Анализ художественного произведения (скульптура, живопись, вазопись). Художественный анализ скульптурной формы

1) Местоположение скульптуры (замкнутое пространство, открытая площадь), рассчитано ли в связи с этим на определенную точку зрения.

2) Размер скульптуры, как она в таком случае взаимодействует с пространством и человеком, проблема постамента (его отсутствия, присутствие)

3) Скульптурный/архитектурный ансамбль (является ли частью его, какое место в нем занимает)

4) Трехмерность самого изображение (круглая скульптура, рельеф: барельеф/горельеф/контррельеф)

5) Материал, причина выбора именно этого материала, его выразительные особенности, способ производства (негативный, позитивный) Цветовые характеристики: цвет самого материала, раскраска, отношение со светом

6) Способ обработки и фактура материала в разных частях

7) Замкнутость/открытость фигуры, вид движения: открытое/закрытое, хиазм/контрапост/нет

8) Передача сюжета, его историческое значение

9) Общее впечатление от скульптурного произведения

Давид, Микеланджело. Колоссальное по размеру произведение (более 5 метров). Впервые была представлена публике на большой площади рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. Она явно доминировала над зрителем и окружающим пространством. Стоит на небольшом постаменте, имитирующем землю и не сильно отдаляющем фигуру от зрителя. Скульптура предназначалась для кругового обзора с достаточно большого расстояния, самой выразительной можно считать точку зрения, когда на зрителя прямо устремлен взгляд Давида. Скульптура была абсолютно самостоятельна. Выполнена была она из мрамора, наиболее жизнеподобного материала, однако в движении самого Давида ощущается размер блока, за рамки которого не может выйти скульптор. Мрамор предполагает негативную технику работы, когда из общего, большого куска путем извлечения объемов начинает выделяться фигура (очень сложно сразу представлять в каком месте и сколько надо снять, чтобы получить желаемый результат). Автор положительно использует светлый по цвету камень: во-первых, его теплый тон приближает статую к человеку, во-вторых, зрительно уменьшает массу, из-за чего фигура Давида не кажется нам такой тяжелой и огромной. Основная передаваемая фактура - человеческое тело. Микеланджело тщательно отполировывает поверхность, однако не вдается в совершенно мелкие детали, в результате чего фигура кажется нам очень органичной с очень плавным силуэтом. Открытая композиция. Основное движение сконцентрировано внутри самого персонажа: его решительный взгляд, напряженность черт лица, сама поза. Опирается на одну ногу, другая нога расслаблена, четкое разделение фигуры вертикальной на статичную и динамичную половины. Еще одним новаторством Микеланджело было то, что он изобразил Давида перед схваткой с Голиафом, что добавляет еще большего трагизма. Таким образом, перед нами предстает колоссальный герой, уверенный в своих силах и возможности преодолеть любое препятствие, независящий ни от чего. Во всем его образе отражен героический пафос.




Адам с яблоком, Зальцбургский мастер первой половины 16 века.

Совсем маленькая по размеру скульптура возможно должна была стоять в какой-нибудь нише в закрытом помещении. Определенной точки зрения не требует, но должна восприниматься с достаточно близкого расстояния. Стоит фигура Адама на достаточно большом постаменте, сделанном из другого материала, что очень сильно обособляет его от окружающей среды. К сожалению, неизвестно точно, являлся ли он частью скульптурного ансамбля, но судя по внешнему виду можно предположить, что он стоял отдельно. Перед нами трехмерная скульптура, хорошо обработанная со всех сторон, однако в силу свое местоположения не предполагающая осмотр задней плоскости. Выполнена фигура Адама из дерева теплого по оттенку. Оно предполагает работу в негативной технике, технике вырезания. Этот материал достаточно тяжел для работы, потому что автор ограничен не только размер бруска, но и направленностью древесного волокна, ведь работать перпендикулярно ему крайне неудобно. Цвет самого материала достаточно темный, однако его теплота добавляет жизни самой фигуры. Дерево позволяет очень гладко его полировать. Очень тонкая игра света на поверхности, отражает его. Отличная передача завитков волос. Открытая поза, одна заметна некоторая ограниченность движение, вызванная определенным размером заготовки. Хиазм: опора на одну ногу, разведенные в разные стороны руки. Также заметна угловатость всей фигуры - влияние структуры дерева на скульптуру. В общем, создается впечатление, что перед зрителем маленькая и очень хрупкая скульптура, которая в силу этого даже кажется несколько атектоничной.


