Конспект урока осеннее многоцветье земли в живописи. Методическое обеспечение программы

Творческая работа: Нарисуй, какой ты видишь землю своего города (деревни, поселка) осенью.
Вид изобразительной деятельности: Рисование с натуры и по памяти (акварель, кисти).

Основные цели и задачи урока
1. Развивать у второклассников осмысление окружающего мира, а также восприятие природы и искусства.
2. Создавать условия для эмоционального восприятия учащимися выразительных возможностей контраста и гармонии теплых и холодных цветов в их острых сопоставлениях и тонких сочетаниях в произведениях живописцев.
3. В работе с натуры и по памяти развивать у детей ассоциативное цветоощущение, формируя эмоционально-чувственные связи между проявлением цвета в природе и цветовым строем изображения.
4. Формировать у второклассников художественно-графические умения: определять линию горизонта, применять выразительные возможности приема раздельного мазка, сочетать в композиции главные и дополнительные элементы пейзажа.

Примерный ход урока

1. Беседа «Многоцветье земли в живописи». Пейзаж: пространство, линия горизонта, цвет. Природа и художник. Природа и ты (У., с. 9-11, Т., с. 6-7; А. 1, Т. I, 11).
2. Экспериментирование с кисточкой и красками: с помощью удлиненного раздельного мазка получи художественное изображение (У., с. 12-13).
3. Сравнение композиционных схем с пейзажами в учебнике (с. 9-11) и в тетради (с. 6). Представление о высоком и низком горизонте.
4. Рисование с натуры и по памяти: «Нарисуй, какой ты видишь землю своего города (деревни, поселка) осенью» (Т., с. 7).
5. Итоги: отмечаем в детских работах, как средствами цвета передано настроение в осенней природе и по-разному изображены главные элементы композиции (земля, небо) и как при этом сочетаются с ними дополнительные элементы (дерево, дом, кустарники, вода и т. п.); применены ли выразительные возможности приема раздельного мазка (цвет, направление).

В отличие от предыдущего урока, посвященного красочным картинам летней природы, на данном занятии учащиеся любуются осенним пейзажем. Но в центре внимания теперь не золотая осень (1 класс), а поздняя. Родная земля предстает в новом варианте многоцветья. В картине З. Попова «Осенняя уборка» коричнево-шоколадный цвет земли оттеняет серебристо-серый цвет неба и речки, а также багряно-рыжий цвет редкой листвы. Мягкое сияние золотистых холмов контрастирует с хрустально-холодным цветом реки и неба в пейзаже Ю. Земского «Северная деревня». В произведениях М. Малютина «Обезово» и Т. Мавриной «По дороге в Александрову слободу» красота убранных полей отражена в сближенных цветовых оттенках пахоты, луга, перелесков.
Мы, зрители, вновь ощущаем радость оттого, что художники открыли красоту в обыденном, в родных просторах. Не ограничиваясь работой по вопросам в учебнике, учитель формулирует дополнительные, при ответе на которые второклассники раскрыли бы способности выявлять эмоционально-эстетическую связь между природными явлениями и художественным образом - картиной природы. Это отразилось бы и в особенностях восприятия детьми картин и пейзажа своего города, деревни, поселка.
Второклассники осваивают художественный материал и приемы работы с ним осуществляют на уроке в эксперименте с длинным раздельным мазком, как показано в учебнике. Важно, чтобы они отметили, что раздельные красочные мазки, пятна, в зависимости от их ритма и расположения, могут ассоциироваться с природными явлениями: «Лес», «Солнце», «Поле», «Облака» и др. Упражнение выполняется в быстром темпе.
После того как рассмотрены композиционные схемы в сравнении с пейзажами и уточнено представление о линии горизонта, о том, как по-разному изображены главные элементы в композиции пейзажей (земля, небо, вода), как переданы смысловые связи между объектами композиции, второклассники приступают к самостоятельной творческой работе.
В рисовании кистью используются импровизация и выразительные свойства раздельного мазка, контраст и нюанс. Отметим, что общим в работе с натуры и по памяти является то, что изображение выполняется на основе реально существующей, конкретной действительности.

(2 год обучения – 144 часа)

Раздел № 1. «Дети любят рисовать»

Занятие № 1-4. Вводное занятие. Лето - красивая пора – 4 часа

Теория – 2 часа:

О роли изобразительного искусства в жизни человека. Организация рабочего места. Художественные материалы. Понятие: изобразительное искусство.

Практика – 2 часа:

Рисование сюжетной композиции «Лето – красивая пора». Обсуждение детских творческих работ.

Раздел № 2. «В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная» - 46 часов

Занятие № 5-8. Тема лета в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр цвета теплые и холодные – 4 часа

Теория – 2 часа:

Изобразительное искусство, рассказывающее о жизни природы и человека. Выразительные средства живописи.

Практика – 2 часа:

Рисование сюжетной композиции «Мой летний отдых».

Занятие № 9-12. Осеннее многоцветье земли в живописи: пространство, линия горизонта и цвет – 4 часа

Теория – 2 часа:

Знакомство с произведениями художников-пейзажистов. Контраст теплых и холодных цветов в пейзаже. Перемены в природе. Выразительные средства пейзажа. Линия горизонта в пейзаже (высокая, низка).

