Система персонажей поэмы божественная комедия. Данте «Божественная комедия» – анализ

Средневековая литература способствовала усилению церковной власти на всей территории Старого Света. Многие авторы восхваляли Бога, склонялись перед величием его творений. Но немногочисленным гениям удалось «копнуть» чуть глубже. Сегодня мы узнаем, о чем повествует «Божественная комедия», кто написал этот шедевр , откроем истину сквозь обилие строк.

Вконтакте

Бессмертное перо мастера

Данте Алигьери – выдающийся мыслитель, богослов, писатель и общественный деятель. Не сохранилось точной даты его рождения, но Джованни Боккаччо утверждает, что это май 1265 года. В одном из упоминается, что главный герой родился под знаком Близнецов, начинающийся с 21 мая. 25 марта 1266 года при крещении поэт был наречен новым именем — Дуранте .

Точно неизвестно, где юноша получил образование, но он отлично знал литературу Античности и Средних веков, в совершенстве знал естественные науки, изучал труды еретических авторов.

Первые документальные упоминания о нем относятся к 1296-1297 годам . В этот период автор активно занимался общественной деятельностью, избирался приором Флорентийской республики. Довольно рано примкнул к парии белых гвельфов, за что был впоследствии изгнан из родной Флоренции.

Годы скитаний сопровождались активной литературной деятельностью. В тяжелых условиях постоянных путешествий у Данте созрела мысль написать труд всей жизни. В то время части «Божественной комедии» дописывались в Равенне. Париж невероятно впечатлил Алигьери такой просвещенностью.

1321 год оборвал жизнь величайшего представителя средневековой литературы. Будучи послом Равенны, он направился в Венецию для заключения мира, но по дороге заболел малярией и скоропостижно скончался. Тело захоронено в его последнем пристанище.

Важно! Современным портретам итальянского деятеля верить не приходится. Тот же Боккаччо изображает Данте бородатым, тогда как хроники говорят о гладко выбритом человеке. В целом, сохранившиеся свидетельства соответствуют устоявшемуся представлению.

Глубинный смысл названия

«Божественная комедия» — это словосочетание можно рассматривать с нескольких ракурсов . В буквальном смысле слова – это описание душевных метаний по просторам загробного мира.

Праведники и грешники существуют в разных планах бытия после смерти. Местом для исправления людских душ служит Чистилище, попадающие сюда получают шанс очиститься от земных грехов ради будущей жизни.

Мы видим четкий смысл произведения – бренная жизнь человека определяет дальнейшую судьбу его души.

Поэма изобилует аллегорическими вставками , к примеру:

  • три зверя символизируют людские пороки – коварность, ненасытность, гордыню;
  • само путешествие представляется в виде поиска духовного пути для каждого человека, окруженного пороками и греховностью;
  • «Рай» раскрывает главную цель жизни – стремление к всепоглощающей и всепрощающей любви.

Время создания и структура «Комедии»

Писателю удалось создать чрезвычайно симметричное произведения, которое состоит из трех частей (кантиков) – «Ад», «Чистилище» и «Рай» . Каждый раздел имеет 33 песни, что равно числу 100 (со вступительным песнопением).

«Божественная комедия» наполнена магией чисел:

  • названия цифр играли большую роль в структуре произведения, автор придавал им мистическое толкование;
  • число «3» связано с христианскими верованиями о Божьей Троице;
  • «девятка» формируется из «тройки» в квадрате;
  • 33 – символизирует время земной жизни Иисуса Христа;
  • 100 – цифра совершенства и всемирной гармонии.

Теперь давайте посмотрим на годы написания «Божественной комедии» и публикации каждой части поэмы:

  1. С 1306 по 1309 гг. шел процесс написания «Ада», редактирование продлилось до 1314. Опубликована годом позже.
  2. «Чистилище» (1315) творилось на протяжении четырех лет (1308-1312).
  3. «Рай» вышел после смерти поэта (1315-1321).

Внимание! Процесс повествования возможен благодаря специфическим строкам – терцинам. Они состоят из трех строк, все части завершаются словом «звезды».

Действующие лица поэмы

Яркой особенностью написания служит отождествление загробной жизни с бренным существованием человека. Ад бушует от политических страстей, здесь вечные муки ждут врагов и недругов Данте. Не зря папские кардиналы в Геенне Огненной, а Генрих VII – на небывалых высотах цветущего Рая.

Среди наиболее ярких персонажей можно выделить:

  1. Данте – подлинный , душа которого вынуждена скитаться по просторам загробного мира. Он тот, кто жаждет искупления своих грехов, пытается найти правильный путь, очиститься для новой жизни. На протяжении всего путешествия он наблюдает сонм пороков, греховность человеческого естества.
  2. Вергилий – верный проводник и помощник главного героя. Он обитатель Лимба, поэтому сопровождает Данте только по Чистилищу и Аду. С исторической точки зрения, Публий Вергилий Марон – римский поэт, любимый автором более всех. Вергилий у Данте такой островок Разума и философского Рационализма, следующий за ним до конца.
  3. Николай III – католический прелат, занимал должность Папы Римского. Несмотря на образованность и светлый ум, порицается современниками за кумовство (продвигал внуков по карьерной лестнице). У Данте святой отец обитатель восьмого круга Ада (как святокупец).
  4. Беатриче – тайная возлюбленная и литературная муза Алигьери. Она олицетворяет всепоглощающую и всепрощающую любовь. Стремление стать счастливым, за счет священной любви, заставляет героя двигаться по тернистому пути, сквозь обилия пороков и соблазнов загробного мира.
  5. Гай Кассий Лонгин – римский деятель, заговорщик и непосредственный участник убийства Юлия Цезаря. Будучи знатного плебейского рода, он с юных лет подвержен похоти и пороку. Ему отводиться место заговорщика девятого круга Ада, о чем и говорит «Божественная комедия» Данте.
  6. Гвидо де Монтефельтро – наемный солдат и политик. Вписал свое имя в историю благодаря славе талантливого полководца, хитрого, коварного политического деятеля. Краткое содержание его «злодеяний» рассказывается в 43 и 44 стихе восьмого рва.

Сюжет

Христианские учения говорят, что навеки осужденные грешники попадают в Ад, души, искупающие вину – в Чистилище, блаженные – в Рай. Автором «Божественной Комедии» дана удивительно детализированная картина загробного мира, его внутреннего устройства.

Итак, давайте приступим к тщательному разбору каждой части поэмы.

Вводная часть

Рассказ ведется от первого лица и повествует о заблудшем в дремучем лесу человеке, которому чудом удалось спастись от трех диких зверей.