Статуя писца Каи, сер. 3 тысячелетия до Н.Э.

Перед нами скульптура, которая должна располагаться в заупокойном комплексе вельможи. Она не предполагала часто находится на виду у людей, а скорее выполнялась как обязательная часть архитектурной постройки. Фигура имеет средний размер, чуть меньше самой натуры, но должна была располагаться на высоком постаменте и выделяться на фоне людей. Статуя является одним из основных скульптурных украшений в пирамиде писца Каи. Данная фигура является трехмерным изображением, однако на ней выполняется закон фронтальности: предполагается, что рассматривать ее будут либо в профиль, либо в фас, не использую при этом угловое восприятие. Скульптура была выполнена из песчаника, стандартного для этой страны и эпохи материала. Техника обработки материала предполагает использование негативной техники высечения. Мастерская проработка разных частей тела, в особенности длинных рук. Достаточно пористый материал, из-за чего достаточно неровная поверхность произведения, однако произведения всегда раскрашивались. Именно из-за этого факта поверхность кажется нам достаточно гладкой. Перед нами закрытая и чрезвычайно статичная скульптура. В ней не присутствует ни внутреннего, ни внешнего движения, что было характерно для древнеегипетской скульптура. В данном случае автор следует всем канонам изображения фигуры писца: сидит в позе лотоса, держит в руках свиток, прямо направленный взгляд, наличие человеческих черт (например, складки живота). Так перед нами предстает царский писец, у которого плотно сжаты узкие губы и зорко смотрят глаза - отражение смешанного выражения сдержанности, готовности повиноваться и хитрости, которыми должен обладать выдающийся царский приближенный.


Донателло, Пир Ирода, 1427-1428. Декорация Сиенской купели.

Располагаться это скульптурное произведение должно в декорации Сиенской купели среди еще нескольких похожих украшений. Достаточно небольшое произведение по размеру предполагает рассмотрение с достаточно близкого расстояния, имеет что-то в стиле рамы, из-за чего действующие лица отделяются от пространства зрителя. Перед нами предстает рельеф, который обладает некоторым перспективным сокращением объема: передние фигуры достаточно сильно отделяются от плоскости (горельеф), однако задние архитектурные декорации почти не выделяются (низкий рельеф). Из-за этого он предполагает исключительно одну точку зрения, с которой были бы заметны все фигуры без сокращения. Выполнен рельеф из бронзы, что позволяет моделировать абсолютно любые формы, любую степень проработки тех или иных частей. Способ изготовления - литье. Бронзовую поверхность можно назвать достаточно активной: в фигурах - гладкая поверхность, которая очень активно отражает свет, фон - мелкая проработка, более шероховатая поверхность, из-за чего отражает свет более мягко. В данном случае характеристики движения и устойчивости фигур следует характеризовать почти как живописного произведение. Активное движение фигур. На переднем плане изображение воина из Саломеи, на заднем - сотрапезники Ирода. Центральная группа - воин, который протягивает блюдо с отрубленной головой, и Ирод, который в ужасе от него отстраняется. А танцующая Саломея остается спокойной даже в такой ситуации. Сложно простроенная композиция. Таким образом, перед нами предстает один из примеров «живописного» рельефа, в котором почти одинаковую роль играют живописные и скульптурные формы выразительности.


Портрет Септимия Севера, 3 век.

Не очень большое произведение, стоящее в закрытом пространстве и нерассчитанное на осмотр задней плоскости. Очень специфичный тип скульптуры - погрудное изображение (бюст). Такая неестественность сразу отдаляет его от зрителя. Одиночная скульптура, необходимая для украшения пространства. Материал - мрамор, большая жизнеподобность, тонкая проработка разных фактур: вьющиеся волосы и борода, складчатые одежды, напряженное и крайне гладкое лицо. Вбирает в себя свет, благодаря чему происходит мягкое свечение, оживляющее фигуру. Присутствует исключительно внутреннее движение, которое полностью концентрируется на лице: напряженные мускулы скул, устремленный вперед взгляд. Поворот головы относительно плеч отражает уверенность и величие изображаемого императора. Попытка передать не только внешние, но и внутренние характеристики человека.

М
ы переходим к анализу произведений скульптуры. К сожалению, мы вынуждены изучать работы мастеров скульптуры по фотографиям. Невозможно привести достаточное количество иллюстраций, поэтому читателю придется самому искать литературу, в которой анализируе­мые памятники воспроизведены в различных ракурсах. Необходимо помнить, что скульптура - искусство объемное, трехмерное, и пытать­ся, глядя на репродукцию, представить само произведение в натураль­ную величину
.

