Роль детской литературы в формировании личности ребенка. Роль детской художественной литературы в формировании личности ребенка

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В. А. Сухомлинского, "чтение книг - тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка". Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Эти задачи сформулированы в Федеральном государственном стандарте дошкольного образования:

    воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

    формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы: о жанрах, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

    воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения, улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей в процессе образовательной деятельности формируется также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь:

      определять основных героев;

      на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним;

      определять жанр;

      улавливать наиболее яркие примеры образности языка.

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович, заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров. В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В современных вариативных программах раскрываются вопросы литературного развития детей.

Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. В основе отбора - педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики. При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания.

При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме - предметную изобразительность, речевой строй и композицию.

Проблема отбора книг для чтения и рассказывания дошкольникам раскрывается в работах О. И. Соловьевой, В. М. Федяевской, Н. С. Карпинской, Л. М. Гурович и других.

Разработано несколько критериев:

    идейная направленность детской книги. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги;

    высокое художественное мастерство, литературная ценность. Критерием художественности является единство содержания произведения и его формы. Важен образцовый литературный язык;

    доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт;

    сюжетная занимательность, простота и ясность композиции;

    конкретные педагогические задачи.

Критерии отбора дают возможность определить круг детского чтения и рассказывания. В него входит несколько групп произведений.

1.Произведения русского народного творчества и творчества народов мира. Малые формы фольклора: загадки, пословицы, поговорки, песенки, потешки, пестушки, небылицы и перевертыши; сказки

2. Произведения русской и зарубежной классической литературы.

3. Произведения современной русской и зарубежной литературы.

Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями.

Круг детского чтения составляют произведения разных жанров: рассказы, повести, сказки, поэмы, лирические и шуточные стихи, загадки и др.

Ежегодно издается много новой литературы для детей, за выходом которой воспитателю необходимо следить и самостоятельно пополнять детскую библиотечку, руководствуясь рассмотренными выше критериями и творческим подходом к выбору книг.

Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие.

Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Карпинская Н. С. также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность.

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что воспитательная функция литературы осуществляется особым, присущим лишь искусству способом - силой воздействия художественного образа. Чтобы полностью реализовать воспитательные возможности литературы, необходимо знать психологические особенности восприятия и понимания этого вида искусства дошкольниками.

1. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров 3
2. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой 4
3. Принципы отбора литературных произведений 7
4. Методы ознакомления с художественной литературой 8
Провести сравнительный анализ программ развития речи детей дошкольного возраста по разделу «Ознакомление с художественной литературой» 11
Список литературы 15

1.
2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров

Общеизвестно воздействие художественной литературы на умственное и эстетическое развитие ребенка. Велика ее роль и в развитии речи дошкольника.
На важность приобщения детей к красоте родного слова, развития культуры речи указывали педагоги, психологи, лингвисты (К.Д. Ушинский, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, Л.С. Выготский, СЛ. Рубинштейн, А.В. Запорожец, А.А. Леонтьев, Ф.А. Сохин, А.М. Шахнарович, Л.И. Айдарова и др.)
Художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка .
Огромно ее воспитательное, познавательное и эстетическое значение, так как, расширяя знания ребенка об окружающем мире, она воздействует на личность малыша, развивает умение тонко чувствовать форму и ритм родного языка.
Проблема восприятия литературных произведений разных жанров детьми дошкольного возраста сложна и многоаспектна. Ребенок проходит длительный путь от наивного участия в изображаемых событиях до более сложных форм эстетического восприятия. Исследователи обратили внимание на характерные особенности понимания дошкольниками содержания и художественной формы литературных произведений. Это прежде всего конкретность мышления, небольшой жизненный опыт, непосредственное отношение к действительности. Поэтому и подчеркивается, что только на определенной ступени развития и лишь в результате целенаправленного восприятия возможно формирование эстетического восприятия, и на этой основе – развитие детского художественного творчества .
На основе анализа литературного произведения в единстве его содержания и художественной формы, а также в активном освоении средств художественной выразительности дети овладевают способностью передавать в образном слове определенное содержание .

2. Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой

Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения художественной литературы и устного народного творчества, в том числе и малые фольклорные формы (пословицы, поговорки, загадки, потешки, считалки, фразеологизмы).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он, расширяя знания об окружающей действительности, развивает умение тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Художественная система русского фольклора своеобразна. Чрезвычайно разнообразны жанровые формы произведений – былины, сказки, легенды, песни, предания, а также малые формы – частушки, потешки, загадки, пословицы, поговорки, язык которых прост, точен, выразителен.
Формирование образности речи должно проводиться в единстве с развитием других качеств связного высказывания, опирающихся на представления о композиционных особенностях сказки, рассказа, басни, стихотворения, достаточный запас образной лексики и понимание целесообразности ее использования в соответственных сочинениях.
В младшей группе ознакомление с художественной литературой осуществляется с помощью литературных произведений разных жанров. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям.


1. Роль художественной литературы в воспитании детей и развитии их речи.
Период дошкольного детства – очень важный этап в воспитании ребенка, когда закладываются основные черты его характера, начинается становление личности. Художественная литература оказывает неоценимую помощь педагогам во всестороннем воспитании и развитии речи детей. Детская книга рассматривается как средство умственного, нравственного и эстетического воспитания. Детский поэт И. Токмакова называет детскую литературу первоосновой воспитания. По словам В.А. Сухомлинского, «чтение книг – тропинка, по которой умелый, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка». Художественная литература формирует нравственные чувства и оценки, нормы нравственного поведения, воспитывает эстетическое восприятие. Произведения художественной литературы раскрывают перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. В процессе слушания ребенок переживает вместе с героями их радости и неудачи, живо откликается на все, что с ними происходит, сочувствует одним осуждает других.
Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать настроение близких и окружающих его людей. В них начинают пробуждаться гуманные чувства - способность проявить участие, доброта, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, настоящая гражданственность. «Чувство предшествует знанию; кто не почувствовал истины, тот и не понял и не узнал ее»,- писал В. Г. Белинский.
Чувства ребенка развиваются в процессе усвоения им языка тех произведений, с которыми знакомит его воспитатель. Художественное слово помогает ребенку понять красоту звучащей родной речи, оно учит его эстетическому восприятию окружающего и одновременно формирует его нравственные чувства.
Книга расширяет кругозор ребенка, вводит его в богатый мир образов, отражающих жизнь, развивает эмоционально-познавательную деятельность, активнее отношение к жизни, прививает любовь к искусству, развивает вкус. Литературное произведение дает богатую пищу для мыслительной деятельности детей. Возникающие в их представлении при слушании живые образы помогают им понять идейный смысл произведения. Слушая, ребенок ориентируется в доступных его пониманию явлениях действительности, вводит в них новые, раньше не замечаемые качества, приобретает новые знания об окружающем мире. В процессе мыслительной и эмоциональной деятельности у детей формируется способность правильно оценивать все то, о чем они узнали из рассказа, сказки или стихотворения. Так, через художественное слово осуществляется нравственное воспитание детей. В процессе слушания литературных произведений у детей развивается интерес и любовь искусству слова, способность испытывать большое удовлетворение от общения с ним. Это свидетельствует о зарождении у дошкольников начальных форм эстетического восприятия, открывает путь для плодотворного решения задач художественного воспитания. Произведения литературы способствуют развитию речи, дают образцы русского литературного языка. Е. А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словесные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой.

