Значение творчества русских композиторов для детей. Композиторы детям

Композиторы-классики известны всему миру. Каждое имя музыкального гения - неповторимая индивидуальность в истории культуры.

Что такое классическая музыка

Классическая музыка - чарующие мелодии, созданные талантливыми авторами, которых справедливо называют композиторами-классиками. Их произведения уникальны и всегда будут востребованы исполнителями и слушателями. Классической, с одной стороны, принято называть строгую, глубокосодержательную музыку, не относящуюся к направлениям: рок, джаз, народная, эстрадная, шансон и т. п. С другой стороны, в историческом развитии музыки есть период конца XIII - начала XX века, называемый классицизмом.

Классические темы отличаются возвышенной интонацией, изысканностью, разнообразием оттенков и гармонией. Они положительно влияют на эмоциональное мировосприятие взрослых и детей.

Этапы развития классической музыки. Их краткая характеристика и основные представители

В истории развития классической музыки можно выделить этапы:

  • Ренессанс или эпоха Возрождения - начало 14 - последняя четверть 16 века. В Испании и Англии период Возрождения длился до начала 17 века.
  • Барокко - пришел на смену Ренессанса и длился до начала 18 века. Центром стиля была Испания.
  • Классицизм - период развития европейской культуры с начала 18 и до начала 19 столетия.
  • Романтизм - направление, противоположное классицизму. Длилось до середины 19 века.
  • Классика 20 столетия - современная эпоха.

Краткая характеристика и основные представители культурных периодов

1. Ренессанс - длительный период развития всех направлений культуры. - Томасс Таллис, Джованни да Палестина, Т. Л. де Виктория сочинили и оставили бессмертные творения потомкам.

2. Барокко - в эту эпоху появляются новые музыкальные формы: полифонии, оперы. Именно в этот период создавали свои знаменитые творения Бах, Гендель, Вивальди. Фуги Баха выстроены в соответствии с требованиями классицизма: обязательное соблюдение канонов.

3. Классицизм. создавшие свои бессмертные творения в эпоху классицизма: Гайдн, Моцарт, Бетховен. Появляется сонатная форма, увеличивается состав оркестра. и Гайдна отличаются от тяжеловесных сочинений Баха несложным построением и изяществом мелодий. Это всё ещё была классика, устремление к совершенству. Бетховенские сочинения - это грань соприкосновения романтического и классического стилей. В музыке Л. ван Бетховена чувственности и пылкости больше, чем рациональной каноники. Выделились такие важные жанры, как симфония, соната, сюита, опера. Бетховен дал начало Романтическому периоду.

4. Романтизм. Музыкальным произведениям свойственна колоритность, драматизм. Формируются различные песенные жанры, к примеру, баллады. Получили признание сочинения для фортепиано Листа и Шопена. Традиции романтизма унаследовали Чайковский, Вагнер, Шуберт.

5. Классика XX столетия - характеризуется стремлением авторов к новаторству в мелодях, возникли термины: алеаторика, атонализм. Произведения Стравинского, Рахманинова, Гласса относят к классическому формату.

Русские композиторы-классики

Чайковский П.И. - русский композитор, музыкальный критик, общественный деятель, педагог, дирижёр. Его сочинения самые исполняемые. Они искренние, легко воспринимаемые, отражают поэтическую самобытность русской души, живописные картины русской природы. Композитором создано 6 балетов, 10 опер, больше сотни романсов, 6 симфоний. Известные всему миру балет «Лебединое озеро», опера «Евгений Онегин», «Детский альбом».

Рахманинов С.В. - произведения выдающегося композитора эмоциональны и жизнерадостны, а некоторые - драматичны по содержанию. Их жанры разнообразны: от небольших пьес до концертов и опер. Общепризнанные сочинения автора: оперы «Скупой рыцарь», «Алеко» по пушкинской поэме «Цыганы», «Франческа да Римини» по сюжету, заимствованному из «Божественной комедии» Данте, поэма «Колокола»; сюита «Симфонические танцы»; фортепианные концерты; вокализ для голоса под аккомпанемент фортепиано.

Бородин А.П. был композитором, педагогом, химиком, врачом. Самое значимое творение - опера «Князь Игорь» по историческому произведению «Слово о полку Игореве», которая писалась автором почти 18 лет. При жизни Бородин не успел её закончить, уже после его кончины оперу дописали А.Глазунов и Н.Римский-Корсаков. Великий композитор является родоначальником классических квартетов и симфоний в России. Венцом мирового и русского национально-героического симфонизма считается «Богатырская» симфония. Выдающимися признаны инструментальные камерные, Первый и Второй квартеты. Один из первых ввёл в романсы богатырские фигуры из древнерусской литературы.

Великие музыканты

Мусоргский М.П., о котором можно сказать - это великий композитор-реалист, смелый новатор, затрагивающий остросоциальные проблемы, великолепный пианист и прекрасный вокалист. Самыми значимыми музыкальными произведениями являются оперы «Борис Годунов» по драматическому произведению А.С. Пушкина и «Хованщина» - народно-музыкальная драма, главный действующий персонаж этих опер - восставший народ из разных общественных прослоек; творческий цикл «Картинки с выставки», навеянный работами Гартмана.

Глинка М.И. - известный русский композитор, основоположник классического направления в русской музыкальной культуре. Он завершил процедуру создания школы русских композиторов, базируясь на ценности народной и профессиональной музыки. Произведения мастера пронизаны любовью к Отечеству, отражают мировоззренческую направленность людей той исторической эпохи. Всемирно известные народная драма «Иван Сусанин» и опера-сказка «Руслан и Людмила» стали новыми течениями в русской опере. Симфонические произведения «Камаринская» и «Испанская увертюра» Глинки - основы русского симфонизма.

Римский-Корсаков Н.А.- талантливый русский композитор, морской офицер, педагог, публицист. В его творчестве прослеживаются два течения: историческое («Царская невеста», «Псковитянка») и сказочное («Садко», «Снегурочка», сюита «Шехерезада»). Отличительная особенность произведений композитора: самобытность с опорой на классические ценности, гомофония в гармоническом построении ранних сочинений. Его сочинения имеют авторский почерк: своеобразные оркестровые решения с необычно построенными вокальными партитурами, являющимися основными.

Русские композиторы-классики старались отобразить в своих произведениях свойственное нации познавательное мышление и народный фольклор.

Европейская культура

Известные композиторы-классикиМоцарт, Гайдн, Бетховен проживали в столице музыкальной культуры того времени - Вене. Гениев объединяет мастерское исполнительство, превосходные композиционные решения, использование разных музыкальных стилей: от народных напевов до полифонических разработок музыкальных тем. Для великих классиков свойственны всеобъемлющая творческая мыслительная деятельность, компетентность, чёткость в построении музыкальных форм. В их произведениях органично связаны воедино интеллект и эмоции, трагическая и комическая составляющие, непринуждённость и расчётливость.

Бетховен и Гайдн тяготели к инструментальным композициям, Моцарту мастерски удавались как оперные, так и оркестровые сочинения. Бетховен был непревзойдённым создателем героических произведений, Гайдн ценил и успешно использовал в творчестве юмор, народно-жанровые типажи, Моцарт был композитором-универсалом.

