Русские писатели 19 века и их произведения. Русская литература XIX века

Продолжаем серию "Мемориальных постов".
Кликните кнопку слева, чтобы сохранить этот пост в своих закладках.

Видимо стоит хотя бы раз описать, что такое ЖЖ для тех, кто никогда с ним не сталкивался. Многие, кто не входит в сообщество LiveJournal, долго не могут вникнуть в то, что же это такое - Живой Журнал? Зачем он? Кто его ведет и как это все работает? Когда меня кто-то спрашивает, я каждый раз начинаю объяснять, потом сам же путаюсь, увлекаюсь деталями и ухожу в другие степи. По-моему, надо все эти путанные объяснения как-то упорядочить и выложить, чтобы новичкам было с чего начать.

Итак, что такое Живой Журнал, он же ЖЖ, он же LiveJournal, он же LJ?

ЖЖ - это уникальное Интернет-сообщество людей, которые любят думать. Думают эти люди часто и много. В процессе обдумывания различных жизненных явлений, у них рождаются эмоции, мнения, выводы, идеи и многое другое. Часть из этого бесконечно и безостановочно рождающегося потока вполне возможно облечь в слова. Часть из этих слов люди не хотят держать в себе. Часть из того, что они не хотят держать в себе, они хотят зафиксировать где-то, где это будет храниться. Также, например, как мезозойский комар хранится в янтарной капле миллионы лет, и хранится до тех пор, пока его не найдут в Египте удивленные ученые и не выковыряют его тонкими иголками, чтобы из сохранившихся в его тканях ДНК воссоздать точно такого же комара уже в наше время, чтобы расплодить его уже в наше время, чтобы уже новые комары заново устроили здесь то, что убило старого комара миллионы лет назад. Пожалуй, напишу об этом в ЖЖ, а мы несколько отвлеклись. Впрочем, будем считать это иллюстрацией тех самых зафиксированных на бумаге мыслей. Идем дальше.

Итак, мы имеем некоторые мысли, которые по причине врожденного склероза или по причине честолюбивого хотения запечатлеть свои мысли в веках, мы хотим где-то записать. Теоретически наши гениальные мысли можно записать в бумажной тетрадке и положить в тумбочку. Этот вариант имеет свои плюсы и многие так и делают. Но даже эти безумцы отчетливо понимают, что рано или поздно этот дневник мама выкинет в помойку, бабушка даст почитать дедушке, а папа и вовсе может пустить его на самокрутки. К тому же бумага недолговечна. А какой смысл вести дневник, если ему суждено рано или поздно погибнуть? Много ли вы видели дневников, которые вели барышни в 19 веке? Почти все они исчезли в дымке времен.

Поэтому, после того, как был придуман Интернет, через какое-то время незабвенный Брэд Фитцпатрик подумал: "А почему бы не вести и не хранить дневник в Интернете?". И тут же зарегистрировал сайт и начал программировать движок этого сайта. Вот так просто родилась гениальная идея. Сайт свой он решил назвать Живой Журнал и, соответственно, зарегистрировал по адресу www.livejournal.com. С помощью этого сайта люди могли сохранять свои мысли немного дольше, чем на год или два. Например, эта запись была сделана в 2002 году и немного подправлена в 2010. То есть, она хранится уже 8 лет, а бумажные дневники тех времен изрядно пожелтели.

Кстати, это еще один плюс онлайн-дневника - свои записи можно корректировать. Причем это делается немного легче, чем выцарапывать бритвой фразу на бумаге "Машка - такая дура!", чтобы потом поверх этого написать "Дураком был я, а Машка - клевая!".

Так и появилось сообщество, состоящее сначала всего из нескольких дневников, потом из нескольких десятков, потом - сотен, потом - тысяч. Сегодня в ЖЖ миллионы дневников, которые ведут люди всех национальностей и вероисповеданий.

Почему же дневник "Живой" недоуменно спросите Вы?

Что ж, резонный вопрос. Представьте, что каждый из миллионов писателей, ведущих свои журналы, ежесекундно делится с окружающим миром своими радостями, печалями, откровениями и тайными фантазиями. Причем обмен мыслями действительно похож на живой организм. Каждый из нас не только ведет свой журнал, но и читает чужие журналы. Разве это не радость - подсмотреть, что написал сегодня или вчера твой друг или сосед? Причем, в ЖЖ можно не только посмотреть журнал друга, но и подсмотреть журнал незнакомца. В зависимости от желания хозяина дневника вы можете читать или не иметь возможности читать его дневник. Если хозяин разрешает (в настройках есть такая опция) читать свой дневник всем чужакам, вы можете запросто открыть его журнал и не только прочитать все его мысли за последние 10 лет, но и с легкостью ответить ему на любую запись.

Допустим, зашли вы в журнал своего друга или одноклассника. А он, допустим, в понедельник утром уже успел написать: "Эх, хорошо бы сегодня пивка!". Вы ему - прямо в его журнале и прямо под этой записью отвечаете: "Алкоголик Вы, Василий Аполлинариевич!". Тут он, конечно, бросает работу и отвечает Вам под вашим ответом все, что он думает про вас и про все ваши увлечения, включая марихуану, высшую математику, строительство муравейников и сочинение гимнов. Потом вы отвечаете ему, а он - снова вам. Так строится разговор. Разговоры бывают на много страниц и на много лет. Комментарии к этой записи - тоже разговор. Если вы прокрутите эту страницу вниз - вы увидите, что он длится уже восемь лет - рядом с каждым ответом есть дата и время.

Ответы на записи называются "комментарии" или, проще, "комменты". Как саму запись, так и комменты к ней видят все, кому вы позволяете - вы, ваши друзья или вовсе не- и малознакомые люди, которые просто заглянули на огонек. Все они могут в любой момент ответить любому из вас или просто в сторонке - в своем или чужом дневнике - написать что-то про вас обоих.

