Похожа ли феврония на героинь русских сказок. Сказочные героини

Обучение рисованию детей должно быть направлено в первую очередь на развитие их творческой самостоятельности и активности. Основная цель сюжетного рисования - научить ребенка передавать свои впечатления от окружающей действительности.

  • -научить изображению смысловой связи между объектами,
  • -передаче пространственных отношений между ними;
  • -развивать композиционные умения (рисовать на всем листе, проводя линию горизонта);
  • -развивать чувство цвета.

Тематика сюжетного рисования в старшей группе определяется прежде всего теми впечатлениями, которые ребенок получает от наблюдения окружающей действительности. Для детей данного возраста содержание каждой темы должно быть конкретно определено. Им нельзя давать обобщенные темы, например "Праздник". Они могут нарисовать что-либо, не имеющее отношение к теме, или поставить перед собой непосильную задачу, не соответствующую их умениям, например рисование демонстрации.

При рисовании на темы литературных произведений дошкольникам следует давать конкретное задание. Например, в первом квартале детям предлагается изобразить эпизод из сказки "Два жадных медвежонка", когда делят сыр. Дети уже знакомы с рисованием игрушечного мишки. Рисуя сказочные образы, они также изображают игрушечных медвежат с теми же округлыми частями и несложной конструкцией. Все объекты располагаются на одной линии.

Позднее воспитатель подводит детей к более правильному композиционному использованию листа бумаги при изображении неба и земли, давая готовый фон для неба. Так, при изображении зимнего сюжета детям дается бумага голубого цвета, которая освобождает их от необходимости рисовать небо. Ребята закрашивают белой краской более или менее широкое пространство земли (снег), остальная часть - это небо. Такой прием подводит детей к самостоятельному использованию правильного композиционного решения и в других темах. В соответствии с сюжетом определяется цветовое решение композиции.

Воспитатель может предложить детям тот или иной фон, соответствующий теме (например, синюю или серую бумагу для изображения зимних сцен). Фон листа определит и выбор красок, над чем дети работают самостоятельно. На темном по контрасту лучше всего выделяются светлые тона: белый, голубой, желтый. Осенние пейзажи выразительнее выглядят на голубом или белом фонах, с которыми хорошо сочетаются различные теплые тона: желтый, красный, оранжевый.

Приобретенные детьми старшей группы навыки и умения позволяют педагогу усложнить задачи обучения детей 6-7 лет. Для этого необходимо:

  • -разнообразить содержание детских рисунков, учить детей самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу;
  • -научить изменению формы предметов в связи с их действиями в сюжете (например, поворот туловища, наклон, бег и т.п.);
  • -развивать композиционные умения - научить передавать на листе широкие пространства земли и неба, расположение предметов: близких - внизу листа и удаленных - вверху (без изменения размеров);
  • -развивать чувство цвета - учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

В этом возрасте аналитическое мышление у детей уже более развито, что позволяет педагогу поставить задачу самостоятельного выбора сюжета на предложенную тему. Например, в рисовании на тему сказок "Гуси-лебеди", "Морозко" и других ребята выбирают из произведения тот эпизод, который им хотелось бы изобразить.

Самостоятельный выбор сюжета учит их осмысливать воспринимаемые явления, понимать связи и отношения между действующими лицами, ясно представлять обстановку и время действия. Если выбор происходит неосознанно, ребенок иногда объединяет в одном рисунке предметы и действия, не совпадающие во времени. Чаще это происходит при рисовании на темы сказок, рассказов, когда ребенку известно его содержание. Не умея расчленить произведение на отдельные эпизоды, он объединяет их в одном рисунке. Такие работы говорят о том, что ребенок не понимает еще своеобразия изобразительного искусства, передающего только один момент действия, а не всю его последовательность во времени. Воспитатель должен помочь детям разобраться в этом.

Эффективность развития творческого воображения дошкольников во многом зависит от того какие методы и приемы использует педагог в работе с детьми.

Г.Г. Григорьева отмечает, что игровые приемы вводят детей в изображаемые ситуации, направляют на поиск своих способов изображения, помогают поддерживать интерес к деятельности . В руководстве рисования используются следующие игровые методы и приемы:

  • -обыгрывание предметов, игрушек;
  • -обыгрывание готового изображения;
  • -обыгрывание еще незаконченного (создаваемого) изображения;
  • -обыгрывание изобразительного материала (карандаши, краски, дополнительный материал);
  • -игровые приемы с элементами ролевого поведения;
  • -использование дидактических и развивающих игр на развитие воображения дошкольников.

Обыгрывание предметов (игрушек) помогает привлечь внимание детей к изображаемому; мотивировать, обосновать задание, заинтересовать предстоящей работой; объяснить приемы изображения; рассмотреть, обследовать изображаемый предмет. В процессе использования этого приема перед детьми ставятся игровые задачи, задавая вопросы: "Как помочь Лунтику оказаться на луне", "Что может оказаться внутри волшебного сундучка" и др.

Другой игровой прием - обыгрывание изображения. Он имеет несколько разновидностей, это: обыгрывание готового (уже выполненного) изображения и сюжетно-изобразительная игра с еще не законченным (создаваемым) изображением. С объемной фигурой можно играть, тем самым, соединяя творчество и игру. Значит, ребёнок может почувствовать себя творцом, волшебником, который из ничего может создать образ и оживить его.