Н. С. Карпинская также считала, что художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах – музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках – меткость, выразительность.
Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности. Книга способствует появлению у ребенка собственных суждений о прочитанном, потребности высказываться, что развивает речь. Возникает детская художественно-речевая деятельность, связанная с восприятием литературных произведений, их исполнением, с разнообразными творческими проявлениями в этом плане: придумывание загадок, рифмованных строк, сказок, рассказов.
При ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений. Таким образом, художественная литература – важное средство всестороннего развития ребенка. Для того, чтобы со всей полнотой и эффективностью использовать богатые воспитательные возможности художественной литературы, необходимо учитывать о детьми особенности ее как искусства слова. Нужно добиваться не только понимания детьми содержания литературного произведения, но прежде всего, пробуждать их мысли и чувства. Этому способствует организация детской деятельности, связанная с восприятием художественной литературы, где дети должны, используя впечатления полученные при слушании произведения, действовать самостоятельно, проявлять инициативу, посильное для них творчество.

2. Особенности восприятия и понимания детьми литературных произведений разных жанров
Исследованием особенностей восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста занимались такие ученые как Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин Е.А. Флерина, О.И. Никифорова, Н. С. Карпинская, Л.М. Гурович и многие другие. Ученые (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.) отмечают, что дошкольный возраст – период активного становления художественного восприятия ребенка. В это время совершенствуется переход от первоначального восприятия, когда специфическое эстетическое отношение к действительности еще слито с жизненным, к ступеням эстетической деятельности. Последняя реализуется в активном мысленном сопереживании героям, в перенесении на себя действий, мыслей, чувств персонажей. Также ряд педагогов и психологов высказывают мысль о зарождении в дошкольном возрасте и более высокого вида восприятия художественной литературы, который характеризуется способностью ребенка к отчуждению от позиции героя, умением не только действовать вместе с героем, но и становиться как бы над ним, рассматривать события с точки зрения автора. О. И. Никифорова выделяет в развитии восприятия художественного произведения дошкольниками три стадии: -непосредственное восприятие, воссоздание и переживание образов (в основе – работа воображения); -понимание идейного содержания произведения (в основе лежит мышление); -влияние художественной литературы на личность читателя (через чувства и сознание). Эстетика и психология рассматривают восприятие художественного произведения как сложный творческий процесс. Искусство слова отражает действительность через художественные образы, показывает наиболее типичное, осмысливая и обобщая реальные жизненные факты. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения, раскрывая внутренний мир героев, заставляют детей волноваться, переживать, как свои, радости и горести героев . «Эстетическое восприятие действительности представляет собой сложную психическую деятельность, своеобразно сочетающую в себе как интеллектуальные, так и эмоционально-волевые мотивы» (А. В. Запорожец). Литературное произведение обращается одновременно и к чувству, и к мысли читателя, помогая ему освоить богатый духовный опыт человечества. Е. А. Флерина называла характерной чертой восприятия художественного произведения детьми единство «чувствующего» и «мыслящего». Восприятие художественной литературы рассматривается как активный волевой процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а деятельность, которая воплощается во внутреннем содействии, сопереживании героям, в воображаемом перенесении на себя событий, «мысленном действии», в результате чего возникает эффект личного присутствия, личного участия в событиях. Е. А. Флерина отмечала наивность детского восприятия: дети не любят плохого конца, герой должен быть удачлив (малыши не хотят, чтобы даже глупого мышонка съела кошка). Именно в дошкольном возрасте начинает складываться начитанность: ребенок приходит в школу с обширным и во многих отношениях уникальным литературным багажом. В дошкольном возрасте дети широко знакомятся с русским и мировым фольклоров во всем многообразии его жанров – от колыбельных песен, потешек, считалок, дразнилок, загадок, пословиц до сказок и былин, с русской и зарубежной классикой. Дошкольник не только постоянно осваивает новые, все более сложные произведения, но уже формируется как читатель: приобретает способность открывать и черпать новое, скрытое для него ранее содержание знакомых книг.
Художественное восприятие ребенка на протяжении дошкольного возраста развивается и совершенствуется. В возрастных особенностях восприятия дошкольниками литературного произведения выделяются два периода в их эстетическом развитии: от двух до пяти лет, когда малыш недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия выдвигаются ведущие задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе.
Для детей младшего дошкольного возраста характерны следующие особенности восприятия: зависимость понимания текста от личного опыта ребенка; установление легко осознаваемых связей, когда события следуют друг за другом; в центре внимания главный персонаж, дети чаще всего не понимают его переживаний и мотивов поступков; эмоциональное отношение к героям ярко окрашено; наблюдается тяга к ритмически организованному складу речи. Пробуждающийся интерес детей к тому, что им читают, активизирует их восприятие. Дети младшего возраста любят слушать и читать стихи, предпочитая их прозе. При этом они тяготеют к динамичным ритмам, плясовой, радостной мелодике. Детям нравятся произведения детского фольклора, поэтическая природа которого, гармонично сочетающая в себе слова, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребенка. Дети младшего дошкольного возраста способны при слушании осмысливать содержание художественного произведения в пределах, доступных их возрасту. То, что ребенком понято, пережито и в известной мере осмыслено оставляет глубокий след в их сознании.
В среднем дошкольном возрасте происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением жизненного и литературного опыта ребенка. На основе того, что дошкольники приобрели на предшествующей возрастной ступни, у них вырабатывается способность глубже вникать в содержание произведения, осознавать в известной мере возникающие у них чувства и, руководствуясь ими, определять свое отношение к героям, событиям. В силу развития этой способности углубляется восприятие детей. Дошкольники начинают разграничивать в литературных произведениях реальное и фантастическое, и возникает возможность формировать первые представления о некоторых особенностях жанра (сказка, рассказ). Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей, при этом опираясь на свои представления и обогатившийся личный опыт. Отношение детей к литературным фактам имеет действенное, жизненное значение. Ребенок является активным соучастником изображаемых событий, он переживает их вместе с героями. На пятом году появляется реакция на слово, интерес к нему, стремление неоднократно воспроизводить его, обыгрывать, осмысливать.
По словам К. И. Чуковского, начинается новая стадия литературного развития ребенка, возникает пристальный интерес к содержанию произведения, к постижению его внутреннего смысла. Восприятие художественной формы становится более дифференцированным сравнительно с младшим возрастом. Возросшая устойчивость внимания способствует тому, что дети в состоянии уже не просто слушать, но и вслушиваться в звучание художественной речи, отличать присущие ей особенности. Их уже можно учить различать на слух поэзию и прозу; нужно привлекать к некоторым приемам, характеризующий образный литературный язык (меткие эпитеты, сравнения) Так у детей постепенно воспитывается чуткость к поэтической речи, формируется чувство языка, культура слушания, необходимая для развития эстетического восприятия.
В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы поступков, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Эмоциональное отношение к героям возникает на основе осмысления ребенком всей коллизии произведения и учета всех характеристик героя. У детей формируется умение воспринимать текст в единстве содержания и формы. Усложняется понимание литературного героя, осознаются некоторые особенности формы произведения (устойчивые обороты в сказке, ритм, рифма). Художественное произведение привлекает ребенка не только своей яркой образной формой, но и смысловым содержанием. Старшие дошкольники, воспринимая произведение, могут дать сознательную, мотивированную оценку персонажам, используя в своих суждениях сложившиеся у них под влиянием воспитания критерии поведения человека в нашем социалистическом обществе. Прямое сопереживание героям, умение следить за развитием сюжета, сопоставление событий, описанных в произведении, с теми, что ему приходилось наблюдать в жизни, помогают ребенку сравнительно быстро и правильно понимать реалистические рассказы, сказки, а к концу дошкольного возраста - перевертыши, небылицы .
В исследованиях отмечается, что у ребенка 4 – 5 лет начинает в полной мере функционировать механизм формирования целостного образа смыслового содержания воспринятого текста. В возрасте 6 – 7 лет механизм понимания содержательной стороны связного текста, отличающегося наглядностью, уже вполне сформирован.
Умение воспринимать литературное произведение, осознавать наряду с содержанием и особенности художественной выразительности не возникает спонтанно, оно формируется постепенно на протяжении всего дошкольного возраста.

