Скачать презентацию на тему рубинштейн тебе. Антон Рубинштейн

Русский пианизм вышел на мировую арену во второй половине XIX в. и сразу же заставил заговорить о себе как о самобытном ярком явлении. Однако ничего вдруг не бывает, особенно в исполнительском мастерстве. Начало профессионального пианизма в России относится к последней четверти XVIII в., когда выдающийся русский композитор Дмитрий Степанович Бортнянский стал писать не только хоровую музыку, духовную и светскую, в которой он и поныне классик, но и сонаты для фортепиано, самолично им исполняемые.

С 1802 г. и до конца жизни в России жил известный ирландский пианист, композитор и педагог Джон Фильд, создатель первых фортепианных ноктюрнов, который давал уроки игры на фортепиано многим русским музыкантам, в том числе композитору А.Верстовскому и национальному классику русской музыки М.Глинке. Если при этом вспомнить о младшем современнике и сподвижнике Глинки композиторе А.Даргомыжском , то станет ясно, что сочинение и исполнение фортепианной музыки в России медленно, но неуклонно развивались. Так что появление выдающихся пианистов-виртуозов мирового уровня братьев Антона и Николая Рубинштейнов должно быть воспринято как закономерный итог развития русского пианизма.

С открытия консерватории в Петербурге начался новый, феноменальный по скорости и успехам этап русского пианизма.

По инициативе Антона Рубинштейна и под его руководством были организованы Певчая академия (1858 г.), Русское музыкальное общество (1859 г) и первая в России консерватория - Петербургская (1862 г.), в которой до 1867 г. был профессором и директором. Работа по созданию консерватории сильно осложнялась столкновениями с придворными кругами, а также острой борьбой с А.Н.Серовым, В.В.Стасовым и членами "Могучей кучки", которые, опасаясь академизма консерватории, недооценивали, однако, важности подготовки в широких масштабах русских музыкантов-профессионалов. В эти годы значительно сократились выступления Рубинштейна-пианиста, но по-прежнему интенсивной оставалась его композиторская деятельность.

В 1867 г. из-за конфликта с сановными кругами Рубинштейн ушёл из консерватории и Русского музыкального общества. В конце 60-х гг. он на некоторое время сблизился с композиторами "Новой русской музыкальной школы". Тогда возобновилась его интенсивная пианистическая деятельность.


Антон Рубинштейн вошёл в историю отечественной и мировой музыкальной культуры как один из величайших в мире пианистов и создатель русской пианистической школы. Но его по праву можно назвать и основоположником профессионального музыкального образования в России и организатором регулярной концертной жизни, и замечательным лирическим композитором.


Петербургская консерватория долго не имела своего здания и размещалась в различных помещениях города. Через три года состоялся первый выпуск консерватории, среди первых выпускников был будущий великий композитор Петр Ильич Чайковский.

Консерватория быстро становилось популярной, число ее студентов увеличилось, для нормального их обучения нужны были не только музыкальные классы, но и большой зал с хорошей акустикой, поэтому вопрос о специальном здании поднимался не раз. В 1887 году консерватория получила для перестройки здание старого Большого театра на Театральной площади, рядом с Мариинским театром.

Работы по реконструкции Большого театра начались весной 1891 года, а через год состоялась торжественная закладка Большого зала консерватории. Строительство такого специфического здания, как консерватория, требовало особого мастерства, ведь одним из главных условий было создание с одной стороны, хорошей звукоизоляции, а с другой стороны, нужного резонанса. Для этого использовали различные системы перегородок между классами, перекрытий между этажами, делали двойные стены и потолки, даже вентиляционные каналы устраивали для каждого класса отдельно.

Торжественное открытие нового здания петербургской консерватории состоялось 12 ноября 1896 года.

В годы революции 1905-1907 годов консерватория стала самоуправляемым учебным заведением.

После революции 1917 года консерватория стала государственным учебным заведением, получила статус вуза.