АГЕСАНДР (или АЛЕКСАНДР).

Статуя Афродиты с острова Мелос (Венера Милосская).

Представление европейского человека об идеале женской красоты во многом связано со статуей Афродиты, найденной в начале XIX столетия на греческом острове Мелос (Милос) чаще именуемой в просторечии Венерой Милосской. Мы не знаем, кто был ее автором: рядом со статуей найдена надпись, где сохранилось несколько букв (осталь­ные уничтожило время), которые позволяют предположить, что его звали Александр или Агесандр. Также трудно точно установить время ее создания. Исследователи чаще всего относят статую ко II веку до н. э.

Статуя Афродиты Милосской представляет полуобнаженную женс­кую фигуру. Руки ее были утрачены еще в древности. Чаще всего статую фотографируют спереди, поэтому трудно составить о ней полное представление: для этого нужен круговой обход. ( Topc статуи не только изогнут, но и довольно сильно наклонен вперед, куда выдвинута и согнутая в колене левая нога.) При взгляде спереди почти полностью теряется динамика статуи - винтообразный поворот и наклон.

Предполагается, что в одной руке Афродита держала яблоко (считав­шееся символом острова Мелос), другой придерживала ниспадающую одежду. Статуя составлена из двух частей: нижняя, задрапированная, выполнена из желтоватого мрамора, верхняя - из белого, более холод­ного по тону.

Время создания статуи - это так называемая эпоха эллинизма, когда в художественном творчестве древних греков находили отражение самые разные стороны жизни и различные психологические состояния преувеличенное представление о царском величии (так называемая «Статуя диадоха»), трагизм физического и нравственного страдания (знаменитая скульптурная группа «Лаокоон»), человеческое уродство (статуэтки старух и кривляющихся шутов), физическая мощь («Бельвед ерский торс») и многое другое. На этом фоне статуя Афродиты с острова Мелос выглядит как воплощение идеала. За несколько столетий до этого, в классическую эпоху греческой культуры (V - IV века до н. э.), уже были созданы многочисленные произведения искусства, выражающие представление об идеальном человеке. Однако почти все они не сохранились, мы имеем о них чаще всего приблизительное представление по поздним римским копиям. Поэтому так популярна статуя Афродиты Милосской - несомненный подлинник.

Образу Афродиты, воплощенному в этой статуе, свойственно внут­реннее движение, развитие) Главная тема статуи - возвышенная, ясная красота - раскрывается постепенно. Если смотреть на статую справа (то есть на левую сторону самой статуи), то здесь сильнее всего выражено движение. Оно имеет волнообразный характер: начинаясь у левой стопы, оно развивается к выдвинутому колену и затем к бедру.

Здесь на это движение накладывается ощущение беспокойства, порож­дённое хаотическими складками одежды, но смягчаемое желтоватым, теплым тоном самого камня. Выше бедра - наклоненный вперед обнаженный торс. Характер этого движения более спокойный, линии торса плавные, текучие. Однако в верхней части статуи, в изображении головы беспокойное движение возникает вновь, здесь струятся, слегка завихряясь, волнистые пряди волос. Но вот все успокаивается: лицо Афродиты безупречно правильно, бесстрастно, неподвижно - это яс­ный, классический профиль. Мрамор здесь чистого белого оттенка. Несколько иначе мотив движения развивается в правой части статуи. Но наиболее спокойно он проведен, если смотреть на статую спереди.

Во всех ракурсах варьируется одна и та же тема: от беспокойного движения к покою, от хаоса к ясности и гармонии. Так рождается ощущение, что вечная разумная красота возвышается над всем случай­ным, изменчивым, хаотичным.

При всей женственности красота богини отличается в этой статуе какой-то особой мощью, при всей идеальности форм в ней заключена изумительная жизненность. За обобщенными массами и контурами

чувствуется мускулатура тела. Что же касается обработки поверхности, то скульптор достиг здесь необычайной тонкости. Кажется, что по мрамору скользят неуловимые блики и прозрачные тени, словно перед нами не камень, а живое тело.

С
татуя Афродиты Милосской не раз вызывала к жизни литературные произведения. Среди них: рассказ Глеба Успенского «Выпрямила», а также стих А. А. Фета:.

И целомудренно, и смело,

До чресл сияя наготой,

Цветет божественное тело Неувядающей красой.

Под этой сенью прихотливой

Слегка приподнятых волос

Как много неги горделивой

В небесном лике разлилось!

