За что белорус не любит россиянина. Чем белорус отличается от русского

Белорусы и россияне - пожалуй, единственные два народа, которых не поссорил развод по национальным квартирам. Мы продолжаем считать себя одним целым, и это правда. Но 20 лет раздельного проживания не прошли без последствий. Открытие границ в рамках Таможенного союза показало, что национальные характеры русских и белорусов подверглись разнонаправленным мутациям. Эта разница, конечно, не столь велика, как между восточными и западными немцами, но суть примерно та же .

Раньше поводов кататься к соседям у россиян было гораздо меньше - по крайней мере, ездили не так массово, как сегодня. А теперь в братской республике тотальная распродажа: от холодильников и тушенки до заводов. Россияне стали гонять в Белоруссию на выходные. Это близко, все родное. Цены в три-пять раз ниже, никто не «отжимает». Поэтому диковинные доселе машины с российскими номерами стали в Белоруссии уже обыденностью. И не сказать, чтобы белорусам это очень нравилось.

В магазинах возмущаются тем, как россияне все скупают. В Витебске местные жители, бывает, не могут купить колбасу, консервы или даже сгущенку: эти продукты ящиками разбирают россияне.

«Мы тут как какие-то негры в Африке, к которым стали приезжать колонисты, - размышляет 47-летний учитель географии Олег Васильевич. - У нас нет денег, мы вообще ничего не можем купить, они на нас смотрят сочувствующими взглядами. Но продолжают хапать. Стоишь за колбасой, и через человека перед тобой россиянин забирает последние десять палок. Явно не только себе, но и друзьям, а то может и вообще на продажу». «Вообще обнаглели. Доходит до того, что начинают требовать в магазинах отдельные кассы для россиян, в очередях стоять не хотят. Как цари заезжие себя тут ведут», - подхватывает его товарищ, 40-летний рабочий строительного управления.

Белорусским водителям россияне тоже не нравятся. «Постоянно гоняют, подрезают, вообще ведут себя так, будто на правила они плевать хотели. А я десятки людей вожу», - рассказывает 27-летний водитель маршрутного такси Виталий. Сам и объясняет причины хамства: «Наши штрафы для них копеечные. И если переводить в валюту у нас тоже сейчас для них все они ничего не стоят. Стандартное нарушение - 35 000 «зайчиков», - это 120 российских рублей всего. Вот они и бесятся».

Вообще, на то, как водят российские водители, в Белоруссии стало жаловаться очень модно. ГАИшники рассказывают, что те и пьяными часто бывают, и скоростной режим вообще не соблюдают. В Интернете вовсю гуляет видео, на котором видно, как обалдевшая от выпитого россиянка поливает матом сотрудников милиции, которые пытаются достать ее из-за руля БМВ. Та истошно вопит, не хочет выходить из машины и через слово ругает матом и страну, и белорусскую милицию, и Лукашенко.

А еще белорусы ненавидят, когда россияне появляются в барах. Бармен из модного минского ресторана Олег рассказывает: «Всегда нажираются как свиньи, орут, драться часто лезут. Белорусы спокойнее, у нас же за драку можно запросто в тюрьму сесть. А этим все нипочем. Я раньше думал, россияне оставляют большие чаевые и денег не считают. Все они считают. Но это ладно. Просто ведут себя как быдло, отдыхать не умеют». По словам 36-летнего бармена, как только в его кабаке стали появляться россияне, «тут же исчезли сотрудники дипкорпуса, бизнесмены-итальянцы». «Итальянцы, кстати, тоже не тихие. Наверное, поэтому и решили минимизировать контакты с русскими. А то мало ли что», - поясняет он.

Истории о том, как россияне угрожали кому-то из белорусов в его родном городе, а другие крошили во дворе машины на своем джипе, будучи не в состоянии трезво выехать с парковки, в Белоруссии тоже печально популярны.

Конечно, это еще и банальная зависть. Белорусы в массе своей не могут позволить себе ни дорогие джипы, ни сумочки за $1000, ни стодолларовые счета в ресторанах. И ими обуревают те же эмоции, которые испытывает, например, житель Воронежа по отношению к москвичу. Разница только в том, что даже житель небогатого Брянска, как правило, значительно состоятельнее обитателей Витебска и Орши.

А у россиян редко хватает ума и такта это не выпячивать. Наоборот, кажется, они для того и едут, чтобы самоутвердиться за счет соседской бедности. Многие над местными откровенно потешаются. «Вас, белорусов, везде отличишь. Вот мы все славяне, все на одно лицо, а все равно легко отличить, - удовлетворенно хлопал меня как-то по плечу 30-летний менеджер из Подмосковья. - Вы всего боитесь, это видно. Спрашиваете разрешения вечно. Извиняетесь за все подряд. Как дети, которых в детстве родители за все наказывали».

Я даже не помню, что ему тогда ответил. С одной стороны, он прав: в Белоруссии люди боятся нарушать правила и закон, потому что за это часто и порой, кажется, неадекватно жестко наказывают. А с другой: так ли уж это нормально, что в России никто ни за что не отвечает? Рвутся плотины - никто особо не отвечает, валятся поезда - тоже, попадаются на краже миллиардов - и ничего, падают самолеты - привет Мальчишу. «Наказывать это не наш путь», - так, кажется, сказал Путин?

Эволюция отношения россиян к белорусам - это еще и прямое следствие экономического давления Москвы на Минск в кризис. Раньше представители обеих наций общались друг с другом на равных. Россияне в регионах зарабатывали примерно столько же, а белорусы не так уж часто ездили из своей уютной страны на заработки в «кошмарную» Россию. Жители РФ восхищались, как в Белоруссии чисто, честно, безопасно. Теперь к белорусам стали относиться как к таджикам, узбекам и другой «черни». Требования открыть отдельную кассу в белорусском магазине - лишнее тому подтверждение.

Все это далеко не безобидно. Уровень напряжения в белорусском обществе в целом растет. Опросы показывают, что рядовые белорусы все более скептично относятся к перспективе вступления РБ в состав России и даже в нынешних экономических условиях говорят: «Не надо нас превращать в Псков или Смоленск». Кто-то не хочет грязи, кто-то - произвола, кто-то - кастового общества, в котором прав всегда тот, у кого больше прав. А кто-то просто уверен, что с приходом «братьев-колонизаторов» жить станет хуже.

Наконец, россиян «с чемоданами» опасается белорусский бизнес. СМИ сообщают о трудно идущих переговорах о слиянии МАЗа с КАМАЗом, о покупке «Беларуськалия» и «Белнефтехима» - но это лишь верхушка айсберга экономической экспансии. Основные события сейчас тихо происходят на среднем уровне. Московские миллионеры ездят по Белоруссии и скупают небольшие белорусские фабрики, текстильные предприятия, стройфирмы. И это сильно раздражает белорусских бизнесменов.

Тех, кто ждет льготный кредит на квартиру, уже рассказывают, что россияне взвинчивают цены на жилье, скупая квартиры «целыми этажами». Возможно, это преувеличение. Но в общем, Россию здесь сегодня скорее боятся, чем уважают. И Лукашенко, конечно, этим пользуется.

Максим Швейц

«Русские часто повторяют, что их никто не любит и домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь».

Тему подняли московские блогеры, которые увезли из Минска фоторепортаж, взбудораживший белорусских пользователей соцсетей. В какой момент ближайшие соседи устали от русского туризма настолько, что москвичи стали больным вопросом. Известные Минску белорусы помогают разобраться, зачем к ним едут русские туристы, что обижает аборигенов в их поведении, и как с этим бороться.

Андрей Кабанов, предприниматель:
Как правило, я обращаю внимание на плохо законспирированные понты русских туристов. Меня не обижает, я ржу с этого. Беларусь - своеобразный туристический мем для россиян: приехать на праздники без виз, хорошие дороги и дешевый автосервис. Они часто поправляют здоровье своих коней, были случаи среди моих московских друзей, с сезонными заболеваниями иномарок. Но у меня нет среди близких коренных москвичей, все мои знакомые, как правило, живут на съемных квартирах, а сюда приезжают, чтобы оперативно просрать некую часть бабла за ограниченное время, ибо гулять в подгламуренных ценах с таким размахом в Москве - больновато.

