Бронзовые двери флорентийского баптистерия. Лоренцо гиберти скульптуры рельефы

Позавчера я была в ГМИИ на выставке Караваджо. Специально для тех, кто еще не попал на выставку, но хочет попасть: я вошла в музей ровно в 11 часов - очереди НЕ БЫЛО. Выставка потрясающая и, если я рискну рассказать о ней, то только после предварительной подготовки.

А пока, зайдем в зал 28, где представлена итальянская скульптура XV века.


Среди многочисленных шедевров в этом зале представлены знаменитые "Врата Рая" Лоренцо Гиберти, подлинник которых, выполненный в бронзе и покрытых позолотой, находится во Флоренции. Эти ворота, восточные ворота баптистерия, один из шедевров, которым по праву гордится Флоренция. Когда-то я стояла зачарованная их красотой, а позже попробовала описать свои впечатления: « Уже без малого шесть столетий мир должен благодарить гильдию купцов, спонсировавших изготовление ворот и, заодно, Гиберти, любимца папы и самого знаменитого художника в этой области. Из 74 лет своей жизни 47 Гиберти отдал воротам Баптистерия. Сначала - 20 лет ушли на изготовление северных ворот, которые мы не видели, причем, на этот заказ претендовали Донателло и Брунеллески, но модель юного Гиберти оказалась предпочтительнее. Позднее - еще 27 лет (1425-1452) ушло на изготовление восточных ворот. Похоже, тщательное изучение барельефов арки Тита не прошли даром, но придирчивый Муратов решил, что Гиберти, в отличие от античных скульпторов, не хватает чувства меры. Помимо ворот, трудолюбивый Гиберти надел еще массу разных дел: воспитал плеяду учеников, ваял скульптуры, раку с гробницей, украшения. Даже сделал митру для папы Евгения, и, заодно, написал первую историю искусства Возрождения «Комментарии» в трех книгах». Я знала, что, стоя перед Баптистерием, любуюсь только копией, подлинник находится на реставрации.


«После реставрации подлинник будет храниться в Музее произведений искусства собора Санта-Мария дель Фьоре, так как они могут быть сохранены только в закрытом помещении и в контейнерах, заполненных азотом. Со временем копия тоже потемнеет, так что мы оказались здесь во время, увидели хоть и копию, но зато во всем первозданном блеске». Возможно. Реставрация уже завершена и подлиник врат радует туристов, как и обещано, в музее собора.



Продолжаю бродить по волнам своих воспоминаний: «Еще одно удивление: на некоторых плитах - по готическим законам несколько сюжетов, максимально - шесть. Вазари считал, что эта панель была самой трудной и также самой красивой. Панели - большие, прямоугольные. Гиберти использовал недавно изобретенные законы перспективы и различные скульптурные методы, от гравированных линий до почти автономной скульптуры». Особое место рядом с маленькими фигурками библейских пророков и сивилл в нишах обрамления рельефа занимают две скульптурные головы в медальоне, расположенные между третьим и четвертым ярусами на левой створке в центре и играющие роль дверных ручек. Это портреты самого Лоренцо Гиберти и его племянника, помогавшего ему в работе.


Но вернемся из Флоренции в зал итальянской скульптуры ГМИИ, где в стену вмонтирована копия «Врат Рая», которая появилась в музее благодаря стараниям Ивана Владимировича Цветаева. Гипсовый отлив «Райских врат» сделали Цветаеву в лучшей по тем временам флорентийской мастерской Лелли. Еще в январе 1903 года Цветаев писал Нечаеву-Мальцеву, как он сличал гипсы с дверями Баптистерия, а в марте 1911 года в письме к П.И. Бартеневу снова возвратился к этой теме. «В Петербурге я знакомился с архивом Академии Художеств, интересуюсь вопросом о том, когда и как приобретались там гипсовые отливы с произведений итальянской скульптуры. Начало здесь принадлежит Екатерине II, и начало заложено было блестящее…»