Его избавитель Вергилий предлагает помощь в дальнейшем путешествии.

О мотивах такого поступка мы узнаем из уст самого поэта.

Он называет имена трех женщин, покровительствующих Данте на небесах: Дева Мария, Беатриче, Святая Лючия.

Роль двух первых персонажей ясна, а появление Лючии символизирует болезненность зрения автора.

Ад

В понимании Алигьери, оплот грешников имеет форму титанической воронки , которая постепенно сужается. Для лучшего понимания структуры, кратко опишем каждую из частей «Божественной комедии»:

  1. Преддверие – здесь покоятся души ничтожных и мелочных людишек, которые ничем не запомнились при жизни.
  2. Лимб – первый круг, где страдают добродетельные язычники. Герой видит выдающихся мыслителей Античности (Гомера, Аристотеля).
  3. Похоть – второй уровень, ставший домом для блудниц и страстных любовников. Греховность всепоглощающей страсти, туманящей рассудок, наказывается истязанием в кромешной темноте. Пример из реальной жизни автора – Франческа да Римини и Паоло Малатеста.
  4. Чревоугодие – третий круг, карающий чревоугодников и гурманов. Грешники вынуждены вечно гнить под палящим солнцем и ледяным дождем (аналог кругов Чистилища).
  5. Жадность – расточители и скупцы обречены на нескончаемые споры с себе подобными. Стражем является Плутос.
  6. Гнев – ленивые и несдержанные души вынуждены катить громадные валуны сквозь Стикское болото, постоянно увязая по горло, сражаясь друг с другом.
  7. Стены города Дита – здесь, в раскаленных могилах, суждено пребывать еретикам и лжепророкам.
  8. Персонажи «Божественной комедии» кипят в кровавой реке посреди 7-го круга Ада. Здесь также находятся насильники, тираны, самоубийцы, богохульники, лихоимцы. Для представителей каждой категории предусмотрены свои истязатели: гарпии, кентавры, гончие псы.
  9. Злопазухи ждут взяточников, колдунов и обольстителей. Они подвергаются укусам гадов, потрошению, погружению в испражнения, бичеванию бесами.
  10. Ледяное озеро Кацит – «теплое» местечко для предателей. Иуда, Кассий и Брут вынуждены покоится в ледяной толще до конца времен. Здесь же находится врата в круги Чистилища.

Главным произведением Данте Алигьери, принесшим ему мировую известность, является поэма «Божественная комедия». Она стала своеобразным мостом между культурой средневековья и эпохой Возрождения. Сам поэт назвал ее просто - «Комедия». Под этим термином в средние века принято было понимать любое произведение с печальным началом и счастливым концом. Эпитет же божественная был добавлен критиками позже, но не для обозначения ее религиозной направленности, а как выражение исключительного поэтического совершенства. Данте одним из первых в западноевропейской литературе сделал предметом поэзии изображение человеческих страстей, причем для нахождения наиболее ярких образов обратился к загробному миру.

Его поэма отличается необычайно четкой, продуманной композицией, в чем нашло отражение своеобразие художественного стиля поэта. Он разделил свое произведение на три части, каждая из которых посвящена изображению определенного места в загробном царстве: ада, чистилища и рая. Каждая часть в свою очередь подразделяется на тридцать три песни. Вообще, троичное деление характерно для всей поэмы и является глубоко символичным. Оно воплощает в себе христианскую идею о троице. Кроме того, каждая из трех частей оканчивается одним и тем же словом «звезды» (звезда в христианстве является символом Иисуса Христа), а само имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается в разделе, посвященном описанию ада.

Поэма Данте очень оригинальна, но при ее создании Данте все же опирался на многочисленные средневековые и античные источники. Поэтому произведение построено в виде довольно популярных в средние века видений, или хождений по мукам, которые в поэтической форме повествуют о скитаниях человека по загробному миру и о постижении им тайн этого мира. Но если их целью было показать греховность земной жизни и обратить внимание людей к жизни загробной, то в «Божественной комедии» автор стремится показать и искоренить пороки общества, а страдания грешников в аду призваны пробудить в человеке желание исправить свое земное существование. Поэт не уводит читателей от реальности, а заставляет полностью погрузиться в нее, задуматься над своей жизнью, переосмыслить ее в свете полученных знаний. Из античных источников «Божественной комедии» наибольшую роль сыграла «Энеида» Вергилия, где описывается, как Эней спускается в Тартар с целью увидеть своего покойного отца.

В поэме чувствуется удивительное поэтическое мастерство Данте, не имеющее себе равных в мировой литературе.

Он обладал уникальной способностью с помощью нескольких штрихов создать образы, глубоко отличающиеся друг от друга между собой. Все его персонажи конкретны и индивидуальны, и это усиливает ощущение их реального существования. В «Божественной комедии» ярче всего проявилась противоречивость характера поэта и его творчества; здесь сильнее всего ощущается переходность той эпохи, в которую она было написана. Религиозные тенденции тесно переплетаются в ней со средневековыми устремлениями. Особенно важную роль в этом играют аллегории, которыми пронизано все произведение. Каждый момент в нем истолковывается не только буквально, но и иносказательно, причем в нескольких планах: моральном, религиозном, биографическом и других.

Читая произведение, мы поражаемся тому, каким богатством художественных форм пользуется автор: каждая из частей поэмы имеет свой фон, свою окраску. Так, в «Аду» преобладают мрачные тона, зловещие краски, мистическое сочетание красного и черного цветов, что наполняет душу ощущением чего-то страшного, тревожного, неотвратимого. В «Чистилище» этот пугающий тон сменяется бледным и туманным. Здесь в основном присутствуют голубые, зеленые, золотистые цвета; появляются детали живой природы - море, скалы, луга, деревья. И уж совсем иная окраска «Рая», где мы видим вокруг блеск и прозрачность. Тут все наполнено волшебным светом, гармонией и мелодичностью. Цветовое разнообразие поэмы помогает автору передать смену своего настроения, утвердить оптимистическое начало, пробудить стремление к лучшему. Но в ярком тоне «Рая» он вовсе не желает показать прелести жизни после смерти, он призывает людей создать эту жизнь на земле. Стараясь придать еще большую убедительность своей идее, Данте прибегает к сильному, энергичному языку. Он не останавливается перед грубыми выражениями, так как опасается, что его стих недостаточно «хриплый и скрипучий, как требует зловещее жерло, куда спадают все Другие кручи».

Характерно и то, что поэма написана народным языком, так как Данте стремился быть понятым самым широким кругом читателей. И он в полной мере достиг своей цели. Его произведение сразу же приобрело огромную популярность в народе, а впоследствии многие великие деятели уверенно причисляли «Божественную комедию» к шедеврам мирового искусства, в которых, по словам А. С. Пушкина, «план обширный объемлется творческою мыслию».

