Пещера евгений замятин анализ. Пещера революции

Н. Некрасов - один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.

Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.

Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.

Жанр – гражданская лирика.

Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.

Метафоры «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».

Эпитеты «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» .

Сравнения - «влачатся в нищете…, как тощие стада» .

История создания

Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.

В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.

Тема

В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы - жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.

В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа». Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова - союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.

Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: « Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»

Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.

В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.

Композиция

Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).

Жанр

Жанр произведения - гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер - четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.

Средства выразительности

Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры : «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма» . Дополняется монолог эпитетами - «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением - «влачатся в нищете…, как тощие стада» . Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие» . В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.

Урок-мастерская

(11 класс)

Технология урока:

педагогическая мастерская по рассказу Е. Замятина «Пещера», рассчитана на два учебных часа, легко вписывается в программу 11 класса. Рассказ «Пещера» ценен тем, что доносит до учащихся «воздух эпохи», позволяет поднять важные нравственные проблемы и при малом объеме (следовательно, при минимальных временн ы х затратах) служит прекрасным материалом для исследования писательского мастерства. Анализ данного произведения формирует у учащихся начальное понимание взглядов Замятина на новую действительность и "нового" человека". Это поможет увидеть развитие взглядов в других произведениях и более глубоко понять идейно-художественное своеобразие романа Е. Замятина "Мы".

При работе с рассказом используется прием технологии развития критического мышления, позволяющий понять глубину замятинского текста, – чтение с остановками.

Текст рассказа невелик по объему. Мы делим его на пять частей, разрезаем и предлагаем читать «по частям», каждый раз закрепляя свою рефлексию путем записей в таблице и прогнозируя дальнейшее содержание рассказа. При подготовке урока были использованы материалы УРОКА-МАСТЕРСКОЙ ПО РАССКАЗУ Е.ЗАМЯТИНА «Пещера» Голубевой Ольги Альбертовны, педагога-психолога МОУ СОШ №3 г. Костромы.

Цели и задачи урока:

Предметные: показать трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора.

Метапредметные:

Регулятивные: Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою. Самостоятельно оценивать правильность своих действий развивать способность к самооцен­ке на основе наблюдения за речью при работе с текстом;


Коммуникативные: строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь

Познавательные: Извлекать информацию из текста, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя текст, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. выдвижение первичных смысловых версий индивидуально освоение навыков выстраивания логического рассуждения, умение устанавливать причинно-следственные связи.

Личностные: воспитывать и нтерес к изучению художественной литературы; учить выявлять заложенные в художественных произведениях непреходящие нравственные ценности и их современное звучание.

Технология: прием технологии развития критического мышления – чтение с остановками, позволяющий понять глубину замятинского текста .

ТИП УРОКА: Урок-мастерская

Ход урока:

    Организационный этап.

Цели и задачи учителя на данном этапе урока:

Лууд – создать условия, благоприятствующие предстоящей работе

Рууд – отрабатывать навыки самоорганизации

Пууд – настроить на восприятие темы урока.

Цели учащихся: приготовиться к уроку, настроиться на предстоящую работу, на восприятие темы урока.

Здравствуйте, ребята. Рада нашей встрече. Желаю Вам успешной работы.

Мотивация. Постановка проблемы .-Знаете, какая самая человеческая из проблем? Проблема выбора. У животных ее нет, а человеку все время приходится выбирать. Вот вы, например, что и когда выбирали? (называют что-то простое). А теперь представьте: революция... Назовите ассоциации... Революция - (изменение, гражданская война, белые и красные, борьба, разруха,........., ...........) -Как вы думаете, какие выборы поставила революция, гражданская война, эпоха слома перед людьми? (дети высказываются по-разному, но уже серьезнее).
Диалог: вопрос я задала один? а мнений у нас (много). Какой же вопрос исследуем? (какие выборы поставила та эпоха перед людьми?) А чтобы ответить, мы обратимся к биографии и творчеству человека, жившего во время революции и гражданской войны.
Это Замятин и его рассказ "Пещера".-Попытайтесь сформулировать тему нашего сегодняшнего урока.Звучит тема урока: Проблема выбора и её художественное воплощение в рассказе Е. Замятина «Пещера» 2. Основной этап урока.

Цели и задачи учителя:

Предметные: помогать совершенствовать умения обучающихся ориентироваться в структуре текста художественного произведения и создавать развернутые монологические высказывания аналитического характера.

Личностные: развивать потребность в самовыражении и самореализации, повышать умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД : Совершенствование построения речевого монологического и письменного высказывания в соответствии с поставленными задачами, осуществлять речевой контроль.

Познавательные УУД: Развиватьумение ставить и формулировать проблемы, делать выводы, обобщения; выдвигать гипотезы и их обосновывать.

Регулятивные УУД: Учить грамотно высказывать предположения на основе наблюдений; самостоятельно делать выводы, контролировать и оценивать результаты своей и чужой деятельности, вносить необходимую коррекцию в процессе деятельности.

О братимся к истории создания произведения.

(С историей создания знакомит подготовленный обучающийся)

История создания рассказа

В период с 1917 по 1920 г.г. Замятин создает цикл рассказов, где действие происходит в послеоктябрьской России, в Петербурге. Это рассказы «Мамай», «Дракон», «Пещера».

Рассказ «Пещера» - одно из самых талантливых произведений Е. И. Замятина. Интересна история его создания. Толчком к созданию рассказа послужило, как это часто бывало у Замятина, незначительное впечатление. Писатель вспоминает: «На дворе 1919 год. Ночное дежурство зимой. Мой товарищ по дежурству озябший, изголодавшийся профессор, жаловался на здоровье: «Хоть впору красть дрова! Да все горе в том, что не могу: сдохну, а не украду.

