Московский государственный театр «Ленком. О театре

Исторические корни Московского государственного театра «Ленком» уходят в далекий 1907 год, когда в здании, разместившимся в доме №6 на Малой Дмитровке, был основан Купеческий клуб. Прекрасное строение в модном стиле модерн, возведенное архитектором Ивановым-Шицем, принимало известных в то время промышленников и меценатов, аристократов и знаменитых деятелей культуры и искусства. В Купеческом клубе ставились вокально-музыкальные репризы и драматические спектакли.

Марк Анатольевич Захаров, ныне возглавляющий театр, признается, что этот дом, несущий в себе особую энергетику, по-настоящему его завораживает. Богемная атмосфера была разрушена революцией и гражданской войной: сначала здание занял «дом анархии», а позже – коммунистический комитет, носящий имя Свердлова. Именно здесь в 1920 году на Третьем съезде комсомола выступал В. Ленин.

Таким образом, на этих театральных подмостках память о высокой культуре российского дореволюционного общества соединилась с энтузиазмом и энергией первых строителей «нового мира», по инициативе которых был основан ТРАМ (Театр рабочей молодежи), в 1929 году показавший спектакль «Зови фабком», начавший отсчет истории Ленкома. Молодые актеры вопреки пролеткультовской идеологии бережно и уважительно поддерживали традиции классического театра. Актерскому мастерству трамовцев учили прославленные мхатовцы В. Станицын, Н. Хмелев, А. Грибов, заведующим литературной частью был М. Булгаков, сценографией занимались, Ю. Пименов, Кукрыниксы и Е. Кибрик. Музыка к спектаклям писалась И. Дунаевским, а за танцы отвечала Н. Глан. Наряду с идеологическими постановками на сцене ТРАМа зрители видели спектакли, поставленные по произведениям А. Пушкина, А. Островского, М. Горького. Театр воспитал целую плеяду замечательных актеров. В частности, здесь началась карьера знаменитого киноактера Н. Крючкова.

В знаковом для истории театра 1938 году он стал именоваться Московским театром Ленинского комсомола. Тогда же в него из распущенного МХАТа пришел новый художественный руководитель – Иван Берсенев, взявший с собой блистательный коллектив – С. Бирман, Р. Плятта, С. Гиацинтову. По словам И. Берсенева, ему и бывшим мхатовцам поначалу пришлось нелегко, поскольку трамовская труппа сущность театра представляла себе несколько иначе. Но основную часть команды составляли энергичные и талантливые артисты, стремившиеся создать подлинный театр. С ними И. Берсеневу удалось сработаться, а бездарности постепенно отсеялись.

При Берсеневе Ленком в своем развитии поднялся на новую ступень, приобретя славу лучшего сценического коллектива во всей огромной стране. Тогда в репертуаре театра, не прекращавшего работы даже в суровое время Отечественной войны, появились знаменитые пьесы Парень из нашего города, Нора, Сирано де Бержерак, Живой труп, Так и будет, Месяц в деревне, Наш общий друг. И. Берсенев, обладавший незаурядным режиссерским талантом, направляющий сплоченный коллектив уверенной и сильной рукой, даже сам появлялся на подмостках любимого Ленкома в качестве актера.

Вопреки настороженному отношению к классическим произведениям Ч. Диккенса, Г. Ибсена, Э. Ростана, Л. Толстого театр продолжал ставить по ним спектакли. И. Берсенев полагал, что только такие постановки смогут воздействовать на сознание молодых людей, внушая им понятия о чести, долге, справедливости, нравственности, свободолюбии, чистоте и духовности. Сцена театра стала своеобразным источником, из которого новое поколение могло черпать познания о неумирающих ценностях. После кончины И. Берсенева в 1951 году в театре много лет не появлялось памятных спектаклей, способных стать знаменательным, этапным событием. Различные художественные руководители приходили и уходили, не оставляя после себя мало-мальски значительных следов. Так продолжалось до 1963 года, когда Ленкомом стал руководить знаменитый театральный режиссер А. Эфрос, поставивший 104 страницы про любовь, В день свадьбы, Мой бедный Марат, Чайка, Снимается кино, Мольер.

После его ухода в Драматический театр на Малой Бронной Ленком обрел нового главного режиссера – Марка Захарова, имя которого неотделимо от целой театральной эпохи. М. Захаров по сей день талантливо, смело и уверенно руководит блестящей актерской командой Ленкома. Для того чтобы на сцене одного из самых красивых российских театров увидеть великолепные спектакли, вам достаточно набрать телефонный номер, указанный на нашем сайте. Приобретая билеты в Ленком, вы дарите себе неповторимое свидание с прекрасным, обогащая свою духовную и культурную жизнь. Здесь каждого ожидает уникальное, волшебное зрелище. Билеты в театр Ленкома распахнут перед вами двери в чудесный мир. А купить их можно на нашем сайте – быстро, выгодно и просто.

