Сергей васильевич рахманинов интересные факты. Сергей Рахманинов: биография, видео, интересные факты, творчество

Главный герой данной статьи - русский композитор, дирижер и пианист, человек с абсолютным музыкальным слухом Сергей Васильевич Рахманинов. Биография музыканта насыщена яркими и интересными событиями, из которых можно вынести некоторые уроки и для себя. Будет интересно!

Сергей Васильевич Рахманинов. Кратко о главном

С. Рахманинов считал себя истинным русским человеком и был убеждён, что родина наложила на его творчество глубокий отпечаток. В его симфониях гармоничный пафос переплетается с умиротворяюще-созерцательными настроениями. Глубина и объёмность повествования - с неиссякаемой энергией. Музыка Рахманинова всегда отличалась непередаваемым колоритом.

За всю жизнь Сергей Васильевич дал 4 полноценных концерта и написал множество рапсодий и симфоний, среди которых оперы «Скупой рыцарь» и «Алеко», «Рапсодия на тему Паганини», кантата «Весна» и многие другие. Своей музыкой Сергей Рахманинов сильно повлиял не только на местную русскую сцену, но и на зарубежную. Его вклад в искусство в этом плане неоценим.

Сергей Васильевич Рахманинов. Биография в деталях

Родился будущий виртуоз в 1873 году в дворянской семье с устойчивыми семейными традициями, в том числе и музыкальными. Его дед на то время был известен как автор музыкальных романсов. Будущий маэстро уже в пять лет начал планомерно заниматься музыкой, в возрасте 9 лет поступил в Петербургскую консерваторию, а спустя еще 3 года перевёлся в московскую. Пример С. Рахманинова отлично иллюстрирует фразу о том, что великими не рождаются, а становятся. Гениальный музыкант Сергей Рахманинов, произведения которого так технично совершенны, посвятил музыке всю свою жизнь, и в этом кроется его талант.

Рахманинов в консерватории обучался у пианистов-виртуозов (сначала у Н. С. Зверева, затем у А. И. Зилоти, а потом у С. И. Танеева). За годы учебы будущий виртуоз написал три композиции. В 1891 году Рахманинов окончил консерваторию как пианист, получив за свои заслуги золотую медаль, и спустя год - как композитор. Дипломной работой музыканта была опера «Алеко».

Чайковский о Рахманинове

Очень тепло отзывался о творчестве С. Рахманинова Пётр Чайковский, который всегда был ориентиром для молодого музыканта. Смерть Чайковского очень тронула юного Сергея Васильевича, и тот написал трио «Памяти великого художника» в 1893 году. Среди других творений композитора 1890-х годов резко выделяются «Музыкальные моменты для фортепиано» и фантазия «Утёс». Также несколько вокальных романсов по мотивам творчества А. Фета и Ф. Тютчева. Огромной популярностью пользуется безымянная мелодия "Прелюдия до-диез минор" 1893 года. Данную мелодию не забывают до сих пор. Это еще раз доказывает, что С. Рахманинов - композитор далеко не средней руки, и свой талант он начал проявлять довольно рано.

Первая симфония - полноценный дебют музыканта

«Дебютировал» С. Рахманинов в 1895 году. Подчеркнём, что на тот момент Сергей Рахманинов занимался музыкой уже 17 лет. Премьера первой симфонии музыканта состоялась спустя два года под чутким руководством композитора-виртуоза А. Глазунова. Выступление обернулось чудовищным провалом для Рахманинова. По словам очевидцев, симфония была исполнена крайне безалаберно, из-за чего невозможно было её оценить должным образом. Для Рахманинова это событие стало ударом. Он на несколько лет полностью отошел от сочинения музыки и сконцентрировался на исполнительской деятельности. Вплоть до 1900-х годов Рахманинов дирижировал разными спектаклями в Москве, а также дебютировал как исполнитель на международной арене.