На другой день я сел писать рассказ «Пещера».

Вот так житейский эпизод под пером писателя превращается в грандиозное обобщение.

А теперь обратимся к фрагменту из биографии писателя.(Готовит обучающийся)Инженер, кораблестроитель, умный и язвительный по характеру европеец. Евгений Иванович родился в 1884 году в городе Лебедяни Тамбовской губернии, в семье священника, а умер в Париже. Он был человеком двух культур: русской и европейской. В литературу Замятин вошёл повестью «Уездное» (1913г.), безусловно связанной с «пейзажами» детства и юности. За участие в событиях первой революции был выслан из Петербурга. После ареста несколько месяцев провёл в тюремной «одиночке». В 1916 году уехал в Англию, чтобы руководить постройкой ледоколов для России. Но после событий февраля 1917 года он торопится на родину. После Октябрьской революции основным жанром в его творчестве стала сказка. И сказки эти были публицистическими, острыми, что не могло остаться незамеченным. Его даже обвиняли в издевательстве над пролетариатом. И хотя он читает лекции для молодых прозаиков, сотрудничает в журналах, с большим успехом идёт его пьеса «Блоха», за Замятиным прочно утвердилась репутация оппозиционера. Роман «Мы», даже не будучи напечатанным в СССР, этому способствовал. Публикацию романа за границей ему не простили. Его фактически перестали печатать. Евгений Иванович просил разрешения на выезд за границу, но не получил. Тогда в 1931 году он послал письмо Сталину. Замятин признавался:« Я ни в коей мере не хочу изображать из себя оскорблённую невинность. Я знаю, что в первые 3-4 года после революции среди прочего, написанного мною, были вещи, которые могли дать повод для нападок. Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить на то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой».
В 1931 году он уехал во Францию. Там Замятин прожил последние пять с половиной лет своей жизни. Он всегда мечтал вернуться на родину, а вернулся только спустя полвека в своих книгах.
Почему же мэтра, мастера (а таким его признавали) считали оппозиционером? Вот перед нами название одного из его рассказов. «Пещера». Какие эпитеты вы могли бы добавить к этому слову? (таинственная, тёмная, низкая, загадочная и т.д.) Так перед каким же выбором он оказался? (творчество или родина). Тяжелый выбор… А перед каким выбором он поставил своих героев? (переходим к анализу произведения).

Работа с текстом рассказа.

Личностные результаты:

1. развитие любви и интереса к художественному произведению, богатству языка и выразительным возможностям;

Познавательные УУД:

1. вычитывать разные виды текстовой информации, используя разные механизмы и приёмы чтения;

2. разграничивать основную и дополнительную информацию;

Коммуникативные УУД:

1. Формирование навыков речевой деятельности 2. Освоение способов совместной деятельности 3. Постановка и формулирование проблемы

2. делать выводы, обобщения;

Регулятивные УУД: 1. высказывать предположения на основе наблюдений;

2. самостоятельно делать выводы

Читая, смотря фильм, следя за развитием каких-то событий, мы иногда говорим: «Этого я не ожидал!» Человек так уж устроен, что всегда стремится заглянуть вперед, предугадать дальнейшее, - словом, прогнозировать. Существует такое понятие, как читательский прогноз, к которому мы сегодня и обратимся.

Кстати, какие книги вам больше нравится читать: те, в которых вы легко угадываете, что будет с героями, или те, в которых сюжет имеет совершенно неожиданные повороты? Почему?

Мы будем читать рассказ по частям, «с остановками», и посмотрим, к каким писателям относится Е.Замятин – к тем, мысль которых предугадать легко, или к тем, кто умеет заинтересовать, а то и ошеломить читателя неожиданными поворотами сюжета.

Рассказ разделен на 5 частей.

- По первой части рассказа поработаем фронтально, она перед вами (на каждой парте текст)

Таблица 1

Ледники, мамонты, пустыни. Ночные, чем-то похожие на дома скалы; в скалах пещеры. И неизвестно, кто трубит ночью на каменной тропинке между скал и, вынюхивая тропинку, раздувает белую снежную пыль ; может мамонт , может быть, ветер ; а может быть - ветер и есть ледяной рев какого-то мамонтейшего мамонта. Одно ясно: зима. И надо покрепче стиснуть зубы, чтобы не стучали; и надо щепать дерево каменным топором; и надо всякую ночь переносить свой костер из пещеры в пещеру, все глубже; и надо все больше навертывать на себя косматых звериных шкур…

В пещерной петербургской спальне было так же, как недавно в Ноевом ковчеге: потопно перепутанные чистые и нечистые твари. Красного дерева письменный стол; книги ; каменно-вековые гончарного вида лепешки; Скрябин, опус 74; утюг; пять любовно, добела вымытых картошек; никелированные решетки кроватей; топор; шифоньер; дрова. И в центре всей этой вселенной – бог: коротконогий, ржаво-рыжий, приземистый, жадный пещерный бог: чугунная печка.

Возникло ощущение нереальности происходящего, при всей реальности того, что происходит. Страшно, холодно, жутко. Неожиданным стало место действия – Петербург, уподобленный каменному веку. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека. Картину сопровождают звуки: рев и трубные звуки «мамонтейшего мамонта», стук каменного топора, лязг зубов от холода. мистическая картина ночи. Ночи с вымершими улицами, обледеневшими домами, с завывающим ветром.

. Ожидаемым является время действия – зима, холод.

С первых же строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века, атмосфера жуткая, напряженная. Каменному веку уподоблен день сегодняшний. Старый интеллигентский быт смешан с бытом пещерного человека (работа с ключевыми словами). Возникает ощущение кризисности бытия, нового Всемирного Потопа.

