Что мы знаем о народах россии. Урок окружающего мира "народы нашей страны"

Россия - это многонациональное государство, на территории которого проживает более 200 различных народов. Подобное разнообразие стало возможным благодаря большой площади, занимаемой государством. Давайте выясним, что мы знаем о народах России?

Центральная Россия

Центральная Россия - это самый большой и наиболее заселенный регион страны. Именно здесь испокон веков жили наши предки - славяне. Густые леса, в которых всегда можно было хорошо поохотиться, собрать много ягод и грибов, полноводные реки, богатые рыбой, всегда привлекали сюда людей.

Представителем восточных славян является русский народ, который составляет 80% населения России. Это самая многочисленная этническая группа на территории Европы. Национальный язык - русский.

Южная Россия

На юге Российской Федерации расположен самый многонациональный регион - Северный Кавказ. На относительной небольшой площади проживает более 100 различных народов. На территории только одного Дагестана в течение многих лет проживают бок о бок представители 30 народов: лизгины, аварцы, даргинцы, лакцы и многие другие. При этом каждый народ имеет свой язык и обычаи.

Рис. 1. Жители Кавказа

Для всех народов Кавказа давней и доброй традицией является гостеприимство. Даже малознакомых или совсем незнакомых людей здесь встречают очень радушно. Гость в доме для каждого жителя Кавказа является самым почетным человеком, которому оказывают повышенное внимание.

Поволжье

Н востоке страны расположен протяженный регион - Поволжье. Здесь обитает много народов, но самыми примечательными являются калмыки. Три столетия назад они обитали в Китае, но из-за многочисленных войн были вынуждены покинуть историческую родину. Перебравшись в Россию, они обосновались в Поволжье, где занялись своим привычным делом: разведением лошадей, верблюдов, овец.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Рис. 2. Калмыки - прекрасные пастухи

Урал

В центре Российской Федерации расположен прекрасный край - Урал, богатый всевозможными природными ресурсами. Благодаря этому в регионе можно встретить представителей самых разных народов. К примеру, здесь проживают башкиры - в прошлом отличные стрелки и наездники. В переводе название этого народа переводится как «волк-вожак», который, согласно древним сказаниям, был предком всех башкир.

Западная Сибирь

Среди бескрайних просторов Сибири наиболее густо заселенной является западная ее часть. Главным природным богатством этого региона являются залежи угля, газа, нефти. Однако сибиряки - это не только русские, но и представители многих других народов: тувинцы, буряты, якуты, эвенки. На северных окраинах проживают такие малочисленные народы как чукчи, эскимосы, коряки, которые испокон веков занимаются рыбным промыслом и охотой на морского зверя.

Самый малочисленный народ Сибири - кеты, численность которых не превышает одной тысячи человек. Издавна они живут в тайге и говорят на наречии, которое практически никто больше не понимает. Внешне кеты очень похожи на американских индейцев.

. Всего получено оценок: 64.

Конспект урока по окружающему миру.

Тема: "Традиции народов нашей страны".

Методическая проблема: «Реализация потребности в обучении и саморазвитии младших школьников через использование инновационных технологий».

Форма урока: устный журнал.

Цели урока: 1) приобщать к культурному наследию России посредством знакомства с народными традициями; расширять знания учащихся о России: ее истории, традициях, культуре;

2) развивать исследовательские навыки, формировать речевые умения и активную жизненную позицию;

3) обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире, воспитание патриотизма.

Тип урока: третий (урок обобщения)

Вид урока: урок практических работ исследовательского типа.

Методы и приемы: индивидуальная работа, фронтальная работа, творческая работа; итог усвоения материала домашнего задания был подведен с помощью тестовой формы контроля;

были использованы методы: объяснительно – иллюстративный, проблемный, модельный, исследовательский, проектный, деятельностный.

Ход урока.

1. Актуализация знаний. Сегодня мы продолжаем изучать тему «Наша Родина». Мы познакомимся с важными понятиями: традиции, духовные ценности, культурное наследие. Будем развивать речевые умения, формировать активную жизненную позицию; расширять представление об окружающем мире. При подготовке к уроку мы вместе с вами предположили, что изучение и сохранение народных традиций формирует нравственные ценности младшего школьника. Поможет нам в этом устный журнал «Самоцветы России».

2. Учитель. (слайд №1) Сначала человек появляется на свет. Но не все в своей жизни он может выбрать сам. Он не может выбрать своих родителей, язык, на котором мама пела колыбельные песни. Не может выбрать Родину. Но человек может узнать историю своей Родины, своего народа, сохранить и преумножить ее духовные и материальные ценности.