XX век

В начале нового века Рахманинов будто символически преодолел творческий кризис и начал новый этап в своём творчестве. Следующие 15 лет стали невероятно плодотворными - они буквально изобилуют произведениями музыкального искусства. Стиль композитора прочно закоренел в рамках российской культуры и стиля Петра Ильича Чайковского. Этот же стиль чётко читается в первых знаменательных произведениях того периода. Это были «Второй концерт для фортепиано» и «Соната для виолончели и фортепиано». Оба произведения созданы в 1901 году.

Тёплым ощущением любви к жизни насыщена кантата «Весна», написанная по стихам поэта Николая Некрасова. Музыка Рахманинова внезапно омрачается под влиянием картины А. Беклина «Остров мертвых». Под впечатлением Рахманинов создаёт одноимённую симфоническую поэму. Монументом стоит в мире классической музыки начала XX века Сергей Рахманинов, произведения которого заставляют людей испытывать неподдельные эмоции.

Пик деятельности композитора

Далее, в промежутке 1904-1906 гг., Рахманинов дирижировал операми лучших русских композиторов в Большом театре. В этот же период он написал две крохотных однотактных оперы - «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини». Несмотря на то что творческий кругозор Рахманинова к тому времени значительно возрос, популярности оперы не возымели, зато популярность возымел сам Рахманинов. Биография его в этот период достигает своей пиковой точки благополучия.

Далее, в 1910-х годах, Рахманинов увлекается хоровыми формами. Русская духовная музыка вовек обязана Сергею Васильевичу за его богослужебные «Литургию святого Иоанна Златоуста» и «Всенощное бдение». Рахманинов также увлекся творчеством американского писателя Эдгара По и написал поэму по мотивам его произведения «Колокола».

Сергей Рахманинов - композитор с широким творческим диапазоном. На протяжении первого десятилетия XX века он писал самые разные музыкальные прозведения: пьесы для фортепиано, прелюдии, этюды-картины, романсы. Некоторые композиции были сугубо инструментальными, некоторые предназначались для эстрады. Однако один жанр Рахманинов презирал - фортепианную сонату. Он очень редко в нём работал, и никогда эти работы успешными не становились.

Жизнь в США

В 1917 году Сергей Рахманинов гастролиловал по странам Скандинавии, однако домой он не вернулся. Музыкант вместе со своей семьёй поселился в США и провёл там остаток своих дней в роли пианиста-скитальца. Вот такую жизнь прожил Рахманинов. Биография изобилует взлётами, падениями и внезапными поворотами.

Во время переезда в США слава Сергея Васильевича Рахманинова была уже довольно внушительной, но за следующие годы он смог её приумножить. Колоссальным успехом пользовались его собственные интерпретации легендарных произведений таких композиторов, как Шопен, Лист и Шуман. Сергей Рахманинов удивительным образом чувствовал форму мелодии и очень точно улавливал её настрой.

Под конец жизненного пути Рахманинов был в пике формы. Он почти ничего не сочинял, зато постоянно гастролировал и виртуозно справлялся с исполнительской деятельностью.

Скончался Сергей Васильевич Рахманинов в 1943 году в Калифорнии. Похоронен был возле Нью-Йорка.

Великим композитором был Сергей Рахманинов. Биография его - это огромное количество творческих взлётов, которые отразились на всей мировой культуре.

Расскажу-ка я о другом. О том, о чём мало кто знает - знаменитое на весь мир фортепианное произведение было посвящено…

А вот сами угадайте - кому!?... Нет, не прекрасной даме. И не родителям. И даже не Матушке-России! Второй концерт был посвящён врачу-гипнотизёру Николаю Далю .


Именно этот доктор-психотерапевт вылечил очень сильное душевное расстройство композитора. Всё дело в том, что нервный срыв у Рахманинова произошёл после полнейшего провала его новаторской Первой симфонии и Первого концерта. В течение нескольких лет Сергей Рахманинов не мог сочинять. Веру в свой талант ему вернул доктор Николай Даль. Встречи с этим человеком музыкант вспоминал до конца жизни и был очень благодарен ему.

Впервые я услышал вступление ко Второму концерту в детстве в кинофильме «Поэма о крыльях». Там есть один очень сильный и очень душевный фрагмент. Великого композитора весьма убедительно сыграл актёр Олег Ефремов.

