Какие народы живут в центральной африке. Племя банту среди народов центральной африки

Кинопособие содержит методический аппарат, обеспечивающий помощь учите-лю на всех этапах проведения уроков.

Актуальность:

Вы знаете, что почва — очень сложное природное образование. Слоем толщиной от 2 см до 2 м она почти сплошь покрывает су-шу нашей планеты. Процесс почвообразования очень длитель-ный. Он проходил на Земле миллионы лет, везде продолжается и сейчас. Новые почвы образуются в настоящее время, например, на сыпучих песках, щебнистых россыпях, на вулканическом пепле.

Тип учебного занятия; изучения и первичного закрепления новых знаний

Дидактическая цель; создать условия для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

Формы проведения занятия; лекция, учебный фильм

Основные понятия

Плодородие почвы. Органические и минеральные удобрения.

Зеленое удобрение. Известкование почв. Рассоление почв.

Вопросы для обсуждения

1.Почему нужно подкармливать растения минеральными удоб-рениями в течение вегетационного периода несколько раз?

2.Что называют зеленым удобрением? Как его используют?

3.Для чего нужно рыхлить почву?

4.Как проводят рассоление почв? Какое растение может умень-шить засоленность почв?

5.Как изменяется почва при неумеренном выпасе? Как это ска-зывается на росте растений?

Уже длительное время человечество существует благодаря земледелию. Люди распахивают почвы и выращивают на них необходимые для жизни культурные растения: пищевые (злаки, овощи и др.), кормовые (клевер, люцерну и др.), технические (хлопчат-
ник, лен и др.) Человек заинтересован в получении высоких уро-
жаев, поэтому стремится поддерживать и повышать плодородие.

Известный ученый-почвовед Василий Робертович Вильямс(1863—1939) писал, что земледелец должен полностью и постоян-
но обеспечивать культурные растения водой и необходимой им пи-
щей. Это значит, что если мало дождей, растения надо поливать.
А необходимая для растений пища — минеральные соли. Если их
в почве мало, надо вносить удобрения. Вам известны органические
и минеральные удобрения. Но есть еще зеленое удобрение.

Зеленое удобрение — это особый вид удобрений. Живые растения слегка прикатывают и запахивают в почву. Измельченные части растений — желанная пища для многих почвенных обитателей, которые переводят органические вещества растения в минеральные.

Зеленые удобрения применяли еще в Древней Греции и Древнем Риме. Там на зеленые удобрения сеяли озимую рожь и горчицу. Их запахивали, когда озимая рожь
хорошо раскустится, а горчица зацветет. В Древнем Египте как зеленое удобрение сеяли однолетний клевер александрийский. В нашей стране в качестве зеленого удобрения чаще всего используют разные виды л юпина (рис 1).

Рис. 1. Люпин. Используется как зеленое удобрение

У люпинов крупные побеги, много белков, и зеленое удобрение получается отличное.

Растения, используемые как зеленое удобрение, запахивают пе-ред посевом озимых или поздней осенью. Зеленое удобрение при-меняют на бедных почвах — песчаных и супесчаных

Рыхление почв. Регулярная вспашка и рыхление корки на по-верхности почвы улучшают условия для дыхания корней и поч-венных обитателей. В рыхлую почву и вода проникает лучше.

На лугах при длительном выпасе на одном месте почва очень сильно уплотняется. Животные постоянно скусывают побеги, не давая растениям восстановиться, а кроме того и корни, испытывая значительное давление, задыхаются в плотной почве. Растения чахнут и гибнут. На лугах остаются самые выносливые к вытап-тыванию растения, вроде малопитательного луговика дернистого, или щучки. При смене мест выпаса почва может восстановить свое плодородие, но на это потребуется много лет. Поэтому на пастбищах почву надо вспахать и засеять ценными луговыми тра-вами — тимофеевкой луговой, овсяницей луговой, ежой сборной, клевером луговым и т.д. Восстановить плодородие почвы очень поможет внесение удобрений и известкование — внесение в поч-ву измельченной извести.

Рассоление почв. Не очень сильно засоленные почвы можно улучшить путем рассоления. В одних случаях почвы промывают. Огороженные земляным валом участки с засоленной почвой зали-вают водой и держат ее так несколько лет, добавляя воду по мере просачивания ее в почву и испарения. Вода просачивается вглубь, унося из верхних слоев почвы растворимые соли.

В других случаях для рассоления почвы используют растения, например люцерну желтую. Она хорошо переносит засоление почв и засухоустойчива. В степных районах при выращивании люцер-ны в течение двух лет удавалось уменьшить содержание раствори-мых солей в почве (до глубины 3 м и больше) почти в три раза.

Источники информации: А.М. Былова, Н.И. Шорина, 1999 (209стр.)

