Характеристика архивных фондов ргали. Российский государственный архив литературы и искусства


Российский государственный архив литературы и искусства - «Архив муз» - является крупнейшим хранилищем России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры. В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения. Созданный в 1941 г. на основе архивного собрания Государственного литературного музея, он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, – вспоминал Ираклий Андроников. – Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

В фондах архива хранятся документы XIV-XX вв. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А. С. Пушкина , М. Ю. Лермонтова , Н. В. Гоголя, Ф. М. Достоевского, А. П. Чехова, ценнейшие коллекции и отдельные документы из собраний Ю. А. Бахрушина, Ф. Ф. Фидлера, С. П. Мельгунова, П. И. Бартенева; архивные фонды В. В. Розанова, А. А. Блока , Б. Л. Пастернака , А. А. Ахматовой , М. И. Цветаевой , А. Белого, М. А. Кузмина, А. И. Солженицына, Д. Д. Шостаковича, М. М. Плисецкой, Р. К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры – Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Самый древний источник – пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV–XVI вв.

Примерно половину всех личных фондов составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства.Литература начала XIX в. представлена материалами писателей-классиков А. С. Грибоедова, Н. М. Карамзина, В. А. Жуковского. Крупнейшим фондом, большинство материалов которого относится к первой половине XIX в., является фамильный архив трех поколений рода Вяземских «Остафьевский архив» - настоящая сокровищница автографов и рукописей, среди которых рукописи друга А. С. Пушкина князя П. А. Вяземского, письма Г. Р. Державина, А. С. Грибоедова, К. Ф. Рылеева, В. К. Кюхельбекера, А. С. Пушкина и его жены, Н. В. Гоголя; автографы Петра I, Екатерины I, Екатерины II и других «царственных особ», полководцев А. В. Суворова, П. А. Румянцева, А. П. Ермолова, классиков зарубежной литературы Дж. Байрона, О. Бальзака, А. Мицкевича.

Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф. М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

Литературный процесс конца XIX-начала XX в. отражен в фондах Л. Н. Андреева, А. И. Куприна, И. А. Бунина. РГАЛИ является крупнейшим центром хранения и изучения наследия классиков серебряного века: жизни и творчества А. А. Блока, А. Белого, С. А. Есенина, М. А. Кузмина, В. В. Маяковского, А. А. Ахматовой, Б. Л. Пастернака, М. И. Цветаевой.

В архиве хранятся фонды писателей XX века – Ф. В. Гладкова, А. П. Гайдара, А. С. Грина, В. В. Вишневского, И. А. Ильфа и Е. П. Петрова, А. С. Макаренко, Ю. К. Олеши, Н. А. Островского, П. А. Павленко, К. Г. Паустовского, М. А. Светлова, А. С. Серафимовича, С. Н. Сергеева-Ценского, Ю. Н. Тынянова, А. А. Фадеева, И. Г. Эренбурга, В. Т. Шаламова и многих других.

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А. И. Южина, В. Э. Мейерхольда, М. Г. Савиной, Е. Д. Турчаниновой, А. А. Яблочкиной, Л. В. Собинова, А. А. Горского, М. И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П. И. Чайковского, С. И. Танеева, Н. А. Римского-Корсакова, С. С. Прокофьева, Р. М. Глиэра, В. Я. Шебалина, Д. Б. Кабалевского, Н. Я. Мясковского, И. О. Дунаевского, Д. Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.). Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие – в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены. Подавляющее число таких художников – представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ. Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В. В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А. Г. Венецианова, И. Н. Крамского, И. К. Айвазовского, И. С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников – самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В. М. Васнецова, И. Е. Репина, В. К. Бялыницкого-Бирули, Б. М. Кустодиева, М. В. Нестерова, С. Ю. Судейкина, А. Н. Бенуа, М. В. Добужинского, Н. К. Рериха, К. С. Петрова-Водкина, Е. Г. Гуро, М. В. Ле-Дантю, Л. М. Лисицкого, В. Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов – эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В. В. Маяковского, В. В. Лебедева, М. М. Черемныха, Д. С. Моора, В. Н. Дени, фотомонтажей Л. М. Лисицкого, Г. Г. Клуциса, С. Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино – Я. А. Протазанова, И. И. Мозжухина, В. И. Пудовкина, М. И. Ромма, Л. В. Кулешова, Дз. Вертова, Р. Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С. М. Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков – театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е. Г. Гуро, В. Ф. Ходасевича, К. С. Петрова-Водкина, К. Н. Редько, а также А. А. Арапова, И. И. Нивинского, П. Н. Филонова, П. В. Кузнецова и Е. М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И. С. Зильберштейн – известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А. Н. Бенуа, эскизами М. В. Добужинского, К. А. Коровина, С. М. Лифаря, А. М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую – Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ – это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е. Г. Гуро, К. М. Зданевича, С. Б. Никритина, В. С. Барта, А. А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя – А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я. Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ – от живописных полотен до зарисовок – поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, – при всей случайности подбора имен и характера работ, – они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России, причем на примерах, мало известных не только широкой публике, но и специалистам.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н. А. Бердяеву, В. А. Соловьеву, А. М. Ремизову, М. И. Цветаевой, И. Г. Эренбургу, А. Г. Коонен, К. М. Симонову, К. А. Кедрову, М. М. Плисецкой и др. Так, в фонде М. И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н. А. Бердяева – металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К. М. Симонова.

ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА

(РГА ВМФ)

г. Санкт-Петербург

1. История создания.

Архивохранилище берет свое начало еще в 1724 г., когда по устному указу Петра Великого был создан архив Государственной адмиралтейств-коллегии. С 1827 г. – Архив Морского министерства. В 1918 г. документы архива вошли в состав ЕГАФ СССР.

В 1925 г. создан Морской отдел Ленинградского отделения Центрального исторического архива (ЛОЦИА). А в 1934 г. отдел превратился в Морской исторический архив, который с 1937 г. стал называться Центральный государственный военно-морской архив (ЦГВМА).

В 1941 г. ЦГВМА был переименован в Центральный государственный архив Военно-Морского флота СССР (ЦГАВМФ СССР). В 1992 г. архив претерпел последнее изменение в названии, превратившись в Российский государственный архив Военно-Морского флота.

2. Состав фондов.

Архив хранит документы, образовавшиеся в деятельности центральных учреждений морского ведомства, управлений флотов и флотилий, соединений, частей и кораблей, военно-морских учебных заведений, военных портов, судостроительных предприятий, гидрографических и научных экспедиций, деятелей Военно-Морского флота.

Всего: 2875 фондов, 927 663 дела;

29 фондов, 266 456 ед. хр. Фотодокументов.

Документы за период: с 1550 до 1940 гг.

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ ЭКОНОМИКИ

(РГАЭ)

г. Москва

1. История создания.

В 1961 г. на базе документов по истории народного хозяйства СССР, выделенных из ЦГАОР СССР, создан Центральный государственный архив народного хозяйства СССР (ЦГАНХ СССР).

В 1992 г. преобразован в Российский государственный архив экономики (РГАЭ).

2. Состав фондов.

Архив хранит документы по истории экономики и социального развития советского общества с 1917 г.: фонды наркоматов, министерств, государственных комитетов, главных управлений, обеспечивающих планирование, финансирование, стандартизацию, осуществляющих управление отраслями народного хозяйства, а также аналогичных по компетенции центральных органов РСФСР, которые до образования СССР распространяли свою деятельность и на другие советские республики.

Здесь сосредоточены фонды производственно-хозяйственных организаций: трестов, объединений, непосредственно подчинявшихся центральным органам управления СССР; фонды деятелей народного хозяйства и науки, а также комплексы документов по личному составу всех организаций – источников комплектования архива и номенклатурных работников сферы экономики.

Всего: 1955 фондов, 3 520 521 дел;

5 фондов, 279 767 ед. хр. научно-технической документации

1046 ед. хр. фотодокументов.

Документы за период 1917 – 1993 гг.

Российский государственный архив

Литературы и искусства

(Ргали)

Г. Москва

    История создания.

Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА СССР) был создан в 1941 г. В его основу легли фонды Государственного литературного музея (ГЛМ), образованного в 1933 г. В ЦГЛА были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, Государственного исторического музея (ГИМ), ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ.

В 1954 г. архив был переименован в ЦГАЛИ СССР, а в 1992 г. – в РГАЛИ.

В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

    Состав фондов.

Документы архива характеризуют различные этапы развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих взаимоотношений представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве сосредоточены фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Всего: 2871 фонд, 1 078 777 дел за период с XVIII – до 1993 г.

Введение

Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития

Характеристика архивных фондов РГАЛИ

Заключение


Введение

Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) - «Архив муз» - крупнейшее хранилище России, в котором сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Место расположения архива - г.Москва.

В архиве РГАЛИ сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира, датируемые с 1545 г. по настоящее время.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Цель данной работы: дать описание истории возникновения и развития РГАЛИ, а также кратко охарактеризовать ее архивные фонды.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка использованных источников.

1. Российский государственный архив литературы и искусства: история возникновения и развития

Российский государственный архив литературы и искусства - это федеральный архив, который является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, изобразительного искусства, музыки, театра и кино.

Архив был создан в 1941 г. как Центральный государственный литературный архив. Он стал любимцем и предметом особой заботы государства. «Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - вспоминал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги».

Значительную часть собрания составили материалы Государственного литературного музея, образованного еще в 1933 г. Также сюда были переданы фонды из других хранилищ: Центрального государственного архива Октябрьской революции (сейчас в составе ГАРФ), Центрального государственного архива древних актов (ныне РГАДА), Государственного Исторического музея, Третьяковской галереи и т.д.

В 1954 г. ЦГЛА был переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства (ЦГАЛИ СССР), в 1992 г. он получил свое сегодняшнее название - Российский государственный архива литературы и искусства (РГАЛИ).

