Социальная структура древнеиндийского общества.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине:

"История государства и права зарубежных стран"

Тема: "Особенности общественного строя Древней Индии".

3. Особенности рабства в Древней Индии

1. Введение

Государство Древней Индии образовалось в устьях рек Инд, пять притоков которого образуют Пенджаб (Пятиречье) и Ганг, где были наиболее благоприятные условия для занятия скотоводством и земледелием. Предполагается, что первые неолитические поселения земледельцев в предгорьях долины Инда относятся к 6 - 4 тысячелетиями до н.э. Урбанистическая культура индов оформилась уже к середине 3 тысячелетия до н.э., свидетельством чему являются древнейшие города - Хараппа и Мохенджо-Даро - крупнейшие центры древней цивилизации и столицы политических объединений индов, относящиеся примерно к 24 в. до н.э. Вместе с тем, об этом периоде развития древнейших обществ Индии на сегодняшний день известно довольно мало ввиду скудности доступных источников. Причина этого кроется в том, что индская письменность Хараппы и Мохенджо-Даро до сих пор не расшифрована. Более поздние хорошо изхученные санскритские тексты ариев долины Ганга посвящены преимущественно религиозно-философским проблемам и почти не касаются политики, истории, социальной структуры и экономических отношений, в том числе, и в доарийские времена.

Примерно с начала II тысячелетия до н.э. со стороны Причерноморья и Прикаспия (некоторые ученые полагают, что по маршрутам через Малую Азию и Закавказье) начинается миграция индоевропейских (арийских) племен, которые к XIV - XIII вв. до н.э. проникают через Афганистан сначала в Пенджаб, а затем в долину Ганга, покоряя, оттесняя к югу либо ассимилируя населяющих Северную Индию местных неолитических земледельцев (преимущественно относящихся к этническим общностям мундов и дравидов).

2. Особенности общественного строя Древней Индии в период формирования, укоренения и развития варновой системы

Несмотря на малый объем доступного фактологического материала о характере развития общества того времени, на основе имеющихся источников историческая наука делает вывод о высоком уровне индоарийской ("арий" означает "благородный") материальной культуры. Знакомство с металлами, использование плуга, удобрений, ирригационных устройств, средств транспорта, развитое ремесло и т.п. позволили им довольно быстро и успешно утвердиться в долине Ганга.

Эти же факторы наряду с религиозно-мировоззренческой первоосновой индоарийской культуры на фоне разложения первобытнообщинного строя способствовали дальнейшему развитию процесса расслоения населения на основе имущественного и социального неравенства и оформлению социальной структуры индийского общества в виде сословий - варн.

Слово "варна" в переводе с санскритского языка буквально означает "качество", "цвет", "категория", "вид", "разряд".

Уже с глубокой древности в Индии использовали его для выделения и противопоставления друг другу основных социальных слоев общества. Постепенно все прежде равноправные свободные стали делиться на группы, не равные по своему общественному положению, правам и обязанностям.

В законах Ману (сборник древнеиндийских нравственных и правовых предписаний, исполнение которых считалось в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью; временем составления "Законов Ману" считают примерно I в. до н.э.) об этом сказано так: "А ради процветания миров он (Брахма или Брама - один из трёх высших богов брахманизма и индуизма, бог-творец, создатель Вселенной и её олицетворение и душа. Обычно изображается четырёхликим, четырёхруким, сидящим на лебеде) создал из своих уст, рук, бедер и ступней соответственно брахмана, кшатрия, вайшия и шудру.

Обучение, изучение Веды (древнейший памятник религиозной литературы), жертвоприношение для себя и жертвоприношение для других, раздачу и получение милостыни он установил для брахманов (то есть жрецов). Охрану подданных, раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды и неприверженность к мирским утехам он указал для кшатрия (военная аристократия).

Пастьбу скота и также раздачу милостыни, жертвоприношение, изучение Веды, торговлю, ростовщичество и земледелие - для вайшия (все свободные рядовые общинники, торговцы, ремесленники, крестьяне).

Но только одно занятие Владыка указал для шудры (батраки, не члены общин неравноправные члены общества) - служение этим варнам со смирением".

Управление государством осуществлялось членами варны кшатриев. Варна кшатриев возникла в результате войн, со временем превратившись в правящую, но в отличие от варны брахманов, являлась менее замкнутой.