Практика – 2 часа:

Создание живописными средствами композиции осеннего пейзажа. Обсуждение детских творческих работ. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 13-16. Самоцветы земли и мастерство ювелиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цвет, нюансы – 4 часа

Теория – 2 часа:

Сказочно-фантастические образы героев фольклора и сокровищ земли в живописи В. Васнецова. Старинный национальный русский костюм. Композиция, симметрия, силуэт, ритм, цвет.

Практика – 2 часа:

Рассматривание изображений драгоценных камней и минералов, высказывание своего отношения к ним. Определение оттенков цвета, формы. Выполнение эскиза декоративной композиции – девичьего головного убора . Обсуждение творческих работ.

Занятие № 17-20. В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира: форма изделия и декор – 4 часа

Теория – 2 часа:

Знакомство с керамическими сосудами народных мастеров Древней Греции и Дагестана . Сходство, различия формы и цвета. Понятия: керамика, гончар, меандр, пальметта.

Практика – 2 часа:

Выполнение эскиза декоративного украшения керамического сосуда. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 21-24. Природные и рукотворные формы в натюрморте. Натюрморт: композиция, линия, пятно, штрих, светотень – 4 часа

Теория – 2 часа:

Жанр натюрморта. Выразительные средства: линия, штрих, пятно и художественный образ, форма.

Практика – 2 часа:

Рисование с натуры натюрморта, используя графические материалы. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 25-28. Красота природных форм в искусстве графики. Живая природа. Графическая композиция: линии разные по виду и ритму, пятно, силуэт – 4 часа

Теория – 2 часа:

Знакомство с произведениями графики, воссоздавшими красоту родной природы. Выразительные средства графики. Понятия: силуэт, ритм.

Практика – 2 часа:

Рисование с натуры комнатных цветов выразительными средствами графики. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 29-32. Разноцветные краски осени в сюжетной композиции и натюрморте. Цветовой круг. Основные и составные цвета, цветовой контраст – 4 часа

Теория – 2 часа:

Знакомство с произведениями декоративно-прикладного искусства (гобелены, керамическое панно). Понятия: цветовой круг, цветовой контраст.

Практика – 2 часа:

Создание композиции осеннего праздника. День урожая. Применение цветового контраста. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 33-36. В мастерской мастера-игрушечника. Декоративная композиция с вариациями филимоновских узоров – 4 часа

Теория – 2 часа:

Филимоновская игрушка. Приемы работы с пластическими материалами. Цвет, линия, ритм.

Практика – 2 часа:

Создание декоративной композиции «Хозяйство деда Филимона». Знаки-символы, цвета в филимоновской игрушке. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 37-40. Красный цвет в природе и искусстве. Декоративная композиция с вариациями знаков-символов – 4 часа

Теория – 2 часа:

Красный цвет в произведениях изобразительного искусства (К. Петров-Водкин, русский народный костюм). Образ птицы-павы.

Практика – 2 часа:

Рисование птицы-павы по мотивам народной вышивки, считая клеточки. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 41-44. Найди оттенки красного цвета. Натюрморт: композиция, расположение предметов на плоскости и цвет – 4 часа

Теория – 2 часа:

Произведения живописи (портрет, натюрморт, пейзаж). Оттенки красного цвета в работах живописцев. Роль красного цвета. Оттенки красного цвета в цветовом круге.

Практика – 2 часа:

Рисование натюрморта. Применение приемов перспективы (ближе-дальше, загораживание). Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 45-46. Загадки белого и черного. Графика: линия, штрих, силуэт, симметрия – 2 часа

Теория – 1 час:

Произведения художников-графиков, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства. Выразительные средства. Понятие: симметрия, тоновый контраст. Растяжение цвета от черного до серого.

Практика – 1 час:

Рисование с натуры вазы из обычного стекла, применяя выразительные средства графики. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 47-50. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект «Золотая осень – 2 часа.

Теория – 1 час:

Осенний пейзаж. Выразительные средства.

Практика – 1 час:

Рисование композиции «Золотая осень».

Раздел № 3. «В гостях у Чародейки-Зимы» - 50 часов

Занятие № 51-54. В мастерской художника Гжели. Русская керамика и кистевой живописный мазок – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения керамики из Гжели. Техника гжельской росписи: «усики», «завитки», «капелька», «листочки».

Практика – 2 часа:

Рисование силуэта изделия. Украшение его росписью по мотивам Гжели. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 55-58. Фантазируй волшебным гжельским мазком. Пейзаж: композиция, линия горизонта, планы, цвет – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Зимние пейзажи художников. Разное состояние природы. Цвета, оттенки, колорит. Планы в композиции.

Практика – 2 часа:

Рисование зимнего пейзажа, используя приемы Гжельского мазка. Приемы мастера: широкий мазок по-сырому, живописный мазок, линия горизонта, планы, цвет. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 59-62. Маска, ты кто? Учись видеть разные выражения лица. Декоративная композиция: импровизация на тему карнавальной маски – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Книжная иллюстрация. Маски. Общее и различное. Приемы передачи смешного, грустного, страшного, загадочного. Приемы выразительности. Мимика лица. Планирование своей работы.

Практика – 2 часа:

Создание эскиза карнавальной маски – образ сказочного или фантастического персонажа. Изготовить маску в цвете, используя различные материалы. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 63-66. Цвета радуги в новогодней елке. Сюжетная композиция – 4 часа.

Теория – 2 часа:

О роли изобразительного искусства в повседневной жизни человека. Цвет. Эмоциональные возможности цвета. Цветовой контраст.