В архиве сосредоточены документы, характеризующие различные исторические этапы в развитии литературы, искусства, общественной мысли как в России, так и в других странах мира. Хронологические рамки собранных документов охватывают три столетия - с ХVIII в. до наших дней, но основная часть материалов относится к XX в. Отдельные документы датируемые 1545 г.

В документах РГАЛИ сосредоточена информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, о творческих контактах представителей отечественной и зарубежной культуры.

Документы хранятся в двух основных архивохранилищах - фондов учреждений и организаций, и фондов личного происхождения, составляют которые основную массу фондов архива. Среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, творческое наследие деятелей русского зарубежья; а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры.

Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 1997 года РГАЛИ был включен, наряду с Государственным музеем изобразительных искусств им. Пушкина, Третьяковской галереей, Эрмитажем, Русским музеем, Государственным архивом РФ, Российским государственным военно-историческим архивом, Российским государственным архивом древних актов и др., в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и несёт ответственность за сохранность находящихся на хранении документов и их надлежащее использование.

Подавляющее большинство хранящихся в РГАЛИ документов является их историко-культурная ценность.

2. Характеристика архивных фондов РГАЛИ

архив литература искусство фонд

В его 3012 фондах насчитывается свыше 1 млн. 300 тыс. единиц хранения ХVIII-ХХI вв., отдельные документы - ХIV, ХVI, ХVII вв.; фонды учреждений - 351 фф.; личные фонды - 2677 фф.; микрофильмы - около 6000000 кадров. 1 ф., микроформы. Поэтому любой перечень будет неполным, назовем лишь отдельные.

Самый древний источник - пасхальная Агада XIV в. - рукописная книга, содержащая изложение ритуала пасхального седера и читающихся на нем фрагментов библейских текстов исторических сказаний и молитв на древнееврейском языке, украшенная микрографией XV-XVI вв.

Главной особенностью документальной базы РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров и других выдающихся деятелей искусства (2664 фонда) сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций (348 фондов).

Архив содержит многочисленные документы органов государственного управления в области культуры советского периода: Министерства культуры СССР, Комитета по делам искусств, Комитета по делам кинематографии, Союза архитекторов (писателей, композиторов) и др. организаций.

Документы государственных учреждений и общественных организаций за дореволюционный период представлены фондами, прежде всего, общественных и культурных объединений и обществ, таких как Общество любителей российской словесности (1811-1930), Общество для пособия нуждающимся литераторам и ученым (Литературный фонд, 1859-1922), а также фондами редакций газет и журналов «Русский вестник», «Дело», «Русское богатство», «Современник» и др.

Российское театральное искусство отражено в фондах Московской конторы Императорских театров и Русского театрального общества. Документы по истории изобразительного искусства отложились в фондах Московского общества любителей художеств, Училища живописи, ваяния и зодчества, Третьяковской галереи.

История развития культуры и искусства советского периода запечатлена в фондах административных органов в области культуры - Комитетов по делам искусств при СНК СССР (1936-1953) и РСФСР (1938-1953), Главного управления по делам художественной литературы и искусства Наркомпроса РСФСР (Главискусство, 1925-1928), Министерства культуры СССР и его отделов (1953-1991), а также отраслевых органов управления отдельными видами искусства - Комитета по кинематографии СССР, Дирекции художественных выставок и панорам, Государственного объединения музыкальных, эстрадных и цирковых предприятий и проч.

Культурно-просветительные и литературно-художественные негосударственные организации в области литературы представлены фондами Пролеткульта (1917-1932) и Всероссийского общества пролетарских писателей «Кузница» (1920-1932), Союза писателей СССР (1932-1991) и его предшественников - литературных объединений и кружков, литературных издательств. Аналогичные творческие организации представлены фондами Всероссийского театрального общества, Союза композиторов СССР (1934-1991) и РСФСР (1957-1991), Союзов художников (1957-1991), архитекторов (1932-1991), кинематографистов (1965-1991) СССР.

Архив хранит многочисленные фонды научных учреждений в области искусства при Министерстве императорского двора, таких как Академия художеств (1757-1918), Институт истории искусств, а также фонды специализированных высших учебных заведений: театральных училищ и Государственного института театрального искусства (ГИТИС, c 1879 г.), Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского и Высшего государственного художественно-технического института (ВХУТЕИН, 1926-1930), Всесоюзного государственного института кинематографии (ВГИК) и др. Значительная часть фондов представлена творческими организациями, такими как киностудии, театры, цирки, ансамбли, хоры и оркестры, музеи, постоянные и передвижные выставки, а также издательства и редакции журналов и газет.

Документация этих учреждений может быть разделена на три группы:

управленческую, отражающую административные функции учреждения. Среди управленческой документации находятся документы обобщающего характера - отчеты, справки, доклады в вышестоящие органы;

по личному составу, включающую сведения о жизни и деятельности творческих работников. Личные дела, как правило, продолжают храниться в составе фонда конкретного ведомства или учреждения. В РГАЛИ поступают личные дела, содержащие с информацию о творческой деятельности, которая отражена в анкетах, автобиографиях, личных документах;

непосредственно творческую, связанную с созданием культурных ценностей.

