Рассказ про музей изобразительных искусств. Музей изобразительных искусств им

Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина или, как его чаще называют, Пушкинский музей – один из самых значимых музеев Москвы, собравший в своих стенах крупную коллекцию произведений зарубежного искусства от древнего мира до наших дней.

Впервые свои двери Пушкинский музей открыл 31 мая 1912 года. Вдохновителем и первым директором стал профессор Московского университета Иван Владимирович Цветаев. Первоначальная коллекция сформировалась из копий античных скульптур и мозаик университетского Кабинета изящных искусств и подлинных древностей, купленных у известного ученого-египтолога В.С. Голенищева. Позднее залы пополнились картинами, переданными из других музеев и произведениями искусства из частных коллекций, подаренных или конфискованных после революции. В наши дни в собрании ГМИИ — более 670 000 экспонатов, из них только 1,5% доступны для осмотра.

В ведении ГМИИ им. Пушкина – целый музейный городок, расположенный в историческом центре Москвы около метро Кропоткинская. В него входит несколько зданий, в том числе:

Главный корпус – памятник архитектуры с мощной колоннадой и стеклянной крышей, построенный 100 лет назад специально для музея.

Экспозиция здесь размещена на двух этажах. На первом собраны подлинные раритеты Древнего Египта, античных времен, золотые сокровища Древней Трои из раскопок археолога Генриха Шлимана, живописные работы европейских мастеров 8-18 веков, есть Греческий и Итальянский дворики – большие пространства со скульптурами-слепками. На втором этаже много залов отдано копиям предметов искусства Древней Греции, Рима, Средних веков и Возрождения. Кроме того, и здесь выставлены подлинники картин европейских художников.

Египетский зал — одна из лучших мировых коллекций подлинных предметов времен Древнего Египта: мумий, саркофагов, масок, статуэток, украшений и сосудов.

Деревянный саркофаг вельможи Маху, держателя участка земли храма Амона:

Аменхотеп и Раннаи – жрец и жрица бога Амона:

Саркофаг и мумия Хор-Ха. На переднем плане – мумия кошки:

Следующий зал посвящен искусству Древнего Ближнего Востока.

Статуэтка адоранта из Северной Месопотамии. Адорант – фигурка из камня или глины, которую ставили в храме, чтобы она молилась за поставившего его человека.

Залы античного искусства с коллекцией греческих ваз и амфор, мозаики, скульптурами и рельефами Древних Италии, Кипра и Рима.

Антефикс – плитка из керамики с маской Медузы Горгоны:

Предметы из раскопок Пантикапея – столицы Кимерийского Боспора:

Тема античности продолжается в Греческом дворике – большом зале, наполненном слепками знаменитых древнегреческих статуй, рельефов и архитектурными фрагментами.

Спящая Ариадна. Мраморный подлинник хранится в Ватикане.

Еще один дворик – Итальянский, со слепками шедевров эпохи Возрождения.

Конная статуя – копия бронзового памятника главнокомандующему Бартоломео Коллеони из Венеции.

Знаменитый Давид Микеланджело. Высота скульптуры – 5,5 метров.

Одна из главных жемчужин музея изобразительных искусств им. Пушкина — коллекция работ Рембрандта и художников его школы находится в зале №10.

Рембрандт «Портрет старушки» и «Портрет пожилой женщины».

Экспозиция картин фламандских живописцев 17-го века – Рубенса, Йорданса, Ван Дейка, Брейгеля.

Антонис Ван Дейк «Портрет Адриана Стевенса». Фламандский мастер начала 17 века «Портрет дамы с веером».

«Катание на коньках» Хендрика Аверкампа из зала Голландского искусства 17-го века.

Также на первом этаже в постоянной экспозиции представлены искусство Византии, Италии 13-16 веков, Германии и Нидерландов 15-16 веков.

Поднимемся на второй этаж.

Зал, получивший название «Олимпийский», со слепками с классических древнегреческих скульптур.

Копия скульптуры «Оплакивание Христа» из зала Микеланджело Буонаротти. «Большую известность и славу», по свидетельству его современника, приобрел себе этим произведением великий мастер.

Итальянская скульптура 15-го века. В оформлении зала использованы декоративные элементы в стиле эпохи Раннего Возрождения.

Пышное Надгробие кардинала Португальского работы Росселино Антонио. Подлинник находится во Флоренции в церкви Сан Миньято аль Монте.

Европейское искусство Средних веков.

Культурное наследие Древней Италии и Древнего Рима в слепках. Шедевры этого зала – Капитолийская волчица, бюст Марка Аврелия, скульптура «Виктория».

Греческое искусство поздней классики и эллинизма. Колоссальная группа «Фарнезский бык» — подлинник хранится в археологическом музее Неаполя.

Крылатая Ника Самофракийская и Афродита Книдская знаменитого скульптора Праксителя.

Конечно, все залы и произведения показать сложно – их очень много, на осмотр Пушкинского музея изобразительных искусств можно потратить не один час.

Фотографировать можно бесплатно, но есть несколько правил: нельзя пользоваться штативом и фотовспышкой, запрещено фотографировать на временных выставках.