Писатель следует эстетике экспрессионизма, «искусству крика». Он повышенно эмоционально выражает свою мысль о мире и неблагополучии человека в нем. Автор изображает не сам предмет, а ощущение от него. «Я никогда не объяснял, я всегда показывал… », - говорил писатель. Задаче «докричаться до человека» подчинены и все художественные средства рассказа.

Тяготение к абстракции, гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность, изломанность ритма (примеры). Строгий ритм создается за счет обилия пауз. Образность (эпитеты, сравнения, метафоры) экспрессивна: таинственный вой, дома-скалы, квартиры-пещеры. Гиперболический образ «мамонтейшего мамонта» чудовищен. Метафоры пронизывают весь рассказ. Метафора пещерной страны, затерянной среди скал, появляется еще раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его. Речь героев обрывиста, недосказана – читателю нужно домыслить происходящее.

Назывные предложения емко рисуют картину происходящего, задают общую тональность, настроение повествования. В тексте звучат анафоры.

- Следующую работу вы будете выполнять в группах. Вы получите листы оценивания, в них уже есть критерии оценивания. Ваша отметка за урок будет включать в себя баллы, которые вы получите за индивидуальную работу и за работу группы.

Таблица 2

Критерии оценивания деятельности обучающихся в течение урока

Количество баллов за участие: активное – 1 балл, не очень – 0,5 балла, неучастие – 0 баллов.

Объединитесь по 3 человека. Должно получиться 4 группы.

- Возьмите задания, которые Вам предстоит выполнить. Ознакомьтесь внимательно. Выполнение заданий – это подготовка к дискуссии. - Вам понятно задание? Какие цели стоят перед Вами на этом этапе урока? - Найти необходимый материал в тексте, сформулировать ответы на вопросы, подготовить выступление и принять участие в обсуждении проблемного вопроса. - Какого результата Вы можете достичь благодаря этой работе? - Сможем более глубоко понять содержание, будем совершенствовать работу вместе, приходить к общему выводу и защищать свою точку зрения. Группы приступают к работе. Время: 15 минут.

Сначала записи ведутся самостоятельно, потом читаются вслух.

Таблица 3

Задания для групп и предполагаемый материал для ответов

Номер

группы

Это «пещерный» Петербург.

мы ждем появления главного героя.

Метафоры к образу Мартин Мартиныча.

Герои рассказа - Мартин Мартиныч (вы вслушайтесь: не Мартын Мартыныч, а Март - солнечный зайчик на обледенелой стене) и Маша. Маша... Нежная, добрая, любящая…

Мартин Мартиныч и Маша сумели сохранить свою любовь и вместе с ней - все доброе и человеческое, невзирая на суровые испытания и нелегкие удары судьбы. Маша смертельно больна, ей уже много месяцев сложно подниматься с постели. Ее муж обессилен изнурительными поисками пищи и дров, которые ценятся в заснеженном и промерзшем городе на вес золота. И вот дрова заканчиваются, а с ними - надежды на существование. Мартин Мартиныч мог бы топить мебелью, бумагами, которых достаточно в квартире, но все это - и шкафы, и стулья, и книги - чужое. А чужое - это табу, запрет. У горячо любящих друг друга супругов даже мысли не возникает воспользоваться этими вещами для сохранения не просто тепла - жизни. Но отчаянное положение и особенно тот факт, что у Маши завтра именины, толкают Мартина Мартиныча на страшное для него преступление - воровство. Но не о себе он заботится, потому что этот день - последний для него - и крадет он не у бедняка.
Как вы понимаете образное выражение: «туже узел, еще туже»?
Для каждого героя здесь свои символы. "Глиняный" - выбирает автор для Мартина Мартиныча, и чувствуется что-то теплое, милое, родное в его "глиняной улыбке" и что-то хрупкое.

Обертышевы богаты по меркам послереволюционного Петербурга - у них всегда достаточно еды и целая прихожая дров. Но люди эти, безжалостные к чужой беде, замкнутые на своем тесном, благополучном и хищном мирке, уподоблены зверям. Не зря о главе семейства говорится, как о кровожадном животном: "Желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы - из глаз, весь Оберты-шев обрастал зубами, все длиннее зубы". Его жена и дети - это "обертышевская самка и трое обертышат". Эти люди выбрали закон выживания за счет уничтожения слабейших - и им удобно и комфортно рядом с чужой бедой.

«Расколотый надвое Мартин Мартиныч».

Вот он, замятинский шедевр, шедевр звукописи: "Где бы дров - где бы дров - где бы дров! " Сливаются глухие удары топора с ударами сердца, птица-мысль "бестолково, слепо тукается в потолок, в стекла, в стены ".

«И на черте, отмеченной чуть приметным пунктирным дыханием, схватились насмерть два Мартин Мартиныча: тот давний, со Скрябиным, который знал: нельзя - и новый, пещерный, какой знал: нужно...»

Мартин Мартиныч старается победить в себе эту мысль, победить самого себя - пещерного. Он стягивается узлом до предела натянутых нервов. Здесь опять Замятин создает удивительно звучащий образ - "туже узел, еще туже! " - словно плачет струна под безжалостным смычком... Струна рвется: "Запустил руку в дрова... полено, четвертое, пятое, под пальто, за пояс, в ведро - хлопнул дверью и вверх - огромными, звериными скачками "... Рвется струна

Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.

Герой украл, и теперь можно жечь все, конец уже неотвратим, мы понимаем, что стоит за этим: "Все сжег - я все сжег - все.. ."

Стук топора, и Март расколот.

Обратим внимание на хронологическую разлиновку рассказа. События начинаются 28 октября, когда еще бывают «синеглазые дни», когда еще есть надежда на спасение.

«Двадцать девятое. С утра - низкое, дырявое, ватное небо, и сквозь дыры несет льдом... Только бы сегодня: «завтра» - непонятно в пещере: только через века будут знать «завтра», «послезавтра… Сумерки. 29 октября состарилось. 29 октября умерло».

