Русские соседи Джоконды: отечественные экспонаты в Лувре. Картины лувра

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Быть в Париже и не заглянуть в Лувр - просто преступление. Это вам любой турист скажет. Но если вы заранее не подготовились, то рискуете затеряться среди толпы людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Лувр огромен и прекрасен. Насладиться всеми его экспонатами даже за один день не получится - их более 300 000. Чтобы не получить эстетический шок от перенасыщения прекрасным, приходится делать выбор. сайт решил вам его облегчить.

Итак, зачем же идти в Лувр? В первую очередь, конечно же, за «Джокондой».

«Мона Лиза» Леонардо да Винчи

«Джоконда» кисти Леонардо да Винчи - главный экспонат Лувра. Все указатели музея ведут именно к этой картине. Огромное количество людей ежедневно приходит в Лувр, чтобы своими глазами взглянуть на завораживающую улыбку «Моны Лизы». Нигде, кроме Лувра, увидеть ее нельзя. Из-за плохого состояния картины, руководство музея объявило, что больше не будет отдавать ее на выставки.

«Мона Лиза», возможно, не была бы так популярна и всемирно известна, если бы в 1911 году ее не похитил работник Лувра. Картину нашли только спустя 2 года, когда вор пытался ее продать в Италии. Все это время, пока шло следствие, «Мона Лиза» не сходила с обложек газет и журналов всего мира, став объектом копирования и поклонения.

Сегодня «Мона Лиза» спрятана за пуленепробиваемым стеклом, толпу туристов сдерживают заграждения. Интерес к одному из самых известных и загадочных произведений живописи в мире не угасает.

Венера Милосская

Вторая звезда Лувра - статуя богини любви Афродиты из белого мрамора. Знаменитый античный идеал красоты, созданный за 120 лет до н. э. Рост богини - 164 см, пропорции - 86×69×93.

По одной из версий, руки богини были утрачены в момент конфликта между французами, которые хотели отвезти ее в свою страну, и турками - владельцами острова, где она была обнаружена. Эксперты уверяют, что руки статуи были отбиты задолго до ее обнаружения. Однако местные жители островов Эгейского моря верят в другую красивую легенду.

Один знаменитый скульптор искал модель для создания статуи богини Венеры. До него дошел слух о женщине необычайной красоты с острова Милос. Художник помчался туда, отыскал красавицу и без памяти влюбился в нее. Получив согласие, он принялся за работу. В день, когда шедевр был почти готов, не в силах больше сдерживать страсть, скульптор и модель бросились в объятия друг к другу. Девушка так сильно прижимала к груди скульптора, что тот задохнулся и умер. А скульптура так и осталась без обеих рук.

«Плот «Медузы» Теодор Жерико

Сегодня картина Теодора Жерико является одной из жемчужин музея. Хотя после смерти художника в 1824 году представители Лувра не готовы были заплатить за нее достойную сумму, и картину приобрел на аукционе близкий друг художника.

При жизни автора полотно вызывало возмущение и негодование: как посмел художник использовать столь большой формат не для принятого в те времена героического или религиозного сюжета, а для изображения реального события.

В основе сюжета картины лежит происшествие, случившееся 2 июля 1816 года у берегов Сенегала. Фрегат «Медуза» потерпел крушение, и 140 человек попытались спастись на плоту. Лишь 15 из них остались в живых и спустя 12 дней были подобраны бригом «Аргус». Подробности плавания выживших - убийства, людоедство - потрясли общество и обернулись скандалом.

Жерико соединил в одной картине надежду и отчаяние, живых и мертвых. Прежде чем изобразить последних, художник делал многочисленные этюды умирающих в больницах и трупов казненных. «Плот „Медузы“» стал последним из законченных произведений Жерико.

Ника Самофракийская

Еще одна гордость музея - мраморная скульптура богини победы. Исследователи считают, что неизвестный скульптор создал Нику во II веке до н.э в знак греческих морских побед.

У скульптуры отсутствуют голова и руки, а правое крыло является реконструкцией, гипсовой копией левого крыла. Неоднократно пытались восстановить и руки статуи, но безуспешно - все они портили шедевр. Статуя теряла ощущение полета и стремительности, неудержимого стремления вперед.

Первоначально Ника стояла на отвесной скале над морем, а ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Сегодня статуя расположилась на втором этаже Лувра на лестнице Дару галереи Денон и видна издалека.

«Коронация Наполеона» Жак Луи Давид

Ценители искусства едут в Лувр, чтобы вживую увидеть монументальные картины французского художника Жака Луи Давида «Клятва Горациев», «Смерть Марата» и грандиозное полотно, запечатлевшее коронацию Наполеона.

Полное название картины - «Посвящение императора Наполеона I и коронование императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 года». Давид выбрал момент, когда Наполеон коронует Жозефину, а папа Пий VII дает ему свое благословение.

Картина была создана по заказу самого Наполеона I, который хотел, чтобы на ней все выглядело лучше, чем было на самом деле. Поэтому он попросил Давида изобразить в самом центре картины свою мать, которой не было на коронации, себя сделать чуть выше, а Жозефину - чуть моложе.