3. Учитель. Следующая страница позволит вам вспомнить изученный материал (слайд №1)

а) географическое положение России (карта).

Учитель: где располагается наша страна?

Ученик. Россия располагается на самом большом материке, который называется Евразия.

На севере ее берега омывают воды Северного Ледовитого океана. На востоке – воды Тихого океана.

б) население России (слайд №3)

Учитель: какие народы населяют нашу страну?

Ученик. Россия страна многонациональная. На ее территории проживает более 100 национальностей. Это русские, татары буряты, башкиры, якуты, аварцы, ингуши и др. У каждого народа свои традиции и обычаи: народные песни, танцы, одежда, еда, т. е. своя культура. У каждого народа свой язык. У русских – это русский, у татар – татарский и т. д. Каждый народ селился в определенной местности, и окружающая среда оказывала влияние на жизненный уклад людей. Однако представители разных народов селятся и в других регионах страны. Русские составляют большинство населения Российской Федерации. Русский язык объединяет всех жителей нашей страны. На нем написаны все государственные документы и законы.

в) (слайд №4)

Учитель: Как называется столица нашего государства?

Учитель: Как называется областной центр? Наш город?

4. Следующая страница (слайд №5). Что в имени твоем, славный город Елец?

Ученик. Елец - это русское диалектное слово, которое означало «дубовый или еловый лесок, заросль, роща». Что же такое важное скрыто в этих дубово-еловых зарослях? Чтобы ответить на этот вопрос нужно оглянуться далеко назад. Оттуда и пошла история города с интересным названием Елец.

5. Видео. (Историческая роль Ельца)

6. Защита проекта. (Плакат с видами Ельца и письменными сообщениями).

Ученик. Сейчас это 2-й по величине город в нашей Липецкой области. Это крупный административный и культурный центр. Население около 108-ми тысяч человек. На протяжении многих веков в нашем городе сохраняются и развиваются духовные традиции.

(Слайд №6) Духовные традиции – это ценности, идеалы, жизненный опыт, передаваемый от одного поколения к другому. Это, прежде всего, русское православие и другие вероисповедания.

7. Следующая страница (слайд №7). Славяне и их соседи.

а) Учитель: Откуда берут свое начало славянские народы?

Ученик (звучит музыка). Много веков назад древние племена – варяги расселились на огромной территории.

Карта.

Часть осели по берегам реки Дунай – стали предками сербов и болгар, другая часть пошла на север – от них произошли чехи, словаки и поляки. Третья часть двинулась по Днепру на северо-восток – они предки русского, украинского и белорусского народов.

б) Учитель: Ответить на вопросы теста – самостоятельная работа.

1. Воды каких океанов омывают берега России?

а) Индийского;

б) Северного Ледовитого и Тихого;

в) Северного Ледовитого и Атлантического.

2. Сколько народов проживает на территории России?

а) один;

б) более 100.

3. Какой город является столицей России?

а) Липецк;

б) Елец;

в) Москва.

4. В каком году впервые упоминается Елец?

а) 1146г.

б) 1147г.

в) Проверка (взаимопроверка).

8. Физкультурная минутка. (Слайд).

Солнце глянуло в окно,

Время отдохнуть пришло.

Надо всем нам дружно встать.

Раз – присесть, а два – привстать.

И плечами покачать.

Всем достать до пятки,

А потом, как на зарядке,

Прямо и красиво встать.

Руки вытянуть пошире

И на месте поскакать.

Мы размяться все успели,

И за парты снова сели.

9. Изучение новой темы (слайд №8) Природа и человек.

а) Учитель: Работа с учебником - работа по картинкам.

б) Чтение статьи учебника на стр. 53.

в) вопрос №1. – Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? (Охота, бортничество, рыболовство, скотоводство.)

Учитель: Как вы думаете, каким образом люди приобретали необходимые вещи, продукты, инструменты?

Ответы детей: меняли, покупали, дарили, сами производили…

10. Традиции. (Слайд №9) – Ярмарка. (Выходит коробейник с лотком. На нем лежат работы детей: куклы, проекты.)

а) Учитель: «Ярмарка» - так назвал русский народ место ежегодной сезонной торговли и увеселений. И это название сохранилось до сих пор. Ярмарка обычно гудела, шумела! Благодаря ярмаркам на Руси развивались различные народные промыслы. Ярмарки возникали всегда в самых неудобных местах - на пересечении торговых путей. Вроде бы надо купцам поскорее проследовать по своим делам, а пройти никак нельзя - ярмарка! ...И в наше время эта традиция жива.