Репертуар Ленкома
Репертуар театра Ленком всегда имел грандиозный успех, а в последнее время стал еще более востребованным. Некоторые спектакли не сходили со сцены свыше двенадцати лет. На этой странице вы можете получить всестороннюю информацию о спектаклях Ленкома и ознакомиться с его полным репертуаром. В разделе афиша Ленкома можно узнать о спектаклях, идущих в текущим месяце и запланированных на следующий, а также оставить заказ на билеты. Наши менеджеры, знающие о ленкомовских постановках практически все, охотно помогут вам выбрать лучшие из них.

В данное время репертуар Ленкома насчитывает 14 спектаклей, самые новые из которых Пер Гюнт и впервые показанная позапрошлой осенью Аквитанская львица. Самой «старой» постановкой является Юнона и Авось, не утратившая с годами своей привлекательности и симпатий зрителей, по-прежнему восторженно переживающих историю любви отправившегося в путешествие русского графа Резанова и красавицы Кончиты. Еще одна легенда – Безумный день, или Женитьба Фигаро. Кроме того – Город миллионеров, Tout paye, или Все оплачено, Ва-банк, Женитьба, Вишневый сад, Королевские игры, Шут Балакирев, Пролетая над гнездом кукушки, Тартюф, Визит дамы.

"Ленком" ведет свою родословную от ТРАМа (Театра рабочей молодежи), созданного в 1927 году по инициативе Московского Комсомола. Характерно, что даже в первые годы, когда идеологи ТРАМа провозглашали в пролеткультовском духе свое кредо: "ТРАМ не театр, трамовец не актер, а взволнованный докладчик, агитатор, спорщик", его молодые творцы не "выбрасывали с корабля современности" опыт театра классического. Именно тогда литературной частью театра заведовал Михаил Булгаков (и даже как режиссер поставил пьесу Ф. Кнорре "Тревога"), музыкальной - Исаак Дунаевский, танцы ставила Наталия Глан, биомеханике учила молодых трамовцев дочь В.Э. Мейерхольда Ирина Хольд, актерскому мастерству - мхатовские корифеи Николай Баталов, Николай Хмелев, Алексей Грибов, Виктор Станицын, Илья Судаков, сценографию делали Евгений Кибрик, Юрий Пименов, Кукрыниксы. А спустя несколько лет на сцене ТРАМа появилась и классика, русская и советская: пьесы А. Островского, М. Горького, инсценировки А. Пушкина и Н. Островского.
Поначалу трамовцы гордились тем, что днем они полную смену работают на предприятиях, вечером - играют на сцене. Однако идея "Ермоловой, днем работающей у токарного станка", популярная в какие-то и послетрамовские времена, жизненности своей не подтвердила: очень скоро ТРАМ стал театром всецело профессиональным, воспитавшем плеяду хороших актеров (П. Шпригнфельд, 3. Щенникова, В. Соловьев, В. Всеволодов, А. Пелевин) и одного великолепного: именно здесь началась звездная слава Николая Крючкова, любимого киногероя 1930-1960-х годов.

Название Московский театр имени Ленинского комсомола на здании по Малой Дмитровке, дом 6, появилось 20 февраля 1938 года. В этом году театр возглавил Иван Берсенев, пришедший из незадолго до того разогнанного МХАТа-2, приведя за собой блистательную команду актеров мхатовской школы - Софью Гиацинтову, Серафиму Бирман, Ростислава Плятта.
При Берсеневе театр обрел новое дыхание, заслуженно и прочно занял место в ряду лучших сценических коллективов страны. Немало поспособствовала тому твердая рука Берсенева-руководителя, его умение сплотить и вести за собой труппу, уверенная свобода его режиссерского почерка, актерский талант. Зрители старшего поколения как о самых дорогих своих театральных встречах вспоминают о ролях Берсенева - адвокате Гельмере в "Норе" Ибсена, Феде Протасове в "Живом трупе" Толстого, романтическом Сирано де Бержераке в пьесе Ростана.

"Парень из нашего города" Симонова, поставленный Берсеневым за два месяца до начала Великой Отечественной войны, уже жил ее предощущением. Герой пьесы Сергей Луконин, как и иные парни этого поколения, знал, что войны не миновать и что его место - на передовом рубеже. Константин Симонов еще не был тогда знаменитым и прославленным, он только начинал в театральной драматургии. Повезло и ему, и театру: театр нашел своего драматурга, драматург свой театр - их пути еще не раз пересекутся.

В следующей постановке театра по пьесе Симонова "Так и будет" (1944) играла Валентина Серова, любимица публики, обаянию которой дополнительный блеск придавало и то, что она - жена Симонова и это ей он посвятил стихи, которые в войну были у всех на устах, - "Жди меня, и я вернусь...". Что же до "Парня из нашего города", то эта пьеса дважды в разные годы возобновлялась на ленкомовской сцене - в последний раз в 1977 году в постановке Захарова и Юрия Махаева. Как видно, было в этой пьесе нечто выходящее за пределы злободневного пафоса предвоенной поры, необходимое и поколению, к счастью, войны не заставшему...