Моцарт - создатель сонатной инструментальной формы. Бетховен усовершенствовал её, довёл до непревзойдённых высот. Период венской классики стал периодом квартетного расцвета. Гайдн, вслед за ним Бетховен и Моцарт, вносят значимый вклад в развитие этого жанра.

Итальянские мастера

Джузеппе Верди - выдающийся музыкант 19 века, развивал традиционную итальянскую оперу. Обладал безупречным мастерством. Кульминацией его композиторской деятельности стали оперные произведения "Трубадур", "Травиата", "Отелло", "Аида".

Никколо Паганини - родился в Ницце, одна из наиболее музыкально одаренных личностей 18-19 века. Виртуозно владел скрипкой. Сочинял каприсы, сонаты, квартеты для скрипки, гитары, альта и виолончели. Писал концерты для скрипки с оркестром.

Джоаккино Россини - творил в 19 столетии. Автор духовной и камерной музыки, сочинил 39 опер. Выдающиеся произведения - "Севильский цирюльник", "Отелло", "Золушка", "Сорока-воровка", "Семирамида".

Антонио Вивальди - один из крупнейших представителей скрипичного искусства 18 века. Известность приобрел благодаря своим Наиболее известная работа - 4 скрипичных концерта "Времена года". Прожил удивительно плодотворную творческую жизнь, сочинил 90 опер.

Знаменитые итальянские композиторы-классики оставили вечное музыкальное наследение. Их кантаты, сонаты, серенады, симфонии, оперы будут доставлять удовольствие не одному поколению.

Особенности восприятия музыки ребенком

Прослушивание хорошей музыки положительно влияет на психоэмоциональное развитие ребенка, так считают детские психологи. Хорошая музыка приобщает к искусству и формирует эстетический вкус, так считают педагоги.

Многие известные творения создавали композиторы-классики детям, учитывая их психологию, восприятие и специфику возраста, т. е. для слушания, а другие сочиняли для крох-исполнителей различные пьесы, легко воспринимаемые на слух и технически им доступные.

«Детский альбом» Чайковского П.И. для маленьких пианистов. Это альбом-посвящение племяннику который любил музыку и был очень одарённым ребёнком. В сборнике более 20 пьес, некоторые из них созданы на основе фольклорного материала: неаполитанские мотивы, русская плясовая, тирольские и французские мелодии. Сборник «Детские песни» Чайковского П.И. рассчитан на слуховое восприятие детской аудиторией. Песни оптимистического настроя о весне, птицах, цветущем саде («Мой садик»), о сострадании к Христу и Боге («Был у Христа младенца сад»).

Детская классика

Для детей трудились многие композиторы-классики, список произведений которых очень разнообразен.

Прокофьев С.С. «Петя и Волк» - симфоническая сказка для детей. Благодаря этой сказке, дети знакомятся с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Текст сказки написал сам Прокофьев.

Шуман Р. «Детские сцены» - это небольшие нотные рассказы с незатейливым сюжетом, написанные для взрослых исполнителей, воспоминания о детстве.

Цикл для фортепиано Дебюсси «Детский уголок».

Равель М. «Матушка гусыня» на основе сказок Ш. Перро.

Барток Б. «Первые шаги за фортепиано».

Циклы для детей Гаврилова С. «Для самых маленьких»; «Герои сказок»; «Ребятам о зверятах».

Шостакович Д. «Альбом фортепианных пьес для детей».

Бах И.С. «Нотная тетрадь Анны Магдалены Бах». Обучая своих детей музыке, создавал для них особые пьесы и упражнения для развития технических навыков.

Гайдн Й. - прародитель классической симфонии. Создал специальную симфонию под названием «Детская». Используемые инструменты: соловей глиняный, трещотка, кукушка - придают ей необычное звучание, детское и задорное.

Сен-Санс К. придумал фантазию для оркестра и 2-х фортепиано под названием «Карнавал животных», в которой музыкальными средствами виртуозно передал кудахтанье кур, рык льва, благодушие слона и его манеру передвижения, трогательно-изящного лебедя.

Сочиняя композиции для малышей и юношества, великие композиторы-классикипозаботились об интересных сюжетных линиях произведения, доступности предлагаемого материала с учётом возраста исполнителя или слушателя.

Композиторы детям

Детская музыка

Музыка, предназначенная для слушания или исполнения детьми. Лучшие образцы её характеризуются конкретностью, живым поэтич. содержанием, образностью, простотой и чёткостью формы. Инструментальной Д. м. свойственны программность, элементы изобразительности, звукоподражания, танцевальность, маршевость, простота муз. фактуры, опора на фольклор. В основе муз. произв. для детей часто бывают нар. сказки, картины природы, образы животного мира. Существуют разл. виды Д. м. - песни, хоры, инстр. пьесы, орк. произв., муз.-сценич. сочинения. Произв., предназначенные для исполнения детьми, соответствуют их исполнительским возможностям. В вок. произв. принимаются во внимание диапазон голоса, особенности звукообразования и дикции, хор. подготовка, в инстр. пьесах - степень технич. трудности. Круг муз. произв., доступных восприятию детей, шире области собственно Д. м. В детской аудитории, особенно старшего возраста, популярны мн. произв. М. И. Глинки, П. И. Чайковского, Н. А. Римского-Корсакова, В. А. Моцарта, Л. Бетховена, Ф. Шопена и др. классиков, произв. сов. композиторов.

Песни, прибаутки, пляски, скороговорки, байки и др. часто служили основой проф. Д. м. Ещё в Др. Греции была известна нар. детская песня, в частности были распространены колыбельные песни. Исторические источники указывают на то, что неск. детских песен было сочинено греч. певцом и композитором Пиндаром (522-442 до н. э.). В Др. Спарте, Фивах, Афинах детей с раннего возраста обучали игре на авлосе, пению в хорах.

В ср. века в Европе Д. м. была связана с творчеством шпильманов (бродячих народных музыкантов). Сохранились старинные немецкие детские песни "Птички все слетались к нам", "Ты, лиса, гуся стянула", "Прилетела птичка", "Петрушка - чудная трава". Ладовая основа европ. детских песен - мажор и минор, изредка - пентатоника (нем. детская песня "Фонарик, фонарик"). Гл. особенности муз. языка: гармонич. характер мелодики, квартовые затакты, однотипность формы (куплетная). Гор. уличные детские песни (der Kurrenden) в ср.-век. Германии популяризировались своеобразными певч. коллективами (die Kurrende) - бродячими хорами певцов-учеников, выступавшими на улице за небольшое вознаграждение. Рус. старинные детские песни, бытовавшие в народе, напечатаны в сб. нар. песен 18 в. В. Ф. Трутовского, И. Прача. Нек-рые из этих песен дошли до нашего времени ("Зайчик, ты, зайчик", "Скок-поскок", "Ходит зайка по саду" и др.). Созданию педагогич. муз. лит-ры для детей уделяли внимание композиторы-классики 18 - нач. 19 вв.: И. С. Бах, В. А. Моцарт, Л. Бетховен. Особое место занимает "Детская симфония" Гайдна (1794). В 1-й пол. 19 в., с усилением религиозно- консервативного начала в воспитании детей, Д. м. приобрела ярко выраженную культовую направленность.

