Расшифруй слова и определи произведение шламы. Олимпиадные задания по литературному чтению (4 класс)

Тип задания: 1
Тема: Основная мысль и тема текста

Условие

Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте.

Текст:

Показать текст

(1) (2) < ... > (3)

Варианты ответов

Задание 2

Тип задания: 2

Условие

Какое из приведённых ниже слов (сочетаний слов) должно стоять на месте пропуска во втором (2) предложении текста?

Текст:

Показать текст

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2) Примером тому служит знаменитый Парфенонглавный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, < ... > они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3) Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

Варианты ответов

Задание 3

Тип задания: 3
Тема: Лексическое значение слова

Условие

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ФОН . Определите значение, в котором это слово использовано во втором (2) предложении. Укажите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ФОН , -а, м.

Текст:

Показать текст

(1) Архитекторы Древней Греции пошли на хитрость: они делали колонны своих построек разной толщины. (2) Примером тому служит знаменитый Парфенон — главный храм афинского Акрополя, построенный в 447-438 годах до н.э.: его создатели, архитекторы Иктин и Калликрат, учли, что для угловых колонн фоном будет яркое небо Эллады, а для остальных — тёмный фон, создаваемый святилищем храма, < ... > они сделали угловые колонны более широкими и уменьшили расстояние между ними и соседними колоннами. (3) Благодаря этим «поправкам» издали все колонны выглядели совершенно одинаково, а разница между ними обнаруживалась только при непосредственном измерении.

Варианты ответов

Задание 4

Тип задания: 4
Тема: Постановка ударения (орфоэпия)

Условие

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

Варианты ответов

Задание 5

Тип задания: 5
Тема: Употребление паронимов (лексикология)

Условие

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

Часто по вечерам БЫВШИЙ моряк увлекательно рассказывал, как в составе команды большого торгового судна бороздил моря и океаны, заходил в порты Индонезии, Малайзии, Африки и Европы, дважды пересекал экватор.

Что касается банковского вклада с регулярной ВЫПЛАТОЙ начисленных по нему процентов, то это самый доступный вариант ренты.

В случае нарушения договора заказчик обязуется предоставить автору тезисов надлежащую компенсацию и принять ДЕЙСТВЕННЫЕ меры по предотвращению подобных нарушений в будущем.

Мой знакомый самый ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ человек в мире: он никогда не говорит того, что может кого-нибудь огорчить.

Декоративное убранство и живописные сюжеты созданных в XVIII — XIX веках предметов из папье-маше, украшенных ЛАКОВОЙ миниатюрой, раскрывают целый мир представлений и образов старой России.

Задание 6

Тип задания: 6
Тема: Лексические нормы

Условие

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово . Выпишите это слово.

В Московском государственном университете состоялась первая премьера посвящённого российским микробиологам документального фильма «Жизнь с бактериями», в котором показано, как молодые учёные открывают новые виды микроорганизмов и ищут способы борьбы с загрязнением окружающей среды.

Задание 7

Тип задания: 7
Тема: Образование форм слова (морфология)

Условие

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

ШЕСТЬЮСТАМИ рублями

внимательно ПРОЧИТАЯ

ПРИОБРЕТШИЙ опыт

опытные ИНСТРУКТОРЫ

ПРОБЕГИ быстрее

Задание 8

Тип задания: 8
Тема: Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления

Условие

Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками. Грамматические ошибки обозначены буквами, предложения — цифрами.

Грамматическая ошибка:

А) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) неправильное построение предложения с причастным оборотом

Г) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм

Предложение:

1) Чаще всего человек, преподносящий подарок, испытывает не меньшую радость, чем тот, кто этот подарок получает.

2) Во время игры-соревнования лёгкие лодки маневрировали друг возле друга, ребята черпают кружками воду и выплёскивали её друг в друга.

3) Знаменитая Нижегородская ярмарка открывалась ежегодно, принимавшая людей со всей России.

4) Совершенно понятно, почему каждый владелец жилья запрещают арендаторам держать домашних животных.

5) Используя возможность показать свой взгляд на мир природы, художниками создаются великолепные произведения пейзажной живописи.

6) Путешествуя по старинным русским городам Золотого кольца, по пути из Владимира в Суздаль не забудьте заехать в село Боголюбовье, чтобы увидеть небольшой, но очень красивый храм.

7) В книге не только подробно рассказывается об уходе, эксплуатации, регулировке и ремонте электрооборудования. а о правилах поведения

8) Все области человеческой природы работают в согласии не только с логикой и последовательностью, но и с подлинной правдой и верой.

9) В России есть множество удивительных мест, прекраснейших старинных городов, пленяющих своей красотой.

Запишите результаты в таблицу.

Ответы

Задание 9

Тип задания: 9
Тема: Правописание корней

Условие

Определите слово, в котором пропущена безударная проверяемая гласная корня. Выпишите это слово, вставив пропущенную букву.

приг..рать

ин..рционный

отр..слевой

обл..чный

разж..гать

Задание 10

Тип задания: 10
Тема: Правописание приставок

Условие

Определите ряд, в котором в обоих словах пропущена одна и та же буква. Выпишите эти слова, вставив пропущенную букву. Слова запишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

о..белил, по..ставить

поз..вчера, под..брал

и..целить, ра..будить

об..ективный, из..ян

пр..молк, пр..успел

Задание 11

Тип задания: 11
Тема: Правописание суффиксов (кроме «Н» и «НН»)

Условие

И .

Варианты ответов

Задание 12

Тип задания: 12
Тема: Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий

Условие

Укажите слово, в котором на месте пропуска пишется буква У .

Варианты ответов

Задание 13

Тип задания: 13
Тема: Правописание «НЕ» и «НИ»

Условие

Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите это слово.

Портал государственных услуг обеспечивает ту самую обратную связь между гражданами и муниципальными и городскими службами, которой часто так (НЕ)ХВАТАЕТ.

Достичь (НЕ)ОГРАНИЧЕННОЙ никакими рамками вычислительной мощности можно при использовании технологии облачных вычислений.

