Как ценности меняются с возрастом.
Вы можете вносить поправки не только в намеченные результаты, но и в собственную систему ценностей. НЛП всегда подчеркивает важность подобного выбора. "Исторически" возникшие ценности и убеждения могли приносить вам пользу в прошлом, но, пересматривая систему ценностей, вы предлагаете себе выбор, основываясь на текущих целях и ценностях. Времена и люди меняются.
Научившись делать выбор как можно чаще, вы получаете контроль над обстоятельствами, над внутренними изменениями и их характером. Уважительное отношение к чужим картам мышления означает, что вы с почтением относитесь к их собственному праву выбора.
Вы можете менять свои ценности точно так же, как цели: "Это уже не кажется мне важным, а вот это (в данный момент) существенно". Кроме того, вы можете переставлять ценности в иерархии: "(В данный момент) это выглядит менее важным, чем это". Мы действительно способны менять систему ценностей и убеждений, но их устойчивость во времени означает, что для перемен нам обычно нужно иметь очень веские причины.
Иногда изменения ценностей происходят после серьезных перемен во внешних обстоятельствах или образе жизни: появлении нового спутника жизни, смены работы, переезда в другой город, несчастного случая или болезни. Однако вы способны менять свои ценности путем сознательной переоценки, которая проводится в рамках процесса выбора целей. Выявив сомнительную ценность и поразмышляв над ее необходимостью, вы, вероятно, достаточно быстро внесете в нее поправки или вообще отбросите, после чего ее место может занять другое, более полезное и воодушевляющее убеждение.
Сегодняшний урок:
Резюмирующая пресуппозиция
Человек - не его поведение.
Однозначно отождествляясь со своим поведением, мы можем со временем просто навязать его себе ("такой уж я человек"). Это может произойти даже в том случае, если наши поступки не отражают подлинную личность и систему ценностей. Однако временами нам нужно четко различать свое поведение и личность. Вывод "я потерпел неудачу" может оказаться совершенно справедливым, но слова "я - неудачник" (обратите внимание на неявное в форме тире присутствие глагола "быть"!), без сомнения, становятся лживой карикатурой на личность.
Пресуппозицию этого урока можно связать с изречением: "Цени человека, меняй его поведение". Наше от природы разнообразное и изменчивое поведение отражает все внешние обстоятельства, а также текущее самочувствие и восприятие явлений в данный момент. Временами все мы начинаем вести себя так, словно "выходим из роли".
С другой стороны, ваша личность, структура не менее сложная и многогранная, лишена преходящих характеристик поведения, то есть не меняется миг за мигом. Это значит, что вы можете дистанцироваться от собственного поведения. Конечно, вы по-прежнему несете ответственность за свои поступки, но только не нужно приравнивать их к своей личности. Кроме того, вы способны менять и то, и другое: менять то, каким вы себя видите и как себя ведете.
Домашнее задание.
Запомните пресуппозицию в конце этого урока. Подумайте о тех случаях, когда вы говорили или делали нечто такое, что вам несвойственно.
Вспомните случаи, когда вы вешали на другого человека "ярлык", исходя из его единичных и вполне, может быть, случайных поступков.
Выбрав три правильно сформулированных результата из числа намеченных на втором уроке, проанализируйте их по Декартовой схеме, заодно отслеживая возможные перемены в вашем отношении к какому-либо конкретному результату. Не захочется ли вам внести в него поправки? Будьте готовы к появлению новых точек зрения на свои цели.
Выбрав определенную сторону жизни, составьте список связанных с нею своих основных ценностей, пользуясь описанным на уроке процессом.
Выбрав определенную цель, связанную с той же стороной жизни, подумайте о том, какое влияние оказывает на нее каждая ценность из списка, какие ощущения теперь вызывает эта цель и каким вы хотели бы видеть ее осуществление.
Вновь пройдитесь по списку своих целей, отмечая любые перемены в своем отношении к ним. При необходимости вносите в цели поправки. Затем попробуйте разместить их в порядке важности. Возвращайтесь к своему списку в любое время и уделяйте особое внимание самым важным целям. Ощутите приятное чувство власти над собственной жизнью, целенаправленности.
Не жалейте времени на мысленное переживание своих целей и результатов, старайтесь увидеть, услышать и ощутить их так, словно они уже достигнуты.