Так, вся дыша пафосской страстью,

Вся млея пеною морской

И всепобедной вея властью,

Ты смотришь в вечность пред собой.

Поэт сумел почувствовать и выразить словом этико-эстетическую высоту образа. Эллинистическая эпоха была сложной и трудной. В искусстве того времени чаще всего подчеркивалось или чувственное начало, или пафос телесного движения, эффектная импозантность. Однако создатель Афродиты Милосской стремился к высокому пред­ставлению об идеале, которое сложилось еще в V веке до н. э. и предполагало единство физической красоты и душевного благородства, когда страсть неотделима от чистоты, движение от покоя, совершенство от внутренней нравственной силы.

Литератур а

    Алпатов М. В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. - М.: Искусство, 1987.

    Б а к у ш и н с к и й А. В. Исследования и статьи. - М.: Сов. художник, 1981.

    Всеобщая история искусств. В 6 т. Т. 1. - М.: Искусство, 1956.

    Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып. 1. - М.: Искусство, 1985.

    Колпинский Ю. Д. Великое наследие античной Эллады и его значение для современности. М.: Изобразит, искусство,

    Полевой В. М. Искусство Греции. Древний мир. -М.: Сов. художник, 1984,

    Ривкин Б. И. Античное искусство.- М.: Искусство, 1972. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ Каковы изобразительные и выразительные возможности мра­мора как материала скульптуры? Посетите Нижегородский художественный музей и позна­комьтесь с хранящимися в нем произведениями скульптуры, выпол­ненными из мрамора. Составьте описание статуи Афродиты с острова Мелос. По указанной литературе изучите другие произведения плас­тики эпохи эллинизма («Бельведерский торс», «Лаокоон», «Дары Атгала» и др.). Что выделяет среди них рассмотренную нами статую? В Государственном Эрмитаже (С.-Петербург) хранится знаме­нитая античная статуя - Венера Таврическая. Ее воспроизведение можно найти в литературе, посвященной Эрмитажу. Сравните обе статуи. Какая из них наделена более выразительным силуэтом? Какая статуя богаче в пластическом отношении?

Богиня любви и женской красоты у древних греков - Афродита, у римлян - Венера. Поэтому правильнее называть статую Афродитой с острова Мелос.

По одному из вариантов мифа, Афродита родилась из морской пены; ее эпитет «анадиомена» означает «пенорожденная».

Примерные вопросы для анализа произведения искусства

Эмоциональный уровень:

Какое впечатление производит произведение?

Какие ощущения может испытывать зритель?

Каков характер произведения?

Как помогают эмоциональному впечатлению от произведения его масштаб, формат, горизонтальное, вертикальное или диагональное расположение частей, использование определенных архитектурных форм, использование определенных цветов в картине и распределение света в архитектурном памятнике?

Предметный уровень:

Что (или кто) изображено на картине?

Что видит зритель, стоя перед фасадом? В интерьерах?

Кого вы видите в скульптуре?

Выделите главное из того, что вы увидели.

Попробуйте объяснить, почему именно это кажется вам главным?

Какими средствами художник (архитектор, композитор) выделяет главное?

Как в произведении скомпонованы предметы (предметная композиция)?

Как в произведении проведены основные линии (линейная композиция)?

Как в архитектурном сооружении сопоставляются объемы и пространства (архитектурная композиция)?

Сюжетный уровень:

Попробуйте пересказать сюжет картины.

Попробуйте представить, какие события могут чаще происходить в данном архитектурном сооружении.

Что может сделать (или сказать) данная скульптура, если она оживет?

Символический уровень:

Есть ли в произведении предметы, которые что-либо символизируют?

Носят ли символический характер композиция произведения и ее основные элементы: горизонталь, вертикаль, диагональ, круг, овал, цвет, куб, купол, арка, свод, стена, башня, шпиль, жест, поза, одежда, ритм, тембр и т.д.?

Каково название произведения? Как оно соотносится с его сюжетом и символикой?

Источник: интернет

План анализа живописного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид живописи: станковая, монументальная (фреска, темпера, мозаика).

4.Выбор материала (для станковой живописи): масляные краски, акварель, гуашь, пастель. Характерность использования данного материала для художника.

5.Жанр живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, историческая живопись, панорама, диорама, иконопись, марина, мифологический жанр, бытовой жанр). Характерность жанра для работ художника.

6.Живописный сюжет. Символическое содержание (если есть).

