Школьная энциклопедия. Основные направления постмодернизма в искусстве: сложное, важное и интересное

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ

(фр. postmodernisme) - широкое культурное течение, в чью орбиту в последние два десятилетия 20 в. попадают , эстетика, наука. Постмодернистское умонастроение несет на себе печать разочарования в идеалах и ценностях Возрождения и Просвещения с их верой в , творчество разума, безграничность человеческих возможностей. Общим для различных национальных вариантов П. можно считать его отождествление с эпохой «усталой», «энтропийной» культуры, отмеченной эсхатологическими настроениями, эстетическими мутациями, диффузией больших стилей, эклектическим смешением художественных языков. Авангардистской установке на новизну противостоит здесь стремление включить в современное искусство весь мировой художественной культуры путем ее ироничного цитирования. Рефлексия по поводу модернистской концепции мира как хаоса выливается в опыт игрового освоения этого хаоса, превращая его в среду обитания современного человека культуры. Тоска по истории, выражающаяся в т.ч. и в эстетическом отношении к ней, смещает центр интересов с темы «эстетика и » на проблему «эстетика и ». Прошлое как бы просвечивает в постмодернистских произведениях сквозь наслоившиеся стереотипы о нем, понять которые позволяет , анализирующий и интерпретирующий искусства как самоценность.
Философско-эстетической основой П. являются идеи фр. постструктуралистов и постфрейдистов о деконструкции (Ж. Деррида), языке бессознательного (Ж. Лакан), шизоанализе (Ж. Делёз, Ф. ), а также иронизма ит. У. Эко, амер. неопрагматика Р. Рорти. В США произошел расцвет художественной практики П., оказавшей затем воздействие на европейское искусство. В «силовое » постмодернистской культуры попали постнеклассическая наука и окружающая .
Термин «П.» возник в период Первой мировой войны в работе Р. Панвица «Кризис европейской культуры» (1914). В 1934 в своей кн. «Антология испанской и латиноамериканской поэзии» литературовед Ф. де Онис применяет этот для обозначения реакции на , однако в эстетике он не приживается. В 1947 А. Тойнби в кн. «Постижение истории» придает ему культурологический смысл: П. символизирует конец зап. господства в религии и культуре. Амер. теолог X. Кокс в своих работах нач. 1970-х гг., посвященных проблемам религии в Лат. Америке, широко пользуется понятием «постмодернистская ». Ведущие зап. политологи (Ю. Хабермас, З. Бауман, Д. Белл) трактуют его как культурный итог неоконсерватизма, постиндустриального общества, внешний глубинных трансформаций социума, выразившийся в тотальном конформизме, идеях «конца истории» (Ф. Фукуяма), эстетическом эклектизме. В политической культуре П. означает различных форм постутопической политической . В философии - торжество постметафизики, пострационализма, постэмпиризма. В этике - постгуманизм постпуританского мира, нравственную личности. Представители точных наук трактуют П. как постнеклассического научного мышления. Психологи видят в нем симптом панического состояния общества, эсхатологической тоски индивида. Искусствоведы рассматривают П. как новый художественный стиль, отличающийся от неоавангарда возвратом к красоте как к реальности, повествовательности, сюжету, мелодии, гармонии.
Популярность термин «П.» обрел благодаря Ч. Дженксу. В кн. «Язык архитектуры постмодернизма» (1977) он отмечает, что, хотя само это и применялось в амер. литературной критике 1960- 1970-х гг. для обозначения ультрамодернистских литературных экспериментов, ему можно придать и принципиально иной смысл: П. означает отход от экстремизма и нигилизма неоавангарда, частичный возврат к традициям, акцент на коммуникативной роли архитектуры.
Специфика постмодернистской эстетики берет на вооружение неклассическую трактовку классических традиций. Дистанцируясь от классической эстетики, П. не вступает с ней в , но стремится вовлечь ее в свою орбиту на новой теоретической основе. Эстетикой П. выдвинут принципиальных положений, свидетельствующих о ее существенном отличии от классической западноевропейской эстетики. Это относится прежде всего к утверждению плюралистической эстетической парадигмы, ведущей к расшатыванию и внутренней трансформации категориальной системы и понятийного аппарата классической эстетики.
Выходящая за рамки классического логоса постмодернистская эстетика принципиально антисистематична, адогматична, чужда жесткости и замкнутости концептуальных построений. Ее символы - лабиринт, ризома. Теория деконструкции отвергает классическую гносеологическую парадигму репрезентации полноты смысла, «метафизики присутствия» в искусстве, перенося на проблему дисконтануальности, отсутствия первосмысла, трансцендентального означаемого. Концепция несамотождественности текста, предполагающая его деструкцию и реконструкцию, разборку и сборку одновременно, намечает выход из лингвоцентризма в телесность, принимающую различные эстетические ракурсы - желания (Делёз, Гваттари), либидозных пульсаций (Лакан , Ж.Ф. Лиотар), соблазна (Ж. ), отвращения (Ю. Кристева).
Подобный сдвиг привел к модификации основных эстетических категорий. Новый взгляд на как сплав чувственного, концептуального и нравственного обусловлен как его интеллектуализацией, вытекающей из ориентации на красоту ассонансов и асимметрии, дисгармоничную второго порядка как эстетическую норму постмодерна, так и неогедонистической доминантой, сопряженной с идеями текстового удовольствия, телесности, новой фигуративности в искусстве. Пристальный к безобразному выливается в его постепенное «приручение» посредством эстетизации, ведущей к размыванию его отличительных признаков. Возвышенное замещается удивительным, - парадоксальным. Центральное в эстетике П. занимает в его иронической ипостаси: иронизм становится смыслообразующим принципом мозаичного постмодернистского искусства.
Др. особенностью постмодернистской эстетики является онтологическая трактовка искусства, отличающаяся от классической своей открытостью, нацеленностью на непознаваемое, неопределенное. Неклассическая разрушает систему символических противоположностей, дистанцируясь от бинарных оппозиций: реальное - воображаемое, оригинальное - вторичное, старое - , естественное - искусственное, внешнее - , поверхностное - глубинное, мужское - женское, индивидуальное - коллективное, часть - , Восток - Запад, присутствие - отсутствие, - .
Субъект как центр системы представлений и источник творчества рассеивается, его место занимают бессознательные языковые структуры, анонимные потоки . Утверждается экуменически-безличное искусства как единого бесконечного текста, созданного совокупным творцом. Сознательный питает гипертрофированную избыточность художественных средств и приемов постмодернистского искусства, «фристайл».
Постмодернистские принципы филос. маргинализма, открытости, описательности, безоценочности ведут к дестабилизации классической системы эстетических ценностей. П. отказывается от дидактически-профетических оценок искусства. Аксиологический сдвиг в сторону большей толерантности во многом вызван новым отношением к массовой культуре, а также к тем эстетическим феноменам, которые ранее считались периферийными. Внимание к проблемам эстетики повседневности и потребительской эстетики, вопросам эстетизации жизни, окружающей среды трансформировали критерии эстетических оценок ряда феноменов культуры и искусства (кича, кэмпа и т.д.). Антитезы высокое - массовое искусство, научное - не воспринимаются эстетикой П. как актуальные.
Постмодернистские эксперименты стимулировали также стирание граней между традиционными видами и жанрами искусства, развитие тенденций синестезии. Усовершенствование и доступность технических средств воспроизводства, развитие компьютерной техники и информатики подвергли сомнению оригинальность творчества, «чистоту» искусства как индивидуального акта созидания, привели к его «дизайнизации». Пересмотр классических представлений о созидании и разрушении, порядке и хаосе, серьезном и игровом в искусстве свидетельствовал о сознательной переориентации с классического понимания художественного творчества на конструирование артефактов методом аппликации. На первый план выдвинулись проблемы симулякра, метаязыка, интертекстуальности, контекста - художественного, культурного, исторического, научного, религиозного. Симулякр занял в эстетике П. место, принадлежавшее художественному образу в классической эстетике, и ознаменовал собой разрыв с репрезентацией, референциальностью как основами классического западноевропейского искусства.
Наиболее существенным филос. отличием П. является переход с позиций классического антропоцентрического гуманизма на платформу современного универсального гуманизма, чье экологическое обнимает все живое - , природу, Вселенную. В сочетании с отказом от европоцентризма и этноцентризма, переносом интереса на проблематику, специфичную для эстетики стран Востока, Полинезии и Океании, отчасти Африки и Лат. Америки, такой подход свидетельствует о плодотворности антииерархических идей культурного релятивизма, утверждающих многообразие, самобытность и равноценность всех граней творческого потенциала человечества. Тема религиозного, культурного, экологического экуменизма сопряжена с некласссической постановкой проблем гуманизма, нравственности, свободы. Признаки становления новой филос. антропологии соотнесены с поисками выхода из кризиса ценностей и легитимности.
Наиболее известными исследователями П. являются Бодрийар (Франция), Дж. Ваттимо (Италия), В. Велш, X. Кюнг, Д. Кампер, Б. Гройс (Германия), Д. Барт, У. Джеймс, Ч. Дженкс, Рорти, А. Хайсен, И. Хассан (США), А. Крокер, Д. Кук (Канада), В.В. Бычков, И.П. Ильин, В. Курицын, В.А. Подорога, М.К. Рыклин, М. Эпштейн, А. Якимович, Б. Ямпольский (Россия), М. Роз (Австралия), М. Шульц (Чили). К принципиальным критикам П. принадлежат Ф. Джеймисон, А.И. Солженицын, Хабермас.