Почувствуйте удовлетворение, которое они приносят. Это значит, что вы уже начали творить свое будущее.
Что важно для вас и что является ? Каждый человек, которому будет задан такой вопрос, ответит на него индивидуально. Один скажет, что самое главное в жизни – это карьера и достаток, другой ответит, что этот власть и статус в обществе, третий приведёт в пример семью, отношения и здоровье. Перечислять можно довольно долго, однако нам нужно лишь понять, что то, что является важным для человека, управляет его действиями. Исходя из того, какие у него приоритеты, он будет заводить друзей, получать образование, выбирать место работы, другими словами, выстраивать свою жизнь.
И тема настоящей статьи – это жизненные приоритеты, а если сказать более точно – жизненные ценности. Далее мы поговорим о том, что это такое, какие вообще бывают ценности и как происходит формирование их системы.
Что такое жизненные ценности?
Итак, жизненными ценностями человека можно назвать ту шкалу оценок и мер, при помощи которой он выверяет и оценивает свою жизнь. В различные периоды существования человека эта шкала трансформировалась и видоизменялась, но определённые меры и оценки присутствовали в ней всегда и продолжают присутствовать сейчас.
Жизненные ценности человека являются абсолютными величинами – они занимают первое место в его мировоззрении и оказывают прямое воздействие на то, какие направления жизнедеятельности будут для него приоритетными, а что он будет воспринимать как второстепенное.
Какие бывают жизненные ценности?
В первую очередь следует указать на то, что система жизненных ценностей человека может состоять из нескольких элементов:
- Общечеловеческие ценности
- Культурные ценности
- Индивидуальные ценности
И если первые два элемента обусловлены, главным образом, общими представлениями людей о том, что хорошо и что плохо, что важно и что второстепенно, а также особенностями той культуры, в которой родился и воспитывался человек, то к третьему элементу можно отнести сугубо субъективные мировоззренческие особенности. Хотя и в этом случае можно выделить нечто общее, что объединяет жизненные ценности всех людей вообще.
Таким образом, к общей системе жизненных ценностей человека можно отнести:
- Здоровье – оно является одной из основных жизненных ценностей, разделяемой множеством людей и ценимой довольно высоко. Но к здоровью можно отнести не только или духовное благополучие, но и благополучие социальное, выражающееся в отсутствии социальных кризисов в жизни. Особого внимания заслуживают показатели физического и социального благосостояния, которые отражаются на внешней привлекательности и в атрибутах социального положения, таких как общественный статус, обладание определёнными вещами, соответствие стандартам и брендам;
- Успех в жизни – ещё одна ценность, которая находится в почёте на протяжении долгого времени. Получение является залогом стабильного будущего, успешной карьеры, наличие и общественного признания – всё это важно для многих людей. Но в это же время достаточно велико и число приверженцев так называемого дауншифтинга – явления, в котором люди, уже сумевшие достичь успеха и социального статуса, приходят к пониманию того, что уже нет сил выносить социальный прессинг, отходят от дел и уходят в простую жизнь, дабы сохранить душевное равновесие и целостность. На сегодняшний день особо ценным является навык приспособления к разным условиям и обстоятельствам жизни и способность зарабатывать, не работая по найму;
- Семья – остаётся одной из главных жизненных ценностей для людей всего мира, невзирая на то, что сегодня наблюдается тенденция отказа от браков, тем более ранних, отказа от рождения детей, а также пропаганда однополых отношений. Кроме того, даже тот факт, что в наше время можно использовать деньги для получения бесконечного количества сексуальных связей и видимости любви, не может идти ни в какое сравнение с тем, что для людей по-прежнему остаются значимы настоящая семья и потребность в продолжении рода;
- Дети – и здесь мы снова можем сказать, что, несмотря на пропаганду отказа от детей (чайлдфри) для подавляющего числа людей дети продолжают оставаться смыслом существования, а рождение и воспитание потомства превращается в . И огромное значение здесь отводится возможности для человека оставить после себя потомство, как след, а также передачи своего жизненного опыта и закрепления своего индивидуального «Я» в том, что будет продолжать существование дольше его самого.
Руководствуясь всем этим, можно сделать вывод, что система жизненных ценностей людей, которой они руководствуются в течение всей своей жизни, в большинстве случаев представлена их стремлением к самореализации, и передачи её во времени.