В дни особо значимых выставок, когда привозят шедевры из собраний лучших музеев мира, в кассу выстраиваются очереди.

Днем во вторник и пятницу и в четверг вечером в Главном здании, Галерее и Отделе личных коллекций проводятся Беседы об искусстве по 29 темам.

С 1980 года в музее им. Пушкина проходит ежегодный фестиваль музыки «Декабрьские вечера Святослава Рихтера», в течение года в залах устраивают концерты.

По постоянной экспозиции водят обзорные и тематические экскурсии, можно взять аудиогид, его стоимость – 250 рублей.

Более подробную информацию смотрите на официальном сайте ГМИИ: arts-museum.ru

Как доехать до Пушкинского музея изобразительных искусств

На общественном транспорте: м. Кропоткинская, далее 2 минуты пешком.

Адрес: улица Волхонка, дом 12.

Часы работы

  • Вторник, среда, суббота, воскресенье — с 11-00 до 20-00
  • Четверг, пятница — с 11-00 до 21-00

Понедельник — выходной

Стоимость билетов в Главное здание

(1961–2013)

Лошак Марина Девовна (2013–н.вр.)

И.В. Цветаев и Ю.С. Нечаев-Мальцев (1912)

Предистория .

Кабинет изящных искусств Московского университета

(Первый университетский Музей античной скульптуры в гипсовых слепках был основан в 1820 г. в Бонне проф. Ф. Велькером)

Первую коллекцию из нескольких тысяч золотых, серебряных, оловянных, медных и свинцовых монет Московский университет получил в дар от промышленника П.Г.Демидова в 1806 г.

В 1831 г. в издаваемом Н.И. Надеждиным журнале «Телескоп» (№11) был опубликован проект «Об учреждении Эстетического музея при Московском университете», авторами которого были княгиня З.А. Волконская и профессор Московского университета С.П. Шевырёв . В соответствии с планами основателей музей «должен содержать полное собрание гипсовых слепков, а по возможности и мраморных копий, с лучших и замечательнейших произведений ваяния древнего, и среднего и нового, копии с отличных картин разных школ классической живописи и, наконец, моделей со всех главнейших памятников архитектуры, древностью и Средними веками потомству завещанных», «чтобы прогулка по галерее статуй живо олицетворяла для нас историю ваяний от начала до наших времен». При музее предполагалась библиотека, в которой должны были находиться лучшие руководства к изучению истории искусств и древностей.

З.А. Волконская писала: «Желая разделить со своими соотечественниками впечатления прекрасной родины искусства, я принимаю на себя обязанность надзирать за приготовлением оных слепков и моделей. Будучи знакома с известными европейскими художниками, … с лучшими знатоками искусства, с артистами русскими, при общем их руководстве, я надеюсь, что копии будут отличаться желанной точностью, а слепки живо представлять оригиналы. Знакомства же мои в Риме дают мне возможность иметь все за такую цену, какая берется только с самих художников, а не с частных лиц».

Предполагая, что Московский университет не имеет возможности отвести для этой цели отдельного здания, княгиня предлагает «положиться на щедрость вельмож, известных своей любовью к искусству».

К сожалению, Cовет Московского университета дал решительный отказ на представление княгини. Проект осуществлён не был.

В 1848 г. университет вернулся к этой идее, но средств не хватило. Проект не был воплощён в жизнь.

Но трудами профессоров университета, благодаря частным пожертвованиям, коллекции пополнялись. Музей сначала составлялся по образцу немецких университетских музеев, – собирались произведения только греческого и римского искусства.

В 1850-х гг . проф. П.М. Леонтьев приобрел несколько бюстов и статуй в гипсовых отливах из Санкт-Петербургской академии художеств, внеся в Московский университет известнейшие изваяния Аполлона Бельведерского, Венеры Милосской, Дианы Версальской, Аполлона Мусагета, Венеры Таврической и ряд бюстов знаменитых людей Греции и Рима.

В конце следующего десятилетия на дальнейшее устройство этого собрания поступило денежное назначение от известного литературоведа В.П. Боткина, и в 1882 г. проф. К.К. Гёрц купил на эти средства за границей более 20 статуй и некоторые рельефы по античным образцам. Но главным его увлечением были греческие расписные вазы, которые он собирал на небольшие средства университета.

Таким образом, к приходу И.В. Цветаева в университетском Кабинете изящных искусств накопилось несколько десятков гипсовых отливов с памятников скульптуры греческого и римского производства, значительное собрание монет и небольшое число греческих расписных ваз и мелких древностей. Находились коллекции с 1826 г. в двух комнатах старого больничного корпуса на Большой Никитской.

И вот такой кабинет И.В. Цветаев решил превратить в настоящий музей, построив для него отдельное здание на общественные средства. Он обратился в Совет историко-филологического факультета назначить «комиссию для осуществления плана систематического пополнения» этого кабинета.

В 1893 г. он писал: «Музей предлагается составить из:

I Отделения архитектуры;

II Отделения скульптуры;

III Отделения живописи;

IV Нумизматического кабинета и отделения древних ваз и мелких древностей;

V Библиотеки по всем отраслям искусства;

VI Аудиторий для лекций по истории искусства».