Во 2-й пол. 19 в. появилось сравнительно большое количество проф. произв. Д. м. : сб. М. А. Мамонтовой "Детские песни на русские и малороссийские напевы" (обработки песен для детей сделаны П. И. Чайковским, вып. 1, 1872), фп. пьесы для начинающих пианистов. Лучшие из этих пьес прочно вошли в практику обучения игре на фп., напр. " Детский альбом" Чайковского (ор. 39, 1878) - своеобразная фп. сюита, где в разнообразных небольших по объёму пьесах нар. характера перед детьми последовательно ставятся разные художеств.-исполнительские задачи. Отсутствие мелодич., гармонич., фактурных трудностей делают это произв. доступным юным исполнителям. Сходны по задачам и способам их разрешения сб-ки фп. пьес для детей A. С. Аренского, С. М. Майкапара, В. И. Ребикова.

В кон. 19 в. были написаны первые оперы для детей: "Кот, козёл и баран" и "Музыканты" Брянского (1888, на тексты басен И. А. Крылова); "Коза-дереза" (1888), "Пан Коцький" (1891) и "Зима и весна, или Снежная красавица" (1892) Лысенко. Муз. язык этих опер прост, пронизан интонациями рус. и укр. песен. Известны детские оперы Ц. А. Кюи - "Снежный богатырь" (1906), " Красная шапочка" (1911), "Кот в сапогах " (1912), "Иванушка-дурачок" (1913); А. Т. Гречанинова - "Ёлочкин сон" (1911), "Теремок" (1921), "Кот, Петух и Лиса" (1924); Б. В. Асафьева - "Золушка" (1906), "Снежная королева" (1907, инструментована в 1910); B. И. Ребикова - "Ёлка" (1900), "Сказка о Принцессе и Короле-лягушке" (1908). Мир детства и юности отражён в детских песнях Чайковского ("16 песен для детей" на стихи А. Н. Плещеева и др. поэтов, ор. 54 , 1883), Кюи ("Тринадцать музыкальных картинок" для пения, ор. 15), Аренского ("Детские песни", ор. 59), Ребикова ("Детский мир", "Школьные песни"), Гречанинова ("Ай, ду-ду", ор. 31, 1903; "Курочка-рябка", ор. 85, 1919) и др.

Среди произв. зап.-европ. Д. м.: "Детские сцены" (1838), "Альбом для юношества" Р. Шумана (1848) - цикл фп. миниатюр, располож. по принципу от простого к сложному; "Детские народные песни" Брамса (1887), сюита Ж. Визе "Игры для детей" (1871) -12 пьес для фп. в 4 руки (пять пьес из этого цикла, оркестрованные автором, составили одноим. сюиту для симф. оркестра). Известны циклы произв. для фп.: " Детский уголок" Дебюсси (1906-08), "Матушка гусыня" Равеля (1908) (сюита для фп. в 4 руки; оркестрована в 1912). Для детей писал Б. Барток ("Маленькому словаку", 1905, - цикл из 5 мелодий для голоса и фп.; в 1908-09 4 тетради уч. репертуара для фп. "Детям"); в его пьесах, в основном нар. характера, использованы мелодии словацких и венгерских песен, по содержанию это жанровые фп. картинки, продолжающие традиции Д. м. Шумана и Чайковского. В 1926-37 Барток написал серию из 153 пьес (6 тетрадей) для фп. "Микрокосмос". Пьесы, расположенные в порядке постепенного усложнения, вводят маленького пианиста в мир современной музыки. Песни для детей писали: X. Эйслер ("Шесть песен для детей на слова Б. Брехта", ор. 53; "Детские песни" на слова Брехта, ор. 105), З. Кодай (многочисленные песни и хоры для детей на основе венгерской народной музыки).

Д. м. много занимается комп. Б. Бриттен. Им создан сборник школьных песен "В пятницу после обеда" (ор. 7, 1934). Песни из этого сборника популярны среди англ. школьников. Для исп. детьми в сопровождении арфы написан цикл "Обрядовые рождественские песни" (ор. 28, 1942, на тексты из старой англ. поэзии). Лучшие из песен - "Морозная зима", "О, мой милый" (колыбельная), канон "Этот младенец". Известность получил "Путеводитель" по оркестру Бриттена (ор. 34, 1946, для юношества) - своеобразное произв., знакомящее слушателя с совр. симф. оркестром. К. Орф создал большой цикл произв. "Музыка для детей"; в 1950-54 цикл был закончен совм. с Г. Кетман и получил назв. "Шульверк" ("Schulwerk. Musik fьr Kinder") - песни, инстр. пьесы и ритмомелодич. упражнения для детей мл. возраста. Дополнение к "Шульверку" - сборник "Музыка для юношества" ("Jugendmusik ") - практич. основа коллективного муз. воспитания (тексты взяты из сб. Ф. М. Бёме "Немецкая детская песня и детская игра" - Fr. M. Bцhme, "Deutsches Kinderlied und Kinderspiel").

Большое распространение получила опера опера для детей "Мы строим город" Хиндемита (1930). В детском муз. спектакле " Маленький трубочист, или Давайте ставить оперу" Бриттена (ор. 45, 1949 ) 12 ролей: 6 детских (дети от 8 до 14 лет) и столько же для взрослых. В действие вовлекается зал: маленькие зрители репетируют и поют спец. "Песню для публики". Состав оркестра - струн. квартет, ударные и фп. в 4 руки. Популярна также детская опера Бриттена "Ноев ковчег" (ор. 59, 1958), созданная по старинной мистерии. В огромном детском оркестре (70 исполнителей) для проф. музыкантов написано всего 9 партий. Часть партий рассчитана на детей, только начинающих играть. Необычен состав исполнителей (в оркестре - орган, фп., ударные, струнные, флейта, валторна и ручные колокольчики; на сцене - говорящий хор, солисты и 50 детских голосов, поющих отдельные реплики).