Однако, брахманы, выполнявшие жреческие функции и знающие священное учение, согласно законов Ману, занимали наиболее почетное место в обществе: "Из живых существ наилучшими считаются одушевленные, между одушевленными - разумные, между разумными люди, между людьми - брахманы. Все, что существует в мире, это собственность брахмана; вследствие превосходства рождения именно брахман имеет право на все это. Брахман ест только свое, носит - свое и дает - свое; ведь другие люди существуют по милости брахмана". Их называли "авадхья" - неприкосновенные. Брахманы также оказывали помощь в управлении государственными делами. Особенность положения членов варны брахманов выражалась также в том, что они не подлежали казни, в худшем случае их могли только изгнать из государства.

Возникновение варны шудр связывается с участившимися войнами. Первоначально эту варну, возникшую позже первых трех, составляли представители покоренных племен, не являвшихся потомками индоариев. Формально они не были рабами. Но законы Ману возлагали на них обязанность обслуживать высшие варны.

Со временем варны претерпели качественные изменения, превратившись в крайне замкнутые формы. С окончательным оформлением рабовладельческого государства деление всех свободных на четыре варны было объявлено извечно существующим порядком и освящено религией. Для каждой варны был сформулирован свой закон образа жизни - дхарма, в основу которого легли положения законов Ману. Запрещался переход из одной варны в другую. Ограничивалась возможность смешанных браков, о чем в законах Ману сказано так: "При первом браке дваждырожденному рекомендуется (жена) его варны; но у поступающих по любви могут быть жены согласно прямому порядку (варн). Для шудры предписана жена шудрянка, для вайшия - (шудрянка) и своей варны, для кшатрия - те (обе) и своей (варны), для брахмана - те (три), а также своей (варны). Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин, быстро низводят семьи и потомков к положению шудры. Ни в одном сказании не упоминается жена-шудрянка у брахмана или кшатрия, даже находящегося в крайних обстоятельствах. Брахман, возведя шудрянку на ложе, низвергается в ад; произведя от нее сына, он лишается брахманства".

Устанавливалось разное материальное возмещение за убийство лица в зависимости от его принадлежности к определенной варне: за проступки члена высшей варны по отношению к члену низшей полагалось более мягкое наказание, чем в обратном случае.

Свободные члены общины, к которым относились члены генетически связанных с индоариями варн - брахманов, кшатриев и вайшия, проходили обряд "второго рождения" и назывались "дважды рожденными" (двиджати). Обряд "второго рождения", т.е. обряд инициации, посвящения, который производился в детстве и сопровождался надеванием на шею шнура, материал и цвет которого соответствовал варне, давал право на обучение профессии и занятиям предков, после чего каждый мог стать домохозяином, т.е. отцом своего семейства.

Шудры, как представители низшей варны, обряда "второго рождения" не проходили и назывались "единожды рожденными". Они не пользовались политическими правами, не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании. Шудрам изначально запрещалось накапливать богатства. Участки земли в кормление им и членам их семьи выделялись лицом, у которого они находятся в услужении. Шудра не имел права изучать веды и участвовать в обрядах и культовых отправлениях наравне с представителями остальных варн. Поэтому, в период окончательного формирования и закрепления 4-варновой системы шудра не мог, претендовать на высокое социальное положение.

Древнеиндийская община состояла из семейных групп, главы которых ("домохозяева") имели немалую власть над женами, детьми и домочадцами. В число последних входили порой и рабы из числа пленных иноплеменников (даса). По большей части это были рабыни, наложницы домохозяина или кого-либо из взрослых мужчин его семейной группы, чаще всего его братьев. Дети от этих рабынь не обязательно были рабами: статус их в зависимости от обстоятельств колебался от зависимого до полноправного. Да и домочадцы из числа родни тоже не были абсолютно независимы: отец-патриарх имел право заложить кого-либо из них в случае нужды, отдать жрецам для жертвоприношения.

В сельской общине Древней Индии долго сохранялось коллективное землепользование. Хотя пахотная земля делилась на наследственные участки индивидуального семейного владения, все остальные угодья продолжали считаться коллективным общинным достоянием. Многие важные и нужные для общины работы - очистка новых территорий от джунглей, ирригационные сооружения местного масштаба, строительство дорог или храмов, защита и охрана деревни и ее имущества и т.п. - выполнялись совместно, считались делом коллектива в целом. Как правило, голос при решении общинных дел имели лишь полноправные общинники-домохозяева.

Индийское общество делилось на особые разряды, которые назывались варнами. Возникновение именно такого распределения людей напрямую связано с религиозными взглядами индийцев.

Они верили, что первого человека боги создали как «родителя всех родителей». Именно от него произошли все люди, а по поверьям, из его рта вышли брахманы, которые занимали в Древней Индии самое высокое положение.

Из рук первого человека Пируши образовались кшатрии, которые были воинами и обладали властью. К ним в Древней Индии относили князей и царей, а также членов их семьи.