Под вычислительным облаком понимается структура из (НЕ)ИСЧИСЛИМОГО множества компьютеров и серверов, соединённых между собой.

Учитель, (НЕ)СМОТРЯ в журнал, перечислил фамилии всех учеников, хорошо и отлично выполнивших письменную работу.

Где только (НЕ)ПОБЫВАЛИ туристы в течение последних лет!

Задание 14

Тип задания: 14
Тема: Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Условие

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО . Раскройте скобки и выпишите эти два слова без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Интернет, а ТАК(ЖЕ) разнообразные мобильные устройства обеспечивают доступ к Сети в любое время и почти в любом месте и в ТО(ЖЕ) время рождают новые требования к формату и дизайну сайтов.

На (ПОЛУ)ОСТРОВ Юкатан, населённый индейцами майя, испанцы высадились в 1517 году, но, (В)ОТЛИЧИЕ от инков и ацтеков, майя упорно сопротивлялись завоевателям.

В развалинах шумерского города в Месопотамии нашли самое древнее в мире письмо — глиняную табличку с клинописью: КТО(ТО) четыре тысячи лет (НА)ЗАД острой палочкой выдавил в мягкой глине всего несколько слов.

Следует иметь (В)ВИДУ, что бумага долгое время оставалась дорогой, ПОТОМУ(ЧТО) способ её производства был примитивным и очень трудоёмким.

(С)НАЧАЛА на бумаге писали гусиными перьями, (ЗА)ТЕМ стали отпечатывать текст с помощью резных досок, которые окунали в чернила.

Задание 15

Тип задания: 15
Тема: Правописание «Н» и «НН»

Условие

Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н . Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Книга Марка Твена «Приключения Тома Сойера» переведе(1) а на все языки мира, много раз экранизирова(2) а и поставле(3) а на сцене; она известна практически всем, кто умеет читать, и, как правило, прекрасно иллюстрирова(4) а.

Задание 16

Тип задания: 16
Тема: Знаки препинания в сложносочиненном предложении и в предложении с однородными членами

Условие

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Варианты ответов

Задание 17

Тип задания: 17
Тема: Знаки препинания в предложениях с обособленными членами

Условие

М. В. Ломоносов (1) в возрасте тридцати трёх лет избранный академиком (2) явился живым символом оригинальности русской Академии и её особых положительных черт (3) характерных и для прошлого, и для настоящего: он умел быть одновременно поэтом, художником, физиком, химиком, геологом, историком, географом и лингвистом (4) во всех областях создавая большое и оригинальное.

Задание 18

Тип задания: 18
Тема: Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с членами предложения

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Светлый предмет на тёмном фоне (1) кажется (2) бó льшим, чем есть на самом деле, а тёмный на светлом (3) наоборот (4) выглядит меньшим по размеру.

Задание 19

Тип задания: 19
Тема: Знаки препинания в сложноподчиненном предложении

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

На почве Академии взрастала коренная русская наука (1) росту и развитию (2) которой (3) в известной степени способствовали и многие академики-иностранцы.

Задание 20

Тип задания: 20
Тема: Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи

Условие

Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые. Цифры запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Мышцы выполняют множество наиважнейших функций (1) и (2) если некоторые из них не справляются с функциями (3) которые на них возложены (4) страдает весь организм.

Задание 21

Тип задания: 22
Тема: Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста

Условие

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Высказывания:

1) При чтении текстов различного содержания люди пользуются разными методами.

2) Современные молодые читатели, в отличие от их родителей, активно пользуются методом скорочтения.

3) Молодым читателям трудно понять прелесть произведений С.Т. Аксакова.

4) Метод скорочтения подходит прежде всего для чтения высокохудожественных произведений.

5) Произведения великих русских поэтов, прозаиков, художников пробуждают в людях любовь к Отечеству.

Текст:

Показать текст

(1) (2) (3) (4) (5) (6) (7) Скоростной метод чтения. (8) (9) (10)

(11)

(12) (13) (14) (15) (16) (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) (19) (20)

(21) (22) (23) (24) (25) (26) (27)

(28) (29) (30)

(31) (32)

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин

Задание 22

Тип задания: 23
Тема: Функционально-смысловые типы речи

Условие

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Запишите номера ответов без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Утверждения:

1) Предложения 2-4 содержат доказательство того, о чём говорится в предложении 1.

2) Предложение 8 объясняет содержание предложения 7.

3) Предложения 13-17 указывают на причину того, о чём говорится в предложении 12.

4) В предложении 21 содержится повествование.

5) В предложении 28 содержится описание.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 23

Тип задания: 24
Тема: Лексикология. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Происхождение и употребление слов в речи

Условие

Из предложений 28-30 выпишите фразеологизм. Слова запишите подряд без пробелов, запятых и других дополнительных символов.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 24

Тип задания: 25
Тема: Средства связи предложений в тексте

Условие

Среди предложений 17-21 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью противительного союза, личного местоимения и контекстных антонимов. Напишите номер этого предложения.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Задание 25

Тип задания: 26
Тема: Языковые средства выразительности

Условие

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Заполните пропуски необходимыми по смыслу терминами из списка. Пропуски обозначены буквами, термины — цифрами.

Фрагмент рецензии:

«Говоря о русской культуре, Владимир Солоухин подчёркивает роль писателя, сегодня, к сожалению, почти забытого. Убеждая нас в ценности творчества Сергея Тимофеевича Аксакова, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А) __________ („добрые и светлые чувства“ в предложении 26), (Б) __________ („омывается душа“ в предложении 27), а также синтаксическое средство — (В) __________ (предложение 29). Ещё одно синтаксическое средство — (Г) __________ (предложение 32) — подчёркивает отношение автора к творчеству великого русского писателя».