Главный герой «Божественной комедии» - сам Данте. Поэт путешествует по «трем мирам» христианской, а точнее, католической мифологии. Его проводником по Аду становится знаменитый поэт античности Вергилий. Заметим, что долгое время Вергилий считался первым язычником, возвестившим о пришествии в мир Спасителя - Иисуса Христа.

Данте создал поистине несравненное произведение, которое интересно не только своей фабулой, но и актуальностью. Поэт написал злободневное произведение, которое бичевало пороки его современников, точнее, политических противников. Могучим словом он казнил врагов, помещая их в разные круги преисподней.Поэт увидел Ад с совершенно новой точки зрения. Он стремился оставаться в рамках католической экзегезы, согласно которой грешники в Аду распределяются по категориям и каждой назначается особое наказание, но взгляд Данте уже гораздо шире, пристальнее.

Данте смог увидеть в каждом грешнике личность. Поэт вступает в беседу с давно умершими людьми, спорит с ними, узнает много нового и неожиданного для себя. Многие тайны открываются Данте. Если пользоваться современными аналогиями, беседы рассказчика напоминают интервью, которые живой берет у мертвых.

Основное чувство, которое испытывает рассказчик, - страх и все его разновидности. Смертным запрещено находиться среди мертвых, и лишь Данте получает возможность посетить «мир теней». Только развитое самообладание помогает рассказчику сдержаться и не проявить весь свой ужас при виде страданий, выпавших на долю тех, кто, так или иначе, нарушил божественные установления.

Части поэмы «Чистилище» и «Рай», продолжают рассказ о восхождении человеческой души к Богу. Завершает поэму строка, которая звучит так: «Любовь, что движет солнце и светила». Божественная Любовь побеждает хаос, и освобожденная от оков греха душа воссоединяется со своим источником.

Данте утверждает, что активная жизненная позиция помогает человеку в выборе собственного пути. В жизни самого поэта случилось так, что он покинул Флоренцию по политическим мотивам и стал изгнанником. Эта обида осталась в сердце Данте на всю жизнь, сделалась спутницей его гения. В отличие от авторов «классического» средневековья, автор «Божественной комедии» верит в силу человеческого разума, в честь и справедливость, которые побеждают ложь и коварство.

«Величественным сооружением» назвал «Божественную комедию» один из исследователей. Сцены, которые изображает Данте, поражают читателя своей монументальностью и в то же время живостью действия. Лучшие художники иллюстрировали «Ад», «Рай» и «Чистилище», создавая шедевры графики. Лучшие поэты вдохновлялись строками «Божественной комедии». И сегодня это

Данте создавал своё главное произведение на протяжении примерно четырнадцати лет (1306-1321) и в соответствии с канонами античной поэтики назвал его «Комедия», как произведение, которое грустно начинается, но имеет счастливую развязку. Эпитет «божественная» появился в названии позже, его ввёл Джованни Боккаччо, один из первых биографов и толкователей творчества своего знаменитого земляка.

«Божественная комедия» рассказывает о путешествии лирического героя, достигшего вершины своей жизни, в загробный мир. Это аллегорическое повествование о переоценке человеком, «прошедшим земную жизнь до половины», жизненных ценностей. Поэт сам указывает на аллегоричность своего произведения в песни девятой «Ада»:

О вы, разумные, взгляните сами,

И всякий наставленье да поймёт,

Сокрытое под странными стихами.

Аллегория — это художественный прием, построенный на изображении какого-либо абстрактного понятия в виде конкретного предмета или явления. Так, например, сумрачный лес, в котором оказался герой, — это аллегорическое представление иллюзий, заблуждений и пороков, из которых он стремится выйти к истине — «холму добродетели».

Произведение состоит из трёх частей: «Ад», «Чистилище» и «Рай» — в соответствии со средневековым христианским представлением о строении загробного мира. При чтении поэмы складывается впечатление, что вся структура мироздания продумана до мелочей, и это действительно так, не случайно издания поэмы обычно сопровождаются картами и схемами ада, чистилища и рая.

Большое значение для произведения Данте «Божественная комедия» имеет символика чисел: три, девять и тридцать три. Сакральное число три соответствует христианской троице, девять — это три раза по три, а тридцать три — число лет, прожитых Иисусом Христом на земле. Каждая из трёх частей — кантик «Божественной комедии» состоит из тридцати трёх песен-канцон, в свою очередь построенных из трёхстрочных строф — терцин. Вместе со вступлением (песнь первая «Ада») получается сто песен. Ад, Чистилище и Рай состоят из девяти кругов каждый, а вместе с преддверием и эмпиреем получается тридцать кругов. Герой в своих странствиях по загробному миру встречает Беатриче ровно посередине, то есть она оказывается в центре мироздания, олицетворяя гармонию и путь к просветлению.

Выбрав в качестве сюжета путешествие героя по загробному миру, Данте не придумывает нечто новое, а обращается к давней литературной традиции. Достаточно вспомнить древнегреческий миф о путешествии Орфея в Аид за своей возлюбленной Эвридикой. Весьма популярным был поучительный сюжет о путешествиях в ад, описывающих страшные муки грешников, и в Средние века.

На протяжении столетий творение Данте привлекало многие творческие личности. Иллюстрации к «Божественной комедии» делали многие выдающиеся художники, среди них Сандро Боттичелли, Сальвадор Дали и другие.

Путешествие героя начинается с того, что его душа попадает в Ад, все девять кругов которого он должен пройти, дабы очиститься и приблизиться к Раю. Данте приводит подробное описание мук каждого из кругов, в которых грешникам воздаётся сообразно совершённым грехам. Так, в первых пяти кругах мучаются те, кто грешил неосознанно или по слабости характера, в последних четырёх — истинные злодеи. В самый первый круг — Лимб, предназначенный для тех, кто не познал истинной веры и крещения, Данте помещает поэтов, философов, героев античности — Гомера, Сократа, Платона, Горация, Овидия, Гектора, Энея и других. Во втором круге несут наказание те, кто в жизни был движим лишь наслаждениями и страстями. В нём оказываются Елена Троянская, Парис, Клеопатра... Здесь же герой встречает тени несчастных влюблённых Франчески и Паоло, своих современников. В последнем, девятом круге — Джудекке — томятся самые отвратительные грешники — предатели и изменники. Посередине Джудекки находится сам Люцифер, своими тремя страшными пастями грызущий Иуду и убийц Цезаря — Кассия и Брута.