Евгений Курленко, программист:
Белорусы ведут себя парадоксально по отношению к русским - декларативно почти никто не скажет, что русские чем-то лучше, но в то же время ни перед кем больше белорусы не стремятся настолько сильно выглядеть «хорошо». Почти каждый из туристов, естественно, сравнивает Минск с Москвой: вот это «чистенько», «нет рекламы», «нет людей на улицах» и другие совершенно точные замечания, но каждый приезжий сообщает об этом, как об открытии Америки, что нам, местным, несколько поднадоело. Вообще, русским есть куда ехать, и Беларусь в приоритетах стоит далеко не на первом месте.

Но есть категория россиян, и не такая уж маленькая, которая органически просто не может ехать туда, где бы их банально не понимали на уровне языка. В итоге их география дальше xUSSR и Турции с Египтом не распространяется. Что отличает москвича-туриста (именно туриста, а не человека, который ездит из Минска в Москву регулярно) - субъективное восприятие дешевизны Минска во всём. Московские туристы считают, что всё у нас стоит копейки и начинают сорить деньгами даже там, где это и не скромно, и им не выгодно. В остальном все зависит, конечно, от культурного уровня гостя. Если он низкий, мы замечаем бесцеремонность, низкую эмпатию, сверхэгоцентризм. И есть еще отдельный тип туристов, которые едут посмотреть на страну победившего Лукашенко. Не думаю, что это хоть сколь статистически значимый процент, но как раз на медиа-поле такие делают погоду, поэтому их игнорировать нельзя. Этот тип туриста самый неприятный для нас - человек специально едет наступить на больной нам мозоль и, мало того, написать после об этом.

Владимир Мацкевич, философ и политолог:
Лично я к русским равнодушен. У меня нет к ним любви, и нет нелюбви. Но порой приходится резко высказываться в адрес русских. Попробую объяснить, чем это вызвано. Видите ли, любовь - это самое большое чудо в этом мире, и, как лучшее, что в мире есть, она редко встречается. Это дар, которому следует радоваться, быть благодарным. Но любви нельзя требовать! Самое глупое и безобразное - вымогать подарки, требовать дары. Русские часто повторяют, что их никто не любит, и в отсутствие дара домогаются любви, принимая ее отсутствие за нелюбовь, хотя это обычное отношение. Ну, есть русские в этом мире. Есть папуасы, пигмеи, люксембуржцы, вепсы и русские. И хватит с них. Но нет же! Приедет заурядный русский в какую-нибудь страну. А ему отвечают там не по-русски!

«Ах, тут русских не любят?» Да тут просто дела нет до русских, все равны. И в Беларуси русских НЕ не любят. Просто мы хотим в каждом видеть человека, и если человеку важно, что он армянин, поляк, еврей, турок, гасконец или каталонец - мы поймем. Этого довольно. Почему-то некоторые русские ведут себя недостойно любви, и, не получив ее, думают о себе не как о человеке, они подразумевают под собой целую нацию - русских. Будь человеком, и, может быть, тебя кто-нибудь полюбит.

Ольга Родионова, блогер:
Мы относимся к русским, как румынские пограничники к Остапу Бендеру. Помните, в фильме «Золотой теленок», когда герой Юрского нелегально шел по льду через границу, обвешанный золотом, и пытался дать взятку таможенникам? А они хором: «Бран-зу-лет-ка!» И начинают его «ощипывать». Финальным кадром мы видим Юрского, заслоняющего рукой камеру: «Миллионера из меня не получилось, придется переквалифицироваться в управдомы!» Я, пожалуй, не очень люблю русских, невзирая на то, что это основные читатели моего бложека, и я даже умудрилась как-то вляпаться в матримониальные отношения с гражданином РФ. Постоянно вижу в Минске приехавших из Москвы на выходные покутить, как «барин из Парыжу», опираясь на мифы и легенды «о Белоруссии». Они до сих пор полагают, что купюра в 5000 рублей им тут сейчас же сделает сцену из к/ф «Евротрип», а потом громко ругаются, глядя в счёт. И сразу всё вплоть до 50 белорусских рублей понимают, несмотря на обычное «в этих ваших фантиках не могу разобраться». Но мы ведь знаем, ни в одном российском городе нет такой обыденной для нас достопримечательнсти, как ратуша: «когда у нас уже было Магдебургское право – москаль морду кирпичом умывал!» Так что лично себя я считаю вполне вправе троллить гостей столицы чемпионата мира по хоккею 2014, например, предложив что-то взять из шуфлядки, потому что «выдвижной ящик письменного стола» - это долго произносить!

Николай Ходасевич, телеведущий:
Их часто выдает акцент, походка и слегка надменный взгляд россиянина – все это продолжение привычного имперского представления наших восточных соседей о самих себе. Россияне по-прежнему считают свою страну великой, успешно продолжая про*бывать все данные природой богатства. Убеждение отдельных типажей, что можно купить все и всех – оно вызывает самое большое недоумение. Буквально два года назад случился какой-то бум. Мои друзья из России звонили с просьбой заказать жилье, составить им культурную программу и так далее. Там пошел какой-то шухер, что в Беларуси очень низкие цены буквально на все. Ну, одного приезда оказалось достаточно, чтобы развеять миф. А вообще, наверное, приехать к нам здорово по многим причинам: недалеко, нет языкового барьера - такой маленький островок тишины в центре Европы. Правда, у самих россиян огромный выбор этой тишины – любой город за пределами Питера и Москвы. Но мне не нравится, что обслуживают в ресторанах и кафе Минска гостей (не только россиян) на порядок выше уровнем, нежели своих. Такова уж наша ментальность.

Филипп Чмырь, музыкант:
Снобизм всегда обижает, когда он идет от того, кого ты считаешь другом. Потом он начинает раздражать, а потом ты начинаешь за него наказывать. Мне кажется, мы находимся уже на стадии раздражения. Я бы не обобщал всех российских туристов, но у людей низкой культуры есть общие черты. Проблема в том, что в последнее время появилось много туристов из России с этими чертами. Они не соблюдают ПДД, игнорируют правила парковки, громко разговаривают в общественных местах и позволяют себе громкие оценочные заявления. На которые всегда есть, что ответить. Любой ответ начинается так: «Великая нация…» А дальше варианты: 1) Построй дорогу Москва-Питер. 2) Сделайте сами мобильник, автомобиль, и так далее… Белорусское гостеприимство - это миф. Белорусы не толерантны, они еще более неприемлют появление других видов, они мстительны: пример - партизанское движение. А потому ответом на хамство может стать спецоблуживание в наших кафе (медленно), порча на парковках их машин, последующий ремонт в тридорога на наших СТО и разбирательства спустя рукава самими ментами. Думаю, менты и сами скоро начнут их штрафовать за такое катание. Как говорится, «земля горела под ногами оккупантов».

Василий Андреев, дизайнер:
Я хотел написать что-то плохое. Я точно это знал. Помню, первый пункт советов российскому туристу начинался со следующего: «Перед обменником не стоит доставать 20 тысяч рублей и с ухмылкой спрашивать: «А...сколько это вообще денег?» Потому что (суки) один доллар - это ваших 30 рублей!» Но поездка в Барселону изменила меня. С утра под балконом вижу издевательскую надпись: «А теперь посмотрите на этот прекрасный балкон, на нем стоит житель Барселоны». И события в Киеве изменили меня. И то, как мы въезжали из Швеции в Данию, изменило меня. «Добро пожаловать в арабскую Скандинавию», - произнес Штефан, имея в виду то, что датчане, по мнению шведов, нифига не соблюдают законов, правил движения и вообще много и везде бухают. У нас пока не появилось того, с чем живет та же Скандинавия: куча иммигрантов, которые спрашивают в очереди в обменник: «А почему у них монеты с дырками?» Но это Скандинавия, холодная, белая и ветреная. Теперь вспомните количество туристов на юге Европы. У меня есть сильные сомнения в навязываемой нами самим себе толерантности. Мы просто не знаем, толерантны ли мы, потому что пока никого к себе так и не пустили. А у нас уже много вопросов. Потому что мы раздражаемся в очереди, слыша вопрос: «Ха-ха, а что можно с этими пятью тысячами сделать?» И россияне, приезжающие смешной цифрой туристов в Минск, - это наш тест на полоску терпимости. Боюсь, мы его уже не прошли».

