Музей истории религий. Из истории музея

Описание:

Государственный музей истории религии - единственный в России и один из немногих музеев в мире, экспозиции которого представляют историю возникновения и развития религии.

Фонды музея насчитывают около 200 000 экспонатов. Это памятники истории и культуры разных стран, эпох и народов: от архаики, Древнего Египта и Израиля до раннего европейского Средневековья; от Древней Греции и Рима до новейшего времени; буддизм и ислам. Древнейшие экспонаты музейного собрания - археологические находки, датируемые VI тысячелетием до н.э.

Здание музея, построенное в 1860-е гг. по проекту архитектора А. Кавоса, расположено в историческом центре Санкт-Петербурга. Здесь размещаются постоянные экспозиции, фонды открытого хранения, проходят временные выставки, специальные программы, лекции. В музее работает Центр молодежных программ - образовательная платформа музея, основной целевой аудиторией которой является студенты всех форм обучения.

Сегодня в музее открыты следующие разделы постоянной экспозиции: "Архаические верования и обряды", "Религии Древнего мира: политеизм", "Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма", "Возникновение христианства", "История русского православия", "Католицизм", "Протестантизм", "Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм", "Ислам".

Кроме того, в музее открыт регулярный доступ к фондам хранения:

- "Масонская коллекция" - одна из самых обширных коллекций на данную тему в нашей стране. Представлена история масонства самых разных стран - России, Германии, Франции, Бельгии и др. Временной охват коллекции также достаточно широк - с конца XVIII века и до 1930-х гг.

- "Японская коллекция", в котором представлены как подлинные раритеты XVIII - XIX вв., например, знаменитые свитки из разных храмов Японии, так и вполне современные предметы - амулеты, паломнические сувениры и др.

- "Коллекция Западноевропейской живописи". Фонд включает произведения религиозного и светского искусства Италии, Испании, Германии, Нидерландов, Голландии, Фландрии, Польши. Хронологические рамки собрания XIV - XX вв.

Дополнительные услуги:
киоск или магазин, лекторий или кинозал, публичная библиотека

Образовательные услуги:
Лекционная программа "Религии мира"
Музейно-педагогические программы для школьников и дошкольников
Научно-методические стажировки
Курсы повышения квалификации для музейных сотрудников; преподавателей гуманитарных дисциплин; сотрудников образовательных учреждений, общественных организаций и туристических компаний

Поблизости имеются:
гостиницы и места группового питания

Местные достопримечательности:
Исаакиевский собор, Мариинский дворец, Центральный выставочный зал "Манеж", памятник Петру I "Медный всадник", здание Синода и Сената, Юсуповский дворец, Николаевский дворец, Центральный музей связи им. А.С. Попова, Санкт-Петербургский музей В.В. Набокова

Членство в организациях:
Союз музеев России - R14
Российский национальный комитет международного совета музеев - ИКОМ России - R158

Организации партнеры:
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) - M145
Российский этнографический музей - M147
Центральный выставочный зал "Манеж" - M149
Государственный военно-исторический и природный музей-заповедник "Куликово Поле" - M603
Ульяновский областной краеведческий музей имени И.А. Гончарова - M1039
Новоселенгинский музей декабристов - M1199
Государственный музей истории ГУЛАГа - M1202
Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи" - M1234
Кемеровский областной музей изобразительных искусств - M1790
Национальный музей Республики Коми - M1808
Национальный музей Республики Бурятия - M2791
Национальный музей Чеченской Республики - M3040

Единиц хранения:
ок. 200000, из них 137059 предметов основного фонда

Наиболее ценные (уникальные) коллекции:
Фонд «Архаические и традиционные верования» - 4499 ед. хр.
Фонд «Драгоценные металлы» - 3690 ед. хр.
Фонд «Ислам» - 1402 ед. хр.
Фонд «Иудаизм» - 1487 ед. хр.
Фонд «Научно исторический архив» - 25000 ед. хр.
Фонд «Православие. Декоративно-прикладное искусство» - 4000 ед. хр.
Фонд «Православие. Изобразительное искусство» - около 20000 ед. хр.
Фонд «Религии ранних цивилизаций» - 5396 ед. хр.
Фонд «Религии Востока» - 13134 ед. хр.
Фонд «Религии Запада» - 27 561 ед. хр.
Фонд редкой книги - 1508 ед. хр.
Фонд «Ткани» - около 7000 ед. хр.
Фонд «Филателия» - 2706 ед. хр.
Фонд «Фонотека-мультимедиа» - 769 ед. хр.
Фонд «Фототека» - более 30000 ед. хр.

Примечание:
Официальное название организации: Федеральное государственное учреждение культуры "Государственный музей истории религии".

Copyright (c) 1996-2018 Государственный музей истории религии

Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры по всему миру

В историческом центре Санкт-Петербурга, недалеко от Эрмитажа, уже более 100 лет работает уникальный в своем роде Музей истории религии, посвященный истории возникновения и развития верований и культов у разных народов мира. Здание построено в стиле эклектика, что означает соединение разнородных стилей, взглядов и идей. Как ни странно, изначальная концепция музея была атеистической, но хранящиеся в нем артефакты скорее способствуют укреплению веры. Обширная коллекция экспонатов дает представление не только о религии, но и об образе жизни людей, начиная с древних времен и до наших дней.