Смерть героев остается за пределами рассказа. Умирает время, умирает эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради.

Замятин изображает трагедию в душе одного человека, но для него это трагедия истории, трагедия эпохи, эпохи крушения гуманизма. Уходит старый Петербург с его жизненным укладом, а вместе с ним уходит многое – наша культура, наш язык, нравственность, тепло и доброта человеческих отношений, да что там – даже понимание ценности человеческой жизни

Трагедия интеллигенции в России XX века - очень глубокая тема.

Работа окончена. Выступают представители каждой группы. Класс оценивает качество каждого подготовленного ответа. Учитель обращается к классу с проблемным вопросом. - Так каков же был выбор перед главными героями? (выжить любой ценой или умереть, оставшись людьми)...
Обобщение .Какую проблему исследовали? (выбор людей во времена исторического слома), на каком примере? (Замятин и его герои), что поняли? (выборы тяжелые, главные, сущностные...)...

(Сущность конфликта – выбор между человеческим и пещерным. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек. Герой остается жив, но погибают его духовные ценности. У человека всегда есть право выбора и часто - возможность этого выбора. Каждый сам должен решить для себя, что для него важнее и как он хочет выстроить свою жизнь. Выбор в жизни человека существует и сегодня, в ситуации выбора мы бываем часто, но главный выбор у нас впереди).

Перед Вами несколько высказываний писателей, слова которых я хотела сделать эпиграфом уроку, который, на ваш взгляд, наиболее подходит к теме нашего урока?

Вот – Любовь
Того вампирственного века,
Который превратил в калек
Достойных званья человека!
А. Блок
("Возмездие) «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда Вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований надо всегда рулить выше - жизнь все равно снесет». Л.Н.Толстой. (Большинство обучающихся посчитали наиболее подходящими строки А.Блока)- Как, на ваш взгляд, связываются слова А. Блока и рассказ ?
Можно сказать, что слова Блока из поэмы "Возмездие" отражают основную мысль рассказа о том, как действительность влияет на формирование человеческой личности, когда меняются местами "высокое" и "низкое", когда человек проходит идеологическое и нравственное испытания. Эпитет в определении века "вампирственный" очень хорошо подчеркивает весь драматизм ситуации, в которой из человека, в первую очередь, "высасывались" нравственные основы, обнажая его первобытную сущность. Отсюда и сравнение с калеками – моральными калеками, утратившими духовное, нравственное начало. Кстати, сам А. Блок это хорошо показал в своей поэме "Двенадцать" в образе отряда красногвардейцев.- Значит, тема рассказа Замятина характерна для русской литературы данного периода?
Да, к этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год". Подведение итогов данного этапа работы КУУД - Умение выражать свои мысли ПУУД - Рефлексия способности организовывать собственную деятельность. Прогнозирование. ЛУУД - Смыслообразование - Итак, вы достигли цели, которую ставили на этом этапе урока? (Да, нашли материал для ответов на вопросы, поработали над средствами выразительности, участвовали в дискуссии) - А какого результата достигли, благодаря этой работе? - Глубоко раскрыли содержание рассказа, работали в группе слаженно, четко, распределили роли. Слышали друг друга.

Обобщение.

Вот и закончился этот рассказ Замятина. Интересно ли было его читать? Рассказ очень короткий, но можно ли сказать, что читать его трудно? Почему?

Помогло ли лучше понять рассказ «чтение с остановками», в чем?

Был ли полезным (и чем) такой прием, как читательский прогноз?

Как получилось, что такой короткий рассказ вмещает так много? Ключевыми, главными словами ответа будут, конечно, слова «мастерство писателя». Сформулируйте ответ на этот вопрос, начав фразу со слов «Мастерство Евгения Замятина в том, что…»

Домашнее задание.

Цели и задачи учителя:

ПУУД – развитие творческих способностей

РУУД – развитие навыков самоорганизации при выполнении домашнего задания.

ЛУУД – осознание ценности семейных взаимоотношений, умение рассказать о своих чувствах.

Последний этап нашего урока – обсуждение домашнего задания. Предлагаю Вам три варианта выполнения. Какая цель стоит перед Вами сейчас? (выбрать наиболее подходящий вариант работы)

Я желаю Вам сделать правильный выбор.

    Рецензия на рассказ.

    Сочинение «Евгений Замятин: тревожный взгляд в будущее» (по рассказам Е. Замятина).

    Рассказ о личности и судьбе Е. Замятина по статье учебника с возможным привлечением других материалов.

Урок литературы в 11 классе.

Человек на переломе истории (по рассказу Е.Замятина «Пещера»)

Урок, предлагаемый вашему вниманию, является одним из уроков в 11 классе факультативного курса по литературе «Нравственные проблемы в малой прозе русских и зарубежных писателей». Программа факультативного курса составлена так, чтобы на литературном материале произведений малых жанров показать ученикам смену эпох литературного развития, познакомить с характерной для каждой из них типами личностей героев. Изменение общественных идеалов, связанное с историческим развитием общества (революция, послереволюционная эпоха, Великая отечественная война 1941-1945гг., современная реальность), подчёркивает социальный и исторический характер этических проблем, рассматриваемых в литературе, и позволяет усилить внимание к позиции писателя. Данный факультативный курс является логичным продолжением программы по литературе, составленной на основе п римерной программы среднего(полного)общего образования по литературе для 5 – 11 классов под редакцией В.Я.Коровиной, которая соответствует образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК, рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации.

Работа над рассказом Е.Замятина «Пещера» проводится после изучения поэмы «Двенадцать» А. Блока по основному курсу, таким образом обозначая вхождение в литературу, изображающую человека в послереволюционное время. На изучении рассказа отводится 1 час.