В каждую запись и в каждый ответ можно вставлять не только текст, но и ссылки на сайты, картинки, видеоролики, музыкальные файлы и все, что вы хотите. Дневники - или, иначе, блоги - всенародно известных личностей, например, Артемия Лебедева (tema.livejournal.com) или Антона Носика (dolboeb.livejournal.com), испещрены тысячами комментов от жэжистов всех мастей и вариантов - от самых восторженных, до гневно-трехэтажных. Все это - вполне обычно для ЖЖ.

Если вы не любите навязчивого внимания - вы можете вести свой журнал так, чтобы его никто не видел. Даже друзья. Тогда он будет подобен вашей бумажной тетради, только в интернете, поэтому бабушка его не найдет. В любой момент времени любую запись вы можете сделать открытой для всех или для своих друзей. "Друзьями" в ЖЖ называются такие пользователи, которых вы добавили в свой френд-лист. То есть, как только вы сказали - это мой друг! - и нажали соответствующую кнопочку - этот человек может видеть такие ваши записи, которые вы пометили "Могут прочесть только друзья".

Конечно же, когда вы не знаете, что написать в своем дневнике, вы может пройтись по дневникам своих друзей или просто по любым открытым дневникам и посмотреть, что нового и интересного происходит в мире и в ЖЖ. Это очень легко сделать. Любой ваш друг может зайти в ваш журнал, чтобы обнаружить там все публичные записи.

Если сегодня утром вы написали у себя что-то типа: "Несправедливо все-таки устроен мир - у паука сердце четырехкамерное, как у человека, а ног - не две, а аж восемь штук! Почему такая несправедливость?" - ваш друг, если у него есть время и вы ему симпатичны, скорее всего, не преминет ответить вам, что, мол, и хорошо, что у человека только две ноги, а иначе, сколько времени вам пришлось бы стричь ногти? На этот умнейший комментарий, возможно, ответили бы не только вы, но и ваши друзья. В конце-концов получился бы интереснейший научный спор, полностью записанный в вашем журнале на одной страничке, где он будет храниться столько времени, сколько вы захотите. В любой момент вы можете удалить любой коммент, целый разговор (ветку комментов), свою запись со всеми комментами или вообще весь свой дневник целиком.

Будет очень жалко, если вы окажитесь одним из тех глупцов, которые в порыве минутного всплеска удалили журнал с тысячью записей, а потом горько плакали, что огромный период их жизни с мыслями, эмоциями и идеями канул в Лету. Сейчас ЖЖ устроен так, что журнал удаляется не сразу, а лежит в секретном месте еще месяц или два. Это спасло очень много дневников.

В ЖЖ иногда бывает, что группы пользователей объединяются в сообщества по интересам. Такие группы называются коммьюнити. Например, любители читать книги, публикуют отзывы в сообществе Ру_Букс . Каждое сообщество имеет свой отдельный журнал. В общем-то, это точно такой же дневник, разница лишь в том, что в дневник сообщества может помещать записи любой его участник. То есть, это дневник сразу многих человек.

Вы можете присоединиться к любому сообществу. То есть, войти в клуб по интересам и следить за публикациями, которые помещают в журнал другие участники клуба. У вас будет возможность публиковать там свои записи, или просто читать чужие, не вступая в клуб и оставаясь сторонним наблюдателем. Кулинары или автолюбители, любители кактусов и группы "Девочки-Шиншиллы", строители и бизнесмены - сообществ так много, что глаза разбегаются. У многих российских и иностранных компаний есть в ЖЖ свои сообщества, в которые они пытаются привлечь клиентов и просто фанатов.

Например, в бытность, когда писался этот пост, самыми популярными в ЖЖ сообществами были сообщества "Ру_секс" и "Девки_на_диете" . Позже появилось замечательное сообщество "Отдам_даром" , в котором публикуют объявления о вещах, от которых люди хотят избавиться бесплатно. Оттуда я получил чудесный компьютерный стол, который мне служил верой и правдой много лет, после чего я сам его отдал другим юзерам.

Конечно, как владелец дневника, вы и сами можете организовать свой собственный клуб по интересам. Выбирайте любую тему и - вперед. Например еще никто не создал Общество любителей надувать дирижабли. Кстати, некоторые пользователи вступают в ЖЖ только из-за того, чтобы участвовать в сообществах. Они не ведут своих дневников и не читают дневников друзей.

У каждого пользователя ЖЖ есть страница с вашим профилем (и фасом). Там размещается информация о себе, своих интересах, висят фотографии и много еще чего. Там же вы можете повесить правила комментирования записей в своем дневнике. Например, запретить материться в вашем дневнике или запретить писать тем, кто считает что запрещать мат - это снобизм.

Нередко можно встретить правила вроде "Если вам не нравится, что я пишу, соберитесь в колонны и идите на...". Или "В моем дневнике разрешается комментировать только людям с планеты Земля". Если вы хотите описать свои интересы - это можно сделать кратко, например, "люблю думать" или "копать", а можно длинно и занудно (как люблю писать я). Потом, просто нажав на любом "интересе" мышкой, вы легко сможете проверить, любит ли еще кто-то копать или вы один такой умный.

Для пущей вящести вы можете назначить себе аватара. Аватар - это не фильм, а небольшая маленькая картинка 100 на 100 пикселей, олицетворяющее вас или ваш дух в то время, пока вы где-то витаете. По этой картинке иногда можно многое сказать о владельце дневника. Некоторые помещают там свой портрет. Но если лишняя слава вам ни к чему - подойдет любое изображение, которое наиболее точно соответствует вашему Эго. Например, подойдет собачка или цветочек. Топор, радуга или глаз. Картинки часто бывают очень интересными. Что будет на вашем аватаре - решать вам.

Вы - автор своего дневника. Вы можете оформить его в соответствии со своими вкусами. Раскрасить, размалевать, изуродовать или превратить в шедевр. Есть много уже готовых вариантов. Содержание вашего дневника тоже может быть любое. Узко тематическое или широко-общественное. Политическое, автомобильное, музыкальное или грибное. Вы можете писать хоть одно слово в год, хоть тысячу страниц в минуту. Ограничений нет. Есть платные версии журнала с расширенными возможностями, но абсолютному большинству хватает и бесплатной версии. Чтобы никого не забыть и не потерять, вы можете заносить себе в закладки журналы друзей или любых интересных товарищей из разных стран и городов. А потом одним щелчком мыши открывать их. Вот так это все и работает.