Из бедер Пируши произошли вайшьи, они были земледельцами и выполняли различную важную работу для общества индийцев.

А из ступеней первого человека родились шудры, которые представляли собой слуг.

«Дважды рожденные»

В Древней Индии существовало такое понятие как «дважды рожденные», это относилось к представителям первых трех варн. Когда они проходили специальное посвящение, они считались рожденными повторно.

При достижении определенного возраста мальчик принимал участи в обряде, в ходе которого на него надевали «упавиту», священный шнур, которые обозначал, что индиец родился второй раз, только теперь уже, как член определенной варны.

В зависимости от принадлежности к варне древние индийцы носили одежду определенного цвета. Для брахман это был белый цвет, для воинов - красный, для земледельцев - желтый, а для шудр - черный.

Такое устройство общества в Древней Индии считалось вечным, поэтому ни один из представителей одной варны не мог перейти в другую и браки между представителями разных варн строго запрещались. Но постепенно варны тоже стали иметь подразделения на касты.

Новая религия Древней Индии: как появился Буддизм?

В 6 веке до н.э. в Древней Индии родился Принц Гаутама, которого вспоследствии стали называть Буддой. Он относился к кшатриям, жил роскошно и беззаботно и никогда не видел настоящей жизни.

Но однажды принц покинул свой великолепный дворец, и узнал, что существует старость и смерть, несчастья и болезни, печали и страдания. Увидев это, он был вынужден покинуть дворец и стать скитальцем-отшельником.

Тогда ему открылись истины мира, и он стал зваться «Будда», что значит «просветленный». Он был против разделения людей на варны, против насилия и невежества. Со временем у него появились последователи, которые создали общину буддистов.

Его учение распространилось по всей Индии, а спустя века у буддизма появились последователи в других странах. На сегодняшний момент, буддизм - одна из трех мировых религий, а Будда признан одним из величайших мудрецов и учителей человечества.

Возникновение единого государства Маурьев, которое было создано из разрозненных индийских княжество, относится к последней трети 4 века до н.э. Его царем стал Чандрагупта.

История Древней Индии повествует о том, что со внуком этого царя - Ашокой - случилась удивительная история. Когда он узнал об учении Будды, он пожалел об всей той жестокости, которая владела им до этого и позволяла вести суровые войны.

>>История: Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

23. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия

1. Варны и касты.

Возникновение варн индийцы связывали со своими представлениями о происхождении первого человека Пуруши. Боги создали его тысячеглазым и повелели ему быть "родителем всех родителей". От Пуруши произошли все люди. Из его рта вышли брахманы - жрецы. Они занимали самое высокое положение. Брахманы знали священное учение и служили богам. Существовала поговорка: "Все в мире повинуется богам, а боги повинуются брахманам". Убить брахмана означало совершить самое ужасное преступление.

Из рук Пуруши произошли кшатрии - воины, те, кто обладал властью. К кшатриям относились раджи (цари, князья), знатные воины и члены их семей.

Из бедер Пуруши родились вайшьи - земледельцы , а также те, кто делал другую уважаемую в обществе работу.

Из ступеней Пуруши произошли шудры - слуги. Они обслуживали представителей более высоких варн. Представители первых трех варн назывались "дважды рожденными", ибо, проходя посвящение, они как бы обретали второе рождение.

Когда мальчик из семьи одной из первых трех варн достигал определенного возраста, над ним совершался обряд посвящения. В ходе обряда на мальчика надевали священный шнур - "упавита" ребенок символически родился второй раз как член данной варны. Над шудрами такой обряд не совершался.

Представители каждой варны имели право носить одежду определенного цвета: брахманы - белого, воины - красного, земледельцы - желтого, а шудры - черного.

Люди, принадлежавшие к одной варне, вели сходный образ жизни, имели похожие жилища, ели одинаковую пищу.

Варновое устройство общества казалось древним индийцам вечным и неизменным. Ни один человек не мог перейти из одной варны в другую. Браки между членами разных варн запрещались. Нарушившие эти установления карались смертью.

Деление на варны сохранялось тысячи лет. Постепенно варны стали подразделяться на более мелкие разряды - касты. Так, например, из варны вайшьев выделились касты ремесленников и торговцев. По отношению к членам каждой касты действовали такие же строгие ограничения, как и к представителям варн. Самой низкой кастой были парии.

2. Возникновение буддизма.