Соединённые Штаты Америки, март 1943 года. Авиаконструктор Игорь Сикорский пришёл навестить больного Сергея Рахманинова. Тот лежал в постели и слушал по радио из Москвы сводку о полном разгроме фашистских войск под Сталинградом. И вдруг на радиоволнах далёкой Родины зазвучал концерт, посвящённый его 70-летию... И Сергей Васильевич заплакал… А за окном его американского дома стояла засохшая берёзка, посаженная когда-то Рахманиновым в приступе ностальгии…

Всем желающим посмотреть этот душевный фрагмент - ссылка: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 01 часа 04 минуты

Помощь Рахманинова СССР и авиаконструктору Игорю Сикорскому

В годы Второй мировой войны эмигрант Рахманинов дал в США несколько концертов. Весь денежный сбор от них он направил в Фонд обороны СССР. Крупный валютный перевод сопровождался следующими словами: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

До Победы Сергей Васильевич, увы, не дожил. Великий русский музыкант умер в Беверли-Хиллз (что в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.

На протяжении всей своей жизни в Америке Рахманинов очень щедро помогал деньгами другим русским эмигрантам. Самый известный случай - это банковский чек на сумму 5000$ для выдающегося авиаконструктора Игоря Сикорского. Для того времени это были гигантские деньги. Сам Сикорский для удержания своей фирмы на плаву изначально запрашивал всего одну тысячу. Если бы Сергей Рахманинов не вложил свои личные деньги в авиационную компанию, стоявшую на пороге банкротства, то неизвестно как бы вообще сложилась дальнейшая судьба Игоря Сикорского.

Рекомендую ещё один фрагмент из фильма «Поэма о крыльях»: https://www.ivi.ru/watch/poema_o_krylyah/60391 Смотреть, начиная с 00:06:35 до 00:23:00 (а ещё лучше посмотрите всю ленту)

У великого композитора и блестящего музыканта были удивительные кисти рук. Рахманинов обладал невероятно большим размахом пальцев - он мог охватить сразу двенадцать белых клавиш! Вы как-нибудь подойдите сами к инструменту и попробуйте замерить разлёт своих пальчиков. Могу поспорить, что вы едва коснётесь десятой клавиши, и даже если достанете до неё, то играть не сможете. А Рахманинов играл на двенадцати!

Кисти рук Сергея Васильевича были не только просто огромными, но при этом ещё и изумительно красивыми, очень изящными, без вздувшихся вен, как у многих концертирующих пианистов, и без узлов на пальцах.

Интересно также, что в конце жизни кнопки на ботинках Рахманинова (а он любил именно ботинки на кнопках), застегивала только его жена. Это чтобы перед концертом, не дай бог, не повредить пальцы маэстро.

Руки ценою в миллион долларов

Надо отметить, что Рахманинов очень не любил назойливых папарацци, которые преследовали его во время концертных выступлений в Америке и в Европе, и от которых нельзя было скрыться даже дома. И вообще, Сергей Васильевич старался избегать встреч с прессой.

Однажды Рахманинов приехал на концерт в один американский город. И дабы не общаться с корреспондентами и газетными фоторепортёрами, вышел последним из опустевшего вагона и окольным путём прошёл прямо к ожидавшей его машине. Однако возле гостиницы его уже ожидал фотограф с аппаратом наготове. Рахманинов почти бегом вошёл в гостиницу и даже не дал возможности снять себя. Но когда композитор отправился обедать в ресторан, у его стола опять очутился человек с фотокамерой и принялся его снимать. Сергей Васильевич заслонил лицо ладонями и сказал с раздражением: — Прошу вас, оставьте меня в покое, я не хочу сниматься...

Вечером, купив газету, он увидел свою фотографию. Лица, правда, не было видно, там были одни только руки... Надпись под этим снимком гласила: «Руки, которые стоят миллион!»

Вот как красиво выкрутились ушлые американские журналисты!