Прием обыгрывания готового (завершенного) изображения, как правило, применяется по окончанию рисунка. Полученное изображение используется при этом как своеобразная игрушка.

Обыгрывание незаконченного (еще только создаваемого изображения) можно назвать "сюжетно-изобразительной игрой"

Особое место на всех занятиях по рисованию принадлежит игровой мотивации. Она не только позволяет избежать постановки задачи в категоричной форме ("Дети, сегодня будем рисовать…"), но и вызывает желание прийти на помощь к сказочному герою, дает возможность находиться в действительности, заполненной игрой.

На развитие творческого воображения дошкольников направлены и игровые приемы с элементами ролевого поведения. Детям предлагается роль художника, актера, писателя, дизайнера и т. д. Таким образом, их деятельность на занятии мыслится как та или иная деятельность взрослого. Действуя в образе, дети особенно увлечены рисованием, проявляют изобретательность, творчество, тщательно выполняют предъявляемые им требования.

На занятиях рисования также могут быть использованы игры и упражнения, содержание которых направлено на развитие воображения детей. Например, "Чудесные превращения", "На что это похоже", "Загадки и отгадки", "Морские камушки" и др.

Особый интерес вызывают у детей следующие упражнения:

  • - "Нарисуй что-нибудь необычное". Педагог предлагает детям нарисовать необычную машину, на которой можно уехать в волшебную страну; необычное дерево, на котором растут необычные фрукты и т. д.
  • - "Ожившая фигурка". Ребенку говорят: "Ты получил прекрасный дар, все, что ты нарисуешь - оживает. Что бы ты нарисовал?..
  • - "Несуществующее животное". Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и нарисовать какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен нарисовать воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем.
  • - "Поможем художнику". Взрослый рассказывает детям, что художник не успел дорисовать фигурки и просит ребят помочь ему.
  • - "Измени предмет так, чтобы получилось новое изображение". Могут даваться инструкции: "Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д".
  • - "Добрый и злой". Ребенку предлагают нарисовать злого или доброго сказочного персонажа.

Художественное слово создаёт подлинную красоту языка, эмоционально окрашивает произведение, и его содержание, поэтому вызывает остроту мысли и чувства, воздействует, убеждает, воспитывает.

Воспитывая интерес и любовь к художественной литературе, педагог детского сада развивает у детей умение предпочитать одни произведения другим: дети учатся сознательно выбирать то, что им больше нравится. Предпочтительное отношение к тому или иному произведению - способность выбирать - является предпосылкой к развитию художественного вкуса, к развитию умения элементарно оценивать художественное произведение.

Использование литературных произведений расширяет тематику детских рисунков и является одновременно методом их обучения, способствующим развитию творческой инициативы. Словесный художественный образ раскрывает конкретные черты какого-либо предмета или явления и в то же время дает возможность слушателю домыслить и сам образ, и ситуацию, в которой происходит действие. Например, для героини сказки Ш. Перро "Красная Шапочка" обязательны внешние признаки: шапочка красного цвета, корзинка с угощением для бабушки, все остальное при рисовании придумывает сам ребенок - позу девочки, ее лицо, прическу, одежду, обувь.

Дети старшей группы удачно справляются с изображением таких словесных образов, представление о которых опирается на восприятия однородных предметов в жизни: Красная Шапочка - девочка, кукла; жадный медвежонок - игрушечный мишка; теремок - небольшой дом и т. п.

Некоторые сказочные образы представлены в игрушках - Буратино, доктор Айболит и др.

Игра с ними делает эти образы живыми для детей, действующими, конкретными, что облегчает их изображение. Но для ребят старшей группы не обязательно такое непосредственное наглядное подкрепление словесного образа. Их воображение может на основе нескольких признаков, имеющихся в художественном образе, создать его целиком.

Использование художественных образов помогает в раскрытии замысла. Перед началом рисования по собственному замыслу или на заданную сюжетную тему следует помочь ребенку из всей массы впечатлений отобрать то, что относится к данной теме, так как совершенно самостоятельный выбор иногда бывает случайным, неполным, неправильным. Литературное произведение следует разбить на ряд эпизодов, где самим текстом определены действующие лица, место и время действия. Дети пяти лет не всегда могут самостоятельно справиться с этим. Воспитатель в начале занятия разбирает с ними, какие картины можно нарисовать по данному произведению, что было сначала, потом, чем оно заканчивается. Воспитатель может сам предложить тему какого-либо эпизода или дать детям на выбор несколько эпизодов. Например, при рисовании на тему сказки "Теремок" воспитатель предлагает изобразить, как в дверь стучат один за другим звери, а кто именно, ребенок выбирает по собственному желанию. Или из сказки "Лиса, заяц и петух" детям предлагают изобразить плачущего зайчика около избушки, а кому он жалуется - медведю, собакам или петушку - выбирают сами ребята. Желая выразить положительное отношение к изображаемому персонажу, дети стараются украсить его, расцветить яркими красками, сделать узорчатую одежду. В особенности это ярко выступает при рисовании к сказкам.

Хорошо понимая пределы доступного для детей дошкольного возраста в смысле выражения ими задуманных образов и сюжета, воспитатели развивают у детей возможную для их возраста требовательность в отношении выразительности рисунка.

Таким образом, занятия по рисованию не просто вооружают ребенка умениями и навыками, но будят интеллектуальную и творческую активность дошкольника, учат его планировать свою деятельность, вносить изменения в технологию, осуществлять задуманное. У детей формируется умение анализировать явления, сравнивать их, открывать новые идеи, новые пути, делать оригинальные выводы; появляется стремление к оригинальному, отрицание привычного, возникает желание преобразовывать окружающую действительность по законам красоты.