Кстати, с особенно интересными друзьями Вы можете встречаться и в реальной жизни, ходить в кафе, а может даже и в рестораны. Знакомство "в реале" после переписки в ЖЖ - вещь весьма распространенная. Автор этой записи знаком с очень многими ЖэЖыстами лично. Но, разумеется, вы можете не встречаться ни с кем и никогда, ограничиваясь просто записями или комментариями. Известны многочисленные дружбы, сожительства и браки людей, которые познакомились в ЖЖ. В первые годы, когда журнал только появился, мы все ходили в одни и те же места (в Москве самое известно место встреч было ПНД - Кафе "Пироги" на Дмитровке) и мы знали друг друга в лицо.

Люди пишут свои дневники, читают чужие, комментируют и все это каждый день, из года в год. Журнал кипит, бурлит и живет своей жизнью. Это и вправду - очень живой Журнал. По нему ходят сплетни, слухи, кто-то удаляет свои журналы, кто-то приходит к вам какими-то неведомыми путями и добавляет ваш журнал в свои закладки. А вы, найдя интересного человека, добавляете его журнал в свой список друзей. И так - до бесконечности! Люди пишут свои мысли, публикуют картинки, присылают ссылки на интересные сайты, обсуждают последние новости и философствуют обо всем на свете.

Все это трудно описать, но для большей наглядности следует просто зайти в ЖЖ и почитать несколько записей и комментариев к ним. Попробуйте написать что-нибудь любому ЖЖ-юзеру. Например мне. Прямо под этой записью в самом низу есть окошко в которое можно вставить пару слов и нажать кнопку "Сохранить". Также, как и в моем журнале, в большинстве журналов вы можете оставить комментарий, даже не будучи зарегистрированным пользователем. Если я и другие пользователи вам ответят - все это может показаться вам чрезвычайно увлекательным и интересным. А может и нет.

ЖЖ следует воспринимать, больше, как часть жизни, чем как часть Интернета. Вести дневник - это одновременно и очень личное, и очень публичное занятие. В какой степени одно, а в какой - другое - решать хозяину своего журнала. С 2002 года ЖЖ стал неотъемлемой частью рунета (русской части интернета) и сейчас уже почти не осталось тех, кто все еще (как пишет один из комментаторов) удивленно расширяет глаза при слове "ЖЖ". Но даже если все будут хорошо знать, что такое ЖЖ и с чем его едят - эта запись будет висеть здесь до тех пор, пока существует мой журнал.

Добро пожаловать в Живой Журнал!

Искренне Ваш,
Михаил Люфанов,
aka ЖЖ-юзер Майкрофт

Список пока не полный, так как в него вошли лишь вопросы из билетов для общеобразовательной школы или базовый уровень (и не вошли, соответственно, - углубленное изучение или профильный уровень и национальная школа).

"Житие Бориса и Глеба" конец XI – нач. XII в.

"Слово о полку Игореве" конец XII в.

В. Шекспир – (1564 – 1616)

"Ромео и Джульетта" 1592

Ж-Б. Мольер – (1622 – 1673)

"Мещанин во дворянстве" 1670

М.В. Ломоносов – (1711 – 1765)

Д.И. Фонвизин - (1745 – 1792)

"Недоросль" 1782

А.Н. Радищев – (1749 – 1802)

Г.Р. Державин – (1743 – 1816)

Н.М. Карамзин – (1766 – 1826)

"Бедная Лиза" 1792

Дж. Г. Байрон – (1788 – 1824)

И.А. Крылов – (1769 – 1844)

"Волк на псарне" 1812

В.А. Жуковский – (1783 – 1852)

"Светлана" 1812

А.С. Грибоедов – (1795 – 1829)

"Горе от ума" 1824

А.С. Пушкин – (1799 – 1837)

"Повести Белкина" 1829-1830

"Выстрел" 1829

"Станционный смотритель" 1829

"Дубровский" 1833

"Медный всадник" 1833

"Евгений Онегин" 1823-1838

"Капитанская дочка" 1836

А.В. Кольцов – (1808 – 1842)

М.Ю. Лермонтов – (1814 – 1841)

"Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова." 1837

"Бородино" 1837

"Мцыри" 1839

"Герой нашего времени" 1840

"Прощай, немытая Россия" 1841

"Родина" 1841

Н.В. Гоголь – (1809 – 1852)

"Вечера на хуторе близ Диканьки" 1829-1832

"Ревизор" 1836

"Шинель" 1839

"Тарас Бульба" 1833-1842

"Мертвые души" 1842

И.С. Никитин – (1824 – 1861)

Ф.И. Тютчев – (1803 – 1873)

"Есть в осени первоначальной…" 1857

И.А. Гончаров – (1812 – 1891)

"Обломов" 1859

И.С. Тургенев – (1818 – 1883)

"Бежин луг" 1851

"Ася" 1857

"Отцы и дети" 1862

"Щи" 1878

Н.А. Некрасов – (1821 – 1878)

"Железная дорога" 1864

"Кому на Руси жить хорошо" 1873-76

Ф.М. Достоевский – (1821 – 1881)

"Преступление и наказание" 1866

"Мальчик у Христа на елке" 1876

А.Н. Островский – (1823 – 1886)

"Свои люди – сочтемся!" 1849

"Гроза" 1860

А.А. Фет – (1820 – 1892)

М.Е. Салтыков-Щедрин – (1826-1889)

"Дикий помещик" 1869

"Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1869

"Премудрый пескарь" 1883

"Медведь на воеводстве" 1884

Н.С. Лесков – (1831 – 1895)

"Левша" 1881

Л.Н. Толстой – (1828 – 1910)

"Война и мир" 1867-1869

"После бала" 1903

А.П. Чехов – (1860 – 1904)

"Смерть чиновника" 1883

"Ионыч" 1898

"Вишневый сад" 1903

М. Горький – (1868 – 1936)