С Петербургской консерваторией связана целая эпоха русской музыки. Здесь работали и учились многие замечательные люди - прекрасные музыканты и настоящие граждане своей страны, которые составили гордость и славу России.

Традиции, заложенные основателями консерватории, сохраняются и сегодня, а сама Петербургская консерватория остается одним из самых авторитетных музыкальных центров мира.

Трудно переоценить то, что удалось сделать Николаю Рубинштейну . Он, будучи молодым человеком 25 лет, положил начало системе профессионального музыкального образования в России. Именно он взял на себя ответственность перед лицом государства и народа за подготовку не только специалистов по тому или другому инструменту, но и музыкантов в обширнейшем смысле этого слова.

Татьяна Борисовна Юдовина-Гальперина (1945-2003) - детский музыкальный педагог с мировым именем. Идея серии «Большая музыка - маленькому музыканту» принадлежит Татьяне Борисовне.

Эмма Льюмен (Emma Lieuman), создатель современной системы обучения, талантливый пианист и педагог, выпускница Московской консерватории, лауреат международных конкурсов, руководитель Центра «PianoWell».
Ее система создавалась с 1998 года и окончательно сформировалась к 2007 году. В основе системы лежит овладение музыкальными средствами выразительности (МСВ) в полной мере.
К ним относятся:
тембр
движение звука
гармония
динамика и баланс
интонация и вес
музыкальная речь
штрихи
окраска звука
фразировка
форма
образ произведения
метр
артистизм


Смирнова Татьяна Ивановна - автор "Интенсивного метода преподавания фортепиано", автор и составитель программы "Класс по фортепиано", учебного пособия «ALLEGRO». На своих занятиях Смирнова использует системный подход, который учитывает сильные и слабые стороны ребенка, его характер и наклонности, даже особенности воспитания в семье. Занятия по разработанной педагогом методике интенсивного обучения проходят в "Центре музыкального образования Татьяны Смирновой".

Предварительный просмотр:

Московская консерватория

Класс, где преподавал Чайковский

Большой зал

Московская консерватория

Николай Сергеевич Зверев (1832-1893 г.)

Николай Зверев с учениками, конец 1880-х гг. Слева направо: Семён Самуэльсон, Александр Скрябин, Леонид Максимов, Сергей Рахманинов, Александр Черняев, Фёдор Кёнеман, Матвей Пресман.

Александр Николаевич Скрябин (1872 – 1915 г.)

Василий Ильич Сафонов (1852-1918 г.)

Сергей Васильевич Рахманинов (1873 – 1943 г.)

Сестры Гнесины (слева направо): Ольга, Елена, Евгения, Мария, Елизавета.

«Музыкальное училище Е. и М. Гнесиных». 1895 г. маленький деревянный домик в Гагаринском переулке

Гнесинское училище в 20-е годы

Елена Фабиановна Гнесина (1874-1967 г.)

Константин Николаевич Игумнов (1873- 1948 г.)

Александр Борисович Гольденвейзер (1875-1961 г.)

Центральная музыкальная школа при Московской консерватории

Генрих Густавович Нейгауз (1888-1964 г.)

Генрих Нейгауз дома с учениками: (слева направо) Наталья Фомина, Антон Гинзбург, Евгений Малинин, Вера Горностаева

Современные методы преподавания фортепиано 1. Татьяна Борисовна Юдовина-Гальперина 2. Эмма Льюмен 3. Татьяна Ивановна Смирнова


Антон Григорьевич РУБИНШТЕЙН прославился как исполнитель уникального цикла исторических концертов, отразивших историю фортепианной музыки за два века. Огромно композиторское наследие Рубинштейна. Оно включает оперы – светские и духовные, симфонии и симфонические увертюры, картины, поэмы, фортепианные концерты и романсы, инструментальные пьесы и ансамбли.

Слайд 19 из презентации «Серьёзная и лёгкая музыка» . Размер архива с презентацией 3466 КБ.