Совершенно новое направление это дело получило в 1895 г., когда некая В.А. Алексеева, выделила в своём завещании на обустройство музея 150 тыс. рублей, и выразила желание о присвоении ему «августейшего имени за месяц перед сим почившего императора Александра III». На совещании у великого князя Сергея Александровича решено было расширить программу музея, с одной стороны, введя произведения Древнего Египта и Халдео-Ассирии и с другой, – искусство христианское, хотя бы сначала в отделе одной только скульптуры.

Соответственно этому пришлось переработать и план нового здания музея. Вместо Музея античного искусства приняли решение обустраивать общий Музей изящных искусств, не ограничивая себя лишь Элладой и Римом. Таким образом, появились в плане Музея новые залы, в т.ч. залы для начальной поры христианства, для Средних веков и для эпохи Возрождения наук и искусств в Западной Европе.

« По моему убеждению, учреждение, называющее себя Музеем изящных искусств, не может исключать ни одной ветви искусства: ни живописи, ни архитектуры. Я бы приготовил несколько запасных зал, где после могут найти себе место и произведения искусств, которые вы теперь напрасно от себя отстраняете».

(Великий князь Сергей Александрович )

«В день открытия Музея изящных искусств - памятниками скульптуры восточной, мира классического и христианского были заняты 22 больших зала, 2 кабинета и 2 дворика - количество, до сих пор небывалое в России»

(И.В. Цветаев )

Pro et Contra

«Наш Музей обязан Павлу Михайловичу Третьякову половиной скульптур, приобретенных в Риме. В 1893 г. я просил о помощи нашему предприятию и он тогда, в форме простой, милой, без ломания и нравоучений сделал этот дар, сказавши что много дать он не может, имея нравственные обязательства перед другими художественными учреждениями»

(И.В. Цветаев)

«Получил письмо от сына Г.А. Захарьина, он и мать охотно исполнят просьбу относительно приношения музею всех скульптур Парфенона. Этот дар будет стоить 6000 рублей и заполнит собою целый зал. Мать и старшая дочь А.Г. Подгорецкая стали просить принять стоимость скульптур эпохи Возрождения с Микеланджело в центре. На эти средства были приобретены копии Луки и Андреа дела Робиа, Донателло, Микеланджело».

(И.В. Цветаев)

Монтаж экспоната ("Фарнезский бык")

«Чтобы получить целый угол Парфенона, крыльцо храма Эрехтейона и памятник Лисикрата из Ecole des Beaux Arts в Париже, кроме денег понадобилось дипломатическое посредничество нашего посла во Франции, недавно скончавшегося А.И. Нелидова, который, будучи сам увлеченным археологом-коллекционером, к намерению комитета приобрести эти памятники, до тех пор не имевшие себе парных экземпляров нигде, отнесся с живейшим участием и повел немедленно официальную переписку. Царство ему небесное за эту любовь им к нашему делу искренно проявленную!»

(И.В. Цветаев)

«Славнейшему из ваятелей всего мира Фидию и его школе у нас посвящен особый, обширный зал, так называемый зал Парфенона (VI). Это помещение, вызывающее своими размерами, археологическим убранством и выставленными здесь памятниками громко выражаемое одобрение также и со стороны ученых иностранцев, наши работы посещавших, особенно дорого для нас тем, что сооружено оно на средства их императорских высочеств, великих князей Сергей Александровича и Павла Александровича. Наполнение его памятниками, собранными в Англии, Франции и Германии, принадлежит безвременно скончавшемуся сыну покойного профессора Г.А. Захарьина, Сергею Григорьевичу, и многолетнему, исключительно щедрому пособнику нашего музея Ю.С. Нечаеву-Мальцеву».

(И.В. Цветаев)

«Через небольшой переход (XV) мы вступаем в век блистательного и жизнерадостного итальянского Возрождения XV в. с его корифеями в скульптурном искусстве Якоппо делла-Квеоча Гиберти, Донателло, Лукою и Андреем делла-Роббиа, Бенедетто да Майано, Дезидерио да Сеттиньяно, Мино да Фиезоле, Росселлино. Этот зал вышел у нас особенно богатым по количеству и свойству памятников искусства указанной эпохи. Денежные средства, доставленные комитету его действительным членом А.Г. Подгорецкой, рожденной Захарьиной, и продолжительное пребывание во Флоренции и Тоскане дали нам возможность получить для музея длинный ряд скульптур, приобретение которых для университетских музеев Западной Европы представляет лишь мечту и до последнего времен. В этих словах мы просим не видеть какого либо преувеличения».

