Патриаршая премия по литературе. Архипастырь

Лауреатами Патриаршей литературной премии стали писатели Борис Тарасов, Борис Екимов и иерей Николай Блохин. Награды победителям вручил в зале церковных соборов храма Христа Спасителя в Москве патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

«Искренне надеюсь, что премия позволит выявить новых авторов, отметить писателей, продолжающих в своем творчестве лучшие традиции русской словесности», - сказал патриарх.

О литературе духовной и халтуре

Он отметил, что современный человек зачастую не находит возможности обратить внимание на что-то, не касающееся его профессиональной деятельности или семейных забот. Проводя этот конкурс, в Церкви надеются представить россиянам высокодуховную литературу, подчеркнул он.

Всего было определено девять номинантов, включая писательницу Ксению Кривошеину, отозвавшую свою заявку без объяснения причин. В короткий список также вошли Александр Громов, Алексей Карпов, монахиня Евфимия (Елена Пащенко), Валерий Сергеев, Андрей Ткачев (протоиерей). Три лауреата были избраны тайным голосованием.

При этом перед церемонией вручения премии патриарх раскритиковал современную тенденцию некоторых писателей «халтурить». «Сегодня иногда литература становится просто средством добывать деньги, и на свет появляются тексты, которые никак нельзя назвать литературой, а иногда это просто чистейшая халтура: литературная, стилистическая, смысловая», - сказал патриарх.

Он отметил, что ему иногда «приходится по тем или иным причинам открывать такие тексты». «Стыдно становится», - сказал он.

Премия патриарха и лауреаты

Патриаршая литературная премия имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия не имеет аналогов в истории Русской православной церкви и в практике других поместных православных Церквей.

Премия присуждается не за конкретные произведения, а «за значительный вклад в развитие русской литературы». По замыслу, конкурс призван развивать взаимодействие Церкви и литературного сообщества, своим творчеством утверждающего основы христианской веры. Правом выдвижения кандидатов на соискание премии обладают предстоятели поместных православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского патриархата, епархиальные архиереи РПЦ, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, Синодальные учреждения РПЦ, а также редакции литературных журналов и литературно-общественные организации. До сих пор лауреатами премии становились только писатели.

Ставшая уже хорошо известной и престижной награда вручена в этом году в шестой раз. Она была учреждена Священным синодом в 2009 году и впервые вручалась в 2011 году. В прошлом году денежная часть премии составила 300 тыс. рублей на одного лауреата.

Первым лауреатом Патриаршей литературной премии стал писатель Владимир Крупин. Во втором премиальном сезоне победителями стали Олеся Николаева и Виктор Николаев, в третьем - Алексей Варламов, Юрий Лощиц и Станислав Куняев, в четвертом - Николай Агафонов, Валентин Курбатов и Валерий Ганичев, в пятом - Юрий Бондарев, Александр Сегень и Юрий Кублановский.

24 мая 2018 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл восьмую церемонию избрания и награждения лауреатов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. По окончании представления номинантов Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к собравшимся со словом.

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Уважаемые члены Палаты попечителей Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия! Уважаемые участники и гости нашей церемонии!

Всех вас сердечно приветствую. Сегодня мы собрались в восьмой раз, чтобы избрать и наградить лауреатов Патриаршей литературной премии.

В этом году наша церемония проходит непосредственно в день памяти святых покровителей премии. И это весьма символично. Славянская азбука отмечает в нынешнем году знаменательную дату. 1155 лет прошло со знаменитой моравской миссии святых братьев Кирилла и Мефодия, которые вместе с учениками составили первый перевод Евангелия на славянский язык. Благодаря подвижническим трудам равноапостольных братьев и их последователей славянские народы получили самое главное: возможность читать и слышать слово Божие на родном языке. Им стали доступны драгоценные сокровища христианской духовной культуры.

Да, ученые скажут нам, что язык переводов был во многом искусственный и стал попыткой объединить различные славянские диалекты, создав на их основе универсальную письменность. Однако то, что этот опыт, эти гениальные творческие усилия оказали огромное воздействие на все последующее развитие славянских языков, — не вызывает никаких сомнений. И этот опыт создания в каком-то смысле искусственного языка преследовал одну конкретную цель: чтобы все славянские племена могли использовать один и тот же алфавит, одну и ту же грамматику, один и тот же язык.

Конечно, русскому литературному языку предстояло пройти еще большой путь становления. Но какой была бы русская словесность, если бы не питалась от живоносного источника церковнославянского языка? Каким был бы путь всей русской культуры, если бы в ее основе не лежали евангельские ценности и идеалы, привитые ей трудами святых солунских братьев?

Убежден, что если бы вообще и существовала такая словесность и культура, если бы и не растворилась она в океане истории, то не занимала бы столь выдающегося и славного места в мировой культуре, какое ныне заслуженно занимает русская литература.

Когда я говорю «русская литература», подразумеваю, конечно, в первую очередь творчество наших великих классиков: Пушкина, Гоголя, Достоевского, Толстого, Чехова и других мастеров художественного слова. Но не только это.

Не будем забывать о том, что литературный язык, как писал известный отечественный лингвист Николай Сергеевич Трубецкой, «является орудием духовной культуры и предназначается для разработки и углубления не только изящной литературы в собственном смысле слова, но и научной, философской и религиозной мысли» . Осознаем ли мы сегодня, читая художественные произведения, научные труды и публицистику, что все это ветви чудного древа, выросшего из семени, посеянного много веков назад святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием?

Возможности языка раскрывают перед человеком и возможности для постижения этого мира. Ибо мудрость познается в слове (Сир. 4:28), как говорит нам Священное Писание. Русский язык обладает удивительными по красоте и богатству выразительными средствами, позволяющими точно, глубоко и в тончайших оттенках передать любую человеческую мысль. Недаром еще Ломоносов, сравнивая русский с другими европейскими языками, восхищался его великолепием, живостью и сильной в изображениях краткостью .

Красивая и грамотная речь производит не только сильный эстетический эффект, но и несет в себе мощный интеллектуальный заряд, задает для аудитории высокую культурную планку. И потому воспитательная роль литературы начинается именно с языка. Читая классиков, мы ведь восхищаемся не только идеями и глубокими смыслами, заложенными в произведении, но и замечательным стилем, сочностью языка и красотой образов. Все это в совокупности производит впечатление на читателя.

Однако что мы наблюдаем сегодня, когда открываем произведения некоторых современных авторов? Обилие жаргонизмов и вульгаризмов, просторечных выражений, грубых иностранных заимствований и не свойственных русскому языку конструкций и интонаций. И в устной речи мы слышим не свойственные русскому языку фонетические интонации, которые по непонятным причинам сегодня использует наша молодежь даже в общении друг с другом. Если прислушаться, это не русские, а английские интонации. На это, думаю, тоже следует обратить внимание, потому что это разрушает целостность русской речи.