«Амур и Психея» Антонио Канова

Существует две версии скульптуры. В Лувре хранится первая версия, подаренная музею в 1800 году мужем сестры Наполеона Иоахимом Мюратом. Вторая, более поздняя версия, находится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Ее подарил музею князь Юсупов, который приобрел шедевр в Риме в 1796 году.

Скульптура изображает бога Купидона в момент пробуждения Психеи от его поцелуя. В каталоге Лувра скульптурная группа названа «Психея, разбуженная поцелуем Амура». На создание шедевра итальянского скульптора Антонио Канова вдохновили древнегреческие мифы о боге любви Амуре и Психее, которую греки считали олицетворением человеческой души.

Лувр – уникальный музейный комплекс, один из крупнейших в мире. Экспозиции занимают 58 470 квадратных метров, а общая площадь музея – 160 106 м². История Лувра богата событиями, насчитывает примерно 700 лет. Изначально это была крепость, которую потом преобразовали в королевский дворец.

Лувр был основан в XII веке Филиппом-Августом (королем Франции). С момента основания Лувр подвергался многочисленным перестройкам и реконструкциям. Все французские короли, которые даже и не жили постоянно в Лувре, пытались внести что-то новое в облик здания.

Для короля Филиппа-Августа Лувр был крепостью, главная задача которой состояла в защите западных подступов к Парижу, поэтому Лувр представлял собой мощное сооружение с центральной башней.

При правлении Карла Пятого крепость превратили в королевскую резиденцию. Именно этот король стал инициатором перестройки крепости в здание, которое было бы пригодным для пребывания короля. Воплощением задумки занялся архитектор Реймон де Тамплю, который также позаботился о надёжной защите короля, окружив здание мощными крепостными стенами.

Примерно к концу XVIII века все работы по строительству Лувра были успешно закончены.

Музей принял своих первых посетителей в ноябре 1793 года. Первое время главным источником пополнения фондов Лувра были королевские коллекции, собранные Франциском I, Людовиком XIV. На момент основания музея коллекция уже насчитывала 2500 полотен.

На сегодняшний день в Лувре насчитывается 350 000 экспонатов, часть из которых содержится в хранилищах.

График работы:
Понедельник - 9:00-17:30
Вторник - Закрыто
Среда - 9:00-21:30
Четверг - 9:00-17:30
Пятница - 9:00-21:30
Суббота - 9:00-17:30
Воскресенье - 9:00-17:30

Официальный сайт музея: louvre.fr

Большинство парижан считает, что Лувр - их самая главная достопримечательность. Но стеклянная пирамида работы американского архитектора китайского происхождения Йео Минг Пео, по мнению горожан, не очень сочетается с дворцом в стиле Ренессанса. Это сооружение имеет такие же параметры, как и египетская пирамида Хеопса. Создает ощущение пространства и света, а также играет роль главного входа в музей.

История

Исторически так сложилось, что в архитектуре Лувра всегда было совмещено множество стилей. Начало этому положил король Филипп-Август, который построил в 12 веке на западной приграничной стороне Парижа оборонительную крепость. За одно, она выполняла функции хранилища королевских архивов и казны.

Далее, при короле Карле Пятом она преобразилась в королевские аппартаменты. Архитекторы периода Возрождения перестраивали дворцовый ансамбль, стремясь исполнить фактически неосуществимую цель – удовлетворить вкусы двух королей: Франциска Первого и Генриха Четвертого, статуя которого нынче стоит на Новом мосту. Была разрушена основная часть крепостной стены и построена огромная галерея, которая соединяла Лувр с дворцом Тюильри, тогда ещё существовавшим.

В начале 17 века Генрих Четвёртый, испытывавший огромную симпатию к искусству, предложил художникам жить во дворце. Он пообещал им просторные залы под мастерские, жилища и чин дворцовых живописцев.

Людовик Четырнадцатый практически положил конец престижности Лувра как резиденции королей. Он переехал в Версаль, вместе со всем двором, а в Лувре поселились художники, скульпторы и архитекторы. Среди их числа были Жан-Оноре Фрагонар, Жан-Батист-Симеон Шарден, Гийом Кусту. Вот тогда Лувр и пришёл в такой упадок, что начали составлять планы относительно его сноса.

По окончании Французской революции Лувр стал именоваться Центральным музеем искусств. В это же время Наполеон Третий воплотит в реальность то, о чем мечтал Генрих Четвёртый – было пристроено к Лувру крыло Ришелье. Оно стало зеркальным отображением галереи О-Бор-де-л’О. Но Лувр совсем не надолго стал симметричным – во времена Парижской коммуны дворец Тюильри сгорел, а вместе с ним и основательная часть Лувра.

Коллекция

Сегодня Лувр - это более 350 тысяч произведений искусства, и приблизительно 1600 сотрудников, которые организуют функционирование музея. Коллекция располагается в трёх крыльях здания: вдоль улицы Риволи расположено крыло Ришелье; параллельно Сене тянется крыло Денон и квадратный двор окружает крыло Сюлли.

Древний Восток и Ислам. В залах выставлены предметы древнего искусства областей от Персидского залива до Босфора, в частности Междуречья, стран Леванта и Персии.