(Слайд №10)--

Коробейник.

Внимание! Внимание!

Открываем веселое гуляние!

Торопись честной народ,

Тебя ярмарка зовет!

У дядюшки у Якова

Товару хватит всякого!

Тары-бары растабары

Расторговываем товары!

(Группа обучающихся проводит защиту проекта «Народный костюм».

Слайд (народный костюм)

Ученик. Все эти народные гулянья были всегда как праздник и поэтому все надевали праздничную одежду. Готовя праздничную женскую или мужскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны. Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента. Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами и являлся оберегом. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.

Ученик. Образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок, лента, кокошник. Девушки плели веночки, надевали на голову и устраивали гуляния с песнями и хороводами. В каждой местности был свой костюм, который нес на себе отпечаток природных условий и бытовых особенностей. Выделим основные элементы костюма: головной убор, рубашка, сарафан, пояс. (Работа в тетради на печатной основе).

Ученик. Особенность русского народного костюма в плавности, мягкости, компактности, текучести линий. Русский народ называл женщину павой, лебедушкой, подчеркивая ее стать, плавность походки, неторопливость движений. Многие при упоминании о русском народном костюме представляют себе сцену, где пляшут, водят хороводы, поют веселые или протяжные песни. А ведь действительно, русский костюм невозможно отделить от песни и танца. С этим люди рождались, жили и работали.

б) Коробейник.

Люди добрые! Наш русский народ

Веки вечные водил хоровод!

И чтоб было нам веселей,

Не забудем таких мы корней!

Заведем хоровод, как в старину,

Песню русскую споем, да не одну!

Ученик. Народная песня.

Больше всего нас удивляет в этих песнях простые слова, яркие образы, иногда юмор.

Народные песни всегда поются охотно и с удовольствием, ведь в них мы можем выразить свои чувства и переживания! (Обучающиеся исполняют отрывок народной песни)

Учитель. Россия – многонациональная страна. Предоставим слово представителю гордых и славных народов Северного Кавказа. (Слайд №11)

Ученик. Я - даргинец. Моя историческая Родина – Дагестан. Народный костюм удобен и красив. Он хорошо приспособлен к верховой езде, так как это был основной способ передвижения по горным дорогам. Состоит костюм из бешмета, черкески, бурки башлыка, папахи. Неотъемлемая часть костюма – кинжал. На Кавказе строго соблюдаются обычаи гостеприимства. У нас говорят: «Гость от Бога». Самый знаменитый танец – лезгинка. Он такой же горячий как кавказское солнце.

(Ученик исполняется фрагмент танца лезгинка).

в) Коробейник.

Внимание! Внимание!

Веселое гуляние!

Зазываю вас, друзья, на базар сегодня я!

На славянский базар показать лицом товар.

Ученик берет с лотка свою работу о традиционных праздниках. В России много традиционных праздников. Это Рождество, Крещение, Пасха и др. Я расскажу о Масленице. (Слайд №12)-масленица. Масленица – это озорное и веселое прощание с зимой и встреча весны. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь всему живому. В его честь пекут блины, поскольку он, как и солнце, желтый, круглый и горячий. Люди верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества.

Ученицы поют песню «Блины».

г) Коробейник.

Подходите к самовару. Да отведайте чаю.

Я воды не жалею. До краев наливаю

Ученик берет работу о национальных блюдах.

В русском быту есть поговорка - «Щи да каша - пища наша». Сейчас в эту поговорку вкладывают другой смысл, но это проблема тех, кто не знает историю своей страны. Щи да Каша - это традиционные блюда русского стола. Традиции русской кулинарии обусловлены именно этими двумя блюдами и не только спецификой их исторического приготовления (печь и горшки), но, это связано и с основным видом деятельности крестьян на Руси – хлебопашество, возделывание зерновых культур.

Каша – самое распространенное русское блюдо. Само слово каша в древнем его значении означает кушанье, приготовленное из растертого зерна.

Знаменитый арабский путешественник Ибн-Фатлан в своих очерках во время путешествия по Руси в десятом веке писал, что у славян есть обычай при заключении мирного договора совместно с бывшими врагами готовить кашу и есть её вместе в знак примирения. Есть и такое выражение, пришедшее с той поры "с ним кашу не сваришь". Это значит - не достигнешь согласия. Эти блюда настолько популярны в России, что занимают особое место в народном фольклоре.

Частушки про кашу.

На столе дымится каша,

Где большая ложка наша?

С кашей будем мы дружить,

Лет до ста мы будем жить!