Cлайд 1

Подготовила: С.Н. Косырькова, учитель экологии МБОУ «Озёрная СОШ» Зубово-Полянского района Республики Мордовия

Cлайд 2

Зелёное удобрение – особый вид удобрения. Зелёное удобрение - свежая зелёная масса преимущественно бобовых растений - сидератов, запахиваемая в почву для обогащения её органическим веществом и азотом. Агротехнический приём внесения зелёного удобрения в почву называется сидерацией. Рекомендуется на бедных почвах – песчаных и супесчаных

Cлайд 3

люпин клевер люцерна фасоль В Древней Греции и Древнем Риме в качестве зелёного удобрения применяли горчицу, рожь, клевер александрийский

Cлайд 4

Cлайд 5

Азотные удобрения: аммиачная и калийная селитра Фосфорные удобрения: суперфосфат Нитроаммофоска Внесение минеральных удобрений

Cлайд 6

1. Вносить удобрения в наиболее благоприятное время года: поздней весной и летом, так как наиболее полно удобрения усваиваются в период роста растений. В это время не происходит их вымывания из почвы или избыточного накопления. Самое неблагоприятное время года для внесения удобрений – зима. Весенние воды смывают их в водоёмы, в результате растения ничего не получают, а водоёмы загрязняются. 2. Количество удобрений определяется плодородием почвы: чем беднее, тем больше нуждается. Излишнее внесение удобрений приводит к снижению урожая, так как ослабляет растения. Избыток удобрений вызывает разрушение микромира почвы, нарушает пищевые цепи, через растения вызывает отравление у животных и человека. 3. Устанавливать эффективную дозу удобрения для данной местности, строго определять их вид и количество.

Cлайд 7

Вещество Недостаток Избыток азот Замедление роста Пожелтение, засыхание листьев Одревеснение стеблей Уменьшение цветков Побурение листьев (обожжённые края) и их гибель калий Появление краевого ожога нижних листьев Ослабление растений У плодово-ягодных культур голубовато-зелёные листья Образование на плодах горькой слизи фосфор Бурые пятна между жилками листьев Засыхание листьев Фиолетово-красный окрас на стеблях, ветвях, нижней стороне листьев Загибание листьев вверх Цветки мелкие, опадающие Уменьшение вегетативного периода и сокращение урожая кальций Приостановка роста и развития корней Белёсые верхние листья, нижние – зелёные Стимуляция развития часто вредных микроорганизмов медь Осветление окраски листьев Уродливая форма листьев плодовых растений Растрескивание коры Ослабление плодоношения Увядание верхушек («ведьмины мётлы») Слабое развитие корней

Cлайд 8

Cлайд 9

С навозом в почву поступают не только все без исключения элементы питания растений, но и значительное количество органических соединений, что имеет положительное значение для физических свойств почвы и новообразования в ней гумуса. Кроме того, с навозом в почву попадает много микроорганизмов, что усиливает в ней биологические процессы. При распаде органического вещества навоза выделяется большое (до 25% веса удобрения) количество углекислого газа, которым обогащается припочвенный слой воздуха, а это улучшает условия фотосинтеза и тем способствует росту культур и повышению их урожайности. Систематическое применение навоза увеличивает поглотительную способность почвы и ее буферное действие, снижает почвенную кислотность и повышает степень насыщенности основаниями.

Cлайд 10

Солома - сухие стебли злаковых, бобовых зерновых культур и других растений, остающиеся после обмолота, а освобожденные от листьев, соцветий, семян. По своим биологическим составляющим солома, после ее заделки в почву, является энергетическим материалом для культурного почвообразования. Внесение соломы увеличивает содержание гумуса, улучшает структуру почвы, снижает ее склонность к эрозии, стимулирует процесс азотификации. При ее запахивании улучшаются водный и воздушный режимы и поглотительная способность почвы. Солома – источник питания для почвенных микроорганизмов.

Cлайд 11

Для чего необходимо рыхлить почву? После рыхления облегчается поступление воздуха в почву, а значит, и насыщение ее кислородом. В процессе рыхления землю не переворачивают, а только разрушают поверхностную корку. Одновременно уничтожают сорные растения. Рыхлая почва лучше впитывает влагу во время полива или дождя. Для рыхления почвы используют мотыги, плоскорезы, ручные культиваторы. В традиционном земледелии считается, что в течение сезона необходимо несколько раз рыхлить грядки. Особенно сложно сквозь корку прорастать петрушке, моркови, укропу. Обычно почву рыхлят после полива или дождя, пока она влажная.

Cлайд 12

Известкование почвы –внесение в почву измельчённой извести Известь вносят в почву, чтобы уменьшить ее кислотность. Почвы, которые вообще не имеют кислотность, известковать не следует. Но и не во все кислые почвы надо вносить известь. Большинство плодовых и ягодных растений лучше развиваются на почвах слабокислых. Поэтому следует известковать только те кислые почвы, которые имеют повышенную (избыточную) кислотность: для большинства растений ниже 5,0, а для смородины рН ниже 5,5. Известь вносят весной или осенью перед глубокой обработкой почвы (перекопкой). Вносить известь в почву надо в виде порошка, только в этом случае ее можно равномерно перемешать с почвой. Хорошее перешивание извести с почвой - обязательное условие известкования. Негашеная известь представляет собой комки разного размера. Если ее в таком виде разбросать по почве, то в одних местах будет чрезмерно много извести, в других - ее совсем не будет. Негашеную известь надо предварительно превратить в порошок, для этого ее следует облить водой, то есть превратить в гашеную. На 100 кг негашеной извести надо дать 3,5 - 4 ведра воды - известь впитает воду и превратится в порошок. Если он окажется очень сухим и при рассеве будет сильно пылить, надо еще добавить воды. Способы рассоления почв: Промывание почвы: огороженные земляным валом участки с засолённой почвой заливают водой и оставляют на несколько лет, периодически добавляя воду. Вода просачивается вглубь и уносит растворимые соли из верхних слоёв почвы. Использование растений: люцерна жёлтая хорошо переносит засоление почвы и засухоустойчива. В степных районах при выращивании люцерны в течение двух лет удалось уменьшить содержание солей в почве (до глубины 3 м) почти в 3 раза