В современной ситуации «Большой» несколько растерялся: когда тысячи украинцев считают, что они не украинцы, это страшно. Поэтому мы собрали в одно время в одном месте Владимира Орлова, Валентина Акудовича, Виктора Мартиновича и Дмитрия Новицкого - чтобы выяснить, кто такие белорусы и стоит ли им чего-либо опасаться.

Действующие лица
Владимир Орлов (В.О.) - историк, писатель, вице-президент Белорусского ПЕН-центра. Лауреат нескольких литературных премий. В 1991 году награжден медалью имени Франциска Скорины «за вклад в развитие темы исторического прошлого Беларуси в литературе».
Валентин Акудович (В.А.) - философ, эссеист, литературный критик. Лауреат нескольких литературных премий, в том числе премии имени А. Адамовича.
Виктор Мартинович (В.М.) - журналист, искусствовед и писатель. Лауреат литературной премии «Дебют» имени М. Богдановича.
Дмитрий Новицкий (Д.Н.) - главный редактор журнала «Большой»

Д.Н.: Белорусы - это русские?

В.О.: Это популярная ошибка, которую я бы не хотел повторять вслух и даже говорить об этом. Был определенный период, когда славянская православная часть населения Великого княжества Литовского, то есть предков большинства современных белорусов и украинцев, называлась русскими или русинами. Поэтому мы видим книгу, например, Скорины, а на ней написано «Библия русская». Но это не значит, что мы должны использовать термин «русские» или «русины» и сегодня. Это было бы только на руку имперцам: «русины» ВКЛ не имеют ничего общего с современными русскими.

В.О.: На мой взгляд, нужно смотреть с исторической точки зрения. Я уже сказал: у нас есть ряд исторических источников времен ВКЛ, в которых перечисляются народы. Так вот, жители Московского княжества долгое время назывались «московитами». Так было и в ВКЛ, и в Западной Европе. Так писал и Сымон Будный. Знака равенства между «русскими» и «московитами» не было.

В.М.: В списке вопросов есть «Как объяснить русскому, что мы - другие?». Исторически сложилось так, что русские и белорусы по-разному относятся к коллективному и персональному: мы, белорусы, не возвышаем коллективный труд над персональным. Для нас личное важнее общественного, поэтому погибать за царя для нас нехарактерно. И в целом, отношение к людям, у которых есть собственность или власть, другое. Поэтому у нас не может быть такого, чтобы, например, машина с мигалкой ехала по отдельной полосе, распугивая всех остальных. Это просто невозможно.

Д.Н.: По-твоему, это вопрос не законов, а ментальности?
В.М.: Мне кажется, что реальность, в которой мы живем, те же законы - воплощение наших коллективных ожиданий. Если завтра мы увидим людей, которые будут ехать по МКАДу по выделенной полосе с маячками, белорусы этого не поймут. А русские это понимают, в их мироощущении это нормально.

В.А.: Я полностью соглашаюсь с Виктором, но в концептуальном плане разница между россиянами и белорусами другая. Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима. Вот где мы совсем разные.

Белорус - совсем не имперский человек, ему никогда и в голову не придет идея мировой революции или Третьего Рима

В.О.: Белорусы исторически и ментально - европейцы. Это очень шокирует всех, кто пытается ближе познакомиться со страной. Люди удивляются тому, что у белорусских городов было Магдебургское право, что в Беларуси тоже был свой Ренессанс. Мы всегда принадлежали к европейской культуре, здесь проходила граница между Европой и Азией. Мы жили в империи - Великом княжестве Литовском, - которая простиралась от Балтийского до Черного моря, но это была не империя. Были совершенно другие принципы построения государства, все были одним народом, были толерантность и терпимость. На площадях белорусских городов мирно уживались православная, католическая и униатская церкви, синагога и мечеть. Тут мы отличаемся и от Западной Европы, у нас никогда не было религиозных столкновений и таких событий, как Варфоломеевская ночь.

В.А.: Несмотря на все старания российских историографов, Московское княжество столетиями было под игом Золотой Орды. По сути, потом они так и не освободились от этого гнета - ментально, разумеется. Даже после ухода Орды все осталось то же самое: и построение государства, и военная доктрина, идея доминирования если не во всем мире, то на значительной его части. Оттуда сохранилась у русских мысль, что «если эти земли не захватим мы, то захватят наши враги и оттуда будут угрожать нам». События в Украине свидетельствуют о том, что такая ментальная ситуация существует и сейчас.

Д.Н.: Если белорусы не русские, то откуда столько российских флагов на машинах с белорусскими номерами в центре Минска?
В.А.: Может, это болельщики, которые приехали на чемпионат. Раньше, даже месяц назад, такого не было.

Д.Н.: То есть вы думаете, что белорусы чувствуют себя отдельным народом и боязнь раствориться в русских - это фобия и ничего более?
В.М.: Мне кажется, граница между нашими народами есть, но ее очень сложно провести. После украинских событий все стало еще сложнее.

Мы можем говорить на русском языке, ездить в Москву работать, но чем больше мы с ними общаемся, тем больше понимаем: мы другие.

В.О.: Я позволю себе обратиться к нашему и к российскому фольклору. Герой русских сказок - Емеля, который сидит на печке и хочет, чтобы по щучьему веленью ему все досталось. В белорусских сказках такого героя мы не встретим. Белорусы, скажем так, с детства «программируются» на упорную, постоянную работу. Лодырь в белорусских сказках высмеивается, а в русских сказках Емеля - не антигерой, а герой, им любуются. Вот и яркий пример разницы в ментальностях.

В.М.: Существует очень интересное исследование белорусских сказок, написанное Юлией Чернявской. В наших сказках есть другая травма: например то, что у нас нет счастливого героя, у которого есть всё, а ему за это ничего плохого не будет. Все белорусские сказки - про тяжелую работу, а если при этом ты находишь какой-то клад, то тебя очень сурово покарают. Наши сказки не про лень, а про работу.

В.А.: Дополню Виктора, есть такая поговорка белорусская: «Працуй пільна - ды будзе Вільня».

Д.Н.: Но в любом случае, мы с вами сейчас наговорили на какую-то гражданскую войну, если кто-то со стороны послушает. Поэтому давайте перейдем к формулировке того, как нам мирно жить с украинцами и россиянами, чтобы не было конфликтов и межнациональных ссор?

В.М.: Просто дайте нам право быть отличными от вас всех. Об этом пишет вся белорусская литература за последние два века. Кажется, что большинство населения России воспринимают нашу идентичность, язык и культуру как какой-то прикол. Это касается и либеральных политиков даже. Они могут на камеру сказать и что-то «протокольное», но камера выключится, и эти же люди говорят: «Ну… какие вы белорусы, мы один народ».

В.А.: Я понимаю, что «Большой» - не место для высоколобых дискуссий, но… Дима, тут очень простой момент. Берем наш язык. Берем одно из базовых слов - например, «благо»: в русском оно означает «хорошо», а в белорусском «блага» обозначает «плохо». Когда корневые базовые слова имеют совершенно разные смыслы, это говорит и о том, что языки совсем разные.

В.М.: Русский человек от белорусского мало чем отличается: у нас две руки, две ноги, голова. Отличие в том, что находится у нас в головах, в сознании. Если заглянуть туда, увидим, что мы совсем разные, что мы даже русские книжки читали совсем не так, как сами русские. У Эвы Томпсон есть интересное исследование на тему того, как русская литература в качестве проекта использовалась в прошлых веках, чтобы влиять на другие народы.