Проводником героя в Аду выступает любимый поэт Данте — Вергилий. Сначала он выводит героя из леса, а затем спасает от трёх аллегорически изображённых пороков — сладострастия (рысь), гордыни (лев) и алчности (волчица). Вергилий проводит героя по всем кругам Ада и выводит его в Чистилище — место, где души получают очищение от грехов. Здесь Вергилий исчезает, а вместо него появляется другой проводник — Беатриче. Античный поэт, аллегорически представляющий мудрость земную, не может продолжить путь к христианскому раю, его сменяет мудрость небесная. Очистившегося от грехов героя Беатриче уносит в «горние выси», к обители блаженных — Эмпирею, где ему открывается созерцание «небесной Розы» — высшей мудрости и совершенства.

«Божественная комедия» Данте, в особенности часть «Рай», отражает философию христианского богослова Фомы Аквинского, старшего современника поэта. На русский язык «Божественную комедию» переводили много раз. Самый первый перевод был сделан в начале XIX века П.А. Катениным, а один из последних — в конце XX века, однако лучшим считается перевод М.Л. Лозинского.

Данте Алигьери

Величайший итальянский поэт, родился во Флоренции в ту эпоху, когда его родной город окончательно добился независимости и стал республикой. По рождению поэт принадлежал к городской знати среднего достатка Ребенком Данте ходил в одну из частных школ города, изучал грамматику, риторику, диалектику, арифметику, музыку, геометрию, астрономию. Постепенно перед ним понемногу начинал рисоваться его собственный путь ученого, мыслителя и поэта. Данте сознательно выбрал среди поэтов классической древности Вергилия, который вскоре стал его «вождем, господином и учителем». Он овладел французским и провансальским языками и стал поглощать в огромном количестве поэмы о Трое и о Фивах, об Александре Македонском и о Цезаре, о Карле Великом и его паладинах. Первые образцы стихов дали ему провансальские поэты. Прованс - южная провинция во Франции, стал родиной изысканных стихов. Там впервые родилась рифма, стихи провансальских поэтов наполнились музыкальностью и гармонией. Прямым же вдохновителем Данте был его верный друг Гвидо Кавальканти , самый яркий представитель нового поэтического направления. Данте примкнул к группе молодых поэтов, «нового сладостного стиля», поставивших себе задачу создать новый поэтический язык вместо уже отжившей свое латыни.

Беатриче

Огромную роль в жизни Данте сыграла встреча с юной Беатриче. В “Новой жизни”, своем раннем произведении, Данте говорит, что в первый раз встретил Беатриче, когда ему было 9 лет, в 1274 г. и полюбил ее на всю жизнь. Он увидел ее снова лишь спустя еще 9 лет, в 1283-м. Беатриче едва ли догадывалась о его любви. Она умерла очень рано, едва достигнув 24 лет, 8 июня 1290 года. Книга «Новая Жизнь» стала данью памяти Беатриче.

В единый глас сливает все стенанья Моей печали звук,

И кличет Смерть, и ищет неуклонно. К ней, к ней одной летят мои желанья

Со дня, когда мадонна Была взята из этой жизни вдруг.

Затем, что, кинувши земной наш круг, Ее черты столь дивно озарились

Великою, нездешней красотой, Разлившей в небе свой

Любовный свет, - что ангелы склонились

Все перед ней, и ум высокий их

Дивится благородству сил таких.

Новая жизнь” – это повествование в прозе и стихах о любви поэта к Беатриче. Книга включает в себя 31 стихотворение, написанное в период с 1283 по 1292, сопровождаемое уточнениями дат и обстоятельств, в которых они написаны, и комментариями к текстам. Впервые он увидел Беатриче в одежде «благороднейшего кроваво-красного цвета». И этот цвет напоминает ему заглавную букву в средневековом тексте, так и для него начинается «Новая жизнь». В 18 лет она предстала перед ним, «облаченная в одежды ослепительно белого цвета, среди двух дам, старших ее годами». Беатриче приветствовала его, и можно понять, он впервые услышал ее голос, обращенный непосредственно к нему. Он называл ее «благороднейшей», а теперь и «дамой спасительного приветствия», что составляло его высшее блаженство.

Стихотворения отражают самые напряженные моменты всей любовной истории, пережитой поэтом. В наше время она может считаться первым романом Нового времени. В целом - это поэтическая история его любви, первая в новой литературе автобиография ликующей и страдающей души. Городская действительность Флоренции, по улицам которой проходит Беатриче с подругами, становится гармоничным фоном для изображения этого совершенного создания, “сошедшего с небес на землю в подтверждение чудес”. Но имя Беатриче символизирует и понятие «благодать». А возраст первой встречи – 9 лет, число, кратное трем, три тройки. Три – цифра Божественной Троицы. И тогда получается, чтоДанте поведал нам о том, как в пору великих жизненных свершений его осенила небесная благодать высокой божественной любви. Для него это событие имеет поистине вселенский масштаб. Все, что будет написано Данте, включая даже научные трактаты, написано о Беатриче, для Беатриче, во славу Беатриче. Имя Беатриче стало символом высшей преданности и любви.

Философские, литературные и религиозные познания.

Данте провел недолгий период времени в Болонье, - возможно, что он посещал один из старейших европейских университетов. Данте приобрел широчайшие познания в различных областях самостоятельными занятиями. Большое влияние на него оказали монахи ордена Францисканцев, призывавшие вернуться к чистоте первых веков христианства. Данте был знаком также с произведениями Гомера, “Историей” Тита Ливия, “Поэтическим искусством” Горация и различными произведениями Цицерона, которого считал своим любимым автором. Данте глубоко изучил и религиозные концепции своего времени.

Участие в политической жизни

Как и большинство его сверстников, он должен был приобщиться к делам общественным, прежде всего, как воин. В 1285 он принимал участие в военном походе. В 1287, В июне 1289 бился с аретинцами при Кампальдино, а через два месяца участвовал во взятии замка Капроны. В 1295 году, когда Данте исполняется тридцать лет, для него открывается еще одна область деятельности, которая обусловит впоследствии всю его жизнь, - политика. Данте принимал самое деятельное участие в политической жизни современной ему Флоренции. Страсти разгорелись тогда из-за проблем объединения Италии. Как должно произойти это объединение? Церковные деятели настаивали на своем превосходстве. Но все чаще звучали другие мнения: дело церкви – только то, что происходит на небесах, а делами государства на земле должна заниматься светская власть. Политическая борьба кипела в основном между двумя партиями - партией гвельфов и партией гибеллинов. Позже в партии гвельфов произошел раскол, и она разделилась на партию белых гвельфов и черных гвельфов. Данте становится членом Совета Тридцати Шести при городском голове и Совета Ста. Он примыкает к самой демократической партии в политической борьбе и выступает против папы Бонифация Восьмого, который хотел получить власть над Флоренцией. В политических выступлениях Данте прослеживается достаточная его дальновидность как политика и отсутствие каких-либо личных интересов в тех или иных решениях. С 15 июня по 15 августа 1300 года Данте входит в число приоров - высшего органа управления Коммуны, руководства города. В октябре 1301 г. Коммуна отправляет Данте с посольством в Рим, к папе. Пока Данте был в Риме, 1 ноября 1301 г. в его родной город вошли политические противники и захватили власть.