"Макар Чудра" 1892

"Челкаш" 1894

"Старуха Изергиль" 1895

"На дне" 1902

А.А. Блок – (1880 – 1921)

"Стихи о прекрасной даме" 1904

"Россия" 1908

цикл "Родина" 1907-1916

"Двенадцать" 1918

С.А. Есенин – (1895 – 1925)

"Не жалею, не зову, не плачу…" 1921

В.В. Маяковский (1893 – 1930)

"Хорошее отношение к лошадям" 1918

А.С. Грин – (1880 – 1932)

А.И.Куприн – (1870 – 1938)

И.А. Бунин – (1879 – 1953)

О.Э. Мандельштам – (1891 – 1938)

М.А. Булгаков – (1891 – 1940)

"Белая Гвардия" 1922-1924

"Собачье сердце" 1925

"Мастер и Маргарита" 1928-1940

М.И. Цветаева – (1892 – 1941)

А.П. Платонов – (1899 – 1951)

Б.Л. Пастернак – (1890-1960)

"Доктор Живаго" 1955

А.А. Ахматова – (1889 – 1966)

"Реквием" 1935-40

К.Г. Паустовский – (1892 – 1968)

"Телеграмма" 1946

М.А. Шолохов – (1905 – 1984)

"Тихий Дон" 1927-28

"Поднятая целина" т1-1932, т2-1959)

"Судьба человека" 1956

А.Т. Твардовский – (1910 – 1971)

"Василий Теркин" 1941-1945

В.М. Шукшин – (1929 – 1974)

В.П. Астафьев – (1924 – 2001)

А.И. Солженицын – (род. 1918)

"Матренин двор" 1961

В.Г. Распутин – (род. 1937)

Идея защиты земли Русской в произведениях устного народного творчества (сказки, былины, песни).

Творчество одного из поэтов серебряного века.

Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого).

Великая Отечественная война в русской прозе. (На примере одного произведения.)

Подвиг человека на войне. (По одному из произведений о Великой Отечественной войне.)

Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века. (На примере одного произведения.)

Военная тема в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Ваш любимый поэт в русской литературе XX века. Чтение наизусть его стихотворения.

Русские поэты XX века о духовной красоте человека. Чтение наизусть одного стихотворения.

Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).

Ваши любимые стихотворения современных поэтов. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый поэт. Чтение наизусть одного из стихотворений.

Тема любви в современной поэзии. Чтение наизусть одного стихотворения.

Человек и природа в русской прозе XX века. (На примере одного произведения.)

Человек и природа в современной литературе. (На примере одного-двух произведений.)

Человек и природа в русской поэзии XX века. Чтение наизусть одного стихотворения.

Ваш любимый литературный герой.

Отзыв о книге современного писателя: впечатления и оценка.

Одно из произведений современной литературы: впечатления и оценка.

Книга современного писателя, прочитанная вами. Ваши впечатления и оценка.

Ваш ровесник в современной литературе. (По одному или нескольким произведениям.)

Ваше любимое произведение современной литературы.

Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого).

Основные темы и идеи современной публицистики. (На примере одного-двух произведений.)

Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого).


Видит теперь все ясно текущее поколение, дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков, не зря, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение; но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки. "Мертвые души"

Нестор Васильевич Кукольник (1809 - 1868)
К чему? Как будто вдохновенье
Полюбит заданный предмет!
Как будто истинный поэт
Продаст свое воображенье!
Я раб, поденщик, я торгаш!
Я должен, грешник, вам за злато,
За сребреник ничтожный ваш
Платить божественною платой!
"Импровизация I"


Литература — язык, выражающий всё, что страна думает, чего желает, что она знает и чего хочет и должна знать.


В сердцах простых чувство красоты и величия природы сильнее, живее во сто крат, чем в нас, восторженных рассказчиках на словах и на бумаге. "Герой нашего времени"



И всюду звук, и всюду свет,
И всем мирам одно начало,
И ничего в природе нет,
Что бы любовью не дышало.


Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
Стихотворения в прозе, "Русский язык"



Так, заверша беспутный свой побег,
С нагих полей летит колючий снег,
Гонимый ранней, буйною метелью,
И, на лесной остановясь глуши,
Сбирается в серебряной тиши
Глубокой и холодною постелью.


Послушай: стыдно!
Пора вставать! Ты знаешь сам,
Какое время наступило;
В ком чувство долга не остыло,
Кто сердцем неподкупно прям,
В ком дарованье, сила, меткость,
Тому теперь не должно спать...
"Поэт и гражданин"



Неужели и тут не дадут и не позволят русскому организму развиться национально, своей органической силой, а непременно безлично, лакейски подражая Европе? Да куда же девать тогда русский-то организм? Понимают ли эти господа, что такое организм? Отрыв, «отщепенство» от своей страны приводит к ненависти, эти люди ненавидят Россию, так сказать, натурально, физически: за климат, за поля, за леса, за порядки, за освобождение мужика, за русскую историю, одним словом, за всё, за всё ненавидят.


Весна! выставляется первая рама -
И в комнату шум ворвался,
И благовест ближнего храма,
И говор народа, и стук колеса…


Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой! Гроза убьет! Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря»! А вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. Комета ли идет, — не отвел бы глаз! Красота! Звезды-то уж пригляделись, все одни и те же, а это обновка; ну, смотрел бы да любовался! А вы боитесь и взглянуть-то на небо, дрожь вас берет! Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ! "Гроза"


Нет более просветляющего, очищающего душу чувства, как то, которое ощущает человек при знакомстве с великим художественным произведением.


Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно. А не хотим знать того, что так же надо обращаться и со словом. Слово может и убить, и сделать зло хуже смерти.