Список терминов:

1) риторическое обращение

2) сравнение

3) риторический вопрос

4) ряд однородных членов

5) эпитеты

6) противопоставление

7) метафора

8) литота

9) антонимы

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

Задание 26

Тип задания: 27
Тема: Сочинение

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

Показать текст

(1) Известно, что молодёжь овладевает теперь скоростным методом чтения. (2) Моя дочь читает в восемь раз быстрее, чем я. (3) Есть у меня ещё одна знакомая, которая привыкла читать, что называется, по диагонали и ведь успевает схватить основное содержание, информацию, содержащуюся на таким методом прочитанных страницах. (4) Переспрашиваю, экзаменую — схватила. (5) И вот даю для эксперимента Аксакова. (6) Наблюдаю: вот сейчас должна перелистнуться страница, потом другая. (7) Скоростной метод чтения. (8) Нет, страница не перелистывается. (9) Страница читается медленно, с прочитыванием каждой строки, каждого слова. (10) Только время от времени слышатся восклицания:

— Какая прелесть, какое очарование! (11) Слушай, да он волшебник, кудесник!

(12) В первые пятнадцать довоенных лет моей жизни, живя в деревне, учась в средней школе, и я как-то не удосужился прочитать Аксакова. (13) Возможно, и не было его в скудной школьной библиотеке, да и очерёдность... (14) Надо прочитать Пушкина с Лермонтовым, Гоголя с Тургеневым, Некрасова с Гончаровым, хотя бы «Сон Обломова» в пределах школьной программы. (15) Да ещё (уже без школьной рекомендации) — «Три мушкетёра», «Отверженные», «Собор Парижской богоматери», «Человек, который смеётся», «Таинственный остров», «Всадник без головы», «Последний из могикан»... (16) Да ещё весь Джек Лондон, да ещё «Борьба миров» и «Человек-невидимка»... (17) Не дошёл черёд до Аксакова. (18) В институтской программе Аксакова тоже не было. (19) Но он существовал, пока ещё не читанный. (20) Во время студенческой прогулки могли забрести в Абрамцево, в бывшее именьице Аксакова, связанное мемориально с крупнейшими деятелями отечественной культуры, как то: Васнецов, Врубель, Серов, Коровин, Поленов, Нестеров.

(21) Но однажды, когда освободилось два часа дневного времени, по какому-то наитию я взял да и пошёл на детский утренний спектакль (пятнадцать шагов от ворот института до входных театральных дверей), а давали в то утро «Аленький цветочек» Аксакова. (22) Там, в сказке, девице-красавице, чтоб перенестись с места на место за тридевять земель, надо было надевать золотое колечко на мизинец правой руки, мне же и колечка не потребовалось. (23) Дело не в театральном представлении. (24) Не первый же раз пришёл я в театр! (25) Да шастали и по киношкам, где тоже ведь можно перенестись на время бог знает куда. (26) Дело всё было в атмосфере сказки, в той ласковой русскости, в которую я погрузился и которая тотчас пробудила в душе добрые и светлые чувства. (27) Так резок был контраст, так велико расстояние от атмосферы до атмосферы, от климата до климата, от чувств до чувств, что сидел не дыша, заворожённый, ошеломлённый, ошарашенный, чувствуя, как чем-то тёплым и светлым омывается душа.

(28) Если бы меня попросили назвать главное качество аксаковских книг, притом одно, я назвал бы душевное здоровье, которое невольно переливается в читающего эти книги. (29) Отступают на второй план суета, нервозность, всякая мелочность, торопливость, мельтешение — всё, что мешает нам взглянуть вокруг ясными и спокойными глазами. (30) Если каждый из нас попытается присмотреться внимательно к своему собственному чувству родной земли, то он обнаружит, что это чувство в нём не стихийно, что оно организованно и культурно, ибо оно питалось не только стихийным созерцанием природы как таковой, но воспитывалось всем предыдущим искусством, всей предыдущей культурой.

(31) Любовь к родной земле воспитывали в нас Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Фет, Тургенев, А.К. Толстой, Некрасов, Лев Толстой, Блок, Есенин, Левитан, Поленов, Саврасов, Нестеров, Куинджи, Шишкин... (32) Так что же, разве на последнее место мы поставим в этих рядах (а они многочисленны) имя Сергея Тимофеевича Аксакова?

(По В. Солоухину)

Владимир Алексеевич Солоухин (1924-1997) — русский советский писатель и поэт, видный представитель «деревенской прозы».