Говорить на понятном языке — значит проникнуть в суть жизненных проблем и духовных исканий современников. И настоящая литература, прозревая эти глубины, как раз и призвана ответить на волнующие людей вопросы на основании слова Божиего, с позиций Евангелия и христианского отношения к действительности.

Значение литературы в отечественной истории всегда было велико. Не будет преувеличением сказать, что вся русская культура по сути своей литературоцентрична. Писатель и поэт на протяжении веков воспринимался народом нашим не только мастером слова, но и во многом совестью нации. Неслучайно, что в советские годы, когда Церковь была значительно ограничена в своих пастырских возможностях, именно литература передавала людям вечные нравственные ценности, ставила перед современниками важные духовные вопросы.

Сегодня разговоры о кризисе литературы, кризисе культуры, в том числе культуры чтения, стали уже общим местом. Можно много размышлять об этом и сетовать на то, что люди в большинстве своем стали читать меньше, что все чаще они выбирают для чтения не серьезную классику, а развлекательную книгу. Вместе с тем, уже невозможно закрывать глаза на то, что кризис превратился в новую реальность, особенности которой нельзя не учитывать.

Современные люди живут на высоких скоростях. Они задавлены потоком информации, которая обрушивается на них отовсюду: с экранов телевизоров, из радиоприемников и Интернета. Мы не можем оградить самих себя и других от этого постоянного информационного воздействия. Но мы можем помочь людям, научив их отличать шумы от сигналов, фальшивку и фейк от настоящего и действительно ценного.

Очевидно, что читательское сознание значительно изменилось за последние десятилетия. Для неспешного и вдумчивого чтения у наших соотечественников порою нет ни времени, ни возможности. Современный читатель, если использовать образы известного романа Ивана Александровича Гончарова, все больше похож на деловитого и нетерпеливого Штольца, увлеченного поисками занимательного и интересного, нежели на благодушного и неторопливого Обломова, готового часами размышлять и что-то обдумывать.

Я сейчас скажу, быть может, несколько неожиданную вещь. Так называемая «развлекательная литература», которую все привыкли ругать, тоже может быть полезной. Если воспринимать ее как форму воспитания. На нашей памяти уже есть несколько удачных примеров того, как произведения на православную тематику, написанные в развлекательном жанре, становились востребованными читателями. Ими зачитывались в метро, эти книги дарили друзьям и знакомым. Через эти произведения, пусть и в занимательной форме, современники знакомились с православной верой, с жизнью Церкви, узнавали о Христе и Евангелии.

Безусловно, чтение того же Достоевского, Лескова или Клайва Льюиса требует от человека определенной культурной и интеллектуальной подготовки. Можно ли ожидать, что люди, не имеющие такой подготовки, смогут по достоинству оценить их произведения? Нашим соотечественникам, пережившим 70 лет атеистического режима, подчас не хватает элементарных знаний о Боге, о духовно-нравственных основах жизни, изложенных простым и доступным языком. А тем, кого необходимо учить первым началам слова Божия, нужно молоко, а не твердая пища (Евр. 5:12), свидетельствует апостол Павел.

Задача настоящего писателя заключается не только в том, чтобы вызвать эмоциональную реакцию у читателя на уровне «нравится — не нравится». Современная литература, к сожалению, нередко не выходит за рамки такого эмоционального воздействия на человека. Но все же не стилевые и сюжетные «спецэффекты» делают произведение по-настоящему достойным. Важно коснуться сокровенного в душе человека, найти отклик в сердце, пробудить мысль.

Эмоциональный подход в оценке явлений действительности свойственен по большей части обществу потребления. Но литература — это не товар или услуга, которым можно поставить «лайк» на сайте и через какое-то время вычеркнуть из своей памяти. Литература — это, в первую очередь, уроки опыта. Даже если то, о чем вы пишете, касается исторических событий многовековой давности. Пропуская повествование через личный жизненный, духовный и интеллектуальный опыт, вы сообщаете читателю нечто очень важное. Это сообщение не из ряда «так тоже в жизни бывает». Это сообщение — приглашение подумать.

Уже восьмой год мы собираемся в этом зале, чтобы вручить Патриаршую литературную премию авторам, не забывшим о высоком призвании литературы, об огромной нравственной ответственности писателя.

Замечательно, что благодаря писателям, вошедшим в список номинантов этого года и прошлых лет, у наших современников есть возможность читать по-настоящему хорошие произведения, соответствующие высоким этическим и эстетическим идеалам.

Легких времен не бывает, как известно, и перед нашей словесностью будут стоять новые задачи, появятся новые проблемы, о которых мы сегодня просто ничего не знаем. Эти вызовы будут приходить в жизнь общества, в жизнь каждого человека. И каждый раз писателям придется делать нравственный выбор: противостоять ли злу и тьме силой своего слова, творить ли ради утверждения вечных моральных ценностей, а не сиюминутной славы и материальных благ? Я надеюсь, что все наши номинанты и лауреаты будут следовать по верному пути.

С благодарностью вспоминая подвиг святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, будем же с благоговением хранить и преумножать оставленное ими духовное и культурное наследие, употреблять дарованные нам возможности и таланты ради свидетельства о Том, Кто есть Истинный Путь и Жизнь (Ин. 14:6).

Я хотел бы пожелать всем вам помощи Божией и дальнейших творческих успехов. Благословение Господне пусть пребывает над всеми вами.

Сердечно благодарю за внимание и предлагаю приступить к торжественной церемонии избрания и награждения лауреатов.

Трубецкой Н.С. Общеславянский элемент в русской культуре // Трубецкой Н.С. К проблеме русского самопознания. Париж, 1927.

Ломоносов М.В. Посвящение к «Российской грамматике» (1755).

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

В сентябре Издательский Совет Русской Православной Церкви открывает седьмой сезон Патриаршей литературной премии. Заявки от соискателей на эту награду будут приниматься до февраля 2017 года. О том, как в современной литературе отражается духовное состояние человека, о связи разных эпох размышляет митрополит Калужский и Боровский Климент, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви. Его статья посвящена творчеству лауреатов Патриаршей литературной премии этого года - иерею Николаю Блохину, прозаику Борису Екимову, литературоведу Борису Тарасову.

В истории выделяют разные периоды. Один называют золотым, другой, к примеру, серебряным или бронзовым. Светская культура России знает две особые эпохи своего расцвета, именуемых золотым и серебряным веком. Очевидно, оба периода связаны со стремлением общества осмыслить окружающую реальность и ее трагический опыт (будь то война с Наполеоном или русские революции начала ХХ века), обращаясь к духовному потенциалу русского народа, к тем важнейшим ценностям, которые некогда были положены в основу и до сих пор определяют своеобразие цивилизационного развития России. Это нашло отражение и в развитии философской мысли, и в различных видах искусства, особенно в отечественной литературе.