Продолжаем читать письмо Цветаева: «На этот раз меня интересовало дело Бронзовых дверей СПб казанского собора, представляющих копию тех же дверей Флорентийского Баптистерия раб. Лоренцо Гиберти. Петербургская копия из бронзы, может быть, единственная в мире». Но дальше Цветаев писал, что в Казанском соборе доски Гиберти перепутаны и «бронзовая копия представляет события Ветхозаветных повествований в невозможном порядке». В довершении всего оказалось, что в соборе продаются объяснения, в которых в качестве художника назван не Лоренцо Гиберти, а некий Баттистер. Цветаев написал»…очевидно, из Battistero - Baptisterium… -какой это стыд!». История Врат из СПб такова: когда завершилось строительство собора, строительная комиссия решила воспроизвести гипсовый слепок дверей, подаренный Петербургской Академии художеств Н.А.Демидовым, в бронзе. Отливка и чеканка этой копии была поручена "литейного и чеканного дел мастеру Академии художеств Василию Екимову". На работу ему было отпущено 182 пуда и 39 фунтов меди. Но, поручив Екимову отливку ворот, ему не придали консультанта. Не зная последовательности изображенных сюжетов, Екимов достаточно произвольно разместил "итальянские картины". Первые четыре панно расположены также, как и у Гиберти, а остальные в следующем порядке: 10, 7, 6, 5, 8, 9. Особая заслуга Гиберти состояла в том, что он стремился наделить пластику перспективой, т.е. средством, которое до того времени считали исключительной принадлежностью живописи. Эта задача блестяще удалась и В. Екимову. Орнаментация рам и наличника дверей принадлежит Воронихину и выполнена из мрамора.

Конечно же, я пофографировала все пластины, кроме верхних, и сейчас представлю их вместе с изображениями этих же пластин, но из Флоренции, которые я нашла в интернете. В основе сюжетной программы «Райских врат», составленной крупнейшим итальянским гуманистом, канцлером флорентийской республики Леонардо Бруни, лежат основные события из «Книги бытия» Библии. Объединив отдельные эпизоды в 10 больших квадратных полях, он решил каждый рельеф как целостную многофигурную композицию. В некоторых из них более ста персонажей. Повествование начинается с верхней левой композиции «Сотворения мира», включающей сцены создания Адама и Евы и изгнание прародителей из Рая. Каждое клеймо объединяет, как правило, несколько разновременных эпизодов. Слева направо, регистрами - сверху вниз расположены сюжеты: Сотворение Адама и Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая.


Труд первого человека. Жертвоприношение Каина и Авеля. Каин убивает Авеля. Бог проклинает Каина


Ной и его семья, покинув ковчег, устраивают жертвенник. Опьянение Ноя.


Ангелы являются Аврааму. Жертвоприношение Исаака


На всякий случай повторяю - сначала - изображение пластины из ГМИИ, потом - - из Флоренции.
Рождение Исава и Иакова. Исав уступает Иакову свое право первородства, Исаак посылает Исава на охоту. Исав - на охоте Ревекка дает совет Иакову. Исаак обманут.




Следующее изображение из ГМИИ у меня не получилось.
Иосиф продан купцам. Обнаружение золотой чаши в мешке Вениамина. Иосиф открывается своим братьям.


И опять - сначала - ГМИИ. Моисей получает на горе Синай свод законов.




Народ Израиля в водах Иордана. Падение Иерихона




Сражение против филистимлян. Давид убивает Голиафа




Соломон принимает царицу Савскую.




Единство пространственного решения, воссоздающее зрительную иллюзию глубины, использование законов математической перспективы уподобляет рельефы картине живописца. Не случайно подобные скульптурные рельефы получили название «живописных рельефов». Нарядность и праздничность впечатления от «Райских врат» усиливает декоративное обрамление портала фризом с растительными гирляндами и животными.


Годы жизни: 1378 - 1455
Когда Флорентийская синьория вместе с купеческим цехом решила приступить к созданию недостающих дверей древнейшего и наиболее почитаемого храма Флоренции — Сан-Джованни, то всем лучшим мастерам Италии было предложено явиться во Флоренцию. Они должны были представить компетентным судьям и горожанам свои работы. Вместе с другими мастерами во Флоренцию прибыл и двадцатилетний Лоренцо Гиберти.


Автопортрет

Итальянский скульптор Лоренцо ди Чоне Гиберти родился в 1378 году. В юности учился у золотых дел мастера, работал как живописец. Затем Лоренцо скитался по разным городам. Некоторое время работал в Пезаро у синьора Пандольфо Малатесты.

Вот что пишет сам Гиберти: «В юношеские мои годы, в лето от рождества Христова 1400, я уехал отсюда из-за появившейся во Флоренции эпидемии, а также несчастья, обрушившегося на родину, вместе с одним выдающимся живописцем, которого призвал синьор Малатеста в Пезаро. Он поручил нам одну комнату, и мы расписали её с величайшим прилежанием. Дух мой очень сильно стремился к живописи, и это было причиной того, что произведения, порученные нам синьором, а также компания, в которой я находился, доставили мне славу и пользу. Но в это время мои друзья написали мне, что попечители храма Сан-Джованни Баттиста рассылают приглашения всем мастерам, которые прославились своей учёностью и от которых они хотели получить доказательства».