Примерно половину из них составляют материалы литературного профиля; вторая половина приходится на все остальные виды искусства (театр, балет, музыка, кино, скульптура, архитектура и изобразительное искусство).

Наиболее крупный фонд, имеющийся в архиве, фамильный архив трех поколений рода князей Вяземских князей Вяземских - это так называемый «Остафьевский архив» из села Остафьево Московской губернии, включающий массу документов по истории литературы первой половины XIX в. Документы данного фонда позволяют составить представление о многих процессах в русской литературе первой половины ХIХ в.

В архиве сосредоточена значительная часть творческого наследия Ф.М. Достоевского, И.А. Гончарова, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, М.Е. Салтыкова-Щедрина. Драматургия ХIХ - начала ХХ века отражена в материалах А.Н. Островского, А.В. Сухово-Кобылина, А.Ф. Писемского, А.П. Чехова. Огромную ценность представляет значительная часть архива Ф.М. Достоевского, содержащая его записные книжки с ранними вариантами романов «Преступление и наказание», «Идиот», «Подросток»; эпистолярное наследие писателя.

«Серебряный век» русской литературы представлен фондами А.А. Ахматовой, А.А. Блока, М.И. Цветаевой, Л.Н. Андреева, И.А. Бунина, А.И. Куприна. В фондах С.А. Есенина, В.В. Маяковского, О.Э. Мандельштама, Ф.В. Гладкова, А.С. Грина, Ю.К. Олеши, К.Г. Паустовского, Б.Л. Пастернака, Ю.Н. Тынянова, А.А. Фадеева, И.П. Эренбурга, и многих других писателей отражена история советской литературы (XX в.).

Документы по истории отечественной музыки содержатся в фондах П.И. Чайковского, С.И. Танеева, Н.А. Римского-Корсакова, С.С. Прокофьева, Р.М. Глиэра, В.Я. Шебалина, Д.Б. Кабалевского, Н.Я. Мясковского, И.О. Дунаевского, Д.Д. Шостаковича, в фондах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского (2727 ед. хр.), Государственного музыкально-педагогического училища им. Гнесиных (1280 ед. хр.), Государственного музыкального издательства (4614 ед. хр.), журнала «Советская музыка» (2355 ед. хр.) и др. Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть коллекции - изобразительные материалы (картины, графика, фотографии и др.).

Русское театральное искусство, его различные направления и этапы развития отражены в фондах актеров и режиссеров А.И. Южина, В.Э. Мейерхольда, М.Г. Савиной, Е.Д. Турчаниновой, А.А. Яблочкиной, Л.В. Собинова, А.А. Горского, М.И. Петипа, а также в фондах Московской конторы императорских театров (10280 ед. хр.), Общества драматических писателей и композиторов (2951 ед. хр.), Центрального Дома работников искусств (6630 ед. хр.), Камерного театра (1129 ед. хр.). Специфика театрального искусства, когда исполнение каждой роли, каждой постановки является уникальным, неповторимым творческим актом, придает особенно большую ценность для театроведческих изысканий и построений таким материалам, как режиссерские экземпляры пьес, эскизы декораций и костюмов, фотографии артистов в ролях и сцен из спектаклей.

Архив имеет также специальные собрания, посвященные выдающимся деятелям культуры, личные фонды которых хранятся в других местах (например, коллекции А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого). Документы личного происхождения известных деятелей литературы и искусства можно найти в многочисленных персональных коллекциях (Д.И. Эварницкого [Яворницного], Ф.Ф. Фидлера, Э.Ф. Циппельзона, Л.Н. Рабиновича, Я.Н. Тарнопольского, Ю.Г. Оксмана и др.).

Традиционное различие в формировании музейных и архивных коллекций предопределило характер их собраний: произведения изобразительного искусства хранятся в музеях, документальное наследие - в архивах. Однако реальная жизнь гораздо богаче правил и схем и, запечатлеваясь в личных архивных фондах деятелей культуры и искусства, часто эти схемы и правила нарушает. Вот почему в Российском государственном архиве литературы и искусства наряду с рукописным и эпистолярным наследием хранятся произведения живописи и графики XIX и XX вв. Еще одна причина этого кажущегося казуса в том, что в свое время архивы служили надежным укрытием для произведений тех художников, которые не принадлежали к «официальному искусству», не были признаны властью или этой властью были просто уничтожены.

Подавляющее число таких художников - представители русского авангарда. Именно их произведения составляют существенное большинство «изобразительных» фондов РГАЛИ.

Обстоятельства, при которых живописные и графические произведения попадали в архивное хранение, интересны и разнообразны. Они по-своему отражают советскую историю. Так, в период образования РГАЛИ в начале 1940-х годов костяк собрания составили материалы, поступившие из Государственного литературного музея, в их числе фонды издательств «Детгиз», «Искусство», «Музгиз» и др., а также редакций художественных журналов. Одновременно из Литературного музея в 1941 г. поступила часть фонда музея В.В. Маяковского, в том числе рисунки поэта и трафареты «окон Роста». Из Государственной Третьяковской галереи были переданы документы Училища живописи, ваяния и зодчества, Государственных художественно-технических мастерских (Вхутемас-Вхутеин), Российской академии художественных наук, Московского общества любителей художеств, а также разнообразные материалы художников А.Г. Венецианова, И.Н. Крамского, И.К. Айвазовского, И.С. Остроухова и др. Так была заложена основа художественного собрания архива.