3.Принципы отбора произведений для чтения рассказывания детям
Для решения задач всестороннего воспитания средствами художественной литературы, формирования личности ребенка, его художественного развития существенную роль играет правильный отбор произведений литературы как для чтения и рассказывания, так и для исполнительской деятельности. Значимость продуманного отбора книг для детского чтения и рассказывания определяется тем, что он неизбежно влияет на литературное развитие ребенка, на формирование его литературного опыта на важном этапе – этапе дошкольного детства, на воспитании отношения к книге: интереса любви или равнодушия. Интерес к книге, возникший а ранние годы, поможет ребенку в дальнейшем, когда он будет осваивать технику самостоятельного чтения. Ребенок стремиться подражать героям книг, которые ему симпатичны, и сюжеты этих книг становятся сюжетами детских игр. Проживая в игре жизнь героев, дети приобретают духовный и нравственный опыт. Правильный выбор книг для детского чтения и рассказывания оказывает благотворное влияние на нравственное становление личности ребенка, на формирование его духовных ценностей. Книга совершенствует содержание речи ребенка, обогащает и шлифует его форму, в результате многократного повторения яркого, живого слова, игре со словом. В настоящее время детская литература богата по составу м содержанию. Для детей издаются произведения устного народного творчества русского народа и народов зарубежных стран, произведения русской и зарубежной классики, детские книги современных отечественных и иностранных авторов. Охватить все издания невозможно и здесь важную роль играют критерии отбора произведений для детского чтения и рассказывания, в основе которого лежат педагогические принципы, разработанные на основе общих положений эстетики.
При отборе книг надо учитывать, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетически е и нравственные функции, т.е. оно должно быть средством умственного, нравственного и эстетического воспитания. Критерии отбора книг для детей можно условно разделить на две группы: критерии художественности, дающие возможность оценивать достоинства книг и вводить в круг детского чтения произведения различных видов, жанров, тематики, и педагогические критерии, позволяющие устанавливать соответствие между конкретными литературными произведениями и возрастными возможностями детей и отбирать книги таким образом, чтобы они способствовали развитию ребенка.
При выборе книг учитывается также единство содержания и формы. Литературоведение выделяет в содержании тематику, проблематику и идейно-эмоциональную оценку. В литературно-художественной форме – предметную изобразительность (персонажи, события, поступки, диалоги, монологи, портретные и психологические характеристики героев), речевой строй и композицию.
В связи с этим выделяется несколько критериев отбора книг для детей:
1. И дейная направленность детской книги. Книга призвана в конкретных образах раскрывать идеалы добра, справедливости, честности, мужества, сострадания; формировать правильное отношение к людям, к самому себе, к своим правам и обязанностям, поступкам, труду, природе. Идейность обусловливает соответствие задачам нравственного воспитания, воспитания любви к Родине, к людям, к природе. Моральный облик героя также определяет идейность книги. 2. Высокое художественное мастерство, литературная ценность. Мерилом художественности является органичное слияние заключенных в произведении идей с такой формой их выражения, которая воплощает эти идеи наилучшим образом. Носителями идей в произведении всегда выступают герои. От того, как ребенок отнесется к герою, его чувствам, переживаниям и поступкам, зависит, воспримет ли он идеи, заложенные в литературном произведении.
3. Доступность литературного произведения, соответствие возрастным и психологическим особенностям детей. Доступным является такое произведение, которое вызывает у читателя ребенка активную работу мысли, чувств, воображения, что ведет к решению литературной задачи – проникновению в замысел писателя. Произведение доступно детям тогда, когда автор учитывает их жизненный опыт и одновременно ставит новые задачи, требующие от ребенка душевных усилий и тем самым поднимающие его на новые ступени развития. 4. Сюжетная занимательность, простота и ясность композиции. Ребенку интересно произведение с развитым действием, которое дает возможность осмысливать поступки и чувства персонажей и в то же время имеет логически ясную композицию. Критерии отбора помогают определить круг детского чтения, внести в него лучшие произведения лучшие произведения русской детской литературы, определить, что читать детям с учетом их возраста.
4. Задачи и содержание работы детского сада по ознакомлению детей с художественной литературой
Существенное значение имеет определение задач литературного образования в детском саду. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, – это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с художественной литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы конкретной возрастной группы и представлены в «Программе воспитания и обучения детей в детском саду». Исходя из особенностей восприятия и понимания произведений литературы детьми младшего дошкольного возраста выделяются следующие ведущие задачи ознакомления детей с книгой на этом возрастном этапе: - формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно слушать литературные произведения; - обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания книг; - учитывать при отборе книг для детей тяготение ребенка к фольклорным и поэтическим произведениям; - помогать детям устанавливать простейшие (последовательные) связи в произведении; - помогать выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их; - поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги; - помогать детям мысленно представить, увить события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей), учить рассматривать иллюстрации. В средней группе в перед воспитателем стоят следующие задачи: - учить внимательно слушать и слышать литературные произведения; - помогать соотносить личный опыт с фактами, описанными в литературном произведении; - помогать устанавливать простые связи между событиями, видеть поступки персонажей и правильно их оценивать; - развивать воссоздающее воображение, умение мысленно представлять себе события и героев произведения; - поддерживать внимание и интерес детей к слову в литературном произведении;
- поддерживать сопереживание детей героям произведения, личностное отношение к прочитанному. В старшем дошкольном возрасте возросшие возможности детей позволяют решать новые, более сложные задачи по формированию эстетического восприятия и понимания произведений художественной литературы: - закреплять и развивать устойчивый интерес к книге, воспитывать интерес к художественному слову; - расширять наряду с непосредственным жизненным опытом детей их литературный опыт. Знакомить с жанровыми особенностями некоторых видов литературных произведении (рассказ, сказка, басня, загадка, пословица, потешка); - формировать воссоздающее воображение; - учить устанавливать многообразные связи в произведении, проникать в авторский замысел; - помогать ребенку не только осмысливать поступки персонажей, но их мысли, чувства; воспитывать умение видеть скрытые мотивы поступков; - помогать ребенку осознавать его собственное эмоциональное отношение к героям произведений; - обращать внимание детей на язык литературного произведения, авторские приемы изображения. В течение всего дошкольного периода происходит активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, т.е. ребенок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство предполагает тщательно подходить к отбору книг, которые должны входить в круг детского чтения и рассказывания. С учетом специфики детской литературы определен круг детского чтения и рассказывания. В него входят несколько групп произведений:
- произведения русского народного творчества и творчества народов мира, малые фольклорные формы;
- произведения русской и зарубежной классической литературы;
- произведения современной русской и зарубежной литературы.