Известна проделка американского журналиста, который, для поднятия подписки на свой журнал, стал печатать в других изданиях самые резкие, наглые на себя нападки от вымышленных лиц: одни печатно выставляли его мошенником и клятвопреступником, другие вором и убийцей, третьи развратником в колоссальных размерах. Он не скупился платить за такие дружеские рекламы, пока все не задумались - да видно же любопытный это и недюжинный человек, когда о нем все так кричат! - и стали раскупать его собственную газету.
"Жизнь через сто лет"

Николай Семенович Лесков (1831 - 1895)
Я… думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной панинской толчее за кругами пыльных замашек…


Между этими двумя столкнувшимися титанами – наукой и теологией – находится обалдевшая публика, быстро теряющая веру в бессмертие человека и в какое-либо божество, быстро спускающаяся до уровня чисто животного существования. Такова картина часа, освещенного сияющим полуденным солнцем христианской и научной эры!
"Разоблаченная Изида"


Садитесь, я вам рад. Откиньте всякий страх
И можете держать себя свободно,
Я разрешаю вам. Вы знаете, на днях
Я королем был избран всенародно,
Но это всё равно. Смущают мысль мою
Все эти почести, приветствия, поклоны...
"Сумасшедший"


Глеб Иванович Успенский (1843 - 1902)
- Да что же тебе за границей-то надо? - спросил я его в то время, когда в его номере, при помощи прислуги, шла укладка и упаковка его вещей для отправки на Варшавский вокзал.
- Да просто... очувствоваться! - сказал он растерянно и с каким-то тупым выражением лица.
"Письма с дороги"


Разве в том дело, чтобы пройти в жизни так, чтобы никого не задеть? Не в этом счастье. Задеть, сломать, ломать, чтоб жизнь кипела. Я не боюсь никаких обвинений, но во сто раз больше смерти боюсь бесцветности.


Стих - это та же музыка, только соединенная со словом, и для него нужен тоже природный слух, чутье гармонии и ритма.


Странное чувство испытываешь, когда лёгким нажатием руки заставляешь такую массу подниматься и опускаться по своему желанию. Когда такая масса повинуется тебе, чувствуешь могущество человека…
"Встреча"

Василий Васильевич Розанов (1856 - 1919)
Чувство Родины – должно быть строго, сдержанно в словах, не речисто, не болтливо, не «размахивая руками» и не выбегая вперед (чтобы показаться). Чувство Родины должно быть великим горячим молчанием.
"Уединенное"


И в чем тайна красоты, в чем тайна и обаяние искусства: в сознательной ли, вдохновенной победе над мукой или в бессознательной тоске человеческого духа, который не видит выхода из круга пошлости, убожества или недомыслия и трагически осужден казаться самодовольным или безнадежно фальшивым.
"Сентиментальное воспоминание"


С самого рождения я живу в Москве, но ей-богу не знаю, откуда пошла Москва, зачем она, к чему, почему, что ей нужно. В думе, на заседаниях, я вместе с другими толкую о городском хозяйстве, но я не знаю, сколько вёрст в Москве, сколько в ней народу, сколько родится и умирает, сколько мы получаем и тратим, на сколько и с кем торгуем... Какой город богаче: Москва или Лондон? Если Лондон богаче, то почему? А шут его знает! И когда в думе поднимают какой-нибудь вопрос, я вздрагиваю и первый начинаю кричать: «Передать в комиссию! В комиссию!»


Всё новое на старый лад:
У современного поэта
В метафорический наряд
Речь стихотворная одета.

Но мне другие — не пример,
И мой устав — простой и строгий.
Мой стих — мальчишка-пионер,
Легко одетый, голоногий.
1926


Под влиянием Достоевского, а также иностранной литературы, Бодлера и Эдгара По, началось моё увлечение не декадентством, а символизмом (я и тогда уже понимал их различие). Сборник стихотворений, изданный в самом начале 90-х годов, я озаглавил «Символы». Кажется, я раньше всех в русской литературе употребил это слово.

Вячеслав Иванович Иванов (1866 - 1949)
Бег изменчивых явлений,
Мимо реющих, ускорь:
Слей в одно закат свершений
С первым блеском нежных зорь.
От низовий жизнь к истокам
В миг единый обозри:
В лик единый умным оком
Двойников своих сбери.
Неизменен и чудесен
Благодатной Музы дар:
В духе форма стройных песен,
В сердце песен жизнь и жар.
"Мысли о поэзии"


У меня много новостей. И все хорошие. Мне «везёт». Мне пишется. Мне жить, жить, вечно жить хочется. Если бы Вы знали, сколько я написал стихов новых! Больше ста. Это было сумасшествие, сказка, новое. Издаю новую книгу, совсем не похожую на прежние. Она удивит многих. Я изменил своё понимание мира. Как ни смешно прозвучит моя фраза, я скажу: я понял мир. На многие годы, быть может, навсегда.
К. Бальмонт - Л. Вилькиной



Человек — вот правда! Всё — в человеке, всё для человека! Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо!

"На дне"


Мне жаль создавать нечто бесполезное и никому не нужное сейчас. Собрание, книга стихов в данное время - самая бесполезная, ненужная вещь... Я не хочу этим сказать, что стихи не нужны. Напротив, я утверждаю, что стихи, нужны, даже необходимы, естественны и вечны. Было время, когда всем казались нужными целые книги стихов, когда они читались сплошь, всеми понимались и принимались. Время это – прошлое, не наше. Современному читателю не нужен сборник стихов!


Язык — это история народа. Язык — это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.


Какими националистами, патриотами становятся эти интернационалисты, когда это им надобно! И с каким высокомерием глумятся они над "испуганными интеллигентами",- точно решительно нет никаких причин пугаться,- или над "испуганными обывателями", точно у них есть какие-то великие преимущества перед "обывателями". Да и кто, собственно, эти обыватели, "благополучные мещане"? И о ком и о чем заботятся, вообще, революционеры, если они так презирают среднего человека и его благополучие?
"Окаянные дни"


В борьбе за свой идеал, который состоит в „свободе, равенстве и братстве“, граждане должны пользоваться такими средствами, которые не противоречат этому идеалу.
"Губернатор"