Изгнание

Данте обвинили в различных преступлениях и 10 марта 1302 г. заочно приговорили к смертной казни. Данте не вернулся во Флоренцию. Для него начинается с этих пор тяжелое время изгнания, в котором пройдет вся его оставшаяся жизнь. Данте находит свое “первое пристанище” в Вероне, может быть, там он и услышал историю о вражде двух семейств, Монтекки и Капеллети, о которой упомянет потом в «Божественной Комедии». Затем путь поэта лежит в Падую и Венецию. Между 1309 и 1310 гг Данте, возможно. Посетил Париж. Но он мечтал возвратиться в родной город. «Горек хлеб чужбины», - скажет Данте, и эти слова станут крылатыми.

«Божественная Комедия»

В изгнании Данте начинает и самый главный труд свой жизни – создание «Божественной Комедии». Еще в «Новой жизни» Данте пообещал восславить имя своей возлюбленной так, как не была прославлена ни одна женщина в мире. И он выполнил свое обещание, посвятив ей «Божественную комедию». Первоначально произведение называлось просто «Комедия» - так называли в Средние века такой текст, который начинается печально, а завершается хорошо. Но уже при жизни Данте современники присвоили его «Комедии» эпитет «божественная» за ее поразительные достоинства. С этим новым названием она и вошла в мировую литературу.

«Божественная Комедия» призвана была ответить на огромное количество современных поэту вопросов.

Язык

В Средние века только латынь считалась языком достойным философии, науки, теологии (толкование религиозных вопросов) и поэзии. Данте решил писать свою поэму на народном тосканском наречии. Тем самым он заложил основы итальянского литературного языка.

Композиция и символика

Поэма состоит из трех частей: «Ад», «Чистилище», «Рай». Согласно католической вере, душа попадает после смерти в один из этих миров. У православных чистилище, то есть место, где можно очиститься от некоторых не смертных грехов, отсутствует.

Все цифры в тексте «Комедии» символичны и кратны трем, как числу Божественной Троицы. Три части самой комедии, в каждой части за вычетом первой, вводной песни на Ад, Чистилище и Рай приходится по 33 песни. 33 +1 вступительная песня = 100. А 100 -- это квадрат, или, по-средневековому, квадриум числа 10, которое было символом совершенства, законченности. Таким образом, «Божественная комедия» Данте оказывается выстроенной и в троичной системе, символизирующей божественность, и в десятичной системе, символизирующей совершенство.

Строфа, которой написана «Божественная Комедия», – знаменитая терцина – состоит из трех строк, в Аду девять кругов, в лесу, с изображения которого начинается «Комедия», на поэта нападает три символических зверя, у Люцифера – Сатаны - три пасти. В Чистилище изображены девять уступов, в Раю – девять небесных сфер, Бетриче. встречающая поэта в Раю, облечена в три цвета одежд. Символика пронизывает весь текст, нет случайностей: каждая из частей кончается одни и тем же словом: звезды (stelle); имя Христа рифмуется только с самим собой и не упоминается вовсе, равно как и имя Марии, в обители грешников – в Аду. Ад обладает скульптурной пластичностью, Чистилище живописно и многоцветно, Рай – музыкален и почти лишен плоти. Таких деталей очень много.

Главный герой

Важнейшим открытием Данте стало то, что героем своего произведения он сделал самого себя. Так впервые в Новое время сам поэт, то есть человек, стал главным героем произведения.

Земную жизнь пройдя до половины,

Я очутился в сумрачном лесу,

Утратив правый путь во тьме долины.

Современнику Данте было известно: земная жизнь человека -- 70 лет. Значит, человеку, до половины прошедшему этот путь, 35 лет. Здесь особенно важна идея середины, центра, пика жизни, т.е. средоточия всей ее сути. Поэту важно не столько описать лес как таковой, гораздо важнее для него показать состояние души его героя, души смятенной, потерявшейся, заблудшей. Данте рассказывает, что он заблудился в лесу своих сомнений и грехов. Сам Данте говорил, что в его произведении несколько смысловых уровней. Первый, он называл его буквальным, то что происходит с одним человеком, самим Данте. Второй смысловой пласт писатель назвал политическим. Речь идет уже не об отдельном человеке, а о стране. Это Италия заблудилась в дремучем лесу своих политических страстей и мучительно жаждет спасения из этого тупика. Третий уровень – самый сложный, аллегорический. В этом смысле происходящее еще масштабнее - речь идет о человечестве. За человеком, потерявшимся в сомнениях, виделась страна, которую раздирали политические страсти, а в ее судьбе постепенно отражалась судьба заблудшего в лесу пороков человечества, мучительно ищущего спасительный выход. И даже заблудившись в дремучем лесу, герой видит возвышающийся впереди холм, вершина которого осиянна светом. И он устремляется к этому свету.

Дантовский герой устремляется прочь из ужасного сумрачного леса к светлой вершине, но на его пути вдруг возникают три страшных зверя:

И вот, внизу крутого косогора,

Проворная и вьющаяся рысь,

Вся в ярких пятнах пестрого узора...

Навстречу вышел лев с подъятой гривой.

Он наступал как будто на меня,

От голода рыча освирепело

И самый воздух страхом цепеня.

И с ним волчица, чье худое тело,

Казалось, все алчбы в себе несет...

Аллегорический смысл появления этих зверей таков: рысь символизировала - сладострастие, лев - гордыню, волчица - алчность.

В эту критическую минуту отчаяния Данте видит приближающуюся фигуру и узнает в ней своего любимого античного поэта Вергилия.

Вергилий рассказывает, что Беатриче на небесах известно смятение Данте, она сочувствует ему и вместе с Вергилием посылает возможность спасения. Чтобы вырваться из затягивающей его скверны греховных сомнений, Данте должен пройти путь познания жизни, познания всех сфер ее бытия. Вергилий призывает поэта:

Иди за мной, и в вечные селенья

Из этих мест тебя я приведу.