Берсенев ушел из жизни в 1951 году, в расцвете сил и таланта. Театр на долгие годы остался без руководителя. То есть руководители, конечно, были, приходили и уходили, но памятного следа и этапных спектаклей не оставили...

Новая жизнь театра и новый его взлет начались в 1963 году с приходом Анатолия Эфроса. Продолжался этот взлет недолго, всего три с небольшим года: очень скоро театру подрубили крылья, отстранив Эфроса от должности главного режиссера "как не обеспечившего правильного направления в формировании репертуара" (формулировка из приказа № 50 Управления культуры Исполкома Моссовета от 7 марта 1967 года). Идеологическим надзирателям за искусством показались слишком смелыми его творческие, а главное, нравственные поиски.
Вместе с собой Эфрос привел команду влюбленных в него актеров - Ольгу Яковлеву, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Валентина Гафта, Льва Круглого, Всеволода Ларионова, Льва Дурова, Александра Ширвиндта, Михаила Державина, сохранив при этом ленкомовских "стариков" - Гиацинтову, Вовси, Пелевина, Соловьева, более того, окружив их особым вниманием, уважением, любовью.

Уход Эфроса, вслед за которым ушли и многие из его актеров, тяжко отразился на театре, потерявшем одновременно ту самую часть своей аудитории, которая и питала его поиски встречным током своей любви, неравнодушного интереса, духовного сотворчества. С каждым годом ситуация в Театре Ленинского комсомола становилась все более безотрадной - так продолжалось шесть лет. И лишь в 1973-м, когда директорское кресло занял Рафик Экимян, коллектив почувствовал близость готовящихся перемен. Они обозначились уже в спектакле, явно далеком от совершенства, но захватывавшем зрителей своей энергией, азартом и сценическим буйством, - в "Автограде XXI", написанном (совместно с Юрием Визбором) и поставленном молодым Марком Захаровым, уже доказавшим свой режиссерский талант в постановках Студенческого театра МГУ, в театрах Сатиры и имени Маяковского (где еще совсем недавно директором был Р. Экимян, вместе с Захаровым переживавший все перипетии чуть было не запрещенного "Разгрома" Фадеева). Свой следующий спектакль на той же сцене Марк Захаров уже ставил как главный режиссер театра (секретарь Московского горкома КПСС тов. Гришин все же утвердил его в этом качестве, хоть и припомнил идейные ошибки, допущенные в прежние годы). Спектаклем этим был "Тиль" по книге Шарля де Костера "Легенда о Тиле".

Музыкальная линия ленкомовских спектаклей продолжилась в рок-операх (в афишах они деликатно назывались "современными операми": от слова "рок" цензуру коробило) "Звезда и Смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 25 июля 1853 года" (композитор Алексей Рыбников, поэт Павел Грушко) и "Юнона и Авось" (композитор Алексей Рыбников, поэт Андрей Вознесенский). Эти спектакли-события, яркие, романтические, ослепительно-оглушительные, захватывавшие темпом, энергией чувств и действия, странным сочетанием площадной свободы и искушенного эстетизма, многие годы собирали битковые аншлаги в Москве и на всех гастролях, в СССР и за рубежом. "Тиль" продержался в репертуаре театра 14 лет, "Юнона и Авось" перевалила уже за два десятилетия своей сценической жизни.

ТЕАТР «ЛЕНКОМ», московский драматический театр. Датой рождения театра принято считать 1927, когда по инициативе ЦК ВЛКСМ был создан Театр Рабочей Молодежи (ТРАМ) – новая творческая форма молодежного театра рабочих. Четыре года театр существовал на полупрофессиональных началах. Здесь создавались агитационно-политические спектакли о жизни советской молодежи, которые «рассматривались не как театральное явление, а как общественное выступление по поводу того или иного факта… вопроса». Первые пьесы-сценарии – Зови Фабком , Зеленые огни (обе 1928) и Дай пять (1929) – были написаны и исполнены самими рабочими-комсомольцами. В 1931 коллектив получил статус профессионального театра.

В 1932 в ТРАМ была приглашена группа мастеров МХАТа (И.Судаков, В.Станицын, Н.Баталов, Н.Хмелев, Н.Горчаков), преподававших студийцам актерское мастерство. Первым музыкальным руководителем ТРАМа был И.Дунаевский, заведующим литературной частью М.Булгаков, биомеханику преподавала И.Хольд, дочь Вс.Мейерхольда, спектакли оформляли Е.Кибрик, молодые Кукрыниксы . В ТРАМе началась актерская карьера Н.Крючкова.