Коллекция Лувра насчитывает более 55 000 экспонатов древнеегипетского искусства. Экспозиция демонстрирует результаты промыслов древних египтян – чучела животных, папирусы, скульптуры, талисманы, картины и мумии.

Искусство Древней Греции, этруссков и Древнего Рима. Это плоды творческих поисков в воссоздании человека и особого видения красоты. Собственно, именно эти залы презентуют главные скульптурные достояния Лувра – те, которые посетители музея обычно хотят посмотреть в первую очередь. Это статуи Аполлона и Венеры Милосской, датируемой сотым годом до нашей эры, а также изваяние Ники Самофракийской, которое было найдено в виде 300 фрагментов через тысячу лет после её создания.

Декоративно-прикладное искусство представлено на втором этаже. Вы увидите всезозможные предметы: трон Наполеона Первого и уникальные гобелены, миниатюры, фарфоровые и ювелирные изделия, мелкую бронзу и даже королевские короны.

Цокольный и первый этажи крыла Ришелье и крыла Денон занимает обширное собрание работ французских скульптуров, а также небольшое количество экспонатов из Италии, Голландии, Германии, и Испании. Среди их числа две работы великого Микеланджело, которые носят название «Раб».

В Лувре хранится одна из самых обширных мировых коллекций живописи, и естественно, французская школа, представлена в музее наиболее всеобъемлюще.

Джоконда

Главное произведение, которое в первую очередь хотят увидеть туристы, это «Мона Лиза» (« Джоконда») Леонардо да Винчи. Эта картина находится в крыле Денон, в отдельном маленьком зале - Саль дез Эта, в который можно попасть только из Большой галереи.

Эта комната была построена совсем недавно, специально для того, чтобы туристам было удобно рассматривать самую узнаваемую картину в мире не натыкаясь друг на друга, хотя она и хранится за двумя слоями стекол.

Картина была написана более 500 лет назад и была любимым произведением да Винчи. Бытует мнение, что Леонардо писал автопортрет в женской одежде, и она соединяет в себе два начала – инь и янь. Если посмотреть Моне Лизе в глаза, то подбородок оказывается в отдаленной зоне зрения, которая и оказывает впечатление неуловимой улыбки. А если посмотреть на губы, то улыбка исчезает в этом и заключается её таинственность.

Несмотря на своё величие, сама «Джоконда» по размеру даже меньше своих репродукций в сувенирных лавках Лувра.

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея.

Музей Лувр - это универсальный музей, своими размерами, культурной значимостью и ценностью экспонатов он на равных соперничает с такими гигантами мировых собраний культурных ценностей как Каирский музей, Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Британский музей.

Приехать в и не побывать в Лувре - сравнимо с преступлением, но в виду огромного количества выставленных экспонатов без предварительной подготовки можно просто потеряться среди великого множества прекрасных произведений искусства и утонуть в толпе людей с камерами, планшетами и смартфонами и упустить то самое главное, ради чего весь мир стремится в крупнейший парижский музей.

Экспонаты музея охватывают огромный промежуток времени: от искусства с западной Европы до Дальнего Востока, с античных времен и до 1848 года. Разобраться во всём этом многообразии человеку неподготовленному или малоподготовленному очень сложно. Мы подготовили для таких туристов небольшую экскурсию по Лувру, охватывающую все самые известные мировые шедевры Лувра в Париже, с местами их расположения в бесконечных экспозициях гигантского музея.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Кодекс Хаммураби (1792-1750 до н.э.)

Речь идет о кодексе законов, включающих в себя 282 положения публичного и частного права, высеченных клинописью на двухметровой стеле из черного базальта.

Стела была найдена в 1902 г. и перенесена на многочисленные глиняные дощечки. В верхней части стелы находится изображение царя, получающего от бога судьи Шамаша, держащего в руках символы правосудия, 282 высеченных закона.

Этот памятник отражает общественную жизнь жителей Вовилона во втором тысячелетии до н.э. после завоевания Месопотамии с ее процветающими земледелием и торговлей, высоко развитым гражданским чувством.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Сидящий писарь (2500 до н.э.)

Многочисленные экспонаты отдела древнеегипетского искусства, созданного первым исследователем тайн иероглифов и египтологии Жан-Франсуа Шампольоном, рассказывают посетителю о погребальных обычаях зажиточного класса египтян, заказчиков пышных саркофагов, а также о жизни более бедных слоев населения.

В центре второго зала египетских древностей находится шедевр древней скульптуры - «Сидящий писарь». Эта статуя, выполненная из раскрашенного известняка, поражает своим реализмом: у писаря, который готовится писать на папирусе, сосредоточенное выражение лица, а внимательный взгляд создается с помощью использованного для глаз материала - горного хрусталя (радужная оболочка) и полоски из меди, обрамляющей веки.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Этот шедевр эллинистического искусства был найден в 1820 году на острове Милос, приобретен послом Франции в Константинополе марки-зом Де Ривьером и преподнесён в дар Людовику XVIII в 1821 году. Статуя высотой более двух метров выполне-на из паросского мрамора и восходит ко II в. до н. э. По всей вероятности, это одна из копий с оригинала Праксителя. Прекрасный обнажен-ный торс Венеры выходит из одежд, спустившихся до бедер; вся скульпту-ра излучает божественную красоту - это богиня в полном значении слова, синтез греческого идеала красоты и чувственности.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевр эллинистической скульптуры (II - III в. до н.э.) « Нике (Виктория) Самофракийская» была найдена в 1863 г. с отломанными руками и головой. Статуя была поставлена на носу каменного корабля в святилище и, по всей вероятности, торжественно отмечала победу в морском бою.