Cлайд 15

1. Эффективность применения удобрений определяется коэффициентом прироста урожая (р) на 1 га пашни при увеличении вносимого удобрения на 1 кг. Рn - Po Показатель р вычисляется по формуле: р=--------------, где Σ (NPK) Ро – урожайность без внесения удобрения, кг; Рn – урожайность при внесении удобрений, кг/га Σ (NPK) – сумма азотных (N), фосфорных (Р), калийных (К) удобрений, кг/га Урожайность (р) озимой ржи в зависимости от количества внесённых удобрений, кг/га Задание1. По таблице определите, как с увеличением количества удобрений изменяется урожайность озимой ржи. Задание 2. По формуле определите коэффициент прироста урожая для каждого конкретного случая внесения Σ (NPK) Д/З: §28, расскажите родителям о том, что вам показалось наиболее интересным на уроке Σ (NPK), кг/га р - Ро =1770 130 Р1 = 2790 250 Р2 =3220 450 Р3 = 3210

Рассматривая современную карту расселения народов Африки и распространения различных языков, замечаешь удивительную особенность. Если вся Западная Африка (к югу от Сахары), значительная часть Центральной Африки (южные районы Восточного Судана и прилегающие районы соседних с ним государств) населены народами, говорящими на языках, принадлежащим к различным языковым семьям, то вся Западная Экваториальная Африка, почти вся Восточная Тропическая Африка и почти вся Южная Африка заселены народами, говорящими на языках одной семьи народов банту - очень близкими по корневой основе и по грамматическому строю. Некоторые из них взаимопонимаемы.

В основе грамматики языков банту лежат изменения корня с помощью различных приставок. Так, от корня «нту» - «человек» происходит слово «банту» - «люди, говорящие на близких языках». Вот несколько примеров, относящихся к языкам народов изучаемой нами области: «м», «му» - префикс единственного числа; «ба», «ва», «банья» - префикс множественного числа; «ки», «киши», «чи» - префикс, обозначающий название языка. Таким образом, муконго - один человек конго; баконго - весь народ конго (самоназвание народа); киконго (кишиконго) - язык, на котором говорят баконго. Производные от корня «луба» - мулуба - один человек; балуба - весь народ; чилуба - язык, на котором говорят балуба, и т.д. Народы банту роднит не только языковая близость, но и материальная и духовная культура, неопровержимо свидетельствующая о единстве их происхождения.

Вопрос о происхождении банту до сих пор вызывает споры среди историков-африканистов. В настоящее время наиболее заслуживают внимания три основные теории происхождения народов банту. Одна из них связывает медленное движение негроидных народов к югу с высыханием района Сахары, начавшимся, по всем данным, к III тысячелетию до н.э.
Согласно этой теории, из районов Западной Африки, примерно из центрального Камеруна, где живут народы, говорящие на языках бантоидной группы, близких к языкам банту, началось к первым векам нашей эры заселение экваториальных областей континента народами банту.
Путь переселенцев шел вдоль северной границы экваториального леса и в районе Великих африканских озер выходил к Восточной Африке. Здесь поток переселенцев разделился на три ветви. Одна группа направилась на север, другая - на юг, а третья, обогнув озеро Танганьика, повернула на запад и заселила с востока Шабу, а затем всю Западную Экваториальную Африку. Великое переселение народов континента длилось многие века.

Эта теория господствовала в науке с первых десятилетий XX века и до начала 60-х годов, когда появились очень интересные работы лингвиста-африканиста Гасри, заставившие пересмотреть ее. Путем тщательного анализа и сопоставления близких корней двухсот языков банту Гасри пришел к выводу, что районом наибольшей концентрации «основных корней» этих языков является плато Шаба - область расселения современных народов бабемба и балуба. Исходя из этого, он сделал вывод, что именно эта область была прародиной банту и именно отсюда они двинулись на север, юг, запад и восток, заселив огромные области Африки.
Затем появились работы, авторы которых пытаются увязать противоречия между этими двумя теориями.
На основании изучения археологических, антропологических и лингвистических материалов создана новая теория последовательных этапов миграции предков народов банту. Наиболее обоснованно эти взгляды изложены в статьях Йерно, Оливера и Познанского.

Согласно новой теории происхождения банту, начальной причиной, приведшей в движение народы Африки, было высыхание Сахары и резкое увеличение численности населения в связи с появлением производящих форм хозяйства: земледелия, скотоводства, а также освоения техники изготовления железных орудий труда. Исходный район переселения предков банту - плато центрального Камеруна (как и в первой теории), но движение ранней группы переселенцев происходило не в обход тропического леса, а либо через него, либо вдоль побережья океана - на юг, в бассейн реки Конго. Обилие притоков облегчало продвижение вглубь страны - к плато северной Шабы. Здесь переселенцы встретили благоприятные для жизни условия: лесистую саванну, изобилующую дичью и удобную для земледелия, рыболовные угодья, легкодоступные залежи медных и железных руд. Все это в совокупности с другими факторами привело к тому, что мигранты - древние банту - надолго остановились в этом районе. Именно здесь сложилось ядро народов банту, центр, откуда началось их дальнейшее расселение по всей Экваториальной Африке, или, как говорят специалисты, «вторичная миграция».
Как мы видим, последняя теория учитывает лингвистические материалы Гасри о объясняет, каким образом Шаба стала центром консолидации народов группы банту. Новые методы датировки археологических памятников позволяют определить примерное время ранних миграций - последняя четверть второго тысячелетия до н.э.