*******************

В каше сила,

В каше смелость.

В каше русская душа!

Каша молодость и честность,

Каша очень хороша!

*******************

Нам ответил дед столетний,

Почему не постарел:

«Потому что я, ребятки,

В детстве только кашу ел».

Ученик. Какие пословицы и поговорки вы знаете?

Дети называют пословицы и поговорки.

1.Каша – матушка наша

2.Щи да каша – пища наша

3.Когда каша в печи стоит, не страшен мороз, что на дворе трещит

4.Если про кашу не забудешь, здоровым будешь

5.Кашу маслом не испортишь

6.Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай

7.Разговорами каши не сваришь

8.Где щи – тут и нас ищи;

9.Где щи да каша, там и место наше;

10.Щи – всему обеду голова;

11.Если хорошие щи, так другой пищи не ищи.

12.Где щи да каша – там место наше.

Как вы понимаете смысл пословицы? (По выбору).

Учитель. В традиции нашего народа заложено не только гостеприимство, но и хлебосольный стол.

д) Коробейник.

Проходящим мимо

Всем необходима

Детская игрушка –

Веселый Петрушка!

Веселый Бим-Бом.

Веселит весь дом.

Ученик берет свою работу. Выставка кукол.

В нашей стране много народных игрушек. Самые знаменитые из них это: матрешки, богородская игрушка, филимоновская, дымковская, ненецкая и другие. Я расскажу о самых первых игрушках.

Существовал в языческой семье обычай: каждый год женщина-хозяйка с любовью изготавливала куклу, которая должна была беречь и охранять детей, мужа, дом от болезней, горя, неурожая, злого глаза. Куклу так и называли – берегиня. Кукол-берегинь делали из того, что было под рукой (солома, лен, береста). Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такие куклы назывались безликими. По народным поверьям кукла с лицом как бы приобретала душу и могла повредить ребенку. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Сейчас мы попробуем сделать куклу из салфетки. Дети выполняют работу и поднимают куклы вверх.

Учитель. Незатейливые куколки, сделанные вашими руками, получились добрыми и трогательными. Мы обязательно расширим выставку с вашими работами.

е) Коробейник.

(Слайд)

На Руси играют Ложки, На Руси поёт рожок,

Без Елецкой, без гармошки, ни один праздник не пройдет!

Ученик. Изготовлена в с. Волчье Елецкого р-на в 1928 г. От других гармоней Елецкая рояльная отличается звуком и клавиатурой. Это прародитель современного аккордеона. Раньше искусство игры на гармошке передавалось от отца к сыну. Сейчас игре на этом инструменте можно научиться в музыкальной школе. Я учусь играть на аккордеоне. Таким образом, мы – дети сохраняем и продолжаем народные традиции.

ж) Коробейник. А какая ярмарка без игр?

Ученик берет работу. Маленькие дети учатся говорить, общаться, жить. В этом ему помогает игра. Есть игры для самых маленьких «сорока», «ку-ку». Есть для младшего и среднего возраста: «кошки-мышки», «салки». Есть девичьи игры, игры для мальчиков, общие игры. У каждого народа есть свои традиционные игры, на которые накладывают отпечаток условия жизни. Но любая игра помогает ребенку познать себя и окружающий мир, формирует личные качества, знакомит с народными традициями. Я хочу поиграть с вами в игру «колечко». У кого в руках окажется колечко, должен ответить на вопрос « Что нас объединяет?», «Почему важны народные традиции», «Что собой представляют общие ценности

Предполагаемые ответы: Единая Родина, общая земля, язык, история, законы.

Ученик. Традиции – это то, что мы получили от наших предков и должны передать младшим товарищам. Общие ценности – это любовь, семья, забота, патриотизм.

Итог. Учитель: Что нас объединяет?

Учитель обобщает: Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества. И Родину, и ценности ты получаешь в дар от предшествующих поколений. Ценности живут в духовных традициях. Вне традиций они погибают, словно растение, которое выдернули из почвы. Скажите, что изменилось в вашем сознании, мироощущении после этого урока?

Ответы обучающихся.

Значит мы доказали выдвинутую ранее гипотезу.

Рефлексия. (Слайд) - дерево.

Учитель: на экране дерево. Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то, что радует глаз, ветви – ваши родители, ствол - ваши предки. А корни - это, что держит крону, это традиции. Как вы думаете, какие традиции вы бы взяли для нашего дерева? (Дети пишут на стикерах в виде листочков свои традиции, объясняя, почему выбрали именно их и прикрепляют на дерево). Все это и составляет культурное наследие.

