День рождения балалайки. Триумфальное возвращение балалайки

23 июня в России отмечается День балалайки: хотя балалайка считается исконным русским инструментом, но праздник этот отмечается, как международный. Пока ещё праздник неофициальный, но отмечается он широко и активно – ведь его инициаторами стали сами музыканты-народники, а им ничто не мешает праздновать День балалайки весело и интересно, устраивая концерты и публичные выступления в разных городах России.

Как был основан День балалайки

Возможно, основать этот праздник хотелось бы многим, но предложил это сделать один человек – Дмитрий Белинский, в своё время основавший и клуб музыкантов-народников. Кроме того, что он балалаечник-виртуоз и Президент основанного им клуба, он ещё и заслуженный артист РФ; клуб был им организован ещё в 1992 году, а впервые праздник отметили в 2008 году – это совпало с двумя значимыми для народников юбилеями.

Тогда первому упоминанию о балалайке в исторических документах исполнилось 320 лет, а также 125 лет с тех пор, как она попала в руки к великому мастеру – Василию Андрееву, молодому российскому дворянину, которому была небезразлична русская музыка и русская культура. Во 2-й половине 80-х годов XIX века Андреев создал кружок, объединивший тех, кто любил играть на балалайке – потом из этого кружка вырос целый оркестр. До этого мир почти не знал о балалайке, но в 1889 году кружок Андреева выступил в Париже, на Всемирной выставке, и получил признание и небывалый успех.

История балалайки – некоторые моменты

Но расскажем немного и о первом документальном упоминании, а заодно и о некоторых моментах из истории балалайки. В конце 60-х годов XX века был найден интересный документ, в котором говорилось, что в июне 1688 года служащие Стрелецкого приказа задержали двоих мужиков – посадского и крестьянина, и привели их в приказ вместе с балалайкой. Проезжая через ворота Кремля, мужики пели песни, играя на балалайке, да ещё и обругали стрельцов, стоявших на карауле – их задержали и отвели в приказ. Примечательно, что причиной задержания стало не только оскорбление стрельцов, но и то, что мужики играли на балалайке, нарушая тем самым указ государя Алексея Михайловича: он почему-то невзлюбил не только балалайки, но и домры, и гусли, и приказал их сжигать, а тех, кто ослушается, арестовывать и ссылать подальше. В 1688 году царя уже не было в живых, но указ никто не отменял; однако особых преследований балалаечников тоже не наблюдалось – видимо, игра на данном инструменте преследовалась лишь в том случае, если поведение было слишком уж «наглым».


Ещё один момент: церковь тогда тоже не жаловала народные музыкальные инструменты. Музыкантов церковники почему-то сравнивали с разбойниками, и считали народную музыку весьма вредной для умов. И, хотя в 1-й половине XVII века музыкальные инструменты активно изготавливались, и мастеров, работавших над их созданием, появилось много, позже церковь объявила их «бесовскими» и «диавольскими».

Что же это за инструмент - балалайка, и каким образом она появилась в России?

Инструмент этот приводит в удивление многих иностранцев: когда они слышат игру на балалайке, то восхищаются, а когда начинают рассматривать инструмент, никак не могут понять, каким образом посредством всего трёх струн получаются такие сложные мелодии – ведь на балалайке талантливый музыкант может исполнить произведение любого композитора, и даже сложные классические произведения. Не случайно и в Европе, и в США музыкальные коллективы балалаечников всегда имеют успех – балалайку там хотят слушать снова и снова.

Точно никто не может сказать, как балалайка пришла на Русь, и поэтому версии её происхождения есть разные. Так, некоторые специалисты утверждают, что это типичный русский инструмент, но другие исследователи считают её «матерью» домбру – народный киргизский инструмент. Ещё рассматривается версия «татарская»: балалайка создана монголо-татарами, и во времена ига она была заимствована у них русскими, а затем приспособлена к местным традициям. Как бы ни было, но более «русского» музыкального инструмента, скорее всего, нет: именно балалайка может в точности передавать характер нашего народа, его душу и то, чего не понимает ни один иностранец – сегодня это называют «загадочным русским менталитетом».