7.Живописные характеристики произведения:

Плоскостность;

Колорит;

Художественное пространство (пространство, преображенное художником);

9.Личное впечатление, полученное при просмотре произведения.

План анализа скульптурного произведения

2.Стиль, направление.

3.Вид скульптуры: круглая скульптура, монументальная скульптура, мелкая пластика, рельеф и его разновидность (барельеф, горельеф), скульптурный портрет, герма и т. д.

4.Выбор модели (реально существующий человек, животное, фантазия художника, аллегорический образ).

5.Пластика (язык телодвижений), светотеневая моделировка.

6.Взаимодействие с окружающей средой: цвет скульптуры

(раскраска) и цветовой фон окружающей среды, световые эффекты (подсветка); скульптура как элемент архитектуры, отдельно стоящая статуя и т. д.

7.Выбор материала и его обусловленность (мрамор, гранит, дерево, бронза, глина и др.).

8.Национальные особенности.

9.Личное восприятие памятника.

План анализа архитектурного произведения

2. Стиль, направление. Архитектура крупных или малых форм.

3. Место в архитектурном ансамбле (включенность, обособленность,

соотнесенность с пейзажем, роль органичной детали и т. д.). Тектоника: стеновых систем, каменной кладки, стоечно-валочная

конструкция, каркасное сооружение, сводчатая конструкция, современная

пространственная конструкция (складчатая, винтовая и др.).

4. Использованный материал и его участие в создании особого архитектурного облика. Характер его работы в конструкции (столбы - несут, своды-пружинят, карнизы-покоятся, арки-возносятся, купола-венчают и т. д.).

5. Своеобразие архитектурного языка в конкретном произведении,

выраженное через:

Симметрия, диссимметрия, асимметрия;

Ритм частей, деталей;

Объем (распластанный, вертикально суженный, кубический и др.);

Пропорции (гармония деталей и частей);

Контраст (противопоставление форм);

Силуэт (внешние контуры);

Масштаб (соотношение с человеком);

Цвет и фактура поверхности.

7. Национальные особенности сооружения.

8. Наличие синтеза искусств (связь архитектуры со скульптурой и живописью).

9. Личные впечатления.

РЕФЕРАТ

по введению в историю искусств

Сравнительный анализ скульптуры Поликлета “Дорифор”

и скульптуры Донателло “Давид”

Минск, 2000

Для каждой эпохи в искусстве, как и для этапов развития человечества в целом, характерно как новаторство, рождение новых форм, наполнение их иным содержанием, так и продолжение традиций, преемственная связь культур.

В данной работе я на примере двух произведений круглой скульптуры попытаюсь проследить, какими принципами руководствовались художники эпохи Возрождения и Античности, какие художественные приобретения античности нашли отражение в искусстве возрождения, какие новые элементы художественного творчества появляются в эпоху возрождения. Я анализирую работу Донателло “Давид” (1440 – 43) и скульптуру Поликлета “Дорифор” (V в. до н.э.).

Работа Поликлета “Дорифор” принадлежит периоду классики в античном искусстве. Это эпоха высшего подъема античного искусства, связанная с расцветом древнегреческих государств-полисов в 5 – 4 вв. до н.э. Наиболее полно отразился греческий эстетический идеал в произведениях искусства греческой классики, которые уже в античную эпоху были признаны совершенными и образцовыми. Исполняя в художественной культуре античности роль центростремительного, организующего начала, этот идеал в большей или меньшей степени, прямо или косвенно сказывался на основной. произведений искусства античной эпохи. Один из самых почитаемых образов – стройный, обнаженный юноша, атлет, не ведающий внутренних коллизий и душевного смятения. Его мироотношение уравновешенно, бесстрастно; взгляд твердый, спокойный.

Во всем облике физического совершенства чувствуется цельность натуры, надежность. Творцы Древней Эллады стремились передать в статуях атлетов не столько индивидуальные, личностные черты, сколько сущностные, типические свойства совершенного человека, его универсальные, наиболее ценные качества с точки зрения античной культуры. Формируется значимость образа героя, борющегося за утверждение на земле всеобщей гармонии с помощью физической силы, ловкости, храбрости, целеустремленности. Именно в этой борьбе выявлялась ценность героического усилия, готовность к колоссальной энергии преодоления, отражавшей подлинное совершенство, воплощалось оптимистическое ощущение господства человека над миром. Красота уникального, изменчивого, неповторимого была чужда греческому художественному сознанию в период становления античной культуры. Главными объектами изображения становились боги и легендарные герои, олицетворяющие образ идеального человека. Этот тип красоты воплощен в работах Поликлета.