В переживаемое ныне постсоветское время также остро ощущается необходимость самоидентификации, что, в частности, отражается в поисках национальной идеи, объединяющего начала для современного российского общества. Русская Православная Церковь, веками сохраняющая важнейшие ценности русской цивилизации, поддерживает ту современную русскую литературу, которая помогает найти ответы на эти злободневные вопросы . В этой связи попробуем поразмышлять, чем отличается современный период истории русской литературы, рассматривая творчество последних номинантов Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Новыми ее лауреатами в этом году стали писатели прозаики Борис Николаевич Тарасов, Борис Петрович Екимов и иерей Николай Блохин . Это люди разной судьбы, но в их творчестве ощутимо присутствует общая составляющая. При разнообразии тематики и жанров произведений все три автора транслируют современному читателю извечные нормы христианской этики, как деятельной, практической части того мировоззрения, которое воспринял наш народ со времен Крещения Руси святым равноапостольным князем Владимиром. И еще одним объединяющим началом является то обстоятельство, что все они пережили советскую эпоху, когда прямое и откровенное изложение религиозных взглядов и даже доброе слово в адрес Церкви преследовалось атеистическим государством.

Иерей Николай Блохин в советские годы, тогда еще не будучи священником, был арестован и провел в тюрьмах и лагерях несколько лет за нелегальное издание и распространение православной литературы. Именно тогда, в тюрьме, он написал свою первую повесть «Бабушкины стекла». Он даже шутит — тюрьма сделала из него писателя. Сегодня он — автор многих книг, хорошо известных православным читателям: «Глубь-трясина», «Отдайте братика», «Избранница», «Павел», «Рубеж», «Святочная повесть», «Владимирская».

Восприятие любых скорбей как источника перерождения человека, как побуждающего начала к его внутреннему изменению проходит через все творчество автора. Данный лейтмотив внутренне выстрадан, понят священником Николаем Блохиным на личном жизненном опыте. Неслучайно именно об этом он сказал и в своем ответном слове на церемонии награждения лауреатов Патриаршей литературной премии.

Тема христианской веры, обретение ее, Крещения как величайшего таинства и основного события в жизни человека, выбора между верой и ее отрицанием, между уступкой греху и борьбой с ним занимает центральное место в творчестве священника Николая Блохина. Именно она — тот основной стержень, вокруг которого расположены другие темы, идеи, персонажи. Именно ей в повествовании подчинено все. Например, в повестях «Бабушкины стекла», «Избранница» автор изображает, насколько глубоко изменились люди, в том числе самые юные, совсем дети, когда уверовали и приняли Крещение, насколько иначе они стали смотреть на мир, на себя самих, на окружающих. У читателя создается впечатление, что взрослые персонажи делятся в первую очередь по признаку веры или безверия, что именно это является определяющей их чертой. Вот почему приход к вере кардинально изменяет и взрослых героев.

Мне приходилось слышать, что героям Блохина не хватает психологизма, отчего они несколько схематичны и даже недостоверны. Но, на мой взгляд, большинство из них не лишены главного — внутреннего изменения, как результата духовного выбора. Отсутствие в повествовании тонкостей душевных переживаний можно объяснить тем, что писатель, создавая своих героев, стремился сосредоточить внимание читателя на главном — показать ответственность самого человека за его собственный выбор.

Этот выбор всегда альтернативен: или принятие Спасителя, желание следовать за Христом, читать Евангелие, жития святых, пытаться следовать их примеру, или же безверие, а то и готовность общаться с темными силами… По замыслу автора, именно этот выбор, как средоточие духовной жизни каждого человека в любом возрасте стоит в центре повествования. Он — основное, о чем автор хочет рассказать читателю, а все остальное вторично, менее важно. Вот почему здесь и возможны и некоторый «схематизм», и отсутствие «психологизма» в отдельных образах.

В книгах священника Николая Блохина есть элемент фантастики. Она переплетена с реальностью, и в живой ткани его произведений их невозможно разделить.

Нередко лишь дети с их непосредственностью лучше всех остальных улавливают суть происходящего и могут ее выразить. На мой взгляд, самый яркий тому пример — Алеша из рассказа «Отдайте братика». Ребенок, не понимая того, что намереваются сделать взрослые, вообще не зная, что задуманное взрослыми (прерывание беременности) возможно, интуитивно чувствует беду. Испытывая страх, что его будущему братику что-то угрожает, он обращается к взрослым (родителям и врачам больницы) с самой важной для него просьбой: «Отдайте братика!» И эти слова ребенка «будят» пожилого врача, который думал, что за годы работы в такой больнице привык ко всему. Потом он признается, что «с войны так не бегал», когда нашел и догонял Алешу, чтобы сообщить, что его братик жив, что его не убили…

Тема страданий за веру и готовности к этим страданиям, решимости перенести их с Божией помощью, но не отступить, занимает значительное место в творчестве иерея Николая Блохина. Здесь можно вспомнить учительницу Юлию, Зою и Севу-Севастьяна из повести «Избранница».

Из произведений священника Николая Блохина наиболее сильной в художественном отношении, на мой взгляд, является повесть «Глубь-трясина», рассказывающая о событиях времен Гражданской войны. Реальность в ней переплетается с элементами фантастики, каждый персонаж имеет свою историю, и читателю не сразу и не всегда бывает понятно, почему вдруг именно этот герой видит загадочный монастырь, место спасения для многих, когда другие люди его не видят. Одна из важнейших мыслей в этой повести — это надежда на возможность покаяния, которая остается у человека даже тогда, когда очевидно, что он совершил страшные злодеяния, и по земным меркам это невозможно простить. В связи с этим в первую очередь вспоминается командир красноармейцев Взвоев, который тоже вдруг увидел тот монастырь и даже оказался в нем.

Писатель доносит до читателя мысль о важности сохранения православия каждым живущим поколением, несмотря на присущие его времени препятствия. Это очень важно не только для нас, ныне живущих, но и для наших потомков. Духовное преемство — это сущность истории нашего народа в целом и составляющих его отдельных семей, которые, как эстафету передают православную веру и добродетельную жизнь от одного поколения другому.

Ставший в этом году лауреатом Патриаршей премии писатель Борис Петрович Екимов — один из лучших прозаиков не только современности, но и, как мне представляется, всей русской литературы. Его произведения написаны на высочайшем художественном уровне. Это образцовая (если можно так выразиться) проза, созданная в лучших традициях отечественной литературы. Я помню, как много лет назад впервые прочел рассказы Бориса Петровича, и они произвели на меня совершенно особое, незабываемое впечатление.