«Пусть ваша душа будет цельна или расколота, пусть миропостижение будет мистическим, реалистическим, скептическим, или даже идеалистическим (если вы до того несчастны), пусть приемы творчества будут импрессионистическими, реалистическими, натуралистическими, содержание – лирическим или фабулистическим, пусть будет настроение, впечатление – что хотите, но, умоляю, будьте логичны – да простится мне этот крик сердца! – логичны в замысле, в постройке произведения, в синтаксисе».
Искусство рождается в бездомье. Я писал письма и повести, адресованные к далекому неведомому другу, но когда друг пришел — искусство уступило жизни. Я говорю, конечно, не о домашнем уюте, а о жизни, которая значит больше искусства.
"Мы с тобой. Дневник любви"


Художник не может большего, как открыть другим свою душу. Нельзя предъявлять ему заранее составленные правила. Он — ещё неведомый мир, где всё ново. Надо забыть, что пленяло у других, здесь иное. Иначе будешь слушать и не услышишь, будешь смотреть, не понимая.
Из трактата Валерия Брюсова "О искусстве"


Алексей Михайлович Ремизов (1877 - 1957)
Ну и пусть отдохнет, измаялась - измучили ее, истревожили. А чуть свет подымется лавочница, возьмется добро свое складывать, хватится одеялишка, пойдет, вытащит из-под старухи подстилку эту мягкую: разбудит старуху, подымет на ноги: ни свет ни заря, изволь вставать. Ничего не поделаешь. А пока - бабушка, костромская наша, мать наша, Россия!"

"Взвихренная Русь"


Искусство никогда не обращается к толпе, к массе, оно говорит отдельному человеку, в глубоких и скрытых тайниках его души.

Михаил Андреевич Осоргин (Ильин) (1878 - 1942)
Как странно /…/ Сколько есть веселых и бодрых книг, сколько блестящих и остроумных философских истин,- но нет ничего утешительнее Экклезиаста.


Бабкин смел, — прочёл Сенеку
И, насвистывая туш,
Снес его в библиотеку,
На полях отметив: «Чушь!»
Бабкин, друг, — суровый критик,
Ты подумал ли хоть раз,
Что безногий паралитик
Легкой серне не указ?..
"Читатель"


Слово критика о поэте должно быть объективно-конкретным и творческим; критик, оставаясь ученым, – поэт.

"Поэзия слова"




Только о великом стоит думать, только большие задачи должен ставить себе писатель; ставить смело, не смущаясь своими личными малыми силами.

Борис Константинович Зайцев (1881 - 1972)
«Верно, тут есть и лешие, и водяные, – думал я, глядя перед собой, – а может быть, здесь живет и еще какой дух… Могучий, северный дух, который наслаждается этой дикостью; может, и настоящие северные фавны и здоровые, белокурые женщины бродят в этих лесах, жрут морошку и бруснику, хохочут и гоняются друг за дружкой».
"Север"


Нужно уметь закрывать скучную книгу...уходить с плохого фильма...и расставаться с людьми, которые не дорожат тобой!


Из скромности я остерегусь указать на тот факт, что в день моего рождения звонили в колокола и было всеобщее народное ликование. Злые языки связывали это ликование с каким-то большим праздником, совпавшим с днём моего появления на свет, но я до сих пор не понимаю, при чём здесь ещё какой-то праздник?


То было время, когда любовь, чувства добрые и здоровые считались пошлостью и пережитком; никто не любил, но все жаждали и, как отравленные, припадали ко всему острому, раздирающему внутренности.
"Хождение по мукам"


Корней Иванович Чуковский (Николай Васильевич Корнейчуков) (1882 - 1969)
- Ну что плохого, - говорю я себе, - хотя бы в коротеньком слове пока? Ведь точно такая же форма прощания с друзьями есть и в других языках, и там она никого не шокирует. Великий поэт Уолт Уитмен незадолго до смерти простился с читателями трогательным стихотворением “So long!”, что и значит по-английски - “Пока!”. Французское a bientot имеет то же самое значение. Грубости здесь нет никакой. Напротив, эта форма исполнена самой любезной учтивости, потому что здесь спрессовался такой (приблизительно) смысл: будь благополучен и счастлив, пока мы не увидимся вновь.
"Живой как жизнь"


Швейцария? Это горное пастбище туристов. Я сама объездила весь свет, но ненавижу этих жвачных двуногих с Бэдэкером вместо хвоста. Они изжевали глазами все красоты природы.
"Остров погибших кораблей"


Всё, что писал и напишу, я считаю только лишь мысленным сором и ни во что почитаю мои писательские заслуги. И удивляюсь, и недоумеваю, почему по виду умные люди находят в моих стихах какое-то значение и ценность. Тысячи стихов, моих ли или тех поэтов, которых я знаю в России, не стоят одного распевца моей светлой матери.


Я боюсь, что у русской литературы одно только будущее: её прошлое.
Статья «Я боюсь»


Мы долго искали такую, подобную чечевице, задачу, чтобы направленные ею к общей точке соединенные лучи труда художников и труда мыслителей встретились бы в общей работе и смогли бы зажечь обратить в костер даже холодное вещество льда. Теперь такая задача — чечевица, направляющая вместе вашу бурную отвагу и холодный разум мыслителей, — найдена. Эта цель — создать общий письменный язык...
"Художники мира"


Поэзию он обожал, в суждениях старался быть беспристрастным. Он был удивительно молод душой, а может быть и умом. Он всегда мне казался ребёнком. Было что-то ребяческое в его под машинку стриженой голове, в его выправке, скорее гимназической, чем военной. Изображать взрослого ему нравилось, как всем детям. Он любил играть в «мэтра», в литературное начальство своих «гумилят», то есть маленьких поэтов и поэтесс, его окружавших. Поэтическая детвора его очень любила.
Ходасевич, "Некрополь"



Я, я, я. Что за дикое слово!
Неужели вон тот — это я?
Разве мама любила такого,
Желто-серого, полуседого
И всезнающего, как змея?
Ты потерял свою Россию.
Противоставил ли стихию
Добра стихии мрачной зла?
Нет? Так умолкни: увела
Тебя судьба не без причины
В края неласковой чужбины.
Что толку охать и тужить -
Россию нужно заслужить!
"Что нужно знать"


Я не переставала писать стихи. Для меня в них — связь моя с временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучали в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных.


