Поклонение волхвов картина леонардо да винчи. Поклонение волхвов в живописи

Святая Екатерина заслужила благосклонность Бога еще при жизни. Сегодня каждый человек в молитве может обратиться к ней со своими проблемами и получить помощь. Прежде чем выяснить, в чем помогает великомученицы Екатерины, узнаем историю жизни этой святой.

Екатерина была очень красивой и умной девушкой, да еще и дочкой правителя Александрии. Огромное количество мужчин просили ее руки, но она считала, что с ней должен быть самый лучший жених. Мать Екатерины была тайной христианкой, и она отвела дочку к святому старцу, который сказал, что жених, подходящий ее требованиям, это Иисус. Божий сын отказался от девушки, поскольку она была недостойна его. С того времени Екатерина изменила свою жизнь: хранила целомудрие, покрестилась и постоянно молилась. Однажды ночью ей пришло видение, в котором Господь ей дал кольцо, обручив ее себе. В те времена в Александрию пришел Максимилиан, который решил покорить Екатерину, но она отказала ему из-за чего была брошена в темницу и там ее подвергали разным мучениям. В итоге Екатерину казнили, и умирала она с молитвой Иисусу. Праздник великомученицы Екатерина принято отмечать седьмого декабря. В храмах в этот день проводится литургия.

В чем помогает святая великомученица Екатерина?

Екатерина еще при жизни показала себя очень умной девушкой, поэтому христиане считают ее покровительницей знаний. Именно поэтому многие университеты считают Екатерину своей покровительницей. Считается, что преподаватели и учащиеся могут обращаться к святой, чтобы она помогла достичь успеха в выбранном деле, в обретении знаний и просветлении. Студенты посылают прошения к Екатерине перед экзаменами. О небесной поддержке испрашивают люди, занимающиеся работой, которая связана с рациональным суждением, к примеру, судьи, прокуроры и т.д.

Разбираясь, в чем помогает великомученица Екатерина, стоит сказать о том, что в народе ее еще называли Женодавица, поскольку она является заступницей одиноких. Молодые девушки возносят молитвы перед образом святой, чтобы она помогла найти вторую половинку. Называют Екатерину еще заступницей брака, поскольку она оберегает , способствует сохранению чувств и спасает семьи от ссор и развода. Икона святой великомученицы Екатерины непременно должна быть в доме девушки, которая хочет забеременеть. Можно просить ее о легких родах и здоровье будущего ребенка. Икона, находящаяся в доме, позволит сохранить покой и благополучие.

Меньше десяти лет оставалось до Миланского эдикта, официально признавшего христианство. Но в начале IV века никто и подумать об этом не мог. По всей Римской империи продолжались чудовищные убийства христиан. В 309 году в Египте и на востоке императором стал Максимин Даза.

Максимин повёл против христианства методичную войну. Распространялись подложные антихристианские документы. Система доносов регулярно поставляла всё новые жертвы. Тщательнее стал надзор за участием в публичных жертвоприношениях. Они стали обязательными даже для младенцев. На всех продаваемых продуктах непременно была кровь жертвенных животных. Всем подозреваемым в христианстве предлагали подписать документ, где содержалась хула на Христа, и принести жертву идолу.

Во время очередного объезда провинций Максимин явился в Александрию. По желанию императора этот город был объявлен столицей очередного праздника в честь олимпийских богов. Сюда отовсюду гнали скот, который предстояло принести в жертву.

В самый разгар языческих торжеств в храм вошла девушка необыкновенной красоты. Она явно принадлежала к высшему обществу. Максимин дал ей знак приблизиться. Девушка назвалась Екатериной и обратилась к императору с довольно смелыми словами: «Познай соблазн, в который ты вовлечён бесами, ибо ты почитаешь богами идолов тленных и бесчувственных».

Екатерина оказалась прекрасным оратором. Она обличала безумие поклонения истуканам, призывая в свидетели знаменитых римских философов и историков. Максимин, уважавший учёных, но сам не читавший ни Диодора, ни Плутарха, долго молчал. Затем, не зная, что сказать, предложил перенести разговор на более позднее время, когда будут совершены все жертвоприношения.

Екатерина происходила из царского рода и не просто получила лучшее по тем временам образование - она была настоящим знатоком языческой литературы и философии. Её обширные познания вызывали восхищение: множество знатных мужчин сваталось к Екатерине, но все получали неизменный отказ. Её условие оказалось практически невыполнимым: «Хочу иметь женихом своим не иного, как только равного мне по учёности».

