Что такое виолончель. Как проходит обучение

Виолончель - это обязательный инструмент в составе ансамблей и симфонических оркестров. Именно она делает технику звучания мелодии глубокой, насыщенной и полной. Благодаря певучести ее «голоса», виолончель часто солирует, если музыкальному коллективу необходимо ярко выразить такие эмоции, как печаль, точка или теплая грусть, наполнить мелодию лирическим настроением.

Что такое виолончель

Виолончель - музыкальный инструмент струнно-смычкового типа, из басового и тенорового регистра. Он известен с 16 века, визуально похож на альт или скрипку, но гораздо больше, чем они, по габаритам. В музыке виолончель используется, благодаря своим безграничным «голосовым» возможностям, в следующих гранях:

  • сольно (одиночно),
  • в составе оркестра,
  • при исполнении мелодии струнным ансамблем.

У виолончели, как и у скрипки, 4 струны. Она является самым низким по звучанию струнно-смычковым инструментом, и без нее просто не могут функционировать некоторые музыкальные коллективы, к примеру, такие как квартет или камерный ансамбль.

Строй струн виолончели на октаву ниже, чем у альта. Ноты для ее партии пишутся в теноровом или басовом скрипичном ключе, но диапазон ее звучания необычайно широк, благодаря созданной за столетия существования виолончели уникальной технике игры на ней.

История создания инструмента

До сих пор доподлинно не известно, кем именно изобретена виолончель. Впервые упоминания о ней появились в начале, а точнее - в первой половине, 16 века, и связаны они были с именами двух мастеров по изготовлению струнных инструментов - итальянцем Гаспаро да Сало и его учеником Паоло Маджжини. Есть и еще одна версия того, кем и когда была изобретена виолончель. Согласно ей, создателем инструмента был известнейший в 16 веке мастер из семьи Амати по имени Андреа.

Историческим, доказанным документально фактом является лишь то, что современная форма виолончели, с типичным струнным рядом и характерным звучанием - заслуга Антонио Страдивари. Кроме этого, в совершенствовании инструмента, в разные века, принимали участие такие известные музыканты и мастера, как Джезеппе Гварнери. Карло Бергонци, Никколо Амати, Доминико Монтаньяна и другие. С конца 18 века форма корпуса, размеры инструмента и его струнный ряд уже не менялись.

Особенности конструкции виолончели

Виолончель - это единственный музыкальный инструмент, веками сохраняющий форму и уникальные особенности конструкции. Даже скрипка видоизменялась - менялось дерево для производства корпуса и составы для его пропитки, покраски, обновлялись струны.

Основные детали виолончели:

  • корпус,
  • гриф,
  • головка,
  • смычок.

Корпус виолончели состоит из нижней и верхней деки, отверстия для обеспечения резонации звука (эфы). Кроме этого, в конструкции корпуса есть и другие немаловажные детали - внутренняя распорка «дужка», петля, подгрифник, пуговка, обечайка.

Для игры на виолончели не подойдет скрипичный смычок или смычок для альта. Этот неотъемлемый атрибут инструмента состоит из трости, которая делается из натуральной древесины бамбука или фернамбука, колодки из черного дерева с перламутровыми вставками, натурального или искусственного конского волоса. Натяжение конского волоса на смычке для виолончели регулируется с помощью винта с восьмью гранями, закрепленном на трости.

Особенности звучания виолончели

Возможности виолончели, в плане звукоизвлечения, отличаются от возможностей аналогичных инструментов широтой и глубиной. Мастера оркестрового искусства характеризуют ее звук как

  • певучий,
  • слегка сдавленный,
  • напряженный,
  • сочный.

В палитре ансамбля, квартета или оркестра виолончель звучит как низший тембр голоса человека. Во время сольного выступления этого инструмента создается впечатление, будто виолончель ведет неспешную беседу с залом о чем-то очень важном и реальном, ее глубинный, певучий звук завораживает, буквально гипнотизирует, причем не только знатоков искусства, но и тех, кто слушает ее впервые.