Чающие от юродивого

Андрей Белый: pro et contra СПб.: РХГИ, 2004. -- (Русский путь). Как часто приходится делать то, чего не хочешь! Вот теперь нужно вернуться к книге А. Белого "Пепел", потому что моя скромная рецензия о ней в прошлом номере "Речи" навеяла на Антона Крайнего мысли обо мне и определения, которые я не считаю ни верными, ни полезными -- объективно. Статья Крайнего ошеломила меня. Живем и не видим великих ужасов, грохочущих тут рядом с нами! Это ли не последняя слепота страшного конца! "...Ушами будете слушать и не услышите, глазами будете смотреть и не увидите" 1 . И неужели не понять: Послана с неба белая молния; пронзила нас, "стеклянных" людей, и оставила невредимыми, но потрясла гения -- Андрея Белого, и возопил Белый и пророчествовал: Над страной моей родною Встала Смерть. Встала Смерть с большой буквы. И больше ничего. Мы жили все время и работали и мыслили и делали и давно, давно уже писали на бумаге (хотя это считается А. Крайним почему-то очень позорным) о нависшей смерти, об ужасе распадения и гибели творческих сил родины или Родины. Начиная с 1906 года и даже раньше, в прогрессивных газетах не было буквально ни одной передовой статьи без слов "призрак смерти и разложения навис над Россией". Но это было -- мертво. Этого не слышали. И вот пришел "гений" и в книге "пухлых, однообразных и сырых (определения А. Крайнего) стихов" сказал то же самое -- и это откровение. Шопенгауэр думал, что талант стреляет в цель, видимую для современников. Гений -- дальше. Его цель видима только для него. Куда же летит стрела Белого? С пройденного пути, да еще назад? Цель ее -- полузабытые провидения Некрасова. Создал песню, подобно стону, И духовно навеки почил...? 2 Какая старая молния, ударила вашего гения! Молния, рожденная обработанным мятым электричеством, -- бывает отработанный пар, называемый на техническом языке "мятым". Это мятое электричество было могучим и сильным, вертело огромные фабричные колеса, гудело и творило жизнь. Теперь -- оно отработало, и пустили его на мелкие поделки -- оно вертит игрушечки и безделушечки; и оловянные солдатики -- "чисто металлические" -- прыгают от него как живые. Люди всегда любили пророков и прорицателей. Не кричали ли в свое время тысячи голосов славу Окена, бездарнейшего из натурфилософов, и не повторяли ли с благоговением его прозрения: "женщина есть азот!". И это немцы -- а уж нам, русским, и Бог велел. Послушать юродивенького -- от Бога поучиться. Если зря залопочет, и то хорошо. А уж если уловишь в его бормотании знакомые звуки человеческой речи -- Господи, да есть ли что радостнее! Сидит юродивенький, слюни пускает, а все в кружок вокруг него и слушают, ждут. "В больбе облетешь ты плаво свое" 3 , -- выпалил юродивенький. И ликованию нет конца. "Накатило! Накатило! Это ново! Озарение! Молния ударила его! Белая молния!" Позвольте! Да ведь это уж много, много лет говорится! Под этими словами люди кровью своей подписывались. А и ваш юродивенький их из университета принес. "Стеклянные люди!" -- кричит А. Крайний. -- Еще не знают они, ни что такое "родина", ни "смерть", ни "встала". Ни "над" -- прибавлю я... Ничего еще не знаем! Завтра юродивенький скажет: "нужно отменить клепостное плаво". Изложит это в "пухлых" стихах. А мы опять не поймем и не увидим молнии, а только учуем болезненно-позднюю отрыжку передовиц пятидесятых годов! Где были вы? Отчего вы ничего не видели и не слышали? Мы прожили страшные годы. Но вас тогда не было с нами. Вы в укромном уголке рифмовали колдунью с полнолунием. Теперь пришли и стилизованно наивничаете: "Сначала человек, а ведь уж после начинается поэзия, литература и т. д.". Это тоже ново? От молнии? Спал дед на печи, пока люди дело делали. Проснулся и занаивничал под гениального ребенка. Показывает корявым пальцем на станового: "Мама! Это бяка!" Не могу умилиться над ним. Не люблю его. "Любовностью к человечеству" не люблю его, старого слюняя и кривляку. И что за бого-истерика нависла над вами? Что за кликушество? Стояли Вии с опущенными веками. Вдруг взглянули, ткнули пальцем -- "Во!" Мимо ткнули -- не беда. Не перетыкивать же! Слышали мы лозунг: "Быть Петербургу пусту" 4 . Le grand mot est lancé! {Брошено великое слово! (фр.).} Засыпано зерно. Заработала вся мельница. Затарахтала круподерка, запищала мукомолка, застучала вальня. Полетела мякина и прах зерновый: статьи, статейки, стихи, фельетоны. "Пусту! пусту! пусту -- ру ту-ту"! "Господи! -- удивится старый журналист, перелистывая эти "пухлые" произведения. -- Да ведь это моя старая передовица в радостном своем воскресении! Мне ли не узнать ее! Мою родную, старую, выношенную, выброшенную! -- Аминь! -- скажет гений, прожженный молнией из статьи Максима Ковалевского. -- Аминь! -- повторит кружок, чающий от юродивенького. Кажется, вы начинаете понимать нас. Своя у нас жизнь, своя смерть и своя родина. И даже туча у нас своя -- наша туча. Все мы тут вместе. Все свои близкие. И кто-то теперь будет -- Никитушка или Федосеюшка? Али, может быть, Федорушка? И то хорошо. И то радошно!

Атемина Татьяна Александровна.

Город Сургут МОУ лицей №2

Учитель музыки

2 класс I полугодие

Свернуть (назвать одним словом)

Чёткая, энергичная, бодрая, - …

Мелодичная, протяжная, певучая - …

Подвижная, легкая, ритмичная - …

Диктант. Пронумеровать слова.

Симфония, опера, балет, увертюра, сюита

Соединить фамилии с именами.

Чайковский Эдвард

Прокофьев Людвиг

Бетховен Пётр

Григ Сергей

Соединить названия произведений с именами композиторов

Симфония №5 Чайковский

Сюита «Пер Гюнт» Римский – Корсаков

Опера «Сказка о Царе Салтане» Бетховен

«Детский альбом» Григ

Продолжить ряд:

Сердитая, радостная, жалобная…..

Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

2 класс II полугодие

Найти пару:

Фортепиано, оркестр, пианист, куплет, дирижёр, припев.

Развернуть:

Выразительные средства музыки

Зачеркнуть названия произведений, которые не принадлежат указанным композиторам

Эдвард Григ

Пётр Ильич Чайковский

Свернуть:

Быстрый, медленный, умеренный - …

Громкая, тихая - …

Высокий, низкий, средний - …

Одночастная, двухчастная, трёхчастная, рондо, вариации - …

Продолжить ряд:

Скрипка, флейта, ….

6. Музыкальная викторина «Угадай произведение и автора»

3 класс I полугодие

1. Продолжить ряд:

Былины, исторические, обрядовые…

Развернуть: характерные черты русских народных песен:

Диктант. Пронумеровать слова:

Распев, темп, тембр, динамика, стихира.

Развернуть: оркестр русских народных инструментов:

Струнные:…

Духовые:…

Ударные:…

Музыкальная викторина

3 класс II полугодие

1. Лишнее слово:

скрипка, гобой, труба, рожок, виолончель

балалайка, гармонь, жалейка, гусли, скрипка

пианист, скрипач, композитор, трубач, гитарист

Н. А. Римский – Корсаков « на Москве-реке»

М. И. Глинка опера «Садко»

М. П. Мусоргский опера «Иван Сусанин»

опера «Сказка о царе Салтане»

3. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Украина - …

Белоруссия - …

Молдавия - …

Закавказье - …

Россия - …

4. Расшифровать слова

Звучащая викторина: определить по фрагменту

Название - …

Композитор - …

Тип оркестра - …

4 класс I полугодие

1. Диктант. Пронумеровать слова:

Сюита, баркарола, хабанера, кастаньеты, контраст, акцент.