Цели урока. : 1) выявить трагедию человеческой личности в рассказе Е. Замятина «Пещера», исследовать писательское мастерство автора;

2) а кцентировать внимание на нравственных аспектах, поставленных Е.И. Замятиным в своем произведении ,

3) учиться строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли, аргументировать собственное мнение, оценивать свою и чужую речь

Оборудование: ИД, компьютер, музыка Скрябина опус №74, мультимедийная презентация на основе программы МимиоСтудио, пластилин, на доске крепится листок с христианскими заповедями.

Тип урока: комбинированный с элементами проблемного обучения

Форма: групповая деятельность учащихся (3 группы, в зависимости от количества учащихся), эвристическая беседа.

Ход урока.

Этапы урока. Учитель

Учащиеся

Примечания

Время

А). Постановка проблемы.

1) здравствуйте, скажите, что для вас было трудным 3 декабря. Легко ли даются вам решения? Есть ли среди присутствующих те, кто считает, что сделать выбор-это одна из трудных человеческих проблем?

2) В обычной жизни непросто даются решения. А представьте: революция, гражданская война, ломка общественного устройства, Закончите предложения на выбор: 1)Я представляю вокруг…..2) Я чувствую, что.. .3) Если я окажусь в России того периода, то …

А ещё можно сказать словами А. Блока: « Чёрный вечер, белый снег. Ветер! Ветер! На ногах не стоит человек. Ветер! Ветер! На всём божьем свете!»Вот так закружилась Россия в шальном вихре, прокладывая дорогу в светлое будущее. А в эпицентре головокружительных событий оказался человек. Определите тему нашего урока?

Итак тема, которой мы посвятим урок вместе С писателем Замятиным: «Человек на переломе истории».

3) - Как вы думаете, какие выборы были поставлены перед человеком эпохой потрясений? Сделать обобщения.

Какой вопрос будем исследовать на уроке?(Проблема выбора человека в момент исторических перемен? Что победит в человеке: духовное, гуманистическое - или звериное, утробное?

Б) Решение проблемы

1) Эти вопросы, несомненно, волновали Е. Замятина в , удивительного человека и прекрасного писателя, забытого в нашей стране вплоть до 80 годов 20 века.

2) Как характеризуют Замятина его слова из письма Сталину?(на слайде)

3) какой выбор пришлось сделать самому писателю в начале 30 годов?

4) для того чтобы ответить на наш вопрос, нам необходимо понять, что происходит с героями рассказа «Пещера» Замятина в переходную эпоху революционных преобразований?

В) I ) Анализ рассказа.

    Блиц-опрос « Внимательный читатель» . Приложение №1

    Беседа.

    Кто из героев оказывается в центре внимания?

    Как называет его Маша? Что значит такое имя?

    В чём особенность портрета Мартина Мартиныча? Зачитайте.

    Как проявляется стиль писателя Замятина в создании портретных характеристик? Подтвердите примерами описания портретов других героев.

    Какое слово настойчиво повторяется при создании образа главного героя?

II .Исследование проблемы.

А) Работа в группе.

1.) Из пластилина вылепите человека, но прежде скажите, какими бы чертами характера вы наделили своё создание.

    При лепке какие ощущения возникли? Как раскрывается сущность характера главного героя?

    Глиняный Мартин М. оказывается в водовороте событий. Какие удары судьбы придётся ему выдержать Запишите в тетради посередине слово человек ?

Б)Задания для исследования. Приложения №2

    Первая группа: проследите за организацией хронотопа в рассказе. В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Какие приёмы используются Замятиным? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком?

Вторая группа : в центре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? заполните пропуски слов.

Третья группа : как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»?

    Последний удар по себе в схватке с самим собой наносит Мартин Мартиныч.

    В какой момент это происходит? В чём трагедия этого человека? В какого человека превращается? Какие христианские заповеди нарушает главный герой? (Обращение к заповедям) Приложение №3

Чем заканчивается рассказ?

(Смертью героев. Маша - от яда, Мартин Мартиныч - от холода и голода. Но смерть героев остаётся за пределами рассказа.)

А что же умирает? (Время. Эпоха с ее нравственными понятиями: не убий, не укради)

III ) Обобщение по проблеме.

Чтоб тебе жить во времена перемен” - считалось самым страшным проклятьем у китайцев. Так почему же китайцы так мудро говорили о том, что жить во времена перемен для человека тяжкое испытание? Что происходит с человеком в это время?

Вывод: какую мысль пытается донести писатель?

Трагизм не в конфликте человека с эпохой, а в несовершенстве самой человеческой природы, сочетающей высшую духовность и первобытные инстинкты. Переломная эпоха лишь ставит человека перед выбором. Мартин Мартиныч делает свой выбор: в схватке на лестничной площадке побеждает пещерный человек.

Герой остаётся жив, но погибают его духовные ценности. К этой теме, пытаясь осмыслить новую действительность и человека, рожденного ею, обращаются М.Булгаков в романе "Белая гвардия", повестях "Собачье сердце", "Роковые яйца", М. Зощенко в своих рассказах, И. Бабель в "Конармии", Б. Пильняк в романе "Голый год".

Так где же выход? Если кажется, что вокруг тебя рушится целый Мир, когда ощущаешь пустоту и черноту? Выход один – нести в мир добро и любовь, как завещано нам было в Библии, книге книг.

Г) Рефлексия. Закончите любую фразу.

Я хочу поблагодарить Е. Замятина за то,

Я хочу сказать Мартину Мартинычу, пока он не отдал синий флакончик, что…

Если я окажусь в эпицентре страшных событий….

Домашнее задание: эссе « Эпоха и человек в изображении А.Блока, Е.Замятина.