Учитель: А я выбираю – надежду, ведь именно вы наша надежда на будущее. Все это и составляет культурное наследие.

Домашнее задание. Рассказать о традициях своей семьи.

Оценка работы учащихся.

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 11»

г. Ельца Липецкой области

§ 1 Многонациональная Россия

Главное богатство каждой страны - это её население. В России проживает около ста сорока миллионов человек.

Если посмотреть в главный документ Российской Федерации - Конституцию, то мы увидим, что начинается она со слов «Россия - многонациональная страна».

Давайте порассуждаем и разберемся. Что обозначают эти слова? Какие народы проживают в нашей стране?

Послушайте стихотворение Владимира Степанова:

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим - степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,

Другой - оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мед.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия,

У нас у всех одна.

Более ста восьмидесяти народов населяют ее территорию. У каждого народа свои традиции, обычаи, праздники, свой язык, свой костюм. Такая многонациональность - настоящее богатство России.

§ 2 Народы России

Русские составляют большую часть населения нашей страны, поэтому государственным является русский язык.

Предками народов Центральной России являются славяне. К славянам относятся такие народы, как русские, белорусы, украинцы. Изначально эти территории привлекали людей своими лесами с грибами, ягодами, зверями; реками, полными рыбой. В Центральной России также проживают татары, мордва, марийцы, чуваши.

Сибирь - самая большая территория России. Ее населяет много разных народов, которые хорошо сохранили свои традиции, обычаи и языки. Живут они единой семьей, помогая друг другу. Самые многочисленные коренные народы Сибири - буряты, якуты, тувинцы. В тайге расположились эвенки. Шорты и алтайцы обитают в горах. Манси и ханты селятся между реками Енисей и Обь. А вот секульпы, ненцы приспособились к суровым условиям Тундры. На Севере дальневосточной земли живут такие народы, как чукчи, эскимосы, коряки. Они ловят рыбу и других морских обитателей.

Многонационален и Северный Кавказ. На Кавказе проживают дагестанцы, чеченцы, ингуши, осетины и другие народы. Кавказская земля очень плодородна, поэтому люди занимаются земледелием и садоводством. Ее народы издавна считались прекрасными воинами. Они отлично стреляют и ездят верхом.

Издавна на территории Руси жило множество народов. Плечо к плечу вставали они на защиту своей страны. В братских могилах рядом похоронены русские, удмурты, алтайцы, ненцы, осетины и другие народы, воевавшие в Великой Отечественной войне. Однажды один из дагестанских солдат во время допроса гордо ответил фашистам: «Я тоже русский. Мы все дети одной матери-Родины - России».

§ 3 Дружба народов

Невозможно представить русскую культуру без таких имен, как Александр Сергеевич Пушкин, Михаил Юрьевич Лермонтов, Федор Иванович Тютчев и других известных деятелей, которые воспевали в своих произведениях русскую землю. Они были разных национальностей, но отдавали всю свою душу и жизнь служению России.

Владимир Иванович Даль, отец которого был датчанин, а мать - немкой, создал «Толковый словарь живого великорусского языка». Он всегда утверждал: «Я русский по духу».

Все народы должны жить в дружбе, мире, согласии. Проживая на одной земле, представители разных народов становятся схожими между собой, обогащают свою культуру и традиции. С большим удовольствием провожают Масленицу блинами и пирогами. Очень нравится этот праздник русскому народу. Татары отмечают свой праздник - Сабантуй. Летом, когда на полях закончены все работы, народ выходит отметить его танцами, играми, состязаниями в доблести. Похожий праздник есть и у бурят - Сурхарбан.

В нашей стране исповедуют разные религии. Но все они учат тому, что нужно жить в мире, любить друг друга, уважать и почитать старших, делать добро, защищать свою Родину.

Урок- праздник

Класс: 4 а Учитель: Муртазина Гульнара Хамитовна ТЕМА: « Традиции народов нашей страны».

Цель урока: формирование понимания единства многоликой России

Задачи урока:

    Познавательная:

Раскрыть многообразие культур населения России. Познакомить с традициями народов Поволжья. Закрепить понимание Родины как многонационального государства Закрепить отношение к своей «малой Родине» как части большой и неделимой Родины – России.

2.Развивающая:
Развитие чувства патриотизма, уважительного отношения к Родине, способствовать формированию активной гражданской позиции, а также развитие творческих способностей, мышления, умения общаться, слушать друг друга.
3. Воспитательная: воспитывать в детях радость от того, что мы родились и живем в России; желание стать наследниками славных традиций российской истории.
Основная задача вообще – воспитание гражданина, воспитание у учащихся чувства прекрасного, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране.