Практика – 2 часа:

Рисование композиции «Новогодняя елка в комнате или на улице». Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 67-70. Храмы Древней Руси. Архитектура: объемы, пропорция, симметрия, ритм – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Русское деревянное и каменное зодчество в натуре и в произведениях живописи ХХ века. Понятия: зодчество, храм, церковь, собор, колокольня.

Пропорции, объем, ритм, симметрия в древнем зодчестве.

Практика – 2 часа:

Изображение по памяти или представлению. Силуэт одноглавого храма. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 71-74. Измени яркий цвет белилами. Пейзажи: пространство, линия горизонта, планы, цвет и свет – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Красота зимней родной природы в пейзажной живописи художников: А. Куинджи, И. Шмикина, А. Рылова и др. и поэтических произведениях А. Пушкина. Понятия: линия горизонта, ближе-больше, дальше-меньше. Смешение цветов. Эмоциональное воздействие цветов. Различные состояния зимней природы. Приемы получения нежных оттенков при смешивании яркого цвета с белилами.

Практика – 2 часа:

Изображение зимнего пейзажа по памяти или представлению. Составление на палитре нежных оттенков приемом смешения белил с яркими цветами для снега и неба и использование их в пейзаже. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 75-78. Зимняя прогулка. Сюжетная композиция: пейзаж с фигурой человека в движении – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Спортивные сюжеты в произведениях А. Дейнеки. Пропорции фигуры человека в движении (ходьба на лыжах, катание на коньках). Главный, второстепенный герой.

Практика – 2 часа:

Создание композиции «Зимняя прогулка». Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 79-82. Русский изразец в архитектуре. Декоративная композиция: импровизация по мотивам русского изразца – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Старинные изразцы в декоре храмов, старинных печей в боярских палатах. Композиция, симметрия.

Практика – 2 часа:

Создание декоративной композиции «Муравленый изразец». Использование образов фантастических зверей, птиц или людей. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 83-86. Изразцовая русская печь. Сюжетно-декоративная композиция по мотивам народных сказок – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Образы русской печи в иллюстрациях в русских народных сказках. Народные знаки-символы в изразцах. Изображение печи в единстве ее частей (опечье, шесток, устье, печурки, дымоход) в крестьянском доме.

Практика – 2 часа:

Изображение сюжетно-декоративной композиции по мотивам народной сказки, в которой печь помогает героям. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 87-90. Русское поле. Воины-богатыри. Сюжетная композиция: фигура воина на коне. Прославление богатырей-защитников земли русской в искусстве – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения изобразительного искусства, посвященные прославлению воинской доблести, подвигов воинов Древней Руси. В. Васнецова, В. Фаворского и др. Приемы передачи выразительности образа: поза, жест, мимика, костюм, главная деталь – цвет, композиция.

Практика – 2 часа:

Изображение одного из сюжетов: богатырь на коне в дозоре, выступающий в поход на боевом коне или стоящий на родной земле, готовый принять бой. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 91-94. Народный календарный праздник Масленица в искусстве. Народный орнамент. Узоры-символы весеннего возрождения природы: импровизация – 4 часа.

Теория – 2 часа:

О произведениях искусства, изображающих сцены народного праздника – проводов зимы и встречи весны на Масленицу. Выбор средств художественной выразительности. О традициях Масленицы.

Практика – 2 часа:

Изображение силуэта саночек для катания на Масленицы, украшенных образами-символами. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 95-98. Натюрморт из предметов старинного быта. Композиция: расположение предметов на плоскости – 4 часа.

Теория – 2 часа:

О предметах русской старины. Названия и назначение традиционной утвари (крынка, горшок, скопкарь и др.) Приемы изображения предметов в пространстве. Понятие: перспектива.

Практика – 2 часа:

Рисование с натуры натюрморта «Предметы старинного быта». Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 99-100. Наши достижения. Я умею. Я могу – 2 часа.

Теория – 1 час:

Поведение итогов изученного.

Практика – 1 час:

Выполнение учебно-творческого задания.

Раздел № 4. «Весна-красна! Что ты нам принесла?» - 44 часа.

Занятие № 000-104. А сама-то величава, выступает будто пава…». Образ русской женщины. Русский народный костюм: импровизация – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Образ русской женщины в праздничном народном костюме в произведениях искусств. Художественные средства выразительности образа (симметрия, пропорции, цвет, ритм узоров. Элементы народного костюма.

Практика – 2 часа:

Рисование фигуры красной девицы в народной одежде. Обсуждение работ.

Занятие № 000-108. Чудо палехской сказки. Сюжетная композиция: импровизация на тему литературной сказки – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Знакомство с миниатюрами палехских народных мастеров. Особенности декоративной композиции: многосюжетность. Объединение действий, происходящих в разное время, декоративность, красочность, орнаментальность.

Практика – 2 часа:

Рисование свое иллюстрации к «Сказке о царе Салтане…» А. Пушкина на выбранный сюжет из сказки. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-112. Цвет и настроение в искусстве. Декоративная композиция. Пейзаж: колорит весеннего пейзажа – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Шедевры русского живописного пейзажа И. Левитана «Поем дождя», А. Саврасова «Грачи прилетели» и др. Художественные материалы и средства выразительности образов природы. Приемы передачи цветовыми пятнами и линиями радость пробуждения природы весной.

Практика – 2 часа:

Рисование по памяти, по представлению яркой, по-весеннему звонкой композиции природы родного края. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-116. Космические фантазии. Пейзаж: пространство и цвет, реальное и символическое изображение – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Космос в произведениях живописи, декоративно-прикладном и народном искусстве. О первом полете в космос. Выразительные средства: композиция, цвет, линия, пятно и художественный образ.