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

ПОСТМОДЕРНИЗМ

ПОСТМОДЕРНИЗМ - тенденции, проявившиеся в культурной практике и самосознании Запада в течение двух последних десятилетий. Речь идет о пересмотре кардинальных предпосылок европейской культурной , связанных с прогрессом как идеалом и схемой истории, разумом, организующим вокруг себя весь познаваемый , либеральными ценностями как эталоном социально-политического обустройства, экономической задачей неуклонного прироста материальных благ. Такое переворачивание привычных - “модернистских” - представлений (отсюда и термин “постмодернизм”) охватывает самые разные сферы культурной деятельности, и если в . 1960-х гг. постмодернизм ассоциируется по преимуществу с архитектурными экспериментами, основанными на новом образе пространства и стиля (“классиками” постмодернистской архитектуры считаются Ч.Дженкс и Р.Вентури), то со временем этот термин получает более широкое хождение, распространяясь на все области общественной жизни. В философии этот термин укореняется Ж.-Ф.Лиотаром, предложившим говорить о “постмодернистском состоянии”, для которого характерны , отсутствие жестких иерархий, асимметричных оппозиционных пар (высокое - низкое, реальное - воображаемое, субъект - объект, целое - часть, внутреннее - внешнее, поверхность - глубина. Восток - Запад, мужское - женское и т.д.). Постмодернизм сторонится “тотализующих моделей” и связан со сменой познавательной парадигмы, пересмотром позиции субъекта как центра и источника системы представлений. Место субъекта занимают разнообразные безличные структуры, будь то потоки желания и интенсивности (Ж.Делёз и Ф. Гваттари), трансгрессия и эротизм (Ж ), соблазн в его гиперреальном измерении (Ж.Бодрийар), пульсации, связанные с либидо (Ж. Лакан), сингулярности (П.Вирилио, Ж.-Л.Нанси), (Р.Рорти) или же (Ю.Кристева). В результате , характерный для “нововременной”, или просвещенческой, картины мира, сменяется множеством онтологии, выстраиваемых сообразно множеству “объектов”. Значительную роль в разработке этих идей сыграла “деконструктивная” Ж.Деррида “метафизики присутствия”. Попытка постичь отсутствие истока, а не тождество как отправную точку самого мышления приводит Деррида и его единомышленников к переосмыслению статуса события: перестает соотноситься с универсальной истиной бытия. Анализ M.Фуко субъективности как исторического конструкта, как своеобразной функции властных отношений, познавательных практик и закрепляющих их институтов, оказал решающее влияние на “бессубъектной” философии. С этим же связаны и идеи о “смерти автора” (M.Фуко, Р.Барт, M.Бланшо), выражающие историческую исчерпанность как феномена авторства, так и традиции герменевтического (“смыслового”) толкования текстов, основанной на нем. Многие понятия, заимствованные из философии постмодернизма, были перенесены в литературоведение и “арт-критику”, утратив исходный и превратившись в новый “язык власти”. Постмодернизм оказал большое влияние на различные виды искусства, что связано с изменением статуса произведения искусства в наше (неизбежная вторичность материала и художественного жеста, сознательно реализуемая стратегия цитирования, пастиш, ирония , игра).