Подмигивание Рахманинова Чайковскому

На репетиции первой оперы Сергея Рахманинова «Алеко» к молодому, ещё никому не известному, двадцатилетнему автору подошел Пётр Ильич Чайковский и смущённо спросил: — Я только что закончил двухактную оперу «Иоланта», которая недостаточно длинна, чтобы занять целый вечер. Вы не будете возражать, если она будет исполняться вместе с вашей оперой?

Потрясённый и счастливый Рахманинов не смог ответить и молчал, будто воды в рот набрал.

— Но если вы против... — начал Чайковский, не зная, как истолковать молчание молодого композитора.

— Он просто потерял дар речи, Пётр Ильич, — подсказал кто-то из окружающих.

И Рахманинов в подтверждение слов о потери дара речи усиленно закивал головой.

— Но я так и не понял, — засмеялся Чайковский, — против вы или нет. Если не можете говорить, то хоть подмигните...

Рахманинов так и сделал. Подмигнул. Для убедительности несколько раз подмигнул.

— Благодарю вас, кокетливый молодой человек, за оказанную мне честь, — совсем развеселился великий композитор Пётр Ильич Чайковский.

Поэтому когда молодой Рахманинов вместе со своим другом Фёдором Шаляпиным впервые появился у Льва Толстого, у юноши от волнения дрожали колени. Шаляпин спел рахманиновскую песню «Судьба», затем композитор исполнил несколько своих произведений. Все слушатели были восхищены, грянули восторженные аплодисменты.

Вдруг, словно по команде, все замерли и повернули головы в сторону Толстого, который выглядел мрачным и недовольным. Толстой не аплодировал. Гости стушевались и деликатно перешли к чаю.

Через какое-то время Лев Николаевич подошёл к Рахманинову и возбужденно произнёс: — Я всё-таки должен вам сказать, как мне всё это не нравится! Бетховен — это вздор! Пушкин, Лермонтов — тоже!

Стоявшая рядом жена Толстого Софья Андреевна дотронулась до плеча композитора и прошептала: — Не обращайте внимания, пожалуйста. И не противоречьте, Лёвочка не должен волноваться, это ему очень вредно.

В конце встречи Толстой снова подошёл к Рахманинову и сказал: — Извините меня, пожалуйста, я старик. Я не хотел обидеть вас.

Сергей Рахманинов вздохнул и ответил очень достойно: — Как я могу обижаться за себя, если не обиделся за Бетховена?

С той поры ноги его не было у Толстого.

Рахманинов - сапожник

О том, что после неудачной премьеры своей Первой симфонии Сергей Рахманинов впал в многолетнюю депрессию, вы уже знаете. И о докторе Дале тоже.

По воспоминаниям современников Сергей Васильевич был склонен к пессимистичному мрачному настроению, и оно бывало у него значительно чаще, нежели жизнерадостное. Всякая творческая заминка очень быстро приводила композитора к потере веры в себя. У него появлялась навязчивая мысль, что он уже никогда в жизни больше не сможет сочинить ничего достойного. И от этого он быстро впадал в меланхолию.

Стоит отметить, что периоды творческих сомнений у Рахманинова случались не только после провалов, но и после особенно удачных концертов. Бурную и восторженную реакцию публики маэстро переживал мучительно. Удивительная черта характера, не правда ли? У гениев такое часто бывает.

Вот один характерный пример нестандартной реакции музыканта на зрительскую любовь и всеобщее обожание. Однажды, закончив выступление под неистовый восторг публики, Рахманинов запёрся в гримёрке и очень долго никому не открывал. Когда дверь наконец-то отворилась, он никому не дал сказать и слова, взял и выпалил окружающим: — Не говорите, ничего не говорите... Я сам знаю, что я не музыкант, а сапожник!...

Представляете, какая болезненная самоирония: величайший музыкант своего времени Рахманинов - сапожник!

Человек на 15%

Ещё одна забавная история о необычном мышлении Рахманинова.

Он часто повторял, что в нём восемьдесят пять процентов музыканта...

— А на что приходятся остальные пятнадцать? — спрашивали его.

— Ну, видите ли, я ещё немножко и человек...

Учитывая совершённые им жизненные действия и благие поступки, доброе отношение к окружающим, помощь очень многим людям и своей Родине, можно утверждать, что Сергей Васильевич ошибся в расчётах. Он не на 15% человек, а на 150%!