Вторичные миграции в долину Замбези относятся к I-II вв. н.э.; в Межозерье и Восточную Африку - к концу I тысячелетия н.э. По данным арабских источников, уже в IX-X вв. на восточном побережье Африки существовали обширные и могущественные политические объединения - «царства» банту, находившиеся под властью царя Зенджей («царя Черных»). Рассказы арабских хронистов и мореходов ученые связывают обычно с царством Мономотапа (на территории современной Родезии), которое оставило после себя развалины гигантских каменных крепостей (Зимбабве, Дхло-Дхло и др.). Эти материалы свидетельствуют, что в Юго-Восточной Африке банту стояли на грани перехода от бесклассового общества к раннеклассовому, а быть может, к IX в. Уже и перешли ее. Иными словами, банту прошли длительный путь развития, а основы имущественного и классового расслоения были заложены еще во время пребывания их предков в Шабе. Длительность «вторичной» миграции банту, в том числе и заселение этими народами всей Западной Экваториальной Африки, ученые определяют в пять-шесть столетий. Однако уже в XIII-XVI вв. предки всех наиболее значительных народов, ныне живущих, на просторах саванны Западной Экваториальной Африки, населяли примерно эти же области.

Так, предки баконго, близкие им бавили и другие населяли Атлантическое побережье к северу и к югу от устья реки Конго и огромные провинции по нижнему ее течению. К югу от них (к югу от реки Данде) жили амбунду (бамбунду) - будущие основатели государства Ангола. Предки бакуба пришли в междуречье Касаи-Санкуру. Предки балунда занимали обширные плато северо-восточной Анголы и соседние районы Заира. Балуба составляли основное население Шабы.

Орлова А.С., Львова Э.С. «Страницы истории Великой Саванны». 

Этнический состав современного отличается большой сложностью. Континент населяют несколько сот больших и малых этносов, 107 из которых насчитывают более 1 млн. человек каждый, а 24 превышают 5 млн. человек. Крупнейшими из них являются: египетские, алжирские, марокканские, суданские арабы, хауса, йоруба, фульбе, игбо, амхара.

Антропологический состав населения Африки

В современном населении Африки представлены различные антропологические типы, относящиеся к разным расам.

Северная часть континента вплоть до южной границы населена народами (арабы, берберы), принадлежащими к индо- расе (входит в большую европеоидную расу). Для этой расы характерны смуглый цвет кожи, темные глаза и волосы, волнистые волосы, узкое лицо, нос с горбинкой. Однако среди берберов встречаются и светлоглазые и светловолосые.

К югу от Сахары живут народы, принадлежащие к большой негро- расе, представленной тремя малыми расами – негрской, негрилльской и бушменской.

Среди них преобладают народы негрской расы. К ним относится население , Гвинейского побережья, Центрального Судана, народы нилотской группы (), народы банту. Для этих народов характерны темный цвет кожи, темные волосы и глаза, особое строение волос, завивающихся в спирали, толстые губы, широкий нос с низкой переносицей. Типичной особенностью народов Верхнего Нила является высокий рост, превышающий в некоторых группах 180 см (мировой максимум).

Представители негрилльской расы – негрилли или африканские пигмеи – низкорослые (в среднем 141-142 см) обитатели тропических лесов бассейнов рек , Уэле и др. Кроме роста их отличает также сильное развитие третичного волосяного покрова, еще более широкий, чем у негроидов, нос с сильно уплощенным переносьем, сравнительно тонкие губы и более светлый цвет кожи.

К бушменской расе принадлежат обитающие в бушмены и готтентоты. Их отличительной особенностью является более светлая (желтовато-бурая) кожа, более тонкие губы, более плоское лицо и такие специфические признаки как морщинистость кожи и стеатопигия (сильное развитие подкожного жирового слоя на бедрах и ягодицах).

Реюньон – 21,8 промилле,
ЮАР – 21,6 промилле,
– 18,0 промилле,
– 16,7 промилле.

В целом повышенные коэффициенты рождаемости характерны для Западной и , а пониженные показатели для зон экваториальных лесов и областей.

Смертность постепенно сокращается до 15-17 промилле. Наиболее высокие показатели смертности наблюдаются:

Размещение населения Африки

Средняя плотность населения континента невелика – около 30 чел./км2. на размещение населения влияют не только природные условия, но и исторические факторы, в первую очередь последствия работорговли и колониального господства.

Народы Африки

Африка – это 1/5 часть суши нашей планеты. По величине Африка уступает только Евразии. Экватор делит континент почти пополам. Рельеф материка в целом разнообразен. Это обширное плоскогорье. В Африке нет ни обширных низменностей, ни крупных горных цепей. Самая высокая ее часть – восточная, где расположено Абиссинское плоскогорье, изрезанное горами и ущельями. Эту область называют «крышей континента». Крупнейшие реки – Нил, Конго, Нигер, Замбези. Реки порожисты, малосудоходны, большинство в летнее время пересыхает.