Е. В. Петровская

В постмодернизме велика роль описательного плана, т. е. характеристики вновь возникшей реальности, и плана полемического, связанного с переоценкой ценностей мысли и культуры. Целостная ускользает от слов и отрицается постмодернизмом. Признаются только описания. Эти описания конституируются как единственная реальность. Подчеркиваются те черты электронной культуры, которые стирают различия между истиной и ложью. Реальность и сливаются в “виртуальной” действительности, как в “Диснейленде”. Карта предшествует территории и создает “территорию”, телевизор формирует .

С развитием культуры постмодернизма возникло своеобразное между Америкой и Францией. США первенствуют в производстве кинокартин, телевизионных программ, компьютерных игр; Франция первенствует в осмыслении и критике того, что возникает. Эта критика сливается с антиамериканизмом. В Америке господствует “видеотии”: самый яркий апологетический принадлежит Маршаллу Маклюену.

Французские постмодернисты (Ж.Бодрийар, П.Бурдье, Ж.Деррида, M.Фуко, Ж.Лакан, Ж.Лиотар) атакуют логоцентризм западной метафизики, “метафизику фонетической письменности”, книжную культуру Нового времени, навязывающую человеку ограниченный взгляд на мир, между знанием и властью и др.

M.Фуко отвергает “натурализацию” картезианской мысли, законов аристотелевской логики в законы природы, псевдорациональную гегемонию мысли белых состоятельных мужчин. Отступление от норм трактовалось Новым временем как болезнь, женственность - как , цветная кожа - как неполноценность. Пафос Фуко - зашита “другого”, защита “плебса”, ставшего объектом тонких форм насилия.

Труды Фуко охватывают много областей, но всегда сосредоточены на проблеме власти, в т.ч. сексуальной. Его тела стала важнейшим источником современного феминизма, продолжающего Фуко. Согласно Д. Батлер, бинарная концепция пола - искусственная конструкция. Бинарные классификации (в т.ч. грамматическая рода) в явной или скрытой форме рассматривают мужское как норму Согласно феминистической теории, наследственная гетеросексуальность и фаллоцентризм понимаются как власти. Эта утверждается самим языком - он фаллоцентричен. От Фуко подхвачена и , что юридические системы власти создают субъектов, которых они потом представляют. Следовательно, женщинам бесполезно добиваться эмансипации от политической системы, которая их конституирует в качестве объекта манипуляции и контроля. Мужская должна быть разрушена до основания.

За этими гротескными теориями стоят, однако, реальные сдвиги. Социальные движения захватывают сферу культуры и гораздо меньше - экономические отношения. Сексуальные меньшинства, этнические группы, экологические активисты, религиозные фундаменталисты стремятся к иным целям, чем прежний . Многие группы травмированы психологически и бунтуют против господствующих психологических норм.

Критики постмодернизма отмечают, что это интеллектуальной элиты, не затрагивающее “молчаливого большинства”. Однако “молчаливое большинство” просто не видит, что Новое время кончилось и начался поворот неизвестно куда, дрейфа, потери и обновления ориентиров. Постмодернизм сравнивают с Александрийским периодом древности. Как и тогда, ныне господствует и скептицизм. Подобно Понтию Пилату, постмодернизм спрашивает: “Что есть истина?”, будучи заранее уверен, что еще не родился тот, кто скажет: “Я есть истина”. Однако есть обстоятельство, которое подрывает эту историческую аналогию: возникновение и развитие телевидения. Некоторые приемы телевидения (напр., коллаж) использовались сначала в прозе, в эссе, в пластических искусствах. Теперь же мы видим обратное влияние телевидения на искусство. Техногенная цивилизация, создавшая телевидение, вызвала необратимые сдвиги во взгляде человека на мир. Их отразил постмодернизм. Но все попытки увековечить современное мира, нынешний стиль восприятия жизни необоснованны.

Безответственность телевидения должна быть преодолена. Разрушительное влияние телевидения на частную политическую , на культуру отмечали А.Потер, Г.-Х.Гадамер и др. История культуры - это история обуздания новых стихий. Телевидение предоставляет огромные возможности для интеграции современного человека, неспособного достичь цельности в обществе, стихийно движущемся к разобщению и хаосу. В современной культуре господствует нежелание знать, куда движется человеческое общество. Это бегство от истории приводит к идее о конце истории, принимает форму искусства без “почвы и судьбы”, ушедшего в мир снов и свободной игры форм. Место Бога, абсолюта, бессмертия объявляется пустым. Все предметы воспринимаются как бы на поверхности и держатся на пороге пустоты, цепляясь друг за друга. Нет иерархии глубин, иерархии значительного и ничтожного.