Баптистерий Сан-Джованни

Живописные работы Гиберти, созданные им в Пезаро, не сохранились, но можно предполагать, что они были высокого уровня. Ведь не зря синьор Малатеста не хотел отпускать Лоренцо на конкурс во Флоренцию, всячески удерживая его при своём дворе.

Из всех претендентов консулы отобрали лишь семерых мастеров: троих флорентийцев и четырёх тосканцев. Среди последних был и Лоренцо.

Все семеро должны были сделать одну контрольную работу — «бронзовую историю», подобную тем, которые ранее исполнил Андреа Пизано для южной двери баптистерия. В число участников вошли тогда почти неизвестные, а в скором будущем великие мастера Возрождения Брунеллески и Донателло. Сроку исполнения работы — один год. Впоследствии Джорджо Вазари напишет: «Каждый принялся за работу со всяческим рвением и старанием, вкладывая в неё всю свою силу и умение, дабы превзойти друг друга в совершенстве, и скрывая в тайне то, что они делали, чтобы не было совпадений».

Южные двери Баптистерия
Андреа Пизано

Лоренцо под руководством своего отчима и наставника Бартолуччо занимался изготовлением моделей из воска и гипса. Каждую новую модель Гиберти в отличие от других конкурентов показывал всем желающим. Он верил в свои силы и не боялся дурного глаза. Напротив, молодой скульптор дорожил мнением понимающих людей.

Северные двери Баптистерия

В 1402 году наступило время подведения итогов. 34 видных художника и скульптора долго и внимательно знакомились с произведениями. После многочисленных обсуждений лучшими были признаны произведения Брунеллески и Гиберти. По версии Вазари: «Донато (Донателло. — Прим. авт. ) и Филиппо (Брунеллески. — Прим. авт. ), увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо». Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.

Гиберти сразу же принялся за работу. Разве он мог тогда подумать, что создание дверей для Флорентийского баптистерия займёт основную часть его жизни! Он решает следовать опыту Андреа Пизано, отлившего южные, самые первые, двери храма. Лоренцо избирает для дверей практически такую же композицию — те же 28 полей, из них 8 нижних отведены для отдельных аллегорических фигур, берёт излюбленную готикой форму рамы поля — квадрифолий.

Но свой рассказ о жизни Христа он начинает не с верхнего левого рельефа и кончает не справа внизу, как это сделал Пизано. Гиберти идёт от нижнего левого рельефа к правому верхнему. Искусствовед Б. Р. Виппер отмечает в своей книге: «Андреа Пизано в своём распределении сюжетов придерживался традиций итальянского треченто… Гиберти же заимствует вертикальный принцип своего рассказа у северной готики: именно в таком порядке — слева направо и снизу вверх — совершалось чередование сцен в цветных витражах готического собора».

Гиберти вместе со своими учениками поглощён работой над дверьми Сан-Джованни. Но приходится иногда отрываться. Знаменитому теперь скульптору поступают приглашения из Рима, Сиены, Венеции. Вот что пишет Гиберти о работе в Сиене: «Сьенская коммуна поручила мне исполнить две истории для купели: одна история — когда святой Иоанн крестит Христа, и вторая — когда святого Иоанна приводят к Ироду. Затем я собственными руками сделал из бронзы статую святого Матфея высотою в четыре с половиной локтя. Затем я сделал из бронзы гробницу мессера Леонардо Дати, генерала ордена братьев-проповедников: это чрезвычайно учёный человек, и я сделал его портрет с натуры; гробница исполнена в низком рельефе с эпитафией внизу. Также благодаря мне были исполнены в мраморе гробницы Лодовико дельи Обицци и Бартоломео Валори, похороненных в церкви братьев-миноритов. Кроме того, я изготовил бронзовую раку для церкви Санта-Мария дельи Анджели, где молятся монахи-бенедиктинцы; в этой раке помещены были мощи трёх мучеников: Прота, Гиацинта и Немезия. На передней стороне её были изображены два ангелочка, держащие в руках гирлянду из оливковых ветвей, на которой написаны имена этих мучеников. В это время я оправил в золото один сердолик, величиною с орех в скорлупе, на котором были изображены превосходнейшим образом три фигуры, исполненные руками выдающегося античного мастера. Для черенка я сделал дракона с полураскрытыми крыльями и опущенной головой, шея посередине изогнута, крылья образуют собой ручку печати. Дракон или змея, как скажем мы, был среди листьев плюща; моей рукой были вырезаны вокруг фигуры античные буквы, называющие имя Нерона, которые я сделал с великим прилежанием».