Но, помимо перечисленных жизненных ценностей, можно назвать и ряд других, которые также встречаются очень часто:
- Близость с близкими людьми
- Друзья
- Свобода суждений и поступков
- Независимость
- Работа, соответствующая жизненному предназначению
- Уважение и признание со стороны окружающих
- и открытие новых мест
- Творческая реализация
Различия же в жизненных ценностях и приоритетах объясняются тем, что люди отличаются по . Это говорит о том, что и ваша система жизненных ценностей совершенно индивидуальна, но то, что для вас имеет наибольшее значение, и то, что вы цените, как самое главное в жизни, для кого-то другого может быть совершенно ничего не значащим или вообще отсутствовать в его системе ценностей. Хотя, конечно же, вещи, значимые для всех и каждого, как и моральные ценности, имеют место быть, независимо то того, где рождён человек и в какое время.
Теперь же давайте поговорим на тему того, как происходит формирование системы жизненных ценностей.
Особенности формирования системы жизненных ценностей
Система жизненных ценностей каждого человека начинает формироваться уже с первых лет его жизни, однако окончательно она формируется лишь к достижению ответственного возраста, т.е. примерно к 18-20 годам, хотя и после этого может в чём-то меняться. Сам же процесс её формирования проходит по определённому алгоритму.
Схематично данный алгоритм можно выразить так:
- Стремление > Идеал
- Стремление > Цель > Идеал
- Стремление > Ценности > Цель > Идеал
- Стремление > Средства > Ценности > Цель > Идеал
Однако впоследствии между всеми этими пунктами появляется ещё один – этика, в результате чего вся схема приобретает следующий вид:
- Стремление > Этика > Средства > Этика > Ценности > Этика > Цель > Этика > Идеал
Отсюда получается, что в первую очередь возникает идеал и само стремление к этому идеалу. Идеал, который также можно назвать образом, если к нему не возникает стремления, уже таковым не является.
На первой стадии, чаще всего являющейся инстинктивной, идеал нейтрален с этической точки зрения, т.е. его нельзя как-либо оценить, да и формироваться он может в виде чувственно-эмоциональной субстанции, содержание которой определить довольно сложно. Смысл же, который придаётся идеалу, формируется только на стадии трансформации в цель. И только после этого, достигая третьей стадии, происходит формирование ценностей, служащих ресурсами, условиями и правилами для , которая ведёт к идеалу. А весь алгоритм, в конце концов, завершается так называемой инвентаризацией необходимых и имеющихся средств по достижению цели.
Каждый элемент представленного алгоритма крайне важен, однако нужно обратить внимание на то, что идеал, цель и средства формируются и выбираются под воздействием не только потребностей, но и норм этического характера, которые как бы «фильтруют» все стадии алгоритма. Одновременно с этим, этические нормы могут иметься в сознании человека, а также в массовом сознании, представляя собой результаты действия предыдущих алгоритмов, а значит, и восприниматься как «существующие объективно». Кроме того, они могут формироваться и как новые, будучи обусловленными вновь возникшим идеалом и соответствующим ему алгоритмом.
Жизнь любого человека, о чём мы уже упоминали, с самого детства начинает подчиняться данному алгоритму, причём не важно, чего это касается: выбора будущей профессии, любимого человека, политических или религиозных взглядов и совершаемых поступков. И здесь особую роль играют именно «идеалы», независимо от того, существуют они в сознании человека или в его подсознании.
Подытоживая, можно сказать, что система жизненных ценностей человека является достаточно стабильной структурой, несмотря на то, что подвержена изменениям, как небольшим, так и глобальным. А осознание самим человеком своей системы жизненных ценностей – это первый шаг на пути к пониманию своего .
Хотя основные ценности относительно постоянны, в целом общественные ценности непрерывно изменяются. Специалисты по маркетингу должны обратить особое внимание на «переходные» ценности, затрагивающие все сферы рынка. Изменения, происходившие в 1990-х гг. (см. табл. 11.1), являют собой пример изменения парадигмы или фундаментального переупорядочения представлений потребителей и субъектов рынка об окружающем мире.26 Эти изменения заложили основы для нынешней рыночной среды. Возможно, взглянув на правый столбец табл. 11.1, вы захотите задуматься о том, как будут изменяться ценности в ближайшие несколько десятилетий и какое влияние это окажет на решения, которые вы будете принимать в роли потребителя или менеджера.