В 1933 театр возглавил Судаков. Под его руководством поставлены Бедность не порок А.Островского (1935), Дальняя дорога А.Арбузова (1936), Как закалялась сталь Н.Островского (1937).

В 1938 ТРАМ (20 февраля 1938 переименован в Московский театр имени Ленинского комсомола) возглавил режиссер и актер, ученик К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко, соратник М.Чехова И.Н.Берсенев (1889–1951). Вместе с ним в труппу пришли мастера мхатовской школы С.Бирман , С.Гиацинтова, А.Вовси, Р.Плятт , Б.Оленин и др. В сочетании с талантливыми представителями молодежного театра они составили разнообразную по дарованиям и амплуа труппу, открыв новый и успешный этап в ее истории. Именно при Берсеневе театр стал по-настоящему популярен. В этот период здесь играли Е.Фадеева, В.Серова, Т.Окуневская, Г.Карнович-Валуа, А.Козлова и другие. Берсенев был уверен, что «театр для молодых должен стать театром высокой культуры и... пренебрегать духовными богатствами классической драматургии значило бы обкрадывать и артистов, и зрителей». В афише театра этого периода Нора Х.Ибсена (1939), Зыковы (1940) и Васса Железнова М.Горького, История одной любви (1940), Парень из нашего города (1941), Так и будет (1944), Под каштанами Праги (1945), Русский вопрос (1947) К.Симонова, Живой труп Л.Толстого (1942), Фронт А.Корнейчука (1942), Сирано де Бержерак Э.Ростана (1943), Месяц в деревне И.Тургенева (1944), Наш общий друг по Ч.Диккенсу (1946), За тех, кто в море Б. Лавренева (1947), Семья Попова (1949), Валенсианская вдова Лопе де Вега и др.

После смерти Берсенева театром руководили Гиацинтова (1952–1956), С.А.Майоров (1957–1960), Б.Н.Толмазов (1960–1962). Среди спектаклей 1950-х – начала 1960-х годов – Новые люди по Н.Чернышевскому (1952); Годы странствий Арбузова (1954), Вишневый сад А.Чехова, Друзья-сочинители Н.Винкетерн (1954); В доме господина Драгомиреску Х.Ловинеску (1955); Пароход зовут «Орленок » А.Галича (1959); Большое волнение И.Дворецкого, Бесприданница А.Островского (1962).

В 1963 театр возглавил А.В.Эфрос. «Добрым, многообещающим началом» назвали дебют Эфроса на ленкомовской сцене – спектакль В день свадьбы В.Розова (1964): «Ни в одном театре, пожалуй, не получалось более цельного, более точного воспроизведения розовской драматургии, чем в спектаклях Эфроса». Затем последовали 104 страницы про любовь (1964) и Снимается кино (1965) Э.Радзинского, Мой бедный Марат Арбузова (1965). В спектаклях Эфроса на сцене театра им. Ленинского комсомола выходила плеяда молодых артистов: В.Гафт, Л.Дуров, А.Дмитриева, А.Збруев, О.Яковлева, В.Ларионов, М.Державин, А.Ширвиндт и др. Чайка Чехова (реж. Эфрос, 1966) опрокидывала «все чеховские штампы нашей сцены». Здесь вместо колдовского озера возник резкий образ – «театр как эшафот, где казнят художника». Это был спектакль о Треплеве и для Треплева (В.Смирнитский), Нину (О.Яковлева) в финале ждало наказание: болезнь и театр в Ельце – расплата за предательство художника. В Мольере Булгакова (реж. Эфрос, 1966) отчетливо прозвучала тема комедиантства, его изначальной двуликости. В 1967 Эфрос был уволен из театра.

В 1973 главным режиссером театра стал М.А.Захаров . В этот период в театр пришли Т.Пельцер, Е.Леонов, Л.Броневой, О.Янковский и мн. др. История «Ленкома» под руководством Захарова – «это история благополучно преодолеваемых запретов – и идеологических, и вкусовых».

В 1974 был выпущен первый советский мюзикл Тиль Г.Горина по мотивам Ш. де Костера; в 1976 – Звезда и смерть Хоакина Мурьеты П.Грушко по мотивам П.Неруды. В 1981 появилась первая рок-опера Юнона и Авось А.Вознесенского – А.Рыбникова. А.Тарковский поставил в театре Гамлета У.Шекспира (1976).

Одновременно с мюзиклами и серьезными работами здесь выпускали т.н. «поделки» – Автоград XXI Ю.Визбора и Захарова (1973) и Проводим эксперимент В.Черных и Захарова (1984); советскую классику Парень из нашего города К.Симонова (1977), Жестокие игры Арбузова (1979; первая совместная работа Захарова и сценографа О.Шейнциса), Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского (1983), Три девушки в голубом Л.Петрушевской (1985); «ленинские» спектакли по пьесам М.Шатрова Революционный этюд (1978) и Диктатура совести (1986) и др.