А что касается его музыкальных дарований, так они вообще не поддаются арифметике. Потому как значение композиторского и исполнительского творчества Рахманинова ОГРОМНО!

Композитор Сергей Рахманинов синтезировал различные тенденции нашего национального искусства, различные тематические и стилистические направления, и объединил их под одним знаменателем - Русским национальным стилем. Он вывел нашу фортепианную музыку первой половины XX века на мировой уровень, стал одним из первых русских композиторов, чьи великолепные произведения до сих пор входят в репертуар всех музыкантов мира. И будут исполняться ими ещё очень и очень долго.

1.Дед С.В. Рахманинова – Аркадий Александрович – был хорошим пианистом, сочинил несколько романсов и фортепианных пьес. Брал уроки у Д. Филда. По семейной традиции он должен был стать военным, но служил недолго, а выйдя в отставку целиком посвятил себя музыке. Прожил 73 года и до конца жизни занимался на рояле по несколько часов каждый день.

2.Отец С.В. Рахманинова – Василий Аркадьевич – любил импровизировать на рояле, был необыкновенно добр, обожал детей, сам купал их и кормил.

3.Мать – Любовь Петровна – была очень музыкальна, она и стала первой учительницей сына, хотя, по воспоминаниям самого композитора, уроки доставляли ему «большое неудовольствие».

4.Бабушка – Софья Александровна – любила посещать церкви и брала с собой внука. Особенно запомнились мальчику перезвоны колоколов и церковное хоровое пение. Колокольность, пронизывающая все творчество Рахманинова – композитора, уходит своими корнями в далекое детство.

5.Маленький Сережа играл с дедом в 4 руки сонаты Бетховена. В 7 лет он аккомпанировал по слуху любимый романс матери «Жалоба девушки» Шуберта.

6.В 1882 году поступил на младшее отделение Петербургской консерватории, но уроками не занимался. Проводил свободное время на катке. Любил кататься на конке, прыгая и соскакивая на ходу.

7.Двоюродный брат Сережи Александр Зилоти забрал его в Москву и определил на четвертый курс младшего отделения Московской консерватории в класс Николая Сергеевича Зверева. Именно в годы пребывания у Зверева Рахманинов усвоил то умение трудиться, которое помогло ему в дальнейшем вести на редкость интенсивную и разностороннюю работу композитора, пианиста и дирижера.

8.Переводу на старшие курсы консерватории предшествовал экзамен по гармонии. Рахманинов сдал его не просто успешно. Сочиненные им пьесы так понравились Чайковскому, что тот окружил пятерку четырьмя плюсами.

9.Рахманинов обладал феноменальной памятью: ему достаточно было услышать один раз сложное произведение, чтобы сыграть его.

10. Музыкальную одаренность Рахманинова воспринимали как чудо. На год раньше срока он закончил консерваторию по классу фортепиано, а через год – с большой золотой медалью - по композиции. Его имя занесено золотыми буквами на мраморную доску в Малом зале консерватории.

11.В качестве экзаменационного задания будущим композиторам было предложено сочинить одноактную оперу на либретто В. Немировича-Данченко по поэме А.С. Пушкина «Цыганы». Сюжет увлек Рахманинова. 27 марта стала известна тема, а 13 апреля опера в партитуре, начисто переписанная, украшенная темно-малиновым с золотым тиснением переплетом, была предоставлена комиссии. Оценка была очень высокой. Большой театр принял оперу к постановке, а известный музыкальный издатель Гутхейль заключил с Рахманиновым контракт на издание «Алеко». Через год состоялась премьера оперы в Большом театре. Успех был грандиозный. В восторге были и публика, и критики.

12.Пьесы- фантазии опуса 3 один из ведущих критиков того времени назвал «маленькими шедеврами». Все они чрезвычайно популярны и в наши дни. Став знаменитым композитором и сочинив большое количество произведений, в том числе прелюдий для фортепиано, Рахманинов тяготился тем, что на каждом концерте публика непременно хотела услышать в его исполнении Прелюдию до диез минор. Он говорил: «Помимо сочиненной мною Прелюдии до–диез минор, у меня есть и другие веские причины претендовать на мое положение в музыкальном мире».