Смену общественных ценностей можно прогнозировать, основываясь на понятиях жизненного цикла: ценности человека изменяются с возрастом. Следовательно, молодежь, обладая некими собственными, присущими только ей, ценностями, через несколько десятилетий поменяет свои ориентиры, и общественные ценности будущего не будут отличаться от сегодняшних, поскольку молодые люди, становясь старше, усваивают ценности своих родителей (основное положение теории поведенческой ассимиляции). В противоположность ей постепенная замена существующих ценностей объясняется сменой поколений: молодые люди, представляющие на данный момент «ведущее» поколение, внедряют собственные ценности. Взрослея, они сохраняют ценности своей юности, которые заменяют общественные установки пожилых потребителей.27 Какая из этих теорий, на ваш взгляд, в большей мере соответствует истине? Останутся ли прежними ваши взгляды на жизнь лет через 30 или вы будете рассуждать, как ваши родители? Ваш ответ будет зависеть от того, в какой мере на ваши жизненные ценности повлияли культурная триада (семья, религия и школа) и прошлый жизненный опыт. Степень убедительности коммуникаций будет зависеть от ценностей, которые, вопреки мнению об их относительной стабильности и связи с культурными нормами и традициями, в действительности являются гибкими и в большей мере управляются вашими личными особенностями характера.28
Таблица 11.1. Западная цивилизация: изменение ценностей
Традиционные ценности | Новые ценности |
Мораль самоотречения | Мораль самореализации |
Высокий заработок | Высокий уровень качества жизни |
Традиционные сексуальные роли | Стирание границ сексуальных ролей |
Общепринятое определение успеха | Индивидуальное понимание успеха |
Традиционная жизнь семьи | Альтернативные модели семьи |
Вера в промышленный прогресс, обществен- | Вера в собственные силы |
ные институты | |
Жить, чтобы работать | Работать, чтобы жить |
Поклонение героям | Увлечение идеями |
Экспансионизм | Плюрализм |
Патриотизм | Стирание границ между национальностями |
Неравномерное развитие | Повышение неприятия ограничений |
Развитие промышленности | Развитие сферы услуг и информации |
Восприимчивость к техническим новшествам | Ориентация на технологию |
Примечание: развитые западные общества постепенно отказываются от традиционных ценностей и все больше переходят на новые.
Источник: Joseph T. Plummer, «Changing Values», Futurist, 23 (январь-февраль 1989), 10.
Изменение влияния семьи
В большинстве культур семья является важнейшим фактором формирования социальных ценностей. Подробнее влияние семьи рассматривается в гл. 12. Здесь остановимся лишь на основных моментах. В настоящее время дети все меньше испытывают влияние «дома» и родителей. Поскольку многие матери работают не дома, большинство детей сегодня посещают дошкольные учреждения разных типов (в 1965 г. детские сады посещали только 5,7% детей). Теперь дети все больше усваивают ценности вне дома. Родителей заменяют няни, детские сады, масс-медиа. Увеличение числа детей, воспитываемых матерями-одиночками, тоже уменьшает потенциальное родительское влияние. Увеличение числа разводов ослабляет влияние семьи, поскольку дети в основном общаются только с одним из родителей. Эти дети и сами реже формируют традиционные семьи, что впоследствии оказывает влияние на ценности будущего поколения. Семья как изолированное ядро или географическое удаление семьи от бабу- шек-дедушек и других родственников (расширенная семья) также ослабляет влияние семьи на передачу ценностей.
Изменение влияния религии
Большое влияние на культуру общества оказывает приверженность людей религиозным институциям. Уровень веры людей в Бога или «Высшую силу» может оказывать воздействие на многие аспекты их поведения. В статье врезки «Рыночные факты 11.1» отражены некоторые подобные влияния на то, как люди голосу-
ют на выборах, а также распределение этих влияний по возрастным группам и географическому расположению. В формировании ценностей США и других западных культур исторически важная роль принадлежала иудеиско-христианским религиозным институтам, но в последние годы ситуация изменилась. Лишь чуть больше половины (52%) взрослых американцев относят себя к числу протестантов, около трети - к последователям Римской Католической церкви, 1,3% - к иудеям, 0,5% - к числу мусульман, а все остальные распределены по более чем ста категориям.29 Процент потребителей, которые не ассоциируют себя ни с одной из религий (т. е. атеистов, агностиков, гуманистов и секуляристов), возросло с 8% населения США в 1990 г. до 14% в 2001 г.