Конспект урока по изобразительному искусству в 3 классе по ФГОС (с использованием приемов репродуктивного чтения) УМК «Планета Знаний»

Тема: «Портреты сказочных героев»
Составитель: Степанова Татьяна Сергеевна, учитель изобразительного искусства, Дебесская СОШ, село Дебесы, Удмуртская республика.
Тип урока: урок комплексного использования знаний
Цели урока:
- по содержанию: знать о декоративном вымышленном портрете, как о виде портрета; об особенностях его рисования;
- по способу работы: освоить приемы изображения портрета сказочного героя в технике рисования «от пятна».
Задачи урока:
- воспитывать бережное отношение к сказкам и сказочным героям;
- воспитывать любовь к чтению;
- продолжить формирование знаний о портрете, его видах и способах передачи настроения через цветовую гамму, мимику лица;
- развивать умение сравнивать и делать выбор, давать эстетическую оценку произведениям художников-иллюстраторов;
- развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления;
- развивать умение работать с текстом, оценивать, анализировать полученную информацию.

УУД
Личностные:

- осознавать необходимость уважительного отношения к книге и к сказочному герою; развивать логическое и абстрактное мышление, творческое воображение, концентрацию внимания;
- развивать способность к созданию художественного образа, эстетической оценке произведений художников-иллюстраторов России;
- развивать мотивацию и любовь к чтению книг.
Регулятивные: применять установленные правила в решении задачи.
Познавательные: осуществлять поиск и выделение необходимой информации.
Метапредметные: развитие умения работать с текстом, оценивать и применять полученную информацию;
Предметные: освоить основные приемы передачи настроения в портрете сказочного героя, а так же рисования в технике «от пятна».
Наглядные и дидактические материалы: изображения сказочных героев, презентация, раздаточные карточки для выполнения упражнений по смысловому чтению.
Литературный ряд: стихотворение Юрия Энтина «В мире много сказок…», стихотворение «», стихотворения о сказочных героях.
Оборудование Для учителя: образцы портретов сказочных героев, компьютер, проектор, доска, презентация, гуашь, кисти, формат А-3, раздаточные карточки. Для учеников: гуашь, кисти, альбом.
Используемые методы и приемы репродуктивного чтения:
- «Ассоциативный куст»;
- «Тонкие» и «толстые» вопросы;
- Синквейн.

Для справки:
«Ассоциативный куст» - один из основных приемов работы с информацией. Учитель дает ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между ними. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную способность учеников и мотивировать их на дальнейшую работу.

«Тонкие» и «толстые» вопросы – один из основных приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. «Толстые» вопросы требуют неоднозначных ответов «Дайте объяснение, почему…?»; «Почему вы считаете…?»; «Найдите отличия и сходства…»; «Предположите что будет, если…?». «Тонкие» вопросы требуют простого ответа «Кто?»; «Что?»; «Когда?»; «Согласны ли вы?».

Синквейн - один из основных творческих приемов работы с информацией после чтения, позволяющий систематизировать и закрепить полученные знания. Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

Портрет сказочного героя
Яркий, декоративный
Рисовали, фантазировали, воображали
Портрет передает настроение героя
Жанр

Ход урока:

Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Красиво садитесь, спинки ровненькие, выпрямитесь! Молодцы!
Объяснение новой темы.
- Сегодняшний урок мне хотелось бы начать со стихотворения Юрия Энтина. Послушайте, пожалуйста, внимательно (стихотворение появляется на слайде 1):

- Ребята, о чем данные строки?
- Верно! Они о сказочных героях! Давайте разместим это понятие на классной доске (на кл. доске появляется табличка «Сказочный герой»)
- Ребята, а какие они – сказочные герои? Мы можем их как-то охарактеризовать? Давайте, вспомним снова строки из прочитанного стихотворения. Все ассоциации со сказочными персонажами мы будем записывать на доске, вокруг таблички (в классе возникает дискуссия, записываем ассоциации вокруг таблички, например, злые и добрые, волшебные, необычные образы и т.д.)
- Все верно! Сказочные герои могут быть злыми и добрыми, со своим характером, как и люди – они все разные. Но мы с вами сейчас написали общие ассоциации, про всех сказочных героев! Теперь, мне бы хотелось, чтобы вы каждый попробовали подобрать и записать ассоциации к конкретному герою сказки. У вас на партах у каждого лежит листочек с заданиями, где вы видите схему с конкретным сказочным героем и стихотворением про него. Сначала прочтите стихотворение, а затем запишите все ассоциации, которые у вас возникли вокруг сказочного героя, в данной схеме. Самостоятельная работа 2-3 минуты.


- Молодцы! Я вижу, вы справились с заданием! А теперь посмотрите на экран (слайд 2, стихотворение о портрете А. Кушнер) . Давайте прочтем стихотворение Александра Кушнера:


- Ребята, о чем это стихотворение?
- Верно! Оно о портрете (учитель прикрепляет на доску табличку с понятием «Портрет»).
- А теперь, исходя из данных двух понятий «Сказочный герой» и «Портрет», сформулируйте тему сегодняшнего урока!
- Верно! Тема нашего сегодняшнего урока «Портреты сказочных героев»! Учитель на доску прикрепляет табличку с надписью «Портреты сказочных героев» и на классной доске открывает закрытые портреты сказочных героев (наглядное пособие учителя, нарисованное на форматах А4)
- Ребята, посмотрите внимательно на данные портреты! Каких сказочных героев вы видите? У каждого персонажа сказки свой характер и он отражен в этих изображениях с помощью цветовой гаммы, линий, черт лица.