Так же как Античность заложила основы для развития искусства эпохи Возрождения, Возрождение стало источником вдохновения для дальнейшего развития европейской культуры Нового времени. Какова же возрожденческая сущность прекрасного? На формирование нового типа художественного мировосприятия существенное воздействие оказало нарастание темпа реальной жизни, более динамичное движение общества во времени пространстве.

Главным действующим лицом эпохи, своеобразным центром культуры становится энергичный, волевой, раскрепощенный человек, мечтающий о реализации захватывающих земных идеалов. Возрожденческий человек словно впервые ощутил многообразие собственных безграничных возможностей, которые раньше оставались неизведанными и невостребованными. Внутренний и внешний мир развернулись во всей своей невиданной многоликости, богатстве, блеске, поражая воображение, побуждая к творческому самораскрытию. Возросло чувство собственного достоинства, которое не играло такой принципиальной роли в античной культуре. Ренессансного человека привлекал героический дух языческих представлений, полная напряженного действия жизнь. Скульптура, в средние века неразрывно связанная с архитектурой, получает и самостоятельное существование, появляется свободно стоящая статуя, памятник современнику, скульптурный портрет. Темы и образы скульптуры черпаются не только из Священного писания, но также из античной мифологии. Формируется новый пластический язык скульптуры, основанный на изучении натуры и античного наследия. Ведущим центром Возрождения была Италия, искусство и культура которой пережили небывалый подъем.

Донателло – яркий представитель эпохи раннего Возрождения в Италии. Одна из его работ – “Давид” из Барджело. Образ Давида широко представлен в европейском искусстве. К этому персонажу обращались А. Вероккьо, Микеланджело. Наиболее популярно изображение Давида как победителя Голиафа. Таким образом он и показан в работе Донателло. Еще ни в одном из своих произведений Донателло не приближался в такой степени к античности. Юный Давид изображен в виде стройного нагого мальчика с гибким телом и длинными волосами, на которые надета увитая лавровым венком пастушеская шапочка. Опираясь на тяжелый меч и поставив ногу на отрубленную голову Голиафа, он стоит потупившись, словно не сознавая величия совершенного им подвига. Статуя Давида (как и оригинал статуи Дорифора) выполнена в бронзе. С 30 – 40-х гг. XV в. художник все чаще обращается к этому податливому и гибкому материалу, таящему в себе богатейшие пластические возможности.

Какие же элементы античного искусства присутствуют в “Давиде”? Во-первых, обнаженность персонажа, что мы видим и на примере поликлетовского “Дорифора”. Одежду Давида составляет лишь шляпа, увитая листвой, и богато украшенные поножи; он спокойно стоит в небрежной позе, глядя сверху вниз и выражает то радостное спокойствие, которое поражает нас в греческих произведениях. Герой Ветхого завета соответствует телесному идеалу искусства IV столетия до н.э. Необходимо отметить, что тема героя-победителя – излюбленная тема итальянского Возрождения. Так же и Поликлет свой идеал атлета-гражданина воплотит в бронзовой статуе юноши с копьем, отлитой около 450 – 440 гг. до н.э. Могучий обнаженный атлет изображен в спокойной и величественной позе. Он держит в руке копье, которое лежит на левом плече, и, слегка повернув голову, смотрит вдаль. Кажется, что юноша только что шагнул вперед и остановился. Всю тяжесть тела он перенес на правую ногу. Скованность и условную неподвижность архаических статуй скульптор сумел преодолеть благодаря продуманной системе равновесия частей тела: приподнятому правому бедру соответствует опущенное плечо и, наоборот, опущенному левому бедру – приподнятое плечо. Скульптор сообщает позе атлета непринужденность и жизненную убедительность. (6)

С удивительным реализмом мастер передал в бронзе великолепную мускулатуру развитого тела: сильные мышцы рук, рельефно выступающие мускулы груди и живота, крепкую шею и хорошо тренированные ноги атлета. Сдержанной мощью веет от фигуры юноши. Мужество, ясность духа и готовность к подвигу проявляется в невозмутимом спокойствии прекрасного лица. Перед нами идеал эпохи – разносторонне развитая и цельная личность. Красота человека становится для Поликлета мерой ценности разумно устроенного мира. Мастер утверждает мысль о том, что каждый человек должен совершенствоваться, чтобы служить своему городу.