Для современной религиозной ситуации США характерны следующие тенденции: Спад приверженности традиционной церкви и религии, начавшийся после Второй мировой войны, вместе с исканиями поколения «беби-бумеров». Если в 1958 г. религиозные воззрения своих родителей не разделял каждый 25-й американец, то к 2001 г., по данным опроса американцев, посвященного религиозной идентификации (American Religious Identification Survey), 16% американцев изменили свои религиозные предпочтения.30 Наиболее успешно развивающиеся церковные общины относятся к числу социально консервативных групп с высоким уровнем вовлеченности. Это Церковь Иисуса Христа Святых Последнего Дня (Мормоны), Церкви Христа и Сообщество Господа, каждая из которых увеличила число своих сторонников с 1990 г. на 19%. Редеют ряды пресвитерианцев и Объединенной Церкви Христа, которые потеряли с 1990 г. 12% и 15% соответственно.31 Возрастает популярность нехристианских конфессий. Увеличение этнического многообразия сопровождается ростом числа людей, исповедующих буддизм, ислам и др. религии. Нередко это консервативные религии, культивирующие уважение к старшим членам семьи. Отход от традиционной религиозности в сторону духовности. Многие американцы, особенно достигшие зрелого возраста lt;lt;беби-бумеры», вместо традиционных религий обращаются к поиску основанных на опыте веры и духовности. Духовность, более личная и практическая, провозглашает не стремление к спасению, а, скорее, освобождение от напряжения, не просто благо, а чувство удовлетворения и благодать.32 При таком свободном определении веры и религии миллионы американцев неожиданно страстно увлеклись поисками ду-
33
ховности, и как никогда много людей стали говорить о своей «религиозности» (хотя они не посещают церковные службы). Таким образом, 90% американцев отмечают, что религия играет значительную роль в их обыденной жизни, и лишь 10% считают религию «не столь важной».34 Более значительная религиозность женщин. Женщины склонны сильнее, чем мужчины, выражать свои религиозные чувства и духовные искания, зачастую они посещают занятия по изучению Библии и женские группы, в рамках которых они поддерживают друг друга в этих устремлениях, а также берут на себя больше ответственности по передаче религиозных ценностей своим детям и внукам. Кроме того, по сравнению с мужчинами они чаще определя
ют успех с религиозных позиций.33 Такие известные личности, как Пэрис Хилтон, Бритни Спирс, Деми Мур и Мадонна, являются приверженцами Каббалы, формы мистического иудаизма.36
Религия и духовностьявляются серьезным бизнесом и оказывают влияние на серьезный бизнес. Активизация духовных исканий привела к росту спроса на религиозную литературу, духовные общества, одежду с религиозными логотипами, нетрадиционную медицину, духовное образование, религиозные радио- и телевизионные программы, паломнические туры и различную религиозную музыку - от U2 до МегсуМе. Фильм Мела Гибсона «Страсти Христовы» стал одним из наиболее кассовых благодаря маркетинговым усилиям, нацеленным в основном на христиан, а книга Рика Уоррена «Жизнь, направляемая целью» была распродана в количестве более 21 млн экз., и это привело к возникновению сотен домашних и церковных групп, где изучаются описанные в книге факты.37 В статье «Поведение потребителей и маркетинг 11.2» описывается, как иногда ценности религиозных потребителей оказывают воздействие на крупнейшие розничные компании и их поставщиков.
Интерес к карьере в 60 лет может быть выше, чем в 40. Взрослые тревожатся о здоровье меньше, чем подростки. А главное, через десять или двадцать лет каждый из нас будет другим человеком с другими приоритетами, хотя сегодня нам очень трудно в это поверить.
Пытаясь заглянуть в будущее и представить себя лет через 10-20-30, мы постоянно совершаем одну и ту же ошибку. Нам кажется, что мы не изменимся. Нет-нет, мы прекрасно понимаем, что станем старше и утратим проворство. Быть может, наберем вес, хотя и постараемся этого не сделать. Поседеем – и будем гордиться сединами или тщательно их закрашивать. Но все это перемены внешние. Как и другие изменения, которые мы себе рисуем: картины достигнутых в карьере успехов или идиллической жизни на пенсии в домике у моря, взрослые дети… Однако на эту будущую жизнь мы смотрим сегодняшними глазами, забывая о главном: мы изменимся не только внешне, но и внутренне. И кто знает, насколько важны для нас, будущих, окажутся успехи в карьере, возможность жить у моря и даже отношения с детьми.