Оборудование.
1) Наглядность:
1. Государственная символика
2.Мультимедийная презентация «Традиции народов Поволжья»
3 Работы учащихся на тему: «Традиции народов России» 4 Пословицы народов мира на тему: «Родина» 2) Музыкальное оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера.
2. Песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару. 3.Татарская песня «Туган ягыбыз», татарские плясовые мелодии. 4.Русские народные мелодии.

Ход урока:

    Организационный момент
Звучит песня в исполнении С.Ротару «Я, ты, он, она – вместе дружная семья » - Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся нашим гостям, друг другу, пожелаем успеха. (Учащиеся берутся за руки и желают успеха друг другу.) Давайте приступим скорее к работе.
Пусть интересным будет урок!
    Проверка домашнего задания
На доске карта России Наша страна очень большая. Много дней нужно ехать на поезде, чтобы проехать Россию от одного её конца до другого. Много часов нужно лететь на самолёте, чтобы проделать тот же путь. Рассмотрите внимательно карту… - Назовите столицу нашего государства? Найдите города, в которых вам удалось побывать. Какие народы живут в России? - В какой республике мы живем? Какой город является столицей нашей республики? - Знаете ли вы, кто вы по национальности? Мы с вами живём в России, но каждый из нас принадлежит ещё к какому-нибудь народу. Здесь проживает около 140 больших и малых народов. Все народы отличаются друг от друга. -А вот чем отличаются народы? Ответить на этот вопрос поможет схема.
    У каждого народа свой родной язык (предложить детям поздороваться на разных языках) А если язык у народов разный, как же они понимают друг друга?
Почти все в России знают русский язык. Но если русский человек долго живёт, например, среди татар, он конечно же, должен выучить их язык. Изучая язык другого народа, ты проявляешь к нему уважение.
    У каждого народа своё искусство: песни, танцы, народные промыслы (работа с иллюстрациями) У каждого народа свой национальный костюм. Отличаются народы и чертами лица. (На доске иллюстрации людей в национальных костюмах) У каждого народа своя культура. С культурой разных народов можно познакомиться, прочитав сказки. (На доске выставка “Сказки разных народов) Отличаются народы и национальной кухней .
Все это является национальными традициями народов. З. Работа над новым материалом. Истоки национальных традиций народов. (Работа по учебнику)
    - Что повлияло на формирование национальной культуры и традиций народов нашей страны?
Природа на территории нашей страны очень разнообразна. Самую важную роль в жизни народов играли лес, река и степь… - Рассмотрите рисунки. Расскажите, какую роль играли лес, река и степь в жизни человека? 2)Чтение текста учебника 3) -Какие занятия в старину были главными у народов на территории нашей страны? В чем проявлялись народные обычаи и традиции ярче всего? Давайте познакомимся с традициями и обычаями народов проживающих в Поволжье . 4. Традиции русского народа. Сообщение первой группы. Русские - восточнославянский народ. Проживают преимущественно в России. Являются самым крупным народом в Европе. Национальный язык - русский. Общая численность русских в мире в настоящее время составляет около 133 миллионов человек, из них в России - 111 миллионов. Русский национальный костюм

Существовало несколько комплексов женского костюма. Одним из самых распространённых был комплекс с сарафаном.

Основной одеждой для мужчин во все века была - широкая рубаха. Её шили из шерстяной ткани, льняного или конопляного полотна. Нарядная рубаха обычно была красного цвета, края и грудь вышивались золотом и шелками. Существовал широко распространённый вид рубахи – косоворотка.

Самой распространённой и самой дешёвой обувью на Руси являлись лапти. У зажиточных горожан обувью служили башмаки, чоботы, ичеги.

Женская обувь отличалась разнообразием в покрое. Нарядные женские чоботы украшались вышивкой, шелком, золотыми и серебряными нитями. Для торжественных случаев у дворянок чоботы были на высоком каблуке. Обувь на Руси мастера

уже шили из кожи.

Традиционные русские блины : нежные, воздушные с припёком.

Обед – главная трапеза на Руси. Обычное обеденное застолье русских состояло чаще их четырёх блюд: холодная закуска, суп, второе обычно было мясным, на десерт ели пироги. Позже популярным становится – студень. Всегда русские любили борщ.

Мёд был обязательным напитком на праздничной трапезе.

В России чай стали употреблять с 1638 года. Его завёз из Монголии русский посол Старков.