Культура постмодернизма освобождает европейцев от европоцентризма, но одновременно освобождает и от всякого центра, от всякого фокуса, в котором собирается множественность мира. Это расшатанное состояние духа Запада получает новый смысл в афро-азиатских культурах. Для интеллектуалов “третьего мира” очередная вчерашних кумиров становится теоретической деконструкцией западной цивилизации в целом. Возникает соблазн утверждения своей, антизападной культуроцентричности, своей национальной и конфессиональной спеси. Преодоление постмодернизма требует нового духа.

Г. С. Померанц

Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .


Синонимы :

Постмодернизм как литературное течение берёт своё начало в конце XX века. Он возникает как протест устоям, исключая любое ограничение действий и приёмов, стирает границы между стилями и даёт авторам абсолютную свободу творчества. Главный вектор развития постмодернизма - это свержение всяких устоявшихся норм, смешение «высоких» ценностей и «низменных» потребностей.

Сближение элитарной модернистской литературы, которая была сложна для понимания большей части общества, и примитивизма, отвергнутого интеллектуалами в силу своей шаблонности, ставило целью избавиться от недостатков каждого стиля.

(Ирэн Шери "За книгой" )

Точные даты возникновения этого стиля неопределенны. Однако его происхождение является реакцией общества на результаты эпохи модернизма, окончание Второй мировой войны, ужасы, происходившие в концлагерях и бомбардировку Хиросимы и Нагасаки. Одними из первых произведений выделяют «Расчленение Орфея» (Ихаб Хассан), «Каннибал» (Джон Хоукс) и «Вопль» (Аллен Гинзберг).

Концептуальное оформление и теоретическое определение постмодерн получил только в 1980-е годы. Этому способствовали, прежде всего, наработки Ж.Ф. Лиотара. Выходящий в США журнал «Октобер» активно пропагандировал постмодернистские идеи выдающихся представителей культурологии, философии и литературоведения.

Постмодернизм в русской литературе XX века

Противопоставление авангардизму и модерну, где чувствовались настроения Серебряного века, в Русском постмодернизме выражалось отказом от реалистичности. Писатели в своих произведениях описывают гармонию как утопию. Они находят компромисс с хаосом и космосом. Первым независимым откликом постмодерна в России является «Пушкинский дом» Андрея Битова. Однако читатель смог насладится им лишь спустя 10 лет после выхода, так как на его печать был наложен запрет.

(Андрей Анатольевич Шустов "Баллада" )

Российский постмодернизм обязан многогранностью образов отечественному соцреализму. Именно он является отправной точкой для размышления и развития персонажей книг этого направления.

Представители

Идеи сопоставления противоположенных понятий ярко выражены в творчестве следующих писателей:

  • С. Соколов, А. Битов, В. Ерофеев - парадоксальные компромиссы между жизнью и смертью;
  • В. Пелевин, Т. Толстая - соприкосновение реального и фантазийного;
  • Пьецух - граница устоев и абсурда;
  • В. Аксёнов, А. Синявский, Л. Петрушевская, С. Довлатов - отрицание любых авторитетов, органичный хаос, сочетание на страницах одного произведения нескольких направлений, жанров и эпох.

(Назим Гаджиев "Восемь" (семь собак, одна кошка) )

Направления

Базируясь на понятиях «мир как текст», «мир как хаос», «авторская маска», «двойной ход» направления постмодернизма по определению не имеют конкретных границ. Однако анализируя отечественную литературу конца XX века, выделяются некоторые особенности:

  • Ориентация культуры на саму себя, а не на реальный мир;
  • Тексты берут начало у стоков исторических эпох;
  • Эфемерность и призрачность, наигранность действий,
  • Метафизическая замкнутость;
  • Нонселекция;
  • Фантастическая пародия и ирония;
  • Логика и абсурд сочетаются в едином образе;
  • Нарушение закона достаточного обоснования и исключения третьего смысла.

Постмодернизм в зарубежной литературе XX века

Литературные концепции французских постструктуралистов вызывают особый интерес у американского писательского сообщества. Именно на его фоне формируются западные теории постмодернизма.

(Портрет - коллаж из мозаики произведений искусств )

Точкой невозврата к модернизму становится статья Лесли Фидлера опубликованная в «Плейбое». В самом заголовке текста кричаще демонстрируется сближение противоположностей - «Пересекайте границы, засыпайте рвы». В ходе формирования литературного постмодерна тенденция преодоления границ между «книгами для интеллектуалов» и «рассказами для невежд» набирает всё большие обороты. В результате развития, между зарубежными произведениями просматриваются определённые характерные черты.

Некоторые особенности постмодерна в произведениях западных авторов:

  • Деканонизация официальных норм;
  • Ироничное отношение к ценностям;
  • Наполнение цитатами, короткими высказываниями;
  • Отрицание единственного «я» в пользу множества;
  • Нововведения форм и способов изложения мыслей, в ходе изменения жанров;
  • Гибридизация приёмов;
  • Юмористический взгляд на бытовые ситуации, смех как одна из сторон жизненного беспорядка;
  • Театральность. Игра с сюжетами, образами, текстом и читателем;
  • Принятие разнообразности жизни через смирение с хаотическими событиями. Плюрализм.

Родиной постмодернизма как литературного направления считается США. Наиболее ярко постмодернизм отражается в творчестве американских писателей, а именно последователей «школы чёрного юмора» в лице Томаса Пинчона, Дональда Бартельми, Джона Барта, Джеймса Патрика Данливи.