Святой Матфей

Есть у мастера заказы и из родной Флоренции. Так, Гиберти выполняет три бронзовые статуи для украшения Сан-Микеле: Иоанн Креститель (1414), св. Матфей (1419-1422), св. Стефан (1428).

Святой Стефан

Прошло уже больше двадцати лет с той поры, как он начал работу над заказом Флорентийской синьории. Наконец большой труд окончен. Многочисленные граждане Флоренции пришли посмотреть на дело рук великого художника. Были мастера и из других городов. Успех оказался необычайно велик. Тут же последовал заказ на новые двери. Они должны были украсить главную, восточную, сторону баптистерия.

Северные двери Баптистерия

В 1425 году Гиберти приступил к работе над новыми дверьми, которые Микеланджело назовёт «Врата рая», они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.


Врата рая

Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне.

Авраам

Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска, понимал: форма квадрифолия здесь не подойдёт. Она слишком сложна.

Адам и Ева

И он выбирает квадрат — широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для перспективных построений. Гиберти принимает также решение уменьшить количество рельефов с 28 до 24.

Каин и Авель

«На задней стороне дверей, — пишет М. Ненарокомов, — так и сохранилась на вечные времена разметка на 24 квадрата. И всё равно что-то не устраивало Лоренцо. Ему не хватало места на дверях. Скульптор понимал, что в каждом поле рельефа должно быть много фигур. Измельчить масштаб — создастся впечатление муравейника. Увеличить масштаб самих фигур — меньше их уместится.

А что если фигуры пророков (ведь для каждого из них — своё поле, целых восемь полей) перенести в обрамление рельефов? Поместить их как маленькие статуи в ниши, устроенные по бокам рельефов. Прекрасная мысль! Но и этого кажется Лоренцо мало. Он решается на уже совсем смелый шаг — уменьшает количество рельефов до десяти. Итак, по новой схеме площадь дверей поделится на десять равных полей квадратной формы, вокруг которых будет пущено скульптурное обрамление.

Исаак с Исавом и Иаковом

В таком виде он и оставил композицию. Сказал об этом канцлеру Бруни. Тот пришёл в ужас. Полный разрыв с традициями, как же так? Но Лоренцо стоял на своём: десять полей, и ни на одно больше. Поспорил, поспорил Леонардо Бруни, да и согласился. Знал, что тяжёл характер у мастера. Тяжёл, упрям, как бронза, из которой отливает Гиберти свои рельефы…

…Первый раз в жизни „колдует“ Гиберти над такими большими рельефами. Есть простор, и сразу же хочется усилить впечатление этого простора. Лоренцо строит и строит архитектуру в своих рельефах. Это уже не маленькие отдельные элементы здания, это огромные арки с лестницами, террасы, на которых происходит действие. А на заднем плане скульптор тщательно вылепливает горы. Каждый рельеф — это иное пространство, глубокое, живое, наполненное людьми. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображённые на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Не в силах он уйти от действительности».

Иисус Навин

В 1430 году Гиберти едет в Рим, где потрясён обилием античных памятников. Позднее римские арки скульптор перенесёт на свои рельефы. Приехав обратно во Флоренцию, Гиберти к тому же начал труд, которому посвятил последние двадцать пять лет жизни. Днём он работал над воротами, а вечерами писал свои «Комментарии» — историю искусств. Начал Гиберти писать для себя, чтобы лучше разобраться в искусстве прошедших веков. Однако со временем труд его из камерного превратился в научный трактат.

Моисей

О его значении говорит М. Ненарокомов: «Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и учёный пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая — наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал её с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников.

Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биография Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра».

Соломон и царица Савская

А работа над воротами всё продолжается… И чем дольше трудится над вратами скульптор, тем больше его волнует вопрос перспективы. В связи с этим он начинает заниматься строением глаза, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.

Едва намеченная пространственная глубина в «Жертвоприношении Авраама» превращается в «Истории Иакова и Исава» в сложную многоплановую композицию. Глубина изображённого на этом «рельефе-картине» пространства никоим образом не зависит от их присутствия. Отчасти Гиберти добивается этого, варьируя высоту рельефа и делая фигуры первого плана почти круглыми. Таким методом пользовались ещё в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.

Дверные косяки скульптор украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Гиберти обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах — изображения пророков, между ними — медальоны. «Врата рая» потребовали у скульптора двадцать семь лет жизни. Двадцать семь лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Лоренцо позволяет себе сделать в двух медальонах портреты — сына и себя самого. Пусть видят потомки знаменитого создателя «Врат рая».

В 1452 году Лоренцо Гиберти наконец окончил восточные двери. Он представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был для него один из самых счастливых дней. Снова вся Флоренция собралась у врат Сан-Джованни. Всеобщий восторг — лучшая награда Гиберти.