Одновременно в архиве начали формироваться личные фонды художников - самый полный комплекс, в котором хранятся многочисленные художественные произведения: рисунки и наброски, гравюры и офорты, эскизы и этюды В.М. Васнецова, И.Е. Репина, В.К. Бялыницкого-Бирули, Б.М. Кустодиева, М.В. Нестерова, С.Ю. Судейкина, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинского, Н.К. Рериха, К.С. Петрова-Водкина, Е.Г. Гуро, М.В. Ле-Дантю, Л.М. Лисицкого, В.Е. Татлина и др. За счет личных фондов пополнилось и собрание плакатов - эта часть коллекции РГАЛИ уникальна по полноте собрания и насчитывает около тысячи двухсот плакатов, в том числе свыше четырехсот оригиналов В.В. Маяковского, В.В. Лебедева, М.М. Черемныха, Д.С. Моора, В.Н. Дени, фотомонтажей Л.М. Лисицкого, Г.Г. Клуциса, С.Я. Сенькина.

Богаты изобразительным материалом и фонды деятелей кино - Я.А. Протазанова, И.И. Мозжухина, В.И. Пудовкина, М.И. Ромма, Л.В. Кулешова, Дз. Вертова, Р.Л. Кармена. В РГАЛИ хранится более пяти тысяч рисунков С.М.Эйзенштейна.

В 1960-е годы РГАЛИ приобрел ценнейший архив Ю. П. Анненкова, в состав которого вошли сорок подлинных рисунков - театральные эскизы, обложки книг, портретные зарисовки. Таким же образом в фонды поступали уже упомянутые архивы Е.Г. Гуро, В.Ф. Ходасевича, К.С. Петрова-Водкина, К.Н. Редько, а также А.А. Арапова, И.И. Нивинского, П.Н. Филонова, П.В. Кузнецова и Е.М. Бебутовой.

Особое место составляет наследие деятелей русского зарубежья, в возвращении которого огромную роль со стороны официальных структур сыграл И.С.Зильберштейн - известный искусствовед и историк литературы, коллекционер, посвятивший свою жизнь исследованию и пропаганде русской культуры, собиранию ее реликвий. В результате его зарубежных поездок коллекции пополнились акварелями А.Н. Бенуа, эскизами М.В. Добужинского, К.А. Коровина, С.М. Лифаря, А.М. Ремизова.

В РГАЛИ находится богатейшее собрание произведений В. Е. Татлина. Судьба произведений Татлина, как и его собственная судьба, были предопределены категорическим неприятием его «формалистического» искусства. После смерти художника его наследие едва не было утрачено: картины и рисунки остались в мастерской без присмотра. Спасла положение друг художник скульптор С. Д. Лебедева: она обратилась к архивистам, и сотрудники РГАЛИ вывезли татлиновские произведения, сохранив их тем самым для потомков. Корпус графических работ В. Е. Татлина в РГАЛИ по хронологии совпадают с его живописным наследием. Наибольшую ценность составляют два альбома зарисовок, в основном обнаженной натуры, выполненных в 1912-14 гг. рукой не только самого метра, но и тех, кто посещал в это время его мастерскую - Л. С. Поповой, Н. А. Удальцовой, А. А. Веснина и других художников круга Татлина.

Ранний авангард в РГАЛИ - это еще целый пласт малоизвестных или совсем неизвестных произведений Е.Г. Гуро, К.М. Зданевича, С.Б. Никритина, В.С. Барта, А.А. Моргунова.

В собрании РГАЛИ более ста альбомов одного из главных лиц поэтического и художественного авангарда, его собирателя и хранителя - А. Е. Крученых. Легче составить краткий список имен, которые не представлены в этой коллекции, чем перечислять множество художников, поэтов и писателей, в той или иной форме фигурирующих в этой уникальной по полноте иллюстрированной истории художественного авангарда. Поэтому альбомы воспринимаются не только как исторический документ, но и как своеобразный артефакт, как самостоятельное произведение искусства, где исторический документ становится эстетической ценностью. Не менее представительна в архиве эпоха зарождения конструктивизма начала 1920-х годов. Достаточно назвать ряд блестящих имен. Среди них Л.М. Лисицкий с его эскизами к книжным обложкам, новаторскими фотографиями и уникальным графическим проуном; Г.Г. Клуцис и его эскизы плакатов, И.В. Клюн с его небольшими цветовыми композициями и эскизами книжных обложек.