Екатерина всё сделала, как велел наставник. Ночью ей явилась Царица Небесная с Богомладенцем. «Посмотри, - говорила Божия Матерь Сыну, - какая она красивая и разумная!»

Но Младенец отвернулся от Екатерины. «Она настолько безобразна и глупа, - проговорил Он, - что Я не могу смотреть на неё… Пусть она сначала поучится у того старца, который дал ей икону!»

Проснувшись, Екатерина поспешила к наставнику. Он рассказал ей о Христе и Его учении, тогда она пожелала принять святое крещение

Через некоторое время девушке вновь явилась Богоматерь с Младенцем, Который на этот раз не отворачивался, а смотрел на неё с кротостью. В знак обручения с Небесным Женихом Екатерина получила прекрасный перстень. Отныне она с ним не расставалась.

Вскоре после этого события и приехал в Александрию Максимин.

…Тем временем торжества закончились. Настало время продолжить беседу с Екатериной о происхождении богов. Император собрал целую коллегию философов и приказал, чтобы они подготовились к словесному поединку с учёной девушкой. И когда Екатерина стала приводить свидетельства языческих сивилл о Христе, философы вынуждены были замолчать. Максимин пришёл в ярость и повелел сжечь философов. Перед мученической смертью они исповедали
А Екатерина так сильно понравилась императору, что он решил любыми средствами добиться её расположения. Он чередовал уговоры с угрозами. Тем временем придворные прислушивались к словам святой, и многие стали сомневаться в своих богах…

Отчаявшись сломить волю Екатерины, Максимин повелел избить девушку и заключить в тюрьму.

Ей не давали еды. Но Екатерина не голодала: голубь каждый день приносил мученице пищу. Через несколько дней тюрьму посетила Августа, жена Максимина, и Порфирий, друг императора и военачальник. Оба они, увидев Екатерину, поклонились святой. Она наставила их в вере и предрекла им мученический венец.

Вскоре император потребовал узницу в судилище. Снова подивился её красоте. Снова предложил принести жертвы богам. Снова получил твёрдый отказ. Святую привязали к орудию пытки. Внезапно оно разлетелось на части…

Максимином овладела бешеная злоба. И он решил покончить со святой раз и навсегда, обезглавив её. Пока святую Екатерину вели в назначенное место, рядом с ней шли её недавние подруги и знатные женщины. Плача, они призывали её пожалеть себя и послушаться императора. Екатерина же шла спокойно. Она знала: недолго осталось ждать, и она увидит Того, к Кому всю жизнь стремилась её душа.

Воины сделали своё дело, но вместо крови они увидели… молоко. Тела святой верующие не нашли. Оно было обретено на горе Синай. По преданию, его перенесли туда Ангелы.

Почитание Екатерины началось сразу после её кончины. На иконах великомученицу изображают в богатых одеждах и царском венце, как и подобает Христовой невесте. Часто иконописцы помещают в руках святой свиток с надписью: «Господи Боже, услыши меня, и даждь поминающим имя Екатерина отпущение грехов, и в час их исхода проводи их с миром, и даждь им место покойно».

Святая Екатерина, чью память Церковь празднует 7 декабря по новому стилю, является одной из самых почитаемых святых во всем мире. В Восточной Церкви ей молятся как целительнице и предстательнице пред Господом при исходе души, в западной традиции считается покровительницей учащихся. В честь великомученицы Екатерины строятся храмы, монастыри, иконография святой развита и многообразна.

Житие

Согласно наиболее древним из сохранившихся источников, святая Екатерина родилась в конце II века в Александрии Египетской и принадлежала к царскому роду. В 305 году император Максенций (или Максимин) издал указ, согласно которому все жители близ лежащих земель должны были собраться в Александрии для принесения жертвы языческим богам. Святая Екатерина решила доказать императору ложность языческой веры и явилась во дворец. Для диспута со святой царь пригласил 50 мудрецов-риторов, но они не смогли опровергнуть слова Екатерины и сами уверовали во Христа, за что и были приговорены императором к сожжению на костре. Вскоре и сама Екатерины была взята под стражу и приговорена к пыткам. Святую, находящуюся в темнице посетила жена императора Августа с военачальником Порфирием и отрядом солдат, и также, послушав речи Екатерины, уверовали во Христа.