Балалайка - признание в России

Популярность балалайки в России росла быстро, и из народной среды выходили настоящие великие музыканты, талантливые и виртуозные исполнители-балалаечники. Это тем более удивительно потому, что конструкция инструмента крайне проста: в XVIII-XIX веках купить балалайку можно было в любой лавке, да и сделать её самому, приложив немного усилий, тоже не составляло особого труда – поэтому балалайка и получила столь широкое распространение в народе.

Эксперты музыкальных дел относят балалайку к семейству лютни – известного с древних времён струнного инструмента. Считается, что предки лютни появились ещё во времена древних египтян, а впоследствии от них произошли многие музыкальные инструменты, и в том числе гитара и балалайка, однако последняя выделяется своей неординарностью.

Инструмент этот считается символом русской музыки: на грифе, отходящем от простого деревянного треугольного корпуса, есть лады и струны – струн всего три, но звучит балалайка очень тонко и светло – узнать её по звуку можно среди целого оркестра любых музыкальных инструментов.


Благодаря широкому тональному диапазону – это лучше могут понять музыканты, - исполнять на балалайке можно самые разные произведения, и даже очень сложные, но при этом простота использования и изготовления инструмента делает его уникальным. Размеры балалайки невелики, и её легко носить с собой – специальных приспособлений не требуется.

Великий «балалаечник» Василий Андреев

В конце XIX века балалайку усовершенствовали. Занимался этим как раз Василий Андреев: хотя его мать происходила из известного дворянского рода, и лучшим музыкальным инструментом считала рояль, сыну это не помешало всей душой полюбить народную музыку. Он первым из аристократов выступил с балалайкой на сцене, и тогда инструмент заметили все – интерес к нему в обществе развился необычайный. Все вдруг «разобрались», что на балалайке очень легко играть, но при этом можно исполнять практически любые музыкальные произведения, и после этого стали появляться нотные издания для неё, и многим людям захотелось учиться – раньше такое было немыслимо.

Андреев был удивительно талантливым музыкантом и композитором, и часто ездил со своим оркестром не только по России, но и по Европе, и всякий раз их успех был огромным. Он работал и в другом направлении: учил играть на балалайке гвардейцев в императорских войсках. Оркестр Андреева воспринимался населением других стран, как особенность чисто русской культуры, но после гастролей этого оркестра за рубежом музыкальные коллективы русской направленности возникли в Германии, Франции, Великобритании и США.

В России же балалайка, благодаря Андрееву, стала самым популярным народным инструментом: появилось множество исполнителей-виртуозов, и целые народные оркестры. И уже после 1918 года, когда Андреева не было в живых, его дело не заглохло и не остановилось: в России начали открываться мастерские и целые фабрики, выпускающие русские народные инструменты; композиторы стали писать для этих инструментов произведения; появилось ещё больше народных оркестров и ансамблей.

Кроме Андреева, усовершенствованием балалайки, как и других народных струнных инструментов, занимался уникальный русский мастер С.И. Налимов: он изготавливал балалайки, домры, гусли, причём делал это гениально, и поэтому получил прозвище «балалаечного Страдивари».

Сейчас праздник балалайки отмечается не только в России, но и в странах СНГ – в Казахстане, Беларуси, а также в Украине; в странах Европы, в США и Латинской Америке, в Южной Африке и в Австралии. В Крыму в июне ежегодно проводится праздничный фестиваль, посвящённый балалайке и другим струнным народным инструментам: в течение всего месяца в Севастополе и других городах выступают с концертами музыканты-народники, а 23 июня организуется большой гала-концерт. Балалайка сегодня пользуется заслуженной популярностью, а почитателей у неё появляется всё больше, и это не может не радовать всех, кому не безразлична русская национальная культура. Мы желаем празднику балалайки совершенствования и успеха, а великой русской культуре – развития и процветания.