Сов. композиторы обогатили Д. м., расширили её жанровые возможности и средства выразительности. Помимо вок. и фп. миниатюр, для детей создаются оперы, балеты, кантаты, крупные симф. произв., концерты. Большое распространение получил жанр сов. детской песни, к-рая сочиняется композиторами в содружестве с поэтами (С. Я. Маршак, С. В. Михалков, А. Л. Барто, О. И. Высотская, В. И. Лебедев-Кумач и др.). Мн. сов. композиторы посвятили своё творчество Д. м. Широко известны, напр., фп. пьесы для детей С. М. Майкапара "Бирюльки " (ор. 28, 1926) и сб. "Первые шаги" (ор. 29, 1928) для фп. в 4 руки. Эти произв. отличают изящество и прозрачность фактуры, новизна и оригинальность муз. языка, тонкое использование приёмов полифонии. Популярны обр. нар. мелодий Г. Г. Лобачёва: сб. "Пять песен дошкольников" (1928), "Пять песен для детей" (1927); их отличают изобретательность сопровождения, элементы звукоподражания, интонац. чёткость и лаконизм мелодий. Большую ценность представляет творческое наследие М. И. Красева. Им написано ок. 60 пионерских песен, несколько опер-миниатюр на сюжеты нар. сказов, сказок К. И. Чуковского и С. Я. Маршака. Музыка опер изобразительна, красочна, близка к нар. лубку, доступна для детского исполнения. Творчество М. Р. Раухвергера в основном обращено к детям дошкольного возраста. Лучшим произв. композитора свойственны современность муз. интонаций, выразительность мелодич. оборотов, острота гармонии. Популярны цикл песен "Солнышко" на стихи А. Л. Барто (1928), песни "Красные маки", "Зимний праздник", "Аппассионата" , "Мы - весёлые ребята" , вокальный цикл "Цветы" и др. Большой вклад в Д. м. внесли комп. А. Н. Александров, Р. Г. Бойко, И. О. Дунаевский , А. Я. Лепин , З. А. Левина , М. А. Мирзоев, С. Рустамов, М. Л. Старокадомский , А. Д. Филиппенко. Много популярных детских песен создали Т. А. Попатенко и В. П. Герчик, Е. Н. Тиличеева. Одним из любимых детской аудиторией жанров является шуточная песня (" Про Петю" Кабалевского, "Совсем наоборот" Филиппенко, "Мальчик и лёд" Рустамова, "Медвежий зуб", "Город Лима" Бойко, "Фотограф в зоопарке" Жарковского и др.). В музыке Д. Б. Кабалевского, обращенной к детям, отражается глубокое знание композитором мира чувств, мыслей, идеалов совр. молодого поколения. Как детского композитора-песенника, Кабалевского характеризует мелодич. богатство, современность яз., художеств. простота, близость к интонациям совр. муз. фольклора (первый его детский сб. - "Восемь песен для детского хора и фортепиано", ор. 17, 1935). Кабалевский - один из основоположников жанра детской лирич. песни ("Песня у костра", "Наш край" , "Школьные годы" ). Он написал 3 тетради педагогич. фп. пьес, расположенных в порядке возрастающей трудности ("Тридцать детских пьес", ор. 27, 1937-38). Его произв. отличают тематич. богатство, близость массовым формам музицирования - песням, танцам, маршам. Выдающимися художеств. достоинствами обладают произв. для детей С. С. Прокофьева . Классичность приёмов соединяется в них с новизной и свежестью муз. языка, новаторской трактовкой жанров. Фп. пьесы Прокофьева " Детская музыка " (частично оркестрованные автором и объединённые в сюиту "Летний день") характеризуются ясностью изложения, относит. простотой муз. материала, прозрачностью фактуры. Одно из лучших произв. Д. м. - симфонич. сказка Прокофьева "Петя и Волк" (1936, на собственный текст), сочетающая музыку и чтение. Образностью отличаются характеристики её осн. героев (Петя, Утка, Птичка, Дедушка, Волк, Охотники), знакомящие юных слушателей с орк. тембрами. Популярны песенка-сценка "Болтунья" на стихи Барто (1939), сюита "Зимний костёр" - для чтецов, хора мальчиков и симф. оркестра (1949). Для юных исполнителей написаны 2-й фп. концерт Д. Д. Шостаковича, триада молодёжных концертов Кабалевского (для фп., скрипки, виолончели с орк.), 3-й фп. концерт А. М. Баланчивадзе, фп. концерт Ю. А. Левитина . Особенности всех этих произв. - опора на песенные элементы, претворение в музыке стилистич. черт детского и молодёжного муз. обихода - маршей, барабанной дроби, звучания баяна, гитары, сочетание симфоничности и доступности муз. языка, виртуозности и камерности.

В 50-60-х гг. сформировался жанр детской кантаты, выражающей лаконичными муз. средствами многообразие интересов, чувств и мыслей совр. детей и молодёжи. Таковы: "Песня утра, весны и мира" (1958), "О родной земле" (1966) Г. И. Гладкова (1968), "Крокодил Гена" комп. М. П. Зива (1969). Среди лучших образцов детской эстр. музыки эксцентрич. песенки с развитым сюжетом: "Семь весёлых песен" Кабалевского, "По Москве шагает слон" Пенькова, "Темноты боится Петя" Сироткина и др. Исполняются они, как правило, взрослыми певцами перед детской аудиторией. Развитию детской оперы и балета способствует единств. в мире детский муз. театр, осн. в Москве в 1965 и руководимый Н. И. Сац. Известность получили детские оперы "Волк и семеро козлят" Коваля (1939), "Маша и Медведь" (1940), "Теремок" (1941), "Топтыгин и лиса" (1943), "Царевна-несмеяна" (1947), "Морозко" (1950) Красева, "Три толстяка" Рубина (1956), "Тулку и Алабаш" Мамедова (1959), "Песенка в лесу" (1955), "Сокровище Голубой горы" Цинцадзе (1956), "Буратино" (1955) и "Золотой ключик" (1962) Вайнберга , "Золотой ключик" Зейдмана (1957); опера-балет "Снежная королева" Раухвергера (1965) и др.

В 60-е гг. написаны детские оперетты: "Баранкин, будь человеком" Туликова (1965), "Станция Заваляйка" Бойко (1968).

Развитие муз. творчества для детей тесно связано с ростом детской исполнительской культуры, системой муз. образования и воспитания детей (см. Музыкальное образование, Музыкальное воспитание). В СССР создана широкая сеть детских муз. школ, в т. ч. школ-семилеток и школ-десятилеток (св. 2000 детских муз. школ). Возникли новые формы детской исполнительской культуры (детская самодеятельность при Домах пионеров, хор. студии и др.). Произв. для детей исполняются по радио и телевидению, на конц. эстраде, в детских театрах, в проф. хор. уч. заведениях (Гос. хор. уч-ще в Москве, Детская хор. школа при Ленингр. академич. хор. капелле). При CK СССР работает секция Д. м., содействующая её пропаганде и развитию.

Вопросы, связанные с Д. м., находят отражение на конференциях Международного общества по музыкальному воспитанию (ИСМЕ) при ЮНЕСКО. Конференция ИСМЕ (Москва, 1970) показала значительный интерес мировой музыкальной общественности к достижениям сов. Д. м.

Литература : Асафьев Б., Русская музыка о детях и для детей, "СМ", 1948, No 6; Шацкая В., Музыка в школе, М., 1950; Rацкая Ц. С., Михаил Красев, М., 1962; Андрiевська Н. К., Дитячi опери М. В. Лисенка, Киiв, 1962; Рзянкина Т. A., Композиторы - детям, Л., 1962; Гольденштейн М. Л., Очерки из истории пионерской песни, Л., 1963; Томпакова О. М., Книга о русской музыке для детей, М., 1966; Очаковская О., Музыкальные издания для общеобразовательной школы, Л., 1967 (библ.); Блок В., Музыка Прокофьева для детей, М., 1969; Сосновская О. И., Советские композиторы - детям, М., 1970; Вцhmе Р., Deutsches Kinderlied und Kinderspiel, Lpz., 1897, 1956; Braun H., Untersuchungen zur Tipologie der zeitgenцssischen Schur- und Jugendoper, Regensburg, 1963; Gregor V., Ceskб a Slovenskб hudebne dramatickб tvorba pro deti, Ostrava, 1966.

Ю. Б. Алиев.