Из варны кшатриев происходил один из величайших религиозных учителей человечества Будда. Он родился в 6 веке до н. э. в одном из индийских государств к югу от Гималаев. Царем этого государства был его отец. Принц Гаутама - так Будду назвали при рождении - вел приятную жизнь. Он жил в роскошном дворце, не зная ничего о мире за дворцовыми стенами. Но однажды Гаутама покинул дворец и был поражен тем, как тяжело, в печали и страданиях, живут многие люди. Он встретил дряхлого старика и узнал, что существует старость. Приблизившись к больному, принц постиг, что людей терзают болезни. Увидев похоронную процессию, Гаутама содрогнулся, поняв, что все люди смертны.

Принц покинул дворец и стал скитальцем-отшельником. И открылись ему четыре благородные истины:

все в мире страдают;

причина страдания - привязанности и желания человека, его стремление к приятному;

может быть достигнуто состояние, свободное от страданий - нирвана;

существуют пути достижения нирваны - мудрость, правильное поведение, отказ от насилия в любой форме, совершенствование души.

Когда Гаутаме открылись эти истины, он был назван Буддой, что означает "просветленный". Будда не одобрял разделение людей на варны.

У Будды появились последователи. Они создали общину буддистов. Будда проповедовал равенство всех людей, милосердие, сострадание. Он утверждал, что любой человек, следуя по правильному пути, может достичь просветленного состояния.

Учение Будды распространилось по всей Индии, но не вытеснило индуизма. Спустя века ему стали следовать во многих других странах. Сегодня буддизм является одной из трех мировых религий.

3. Государство Маурьев.

В последней трети 4 века до н. э. разрозненные индийские княжества объединились в единое государство Маурьев. Во главе его встал царь Чандрагупта из династии Маурьев.

Чудесная история произошла с внуком Чандрагупты царем Ашокой. Его государство занимало огромную территорию. В молодости царь вел постоянные войны, его считали жестоким воином и суровым правителем. Но вот Ашока узнал об учении Будды. Душа и сердце царя смягчились. Его стали мучить воспоминания о собственной жестокости. В раскаянии он приказал начертать надпись: "И сколько бы людей... ни было бы убито, или умерло, или уведено из дома, даже сотая часть этого числа, даже тысячная часть тяготит теперь мысль Угодного богам". "Угодный богам" - так стали называть Ашоку.

На смену жестокости в его действиях пришли прощение и милосердие. Учение Будды смягчило сердце сурового правителя.

В.И. Уколова, Л.П. Маринович, История, 5 класс
Отослано читателями из интернет-сайтов

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Если у вас есть исправления или предложения к данному уроку,

Поистине уникальна и своеобразна история государственно-правовой системы Индии. Является неоспоримым фактом то, что цивилизация, зародившаяся на берегах Ганга и являвшаяся ровесницей Шумера и Древнего Египта, оказала существенное влияние на философско-этнические взгляды и культуру многих Кроме того, сама социальная структура кратко описанная в данной статье, по сути, не имела аналогов в мире.

Пришельцы, заполнившие Индию

По мнению исследователей, социальная структура Древней Индии сформировалась в период заселения её территории во II тысячелетии до н. э. ариями ─ народами, говорившими на языках индоевропейской группы. Об этом свидетельствует древнейший памятник истории и литературы ─ Ригведа (1700-1100 гг. до н. э.). Значительную часть пришельцев составляли древнеиранские племена.

Известно, что по своему статусу все их представители делились на четыре основных группы, названные впоследствии варнами. Высшими среди них были брахманы ─ священнослужители, далее шли кшатрии ─ воины и вайшьевы ─ земледельцы, скотоводы и торговцы. Самым низшим сословием были шудры, выполнявшие обязанности слуг и разнорабочих.

В период Средневековья установленный ариями порядок социальной структуры Древней Индии несколько изменился за счёт того, что четыре ранее существовавшие варны распались на множество самостоятельных групп, называемых кастами. Это ещё жёстче обозначило принадлежность каждого жителя страны к определённой социальной группе, что было со временем закреплено законодательно и приняло характер устойчивой национальной традиции, во многом сохранившейся до настоящего времени.

Общинная собственность на землю

Особенности социальной Древней Индии во многом определили её отличие от других стран Древнего Востока. В частности, следует отметить бытовавшую в ней общинную систему землевладения при полном отсутствии земель, находившихся в собственности государства. Важную роль также сыграли сохранявшиеся на всём протяжении древнеиндийской истории пережитки родового строя. Считается, что именно они легли в основу деления общества на касты и варны.

Согласно текстам, содержащимся в историческом памятнике II века до н. э., известном под названием «Законы Ману», во многом позволяющем понять социальную структуру и правовое положение населения Древней Индии, даже царь не являлся собственником всей земли, а владел лишь наследственными территориями. Он не имел право отобрать у кого-либо землю или подарить её. По закону земельные владения были неприкасаемы и находились в распоряжении общин, являвшихся основой, на которой была выстроена кастовая система, столь прочная, что её не смогли сломать даже многочисленные захватчики, такие как арабы, македонцы, греки и персы.