В XVIII веке в России появляется самовар. Первые самовары начали выпускать на Урале, на Демидовских заводах, затем они переместились в Тулу. Чай на Руси пили с мёдом, домашней сладкой выпечкой.

Русский народ широко праздновал церковные праздники:

Рождество – один из самых христианских праздников. С Рождества

Христова началась новая эра, новое летоисчисление.

Масленица – народный праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. Масленица получила своё название от того, что в этот период времени - последнюю неделю перед Великим постом разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбы. Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья.

Пасха – древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа.


Первичное закрепление .

Как выглядит русский народный костюм? Что носили женщины? Как называлась мужская рубаха?

Назовите русские народные праздники? Традиционные русские блюда? Народные игры?

Сообщение второй группы

Чувашия!

О, край ста тысяч песен,

Не зря в тебя поэты влюблены!

1 ученик:

Чувашская Республика расположена на востоке Европейской части России. Столица – Чебоксары. Другие значительные города – Новочебоксарск и Канаш. Преобладают чуваши, русские и татары.

Входит в Приволжский федеральный округ.


Одежда Чувашии имела разные формы и варианты.

Старинные мужские рубахи шились широкими и длинными до колен. Носили навыпуск и подпоясывали. Женские рубахи имели туникообразную форму. Разными были их узоры, их цветовое сочетание. Платье носили с фартуком или передником. Основной обувью у мужчин и женщин были лапти.

В национальном женском костюме большую роль играют головные

уборы из мелких раковин и монет.

Хуплу - блюдо национальной чувашской кухни.

Выпекают караваи, блины, ватрушки, печенья. Самым вкусным и лакомым праздничным кушаньем считается – «Хуплу» - круглый и большой пирог.

Славится чувашский народ со своими обрядами и народными праздниками: «Саварни» - масленица – весёлый праздник проводов зимы и встречи весны. «Вирём» - весенний праздник, посвящённый изгнанию из селений злых духов старого года. Вирём был приурочен к вербному воскресенью.

«Манкун» - праздник встречи весеннего нового года по древнечувашскому календарю. В переводе этот праздник «великий день»:он совпал с христианской пасхой.

«Акатуй» - весенний праздник чувашей, посвящённый земледелию. В этот праздник чуваши молятся и просят обильного урожая, прибыли скота, богатства, здоровья членам семьи, всем родственникам, соседям, знакомым. Затем молодёжь начинает гадание. После гаданий в поле начинаются песни, пляски, веселье.

Чувашский национальный праздник АКАТУЙ.

Страна удмуртов, равная средь равных,

Большой России младшая сестра .

Удмуртская Республика расположена в западной части Среднего Урала, в междуречье Камы и Вятки. Столица – Ижевск. Другие крупные города: Глазов, Сарапул, Воткинск.Преобладают русские и удмурты, проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм удмуртов создавался по законам красоты и практичной целесообразности. Одежду шили из отбеленного, льняного холста, сукна, овчины. Девичьими головными уборами были платок, праздничная повязка.

Важное место в жизни удмуртов занимали календарно – обрядовые праздники, связанные с этапами сельско –хозяйственных работ. Начало весенних полевых работ считалось одним из самых важных циклов. В конце мая в деревнях проводили праздники в честь пышно – распустившейся зелени. Праздник этот был приурочен к Троице.

Зимние праздники также отмечают Рождество, Крещение, которые сопровождаются ряженьем и гаданьем. К весенним праздникам относят Масленицу.

Масленица разворачивалась вовсю ширь.

Чем отличался чувашский народный костюм? Чем украшали головной убор?

Какие национальные костюмы носили удмуртские женщины?

В чем сходство традиций удмуртского и чувашского народов?

Сообщение третьей группы.

Ты моя Родина, край наш, Мордовия!

В жизни опора, любовь и судьба.

Мокша и эрзя, русские братья…

Мы, твои дети, славим тебя

Республика Мордовия расположена на востоке Европейской части России. Столица – Саранск. Другие крупные города: Рузаевка и Ковылкино. Преобладают русские и мордва. Проживают также татары. Входит в Приволжский федеральный округ.

Народный костюм Мордовии очень красочен. Недаром его называют венцом декоративно – прикладного творчества мордовских женщин. Расцветка мордовской вышивки включает в себя четыре цвета: чёрный, жёлтый, красный и зелёный.

Традиционный мордовский хлеб – чёрный, ржаной. Одно из старинных блюд- Ям, похожий и на суп и на кашу.