Каждый период истории страны по-своему отражается в ее светской культуре. Различные произведения искусства: живопись, музыкальные и литературные сочинения и тому подобное, — являются ценнейшими и подробными свидетельствами той эпохи, в которую они создаются. В значительной степени именно по ним потомки могут судить о периоде в целом, о развитии культуры и общества, о том, что волновало живших тогда людей. Когда-нибудь и о нашем времени потомки будут судить по культурному наследию нашей эпохи, в том числе и по литературным произведениям современных нам авторов. Думаю, что среди самых лучших, достойных прозаических произведений в истории останутся книги Бориса Петровича Екимова.

Большинство его произведений по тематике можно отнести к деревенской прозе . Но все они повествуют не только о жителях деревни, они обо всех людях. Любовь к малой родине, красота родной природы, привычка и тяга к сельскому труду, к своей земле, радости, горести, заботы, отношения между родными людьми и односельчанами — все это есть в работах Б.П. Екимова. У одного из его сборников («Возвращение») есть подзаголовок «Рассказы о живой жизни». Это самое точное определение сути всей прозы писателя.

В его произведениях множество тем, они переплетаются друг с другом в сложное художественное целое, их нельзя разделить на слагаемые, отделить друг от друга. На вопрос о чем, к примеру, одна из самых лучших во всей русской литературе повесть «Пастушья звезда», невозможно дать односложный ответ. Лучше посоветовать прочесть.

Повести и рассказы Бориса Екимова пронизаны христианским духом, в том числе и те, в которых нет прямого упоминания христианских реалий. Снова вспомню «Пастушью звезду» и ее главного героя Тимофея, для которого нравственный принцип «не укради» настолько естественен, что ему даже в голову не приходит, что можно присвоить чужих овец. Он сначала и подумать не может, что именно это задумал хозяин, который нанял его в пастухи. Сам Тимофей чужого не берет.

«Мне чужого и на дух не надо, — отстранил он деньги. — Сколько пас, слава Богу, не польстился. А как же... Люди где-то плачут, а мы кукарекать будем от счастья, — говорил он, слабо, но все же надеясь убедить. — На чужих слезах не расцветешь».

Таким же живым, непридуманным, цельным предстает перед читателем и весь образ деревенского простеца, в котором сфокусировано величие русского духа. Тимофей по-настоящему ответственно относится к своему делу, помнит советы старого пастуха, у которого когда-то учился сам. Он живет в полную силу только на своей малой родине, вблизи родного хутора, где его окружает близкая его сердцу, такая привычная и вместе с тем самая красивая природа.

Но при всей своей простоте Тимофей имеет мудрость. Он не обижается на хозяйского сына подростка, который сначала ведет себя несколько высокомерно. Со временем Тимофей становится для этого мальчика по-настоящему близким человеком. Ненавязчиво он убеждает подростка, что портить растущий хлеб нельзя. Нельзя пускать на поле стадо, ведь даже если начальство готово закрыть на это глаза, человек не должен поступать против совести:

«Ты уж не гоняй в хлеба. Хлеб травить — это великий грех».

Рассказ «Хозяйка» ярко иллюстрирует, как уступка одному греху тянет за собой целую цепь последующих. Главная героиня Ольга овдовела и хочет обрести свое счастье с Михаилом — другом детства, у которого давно есть жена и дети. Мечтая о разрушении чужой семьи и о совместной жизни с чужим мужем, Ольга все дальше идет по пути неправды, ожесточая свое сердце. Мать умершего мужа она выставляет из дома, в котором та прожила всю жизнь, несмотря на то, что свекровь всегда помогала ей растить дочерей, брала на себя самую тяжелую работу. Ольга вынуждает ее переехать в другое село к дочери, где ей не слишком рады, а потом отказывается принимать обратно. Когда старая женщина просит со слезами дать ей провести последние земные годы в этом доме, Ольга подчеркивает, что теперь они чужие люди. Всю несправедливость, бездушность упорного стремления Ольги остаться единственной хозяйкой в доме обличают ее отношения с собственной дочерью Розой, которая настаивает, чтобы бабушка Акулина («баба Куля») жила с ними. Ведь для нее «бабанечка» — самый родной и любимый человек.

Рассказ «Говори, мама, говори…» о полном взаимопонимании и настоящей любви между давно взрослой дочерью и матерью. Обе на расстоянии способны почувствовать, что особенно важно близкому человеку, и дать ему именно это. Обе знают, помнят и бережно относятся к тому, что любит и ценит родной человек.

Пусть в этих произведениях прямо не говорится о христианстве, такая была эпоха, но везде в них прописаны нравственные ценности.

В число лауреатов Патриаршей премии 2016 года вошел и Борис Николаевич Тарасов — писатель, философ, литературовед, доктор филологических наук, профессор Литературного института имени М. Горького, многие годы возглавлявший его в должности ректора, заслуженный деятель наук Российской Федерации.

В серии «Жизнь замечательных людей» у Бориса Николаевича Тарасова вышли две книги. Это художественные биографии христианских мыслителей Паскаля и Чаадаева. Полагаю, что большинство читателей ценят эту, наверное, старейшую книжную серию, которая появилась еще в 1890 году. Именно с этого времени издательство Ф.Ф. Павленкова стало выпускать биографические и художественно-биографические книги под общим заголовком. Позднее, в 30-е годы XX века, серия была возобновлена Максимом Горьким.

Обе книги Бориса Тарасова востребованы читателями и неоднократно переиздавались. Обоих мыслителей широкая читательская аудитория, на мой взгляд, знает несколько «однобоко»: одного как ученого, другого — как современника Пушкина, адресата его строк, человека, которого за его сочинения правительство объявило сумасшедшим. Другие стороны их деятельности остаются как будто в тени. Между тем, сам Чаадаев считал себя христианским мыслителем. В книгах Б.Н. Тарасова Б. Паскаль и П.Я. Чаадаев раскрываются как разносторонние, глубокие личности. Борисом Николаевичем проделан огромный труд. Он изучил и проанализировал множество источников, в результате его книги получились весьма информативными и увлекательными.

Кроме названных биографических произведений Борис Тарасов издал целый ряд познавательных книг («В мире человека», «Куда движется история», «Историософия Ф.И. Тютчева в современном контексте», «Человек и история в русской религиозной философии и классической литературе», «Тайна человека» и тайна истории (непрочитанный Чаадаев, неуслышанный Достоевский, неопознанный Тютчев)», «Достоевский и современный мир» и др. Он также подготовил двухтомник «Николай Первый и его время» и однотомник «Рыцарь самодержавия»), названия которых свидетельствуют о неизменном интересе автора к истории отечественной литературы, ее связях с религиозной философией.