Екатерина находилась в темнице двенадцать дней, пищу ей приносил голубь. А на двенадцатый день святой явился Христос в окружении ангелов. Видя стойкость Екатерины, Максенций велел построить необычное орудие пыток, состоящее из четырех колес с острыми гвоздями. Когда орудие пыток было готово, Екатерину привязали к колесу и уже были готовы начать пытку, как вдруг чудесным образом механизм был разрушен, и колеса раскатились в разные стороны. Максенций пришел в гнев, и велел предать Екатерину жестоким мучениям. Императрица Августа попыталась заступиться за Екатерину, но жестокий император, приказал и её пытать, а затем казнить. В тот же день мученическую смерть принял и Порфирий со своим отрядом. Саму Екатерину казнили на следующий день усечением головы мечом, и вместо крови из раны потекло молоко.

Перед самой казнью, святая, видя множество народа, скорбящего о ней и провожавшего его, обратилась к Господу с молитвой, чтобы тело ее не осталось на земле и чтобы всем, помнящим её и обращающимися к ней в молитве, были дарованы земные блага, прощение грехов и упокоение после кончины.

Спустившиеся с неба 4 ангела перенесли тело на гору, соседнюю с горой Синай. По преданию, мощи святой были обретены около 800 г. на вершине горы, которая стала впоследствии называться горой Святой Екатерины и перенесены в Синайскую обитель, которая со временем стала называться её именем.

В древнейших редакциях жития святой Екатерины нет однозначного описания принятия ею христианства. Сюжет мистического обручения со Христом встречается впервые в XV веке в английских переводах жития. Согласно описываемой там легенде, Екатерину принуждали к замужеству, и она поставила условие, что выйдет замуж только за того, кто будет равен ей в уме, красоте, богатстве и знатности рода. Тогда мать Екатерины, которая была христианкой, отвела её к некому подвижнику, который рассказал о том, что знает Человека, который превосходит её по всем критериям, дал икону Пресвятой Богородицы с Младенцем и велел перед ней молиться. Во время молитвы Екатерине явилась Божья Матерь с Младенцем, который даже не захотел взглянуть на святую и отвернулся от неё, сказав, что она сможет увидеть своего Жениха только послушав старца и сделав, как он велит. Тогда Екатерина отправилась к подвижнику, который наставил её в вере и крестил. Вскоре Екатерине опять явилась Богородица с Младенцем на руках, который на это раз повернулся к Екатерине и надел её на палец обручальный перстень.

Иконография

О великомученице Екатерине в кратком толковом иконописном подлиннике говорится: «Святыя Великомученицы Екатерины. Постради в лето 5804: риза лазорь, испод (нижняя одежда) бакан (органическая краска темно-красного цвета), в деснице крест». По краткому подлиннику Филимонова описание её изображения выглядит следующим образом: «На Екатерине риза лазорь, испод бакан, в правой крест, левая молебна, персты вверх». В позднейших редакциях подлинников говориться следущее: «…на голове венец царской, власы просты, аки у девицы, риза лазорь, испод киноварь. Бармы (украшения на одежде) царския до подоля, и на плечах, и на руках; рукава широки. В правой руке крест, а в левой свиток…».

Таким образом, традиционно великомученица Екатерина изображается в богато украшенной царской одежде (как описывается в иконописном подлиннике – нижняя одежда – красная, верхняя – синяя), с широким изукрашенным оплечьем, с лором и «торакием», на непокрытой голове – корона. Корона символизирует и царскую власть и мученический венец. Синий и различные оттенки красного – являются царскими цветами.

Иногда святая Екатерина изображается в красном плаще – традиционном одеянии мучеников, и в синем хитоне. Красная цветовая гамма одежд мучеников символизирует огонь присутствия Божия и кровь, пролитую ими за Христа. Яркий киноварный цвет одежд — не только символически подчеркивает мученичество, но сама зрительная активность красного создает в её иконах чувство победы, триумфа жизни над смертью.

В палеологовское время в соответствии с новыми стилевыми тенденциями облачение Екатерины приобрело особенную роскошь: по моде того времени её волосы были уложены под сетчатым головным убором, в ушах – продолговатые висячие серьги (двойные или тройные), на голове – высокая богато украшенная корона.

В правой руке у святой Екатерины чаще всего изображается крест. Крест – образ Распятия Господня, символ пути и цели христианской жизни, страдания и спасения. Крест в руках мученицы – знак её уподобления Христу в страданиях и смерти, и обретение через них вечной жизни в Царствии Небесном. Это спасительная сила, которой побеждаются враги.