Гатаулина Галина
для женского журнала сайт

При использовании и перепечатке материала активная ссылка на женский онлайн журнал обязательна

Балалайка – уникальный музыкальный инструмент, являющийся важным сакральным атрибутом русского народа. Он появился несколько столетий назад и сегодня пользуется большой популярностью наряду с гармонью и гуслями. Ежегодно все поклонники трехструнного инструмента отмечают праздник, посвященный ему. Событие было учреждено, чтобы уважить труд, творчество и мастерство народных музыкантов, вносящих весомый вклад в русскую культуру. Важная дата является неизменной и выпадает на 23 июня. Празднуют ее профессиональные музыканты, композиторы и обычные любители струнной музыки.

История праздника

Праздник, посвященный балалайке, не закреплен официально. Он приурочен к 320-й годовщине со дня изобретения данного инструмента. Событие носит международный характер. Придумали торжество музыканты-энтузиасты. Последние неоднократно посылали прошение в государственные органы о присвоении Дню балалайки официального статуса. Автором идеи объединения балалайщиков является Дмитрий Белинский, который является бывшим руководителем клуба музыкантов-народников из Российской Федерации.

Заслуженный артист основал этот клуб в 1992 году. День празднования выбран неспроста. 23 июня 1688 года датируется первое упоминание инструмента в исторических письменах. Впервые День балалайки отмечен в 2008 году. С 2010 года на территории Крыма проходит фестиваль народной музыки «Самородки» в честь этого великолепного торжества.

Праздник оказался связанным с 2 «балалаечными» юбилеями: 320-летию первого документального упоминания инструмента и 125-летия первого знакомства с балалайкой музыканта, создателя и дирижера Национального оркестра русских народных инструментов Василия Андреева. По сути, данное событие дало старт развитию искусства игры на народных инструментах знакомом современным зрителям и слушателям виде.

Основной функцией балалайки является развлечение и поднятие настроения окружающим. Этот инструмент активно используется в качестве аккомпанемента для частушек и прибауток. К сведению, он неоднократно упоминается в художественной литературе и песнях. О балалайке слагают красивые стихи. Ее изображают на многочисленных картинах.

Она умеет плакать и смеяться, петь жалобные песни и хлестать сатирой. Нежная, ласковая, задорная, лукавая, игривая, милая, добрая, насмешливая, душевная…Сколько эпитетов ни подбери – все они о ней – простушке о трёх струнах, инструменте с огромной душой – балалайке. Она – символ России с давних времён, прошедшая сложный путь от музыкальной игрушки черни до всенародного и всемирного признания.

23 июня мир отмечает неофициальный, но уже прочно вошедший в календарь праздник – День балалайки или музыкантов-народников. Ударим же по струнам, чтобы прислушаться к голосу этого удивительного многогранного инструмента!

Откуда взялась балалайка?

Кто может точно сказать, когда человек произнёс первое слово? Когда впервые сложились стихи или песня? Вначале это были лишь порывы души и сердца, и лишь потом потребовали они усилить голос звучанием инструментов. Балалайка, скорее всего, пришла с востока, от азиатов или татар. Её прародитель – домра или домбра с округлой «попой» и длинным грифом. Со временем она видоизменилась, приобрела треугольную форму кузова (так проще было её изготавливать) и прочно поселилась среди народа.

Предположительно балалайка появилась на Руси в 11-13 веках, а первое письменное упоминание о ней можно прочесть в рукописи 17 столетия «Память из Стрелецкого приказа в малороссийский приказ». Именно с даты 23 июня 1688 года и ведут сейчас условный отсчёт «жизни» русского инструмента, потому что точных сведений не осталось. И на это есть свои причины.

Церковное осуждение народных «бесовских сосудов»

Балалайка наряду с домрами, гудками, гуслями широко распространялась в народе и почти никогда не использовалась среди правителей. Эти инструменты любили скоморохи, которые бродили по русской земле, распевая песни, потешки, показывая представления, зачастую полные юмора, сатиры, критики правящих кругов.

Потому-то и невзлюбила церковь народные инструменты и не раз выдавала указы о запрете «сосудов дьявола» и «бесовских игр».