А всего через три года Лоренцо Гиберти не станет.

Надгробная плита Гиберти

Текст Сергея Мусского

В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Флоренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401).


ГИБЕРТИ, ЛОРЕНЦО (Ghiberti, Lorenzo) (ок. 1378–1455), итальянский художник и историк искусства, один из основоположников ренессансной скульптуры.

Родился в Пелаго близ Флоренции ок. 1378; воспитывался во Флоренции, в семье отчима, златокузнеца Бартоло ди Микеле (возможно, Бартоло был настоящим отц

ом Гиберти, сам художник оставил об этом противоречивые сведения). Усвоил у Бартоло навыки ювелирного дела; обучился также и живописи (однако ни ювелирные, ни живописные его произведения до нас не дошли).

В 1400 отправился в Пезаро, где писал фрески при дворе правителя, но быстро вернулся во Фло

ренцию, узнав про объявленный конкурс на создание бронзовых дверей для баптистерия флорентийского собора (1401). В следующем году вышел победителем в конкурсе на вторые (северные) двери (первые, южные, были исполнены Андреа Пизано еще в 14 в.), представив на суд комиссии бронзовый рельеф Жертвоприно

шение Авраама (Национальный музей, Флоренция). В бронзе исполнены и практически все остальные его произведения. Двери, над которыми молодой (но быстро завоевавший благодаря этому заказу авторитет) художник работал в 1403–1424, разделены на 28 полей, где представлены сцены из Нового Завета, а также е

вангелисты и отцы церкви. Выделяясь своим тонким, воистину ювелирным изяществом, эти композиции, с их витиеватыми линиями, волнистой динамикой поз и складок одежды, сложными обрамлениями в виде квадрифолиев, всецело отвечают идеалам поздней готики (или «интернационального стиля»), однако и здесь про

является острый интерес мастера к классической античности.

Еще более значительны другие, третьи (восточные) двери баптистерия (1425–1452), т.н. райские («Они так прекрасны, что достойны стать дверями рая», – сказал о них Микеланджело). Их изобразительные поля, с гораздо более простым и строгим,

прямоугольным обрамлением, заключают в себе ветхозаветные сцены, выполненные в постепенных градациях рельефа от высокого к очень низкому. В богатый фигурный и растительный декор створок включен и автопортрет Гиберти. По-прежнему динамичное, но гораздо более гармонически-уравновешенное построение эти

х рельефов, еще более многофигурных и композиционно-сложных, но последовательно подчиненных законам линейной перспективы, делает их полноправно ренессансными произведениями.

Среди других произведений Гиберти – статуи Иоанна Крестителя (1412–1416), апостола Матфея (1419–1422) и св. Стефана (1425–

1428) для церкви Орсанмикеле, надгробие Леонардо Дати в церкви Санта Мария Новелла (1423–1427), украшенный рельефами реликварий св. Зиновия в соборе (1430-е годы; все – во Флоренции), а также два рельефа крещальной купели баптистерия сиенского собора (1417–1429). Ему приписывают также несколько витр

ажей флорентийского собора; наиболее достоверен среди них витраж со сценой Успения Богоматери (ок. 1425). Готические и ренессансные черты во всех этих произведениях достаточно выразительно друг друга дополняют.

Около 1447 мастер завершил Commentarii (Записки), где изложил историю античного искус

ства (по Плинию Старшему и другим древним авторам), а также собрал сведения по оптике, перспективе и художественному ремеслу из средневековых трактатов. Наиболее интересна вторая часть Записок, об итальянском искусстве 13–15 вв. (вплоть до творчества самого Гиберти), являющаяся по сути первым крупны

Лоренцо Гиберти

Врата рая, Барельеф головы Лоренцо Гиберти, 1425г.

Лоренцо Гиберти (Ghiberti, Lorenzo) (1378-1455) - крупнейший скульптор эпохи Возрождения, живший во Флоренции, один из основоположников скульптуры Ренессанса, открывший новый этап в развитии итальянской скульптуры.

Лоренцо Гиберти родился во Флоренции в 1378. Он учился у своего отчима Бартолуччо Гиберти, золотых дел мастера, в юности занимался ювелирным искусством, живописью.