Левая рука святой чаще всего изображена с раскрытой ладонью – в жесте принятия благодати, адорации. В левой руке у мученицы также часто изображают свиток, на котором помещают текст молитвы. Допустим один из трех вариантов:

Также иногда у великомученицы Екатерины в руках изображают колесо, иногда меч, которым отсекли ей голову, или столб, у которого совершилась казнь. С одной стороны, это орудия пыток и смерти, но с другой стороны, — орудия победы и вечной жизни.

Великомученица Екатерина на троне

С XVI века распространение получает ещё один иконографический тип великомученицы Екатерины – «Святая Екатерина на троне». Святая одета, как и принято, в царское красное платье, поверх может быть накинут плащ на горностаевом меху, украшенный орнаментами и изображением орлов. На голове – корона, волосы убраны под сетчатый головной убор. В правой руке Екатерина держит пальмовую ветвь, а левая рука покоится
на колесе – орудии мучений — и одновременно держит Распятие. Распятие и пальмовая ветвь символизируют победу над смертью. На пюпиторе лежит раскрытое Евангелие. В нижней части изображены предметы, символизирующие мудрость и подчеркивающие прекрасное образование святой: астрономический глобус, чернильница, философские книги, циркуль и пр.

На иконе великомученицы Екатерины на троне XVII века из Средиземноморья на заднем плане изображаются сюжеты, связанные с горой Синай: явление Моисею Неопалимой Купины, вручение Скрижалей Завета, а также перенесение мощей святой ангелами на соседнюю гору:

«Моление великомученицы Екатерины о народе»

На Руси в XVI веке также появляется новый иконографический тип — «Моление великомученицы Екатерины о народе». Икона показывает святую в молнии перед казнью. В этом иконографическом варианте великомученица представлена в рост в повороте влево в молитвенной позе со свитком в руке. Она обращается ко Спасителю, расположенному в верхней части композиции в небесном сегменте. На свитке написаны слова её предсмертной молитвы. Рядом с ней воин с мечом готовиться совершить казнь. Иногда художник помещает в композицию народ: он стоит на коленях у ног святой, обращаясь к ней с молитвой. В музее им. Андрея Рублева храниться икона Усекновения главы великомученицы Екатерины, на которой сюжет моления перед казнью представлен без народа. Екатерина обращается в молении к Спасителю перед казнью, в её руках свиток с молитвой, за спиной — палач, приготовившийся обнажить меч. Надо отметить, что эта композиция имеет непосредственную связь с иконографией Божьей Матери. Широко распространены образы Богородицы, на которых Она в молении обращается к Иисусу Христу, расположенному в небесном сегменте, в Её руках свиток. Такую композицию называют по-гречески «параклисис», то есть заступничество, утешение. В русской иконографии характерным примером такого образа является Боголюбская икона Божьей Матери.

В монументальной живописи образ великомученицы Екатерины начинает включаться в большинство храмовых декораций средне- и поздневизантийского периода, если там изображаются святые жены. Часто Екатерина изображается среди святых жен, которые почитаются как целительницы. В мозаике нартекса монастыря Хосиос Лукас (40-е гг. XI в.) Екатерина изображена между святыми Ириной и Варварой, в царских одеждах, с крестом в правой руке и сферой с крестом в левой.

Современные иконы:

Преподаватели и студенты нашей Иконописной школы также создают образы святой великомученицы Екатерины:

Икона « Вмч. Екатерина на тро не». Выполнена преподавателем Иконописной школы Ждановой В.Т.


Поясное изображение святой Екатерины. Икона выполнена студенткой 3 курса
Голубевой Анной (преподаватель Кусов И.А.) в 2014/2015 учебном году.

Святая великомученица Екатерина. Дипломная работа Афанасьевой Вероники. 2016 г. Преподаватель Кусов И.А.

В марте 1481 года монахи флорентийского монастыря Сан Донато а Скопетто обратились к нотариусу Пьетро из Винчи с просьбой найти художника, который бы мог написать алтарную картину для собора. Пьетро сразу же предложил услуги своего сына Леонардо, недавно окончившего обучение у Верроккьо. Тогда же был заключен и договор, где определялись условия работы. Перед художником ставилась задача – за два – два с половиной года написать маслом на доске картину размером 2,5x2,5 м. Сюжет «Поклонения волхвов» – один из эпизодов евангельской легенды.