- Давайте посмотрим, как сказочных героев изображали художники-иллюстраторы. Перед нами иллюстрации художницы Ирины Петелиной (слайд 3). Ребята для анализа иллюстраций художников мы с вами будем отвечать на некоторые вопросы.


- Теперь рассмотрим иллюстрации художника Ивана Билибина (слайд 4).
Работа с анализом иллюстраций


- Так же рассмотрим иллюстрацию Виктора Васнецова к сказке «Иван царевич и Серый волк», на которой изображены царевна и Кощей Бессмертный (слайд 5).
Работа с анализом иллюстраций


- Изобразить сказочного героя можно реалистично и декоративно, но портрет в любом случае будет вымышленным (слайд 6). Рассмотрим это на примере иллюстраций к сказке «Красная Шапочка» (слайд 6).


- Теперь я покажу вам, как нарисовать сказочного героя в технике «от пятна».
Учитель рисует педагогический рисунок (сказочный царь):
1. Лицо сказочного героя пишем «от пятна». Смешиваем белый, капельку красного и капельку желтого цвета.
2. Пока гуашь на лице подсыхает, глаза и другие черты лица рисовать нельзя, поэтому мы сначала пишем «от пятна» одежду, волосы, корону, бороду сказочного царя.


3. Прорисовка лица и других мелких деталей, например, узоров на одежде.
4. Фон – это может быть однотонный фон или изобразить в какой среде на тот момент находится герой, например, город, внутри избы, полянка и др.

ФЕВРОНИЯ

ПЁТР И ФЕВРОНИЯ - герои древнерусской «Повести о Петре и Февронии Муромских», складывавшейся со второй половины XV в. на основе устных легенд и преданий. Окончательно повествование оформилось в связи с канонизацией П. и Ф. (1547) в сер.мм XVI в. Литературная обработка сюжета о муромских святых была осуществлена писателем и публицистом духовного звания Ермолаем-Еразмом, который входил в круг сотрудников митрополита Макария, работавших над Великими Минеями Четьими. О популярности повести говорит большое число списков, сохранившихся до наших дней. Повествование объединило два древнейших фольклорных мотива - о змееборце и о мудрой деве. В ряде списков «Повесть» именуется житием, однако Ермолай-Еразм не смог отойти от народно-поэтической традиции в изображении героев, в построении сюжета. Вероятно, из-за этой жанровой неопределенности, преобладания фольклорных начал в повествовании о «новых чудотворцах муромских» труд Ермолая-Ераз-ма не был включен митрополитом Макарием в состав Великих Миней Четьих.

Образ «мудрой девы» Ф. восходит к русской сказке. Дочь бортника («древолазца») из деревни Ласково Рязанской земли славится добрыми делами, умом и прозорливостью. Она - верная и заботливая жена, умеющая бороться за свое счастье. Ф. воплощает любовь, которую не могут победить ни злые люди, ни сила обстоятельств. Исследователи не раз сравнивали древнерусскую повесть с западноевропейским романом о Тристане и Изольде, которые на пути к счастью также встречают разнообразные препятствия.

Главная героиня активна, она сама творит свою судьбу и судьбу князя Петра, над которым одерживает моральную победу. Образ же П. играет в повествовании менее заметную роль, его как бы затмевает яркая и колоритная фигура Ф.

Муромский князь П., вступившись за честь жены своего брата, борется с повадившимся к ней летучим змеем. Овладев Агриковым мечом, П. одерживает победу, но ядовитая кровь змея вызывает на его теле неизлечимые язвы и струпья. Ф. врачует князя, выдвинув условие: она вылечит П., если тот возьмет ее в жены. Князь не хочет жениться на простой крестьянке. Но после вторичного обращения к Ф. за помощью пристыженный князь берет крестьянскую девушку в жены.

Мудрость Ф. проявляется не только в делах и поступках, но и в умении говорить иносказаниями, загадками. Так не понимает ее княжеский посланец, в ответ на вопросы которого Ф. говорит: «Плохо, когда двор без ушей, а дом без глаз»; «Отец и мать пошли взаймы плакать, а брат ушел сквозь ноги смерти в глаза глядеть». Ф. сама же и разъясняет смысл сказанного: уши дому - пес, а глаза - ребенок. Они, каждый по-своему, предупредят хозяина о приближении незнакомца. Отец и мать героини ушли на похороны, а брат-бортник - заниматься своим опасным ремеслом, залезая на высокие деревья. Мудрыми речами Ф. ставит в тупик и своего будущего мужа.

После того как Ф. становится женой князя, злобные бояре и их жены, «аки пси лающе», не желают, чтобы ими управляла женщина крестьянского происхождения, стремятся изг- 313 нать Ф. из города, разлучить героев. Однако и тут сила любви одерживает верх. Ф. хочет взять с собой самое дорогое - своего супруга. П. отказывается от княжения, покидает Муром вместе с Ф. Герои повести не дорожат властью и богатством. Так любовь П. и Ф. преодолевает социальные препятствия. В этом эпизоде заметна определенная антибоярская тенденция. Создатель повести подчеркивает, что «злочес-тивые» бояре передрались из-за власти: каждый «хотя державствовати». Горожане упрашивают П. править Муромом по-прежнему. Вернувшись в город, П. и Ф. правят не яростью, а истиной и справедливостью, относятся к подданным не как наемники, а как истинные пастыри. Они сравниваются с милостивыми и сердечными чадолюбивыми родителями.