2. Дописать название произведений

«Испанский … .»

«Арагонская … .»

«Санта … .»

3. Родина танцев:

Лезгинка - …

Хоровод - …

Чардаш - …

Вальс - …

Полонез - …

4. Соединить фамилии с именами

Глинка Иоганн

Римский –Корсаков Михаил

Чайковский Фридерик

Шопен Николай

Штраус Пётр

5. Продолжить ряд:

мелодия, тембр, …

6. Музыкальная викторина

4 класс II полугодие

1. Родина композиторов:

Моцарт - …

Бетховен - …

Шопен - …

2. Развернуть: симфонический оркестр:

деревянные духовые:…

медные духовые:..

струнно – смычковые:…

ударные:…

3. Установить связи:

Соло Италия

Оркестр Хор

Баркарола Скрипка

Скрипач Опера

4. Музыкальные ассоциации: назвать 2-3 слова:

Симфония: …

Пронумеровать слова: орган, гимн, симфония, ария, опера.

Музыкальная викторина:

5 класс. I полугодие

1. Развернуть: виды искусства:

2. Диктант: значение подчёркнутых слов:

опера, Либретто , увертюра, балет, квартет, Вокализ .

Пронумеровать слова в соответствии с определением (перед словом)

3. Жанры, в которых соединились музыка и литература:

4. Лишнее слово (подчеркнуть):

ария, либретто, увертюра, дуэт, хор, кордебалет.

оркестр, балетмейстер, па-де-де, вариация, ария.

Определить жанр и композитора:

«Жаворонок» -

«Лебединое озеро» -

«Щелкунчик» -

«Иван Сусанин» -

«Садко» -

«Моя Россия» -

Музыкальная викторина:

5 класс II полугодие

1. Какие музыкальные произведения, звучавшие на уроках, напоминают эти иллюстрации?

«Царевна Лебедь» Врубеля -----

«Богатыри» Васнецова ------

Изображение гнома-----

2. Соединить названия произведений с именами композиторов:

«Богатырская» симфония Мусоргский

«Гном» Чайковский

«Апрель. Подснежник» Дебюсси

«Лунный свет» Бородин

3. Кто из выдающихся русских композиторов был:

морским офицером - …

ученым, химиком - …

Кого из русских композиторов называют:

«Сказочник русской музыки» - …

«Солнце русской музыки» - …

4. Свернуть:

Колорит, рельеф, фон, портрет, пейзаж - …

Мелодия, ритм, тембр, динамика - …

5. Назвать понравившееся произведение - …

6. Музыкальная викторина:

Если домашнее задание на тему: » Задания по музыке для 2-5 классов оказалось вам полезным, то мы будем вам признательны, если вы разместите ссылку на эту сообщение у себя на страничке в вашей социальной сети.

 
  • Свежие новости

  • Категории

  • Новости

  • Сочинения по теме

      Тематическое планирование учебного материала по геометрии, 10 класс, по учебнику «Геометрия 10-11» Атанасян Л. С. и др. I полугодие – 2 часа
    • Тест ЕГЭ по химии Обратимые и необратимые химические реакции Химическое равновесие Ответы
    • Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие. Смещение химического равновесия под действием различных факторов 1. Химическое равновесие в системе 2NO(г)

      Ниобий в компактном состоянии представляет собой блестящий серебристо-белый (или серый в порошкообразном виде) парамагнитный металл с объёмноцентрированной кубической кристаллической решеткой.

      Имя существительное. Насыщение текста существительными может стать средством языковой изобразительности. Текст стихотворения А. А. Фета «Шепот, робкое дыханье...», в свое

Олимпиада по чтению – 4 класс

Задание № 1: Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

Сеинен ______________ вючтет ______________________ ошела_____________________ шпирнив ________________ дорира ___________________

________________________________________________________________________

Задание № 2: По началу произведения определи его жанр:

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

2) Когда я был маленький , меня отвезли жить к бабушке... _____________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... __________________

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец , именитый человек... ___________________

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... _________________

7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

Задание № 3: Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц (соедини стрелкой):


  1. ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

  2. ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

  3. ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

Задание № 4: Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.

А) глядел из печки огонек ________________________

Б) лес точно терем расписной ______________________
в) буре плач его подобен _________________________

Г) белоснежная лебедушка __________________________

Д) уж небо осенью дышало _________________________

Е) седые моря ______________________________

Задание № 5: В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

1) ""Найденная луна"" _______________________________________________________

2) ""Прекрасный лебедь""_____________________________________________________

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" _________________________________

4) ""Умник на солнце""_______________________________________________________

Задание №6: У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

___________

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

_________________________________________________________________________

Индонезийская. Очень резво белка прыгает , а иной раз и срывается.
_________________________________________________________________________

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

_________________________________________________________________________

Задание № 7: Вспомните и допишите строчки из стихотворений известных поэтов. Укажите название стихотворения и его автора.

А) … злится, ________________________________________________________

… пора - , ___________________________________________________________

…стучится, _________________________________________________________

…двора. ____________________________________________________________

Б) … невидимкой ____________________________________________________

… сна, _____________________________________________________________

…косынкой ________________________________________________________

… сосна. ___________________________________________________________

Задание № 8: Установите соответствие между авторами и героями (соедини стрелкой):

А) Р.Киплинг 1. Буратино

Б) А.Толстой 2. Бармалей

В) Э.Успенский 3. Барон Мюнхгаузен

Г) К.Чуковский 4. Чебурашка

Д) Р.Распе 5. Маугли

Задание №9: О ком идет речь в этом отрывке:

«Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется,

К красну солнцу, наконец,

Обратился молодец»?

Записать имя героя , название произведения и автора произведения.

________________________________________________________________________________(

Задание 10: Впишите пропущенное слово в названии произведений.

Сказка Ш. Перро «Красная______________________»

Сказка М. Матерлинга «Синяя________________»

Рассказ В. Осеевой «Синие ___________________»

Рассказ В. Бианки «Оранжевое _________________»

Задание № 11. Попробуй добавить две строки так, чтобы получился весёлый стишок (четверостишие).