Все люди, посланные нам -это наше отражение. И посланы они для того, чтобы мы, смотря на этих людей, исправляли свои ошибки, и когда мы их исправляем, эти люди либо тоже меняются, либо уходят из нашей жизни.


На широком поле словесности российской в СССР я был один-единственный литературный волк. Мне советовали выкрасить шкуру. Нелепый совет. Крашеный ли волк, стриженый ли волк, он всё равно не похож на пуделя. Со мной и поступили как с волком. И несколько лет гнали меня по правилам литературной садки в огороженном дворе. Злобы я не имею, но я очень устал…
Из письма М. А. Булгакова И. В. Сталину, 30 мая 1931 года.

Когда я умру потомки спросят моих современников: "Понимали ли вы стихи Мандельштама?" - "Нет, мы не понимали его стихов". "Кормили ли вы Мандельштама, давали ли ему кров?" - "Да, мы кормили Мандельштама, мы давали ему кров". - "Тогда вы прощены".

Илья Григорьевич Эренбург (Элиягу Гершевич) (1891 - 1967)
Может быть, пойти в Дом печати – там по одному бутерброду с кетовой икрой и диспут – «о пролетарском хоровом чтенье», или в Политехнический музей – там бутербродов нет, зато двадцать шесть молодых поэтов читают свои стихи о «паровозной обедне». Нет, буду сидеть на лестнице, дрожать от холода и мечтать о том, что все это не тщетно, что, сидя здесь на ступеньке, я готовлю далекий восход солнца Возрождения. Мечтал я и просто и в стихах, причем получались скучноватые ямбы.
"Необычайные похождения Хулио Хуренито и его учеников"

Настоящий Словарь входит в систему энциклопеди­ческих трудов, посвященных русской словесной куль­туре. В нем характеризуются все виды писательского творчества: проза, поэзия, драматургия, детская лите­ратура, литературоведение и литературная критика.

Он отвечает основным положениям современной на­уки об историческом пути русской литературы в двад­цатом веке. Этот путь был как бы предугадан послед­ними классиками предшествующего столетия А. Чеховым и Л. Толстым, встретившими новый век с тревогой и надеждой, относящимися и к культуре. (Строго говоря, надо было бы включить и эти имена в настоящее изда­ние, но все-таки они - плоть от плоти века девятнад­цатого.) И то и другое подтвердилось в полной мере.

По данному Словарю можно составить мартиролог писателей 20 века куда более гигантский по сравнению с известным мартирологом А. Герцена. Трагической оказалась не только история России, но и судьба ее художников слова. Даже внешне благополучных, не отторгнутых властью (М. Горький, М. Шолохов, А. Фадеев, И. Эренбург, К. Симонов и др.) не мино­вали драмы.

С другой стороны, одним из подтверждений надеж­ды великих писателей прошлого был расцвет отечест­венной литературы, сохранившей несмотря ни на что в целом свою эстетическую свободу. Из русских худож­ников слова 20 века более ста писателей - мировые величины. В количественном отношении это куда боль­ше того, что дал «золотой век» русской литературы.

Политические режимы в 20 веке не любили культу­ру. Не только ту, что прямо противостояла власти, но и ту, что была на стороне существующего строя: в данном случае опасались ее относительной независимо­сти. Поэтому, например, после Отечественной войны 1941-1945 годов, которая была выиграна отчасти бла­годаря литературе, формировавшей патриотические чувства парода, одной из первых политических акций власть сделала суд над писателями, а вскоре и над ху­дожниками, представляющими другие виды искусства. II общий мотив осуждения столь несхожих но миро­воззрению и стилю художников, как А. Ахматова и М. Зощенко - они мыслят и ведут себя независимо.

Защищаясь, художественная литература во второй половине 20 века апеллировала к народу и одновре­менно защищала и его от режима. Неслучайно ее глав­ным эстетическим достижением в этот период стала так называемая «деревенская проза», подготовленная ве­ликим поэтическим опытом А. Твардовского и пред­ставленная такими именами, как Ф. Абрамов, С. Залы­гин, В. Астафьев, Б. Можаев, В. Распутин, В. Белов и, естественно, А. Солженицын.

Словарь отрицает кладбищенские, «поминальные» мо­тивы относительно советской литературы. Не говоря о ее классиках, нельзя не признать, что даже многие писатели русского зарубежья созревали в ее пределах. Новые известные имена, заявившие о себе в последнее десятилетие, в большей степени наследники предшест­вующего длительного этапа в истории культуры 20 века, чем это кажется современной критике.

Д. С. Лихачев говорил, что история культуры не есть ее прогресс: она - накопление культуры. Отвергая ме­тонимический взгляд на литературу, когда часть худо­жественного явления выдается за ее целое, Словарь старается представить общий позитивный эстетический результат всего накопленного в истории нашей нацио­нальной литературы. «Слагаемые» этого результата очень разные по ценности, по художественному содер­жанию, но присутствуют между ними и внутренние свя­зующие нити, что вполне понятно: культура - едина.

Словарь можно воспринимать как продолжение многотомного словаря «Русские писатели. 1800-1917», осуществляемого издательством «Большая Российская энциклопедия» (опубликовано четыре тома). Но пред­лагаемое издание имеет и специфические структурные признаки: его можно назвать «авторской энциклопе­ дией». Разумеется, все традиционные жанровые и со­держательные качества словарных статей, их библио­графические «нормы» здесь присутствуют, но наличе­ствуют индивидуальные авторские стили и аналитиче­ские подходы к материалу. Условное определение издания как «авторской энциклопедии» объясняет его некоторые содержательные и структурные моменты. Редакционная коллегия приняла в расчет авторские терминологические характеристики исторических со­бытий. Например, «октябрь 1917 года»: и «револю­ция» и «переворот» - тем более, что эта разноголосица была обычной и для того времени, в том числе и в среде большевиков (И. В. Сталин озаглавил свою юби­лейную статью в газете «Правда» в 1918 году: «Октяб­рьский переворот»).