Что такое постмодернизм?
Постмодернизм – это направление в искусстве во всех его сферах, более подробно представляющее собой преодоление модернизма, начавшего постепенно изживать себя.
Время начала эпохи постмодернизма – 50-е годы ХХ века. Время окончания – 80-е годы XX века. Затем наступит эпоха постпостмодернизма, еще более запутанная и непредсказуемая.
Постмодерн возникает повсеместно в мире, сразу охватывает все сферы существования человека как социального существа. Лучшие умы проектируют теоретические предпосылки его возникновения и развития, а творческие люди уже создают свои бессмертные творения в соответствии с формирующимися концепциями этого непростого периода.
Р. Барт, Ю. Кристева, Ж. Бодрийар – это основные идеологи постмодернизма. Но впервые это понятие появляется у Р. Панвица.
Постмодернизм предполагает особое состояние искусства, раздробленного и противоречивого.
Ученые выделили несколько характеристик постмодернизма:
- эпистемная неуверенность
Мировоззрение в эпоху постмодерна, как правило, преимущественно негативно. Оно сомневается в том, что новое знание сможет чего-то достичь. Следовательно, сомнению подлежит все. На веру теперь ничего не принимается.
- мир представляется в роли текста
Все знаки, совокупность которых и есть текст, уже не способны отражать действительность в той форме, какая она на самом деле.
- невозможность больших проектов
Если традиционное индустриальное общество объединяло людей, имеющих идентичные цели, то в постмодерне «великие истории» терпят поражение.
- смерть бога, провозглашенная Фр. Ницше.
Так как мир представляет собой текст, то и все, созданное богом, - тоже текст. Человек в том числе.
- постмодернистская философия и ее альтернативная характеристика
В постмодернистском дискурсе философия тесно сближается с не с наукой, как бы стремительно она не развивалась, а с искусством. Философия теперь включает в себя хаотичные, трудноперевариваемые концепции. Литература и философия вступают в перекличку. В моде лингвистические дискуссии, литературные игры, все необычное и непонятное, доступное лишь тем, кто основательно увлекся и проникся идеями постмодернизма.

Основные направления постмодернизма выделяются следующие:
1. Историзм. Он обобщает все стилистические направления в искусстве во всех его формах, они могут быть многозначными. Все доступные средства отсылают в прошлое. Так выражается историческая память.
2. Полуисторизм, или точное воспроизведение исторического образца. Это могут быть реминисценции из прошлого или откровенные вариации на тему давно минувших лет.
3. Традиционализм. Типичный постмодернистский прием. Он характеризуется своими межстилевыми особенностями. Хотя этот метод значительно серьезнее историзма, который может допустить иронию и многозначные ситуации.
4. Контекстуализм. Название говорит само за себя. При нем соотносятся все решения каждого конкретного постмодернистского продукта, например цвет, стиль или масштаб. Контекстуализм вариативен по отношению к тому или иному объекту.
5. Метафора – еще и средство выразительности всего, что попадает в угол его зрения. Получаются образы, символы и прочие элементы выражения иносказательного смысла.
6. Новое усложненное пространство. Это особое направление, ориентирующееся на то, чтобы постоянно создавать чего-то нового и более сложного по сравнению с предыдущим. Но при конструировании создается пространство с четкой структурой, всем понятной и простой. Новое пространство ориентируется соответственно на старое пространство, преобразуя его в новые формы, более качественные, чем прежде.

Впервые термин «постмодерн» появился в работе немца Рудольфа Паннвица (1886-1969) «Кризис европейской культуры», опубликованной в 1917 году. В первой половине 1940-х годов им пользовался Арнольд Тойнби (1889-1975), описывая состояние современной западной цивилизации. Затем, на протяжении 1960-х и 1970-х годов, это понятие прочно утвердилось в литературоведении и архитектуре. В качестве особой школы социальной и философской мысли постмодернизм формируется несколько позже, к концу 70-х годов ХХ столетия. В настоящее время этот термин используется предельно широко: по словам католического богослова-новатора Ганса Кюнга (р. 1928), его следует употреблять не как историко-литературное или теоретико-архитектурное, а как всемирно-историческое понятие (Иноземцев 1998: 133-146).

Одним из первых его теоретиков стал Жан Бодрийяр (1929-2007), концепцию которого иногда называют прото- постмодернистской. Бодрийяр констатировал конец эпохи индустриального модернизма и приход ей на смену постиндустриального постмодернизма с сопутствующим ему появлением новых форм культурной и социальной жизни. По мнению этого мыслителя, полное обособление экономической сферы в эпоху модерна лишило смысла сам производственный процесс; такие понятия, как «производство», «потребление», «труд» утратили связь с реальностью, то есть перешли в режим знаков. Однако, потеряв свое материальное назначение, труд «воскресает как социальная симулятивная модель» (Бодрийяр 2000: 59), делая симуляцией все остальные категории политэкономии. Экономика, а вслед за ней и культура превращаются в бесконечное тиражирование одних и тех же действий, процессов, вещей. Для постмодернистского мира характерно преобладание подражания и копирования - «мы живем в эпоху симуляций». Процесс симуляции приводит к возникновению симулякров, то есть репродукций объектов и событий, причем отличить реальность от ее симуляции становится все сложнее и сложнее. «При серийном производстве вещи без конца становятся симулякрами друг друга, а вместе с ними и люди, которые их производят» (Бодрийяр 2000: 121). При этом речь идет не о ложном восприятии реальности, но о том, что реальность как таковая изначально включает симуляции в собственную структуру. Бодрийяр описывает мир как гиперреальность, и это означает полную неразличимость реальности и симуляции (Бушмакина 2003: 51-58).

В свою очередь, Лиотар сосредоточил внимание исключительно на философском наполнении постмодерна. Философия постмодернизма, полагает этот мыслитель, в теоретической форме осваивает то, что модернистское искусство предварительно пережило в художественной форме. Он выделяет в жизни современного общества два основных момента: распад единства и рост плюрализма. Постмодернистский мир освобождается от метанарративов - великих «всеобъясняющих повествований», под которыми понимаются главные идеи эпохи модерна - прогресс, эмансипация личности, освобождение труда и т. д. (Согласно Лиотару, постмодернизм в целом можно определить как «недоверие к метаповествованиям».) Истина теперь определяется лишь исходя из разнообразия локальных форм «обыденного знания». Лиотар, таким образом, отрицал универсальный рационализм и приветствовал утверждение контекстуализма. Конец великих метанарративов открывает безграничные возможности для гетерогенных языковых игр как важнейших форм человеческой активности и жизненных форм вообще. Главное для Лиотара - формирование и поддержание диверсивности, различности. Понимание и консенсус, по его мнению, существуют лишь внутри языковых игр, но не за их пределами; метаязык невозможен (Лиотар 1998).