Космос Данте (воспроизводится по книге А.Л.Доброхотова «Данте»).

По представлениям Данте Земля - центр вселенной, а вокруг нее располагаются Луна, Меркурий, Венера, Солнце и другие планеты. В северной, худшей части Земли, есть глубокая воронка, которая вершиной своего конуса уходит к самому центру Земли. Это Ад. Ад - средоточие мирового зла. Он образован низшей материей - неодухотворенной материей. Поэтому в Аду совсем нет света - «свет немотствует всегда». Поэтому в Аду грешники, которые наказаны страшнее всех - у них нет никакой надежды на спасение.

На южной, лучшей части Земли возвышается гора Чистилища. Это сфера очищающего преображения. В Чистилище рождается свет. Здесь тоже грешники, но им дарована надежда на спасение. На вершине Чистилища - Земной Рай, а дальше простираются сферы небесного Рая.

Небесный Рай образован планетными сферами. По средневековым представлениям, сфера материальна, планета как бы впаяна в нее. Именно сфера вращается вокруг Земли, а вместе с ней вращается и планета. При вращении сфера звучит, у каждой сферы своя музыка, а все вместе они образуют «музыку сфер». Название «музыка сфер» давно живет самостоятельно, независимо от родившей его пифагорейской теории. Оно приобрело очень широкий поэтический и философский смысл: это и некий принцип организации единого в своем гармоническом совершенстве мира, и образ высшей силы, осуществляющей это единство, и сама эта высшая небесная гармония. Это понятие вполне современно. К нему особенно часто обращаются философы, поэты, художники и музыканты. Пространство Рая - пространство музыки совершенной гармонии. Поэтому оно - пространство высшего света. Этот свет, исходящий из Райской Розы, пронизывает космос, охватывая его траекториями сфер. Небесный Рай -- место, где, естественно, обитают души праведников. Дантовскому герою, или самому поэту, предстоит пройти и Ад, и Чистилище, и Рай. Его взору предстанет все мироздание, он увидит, как организовано мироздание, какая сила держит его и приводит в движение, другими словами говоря, он поймет, что составляет основу жизни.

Вергилий открывает поэту основные этапы будущего грандиозного путешествия: вначале – Ад.

Ты услышишь вопли исступленья

И древних духов, бедствующих там,

О новой смерти тщетные моленья...

Потом увидишь тех, кто чужд скорбям

Среди огня, в надежде приобщиться

Когда-нибудь к блаженным племенам.

Вергилий будет спутником Данте в Аду и в Чистилище. Но Вергилий – язычник, рожденный до Христа, - не может идти в Рай. Там Данте ждет другой проводник – Беатриче.

Ад Данте представляет в виде воронки, ступенями или кругами уходящей к центру Земли. Этих кругов ровно 9. На каждой ступени Ада - определенный вид грешников, и чем ниже эта ступень, тем страшнее наказываемый порок. Над вратами Ада надпись, которая повергает поэта в ужас:

Я увожу к отверженным селеньям,

Я увожу сквозь вековечный стон,

Я увожу к погибшим поколеньям...

Древней меня лишь вечные созданья,

И с вечностью пребуду наравне.

Входящие, оставьте упованья.

Описание Ада у Данте поражает правдивой картиной мучений, которым не будет конца. Скульптурные образы самих грешников словно обрисованы сочетанием адского света – огня, а другого света в Аду нет, и тьмы. В средневековом театре очень натурально изображали кровавые убийства и жестокие пытки. В литературе тоже часто описывали загробные кошмары. И то, что в дантовом Аду грешники горят в адском огне, кипят в адской смоле, утопают в адских болотах, носятся в бешеных адских вихрях, достаточно традиционно для современников писателя. Но сам Данте в Аду ведет себя совсем не так, как должен был бы благочестивый христианин, осуждающий грешников. Данте сочувствует тем, кого поместил в Ад!

Вот мы попадаем вместе с поэтом и его спутником Вергилием в первый круг Ада. Это Песнь четвертая. Автор поместил сюда некрещеных младенцев и добродетельных нехристиан. Место это носит особое название – Лимб.

«Взгляни, - промолвил мой учитель славный. -

С мечом в руке, величьем осиян,

Трем остальным предшествует, как главный,

Гомер, превысший из певцов всех стран;

Второй - Гораций, бичевавший нравы;

Овидий - третий…

Вергилий видит тех, с кем был знаком при жизни, он печален, а для Данте они – величайшие поэты, и автор не хочет подвергать их никаким мукам, сюда проникает особый свет, это еще не тьма.

Там были люди с важностью чела,

С неторопливым и спокойным взглядом;

Их речь звучна и медленна была.

И вот во втором кругу, в – Пятой песне Ада, - мы видим тех, кто при жизни поддался греху сладострастия. Данте видит двух влюбленных, которых несет адский вихрь. Но поэт не разлучил их в Аду. Чтобы читатель наглядно увидел, как этот вихрь несет грешников, поэт находит замечательное сравнение:

И как скворцов уносят их крыла,

В дни холода, густым и длинным строем,

Так эта буря кружит духов зла.

У Данте образ наказания всегда соответствует образу преступления. Как в жизни закружила этих людей сладострастная любовь, так и теперь в Аду их терзает бешеный адский вихрь, не давая ни минуты покоя от этих мучений. Данте просит Вергилия, чтобы ему разрешили поговорить с этими душами. Так он знакомится с Франческой да Римини, которая рассказывает ему свою историю.

У героини Данте был реальный прототип. Франческа да Римини была заподозрена ее мужем в супружеской неверности и убита вместе с ее возлюбленным Паоло, который был братом мужа-убийцы. Самого убийцу Данте поместит значительно ниже, в круге убийц.

Франческо рассказывает, как однажды вместе с Паоло они читали рассказ о знаменитом герое рыцарских романов Ланцелоте, влюбленном безответно в жену короля Артура Джиневру. Прочитав о том, как Ланцелот поцеловал королеву Джиневру, Паоло не удержался и тоже поцеловал уста своей возлюбленной. Этот поцелуй стал роковым. О самом убийстве поэт ничего не сказал, все его внимание поглощено страстью любви. Чувство, которое поэт спытывал к Беатриче, было возвышенным и практически лишено греховных помыслов, но Данте опасается, что и в его любвт все-таки есть нечто запретное. Значит, он еще не стал и сам совершенным. Франческа понимает поэта:

Когда бы нам был другом царь вселенной,

Мы бы молились, чтоб тебя он спас,

Сочувственного к муке сокровенной.

Значит, поэт считает, что его нужно спасать. В этом беспредельном и нескончаемом порыве к идеалу – основная мысль всей книги. Данте сам идет и читателя ведет к очень высоким вершинам.