Африка – самый жаркий континент. По обе стороны от экватора расположена полоса тропиков, занимающая ¾ всего материка. За полосами тропиков к северу и югу следуют зоны саванн – африканских степей (сахель). За поясами саванн симметрично расположены пустыни: величайшая в мире Сахара с среднегодовой температурой +35 и на юге – Калахари и Намиб. Узкие прибрежные полосы на севере и юге континента – зоны субтропиков. В большей части Африки год делится на два четко выраженных сезона: сухой – лето и дождливый – зима. Чем дальше от экватора, тем короче период дождей, тем меньше уровень осадков. В зонах саванн обычны засухи.

Сейчас природа Африки – это огромная сфера острого экологического кризиса. Он вызван объективным действием самих сил природы и активной деятельностью людей.

Африка по географической классификации делится на Северную, Восточную, Южную, Центральную и Западную Тропическую. Население Африки представляет сложный конгломерат разного масштаба этносов и этнических групп, образовавшихся в результате постоянных миграций коренного населения и контактов между отдельными его группами.

Особенно широки миграции были в прошлом, когда значительное распространение имело пастушество. Миграции вызывались также природными факторами: засухами, эпидемиями, нашествиями мухи цеце, саранчи и пр., что вынуждало оседлое население перемещаться в более благоприятные для жизни области. к миграциям приводили также межплеменные войны. В процессе миграций происходили объединения племен и этносов, поглощение одних другими, разного уровня интеграция и адаптация.



В наше время почти треть всего африканского населения составляют известные с древности народы банту. Они передвигались по огромной территории от границ Судана на юг. Вероятно, их прародина – северная часть бассейна Конго, на границе тропической зоны и саванны. Банту вытеснили к югу племена пигмеев, бушменов и готтентотов. Уже к У111 – 1Х веку арабские путешественники обнаруживали банту по всему побережью Восточной Африки. Часть банту смешалась с аборигенами, племена готтентотов были поглощены народами банту.

С севера в Восточную Африку мигрировали многие народы под общим название «нилотов». Их отличали от соседей языковая и антропологическая принадлежность. Нилоты потеснили в южном направлении банту и расселились в области Межозерья, где смешались с местным негроидным населением, сохранив при этом ряд антропологических черт своих предков – высокий рост, длинные конечности, длинноголовость. Язык же они свой утратили, усвоив языки поглощенных ими народов банту.

Значительная часть населения Северо-Восточной Африки принадлежит к семитской группе, своеобразной в языковом и антропологическом отношениях. Их происхождение связано, возможно, с миграцией групп южноарабских племен на Сомалийской побережье. Их потомки смешались с местным негроидным населением, но при этом сохранили основные черты строя своего языка. Значительным фактором формирования населения этой области были народы галла (оромо) и сомали.

Этнический состав населения Западной Африки пестр и имеет сложную историю формирования. Более или менее ясно, что в этом процессе приняли участие переселившиеся сюда народы банту, а также пастушеские племена предков фульбе, пришедшие из Западной Сахары или Северной Африки и принадлежавшие к средиземноморской расе. В процессе миграции они смешались с местным населением, приобрели негроидные черты и утратили свой язык.

В наши дни население континента отличается крайней этнической пестротой и состоит из множества племен и народов, уровень развития которых сильно различен. В настоящее время принято выделять на этнической карте Африки около 500 народов.

Исторические пути развития Африки позволяют с определенной долей условности выделить как самостоятельные части Северную, Северо-Западную и огромные пространства «черной Африки» южнее Сахары. В культурах населения Северной Африки сочетаются традиции древней Северной Африки и Египта с христианской и исламской культурами. Народы же, населяющие области Африки южнее Сахары никогда не знали колеса, гончарного круга, не строили мостов, не использовали плуга. Наиболее характерным и распространенным предметом материальной культуры народов, населяющих черную Африку, является барабан. Это предмет не просто музыкально-развлекательный, но и ритуальный и боевой инструмент. Кроме того, барабан издревле служил важнейшим средством передачи информации на любые расстояния, от одного пункта передачи к другому по цепочке. Барабан по праву является материальным символом Черной Африки.

Народы Северной Африки.

В регион Северной Африки входит население Алжира, Египта, Западной Сахары, Ливии, Мавритании, Марокко, Судана, Туниса. В историческом и этнокультурном плане выделяется западная часть региона – это Магриб. Он включает Алжир, Тунис, Марокко, Ливию, Мавританию, Западную Сахару.

Большинство населения Магриба принадлежит к средиземноморской ветви европеоидной расы. Народы Магриба говорят на языках афроазийской семи, большинство населения говорит на арабском языке. Эти области с У11 – У111 века входили в состав арабского халифата и с того времени вошли в арабо-исламскую цивилизацию. У туарегов сохранилось древнее письмо – тифинаг - , хранители его – женщины, все остальные пользуются арабским алфавитом.

Как и во всей Африке, государственные границы, как и границы регионов не совпадают с этническими. Например, туареги живут не только в Алжире, но и в Мавритании, Мали и Нигере.