Почти барочное движение драпировки и мощь тела статуи высотой 2,75 м, напряженного от ветра и сильных волн, придает скульптуре уникальную энергию и пластику.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Именем Микеланджело Буонаротти (1475-1564), ваятеля, архитектора, живописца и поэта, был отмечен весь период блестящего процветания итальянских школ.

В 1505 году в Риме скульптор приступил к осуществлению надгробного памятника для папы Юлия II (1513-1514). Во время революции две статуи, принесенные в дар Генриху II, были переданы музею Лувр, и на сегодняшний день это единственная коллекция вне Италии, где хранятся произведения Микеланджело.

В этих статуях преобладает аллегорический элемент, потому что художник, по желанию папы, должен был изобразить все искусства обремененные узами, так как со смертью папы они лишались свободного развития.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Произведение Леонардо да Винчи (1452- 1519), уникальный результат синтеза художественного творчества с научно-экспериментальным исследованием, представляет собой одно из наивысших проявлений культуры эпохи Возрождения.

Произведения миланского периода (1482- 1499), среди которых и “Мадонна в скалах“ (1483), характеризуются великой гармонией стиля и необычайным благородством трактовки, которые придают мощь и выразительность всем образам. Среди всех фигур, вписывающихся в пирамидальную схему, доминирует неосязаемая фигура Мадонны, которая, кажется, растворяется в остальных компонентах картины, а действие выражается через лица и руки, расположенные вокруг нее.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Венецианский художник Веронезе (1528-1588) отличался тем непосредственным творчеством, с помощью которого можно было схватывать природу свободно и в то же время величаво.

Его картины - светлые праздники, прозрачные, яркие, полные одушевления; это целое море света, которое заливает все, и горит торжественно на костюмах и утвари. В “Браке в Кане” (1563), как и в большинстве произведений художника, в сюжете преобладают его любимые мотивы - помпезность, торжественность и пышность декора, что противоречит святости выбранной темы.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Это произведение представляет собой одно из трех панно, на которых Паоло Учелло (1397-1475) изобразил сражение при С. Романо, произошедшее в 1432 г. между флорентийцами и сиенцами.

На этом панно, выполненном между 1451 и 1457 гг., художник осуществляет свои оригинальные исследования в области линейной перспективы. Новое направление потребовало тщательного изучения рисунка и закона схода линий, и в результате художник нашел способ и правила, как расставлять фигуры на плоскости, на которой они стоят, и как они, удаляясь, должны пропорционально укорачиваться и уменьшаться.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Харменс ван Рейн Рембрандт , величайший художник Голландии, натуралист-гигант, прожил жизнь, полную личных трагедий, связанных с потерей молодой жены, затем второй жены с детьми, что безусловно отразилось и на его творчестве, поражающем бесконечной мощью и поэзией.

Художник более всего ценит выражение внутренней, застывшей силы, не прорвавшейся наружу, но приведшей человека к тихой созерцательности. Обнаженная “Вирсавия” (1644), которая, наклонив голову, держит в руке признание в любви царя Давида, восходит ко второму периоду творчества Рембрандта. Этот период характеризуется простотой трактовки всех сюжетов, особым теплым светом, обволакивающем все фигуры.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Об этом шедевре Леонардо да Винчи , пожалуй, сказано уже столько, что “Джоконда” стала символом искусства портретной живописи эпохи Возрождения.

Говорилось о необыкновенной тонкости рисунка и чудесной моделировке форм, о таинственной улыбке и волшебном блеске глаз. Как считают некоторые критики, на портрете изображена молодая флорентийка Мона Лиза, которая в 1495 году вышла замуж за флорентийского аристократа Франческо дель Джокондо.

Произведение относится ко второму флорентийскому периоду творчества Леонардо, между 1503 и 1505 гг. Автор не расставался с этим портретом и взял его с собой и во Францию, где тот и был продан Франциску I.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Жан-Баттист Камиль Коро является одним из самых важных представителей французской живописи XIX в., пейзажистом, превосходно изучившим природу и писавшим в оригинальных, прозрачных тонах.

Новая художественная концепция художника выразилась в его портретах, где он пытается через особый колорит отразить суть реальной жизни. Фигура Берты Кидшмидт, “Женщины с жемчугом” полностью погружена в свет. Вся фигура женщины выражает бесконечное спокойствие, и необычность картины создается именно контрастом между светлым профилем первого плана и сплошным темным фоном.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Творчество Антуана Ватто (1684- 1721), созданная им школа пре-красно шла со своей грацией и изяществом с французским обществом XVIII столетия. Вдохновившись фантастическим миром театра и масок, художник создал серию картин, среди которых и зна-менитый “Жиль” (1719), где атмосфера грез создается с помощью теплых тонов и мягкого рисун-ка.