Три древних мудреца-предсказателя (волхвы – старинное русское название звездочетов) заметили на небе новую звезду. Они истолковали ее как знак появления на свет необыкновенного младенца. Следуя за путеводной звездой, они нашли в городе Вифлееме недавно родившегося Иисуса Христа и его мать Марию. Преклоняясь перед чудесным младенцем, волхвы поднесли дары – золото, ладан и смирну (благовонную смолу). К теме «Поклонения волхвов» обращались многие художники. В богословских трудах нет единого мнения о том, кто такие волхвы, как они выглядели, откуда пришли: из Аравии, Древнего Вавилона или загадочной Индии? Все это позволяло художникам давать собственную интерпретацию сюжета.

В конце XV века, когда Леонардо начинал свой творческий путь, центром культурной жизни Флоренции стала так называемая «Платоновская академия». Она объединяла ученых, литераторов и философов того времени. Покровителем академии был негласный правитель города Лоренцо Медичи, прозванный Великолепным. Переводы и толкования сочинений античных авторов, которыми занимались флорентийские академики, повлияли на их отношение к изобразительному искусству. Живопись казалась им не более чем иллюстрацией философских идей и поэтических сочинений. Это отразилось на творчестве художника, наиболее близкого к академии, – Сандро Боттичелли. Следуя указаниям наставников, он создал несколько произведений, которые представляли собой реконструкции картин античных художников или служили истолкованием стихов поэта Анджело Полициано.

Показательна для творчества Боттичелли картина «Поклонение волхвов». На первый взгляд она не отличается от работ других художников на тот же сюжет. Может быть, здесь только больше торжественности и праздничности, характерных для почерка Боттичелли. Рассеянный свет позволяет ему тонко моделировать объемы, успокаивает яркость одежд и лишь иногда вспыхивает яркими бликами на металлических предметах и золотом шитье. Удивительно тонко написаны лица и фигуры персонажей.

Но если внимательно присмотреться к картине, то естественно возникает вопрос: почему художник столь явно старался обратить внимание на отдельные фигуры? Почему на первом плане изобразил молодого человека, опирающегося на меч, неуместный в сцене «Поклонения»? Если рассмотреть структуру композиции, станет ясно, что она построена в виде треугольника и вершиной его является группа Марии с младенцем. Но в неглубоком пространстве картины, замкнутом скалой и остатками стен, взгляд зрителя переносится с небольших по размеру центральных фигур к группе пышно разодетых волхвов. Таким образом, смысловой центр композиции смещен, а основной сюжет отодвинут на второй план.

Известно, что картина выполнялась на заказ. В правой ее части Боттичелли старался представить персонажей, которые явно не вмещались в композицию. Он запечатлел их профили наложенными друг на друга, подобно изображениям на египетских рельефах. Зрителю оказалась видна при этом лишь небольшая часть лица, самим же фигурам не хватило места. Правомерен вопрос, зачем столь искусному мастеру, как Боттичелли, понадобилось перегружать и без того неглубокое пространство произведения, нарушая тем самым его целостность? Не проще ли вообще исключить лишние фигуры? По-видимому, Боттичелли получил от заказчика точные указания, кого и как необходимо изобразить на картине и что она должна говорить зрителям. А зрителей было очень много, чуть ли не вся Флоренция, так как произведение предназначалось для церкви Санта Мария Новелла, одной из самых почитаемых в городе.

Понять причины подобного построения композиции и точнее датировать «Поклонение волхвов» поможет знание истории Флоренции конца XV века. Исследователи искусства относят время создания произведения к 1475–1478 годам. И можно предположить, что только одно значительное событие, происшедшее в конце этого периода, могло найти отражение в картине. В апреле 1478 года группа заговорщиков, возглавляемая семьей Пацци, напала на братьев Медичи, чтобы захватить власть в городе. Одного из них, Джулиано, им удалось убить, но правитель города Лоренцо Великолепный спасся благодаря помощи поэта Анджело Полициано. Заговор был подавлен с необыкновенной жестокостью, и в последующем противники Медичи подвергались постоянным преследованиям.

Видимо, после этого знатный флорентиец Гаспаре ди Дзаноби дель Лама и заказал Боттичелли картину на тему «Поклонение волхвов». Но не только благочестивое желание украсить церковь Санта Мария Новелла руководило заказчиком,а намерение выразить приверженность политике Лоренцо Медичи.