Ни социальное неравенство, ни «злокозненные» бояре не могут разлучить героев. Неразлучны они и перед лицом смерти. Одновременно приняв иноческий чин, П. и Ф. молят Бога: «Да во един час будет преставление ею»; и завещают похоронить себя в одной гробнице.

Особенно выразительно описание кончины святых. Перед самой смертью «блаженная» Ф. вышивает «воздух» с ликами святых для собора. Князь, чувствуя близкую кончину, посылает сказать супруге о том, что он ждет ее, чтобы вместе покинуть этот мир. Ф. просит своего господина подождать, пока она закончит работу. После третьего обращения к ней П. («Отхожу из этого мира, не могу более ждать тебя»), княгиня-инокиня, успевшая вышить лик и руку святого, откликается на зов супруга. Воткнув иглу в недошитый покров и замотав вокруг нее нить, Ф. посылает к П. сказать, что готова.

Даже посмертное чудо - важный элемент композиции агиографического повествования - вновь утверждает неразрывность супружеских уз героев. Люди, стремившиеся разлучить П. и Ф. при жизни, дважды разлучают их и после смерти: тело П. положено в городе, «в соборней церкви пречистоя Богородицы», а тело Ф. погребено «вне града», в Воздвиженском храме женского монастыря. Наутро все видят чудо: тела князя и княгини оказываются в общей гробнице.

Образы П. и Ф., любимые народом, не раз запечатлевались иконописцами. По повелению царя Федора Иоанновича и царицы Ирины был вышит покров мощей муромских чудотворцев - замечательный памятник золотого шитья средневековой Руси (1594).

Древнерусское повествование привлекало внимание писателей и композиторов нового времени. Так, героиня рассказа И.А.Бунина «Чистый понедельник» (1944), избравшая для себя путь инокини, цитирует по памяти два фрагмента из повести (начальные строки и слова о конце земной жизни святых). «Неразлучная любовь» героев древнего сказания вдохновила А.М.Ремизова. Его произведение «Петр и Феврония Муромские» (1951), не печатавшееся при жизни писателя, было впервые опубликовано Р.П.Дмитриевой в ТОДРЛ (Т. XXVI. Л., 1971).

На материале повести, объединенной с Ки-тежской легендой, создана опера Н.А.Римско-го-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» (1904 - либретто В.Бельского).

Лит.: Дмитриева Р.П. Ермопай-Еразм (Ермолай Прегрешный)

//Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2, ч.1. С. 220-225; Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. М., 1975. С.253-258; Повесть о Петре и Февронии. Подг. текстов и исследование Р.П.Дмитриевой. Л., 1979; Скрипиль М.О. Повесть о Петре и Февронии Муромских и ее отношение к русской сказке

//ТОДРЛ. М.; Л., 1949. Т.7. С.131-167.

А.А.Пауткин


Литературные герои. - Академик . 2009 .

Синонимы :

Смотреть что такое "ФЕВРОНИЯ" в других словарях:

    И, жен.; разг. Февронья, и; прост. к Хаврония, и и Хавронья, и.Производные: Февроньюшка; Февроня; Фева; Феша; Хавроньюшка; Хавроха; Хавроша; Ховря (Ховра); Хоря.Именины: 8 июля, 10 окт., 10 нояб. Словарь личных имён. Феврония См. Хавронья … Словарь личных имен

    Сущ., кол во синонимов: 2 имя (1104) февронья (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    - (в миру Евфросиния) святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра, также причтенного к лику святых. О ней дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI в., появившиеся, как можно полагать, одновременно… …

    Феврония - Февр ония, Февр онья … Русский орфографический словарь

    Феврония - русск. женское имяСловарь личных имён и отчеств

    Феврония - – преподобномученица (III – IV в.); жила в Месопотамии, в гор. Сиваполе; пострадала в 310 г. Память ее 25 июня …

    Феврония - – святая (VI – VII в.). Она была дочерью императора Гераклия и с ранней юности подвизалась в уединении. Память св. Февронии 28 октября … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Святая, супруга муромского князя Давида, в иночестве Петра. О Февронии дошли до нас известия уже позднейшего происхождения, по всей вероятности XVI века, появившиеся, как можно полагать, одновременно с канонизацией муромских чудотворцев.… … Биографический словарь

    Феврония, 1670 73 г.игум. Архангельск. Никол. мон., нижегород. еп.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова … Большая биографическая энциклопедия

    Феврония, 1766 72 г.игум. Троицкого пензенского мон.Русский биографический словарь в 25 ти т. Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцева. Санкт Петербург: Тип. И. Н. Скороходова, 1896 1918 … Большая биографическая энциклопедия

Книги

  • Петр и Феврония. Сказания о святых супругах и о том, что любовь сильнее смерти , Тростникова Елена Викторовна. Святые супруги Петр и Феврония Муромские широко почитаются в России как покровители семьи и брака, день их памяти стал официальным праздником любви и верности. Древнее сказание о них в…

Интегрированный урок: литература и МХК. Урок посвящен анализу "Повести о Петре и Февронии Муромских", и а также рассматривается создание икон, посвященных этим святым.Интегрированный урок: литература и МХК. Анализ "Повести о Петре и Февронии Муромских". Пётр и Февронии в иконописной живописи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

6 класс

Литература

Интегрированный урок: Литература, МХК

Тип урока: информационный проект – сбор и обработка информации по значимой проблеме с целью ее презентации широкой аудитории.