Литературой, приобщающей ребёнка к духовной жизни своего народа, прежде всего являются произведения устного народного творчества во всём его жанровом многообразии: потешки, пестушки, загадки, считалки, перевертыши, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки и др. произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка, приспособлены к детским потребностям. Эти произведения наилучшим образом соответствуют потребностям младшего дошкольника, так как сочетают в себе слово, ритмику, интонацию, мелодию и движения. В жанрах детского фольклора в простых, незатейливых, коротких стихотворениях ребенку рассказывается и о правилах личной гигиены (Например, «Водичка, водичка, умой мое личико»), и о правилах жизни среди людей, и о том высоком, что должно быть в человеке, что делает его человеком нравственным. Ребенок только начинает делать первые шаги, но ему уже говорят о том, что ждет его в будущей взрослой жизни. С помощью фольклора не только передаются представления о жизни, о нравственности, но решаются задачи развития ребенка. Фольклор оказывает психофизиологическое воздействие на детей: вызывает радостные эмоции, помогает координировать движения, развивать речь, учит преодолевать страх. Детский фольклор способствует эстетическому развитию малышей. В младшем дошкольном возрасте хорошо читать пестушки, потешки – короткие стихотворные приговоры, которые сопровождают движения ребенка, способствуют его физическому развитию, помогают малышу легче переносить не всегда приятное для него купание, одевание, создают ту ситуацию, в которой происходит психическое, культурное развитие ребенка, активизируют межличностное общение. Исполняя пестушки, потешки, детские песенки, взрослый сопровождает их движениями рук, стимулируя, тем самым, его активность, вызывая эмоциональные реакции. Детям с 4-х лет становятся понятны небылицы-перевертыши. Этот особый вид прибауток необходим детям для тренировки интеллекта. Дошкольникам 3-го и 4-го года жизни необходимо слушать сказки, рассказы, короткие стихотворения, произведения русских и советских писателей. Детям этого возраста сказки необходимо не читать, а рассказывать и даже разыгрывать их, передавая действие в лицах, в движении. К таким сказкам относятся кумулятивные («Колобок», «Репка», «Теремок» и другие); народные (о животных, волшебные «Пузырь, соломинка и лапоть», «Гуси-лебеди», любые докучные сказки). Следует отметить, что для развития мышления детей наиболее эффективны народные сказки в классических обработках (как русские, так и народов мира). Народную сказку можно рассматривать как многомерную модель, включающую анализ разных жизненных ситуаций. Носителем духовной культуры народа является также классическая литература. Чтение ребёнку произведений А. С. Пушкина, Н. А. Некрасова, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова, В.А. Жуковского, Н. А. Некрасова, А. Н. Плещеева и других русских писателей - обязательное условие для его духовного становления. В круг детского чтения входят также фольклор и авторские произведения для детей народов мира. Они несут в себе большой потенциал национальных, народных культур, делают ребёнка обладателем общечеловеческих духовных ценностей. Таким образом, в своём литературном развитии ребёнок должен идти от литературы своего народа к классике детской мировой литературы. темам и жанрам. Ребёнку нужно открыть богатство жанров литературы. Это позволит, с одной стороны, формировать у дошкольника широту читательских интересов, а с другой - избирательность, индивидуальность литературных пристрастий. Современная детская литература представляет детям поэзию и прозу, произведения устного народного творчества и авторские книги; загадки и сказки, рассказы и повести, стихотворения, песни, потешки. Она удовлетворяет разнообразные интересы и потребности ребенка: потребность в фантастическом и героическом, приключенческом и романтическом, познавательно и юмористическом. Так как пристрастие к поэзии – отличительная особенность дошкольника как читателя, детей следует знакомить с творчеством К.И. Чуковского, С.Я. Маршака, А.Л. Барто. Яркостью образов, необычностью, загадочностью, занимательными событиями привлекает дошкольников жанр сказки наших отечественных и зарубежных писатетей: А.М. Горького, А.Н. Толстого, Ю.К. Олешу, Э.Н.Успенского, Б.В. Заходера, И.П. Токмаковой, Д.Родари, А. Линдгрен, Т. Янссон. Неизменным расположением детей пользуются юмористические произведения Н.Н. Носова, В.Г. Сутеева, В.Ю. Драгунского, отвечающие потребностям ребенка в радости, душевном оптимизме, уверенности в том, что мир вокруг нег гармоничен. Данные произведения открывают детям смешное в жизни, воспитывают ценные качества – умение шутить и смеяться, с чувством юмора принимать жизнь со всеми ее хорошими и плохими сторонами. Вопросами детского чтения занимались такие известные литераторы и педагоги, как В.Г. Белинский, К.Д. Ушинский, В.А. Сухомлинский, подчеркивающие мысль, что круг детского чтения должен включать в себя произведения, составляющие его основу – «книжное ядро» (В.А. Сухомлинский), т.е. произведения наиболее ценные в идейном и художественном отношении фольклора и классической литературы, доступные для детей. Книжное ядро характеризуется наибольшей стабильностью. Его книги постоянно входят в постоянную программу детского чтения. Это лучшие произведения фольклора, стихи и сказки А.С. Пушкина, П.П. Ершова, рассказы из «Азбуки» Л.Н. Толстого, рассказы и сказки К.Д. Ушинского, стихи для маленьких В.А. Жуковского, А.Н Плещеева, Н.А. Некрасова, В.В. Маяковского, А.А. Блока, К.И. Чуковского, С.я, Маршака, С.В. Михалкова, А.Л. Барто. В золотую библиотеку для дошкольника вошла проза наших отечественных писателей: «Воробьишко» А.М. Г орького, «Чук и Гек», «Голубая чашка» А.П. Гайдара, «Обвал», « На льдине», «Что я видел» Б.С. Житкова, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, «Лисичкин хлеб», «Золотой луг» М.М. Пришвина, «Волчишко», «Медвежата» Е.И. Чарушина, «Как муравьишка домой спешил», «Лесные домишки» В.В. Бианки. Традиционно включают в детское чтение произведения зарубежной классики сказки Ш. Перро, братьев Гримм, Х.К.Андерсена. Круг чтения дошкольника, однако, не ограничивается основным списком. Он значительно шире и включает в себя огромное книжное богатство. Это как бы второй круг детского чтения. Переход к нему требует подготовленности, которая формируется в результате знакомства с основным минимумом - ядром детского чтения. Второй круг детского чтения рассчитан на пополнение литературного кругозора детей, повышение их начитанности. Он направлен также на удовлетворение возникших литературных интересов к произведениям определённого жанра или определённой тематики. Библиотека современного ребёнка уже не мыслится без стихов Л. Квитко, Е. Благининой, Д. Хармса, П. Воронько, З. Александровой, Я. Коласа, Н. Забилы, стихов и сказок Д. Родари, рассказов и сказок Н. Носова, рассказов В. Драгунского, сказок А. Волкова, произведений Л. Пантелеева, Ю. Тувима, А. Линдгрен, А. Милна и др. В нашей отечественной детской литературе широко представлено поколение талантливых писателей: Р. Погодин, В. Берестов, Б. Заходер, С. Баруздин, Э. Шим, С. Капутикян, и, Токмакова, В. Витка, Э. Успенский, К. Тангрыкулиев, С. Вангели, И. Зиедонис, Ю. Дмитриева, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков, С. Сахарнов и других, без которых уже невозможно представить себе библиотеку современного ребёнка. Роль чтения в развитии ребенка дошкольного возраста очень велика. Чтение, рассказывание и пересказывание художественной литературы ребенку-дошкольнику оказывает огромное влияние на интеллектуальное, умственное, творческое, психологическое и психофизиологическое развитие. Чтение развивает художественно-речевые навыки, формирует нравственную и культурную сторону ребенка, передает представления о жизни, труде, об отношении к природе, развивая, тем самым, социальный опыт и трудовую деятельность дошкольника. Все эти приоритеты, заложенные в дошкольном возрасте, гармонично развивают ребенка как полноценную личность.