Произведение поражает яркос-тью красок и человечностью, которая просту-пает сквозь патетическую маску комедианта.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Героями картин Жак Луи Давида (1748-1825), отразившего в своих картинах политическое движение Франции в миниатю-рах, мог быть только гражданин. Давид был одним из лучших живописцев революции, а затем, с установлением империи, посвятил свой талант изображению событий наполеоновской эпохи.

Одним из лучших произведений этого периода являет-ся гигантское полотно, изображающее коронацию императора в соборе Парижской Богоматери (1805-1807). Необычайное равновесие в композиции, где каждый из 150 изображенных персонажей выражает особым образом торжественность собы-тия, подтверждает талант Давида как портретиста.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16


Свобода, ведущая народ
Эжен Делакруа (1798-1863) - один из лучших представителей французской романтической школы живописи, ставивший на первый план поэзию и колорит. Его полные реализма и драматичности картины отличаются особой пластичностью и светом.Меняла и его жена
Фламандский художник Квентин Массейс (1466-1530) был автором целой галереи портретов, картин на религиозные сюжеты и прелестных жанровых сценок, поставивших его в ряд самых значительных представителей фламандской школы XVI века. Среди лучших его произведений отметим картину «Меняла и его жена» (1514), где мощная пространственная и композиционная структура придает живость и своеобразие человеческим фигурам.


Саша Митрахович 15.12.2015 16:16

Шедевры Лувра - Самые знаменитые экспонаты музея

Визитной карточкой Лувра является знаменитая Джоконда или, как ее еще называют, Мона Лиза. Именно к этой картине ведут все указатели, которым послушно следуют потоки туристов. Мона Лиза закрыта толстым бронированным стеклом, а рядом с ней неизменно находятся два охранника и толпы поклонников. Когда-то Джоконда приезжала в Москву, но потом руководство музея приняло решение больше никуда не вывозить эту загадочную красавицу. Так что Джокондой Вы можете полюбоваться исключительно в Лувре. Мона Лиза находится в крыле Денон в 7 зале.

Венера Милосская (Афродита) известна нисколько не меньше, чем предыдущая красавица. Автором Венеры считается скульптор Агесандр Антиохийский. У этой девушки непростая судьба. В 1820 году из-за нее завязался жаркий спор между турками и французами, в ходе которого статую богини бросили на землю и прекрасная скульптура разбилась. Французы собирали осколки впопыхах и… потеряли руки Венеры! Так богиня любви и красоты стала жертвой битвы за прекрасное. Между прочим, руки Венеры так и не нашли, так что эта история, возможно, еще не окончена. Безрукой красавицей можно полюбоваться в 16 зале греческих, этрусских и римских ценностей в крыле Сюлли.

Еще одним символом Лувра является Ника Самофракийская, богиня победы. В отличие от Венеры Милосской, эта красавица умудрилась потерять не только руки, но и голову. Археологи обнаруживали много фрагментов статуи: например, в 1950 году на Самофракии была найдена кисть богини, которая сейчас находится в застекленной витрине сразу за постаментом самой Ники. Увы, голову богини ученым так и не удалось найти. Ника Самофракийская находится в крыле Денон на лестнице перед входом в галерею итальянской живописи.

Еще одна статуя, являющаяся жемчужиной коллекции Лувра - это Пленник, или умирающий раб (работа Микеланджело). Мастер эпохи Возрождения известен в основном благодаря своей статуе Давида, однако эта скульптура заслуживает не меньшего внимания. Крыло Денон, первый этаж, зал №4.

Статуя сидящего Рамзеса II - еще один шедевр, которым может гордиться Лувр. Эта древнеегипетская скульптура находится на первом этаже в крыле Сюлли, в 12 зале египетских древностей.

В Лувре также есть прекрасная коллекция памятников Мессопотамии, сердцем которой является свод законов Хамураппи, написанный на базальтовой стеле. Законы Хамураппи можно увидеть в 3 зале первого этажа крыла Ришелье.

В 75 зале французской живописи на первом этаже крыла Денон Вы можете увидеть картины известнейшего французского художника Жака Луи Давида, в число которых входит, пожалуй, самое знаменитое его полотно - «Посвящение императора Наполеона I».


Саша Митрахович 15.12.2015 18:50

Среднестатистический посетитель Лувра обегает десятки залов с 6000 картинами в течение 3-4 часов. И выходит с больной головой и гудящими ногами.

Я же предлагаю вариант с более интересным результатом: 1,5 часа легкой прогулки по залам, которая точно не доведёт Вас до физического изнеможения. Но доставит Вам эстетическое удовольствие.

Я посетила немало музеев в пяти странах двух континентов. И знаю, что 1,5 часа и 5-7 ключевых картин с предварительной подготовкой могут принести гораздо больше удовольствия и пользы, чем классическая беготня по принципу «Я там был и что-то видел».

Я проведу Вас по ключевым шедеврам, главным вехам живописи от Античности до 18 века.

Да, мы не побежим с Вами сразу к Моне Лизе. А первым делом заглянем в 3 век нашей эры.

1. Фаюмский портрет молодой женщины. 3 век

Фаюмский портрет молодой женщины. III век н.э. Лувр, Париж

Обычный турист в 98% случаев не начнёт свою пробежку по Лувру с этого «Портрета молодой женщины». Но они даже не подозревают, насколько эта работа уникальна. Так что не упустите возможность взглянуть на неё.