Мне кажется, что для среднестатистического читателя мы сейчас выглядим как националисты и «бандеровцы». Но я думаю, что любой читатель, пусть и подспудно, чувствует разницу между собой и русским человеком

В.М.: Мне почему-то кажется, что для среднестатистического читателя «Большого» мы сейчас выглядим как националисты и «бандеровцы». Но я думаю, что любой читатель этого журнала, пусть и подспудно, но чувствует разницу между собой и русским человеком. И придет время, когда он будет сидеть в ресторане рядом с компанией русских, которая обратится к нему: «Эй, ты же русский», а он про себя подумает: «Нет, я белорус». И до той аргументации, которую вы сейчас читаете от нас, «националистов», «бандеровцев», в его собственной голове останется один шаг: немного почитать истории и прийти к тем же выводам.

В.А.: Да, осознание этого - дело времени. Последние двадцать лет процесс немного тормозит, но не останавливается. Тем более этнос сегодня основывается не на чем-то другом, а на наличии своего государства. Нация - это постоянный плебисцит, нам нужно что-то делать вместе для того, чтобы называться нацией. У нас есть общая страна, ложимся здесь спать и просыпаемся здесь, получаем и рассчитываемся белорусскими деньгами, есть граница, мы выбираем своего президента, наших преступников сажают в наши тюрьмы, а не в Сибирь ссылают. Поэтому все у белорусов хорошо: нация есть, государство есть.

В.А.: Кстати, мы упустили вопрос о том, возможна ли война между западными и восточными белорусами, тоже достаточно интересная тема… Во-первых, между западными и восточными белорусами нет, по сути, особых отличий. Это все осталось в прошлом.

Д.Н.: Всегда западные белорусы считали себя бо льшими европейцами, чем восточные, были более пассионарными…
В.А.: Довольно спорное утверждение. А вот в Украине мы имели действительно две разные ментальности. И это «рвануло». У нас такое невозможно.

А про то, что нам нужно делать, чтобы сплотить нацию, сказал и президент в своем ежегодном послании: и про великое значение языка, без которого мы погибнем как нация, и про независимость.

В.М.: Мы видим постепенное очищение «белорусского проекта» от «белорусского советского проекта». Было бы хорошо, если бы активнее шла популяризация белорусской культуры, литературы, истории.

Д.Н.: А можете по пунктам сказать, что требуется помнить каждому белорусу, чтобы ощущать свою уникальность?
В.А.: Уже двадцать лет не рефлексировал на эту тему: мне это кажется смешным сегодня…

В.М.: Я могу попробовать. Пункт А: обратите внимание на историю Миндовга, это очень интересно. И наш президент ведет себя сейчас так же, как вел себя наш первый правитель. Пункт Б: униатство, у нас была своя церковь, это нужно помнить. Пункт В: мы только в XVIII веке стали «относиться» к России, до этого у нас была своя страна с конституцией, написанной на белорусском языке. И пункт Г: если мы посмотрим в документы XVI века, например, то не было там слова «Беларусь» - многие могут манипулировать тем, что нас будто бы не существовало. Но ведь не было просто слова «белорусы», были литвины. Литвины - наши предки. Это стоит помнить каждому.

Мы видим постепенное очищение «белорусского проекта» от «белорусского советского проекта»

В.О.: Я согласен с Виктором. Добавил бы только то, что у нас, белорусов, тысячелетняя история государственности: начиная со времен Полоцкого княжества и до наших дней. У нас свой язык и своя культура. И на нашем языке, благодаря Скорине, у нас появилась четвертая в мире Библия. Опередили белорусов только немцы, чехи и итальянцы.

В.А.: Все, сдаюсь, тоже хочу сказать. Белорусу нужно знать наизусть книгу Владимира Орлова «Краіна Беларусь». Потом прочитать книгу Валентина Акудовича «Код адсутнасці». К тому времени, может, Виктор Мартинович издаст свою книгу про белорусский язык, которая будет называться «Мова». И все.

Д.Н.: Исходя из беседы - у белорусов крутой язык, крутая культура, крутая страна, все крутое. А почему тогда быть белорусом не модно?
В.А.: А кто вам такое сказал? Почему это не модно?

В.М.: Мне кажется, все же действительно есть какая-то проблема. Ведь часть офисного планктона, приспособленного к русской культуре и считающего своим кумиром рэпера Тимати, не видит вокруг себя ничего.

Д.Н.: А почему у нас нет своего Тимати?
В.М.: Думаю, у нас есть свой Тимати: его зовут Макс Корж, и он куда популярнее русского Тимати.

Д.Н.: Но он поет на русском языке и, как Адам Мицкевич, ориентируется на имперский рынок, а не на наш язык…

В.М.: Хорошо, но у нас есть «Ляпис Трубецкой», который известен не меньше, чем тот же Тимати.

А почему не модно быть белорусом? Просто есть много людей, которые травмированы провинциальностью. Поэтому Мне нравится проект «элитарных белорусов». «Быть белорусом», «размаўляць на мове» - это сейчас становится своеобразным элитарным трендом.

Д.Н.: А как эту элитарность сделать массовой?
В.А.: Как только элитарное становится массовым, оно перестает быть элитарным. Ни к чему это.

В.М.: Действительно, зачем это делать массовым?

В.О.: Я, кстати, рассуждал в одном из своих эссе на тему того, будет ли мне проще, если я пострадаю от рук не русско-, а белорусскоговорящего бандита.

В.А.: В одном из эссе Орлова была фраза про то, что независимость будет тогда, когда и проститутки заговорят на белорусском…

В.О.: Нет, это известная фраза чешского возрождения: «Чехия заговорит по-чешски тогда, когда по-чешски заговорят даже пражские проститутки». Это было сказано в начале прошлого века. Мне кажется, мода всегда переменчивая: сегодня - на белорусское, завтра - на русское. Но попытки установления моды на все белорусское я могу только приветствовать.

Мода всегда переменчивая: сегодня - на белорусское, завтра - на русское.

Д.Н.: Как бы выглядела современная Беларусь, если бы в ней сохранилась белорусская латиница?
В.А.: Если бы не пришла к нам кириллица, мы были бы похожи на Польшу. Мы были бы совсем другими, как другими были Эстония, Латвия и Литва в составе СССР.

Д.Н.: Но, согласитесь, мы бы тогда обсуждали тему «Белорусы - это поляки?». Ситуация тогда была бы очень похожей, только белорусов нам бы пришлось отделять не от русских, а от поляков, верно?
В.А.: Да, мы были бы ассимилированы культурой Польши. Но в далекой перспективе я бы не стал бояться ни русских, ни поляков. Я предсказываю Беларуси судьбу средней европейской страны. Только с тем, что у нас будет чуть больше «русскости», чем у поляков или чехов. Но русскими мы не станем. За триста лет жесткой колонизации не стали же.

Д.Н.: А не кажется вам, что все эти разговоры про нации и общности должны были закончиться в прошлом веке?
В.А.: Видите, сегодня у нас общее коммуникативное и информационное поле, мы можем смотреть любой телеканал, мы ездим на машинах, которые произведены в разных странах… Но при этом многие до сих пор хотят своих национальных образований. До сих пор остается потребность жить не только в глобальном мире, но и в каком-то локальном, своем. Сейчас все стремятся к унификации: у всех есть айфоны, во многих странах похожие политические устройства, а выделиться все могут только за счет национальной культуры и идентичности.

В.О.: И несмотря на глобализацию, мы видим, что Франция остается Францией, Испания - Испанией, там говорят на своих языках и не перестают быть нациями.

В.М.: Постмодернизм когда-то начинался с глобализации, а сегодня уже другие тренды. Глокальность - один из них.

В.А.: Кстати, человечество существовало тысячи лет без понятия «нация». Энтони Смит, известный исследователь национализма, фиксирует появление этого понятия в период Великой французской революции. А сегодня уже все вокруг - нации. Скоро и на Аляске своя нация будет. Но человечество так долго жило без наций, что и в будущем сможет без них. По меньшей мере они отойдут на второй план.

Другое мнение

Чтобы не превращать беседу о белорусах в театр одного актера, «Большой» обратился за комментариями к сторонним экспертам.