Практика – 2 часа:

Рисование фантастического пейзажа «Космические дали». Фантазирование, изображение себя в космосе, фантастических летательных аппаратов. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-120. Весна разноцветная. Пейзаж в графике: монотипия – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Весна. Изменения в природе. Весна в творчестве живописцев ХХ века Т. Маврина, К. Юона, Н. Ромадина.

Практика – 2 часа:

Выполнение композиции «Весна разноцветная» в технике монотипии – разового отпечатка с дорисовкой. Обсуждение творческих работ.

Занятие № 000-124. Тарарушки из села Полховский Майдан. Народная роспись: повтор и импровизация – 4 часа.

Теория – 2 часа:

О народной деревянной точеной игрушки из села Полховский Майдан. Художественные выразительные средства. Знаки-символы в народной игрушке.

Практика – 2 часа:

Рисование силуэта игрушки, украшение его орнаментом. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-128. Печатный пряник с ярмарки. Декоративная композиция: прорезные рисунки с печатных досок – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения народных мастеров. Образы-символы (птицы, конь, хоромы, терема и др.)

Практика – 2 часа:

Рисование эскиза оформления печатной пряничной доски. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-132. Русское поле. Памятник доблестному воину. Скульптура: рельеф, круглая скульптура – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения скульптуры, посвященные героям Великой Отечественной войны (г. г.). Понятия: скульптура, рельеф. Выразительные средства скульптуры.

Практика – 2 часа:

Выполнение эскиза. Изображение в объеме образа воина-героя. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-136. Братья наши меньшие. Графика, набросок, линии разные по виду и ритму – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения разных видов изобразительного искусства, изображающие образы животных. Отличия выразительных средств при изображении образов животных.

Практика – 2 часа:

Изображение по памяти или по представлению фигуры животных с передачей характерных особенностей шерсти, формы, движения. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-140. Цветы в природе и искусстве. Орнамент народов мира: форма изделия и декор – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Произведения декоративно-прикладного искусства, изображающие красоту предметов быта. Орнамент. Силуэт, симметрия, цвет, ритм.

Практика – 2 часа:

Рисование силуэта предмета быта. Расписывание по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта. Обсуждение детских творческих работ.

Занятие № 000-144. Наши достижения. Я умею. Я могу. Наш проект: доброе дело само себя хвалит – 4 часа.

Теория – 2 часа:

Анализ результатов.

Практика – 2 часа:

Демонстрация достигнутых результатов. Оценка лучших работ сверстников. Использование выразительных средств изобразительного искусства. Подведение итогов работ в творческих группах: «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы».

Методическое обеспечение программы

В основе программы «Краски рассказывают сказки» лежит разработанная народным художником России, академиком РАО концепция «Художественное образование как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе». Она ориентирована на ребенка, на становление его духовного мира.

Данная программа использует воздействие искусства на растущего человека, формирующего его целостную личность, направлена на воспитание в нем качеств, которые необходимы для ответственного существования его в мире, на приобщение ребенка, к эмоциональному опыту, заложенному в искусстве народов земли, через собственное творчество и создание художественных образов.

На законах искусства основаны специальные педагогические принципы, лежащие в основе программы:

1) Принцип целостности и неспешности эмоционального освоения содержания (тематический принцип). Целостность программы обеспечивают :

· метод поэтапных открытий через вычленение тем каждого занятия и неповторимости их;

· метод единства восприятия и созидания, когда все виды деятельности на занятии направлены на эмоциональное переживание художественного образа;

· обобщающие (итоговые) занятия в конце раздела, позволяющие перевести его тематику на новый уровень осознания;

· метод широких ассоциаций, опирающийся на культуру и такт участников образовательного процесса, на личностное восприятие детьми искусства;

2) Принцип художественного сопереживания или уподобления.

Для вхождения ребенка в состояние сопереживания, переживания на занятии создаются соответствующие ситуации, особая атмосфера, игровые и сказочные моменты, последовательность показа произведений искусства, использование метода педагогической драматургии.

3) Принцип диалога культур.

4) Принцип творческой самореализации.

Важно в детях сформировать потребность к художественной деятельности, в приобретении ЗУНов в этой области. В процессе обучения используется целый ряд методов, активизирующих творческое сознание детей:

· Свобода в системе ограничений, когда четкое выполнение практических задач, с одной стороны, и постоянная их сменяемость, с другой, формирует целеустремленность ребенка;

· Метод диалога;

· Метод сравнений и ассоциаций;

Важно отметить, что выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание педагога и учащихся не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа построена так, чтобы обучающиеся в процессе своей творческой деятельности широко использовали свой жизненный опыт, опирались на примеры из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения, эстетического переживания окружающей реальности является основным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности служит источником развития образного мышления.

Художественно-творческая деятельность обучающихся на занятии строится педагогом с учетом технологии «Педагогика творчества» и находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости, не исключая изображение в объеме (с натуры, по памяти, по представлению), восприятие явлений действительности и произведений искусства, обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, индивидуальной работы с последующей презентацией результатов художественного творчества. Каждое занятие предполагает не только изобразительную деятельность с использованием выразительных средств, основных видов изобразительного искусства, но и литературно-творческую деятельность.