Музыка 8 класс

краткое содержание других презентаций

«Серьёзная и лёгкая музыка» - Д.Кабалевский: Произведения искусства зачастую обладают элементами предвидения; медико-оздоровительную. Является средством просвещения и образования людей. Огромно композиторское наследие Рубинштейна. Серьезная музыка поднимает слушателя до своего уровня, приобщает к вечным идеалам. Чайковский был известен как неплохой пианист и хорошо импровизировал. Роль искусства в современном мире. Искусство выполняет следующие функции:

«Исторические народные песни» - 7.С чем сопоставляются в лирических песнях душевные переживания героев? 6.За что, с народной точки зрения, достались Емельяну Пугачёву кандалы? 2.Какое историческое событие не освещается в прочитанных исторических песнях? 1.Какая историческая личность не является героем прочитанных исторических песен? 3.Почему Ермак с казаками решили идти на Сибирь? 4. Как предлагает ПётрI встретить шведского короля?

«Краткая биография Чайковского» - Там отец композитора служил директором Горного завода. «Иоланта». «Лебединое озеро». Жизненный путь. В 1866 году Чайковский переехал в Москву. Оперы Чайковского. «Евгений Онегин». «Щелкунчик». «Спящая красавица». Балеты Чайковского. Пётр Ильич Чайковский. Вокруг звучали крестьянские песни. Путь к мастерству.

«П.И.Чайковский» - Надгробие композитора. Петр Ильич Чайковский. Чайковский родился в семье горного инженера. Памятник Петру Чайковскому. Смерть. Семья Чайковских. Камско-Воткинский завод. Должность профессора. Чайковский уходит из консерватории. Личная жизнь композитора.

«Виды музыки» - Понятие об электронной музыке. Понятие о музыке диско. Понятие о поп-музыке. Понятие о рэпе. Понятие об авторской песне. Жанры в музыке. Понятие о джазе. Понятие о классической музыке. Таблица жанров музыки. Понятие о трансе. Понятие о рок-музыке.

«Музыка русских народных песен» - Проблема. Русский композитор М.И.Глинка. Русские песни. Музыка моего народа. Инструментальная народная музыка. Современные исполнители народных песен. О русской песне. Наличие фольклорных корней. Русское народное творчество в современном мире. Место русской народной музыке. Академический Русский Народный Оркестр. Обрядовые песни. Фольклор и молодежь.

А. Г. РУБИНШТЕЙН (1829-1894)

Антон Григорьевич Рубинштейн родился 28 ноября 1829 года в деревне Выхватинцы Подольской губернии в небогатой еврейской купеческой семье.
С двух лет и до одиннадцати мальчик жил в
Москве и, конечно, впитал массу впечатлений, имея феноменальную восприимчивость к музыке и прекрасную музыкальную память.

Братья Николай и Антон Рубинштейны

Как известно из мемуаров и книг, в гостеприимном доме Рубинштейнов постоянно собиралось очень много людей. Это были студенты, чиновники, учителя, В семье постоянно звучала музыка. Музыкальная атмосфера Москвы тех лет - это песни и романсы Алябьева, Варламова, бытовые танцы.

Игре на фортепьяно его сначала обучала мать, а затем учителем Рубинштейна стал коренной москвич Александр Иванович Виллуан, имевший на своего воспитанника большое влияние. Пьесы Виллуана и составляли преимущественно репертуар Антона Рубинштейна. Эти произведения, и особенно фортепианный концерт, с точки зрения мелодики целиком находятся в русле московской традиции.

Уже с десяти лет Антон Рубинштейн начал выступать на публике. И как многие вундеркинды середины века, совершил со своим учителем Виллуаном концертное турне по крупным городам Европы в 1841-1843 годах. В эти же годы были изданы первые сочинения Рубинштейна.


С 1844 по 1846 год Антон посещает занятия Зигфрида Дена в Берлине. Там он занимается теорией композиции.У Зигфрида Дена в свое время занимался и Глинка.

Во время зарубежных гастролей в 50-х гг.Антон Рубинштейн общается с одним из величайших пианистов всех времен — Ф. Листом, оказавшим огромное влияние на творческое развитие Рубинштейна.