Истребляли «гудебные сосуды» в Москве, уничтожали их в провинциях, куда летели жестокие указы царя Алексея: «А где объявятся домры и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гудебные бесовские сосуды, всё велеть выимать и, изломав те бесовские игры, велеть сжечь».

На Русь из Византии пришло христианство. Новая музыкальная культура признавала божественные песнопения под колокол и напрочь осуждала инструментальную музыку. Надолго умолкли в городах народные инструменты, но разве можно убить душу? Балалайка схоронилась и жила в простых домах, плясала на свадьбах и уютно чувствовала себя на завалинках.

Триумфальное возвращение балалайки

В 18 век влилась свежая струя и понемногу возрождается исконно русское искусство. Голос народных инструментов звучит всё громче. Появляются в дворянских усадьбах придворные оркестры, виртуозы-музыканты, а балалайка выходит из тени и постепенно из инструмента черни становится русской любимицей-фавориткой.

Первым известным музыкантом-балалаечником считают Ивана Хандошкина. Он изготавливал кузов балалайки из тыквы и проклеивал его внутри хрустальным порошком, отчего звук лился звонко и серебристо.

Но по-настоящему вышла музыкальная певунья из тени и зазвучала во весь голос в 1886 году. Василий Андреев, русский дворянин, выступил на сцене, и с той поры балалаечное искусство начало шириться и распространяться небывалыми темпами.

Андреев создал вначале «Кружок любителей игры на балалайке», а позже преобразовал его в оркестр. Спустя три года после первого своего выступления, Андреев с оркестром едет в Париж, где, говоря современным языком, просто порвал Европу. Парижскую моду захватила в плен парфюмерия с названиями русских народных мелодий, и даже скопированные предприимчивыми парижанами галоши музыканта считались предметом высшего шика.

Василий Андреев не только популяризировал русскую балалайку, но и усовершенствовал инструмент. Он тесно сотрудничал с краснодеревщиком Налимовым, который по чертежам музыканта создавал шедевральные экземпляры, снискав себе прозвище русского Страдивари.

Германию и Францию, Англию и Америку покорили русские оркестры. Балалайка стала модной и востребованной, она появилась в заграничных магазинах, а желающие научиться играть на ней не иссякали.

Так стала русская игрунья культовым предметом и превратилась в символ.

Интересный факт: балалайка под запретом… в США

Несмотря на популярность, русское чудо все же не избежало очередных репрессий. В 1940 году в США вышел секретный указ сроком на 10 лет, запрещающий продавать балалайку в Америке. Подписал его президент Рузвельт.

Карательной меры избежала только Аляска, которая на момент написания указа еще не была штатом и где балалайка до сих пор считается народным инструментом.

Вы не поверите: прошло уже 74 года, а указ исправно продляется всеми последующими президентами! Ныне здравствующий Обама продлил запрет на продажу до 2020 года.

Но даже этот суровый документ балалайке не указ: она продолжает звучать в далёкой Америке. Играть на ней не запрещено, хоть и нужно получить специальную лицензию, и изготовлять собственноручно тоже. В 1984 году Джон Флинн написал книгу «Как изготовить балалайку». Она необычайно популярна и уже переиздавалась 9 раз!

Праздник музыкантов-народников

Думаете, современный мир погряз в электрогитарах и забыл о всенародной любимице? Может, балалайка и не так популярна в наши дни, но многочисленные оркестры да и музыканты-виртуозы не перевелись на русской земле!

Ежегодно, 23 июня, в Крыму проходит грандиознейший фестиваль, куда съезжаются знаменитые и не очень балалаечники, чтобы отпраздновать День балалайки как и полагается: задорно, весело, широко. И звучит она, русская балалаечка, поёт и показывает свои таланты, а музыканты-виртуозы показывают своё мастерство. Ведь они есть – настоящие, умопомрачительные! Слушаешь их и восхищаешься.