В зоопарке бегемот

Проглотил ежа. И вот…
______________________________________________________
_______________________________________________________

Олимпиада по чтению – 3 класс

    Из каких сказок эти отрывки? Назови автора.
а) « Она очень понравилась сначала, а тут вдруг и он нашёл, что она безобразна, и не захотел больше держать её у себя – пусть идёт, куда знает». …………………………………………………………………………………………………

Б) «- Пусть судит её народ! – сказал он. С улицы доносились оскорбительные песни насмехавшихся над нею уличных мальчишек; ни одна живая душа не обратилась к ней со словом утешения и сочувствия».

…………………………………………………………………………………………………

В) «Так прошёл первый день , затем пошло ещё хуже. Все гнали бедняжку… А мать прибавляла: - Глаза бы мои тебя не видали!» ……………………………………………………………………………………………


  1. Соедини слова правого и левого столбиков, чтобы получились словосочетания, которые встречаются в русских народных сказках.
слёзы булатные

Руки горькие

Мечи золотые

3. Закончи крылатые выражения, взятые из сказок.

Поди, туда – не знаю куда,______________________________________________________
Скоро сказка сказывается ,_______________________________________________________

Это всё присказка______________________________________________________________


А. Милн

Карлик Нос

Г. Х. Андерсен.

Винни-Пух и все-все-все

Ф. Зальтен

Пеппи Длинныйчулок

Ш. Перро

Бемби.
Х. К. Андерсен
Муха -Цокотуха

В. Гауф

Дюймовочка

К. Чуковский

Снежная королева

А. Лингрен

Ослиная шкура

5.Восстановите фразы из басен И.А. Крылова, напишите названия произведений , из которых эти «крылатые слова» взяты.

1. Когда в товарищах согласья нет,
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

2. _______________________________________________________________________
__________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________
Так поди же попляши!

6. Прочитайте два четверостишия –

Н. Рубцова:

Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы.
Наступила пора непогоды. и А. Блока: Вот ворона на крыше покатой
Так с зимы и осталась лохматой...
А уж в воздух – вешние звоны,
Даже дух занялся у вороны...

О каком времени года идет речь в текстах? ____________________________________
Подчеркните слова, которые помогли вам догадаться.
Почему в стихотворении А. Блока ворона «лохматая»?_______________________________
Объясните значение слов:
амбар - ________________________________
обоз - _________________________________ подвода - _____________________________

Вешние (звоны) - _______________________.

7. Продолжи название литературных произведений
О. Пройслер “Маленькая _________________________”
Э Успенский “Крокодил Гена и _______________________”
Н. Носов “Живая _________________________”
К. Булычев “Девочка _________________________”
В. Гауф “Карлик ______________________”
А. Линдгрен “Пеппи _____________________________”

8.Подберите к данным словам созвучные им (рифмующиеся):
биться - _______________________________
граница - ______________________________
дрозд - ________________________________
гвозди - _______________________________
помог - ________________________________
красив - _______________________________
смех - ________________________________

9. Игра «Буриме». Буриме – это литературная игра. Она возникла во Франции. Участникам предлагается написать четверостишие на заданные рифмы. Например:

…………………………………………………….. щенка

…………………………………………………….… пока

…………………………………………………... помогите

……………………………………………………. найдите.

Олимпиада по чтению – 2 класс

Задание 1. Соедини линиями в правильном порядке фамилии авторов и их произведения.

К.Чуковский Крокодил Гена и его друзья

С.Михалков Федорино горе.

Э.Успенский Снежная королева

А.Пушкин Дядя Степа

Г.Х.Андерсен Конёк – горбунок

П.Ершов Сказка о рыбаке и рыбке

Задание 2. Тест.


  1. Его напугал храбрый заяц из сказки Д.Мамина – Сибиряка «О храбром зайце». ___________________

  2. Из него был сделан дом Мороза Ивановича________________________

  3. Кто автор строк: Я – великий Умывальник, знаменитый Мойдодыр. _______________________________________
    Её больше всего боялся Железный Дровосек. _______________________________

  4. Имя знаменитой няни А.С.Пушкина. ___________________________________

  5. Страшное помещение в доме Мальвины, куда был посажен Буратино в наказание за свою неряшливость. ______________________________________

  6. В русских народных сказках она называется живой и мёртвой. _________________

  7. Другое название азбуки. ____________________

  8. Что тянуло Алёнушку на дно реки и не позволило ей всплыть?__________________
10. Назови средство передвижения Бабы-Яги____________________________________

Задание 3. Найди пару, вспомнив полное имя или прозвище литературного героя, название сказочных предметов.

Задание 4. Вспомни и запиши название известных тебе произведений (не менее двух названий). Названия пиши в кавычках «»

Сказка: ____________________________________________________

__________________________________________________________

Рассказ: ___________________________________________________

__________________________________________________________

Стихотворение: _____________________________________________
__________________________________________________________

Задание 5. Спиши, соединяя части одного выражения.

Упрямый, как черепаха.

Жить, как курица лапой.

Плестись, как осёл.

Писать, как кошка с собакой.

Болтливый, как бык.

Здоровый, как сорока.

6. Найди рифмы к словам:

Жара_____________________________ Речка_________________________________

Ребята__________________________________________________________________.

7.Работа с текстом. Прочитай.

Цыплята и воробьята.

Жёлтые пушистые шарики выкатились из сарая и сразу стали искать: что бы поесть? Цыплята только появились на свет , а уже побежали за мамой-курицей… А она не кормит их - ведь цыплята сами умеют есть…

Под крышей сарая почти весь день громкий писк. Там, в гнезде, крошечные воробьята. Вытягивают тоненькие голые шейки. Открывают большие жёлтые рты. Мама-воробьиха целый день таскает им всяких мошек, гусениц, бабочек. А воробьятам всё мало – уж очень они прожорливы.

Удивлялись цыплята: еды на земле много, а воробьята почему-то требуют, чтоб их кормили. А воробьята, глядя на цыплят, удивлялись, как это они, только появились на свет – уже умеют еду находить самостоятельно.