Исследования историков искусства и иконографические данные творческого наследия А. Верроккьо, Д. Гирландайо и учеников Боттичелли позволяют утверждать, что изображенный у ног Марии с младенцем старик в черной с золотом одежде – основатель династии Медичи, Козимо-старший. Двое коленопреклоненных волхвов в красной и белой одеждах – его сыновья Пьетро и Джованни. В левой части композиции обращает на себя внимание фигура молодого человека с надменным выражением лица – это Лоренцо Великолепный, внук Козимо. Он опирается на меч, символ расправы с заговорщиками. Сзади обнимает его спаситель Анджело Полициано, как бы прикрывая Лоренцо своим телом. В правой части среди ярко разодетых персонажей выделяется фигура молодого человека в черном. Это брат Лоренцо – Джулиано, изображенный с закрытыми глазами. На языке символов XV века подобное означало, что человека уже нет в живых. Остальные персонажи картины – портреты деятелей Платоновской академии, друзья и соратники Медичи. К сожалению, мы не располагаем достаточным материалом, чтобы точно назвать каждого по имени. Но среди них выделяются трое, они смотрят прямо на зрителя. На первом плане справа изображен молодой человек в желтом плаще. Большинство исследователей считает, что это автопортрет Боттичелли. За ним старик, в котором можно предположить заказчика картины. Слева запечатлен, видимо, его сын или близкий родственник.

Таким образом, можно сделать вывод – сюжет «Поклонения» послужил Боттичелли поводом для прославления семьи Медичи, под покровительством которой расцветали науки и искусства во Флоренции. Кроме того, картина явно намекала на недавние события – подавление заговора Пацци – и служила доказательством того, что заказчики ее, семья Лама, – союзники Медичи.

Подобно автору рассмотренного произведения мог бы поступить и молодой Леонардо. Достаточно было в заказной работе прославить правителя города, чтобы попасть в число его приближенных, как это и произошло с Боттичелли. Но такое отношение к творчеству было неприемлемо для Леонардо, считавшего искусство формой художественного познания мира. Эту позицию он определил во вступлении к своему «Трактату», поставив живопись выше скульптуры, музыки и поэзии. До нас дошли записи художника, где тот полемизирует с Боттичелли. Одна из них посвящена проблеме построения пространства в картине. Во второй Леонардо гневно обрушивается на Сандро, который считал, что пейзаж имеет лишь декоративное значение в композиции.

И вот удача! Заказ монахов Сан Донато дает ему возможность не на словах, а на деле доказать правильность собственного подхода к живописи. Попробуем проследить, как же Леонардо решал поставленные задачи. Рождение художественного образа – сложный творческий процесс. Он связан со способностью воображать и цельно видеть. Исходя из понимания содержания, художник мысленно представляет композицию, ее пропорциональные членения, пространство, расположение персонажей, цветовую гамму, соотношения тонов. И только впоследствии, когда общий замысел найден, зафиксирован в композиционном эскизе, начинается внимательная проработка отдельных деталей, поиски наиболее выразительных лиц, поз, жестов, уточнение линейной перспективы.


Леонардо Да Винчи. Перспективная разработка к картине «Поклонение
волхвов». Перо, бистр, серебряный штифт, белила. 1481.

Итак, центральная группа заключена в треугольник, вершина которого – точка пересечения диагоналей квадрата. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. И здесь художник столкнулся со следующей проблемой – по отношению к коленопреклоненным фигурам волхвов у края картины Мария с младенцем расположены глубже в пространстве. По законам перспективного сокращения мадонна с младенцем должна быть меньше фигур волхвов. Но это привело бы к потере значительности смыслового центра композиции, как и произошло в «Поклонении» Боттичелли. Сократить расстояние между персонажами нельзя – иначе коленопреклоненным фигурам стало бы тесно в отведенном пространстве.

Леонардо прибегнул к неожиданному решению. Чтобы сохранить монументальность центральной группы Марии с младенцем, художник написал их крупнее, чем волхвов. Тем самым он добился наиболее цельного восприятия группы первого плана и в то же время ясного прочтения каждой отдельной фигуры. Решая эту задачу, Леонардо применил результаты своих исследований бинокулярности человеческого зрения, то есть способности воспринимать изображения двумя глазами одновременно. Эти новые в то время приемы использованы столь тактично, что сцена кажется вполне естественной и пропорциональные нарушения в ней не столь заметны.

Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана.


Второй план произведения – пейзажный фон с развалинами и сражающимися всадниками. В отличие от первого он создает в сочетании с высоким горизонтом иллюзию углубленного пространства. Но точка схода перспективных линий оказывается не на центральной оси картины, а несколько сдвинутой вправо, переключая внимание зрителя на группу сражающихся всадников. Это подчеркнуто также нарочитым смещением от центральной линии в правую сторону ствола дерева, направлением лестницы из левого верхнего угла к всадникам.