«У нас во всех областях одинаковое мироощущение. Что в Смоленской, что в Могилевской, что в Челябинской»

Сергей Иванович Костян, политик, председатель Белорусского славянского комитета

- Как вы думаете, белорусы и русские - один народ? Исторически и ментально?
- Исторически - да, мы один народ и одна страна. Если брать по факту, то мы все вышли из Киевской Руси. Сегодня, если все же судить по крови и ментальности, мы - единая нация. В то же время немного различаемся между собой характером, традициями. Все мы - русские народы. Но под воздействием истории, влияния других стран, завоеваний и прочего мы впитали немного иные, не свойственные нам изначально традиции. Но существенной разницы между нашими тремя народами нет. И будущее наше… не в едином государстве, но в союзе.

- А какая разница между нашими народами?
- Резкой разницы нет, как я сказал, но в то же время она существует. Белорусы, например, более скрытные и не такие эмоциональные, как украинцы или русские. Наша историческая судьба сформировала нас такими. Терпеливыми, сдержанными.

- Если брать локальный пример, разница в мироощущении у жителей Смоленской и Могилевской областей есть?
- Вот, знаете, я бы такого не сказал. У нас во всех областях одинаковое мироощущение. Что в Смоленской, что в Могилевской, что в Челябинской.

- Есть ли возможность конфликта между западными и восточными белорусами?
- Это исключено. У нас так вопрос никогда не стоял. Никогда не было плохого отношения восточных белорусов к западным и наоборот. Любые попытки навязать такой конфликт должны пресекаться на уровне законодательства.

- Белорусский язык не может стать причиной социального конфликта?
- Нет, вы что. Белорусский - наш государственный язык, литературный. На нем писали Якуб Колас и Янка Купала. Язык очень красивый. Часто берут интервью оппозиционные издания, так с ними я разговариваю на белорусском языке. Знаю его хорошо, семь лет в школе учился на нем. Владею и математикой на белорусском языке.

Это наш язык, это нормально, если мы хотим его развивать

- Стоит ли вводить моду на все белорусское?
- Я считаю, что мы должны развивать нашу культуру, язык, литературу… В развитие нашего языка и культуры нужно вкладывать силы и средства. Но это не значит, что надо противопоставлять себя русским и украинцам. Просто это наш язык, это нормально, если мы хотим его развивать.

- А общую культуру Таможенного союза развивать надо?
- Я не знаю, что это за культура такая, но я помню культуру Советского Союза. Когда был общий концерт, таджики пели на своем языке, грузины - на своем, русские - на своем. И это было так красиво! Это был самый настоящий венок культур. Так и должно быть!

Формируя культуру ЕврАзЭС, мы должны делать именно так. Чтобы каждая культура развивалась отдельно. Но чтобы мы гордились, уважали и дополняли друг друга.

- Как вы думаете, чем славяне отличаются от других этносов?
- Мы отличаемся тем, что никогда не были агрессивны. Славянская цивилизация всегда могла спокойно жить с другими народами и культурами. Возьмите Россию - сколько там народов, а живут все мирно!

Какой-то немецкий ученый говорил, что французы себе представляют мировое сообщество как некий салон, англичане - как общую мануфактуру, немцы - как общую казарму, славяне же - как общий, Богом созданный мир. И это у нас должны учиться мироощущению!

«Появилась идея о том, что белорусы, великороссы и украинцы - это один этнос. Это не так»

Игорь Мельников, кандидат исторических наук

- Игорь, как сегодня обстоят дела с понятием «русский»?
- Понимаете, долгое время после развала СССР всех выходцев из бывшего Союза «по привычке» называли «русскими». Европейцы и американцы по сей день считают, что 1/6 часть суши заселена одной «титульной» нацией, русскими

К примеру, в Польше россиян, украинцев и белорусов нередко называют оскорбительным словом «rusek». Да и в самой Беларуси все чаще слышны заявления о том, что белорусы и россияне - это одно и то же и, мол, у этих народов было общее историческое прошлое. Но ведь все далеко не так. Помните полное название ВКЛ - Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское (именуемое также «исторической Литвой»)?

При этом понятие «русское» в названии этой страны не имело никакой привязки к современным территориям Российской Федерации. Ядром ВКЛ были белорусские земли, а «рускими» (тогда это название писалось с одной «с») называли себя предки современных белорусов и украинцев, которые исповедовали православие.

При этом государственным и литературным языком названной державы был старобелорусский, называвшийся также «руским». Не нужно обладать глубокими познаниями в области языкознания, чтобы увидеть большую схожесть современного белорусского языка с «мовой» эпохи ВКЛ.

Но из-за путаницы с понятием «русский» мы получили несколько исторических мифов. Оказывается, литвины-белорусы якобы веками стремились воссоединиться с Россией. Появилась идея о том, что белорусы, великороссы и малороссы (украинцы) - это один этнос. Это не так.


Решил написать пост об этой удивительной стране и о моей Родине, так как многие россияне ничего о Беларуси толком не знают, и говорят только теми словами и мыслями которые им внушают из зомбиящиков (телевизоров).

1. Если вы въезжаете в Беларусь из России, принципиально ничего не изменится, однако вы сразу заметите некоторые визуальные отличия.

2. Белорусские домены на заканчиваются не на.ru, а на.by.

3. Цены указаны в рублях, однако по меркам россиян они просто ошеломительные. Дело в том, что один российский рубль стоит около 270-ти белорусских, поэтому надписью «Ноутбук всего за 3 999 000 рублей» никого не удивишь.

4. Названия многих компаний начинаются на «Бел»: «Белтелеком», «Беларусбанк», «Белгосстрах» и т. д.

5. Официальная символика своя, здесь вы нигде не увидите двуглавого орла.

6. Население Беларуси 9,5 млн., из них два проживают в Минске.

7. В Беларуси лишь Минск является городом-миллионером. Второй по величине город - Гомель - насчитывает около 500 тыс.

8. Служба в армии достаточно продолжительная - 1,5 года. Откупиться невозможно (по крайней мере, я о таком не слышал). Призывники только и ищут всевозможные болячки, чтобы «откосить» от служения отечеству. И многие, надо сказать, находят.

9. Билет в минском кинотеатре стоит в среднем $3–4.

10. В минском метро есть станция «Кастрычницкая». Название зачастую веселит гостей из России и Украины. А переводится она как «Октябрьская», так как «октябрь» по-белорусски будет «кастрычник».

11. Самый большой в Европе древний лес находится в Беларуси - это Беловежская пуща, в которой насчитывается почти 2000 деревьев-великанов. По возрасту некоторые из них старше, чем открытие Америки Колумбом. Часть Беловежской пущи расположена на территории Польши. Кстати, в Беловежской пуще было подписано соглашение о распаде Советского Союза.

12. В Беларуси расположен знаменитый Бобруйск - столица Олбании и любимый город Шуры Балаганова.

13. КГБ и ГАИ в Беларуси не переименовывали.

14. В Беларуси делают крамбамбулю - алкогольный напиток, настоянный на меду и травах. Ее можно пить как холодной, так и горячей. Честно говоря, не все белорусы сами знают про крамбамбулю, но образованные знают всегда. Бутылка крамбамбули станет отличным подарком друзьям на родине. Ее можно купить в гипермаркете «Корона».

15. Валюту можно обменять в любом из банков. При этом нет расчетных касс, как в России, в которых взимают порой значительную комиссию.

16. Минск очень компактный и удобный для проживания город; практически круглый, в диаметре около 25-ти км. До 1939-го года Минск назывался Менском. Его едва не переименовали в начале 1990-х.

17. Кстати, в Беларуси в ходу нет монет. Все деньги бумажные. Минимальная купюра - 50 рублей (чуть больше 0,5 цента).

19. В Беларуси нет религиозной вражды. Зачастую людям вообще фиолетово, кто какую религию исповедует.

20. Во второй половине 20-х годов прошлого века в Белорусской ССР было четыре государственных языка: русский, белорусский, польский и идиш. Не верите? Приводим герб тогдашней БССР.

21. Собака в белорусском языке - он. «Першы блiн сабаку» - белорусский эквивалент поговорке «первый блин комом».

22. В Беларуси хорошие дороги, это отмечают все приезжие. На дорогах хорошая разметка.