Произведения для чтения и рассказывания для детей старшей группы.
Круг детского чтения старшего дошкольника богат по составу и содержанию. Сюда входят, прежде всего, произведения мирового фольклора, классическая русская и зарубежная детская литература. Кроме того, в круг чтения дошкольников входят произведения современных писателей всего мира. Читательские интересы старших дошкольников довольно разнообразны. Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения разных жанров на нравственную тему, о природе и животных, своих сверстниках. Появляется интерес к приключенческой и научно-познавательной литературе. 1. Русская народная сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» В этой сказке обретает конкретное проявление вечная тема столкновения добра и зла: добрая. Любящая брата Аленушка противопоставляется жестокой злой ведьме, принявшей ее облик. Утверждается сила добра и любви; наряду с этой идеей звучит мысль о том, что непослушание, нарушение запретов приводит к бедам и несчастьям.
Данное произведение я выбрала, так как сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» помогает дошкольникам усваивать нравственные нормы и критерии, развивает у детей фантазию, воображение. Стилистика сказки отличается богатством и разнообразием форм народной речи.
2. Л.Н. Толстой «Филипок». Сюжет прост: Крестьянский мальчик очень хотел учиться. Мать считала, что ему еще рано ходить в школу, но Филипок – человек дела. Захотел – пошел стал учиться. Сюжет развивается внутренне, его движут столкновения, противоречия, развитие характера героя. Говорит Филипок мало, он действует: хотел идти, своей шапки не нашел, нашел отцовскую и все-таки пошел. Когда собаки из соседней деревни, которые не знали Филипка, стали лаять на него, мальчик испугался и бросился бежать. Взрослые в деревне не относятся равнодушно к детям: мужик, шедший мимо, отогнал собак, а баба с ведрами упрекнула за то, что все учатся а он лодырничает. В школе Филипок встал у двери в класс, боясь учителя: мальчик и раб бы ответить на вопрос, да у его не слушается язык. Когда же учитель погладил Фиилипка по голове, тот перестал бояться и сложил по буквам свое имя.
Рассказ «Филипок» Л.Н. Толстого я выбрала для чтения и рассказывания детям старшей группы, так как в данном произведении поступки Филипка понятны дошкольникам, переживания за героя вызывают у них эмоциональный отклик. Произведение учит детей проявлять настойчивость в достижении желаемого, целеустремленности.
3. Рассказ В. Осеевой «Почему?». Главный герой разбил чашку, дорогую, как память об умершем отце, и солгал маме, что это сделала собака. Мальчик страдает от раскаяния за горе, которое причинил маме, за предательство друга, за ложь в которой трудно признаться в создавшихся обстоятельствах. Рассказ заканчивается тремя вопросами, тремя «почему», которые герои рассказа задают сами по себе и которые также адресованы читателю. Это вопросы – Почему мальчик не сказал правду сразу, а разбудил маму ночью? Почему маму не бранила мальчика и даже обрадовалась, что чашку разбил он, а не собака Бум? Почему Бума выгнали на дождь во двор, а позже впустили и обласкали?
Рассказ «Почему?» А. Осеевой я выбрала для чтения и рассказывания в старшей группе, так как данное произведение учит детей решать жизненно важные нравственные проблемы, воспитывает в детях чуткость к дущевному состоянию близких.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алексеева М.М., Яшина Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М., 2000.
2. А. М. Бородич, "Методика развития речи детей". – М., 1981 г.
3. Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребенок и книга. – М., 2002г.
4. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения.// Избранные психологические труды в 2 т. – М., 1986г.
5. Конина М.М. Художественная литература как средство нравственного воспитания. // Вопрросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г.
6. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей. – М., 1972г.
7. Панкратова Л.Я. Содержание и методы обучения художественно-речевой деятельности детей 4 – 7 лет. // Эстетическое воспитание в детском саду. – М., 1985г.
8. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. – М., 2008г.
9.Соловьева О.И. О принципах отбора художественных книг для круга чтения в детском саду. // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – М., 1960г.
10.Стрелкова Л.П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка. – М., 2000г.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 1 САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ИМ. Н.А.НЕКРАСОВА

ДОМАШНЯЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ РЕЧИ на тему: «МЕТОДИКА РАБОТЫ С ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРОЙ»

Выполнила студентка 5 курса 5-Б группы Каримова Динара

2010-2011

и т.д.................