Отправляемся в Германию , которая подарила миру столько замечательных музыкантов. Чтобы познакомиться с ними, нам предстоит отправиться более чем на 300 лет назад. Здесь нас ждет встреча с Георгом Фридрихом Генделем. Совсем недалеко от местечка, где родился Гендель, появился на свет другой великий композитор - Иоганн Себастьян Бах.

Бах появился на свет в семье, которая считается крупнейшей музыкальной династией в Германии. В некоторых средневековых немецких диалектах фамилия «Bach» стала нарицательной и получила значение «городской музыкант».

Долее отправляемся в Бонн. Здесь ребят ждет Людвиг ван Бетховен. Вот дом в котором жил композитор, вот комната в которой он родился. А вот Рыночная площадь. Примерно такой ее видел Бетховен. Все это можно увидеть . Так же как сам Бетховен когда-то, отправляемся в гости к Йозефу Гайдну, признанному венскому авторитету в области инструментальной музыки.

Мы едем в Австрию . Франц Йозеф Гайдн родился 31 марта 1732 года в Нижней Австрии, вся жизнь композитора проходит перед нами. Здесь можно увидеть дом в котором родился Гайдн. здесь мы попадаем на интересный концерт. Когда музыкантов и публики немного и все вроде как давно знакомы, получается домашний концерт. Затем можно заглянуть в Дом-музей Гайдна в пригороде Вены.

Из Вены мы отправляемся в знаменитый Зальцбург. Чем знаменит так город? Тем, что именно здесь родился Фольфганг Амадей Моцарт. Мы попадаем в столицу маленького княжества. Вот улочка старого Зальцбурга. Здесь наверно гулял Моцарт. Вот дом, где родился Моцарт. Вся жизнь великого композитора перед нами. Прочитайте Рассказы старого сверчка - Солнечный зайчик Моцарта, лучше о Моцарте не расскажешь.

Велика сила музыки. Разные музыкальные стили по-разному влияют на нас. Музыка Моцарта обладает уникальным свойством лечить. Как и что выяснили ученые о музыке, которая способна лечить. Какую музыку рекомендуется слушать детям. Все это можно найти здесь.

А мы отправляемся дальше в нашем путешествии нас ждет... опять Германия , город Цвиккау. Именно здесь родился немецкий композитор и пианист Роберт Шуман. Здесь мы увидим Дом Шумана. Узнаем много интересного из биографии композитора. Увидим Памятник Р. Шуману в Цвиккау, посетим могилу Роберта и Клары Шуман.

Продолжаем путешествие. Нам предстоит попасть в Австро-Венгрию , там нас ждет Ференц Лист, затем наш путь лежит в Польшу . Там мы встретимся с великим польским композитором Фридериком Шопеном. Подобно музыке Глинки, произведения Шопена насквозь пронизаны славянскими интонациями. Сама музыка зовет нас обратно на Родину.Мы отправляемся в Россию

Здесь нас ждут М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, А. П. Бородин, М. П. Мусоргский, П.И.Чайковский, Н.А.Римский - Корсаков.

Для того, чтобы наше интересное путешествие продолжалось, информация будет постоянно обновляться.

Звуки окружают нас с самого рождения. Можно не думать о них вообще, не обращать внимания — они не всегда беспокоят нас. Но мы привыкли к повседневному городскому шуму настолько, что без него нам чего-то даже не хватает.

♦ Какие звуки можно услышать на улицах большого города?

Конечно же, на городских улицах слышатся шум транспорта, голоса людей.

Звуки, которые мы слышим в природе, совсем другие. Это шум дождя, раскаты грома, шелест листьев, птичье пение, плеск морских волн, журчание ручьев, звон капелей, протяжное завывание ветра.

Для композитора самые обыкновенные звуки сплетаются в красивую мелодию.

Послушайте стихотворение.

Композитор

Композитор музыку слышит

В шуме дождя и грома раскатах,

Ноты в тетрадь композитор запишет,

А музыканты исполнят сонату.

Композитор музыку слышит

В шелесте листьев, в плеске прибоя.

Ноты в тетрадь композитор запишет —

Песню споем мы вместе с тобою!

Должно быть, вы уже знаете, что композитором называют человека, который сочиняет музыку.

Композитор — латинское слово, в переводе означающее «сочинитель». Многие композиторы писали и сейчас пишут музыку для детей.

Замечательный русский композитор Петр Ильич Чайковский создал целый цикл произведений для малышей и назвал его «Детским альбомом». Там есть такие музыкальные пьесы для фортепиано, как: «Игра в лошадки», «Мама», «Новая кукла», «Марш деревянных солдатиков».

Писательница Т. Абрамян так рассказывает об Иоганне Себастьяне Бахе: «Величайший немецкий композитор... сочинял музыку для обучения своих детей. И, наверное, не подозревал, что его "музыкальными детьми" на все будущие времена станут дети всего мира.

Ведь музыка Баха до сих пор является прекрасной, незаменимой школой для начинающих музыкантов».

Писал музыку для детей и замечательный французский композитор Камиль Сен-Санс. В его знаменитой сюите «Карнавал животных», написанной для оркестра, звучат голоса птиц и зверей.

Песни, марши, оперы и балеты для детей писали и пишут многие современные композиторы.

Помимо многочисленных музыкальных произведений С.С. Прокофьев, например, создал замечательную симфоническую сказку для детей «Петя и волк», а также «Зимний костер» — сюиту для чтецов на слова С. Маршака, хора мальчиков и симфонического оркестра.

Композитор Геннадий Гладков написал музыку к популярному мультфильму «Бременские музыканты», а его однофамилец — Григорий Гладков — к мультфильму «Пластилиновая ворона» и множеству других.

Я думаю, многие из вас знают и любят песни на музыку Владимира Шаинского: «Голубой вагон», «Улыбка», «Песенка крокодила Гены» и Дмитрия Кабалевского «Наш край», «Школьные годы» и многие другие.

♦ Как же композитор записывает созданную им мелодию?

Он делает это с помощью особых значков, называемых нотами. Слово «нота» в переводе с латинского означает «знак».

♦ Как вы думаете, сколько существует нот?

Правильно! Их ровно семь: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ноты располагаются на пяти нотных линейках — нотном стане. Представьте себе, что композитор сочинил мелодию и записал ее на листе нотной бумаги. Что нужно сделать, чтобы мы эту мелодию могли услышать? Ее можно спеть или исполнить на каком- либо музыкальном инструменте.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

Верно! Скрипка, фортепиано, баян, гитара, балалайка, гусли, арфа, виолончель, флейта... Музыкальных инструментов очень много, но их можно разделить на несколько групп.

Когда древние люди плясали вокруг костра, они задавали ритм танцу, ударяя камнем о камень. Потом люди заменили камни колотушками, трещотками, погремушками из высушенных плодов, внутрь которых помещали мелкие камешки. От этих примитивных инструментов и пошли ударные инструменты — барабан, бубен, треугольник, колокольчики, колокола, ксилофон, тарелки, литавры. Звуки возникают в них при ударе рукой, пальцами, металлической палочкой или специальной колотушкой. Тарелки нужно ударять одна о другую, а бубен встряхивать.

Послушайте стихотворение.

Барабан

Я проснулся утром рано

И собрался на прогулку.