23. «Милавица» переводится с белорусского как «Венера». Однако большинство людей за рубежом ассоциируют Милавицу с красивым женским бельем.

24. Площадь Независимости в Минске - одна из самых крупных в Европе. Фото прилагается. Кстати, главный проспект столицы также называется проспект Независимости (в 1990-е и начале 2000-х он носил название проспект Франциска Скорины).

25. Дважды за советскую историю Могилев чуть не стал столицей Беларуси. Первый раз - в 1938-м, когда граница СССР пролегала всего в считанных километрах от Минска. Началась даже реконструкция города, но тут возьми да и случись присоединение Западной Беларуси, и идея переноса столицы в Могилёв отпала. Второй раз всерьёз вопрос о переносе возник после освобождения Минска от оккупантов - город был практически полностью разрушен и вариантов виделось два: строить Минск на новом месте, либо переносить столицу в другой. Но не сложилось.

26. В Беларуси три сотовых оператора: МТС, Velcom и Life. Покрытие 100%.

27. Средняя месячная зарплата в Беларуси (на руки) - около $500, в Минске - $600. Цены сопоставимы с российскими. Квартплата для большинства граждан низкая. За двухкомнатную квартиру нужно платить в среднем $15 в месяц.

28. В Беларуси сохранены колхозы, все поля обрабатываются. Это особенно заметно при въезде в Беларусь из России. Поля действительно ухоженные и очень красивые. Нет сорняков и бурьяна. Сей факт можно проверить и на Google Maps. Фермеров в Беларуси очень мало.

29. Кстати, правильно говорить и писать - Беларусь, а не Белоруссия. Белорусы никогда не говорят «Белоруссия».

30. В белорусских школах и вузах отметки выставляются по 10-балльной шкале. Четверка приравнивается к тройке (по пятибалльной шкале), шестерка - к четверке, девятка - к пятерке. Пятибалльную шкалу уже давно забыли.

31. Все повально изучают английский. Хотя уровень владения языком до сих пор оставляет желать лучшего.

32. Парни с девушками обычно знакомятся в вузах, на работе или в компании друзей. На улице знакомиться с девушками не принято, как и разговаривать с незнакомыми людьми.

33. В Беларуси два государственных языка - русский и белорусский. На белорусском языке практически никто не говорит, даже в деревне, однако к нему все тепло относятся. Многие белорусы в глубине души сожалеют, что забыли свою культуру.

34. Белорусский язык похож в равной степени на польский и на русский. Поэтому, белорус поймет поляка, если тот будет говорить медленно. Из всех языков, по всей видимости, белорусский больше всего похож на украинский. Большинство слов совпадает.

35. Интересные слова по-белорусски: «вясёлка» - «радуга», «мурзiлка» - «грязнуля», «калi ласка» - «пожалуйста».

36. Белорусский язык очень красивый. Русским и украинцам бросается в глаза то, что по-белорусски многие слова пишутся через «а», там, где в русском или украинском «о». Так что не удивляйтесь надписям «вакзал», «малако», «горад», «Масква».

37. Белорусы очень тепло относятся к русским и украинцам. Отношение к иностранцам нейтральное. Уважение к полякам.

38. Да и к белорусам хорошо относятся за рубежом (Польше, Прибалтике, Чехии). Белорусы говорят по-русски, отчего их часто поначалу путают с россиянами. После уточнения, однако, отношение меняется в лучшую сторону. В США мало кто знает, что есть такая страна - Беларусь. А те, кто знают, сразу припоминают две вещи: Чернобыль и Лукашенко. Что тут поделаешь?

39. Несмотря на культурную и историческую близость с Россией, белорусы не отождествляют себя с Россией.

40. Водка по-белорусски будет «гарэлка».

41. На улицах много милиции. Милицию не переименовали в полицию.

42. Дать взятку ГАИшнику крайне сложно. Практически не берут. Допускается вождение с алкоголем до 0,3 промилле. Если вы попались пьяными - права отберут точно.

43. В Беларуси стараются соблюдать ПДД. Переход пешехода на красный свет крайне редок. Водители всегда пропускают пешеходов.

44. В Беларуси шесть областей - Брестская, Гродненская, Витебская, Могилевская, Гомельская и Минская. Самый близкий крупный город к Минску - Вильнюс.

45. Кстати, Вильнюс более шести веков являлся-де-факто столицей Беларуси; является колыбелью белорусской культуры. Ранее Вильнюс назывался Вильня (или Вильно), и лишь в 1939-м году он стал литовским.

46. Деревни в западной и восточной Беларуси разительно отличаются. На западе они ухожены, на востоке - куда более запущенные. Это заметно.

47. У Беларуси натянутые отношения с ЕС и США. В связи с этим, для получения визы США белорусы ездят в Литву или Россию.

48. В Беларуси нельзя пить пиво и спиртное на улице. Оштрафуют. Курить пока можно, но хотят ввести запрет.

49. В Беларуси много казино. Особенно в Минске. После того, как в России ужесточили игорный бизнес, как грибы после дождя начали открываться казино в Беларуси, что обеспечило дополнительный приток валюты в страну.

50. Курить марихуану, разумеется, нельзя.

51. В Беларуси практически нет неславян, афроамериканцев, китайцев, вьетнамцев и т. д.

52. Такси в Минске стоит $0,5 за 1 км, проезд в общественном транспорте и метро – 25 центов (штраф за безбилетный проезд менее $3). В Минске две линии метро, расположенные крест-накрест. За час на машине можно добраться из любого места города в любое без исключений (вечером и ночью - за полчаса). Да и на общественном транспорте, в принципе, тоже. Пробок мало.

53. В Минске есть потрясающая велодорожка длиной около 40 км. Велосипеды стали очень популярны.

54. Самые известные белорусские поэты - Янка Купала и Якуб Колас. Это на заметку.
Янка Купала

55. Среди народов Европы белорусы одними из первых напечатали свою Библию. Первый первопечатник восточных славян - Франциск Скорина. Он белорус.

56. Пол-Беларуси хочет переехать в Минск, однако это сложно для приезжих. Жилье стоит от $1500 за квадратный метр. Аренда однокомнатной квартиры - около $300 в месяц, двухкомнатной - $450. Не улыбайтесь, если вы сами из Москвы:)

57. В Беларуси очень тихо и спокойно. Можно гулять ночью, не боясь за свою безопасность.

58. В Витебске каждый год проходит знаменитый «Славянский Базар».

59. Герб и флаг Беларуси практически советские. С 1991-го по 1995-й год гербом Беларуси являлась «Погоня» (герб нынешней Литвы) и бело-красно-белый флаг. Они сейчас запрещены. Болельщиков с данной символикой не пускают на стадионы. Молодежь симпатизирует исторической символике. «Погоня» уходит корнями в историю на 700 лет минимум, поскольку уже в 1366-м году местные князья Ягайло и Витовт вовсю использовали на своих печатях этот сюжет.

60. Белорусская водка хорошая, в супермаркетах много иностранной водки, виски и т. д.

61. По сей день в столице Беларуси на площади Независимости можно увидеть поставленный в советские времена памятник Ленину. Вообще, Ленины стоят в каждом городе.

62. При вхождении в таможенный союз в Беларуси резко повысились пошлины на иномарки. Именно поэтому за год до этого белорусы ввезли рекордное количество хороших и практически новых машин. В том числе, Мерседесов S-класса, BMW 7 и т. д.

63. К чемпионату мира по хоккею строится много гостиниц. Гостиниц мало и они дорогие. Но ситуация улучшается.

64. Кстати, Беларусь с ума сходит по хоккею. Везде строятся ледовые дворцы. На хоккей выделяется средств больше, чем на футбол. Люди куда больше интересуются футболом (как и везде).

65. В Беларуси все очень сильно зарегламентировано. Уличная торговля практически отсутствует, очень мало забегаловок и кафе. Шаурму и горячие блины можно купить лишь на нескольких рынках. В крупных городах сплошь самые современные гипермаркеты и ТРЦ.

66. Попрошаек и бездомных практически нет.

67. Белоруска Виктория Азаренко долгое время сохраняла титул первой ракетки мира.