В 1401 во Флоренции был объявлен конкурс на украшение бронзовых дверей баптистерия Сан Джованни, находящийся рядом с собором Санта Мария дель Фьоре. С трех сторон баптистерия располагаются ворота. Южные ворота создал Андреа Пизано (ок. 1290-1349), и основной их темой были Жизнь Иоанна Крестителя и аллегории Добродетелей . Из представленных на конкурс семи работ на сюжет Жертвоприношение Авраама жюри выделило две работы, исполненные Лоренцо Гиберти и (1377-1446). Оба автора показали себя новаторами в скульптуре: большое внимание они уделили изображению обнаженного тела, передаче движения, использовали мотивы античной классики. Но Брунеллески предельно драматизирует изображение, показывая движения и жесты предельно экспрессивно. Рельефы Гиберти спокойнее, он уделяет внимание нюансам моделировки, отделки деталей, объединяет фигуры с окружением. Его рельефы обладают единством всех элементов композиции, правдивостью деталей, техническим совершенством. По версии Вазари, Донателло и Брунеллески, "...увидя мастерство, вложенное Лоренцо в его работу, отошли в сторону, поговорили между собой и решили, что работу следует поручить Лоренцо". Так или иначе, но заказ на изготовление дверей отдали Гиберти.

Жертвоприношение Исаака 1401-1402

Заказчики отдали предпочтение работе Гиберти , и его ворота сегодня считаются одним из величайших шедевров итальянского искусства эпохи кватроченто. В выполненных им северных дверях баптистерия (1403-1424) Гиберти композиционно повторяет работу Пизано.

Баптистерий, Северные двери, 1404-1424г.г.

28 небольших рельефов заключены в обрамления готической формы. На 20 из них по казаны сцены из Нового Завета , на остальных - Евангелисты , Учителя церкви . Между полями рельефов проложены декоративные гирлянды, на пересечении которых в высоком рельефе даны головы: портреты учеников Гиберти, его близких, среди которых и его автопортрет.

Баптистерий_Деталь северных дверей_Тайная вечеря_1425-1452

Фрагмент Северной двери баптистерия флорентийского собора

В рельефах прослеживаются черты готики: удлиненность фигур, условный изгиб, текучая плавность складок одежд. Но эти черты сочетаются с поисками нового пространственного решения, живостью повествования.

Свой рассказ о жизни Христа Гиберти в отличие от Андреа Пизано, (отлившего южные, самые первые двери храма) идет от нижнего левого рельефа к правому верхнему, заимствуя вертикальный принцип своего рассказа у северной готики.

Работы по изготовлению дверей длились почти 25 лет. За это время мастерская Гиберти стала школой для поколения художников и скульпторов ( (1397-1475), (1386-1466)).

Гиберти также выполнил несколько бронзовых скульптур для церкви Ор Сан Микеле, они размещены в нишах: статуи Иоанна Крестителя (1414), Св. Матфея (1421), Св . Стефана (1425-1426).

Св. Иоанн Креститель, 1412-16г. , Ор Сан Микеле, Флоренция

Наиболее прославленным произведением Гиберти являются восточные двери баптистерия, обращенные к входу в храм, известные как Райские врата (1425-1452). Микеланджело назовет восточные двери "Врата рая". Они прославят Гиберти не только на всю Италию, но и на весь мир.

Во Флоренции рождалась новая эпоха в истории культуры, рождался Ренессанс, и Гиберти не мог не почувствовать эти перемены. Он сам участвовал в происходящем, не мог быть в стороне.

"Врата рая", Восточные двери, 1425-1452г.г.

Сюжеты, выбранные комиссией для изображения, заставляли думать о новой форме для рельефов. Теперь это были не просто сцены из жизни одного святого, а совершенно разные события библейской истории. Лоренцо, глядя на свои модели из воска, понимал, что форма квадрифолии здесь не подойдет. Она слишком сложна.

И он выбирает квадрат - широкая, устойчивая форма, чрезвычайно удобная для перспективных построений. Он решает фигуры пророков перенести в обрамление рельефов, помещая их как статуи в ниши, устроенные по бокам рельефов. Рельефы посвящены сюжетам Ветхого завета . Десять больших квадратных рельефов, в которых иногда объединяются несколько эпизодов. Гиберти достигает слияния фигур, пейзажа, архитектуры, создавая иллюзию глубины, пространства, в котором группы фигур свободно расположены среди пейзажа и архитектурных строений, образуя с ними единый ансамбль. Для усиления пространственного впечатления он повышает рельеф фигур переднего плана, постепенно смягчая их контуры по мере удаления в глубину. Тающие дали, воздушность, игра светотени напоминают эффекты живописи (живописный рельеф). Более богатым становится декоративное обрамление: растения, зверьки, портреты участников работы, небольшие ниши с фигурами ветхозаветных персонажей. Гиберти включает в свои сюжетные композиции и жанровые сценки, сходные с теми, которые он видит на улицах родной Флоренции. Все герои, изображенные на рельефах, одеты в одежды флорентийцев, его современников. Он не в силах уйти от действительности.