Застучал по барабану

Громко-громко, гулко-гулко:

Там-там, там-там,

Веселей бей в барабан!

Удивился дворник Федя:

— Что ж ты встал в такую рань?

Перебудишь всех соседей,

Лучше ты не барабань.

В те далекие времена, когда люди охотились на диких зверей с луком и стрелами, они заметили, что если слегка прикоснуться пальцами к туго натянутой тетиве лука, она начинает звучать, издавая красивые звуки. Тогда-то и появились первые струнно-щипковые инструменты: кифара, лира, арфа.

Струнно-щипковыми эти инструменты называются потому, что у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами.

В Древней Руси музыканты на веселых пирах в княжеских теремах играли на гуслях, балалайках и домрах. Примерно 300 лет назад в Испании появился новый струнный музыкальный инструмент, столь популярный и любимый в наши дни, — гитара. Скрипка, виолончель и контрабас — тоже струнные инструменты, но звук в них извлекается не пальцами, а с помощью смычка. Смычок — длинная трость с натянутым конским волосом. Музыканты держат смычок в правой руке и водят им по струнам.

Послушайте стихотворение.

Скрипка

Смычком коснулся ты струны,

Волшебные напевы.

То грусть, то радость в них звучит

И трогает мне душу,

Я виртуоза-скрипача

Могу весь вечер слушать!

В старину пастухи в деревнях частенько наигрывали на дудочке с несколькими дырочками, сделанной из обыкновенной тростинки. Звук ее был певучим, нежным, напоминающим журчание весеннего ручейка. Этот музыкальный инструмент назывался жалейка. Она напоминает пастуший рожок из бересты, но у рожка трубка расширяется и заканчивается раструбом*, а у жалейки нижний конец трубы вставляется в раструб коровьего рога. На боковых стопках жалейки есть отверстия. Зажимая их пальцами, можно извлекать звуки разной высоты. Жалейку можно услышать даже в оркестре русских народных инструментов.

Послушайте стихотворения.

Пастуший рожок

Сяду на пень посуше,

Коров соберу в кружок,

Выну из сумки пастушьей

Берестяной рожок.

Коровы рожок услышат,

Протяжно откликнутся: «Му-у-у».

Играя то звонче, то тише,

Я стадо в село поведу.

Позднее жалейки стали делать из разных пород деревьев. Так появились флейта, гобой и кларнет.

Словно льдинка, серебристый,

В поднебесье он плывет,

Наполняя небосвод.

Слышат флейту лес и нивы,

Слышит спелый желтый колос.

Шепчет колос: «Как красиво

Слово «кларнет» означает «ясный»,

Он то протяжный, то нежно-певучий,

То очень теплый, сочный и звучный.

Дорогие ребята, наверное, вы все видели морскую раковину. Может быть, такая раковина есть у вас дома. Попробуйте дунуть в ее заостренный конец, и вы услышите долгий протяжный звук. Еще в древности люди знали об этом свойстве морских раковин и делали из них духовые музыкальные инструменты. В них звук извлекается при помощи воздуха. Раньше эти инструменты изготавливали из кожи, слоновой кости, а сейчас делают из меди. Ведь медь — «певучий» металл. К наиболее известным духовым инструментам относятся флейта, гобой, кларнет, труба, валторна, тромбон, саксофон и туба.

А вот об этом музыкальном инструменте мы еще не говорили. Его можно увидеть в детском саду и школе, в концертном зале и театре. У кого-то из вас он есть дома.

♦ Догадались, о каком музыкальном инструменте идет речь?

Конечно же, о пианино! Этот инструмент, пожалуй, самый популярный в мире, он — незаменимый помощник и певца и композитора. Старший «брат» пианино — фортепиано. Название этого музыкального инструмента происходит сразу от двух слов: «форте» значит «громко», а «пиано» — «тихо». Фортепиано — инструмент полифонический: на нем можно и сыграть мелодию, и подобрать аккомпанемент к ней.

Большие концертные залы обычно украшает концертный рояль, напоминающий фортепиано, но массивнее его. И на фортепиано, и на рояле можно играть то тише, то громче, то связывать звуки, то играть отрывистое стаккато.

Послушайте стихотворение.

Дождь-музыкант

Кап, кап, кап — упали капли.

Застучали: тук, тук, тук.

И узнали сразу цапли

Дождика веселый звук.

Дождик заиграл стаккато,

Как по клавишам рояля,

И, сбегая с крыш покатых,

Капли звонко застучали.

Дождь отрывисто и звонко

Падал в травы там и тут.

Словно пальцами ребенка

Он играл в саду этюд!

Певцы и певицы, исполняющие музыкальные произведения, обладают голосами разного тембра и высоты.

Ответьте на вопросы

♦ Как называют человека, который сочиняет музыку?

♦ С помощью чего композитор записывает музыку на листе бумаги?

♦ Сколько всего нот? Назовите их.

♦ Какие вы знаете музыкальные инструменты?

♦ Почему барабан называют ударным инструментом?

♦ С помощью чего барабанщик выбивает барабанную дробь?

♦ Какие инструменты относятся к струнно-щипковым? Почему их так называют?

♦ К каким инструментам относится скрипка? С помощью чего скрипач извлекает звуки, играя на ней?

♦ Какие музыкальные инструменты называют духовыми? Из чего их делали прежде? Из чего их изготовляют сейчас?

♦ Как вы думаете, зачем людям нужна музыка?

В огромном красочном мире музыки есть особенная область - музыка, написанная специально для исполнения или слушания детьми. Сочиняя песню или симфонию, оперу или балет, композитор стремится к тому, чтобы они были доступны для восприятия юным слушателям, не слишком трудны для исполнения юными певцами, танцорами, музыкантами. Учитывает он и интересы детей разного возраста. Композиторы всего мира посвятили многие свои сочинения детям.

Нотные издания для детей выпущенные издательством «Музыка».

Сцена из балета «Чиполлино» К. С. Хачатуряна. Государственный Кремлёвский дворец. Москва.

Сцена из балета «Конек-Горбунок» Р. К. Щедрина. Большой театр. Москва.

Д. Б. Кабалевский с участниками детского хора.

Представим себе такую картину. В напудренном парике, окруженный детьми сидит за клавесином человек. Он сочиняет, дети слушают, слушают внимательно, с интересом. Это их отец - величайший композитор И. С. Бах. Рядом с ним Анна Магдалена - мама, певица. Она тоже хочет научиться играть, и Бах создает для нее несложные пьесы, которые затем войдут в две «Нотные тетради Анны Магдалены Бах». По этим тетрадям учатся дети Баха, а потом они откроют путь в музыку детям всего мира. Юные пианисты с самого раннего детства играют «Волынку», полонезы, менуэты, марши.

Вот другая тетрадь, на обложке рукой Баха написано: «Клавирная книжечка Вильгельма Фридемана Баха». Здесь композитор записал для сына музыку различных авторов, упражнения, ключи. В эту тетрадь включены сочинения самого Баха - «Инвенции», сначала двух‑, а в конце трехголосные.