Собственный инновационный педагогический опыт

Инновационный педагогический опыт:

«Роль художественной литературы

в развитии речи детей».

воспитателя МБДОУ «Коммунарский детский сад «Солнышко»

Новиковой Светланы Михайловны

Прекрасна речь, когда она как ручеек,
Бежит среди камней - чиста, нетороплива,
И ты готов внимать ее поток, и восклицать:
«О, как же ты красива!».

Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики.

Результаты исследования психологов, лингвистов предпосылки для комплексного подхода к решению задач речевого развития детей (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Пешковский).

Подход к данной проблеме основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников, сформулированных в трудах Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, А.А.Леонтьева, Ф.А. Сохина.В. общем виде их взгляды на природу языковых способностей и развитие речевой деятельности можно представить следующим образом:

Речь ребенка развивается в результате генерализации языковых явлений, восприятия речи взрослых и собственной речевой активности;

Язык и речь рассматриваются как ядро, находящееся в центре различных линий психического развития - мышления, воображения, памяти, эмоций;

Ведущее направление, а в обучении родному языку - формирование языковых обобщений, элементарного сознания явлений языка и речи;

Ориентировка ребенка в языковых явлениях создает условия для самостоятельного наблюдения за языком, для саморазвития речи.

Обучение языку и развитие речи рассматриваются не только в лингвистической сфере (как овладение ребенком языковыми навыками - фонетическими, грамматическими, лексическими), но и в сфере общения детей друг с другом и со взрослыми (как овладение коммуникативными умениями) отсюда важным становится формирование не только культуры, но и культуры общения.

Данное направление представлено в Федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования в образовательной области «речевое развитие.

Художественная книга дает прекрасные образцы литературного языка. В рассказах дети познают лаконизм и точность языка; в стихах - музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; в сказках - меткость, выразительность. Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой.

Актуальность и перспективность опыта

Речевое развитие занимает одно из центральных мест в дошкольном учреждении, это объясняется важностью периода дошкольного детства в речевом становлении ребёнка и его формировании. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отчётливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливается словарный запас.

Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности при ознакомлении с книгой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции. Владение языковыми и изобразительно-выразительными средствами служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Способствуя развитию речи наших воспитанников посредствам художественной литературы, мы решаем следующие задачи:

Развивать артикуляционный и голосовой аппараты, речевое дыхание, слуховое восприятие, речевой слух.

Формировать, уточнять и активизировать словарный запас, позволяющий дошкольникам характеризовать многообразие окружающего мира.

Побуждать пользоваться в речи прилагательными, глаголами, наречиями, предлогами.

Кристаллизировать речь детей, предупреждая многочисленные лексические ошибки, неправильное согласование слов в предложении, обогащать речь детей за счет освоения новых грамматических форм.

Продолжать совершенствовать диалогическую и монологическую речь: активно участвовать в беседе, отвечать и задавать вопросы.

Упражнять в составлении рассказов по картине, по иллюстрациям, в процессе описания игрушек.

Ведущая педагогическая идея опыта, условия возникновения, становления опыта

Основная задача речевого развития дошкольного возраста - это овладение нормами и правилами родного языка, определяемыми для каждого возрастного этапа, и развитие их коммуникативных способностей.

В исследованиях направления (Ф.А.Сохин, А.И.Максаков, Е.М.Струнина), установлено, что наибольшая активность в овладении языком достигается при условии, если дети вовлекаются в активную речевую работу.

Я обратила внимание на то, что дети в дошкольном возрасте испытывают большой интерес и потребность в развитии речи. А, следовательно, это надо поддерживать, укреплять и развивать.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в привитии любви к чтению (восприятию) художественных тестов; формировании у детей В дошкольный период происходит становление речи и ее формирование. В эти годы ребенок усваивает звуки родного языка, учится отчетливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. С развитием речи у дошкольников усиливается потребность в общении. Постепенно уточняются правила общения, дети осваивают новые формулы речевого этикета. Но в некоторых ситуациях дети отказываются использовать общепринятые речевые формы. Причин для этого может быть несколько. Самая главная - это недостаток общения, чтения и слушания художественной литературы и, как следствие, бедный словарь дошкольника. Важнейший путь решения данной проблемы - обучение речевому этикету детей, в особенности старшего дошкольного возраста посредством чтения художественной литературы, так как именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

К сожалению, в наше время наблюдается "дефицит" уважительного отношения к собеседнику или просто к постороннему человеку: необязательно здороваться с соседом, можно не благодарить за оказанную услугу, перебивать. Поэтому я считаю, что эта тема достаточно актуальна на данный момент.

Теоретическая база опыта

Свою работу по данной теме я начала с изучения методической литературы.

Вопросами развития речи дошкольников занимались такие отечественные педагоги как К. Д. Ушинский, А. П. Усова, Е. И. Тихеева, Е. Н. Водовозова, О. С. Ушакова. В основу современных методик легли исследования отечественных ученых Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожца, Н. С. Рождественского, Ю. К. Бабанского, Л. П. Федоренко и других. У истоков саморазвития, педагогики детского творчества, словотворчества стояли удивительные ученые, детские психологи и педагоги: А. В. Запорожец, Н. А. Ветлугина, Ф. А. Сохин, Е. А. Флёрина, М. М. Конина. Игры и упражнения по развитию речи дошкольников разработаны О. С. Ушаковой и Е. М. Струниной, а также научными сотрудниками, преподавателями педагогических университетов, проводившими свои исследования под руководством Ф. А. Сохина и О. С. Ушаковой (Л. Г. Шадрина, А. А. Смага, А. И. Лаврентьева, Г. И. Николайчук, Л. А. Колунова). Авторы провели экспериментальные исследования в московских дошкольных учреждениях и выявили, что дети испытывают трудности в общении со сверстниками.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения

Дети с выразительной речью и четкой дикцией чаще других выступают на утренниках: читают стихи, участвуют в разыгрывании мини- сценок. Остальные же дети остаются лишь пассивными наблюдателями и слушателями. Таких детей в группе -меньше.