Каждая из струн виолончели звучит особенно и неповторимо, а диапазон их звучания распространяется от мужского сочного баса до теплого и нежного альта, характерного для истинно женских партий. Величайшие композиторы и музыканты с мировыми именами не раз говорили о том, что виолончель способна «рассказать», к примеру, сюжет оперы без слов и визуальных картинок.

Как играть на виолончели

Техника игры на виолончели кардинально отличается от техник игры на других струнных музыкальных аналогах. Инструмент довольно большой, даже громоздкий, и должен иметь опору в трех точках - в области шпиля (на пол), ближе к правой стороне груди и у левого колена. При обучении игре на виолончели темами первых уроков являются именно способы ее установки, удерживания.

Далее осваиваются навыки владения смычком. Для того чтобы он полностью охватывал струнный ряд инструмента при звукоизвлечении, виолончель незначительно поворачивают вправо от музыканта. Очень важно следить за тем, чтобы свобода движений левой рукой ничем не ограничивалась.

Удивительно то, что многие начинающие музыканты, даже при наличии идеального слуха и умении играть на струнно-смычковых инструментах, не могут освоить технику игры на виолончели, и останавливаются именно на этапе обучения ее удерживанию и опоры.

Оценка качества звучания виолончелей для лучших музыкантов и музыкальных коллективов с мировыми именами происходит в темноте, и в этих своеобразных конкурсах, как правило, побеждают модели, изготовленные скрипичными мастерами 16, 17 и 18 веков.

Виолончель - инструмент не только для классических музыкальных произведений. Финская группа Apocalyptica, исполняющая тяжелый рок, не выходит на сцену без нее. Каждая мелодия их песен включает в себя партию для виолончели, и звучит такой рок очень красиво, своеобразно, но традиционно для жанра.

Инструмент используется не только как музыкальный инструмент - художница Джулия Борден рисует на корпусах виолончелей картины в жанре «абстракция», которые активно раскупаются ценителями искусства по всему миру, и украшают богатейшие дома и даже музеи.

Виолончель - струнный смычковый музыкальный инструмент басового и тенорового регистра, известный с первой половины XVI века.


Игра на виолончели



Игра на виолончели

Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей.



Виолончель такого же строения, что и скрипка, однако значительно больших размеров.

На виолончели играют сидя, ставя её перед собой и упирая в пол особой ножкой с остриём (шпилем).

Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие больших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели несколько ограниченнее.

Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта.

Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

Интересно, что название виолончели на итальянском, немецком и английском языках абсолютно одинаково - violoncello, также как и его короткий вариант - cello (более употребителен в английском).

Выдающиеся виолончелисты

Пабло Казальс
Пьер Фурнье
Морис Марешаль
Поль Тортелье
Андре Наварра
Антонио Янигро
Жаклин Дюпре
Йо-Йо Ма
Мстислав Ростропович
Александр Кузнецов
Наталия Гутман
Константин Миньяр-Белоручев
Видео: Виолончель на видео + звучание

Появление виолончели относится к началу XVI века. Первоначально она применялась как басовый инструмент для сопровождения пения или исполнения на инструменте более высокого регистра. Существовали многочисленные разновидности виолончели, отличавшиеся друг от друга размерами, количеством струн, строем (чаще всего встречалась настройка на тон ниже современной).
В XVII-XVIII веках усилиями выдающихся музыкальных мастеров итальянских школ (Николо Амати, Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари, Карло Бергонци, Доменико Монтаньяна и др.) была создана классическая модель виолончели с твёрдо устоявшимся размером корпуса. В конце XVII века появились первые сольные произведения для виолончели ― сонаты и ричеркары Джованни Габриэли. К середине XVIII века виолончель начинает использоваться как концертный инструмент, благодаря более яркому, полному звуку и улучшающейся технике исполнения окончательно вытесняя из музыкальной практики виолу да гамба. Виолончель также входит в состав симфонического оркестра и камерных ансамблей. Окончательное утверждение виолончели как одного из ведущих инструментов в музыке произошло в XX веке усилиями выдающегося музыканта Пабло Казальса. Развитие школ исполнения на этом инструменте привело к появлению многочисленных виолончелистов-виртуозов, регулярно выступающих с сольными концертами.
Репертуар виолончели весьма широк и включает многочисленные концерты, сонаты, сочинения без сопровождения.
Техника игры на виолончели[править | править исходный текст]