Мордовские народные праздники связаны с земледельческим календарём. Самым торжественным и многолюдным был осенний праздник – Вельозск, посвящённый покровительнице села Вель – ава. Наиболее распространённые виды народного искусства мордвы – вышивка, шитьё бисером, резьба по дереву

Нартукан (нартаван) - один из праздников новогоднего цикла...

Башкирия привольная земля!

Нет лучше края для меня

Республика Башкортостан расположен в Предуралье и на склонах Южного Урала. Столица – город Уфа. Другие крупные города: Стерлитамак, Салават, Нефтекамск, Октябрьский и другие. Преобладают русские, башкиры, татары. Проживают также чуваши, марийцы. Республика Башкортостан входит в Приволжский федеральный округ.

В основе мужской одежды – рубаха, штаны с широким шагом, женской – длинное отрезное в талии платье с оборками (кульдак); мужчины и женщины носили безрукавку (камзул), тканевый халат, суконный чекмень.

Женская одежда украшалась вышивкой, монетами. Молодые женщины носили нагрудные украшения из караллов и монет.

Традиционные блюда – мелконарезанная конина или баранина с бульоном(бишбармак, куллама), вяленая колбаса из конского мяса и жира, различные напитки – разбавленное кислое молоко (айран), кумыс, мёд.

Это - бешбармак .

Национальными музыкальными инструментами башкир являются тростниковая дудка из стебля зонтичного растения (курай), варган (кобыз), гармоника.

Закрепление.

Назовите столицу Мордовии.

Как выглядит мордовский национальный костюм? Чем он отличается от других национальных костюмов?

Назовите столицу Башкирии.

Как выглядит башкирский национальный костюм? Назовите башкирские народные инструменты.

Сообщение четвертой группы.

Традиции татарского народа.

«Татарстан – моя Родина, предков очаг…»

Столица – город Казань, год основания 1005 год. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк, леса и другие.

Протекают реки: Волга, Кама, Вятка,Белая, Ик, Свияга, и другие.

Административных районов – 43 .

Крупные города: Казань, Набережные Челны, Елабуга, Бугульма, Чистополь.

В основе костюма татар лежат древние тюркские формы в виде рубахи у мужчин, шаровар с широким шагом, казакина, бешмета, камзола, головного убора из войлока, меха и ткани. В ансамбль одежды входили также сапоги из кожи, мягкой материи.

Наибольшей выразительностью отличается женский костюм. Он сшит из атласа, тафты, парчи, шёлка или сатина. В ансамбль костюма обязательно входили мозаичные ичиги или туфли с криволинейными узорами, на голову надевали калфак.

Праздничным и ритуальным блюдом у татар являются пельмени. Наиболее древним мясо - крупяным блюдом является - бэлеш.

Сабантуй – праздник людей ударного труда, праздник достойных, умелых, способных. Где ещё встретите вы такую красоту и такое Богатство? По земле Татарстана, что похожа на цветущий бескрайний сад, словно корабли по морю, плывут тракторы.

Сабантуй – издревле интернационален, в праздновании принимают участие все народности, живущие на Волге.

Татары обязательно приглашали на Сабантуй русских друзей – друзей по труду, по работе общей.

7. Инсценировка праздника сабантуй 8. Закрепление. Игра-соревнование между группами. 1)Задания по группам. -Как выглядит татарский национальный костюм. -Как называются детали татарского национального костюма. -Назовите любимые песни татарского народа, танцы. -Назовите традиционные праздники татарского народа. 2) Игра «Собери пословицы». 9. Итог урока. Можно ли считать, что один народ лучше, чем другой? (Ответы детей.) - Правильно, надо уважать обычаи, культуру каждого народа, человека. - Например, у нас в классе учатся дети разных национальностей. Я буду называть, а вы поднимайте руки: - Русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, башкиры - Еще сегодня я хочу познакомить с новым словом. - Прочитайте хором: (Толерантность) - Вот такое трудное, длинное слово обозначает уважение, терпение к обычаям, вере, культуре, внешнему виду других людей. Мы должны быть толерантными по отношению друг к другу, то есть уважать друг друга. Прочитайте слово еще раз, запомните. Вывод: Россия – великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, её традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защищать свою Отчизну.
Вы – дети России – вы надежда и будущее нашей страны.

Еврей и тувинец, бурят и удмурд,
Русский, татарин, башкир и якут.
Разных народов большая семья,
и этим гордиться должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,
пусть будет уютно каждому в нём.
Любые трудности мы осилим
и только в единстве сила России. - Какой общий вывод можно сделать по теме нашего урока? (Любить свою Родину и уважительно относиться к людям других национальностей)




Top