В 3 веке нашей эры девушка из знатной семьи сидит перед художником. Она надела самые дорогие украшения. Она думает о смерти. Но для неё в окончании земной жизни нет ничего страшного. Она продолжит жить в загробном мире.

Портрет же нужен на случай, если её душа захочет вернуться в тело. Поэтому художник напишет её реалистично, чтобы душа узнала свою телесную оболочку. Только глаза нарисует большими, так как через них душа залетит обратно.

Этот портрет натолкнёт Вас на мысли о вечном. Ведь девушка смогла себя увековечить. Наши фотографии на это не способны. Через 1800 лет от них точно ничего не останется.

2. Ян Ван Эйк. Мадонна канцлера Ролена. 15 век


Ян Ван Эйк. Мадонна Канцлера Ролена. 1435 г. 66 x 62 см. Лувр, Париж

Если Вы видели до Лувра репродукцию «Мадонны Канцлера Ролена», то оригинал Вас сильно удивит.

Дело в том, что Ван Эйк тщательно проработал все детали. Как будто это не картина, а ювелирное украшение. Вы увидите каждый камешек в короне Мадонны. Уже не говоря о сотнях фигурок и домиков на заднем плане.

Наверняка Вы думали, что полотно огромное, иначе как уместить все эти детали. В реальности же оно небольшое. Примерно по полметра в длину и ширину.

Канцлер Ролен сидит напротив художника и тоже думает о смерти. О нем говорят, что он так много людей сделал бедными, что к старости построил для них приют.

Но он верит, что у него есть шанс попасть в рай. И поможет ему в этом Ван Эйк. Напишет его рядом с Мадонной, применив все свои новаторства. И масляные краски, и иллюзию перспективы, и потрясающие ландшафты.

В попытке найти заступничество у девы Марии, канцлер Ролен увековечил себя.

А мы тем временем снимаем шляпу перед Ван Эйком. Ведь он первым со времен фаюмских портретов начал изображать своих современников. При этом не условно, а с передачей их индивидуальных черт.

3. Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 16 век

Леонардо да Винчи. Мона Лиза. 1503-1519 гг. Лувр, Париж

Если Вы пойдёте в Лувр утром в будний день, то у Вас есть шанс разглядеть Мону Лизу поближе. Она того стоит. Потому что это первая картина, создающая иллюзию живого человека.

Флорентийская дама сидит напротив Леонардо. Он непринужденно болтает и шутит. Все для того, чтобы она расслабилась и хотя бы немного улыбнулась.

Художник уверил её супруга, что портрет жены сложно будет отличить от неё живой. И правда, как он интересно растушевал линии, наложил тени в уголки губ и глаз. Создаётся ощущение, что дама с портрета сейчас заговорит.

Часто у людей возникает недоумение: да, кажется, что сейчас Мона Лиза задышит. Но таких реалистичных портретов полно. Возьмите хоть работы Ван Дейка или Рембрандта.

Но они жили 150 лет спустя. А Леонардо был первым, кто «оживил» человеческое изображение. Этим Мона Лиза и ценна.

Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. 17 век


Питер-Пауль Рубенс. Прибытие Марии Медичи в Марсель. Из цикла картин «Галерея Медичи». 394×295 см. 1622-1625 гг. Лувр, Париж

В Лувре Вы найдёте зал Медичи. Все его стены увешаны огромными полотнами. Это живописные мемуары Марии Медичи. Только написанные под её диктовку великим .

Мария Медичи стоит перед Рубенсом в умопомрачительном платье.

Сегодня художник начал писать очередную главу её жизни – «Прибытие в Марсель». Когда-то она прибыла на корабле на родину своего мужа.

Мария Медичи только-только помирилась со своим сыном, королем Франции. И этот цикл картин должен возвысить её в глазах придворных.

А для этого её жизнь должна выглядеть не заурядной, а достойной богов. Только Рубенс может справиться с такой задачей. Кто лучше него изобразит сверкающее золото корабля и нежную кожу нереид. Королевский двор обомлеет от образа реабилитированной матери короля.

Попахивает дешевым романом. Художник был скован в самовыражении. Но Мария Медичи поставила условие: её «роман» должен быть написан только рукой Рубенса. Никаких учеников и подмастерьев.

Так что хотите увидеть руку мастера – идите в зал Медичи.

Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 18 век


Антуан Ватто. Паломничество на остров Киферу. 1717 г. 129 × 194 см. Лувр, Париж

«Паломничество на остров Киферу» Ватто погрузит Вас в мир легкого флирта и любовной неги.

Ещё никогда живопись не была такой воздушной и вибрирующей, как в эпоху рококо. И основы этого стиля заложил как раз Ватто. Непринужденные сюжеты. Цвета легких оттенков. Тонкие и мелкие мазки.

Молодая пара позирует художнику в ближайшем парке. Он просит их то обняться, то изобразить милую беседу, то неспешно прогуляться. Ватто говорит, что изобразит 8 влюблённых пар.

Несмотря на всю легкость сюжета и техники, Ватто долго работает над картиной. Долгих 5 лет. Слишком много заказов.