Сразу две громкие премьеры Захаров представил в 1989: Мудрец по А.Островскому и Поминальная молитва Горина по Шолом-Алейхему.

Кинорежиссер Г.Панфилов выпустил Гамлет Шекспира (1986) и спектакль Sorry А.Галина (1992).Сам Галин поставил в Ленкоме свою пьесу Чешское фото (1995).

С 1991 театр носит название «Ленком». В 1990-е годы в его репертуаре появились в постановке Захарова Безумный день, или Женитьба Фигаро П.Бомарше (1993), Чайка Чехова (1994), Королевские игры Горина – Ш.Каллоша (1995), Варвар и еретик по роману Ф.Достоевского Игрок (1997), Мистификация , представление пьесы Н.Садур Брат Чичиков (1999), Город миллионеров по Филумене Мартурано Э. Де Филлипо (реж. Р.Самгин, 2000).

В начале 1970-х годов Святослав Рихтер и Нина Дорлиак поселились на шестнадцатом этаже дома 2/6 по Большой Бронной улице, недалеко от Консерватории. Этот дом − типовая кирпичная башня. Но поднявшись наверх и войдя в квартиру, попадаешь в особый мир. Никакой роскоши, суеты вещей. Во всем ощущается характер и образ жизни хозяина, особая энергетика человека, которого Юрий Башмет называет «охранной грамотой истины в искусстве».

В большой комнате, называвшейся по-старинному зала, Рихтер занимался сам или репетировал с другими музыкантами. Здесь стоят два рояля фирмы Steinway&sons, два старинных итальянских торшера, подаренных мэром Флоренции, гобелен, картины. В зале проходили прослушивания опер или просмотры любимых фильмов.

В кабинете, или, как сам Рихтер называл эту комнату, «шкафной», размещены шкафы с книгами, пластинками, кассетами. Самое ценное здесь - шкаф с нотами, на которых сохранились пометки маэстро. Здесь же находится деревянная фигурка Младенца Иоанна Крестителя, это память об организованных Рихтером Музыкальных празднествах в Турени во Франции. На стене гипсовый контррельеф с профилем Бориса Пастернака с памятника в Переделкино − как отпечаток, след, оставленный человеком на земле, замечательно найденный Саррой Лебедевой образ.

Рядом висит маленький пейзаж Сарьяна, подаренный Еленой Сергеевной Булгаковой. В секретере находится рукопись Девятой сонаты Сергея Прокофьева, посвященной Рихтеру, фотография Генриха Нейгауза, рисунок Пикассо, «Крохотки» Солженицына. Таков был круг общения Рихтера.

«Зеленая комната» − это комната отдыха, в дни концертов она превращалась в артистическую. На стене висит портрет отца, Теофила Даниловича, элегантного сдержанного человека. Он окончил Венскую консерваторию как пианист и композитор. Теофил Данилович и Анна Павловна (мать Святослава) не сумели выехать из Одессы в 1941 году, когда к городу подходили гитлеровские войска. Теофил Данилович был арестован и в ночь с 6 на 7 ноября расстрелян как «немецкий шпион». Анна Павловна ушла в Румынию, а потом в Германию, навсегда оставив Россию и единственного сына, который в это время находился в Москве и тоже ожидал ареста. Они встретились только через 20 лет.

Художественные интересы и пристрастия Святослава Рихтера были разнообразны, он не только любил живопись, но и сам был художником. В небольшой комнате выставлены его пастели. В них Роберт Фальк отмечал «удивительное ощущение света». В бывшей кухне Нины Львовны размещены фотографии, рассказывающие о жизни музыканта.

Театр имени Ленинского Комсомола официально зарегистрирован в 1938 году, но эту дату нельзя считать отправной точкой в развитии нынешнего Ленкома. Первые удачные попытки создать театр для молодежи, загоревшейся идеями революции, датированы 1925 годом, когда, усилиями энтузиастов, удалось сформировать небольшую театральную организацию, которую было решено назвать ТРАМ.

Это незамысловатое сокращение расшифровывалось как Театр Рабочей Молодежи, где в постановках участвовали вчерашние студенты театральных училищ или вовсе люди без специального образования, но с огромным желанием приблизится к миру сценического искусства и заявить во всеуслышание о наступлении новой эры.

Понятно, что подавляющее большинство поставленных спектаклей было проникнуто духом революции, который определял выбор пьес, сценографию и стиль актерской игры. Обращение к столь популярной теме привлекло к трамовским экспериментам внимание широкого круга ценителей всех возрастов и культурных уровней. Одни искали в разыгрываемых пьесах близкую себе тематику, других больше интересовало качество декораций, глубина режиссерской интерпретации и актерский талант, но все, без исключения, зрители получали искомое в избытке.