На севере и западе прибрежные жители занимаются рыбной ловлей. Земледельцы здесь сеют зерновые, возделывают виноград, табак, цитрусовые. Жители гор – оседлые землепашцы или отгонно-пастбищные скотоводы. Небольшие искусственно орошаемые поля располагаются на террасах, расположенных ярусами на склонах гор. В предгорьях и на равнинах население занимается орошаемым земледелием. Основные орудия труда – соха, серп, деревянные вилы. Дальше к югу земледельческое население сосредоточено лишь в оазисах или вокруг колодцев. Главная из выращиваемых здесь культур – финиковая пальма, древесина и листья которой используются для построек, а плоды служат основой питания жителей пустынь. Большинство населения в этих краях – кочевники. Они занимаются верблюдоводством, разведением овец и коз. Стада верблюдов – основное богатство и содержание всей хозяйственной деятельности: верблюд дает шерсть, молоко, мясо, перевозит скарб и всю семью кочевника. Население весной и осенью кочует, а в начале зимы собирается близ пальмовых рощ, где запасаются финиками и возделывают небольшие пашни. Там же пережидают в середине лета самую большую жару.

Пища африканских народов имеет некоторые общие особенности. Ее важная часть – каши и лепешки (просяные, кукурузные, пшеничные). Растительный белок дают бобы, горох, арахис; животный белок – рыба и мясо (козлятина, баранина, значительно реже – говядина и верблюжатина). В качестве жиров используются растительные масла – пальмовое, арахисовое, оливковое; у скотоводов-кочевников – бараний жир. Самое распространенное блюдо – кускус – шарики из рисовой или пшеничной каши, которые едят с острыми соусами и приправами. Основной напиток – вода, алкогольные – просяное или ячменное пиво и пальмовое вино. Только на самом севере занимаются виноградарством и виноделием. По всей Африке традиционно двухразовое питание – утром и после захода солнца.

Жилища народов Северной Африки разнообразны. Города, как правило, сохраняют деление на две части – арабскую (медина) и европейскую. В сельской местности различаются жилища горцев, земледельческих и скотоводческих народов. Горцы, занимающиеся отгонным скотоводством, обычно имеют два вида поселений – постоянное – укрепленная деревня с четырьмя башнями по углам – и временное – группа палаток или легкое жилище на горных пастбищах. Оседлое население равнин живет в деревнях, вытянутых вдоль дороги. Местами сохраняется древнее жилище «гурби» - хижина, крытая тростником или соломой со стенами из дерева, камня или глины, смешанной с соломой. Жилища кочевников – это легко переносимая палатка или шатер. Покрытия делают из шерстяных или ковровых полотнищ, туареги – из кусков кожи. В одной палатке живет одна семья. Мужчины занимают восточную половину, женщины – западную.

Большинство жителей Северной Африки носят одежду общеарабского типа. Это длинная белая рубаха, поверх нее теплый бурнус, чаще темного цвета, тюрбан. Обувь – туфли без задников. Непременная принадлежность мужского костюма – «шукара» – сумка на красных плетеных шнурах и «кумия» – обоюдоострый загнутый вверх кинжал. Их мальчик получает от отца в 7-8 лет. Женщины носят легкие шаровары, длинные платья из белой, розовой, бледно-зеленой ткани. Горожанки закрывают лицо особым покрывалом. Сельские жительницы ходят с открытыми лицами.

Практически все народы Северной Африки патрилинейны, семейные отношения у них регулируются нормами шариата. В религиозном отношении население Северной Африки довольно однородно. Мусульмане составляют подавляющее большинство. В исламе Магриба много «народных» черт, в частности, ношение амулетов, поклонение могилам святых, вера в «барака» (благодать) и т.п. они сохраняют веру в духов, привидения, занимаются гаданием, колдовством, магией.

Оригинальный, выделяющийся на фоне остальных народов Северной Африки – туареги . Это народ группы берберов, проживающий в Мали, Буркина-Фасо, Нигере, Алжире, Ливии. Туареги – потомки древнего коренного беребрского населения Северной Африки. Они образуют несколько объединений племен.

Жилища оседлых и полуоседлых туарегов – полусферические хижины из пальмовых листьев или соломы. Во время кочевий туареги живут в шатрах, крытых кожами или грубой тканью.

Общество делится на несколько сословий – каст. Основные из них – имаджеган, благородные, в прошлом формальные собственники земель, а по основному занятию – воины; имгад, т.е. козопасы, основная масса скотоводов и земледельцев, иклан, т.е. черные, в прошлом рабы-негры, сейчас – вольноотпущенники. Во главе соплеменностей стоит вождество во главе с правителем – аменукалом. Символ власти аменукала – священный барабан. Особенностью туарегов является сохранение наряду с патриархально-родовой сильных пережитков материнско-родовой организации. Положение женщин у них намного выше, чем у других мусульманских народов: имущество супругов раздельно, развод возможен по инициативе каждой из сторон. Женщины имеют право собственности и наследования Одним из остатков матрилокальности является обязательное ношение свободными мужчинами, достигшими брачного возраста, лицевого покрывала. Этот аналог женского лицевого покрывала не встречается больше нигде в мире. Отсюда второе самоназвание туарегов – народ покрывала. Очень самобытно изобразительное искусство туарегов. В нем имеет большое распространение мотив креста, поэтому в прошлом туарегов считали потомками крестоносцев. Основными хранителями традиционной духовной культуры у туарегов являются женщины. В частности, они являются хранительницами древней письменности тифинаг, сохранившейся только у этого народа, у остальных - арабский алфавит. Женщины – хранительницы музыкального наследия и исторического эпоса, певицы и поэтессы

Народы Восточной Африки .