13.После провала первой симфонии Рахманинов ничего не сочинял около трех лет. Он говорил, что «был подобен человеку, которого хватил удар и у которого на долгое время отнялись голова и руки…». Партитуру симфонии он, по-видимому, уничтожил. При жизни Рахманинова она исполнялась только один раз, а после смерти композитора была восстановлена по голосам и сейчас исполняется разными симфоническими оркестрами.

14.Приняв предложение знаменитого мецената Саввы Мамонтова занять пост второго дирижера в его Частной опере, Рахманинов легко вошел в мамонтовскую компанию. Особенно тесно он сошелся с Федором Шаляпиным, это было началом дружбы, которую композитор и певец пронесли через всю свою жизнь. Сохранились воспоминания современников, которым довелось услышать дуэт Рахманинов – Шаляпин. Все они уверенно говорят: такого дуэта Россия еще не слышала.

15.Летом 1897 года Рахманинов, по приглашению одной из певиц мамонтовской оперы, отдыхал в Путятине. В середине лета там появилась невеста Шаляпина, балерина Иоле Торнаги. Сыграли свадьбу. А рано утром молодых разбудила «серенада»: под окнами располагался хор мамонтовской оперы, пение которого сопровождал удивительный оркестр – гремели кастрюлями, горшками, звенели пустыми бутылками. Всем этим «чертовым хором», так назвал это представление Шаляпин, дирижировал Рахманинов.

16.В 1938 году Шаляпин тяжело заболел. Рахманинов дважды в день приходил к больному, стараясь развлечь его. После смерти Шаляпина Парижская газета «Последние новости» опубликовала заметку Рахманинова, которая заканчивалась словами: «Да! Шаляпин – богатырь. Для будущих поколений он будет легендой».

17.Заняв пост дирижера Большого театра, Рахманинов предъявил жесткие требования и к певцам, и к оркестру. В исполнении оперы он шел от требований автора и чувства правды. В результате все постановки, проведенные Рахманиновым - «Жизнь за царя» Глинки, «Русалка» Даргомыжского, «Князь Игорь» Бородина, «Борис Годунов» Мусоргского, а особенно сочинения Чайковского – «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Иоланта», «Опричник» - стали эталонными.

18.Одно из наиболее крупных духовных сочинений Рахманинова – «Литургия Св. Иоанна Златоуста». Один из священнослужителей, присутствовавший на премьере произведения отозвался о нем так: «Музыка действительно замечательная, даже слишком красивая, но при такой музыке молиться трудно. Не церковная». Несмотря на колоссальный успех, церковным сочинением «Литургия» так и не стала.

19.Вскоре после Октябрьской революции Рахманинов с семьей, с разрешения Советского правительства, выехал за границу. Сначала в Швецию, затем в Данию и, наконец, в Соединенные штаты Америки. Это заграничное турне растянулось на всю оставшуюся жизнь. Сочинять вдали от Родины оказалось невероятно трудно. Рахманинов занялся исполнительской деятельностью и очень скоро завоевал положение первого пианиста мира.

20.Уехав из России, Рахманинов очень тосковал по родине. Купил участок земли в Швейцарии на берегу Фирвальдштетского озера, выстроил на нем виллу. Все тщательно, продумал, распланировал, получилось поместье, напоминавшее Россию, любимую Ивановку. Здесь он старался проводить лето, чувствовал себя дома.

21.Отношение Рахманинова к большевистскому режиму было непоколебимо отрицательным. Но войну России с гитлеровской Германией переживал очень тяжело. Передавая сбор с одного из своих концертов в фонд обороны России, он писал: «От одного из русских посильная помощь русскому народу в его борьбе с врагом. Хочу верить, верю в полную победу».