По мере того, как развивался творческий коллектив, со сцены исчезали случайные люди, а репертуар значительно изменялся. Театр Рабочей Молодежи уделял все больше внимания классическим сюжетам и постепенно понижал революционный градус в спектаклях, переходя на профессиональные рельсы. 1927 год. Трам! Звонкое имя, громкое, Как удар барабана, вызывающее как "Нате!", решительное, как выстрел!

Театр рабочей молодежи был рожден самой эпохой, ее стремительным ритмом, могучей волной энтузиазма масс. "Днем у станка, вечером - на сцене" - таков девиз молодого театра. И как лозунги звучали названия новых спектаклей: "Дай пять", "Зови фабком", " " , " ", "Страна должна знать."

1932 год. Молодой театр испытывает острую необходимость в совершенствовании своего профессионального мастерства. Одного энтузиазма уже недостаточно. Советский зритель требует нового качества драматургии и актерского искусства. На помощь молодым энтузиастам приходят актеры прославленного МХАТа: В.Я. Станицын, Н.П. Хмелев, Н.А. Баталов, В.С. Соколова во главе с известным советским режиссером и педагогом , возглавившим новое художественное руководство театра.

Через некоторое время в труппу театра влилась большая группа актеров из театра-студии, работавшей под руководством Р. Симонова. Это слияние произошло безболезненно, так как воспитанники Р. Симонова, ученика Е. Вахтангова, черпали свои творческие силы из одного общего источника - из могучего реалистического искусства, лучшим представителем которого был МХАТ.

Коллектив ТРАМа овладевает мастерством, позволившим преодолеть известный схематизм агитационных спектаклей и перейти к созданию произведений, в которых глубокая жизненная правда органично сочетается с яркой сценической формой. Из среды трамовцев вырастают такие яркие актерские индивидуальности, как , чьи имена неразрывно связаны с советским театром.

Только после образования театра Ленинского Комсомола это был уже сплоченный, сыгранный коллектив, ставший, за прошедшие годы, одной семьей и отлично понимавший друг друга. Естественно, изменился (причем кардинально) и репертуар, все чаще обращавшийся к отложенным, до поры до времени, Толстому, Ибсену, Диккенсу и Ростану.

Возглавить трупу нового театра было доверено - талантливому актеру и режиссеру, не просто вставшему во главе Ленкома, но и приведшему с собой несколько знаменитых актеров из МХАТа, среди которых особо выделялись такие имена как , . Это вливание значительно обогатило творческий коллектив театра имени Ленинского Комсомола и открыло перед ним двери к мировой известности! ()

1941год. В годы Великой Отечественной войны на сцене театра появляются спектакли,посвященные борьбе советского народа с фашистскими захватчиками - А. Корнейчука, " " братьев Тур и Шейнина, "Так и будет" .Этими спектаклями театр утверждал высокие моральные качества советского народа и выражал уверенность в грядущей победе. Гимном свободолюбивому, жизнеутверждающему началу в человеке в те дни звучал образ Сирано де Бержераку, созданный И.Н. Берсеневым в спектакле по одноименной пьесе Э. Ростана. Группа актеров театра в составе фронтовой бригады прошла весь боевой путь нашей армии от Москвы до Берлина.

Произведения лучших писателей и драматургов того времени получают воплощение на сцене театра: Б. Горбатов, Б Лавренев, А.Ромашов, В.Киршон, Н. Островский, А.Арбузов - имена этих писателей стояли на афишах в предвоенные годы.Особой удачей театра был спектакль
по пьесе К.Симонова " ". В дальнейшем К.Симонов в тесном творческом контакте с театром, где многие его пьесы были поставлены впервые: " ", " ", " " и др. Большое общественное звучание имели спектакли того времени, поставленные по произведениям отечественной и зарубежной классики: " " Ибсена, "Зыковы", " " , М. Горького,
" " Л. Толстого, " " Лопе де Вега, " " Ростана, " " Ч. Диккенса, и другие. В 1948 году Ленком отмечает В 1949 году С.В. Гиацинтова поставила где она с высоким мастерством исполнила роль матери В.И. Ленина -М.А Ульяновой.
Центром спектакля был образ Ленина, в период зарождения его революционных идеалов.

Берсенев был со своим театром в самые трудные военные годы, он трепетно оберегал созданное и искал пути к развитию, даже когда казалось, что дороги вперед нет. Именно благодаря стараниям Ивана Николаевича, Ленком, хоть и с потерями, но все же пережил тяжелое время и вновь расцвет в послевоенные сороковые, когда людям особенно была нужна вера в завтрашний день, вера, которую можно было почерпнуть в театре.

После смерти Ивана Николаевича в 1951 году столкнулся со значительными трудностями и надолго впал в творческое оцепенение. Руководители и режиссеры театра сменяли друг друга, но их стараний было явно недостаточно, чтобы дать новый толчок развитию Ленкома. Следующее десятилетие оказалось не слишком плодотворным, но, тем не менее, не преподнесло никаких сокрушительных ударов, что позволило труппе театра сохраниться, практически, в том же составе, в котором ее оставил Берсенев.