Для достижения цели выделила следующие задачи:

. Сформировать интерес к художественной литературе.

. Расширять и активизировать словарный запас детей.

. Знакомить с основными жанровыми особенностями сказок, рассказов, стихотворений.

. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений, в драматизациях.

. Обращать внимание детей на изобразительно-выразительные средства; помогать почувствовать красоту и выразительность языка произведения, прививать чуткость к поэтическому слову.

. Развивать творческие способности у детей.

Выстраивая систему работы по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

. работа с социумом (городская детская библиотека, городской музей, муниципальный театр, и др.) .

Из книги ребенок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности.

При ознакомлении с художественной литературой отчетливо выступает связь речевого и эстетического развития, язык усваивается в его эстетической функции.

Е.А. Флерина отмечала, что литературное произведение дает готовые языковые формы, словестные характеристики образа, определения, которыми оперирует ребенок. Средствами художественного слова еще до школы, до усвоения грамматических правил маленький ребенок практически осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Дети дошкольного возраста - слушатели, а не читатели, художественное произведение доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.

При отборе книг я учитывала, что литературное произведение должно нести познавательные, эстетические и нравственные функции. Требования современной жизни, педагогической науки заставляют постоянно пересматривать круг детского чтения, дополняя его новыми произведениями. Особое внимание уделяю развитию образной речи детей в процессе ознакомления с различными жанрами литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня) и малыми фольклорными формами.

Существуют определенные методы ознакомления с художественной литературой:

Чтение воспитателя по книге или наизусть, т.е. дословная передача текста.

2. Рассказывание воспитателя, т.е. свободная передача текста.

3. Инсценирование. Этот метод можно рассматривать как средство вторичного ознакомления с художественными произведениями.

4. Заучивание наизусть.

Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала включает в себя:

Чтение рассказывание с игрушками (повторение рассказывание сказки «Колобок» сопровождается показом игрушек и действия с ними);

Настольный театр;

Кукольный и теневой, фланелеграф;

Диафильм, диапозитивы, телепередачи.

Художественная литература является важным источником и средством развития всех сторон речи детей. Разнообразные жанры литературы и фольклорных произведений закладывают основу для формирования любви к родному языку, его точности и выразительности, меткости и образности. Развитие образной речи ребенка осуществляется в единстве с развитием сторон речи: фонематической, лексической, грамматической. Речь становится образной и живой, если у ребенка воспитывается интерес к языковому богатству, развивается умение использовать в своей речи самые разнообразные выразительные средства. Очень важно обращать внимание ребенка на образный язык сказок, рассказов, поэзии, произведений устного народного творчества, в том числе и малых фольклорных форм: пословиц, загадок, потешек, песенок, считалок, фразеологизмов.

Развитие всех сторон речи оказывает большое влияние на развитие самостоятельного словесного творчества, которое может проявиться у ребенка в самых разнообразных жанрах - сочинение сказок, рассказов, стихов, потешек, загадок.

Постоянно использую эти фольклорные произведения при одевании, кормлении, умывании, укладывании спать, в игровой деятельности и в процессе общения с природой. Народные потешки, прибаутки, заклички предоставляют прекрасный речевой материал, который использую на занятиях по развитию речи и в совместной деятельности с детьми. Потешки построены на множестве повторов, повторяются отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Дети запоминают четверостишие и активно их используют в повседневной жизни

В работе с детьми большое внимание уделяю загадкам, они являются важным приемом во всех видах занятий. Загадка - игра в узнавание, отгадывание, разоблачение того, что спрятано и скрыто - любима и интересна ребенку. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи детей. В загадках используются различные средства выразительности (эпитеты, сравнения, определения), что способствует формированию образной речи ребенка. Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичное значение слов, формируют представления о переносном значении слова.

Ребенку нравятся веселые и смешные стихи, словесные игры они помогают детям овладеть родным языком в совершенстве. Речь ребенка обогащается запомнившимися ему словами и выражениями, развивается фонематический слух, обостряется внимание к грамматической лексической норме. В этом нам помогают перевертыши, путаницы, небылицы.

Небылицы - это здоровая пища для детской души, ненасытная потребность ребенка в смехе, веселье и радости. Ребенок смеется, потому что знает, как правильно говорить. Смешные, неправильные слова в стихах не запутывают ребенка, а служат, по выражению К. И. Чуковского экзаменом умственных сил. Ребенок учится понимать себя и проверять свои мысли. Путаницы учат творчеству, будят мысль и фантазию.

Важное место в моей работе отвожу обучению детей пониманию образного содержания и обобщенного значения пословиц и поговорок. К.Д. Ушинский назвал пословицы и поговорки прекрасным средством развития образной речи. Пословицы, поговорки - это народная мудрость, свод правил жизни. Они поэтичны, мысль выражена в них лаконично, остро, цельно. Кроме прямого смысла народные изречения обладают еще и переносным.

Самым любимым у детей жанром в художественной литературе является сказка.

Формы работы : чтение, обсуждение, разучивание.

В дополнение к ним использую такие формы организации и проведения занятий, как: беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, экскурсии в библиотеку, выставки рисунков, конкурсы, развлечения, театрализованные игры.

Методы, используемые в работе: наглядный, словесный, практический.

Такие приёмы позволяют вспомнить хорошие книги, будят мысль, развивают творческое воображение детей.

Методы работы со сказкой включают в себя 3 основных направления:

1.Ознако мление детей со сказкой, с ее жанровыми особенностями, языковыми и выразительными средствами.
2.Освоение специальных средств литературно-речевой деятельности.
3. Развитие с помощью сказки воображения, фантазии, словотворчества и создание собственных сказок.

Детей 4-5 лет знакомим с композиционными особенностями сказки, отличив ее от рассказа, стихотворения; с образными словами и выражениями в сказке. Использую наиболее интересные приемы в работе при знакомстве со сказкой:

сюрпризные моменты (приход гостей-игрушек, сказочных героев);
загадки о главных героях;
рассматривание иллюстраций в сказке;
рассматривание тематической выставки;
показываю обложки книг, читаю детям названия сказки;
разбираем пословицы и связь ее с идеей сказки;
предлагаю детям назвать любимые сказки или вспомнить сказки, где героем является один и тот же образ.
Ничто так не развивает речь, как театральная деятельность детей, Она влияет на степень усвоения языка, выразительность детской речи. В своей практике стараюсь широко использовать: показ кукольных и театральных представлений для детей, проводить литературные досуги и вечера встреч со сказкой. Богатый материал для художественно-речевой деятельности дает художественная литература.

Таким образом, знакомя детей с художественной литературой, мы развиваем культуру речи детей. Главным ее результатом считаю умение говорить грамматически правильно, точно и выразительно.

Выстраивая работу по развитию речи дошкольников, определила основные направления деятельности:

. создание речевой развивающей среды;

. работа с детьми; работа с родителями;

. Создание предметно-развивающей среды.