В ходе занятия, в соответствии с темой, поставленными целями и задачами, детям предлагаются для прослушивания и дальнейшего обсуждения в рамках беседы, диалога литературные произведения: сказки, авторами которых являются создатели методического пособия «Краски рассказывают сказки» М. Кребцова, Н. Абрамцева, А. Лопатина; легенды П. Мантегацц, В. Вакенродер; отрывки из произведений К. Паустовского.

В дальнейшем в ходе беседы, детям предлагают ответить на вопросы. Выполняя задания, ребята учатся основам анализа литературного произведения, представляя образы, чувствуя характеры, особенности взаимоотношений , умению высказывать свои суждения, точку зрения.

Игровая деятельность – неотъемлемая часть образовательного процесса, предназначенная для младших школьников. На занятиях используется игровая драматургия по изучаемой теме: в содержание занятия вводятся сказочные персонажи, сюжеты. С целью формирования творческого общения, креативного мышления, совершенствования познавательных, коммуникативных действий педагог предлагает детям для выполнения учебно-творческие задания, предполагающие парную, групповую (малые, большие группы) деятельность. Используя сценки «Ссора цветов», «Разговор двух портретов», игры «Живой натюрморт» и др. Игра помогает педагогу сохранить на занятии атмосферу детства. В процессе такой свободной игры и выявляются индивидуальные особенности поведения ребенка в тех или иных ситуациях, раскрываются личностные качества, постигаются определенные морально-нравственные ценности и культурные традиции.

Познавательная деятельность нацелена на развитие мыслительных процессов (внимания, восприятия, памяти, представления, воображения, мышления), кроме того, на формирование потребности и способности к осознанному обучению и творчеству.

Мыслительные операции направлены на формирование универсальных учебных действий. Особое внимание уделяется формированию восприятия и его качеств (дифференцированность , аналитичность, конкретность, прогностичность). Основная задача – сформировать у обучающихся навык, привычку осмысленно воспринимать учебно-творческий материал, умения слушать педагога и своих товарищей, потребность в саморазвитии, творчестве и преодоление собственных трудностей, недостатков. Процесс развития познавательных действий осуществляется в ходе выполнения учебно-творческих заданий.

Проблемно-ценностное общение. В ходе занятий решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. При решении каждой раскрываются своеобразные особенности общения .

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися: формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска, сотрудничества.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, преодолеваются психологические барьеры.

При решении развивающих задач, через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности ученика:

§ преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие ребенка в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);

§ создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;

§ осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность, толерантность).

В рамках взаимодействия «учитель-ученик» важно сформировать доверительные, взаимодополняющие и поддерживающие, товарищеские отношения.

Программа предусматривает следующие организационные формы обучения:

§ индивидуальная;

§ в паре, малой и большой группе;

§ индивидуально-групповая;

§ фронтальная.

Занятия в рамках программы «Краски рассказывают сказки», с точки зрения их классификации и структуры, могут быть разнообразны по типу, но в основном носят комбинированный характер.

Педагог, с учетом целей и задач, организует занятия следующего типа:

§ занятия обобщения и систематизации знаний;

§ занятия практического применения знаний и компетенций;

§ занятия контроли и коррекции ЗУНов.

Кроме того, в ходе реализации программы используются нетрадиционные формы обучения:

Простые:

¾ экскурсия – образ природы;

¾ «Зимние забавы», «Веселые старты» и др.

Составные:

¾ занятие – конкурс «Юного художника»,

¾ занятие-вернисаж,

¾ занятие-путешествие,

¾ занятие-образ и др

Комплексное:

¾ праздник искусств.

Условия реализации программы

Обязательный элемент, необходимый для реализации программы:

1. Альбом – рабочая тетрадь для воспитанников, в которой выполняются задания интеллектуально-развивающей и художественно-эстетической направленности.

§ учебно-познавательный блок (беседа, рассказ и др.);

§ упражнения или задания, направленные на развитие художественно-эстетических, творческих способностей, познавательных процессов;

§ оздоровительный блок, направленный на снятие физического напряжения:

¾ элементы оздоровительной гимнастики, самомассаж;

¾ физкультминутка, динамическая пауза;

§ оздоровительный блок, направленный на снятие эмоционального напряжения:

¾ элементы психогимнастики.

3. Проведение практических занятий (опытов, миниэтюдов, зарисовок, практикумов по изучаемой теме)

4. Проведение сезонных, тематических экскурсий, главной задачей которых является наблюдение за состоянием погоды, явлениями природы.

5. Наличие УМК:

§ демонстрационный материал по изучаемым темам;

§ тематические папки с репродукциями, иллюстрациями по изучаемой теме;

§ раздаточный материал (шаблоны, образцы выполнения заданий, карточки-задания, иллюстрации, картинки, схемы и т. д.)

§ аудиоматериалы;

§ видеоматериалы.

Средства обучения:

1. Технические средства:

¾ аудио, видеоаппаратура, диски, слайды.

2. Учебно-наглядные пособия:

¾ дидактический материал;

¾ карточки с заданиями;

¾ карточки с незаконченными фразами и рисунками;

¾ фотографии;

¾ репродукции картин по изобразительному искусству;

¾ репродукции портретов художников;

¾ книжные иллюстрации;

¾ рисунки.

3. Учебные средства:

¾ предметы окружающей среды;

¾ фрагменты музыкальных произведений, песенные фрагменты;

¾ фрагменты мультфильмов;

¾ шаблоны;

¾ фрагменты художественной детской литературы ;

¾ маски, шапочки с изображением ликов сказочных персонажей домашних, диких животных;

¾ муляжи овощей и фруктов;

¾ сюжетно-ролевые игры;

¾ ролевые игры;

¾ подвижные игры.