(И.В. Цветаев)

«Действие обширных Равеннских мозаик на посетителей музея началось раньше, чем наш музей окончен и открыт для всеобщего пользования. Мне приятно ныне засвидетельствовать, что в прошлом месяце один носитель имени старинного московского княжеского рода, человек не только богато одаренный художественным чувством, но и сам художник палитры, не мог оторваться от наших мозаических картин Равенны, пока не получил обещания администрации Музея помочь ему приобрести в Равенне такие же копии двух знаменитых картин «Торжественного выхода в церковь императора Юстиниана и императрицы Феодоры» для украшения его жилища. Этот факт я решился отметить как начало благотворного влияния нового Музея на Москву и московское образованное общество. Это случилось в области мозаики. Что же касается скульптуры, главным образом, и наполняющей новый Музей, то это влияние на Москву началось гораздо раньше. Так, одному нашему посетителю понадобились копии статуи Афины, приписываемой самому Фидию, и знаменитый бюст Нерона Луврского музея. Другого посетителя пленила св. Цецилия работы Донателло, третьего увлекли цветные фаянсы Луки и Андреа Делла-Роббиа. Уже и теперь пока еще редкие и случайные посетители высказывают желание, чтобы при новом Музее учреждена была мастерская опытных лепщиков для изготовления бюстов, рельефных картин и статуй, на которых может и должен быть особенный спрос в наших средних учебных заведениях всех категорий. Так, находят желательным распространение, через посредство наших коллекций, по школам портретных бюстов государственной жизни, или из сферы наук, литературы и искусств».

(И.В. Цветаев)

«В стороне искания денежных средств для Музея нас ожидали многие разочарования… Отказала Мария Фёдоровна Морозова,… сославшись, что она и ее покойный муж Тимофей Саввич - только богатые мужики и поэтому им незачем устраивать какой-то музей. Отказал Василий Алексеевич Хлудов, человек огромного состояния и питомец Московского университета. Отказали Савва и Сергей Тимофеевичи Морозовы. Отказали Морозовы-Викуловичи; из них некоторые прошли также Московский университет. Отказала Варвара Алексеевна Морозова и ее богатые сыновья Арсений и Иван Абрамовичи Морозовы».

(И.В. Цветаев)

«Эти и другие неудачи, однако, не обескураживали … при всяком отказе я вспоминал совет, данный мне покойным Анатолием Петровичем Богдановым, творцом Политехнического музея в Москве… никогда не падать духом, встречая отказы, равнодушие и даже противодействие: “Не дают, идите к соседу”».

(И.В. Цветаев )

«Народу нужны хлеб да лапти, а не ваши музеи».

(С.Ю. Витте, министр финансов Российской империи в 1892–1903 гг., который дал, однако, 200 тыс. рублей)

«Одни отказывают по грубости вкуса, другие по скупости, третьи, имея иные области благотворения. Странно было бы сетовать на Павла Михайловича Третьякова, на Семёна Васильевича Лепёшкина, человека очень богатого, но зато создавшего студенческое общежитие, на Бахрушиных, Боевых, Ю.И. Базанову, питательницу студентов и дарительницу целой клиники, четвертые отказывают в поддержке Музею по политическим соображениям. Музей изящных искусств и политика? К.Т. Солдатенков лишил своего участливого отношения наш музей с тех пор как по просьбе душеприказчиков В.А. Алексеевой ему присвоено было имя Александра III, государя-де не либерального… и с тех пор как подошел близко к делу музея великий князь Сергей Александрович, с которым у него, а равно и у других членов совета Училища живописи, ваяния и зодчества, вышло принципиальнее несогласие».

(И.В. Цветаев )

«Высоко ценя Ваши искания и неустанные заботы о пополнении и расширении созидаемого Вами музея, не могу не отнестись с сочувствием к устройству особого отдела образцов французской скульптуры XIX в. Но, несмотря на все мое сочувствие Вашему делу, я не могу прийти Вам на помощь своими материальными средствами, так как сам занят мыслью создать галерею произведений новой французской живописи, долженствующей стать достоянием г. Москвы».

(С.И. Щукин)

Многие православные ортодоксы видели в статуях языческую угрозу, считали их сродни чему-то дьявольскому, называли скульптуру «истуканами». Заподозрить в этом сына, внука, правнука священников, из рода которых происходил И.В. Цветаев, казалось бы, невозможно. И, однако, существуют на этот счёт полные негодования письменные свидетельства.

Собственно история Музея изящных искусств

Сведениям об истории создания Музея изящных искусств, во многом, мы обязаны дневнику И.В. Цветаева, который он вел в 1898–1900 гг. Деятельность по устройству музея усиленно развивалась и в Москве и в Санкт-Петербурге, в скалах Финляндии и на горах Урала, в Лондоне и Афинах, в Берлине и Риме, во Флоренции и Равенне.

В 1894 г. в Москве состоялся I Съезд русских художников и любителей художеств, созванный в связи с дарованием городу П.М. Третьяковым картинной галереи. На съезде выступил и профессор И.В. Цветаев с речью «Устройство музея античного искусства при Московском университете». Его стараниями был объявлен конкурс на лучший проект музея, который по просьбе университета проводила Санкт-Петербургская академия художеств. В нем участвовали 19 архитекторов из разных городов России. Одним из знаменитейших архитекторов того времени был Ф.О. Шехтель, но из-за загруженности заказами он не успел к сроку закончить работу. Однако он оставался постоянным консультантом И.В. Цветаева в спорных вопросах архитектурного оформления здания и активным сторонником всего предприятия.