В группе создала предметно-развивающую среду в виде книжного уголка, куда вошли альбомы с изображением отечественных и зарубежных писателей, в театральном уголке обновились разные виды театров, для драматизации и совершенствования речевых, исполнительских навыков у детей. Подобрала и систематизировала дидактические игры, обогащающие и активизирующие словарный запас: “Путешествие», «Рифмовочка”, “Кто и где спрятался”, совершенствующие звуковую культуру речи (“Звуковое домино”, “Найди звук”, “Кто так кричит? “, “Слушаем звуки улицы”, развивающие связную речь, память, мышление, воображение у дошкольников (“Представь себе”, “Скажи какой:”, “Шиворот - навыворот”, “Говорим о многозначных словах”, “Волшебник», “Цирк”, “Животные и их детеныши”, “Поэты” и др.) .

Создала копилку выразительных средств языка “Ларец мудрости” (загадки, пословицы, поговорки, крылатые выражения, скороговорки).

Оформила наглядно-дидактические пособия “Рассказы по картинкам”, “Портреты детских писателей”, “Многозначные слова”, Глаголы и др.

Оформила папку с иллюстрациями к сказкам.

. Работа с детьми.

Для работы с детьми по данному направлению разработала перспективный план по познавательному развитию с использованием художественной литературы. С детьми ежедневно читаем книги не только по программе, но и книжные новинки, книги современных авторов, познавательную литературу. При подборе книг учитываю интересы детей, комплексно-тематическое планирование.

В группе у нас работает «Книжкина больница», в которой дети «лечат» книги.

. Работа с родителями.

Прежде чем организовать работу с родителями я провела анкетирование, которое показало, что 43% родителей не так часто читают детям книги, несмотря на то, что дети слушают с удовольствием. Читают родители в основном сказки (50%), стихи (36%), классическую детскую литературу (7%), энциклопедии (7%), а после прочитанного не обсуждают с детьми содержание. Поэтому я сделала вывод, что родителей необходимо:

Познакомить со значением художественной литературы в развитии дошкольника;

Научить правильно подбирать художественную литературу;

Я подготовила и провела с родителями консультации:

1. Роль книги в развитии ребёнка.

2. Книжка в вашем доме.

3. Как превратить чтение в удовольствие.

4. Учим стихи - развиваем память.

Папки - передвижки:

1Воспитание будущего читателя.

2. «10 правил для родителей»

3. «Книга»

4. Стихи к Дню книги.

5. Пословицы и загадки о книгах.

Для родителей проводим выставки книг на определённые темы («Моя любимая сказка», «Книги о животных», «Что прочитать о природе» и т. д.) Ежемесячно помещаем в родительский уголок список литературы, рекомендованный программой к прочтению на данный месяц, текст стихотворения для заучивания наизусть.

Традиционно в группе проводится совместно с родителями семейные чтения, где родители рассказывают свои любимые сказки из детства, обсуждают прочитанные произведения.

Таким образом, взаимодействие с родителями повлияло на повышение знаний, умений и навыков у детей по данному направлению, в процессе ознакомления с художественной литературой.

. Взаимосвязь с педагогами.

Для педагогов детского сада я подготовила и провела консультации из опыта «Роль дидактических игр и игровых упражнений в формирования словаря и грамматического строя речи», «Формирование связной речи в процессе обучения рассказыванию в средней группе».

Анализ результативности опыта

Главный результат проведенной работы в том, что дети любят книги, внимательно слушают, рассматривают их, обмениваются своими впечатлениями, активно используют в речи выразительные средства языка, фантазируют. Художественная литература способствует развитию чувств, речи, интеллекта, определяет положительное отношение к миру.

Повышение у детей интереса к книге, художественной литературе.

Развитие познавательных интересов детей.

Стремление детей использовать книгу как информационный справочник, образец поведения и речи.

Умение детей задавать вопросы по прочитанному тексту и пересказывать.

Бережное отношение детей к книге. Повышение читательской культуры в семьях воспитанников. Все последующее знакомство с огромным литературным наследием ребёнок будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.

Таким образом, система работы по развитию речи детей посредствам приобщения к художественной литературы является целенаправленной и носит индивидуально-дифференцированный характер.

Адресная направленность опыта

Представленный инновационный педагогический опыт работы вызывает интерес у педагогов дошкольных образовательных учреждений.

Опыт работы представлен единой системой работы по внедрению проектной деятельности в образовательный процесс: мини-проектами, конспектами непосредственно образовательной деятельности с включением элементов игры, развлечениями, праздниками; консультациями родителям, детскими рисунками, данными внутреннего мониторинга развития дошкольников.

Опытом работы могут воспользоваться в практике воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Разработки и презентации мероприятий, конспектов размещены на личном мини-сайте МААМ. ru.

Используемая литература

Исмагилова А.Г. Стиль педагогического общения воспитателя детского сада / А.Г. Исмагилова. - М.: Знание, 2009. - 96 с.

Гвоздев Н. А Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев. - СПб.: Детство - Пресс, 2007. - 472 с.

Логинова В.И., Максаков А.И., М.И. Попова и др.; Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. Под редакцией Сохина Ф.А. - М., Просвещение, 1984 - 223 с.

Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия / Сост. Г.А.Урунтаева - М.: изд. "Педагогика", 1998. - 138 с.

Павлова, Л.Д. Раннее детство: развитие речи и мышления / Л.Д. Павлова. - М.: Просвещение, 2000. - 208 с.

ПавловаЛ.Н. Фольклор для маленьких.// Дошкольное воспитание №10, 1990

Развитие речи у детей до трёх лет / Под ред. И.В. Дубровиной, А.Г. Рузской - М.: Эксмо, 2005. - 208 с.

Печора, К.Л., Пантюхина, Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях / К.Л. Печора, Г.В. Пантюхина. - М.: Владос, 2007. - 176с

Смирнова Л.Н. Развитие речи у детей 2-3 лет. Мозаика-Синтез, 2006

Ушакова О.С., Гавриш Н.В.Знакомим дошкольников с художественной литературой. - - М.: ТЦ Сфера. 2009. - 176с

Ушинский К.Д.Родное слово -Новосибирск,1994.-128с.

Флерина Е.А. Живое слово в дошкольных учреждениях. М.-1993-91с.

И.Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС ДО. ИД Цветной мир 2014г - 144ст

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. ФГОС. Мозаика-Синтез, 2014г

15 Гербова В. В. Развитие речи в разновозрастной группе детского сада. Младшая разновозрастная группа; Мозаика-Синтез - Москва, 2009. - 128 c.

Гурович Л.М. Ребенок и книга: Книга для воспитателя детского сада. Под редакцией Логиновой В.И. - М., Просвещение, 1992 - 64 с.




Top