4. Художественные материалы:

¾ бумага для гуаши;

¾ фломастеры;

¾ пластилин;

¾ цветные, пастельные мелки.

5. Инструменты и принадлежности:

¾ кисти (щитинковые, колонковые) для клея;

¾ палитра;

¾ баночка для воды;

¾ салфетка для кисти;

¾ ножницы, клей ПВА;

¾ папка-скоросшиватель;

¾ мультифоры.

Список литературы

Для педагога

1. Волина, азбуковедение [Текст]: книга для учителя / . - М. :Просвещение, 199с.

2. Лопатина, рассказывают сказки [Текст]: как научить рисовать каждого / , . - М.: Амрита - Русь, 20с.

3. Изобразительное искусство в школе [Текст]: сборник справоных материалов и документов/ сост. . - М. : Просвещение, 1990. -175 с.

4. Изобразительное искусство. 1 класс :творческая тетрадь [Текст]: пособие для учащихся общеобразовательных. учреждений / . - М. : Просвещение, 20с.

5. Рыжов, [Текст]: учебное пособие/ , М.: Юнита, 20с.

6. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст]: сборник/сост. . - М.: Просвещение, 19с.

7. Ривина, основы композиции [Текст]: беседы об изобразительном искусстве / // Начальная школа№ 3. - с.

8. Уткин, художественные промыслы [Текст]: учебник для проф. учеб. заведений/ , ёва. - М. : Высшая школа, 19с.

9. Шипицына, общения [Текст]: Развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками/ . - СПб. : Детство - Пресс, 20с.

10. Шпикалова, искусство. 1 класс [Текст]: учеб. для общеобразоват. учреждений / . - М. : Просвещение, 20с.

11. Шпикалова, пособие к учебнику « Изобразительное искусство. 1 класс » [Текст]/ .. - М. : Просвещение, 20с.

Для детей

1. Адамчик, рисования [Текст]: энциклопедия для детей/. - Минск: Харвест, 20с.

2. Селиверстова, Д. Рисование. Первые шаги [Текст] / Рис. Г. Мыцыгина, А. Воробьёва, - М. : Эксмо, 20с.

3. Туберовская, О. М. В гостях у картин [Текст]/. - Л. : Детская литература, 1973.-120 с.

4. Шпикалова, искусство. 1 класс: творческая тетрадь: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст]/ . - М. : Просвещение, 20с.

5. Шпикалова, искусство. 1 класс[Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений / . - М. : Просвещение, 20с.

Дополнительная литература

1. Айзенбарт, Б. Полный курс акварели[Текст]/ / Б. Айзенбарт. - М.: Внешсигма, 20с.: ил. Виноградова, рисования с натуры в общеобразовательной школе / . - М. : Просвещение, 19с.

2. Газарян, - своими руками [Текст]// . - М.: Детская литература, 19с. ил.

3. Одноралов, инструменты и оборудование в изобразительном искусстве [Текст]// . - М.: Просвещение, 1с.

4. Розенвассер, об искусстве [Текст]// . - М. : Просвещение, 19с.

6. Тарасов, в семье муз[Текст]/ . - Л.: Детская литература, 19с.

Интернет – ресурсы

l.http://www. *****/user/SvetikL/223204

2.http://www. *****/zagadki/319.htmi

3.http://*****/zagadki. php? a=2&id_zagadki=512&id_ catl=12 4.http://www. *****/HTMLs/fizminutki. htm

Примерный ход урока:
1. Беседа «Полюбуйся многоцветьем земли в произведениях живописцев». Природа и художник. Природа и ты (уч. с.9-11, т. с.6-7; а.1. т.I.11).
2. Экспериментирование с кисточкой и красками: с помощью удлиненного раздельного мазка получи художественное изображение (уч. с.12-13).
3. Сравнение композиционных схем с пейзажами в учебнике (с.9-11) и в тетради (с.6).
4. Рисование с натуры и по памяти: «Нарисуй, какой ты видишь землю своего города, села, поселка осенью» (т. с.7).
5. Итоги: отмечаем в детских работах, как средствами цвета передано настроение в осенней природе и по-разному изображены главные элементы композиции (земля, небо) и как при этом сочетаются с ними дополнительные элементы (дерево, дом, кустарники, вода и т.п.); применены ли выразительные возможности приема раздельного мазка (цвет, направление).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Урок 2 Осеннее многоцветье земли в живописи Пейзаж: пространство, линия горизонта и цвет Учитель начальных классов МБОУ Жердевской СОШ Тамбовской области Кузичкина Наталия Ивановна 2014 год Урок изобразительного искусства во 2 классе УМК «Перспектива»

Я красному учусь у пламенного мака, Я золото беру у солнечных лучей, Хрустальности мечты учил меня ручей… К.Бальмонт

И. Левитан. Осень.

И.Шишкин. Золотая осень.

Линия горизонта – линия соприкосновения неба и земли в пейзажах.

Источники: Изобразительное искусство. 2 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова. Москва, Просвещение, 2012 г. И. Левитан. Осень - http://funforkids.ru/art/autumn/autumn23.jpg И.Шишкин. Золотая осень - http://fineartblog.ru/wp-content/uploads/2010/07/image005.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок окружающего мира "Земля в космосе".