Мстислав Ростропович с виолончелью Дюпора работы Страдивари.
Принципы игры и штрихи при исполнении на виолончели - те же, что и на скрипке, однако, вследствие бо́льших размеров инструмента и иного положения играющего техника игры на виолончели усложнена. Применяются флажолеты, пиццикато, ставка большого пальца и другие приёмы игры. Звук виолончели сочный, певучий и напряжённый, в верхнем регистре на нижних струнах слегка сдавленный.
Строй струн виолончели: C, G, d, a (до, соль большой октавы, ре, ля малой октавы), то есть на октаву ниже альта. Диапазон виолончели благодаря разработанной технике игры на струне a очень широк - от C (до большой октавы) до a4 (ля четвёртой октавы) и выше. Ноты пишутся в басовом, теноровом и скрипичном ключах соответственно действительному звучанию.

До появления в конструкции виолончели шпиля инструмент удерживали икрами ног.
При игре исполнитель опирает виолончель о пол шпилем, который получил распространение только в конце XIX века (до этого инструмент удерживали икрами ног). На современных виолончелях широко применяется изобретенный французским виолончелистом П. Тортелье изогнутый шпиль, который придаёт инструменту более пологое положение, несколько облегчая технику игры.
Виолончель широко распространена как сольный инструмент, группа виолончелей применяется в струнном и симфоническом оркестрах, виолончель - обязательный участник струнного квартета, в котором является самым низким (кроме контрабаса, который иногда в нём применяется) из инструментов по звучанию, также часто применяется в других составах камерных ансамблей. В оркестровой партитуре партия виолончелей пишется между партиями альтов и контрабасов.

Все знают, кто такой Наполеон. Не торт, конечно же, а прославленный корсиканец Наполеон Бонапарт. Однажды с ним произошла любопытная история. На одном званом вечере Наполеон впервые услышал магическое звучание виолончели и так был поражен, что грубо схватив инструмент, попытался извлечь из него звуки, которые так его восхитили.

Наполеон канул в историю, а вот виолончель, созданная самим Страдивари и не сдавшаяся тирану, продолжала свое завоевание душ и сердец, но в руках великого Мстислава Ростроповича. Бонапарт оставил шрам на теле бесценного инструмента: поцарапал виолончель шпорой.

Вы можете покорять, завоевывать страны, быть успешным или популярным, но слыша звуки виолончели, вы поймете, что одна вершина еще впереди. Это не просто слова: гениальный Федор Шаляпин говорил, что петь нужно, как поет виолончель. Это не фигура речи; из всех музыкальных инструментов тембр звучания виолончели ближе всего к человеческому голосу.

Королева семейства струнных музыкальных инструментов – виолончель, способна заставить слушателей плакать, смеяться, она может вывести из депрессии, вернуть жизненные силы, даст возможность расслабиться или, наоборот, собраться. Нужные ноты – и благодарная виолончель поможет вам справиться с любой проблемой. Излечит душу, поднимет настроение и унесет в волшебный мир гармонии музыки.

Напрасно, некоторые думают, что классический инструмент не актуален, что он не способен выразить чувства в этом быстром мире. Послушайте, более чем современное звучание виолончели, в исполнении финской рок группы Apocalyptica и вы поймете, что виолончель вне времени и жанров, ей подвластны незамысловатые народные мелодии, сложные классические кантаты, рок и джаз, баллада и марш.