Прежде всего у Донателло Давид – это юноша вообще, герой с идеально облагороженным телом. Давид Донателло абсолютно спокоен, и в замкнутости своего силуэта и в пассивной, размышляющей позе. Победа принесла Давиду не только уверенность в своей силе и правоте, но и раздумье о причинах того и другого, а может быть, и некоторый оттенок самолюбования. “Давид” Донателло, несмотря на свою молодость, действительно герой, атлет, в победу которого над гигантом Голиафом мы можем поверить.

К сожалению, оригинал “Дорифора” Поликлета не дошел до нас. Мы можем судить об этом произведении лишь по римской копии, но даже эта копия дает представление о великолепном произведении Поликлета. До наших дней “Дорифор” остается одним из прекраснейших изображений человека в мировом искусстве.

Необходимо отметить, что Поликлет был и теоретиком искусства. Поликлет математически точно рассчитал размеры всех частей тела и их соотношение между собой. За единицу измерения он принял рост человека. По отношению к росту голова составляла 1/7 часть, лицо и кисть руки – 1/10, ступня – 1/6. “Успех художественного произведения, – утверждал мастер, – получается от многих числовых отношений, причем любая мелочь может его нарушить”.

Позиция фигуры Давида соответствует поликлетовским правилам, согласно которым статуя должна в основном опираться на одну ногу, в то время как другая несет меньшую нагрузку. Эти правила, воспринимаемые как выражение четкого и гармоничного преодоления силы тяжести с помощью чудесного механизма тела, соблюдались во всем античном искусстве. Мотив этот не остался неизвестным и послеантичному искусству: поскольку его можно было найти в любых классических образцах, то на него постоянно обращали внимание. Однако при использовании его в готических статуях речь шла лишь об обогащении арсенала мотивов, вследствие чего довольствовались отдельными намеками на него, – теперь же в творчестве Донателло мы обнаруживаем этот мотив как художественную проблему принципиального значения, последовательно решаемую при разработке обнаженного тела. (4)

Какие же новшества знаменуют статую “Давид” Донателло? Во-первых, наготу. Уже более тысячи лет нагота не играла никакой роли в искусстве, откуда христианское неприятие культа тела изгнало ее, так что она изображалась только там, где содержание изображаемого безусловно требовало этого. Теперь же Донателло – вопреки всем традициям – изобразил обнаженным героя Ветхого завета, на что до него решались исключительно при изображении декоративных фигурок младенцев и гениев. Весь характер статуи доказывает, что это произошло под влиянием античности. Нет другого такого произведения Донателло, где одухотворенность была бы с такой силой оттеснена на второй план: мальчик-победитель стоит словно бы отрешенно, как если бы речь шла о чем-то само собою разумеющимся, и не только голова с ее идеальной трактовкой, но и все тело следует античным прототипам. Хотя можно заметить, что Донателло еще боится изображать цветущую и мускулистую наготу, которая так привлекала скульпторов Высокого Возрождения. В позе Давида сохраняются отголоски характерного готического изгиба. У него худые, тонкие руки, его лицо, затененное шляпой, тоже пережиток готики, – не смотрит на зрителя, поза его ног замаскирована мечом и головой Голиафа. Но все же в этой статуе Донателло настолько вплотную приблизился к античности, как никогда ни в ранних, ни в поздних своих произведениях. Мы можем наблюдать возникновение нового понимания значения тела для искусства. “Гениальное деяние Донателло состояло, во-первых, в том, что он осознал первостепенное значение этой проблемы и отразил эту позицию в своих произведениях, а во-вторых, – в том, что решение этой проблемы он связал с античными достижениями. Каждое движение тела состоит из почти необозримого количества всеобщих или локально ограниченных, типических или индивидуальных моментов, проявления и выбор моментов, являющихся наиболее важными и наиболее выразительными для пластического воплощения функций механизма тела в его отношении к статуарному движению членов и суставов, как раз был той задачей, на решение которой греки столетиями сосредоточивали свои художественные силы” . Благодаря накопленному при этом опыту они достигли в изображении человеческого тела почти что недосягаемой вершине. Средневековье пренебрегло этим достижением античного искусства. Обретение его заново и соединение с развитием нового искусства – заслуга Донателло. Это “Давид” сильно отличается от готизированных произведений скульптора. Можно сказать, что эта фигура завершает период закладывания основ Возрождения – и в то же время знаменует начало новой эпохи в истории итальянского искусства.

Как отмечает один из искусствоведов по поводу развития искусства на этом этапе: “Современность говорила с древностью на равных, как мастер с мастером. Первым импульсом было восхищение и подражание, конечным итогом небывалый синтез.” В.В. Бибихин пишет, что “в стремлении открыть античность он (Ренессанс) создает что-то совершенно новое” .