Алексея Архиповского называют русским Паганини, потому что, играя на балалайке, он творит настоящие чудеса. Послушайте и восхититесь его гениальным талантом:

А это зажигают и отжигают украинские музыканты – Антон Каргатов и Александр Тулинов. Сумасшедшая харизма, виртуозность и восторг!

Любите и цените свои корни и свою культуру. В них – сила и самобытность, неисчерпаемая энергия и наследие, которыми нужно гордиться и передавать по наследству своим потомкам.

Балалайка - исконный русский инструмент и самый узнаваемый символ России, который пользуется заслуженной популярностью не только среди наших соотечественников, но и почитается музыкантами-народниками из других уголков планеты. Неудивительно, что праздник в честь «трехструнки» отмечается ее ценителями на международном уровне.

Когда отмечают светлую дату?

День балалайки ежегодно отмечают в разгар лета - 23 июня. Хоть дата и не вписана в реестр официальных событий страны, но праздник все равно любим русским народом. Музыкальная братия и энтузиасты, которые не мыслят жизни без народных мотивов, ежегодно отмечают событие, организуя масштабные выступления и принимая участие в концертах.

Впервые стали отмечать дату в 2008 году с подачи Дмитрия Белинского - президента российского клуба музыкантов-народников. Вместе с командой энтузиастов он давно планировал создать день, когда объединятся под одним крылом «балалайщики» из разных уголков страны. Для этого коллектив регулярно писал прошения в вышестоящие органы с тем, чтобы дню Балалайки был предоставлен статус государственно значимой даты.

При выборе дня празднования заслуженный артист руководствовался фактами исторического документа «Память из стрелецкого приказа в малороссийский приказ», датируемого 23 июня 1688 года. В этом документе и содержится первое упоминание о «трехструнной» в контексте, что «стрельцами были арестованы двое игравших на балалайках крестьян».

Вторым поводом к выбору даты стало отмечание 125-ой годовщины со дня, когда со струнным щипковым инструментом впервые познакомился талантливый дворянин Василий Андреев. В начале творческого пути он организовал «кружок любителей игры на балалайке». После триумфа на всемирной выставке в Париже неутомимый пропагандист неустанно совершенствовал полюбившийся инструмент, постепенно превращая его роскошную красавицу, которая покорила красотой своего звучания и удивительным тембром звука весь мир.

Позднее Андреев в роли дирижера возглавил первый «Великорусский оркестр народных инструментов». Это памятное событие по существу и положило успешное начало развитию искусства виртуозной игры на популярных в то время народных инструментах, позволив балалайке проникнуть в самую толщу народных масс.

Чей это профессиональный праздник?

Дата празднования была учреждена с целью отметить и уважить творческую деятельность музыкантов-народников, которые делают неоценимую лепту в популяризацию русской культуры. Сегодня почти в каждом городе страны есть ансамбли и оркестры народных русских инструментов.

В этот день лета профессиональный праздник отмечают все, кто имеет отношение к музыке вообще:

  • Профессиональные творческие коллективы;
  • Балалайщики-самоучки;
  • Мастера-изготовители народных инструментов,
  • Студенты музыкальных учебных заведений…

День балалайки отмечают как профессиональные артисты, способные продемонстрировать всю красоту и могущество звуковой палитры, так и любители пощипать струны изящного инструмента, имеющего треугольную немного изогнутую форму, «чисто для души».

Праздник объединяет музыкантов со всех уголков планеты: России и Белоруссии, Украины и Казахстана, Австралии и Латинской Америки, США и ЮАР. В Японии создан ансамбль под названием «Токийская балалайка». Несмотря на то, что его прототипом является российский ансамбль, участниками токийского оркестра могут быть исключительно японские исполнители. В США официально зарегистрирована даже ассоциация любителей игры на балалайке.

Интерес иностранцев к инструменту, издающему такой чудный и прозрачный звук, подкрепляется тем, что виртуозы умудряются благодаря широкому тональному диапазону с помощью всего трех струн играть не только незатейливые народные, но сложные в исполнении классические произведения.

Подтверждением этому является тот факт, что книга Д.Флинна «Как изготовить балалайку» пользовалась фантастической популярностью и потому переиздавалась рекордные 9 раз.