Кроме всего прочего, занятие музыкой полезно для здоровья, да-да, не смейтесь, именно так! Известный физиолог И.М. Догель, в 19 веке доказал целебное действие струнных музыкальных инструментов на сердечнососудистую систему. Как бы фантастически это не звучало, но это доказанный факт – занимаясь музыкой, человек лечится.

Вот такая, она – виолончель: не покоряющаяся тиранам, прославляющая мастеров и талантов, лечащая душевную боль и поднимающая настроение. Вечная и прекрасная!

Как проходит обучение?

    Индивидуальные и групповые уроки Индивидуальные уроки для людей, любящих спокойствие и индивидуальный подход, и групповые занятия, для тех, кто любит общение и обучение в коллективе.

    Теория музыки Теория тесно связана с практикой. Также по вашему желанию возможно изучать нотную грамоту, писать ритм-диктанты, изучать тональности и аккорды. Теория музыки нужная дисциплина, если музыка ваш профессиональный выбор, а не просто хобби.

    Развитие навыков слуха и ритма Чувство ритма и слуха - два обязательных качества, необходимые хорошему музыканту. Хорошая новость: их нетрудно развивать. Этим вы и займетесь на уроке.

    Домашнее задание Мы сделали процесс уроков максимально комфортным, однако очень многое именно в ваших руках. Сколько вы вложите - столько и получете в результате. Здесь все честно

5 причин, чтобы учиться с нами

Педагоги - профессиональные специалисты

  • Преподаватели - профессиональные, играющие музыканты.
  • Большой стаж обучения на разных уровнях взрослых и детей.
  • Енергичные и терпеливые. Уроки с удовольствием.

Удобное расположение и атмосфера школы

  • Занятия проходят в музыкальной студии, со всем необходимым оборудованием.
  • Два класса, рядом с метро "Дорогожичи" и "Шулявская", возможность бесплатной парковки.
  • Уютная атмосфера класса. Приятные преподаватели

Индивидуальное и групповое обучение

  • Индивидуальные или групповые уроки(мини группы 2-3 человека).
  • Обучение вашим любимым песням (школа не навязывает свои предпочтения).
  • Длительность урока - 60 минут.

Индивидуальный график

  • Расписание формируется с учетом вашей деятельности, учебы, командировок.
  • Информирование о переносах вовремя.
  • Возможность смены графика.

Методическая разработка на тему «Начальный этап развития игры на виолончели»


Автор : Смирнова Елена Владимировна, преподаватель МБОУ ДОД «Детская школа искусств № 1 имени А.Г. Рубинштейна» Города Томска
Назначение: Данный конспект может быть полезен преподавателям ДМШ, ДШИ, педагогам дополнительного образования.
Цель : Воспитание любви к музыке, формирование первоначальных навыков игры на виолончели.
Задачи :
Развивающие:
1.стимулировать развитие эмоциональности;
2.обогащать воображение;
3.развивать память и мышление,
Образовательные:
знакомить с инструментом, приобщать и погружать в музыкальную культуру.
Воспитательные:
воспитывать творческую активность, волю, умение дисциплинировать себя на публичных выступлениях.
На первых уроках работы с учениками очень важно начинать с постановки
левой руки отдельно от правой, так как левая рука изменяет высоту звука, которую нетренированное человеческое ухо воспринимает легче, чем тембровую окраску виолончели. Ребёнку на начальном этапе обучения проще следить за движениями одной руки и интонацией, чем за движением смычка и координацией рук. Поскольку игра на инструменте – занятие для ребёнка незнакомое и довольно трудное, то важно не перегружать его сложными объяснениями и обилием задач, а постараться превратить его в максимально
интересное увлекательное занятие. Исходя из своего опыта и наблюдая за опытом других педагогов на первых уроках работы с начинающими, я пришла к выводу, что с детьми 5-9 лет очень важно начинать занятия с разминки для рук и пальцев:
1) Чтобы пальчики были круглыми, нужно покрутить кончиками пальцев каждой руки мягкую ягодку-например клюкву, а чтобы её не раздавить, надо делать это упражнение легкими движениями пальцев, не напрягаясь.
2) Упражнение для нахождения опоры руки на кончик пальца. Сначала можно делать упражнение на столе: для этого нужно бросать руку на каждый палец, ощущая её тяжесть на конце пальца. Обязательно следить, чтобы в суставах не было острых углов, а ладонь приняла форму купола.
3) Упражнение разрабатывающее суставы пальцев левой руки: стоя на опоре, поочерёдно постукивать каждым пальцем, следить за тем, чтобы кисть не меняла своего положения.
Начинаем постановку левой руки с игры в первой позиции в узком расположении. В этом расположении первый и четвертый пальцы охватывают малую терцию, а средние – полутон. Это положение наиболее удобно на начальном этапе, т. к. рука испытывает наименьшее напряжение. Дети дошкольного и младшего школьного возраста легко усваивают сложный материал в стихотворной форме:
Если сдвинуть на струну
Пальцы в линию одну,
В стройный ряд, как буквы в строчке,
Чуть согнув, как молоточки-
Будет каждый палец твой
Звук хранить особый, свой.
А большой под гриф поставим,
Под вторым стоять заставим.
Про него не забывай
И по чаще проверяй,
Чтобы он подвижным был,
Вверх на шейку не давил.