Галантные сценки Ватто очень понравились французам. Ведь так приятно окунуться в атмосферу простых радостей. Не думать ни о спасении души, ни о том, чтобы поразить потомков. А жить сегодняшним днём и наслаждаться легкой беседой.

Заключение

Лувр – это место, в котором можно совершить увлекательное путешествие по истории живописи. Вы не только получите эстетическое удовольствие, но и увидите, какие разные задачи выполняла картина в разные эпохи.

Вконтакте

Венера Милосская (Фото: Mark / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Rodney / flickr.com) Венера Милосская (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Marcus Meissner / flickr.com) Мона Лиза в Лувре (Фото: Bryan Allison / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: faungg’s photos / flickr.com) Ника Самофракийская (Фото: SpirosK photography / flickr.com) Плот Медузы (Фото: ru.wikipedia.org) Клятва Горациев (Фото: KCC246F / flickr.com) Большая одалиска (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Рабы (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Dennis Jarvis / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Connie Ma / flickr.com) Амур и Психея (Фото: Joseph Kranak / flickr.com) Статуя Рамсеса II (Фото: Ivo Jansch / flickr.com)

Первый визит в Лувр часто проходит по самому доступному маршруту. Туристы стремятся посетить «трёх знаменитых дам Лувра» - Венеру Милосскую, Нику Самофракийскую и Мону Лизу.

Кратчайший экскурсионный маршрут позволяет увидеть самые яркие шедевры музея:

  • Венера Милосская;
  • Мона Лиза;
  • Ника Самофракийская;
  • Плот Медузы;
  • Клятва Горациев;
  • Большая одалиска;
  • Рабы;
  • Амур и Психея;
  • Статуя Рамсеса II.

Знакомство с античным искусством для неискушенного зрителя очень сложно. Оригиналы хранят на себе следы разрушений, оставленные временем, войнами, вандалами. Венера Милосская – великолепный образец хорошо сохранившегося оригинала. Статуя была извлечена из земли в 1820 году, и вскоре доставлена в Лувр. Название ей дали по имени острова, на котором произошло открытие.

Обнаженный бюст позволил ученым узнать Венеру, божество любви древних римлян. Удлиненная форма статуи, положение туловища Венеры, чувственная нагота свидетельствуют о создании в эллинистическую эпоху. Нейтральное лицо Венеры Милосской, без эмоций – знак того, что скульптор пытался создать образ богини, стоящей выше людских страстей. Художник придал лицу и телу Венеры идеальные пропорции.

Существует несколько версий, объясняющих отсутствие у Венеры рук. Искусствоведы и археологи утверждают, что статуя была извлечена уже в поврежденном виде. Это опровергает романтическую легенду, рассказывающую о любви скульптора к девушке-модели. Охваченная страстью к художнику, девушка так крепко сжала его в объятиях, что задушила. Богиня осталась неоконченной – без рук.

Венера Милосская находится в Лувре 195 лет. Найти шедевр можно на первом этаже в комнате 74.

Мона Лиза (Джоконда)

Приобретенное королем Франциском I в начале XVI столетия, полотно прославилось лишь в XX веке. Портрет Лизы Герардини, супруги Франческо дель Джокондо, стал «звездой» Лувра после похищения музейным работником. В течение двух лет, пока полиция вела следствие, картину публиковали в газетах и журналах всего мира. Эта ситуация прославила Мону Лизу, и по возвращении в 1913 году в Лувр, она стала предметом обожания широкой публики.

«Мона Лиза» – картина с ослепительной техникой живописи. Леонардо да Винчи использовал сильно разбавленные, почти прозрачные, цветовые слои. Игра светотени и размытые очертания создают впечатление нереальности. Мона Лиза, обычная средневековая дама, предстает почти магическим существом.

Личность модели стала объектом диковинных предположений. Мону Лизу называли зашифрованным посланием к человечеству. Некоторые исследователи утверждали, что полотно представляет собой автопортрет самого Леонардо. Другие утверждали, что художник запечатлел в образе Моны Лизы черты своей матери. Официальная информация говорит, что Мона (т.е. «госпожа») носила имя Лизы Джокондо, и была женой одного из флорентийских купцов.

Улыбка Моны Лизы является символом загадки женской красоты и обаяния. Увидеть «Мону Лизу» можно на первом этаже Лувра, в Большой галерее.

Ника Самофракийская

Античный оригинал статуи был, по мнению историков, разрушен землетрясением. Экземпляр, представленный в Лувре, найден среди бесчисленных статуй на эгейском острове Самофракия. Исследователи полагают, что статуя изображает древнеэллинскую богиню победы Нику, характерным для неё жестом объявляющую победу греческих кораблей в морском сражении в 190 г. до н.э.

В течение столетий Ника утратила голову и руки. Правое крыло воспроизвели в наши дни, сделав гипсовый слепок с уцелевшего левого крыла. Площадка, на которой укреплена статуя, также выполнена в наши дни. Несмотря на разрушения, статуя поражает точностью пропорций, достоверностью позы тела и складками одежды, которые реалистично отражают движение ветра. Французский культуролог Мальро назвал Нику Самофракийскую вневременным символом западного искусства, «шедевром судьбы».

Искусствоведы поместили статую у поворота лестницы, где поразительная поза Ники смотрится лучше всего.