Проекты рассматривались Советом историко-филологического факультета, Правлением Московского университета, Министерством народного просвещения, Академией художеств. Из 15 проектов семь были удостоены наград. Правление Московского университета выбрало проект Р.И. Клейна.

Декабрь 1894 г. - будущему музею присвоено имя Александра III по завещанию первой крупной жертвовательницы Варвары Андреевны Алексеевой (150 тыс. рублей).

28 апреля 1898 г. - создан комитет по устройству Музея изящных искусств у великого князя Сергея Александровича - московского генерал-губернатора и дяди царя. Он же стал и председателем комитета. От университета были приглашены ректор Н.А. Зверев , декан историко-филологического факультета М.М. Троицкий и профессор В.Ф. Миллер . В состав членов-учредителей вошли представители университета, его видные питомцы, художники, капиталисты и знатоки музейной практики в Москве. Из дам - графиня П.С. Уварова, княжна З.Н. Юсупова, А.Г. Подгорецкая, дочь профессора медицинского факультета Г.А. Захарьина . (Интересно, что в 1919 г. последняя была арестована и сослана в Рязанскую губернию, но по коллективной просьбе крестьян деревни Куркино, где была больница, созданная ее отцом, опекаемая А.Г. Подгорецкой, ей разрешили вернуться в Москву). По приглашению попечителя Московского учебного округа Н.П. Боголепова и проф. И.В. Цветаева в члены комитета вступил Ю.С. Нечаев-Мальцев и стал заместителем председателя. Сам И.В. Цветаев выполнял обязанности бессменного секретаря комитета.

Комитет координировал взаимодействие руководства Московского университета и представителей городских властей с частными лицами, приносившими средства на организацию музея, дарившими экспонаты и оказывавшими важную помощь в работе комитета.

«Особое затруднение представлял вопрос о мере участия историко-филологического факультета в деятельности созидаемого Комитета. Как учреждение, служащее пользе университета, Комитет должен был бы иметь своими членами и всех профессоров нашего факультета… но практической пользы для дела возникновения музея это вступление 17–20 человек только в силу их служебного, официального положения принести нисколько не могло… чем большим числом коллегия, тем она инертнее, ленивее, бездеятельнее… поэтому и решил ограничиться введением в него только лишь безусловно полезных, каковы профессор В.Ф. Миллер, знаток Востока и профессор П.Г. Виноградов, доказывающий симпатии музею своими хлопотами в Думе о земле для здания».

(И.В. Цветаев)

3 июля 1​898 г. - Городская дума постановила отдать Московскому университету всю площадь Колымажного двора под музей без всяких ограничений. Колымажный двор - пустырь в центре Москвы, где когда-то находились конюшни, сараи для царских экипажей, потом плац для верховой езды, а затем пересыльная тюрьма - предшественница Бутырской.

(И.В. Цветаев)

31 июля 1898 г. - проект Р.И. Клейна был утвержден строительным управлением Московского губернского управления.

17 августа 1898 г. - в присутствии императора Николая II и особ царствующей фамилии прошла торжественная закладка здания Музея изящных искусств.

Строительство шло главным образом на частные средства. Имена жертвователей присваивались тем залам, создание которых они финансировали. Главное пожертвование на строительство музея было сделано Ю.С. Нечаевым-Мальцевым.

1904 г. - пожар в музее уничтожил ряд ценных экспонатов.

1905–1906 гг. - угроза консервации строительства музея из-за нехватки денег и передача его в ведение Министерства народного просвещения. Положение спасает Ю.С. Нечаев-Мальцев.

10 мая 19​09 г. - музею дарованы права государственного учреждения. Назначен штат из средств государственного казначейства (50 тыс. рублей плюс 2500 рублей ежегодного пособия на наём квартир для служителей). Установлена сумма в 10 тыс. рублей на ежегодное приобретение научных и художественных предметов: эта статья закона составляет большое преимущество, которого, не имел, например, за все время полувековой и несомненно полезной деятельности в Москве Румянцевский музей. Сумма в 10 тыс. рублей на новые приобретения до сих пор назначалась, в виде только временной меры, императорскому Историческому музею в Москве. За проведение этой постоянной бюджетной статьи музей приносит глубокую благодарность бывшим министрам народного просвещения профессорам Г.Э. Зенгеру и А.Н. Шварцу, генералу В.Г. Глазову. При их участии в самом штате благополучно проведены такие пункты, по которым все годичные остатки от казенных ассигнований на личный состав обращаются в специальные средства музея для приобретения книг и предметов искусства. Денежные остатки от хозяйственных статей идут, с разрешения министра народного просвещения, на мебель и другие экономические нужды музея, а не отбираются в казну обратно, как это делалось бы обыкновенно. Из этих средств Комитет оплачивал ряд ценных в научном отношении приобретений в Западной Европе и, кроме того, завёл в музее свою мастерскую для изготовления нужной ему мебели.

1909 г. - в музей передана Египетская коллекция В.С. Голенищева.