Хочу особо остановиться на книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история (Метаморфозы людей и идей в свете христианской традиции)». В ней автор последовательно проводит актуальную мысль: когда на место христианских ценностей пытаются ставить какие-то другие, даже самые на первый взгляд хорошие, гуманные, человечные, — ничего по-настоящему доброго и светлого в результате не выходит. Все попытки заменить христианские ценности, христианские нормы, христианские взгляды какими-либо другими, направленными будто бы на благо отдельных людей и всего человечества, которые предпринимались в истории не один раз и предпринимаются в наше время, не приводят ни к чему хорошему. Если в основе не заложена христианская иерархия ценностей, если эти ценности искажаются, то все, сделанное на таком фундаменте, чаще всего оборачивается злом для человека и окружающего мира, хотя, как казалось, пытавшиеся созидать на такой опоре, преследовали благие цели.

В книге Б.Н. Тарасова «Куда движется история» речь идет об известных отечественных писателях, философах и политических деятелях XIX века (императорах Александре I и Николае I, западниках, славянофилах, почвенниках, Ф.И. Тютчеве, А.С. Пушкине, П.Я. Чаадаеве, К.Н. Леонтьеве, Л.Н. Толстом) и об их современниках. Исследуя их наследие в самых различных аспектах: культурном, литературном, философском, социальном, — автор анализирует стоявшие перед ними проблемы и пути их решения в сложном контексте российской и мировой истории.

На первый взгляд может показаться, что XIX столетие достаточно хорошо изучено и в значительной мере известно большинству людей. Отечественную и мировую историю этого века, а также классиков русской литературы в нашей стране изучают за школьной партой. Этот период истории широко представлен в исследовательской, научно-популярной и художественной литературе. Но следует заметить, что представления о нем в нашем обществе, как правило, поверхностные, недостаточные и, что немаловажно, содержат значительное количество штампов.

Особая ценность трудов Б.Н. Тарасова состоит в том, что он последовательно, на строго научной основе разрушает многие шаблоны. Один из самых ярких примеров — отношение к императору Николаю I, оценка его личности и периода его правления. Из школьного курса истории большинство учащихся усваивают, что это была эпоха реакции, застоя во всех областях жизни, а сам император воспринимается ими как душитель всякой свободы, «обидчик» лучших поэтов, писателей и вообще мыслящих людей — как «Николай Палкин». Оппонируя этому клише, Борис Николаевич Тарасов убедительно показывает, что фигура императора не была столь однозначно мрачной, а годы его правления нельзя охарактеризовать лишь как время сплошной тьмы во всех жизненных сферах. Исследователь приводит множество примеров из жизни и деятельности императора, которые убеждают читателя, что Николай I, имел немало положительных качеств, важных и необходимых для управления государством, а его дела на благо страны многочисленны и незаслуженно забыты.

Считаю очень ценным, что Б.Н. Тарасов не впадает при этом в другую крайность, сохраняя критичность оценки исторических личностей. Бывает, авторы, которые пишут о ком-то незаслуженно забытом или получившим в истории незаслуженный «темный ореол», слишком увлекаются апологетикой и создают в своих трудах нереально положительный, в какой-то мере «неживой» образ. В исследованиях Б.Н. Тарасова сохраняется историческая правда, герои остаются реальными людьми, обладающими как достоинствами, так и недостатками . Автор не идеализирует поступки героев своих книг, не представляет их в «выгодном» свете, не подбирает оправдания любым их поступкам. Он признает верными далеко не все мысли и действия тех, о ком пишет.

Благодаря трудам Б.Н. Тарасова перед читателем предстает гораздо более реальный, разносторонний XIX век со всеми его противоречиями, со многими интересными и важными людьми, которые жили в то время. Автор не просто перечисляет факты и пишет об императорах, литераторах, философах, он дает возможность читателю осмыслить историко-культурные закономерности и значение христианских ценностей, норм, традиций в истории.

В заключение необходимо отметить, что лауреаты Патриаршей литературной премии нынешнего года по-своему отражают многообразие современной литературы, коренящейся в православном мировоззрении. Годы атеистической цензуры в отечественной культуре не ослабили творческий потенциал писателей, которые транслируют православные нравственные принципы и убеждения. И сегодня нужно больше таких писателей. Мне не ведомо, как будет назван современный нам период русской литературы. Но отличительной его чертой, на мой взгляд, является интерес многих талантливых авторов к духовным законам бытия и проявление их в реалиях современности.


28 мая 2012 г. Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя состоялось вручение Патриаршей литературной премии имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эта премия учреждена в 2009 году «для поощрения писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизни современного человека, семьи и общества». Она присуждается не за отдельную книгу, а за все творчество писателя. Кандидатов на соискание премии выдвигают «Предстоятели Поместных Православных Церквей, главы самоуправляемых Церквей в составе Московского Патриархата, епархиальные архиереи Русской Православной Церкви, органы государственной власти стран СНГ и Балтии, синодальные учреждения Русской Православной Церкви, а также редакции литературных журналов». Первый раз Патриаршая премия вручалась в 2011, тогда лауреатом стал российский писатель В. Крупин.

В этом году в короткий список премии вошли 10 номинантов: протоиерей А. Владимиров, писатели В. Бахревский (по его романам написан сценарий телесериала «Раскол»), Б. Екимов, В. Николаев, О. Николаева, А.Сегень (по его книге снят известный фильм «Поп»), А. Солоницын, С. Щербаков, А. Яковлев и литературовед, переводчик И. Чарота.

С группой учителей, библиотекарей и прихожан обнинских храмов мы побывали не только на церемонии награждения, но и процедуре избрания лауреатов. Возглавлял церемонию Святейший Патриарх Кирилл.

Коротко о впечатлениях. Зал очень красивый, комфортный, украшен живыми цветами. Просторное фойе с великолепным зимним садом. Негромко играет оркестр. Обстановка празднично-приподнятая. В первом ряду сидят писатели – номинанты.

Все начинается с общей молитвы и приветственной речи Патриарха. После этого членам Палаты попечителей премии раздаются бюллетени с именами номинантов, а затем, пока счетная комиссия (архимандрит Тихон Шевкунов, профессор МГИМО Ю.П. Вяземский, ректор Московской консерватории А.С. Соколов) подсчитывает голоса, мы смотрим фильм, представляющий каждого номинанта. По окончании подсчета голосов Святейший подписывает прямо на сцене бюллетень комиссии. И торжественно объявляются лауреаты. Ими стали писатели – однофамильцы Олеся Николаева и Виктор Николаев. Писатель Виктор Николаев (р. 1958) – майор запаса, афганец, автор книг «Живый в помощи. Записки афганца», «Из рода в род», «Безотцовщина», «Шамординские истории». Олеся Николаева (р. 1955) – поэт, прозаик, эссеист, у нее издано 13 книг прозы, 11 – поэзии, 4 сборника эссе. С 2008 года она активно работает на православном телеканале «Спас».