1958год. Будучи пропагандистом современной темы, продолжая развивать генеральную линию спектаклей о молодом строителе коммунизма,театр постоянно обращается к живительному источнику классического наследия.

На его сцене с успехом идут пьесы Островского и Горького, Ибсена и Лопе де Вега, Тургенева и Гоголя, прочитанные свежо и современно. В 1958 году в спектакле " " по пьесе Б.Шоу в роли Жанны Дарк выступила замечательная актриса Ленкома .

В 1958 году Сергея Арсеньевича Майорова назначили главным режиссером театра Ленком. Майоров поставил на сцене Ленкома несколько спектаклей: " ", " "(совместно с )," "(совместно с ) , "Пароход зовут "Орлёнок". Майоров проработал в театре не долго, уже в 1960 году его место занял Борис Никитич Толмазов. Толмазов поставил блестящие спектакли « » Н.Погодина (1960) и « » Э.Брагинского (1963). Борис Никитич вскоре ушел в театр Маяковского.

Так продолжалось до 1963 года, когда у руля . Его приход ознаменовал новый творческий виток в жизни театра, которую Эфрос сумел значительно обогатить и разнообразить. Прежде всего потому, что принес собой множество свежих и смелых идей. Кроме того, с появлением Анатолия Васильевича на посту главного режиссера, Ленком пополнился многими перспективными актерами, почувствовавшими, что в театре имени Ленинского Комсомола теплится еще огонек свободы, а значит там есть поле для творческого развития. Эфрос поставил с театре имени Ленинского Комсомола замечательные спектакли: " ", " ", ", "Снимается кино...", " ", " ", " ".

Плодотворная работа в театре продолжалась недолго, словно волна разбившись о непробиваемые утесы идеологии. Эфрос был человеком далеким от политики, но отлично разбиравшимся в театральном искусстве. Неудивительно, что он не желал лепить из театра убогую карикатуру на это самое искусство и клепать бесталанные спектакли по заказу Партии. Именно поэтому он не задержался на своем месте и был отстранен от руководства Ленкомом. Его уход снова сбросил театр в пучину упадка. В 1967 году в театр пришел Владимир Багратионович Монахов. Он стал главным режиссером театра на несколько лет - с 1967 по 1971 год. В.Б. Монахов поставил в Ленкоме следующие спектакли; " "(совместно с С.В.Гиацинтовой), " ", " ", " ", "Перекресток судьбы". В 1971 году Монахов покинул театр Ленком.

Для театра опять наступили тяжелые времена. Тяжелые времена продлились с 1971 по 1973 года и были отринуты театром только после того, как руководство взял в свои руки Марк Захаров, являвшийся до этого времени режиссером театра Сатиры.

Сразу после вступления в должность сдвинул Ленком с мертвой точки и направил его по курсу, избранному, в свое время, Берсеневым и Эфросом. Театр имени Ленинского Комсомола совершенствовался от постановки к постановке, набирал былую мощь и приобретал новых поклонников, ставя жирную точку во всех досужих сплетнях, утверждавших, что «Ленкому недолго осталось»…

С 1973 года для театра Ленком началась новая эпоха - в театр пришел работать Марк Анатольевич Захаров. В те годы Ленком еще было принято называть Московский театр имени Ленинского комсомола. И находилось это прославленное заведение культуры в глубоком кризисе, начавшемся с тех пор, как с должности художественного руководителя сняли Анатолия Эфроса. Затяжной творческий кризис был прерван весело и оглушительно постановкой « », премьерным спектаклем Марка Захарова совместно с поэтом и журналистом . Эта постановка немедленно привлекла внимание как публики, так и театральных специалистов своей энергией и жизненным тонусом. На показы приходило много молодежи. Интерес к театру Ленком, который уже начал было угасать, разгорелся с новой силой. По мнению самого Марка Захарова, для назначения на должность главного режиссера Ленкома большую роль сыграли его работы в Театре Сатиры - успешные постановки «Темп-1929» (1972 года) и «Проснись и пой» (1970 год, в сотворчестве с ). Помимо этих ярких спектаклей, Марк Захаров представил публике постановки «Матушка Кураж и ее дети» (1972) и «Чудак-человек» (1973). Плодотворная работа в Театре Сатиры стала великолепным «трамплином» для блистательного старта Марка Захарова в Ленкоме, на руководящей должности, требующей колоссальной самоотдачи.