В 1848 г. Рубинштейн возвращается в Россию.Переезжает в Петербург. Здесь он выступает как пианист и дирижёр (в основном с собственными произведениями). К этому времени относятся серия его фортепьянных пьес и опера «Дмитрий Донской».

Выработавшиеся в детстве и юности трудолюбие, независимость, гордое артистическое самосознание, демократизм музыканта-профессионала, для которого искусство является единственным источником материального существования, - все эти черты осталисьхарактерными для музыканта до конца его дней.

Все особенности его музыкального языка связаны с детскими впечатлениями. Затем пианист с постоянно расширявшимся репертуаром, слушатель концертов и спектаклей в разных странах Европы, преимущественно в городах Германии и Австрии, Рубинштейн впитывал в себя и старую музыку и новую, и высокохудожественную - и, очень часто, второстепенную, эпигонскую, ибо при обилии и разнообразии концертов и концертных программ звучали, конечно, отнюдь не одни шедевры. Близкое и глубокое знакомство с русской музыкой и проникновение в русскую интонационность пришли позже, вхождение в этот звуковой мир было, вероятно, непростым и оказалось возможным благодаря исключительной отзывчивости и восприимчивости натуры музыканта. Но восхождение состоялось икакое.

Любители музыки всего мира называли Антона Рубинштейна «Царем пианистов». И этобыло совершенно справедливо. Его игра покоряла слушателей своим величайшим размахом, героическим подъемом, порывистой страстностью и одновременно необычайной нежностью и грацией. Еще, будучи мальчиком, он поразил своей игрой таких европейских титанов, как Шопена и Листа. Ф. Лист даже назвал Рубинштейна наследником своей игры.


ANTON RUBINSTEIN - OCTET MVMT 1 - CONSORTIUM CLASSICUM


Рубинштейн Демон исполняет Георг Отс 1959 год

О Рубинштейне-композиторе можно было бы сказать не меньше, чем о Рубинштейне-
пианисте. Нет такой области музыкального творчества, в которой он не проявил бы
себя: им написано громадное количество фортепианных произведений, среди которых
пять концертов для фортепиано с оркестром, много камерных произведений (струнные квартеты, несколько трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для фортепиано с альтом и виолончелью), скрипичный концерт, симфонии, различные увертюры и симфонические картины для оркестра, оратории, чуть ли не десяток опер и бесконечное количество романсов для пения. В общей сложности он написал более трехсот сочинений. Во всех произведениях Рубинштейна щедрою рукой рассыпаны отдельные гениальные мысли, искреннее, неподдельное чувство и вдохновение.

С 1854 по 1858 год он концертирует за границей. А вернувшись на родину, становится одним из организаторов, директором и дирижером Русского музыкального общества


Anton Rubinstein - Piano Trio Op. 15 No. 2 I. Moderato (1/5)

В 1862 году Рубинштейн основал в Петербурге музыкальные классы, преобразованные позднее в первую в России консерваторию, директором и профессором которой состоял до 1867г. На проценты с им же пожертвованного капитала в двадцать пять тысяч рублей был
учрежден международный конкурс пианистов и композиторов, который устраивался каждые пять лет в другом государстве. Первый конкурс под председательством самого Рубинштейна состоялся в Петербурге в 1890 году, второй - в 1895 году в Берлине, третий - в 1900 году в Вене, четвертый - в 1905 году в Париже, пятый - в 1910 году в Петербурге, шестой предполагалось провести в 1915 году в Берлине, но этому помешала мировая война.


Anton Rubinstein - Fantaisie (For Piano and Orchestra) Op. 84 (1880)

Конкурсы эти привлекали лучших пианистов и композиторов всего мира. Достаточно
назвать таких участников, как Ф. Бузони, И. Левин, А. Боровский, Л. Крейцер, В. Бакхауз, Л. Сирота, К. Игумнов, А. Гедике, М. Задора, А. Ген, Артур Рубинштейн, чтобы судить об уровне этих конкурсов.