«Это собрание, заключающее в себе свыше 6000 предметов, приобрело себе почетную известность в среде европейских и американских музеев, как единственная частная коллекция этого рода, созданная со специальным знанием дела, с затратою больших материальных средств богатым человеком - путем его 30-летних исканий на неистощимой почве Древнего Египта, где русский египтолог Голенищев уже давно приобрел себе известность одного из авторитетных знатоков восточных языков и древностей, истории египетских письмен и памятников египетского искусства и быта. И музей, будучи предназначен вначале только для скромной цели, для собирания и хранения лишь возможно точных копий европейского искусства, теперь, с поступлением Голенищевского собрания, получает себе известность среди европейских музеев этими многочисленными, интересным и важными подлинниками».

(И.В. Цветаев)

31 мая 1912 г. - открытие «Музея изящных искусств им. императора Александра III» в присутствии Николая II и членов императорской фамилии. Событие приурочено к 300-летию дома Романовых и 100-летию войны 1812 года. На следующий день крупные газеты Москвы («Московские ведомости», «Голос Москвы», «Биржевые ведомости», «Колокол») повторяли: «Садик музея был красиво убран живыми цветами. Перед музеем устроена красиво декорированная арка. Вся окрестность музея задрапирована флагами и зеленью. Против музея расположился соединенный хор учащихся московских учебных заведение под руководством Ипполитова-Иванова».

Спустя десятилетия этот день был воссоздан в очерке Марины Цветаевой «Музей Александра III».

В летние месяцы музей был открыт 4 раза в неделю для групповых посещений воспитанников учебных заведений, разного рода профессиональных организаций, групп из широкой публики по 20 человек. С 1 сентября музей открыл свои двери для широкой публики. До 1 декабря его посетили 59 тысяч 549 человек. В роли экскурсоводов выступали студенты Московского университета, слушательницы Высших женских курсов и Археологического института. С осени в залах музея его директор И.В. Цветаев и старший хранитель проф. В.К. Мальмберг читали лекции студентам университета и слушательницам курсов, здесь же велись практические занятия.

31 мая 19​23 г. - на заседании президиума коллегии музейного отдела Главнауки утверждён проект соглашения о передаче 1-м Государственным московским университетом Музея изящных искусств в ведение музейного отдела Главнауки НКП.

В проекте соглашения указано: «В целях развертывания в Музее изящных искусств коллекций западного искусства и объединения их с существующими отделами музея, равно как и для пополнения последних соответствующими подлинными памятниками из общего государственного фонда, Музей изящных искусств передается в ведение отдела музеев НКП для организации автономного Музея изящных искусств, действующего в пределах выработанного для него Положения. Указанное Положение вырабатывается музейным отделом совместно с 1-м МГУ и утверждается НКП».

Передача музея происходила на общем фоне национализации крупнейших частных собраний. В 1918–1919 гг. СНК РСФСР принял ряд декретов и постановлений о национализации музейных и художественных ценностей, хранящихся в бывших царских дворцах, а также о передаче в государственную собственность наиболее крупных частных собраний.

3–16 ноября 1923 г. - заседание комиссии по передаче Музея изящных искусств Московским университетом в ведение музейного отдела Главнауки НКП. Определен порядок передачи: 5 ноября - передача здания, 8–10 ноября - приём коллекций. Представителями МГУ выступали помощник ректора, профессора А.В. Кубицкий и В.Г. Гиацинтов . В состав музея в это время входили отделы Классического Востока, Античный (греко-римский) и Христианский. Коллекции насчитывали 9938 предметов (в т. ч. 7910 оригиналов и 2028 копий), не считая нумизматической коллекции (9355 монет).

Комис​сия утвердила акт передачи 16 ноября 1923 г. С этого момента Музей изящных искусств перешел в введение музейного отдела Главнауки НКП.

О Музее изящных искусств Московского университета

«Колоссальный старший брат»

(И.В. Цветаев)

«Наше собрание будет весьма значительно по разнообразию и количеству предметов… Как рады будут гимназисты и гимназистки встретить в нашем музее рыболовные снасти и письменные принадлежности римлян, а студенты-медики будут удивлены, найдя у нас набор медицинских и хирургических инструментов. Военных займут образцы вооружения древних, любители чаепития встретят прообраз тульского самовара в геркуланумском экземпляре…».

(И.В. Цветаев)

«Только подбор памятников первостепенного значения был самой большой наградою за эти переезды в отвратительных итальянских вагонах 3-го класса, за искание себе приюта в гостиницах совсем бесклассных, с их холодными и сырыми комнатами без печей и каких бы то ни было средств для нагревания, за эти высокомерные взгляды моего собрата американского директора музея, когда он садился в том же поезде в 1-й класс и на другой день ходил бок о бок со мной по тем же церквам, монастырям, музеям и делал набор памятников только в гораздо большем числе и с полною свободою, и за эти доселе мне неизвестные ревматизмы, которые я нажил при таких условиях».

(И.В. Цветаев)

«Музей этот, необыкновенно густо посещаемый, как говорят его теперешние “отчеты”, и являющийся прямо учебным заведением по искусству, - собирается стать таким же любимцем Москвы и России, как Третьяковская галерея. И даже проезжие через Москву неизменно осматривают: 1) царь-колокол, 2) царь-пушку, 3) храм Спасителя, 4) Третьяковскую галерею, 5) Музей изящных искусств».