68. В Беларуси две религии: православие и католицизм. Католиков 20%. Многие праздники дублируются и являются выходными. Например, в Беларуси выходными является 25 декабря и 7 января. Аналогично с Пасхой. В Беларуси Радуница - день поминовения предков - является выходным днем. Зато после Нового года 3 января, как правило, нужно идти на работу.

69. Зайчиками в Беларуси деньги давно уже не называют. Деньги с изображениями животных были в обращении с 1992-го по 1996-й год. Сейчас в обиходе белорусский рубль иногда называют «белка». На купюрах изображены здания.

70. Также в Беларуси 7 ноября является выходным. Вообще, Беларусь очень советская страна - и это правда. Улицы Ленина, Свердлова, Фрунзе повально. Однако в новых районах улицы получают названия белорусских деятелей: ул. Наполеона Орды, ул. Янки Лучины, ул. Иосифа Жиновича и т. д. Вновь открывшиеся станции метро были названы «Грушевка», «Михалово», «Петровщина».

71. При этом когда приезжающие бравируют тем, что они приезжают «back to USSR», это может немного насторожить белорусов. Белорусы живут в настоящем, а не в Советском Союзе.

72. В Беларуси жило очень много евреев. Сейчас намного меньше.

73. В Беларуси евреев не «не любят». Антисемитизм не наблюдается.

74. 20% территории Беларуси загрязнены радиацией после Чернобыля. В зоны отселения можно въехать свободно. В них вы увидите множество знаков с предупреждением о радиации. В зонах отселения много всякой живности: волков, кабанов, лосей.

75. Несмотря на толерантность, за свою историю белорусы воевали чуть ли не постоянно. Вы не поверите, но больше всего - с Россией. Много раз в результате войн деревни и города выжигались дотла.

76. В Беларуси по-прежнему не отменена смертная казнь.

77. Беларусь два раза выигрывала детское «Евровидение».

78. Если говорить про национальные блюда, то все почему-то сразу вспоминают драники. Однако если вы скажете, что знаете такое блюдо, как верещака, удивлению белоруса не будет предела (не все белорусы и сами-то в курсе).

79. Наверное, у большинства россиян и украинцев Беларусь прочно ассоциируется с Лукашенко. Да, Лукашенко бессменно правит страной с 1994-го года. Однако, Беларусь - это не только Лукашенко, поверьте мне.

80. Доля городского населения выше, чем во всех граничащих с ней странах без исключения и составляет 75%.

81. Нет империализма совершенно. Как я уже упоминал, белорусы никак не считают себя русскими и не предъявляют никаких претензий на культурное, территориальное и финансовое господство.

82. В Беларуси женщины уходят на пенсию в 55 лет, а мужчины - в 60.

83. В Беларуси много памятников Отечественной войне. Мало кто знает, что война в Беларуси началась не 22 июня 1941 года, а 1 сентября 1939 года. Мужчины нынешней Гродненской и Бресткой области были призваны в ряды польской армии и воевали против немцев. Во время войны погиб каждый четвертый белорус.

84. Реально Беларусь очень сильно пострадала во время Второй Мировой. Минск практически заново отстроен (да и почти все города). Старых зданий мало. Вся застройка советская.

85. В белорусских городах чисто и аккуратно.

86. В Беларуси развито сельское хозяйство. Беларусь входит в пятерку мировых экспортеров молочных продуктов. Качество продукции, действительно, высокое.

87. И в двадцатку - по экспорту вооружений.

88. В Беларуси было ядерное оружие, но его вывезли в Россию в начале 90-х. Так что теперь Беларусь - безъядерная территория.

89. Беларусь более 600 лет была в одном государстве с Литвой, более 300 лет - с Польшей, и почти 200 лет - с Россией.

90. Границы с Россией нет, можно въехать и не заметить (даже не везде есть указатели). Зато при въезде в Брянскую область название России написано с ошибкой - «Российская Федирация».

91. В Беларусь приезжает много русских для лечения зубов, покраски машин и т. д. Качественно и дешевле, чем в России.

92. В Беларусь приезжают, чтобы отдохнуть и «потусить». Девушки очень красивые.

93. В Беларуси практически нет митингов. Ходить на них крайне не рекомендуется, если не хотите нажить себе проблем. Далеко не все довольны существующим укладом, однако об этом молчат.

94. В Беларуси нельзя поступить в ВУЗ по блату. После 11-ти классов поступающие сдают централизованное тестирование, ему все доверяют, поскольку списать, заранее узнав ответы, невозможно. Случается такое, что дети деканов и ректоров не могут поступить в университет, в котором работают родители.

95. Беларусь очень похожа на Россию, однако Беларусь - не Россия.

96. В Беларуси много государственных предприятий, частный бизнес не очень развит. Множество регламентов и предписаний. Постоянно слышно, что-то и дело национализируется очередное предприятие.

97. Белорусы любят белорусский язык, но не являются такими националистами, как украинцы. Скорее, индифферентны.

98. Идут белорусские и российские каналы. Также Euronews. Украинские и польские - нет.

99. Многие белорусы искренне верят, что в России до сих пор царит полный беспредел и тотальная коррупция, словно с 90-х ничего не изменилось. И гордятся, что у них в этом плане все спокойно.

100. Уровень жизни в Беларуси в среднем: немного выше, чем в Украине; незначительно ниже, чем в России (имеется в виду Россия, а не Москва); ниже, чем в Польше; незначительно ниже, чем в Казахстане.

101. В Беларуси нет гигантских залежей нефти или газа. Около $1 млрд в год страна зарабатывает на соли. А в остальном приходится крутиться - производить и обменивать всякую продукцию. Работать и вкалывать.

102. Кстати, о соли. Благодаря залежам калийной соли самые высокие зарплаты в Беларуси зафиксированы не в Минске, а в Солигорске.

103. После распада СССР в Беларуси сохранены крупные предприятия. Не все они рентабельны, однако, некоторые вполне успешные. Например, «Белаз».

104. Также после распада СССР в Беларуси не было сильного «хапуна», в связи с чем расслоение в обществе значительно ниже, чем в соседних государствах. Правда, чем дальше, тем расслоение увеличивается. В Беларуси есть бедные и есть богатые, как и везде.

105. В Беларуси не принято кичиться своим богатством. Богатая прослойка существует, однако во всем Минске всего несколько «Бентли» и по-моему лишь один «Майбах». Богатые не всегда показывают остальным, что они богаты. Будешь светиться - будут проблемы.

106. Виллы и коттеджи под Минском также выглядят намного проще и скромнее, чем виллы под Москвой или Киевом.

107. В Беларуси культ Великой Отечественной войны и Советского Союза. Великую Отечественную войну преподают тщательно в школе и университете. Однако молодежь этой темой не сильно интересуется.

108. При этом Беларусь имеет богатую историю. В средневековье Беларусь называлась Великим Княжеством Литовским. Название Беларусь появилось только в XVI-м (или около того) столетии. Но это не значит, что до этого белорусов не существовало. Ранее их называли литвинами. В 90-е годы страну официально хотели назвать «Литовская Республика Беларусь».

109. Беларусь - это ни в коем случае не искусственное образование, порожденное СССР!

110. В Беларуси на душу населения много программистов, на порядок выше, чем в России и Украине. Крупнейшие мировые аутсорсинговые компании (после индийских) расположены в Беларуси (Epam, Itransition). Зарплаты программистов составляют около $1500 в месяц и постоянно растут; быть программистом очень престижно.

111. Также престижно быть врачом. Однако зарплата квалифицированного врача редко превышает $400. В Беларуси мало частных медицинских клиник.

112. Белорусы действительно толерантные.

113. В Беларуси Google так же распространен, как и Яндекс. Беларусь - единственная в мире страна, где наибольший процент пользователей используют в качестве браузера Opera. Социальные сети - «Одноклассники», «Вконтакте».

115. В Беларуси не принято обсуждать политику. Данная тема - табу. На эту тему также нельзя шутить. С Украиной и Россией разительный контраст. Никаких протестов и митингов недовольных. Вернее, они есть, но подавляются на корню.