Святейший Патриарх Кирилл вручает награды и тепло поздравляет лауреатов и номинантов. Лауреаты держат ответное слово. А потом все вместе фотографируются.

На этом завершилась официальная часть, и начался концерт, в котором приняли участие хор Московской духовной академии, детские хоровые и хореографические коллективы, певцы. Нам особенно понравился чудесный детский хор «Московские колокольчики» и мужской хор, который великолепно исполнил старинный вальс «Амурские волны».

В фойе можно было приобрести книги писателей и номинантов. Мы купили новую книгу лауреата премии В. Николаева «Шамординские истории» и 2 книжки номинанта премии С. Щербакова.

Кстати, в библиотеке имеются не менее 10 книг О. Николаевой, 3 книги В. Николаева, а также книги А. Владимирова, В. Бахревского, А.Сегеня и А. Яковлева. А более подробные сведения о лауреатах и номинантах можно прочесть в майском номере журнала «Православное книжное обозрение», он тоже есть в библиотеке. Читайте!

Фотозарисовки



Зал Церковных Соборов Храма Христа Спасителя.


Работает Счетная комиссия.


Патриарх Кирилл подписывает протокол Счетной комиссии.


Детский хор "Московские колокольчики". Хореографическая студия "Щелкунчик".


Москва-река напротив Храма Христа Спасителя.

В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает митрополит Калужский и Боровский Климент.

- Тема нашей сегодняшней передачи «Патриаршая литературная премия». Кем и как она была учреждена?

С инициативой об учреждении такой премии в 2009 году выступил Святейший Патриарх Кирилл, на встрече в Издательском совете он сказал: «Надо найти формы поощрения современных авторов, которые пишут на нравственные темы и на темы, приводящие людей к Богу, пропагандируют в жизни нашего общества добро, любовь, согласие, мир». Мы совещались, потом взяли благословение у Святейшего Патриарха, чтобы разработать программу вручения Патриаршей премии. В декабре 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви учредил эту премию, и в этом году мы будем ее вручать уже шестой раз.

- Какова основная задача этой премии? Какие цели преследуются кроме поощрения?

Основная цель - поощрить писателей не только материально (премия имеет и материальную составляющую), но и поддержать их в творческом труде. Сейчас у нас в стране господствует рыночная система - не только в бытовом отношении, но и в мире творчества. В основном продаются книги, которые приносят прибыль, а в них засилье разврата, распущенности, насилия. Книги о добре, нашей культуре, о духовных ценностях нашего народа издаются меньшими тиражами, а писатели, создающие эти произведения, не пользуются таким спросом. Наша задача от лица верующих людей поблагодарить авторов, которые пишут на добрые темы.

Без художественной литературы невозможно жить современному человеку. В старину, в XIV - XVII века, не было художественной литературы, люди читали жития святых, Псалтирь, «Лествицу», рассказы о подвижниках, былины. И только со времени Петра I появляется художественная литература. Сейчас она играет большую роль в жизни человека и общества. Без книги нельзя представить культурного и развитого человека, поэтому поддержать тех творцов пера, которые пишут на добрые темы, призвана Патриаршая литературная премия.

- В основных положениях о премии сказано, что ее материальная часть выделяется из церковного бюджета.

Верно, нет специальных проектов или спонсоров, поддерживающих эту премию. Церковь живет на добровольные пожертвования, это вклад многих людей. Премия поощряет тех, кто способствует духовному становлению нашего общества. Художественное произведение имеет большое влияние на сознание людей. Вспомним недавнее советское прошлое: очень многие из интеллигенции пришли к вере, читая Ф.М. Достоевского, А.С. Пушкина. Не только в XIX, но и в XX веке многие писатели связывали свое творчество с Церковью. Они не писали в советское время о Боге и Церкви напрямую, но говорили о добре и евангельских истинах. Люди через это развивали любовь к своей культуре, приходили к Церкви.

- Как определяются лауреаты Патриаршей премии?

Есть определенный порядок подачи документов. Рекомендовать на премию могут главы Поместных Православных Церквей, епархий, самоуправляемых Церквей, входящих в состав Русской Православной Церкви, литературные сообщества, журналы, главы регионов. По их инициативе формируется список, и затем Палата попечителей выбирает Совет экспертов, который каждый год обновляется. Они обрабатывают поданные заявки, знакомятся с произведениями. Большинство кандидатов - известные писатели, но встречаются и новые имена, не очень известные в Москве.

Совет экспертов прорабатывает весь список кандидатов в номинанты. В этом году было пятьдесят четыре заявки. Совет экспертов рекомендовал восемь писателей, которые внесены в шорт-лист (короткий список). Это делает Палата попечителей, которую возглавляет Патриарх. Проходит несколько заседаний: на первом заседании просматривается общий список, утверждается Совет экспертов, на втором заседании - шорт-лист, третье заседание состоится в Зале Церковных Соборов, где будет происходить выбор и вручение знаков лауреатам Патриаршей премии. Голосование происходит открыто, без кабинок, каждый получает бюллетень, отмечает свой выбор. Тут же сидит счетная комиссия, которая вносит результат в протокол, передающийся Патриарху. Он оглашает имена лауреатов.

- В этом году есть фавориты?

Очень трудно сказать, кто станет лауреатом, потому что люди все интересные.

- Можно назвать имена экспертов?

Экспертное жюри возглавляет в этом году Юрий Михайлович Лощиц, поэт, прозаик, публицист. В жюри входят: игумен Евфимий (Моисеев), ректор Казанской духовной семинарии; протоиерей Николай Агафонов, писатель, лауреат Патриаршей литературной премии; Алексей Николаевич Варламов, писатель, член Союза писателей России, Дмитрий Михайлович Володихин, российский историк, писатель, литературный критик, доктор исторических наук; Мария Александровна Городова, православная писательница, корреспондент, обозреватель «Российской газеты»; Виктор Мирославович Гуминский, доктор филологических наук; Владимир Алексеевич Котельников, доктор филологических наук; Олеся Александровна Николаева, поэтесса, писательница, лауреат Патриаршей премии; Александр Юрьевич Сегень, известный писатель, лауреат Патриаршей премии.

- Среди номинантов есть священники, например Андрей Ткачев. Кто-то еще есть из священнослужителей?

В этом году в списке номинантов два священника: отец Андрей Ткачев, писатель, проповедник, миссионер и отец Николай Блохин. Интересная личность, в Церковь пришел в возрасте; по благословению митрополита Питирима и отца Иоанна Крестьянкина занимался изданием православной литературы и ее распространением. За это он был осужден на четыре с лишним года. Он сам говорит, что если бы его не осудили, то он не стал бы писателем. Находясь в заключении, он начал писать. Цель всех художественных произведений отца Николая - привести человека к Богу, показать, что жизнь не случайна, указать на ответственность человека за свое спасение.