Тема: Пётр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Цель : раскрытие идеи всемогущества любви и её воплощение в «Повести…», определение нравственного облика человека Древней Руси.
1. Образовательная:

  1. определить многогранность отображения характера героев;
  2. раскрыть авторское отношение к героям;
  3. совершенствовать навыки составления характеристики героев;
  4. развитие умения сопоставлять и делать собственные выводы.

2. Воспитательная:

  1. воспитывать нравственные качества: доброту, преданность, верность в дружбе и в любви, умение прощать;
  2. воспитывать уважительное отношение к культуре родной страны и родному языку.

3. Развивающая:

  1. развивать логическое мышление, устную речь, коммуникативные способности (работа в группах);
  2. формировать навыки исследовательской работы.


Тип урока: урок – защита проекта (с использованием интерактивных приемов); характер проекта – внутриклассный; по продолжительности – минипроект (1 урок)
Оборудование: , мультимедийный проектор, компьютер, рисунки учащихся, презентации учащихся.

Участники проекта:

Языковеды-переводчики:

Цель: познакомить с древнерусским текстом, объяснить слова, перевести отрывки текста на русский язык.

Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром….

…Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев.

Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Литературоведы:

1. Кто такой Ермолай Еразм? К какому жанру относится «Повесть о Петре и….»? Когда она была создана? Можем ли мы отнести это произведение к чисто житию? Что об этом говорят исследователи? + хрестоматия по ДРЛ стр. 568 (красная), + хрестоматия по ДРЛ (черная) стр.189, 191.

2. Задача: определить, какие народные легенды прослеживаются в сюжете «Повести..»

3. Задача: определить многогранность отображения характера «дивной» Февронии.

4. Задача: определить, в чем прослеживается родство Февронии с героинями русских народных сказок.

5.Задача: определить своеобразие раскрытия характера «славного» Петра.

Образ Петра.

Смысл борьбы со змеем. (листы из журнала стр.14, 15)

6. Задача: раскрыть особенности композиции повести (четыре новеллы, объединённые идеей всепобеждающей лювви)

7. Задача: раскрыть воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством. Определить отношение автора к героям.

8. Задача: сравнить «Повесть..» с романом о Тристане и Изольде. (листы из журнала. Стр 15), определить сходства и различия.

Артисты

Задача: инсценировка отрывка прихода юноши к Февронии и их диалог (Гонец у Февронии)

Искусствоведы: иконы, посвящённые изображению Петра и Февронии.

Словарь (на доске)

Пращур – очень далёкий, легендарный, безличный предок.

Устав и полуустав – типы почерков древних славянских рукописей

Агиография - (лат. Agiographia от греч. hagios - "святой" и grapho - "пишу") - церковно-житийная литература, жизнеописания святых христианской церкви)

Ход урока:

1. Вступительное слово учителя.

Мотивация

Ребята, как вы думаете, зачем нам, живущим в 21 веке, надо знать произведения древнерусской литературы?

Ответы учащихся: Знать свою историю, литературу, нравственные и духовные заветы предков, которые не устарели и до сих пор. Только знающий все это человек может считать себя патриотом своей страны, своей Родины.

А что такое Родина?

Вот как писал в своей статье «Родина» (1941 г.) Алексей Толстой:

«… Родина – это движение народа по своей земле из глубин веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это – вечно отмирающий и вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную культуру…

Русский народ создал огромную изустную литературу: мудрые пословицы и хитрые загадки, весёлые и печальные обрядовые песни, торжественные былины о славных подвигах богатырей, героические, волшебные, бытовые сказки.

Литература была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик, была его исторической памятью и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь…

… Недаром пращур плёл волшебную сеть русского языка, недаром его поколения слагали песни, недаром московские люди сиживали по вечерам при восковой свече над книгами и размышляли о правде человеческой и записывали уставом и полууставом мысли свои».

Вся широкая, творческая, страстная душа русского народа нашла свое отражение в литературе и искусстве.

Сегодня мы обратимся к агиографической литературе (см. запись на доске ), а именно к Повести о Петре и Февронии Муромских, а также поговорим об иконах, и иконописных портретах с изображением этих святых.

Скажите, кого причисляли к лику святых?

(Наиболее прславившихся подвигами самопожертвования и веры церковь причисляла к лику святых. О них современники и потомки рассказывали в произведениях, названными житиями и служившими основным видом чтения в эпоху средневековья. В житиях чудесно переплетались описания фактов действительности с легендами и фантазиями).

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

2. Литература. (слайд 5)

Учитель:

Поэтическое наследие Древней Руси насчитывает не одно произведение. Однако по глубине художественной мысли, по тонкости психологического анализа и по совершенству формы «Повесть о Петре и Февронии» по праву занимает особое место и в ряду древнерусских литературных памятников, и в мировой литературе.

Как вы понимаете современное значение слова повесть? (Повесть – литературное повествовательное произведение с сюжетом менее сложным, чем в романе.