С помощью технологии ЦОР ученики 2 класса побывают в космосе, увидят оттуда планету "Земля" и сделают удивительное открытие....

Система правового образования, реализуемая через курс «Я и мой мир», позволила создать систему нравственно-правового воспитания учащихся, которая решает задачу становления гуманистически ориентированн...

В гостях у осени. У знай, какого цвета земля родная (11 ч )

1. Т ема лета в искусстве. Сюжетная ком- позиция: композиционный центр, цвета тёплые и холодные (1 ч )

Восприятие красоты летней поры в при- роде и в произведениях изобразительного

Рассматриват ь произведения живописи, в кото- рых художники отобразили жизнь природы и челове-

искусства (сюжетных живописных карти-


нах А. Дейнеки, А. Мыльникова, живопис-

ном натюрморте Б. Шаманова, росписи на-

родного мастера из Палеха И. Баканова).

Основные содержательные линии. Чело-

век, мир природы в реальной жизни: обра-

зы человека, природы в искусстве. Выбор

средств художественной выразительности

для создания живописного образа в соот-

ветствии с поставленными задачами. Эле-

ментарные приёмы композиции на пло-

скости и в пространстве. Роль контраста

в композиции. Композиционный центр (зри-

тельный центр композиции). Главное и вто-

ростепенное в композиции. Тёплые и хо-

лодные цвета.

Работа по художественно-дидактическим таблица м «Оттенки тёплых и холодных цветов», «Композиционные схемы располо- жения фигур человека в сюжетной компо- зиции».

Диало г об искусстве. Выразительные сред- ства языка живописи в представленных произведениях: композиционный центр, цвета тёплые и холодные, характерные чер- ты облика человека.

Творческо е задани е с использованием средств выразительности языка живописи. Материалы: акварель, гуашь, кисть, бу-

Советы мастера.

ка летом. Высказыват ь суждение о том, как по-

разному художники отразили жизнь природы и че-

ловека летом в сюжетной картине, пейзаже, натюр-

Сопоставлят ь произведения живописи и народного

мастера о лете. Находить в них тёплые и холодные цве-

та, цветовой контраст, композиционный центр, разли-

чать по размерам фигуры человека и предметов на раз-

ных планах композиции, свет и цвет.

Работат ь Распределять цвета по группам (тёплые и холодные), прослеживать , как один цвет переходит в другой. Ана- лизировать различное расположение героев на компо- зиционных схемах и находить соответствия им на кар- тинах художников.

Участвовать в обсуждении содержания произведений живописи и народного искусства на тему лета, их сю- жетов, художественно-выразительных средств.

Объяснять смысл понятий контраст, многосюжет- ное произведение.

Отбирать сюжет из летних впечатлений и наблюде- ний для своей творческой работы. Решать , что войдёт из них в композицию «Мой летний отдых». Опреде- лять главных и второстепенных героев и сюжеты, со- ставлять композиционную схему. Намечать в рисунке

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

размер фигуры главного героя, его действия и место в многосюжетной композиции. Выделять цветом глав- ное и передавать с помощью контраста тёплых и хо- лодных цветов радость и тепло летнего дня. Рисовать по памяти, по представлению сюжетную композицию

«Мой отдых летом», использовать в работе живопис- ные материалы и художественные выразительные сред- ства, композиционный центр, тёплые и холодные цве- та и их оттенки, цветовой контраст. Выражать в твор- ческой работе своё отношение к красоте природы и человека средствами художественного образного языка живописи.

Подведение итогов Обсуждать да- вать


2. Осеннее многоцветье земли в живо- писи. Пейзаж: пространство, линия го- ризонта и цвет (1 ч )

Восприяти е красоты осенней природы в натуре, в пейзажах современных живо- писцев З. Попова, Ю. Земскова, М. Милю- тина, поэтических произведениях К. Баль- монта, Н. Рубцова и особенностей переда- чи её в изображении природы разных географических широт России.

Основные содержательные линии.

Наблюдение природы, природных явле-

ний, различение их характера и эмоцио-

Наблюдать природу и природные явления, различать

их характер и состояние.

Рассматриват ь произведения художников-пейзажи-

стов и выражать своё отношение к ним. Находить при-

знаки реальной природы в художественном воспроиз-

ведении её на картинах и в поэзии, контраст тёплых и

холодных цветов в пейзажах живописцев.

Рассказывать о происходящих переменах в природе

по мере наступления осени, о цветовом богатстве род-

ной земли.

нальных состояний. Живопись. Пейзажи


родной природы. Элементарные приёмы

композиции на плоскости. Понятия: линия

меньше, загораживание. Роль контраста

в композиции. Тёплые и холодные цвета.

Эмоциональные возможности цвета.

Диало г об искусстве. Средства художе- ственного образного языка живописи (цвет, оттенки, линия горизонта - высокая, низ- кая, пересечённая) в изображении приро- ды родного края, родной земли. Колорит и линия горизонта в создании образа родных просторов Отечества на картинках худож- ников.

Работа по художественно-дидактическим таблицам «Линия горизонта в пейзаже»,

«Раздельный удлинённый мазок по направ- лению».

Творческо е задани е с использованием средств выразительности языка живописи.

Материалы: акварель, кисть, бумага.

Советы мастера.

Сопоставлять изображения природы в пейзажах жи-

вописцев. Определять , что преобладает в их компози-

ции - широта земного пространства или небо.

Объяснять смысл понятия линия горизонта.