Социальное разделение слоёв общества

О происхождении варн, ставших впоследствии основой социальной структуры Индии, у исследователей существует несколько точек зрения. Согласно наиболее распространённой из них, этот процесс связывают с брахманской религией. Считается, что элита ариев сумела присвоить себе исключительные права на религиозную, военную и политическую деятельность.

Само слово «варна» переводится с санскрита как «разряд», «вид» или «качество». Принадлежностью к той или иной варне определялась не только должность, профессия и размер получаемого жалования, но даже тяжесть наказания за совершённое преступление. Представители различных варн имели разные права на получение наследства, а по финансовым займам им начислялись разные проценты.

Основы социальной структуры Древней Индии ─ варны и касты ─ нашли религиозное обоснование в гимнах Регведы ─ литературном памятнике, упомянутом в начале статьи. В них представители первых трёх групп ─ брахманы, кшатрии и вайшьи ─ именуются «дваждырождёнными», и им предоставляются преимущественные права перед всеми, кто принадлежит к низшим варнам, состоящим из «единождырождённых». Их весьма многочисленная группа именуется шудрами.

Высший социальный слой общества

Вкратце остановимся на особенностях этих четырёх варн. Согласно древнеиндийской традиции, представители самой высшей из них ─ брахманы ─ произошли из уст бога Брахмы и потому считаются самыми чистыми из людей. Это едва ли не божества в человеческом облике. Принадлежность к варне брахманов являлась наследственной привилегией, и её представители всегда занимали высшие государственные посты.

Однако и у брахманов были свои проблемы. Согласно религиозной традиции, каждый из них был обязан завершить свой жизненный путь аскетом, то есть, почувствовав приближение смерти, надеть рубище и с посохом в руках отправиться просить подаяние. Или удалиться в лесную чащобу и там предаваться благочестивым размышлениям. Однако со временем желающих стать аскетами оказывалось всё меньше, и в наши дни пожилые брахманы просто переселяются в отдельную часть дома и там проводят время в полном комфорте и с телевизором.

Следующая ступень социальной лестницы

Представители второй варны ─ кшатрии ─ произошли, согласно легенде, из рук Брахмы. Они также именовались «дваждырождёнными», но в социальной структуре Древней Индии занимали позицию рангом ниже. Разница была столь велика, что девятилетний брахман по своему статусу мог считаться отцом девяностолетнего кшатрия. Лица, входившие в это сословие, также имели много привилегий и занимали руководящие посты как в армии, так и в государственно-административной сфере.

Несмотря на то что религиозные требования предписывали теснейшее сотрудничество брахманов и кшатриев, на деле между ними всегда возникала острая конкуренция за политическую власть, переходившая порой в кровавые столкновения. Об этом повествуют многие памятники санскритской литературы.

Социальная группа скотоводов и земледельцев

Третья варна ─ вайшьи, появившиеся, как утверждает легенда, из бедра Они занимались главным образом земледелием, скотоводством и различными ремёслами, но, поскольку также считались дваждырождёнными, пользовались покровительством представителей двух высших варн.

Однако, даже несмотря на являлись эксплуатируемым сословием. Из их числа всегда формировались ополчения, и они же несли главное финансовое бремя, отчисляя в казну львиную долю налогов. Кроме того, на шее этого сословия сидел господствующий класс ─ жрецы. Известно, что вайшьи редко входили в число зажиточных граждан.

Те, кто появился из плевка бога Брахмы

И наконец, представители четвёртой варны ─ шудры. Эти имели несчастье появиться из стоп бога. Некоторые источники утверждают даже, что образовались шудры из божественного плевка. Так или иначе, но они составляют низшее сословие, представители которого обречены всю жизнь служить вышестоящим господам. Тем не менее шудры являлись важным элементом социальной структуры Древней Индии, поскольку составляли значительный процент от общего населения страны.

Согласно закону, закреплявшему принципы социальной структуры Древней Индии, шудра был обязан питаться тем, что осталось после трапезы хозяина, донашивать его старую одежду и во всём беспрекословно подчиняться. За оскорбление брахмана ему отрезали язык, тогда как за его убийство представителю высшей варны полагался лишь небольшой штраф. И хотя известны случаи, когда отдельные шудры достигали материального благополучия за счёт торговли или занятия ремёслами, основная их часть жила в крайней бедности.