В 1869 году необычайно успешно проходят гастроли Рубинштейна в Европе.
Восхищенный талантом русского музыканта, герцог Карл-Александр, в свои юные годы привлекавший к работе Гёте, предлагает даже остаться Рубинштейну при дворе в Веймаре.

Следующие гастроли музыканта Рубинштейна начнутся в 1872 году. Концертная поездка со скрипачом Г. Венявским по городам Америки снова прошла на редкость удачно - за 8 месяцев состоялось 215 концертов!

В 1884 году Рубинштейну исполнилось шестьдесят пять лет, но его активность не снизилась.
В 1885-1886 годах он организовал грандиозный цикл "Исторических концертов", в который вошло 175 произведений, исполненных дважды в городах России и Западной Европы.

А.А. Трубниковвспоминает:
"Исторические концерты давались Рубинштейном в зале Благородного собрания каждую неделю по вечерам и целиком повторялись на другой
день в час дня в Немецком клубе. Повторные концерты в Немецком клубе давались бесплатно для педагогов, музыкантов и учащихся старших классов консерватории.

Исторические концерты Рубинштейна для каждого музыканта были событием. А таких счастливцев, которым удалось прослушать их дважды, было, конечно, совсем мало. В наше время рядом с Рубинштейном ставили только Ф. Листа. Сами мы, я и мои сверстники, Листа уже не слыхали, а потому и параллели с ним проводить не могли.
Лично для меня Рубинштейн стоит особняком, неприступной и недосягаемой гранитной скалой. Он порабощал вас своею мощью, и он же увлекал вас изяществом,
грациозностью исполнения, своим бурным, огненным темпераментом, своею теплотой и
лаской. Его crescendoне имело границ нарастания силы звучания, его diminuendoдоходило до невероятного pianissimo, звучащего в самых отдаленных уголках громаднейшего зала. Играя, Рубинштейн творил, и творил неподражаемо, гениально.
Исполнявшаяся им два раза одна,и та же программа - в вечернем концерте и затем на другой день на утреннике - часто трактовалась совершенно различно. Но поразительнее всего было то, что в обоих случаях все получалось изумительно.

Игра Рубинштейна поражала своей простотой. Звук его был поразительно сочный и глубокий. Рояль звучал у него, как целый оркестр, не только в смысле силы звука, но и тембрового разнообразия. У него рояль пел, как пела Патти, как пел Рубини.
Популярность его была так велика, что выражения "так играет Антон", "так дирижирует Антон" или просто "так сказал Антон" были совершенно естественными. Все понимали, что речь идет об А.Г. Рубинштейне. Я могу смело сказать, что более популярного в то время человека, чем Рубинштейн, в артистическом мире не было. Нередко его ругали как композитора, как общественного деятеля, как человека, но его гениальности как пианиста никто не отрицал. Мнение всех о Рубинштейне-пианисте было одинаково восторженное. Я сам слышал из уст П.И. Чайковского такую фразу: "Я завидую таланту Рубинштейна".

Играл Рубинштейн всегда с закрытыми глазами. Сам он рассказывал, что играть с закрытыми глазами стал с тех пор, как однажды заметил сидевшую в первом ряду
зевнувшую старушку.

При всей своей гениальности Рубинштейн не всегда играл одинаково удачно. Иногда он бывал не в настроении и тогда играл, насилуя себя. Вот в такие-то моменты он был неузнаваем".


Anton Rubinstein - Feramors (Ballet Music from the opera) (1862)

В 1887 году Антон Григорьевич вновь стал директором и профессором Петербургской
консерватории и занимал пост до 1891 года.

Последние годы жизни (1891-1894 гг.) Рубинштейн жил в Дрездене, выезжая оттуда только на благотворительные концерты, занимаясь литературной и педагогической работой (здесь у него учился И. Гофман) и сочиняя музыку.


Anton Rubinstein : Melody in F major op.3 n.1 for Orchestra - (Paintings by Renoir)

Число его музыкальных сочинений достигло 119, не считая 12 опер и немалого количества фортепьянных пьес и романсов, не помеченных как opus.