Теоретики постмодерна признают, что новую эпоху отличает перенос акцентов с общего на отдельное, с отношений между вещами - на человеческие взаимоотношения. По словам современного немецкого философа Петера Козловски (р. 1952), культура модерна в своих основополагающих принципах техноморфна, в то время как культура постмодерна антропоморфна. Постмодернистское общество фрагментируется, начинает походить на мозаику, составленную из малых групп. В нем утверждаются настроения эфемерности, непостоянства, бренности. Постмодернистское мышление направлено не на анализ прошлого и/или конструирование счастливого будущего, но на «малое» настоящее по принципу «здесь и сейчас». Личность во все более возрастающей степени ориентируется на контекст, а эстетика превалирует над этикой. Постмодернистское восприятие мира отличается деструктурированностью и деконструктивностью (Козловски 1997).

Отказ от приоритета разума в культуре, присущий постмодернизму, оборачивается жесткой критикой основных категорий мировоззрения модерна. В ходе этого процесса вскрывается коренное видоизменение отношений субъекта и объекта познания. Превращение реальности в симулякр ведет к тому, что традиционный объект уходит со сцены; познающий субъект замыкается на себя - становится собственным объек - 152 том. Как утверждал французский литератор и философ Жорж Батай (1897-1962), внесший особый вклад в оформление новых представлений о субъекте, существование мыслящего «я» недостоверно, поскольку абсолютно случайно. Но если дело обстоит именно так, то тогда бытие и небытие совпадают, а неразличимость реальности и не-реальности упраздняет всякую возможность определения чего бы то ни было. Понятия исчезают, а мыслительный процесс прекращается. На смену мышлению приходит медитация. В лице мыслящего субъекта мир теряет свой естественный центр; происходит децентрализация бытия (Бушмакина 2003: 84-92; Фокин 2002).

ББК Ш5(7США)+Ш100.3+Ш107

ПОСТМОДЕРНИЗМ: К ПРОБЛЕМЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

Н.С. Олизько

Постмодернизм - это понятие, описывающее существенные изменения в мышлении, происходящие в начале XX века. Определить место и время появления постмодернизма достаточно непросто. Сложность состоит и в вычленении его отличительных особенностей, так как постмодернизм находит выражение в философии, искусстве, критике, литературе, архитектуре, истории и культуре. Постмодернизм стирает границы между высокими и низкими формами искусства, отрицает жесткие жанровые различия и акцентирует внимание на пастише, пародии, иронии и игре. Постмодернистское искусство (и мышление) развивает рефлексивность, самосознание, фрагментарность и дискретность (особенно в нарративных структурах), множественность и оперирование деструктурированными, децентрированными, дегуманизированными предметами.

Постмодернизм - это особое видение мира, сложившееся и оформившееся как главенствующее течение в искусстве второй половины XX века. Понятие постмодернизма, как известно, зародилось в архитектурных кругах (Ч. Дженкс «Язык архитектуры постмодерна»). Некоторые источники утверждают, что впервые термин «постмодернизм» появился на страницах журнала «Art in America» в 1971 году в статье Брайана О’Доуэрти «Что такое постмодернизм», другие связывают его появление с выходом в свет в 1976 году статьи И. Хассана «Post-modern literature». По наблюдениям М.А. Можейко, прилагательное «постмодер-ный» дебютировало еще в 1917 году в работе немецкого философа Р. Ранвица «Кризис европейской культуры»; в 1934 данный термин был использован у Ф. де Ониза для обозначения авангардистских поэтических опытов начала XX века, радикально отторгающих литературную традицию; с 1939 по 1947 в работах Тойнби было постулировано содержание понятия «постмодернизм» как обозначающего современную (начиная от Первой мировой войны) эпоху, радикально отличную от предшествующей эпохи модерна; в конце 1960-1970-х данное понятие использовалось для фиксации нотационных тенденций в таких сферах, как архитектура и искусство (прежде всего, вербальные его формы); начиная с 1979 (после работы Жана-Франсуа Лиотара «Постмодернистское состояние: доклад о знании») постмодернизм утверждается в статусе философской категории, фиксирующей ментальную специфику современной эпохи в целом1.

Время возникновения постмодернизма как культурной формации определить достаточно трудно, и по этому поводу до сих пор происходят споры. Одни считают, что его истоки следует искать еще в XIX веке, другие называют постмодернизм «детищем» XX века. По мнению известного искусствоведа Н. Маньковской, постмодернизм возник в конце 50-х - 60-х годах XX века - это так называемый модернистский постмодернизм, связанный с появлением новой фигуральности, осо-

бенно американской (поп-арт, о\у-арт). На 70-е годы приходится расцвет так называемого неоконсервативного постмодернизма. В это время появляется интерес к наследию, к культурным корням, к традиционным ценностям, то есть пробуждается желание осмыслить все пространство культурноисторического прошлого. В 80-90-е годы проявляется так называемый постмодернистский постмодернизм, утверждающий цитатность, гротескность, игровое начало и иронизм культуры2.

В настоящее время постмодернизм оформился в самостоятельную систему взглядов практически во всех областях духовной жизни человеческого общества, однако дать конкретное определение данному направлению достаточно непросто. В культурологии постмодернизм символизирует конец западного господства в религии и культуре, в философии означает торжество постметафизики, пострационализма. Представители точных наук трактуют его как стиль постнеоклассического научного мышления. Психологи видят в постмодернизме симптомы тревожного состояния общества, тоску индивида и т.п. Этот список может быть продолжен. Что же объединяет все эти подходы?