Каста отверженных

В эпоху Раннего Средневековья внутри третьей и четвёртой варны произошло разделение на многочисленные касты, принадлежность к которым определялась в основном принадлежностью к тому или иному роду занятий. Так образовались касты кузнецов, парикмахеров, гончаров и т. д. В этот же период появились и самые «нечистые касты», представители которых получили печально известное название неприкасаемых. В литературе их часто называют чандалами или париями.

Это были люди, уделом которых от рождения и до смерти становились самые грязные, тяжёлые и унизительные виды работ. Они собирали и вывозили трупы бездомных, совершали казни преступников, чистили помойки и выгребные ямы и т. д. Селиться неприкасаемые были обязаны за городской чертой, и существовали как бы вне общества. Их положение было ещё хуже, чем у рабов, которые также составляли часть населения Древней Индии, но при этом имели некоторые права, закреплённые законом.

Традиция, пережившая века

Политико-социальная структура Древней Индии сохранялась неизменной на протяжении многих веков во многом благодаря замкнутости каждой из входивших в неё социальных групп. Известно, что законы, положенные в основу жизни общества ещё на рубеже II и I тысячелетий до н. э., исключали всякую возможность перехода из одной варны в другую.

Даже в наше время, когда Индия находится в одном ряду с промышленно развитыми государствами мира и вошла в число ядерных держав, в ней по-прежнему сильны традиции прошлых веков, и граждане страны разделены между собой непреодолимыми кастовыми барьерами.

Информация для учителя

Вопрос о правах и обязанностях, собственности людей, при­надлежавших к каждой касте, можно изучить, организовав рабо­ту класса по группам. Класс можно разделить на четыре группы, каждая группа получает свое задание (подробнее об организации работы класса по группам см. урок № 14-15). Группы могут рабо­тать с текстом учебника и дополнительно к этому с историческими документами.

В ходе выступления представителей каждой группы класс за­полняет в тетради таблицу.

Название касты

Что имели

Чем занимались

1. Жрецы (брахманы)

2. Знатные воины (кшатрии)

3. Земледельцы (вайшьи)

4. Слуги (шудры) - «неприка­саемые»

4. Работа по группам.



КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 3 Вайшьи

Прочитайте Вигасина п. 4 § 21 с. 100-101, Михайловского п. 3 § 19с. 111.

«Законы Ману»:

    Пастьбу скота, а также раздачу (милостыни), жертвоприноше­ние, изучение (Веды), торговлю, ростовщичество и земледелие для вайшьев.

    Вайшью, получившему посвящение, вступившему в брак, надо всегда быть занятым хозяйственной деятельностью и особенно разведением скота.

    Ему надо быть знатоком посева семян, хорошего и дурного (ка­чества) земли, ему следует знать полностью использование мер и весов.

КАРТОЧКА-ЗАДАНИЕ для группы № 4 Шудры

Прочитайте Вигасина пп. 4 и 5 § 21 с. 100-101.

«Законы Ману»:

    Но только одно занятие Владыка указал для шудры - служение этим варнам со смирением.

    Шудра, даже отпущенный (раб) хозяином, не освобожда­ется от обязанности услужения; ведь оно врожденно для него, поэтому кто может освободить его от этого?

    Шудра не должен накапливать богатств, даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая богатство, притесняет брахманов.

    Убив кошку, голубую сойку, лягушку, собаку, крокодила, сову или ворону, надо исполнять покаяние, (полагающееся) за убий­ство шудры.

    Местожительство чандалов и швапачей (неприкасаемых) - (должно быть) вне селения, утварь, использованная ими, должна выбрасы­ваться (другими), имуществом их (должны быть) собаки и ослы.

    Одеждами - одеяние мертвых, пища (должна им даваться) в раз­битой посуде, украшение (их должно быть) из железа, и они должны постоянно кочевать.

    Днем они, отмеченные по приказу царя знаками, могут вхо­дить (туда) для исполнения работ и пусть уносят трупы людей, не имеющих родственников: таков порядок.

Выберите информацию, которая нужна для заполнения таблицы.

ВАРИАНТ 2. ИГРОВОЙ УРОК

Д ля проведения игрового урока учителю следует заранее сообщить ученикам об игре, ее правилах, распределить роли и попросить их под­готовиться к игре, предварительно прочитав параграф. Класс должен быть поделен на две группы: «индийцы» и «египтяне». Они должны определить сходства и различия в социальном строе Египта и Индии.

Игра

Учитель на доске чертит таблицу.