Выдающийся пианист, композитор, дирижёр, педагог и музыкально-общественный деятель А.Г. Рубинштейн родился 16 (28) ноября 1829 года в деревне Выхватинец Подольской губернии. Происходил из небогатой еврейской купеческой семьи. В 1835 году родители его переселились в Москву, где отец завел карандашную фабрику. Там же, в Москве, родился младший брат Антона Николай Рубинштейн (), ставший позднее основателем Московской консерватории. Первые уроки фортепианной игры давала Рубинштейну его мать, которая была очень музыкальна, а в годах с мальчиком, подающим большие надежды, безвозмездно занимался известный пианист А. Виллуан, которого Рубинштейн называл своим вторым отцом. Тринадцати лет Антон Рубинштейн закончил свои уроки музыки и больше на фортепиано уже не учился ни у кого. Десятилетним мальчиком он дал свой первый концерт в Москве, а в годах с триумфом концертировал в европейских городах. Уже в эти годы были изданы его первые музыкальные сочинения.


В 1844 году мать Рубинштейна, взяв с собой Антона и младшего сына Николая, поехала в Берлин с целью дать детям серьезное музыкальное образование. Там оба брата стали заниматься теорией музыки у З.Дена. До 1848 года Антон Рубинштейн жил за границей (Берлин, Вена), встречался с Ф.Мендельсоном и впоследствии с Ф.Листом, оказавшими влияние на формирование его творческой личности. В 1848 году он возвратился в Россию и благодаря покровительству великой княгини Елены Павловны поселился в Петербурге, выступал как пианист и дирижёр (главным образом с собственными произведениями). В В 1850 году он пишет свою первую оперу "Куликовская битва", в этом же году разрабатывает проект организации в Петербурге Музыкальной академии. Чтобы завоевать признание, Рубинштейн снова едет за границу. По инициативе Рубинштейна и при его непосредственном участии в Петербурге организуются Русское музыкальное общество (1859) и первая в России консерватория (1862). До 1867 года он - ее директор и преподаватель (в числе первых выпускников был Чайковский). Чайковский




В течение следующих 20 лет Рубинштейн много сочиняет, ведет интенсивную концертную деятельность в России и за границей. Наряду с Ф. Листом он признан самым великим пианистом Европы. В годах Рубинштейн выступает в США, заработанные деньги он передает на организацию первых в мире международных музыкальных конкурсов. Итогом его исполнительской деятельности стал цикл из семи "Исторических концертов". В годах Рубинштейн снова директор Петербургской консерватории и профессор по классу фортепьяно. В 1889 году он пишет книгу "Музыка и ее представители". Скончался Антон Григорьевич Рубинштейн 20 ноября 1894 года в Петербурге. Рубинштейн является основоположником российской пианистической школы. Разнообразно и обширно наследие Рубинштейна-композитора: 15 опер, 5 ораторий, 6 симфоний, 5 концертов для фортепьяно с оркестром, около 20 камерных инструментальных ансамблей, более 120 романсов и песен, свыше 200 сочинений для фортепьяно и т.д. В числе его учеников П. И. Чайковский, пианист И. Гофман, музыкальный критик Г. А. Ларош.

Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого российского музыканта А.Г. Рубинштейна. Анализ самых известных музыкальных произведений данного автора, оценка его места и значения в российской и мировой культуре и искусстве.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Тема урока : Антон Григорьевич Рубинштейн (1829-1894)

Цели :

1. Образовательные:

– Познакомить с жизнь и творчеством музыканта.

– Вызвать интерес к его музыкальным произведениям.

– Связать данную тему с уроками литературы (рассказ А.И. Куприна «Тапёр»).

2. Развивающие:

– Развивать эстетические чувства учеников.

– Развивать способность синтезировать знания из различных школьных предметов.

3. Воспитательные:

Воспитывать «культуру слушателя».