(Б. Потребухин)
С первых уроков необходимо давать учащемуся возможность музицировать. В этот довольно сложный для ученика начальный период занятий необходимо заложить учащемуся правильное представление об интонации, о темперированном строе. На данном этапе ученика нужно постараться научить слышать и интонировать ноты в объёме первой позиции. Упражнение на развитие левой руки, очень хорошо запоминается ребёнком в стихотворной форме:
Пальцы чуть пошире ставь,
Друг от друга их отставь.
Этим малым расстояньям
Есть особое названье.
Их запомнить нам нетрудно-
Это малая секунда.
Между наших пальцев встал
Самый малый интервал
И в себе содержит он
Помни: только полутон.

(Б. Потребухин)
Работу над интонацией с учениками необходимо начинать с пения. Мы поём мажорные и минорные тетрахорды нот, которые находятся на каждой струне, затем мажорные и минорные гаммы в одну октаву, под аккомпанемент на фортепиано. Это делается для того, чтобы учащийся начал слышать и интонировать тон - полутон, и мажор – минор; а также короткие мотивы на основе их на каждой струне, а затем на разных струнах. При этом обращается внимание на конец фразы, движение мелодии и динамические оттенки. В это же время усваивается нотная грамота. Дети любят придумывать свои слова к известным песенкам, при пении со словами становится проще попросить ребёнка повторить лишний раз сыграть. Со временем, когда слух уже настроится и у ученика закрепится прочный навык правильного положения руки, можно дать ему возможность помузицировать на уроке, исполняя pizz. например, поиграть с ним в унисон или в октаву, в терцию. Движения на грифе должны быть подчинены слуху, строго организованны в ритме, таким образом закрепляется двигательный навык. Постепенно надо приучать ребёнка самого следить за правильностью и свободой своих движений. На первых уроках можно заложить не только постановку руки в первой позиции, но и давать подготовительные упражнения к смене позиций (скольжение вверх- вниз по грифу), беглости (поворот кисти вверх-вниз при соответствующем движении пальцев-от первого к четвертому и наоборот), и даже ставки (на мячике вверх- вниз). Когда у ребёнка появится некоторый слуховой опыт при игре на виолончели, а также правильные двигательные навыки и понятие об интонации, необходимо вести работу над постановкой правой руки и звукоизвлечением, а далее и объединением действий рук.

Методическая литература :
Х. Беккер, Д. Ринар. Техника и искусство игры на виолончели. Москва. Музыка. 1978
Б. Потребухин Методическое пособие (маленькому виолончелисту) Москва. Музыка. 1994
Р. Сапожников.Основы методики обучения игре на виолончели. Москва. Музыка. 1967


Top