Слово учителя в конце. Вы находитесь на пороге новой жизни, окажитесь в эпицентре событий, и вспомните слова одного поэта: «Каждый выбирает по себе».Возьмите на память это стихотворение. Приложение №4

1)Ответы.

Запись в тетради.

Ответы .

(преположительно: как остаться человеком, принять или не принимать перемены в стране, жить на родине или уехать за границу,что делать со свободой)

Ответы.

По 1 из группы отвечают на вопросы по содержанию.(проверяется после уроков)

Ответы.

Работа в группе. Лепят человека под музыку Скрябина, опус №74

Ответы.

Составление кластера.

Заполняют таблицу

Заполняются пропуски слов в тексте.

Составляют синквейн

Выступление групп. Выводы

Индивидуальное сообщение

Ответы.

Ответы.

Делают вывод.

Зачитывают.

Слайд №1

Слайд №2

Слайд №3

Слайд №4

Слайд №5

Портрет с

Высказыванием.

«Я знаю, что у меня есть очень неудобная привычка говорить не то, что в данный момент выгодно, а то, что мне кажется правдой»

Слайд №6

Слайд №7 человек

Слайд №7 заполняется по ходу выступления групп.

1. Разрушенный город, разрушенный дом

2. Разрушается вера

3. Разрушается связь с людьми

Разрушается человек, раскалываясь надвое превращаясь в механизм

Слайд №8позитивный

Слайд № 9

2 м

1,5м

1,5м.

2м.

2мин

0,5м

5 мин.

Приложения№1

    Имя героини?

    Время года в рассказе?

    Чугунная печка-это ….?

    Фамилия соседа Мартина?

    Что такое «Завтра» для Маши?

    Что отлично горит в печке?

    Когда дают свет?

Блиц-опрос. Внимательный читатель рассказа «Пещера»

    Имя героини?

    Время года в рассказе?

    Чугунная печка-это ….?

    Какое животное появляется в начале и в конце произведения.?

    Фамилия соседа Мартина?

    Что такое «Завтра» для Маши?

    Что отлично горит в печке?

    Что в чёрной лакированной коробочке?

    Когда дают свет?

Любимый композитор главного героя»

Приложение №2

Задание для третьей группы №3 Как реализуется в рассказе христианская заповедь «Возлюби ближнего своего»? (на примере Обёртышева) Объясните смысл фамилии. Составьте синквейн .

1.Обёртышев

2 прилаг.

3 глагола

4 слова- мнении о нём в виде фразы

5 слово- синоним, ассоциация к №1

Задание для первой группы №1 Особенности хронотопа. (пространства и времени). В чём заключается необычность пространства и времени,в котором живёт Мартин Мартиныч? Как и кем чувствует себя герой в окружающем мире? Что в квартире помогает ему ещё чувствовать себя человеком? Записать ключевые слова, характеризующие понятия.

Пространство

Время

Герой

Задание для второй группы №2 Вцентре мира Мартина Мартиныча и Маши появляется новый бог- буржуйка. Проследите по тексту, как разворачивается эта сквозная метафора в рассказе, т.е. как чугунная печка превращается в одушевлённое кровожадное существо. Что приносится ему в жертву? Что значат слова « Я всё сжёг, я всё сжёг,- всё, я не о поленьях, поленья что? Заполните пропуски слов.

    Чугунный бог ещё ……

    Пещерный бог затихал, ……..затих, чуть потрескивает.

    Пещерный бог……брюхо,милостиво…… , пожирая……….

    Пещерный бог змеино…..

    Равнодушно …………. Чугунный бог.

Приложение №3

Христианские заповеди

    Верь в единственного Бога .

    Не создавай себе кумиров .

    Не произноси имени Бога понапрасну .

    Помни о выходном дне .

    Почитай своих родителей .

    Не убивай .

    Не прелюбодействуй .

    Не кради .

    Не лги .

    Не завидуй .

Приложение №4

Каждый выбирает для себя... Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.Каждый выбирает для себя.
Выбираю тоже - как умею.
Ни к кому претензий не имею.
Каждый выбирает для себя!

Ю.Левитанский

В рамках данного урока было раскрыто своеобразие гражданской позиции Е. Замятина и его эстетических принципов, художественное своеобразие и проблематика рассказа, психологизм писателя. Технология проблемного обучения позволила учащимся самостоятельно научиться анализировать и интерпретировать художественное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (тематика, проблематика, понятие хронотопа, система образов, особенности композиции, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь); анализировать эпизод изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с общественной жизнью и культурой; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; выявлять «сквозные» темы и ключевые проблемы русской литературы; соотносить произведение с литературным направлением эпохи; выявлять авторскую позицию,аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению, что соответствует требованиям новых стандартов образования.

Постепенно превращаю свой блог в литературный:)

Рецензия литературоведческий анализ рассказа Замятина "Пещера". Читать можно отсюда .

Портрет Замятина кисти Кустодиева Обложка

Замятин жесток. Он пишет правду и только правду, облекая ее в художественную форму, но не приукрашивая. Возможно, одна из главнейших задач писателя - достоверно облечь время и пространство, в котором он живет, в текст с помощью черных букв на белой бумаге. Облечь в такой текст, прочитав который человек из будущего вдохнет воздух минувшей эпохи.

Воздух в рассказе Замятина "Пещера" холодный и колючий. Трудно сделать обычные вдохи выдохи - дыхание невольностановится пунктирным, сбивчивым. Зима. Зима страшная - не только 20-ых годов XX века, но и зима первобытная, доисторическая. Можно говорить о хронотопе* зимы, т. к. здесь зима не только время года, но и особое пространство. Весь Санкт-Петербург сковала льдом зима. И не важно, что еще только осенний месяц октябрь. Такая зима - зима в душах людей, прежде всего - не зависит от календаря. Она может быть и жарким летом.