Современное и древнерусское значение слова повесть различны между собой. В Древней Руси это не жанровое определение произведения, а «повесть» означает «повествование».

Давайте вспомним, кто написал это произведение?

Слайд 5.

I. Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный - русский писатель и публицист XVI века , автор повести о Петре и Февронии Муромских .

Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

Ермолай-Еразм был не только публицистом и церковным писателем. Ему принадлежат два произведения - Повесть о Петре и Февронии и Повесть о рязанском епископе Василии, которые можно характеризовать как произведения художественной прозы.

Совершенства в разработке сюжета Ермолай-Еразм достиг в Повести о Петре и Февронии. Эта повесть резко отличается от житий, написанных в это время.

В Повести о Петре и Февронии рассказывается история любви между князем и крестьянкой.

На каком языке написано данное произведение? (на древнерусском).

Слово языковедам-переводчикам.

Литературоведы:

У этой повести житийная основа:

Во-первых, герои повести – исторические лица, они княжили в Муроме в 13 веке. В 1547 г. церковь канонизировала их как святых, поэтому было написано житие. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году .

Черты жития.

Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний.

Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому

Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития.

Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу.

В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

II . Это повесть о силе и красоте любви, преодолевающей все жизненные невзгоды и побеждающей смерть.

Черты повести.

По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.

Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было.

Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково).

Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году).

В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания.

В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

1. Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества.

Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета.

(сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя).

На Ермолая-Еразма оказала большое влияние народная легенда «О крестьянке Февронии из деревни Ласково», легенды о муромском князе и его жене, что он, хорошо образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу далёкое от житийного жанра. Повесть о Петре и Февронии резко отличается от житий, написанных в это время. Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке.

Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил.

В повести мы встречаем следующие черты сказки:

Сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»;

Не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»;

Первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве;

Есть волшебные вещи: агриков меч;

Добро побеждает зло (Пётр победил змия);

Загадки.

2. Особенности композиции повести.

Интересна композиция повести, где объединены 4 новеллы, связанные идеей всепобеждающей любви: 1. Об огненном змие; 2. О мудрой деве;

3. исцеление Петра; 4. Княжение Петра и Февронии.

Мо мнению других ученых, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. Другие ученые говорят, что повесть имеет не искусственную авторскую природу, а черты незначительно переработанного исторического предания. Характерная особенность повести – это отражение в ней деталей крестьянского и княжеского быта – это было новым в древней литературе.

Можем ли мы сказать, что это произведение принадлежит только житийной литературе?

Нет.

Слайд

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века , оставленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы .

Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

3. Родство Февронии с героинями русских народных сказок о мудрой деве.

С устно-поэтической народной традицией связан образ центральной героини – Февронии. Особенно ярко это проявляется, когда Феврония в форме загадок отвечает гонцу Петра. Её ответы имеют параллели в устном народном творчестве, а именно в загадках: Пришёл жених к невесте и стал спрашивать:

Где отец? – Отец уехал 100 рублей на пятак менять (псовая охота). _ А где мать? – Ушла взаймы плакать. Собрала бы я тебе, жених, пообедать, да обед у курицы под хвостом (яйцо).

А ещё ответы Февронии о чурочке и пучке льна очень схожи с народной сказкой об умной внучке.

4. Многогранность отображения характера «дивной Февронии».

Слайд (план)

Характер Февронии в повести дан многогранно. Дочь рязанского крестьянина исполнена чувства собственного достоинства, женской гордости, необычайной силы ума и воли.

Языковеды читают текст на древнерусском (слайд ), переводят.

Артисты показывают инсценировку – гонец у Февронии)

(см.Начало всех начал стр. 146)

5. Своеобразие раскрытия характера «славного Петра»

6. Воспевание идеальной супружеской жизни и мудрого управления княжеством («градом своим истиною и кротостью, а не яростью управляли»)

В глазах окружающих Феврония - «провидица», владеет даром предвидения, обнаруживает нравственное и умственное превосходство над князем. Она для автора - идеал нравственного богатства и духовной красоты. Ермолай Еразм с глубокой симпатией пишет о ней, прослав ляет мудрость, верность в любви, святость чувств, высо кие нравственные качества крестьянской девушки. Во всех проявлениях ее чувств, действиях, поступках скво зит душевное спокойствие и умиротворенность. Даже в тот момент, когда она решается на одновременную смерть с любимым человеком, без суеты, без восклица ний и стенаний прерывает Феврония свою работу, обмо тав ниткой иглу и воткнув ее в воздух, который вышива ла для церкви. В какой-то степени эта деталь восприни мается как символ конца земной жизни и начала жизни загробной.

8. Сходство и различия в «Повести..» с романом о Тристане и Изольде.

Учитель:

III. Заключение

«Повесть о Петре и Февронии» - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК

Петр и Феврония в живописи.

Памятники и Праздник, посвящённый Петру и Февронии (презентация)

Д\З по лит-ре. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

П роект Петр и Феврония Муромские в древнерусской литературе и живописи.

Первоначальный текст "Повести о Петре и Февронии

Защитники проекта: Языковеды-переводчики Литературоведы Артисты Искусствоведы

Литература Идейно-художественное своеобразие «Повести о Петре и Февронии Муромских»

Ермолай-Еразм (Ермолай Прегрешный) - русский писатель и публицист XVI века, автор повести о Петре и Февронии Муромских. Литературное творчество его относится к 40-60-м годам XVI века, расцвет падает на середину века. Биографические сведения о нём скудны и известны, главным образом, из его собственных сочинений.

