Мир - это музыка, к которой надо найти слова!»

Борис Пастернак в Переделкино, октябрь 1958 г. Автор портрета - Джерри Кук

«Быть знаменитым некрасиво,
Не это поднимает ввысь.
Hе надо создавать архива,
Над рукописями трястись,
Цель творчества - самоотдача
А не шумиха, не успех.
Постыдно ничего не знача
Быть притчей на устах у всех...»




Top