В Восточной Африке обитает население Бурунди, Джибути, Замбии, Зимбабве, Кении, Коморских островов, Маврикия, Мадагаскара, Малави, Мозамбика, Реюньона, Руанды, Сейшельских островов, Сомали, Танзании, Уганды, Эфиопии.

Население северной половины региона принадлежит к эфиопской расе, занимающей промежуточное положение между негроидами и европеоидами. Большая часть населения юга Восточной Африки относится к негроидной расе, еще южнее обитает население, относящееся к бушменскому типу. Согласно принятой в науке этнолингвистической классификации, население региона представляет афразийскую семью, нило-сахарскую и нигеро-кордофанскую (так называемые народы банту).

Восточная Африка – особая природная зона.. это самая возвышенная часть континента, здесь представлены все природные зоны Африки. Основные занятия населения Восточной Африки – земледелие и скотоводство. В сравнении с другими природными зонами, Восточная Африка наиболее благоприятна для ведения скотоводства, которое здесь широко распространено и представлено несколькими ХКТ.

Скотоводство представлено в формах номадного (кочевого и полукочевого) и отгонно-пастбищного содержания. При отгонно-пастбищном скотоводстве наиболее широко представлена форма «пастушество трансгуманс», в литературе часто называемое полукочевым или полуоседлым скотоводством. Этот ХКТ сочетает пастбищное скотоводство с земледелием, временную или постоянную оседлость части населения с подвижностью другой. При этом не нарушается социальное единство общественной организации, все население, и подвижное, и оседлое принадлежит к единой социальной системе. Этот образ жизни объясняется различиями природных условий, в которых обитает один и тот же народ, когда одна его часть занята земледелием, а другая откочевывает со стадами иногда на большие расстояния от оседлых поселений. Типичные представители пастушества трансгуманс – народы нуэр и динка . Территории их обитания (саванны южного Судана) в сухое время года так высыхают, что население вынуждено передвигаться со стадами далеко к берегам рек в болотистые местности. В сырой же сезон притоки Нила разливаются на огромные площади. В заболоченной местности жить становится возможно только в селениях на холмах. Смена сезонов поэтому означает и перемену места жительства и занятий.

ХКТ номадизма (кочевничества) имеет два подтипа – кочевой и полукочевой. Номадизм – особый способ производства, основанный на экстенсивном пастбищном скотоводстве, при котором разведение животных составляет основной вид занятий подвижного населения и является главным средством жизнеобеспечения. Другой важнейший признак номадизма состоит в том, что он представляет собой не только особую экономическую, но и особую социальную систему. Номады составляют особые самостоятельные социальные организмы. Их социальные отношения характерны только для кочевничества и являются патриархальными номадно-общинными. Общественную организацию составляет племенная структура, основанная на патриархально-генеалогических связях, которые охватывают все номадное общество.

У скотоводов – патухов транснуманс оседлая часть общества, занятая в земледелии, составляет вместе с подвижными пастухами единый социальный организм, характер которого определяется прежде всего условиями оседло-земледельческого образа жизни. У номадов нет фиксированного места жительства, кочует не часть общества, а весь народ. Примитивное мотыжное земледелие незначительно или вовсе отсутствует.

Сравнительный анализ по номадизму Азии и Африки выявил наличие в них существенных различий. Прежде всего они определяются естественной средой. В Азии имеются огромные степные территории и пустыни. В Африке их гораздо меньше и они разбросаны. Сходные с Азией условия среды имеются только в области пустыни Афар, где живут номады северные сомали. Они кочуют общинами, разделенными по видам животных: верблюдов пасут мужчины, овец и коз – женщины, старики и дети. Живут номады в кочевых жилищах, состоящих из каркаса из ветвей, покрытых шкурами. На стоянках аггал устанавливают женщины. Перевозят его на грузовом верблюде в разобранном виде. Юноши и взрослые мужчины, которые кочуют со стадами верблюдов, ведут суровую жизнь: спят на земле, никаких палаток не ставят, пища только молочная.

Значительно шире в Африке представлен полукочевой номадизм. Они кочуют медленнее, пути короче, станки чаще, чем у кочевых номадов. Кроме хозяйственных различий, между кочевым и полукочевым номадизмом существуют различия в социальной структуре. У кочевых номадов основу племенной организации составляет система патриархально-генеалогических связей. У полукочевых номадов Африки в основе социальной организации- две системы связей: патриархально-генеалогическая (горизонтальная) и социально-возрастная (вертикальная). Каждый член общества имеет двойную принадлежность: к определенной генеалогической линии происхождения, который ведется от предка-прародителя, и к определенному возрастному классу. Пересекаясь, эти две системы связей стратифицируют общество на социальные подразделения, которые могут быть быстро мобилизованы в случае необходимости.

Система возрастных классов – архаический социальный институт, несущий черты первобытно-общинной эпохи. Кочевые номады либо миновали его фазу в своем развитии, либо давно уже утратили этот институт. Кочевой номадизм по сходству с кочевничеством в Азии определяют как азиатскую форму номадизма, полукочевой – как африканскую форму.