Резкий качественный сдвиг в сторону ренессансных художественных принципов обнаруживается в главном произведении Гиберти — в третьих дверях баптистерия (1425—1452), которые он сам рассматривал как деяние, обеспечившее ему бессмертие в веках. Двери эти потребовали от него двадцати семи лет огромного труда. Кроме десяти сложнейших многофигурных композиций, выполненных с ювелирной тщательностью, они включают небольшие статуи пророков и портретные головы (в их числе автопортрет Гиберти), расположенные по сторонам от рельефов. Обрамление дверного портала украшено орнаментальным рельефом из плодов, листьев и цветов.

Врата Рая, Сотворение Адама, 1425 г.


Сотворение Адама и Евы, грехопадение и изгнание из рая. Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия

Ренессансные качества третьих дверей сказываются уже в их архитектонике: вместо того чтобы, как это велось издавна, расположить на дверных створках множество мелких рельефов в готических квадрифолиях, Гиберти укрупнил рельефы и поместил их в прямоугольных обрамлениях. Сюжеты для рельефов — эпизоды из Библии — выбраны известным гуманистом Леонардо Бруни. Поскольку мастер увеличил клейма для рельефов, ему пришлось в каждой из композиций совместить по нескольку сюжетов. Так, в первом клейме изображены четыре сюжета — создание Адама, создание Евы, грехопадение и изгнание из рая. Подобное нарушение единства места и времени — прием, восходящий к искусству треченто, не в трактовке фигур и окружающей их среды Гиберти показал себя уже чисто ренессансным мастером. Его фигуры крепко стоят на ногах, их пропорции, анатомическое строение переданы в соответствии с натурой. Главная особенность его дарования — лирическая красота образов — раскрылась здесь во всей своей силе. Присущее ему живое изящество сказывается не только в обрисовке персонажей — оно повсюду, в каждой линии, в каждом пластическом оттенке. Необычайно богаты и насыщены мотивами пейзажные и архитектурные фоны — то с прекрасными холмами и деревьями, то с величественными аркадами и храмами. Эти фоны разработаны в очень низком, тончайшим образом нюансированном рельефе (так называемом relievo schiacciatto); в них использованы незадолго до того открытые Брунеллески приемы линейной перспективы. В целом благодаря неистощимой художественной фантазии мастера, красоте его образов, благозвучию и плавной ритмике форм и линий все разнообразнейшие элементы Этого произведения сливаются в единый редкий по своей законченности и великолепию ансамбль. Впоследствии Микеланджело сказал об этих дверях: «Они так прекрасны, что достойны стать вратами рая ».

История Иосифа, Рельеф третьих дверей флорентийского баптистерия


История Иакова и Исайи, 1425-52гг., Музей Опера дель Дуомо, Флоренция


Врата рая, Опьянение Ноя, 1425 г.

Баптистерий во Флоренции (современная фотография)

Пир Ирода, позолоченное дерево, 1423-1427. Баптистерий. Флоренция

рельеф Гиберти на восточных воротах баптистерия

Работая над "Вратами рая", скульптора все больше начинал волновать вопрос перспективы. В связи с этим он начинает заниматься изучением строения глаз, теорией света, всем тем, что связано с оптикой. После смерти на столе Гиберти в его мастерской найдут неоконченный трактат о теории света и принципах оптического изображения.

Едва намеченная пространственная глубина в "Жертвоприношении Авраама" превращается в "Истории Иакова и Исава" в сложную многоплановую композицию. Гиберти варьирует высоту рельефа и делает фигуры первого плана почти круглыми, что использовалось еще в античном искусстве. Но значительно важнее тщательно выверенная оптическая иллюзия удаления в пространстве фигур и архитектурных сооружений, отчего происходит постепенное, а не беспорядочное, как прежде, уменьшение их размеров.

Дверные косяки Гиберти украшает гирляндой из листьев и гроздьев винограда. Каждую створку врат Лоренцо обрамляет орнаментальным прямоугольником с нишами, в нишах - изображения пророков, между ними - медальоны. "Врата рая" потребовали у скульптора 27 лет постоянных поисков, проб, ошибок и блистательных находок. Поэтому Гиберти позволяет себе сделать в двух медальонах портреты - сына и себя самого (см. медальон в начале поста). Пусть видят потомки знаменитого создателя "Врат рая".

Врата рая, Барельеф головы Витторио, сына Лоренцо Гиберти, 1425г.

В 1452 году Лоренцо Гиберти представил на суд флорентийской публики главный труд своей жизни. Это был один из самых счастливых дней его жизни. Восторг всей Флоренции, собравшейся у врат Сан-Джованни был лучшей наградой Гиберти.