У меня в руках журнал «Православное книжное обозрение», который сегодня вышел. Здесь есть замечательный рассказ отца Николая «Прихожанка». Он описывает обычную жизненную историю, на Руси таких много. Священник прибыл в храм, на первой службе только два человека - две женщины. Священник стал с ними беседовать, попросил, чтобы они на следующую службу пришли со своими мужьями. Одна говорит, что у нее мужа нет, а другая - что у нее лучший муж. В результате выяснилось, что священник из того же поселка, где живет эта женщина. Он вспомнил ее и ее мужа. Оказывается, что он выпивал, нередко бил свою супругу, но эта женщина готова терпеть и считает, что должна его спасти. «Это мой крест, я должна его донести»,- говорит она. Милиционер предлагает посадить его в тюрьму, соседи советуют развестись, бросить его, но она боится, что он погибнет. Женщина считает, что он дан ей по грехам и она должна пронести свой крест. Какая актуальная тема! Ведь мы-то ропщем, когда носим тяготы ближнего человека…

Среди других номинантов - монахиня Евфимия (Пащенко), известная писательница, медик. Пишет интересные эссе, заметки. Я вспоминаю очень интересное произведение о Божьем мире. В парке замечательно пела птичка. Сидел человек и думал: «Какое Божье творение! Для чего она поет? Наверное, услаждает меня». Другой человек рассуждал: «Что это за птаха? Воробей? Точно не соловей. Он лучше поет!» Третий человек услышал пение и подумал: «Что за ворону занесло к нам? Непонятное пение!» Автор размышляет над тем, кто прав и как люди по-разному оценивают окружающий мир. Мир создан Богом для человека. Матушка Евфимия пишет о том, как мы должны воспринимать окружающий мир.

Если задуматься, то можно увидеть, что все в мире сосредоточено на человеке. Солнце светит, реки, вода - все для человека. Прекрасно сказал преподобный Макарий Египетский в IV веке: «Солнце, звезды, луна, лес, реки, моря, весь животный мир, земля созданы для того, чтобы жил человек. А человек создан для того, чтобы в нем жил Бог». Матушка Евфимия хочет донести это до своего читателя. Люди Церкви пишут на такие важные для современного человека темы, потому что большинство людей не знают Библии, а через такие произведения они познают, Кто Творец, откуда все происходит.

Еще хочу назвать имена Александра Громова, Бориса Екимова, Алексея Карпова. У Алексея Карпова большая серия исторических книг, он издавал «Жизнь замечательных людей». Это и Борис Тарасов, замечательный человек, который много сделал для развития литературы, преподаватель Литературного института, был его ректором; Валерий Сергеев, который писал о раннем русском средневековье, он автор книги о жизни преподобного Андрея Рублева, вышедшей в серии «Жизнь замечательных людей». Это интересные люди, которые доносят до современного россиянина понятия о Боге, добре, показывают традиции, исторический путь нашего народа, Православной Церкви.

- Светские писатели - номинанты на Патриаршую премию - верующие люди?

Они все православные.

В положении сказано, что премия учреждена для писателей, внесших существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей в жизнь современного человека, семьи и общества. Но нравственность есть не только в православной вере…

Пока у нас не было неправославных писателей, хотя такое возможно. Если автор не хочет соединять себя с Церковью, верой, возникает вопрос: не зная и не понимая Евангелия, можно ли понять русскую культуру? Можно ли внести положительный вклад в ее развитие? Особенность в том, что русская культура по природе православная, она зародилась с принятием христианства. Князь Владимир принес на нашу землю веру, язык и культуру. В этом году мы отмечаем тысячелетие русского присутствия на Афоне, оказавшего глубокое влияние на духовное состояние России, духовное развитие нашей страны, монастырей, которые были центрами просвещения и культуры на протяжении многих веков. Нашу культуру отделить от православия очень сложно.

- А как же советские писатели? Вы сказали, что они писали о нравственности.

Совершенно верно. Они в душе были верующими людьми, они выросли в православных семьях, в православной культуре, их родители были православными, они все были крещеными. Но они не могли писать о Боге. Сейчас мы многое узнаем. Маршал К. Жуков - советский полководец, а у него была икона Казанской Божией Матери. В душе он был верующим, но не мог это декларировать. Возьмите М. Шолохова: можно увидеть много православных элементов в его творчестве. Фонд единства православных народов издал серию книг «А.С. Пушкин и православие», «Ф.М. Достоевский и православие», в том числе «С. Есенин и православие», «М. Шолохов и православие». Михаил Шолохов описывает православные традиции, более того - христианские заповеди, хотя он не мог открыто писать о Боге.

- Книги православных писателей выпускает Издательский совет Русской Православной Церкви?

Издательский совет не занимается издательской деятельностью, мы только ее регулируем. Выпускаются они в издательствах, в том числе в издательствах Московской Патриархии, Сретенского монастыря, «Никея». Наша задача - присваивать гриф. Это не цензура. Мы предоставляем право этому издательству распространять книги через церковную сеть. Наша обязанность - защитить прихожанина от плохой литературы. Если нет грифа, надо подумать, стоит ли эту книгу читать. Гриф присваивается не только богословским и катехизическим книгам, историческим, духовным, но и художественным. Через нас проходит очень много книг, которые я бы посоветовал прочитать.

Недавно прочитал у отца Николая Агафонова, как молодой человек шел к вере. Он служил в армии, и у него не было никаких духовных книг, а была только антирелигиозная литература, из которой он и узнавал о Боге, отбрасывая шелуху пропаганды. Вопрос телезрителя: «Мне 85 лет, я ничего не слышу, молюсь Господу двести раз и Божьей Матери столько же. Правильно ли я делаю?»

Молиться - это правильно, но я советую сходить в церковь; если не можете дойти, попросите, чтобы пришел священник, который может соборовать Вас и причастить Святых Христовых Таин, объяснить, как молиться. Если можете читать, даст молитвослов и Евангелие. Обязательно свяжитесь со священником.

- Где можно купить произведения номинантов Патриаршей премии? Только в церковной лавке?

Нет, что-то издано и продается в церковной сети. Но по большей части - в светских магазинах. Мы всегда способствуем изданию произведений лауреатов Патриаршей литературной премии. У нас есть книги отца Николая Агафонова, Виктора Николаева, Олеси Николаевой. Мы не можем навязывать издательству выпуск тех или иных книг, мы рекомендуем. Все зависит от произведения. Издательства работают на коммерческой основе, даже церковные. Если невыгодно, они не могут издавать. Мы рекомендуем тех авторов, которые достойны Патриаршей литературной премии, или те книги, которые получили премии конкурса «Просвещение через книгу». Кроме Патриаршей премии, мы поддерживаем писателей и издателей в этом конкурсе. Там двенадцать номинаций, в том числе «Художественная литература», «Историческая литература», «Детская литература». Эти книги тоже присутствуют в церковной сети.