Разные авторы вкладывают в понятие постмодернизма разный смысл и выделяют разные признаки феномена. Сложности с определением постмодернизма происходят от того, что это не ка-кой-то конкретный стиль или художественное течение, а скорее противоречивое состояние искусства и жизни в постсовременную эпоху. Основная идея заложена в самом слове «постмодерн», которое означает «то, что состоялось (не состоится, а уже состоялось!) после настоящего (то есть в будущем), но имело место уже в прошлом». Другими словами, это явление, которое принадлежит современности, идет из прошлого, а именуется по-слесовременным, но не будущим. Постмодернизм есть нечто виртуальное, симукляр - по определению Ж. Бодрийара, «копия того, чего нет»3. Более полную дефиницию дает Н. Маньковская. Это «образ отсутствующей действительности, правдоподобное подобие, лишенное подлинника, поверх-

Лингвистика текста и перевод

ностный гиперреалистический обект, за которым не стоит какая-либо реальность. Это пустая форма, самореференциальный знак, артефакт, основанный лишь на собственной реальности»4.

Попытаемся вычленить ряд отличительных примет постмодернизма и остановиться на характеристике таких его особенностей, как цитатность, принципиальная возможность различных интерпретаций, игровое начало, пародийность, ирония, хаотичность и другие.

Важнейшее отличие постмодернизма - размывание границ между массовым и элитарным искусством. Задача постмодернистского художника построить свое повествование таким образом, чтобы произведение было понятно всем и в то же время, будучи многомерным, могло удовлетворить изысканные вкусы так называемого «элитарного читателя». Для постмодернистского произведения характерна «двойная референция»: сюжет - для одного круга адресатов, ассоциации - для другого. При этом необходимо помнить, что нельзя понять конкретное произведение без культурного и исторического контекста. Каждый художник может и должен прочитываться в диахроническом аспекте, то есть в пространстве всей истории культуры5. Иначе говоря, читатель, чтобы интерпретировать конкретное произведение на фоне всеобщей интертекстуальной истории, должен быть высоко образованным. И все-таки многослойность постмодернистского произведения позволяет автору рассчитывать на самых разных реципиентов - не только подготовленных. Умберто Эко, один из родоначальников и теоретиков постмодернизма, прекрасно продемонстрировал это на собственной художественной практике. Его роман «Имя розы» стал бестселлером, являясь серьезным культурологическим исследованием. Вот пример того, как произведение может одновременно с интересом читаться и изучаться серьезными специалистами. Итак, постмодернистское произведение предполагает разные уровни понимания. Текст превращается в ребус, в загадку с множеством разгадок - в зависимости от фантазии и эрудиции читателя.

Пытаясь найти выход из элитарного мира литературы, философии, музыки в жизнь, постмодернисты сталкивают разнообразные тексты в многомерном пространстве культуры, что означает членение текста на фрагменты, новые интерпретации, перевод на язык условности, «двойное кодирование» (сопоставление разных стилей), пародии на шедевры, совмещение времен и стилей. Постмодернизм - это некая виртуальная реальность, в сознании художника она основывается на богатом опыте человечества. Это явление можно охарактеризовать как тенденцию к объединению в рамках одного произведения разных образных мотивов и художественных приемов, заимствованных у многих историко-культурных эпох. Постмодернизм говорит на языке прошлого и настоящего, который весьма пластично и адекватно вписывает-

ся в контекст современности. Оперирование готовыми формами, культурными кодами и клише позволяет использовать традицию в качестве строительного материала для новых конструкций.

Принципиально размытое и принципиально открытое постмодернистское пространство вбирает в себя максимальное число текстов, написанных в различные эпохи. Любое постмодернистское произведение может быть рассмотрено как место пересечения уже существовавших текстов - «нитей ризомы», то есть место преломления и переплетения всего многообразия текстов культуры. Ризоматичность находит воплощение в калейдо-скопичности, мозаичности, «лоскутности» многочисленных образов постмодернистской эстетики, представленных в формах коллажа и пастиша. Поскольку современный мир человеческого бытия как бы «сшит» из различных «лоскутков» представлений, ценностей и взглядов, культурных кодов и следов, то коллаж в определенной степени является их отражением. В результате постмодернизм характеризуется принципом свободного компилятивного использования и переоценкой различных сложившихся форм искусства. По сути, происходит полное переосмысление истории культуры: цитирование приводит к воспроизведению традиционных произведений в новом контексте, радикально меняющим их смысл.

Еще одно из центральных понятий постмодернизма - постмодернистская чувствительность -заключается в представлении человеком мира как хаоса, в котором нарушена причинно-следственная связь и утрачены авторитеты. В сознании постмодерниста мир предстает как текст, лишенный структуры, иерархии и центра. Фрагментарность и неупорядоченность восприятия действительности порождает эпистемологическую неуверенность, сомнение в возможности рационального, научного постижения мира. Следствием подобного мироощущения современного человека выступают следующие признаки постмодернизма:

Обращение к Востоку, к «восточной мудрости» из-за дискредитации западной философии и культуры;

Недоверие к метарассказам, то есть к любому знанию, к науке, искусству, религии, философии, психологии, истории;

Дискретность и эклектичность;

Сомнение в существовании самого смысла произведения;

Включение в произведение уже готовых текстов;

Коллажирование и пастиширование.

В рамках постмодернизма как особого типа философствования под влиянием теоретиков структурализма и постструктурализма (Р. Барт, Ж. Лакан, М. Фуко, Ж. Деррида и другие), отстаивающих панъязыковой характер мышления, сознание человека отождествляется с письменным текстом как якобы единственным более или менее

Олизько Н.С.