Наши ценности – то, во что мы верим и к чему стремимся – меняются с возрастом. В очередной раз и весьма наглядно эту истину доказала международная группа психологов. Они провели исследование на впечатляющей выборке, включавшей 36 тысяч жителей Бразилии в возрасте от 12 до 65 лет. Мужчин и женщин в ней было примерно поровну, поскольку исследователи хотели заодно выяснить, по-разному ли меняются ценности в зависимости не только от возраста, но и от пола человека.
Мальчишки до седых волос
Ученые создали специальную методику опроса под названием «Анализ базовых ценностей». 18 основных понятий, отнесенных к базовым ценностям, были распределены на 6 групп. К ценностям эмоционального возбуждения были отнесены удовольствие, эмоции и сексуальность. В число ценностей социального роста вошли власть, престиж и успех. Привязанность, чувство принадлежности и поддержки составили ценности взаимоотношений. Нормативные ценности были представлены готовностью исполнять предписания, верностью традициям и религиозностью. Способность ценить красоту, знания и развитие психологи обозначили как ценности актуализации. И, наконец, базовые ценности существования были представлены здоровьем, стабильностью и возможностью выживания. Затем все участники масштабного исследования оценили важность каждого из представленных понятий лично для себя.
Обработка результатов показала, что различные группы ценностей ощутимо приобретают или теряют важность в зависимости от возраста. Так, ценности эмоционального возбуждения, как легко догадаться, выше всего ценят подростки. В дальнейшем их важность неуклонно снижалась, достигая минимальных значений у самых возрастных участников. Забегая вперед, нужно сказать, что лишь в этой категории была выявлена серьезная разница между мужчинами и женщинами. Их отношение к прочим ценностям с течением жизни менялось более-менее одинаково. Но вот эмоциональное возбуждение даже самые пожилые мужчины посчитали намного более важным, чем их ровесницы. Вероятно, этот результат может служить научным подтверждением расхожей мысли о том, что в душе мужчины до глубокой старости живет мальчишка.
Когда семья важнее карьеры
Любопытной оказалась динамика категории социального роста. Власть, престиж и успех представлялись одинаково важными людям совсем молодым и тем, кто перешагнул рубеж середины жизни. И неожиданно теряли важность для 30-40-летних. Психологи объясняют результат тем, что в этом возрасте на первый план обычно выходят интересы семьи и воспитания детей. К социальному и карьерному же успеху мы в наибольшей мере стремимся либо раньше – еще не успев обзавестись семьей, либо позже – когда дети уже понемногу встают на ноги и начинают самостоятельную жизнь.
Наименьшие изменения с течением жизни претерпевают ценности взаимоотношений. Их важность снижается, но не слишком значительно. И это едва ли удивляет или требует объяснений: привязанность и поддержка необходимы всем и абсолютно в любом возрасте. А вот нормативные ценности продемонстрировали самый высокий среди всех категорий рост. Чем старше были участники исследования, тем больше они ценили религиозность и верность традициям. Исследователи предполагают, что приверженность этим ценностям помогает пожилым людям наполнять свою жизнь смыслом. (Интересно, кстати, что пожилые женщины оказались несколько более активными сторонниками религии и традиций, чем пожилые мужчины.)
Чем дорожит старость
Ценности актуализации тоже набирают важность – но примерно до середины жизни. Затем их график выходит на плато, превращаясь в почти ровную линию, и дальнейший рост, хотя и имеется, не очень заметен. Причина, полагают исследователи, состоит в том, что к середине жизни большинство людей оказываются слишком поглощены вопросами скорее практическими. Говоря условно, отправиться в музей или библиотеку за не имеющими сиюминутной практической пользы красотой и знаниями – роскошь, позволительная лишь для тех, кому не нужно спешить в другие места и по делам более насущным.
И, наконец, очень красноречива динамика отношения к базовым ценностям существования. Они имеют огромную важность в подростковом возрасте и в молодости. Затем их важность заметно снижается. Понимая ценность здоровья и жизни, мы в то же время начинаем ясно осознавать, что сохранить их в неприкосновенности, увы, невозможно, – объясняют психологи. Но ближе к старости эта ценность вновь возрастает: приближаясь к последней черте, мы начинаем больше дорожить тем, что нам отпущено.