Если внимательно приглядеться к картине, то нетрудно заметить, что она точно делится по горизонтали на три равные части: дальний план, группа коленопреклоненных волхвов и центральная часть с поясным изображением Марии, младенцем Христом и группой персонажей за ними. Тот же принцип прослеживается и по вертикали. Если мысленно провести линии от колонны, венчающей развалины, и вершины ближнего дерева до нижнего края картины, то получится аналогичное трехчастное деление. Этот прием дал возможность Леонардо гармонически соединить все части композиции.

Каждый фрагмент составляет одну девятую часть картины и несет смысловую нагрузку. Зачем же художнику потребовалось столь сложное построение? Казалось бы, сюжет «Поклонения волхвов» раскрыт полностью, а Леонардо акцентирует внимание на группе сражающихся всадников, не имеющих отношения к евангельской истории.

Изучение подготовительных рисунков позволяет утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее, глубинное содержание произведения. Попробуем проследить за мыслью Леонардо. Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил еще одну сцену «поклонения». Но как она отличается от центральной! Вместо спокойного, сосредоточенного созерцания персонажи второго плана в порыве экстаза буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник с отвисшим животом и звериной мордой вместо лица. Поистине страшное воплощение мирового зла!

Ближе к центру – еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника и как бы удивленно вопрошают, кто это? Другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Итак, мир разделился. Часть людей поклоняется Злу, другие – Добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные же сомневаются.

Где же выход, что предсказывает человечеству художник? Ответ дает изображение группы сражающихся всадников. Недаром Леонардо да Винчи самой композицией подчеркивает значение этой сцены. Прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага – страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над Злом – вот главная идея произведения.

Обращает внимание то, какое значение Леонардо придавал жесту. В «Трактате о живописи» он говорит: «Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое – легко, второе – трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела». Именно этим приемом, отработанным в подготовительных рисунках, он смог выразить всю гамму переживаний персонажей произведения.

«Поклонение волхвов» не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой, более углубленной трактовкой содержания. Необходимы стали композиционные построения, не перегруженные многочисленными персонажами. Слишком литературными оказались аллегорические фигуры, недостаточным представлялось и точное следование натуре при изображении человека. Леонардовский подход к содержанию требовал иного художественного выражения идеи произведения и максимально выразительной формы. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр «Мадонна в скалах».

«Поклонение волхвов» Леонардо да Винчи может служить условным рубежом, отделяющим искусство Раннего и Высокого Возрождения. Эта картина послужила высоким примером для многих художников. Уже в 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции. Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из «Поклонения волхвов».

Заказчики картины – монахи монастыря Сан Донато, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли – Филиппино Липни, который и написал новое «Поклонение». Он также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.

Возрождённый шедевр Леонардо да Винчи March 4th, 2017

Новость из мира искусства


Леонардо да Винчи. Поклонение волхвов, 1481. Доска, масло. 246 × 243 см. Уффици, Флоренция

Картина "Поклонение волхвов" Леонардо да Винчи в последние годы была объектом пристального внимания со стороны как профессионалов, так и дилетантов. Наконец шестилетние реставрационные работы завершены, и картину можно будет увидеть во флорентийской Галерее Уффици с 17 марта по 24 сентября на выставке "Волшебный космос. Возрожденное Поклонение волхвов ".
Заказанная монахами в 1481 году для алтаря монастыря Сан-Донато в Скопето, картина была начата Леонардо, однако художник прервал работу из-за переезда в Милан. Предположительно, после него завершить евангельский сюжет пытался другой мастер. Из-за этого специалисты боялись приступать к восстановлению, чтобы не исказить первоначальный замысел.

Заказчики картины, прождав несколько лет и убедившись, что работа не будет завершена, обратились к ученику Боттичелли - Филиппино Липпи, который в итоге и выполнил заказ монахов из Скопето вместо Леонардо. На выставке эта картина Липпи составит пару восстановленному шедевру. Картина получилась менее значительной, поскольку утеряла новое содержание, которое пытался вложить в сюжет Леонардо.


Поконение волхвов. Фра Филиппо Липпи, 1496, 200×219 см

Картина "Поклонение волхвов" была начата Леонардо во Флоренции, когда там правила династия Медичи, в то время возглавляемая Лоренцо Великолепным. Леонардо только вступил в Гильдию святого Луки и получил диплом мастера, но слава о нём уже прогремела.
Композиция картины необычна и почти не имеет аналогов в итальянской живописи. Пространственное решение первого плана Леонардо свел к пирамидальной форме. Две фигуры, изображенные по краям картины, органично завершают композицию первого плана. На втором плане виднеются развалины какого-то дворца (по некоторым версиям, языческого храма), всадники на конях, едва намеченные скалы вдалеке. В центре картины изображена Мария с новорожденным Иисусом, окруженная пришедшими поклониться Сыну Божию. Свободное место на переднем плане оставлено для зрителя. Молодой человек справа, предположительно, - сам художник в возрасте 29 лет. Каждый фрагмент картины несет смысловую нагрузку.