22.12 октября 1942 года Рахманинов начал очередной концертный сезон. Турне пришлось прервать из-за приступа болезни. Его перевезли в лос-анджелесский госпиталь, затем – из госпиталя домой. В день его семидесятилетия пришла поздравительная телеграмма, подписанная советскими композиторами. Но Рахманинов уже не мог ее прочитать, он был без сознания. 28 марта 1943 года он умер. Похоронили его на русском кладбище в Кенсико недалеко от Нью-Йорка. Похоронили в цинковом гробу, чтобы позднее его можно было перевезти в Россию. Это была мечта композитора, которая так и не осуществилась.

Результатом творческой деятельности С.В. Рахманинова является собственный музыкальный стиль, существенно повлиявший на развитие искусства. Биографы и искусствоведы выделяют такие занимательные факты:

1. Первые музыкальные уроки преподавала мать, когда Рахманинову было 4 года.

2. Великий пианист свободно охватывал одной рукой 12 белых клавиш.

3. Композитор не мог терпеть кашля и разговоров во время исполнения. Конечно, вслух он этого не озвучивал, но во время исполнения новых Вариации на тему Корелли, по мере кашлянья слушателей некоторые пропускал, если же аудитория вела себя идеально тихо, то он играл все по порядку.

4. Будучи иммигрантом, Рахманинов всегда оставался патриотом и сердечно сопереживал за Родину. Композитор находил возможность оказать помощь соотечественникам, например, в 1941 году после атаки немцев на СССР, Рахманинов дал концерт в Нью-Йорке, а все вырученные деньги передал русскому народу. За всю творческую деятельность композитор неоднократно устраивал благотворительные концерты.

5. Рахманинов до последнего достойно держался на сцене, последний концерт он провел 17 февраля 1943 года, остальные выступления, запланированные в рамках турне, не состоялись.

Сергей Васильевич Рахманинов – великий русский композитор, выдающийся пианист и дирижер. Его творческий путь начался рано – в двадцать лет. Еще, будучи студентом консерватории, он сочинил ряд самых разных музыкальных произведений, среди которых и опера «Алеко». Именно эта опера, благодаря совету Чайковского, была принята к постановке на главной сцене страны – Большого театра. Подборка интересных фактов о Рахманинове рассказывает не только о творческих успехах музыканта, но и о его личной жизни.

Интересные факты из жизни Рахманинова для детей

  • Говорят, что прививать любовь к музыке нужно с детства. Именно так и поступила мать будущего композитора – Любовь Петровна. Она познакомила сына с основами языка музыки – нотами. Далее он брал уроки у частного преподавателя, а в девять лет стал учеником младших классов Санкт-Петербургской консерватории. Но ранняя самостоятельность не пошла ему на пользу: он всё чаще прогуливал занятия. Позже он нашел в себе смелость прямо и кратко заявить родителям, что ему не хватает дисциплины. Отец перевел Сергея в частный пансион для музыкально одаренных детей, воспитанники которой были под постоянным надзором.
  • Однако личностный конфликт с преподавателем не позволил ему достойно завершить это обучение. Четыре года спустя он навсегда покидает стены пансиона, но возвращаться в северную столицу не спешит. Он остался жить в Москве в доме родственников. В пятнадцать лет он всё же продолжил обучение, но на этот раз уже в старших классах Московской консерватории.
  • Большую роль в жизни юного музыканта сыграл Чайковский. Он всячески поддерживал и продвигал студента Рахманинова. Однако после смерти великого русского композитора многообещающая карьера Сергея остановилась. В течение двух-трёх лет его единственный источник дохода – несколько уроков, и безуспешные попытки найти работу пианиста.
  • В жизни композитора много удивительных фактов биографии. Пробиться на большую сцену Рахманинову помог Савва Мамонтов. В то время он был известной личностью, меценатом, который покровительствовал молодым талантам разных областей искусства.
  • Мамонтов организовал частную оперу и пригласил Рахманинова на место дирижёра. Он с радостью согласился. Кроме того, в труппу был приглашён и Фёдор Шаляпин – молодой, никому в то время неизвестный певец, который, по мнению Рахманинова, обладал беспредельным талантом. Тогда и возникла настоящая дружба двух гениев, которая продлилась до конца их дней.

Самые популярные материалы марта для класса.




Top