116. В Беларуси практически отсутствует безработица. Повсюду требуются, требуются, требуются. Найти квалифицированные кадры весьма сложно. Много людей задействовано в госаппарате.

117. Многие хотят уехать на запад, многие вынуждены искать более высокую зарплату в Москве.

118. В Беларуси, как уже говорилось, ходят белорусские рубли. Буханка хлеба стоит в среднем 5000 рублей. При этом более-менее значимые товары всегда пересчитываются в доллары. Купить валюту обычно не составляет проблем.

119. Белорусы, по мнению посла РФ в Беларуси Суркова, в отличие от русских: более приучены к порядку и не такие бесшабашные.

120. В Беларуси много рек, озер, болот и лесов (более 30% территории). Однако нет выхода к морю и нет гор. Пейзажи очень живописные.

121. В Беларуси, в отличие от России, мало банков (всего около 30-ти).

122. Цены на топливо на всех заправках одинаковые. Чуть менее $1 за литр.

123. Беларусь - очень хорошая и милая страна. Удивительно, но о ней почти ничего не говорят и не пишут в России (насчет Украины не в курсе). Сюда стоит приехать хотя бы один раз - скучно вам точно не будет. Добро пожаловать!

Открытие границ в рамках Таможенного союза показало, что национальные характеры русских и белорусов подверглись разнонаправленным мутациям. Эта разница, конечно, не столь велика, как между восточными и западными немцами, но суть примерно та же — пишет rosbalt.ru .

Раньше поводов кататься к соседям у россиян было гораздо меньше — по крайней мере, ездили не так массово, как сегодня. А теперь в Беларуси тотальная распродажа: от холодильников и тушенки до заводов. Россияне стали гонять в Беларусь на выходные. Это близко. Цены в три-пять раз ниже, никто не "отжимает". Поэтому диковинные доселе машины с российскими номерами стали в Беларуси уже обыденностью. И не сказать, чтобы белорусам это очень нравилось. В магазинах возмущаются тем, как россияне все скупают. В Витебске местные жители, бывает, не могут купить колбасу, консервы или даже сгущенку: эти продукты ящиками разбирают россияне.

"Мы тут как какие-то негры в Африке, к которым стали приезжать колонисты, — размышляет 47-летний учитель географии Олег Васильевич. — У нас нет денег, мы вообще ничего не можем купить, они на нас смотрят сочувствующими взглядами. Но продолжают хапать. Стоишь за колбасой, и через человека перед тобой россиянин забирает последние десять палок. Явно не только себе, но и друзьям, а то может и вообще на продажу". "Вообще обнаглели. Доходит до того, что начинают требовать в магазинах отдельные кассы для россиян, в очередях стоять не хотят. Как цари заезжие себя тут ведут", — подхватывает его товарищ, 40-летний рабочий строительного управления.

Белорусским водителям россияне тоже не нравятся. "Постоянно гоняют, подрезают, вообще ведут себя так, будто на правила они плевать хотели. А я десятки людей вожу", — рассказывает 27-летний водитель маршрутного такси Виталий. Сам и объясняет причины хамства: "Наши штрафы для них копеечные. И если переводить в валюту у нас тоже сейчас для них все они ничего не стоят. Стандартное нарушение — 35 000 "зайчиков", — это 120 российских рублей всего. Вот они и бесятся".

Вообще, на то, как водят российские водители, в Беларуси стало жаловаться очень модно. ГАИшники рассказывают, что те и пьяными часто бывают, и скоростной режим вообще не соблюдают. В Интернете вовсю гуляет видео, на котором видно, как обалдевшая от выпитого россиянка поливает матом сотрудников милиции, которые пытаются достать ее из-за руля БМВ. Та истошно вопит, не хочет выходить из машины и через слово ругает матом и страну, и белорусскую милицию, и Лукашенко.

А еще белорусы ненавидят, когда россияне появляются в барах. Бармен из модного минского ресторана Олег рассказывает: "Всегда нажираются как свиньи, орут, драться часто лезут. Белорусы спокойнее, у нас же за драку можно запросто в тюрьму сесть. А этим все нипочем. Я раньше думал, россияне оставляют большие чаевые и денег не считают. Все они считают. Но это ладно. Ведут себя как быдло, отдыхать не умеют". По словам 36-летнего бармена, как только в его кабаке стали появляться россияне, "тут же исчезли сотрудники дипкорпуса, бизнесмены-итальянцы". "Итальянцы, кстати, тоже не тихие. Наверное, поэтому и решили минимизировать контакты с русскими. А то мало ли что", — поясняет он.

Истории о том, как россияне угрожали кому-то из белорусов в его родном городе, а другие крошили во дворе машины на своем джипе, будучи не в состоянии трезво выехать с парковки, в Белоруссии тоже печально популярны.

Конечно, это еще и банальная зависть. Белорусы в массе своей не могут позволить себе ни дорогие джипы, ни сумочки за $1000, ни стодолларовые счета в ресторанах. И ими обуревают те же эмоции, которые испытывает, например, житель Воронежа по отношению к москвичу. Разница только в том, что даже житель небогатого Брянска, как правило, значительно состоятельнее обитателей Витебска и Орши.

А у россиян редко хватает ума и такта это не выпячивать. Наоборот, кажется, они для того и едут, чтобы самоутвердиться за счет соседской бедности. Многие над местными откровенно потешаются. "Вас, белорусов, везде отличишь. Вот мы все славяне, все на одно лицо, а все равно легко отличить, — удовлетворенно хлопал меня как-то по плечу 30-летний менеджер из Подмосковья. — Вы всего боитесь, это видно. Спрашиваете разрешения вечно. Извиняетесь за все подряд. Как дети, которых в детстве родители за все наказывали".

Я даже не помню, что ему тогда ответил. С одной стороны, он прав: в Беларуси люди боятся нарушать правила и закон, потому что за это часто и порой, кажется, неадекватно жестко наказывают. А с другой: так ли уж это нормально, что в России никто ни за что не отвечает? Рвутся плотины - никто особо не отвечает, валятся поезда - тоже, попадаются на краже миллиардов - и ничего, падают самолеты - привет Мальчишу. "Наказывать это не наш путь", — так, кажется, сказал Путин?

Эволюция отношения россиян к белорусам - это еще и прямое следствие экономического давления Москвы на Минск в кризис. Раньше представители обеих наций общались друг с другом на равных. Россияне в регионах зарабатывали примерно столько же, а белорусы не так уж часто ездили из своей уютной страны на заработки в "кошмарную" Россию. Жители РФ восхищались, как в Беларуси чисто, честно, безопасно. Теперь к белорусам стали относиться как к таджикам, узбекам и другой "черни". Требования открыть отдельную кассу в белорусском магазине — лишнее тому подтверждение.

Все это далеко не безобидно. Уровень напряжения в белорусском обществе в целом растет. Опросы показывают, что рядовые белорусы все более скептично относятся к перспективе вступления РБ в состав России и даже в нынешних экономических условиях говорят: "Не надо нас превращать в Псков или Смоленск". Кто-то не хочет грязи, кто-то — произвола, кто-то — кастового общества, в котором прав всегда тот, у кого больше прав. А кто-то уверен, что с приходом "братьев-колонизаторов" жить станет хуже.

Наконец, россиян "с чемоданами" опасается белорусский бизнес. СМИ сообщают о трудно идущих переговорах о слиянии МАЗа с КАМАЗом, о покупке "Беларуськалия" и "Белнефтехима" — но это лишь верхушка айсберга экономической экспансии. Основные события сейчас тихо происходят на среднем уровне. Московские миллионеры ездят по Беларуси и скупают небольшие белорусские фабрики, текстильные предприятия, стройфирмы. И это сильно раздражает белорусских бизнесменов.

Тех, кто ждет льготный кредит на квартиру, уже рассказывают, что россияне взвинчивают цены на жилье, скупая квартиры "целыми этажами". Возможно, это преувеличение. Но в общем, Россию здесь сегодня скорее боятся, чем уважают. Белорусы не хотят вновь стать крепостными. И Лукашенко, конечно, этим пользуется.

Максим Швейц




Top