Вопрос телезрителя из Москвы: «Бываю в Калужской области, там, особенно в деревнях, очень много старообрядцев, у них есть домовые храмы, но я туда не хожу. Будут ли возводиться православные часовни?»

Да, там скоро будет восстанавливаться большой храм. Сейчас в Кирове есть своя епархия - Песочня (это старое название города). Я передам епископу Песоченскому и Юхновскому Максимилиану Вашу просьбу. Проект сделать в каждом селе хотя бы маленькую часовню есть.

- Иногда заходишь в книжный магазин - разнообразие литературы. А того, что нужно, не видишь.

В светских магазинах практически невозможно найти православную литературу. Мы в Москве переговорили с представителями ряда магазинов, чтобы они отделили православную литературу от другой. Раньше была секция религиозной литературы, там были православные авторы и какие-то сомнительные философские, оккультные учения. Ряд книжных сетей выделил для православной литературы отдел, но есть проблема: на видное место ставится то, что быстро покупают. Естественно, у людей сложился стереотип, что купить православную литературу можно только в храме. А в светских магазинах покупают техническую или развлекательную литературу. Никто не идет за Библией в книжный магазин на Арбате, поэтому там не уделяют ей такое внимание.

Мы предлагаем Патриарху сделать сеть православных книжных магазинов шире. Не только в Москве, но и в крупных городах регионов должны быть крупные православные книжные магазины. Там могут продаваться и православные сувениры, потому что открыть магазин - это достаточно накладно. Можно распространять и электронные книги, и видеофильмы. Мы стараемся реализовать этот проект.

- В некоторых церковных магазинах можно встретить и классическую литературу.

Да, это и «золотой», и «серебряный» века русской литературы, и современные авторы, лауреаты Патриаршей литературной премии. Здесь другой вопрос: не все храмы, города и приходы одинаково снабжаются литературой. Это зависит от прихода и епархии. Издательский совет здесь сделать ничего не может. По благословению Патриарха мы подготовили список литературы, которая должна присутствовать в каждом московском храме, это около двухсот-четырехсот наименований, в том числе художественная литература. Я думаю, это будет способствовать развитию книжного дела. Люди будут знать, что в храме, помимо нескольких молитвословов и акафистов, будет хороший набор книг, которые можно купить для себя или подарить. Это хороший подарок. Если мы дарим книгу молодому человеку, он обязательно ее прочитает. Через чтение узнает о Боге и истине.

- Сейчас книга - редкий подарок. Удобнее скачать книгу и на мониторе устройства прочитать.

Да, но совершенно разное восприятие книги - электронной и печатной. Берешь маленький журнал и совершенно по-иному воспринимаешь текст, каждое слово, глубже понимаешь тему, становишься участником описанных событий. Электроника - это совсем другое восприятие.

Одна из побед Советского государства - победа над безграмотностью. Советский Союз был одной из самых читающих стран. Сейчас картина удручающая. Россия все ниже в этом рейтинге. Чтение становится менее популярным. Проблема кроется в наших школах, как заметил Патриарх Кирилл на заседании попечителей Патриаршей литературной премии. Он отметил, что в школе перестают понимать литературу, читать. Заметил, что преподавание литературы там сходит на нет. Как Вы стремитесь решить эту проблему в рамках работы Издательского совета?

Почему Россия потеряла первенство в списке самых читающих стран? Развитие электронных книг, появление сети Интернет привлекло к себе часть читающих людей. Но это не главная причина. Читающие люди в советское время - в основном люди в возрасте от восемнадцати до тридцати лет и школьники.

Сейчас мы переживаем демографический кризис. С начала 90-х годов в России стало вдвое меньше рождаться детей, чем в советское время. Мы потеряли людей читающего возраста, страна постарела, это тоже сказывается. Развитие технологий повлияло и на чтение.

Но это кризис не только школы, но и семьи. Сейчас в семье мало читают. Обычная ситуация в московской семье: пришли все домой и каждый расходится к своему «гаджету». Кто к телевизору, кто к планшету, кто к телефону - родители в первую очередь. Дети не видят читающих родителей, не видят книги в руках - только телевизор, Интернет. Ребенок, пока маленький, полистает книгу, а потом требует телефон, смартфон, планшет и т.д. Родители дарят ему это. Они откупаются от ребенка. Любящий родитель после ужина соберет детей, возьмет книгу, почитает Евангелие, житие святого, сказку, побеседует. Подрастает ребенок - возьмет «Капитанскую дочку», еще раз прочитает и поговорит. Сходят на службу всей семьей, не будет наказанием для ребенка сходить в церковь, пока папа смотрит телевизор.

Я сегодня вижу, что дети не знают, в честь какого святого они названы. Почему бы не рассказать ребенку о его покровителях? День ангела бабушки или дедушки - давай прочитаем о святых покровителях. Дети не видят примера! Пытаясь в течение двадцати пяти лет реформировать школьную систему, мы потеряли главное - русскую литературу. Мне показали учебник лет пять-шесть назад: на изучение А.С. Пушкина отведено полторы страницы! На тринадцати страницах - современная проза, произведение автора, бывшей наркоманки, со всем соответствующим жаргоном и соответствующими описаниями. Для чего это? Это не знакомство с жизнью. Школа призвана научить: надо читать А.С. Пушкина, классику XIX - XX веков, современных авторов. Возьмите произведения Николая Агафонова, прочитайте! Этого примера дети дома не видят. И школа не дает. Надо увеличивать часы на изучение литературы. Это основа.

Литература XIX - XX веков - образец русского слова. Мы должны научить любить великое русское слово. Везде ценят наших писателей, знают их, а наша молодежь практически не знакомится с творчеством Ф.М. Достоевского, зато популярны в ее среде западные писатели. Это ошибка в реформировании школьной системы. Президент России поручил создать Комитет по словесности, а Патриарх Кирилл его возглавил. Школа должна увеличить объем изучения литературы и истории.

- Хотелось бы услышать наставление от Вас, что посоветуете прочитать?

Желаю помощи Божией. Завтра мы отметим писателей, которые потрудились на благо и развитие нашей отечественной культуры, поэтому желаю больше читать. Запомните: главная книга нашей жизни - Евангелие. Мы должны научиться читать Евангелие ежедневно, это слово Божие, его читали великие классики. В Калуге мы провели акцию «Евангелие - книга жизни. Читаем вместе в дни Великого поста». Обратимся к этой вечной книге. Мой учитель называл Евангелие «кислородом вечности». Давайте будем им дышать, чтобы обрести жизнь вечную.

Христос воскресе!

Ведущий Сергей Платонов
Записала Ярослава Трунцева




Top