Культурологические понятия: прототип

Оборудование и наглядность:

Два портрета Рубинштейна, выставка книг, посвященных композитору, аудиозапись отрывка из оперы «Демон» Рубинштейна («На воздушном океане» в исполнении Ф.И. Шаляпин )

Литература:

1. Хопрова Т. Антон Григорьевич Рубинштейн: 1829-1894: Крат. очерк жизни и творчест-за.-М.: Музгиз, 1963.

2. Баренбойм Л. Антон Григорьевич Рубинштейн: Жизнь, артист, путь, творчество, музыкально-обществ. деятельность.-Л.: Музгиз, 1962. Т. 2.

3. Константин Коровин вспоминает…/ Вступ. ст. И. Зильберштейна и В. Самкова. - М.: Изобраз. искусство, 1971

Эпигр аф: «Я завидовал т аланту Рубинштейна »

Чайковский П.И.

План урока

1. Оргмомент (1 мин.).

2. Психологическая подготовка (беседа; 5 мин.).

3. Слово о музыканте (15 мин).

4. Прослушивание аудиозаписи (7 мин.)

5. Итог урока (4 мин.).

6. Домашнее задание (2 мин.).

рубинштейн музыкант произведение

Ход урока

I Оргмомент

II Психологическая подготовка:

Ребята, совсем скоро на уроках литературы вам предстоит изучать рассказ Александра Ивановича Куприна «Тапер». В этом рассказе вам встретится очень интересный персонаж Антон Григорьевич Рубинштейн. У этого персонажа был прототип с точно таким же именем. Вы знаете, что в литературоведении называют прототипом? (если ребята не отвечают, учитель дает под запись определение).

Прототип - реально существовавшее лицо, судьба и черты характера которого легли в основу литературного образа.

Вам сложно будет понять рассказ Куприна, если вы не будете знать, кем в действительности был Антон Григорьевич Рубинштейн, поэтому я вам о нем сегодня немного расскажу.

III Слово о музыканте :

1. Работа с эпиграфом:

Эпиграфом к сегодняшнему уроку послужили слова Петра Ильича Чайковского: «Я завидовал таланту Рубинштейна». Наверное, вам эти слова покажутся удивительными: Чайковский - гениальный композитор, которого признавали современники и продолжают чтить потомки во всем мире, вдруг почему-то завидовал Рубинштейну. Зависть эта, конечно, была белой, но все же удивительно, какими особыми качествами обладал Рубинштейн, что им завидовал сам Чайковский? В конце урока мы с вами попытаемся ответить на этот вопрос.

2. Работа с портретом:

Рубинштейн очень разносторонне проявил себя в музыке: он был композитором, пианистом, дирижером, педагогом. Посмотрите на это одухотворенное лицо (учитель указывает на портрет). Это лицо поистине творческого человека. Современники по праву находили у Рубинштейна сходство с другим гениальным композитором Бетховеном.

3. Рассказ о жизни и творчестве Рубинштейна:

Музыкальный талант Рубинштейна проявился очень рано. Его семья была очень музыкальна, первые уроки игры на фортепиано юному Рубинштейну давала мать, позже с ним стал заниматься известный педагог-пианист Александр Иванович Виллуан. В возрасте двенадцати лет Рубинштейн создает свое первое крупное музыкальное произведение. Через два года вместе со своим учителем Рубинштейн отправляется на гастроли по Европе, где за 80 дней дает около 200 концертов. Представьте себе, какая трудоспособность! В разных городах Германии, Франции, Швейцарии и других стран Рубинштейн исполнял музыкальные произведения Листа, Шопена, а также собственные сочинения. Слушатели были поражены талантом юного музыканта, ему предлагали остаться жить почти в каждой европейской стране, но как настоящий патриот Рубинштейн возвращается в Россию.

Позднее Рубинштейн основал Русское музыкальное общество: объединение отечественных музыкантов, которое гастролировало по стране, искало молодые таланты, устраивало благотворительные концерты. Также Рубинштейн в Петербурге открыл первую в стране консерваторию, в которой сам же преподавал. Одним из множества его талантливых учеников был уже упомянутый нами П.И. Чайковский, которого после окончания консерватории оставили в ней в качестве преподавателя.