Откуда цыплятам и воробьятам знать, что все птицы – разные…

Ответь на вопросы по тексту:

1. Кто сам умеет есть? Отмечай правильный ответ знаком «+»
- Цыплята - Воробьята

2. С чем автор сравнивает цыплят? Подчеркни в тексте.
3. Чему удивляются цыплята?

- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

4. Чему удивляются воробьята?
- Тому, что птицы сами ищут еду?
- Тому, что птицы требуют , чтобы их кормили.

5. Подчеркни предложение в тексте, в котором выражена главная мысль.

Задание 1

I) Прочитайте, вставьте пропущенные буквы.

Муравей и жук.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и с..бирал по зернышку пш..ницу и ячмень, чтобы з..пастись корм..м на зиму. Ув..дал его жук и посочу..ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о..дыхают. Пр...м..лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д..ждями размыло, остался жук г..лодным, и пришел он пр..сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр..кал, не пришлось бы тебе теперь с..деть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж..стокие бе..ствия.

II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный

ответ, обозначьте его знаком «+»

а) народная сказка;

б) рассказ;

в) басня;

а) злобу и хитрость;

б) зависть;

в) лень и беспечность;

б) И.А. Крылов

в) это произведение народное

III) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2

сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________ шпирнив ________________ дорира ___________________

__________________________________________________________________

Задание 3

Приятна мне твоя прощальная краса... __________________

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... _________________

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... __________________

Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... _________________

человек... ___________________

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... ____________________

7) Старый друг лучше новых двух. ____________________________

Задание 4

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

Задание 5

Задание 6

1) ""Найденная луна"" __________________________________________________

2)""Прекрасный лебедь""________________________________________________

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" ____________________________

____________________________________________________________________

4) ""Умник на солнце""________________________________________________

Задание 7

Финская.

____________________________________________________________________

Вьетнамская.

____________________________________________________________________

Индонезийская.
____________________________________________________________________

Иранская.

____________________________________________________________________

Ты закончил работу. Молодец!

Инструкция по проверке олимпиадной работы по литературному чтению

Задание 1

I) Прочитайте, вставь пропущенные буквы.

Муравей и жук.

В летнюю пору гулял муравей по пашне и с О бирал по зернышку пш Е ницу и ячмень, чтобы з А пастись корм О м на зиму. Ув И дал его жук и посочу В ствовал, что ему приходится так трудиться даже в такое время года, когда все остальные животные о Т дыхают. Пр О м О лчал тогда муравей; но когда пришла зима и навоз д О ждями размыло, остался жук г О лодным, и пришел он пр О сить у муравья корму. Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попр Е кал, не пришлось бы тебе теперь с И деть без корму».

Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят ж Е стокие бе Д ствия.

Задание выполнено:

без ошибок 5 баллов

1-3 ошибки 4 балла

4-6 ошибок 3 балла

7- 9 ошибок 2 балла

10-12 ошибок 1 балл

13 и более ошибок 0 баллов

Итого за первую часть (максимальное кол-во) 5 баллов

II) Прочитайте произведение «Муравей и жук», выберите правильный ответ, обозначьте его знаком « + »

1) Жанровая принадлежность текста:

а) народная сказка;

б) рассказ;

+ в) басня; 1 балл

2) Жук в данном произведении олицетворяет :

а) злобу и хитрость;

б) зависть;

+ в ) лень и беспечность; 1балл

3) Как вы думаете, кто является автором этого произведения?

+ а) Эзоп 1 балл

б) И.А. Крылов

в) это произведение народное

4) Подчеркните самые главные строчки в тексте

Верный ответ (последний абзац) 1 балл

Итого за вторую часть (максимальное кол-во) 4 балла

ΙΙΙ) Выразите свое отношение к истории, рассказанной автором.

Логически последовательное раскрытие темы (собственная позиция, позиция автора, обоснование)

Богатство словаря

Правильное речевое оформление

Отсутствие орфографических и пунктуационных ошибок

(учитываются ошибки на изученные правила ) 7 баллов

Раскрыта тема, но отсутствует указание на собственную позицию или позицию автора, имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей, отдельные речевые неточности (не более 3-х), не более 2-х орфографических и 1-ой пунктуационной ошибки. 5 баллов

Допущены отклонения от темы, нет обоснования собственной позиции, имеются отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей, беден словарь, имеются речевые неточности (не более 4-х), 3-4 орфографические и не более 2-х пунктуационных ошибок . 3 балла

Работа не соответствует теме, более 5 речевых ошибок, более 4-х орфографических и более 2-х пунктуационных ошибок, беден словарь . 1 балл Итого за третью часть 7 баллов

Максимальное количество баллов за задание 16 баллов

Орфографические ошибки на неизученные правила не учитываются

Задание 2

Расшифруй фамилии. Кто лишний? Почему?

сеинен _____________ вючтет ________________ ошела_______________

шпирнив ________________ дорира ___________________

__________________________________________________________________

Есенин, Тютчев, Олеша, Пришвин, Родари – ""лишний"", так как зарубежный писатель.

по 1 баллу за расшифрованную фамилию + 1 балл за выделение лишней фамилии с пояснением

Максимальное количество баллов за задание 6 баллов

Задание 3

По началу произведения определи его жанр:

1) Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса... стихотворение

2) Когда я был маленький, меня отвезли жить к бабушке... рассказ __

А у людей она слыхала,

Что это зло еще не так большой руки... басня

4) В лето 1037 заложил Ярослав город великий, у того же города

Золотые ворота; заложил же и церковь Святой Софии... летопись

5) В некоем царстве, в некоем государстве жил-был богатый купец, именитый

человек... сказка

6) Остался Садко на синем море.

Со тоя со страсти со великие

Заснул на дощечке дубовой... былина

7) Старый друг лучше новых двух… пословица

по 1 баллу за каждый верно определённый жанр

Максимальное количество баллов за задание 7 баллов

Задание 4

Составь пары из названий произведений и наиболее подходящих к ним пословиц:

    ""Аленький цветочек"" а) Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

    ""Снежная королева"" б) Дал слово – крепись.

    ""Три толстяка"" в) Друг познается в беде.