Традиции народного праздника

На протяжении нескольких дней в преддверии даты во многих городах страны в концертных залах и музыкальных учебных заведениях можно наслаждаться выступлениями опытных творческих коллективов и юных исполнителей народного творчества. Желающие в эти дни могут участвовать в проводимых мастер-классах и изучать под руководством профессионалов азы игры на «трехструнной».

Работники музеев к памятному событию организуют тематические выставки. А музыканты прямо на улицах городов радуют отдыхающих виртуозным исполнением народных мелодий, которые так непривычно слушать на фоне ультрасовременной попсы.

В эти дни принято устраивать:

  • Яркие и зажигательные народные праздники;
  • Организовывать ярмарки ремесленников;
  • Проводить время на природе.

В честь этого праздника в Крыму, начиная с 2011 года, ежегодно организовывают фестиваль народной музыки со звучным названием «Самородки». В самый разгар июня музыканты выступают с концертами. В последний вечер фестиваля 23-го числа устраивается масштабный гала-концерт.

Изначально щипковый трехструнный инструмент, прототипом которого служила киргизская домбра, именовался как «балабайка». По одной из версий такое название было дано ему в подражание бряцания струн при извлечении звуков во время музыкальной игры. По другой - слово происходит от «балагурить» и «балабонить», что в простонародном наречии обозначает «пустозвонить» «и болтать».

В умелых руках скоморохов инструмент прекрасно справлялся с поставленной задачей - веселил и забавлял людей. Он был неизменным спутником празднеств, свадеб и гуляний. Ведь в его звучании слышна истинная русская душа - то задумчивая и печальная, то разудалая и неуемная. Даже грустные мелодии на этом чудном инструменте с прозрачным звуком всегда получаются не такими печальными.

Игру на этом балалайке любили слушать великие люди: Толстой, Лермонтов, Пушкин, Гурилев, Горький, Римский-Корсаков и Чайковский.

Примечательно, что времена царской России «трехструнная» была запрещена священниками православной церкви. Балалаечников даже приравнивали к разбойникам. Главный аргумент такого решения - «она позволяет глумиться над властью». Тех, кто посмеет ослушаться, наказывали ссылкой в Малороссию. В период советского союза этот запрет был снят.

Возраст самой старой балалайки, сохранившейся до наших дней, достигает 120 лет. Этот экспонат служит украшением музея Ульяновска.

Сегодня балалайка - не только элемент музейной истории и народных традиций, но инструмент, который реагирует на современность и развивается. А потому день, посвященный ей, точно не утратит актуальности еще в течение ближайших сотни лет.

В реестре официальных мероприятий такого события, как День балалайки , не предусмотрено. Правда, ситуация эта никак не умаляет важность праздника для любителей народной музыки - тех личностей, которые не мыслят своей жизни без веселого музыкального инструмента. Собственно, благодаря последнему День балалайки и появился. Это случилось 6 лет тому назад, в 2008 году. Инициатором первого проведения музыкальной акции стал президент российского клуба музыкантов-народников Дмитрий Белинский. Благодаря этому замечательному человеку, являющемуся к тому же заслуженным артистом РФ и директором Русского концертного квартета «Сказ», день балалайки приобрел статус ежегодного и объединил под своим крылом балалаечников со всего мира.

Другое название знаменательной даты - Международный праздник музыкантов-народников, ведь именно они, эти творческие люди, демонстрируют нам, простым смертным, всю мощь и красоту гаммы звуков, извлекаемых из струн специфического музыкального инструмента.

Самый первый День балалайки совпал сразу с двумя специфическими событиями . Прежде всего, 23 июня 2008 года исполнилось ровно 125 лет с момента знакомства с балалайкой Василия Андреева - музыканта, основавшего первый Национальный оркестр русских народных инструментов, и его же дирижера. А во-вторых, в этот день балалаечники отметили 320-летний юбилей первого упоминания музыкального инструмента в исторических документах. Можно сказать, что 23 июля 2008 года стартовал процесс развития современной игры на русском народном инструменте.