Помог Антон Рубинштейн открыть консерваторию и в Москве своему брату, тоже музыканту Николаю Григорьевичу Рубинштейну. А за несколько лет до смерти Антон Григорьевич Рубинштейн учредил конкурс пианистов, который тоже должен был открывать молодые таланты.

IV Прослушивание аудиозаписи :

Рубинштейн создал очень много музыкальных произведений, но произведением своей жизни он считал оперу «Демон», написанную по мотивам поэмы М.Ю. Лермонтова. В разное время в постановке этой оперы принимали участие лучшие режиссеры, певцы, музыканты и художники.

Сейчас мы с вами услышим отрывок из этой оперы в исполнении Ф.И. Шаляпина (прослушивание музыкального фрагмента).

V Итог урока : Надеюсь, что, рассказывая о Рубинштейне, я вас заинтриговал, и теперь, когда вы будете читать рассказ Куприна, вы поймете значение персонажа, названного именем Рубинштейна. И кто мне теперь сможет ответить на вопрос, почему Чайковский завидовал таланту Рубинштейна? (у него была огромная трудоспособность, он открыл много талантливых музыкантов, он оставил огромное музыкальное наследие).

VI Домашнее задание : Подготовить доклад об одной из постановок оперы Рубинштейна «Демон» или на тему «Жизнь и творчество Федора Ивановича Шаляпина».

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления В. Ван Гога как голландского живописца, рисовальщика, офортиста и литографа, одного из крупнейших представителей постимпрессионизма. Анализ самых известных произведений данного автора.

    презентация , добавлен 25.04.2016

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого испанского живописца Диего Веласкеса. Хронология жизни автора и анализ его самых известных работ. Франсиско Пачеко и его роль в жизни Веласкеса. Специфика и манера произведений.

    реферат , добавлен 03.12.2011

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского живописца и рисовальщика О.А. Кипренского. Обучение талантливого художника и покровительство А.С. Строганова. Особенности манеры парадных и карандашных портретов автора.

    презентация , добавлен 26.12.2010

    Краткий очерк жизни, этапы личностного и творческого становления великого живописца Германии Альбрехта Дюрера, анализ его самых известных творений. Содержание и композиция картины "Четыре апостола", психология ее героев и познавательное значение.

    реферат , добавлен 21.04.2010

    Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления великого российского архитектора и художника-графика Серебряного века Лукомского Георгия Крескетьевича. Известнейшие работы мастера, их особенности и место в культуре России начала XX века.

    доклад , добавлен 04.05.2009

    Краткий биографический очерк жизни, этапы личностного, творческого становления великого российского живописца Маковского. Исследование периода в жизни художника, когда женские образы в картинах достигли совершенства, детали костюма и ювелирные украшения.

    курсовая работа , добавлен 22.05.2014

    Серов В.А. как русский живописец и график, мастер портрета, краткий очерк его жизни, этапы личностного и творческого становления. Образование Серова и значение в данном процессе Репина. Карьерный рост художника, анализ и оценка его творческого наследия.

    презентация , добавлен 25.10.2013

    И.Н. Крамской как русский живописец и рисовальщик, мастер жанровой, исторической и портретной живописи, художественный критик. Краткий очерк жизни, личностного и творческого становления данного художника, оценка его вклада в русскую и мировую культуру.

    презентация , добавлен 09.03.2011

    Сюрреализм как направление в изобразительном искусстве: история становления и развития, основные мотивы и идеи, яркие представители и оценка их творческого наследия. Начало и этапы творческого пути Макса Эрнста, анализ его известных произведений.

    курсовая работа , добавлен 11.05.2014

    Ансельм Кифер как величайший художник послевоенной Германии, истоки и специфика его творчества, краткий очерк жизни и личностного становления. Анализ наиболее известных работ данного мастера. "Живопись выжженной земли", ее истоки и значение в творчестве.




Top