Ученики, отыскивая сходства и различия между рыцарями и самураями, должны предлагать пункты, которые могли бы быть внесены в таблицу. Ученики могут пользоваться учебниками, тетра­дями и любыми доступными им пособиями. Предложения учеников внести тот или иной пункт в таблицу должны быть аргументиро­ванными. Для того чтобы таблица представляла собой системати­зированное знание, предполагается, что учитель должен направлять рассуждения учеников по следующему плану:

    социальные группы;

    причины превосходства одних над другими;

    возможность перехода из одной группы в другую;

    роль государства в социальном строе страны.

По мере предложений учеников учитель должен заполнять таб­лицу, а ученики - переносить ее в тетради. За каждое аргументи­рованное предложение ученик должен получать очко. Ученик(и), набравший наибольшее количество очков, получает пять.

Возникновение неравенства среди индийцев было закреплено религией. Объясните происхождение каст в Индии. Считаете ли вы справедливым разделение людей на касты? Мог ли человек перейти из одной касты в другую? (Религия Индии закрепила социальное неравенство в обществе. Конечно, это было несправедливо. Перейти из одной касты в другую было невозможно.)

      Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 21 Вигасина или § 19 Михайлов­ского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «На какие группы людей делилось древнеиндийское общество?» ; прочи­тать легенду о Будде (Вигасин, с. 99), подумайте, какие выводы можно сделать из этого документа; для любознательных: подго­товить сообщение о появлении шахмат; подготовить сообщение о письменности и книгах древних китайцев (1 ученик).

Дополнительный материал

Древнеиндийское рабовладельческое общество состояло из трех классов (рабовладельцы, рабы, свободные мелкие производители). Сво­бодное население делилось на четыре общеиндийских сословия - варны (брахманы - члены жреческих родов, кшатрии - воины, вайшьи - рядо­вые общинники, шудры - неравноправные члены общества), а внутри варн - на множество местных замкнутых каст.

К настоящему времени можно считать установленным, что варны как социальный институт значительно более раннего происхождения, чем касты. Возникновение варн связано с формированием раннекланового общества на территории Северной Индии. Источники позволяют соотне­сти появление варн с расселением в Северной Индии ариев и разложени­ем у них родо-племенного строя, с выделением аристократии, жречества. Принадлежность к варне определялась рождением и наследовалась.

Сословное деление было присуще и другим древним обществам,но в Древней Индии ему характерна прочность, четкость. Объясняют это острой заинтересованностью господствующего класса во внеэкономи­ческом принуждении трудящихся в условиях этой страны (богатство ес­тественных и относительно легкодоступных средств к существованию: дикорастущие злаки, ягоды, плоды, дичь, рыба и т. д.; минимальные потребности в одежде, жилье). Варневое деление освящалось религией. Оно не совпадало с классовым. Варны различались в правах й обязан­ностях. Варны не следует отождествлять с кастами. Касты появились позднее. Каст, в отличие от варн, было множество - свыше 400.

Касты формировались на стадии классового общества в условиях неравномерного социально-экономического развития страны. В касты обособлялись группы людей, объединенные социальным положением, выполнением наследственных занятий, профессий, принадлежностью к определенным этническим, а также религиозным общностям.

«Законы Ману» - сборник предписаний о долге, правилах поведе­ния индийца в частной и общественной жизни. Его составление предпи­сывается мифическому прародителю людей Ману. В действительности этот сборник создавался одной из брахманских научных школ в течение нескольких веков. В дошедшей до нас редакции он датируется пример­но рубежом новой эры.

Схематически социальную структуру древнеиндийского общества можно изобразить следующим образом:

Крушкол Ю. С . Хрестоматия по истории Древнего мира.

Урок 26. Китайский мудрец Конфуций

Цели: ознакомить учащихся со взглядами китайского мудреца Конфуция; продолжить формирование умений правильно показы­вать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, работать с текстом учебника, выделять главное.

Оборудование: современная политическая карта мира, карта «Древний Восток. Индия и Китай 3 тыс. до н. э. - III в. н. э.»

Ход урока

        Организационный момент

        Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Индийские касты»

        1. Подготовка устного ответа по карточке № 22.

Примерный ответ учащегося

В Древней Индии существовала легенда о том, что бог Брахма из частей своего тела создал четыре касты. Касты - группы людей, у ко­торых были строго определенные права и обязанности. Самыми поч­тенными в Индии считались брахманы - жрецы. Они носили одежду из белых тканей и служили богам. Для того чтобы стать настоящим брах­маном, нужно было долго и основательно учиться. Воины участвовали в военных битвах, защищали царей, носили одежду из красной ткани. Земледельцы должны были работать **а земле, заниматься хозяйством. Они носили одежду из желтой ткани. Слуги делали разную работу, об­служивали своих хозяев, подчинялись представителям вышеуказанных каст, их цвет одежды - черный. Но тяжелее всех было неприкасаемым. Эти люди делали самую грязную работу и были изгоями в обществе. Таким образом, неравенство между этими группами казалось индийцам естественным и вечным. Его закрепляла религия.