Стоит оговориться, что исследование не претендует на универсальность. Выявленные им закономерности могут в значительной мере объясняться спецификой культуры и образа жизни Бразилии. И не исключено, что в других странах и результаты оказались бы другими. И все же динамику изменения отношения к тем или иным базовым ценностям с течением жизни полезно иметь в виду, планируя свое будущее.
Философия
2.Социальный космос Древнего Китая 10
3.Философия Древнего Рима: содержание и историческое значение 12
4.Неотомизм как возрождённая философия Ф. Аквинского 14
Список литературы 16
1. Почему происходит смена ценностей в истории человечества
С социокультурной точки зрения, в современном обществе совершается переход от индустриального к постиндустриальному, или информационному, обществу, концепция которого стала популярной в 60-70-х годах нынешнего века (Белл, Кан, Бжезинский, Тофлер). Эта теория выдвигалась как альтернативная прежде всего марксистской теории общественно-экономических формаций. Согласно этой концепции, на определенном, достаточно высоком этапе экономического и технического развития происходит кардинальная смена системы ценностей. На смену экономическим и технотронным ценностям приходят ценности иного, информационного и научного плана. Раскрепощенный человек, освобожденный от тяжелого физического труда, обретает подлинную свободу через материально-техническое благосостояние и сосредотачивает свое внимание на интеллектуальном самосовершенствовании. К сожалению, эта концепция оказалась утопичной. Общества относительного изобилия конца ХХ века, основанные на рынке конъюнктуры, на принципе спроса и предложения так и не смогли преодолеть ограниченность рационально-экономического мышления. Технические перевороты, на которые возлагали надежды теоретики постиндустриализма, лишь обострили кризисные явления в современной цивилизации, поставив под угрозу нравственное и физическое существование человечества. Возникновение новых способов передачи и обработки информации сближает страны и народы, но еще более разъединяет отдельных людей. Происходит усиленная дегуманизация культуры - человеческая личность вытесняется за культурные рамки, что само по себе парадоксально. Возникает некая…………………………………….
2.Социальный космос Древнего Китая
Человек в Китае отождествляется с природой и космосом и занимает центральное место в китайской философии.
Согласно китайской философской традиции человек является сгустком трех видов космической энергии: цзин; ци; шень.
Цзин - энергия зарождения всего сущего, "корень", "семя" живого организма. Выделяются два вида данной психофизической энергии:
1. "Семя Прежнего Неба" - то, что дано человеку от рождения, генетическая программа, физические данные,
2. "Семя Последующего Неба" - то, что человек накапливает в течение жизни.
Нередко цзин отождествляется с сексуальной энергией.
Ци - материально-духовная энергия, которая служит "строительным материалом" всего сущего (в отличие от цзин - энергии зарождения).
Энергия ци подразделяется на вещественную ци и духовную ци.
Духовная ци - основа жизни человека. Путь к успеху, физическому и духовному здоровью, счастью - освобождение ци от всего лишнего, очищение души.
Шэнь - неистребимая духовная энергия, существующая в человеке, которая составляет "стержень" человеческой личности и не исчезает после смерти человека).
Помимо трех видов космической энергии (энергии зарождения - цзин; энергии материального и духовного существования - ци; постоянной духовной энергии, остающейся после смерти, - шэнь) китайская философия выделяет два вида сексуальной энергии: ян - мужская сексуальная энергия; инь - женская сексуальная энергия.
Отсюда все сущее делится на два противоположных начала - мужское и женское.
Это касается как живой природы (различие всех людей на мужчин и женщин, аналогичное половое деление среди животных), так и неживой природы (например, китайская философия относит к активному мужскому началу ян Солнце, небо, день, сухость, легкость, а к пассивному женскому началу инь - Луну, Землю, равнины, ночь, влагу).
В основе существования, всей окружающей действительности лежит "Тай-цзи" - единство, борьба, взаимопроникновение ян и инь.