Нос сама Пятая песнь заканчивается еще более поразительно. Понимая, что сладострастие грех, сочувствуя душам влюбленных, опасаясь за свою душу, поэт так сильно переживает все эти чувства, что лишается сознания:

Дух говорил, томимый страшным гнетом,

Другой рыдал, и мука их сердец

Мое чело покрыла смертным потом;

И я упал, как падает мертвец.в одной из самых известных песен Ада - пятой.обрисованы сочетанием адского света и тьмыв ней прославить Бенатриче

А именем Франчески да Римини названа симфоническая поэма П.И.Чайковского, ей посвящена опера молодого С.В.Рахманинова.

Данте был белым гвельфом и к гибеллинам не должен был испытывать ничего, кроме ненависти. Но в десятой песни «Ада» он описывает свою встречу с одним из своих политических противников. Это Фарината дельи Уберти -- глава флорентийских гибеллинов. Данте отводит ему место в том круге своего Ада, где наказываются еретики. Как в жизни снедал этих людей огонь гордыни, так и теперь их жжет адское пламя. Мучения Фаринаты ужасны. Данте видит его стоящим в глубокой каменной могиле, из которой вырываются огненные языки. Фарината стоит молча, гордо выпрямившись:

Он, чело и грудь вздымая властно,

Казалось, Ад с презреньем озирал.

Но есть в его Аду грешники, которые вызывают у писателя жгучую ненависть. В самом нижнем, девятом круге дантова Ада, в трех пастях Люцифера казнятся самые страшные грешники -- предатели. Предатели величия человеческого (Брут и Кассий) и предатель величия божественного (Иуда).

Выражения «дантов ад», «дантовы круги», «круги ада» и т.д. часто используются другими писателями.

Чистилище

Когда Данте проходил по Аду, он был в кромешной тьме, но когда он приблизился к Чистилищу, начинается надежда на появление света. По представлениям Данте, гора Чистилища находится на одном конце земного диаметра, а на другом его конце - Иерусалим. Поэтому у них общий горизонт. В момент, который описывает Данте, солнце Иерусалима клонится к закату. Это значит, что оно должно вскоре появиться в небе Чистилища. Чем выше будет подниматься герой, тем светлее будет становиться вокруг.

Чистилище изображено в виде огромной крутой горы. Она возвышается в центре широкого океана. Нижняя часть горы - это еще Предчистилище. Семь уступов, или кругов опоясывают гору. Их семь - по числу смертных грехов. У врат Чистилища ангел начертит концом меча на лбу Данте семь латинских букв Р (начальная буква латинского слова «рессаtum» -- «грех»). Постепенно, по мере подъема, одна за другой будут исчезать эти буквы. Это свидетельство нравственного очищения, которое происходит в душе героя.

Данте надеется, что его собственная душа после смерти будет именно в Чистилище. Он не считает себя достойным райских небес, но, вместе с тем страстно хочет не потеряться окончательно в земной греховности. На плоской вершине чистилища располагается Земной Рай. Здесь Данте простится с Вергилием. Здесь вместе с первыми солнечными лучами появится перед героем сама Беатриче. Это кульминационная сцена и «Чистилища», и всей «Божественной комедии».

Тридцатая песнь «Чистилища» находится в точке деления поэмы на две части по принципу, известному еще древним античным мастерам, -- принципу «золотого сечения».

Беатриче появляется вместе с рассветными лучами, она сама являет собой этот свет. Она возникает в «легкой туче ангельских цветов» - белых лилий, символизирующих чистоту и целомудрие. Она одета в символические цвета:

В венке олив, под белым покрывалом,

Предстала женщина, облачена

В зеленый плащ и платье огне-алом.

Белый, зеленый и красный символизируют высшие человеческие добродетели: веру, надежду, любовь.

Рай Данте - это прежде всего стихия света. Над девятью подвижными небесами рая помещается неподвижное десятое небо -- Эмпирей, место обитания предвечных. Вместе с Беатриче Данте пролетает райские сферу одну за другой, поднимаясь все выше - к Эмпирею. И чем выше он взлетает, тем более совершенным становится его взгляд. Он начинает постигать язык высшего небесного общения. Теперь он в состоянии, например, понять смысл музыки сфер.

В средневековье считалось, что если душа какого-нибудь человека не воспринимает музыки, значит, это душа злодея, которого уже ничто не может спасти.

Писателю, прошедшему через стихию очистительного огня, открывается и высший небесный язык - язык света.

Затем вознесся в Свет Неомраченный,

Куда нельзя и думать, чтоб летел

Вовеки взор чей-либо сотворенный.

И я, уже предчувствуя предел

Всех вожделений, поневоле, страстно

Предельным ожиданьем пламенел.

Зрение Данте укрепляется, ему открывается многое в организации жизни.

Данте предпринял свое грандиозное путешествие, чтобы выйти к свету у и вот, наконец, этот свет явлен поэту.

Данте рассказывает он о явлении Райской Розы.

Райская Роза находится у Данте в Эмпирее, десятом, невещественном небе, лучезарной обители Бога, ангелов и блаженных душ. Райская Роза - это именно Роза Блаженных. Её постоянно-распускающиеся лепестки - благостный залог светлых преображений.

Образ розы всегда привлекал художников. В средневековье он был насыщен особенно сложным поэтическим и философским смыслом: «царица цветов», роза была символом высшей гармонии и красоты.

Образ Райской Розы Блаженных у Данте делает едиными его представления о жизни, о космосе, о вселенной. Цветок зарождается в почве, потом пробивается за ее пределы, тянется стеблем к солнцу и, наконец, расцветает. Самое красивое в этом организме -цветок, он завершает движение растения к свету и знаменует собой блистательный результат этого пути. Так и Райская Роза Данте символизирует расцвет, высшее проявление жизни, которая, развиваясь постепенно из низших форм, все более совершенствуется.

Наука и поэзия едины в его творениях, поэтому Данте удалось то, чего не смогла сделать никакая другая эпоха: он создал образ мира. Дантовская модель вселенной является великой художественной темой, его космос - замечательная поэтическая картина вселенной - величайшее достижение мировой культуры.

Последние годы

С 1318 г. и до конца жизни прожил в Равенне у ее синьора Гвидо Полента, внука воспетой им Франчески да Римини. Там он довел до конца свою поэму; там умер и похоронен. Но, когда после смерти к нему придет огромная слава, флорентийцы нарекут его своим великим гражданином и потребуют вернуть его прах на родную землю. До сих пор продолжается спор о том, где должна быть могила Данте, и до сих пор она находится в Равенне.