2. Работа с классом (учитель выбирает любой из предложенных вариантов).

Вариант 1. Беседа по прочитанной легенде о Будде (с. 98-99 § 21 Вигасина).

    Когда произошло объединение Индии? (В III е. до н. э.)

    Какой царь объединил Индию? (Царь Ашока.)

    Как вы думаете, почему Ашока стал исповедовать буддизм и призывать к этому жителей своего государства? (Когда существует единая вера, легче объединить народ, легче им управлять.)

    У какого народа Древнего мира подобные заповеди мы уже встречали? (У евреев, которые похожие заповеди поместили в Библию.)

Вариант 2. Тест 5 .

3. Устный ответ ученика по карточке № 22 и отзыв на него одноклассников (план отзыва см. урок № 10).

    Переход к изучению новой темы

Мы познакомились с религиозными верованиями древних ин­дийцев. Выяснили, что Будда, основатель буддизма, учил отдавать предпочтение личным достоинствам человека, а не его происхож­дению. А вот чему учил китайский мудрец Конфуций, мы выясним сегодня на уроке.

    Ознакомимся с учениями китайского мудреца Конфуция.

    Изучение новой темы

План

      Географическое положение и природные условия Китая.

      Конфуций - древнекитайский философ.

      Учение Конфуция.

На доске: тема урока, новые слова: Хуанхэ, Янцзы, Конфуций,

        Работа по карте (с. 103 Вигасина).

    Где находится Китай? (В Восточной Азии.)

    Какие крупные реки протекают по территории Китая? (На севере - Желтая река (Хуанхэ), на юге - Голубая река (Янцзы).)

    Какой рельеф в этом государстве? (На западе лежат горы и пустыни Центральной Азии, на северо-западе - степи, а на юге - горы Южной Азии, покрытые тропическими ле­сами.)

    Какой город сегодня является столицей Китая? (Пекин.)

        Рассказ учителя.

Великие реки Китая похожи на реки Тигр и Евфрат. Они очень бурные, несут много ила и песка, часто внезапно разливаются, раз­рушая дамбы и смывая почву с полей. Освоение долин этих рек началось около 2000 г. до н. э. в среднем течении Хуанхэ. Позднее, около 1700 г. до н. э., здесь возникли первые государства, правите­ли которых часто враждовали между собой. Об обычаях древних китайцев рассказывал мудрец Конфуций, которого очень почитали китайцы (подробнее о Конфуции см. ниже в дополнительном ма­териале для учителя).

        Работа с историческим документом на с. 104-105 Вигасина.

        Беседа по прочитанному.

    Всякого ли образованного человека Конфуций считал на­стоящим ученым? (Нет, только того, кто жил честным трудом, не стремился к приобретению богатства, посвящал себя науке.)

    Согласны ли вы с наставлениями Конфуция? Если да, то с ка­кими? Если нет, то с какими? (Ответы детей.)

        Сообщение учащегося о письменности и книгах древних ки­тайцев.

        1. Закрепление изученного материала

а) Рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 89 (с. 74).

б) Решите задачу.

Подумайте, чему учил древний китайский философ: «Все в го­сударстве не могут быть равными. Если бы все были знатными, дела не выполнялись бы. Если же сделать, чтобы совсем не было знатных, то народ сам не может управляться. Поэтому и различа­ют знатных и низких, чтобы создавать справедливость знатности и подлости... Поэтому дети земледельцев всегда становятся зем­ледельцами».

    Определите, чьи интересы выражает этот документ. Чем была вызвана необходимость его появления? Мог ли это говорить Конфуций? (Этот философ пытается закрепить неравен­ство, существовавшее в обществе. Пытается защитить интересы имущих слоев общества.)

          Подведение итогов урока

Домашнее задание: прочитать § 22 Вигасина или § 20л. 1, 3 Михайловского; подготовить развернутый ответ на вопрос: «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»; рабочая тетрадь (вып. 1), задание № 83, заполните контурную карту «Китай в древности»; для любознательных: а) подумайте, в чем сход­ство и в чем различия учений Будды и Конфуция; б) подго­товить сообщение о строительстве Великой Китайской стены (1 ученик).

Дополнительный материал

Конфуций (Кун Цю) (551-479 гг. до н. э.)

Древний китайский проповедник и писатель.

В историю мировой культуры Конфуций вошел как основополож­ник особой религии - конфуцианство. Это имя было дано ему иезуит­скими миссионерами примерно через 2000 лет после его смерти.




Top