Древнекитайская культура дает мифологическое объяснение происхождения жизни на земле, живой и неживой природы, которое включало в себя ряд последовательных этапов:
1. Великий Хаос, напоминающий по форме огромное Яйцо;
2. Зарождение в Яйце-Хаосе в течение 18000 лет Первопредка всего сущего - гиганта Пань-Гу;
3. Выход гиганта Пань-Гу из Яйца, что привело яйцевидный Хаос к гибели;
4. Образование из Хаоса Неба и Земли путем концентрации всего легкого и сухого вверху (Небо) и тяжелого, влажного внизу (Земля); ……………………..
3.Философия Древнего Рима
: содержание и историческое значение
Античная философия возникла в греческих городах-
государствах на рубеже VII–VI вв. до н. э. Сначала на западном
побережье Малой Азии (в Ионии), Затем в греческих городах
Южной Италии, В прибрежных греческих городах острова Сицилия
и, наконец, в собственно Греции – в Афинах (V в. до н. э.). Испытав период блестящего расцвета в VI–V вв. до н. э., философия античной Греции продолжала развиваться в эпоху образования монархии Александра Македонского (IV в. до н. э.) и при его приемниках, а затем под властью Римской империи и в период разделения ее – в Восточной империи – вплоть до начала VI в. н. э. Философия Древнего Рима возникла в конце республиканского
периода Рима (II–I вв. до н. э.) и развивалась параллельно с греческой философией – во времена Римской империи приблизительно до времени ее падения (конец V – начало VI в. н. э.). Характерная особенность древнегреческой философии состоит
прежде всего в противопоставлении философских размышлений
практической деятельности, в ее своеобразном отношении к
мифологии. Духовное развитие в VII–IV вв. до н. э. Шло от мифологии и религии к науке и философии. Важным звеном и условием этого развития оказалось усвоение греками научных и философских понятий, выработанных в странах Востока – в Вавилоне, Иране, Египте, Финикии. Особенно велико было влияние вавилонской науки – математики, астрономии, географии, системы мер. Космология, календарь, элементы геометрии и алгебры были
заимствованы греками от их…………………….
4.Неотомизм как возрождённая философия Ф. Аквинского
Неотомизм - философское направление обновленного томизма, то есть философии Фомы Аквинского, философа XIII века. В 1879 году неотомизм получил признание главы римско-католической церкви (папы Римского) и с этого времени составляет важную часть официальной доктрины католицизма. Наиболее известные представители неотомизма - Э.Жильсон, Ж.Маритэн, В.Бруггер, А.Демпф. И. де Фриз, Д.Мерсье, К.Фабро и другие. В неотомизме возрождаются основные категории философии Ф.Аквинского, такие как бытие, сущее, существование, акт и потенция, форма и материя. С точки зрения неотомизма, именно Фома Аквинский наиболее правильно решил основные философские проблемы, поэтому его творчество имеет непреходящее значение. Новую философию, начиная с эпохи Возрождения, неотомизм рассматривает в качестве непрерывной цепи отклонений, ошибок и заблуждений, поэтому ставит задачу возрождения духа средневековой философии. На этом пути представители неотомизма видят преодоление хаоса современной жизни, обретения ясности, возрождения духовных ценностей. Развитие науки, прежде всего естествознания стремительно исходящее с Нового времени, согласно неотомизму, помимо положительных сторон имело и отрицательные. В частности, наука уводит современного человека от понимания значения нравственных и религиозных идеалов. Человек излишне уверовал в науку, в то время как в соответствии с неотомизмом, наука не в состоянии и не должна решать вопросы о конечных причинах бытия и смысла человеческого существования. Она изучает вторичные причины и внешнюю (функциональную) связь явлений. Особое значение неотомизм придает понятию личности. Личность не может существовать вне свободы, самосознания……………………………
Список литературы
Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2002;
Автономов В.С. Модель человека в экономической науке. – СПб,: Экономическая школа, 2004;
Барулин В.С. Социальная философия. Ч.1- М., 2003;
Бoгoмoлoв A.C. Aнтичнaя филocoфия. Издaтeльcтвo Mocкoвcкoгo yнивepcитeтa, 2005.;
Bвeдeниe в филocoфию: Учeбник для вyзoв. B 2 ч. Ч.1 /Пoд oбщ. peд. И.T.Фpoлoвa. - M.: Пoлитиздaт, 1999
Введение в социальную философию: Учебное пособие для гуманитарных вузов/Кемеров В.Е. – М.: Аспект-Пресс, 2002;
Большаков А.В., Грехнев В.С., Добрынина В.И. Основы философских знаний. – М.: Знание, 2001………………………….