На людей словно обрушилось первобытное время. Замятин смешивает признаки двух эпох. В одном абзаце находятся слова "пальто", "одеяло", "утюг" и "серохоботый мамонт", "пещера".И тем, кто еще совсем недавно (а кажется, что века назад) чувствовал себя бессмертным, сейчас приходится бороться за свое существование, завязывать в узел осколки себя, чтобы не рассыпаться комочками глины, как это делают герои рассказа, семейная пара Мартин Мартиныч и Маша.

Мартин Мартиныч - главный герой "Пещеры". Он один из тех, кому невыразимо сложно жить в новом мире, кто никогда не умел выживать. Его жизнь была наполнена музыкой и светом (неслучайно упоминание Скрябина - изобретателя светомузыки), книгами. Теперь в жизни Мартина Мартиныча свет - по расписаню, книги - жгут, вместо музыки - тишина, лишь изредка нарушаемая стуком топора в соседней комнате. Тишина внешняя и тишина внутренняя. Герой почти уже привык к звериной жизни, у него не осталось сил бороться: "Впрочем - все равно". Люди или превращаются в зверей или постепенно умирают.Маша - единственная героиня рассказа, в описании которой не использованы элементы звериного. Но ее почти нет - она совсем плоская и бумажная, тень - не человек. Прежняя Маша умерла задолго до того как решилась выпить яд из синенького флакончика.

Другие герои рассказа - Обертышев и Селихов - смогут выжить в новом мире.

Селихов, в отличие от плоской Маши, все еще объемный. Он - как глыба - объемный, мамонтоподобный. По-видимому, раньше в прежней дореволюциооной России он был неплохим человеком, но сейчас его смех похож скорее на рычание: "Гра-гра-гра". Он превращается в зверя.

Обертышев - уже весь нечеловек: "ящеричный хвост улыбки" и зубы, зубы, "все длиннее зубы". Он - новый вид (вспомним описание его семьи - "обертышевская самка и пара обершат"), который лего присособится к пещерной жизни. Ему безразлично то, что еще недавно было жизнью Мартина Мартиныча: "Книги тоже: книги хорошо горят, отлично, отлично..."

Замятин легкими штрихами рисует страшный быт семьи Мартина Мартиныча и Маши: лепешки из сушеной картофельной шелухи, отсутствие воды и нормального отопления. Но страшен не сам быт. Страшно то, чем стали люди, дали стихии унести себя далеко в другую эпоху. Эпоху Пещеры.

Автор спокойно говорит нам: "все - одна огромная тихая пещера".Пещера - холодная квартира. Пещера - город Санкт-Петербург. Пещера - Россия. Пещеры - души людей.И в ней борятся зверь и человек. Именно на конфликте звериного и человеского построен рассказ. Но если внутреннний конфликт Мартина Мартиныча - острый, динамичный и до конца не разрешенный, то внешний - вялотекущий. Его уже почти нет, потомц что зверь побеждает: "...по белой пыли, по глыбам, по пещерам и людям на корточках - огромная, ровная поступь какого-то мамонтейшего мамонта".

Бога больше нет в Санкт-Петербурге, есть бог с маленькой буквы - чугунная печка, дарующая людям тепло за жертвы: книги и письма. Боа нету и на небе - и солнечный, и лунный свет закрывают глухие облака, давящие, образующие свод пещеры Петербурга. И есть страшный невидимый ветер, от которого нельзя скрыться даже в квартире. Но нет света и нет цвета.Цветовая гамма рассказа выдержана в черных, серых, белых, грязно-желтых и багровых тонах. Лишь изредка пробиваются зеленые ростки - мысли, вспоминается из прошлого - изумрудное небо. Да два синеньких (нет, не синего, подлинному синему нет места в новой эпохе): комната (прошлое) и флакончик с ядом (настоящее).

Маша умерла - не проиграла внутреннему зверю, но не победила смерть.

А Мартин Мартиныч - перестал ли он быть человеком? Автор не дает ответа на это вопрос. Ведь, с одной стороны, желание героя - устроить праздник любимой - человеческое. Сдругой стороны с краденными поленами он убегает "звериными прыжками". Но кольцевая композиция (пещеры и мамонт начинают и завершают рассказ) создает чувство безысходности. Мамонтейший Мамонт выдавливает человека из людей и шансов у Мартина Мартиныча остаться человеком почти нет. Само упоминание мамонта и пещер в Санкт-Петербурге, великолепнейшем городе, культурной столицы страны настолько неожиданно, абсурдно и страшно, что читатель понимает весь ужас происходившего в 20-ых годах прошлого столетия.

Замятин не предполагает легкого и быстрого чтения. Его необходимо изучать, вдумчиво перечитывать раз за разом, чтобы понять не только внешние, но и глубинные смыслы. Недосказанность, смешение времен и пространств, яркие описания, насыщенные деталями, сочетание фантасического и реалистического (сам автор называл себя неореалистом). Казалось бы, автор запутывает читателя. Но нет, как это ни странно, помогает прочувствовать страшное пещерно время начала XX века.

Эпоха, описанная Замятиным в рассказе "Пещера", прошла. Но убили ли мы зверя в себе? Может быть, нашу страну поджидают еще большие потрясения. Людям неообходимо знать самую страшную правду о себе. Чтобы пещеры больше никогда не стали привычной частью нашего быта.
________________________________________ ______
*Хроното́п (от χρόνος, «время» и τόπος, «место») — «закономерная связь пространственно-временных координат"

Повторы в рассказе Евгения Замятина не только выделяют основные семантические линии текста, но и выполняют важнейшие композиционные функции. Одной из них является функция устойчивой характеристики персонажей. Эта функция связана с использованием повторяющихся обозначений деталей внешности, поведения персонажей.