«Плот «Медузы»

Это полотно Теодора Жерико называют манифестом романтизма. Впервые представленная на суд публики в 1819 году, картина вызвала общественный скандал. Изображенные на картине события были нетрадиционным для того времени религиозным или мифологическим сюжетом, а являлись резкой критикой власти.

Гибель корабля «Ла Медуза», произошедшая из-за некомпетентности капитана, не повлекла наказания для него. Капитан вернулся на свой пост, так как имел протекцию, а 149 пассажиров, которым не хватило шлюпок, дрейфовали 12 дней на самодельном плоту. В результате резни, людоедства и безумия на плоту выжило 15 несчастных.

Полотно Жерико изображает неустойчивый плот и огромную волну, которая может опрокинуть его. Художник передал различные психологические состояния пассажиров плота – отчаяние мужчины, обнимающего умершего сына, гнев и уныние, неустанную надежду тех, кто машет неведомым спасателям. Главный герой картины – человечество в целом, пытающееся спастись, вопреки ужасной судьбе.

Лувр получил картину в 1824 г. «Плот Медузы» можно увидеть в зале 77, где находятся экспонаты в стиле романтизма, на втором этаже музея.

«Клятва Горациев»

Многие экспонаты Лувра будят воспоминания о школьных учебниках. Таким является и полотно Жака-Луи Давида «Клятва Горациев». Оно изображает героический эпизод из древнеримской истории. Братья из фамилии Горациев поклялись победить или умереть в поединке с врагами из недружественного рода.

Художник показал момент торжественного финала клятвы, когда отец вкладывает мечи в торжественно поднятые руки сыновей. Картина иллюстрирует больше, чем героизм и высокие чувства античной эпохи. Жак-Луи Давид взял исторический пример, чтобы пропагандировать идеологию своего времени.

Картина стала шедевром жанра «неоклассицизм». Она сочетает прямые линии, теплые цвета, выразительные позы мужчин с неподвижностью тёмных колонн на заднем плане. Современные зрители утверждают, что полотно Давида производит впечатление фотографии с места тревожных событий, настолько оно реалистично. Лувр представляет экспонаты неоклассической школы, в том числе, «Клятву Горациев» на первом этаже.

«Большая одалиска»

Автор полотна «Большая одалиска», Жан Энгр, перенёс древнюю тему женского «ню» на Восток. Мысленные путешествия художника в далекие жаркие страны стали поводом для создания чувственного образа гаремной женщины. Обнаженную натуру Энгр дополнил экзотическим декором.

Оставаясь классическим художником, Энгр отходит от традиции в пользу чувственности рисунка. Он намеренно искажает анатомические детали. У одалиски на его картине неестественно длинный позвоночник. Её левая нога и правая грудь странным образом прикрепляются к корпусу. Но тяжелая голубая драпировка, чалма и кальян изображены вполне реалистично. Творчество Энгра имеет огромное влияние на современных художников, особенно Пикассо. «Большую одалиску» признают самым крупным его полотном. Лувр представляет картину на первом этаже, в зале 75.

«Рабы»

За пределами Италии достаточно редко демонстрируют работы Микеланджело Буонаротти. Лувр владеет сразу двумя статуями, относящимися к единому набору скульптур, хранящемуся во Флоренции. Луврские экспонаты, «Восставший раб» и «Умирающий раб» - незаконченные работы гениального художника. Эксперты делают такой вывод на основе внешних следов инструментов, которых не может быть на готовых произведениях.

По замыслу художника, «рабы» - символы человеческих страстей. «Умирающий раб» - воплощение душевной слабости, отчаяния. Его антагонист – «Восставший раб», выражающий стремление души к свободе, непокорность.
Скульптуры Микеланджело неизменно поражают зрителей реалистичностью изображения человеческого тела, одухотворенностью, глубоким смыслом.

«Рабы» Микеланджело расположены на первом этаже в галерее итальянской скульптуры.

«Амур и Психея»

Скульптура, созданная в XVIII веке скульптором Канова из Венеции, оказалась в Лувре лишь сто лет спустя. Её приобрел наполеоновский маршал и родственник Мюрат.

Мраморная статуя изображает древнеримского бога любви Амура, пробудившего возлюбленную Психею от смертного сна поцелуем. Художник передал в мраморе естественные движения тел, показал идеальные пропорции и достоверные выражения лиц. Скульптура считается символом любви.

К данной скульптуре существовала пара (Канова делал два произведения на заказ). Копии обеих скульптур содержатся в Государственном Эрмитаже. Экспонат, которым владеет Лувр, более знаменит.

Статуя Рамсеса II

Благодаря египетскому походу Наполеона, во Франции начала XIX столетия распространилась мода на Древний Египет. Вследствие этой моды было собрано множество экземпляров древнеегипетского искусства. Во дворце Лувр был создан отдел египетских древностей.

Один из самых интересных образцов искусства двухтысячелетней давности – статуя сидящего фараона, Рамсеса II. Выполненная из темного камня, скульптура удивительно точно воспроизводит черты лица фараона-завоевателя и отражает атмосферу восточной династии – торжественности и суровости. Отдел египетских древностей располагается на первом этаже музея.




Top