Интересно, что Леонардо акцентирует внимание и на группе сражающихся всадников в верхней части картины, не имеющих отношения к евангельской истории. Изучение подготовительных рисунков позволило специалистам утверждать, что именно через второй план художник хотел раскрыть внутреннее содержание произведения.
Слева, среди величественных развалин некой древней цивилизации он изобразил сцену "поклонения злу". Персонажи второго плана буквально бросаются под копыта коня, на котором восседает обнаженный всадник - страшное воплощение мирового зла. Ближе к центру - еще одна группа фигур. Одни указывают на всадника, другие предостерегающими жестами просят не приближаться к чудовищу. Мир как бы разделился: часть людей поклоняется злу, другие - добру, олицетворением чего в религиозной живописи была Мария с младенцем, иные сомневаются.
Среди группы сражающихся всадников прекрасный юноша на вздыбленном коне побеждает своего врага - страшного всадника в виде дракона, изображенного на подготовительном рисунке. Добро торжествует над злом - вот главная идея произведения.
Огромное значение Леонардо придавал жесту. В "Трактате о живописи" он говорит: "Хороший живописец должен писать две главные вещи: человека и представление его души. Первое - легко, второе - трудно, так как оно должно быть изображено жестами и движениями членов тела". Именно этим приёмом, отработанным в подготовительных рисунках, он выразил всю гамму переживаний персонажей картины.


Леонардо да Винчи. Перспективный набросок "Поклонения волхвов", 1481, 16.3×29 см. Тушь, Бумага. Уффицы

"Поклонение волхвов" не было закончено. Принципы флорентийского искусства XV века, на которых воспитывался Леонардо да Винчи, вошли в противоречие с новой трактовкой содержания. Пройдет всего два года, и Леонардо справится с этой задачей, создав шедевр "Мадонна в скалах".


Леонардо да Винчи. Мадонна в скалах, 1483—1486. Дерево, переведённое на холст, масло. 199 × 122 см. Лувр, Париж

"Поклонение волхвов" да Винчи послужила высоким примером для многих художников. Филиппино Липпи, который и написал новое "Поклонение", также заключил центральную группу в пирамиду, но не рискнул использовать другие леонардовские принципы. В 1487 году Доменико Гирландайо использовал пирамидальный способ построения композиции.


Доменико Гирландайо (1449-1494). Поклонение волхвов,1488. Доска. 285 x 243. Музей Оспедале дельи Инноченти. Флоренция

Рафаэль, работая над ватиканскими фресками, зарисовывал жесты персонажей из "Поклонения волхвов".


Рафаэль Санти. Станца "Добродетели и закон", 1509-1511

Вокруг "Поклонения волхвов" строилось и продолжает строиться множество конспирологических теорий. Например, итальянский исследователь творчества Леонардо - Маурицио Серачини, находит в картине скрытую сцену возрождения ордена тамплиеров. Он по собственной инициативе в течение четырех лет детально анализировал "Поклонение" при помощи инфракрасных фотографий. Колонны с капителями, украшенными лотосами, в левом верхнем углу, по его мнению, изображают руины египетских храмов, которые достраивают рабочие. Серачини усматривает в строящемся храме иллюстрацию страницы истории ордена тамплиеров, втайне восстановивших свою структуру. По его мнению, художник, чьей рукой картина записана поверх оригинальных эскизов Леонардо, намеренно скрыл этот фрагмент картины, как противоречащий церковной доктрине. Некоторые искусствоведы считают исследование Серачини заслуживающим внимания.

В Галерее Уффици также планируется открытие выставки произведений искусства, уцелевших после землетрясений прошлого года. На ней представят обломки разрушенных церквей и памятников из городов Асколи-Пичено, Фермо и Мачерата, объединив их с рисунками советского режиссера Сергея Эйзенштейна, вдохновленного искусством Ренессанса. Вся выручка от продажи билетов пойдет на восстановление объектов культурного наследия, пострадавших в результате стихийных бедствий.

Ещё несколько публикаций о Леонардо да Винчи




Top