Вполне вероятно, когда-нибудь Международный день музыкантов-народников получит звание официального, по крайней мере в нашей стране. Пока же правительство не видит необходимости во внесении подобной даты в реестр государственных праздников, о чем представители Минкультуры сообщили в письме уже упомянутому Дмитрию Белинскому в ответ на попытку энтузиаста добиться справедливости в отношении народного инструмента.

История балалайки

«Трехструнная», к которой жители нашей страны всегда проявляли особое уважение, существует не одно столетие. Если углубиться в историю, то окажется, что никакой и не русский этот инструмент. По одной версии балалайка является прототипом домбры - национального инструмента киргиз-кайсаков, по другой - идея создания музыкальной «игрушки» была удачно позаимствована у татар. В любом случае, это очень древний атрибут, ведь о нем упоминалось еще в арабских источниках от 921 г.: автор - историк Ибн-Фацлан - описывает в своем труде подсмотренные похороны русского князя в Волжской Болгарии.

В числе традиционных предметов, положенных в могилу хозяину подданными, оказался и музыкальный инструмент «eine Laute» (с точки зрения А. Котляровского - собственно, балалайка). Неизвестно, насколько этот факт достоверен, ведь отечественные историки называют совсем другую дату происхождения инструмента - 1715 год, и склоняются к тому, что создателем его являются крестьяне. От них балалайка попала в руки к скоморохам и распространилась благодаря народным весельчакам по всей стране.

Однако радость народная была недолгой. Царь Алексей Михайлович, наблюдая все это «безобразие», приказал уничтожить любые музыкальные инструменты, в том числе и «трехструнную», а тех, кто посмеет ослушаться, - высечь либо вовсе сослать в Малороссию. После смерти правителя национальный инструмент вернулся, но уже через некоторое время снова попал под запрет. Лишь в середине XIX века балалайка окончательно «влилась» в ряды отечественных музыкальных инструментов. Вышло так благодаря дворянину Василию Андрееву, случайно услышавшему звуки «трехструнной» у своего дворового Антипа. И так ему пришлась музыка сия по душе, что решил он сделать балалайку самой популярной в России. Удалось это Андрееву - балалайку полюбили заново и стар, и млад.

К сожалению, подобной актуальности игра на народном русском музыкальном инструменте в наше время не получила. Регулярно организуемые балалаечные концерты интересны только узкому кругу лиц. Известны имена прославленных современных музыкантов-балалаечников: Кузнецова В.А., Захаров Д.А., Болдырева В.Б., Горбачева А.А.

Интересные факты о балалайке

  • Почему своеобразный музыкальный инструмент назвали так странно - балалайкой? Оказывается, изначально его наименование звучало несколько иначе - балабайка. Близкие по значению и словесной конфигурации выражения: «балагурить», «балабонить». Слов много, а смысл один - разговаривать о праздном. В итоге получается, что сей музыкальный инструмент предназначен для забав, увеселений.
  • Балалайку следует хранить в сухом жилом помещении. Сырость приводит к тому, что инструмент испортится и выйдет из строя. Проветривать комнату, где находится балалайка, когда за окном дождь или просто повышенная влажность воздуха, категорически запрещено.
  • Обратная сторона медали - зной и яркий солнечный свет - также нежелательна. Дело в том, что под воздействием целенаправленного тепла, будь то даже не дневное светило, а любой источник, например, батарея системы отопления, балалайка непременно рассохнется, кузов лопнет, а играть на ней станет невозможным.
  • В свое время по инициативе дворянина Василия Андреева - того самого, что много сделал для популяризации балалайки, был создан целый клан народных музыкальных инструментов, отличающихся по размеру и, соответственно, звучанию. Занимались этим два русских мастера: Налимов и Пасербский. Результатом деятельности этого творческого союза стало семь видов балалаек: пикколо, дискант, прима, секунда, альт, бас, контрабас. Великолепная семерка составила фундаментальную основу Великорусского оркестра.



Top