Божественная комедия («Divina Commedia») – творение, доставившее Данте бессмертие. Почему Данте назвал свое произведение комедией, явствует из его трактата «De vulgarie eloquentia» и из посвящения Кангранде: комедия начинается с ужасных и отвратительных сцен (Ада), а заканчивается прекрасными картинами райского блаженства. Название «божественная» возникло уже после смерти автора; первое издание, в котором она называется «Divina Commedia», кажется, венецианское изд. 1516 г..

«Божественная комедия» – нечто вроде видения. Она описывает состояние и жизнь душ после смерти в трех царствах загробного мира и соответственно тому делится на 3 части: Ад (Inferno), Чистилище (Purgatorio) и Рай (Paradiso). Каждый из отделов состоит из 33 песней, так что вся поэма, включая вступление, составляет 100 песней (14.230 стихов). Написана она терцинами – метром созданным Данте из сирвентера, и отличается замечательной архитектоникой: «Ад» состоит из 9 кругов, «Чистилище» из 9 помещений: преддверия, 7-ми террас и земного рая на горе Очищения, «Рай» – из 9-ти вращающихся небесных сфер, над которыми находится Эмпирей, неподвижное местопребывания божества.

Божественная комедия. Ад – краткое содержание

В «Божественной комедии» Данте предпринимает путешествие по этим 3 мирам. Тень древнего поэта Вергилия (олицетворения человеческого разума и философии) является Данте, когда он тщетно старается выбраться из глухого леса, где заблудился. Она сообщает, что поэт должен идти по другому пути и что он по поручению умершей возлюбленной Данте, Беатриче, сам проведет его через Ад и Чистилище до жилища блаженных, через которое его поведет более достойная душа.

9 кругов Ада по Данте

Путешествие их идет сперва через Ад (см. отдельное его описание на нашем сайте), имеющий вид воронки, конец которой упирается в центр земли; по стенам тянутся девять концентрических кругов в виде ступеней. На этих ступенях, которые чем ниже, тем становятся уже, находятся души осужденных грешников. В преддверии Ада обитают души «безразличных», т. е. тех, что прожили жизнь на земле без славы, но и без стыда. В первом круге герои древних времен, которые жили безукоризненно, но умерли, не получив крещения. В следующих кругах помещены соответственно степеням преступности и наказаний: сластолюбцы, чревоугодники, скупцы и расточители, гневливые и мстительные, эпикурейцы и еретики, насильники, лжецы и обманщики, предатели отечества, родных, друзей и благодетелей. На глубине ада, в центре земли, находится повелитель адского царства, Дит или Люцифер – принцип зла.

(Круги Ада - La mappa dell inferno). Иллюстрация к "Божественной комедии" Данте. 1480-е.

Божественная комедия. Чистилище – краткое содержание

Поднимаясь по телу его, и прошедши другое полушарие, путешественники достигают противоположной стороны земного шара, где из океана высится гора Чистилища. На берегу их встречает Катон Утический , страж этого царства. Гора Чистилища имеет вид крутого корпуса с отсеченной верхушкой и разделяется на 7 террас, которые соединены между собой узкими лестницами; доступ к ним охраняется ангелами; на этих террасах находятся души кающихся. Самую нижнюю занимают высокомерные, за ними следуют завистливые, гневные, нерешительные, скупые и расточители, чревоугодники. Пройдя преддверие Чистилища и все террасы, спутники подходят к земному Раю, находящемуся на самом верху.

Божественная комедия. Рай – краткое содержание

Здесь Вергилий покидает Данте и Беатриче (олицетворение божественного откровения и богословия) ведет поэта отсюда через третье царство – Рай, чьё деление всецело основано на господствовавших во времена Данте аристотелевских понятиях о мироздании . Царство это состоит из 10 заключенных друг в друге полых, прозрачных небесных сфер, окружающих землю – центр вселенной. Первые семь небес носят названия планет: это сферы Луны, Меркурия, Венеры, Солнца, Марса, Юпитера, Сатурна. Восьмая сфера – неподвижных звезд, а девятое небо – Перводвигатель, сообщающее движение всем остальным. Каждое из этих небес предназначено одному из разрядов блаженных, соответственно степени их совершенства, на самом же деле все души праведников живут в 10-м небе, неподвижном небе света, Эмпирее , находящемся вне пространства. Беатриче, проводив поэта по всему Раю, покидает его и поручает святому Бернарду , при содействии которого поэт удостаивается лицезрения божества, являющегося ему в мистическом видении.

Во время всего путешествия по этим трем мирам постоянно ведутся беседы с известными лицами, находящимися в загробном мире; обсуждаются вопросы теологии и философии и изображаются условия социальной жизни Италии, вырождение церкви и государства, так что поэма всесторонне отражает всю эпоху Данте в освещении его личного миросозерцания. Особенно замечательны первые две части поэмы, благодаря искусному плану, разнообразию и реальности выводимых лиц, и яркости исторической перспективы. Последняя часть, больше других отличающаяся возвышенностью мысли и чувства, может гораздо скорее утомить читателя своим отвлеченным содержанием.

К разъяснению аллегорического смысла как всей поэмы, так и её частностей, приступали разными путями разные мыслители. Этико-богословская точка зрения первых комментаторов – единственная, выдерживающая критику. С этой точки зрения сам Данте является символом души человеческой, ищущей спасения от греха. Для этого она должна познать самоё себя, что возможно только при помощи разума. Разум доставляет душе возможность чрез раскаяние и добродетельные поступки стяжать счастье на земле. Откровение же и богословие открывает ей доступ к небу. Рядом с этой нравственно-богословской аллегорией идет аллегория политическая: анархии на земле может положить конец только универсальная монархия по образцу римской , которую проповедовал Вергилий. Впрочем, некоторые исследователи старались доказать, что цель «Божественной комедии» преимущественно или даже исключительно политическая.

Когда начал Данте писать свое великое произведение и когда были разработаны отдельные части его, точно установить нельзя. Первые две части были обнародованы еще при его жизни, «Рай» же – после смерти. «Divina Commedia» в скором времени распространилась в огромном числе списков, многие из которых еще хранятся в библиотеках Италии, Германии, Франции и Англии. Число эти средневековых манускриптов превышает 500.

Данте «Ад». Иллюстрация Гюстава Доре

Первая попытка иллюстрировать «Комедию» Данте относится к 1481, когда во флорентийском издании были помещены 19 офортов на темы «Ада», по рисункам Сандро Боттичелли . Из иллюстраций Нового времени наибольшею известностью пользуются гравюры Гюстава Доре и 20 рисунков немецких художников.




Top