В 1974 году Марк Захаров на сцене театра Ленком выпускает по пьесе своего друга, выдающегося драматурга . Постановка имеет оглушительный успех. Создатели позиционируют ее как музыкально-поэтический спектакль - яркий, красочный, захватывающий - как комедию с элементами сатиры и драмы. Марк Захаров привлекает к работе в «Тиле» самых талантливых актеров Ленкома - , Колычева, Фадееву, Скоробогатова и многих других. После премьерного показа «Тиля» молодой проснулся знаменитым, а для Инны Чуриковой начался новый творческий этап. В целом, спектакль «Тиль» выводит Ленком на очередную ступень развития. Этой постановке рукоплещет не только весь Советский Союз, но также Польша, Чехословакия и Болгария, где Ленком гастролировал в 1977-1978 годах.

С первых же дней работы в театре Ленком Захаров начинает создавать и активно развивать собственный, авторский подход к режиссуре спектаклей. Очень большое внимание уделяет музыке, поэтике. Музыка становится едва ли не одним из главных действующих лиц в постановках Марка Захарова «Тиль», « », « », «Юнона и Авось», «Безумный день, или Женитьба Фигаро», «Поминальная молитва», «Королевские игры», «Мистификация».

В 1976 году Марк Захаров ставит на сцене Ленкома современную оперу «Звезда и смерть Хоакина Мурьетты» по мотивам произведений Пабло Неруды с неподражаемым в роли Хоакина Мурьетты. Также в главных ролях были задействованы Николай Караченцов и Любовь Матюшина. Спектакль посвящен жизни и смерти национального чилийского героя Хоакина Мурьетты и приурочен к военному перевороту в Чили, а также уходу из жизни знаменитого чилийского поэта Пабло Неруды. Опера пользуется грандиозным успехом - благодаря и злободневности, и блестящему актерскому составу, и новизне жанра. Вдохновившись успехом этой постановки, Марк Захаров совместно с композитором отправляются на поиски драматической основы для нового спектакля в подобном жанре. Судьба сводит их с поэтом А.Вознесенским - так в 1981 году рождается легендарный музыкальный спектакль «Юнона и Авось»… В премьерной постановке главные роли исполняли Александр Абдулов, Николай Караченцов, .

С первой русской рок-оперой Ленком гастролирует во Франции, выступает в зале «Эспас Карден». Зрители принимают ее прекрасно и с восторгом, французская пресса печатает только восхищенные отклики. Марк Захаров вспоминает, что на «Юнону и Авось» в Париже некоторые зрители ходили по несколько раз, русские парижане приводили с собой детей, чтобы те могли услышать настоящую русскую поэзию… После Парижа были не менее удачные гастроли в Германии, США, Нидерландах и Греции.

Тем временем Марк Анатольевич Захаров продолжает работать не покладая рук во имя развития театра Ленком, пробует разные творческие подходы, находится в постоянном поиске свежих форм. В 1978 году он ставит своеобразный эксперимент - тихий, камерный спектакль «Вор» В.Мысливского, без какого бы то ни было музыкального сопровождения. Главные роли в этой драматической притче исполняли Владимир Корецкий и . Работа в таком жанре пришлась по душе и самому режиссеру, и публике, поэтому Марк Захаров с особенным вдохновением продолжил раскрывать все возможности данного подхода. Позже появились спектакли «Три девушки в голубом» (1985) и «Чайка» (1994).

В 2000 году свет увидел новый спектакль в постановке Марка Захарова - «Город миллионеров». В главных ролях были задействованы Инна Чурикова и (сейчас «Город миллионеров» по-прежнему в актуальном репертуаре театра «Ленком», и пользуется огромным успехом; только партнером Инны Чуриковой по спектаклю стал Геннадий Хазанов). Марк Захаров создал эту работу совместно с Р.Самгиным, своим учеником. Самгин предложил идею постановки - взять за основу пьесу Эдуардо де Филиппо «Филумена Мартурано», которая представляет собой классическое произведение, местами анекдотичное, а местами пронзительно обнажающее радости и горести человеческих душ.

Почти 40 лет Марк Анатольевич Захаров руководит театром Ленком. За это время выдающемуся режиссеру фактически удалось объять необъятное. Он поднял театр с колен и воздвиг на пьедестал одного из самых популярных театров страны и даже мира. Ленком неизменно вызывает интерес как у публики, так и у знатоков театрального искусства. Регулярные гастроли, гениальные спектакли, плеяда блистательных актеров… Об актерах следует сказать отдельно. Во все времена Марк Анатольевич отличался особенным чутьем на таланты. Он приглашал ранее никому не известных молодых актеров, и на сцене Ленкома они раскрывали свои самые лучшие качества, становились настоящими профессионалами. Кто-то из них позже переходил работать в другие коллективы и труппы, кто-то оставался верен любимому режиссеру - но все они бесконечно благодарны Марку Анатольевичу Захарову, этому великому человеку, за годы сотрудничества, за путевку в жизнь, за возможность выступать на сцене прославленного Ленкома. С Марком Захаровым работали такие звезды театра и кино, как И. Чурикова,




Top