Портретная характеристика главного героя рассказа Мартина Мартиныча «лицо у него скомканное, глиняное...» дает представление читателю о его состоянии: страдающий, смертельно уставший человек от мыслей, разрубивших его надвое. «Глиняный Мартин Мартиныч боком больно стукнулся о дрова - глубокая вмятина» ; «Тупо ноющая вмятина на глине от каких-то слов» . Глина - материал мягкий и податливый, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остается глубокий след.

Главная героиня рассказа Маша – добрая, чистая, тонкая, находящаяся на грани между жизнью и смертью: «Приплюснутая, бумажная, смеялась на кровати Маша»; «Совсем плоская, бумажная Маша» .

В портретной характеристике Обертышева видим «желтые каменные зубы, и между камней – мгновенный ящеричный хвостик – улыбка» , видим, как он «каменнозубо улыбался ». Камень не случайно становится лейтмотивом образа Обертышева, человека холодного, неприступного, равнодушного. Его равнодушие агрессивно, поэтому – «желтые каменные зубы сквозь бурьян, желтые зубы из глаз, весь Обертышев обрастал зубами, все длиннее – зубы» . И вот перед читателем гротескный образ пещерного чудовища. Обертышев является каменным человеком, утратившим сострадание к ближнему, утратившим духовные ценности: «А вы, Мартин Мартиныч, стульчиками, шкафчиками…»; «Книги тоже: книги отлично горят, отлично, отлично…» .

Одним из типов повторов, выполняющих функцию устойчивой характеристики персонажей, является повтор собственного имени. По мнению Ю.Н. Тынянова , «Каждое имя, названное в произведении, есть уже обозначение, играющее всеми красками, на которые только оно способно».

Имя главного героя – Мартина Мартиныча – повторяется 33 раза. Мартин Мартиныч – единственный герой в рассказе, получивший отчество (величание). Слово «величать» означает возносить, превозносить, прославлять, чествовать, а также называть по отчеству» . Называние главного героя по имени отчеству, с одной стороны, указывает на социальный статус персонажа, с другой стороны, указывает на отношение автора к этому герою. По ходу развития сюжета имя Мартин Мартиныч сменяется на Март – так к нему обращается Маша.

Как отмечает Н.А. Николина , имя собственное в структуре текста, с одной стороны, устойчиво, с другой, – повторяясь, семантически преобразуется, обогащается на всем пространстве текста «приращениями смысла». Имя Март ассоциативно связывается с названием первого весеннего месяца. Для Маши март – это не только весна, тепло, это – жизнь. Соответственно и Март – единственный человек, который может дать Маше «завтра», «послезавтра» – жизнь: «Нет силы прихлопнуть Машино завтра » . Этот смысл усиливается в рассказе за счет корневого повтора в имени и отчестве. Корень Март- повторяется в рассказе 100 раз.

Имя героини – Мария – является одним из самых распространенных в отечественной литературе. Думается, в данном рассказе оно не является случайным. В переводе с еврейского имя Мария означает «госпожа, высокая, превознесённая». Героиня рассказа ждет двадцать девятое октября: «Двадцать девятое: Марии, мой праздник…» . 29 октября – именины Марии, ангела Марии, праведной Марии, племянницы преподобного Аврамия, затворника. Полное имя героини в рассказе встречается лишь однажды. Для обращения к ней главный герой использует теплую, нежную, сокращенную форму Маша (в тексте встречается 25 раз), противопоставленную полному официальному имени.

Одной из ключевых оппозиций текста рассказа, в которой участвуют повторы, является противопоставление главных героев соседу Обертышеву. Для наименования героя и членов его семьи Замятин использует только фамилию. В тексте рассказа повторяются однокоренные слова Обертышев – обертышевский – обертышата. Корневой повтор используется 18 раз. Обертышев – от обертываться. Действительно, Обертышев и его семья (обертышевская самка и трое обертышат) «обернулись» желтыми каменными зубами от всех бед: голода, холода и превратились в настоящих пещерных людей.

Ещё один герой рассказа – Селихов, домовой председатель. Его имя повторяется в тексте 8 раз. Основой фамилии Селихов послужило церковное имя Селих. Селих – сокращенная форма имени Селифан. Селифан – это русская просторечная форма христианского имени Сильван, которое образовано от лат. «сильва», что в переводе на русский язык означает «лес». Сильван в римской мифологии был богом лесов и дикой природы, божеством растительности, животных. Именно Селихов советует Мартину Мартинычу вернуть украденные дрова: «Я вам одно могу посоветовать: сегодня же, сейчас же к нему – и заткните ему глотку этими самыми поленьями» . В определенный момент Селихов занимает место пещерного бога в рассказе. На это указывает повтор метафор, построенных по одной модели. Ср.: «Но пещерный бог набил брюхо с самого утра, милостиво загудел…»; «Равнодушно задремывает чугунный бог » – «… все громче смеялся Мартин Мартиныч – чтобы подбросить в Селихова дров, чтобы он только не перестал, чтобы только не перестал, чтобы о чем-нибудь ещё…» .

Таким образом, повтор в рассказе Е. Замятина является ярким художественным средством и значимым параметром идиостиля писателя.

Список литературы:

  1. Замятин, Е.И. Избранное. - М.: Правда, 1989 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.a4format.ru , свободный.
  2. Николина, Н.А. Филологический анализ текста: Учеб. пособие для студ. выш. пед. учеб. заведений. / Н.А. Николина. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 256 с.
  3. Суслова, А.В. О русских именах / А.В. Суслова, А.В. Суперанская. – Л.: Лениздат, 1991. – 220 с.
  4. Тынянов, Ю.Н. Архаисты и новаторы / Ю.Н. Тынянов. – Л.: Прибой, 1929. – 260 с.



Top