Мы посчитали также необходимым согласиться с ав­торским определением объема той или иной статьи он, как правило, диктовался не только (а иногда - и не столько) значительностью объекта энциклопедиче­ского рассмотрения, сколько степенью изученности «предмета» или сегодняшней информированности о нем (например, статьи о Д. Бедном, А. Безыменском). А также - манерой изложения того или иного автора статьи, которую редколлегия стремилась сохранить, -п редставляя, таким образом, не только панораму лите­ратуры 20 столетия, но и спектр различных исследова­тельских подходов и стилевых особенностей современ­ных аналитиков литературного процесса. Это послед­нее обстоятельство отчасти проясняет вопрос об адре­сате издания. Оно предназначено как для всех тех, кто интересуется русской словесностью 20 века, так и для ее исследователей. Создатели Словаря надеются, что эта книга послужит содержательным материалом для будущей научной истории русской литературы уходя­щего столетия - и в то же время составит увлекатель­ное чтение для самого узкого круга читателей, в т. ч. школьников и студентов. Это неудивительно для кни­ги, среди авторов которой есть такие писательские име­на, как С. Залыгин, Л. Озеров, Ф. Искандер, А. Борщаговский, а также крупнейшие литературоведы и критики, которым и принадлежала инициатива этого издания. Некоторые из них и сами стали объектами энциклопедического повествования.

На структуре статей не могло не сказаться большое различие в литературном опыте авторов и их принад­лежность к разным литературным «цехам». В Словаре, по существу, предпринята попытка объединить два, строго говоря, неодинаковых «ведомства»: литературо­ведение с его историческим «великодушием», обяза­тельным для науки, и литературную критику, свобод­ную от этого (что является не ее недостатком, а самой природой). Но публицистических пристрастий авторы-критики старались избегать (один из характерных при­меров - статьи А. Бочарова о писательских антиподах: В. Гроссмане и В. Кожевникове), хотя, конечно, кое-какие мировоззренческие предпочтения не могли не ска­заться в тексте.

Авторы не использовали материал для обоснования своих нынешних культурно-социологических концеп­ций. Они исходили из того, что он самодостаточен, дорог своим историческим качеством. Информацион­но-аналитический принцип издания можно назвать «объединяющим». То есть, создавая своеобразный пан­теон русской художественной словесности уходящего века, писатели, литературоведы, критики увидели в этом возможность творческого согласия, в котором очень нуждается современное литературное сообщест­во. Всеми осознается такая общественно-нравственная потребность. В русской литературе 20 века, которая при всех своих различиях (и не только в смысле эсте­тического качества) имела в лучших образцах, как уже сказано, общее - относительную свободу от диктата внешних обстоятельств. Необходимость же ее энцикло­педической характеристики вытекает из общей задачи нашего времени: расширить информационное про­странство знаний о прошедшем культурном развитии России, что позволяет хотя бы в малой степени прогно­зировать ее ближайшее и отдаленное будущее.

В основе словника издания лежали два критерия: художественный уровень произведений и знаковость имен их авторов - в общенациональном и мировом сознании. Они не всегда совпадали, эти критерии, но в любом литературном опыте - великом или не столь значимом - присутствовал тот или иной признак.

Настоящий Словарь не академичен, как упомянутые тома широко известного издания «Русские писатели. 1800-1917», и не насыщен большими источниковедче­скими данными (в частности, архивными) - это дело неблизкого будущего.

Естественно, не все достойные писатели 20 века здесь представлены. А многие из тех, кто охарактери­зован, уже не удовлетворяют нынешнее позитивное эс­тетическое восприятие. Но здесь - биографическая ис­тория русской литературы, какой она была в великом и трагическом столетии. Многие авторы статей были и остаются активными участниками литературной исто­рии - тем обоснованнее выглядит их право на участие в данном издании.

Читатели могут указать на отсутствие в Словаре ста­тей о таких замечательных писателях, как Г. Айги, В. Быков, Ч. Айтматов и другие. Многие их тексты создавались на русском языке, их вклад в русскую литературу и вообще в русскую культуру весьма зна­чителен., Но главный источник их творчества - в их национальной духовной стихии: чувашской, белорус­ской, киргизской и т.д. Они, как правило, и начинали писать на родном языке и предметом их повествований была жизнь их национальной родины. Поэтому в со­временном художественном мире они, прежде всего, представляют свою национальную литературу. Приме­ры В. Набокова и И. Бродского не опровергают этого положения: основные начала их творчества - в преде­лах специфически русских художественных феноме­нов.

В работе над Словарем были разные этапы. Перво­начально он создавался, так сказать, на общественных началах, при небольшой финансовой поддержке ин­ститута «Открытое общество», в частном издательстве « Рандеву-АМ » (главный редактор С. А. Надеев). Зна­менитые авторы не сетовали по поводу мизерных гоно­раров. К редакторской работе привлекались - тоже на общественных началах - три-четыре человека (особая роль в редактировании текстов принадлежала И. И. Николаевой, ушедшей из жизни незадолго до выхода в свет Словаря).

Некоторые статьи создавались почти на конкурсной основе: два-три автора, а иногда и более предоставляли разные тексты об одном писателе - чаще всего, круп­ном. Иногда в уточнении биографических данных по­могали живущие писатели (А. Солженицын и др.).

На заключительной стадии, уже в издательстве «Большая Российская энциклопедия», работа над Сло­варем приобрела качественно новый характер, сущест­венно расширился словник издания, и укрепилась его информационная база (здесь особая роль принадлежа­ла доктору филологических наук Г. В. Якушевой). Ис­правлению обнаруженных фактических ошибок и не­точностей способствовала также работа профессиональ­ных энциклопедических библиографов и корректоров.

Исследование русской литературы 20 века в энцик­лопедическом жанре только начинается. Оно, несом­ненно, будет продолжено. Будущим энциклопедистам предстоит оценить огромное количество новых имен, и тогда станет ясно, какое место занимала в духовной жизни России и мира русская художественная словес­ность двадцатого столетия.

Словарь «Русские писатели 20 века», станет заметной вехой в истории российской на­уки и культуры и просто подарком для всех цените­лей великой русской литературы.




Top