«Детскую симфонию» (1794 г.) сочинил Й. Гайдн. Ему принадлежат серьезные симфонии, оперы, камерные сочинения, но композитор любил и умел шутить. То он изобразит танец неуклюжего медведя, то кудахтанье курицы (симфонии «Медведь», «Курица»). «Детскую симфонию» могут исполнять сами дети на фортепьяно, струнных и восьми игрушечных инструментах: дудочках, свистелках, трещотках и других, которые подражают соловью, кукушке, перепелке.

Французский композитор Ф. Куперен, писавший свои произведения для клавесина, тоже любил шутку в музыке, многие его сочинения носят юмористические названия: «Мрачная», «Единственная», «Кокетливая». Иногда он называл пьесы именами своих родных и друзей. Члены его семьи составляли отличный музыкальный ансамбль, в котором с любовью исполняли сочинения «великого Куперена», как его звали современники.

Полны творческой фантазии, изящны некоторые сонаты для фортепьяно, рондо, вариации, написанные В. А. Моцартом для своих учениц. Две сонаты Л. Бетховена - 19‑я и 20‑я - созданы на совершенно ином уровне трудности, чем остальные. Если все сонаты Бетховена требуют от исполнителя высочайшего мастерства, углубленности, сосредоточенности, то эти сонаты как бы рассчитаны на юных музыкантов, они не сложны по фактуре, ярко очерчены по форме, лаконичны. Любимую песню детей «Сурок» (из музыки к пьесе И. В. Гёте «Ярмарочный праздник») Бетховен не предназначал специально для юных исполнителей. Но ее трогательная мелодия, согретая теплом и сочувствием к маленькому верному и доброму другу мальчика-шарманщика - сурку, полюбилась детям разных стран.

Значительную часть своего творчества посвятил детям Р. Шуман. Его пьесы «Смелый наездник», «Веселый крестьянин», «Марш солдатиков» вошли в «Альбом для юношества». Каждая пьеса - законченная миниатюрная картинка. Песни «Миньона», «Вечерняя звезда», «Совенок» из «Альбома песен для юношества» ласковы, доступны для исполнения, легки. В чем‑то они перекликаются с песнями «Мой Лизочек», «Травка зеленеет», «Уж тает снег» П. И. Чайковского. «Детские сцены» Шумана - более сложные произведения, но и они раскрывают мир детских забав, радостей и огорчений, рисуют картинки окружающей жизни.

Французский композитор Ж. Бизе написал 12 пьес «Игры детей» для двух фортепьяно. Пять из этих пьес композитор объединил в «Маленькую сюиту» для симфонического оркестра («Труба и барабан», «Колыбельная», «Волчок», «Маленький муж. Маленькая жена», «Бал»). А хор мальчиков из его оперы «Кармен» детские хоровые коллективы поют и сейчас, так же как хор детей из «Пиковой дамы» П. И. Чайковского.

Много оригинальных, обаятельных произведений создали для детей русские композиторы. Веселые вариации с шутливым названием «Та‑ти, та‑ти» композиторы «Могучей кучки» сочинили специально для маленькой воспитанницы А. П. Бородина Тани. Сейчас их нередко исполняют юные пианисты в сопровождении симфонического оркестра. В вокальном цикле М. П. Мусоргского «Детская» (на слова композитора) воплотились воспоминания далекого деревенского детства («С няней») и чуткие наблюдения жизни маленьких друзей композитора. То забавные и озорные («В углу», «Жук», «Кот Матрос», «Поехал на палочке»), то мечтательные и трогательные («С куклой», «На сон грядущий»), пьесы цикла раскрывают перед нами первые проявления пытливого сознания ребенка, его впечатлительность, лукавый детский юмор. В «Картинках с выставки» композитор рассказывает об играх детей, рисует сказочные образы - гнома, Бабы‑Яги.

С особенной нежностью и глубиной отразил мир ребенка Чайковский. Для своего любимого племянника Володи он сочинял веселые пьесы, которые затем вошли в «Детский альбом» (24 пьесы для фортепьяно). Здесь и сценки из детской жизни («Игра в лошадки», «Марш деревянных солдатиков», трилогия: «Болезнь куклы», «Похороны куклы», «Новая кукла»), и картины природы («Зимнее утро», «Песня жаворонка»), и мелодии разных народов («Старинная французская песенка», «Итальянская песенка», «Русская песня»). «16 песен для детей» Чайковский написал на стихи А. Н. Плещеева, К. С. Аксакова и других поэтов. «Мой Лизочек», «Мой садик», «Кукушка» пришлись по душе и юным исполнителям, и юным слушателям. Молодые музыканты включили в своей репертуар 12 пьес, составляющих цикл «Времена года».

Балеты Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица», оперы Н. А. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане», «Снегурочка», симфонические сказки А. К. Лядова «Волшебное озеро», «Баба‑Яга», «Кикимора» раскрывают близкие детям с раннего детства образы сказочных персонажей. Музыка делает их еще более зримыми, выразительными. Среди немногочисленных вокальных произведений Лядова выделяются «Детские песни» на тексты русских народных прибауток.

Оперное наследство оставил детям Ц. А. Кюи. «Кот в сапогах», «Снежный богатырь», «Красная Шапочка», «Иванушка-дурачок» («Иван-богатырь») олицетворяют серьезное отношение композитора к сказке. Яркая мелодичность, контрастные характеристики героев делают эти оперы доступными для исполнения и самим детям. Несколько тетрадей его песен и хоров стали классикой песенно-хорового творчества для детей.

И в XX в. композиторы разных стран обращаются к детской музыке. Французский композитор К. Дебюсси, восхищенный «Детской» Мусоргского, посвятил своей любимой дочери цикл фортепьянных пьес «Детский уголок». Особенно известны пьесы «Серенада кукле», «Снег танцует», «Кукольный кэк‑уок». Полон фантазии, веселой выдумки и его балет для детей «Ящик с игрушками».

З. Кодай, выдающийся венгерский композитор, создал свою систему музыкального воспитания. Его хоры, песни поют дети всего мира. 85 пьес для фортепьяно, 5 мелодий для голоса и фортепьяно «Маленькому словаку», 27 двух‑ и трехголосных произведений для детского хора а капелла в 8 тетрадях и многие другие произведения оставил детям другой венгерский композитор - Б. Барток.

Английский композитор Б. Бриттен создал сборник школьных песен «В пятницу после обеда». Юношеству он посвятил любопытный «Путеводитель» по оркестру. Это симфоническое сочинение часто используют для постановки балета, во время исполнения артист рассказывает об инструментах, звучащих в данную минуту. В опере Бриттена «Давайте ставить оперу» - 12 ролей: 6 детских и столько же взрослых. В действие вовлекается весь зал: маленькие зрители репетируют и поют «Песню для публики».

Но, пожалуй, ни в одной стране мира музыка для детей не занимает такого огромного и значительного места, как у нас в стране. Нет ни одного композитора, который не подарил бы детям часть своего сердца, страницы своей музыки.