языковеды-переводчик и Агрик (агриков меч), от Петрова плеча, керамиды, пядь, чадолюбивые, искони, лукавый обманщик, поведали, пронырство, чудное зрелище, дивился, дева мудрая, наветы, блаженный, чистые души, иноческие одежды, преставиться, покров (воздух с ликами святых), риза, синклит, праведный, благочестивый, благоверный, рака с мощами.

Черты жития. Житие (в переводе с церковно-славянского – «жизнь») – описание жизни святых, их деяний. Жития имели определенную структуру.Вступление – обращение к Богу (похвала и молитва о помощи) Собственно житие – рождение святого, праведная жизнь, смерть и чудеса. Заключение – похвала святому Повесть написана в форме жития, но нет традиционного для житийного жанра построения произведения (начало не соответствует житийному зачину, испытания, через которые проходят Петр и Феврония, им посылает не дьявол, а создает зависть людей; лишь финал – классический образец жития). Но всё-таки в повести присутствуют черты жития. Во-первых, автор прославляет святых, создавая идеальные образы. Во-вторых, г ерои живут по «заповедям Божьим, в трудную минуту обращаются к Богу. В-третьих, они совершают чудеса при жизни и после смерти (пророчески предсказали свою смерть, умерли в один день и час, не расстались после смерти; на месте их погребения верующие люди получают исцеление от самых тяжких недугов.

Черты повести. По́весть - прозаический жанр, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни. Несмотря на житийную форму изложения, используется приём рассказа, призванный убедить читателей в том, что все написанное является правдой, что именно так и было. Достоверность «Повести…» придают названия конкретных мест действия (город Муром, Рязанская земля, село Ласково). Герои повести – реальные люди. (Петр и Февронья княжили в Муроме в начале 13 века, умерли в 1228 году). В центре произведения - образ простой крестьянской девушки, которой приходится пройти через серьезные реальные испытания. В повести отражен один из острейших конфликтов XVI века - история рвущихся к власти бояр, перебивших друг друга в междоусобице.

Народные легенды в сюжете Ермолая-Еразма. Поэтический вымысел, восходящий к традициям устного народного творчества. Однако в повести историчны только имена, вокруг которых сложился ряд народных легенд, составляющих основу сюжета. (сюжет - ряд событий, происходящих в художественном произведении и выстроенных для читателя). Поэтический вымысел восходит также к традициям устного народного творчества, а именно к сказке. Сказка - произведение устного народного творчества о вымышленных событиях, с участием волшебных, фантастических сил. В повести мы встречаем следующие черты сказки: -сказочный зачин: «Есть в Российской земле город… в нем правил князь по имени Павел»; - не указано точное время, оно отсчитывается от последнего события: «через год», «через день», «на следующее утро»; - первая часть «Повести…» похожа на волшебную сказку о змее-искусителе, вторая – на сказку о мудрой деве; - есть волшебные вещи: агриков меч; - добро побеждает зло (Пётр победил змия); - загадки.

Повесть о Петре и Февронии (полное оригинальное название « Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии ») - памятник древнерусской агиографической литературы XVI века, составленный Ермолаем-Еразмом на основе устной легенды, а потому не является типичным образцом житийной литературы. Скорее всего, это житийная повесть с элементами народно-сказочного характера.

Древнерусский язык Слышал же яко мнози суть врачеве в пределах Рязанской земли и повеле себе тамо повести не бе бо сам мощи на кони сидети от великия болезни. Привезен же бысть в приделы Рязанския земли и посла синклит в свои весь искати врачев.

Перевод отрывка Слышал же, что много в Рязанской земле исцелителей и повелел себя туда повезти, так как сам не мог на коне сидеть из-за болезни. Привезли его в Рязанскую землю, и послал он гонцов искать целителя.

Языковеды-переводчики: Перевести отрывок: Сеи убо в Русиистеи земли град, нарицаемыи Муром…. …Слыша же, яко мнози суть врачеве в пределах Рязаньскиа земли и повеле себе тамо повести, не бе бо сам мощен на кони сидети от великия болезни. Привезён же бысть в пределы Рязанскиа земли и посла синклит свои весь искати врачев. Един же от предстоящих ему юноша уклонился в весь, нарицающуюся Ласково. И прииде к некоего дому вратом и не видя никого же. И внииде в дом, и не бе, кто бы его чюл. И внииде в храмину и зря видение чюдно: сидяше бо едини девица, ткаше красна, пред нею же скача заецъ.

Многогранность отображения характера «дивной Февронии »: а) чувство собственного достоинства; б) необычайная сила ума и воли («в женской голове имела ты мудрость святых мужей»); в) нежное, чуткое, любящее сердце; г) способность бороться за свою любовь; д) благородство поступков, христианские добродетели.

Повесть о Петре и Февронии » - оригинальное высокохудожественное произведение, оказавшее значительное влияние на становление светской литературы в Древней Руси. Повесть – гимн русской женщине, её уму, самоотверженной и деятельной любви.

МХК Изображения Петра и Февронии Муромских на иконах и иконописных портретах

Памятники Петру и Февронии в Архангельске в Ульяновске в Сочи в Ярославле в Абакане в Ейске в Муроме

Д\З по литературе. Ответить на вопросы: »Что привлекает нас в Петре и Февронии сегодня и чему учат нас герои древнерусского «Жития».





Top