(В.В. Розанов. 1913 )

«Я думаю, что музей будет не только замкнутым научным институтом, но живым воспитателем, доступным для самого широкого круга посетителей. Я убежден, что и простой народ найдет здесь чему поучиться, музей докажет, что искусство не роскошь, а великий культурно-исторический фактор. Я искренне и сердечно желаю, чтобы в музее - Вашем детище - никогда не умирал этот жизненный дух, присущий его отцу».

(Н.И. Романов)

Е.В. Ильченко, О.И. Григорьева, В.И. Ильченко

Им. Пушкина в Москве? Если вы еще ни разу там не были, то очень жаль, т.к. это одно из самых интересных мест столицы! Сегодня экспозиции Пушкинского музея стоят в одном ряду с коллекциями таких титанов всемирного культурного наследия, как Лувр или Эрмитаж.

Немного истории

А начиналось все в 1898 году, 17 августа. Музей изобразительных искусств им. Пушкина был заложен именно в тот далекий летний день. Он предназначался в первую очередь для распространения и популяризации знаний в области искусств среди широких слоев русской общественности, а так же для студентов, изучающих скульптуру. Нужно сказать, что над проектом музея работали самые образованные люди того времени. Деньги на строительство (большую их часть) пожертвовал русский известный меценат Ю.С. Нечаев-Мальцев. Проект самого здания разработал талантливый архитектор Р.И. Клейн. Перед тем как приступить к ответственному заданию, Клейн длительное время изучал музеи Египта и Греции, а также европейский опыт.

Когда строился Музей изобразительных искусств Пушкина, Клейну помогали инженеры Владимир Шухов и Иван Рерберг. Первый являлся автором оригинальных светопрозрачных перекрытий главного музейного здания, а второй был заместителем руководителя проекта. За строительство комплекса Клейну было присвоено высокое звание академика архитектуры.

Удивительный архитектурный стиль

Взгляните внимательно на Музей изобразительных искусств Пушкина, фото которого представлено ниже, и вы можете заметить, что он очень похож на древний храм (греческий) из времен античности, возвышающийся среди густых деревьев. Подобно античным культовым строениям, здание стоит на высоком каменном подиуме и окружено величественными ионическими колоннами.

Воспроизводит точные пропорции колонн портика на греческом Акрополе. Тем не менее, по архитектурному стилю Музей изобразительных искусств им. Пушкина близок к классицизму. Но это только снаружи. Зайдя внутрь, посетители попадают в просторные помещения, залитые светом, доступ которому обеспечивает стеклянный купол. Такой необычный потолок свидетельствует уже о неоклассицизме. Кстати, когда музей строился, электрическое освещение вообще не было предусмотрено в проекте. Считалось, что скульптурные композиции лучше всего лицезреть при естественном свете.

Коллекции

Интересен тот факт, что Музей изобразительных искусств Пушкина до Октябрьской революции, обрушившейся на Россию в 1917 году, являлся исключительно музеем скульптуры. Здесь были выставлены искусно выполненные копии античных мозаик и статуй. В ту пору подлинники были представлены только экспонатами из коллекций египтолога Голенищева.

А вот после Октябрьского переворота музейные экспозиции пополнились картинами, конфискованными из частных коллекций русской аристократии и национализированных большевиками. Так, к примеру, известные (Пикассо Пабло) и (голландца Ван Гога) попали в Пушкинский музей из собраний купца Морозова.

Сегодня Музей изобразительных искусств имени Пушкина с гордостью представляет своим посетителям богатейшую коллекцию французского импрессионизма и постимпрессионизма. Здесь мы можем насладиться полотнами Камиля Писарро, Арни Матисса, Огюста Ренуара, Пабло Пикассо, Поля Сезанна, Сислея, Эдгара Дега, Тулуз Лотрека, а еще неповторимого Ван Гога и других великих живописцев.

Также в Пушкинском музее можно посмотреть на итальянскую живопись 18-20 веков, японскую и британскую гравюру, копии шедевров античного искусства, включая огромную скульптуру Давида Микеланджело, и многое другое. Всего Музей изобразительных искусств им. Пушкина хранит 700 тыс. экспонатов, а за год его посещают почти полтора миллиона людей.

События и мероприятия, проводимые в стенах музея

По четвергам в вечернее время и по пятницам днем в музее для всех желающих проводятся интересные занятия под названием "Беседы об искусстве". Лекции посвящены всем основным разделам экспозиции, а также различным сезонным выставкам, регулярно проводящимся в этом культурном центре.

С 2012 года Пушкинский музей ежегодно принимает участие во всероссийской культурной акции "Ночь музеев". Также стали традицией изысканные музыкальные "Вечера Святослава Рихтера" - международный фестиваль музыки, проходящий под сводами ГМИИ каждый год в декабре.

Туристам на заметку

Если вы планируете посетить Музей изобразительных искусств имени Пушкина первый раз в жизни, не перепутайте его с другим московским музеем, носящем имя великого русского поэта, который расположен на Пречистенке. Главное здание ГМИИ находится на Волхонке в доме под номером 12.