Особое место занимает наследие архитектора Я.Г. Чернихова, состоящее из множества графических творений второй половины 1920-х годов. Повторяя мотивы на темы «архитектурных фантазий» и «машинных форм», Чернихов добивался конструктивного и стилистического совершенства своих композиций. Произведения авангарда в собрании РГАЛИ - от живописных полотен до зарисовок - поражают своим разнообразием. И что еще более удивительно, - при всей случайности подбора имен и характера работ, - они с достаточной полнотой иллюстрируют историю авангарда в России.

На сегодняшний день в РГАЛИ собрано 483 музейных мемориальных предмета, принадлежавшие Н.А. Бердяеву, В.А. Соловьеву, А.М. Ремизову, М.И. Цветаевой, И.Г. Эренбургу, А.Г. Коонен, К.М. Симонову, К.А. Кедрову, М.М. Плисецкой и др. Так, в фонде М.И. Цветаевой хранятся ее ларец из грушевого дерева, бусы из корналина, бамбуковая ручка с колпачком, серебряный перстень, печатка, серебряное блюдо, металлическая цепочка-ожерелье с подвесками, стеклянная чернильница в металлическом футляре. В составе фонда Н.А. Бердяева - металлический портсигар, пенсне, кожаные бумажник и портмоне, два перстня, карманное зеркало в кожаном футляре, деревянные ручки, часы «Омега» с монограммой. В архив был передан полностью интерьер рабочего кабинета К.М. Симонова.

Документы редакций многочисленных журналов и газет, выходивших в России в период с XVIII по начало XX вв., сохраняются в фондах архива. Среди них такие, как «Русское богатство», «Современник», «Речь», «Русские ведомости» и др.

В материалах архива имеются собрания и отдельные рукописи зарубежных писателей, общественных и государственных деятелей: В.Гюго, А. Дюма, Э.Золя, Р.Роллана и других, содержатся автографы Наполеона I, Вольтера, О. де Бальзака, Ж. Санд, Ф.Листа и др.

Многие фонды имеют богатые коллекции графических материалов и фотографий. Из отдельных мелких поступлений в архиве образованы специальные тематические собрания документов - альбомов, гравюр, рукописей, стихотворений, писем, воспоминаний, дневников, фотографий, фольклорных материалов, а также формулярных списков деятелей искусств (всего около 70 коллекций). Кроме того, в ряде фондов архива имеются копии документов, поступившие из зарубежных архивов, в том числе из Англии, США, Чехословакии, Франции, Югославии.


Заключение

Таким образом, в настоящее время РГАЛИ является крупнейшим в России хранилищем документов по истории литературы, общественной мысли, музыки, театра, кино, изобразительного искусства. Основан в 1941 году, частично на базе собрания Государственного литературного музея - Гослитмузея (ГЛМ) - как Центральный государственный литературный архив СССР (ЦГЛА). Сюда же были переданы профильные фонды из ЦГАОР СССР, ГИМ, ЦГАДА, Государственной Третьяковской галереи и других архивохранилищ. В 1954 г. переименован в Центральный государственный архив литературы и искусства СССР (ЦГАЛИ), а в июне1992 г. - в Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). В апреле 1997 г. архив был включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.

В архиве хранятся документы с XVIII в. до наших дней. Основную массу фондов архива составляют личные фонды деятелей культуры. Модель документального массива включает 65% письменных источников и 35% изобразительных. Более половины - документы личного происхождения: творческие материалы, переписка, документы биографического характера и др. Остальные представляют собой управленческую документацию, включающую, в том числе и документы по личному составу. В РГАЛИ также отложились разнообразные источники по истории отечественной культуры: произведения живописи и графики, фотографии, мемориальные предметы и реликвии; информация о культурной жизни страны, о различных этапах развития литературы, искусства и общественной мысли, творческих контактов представителей отечественной и зарубежной культуры.

В архиве собраны фонды органов центрального управления в области культуры, театров, киностудий, специализированных учебных заведений, издательств, общественных организаций; личные фонды писателей, критиков, художников, композиторов, деятелей театра и кино, коллекции документов.

Список используемых источников

1.Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">2.Российский гуманитарный энциклопедический словарь: В 3-х т. Том 3: П-Я. - М.: ВЛАДОС, 2002. - 704 с.

.Федеральная архивная служба России: Краткий справочник. Российский государственный архив литературы и искусства: путеводитель / Ред. Е.В. Бронникова, Т.Л. Латыпова. - М.: РОССПЭН, 2010. - 695 с.

.Чмыхало А.Ю. Архивное дело: пособие / А.Ю. Чмыхало. - Томск: ТПУ, 2005. - 138 с.

Николаева Людмила Игоревна
Директор ЦГАЛИ СПб

Историческая справка

С ноября 2011 года - Санкт-Петербургское государственное казенное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб)

2008 - 2011 - Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб)

1991 - 2007 - Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга (ЦГАЛИ СПб)
1988 - 1991 - Центральный государственный архив литературы и искусства Ленинграда (ЦГАЛИ Ленинграда)
1969 - 1988 - Ленинградский государственный архив литературы и искусства (ЛГАЛИ)

Архив создан в 1969 г. Основу архива составили материалы за 1920 - 1930-е гг., переданные из Ленинградского государственного архива Октябрьской революции и социалистического строительства (ныне ЦГА СПб). Это документы фондов государственных учреждений и общественных организаций литературы и искусства города и области: издательств, редакций, театров, концертных организаций, киностудий, Комитета по радиовещанию и телевидению, творческих и профсоюзных организаций, художественных учебных заведений, библиотек профиля культуры. Кроме того, с 70-х гг. ХХ века архив активно пополняется личными архивами деятелей культуры.

Постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 08.10.2007 № 1268 было создано Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центральный государственный архив литературы и искусства Санкт-Петербурга» (ЦГАЛИ СПб) с целью формирования и содержания архивного фонда литературы и искусства Санкт-Петербурга

История здания архива

В одном из старинных уголков Санкт-Петербурга на Шпалерной улице располагается здание, построенное в духе классицизма с элементами барокко в голубовато-белых тонах.

История создания этого дома восходит к 1730-1740 гг., построенного по проекту архитектора М.Г. Земцова как здание склада для Магазинного двора Гофф-Интендантской конторы. В 1841 г. выполнено расширение склада, в результате которого построена двухэтажная часть здания, фасадом выходящая на Воскресенскую набережную, по проекту архитектора Л.И. Шарлемань. В 1851 г. выполнена перестройка двухэтажной части по проекту архитектора Е.И. Мартынова.

Начиная с 1853 г., здание переоборудуется под архив Министерства Императорского Двора. Так, в 1853 г. переоборудована двухэтажная часть здания, а в 1899-1902 гг. по проекту А.А. Бруни выполнена перестройка четырехэтажной части. Фасад здания приобрел барочные черты.

Заведовал архивом Константин Яковлевич Грот, профессор, член-корреспондент Академии наук, член Совета Министерства Народного Просвещения, который жил во флигеле дома. После 1917 г. название архива было несколько изменено на II Отделение I Секции Государственного Архивного Фонда. А в 1926 г. фонды архива бывшего Министерства Императорского Двора переместились в нынешний Российский государственный исторический архив.

С 1936 по 1969 гг. в помещениях архива располагался Ленинградский государственный архив Октябрьской революции и Социалистического строительства (ныне ЦГА СПб).

В 1971 г. здание на Шпалерной, 34 раскрыло свои двери для Ленинградского государственного архива литературы и искусства, который находится здесь и сегодня.

Характеристика фондов

976 фондов, 338 317 ед.хр.*

В ЦГАЛИ СПб сосредоточены фонды государственных учреждений, общественных организаций литературы, искусства и культурно-просветительной работы, а также фонды личного происхождения деятелей культуры С.-Петербурга с 1917 г. по настоящее время.

В архиве представлены документы ликвидированных и ныне действующих учреждений культуры: Управления по делам искусств и Главного управления культуры Ленгорисполкома, Управления ленинградских академических театров, Управления по охране государственных тайн в печати (Главлит, 1939–1976), управлений и комитетов культуры, культпросветучреждений и кинофикации, а также фонды творческих организаций, в том числе Пролеткульта, ленинградских отделений союзов: кинематографистов, писателей, журналистов, архитекторов, художников. Архив хранит документы фондов издательств «Аврора», «Брокгауз и Эфрон», «Всемирная литература», «Советский писатель», «Художественная литература» и др., редакций журналов «Аврора», «Звезда», «Нева» и местных газет, Петроградского бюро Российского телеграфного агенства (РОСТА). В материалах Ленинградского комитета радиовещания имеются тексты выступлений писателей А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, В. В. Вишневского, В. Ф. Пановой, Н. С. Тихонова перед жителями блокадного Ленинграда.

Сценическое и музыкальное искусство представлено фондами Всероссийского театрального общества (ВТО), Русского музыкального общества, Государственного академического театра оперы и балета им. С. М. Кирова (ныне Мариинский театр), Государственного академического Большого драматического театра им. А. М. Горького (ныне АБДТ им. Г. А. Товстоногова) и др., Академической филармонии им. Д. Д. Шостаковича и Капеллы им. М. И. Глинки, Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова, Хореографического училища им. А. Я. Вагановой (ныне Академия русского балета), Академии театрального искусства, Высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной и др.

Здесь сосредоточены фонды киностудии «Ленфильм», Ленинградского отделения «Госкино» и др. В фондах Отдела имуществ республики Наркомпроса РСФСР, Государственного музейного фонда Ленинградского отделения Главнауки (1917–1929), Комиссии по контролю за вывозом за границу научных и художественных ценностей, ряда городских и пригородных музеев сохранились документы по организации руководства музейным делом, отчеты и справки о национализации, государственном учете и охране художественных ценностей, материалы по реставрации памятников и т. п.

В архиве имеются фонды научно-исследовательских институтов, расположенных в Ленинграде, таких как: НИИ театра, музыки и кинематографии (ныне Российский институт истории искусств), художественной культуры, сравнительной истории литературы и языков Запада и Востока, книговедения, Ленинградского филиала Академии строительства и архитектуры. Просветительские организации представлены материалами фондов библиотек (в т. ч. Российской национальной библиотеки и Центральной городской библиотеки им. В. В. Маяковского), дворцов и домов культуры, клубов, лекториев, а также объединенным фондом национальных домов просвещения Ленинграда (1924–1938).