Гиберти принадлежит один из ранних ренессансных теоретических трактатов «Комментарии» (1447-1448), в котором Гиберти, один из самых образованных людей своего времени, написал - первую известную нам автобиографию художника Возрождения, которая сопровождалась первым кратким очерком истории итальянского искусства, сведениями о теории пропорций, перспективах. О значении этого труда говорит М.Ненарокомов:"Он разделил его на три части. Первую часть Гиберти посвятил античности. Скульптор и ученый пересказал историю античного искусства по Плинию. Вторая - наиболее интересная. Она отведена искусству средних веков. Лоренцо начал ее с характеристики этого искусства. Но главное заключалось в том, что он первым обратился в своей работе к биографиям художников. Практически история искусства как наука рождена Лоренцо Гиберти. Заключал он трактат автобиографией. Мы не знаем, чья автобиография была первой, его или Альберти, но собственная биогрвия Лоренцо ближе к нашему пониманию этого жанра ".

Гиберти создал несколько бронзовых гробниц (надгробие Леонардо Дати (1423-1427) в церкви Санта Мария Новелла), бронзовые раки с мощами мучеников, обрамил золотом большую сердоликовую гемму, некогда принадлежавшую императору Нерону, изготовил митру из золота, жемчуга и драгоценных камней для папы Евгения IV (1431-1447).

Умер Гиберти во Флоренции всего лишь через три года после окончания своего главного труда "Врата Рая" 1 декабря 1455.

В этом посте я не смог осветить все работы Гиберти. Так, например, во время создания северных работ ему и его ученикам поступало большое количество заказов из Рима, Сиены, Венеции. Описать здесь их все не представляется возможным, да и знаний не хватает, поэтому ограничусь изложенным. Большую часть желающие смогут найти в приведенных ниже ссылках, а также книгах о творчестве этого выдающегося скульптора.

При подготовке поста использованы следующие материалы

В этом низком рельефе Лоренцо Гиберти, благодаря использованию правил перспективы, сумел передать ощущение глубины. Трехмерные фигуры первого плана расположены на фоне пейзажа, уходящего вдаль. Рельеф – одна из десяти сцен бронзовых дверей флорентийского баптистерия, созданных Гиберти. Двери состоят из десяти панелей, на которых изображены сцены из Ветхого Завета.

В ранних произведениях Гиберти (рельефы северных дверей баптистерия во Флоренции, бронза, 1404–1424) еще сохраняется готическая орнаментальность, соединенная с ювелирной тонкостью трактовки форм. Некоторая стесненность их композиции объясняется как следованием традициям средневековой пластики, так и специфической формой рельефов, заключенных в четырехлепестковые (квадрифольные) обрамления.

В зрелый период творчества под влиянием Донателло и Брунеллески, используя опыт изучения античного искусства и открытия в области линейной перспективы, Лоренцо Гиберти создал отмеченные поэтичностью и жизненностью образов, богатством тонких пластических решений в изображении человеческих фигур и их окружения рельефы восточных (так называемых Райских) дверей флорентийского баптистерия с многофигурными композициями на библейские сюжеты (бронза, 1425–1452). Виртуозное владение материалом, использование тончайших градаций высоты рельефа придают им мягкую живописность и пространственную глубину, сообщают легкость и изящество их ритмическому строю. Многие считают их вершиной флорентийского искусства, в особенности, за их композиционное мастерство и перспективу эти двери стали объектом вдохновения для других флорентийских художников эпохи Возрождения. Спустя многие годы работой Гиберти восхищался Микеланджело, называя двери Райскими Вратами.

Гиберти принадлежат также статуи святого Иоанна Предтечи, святого Матфея и святого Стефана в церкви Орсанмикеле во Флоренции (бронза, 1404–1429), рельефы на купели баптистерия в Сиене (бронза, 1417–1427). Лоренцо Гиберти занимал ведущее место в художественной жизни Флоренции первой половины 15 века. В его мастерской обучались и работали многие художники того времени (скульпторы Донателло и Микелоццо, живописец Паоло Уччелло и другие). Ювелирные работы Лоренцо Гиберти не сохранились.

После 1430 года у Гиберти возрос интерес к античному искусству, он изучал памятники античности, коллекционировал их. Сблизился с гуманистами, его увлекли теоретические проблемы искусства. В последние годы жизни Гиберти написал свою автобиографию, ставшую самым ранним дошедшим до нас примером автобиографии художника. Лоренцо Гиберти известен также как автор “Комментариев” (1447–1455; в русском переводе “Commentarii. Записки об итальянском искусстве”, примечания и вступительная статья А.Губера, Москва, 1938).




Top