Туристам необходимо знать, что в Пушкинском музее не разрешается курить, пользоваться сотовой связью (это моветон), прикасаться к музейным экспонатам, фотографировать со вспышкой, вносить в залы цветы, есть вне зоны кафе. Сумки и большие зонты следует оставлять в камере хранения.

Основанный в 1957 году, Государственный музей А.С. Пушкина — первый в истории Москвы музей, полностью посвященный творческому пути прославленного поэта. Здание музея занимает территорию бывшей усадьбы, принадлежавшей Хрущевым-Селезневым. Сама усадьба подверглась реставрации в 1997 году, после чего музей приобрел статус современного культурного центра столицы.

Основная экспозиция музея носит название «Пушкин и его эпоха» и насчитывает свыше 165 тысяч музейных экспонатов. В коллекции музея сохранились не только работы А.С. Пушкина, но также предметы изобразительного искусства мировой значимости — работы Кипренского, Брюллова и Бакста.

Помимо основной композиции, музей предлагает к посещению огромное количество различных выставок, мероприятий и концертных программ. Их количество увеличивается каждый год. Помимо светских развлечений, на территории музея проходят научные конференции и семинары. Кроме того, музей предлагает особую «детскую» программу: театральные постановки, интерактивные программы и новогодние праздники.

В состав музейного комплекса, помимо здания усадьбы, входят: музей-квартира А.С. Пушкина на Арбате, музей-квартира Андрея Белого, дом-музей И.С. Тургенева и несколько выставочных залов, в которых посетители смогут увидеть работы современных художников.


Отдельного описания заслуживает и само здание бывшей усадьбы Хрущевых-Селезневых. Построенная после пожара 1812 года, усадьба признана одним из красивейших зданий эпохи. Строение представляет собой белокаменный особняк, украшенный резными колоннами, лепниной, и имеющий выход на несколько террас. К строению примыкали несколько павильонов и живописные сады.

Режим работы:

  • вторник, среда, пятница-воскресенье — с 10.00 до 18.00;
  • четверг — с 12.00 до 21.00;
  • понедельник и последняя пятница месяца— выходной.

Стоимость билетов:

  • полный — 200 руб;
  • льготный — 50 руб.;
  • семейный билет выходного дня (не более 4-х человек с детьми до 18 лет) — 350 руб.

Каждое третье воскресенье месяца вход в музей бесплатный.

Здание построено в начале XX века на месте Колымажного двора специально для Музея изящных искусств им. императора Александра III при Московском университете.

Идея создания художественно-образовательного и общедоступного музея принадлежала профессору Московского университета и директору Румянцевского музея И.В. Цветаеву. Новый музей должен был представлять собой наглядное пособие для изучения архитектуры, скульптуры и прочих искусств Европы и Востока.

В 1896 г. был назначен конкурс на здание музея. По условиям конкурса, здание должно было быть построено в стиле античного храма или дома эпохи Возрождения. Заказ на строительство получил молодой архитектор .

Музей строился по последнему слову инженерной мысли. Стеклянная крыша обеспечивала достаточно освещения в залах второго этажа. Здание было оборудовано электричеством и системой вентиляции.

Внутренняя структура Музея полностью отвечала задачам, которые возлагали на него создатели. Анфилада второго этажа демонстрировала древнегреческую скульптуру, развитие античного искусства. Остальные залы были отданы экспонатам Древнего Египта, Ассирии, эпохи Итальянского и Северного Возрождения. В Музее действовала библиотека, для лекций была предусмотрена аудитория с отдельным входом из Колымажного переулка.

В Музее были собраны копии и слепки, выполненные в лучших мастерских Европы с известных оригиналов, полностью сохраняя их масштаб. Жемчужиной музейного собрания стала коллекция оригинальных предметов древнеегипетского искусства В.С. Голенищева.

К строительству и оформлению Музея были привлечены выдающиеся художники и дизайнеры начала XX в.: П.В. Жуковский, А.Я. Головин, И.И. Нивинский, К.П. Степанов. За строительством наблюдал инженер .

Музей строился на личные пожертвования меценатов. Среди них члены царской фамилии, Морозовы, Юсуповы, Поляковы, Солдатенковы и др. Экспонаты также приобретались на деньги жертвователей. Однако главным дарителем на протяжении всех лет строительства был крупный промышленник и благотворитель Ю. Нечаев-Мальцев.

Музей был открыт в 1912 г. Его директором стал И.В. Цветаев. С первых дней работы Музея была развернута экскурсионная и лекционная программы. Эта традиция сохраняется и сегодня.

После Октябрьской революции 1917 г. имя императора Александра III убрали из названия. В 1923 г. сюда было решено поместить коллекции западной живописи из Румянцевского музея и частных коллекций. Музей был перепланирован, с сохранением внутренней структуры помещений и части постоянной экспозиции, собранной Цветаевым.

В 1937 году музею было присвоено имя А.С. Пушкина.

Сейчас это главное здание комплекса Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина.




Top