Постмодернизм: к проблеме определения понятия

достоверным способом его фиксации. В результате все рассматривается как текст: литература, общество, история, сам человек, что приводит к восприятию человеческой культуры как единого «интертекста», который в свою очередь служит как бы предтекстом любого вновь появляющегося текста6. Как отмечает Ж. Деррида, «постмодернистский текст... имеет форму структуры толкований. Каждое предложение, которое уже само по себе имеет толковательную природу, поддается толкованию в другом предложении, - реально имеет место не интерпретационная деятельность субъекта, но моменты самотолкования мысли»7. Другими словами, мир как система «письменных» знаков предстает в качестве некой последовательности комментариев к самому себе как к тексту с бесконечными отсылками к «следам» предыдущих текстов, которые, в свою очередь, отсылают к более ранним текстам, и так до бесконечности. По мнению М. Эпштейна, «мир мыслится как бесконечная перекодировка и игра знаков. Текст в свою очередь понимается «интертекстуально», как игра сознательных и бессознательных заимствований, цитат и клише. Личность, оригинальность, авторство рассматриваются как иллюзии сознания или условные конструкции, за которыми действуют механизмы знаковых систем, языка, бессознательного»8. Итак, в постмодернизме искусство становится жизнью, а жизнь искусством - исчезает грань, отделяющая художественный вымысел от реальности. Текст не отображает, а создает некую новую реальность. На первый план выдвигается не сама действительность как таковая, но язык, опосредующий взаимоотношения автора с реальностью.

Постмодернистское сознание своеобразно воспринимает время, как бы упраздняя хронологическую последовательность. Многомерные динамические наслоения событий отражаются друг в друге, прошлое реализуется в настоящем, а настоящее дает ключ для того, чтобы войти в прошлое. Всякое событие, находясь на пересечении множества различных систем, в каждой из которых оно может быть по-своему истолковано, приобретает значимость в момент не столько своего появления, сколько - повтора. Благодаря подобной концепции времени категории оригинала и копии теряют свое значение. В результате мы имеем дело с огромной «библиотекой» текстов, которые можно интерпретировать, комбинировать и редактировать.

Цитатность, или заимствование идей, образов, способов выражения мысли, настроений, эстетики, стиля, существовала с незапамятных времен. Вопрос лишь в том, как используется данный прием. В одном случае мы имеем дело с наглым плагиатом, а в другом - автор заимствует символику, образы, но придает им свой смысл, заново вдыхает в них жизнь, общается с реципиентом намеками, направляя его подсознание в нужную сторону. Постмодернизм стремится к тому, чтобы почерп-

нуть все самое лучшее из, казалось бы, несовместимых областей и эпох и создать на этой основе нечто новое и доступное каждому. Цитата становится инструментом выражения определенной степени свободы в творчестве.

Конструирование нового авторского произведения из свободно извлекаемых из «культурного слоя» и компонуемых в произвольном порядке фрагментов возможно лишь в рамках условного пространства игры. Постмодернизм - это некая территория тотальной игры, в которой читатель, текст, контекст и сам автор занимают в идеале равноправные позиции. Автор не диктует и не может диктовать все те смыслы, которые порождает текст, а читатель заранее настраивается вычленить из текста гораздо больше, чем хотел сказать автор. Текст рассматривается как бесконечная вязь смыслов и ассоциаций, не все из которых были запрограммированы автором. Осознание отсутствия конечной истины и, соответственно, какого-то единого смысла художественного произведения и приводит к волюнтаризму в отношении к культурным традициям, цитатности и ироничности, к приоритету игрового начала.

В качестве определяющего критерия отнесения того или иного произведения к разряду постмодернистских может служить отношение автора к своему тексту и к художественному творчеству вообще. Художнику-постмодернисту свойственен некоторый цинизм по отношению к своей персоне - он не питает иллюзий по поводу особого призвания творца, эксклюзивности своих идей и степени их влияния на окружающий мир. Выстраивая свое произведение, автор играет, примеряет на себя то одну, то другую маску. Размытость авторского начала выражается в том, что создатель произведения пользуется некими готовыми культурными блоками, культурными ассоциациями, чтобы выстроить что-то свое. Автор-постмодернист как бы «заключает в рамку» кусок действительности и создает какой-то текст, но восприятие этого текста рассчитано на то, чтобы читатель не ограничивался уровнем автора, а попытался иронически переосмыслить текст, то растворяясь в нем, то снова отстраняясь. Данный принцип восприятия связан с переходом от моно-логизма к диалогизму. Автор предлагает некую структуру, принципиально открытую и свободную, из которой читатель собирает какие-то собственные ассоциации, способные сложиться во что-то принципиально другое. Текст изначально богаче, чем то, что автор хочет сказать. Постмодернистский автор это осознает и отдается во власть текста, во власть культурной традиции и сложившихся образов. И все-таки, несмотря на то, что авторское начало может маскироваться за множественностью цитат и сложностью формы, индивидуальная характерность должна оставаться ощутимой, иначе произведение не может быть жизнеспособным.

Лингвистика текста и перевод

Завершая рассмотрение опознавательных признаков постмодернизма, отметим основополагающие из них:

Сближение элитарной и массовой культуры;

Активное смешение художественных языков, стилей и жанров;

Отношение к миру как к тексту;

Акцентированная поливариантность, волюнтаризм в отношении к культурным традициям;

Цитатность как художественный принцип;

Приоритет игрового начала в художественном творчестве;

Повышенная ироничность и скептицизм;

Пристрастие к пародии и гротеску;

Данное течение в современном искусстве настолько многообразно, глубоко и все еще неизве-

данно, что возможно существование и других приемов постмодернистского толка.

1 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. М., 2001. С. 601.

2 Маньковская Н.Б. Эстетика постмодернизма. СПб.,

3 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 84.

4 Маньковская Н.Б. С. 220.

5 Бахтин М.М. Собрание сочинений. Т. 5. М., 1997. С. 731.

6 Ильин И.П. Постмодернизм. Словарь терминов. М.,

7 Цит. по Постмодернизм. Энциклопедия. С. 234.

8 Эпштейн М. Постмодерн в России: Литература и теория. М., 2000. С. 5.




Top