Богатейшее наследие оставил детям, и маленьким и большим, С. С. Прокофьев. Еще в 1914 г. по сказке Х. К. Андерсена он написал для голоса с фортепьяно «Гадкого утенка». Песни «Болтунья», «Поросята», «Сладкая песенка», созданные им во 2‑й половине 30‑х гг., сразу стали популярны. Все пьесы из «Детской музыки» знакомы обучающимся игре на фортепьяно. Симфоническая сказка «Петя и волк» стала, по существу, удивительным справочником для знакомства детей с различными музыкальными инструментами. В шуточном рассказе о смелом пионере Пете все действующие лица имеют яркие музыкальные характеристики, свои инструментальные лейтмотивы. В содружестве с С. Я. Маршаком Прокофьев создал два замечательных произведения: сюиту «Зимний костер» и ораторию «На страже мира» для большого симфонического оркестра, взрослого и детского хора, чтецов, солистов-певцов.

Велико значение деятельности Д. Д. Шостаковича в области музыкального воспитания. В конце войны он стал ответственным редактором «Детского музыкального радиожурнала», в котором участвовали выдающиеся композиторы, исполнители, музыканты. В первом выпуске он сыграл свои фортепьянные пьесы для детей «Танцы кукол». Песня «Родина слышит, Родила знает» стала любимой песней Ю. А. Гагарина. Юным музыкантам адресованы «Детская тетрадь», концертино для двух фортепьяно.

Щедро дарил свой талант детям А. И. Хачатурян. В фортепьянных пьесах, посвященных своим детям и племяннице, он обрисовывает их характеры, склонности, шалости. Фортепьянные пьесы «Барсик на качелях», «Две смешные тетеньки поссорились», «Сегодня запрещено гулять» Хачатуряна из тетрадей «Детского альбома» давно уже стали классикой, и без них невозможно обучение музыке. Песня Хачатуряна «О чем мечтают дети» - звонкий, зажигательный вальс, песни «Нам сегодня весело», «Вальс дружбы», «Песня о герое» написаны композитором в разные годы. Последнее хоровое произведение для школьников - «Звезды» на стихи поэта-героя Мусы Джалиля.

Особое место в советской музыке для детей принадлежит Д. Б. Кабалевскому. Его первые песни - «Про Петю», «Первое мая», «Птичий дом», написанные еще в 30‑е гг., звучат и поныне. Вскоре после войны появилась одна из самых популярных пионерских песен - «Наш край». Позднее композитор положил ее в основу своего 3‑го концерта для фортепьяно с оркестром, посвященного юным музыкантам. Прелюдии и фуги для фортепьяно, множество небольших пьес, кантаты «Песня утра, весны и мира», «О родной земле» - трудно перечислить все, что написал Кабалевский для детей. Песни Кабалевского хорошо знают и у нас в стране, и за рубежом. Перечислим лишь некоторые из них: «Счастье», «Школьные годы», «Пионерское звено», «Спокойной ночи», «Артековский вальс», «Звездочка». Одни песни написаны по «заказу» «Артека» («Есть местечко в Крыму», «Лагерь дружбы»), другие - по просьбе малышей, третьи - адресованы старшим школьникам. Композитор всегда в гуще детской музыкальной жизни. Он начал проводить юношеский цикл «Ровесники», написал удивительную музыку к радиопередаче «Дон Кихот», пошел рядовым учителем в общеобразовательную школу преподавать музыку по разработанной им программе, стал основателем и главным редактором журнала «Музыка в школе».

Студентом Московской консерватории появился в Московском театре для детей (ныне Центральный детский театр) Т. Н. Хренников. Был создан спектакль «Мик» с его музыкой. Балет Хренникова «Наш двор» в Большом театре идет в исполнении детей, учеников хореографического училища, опера «Мальчик-великан» - в Московском Детском музыкальном театре.

Оперой «Морозко» М. И. Красева открылся в Москве Детский музыкальный театр. Балеты «Доктор Айболит» И. В. Морозова, «Берег счастья» А. Э. Спадавеккиа, «Берег надежды» А. П. Петрова, опера-балет М. Р. Раухвергера «Снежная королева», балет И. А. Саца и Раухвергера «Синяя птица», оперы «Мойдодыр» Ю. А. Левитина, «Непрошеные гости» А. И. Букия, «Гуси-лебеди» Ю. Л. Вейсберг идут на больших и малых сценах страны. Оперы, доступные для исполнения самими детьми, написали И. В. Якушенко, Р. Г. Бойко, В. П. Герчик.

Радио, кино и телевидение распахнули двери перед огромным песенным потоком, который проник в школы, в детские сады, в хоровые коллективы. Песни И. О. Дунаевского вошли в жизнь из кинофильма «Дети капитана Гранта» - «Легко на сердце», «Песня о веселом ветре», из кинофильма «Концерт Бетховена» - «Эх, хорошо».

Киномузыка, музыка к мультфильмам звучит повседневно. Песни из «Бременских музыкантов» Г. И. Гладкова, «Погоня» из «Неуловимых мстителей» Я. А. Френкеля, «Песенка дежурной» и «Первоклассница» из кинофильма «Первоклассница» Кабалевского, «Улыбка» В. Я. Шаинского из мультфильма «Крошка енот» - все это музыка характерная, яркая.

Песни для детей А. И. Островского, А. Г. Новикова, З. А. Левиной, А. П. Долуханяна, Е. Э. Жарковского, В. И. Мурадели, С. С. Туликова, З. Л. Компанейца составили много страниц в песенной антологии. Вокальную эстафету подхватили композиторы нового следующего поколения - А. Н. Пахмутова, Ю. М. Чичков, В. Я. Шаинский, Л. В. Афанасьев, А. Г. Флярковский, П. К. Аедоницкий, Е. Н. Птичкин, Е. П. Крылатов, А. Л. Рыбников.

Для школьников младшего возраста созданы музыкальные сказки, маленькие оперы, песни. Их авторы А. Н. Александров, М. И. Красев, А. Д. Филиппенко, М. В. Иорданский, Е. Н. Тиличеева, Т. А. Попатенко, В. Л. Витлин, Ю. М. Слонов, А. Н. Островский.

Не забыли композиторы и самых маленьких. Александров, Раухвергер сочиняли для них пьесы для фортепьяно, песни-прибаутки. Слушая эту музыку в исполнении взрослых, малыши посильно включаются в её мелодию, ритм, характер, начинают приобщаться к миру прекрасного.

«Взвейтесь кострами» С. Ф. Кайдан-Дешкина на стихи А. А. Жарова - первая пионерская песня, созданная по заданию ЦК комсомола еще в 1922 г. Многие жизненные вехи отражены в песнях пионеров (см. Пионерская песня). Свои песни получил многочисленный отряд октябрят. Они с увлечением пели песни Д. Л. Львова-Компанейца, О. К. Зульфугарова, М. Ш. Давиташвили, А. Малдыбаева, К. Молдобасанова, А. Я. Жилинского, Б. Д. Дварионаса, Э. М. Тамберга, В. П. Баркаускаса и других мастеров многочисленного отряда советских композиторов. Для школьной молодежи песни-романсы, песни-раздумья, героические, лирические, шуточные создали: Я. А. Френкель, Л. А. Лядова, Э. С. Колмановский, З. М. Ткач, И. М. Лученок, К. В. Молчанов, Афанасьев, Аедоницкий.

Велика роль музыки в жизни человека. Музыка для детей приобщает юных слушателей, музыкантов, певцов к миру прекрасного, расширяет их кругозор, делает их жизнь интереснее и полнокровнее.




Top