Коллекции представлены материалами по истории Петербурга, собранными С. М. Вяземским, и историко-художественной коллекцией Д. И. Котельникова.

Значительную группу составляют фонды личного происхождения: писателей и поэтов А. Р. Беляева, Д. А. Гранина, М. А. Дудина, В. В. Конецкого, Ю. С. Рытхэу, М. Л. Слонимского, литературоведов Г. А. Гуковского, В. А. Мануйлова, искусствоведа Ф. И. Шмита, художника Е. Е. Моисеенко, композиторов Б. А. Арапова, В. П. Соловьева-Седого, режиссера А. А. Брянцева, актеров Е. И. Тиме, Ю. В. Толубеева, кинорежиссера Ф. М. Эрмлера, балетмейстера Л. В. Якобсона и др.

За последние годы в архив поступили документы организаций: Санкт-Петербургской общественной организации "Всемирный клуб петербуржцев" и Санкт‑Петербургского государственного бюджетного учреждения культуры "Государственная филармония Санкт‑Петербурга для детей и юношества", а также документы личного происхождения - кинорежиссера А.Н. Сокурова, архитектора Г.П. Степанова, искусствоведа П.Е. Корнилова, кинооператора Д.А. Долинина, композитора В.Е. Баснера, актера Н.В. Бурова, поэта Г.С. Гампер, художника А.А. Блинкова, композитора И.Г. Адмони, актера Б.Е. Жуковского, артиста эстрады Д.М. Лузанова, актрисы Н.Я. Мазаевой, художника В.Г. Шевченко и др.

Российский государственный архив литературы и искусства - "Архив муз" - является крупнейшим хранилищем России, входящим в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В более 3000 фондах и 1,5 млн. единицах хранения сосредоточены богатейшие материалы по истории отечественной литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства, архитектуры.

Созданный в 1941 г. в канун Великой Отечественной войны, Архив стал любимцем и предметом особой заботы государства. "Никогда ни одно архивное учреждение не получало таких огромных средств на покупку у частных лиц рукописей, музейных ценностей и целых библиотек, - как подчеркивал Ираклий Андроников. - Никогда ни в один музей не шли таким могучим потоком автографы, дневники, записные книжки, альбомы, чемоданы с письмами, черновики, документы, воспоминания, рисунки, портреты, книги".

Главной особенностью собрания РГАЛИ является уникальная информационная совокупность, в которой личные фонды и творческие наследия писателей, композиторов, художников, актеров, режиссеров сочетаются с многообразием управленческой документации института управления культурой, творческих союзов, общественных организаций.

В фондах Архива хранятся документы XIV-XI вв., и среди них рукописи и личные документы выдающихся деятелей культуры России, автографы А.С. Пушкина, ценнейшие коллекции и части собраний Ю.А.Бахрушина, Ф.Ф. Фидлера, С.П.Мельгунова, П.И.Бартенева, личные фонды М.Ю.Лермонтова, Н.В. Гоголя, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова, В.В.Розанова, А.А.Блока, Б.Л.Пастернака, А.А.Ахматовой, М.И.Цветаевой, А.Белого, М.А.Кузмина, В.Т. Шаламова, А.И.Солженицына, Д.Д.Шостаковича, С.С. Прокофьева, М.М.Плисецкой, Р.К. Щедрина, творческое наследие деятелей русского зарубежья, а также документы органов управления, учреждений и организаций культуры - Наркомпроса РСФСР, Всесоюзного Комитета по делам искусств (ВКИ) при СНК СССР, Министерства культуры СССР и РФ, Госкино СССР, научных и учебных заведений культуры, киностудий, театров, цирка и эстрады, издательств, редакций литературных и художественных журналов.

Еще одна особенность собрания РГАЛИ - его музейная составляющая: третья часть собрания - изобразительные материалы (живопись, графика, фотографии и др.). Настоящим открытием последнего десятилетия стала коллекция русского авангарда из собрания РГАЛИ с произведениями Е.Г.Гуро, М.В. Матюшина, К.М.Зданевича, С.Б.Никритина, В.С.Барта, А.А. Моргунова, М.В.Ле-Дантю, Л.М.Лисицкого, В.Е.Татлина и др. Представительна и мемориальная коллекция, включающая более 1000 музейных предметов, принадлежавших Н.А.Бердяеву, В.А.Соловьеву, А.М.Ремизову, М.И.Цветаевой, И.Г.Эренбургу, А.Г.Коонен, К.М.Симонову, К.А.Кедрову, М.М. Плисецкой и др.

Современный образ РГАЛИ - это открытость и доступность. На это направлены многочисленные публикации, выставки, круглые столы и, конечно, высокая степень информатизации архивной деятельности. Надеемся, что новый выставочный зал, который расположится в одном из корпусов здания, станет популярной площадкой для друзей РГАЛИ и москвичей.




Top