ЛИТЕРАТУРА

1. Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК “Наука”, “Прогресс - традиция”. 1998.

2. Виппер Б.Р. Итальянский ренессанс XIII-XVI века. - М.: Искусство. 1977.

3. Гуковский М.А. Итальянское возрождение. Т. II. - Ленинград: Издательство государственного Эрмитажа. 1961.

4. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху возрождения. Т. 1. М.: Искусство. 1978.

6. Ривкин Б.И. Античное искусство /Малая история искусств. - М.: “Искусство”, 1972.


М. Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения. Т. 1. М.: Искусство, 1978.

Chastel A. The acts during the Renaissance. - In: The Renaissance: Studies in interpretator, New York, London; Methuen, 1982. p. 238.

Бибихин В.В. Новый ренессанс. - М.: МАИК Наука, Прогресс - Традиция. 1998.

Спецификой скульптуры является ее предельная реальность и вещность, трехмерная объемность и нацеленность на тактильное (осязательное) воздействие и переживание (моторное напряжение тела). Главной темой скульптуры является фигура человека, а ее язык – это язык человеческого тела и мимики лица.

Можно сказать, что это один из наиболее антропоморфных видов искусства. Но скульптор не повторяет слепо фигуру человека в ее реальных формах, а творит некую идеальную действительность, идеальную форму, в которой идеи воплощаются в виде сгустков пластической энергии. Исключительная сосредоточенность на человеке весьма ограничивает, с одной стороны, количество параметров анализа, а с другой требует крайне углубленной интерпретации каждого пункта.

Определившись с видом скульптуры (монументальная скульптура или мелкая пластика, свободностоящая фигура, статуарная группа или рельеф), необходимо четко зафиксировать ее размеры и соотношение с окружающим пространством, архитектурой и масштабом человека, выявить запланированные автором точки зрения.

Выбор материала (камень, бронза, дерево, керамика и иные современные материалы) в скульптуре очень важен и являет нам одну из главных мировоззренческих позиций автора. От него во многом зависят способ обработки (пластика или скульптура), возможности светотеневой и цветовой метафоричности, организация внутренней конструкции (каркаса), соотношение масс с конструкцией и между собой, соотношение динамики и статики, тектонических моментов и моментов моторного напряжения и расслабления.

Проблема постамента (или его отсутствия) в скульптуре аналогична проблеме рамы в живописи – это связующее звено между миром искусства и миром реальности.

Сюжет в скульптуре вторичен, так как над любым конкретным сюжетом стоит главный и общий для всей скульптуры сюжет – акт творения трехмерной формы, сотворения человеческого тела. В какой-то мере любой скульптор уподобляется Богу-Творцу (европейская традиция) или творящей Вселенной (восточная традиция), а зритель – творимому объекту.

Диапазон переживания ограничен рамками оппозиции «статика – движение», но интенсивность переживания значительно выше, чем в других видах искусства, и требует от зрителя значительной концентрации воли. Эту особенность надо обязательно учитывать при восприятии и анализе скульптуры

План анализа скульптуры

Объем, контробъем, светотень, пространственный силуэт как средства художественной выразительности скульптуры.

Рельеф и круглая скульптура. Типы рельефа: барельеф, горельеф, контррельеф (койланоглиф).

Соотношение объемно-пластических масс в скульптуре: принцип контрастного противопоставления объема и контробъема (метод обработки объема по принципу койланоглифа – Древний Египет, А. Архипенко);


Светотеневая моделировки, формы и методы обработки объема по принципу рельефа, барельефа или горельефа (Греция, Рим, Возрождение, барокко, классицизм);

Линеарное построение и условность пластической моделировки форм – (метод прорисовки и моделировки объемов врезанным контуром – Древний Восток, романское искусство, готика, Дж. Манцу);

Построения замкнутой формы, самодостаточность и изолированность пластических построений композиции;

Создание открытых объемно-пространственных композиций, основанных на органическом взаимодействии с окружающей средой. Восприятие скульптуры как элемента окружающей среды (первобытная реликтовая скульптура, Г. Мур);

Симметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как статического изображения (египетская скульптура, архаическая Греция);

Асимметрия при пропорциональном распределении объемно-пластических масс. Восприятие скульптуры как динамического, пространственно-активного образа (скульптура барокко, Н. Бернини, импрессионистическая скульптура, О. Роден).




Top