Эти две особенности наиболее ярко характеризуют Восточную Африку. Во-первых – в сфере ХКТ – наиболее масштабное распространение здесь подвижных форм скотоводства: пастушества трансгуманс и номадизма в азиатской и африканской формах. Во-вторых, в сфере общественной организации наблюдается самое широкое бытование архаического социального института системы возрастных классов, оказывающего влияние на все сферы социальной жизни, в том числе и на современную политическую ситуацию.

Народы Южной Африки.

Южная Африка включает население государств: Ботсвана, Лесото, Намибия, Свазиленд, ЮАР.

Значительную часть автохтонного населения региона составляют народы языковой подгруппы бенуэ-конго, известные как народы банту (конго, ганда, зулу, свази, тсвана и др.). в расовом отношении население Южной Африки представлено негродиной, койсанской, европеоидной расами и группами смешанного населения. Климат и природа разнообразны и включают зоны тропического леса, саванн, пустыни, полосы гор на побережье приморских субтропиков. Господствующее положение в регионе издавна принадлежит ЮАР, где добывается половина мирового золота, значительная часть алмазов и урана. По уровню промышленного развития ЮАР намного выше других стран Африки.

Исторически в Южной Африке сформировались два основных ХКТ: тропического мотыжного земледелия и кочевого и отгонно-пастбищного скотоводства. Кочевое скотоводство продолжают вести большинство бушменов и готтентотов.

Готтентоты прежде населяли всю южную остроконечность Африки и составляли многочисленную группу племен кочевых скотоводов. Они разводили крупный рогатый скот, жили во временных поселениях; когда скот вокруг стоянки съедал всю траву, население перекочевывало на новые пастбища. Жили готтентоты большими патриархальными семьями. Их социальная организация была племенной, руководили племенем избранный вождь и совет старейшин. Основное занятие сохранившихся племен готтентотов – подвижное скотоводство отгонно-пастбищного типа, сменившее их традиционный ХКТ номадов.

Бушмены были охотниками и собирателями. Маленький лук и стрелы с каменными наконечниками – их основное оружие, облик которых восходит к эпохе верхнего палеолита. С появлением европейцев бушмены стали изготовлять наконечники стрел из бутылочного стекла, обивая его так же как камень, иногда выменивали железные наконечники у соседей – готтентотов и банту. Единственная одежда бушменов – набедренная повязка. У них почти не было утвари, воду держали в скорлупе страусовых яиц, из нее же делали бусы. Основное занятие мужчин – охота. Единственным домашним животным была собака, сопровождавшая охотников. Бушмены очень выносливы и искусны в охоте, были способны иногда преследовать жертву сутками. Женщины занимались собирательством. У бушменов не было домов и поселений. Они жили в шалашах или укрывались на ночь в кустарнике. Они вели постоянные войны с готтентотами и банту. В конце концов они были вытеснены в безводные пески Калахари, где и теперь живут группами по 50-150 человек, объединяющими родственников по мужской линии. Охотничий культ был основой духовных представлений бушменов. В их картине мира главные места занимали силы природы – солнце, луна, звезды.

В зоне тропического леса небольшими группами рассеяно низкорослое население пигмеев, они обитают и в Центральной Африке. Они отличаются низким ростом (в среднем 145 см), сравнительно светлой кожей желтоватого или красноватого оттенка, узкими губами. Это культурно отсталое население, говорящее на языках своих высокорослых соседей. Пигмеи не умеют обрабатывать металл, не занимаются ни земледелием, ни скотоводством и являются охотниками и собирателями тропиков. Они ведут обмен с соседями, получая продукты земледелия, изделия из железа взамен добываемого охотой и собирательством. Пигмеи ведут полукочевой образ жизни. Основа хозяйственной и общественной жизни – группа из 6-7 малых семей, кочующих совместно. Она может распадаться и возникать в другом составе, в зависимости от обеспеченности территории дичью. Основной пищей пигмеев являются продукты охоты и собирательства. Мясо убитого животного сразу же съедается всей охотничьей группой. Его обжаривают над огнем или запекают в золе очага. Более мелкие продукты: термитов, кузнечиков, гусениц – заворачивают в крупные листья, такой пакет скрепляется черенками, его укладывают возле тлеющего огня и прожаривают. Вместо соли пользуются золой растений. Единственный известный пигмеям напиток – вода. Наследование и счет родства идет во мужской линии, поселения вирилокальны. Пигмеи знают лишь коллективную собственность. Обычное право их экологично: самыми серьезными проступками считаются неоправданное убийство животных без нужды в мясной пище, рубка деревьев, загрязнение проточной воды. Самая суровая кара – изгнание, запрещение охотиться вместе с группой. В основе верований пигмеев – культу охоты. Также развито почитание тотемных прародителей – животных и растений. Первобытный характер культуры пигмеев резко выделяет их среди окружающих народов негроидной расы. Попытки наделять пигмеев землей, вовлекать в работу по найму, как правило, не удавались. Большинство пигмеев предпочитает вести традиционный образ жизни. Ныне осложняет положение пигмеев то обстоятельство, что что почти во всех странах территории их обитания попали в национальные парки, где запрещена охота на крупных животных. Наиболее изолированными остабтся пигмеи в бассейне реки Итури (Заир). В Камеруне и Конго идут попытки вовлечения пигмеев в современную жизнь Происхождение, антропологический тип этой группы населения Африки и поныне остаются для науки загадкой.




Top