Участвоват ь в обсуждении содержания и художествен- но-выразительных средств пейзажей художников.

Работат ь по художественно-дидактическим таблицам. Определять расположение линии горизонта на компо- зиционных схемах пейзажей и находить соответствие им на картинах художников. Исследовать возможно- сти живописи в освоении приёмов раздельного мазка по форме, по виду (удлинённый, точка) и по направле- нию (горизонтальное, вертикальное, наклонное) с по- мощью таблицы.

Изображать по памяти, по представлению, какой ты видишь землю своего города, деревни, посёлка осенью. Использовать в рисунке высокую линию горизонта, пе- редавать осеннее многоцветье в пейзаже с помощью уд- линённого раздельного мазка, разного по направлению. Создавать живописными средствами композицию осен- него пейзажа согласно заданной теме и условиям ис- полнения. Выражать в творческой работе своё осознан- ное уважение к Отечеству, родной земле, родному дому.

Продолжение

Т ематическое планирование Характеристика деятельности учащихся

Подведение итогов Обсуждать творческие работы одноклассников и да- вать оценку результатам своей и их творческо-художе- ственной деятельности


3. Самоцветы земли и мастерство юве- лиров. Декоративная композиция: ритм, симметрия, цве т , нюансы (1 ч )

Восприятие сказочно-фантастических об- разов героев фольклора и сокровищ земли в произведениях живописцев В. Васнецо- ва, Н. Рериха, старинных элементов тра- диционного национального костюма (бар- мы, головной убор - венец или корона), украшенных самоцветами, обработанными ювелирами, на фотографиях.

Основные содержательные линии. Чело- век, мир природы в реальной жизни: обра- зы человека, природы в искусстве. Красо- та и разнообразие природы, человека, зда- ний, предметов, выраженные средствами живописи. Представления народа о муж- ской и женской красоте, отражённые в изо- бразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Компо- зиция. Симметрия. Силуэт. Ритм. Цвет.

Диалог об искусстве. Особенности пере- дачи блеска цветовых переливов в живопи-

Рассматриват ь драгоценные камни и минералы в при- роде, произведения изобразительного и декоративно- прикладного и народного искусства. Высказывать своё отношение к ним.

Определять оттенки цвета в самоцветах в произведе- ниях живописцев и на примере слов (изумрудный, ли- ловый, янтарный и т. д.). Рассказывать о форме само- цветов (симметричный, многогранный и т. п.).

Объяснять смысл понятий сближенные цвета, нюан- сы, симметрия, ритм, силуэт.

Участвовать в обсуждении приёмов растяжения цве- та, использования его оттенков и нюансов живописца-

си; цвет как главное выразительное сред-

ство живописи и декоративной компози-

ции. Гармонические цвета в живописи:

цвет, его оттенки, нюансы. Растяжение цве-

та. Тёмное и светлое.

Работа по художественно-дидактической таблице «Нюансы (сближенные цвета)».

Творческо е задани е с использованием ню- ансовых цветовых сочетаний и известных выразительных декоративных средств в соз- дании узора.

Материалы: акварель, гуашь, кисть, бу- мага.

Рассматривать произведения декоративно-прикладного искусства, выявлять природные формы в образном строе орнаментов народов мира. Высказывать своё суждение об этих произведениях. Сравнивать декоративные росписи тарелки из Китая и вазы из Индокитая. Объяснять , как орнамент в одном случае подчинён плоской поверхности тарелки, а в другом подчёркивает силуэтность, объёмность вазы. Участвовать в обсуждении художественных выразительных средств создания декоративного образа (силуэт, симметрия, ритм, цвет, образ-символ) в орнаментальном искусстве. Приводить примеры орнаментального искусства народов России. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать композиционные схемы орнаментов народов мира. Определять общее в выразительных средствах орнаментальных мотивов народов мира (ритм, симметрия, силуэт, декоративное обобщение природных форм, цвет). Рисовать силуэт предмета, который можно расписать по мотивам орнамента Франции или Древнего Египта.

Украшать его. Использовать выразительные средства орнамента народов мира. Выражать в творческой работе своё отношение к традициям орнаментального искусства разных народов мира. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их художественно-творческой деятельности. Использовать выразительные средства изобразительного искусства (композиция, форма, ритм, линия, цвет, объём), декоративно-прикладного и народного искусства (композиция, связь декора с формой украшаемого предмета, ритм, орнамент, симметрия - асимметрия, статика - динамика, тоновые и цветовые контрасты и нюансы, национально-региональное своеобразие) для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, изменять их эмоциональную напряжённость с помощью смешивания с белой и чёрной красками, использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности. Создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека (передавать на плоскости и в объёме пропорции лица, фигуры, характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека). и анализировать пространственную форму предмета, изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи,скульптуре, графике. Выбирать творческую группу («Художники-пейзажисты», «Художники-графики», «Игрушечных дел мастера», «Знатоки натюрморта», «Искусствоведы», «Знатоки изображения ратных подвигов») для участия в оформлении одного из разделов итоговой выставки работ сверстников. Проявлять навыки сотрудничества со сверстниками в разных ситуациях при обсуждении творческих работ, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Обсуждать и оценивать коллективную работу. Узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры национального российского искусства, изображающие природу, человека, различные стороны окружающего мира и жизненных явлений, животных. Называть ведущие художественные музеи России (Русский музей в Санкт-Петербурге, Третьяковская галерея в Москве, художественные музеи своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.

Наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения разных видов изобразительного искусства




Top