1 – б, 2 – в, 3 – а .

по 1 баллу за каждое верное соответствие

Максимальное количество баллов за задание 3 балла

Задание 5

Запиши под какими буквами написаны сравнения, а затем – эпитеты. Примеры какого литературного приема остались? Напиши.

а) глядел из печки огонек___________________

б) лес точно терем расписной _______________

в) буре плач его подобен ___________________

г) белоснежная лебедушка __________________

д) уж небо осенью дышало _________________

е) седые моря ________________________ ____

Сравнения – б, в. Эпитеты – г,е. Олицетворения – а, д.

по 1 баллу - за каждое верно найденное сравнение или эпитет + 2 балла за верное определение приёма олицетворения

Задание 6

В названиях этих произведений слова заменены антонимами.

Например: ""Жара – розовые щечки"" означает ""Мороз – Красный нос"".

Запиши, как произведения называются на самом деле. Укажи авторов.

1) ""Найденная луна""«Краденое солнце» К.Чуковский

2)""Прекрасный лебедь"" «Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен

3) ""Быль о живой крестьянке и одном слабаке"" «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.Пушкин

4) ""Умник на солнце"" « Незнайка на Луне» Н.Носов

по 1 баллу за каждое верное название и каждого автора

Максимальное количество баллов за задание 8 баллов

Задание 7

У разных стран есть похожие пословицы. Назови подобную русскую пословицу.

Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.

Язык до Киева до ведет.

Вьетнамская. Неторопливый слон раньше достигнет цели, чем резвый жеребенок.

Индонезийская. Очень резво белка прыгает, а иной раз и срывается.
Поспешишь, людей насмешишь.

Иранская. Где нет фруктовых деревьев, и свекла сойдет за апельсин.

На безрыбье и рак рыба.

по 1 баллу за каждое верную пословицу

Максимальное количество баллов за задание 4 балла

Олимпиада по литературному чтению для 4 клас c а

1. Какому жанру соответствуют признаки: наличие законченного сюжета, занимательность, необычность, наличие вымысла, воспитательная направленность?

а) былина

б) сказка

царство - …

3. Какое произведение не является басней?

а) Квартет

б) Свинья под дубом

в) Лиса, заяц и петух

г) Слон и Моська

4. Продолжи названия произведений:

Сказка Ш. Перро "Красная ________________________”

Рассказ В. Бианки "Оранжевое ________________________”

Рассказ В. Осеевой "Синие ______________________”

Рассказ А. Куприна "Белый _________________________”

Сказ. повесть А. Волкова "Желтый _________________________”

Сказка Ш. Перро "Синяя _______________________”

С. Михалков Сказка о потерянном времени

Н. Некрасов Винни-Пух и все-все-все

В. Губарев Маленький принц

А. Толстой Королевство кривых зеркал

С. Я. Маршак Приключения капитана Врунгеля

А. де Сент-Экзюпери Праздник непослушания

А. Некрасов Золотой ключик

А. Милн Кузька

Е. Шварц Дедушка Мазай и зайцы

В Александрова Кошкин дом

"Эта книга о жизни и удивительных приключениях одного человека на необитаемом острове.

Только его неистощимая энергия, трудолюбие, настойчивость позволили ему преодолеть все

препятствия” ______________________________________________________

7. Составь толковый словарь:

ланиты - ____________________ десница -________________________

чело - ______________________ шелом - _________________________

кичка - _____________________ перст - _________________________

супостат - __________________

8. На ком или на чем совершили путешествия:

а) В Зеленый город Незнайка и его друзья____________________________________

б) За медом Винни-Пух ___________________________________________________

в) Из норы крота в теплые края Дюймовочка_________________________________

г) На крышу Малыш __________________________________________________

д) На юг лягушка-квакушка _________________________________________________

е) В Индию старик Хоттабыч и Волька ___________________________________

Рак + слон =………………………………………………………………………………

Лось + ас = ……………………………………………………………………………….

Лига + ум = ………………………………………………………………………………..

Куш + лоза =……………………………………………………………………………….

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только ………..………

2. Вперёд чужой беде ………………………,голубок.

3. А вы, друзья, как ни ………………………………., Всё в музыканты не годитесь!

11. Придумай стихотворение с рифмами: ученики-мученики, раздевалка-свалка, урок-впрок,

учитель-повелитель,звонок-срок.

Ключ

1. б) сказка

2. Восстановите повторы из сказок:

жили - были

хлеб - соль

чудо - юдо

царство - государство

3 . в) Лиса, заяц и петух

4. Продолжи названия произведений :

Сказка Ш. Перро "Красная Шапочка”

Рассказ В. Бианки "Оранжевое горлышко”

Рассказ В. Осеевой "Синие листья

Рассказ А. Куприна "Белый пудель”

Сказ. повесть А. Волкова "Желтый туман”

Сказка Ш. Перро "Синяя борода

5. Соедини литературное произведение о его автора:

С. Михалков Праздник непослушания

Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы

В. Губарев Королевство кривых зеркал

А. Толстой Золотой ключик

С. Я. Маршак Кошкин дом

А. де Сент-Экзюпери Маленький принц

А. Некрасов Приключения капитана Врунгеля

А. Милн Винни-Пух и все-все-все

Е. Шварц Сказка о потерянном времени

В Александрова Кузька

6. Даниэль Дефо " Робинзон Крузо”

7. Составь толковый словарь :

ланиты – щеки десница - рука

чело – лоб шелом - шлем

кичка – головной убор перст - палец

супостат – противник, враг

8. Совершили путешествия:

а) на воздушном шаре

б) на воздушном шарике

в) на ласточке

г) на Карлсоне

д) на утках

е) на ковре-самолёте

9. Разгадай анаграммы "Литературные герои”. Укажи фамилии писателей, рассказавших нам об этих героях:

Карлсон (А. Линдгрен)

Ассоль (А. Грин)

Маугли (Р. Киплинг)

Золушка (Ш. Перро)

10. Из басни И.А.Крылова выпало слово. Впиши его.

1. На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука

2. Вперёд чужой беде не смейся, голубок.

3. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь!




Top