Немного истории

Музей был основан в 1930 г. в системе Академии наук СССР по инициативе историка религии Владимира Богораз-Тана и первоначально размещен на территории Казанского собора. В отличие от своего предшественника - Ленинградского антирелигиозного музея, он был задуман не только как атеистическое учреждение, но и как место для научных исследований и просветительской работы. Благодаря советскому общественному деятелю Бонч-Бруевичу религиозные экспонаты дошли до современников. Первые предметы поступили из собраний ленинградских музеев: Государственного Эрмитажа, Русского музея и Кунсткамеры, сегодня коллекция продолжает пополняться.

Что посмотреть

Силами работников музея, тушивших в годы Великой отечественной войны на крыше зажигательные бомбы, экспонаты пережили войну.

Около 200 тыс. ценных исторических и культурных находок собраны из разных стран. Одни родом из Древних цивилизаций Запада и Востока, другие - из средних веков и современности. Предметы культа основных мировых религий: христианства, ислама, буддизма, иудаизма рассказывают об укладе жизни и традициях различных времен и народов.

Музей наполнен разнообразными экспонатами религиозной и бытовой тематики - как христианскими иконами и старопечатными книгами, так и восточной экзотикой.

Весьма любопытны археологическая и нумизматическая коллекции древних (начиная с 6 века до н. э.), средневековых и более современных предметов культа. Рекомендуем взглянуть на буддийские артефакты 2-4 веков н. э., найденные при раскопках центра Кара-Тепе. Восток представлен широко: индуистские ритуальные маски, музыкальные инструменты и утварь, восточные скульптуры, иконы и мусульманские настенные лубки 19-20 веков, религиозные плакаты, буддийские танки 18-20 веков, бытовые лубки 18-19 веков.

Для детей разных возрастов музей предлагает целые программы и отдельные интерактивные занятия и экскурсии.

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, ул. Почтамтская, 14/5. Веб-сайт

Доехать можно на метро до станции «Гостиный Двор», далее на маршрутках №№ 169 или 306.

Часы работы: с 10:00 до 18:00 (по вторникам с 13:00 до 21:00), кассы открыты с 10:00 до 17:00. Среда - выходной день.

Узнать стоимость билетов и приобрести их онлайн можно на сайте музея. В первый понедельник каждого месяца - вход для всех бесплатный. Работает сувенирный магазин.

Добавить отзыв

Следить

Другие достопримечательности рядом

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга .
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды - великолепный Петергоф , сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум , музей-заповедник Гатчины , Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в

Государственный музей истории религии в Санкт-Петербурге – часть обязательной программы многих экскурсионных туров по Северной столице. Одна из богатейших музейных коллекций города не оставит равнодушными ценителей религии. Такое учреждение лишь одно в России, но и в мире подобных мест не так много. Собираемая годами и всё ещё пополняемая коллекция со всех уголков мира насчитывает более двухсот тысяч экспонатов и собрана в одном заведении для индивидуального или группового осмотра.

Музей расположен недалеко от Исаакиевского собора в Адмиралтейском районе Санкт-Петербурга напротив Главпочтамта. Адрес учреждения: ул. Почтамтская 15/4. Добраться можно пешком от станции метро «Адмиралтейская» примерно за 20 минут. От Сенной площади (станции «Сенная», «Садовая» и «Спасская») путь займёт около получаса.

От станций метро «Гостиный двор» и «Невский проспект» мимо «Адмиралтейской» ходят автобусы (№ 3, 22 и 27) и троллейбусы (№5 и 22). Дорога без пробок займёт около десяти минут. Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее перейти дорогу и следовать прямо вдоль жёлтого здания. Вход в музей расположен слева от знаменитой арки почтамта.

История музея

07.09.1930 г Президиум Академии наук СССР выдвинул инициативу об открытии подобного музея, которая 26 апреля 1931 года была поддержана Центральной избирательной комиссией СССР. Учредителем и первым директором музея был известный историк и этнограф тех времён Владимир Германович Тан-Богораз. Точная дата создания музея – 15 ноября 1932 года, когда он распахнул свои двери для посетителей.

С самого открытия и до 2000 года музей располагался в Казанском соборе на Невском проспекте. Его первая коллекция была создана с помощью экспонатов других музеев города – Эрмитажа, Кунсткамеры (музей антропологии и этнографии), Библиотеки Академии наук и Русского музея. Несмотря на то что в советские годы религия не поощрялась, музей задумывался как площадка для изучения и анализа этого сложного феномена. Первые сотрудники музея не только хранили экспонаты, но и делали серьёзную научную работу.

К 1941 году музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких и ценных экспонатов как и про основные ветви религии (христианство, буддизм, иудаизм, индуизм и ислам), так и про отдельные направления внутри них. Также там хранилась большая коллекция книг по истории религии и религиоведению. Во время войны оставшиеся в городе сотрудники поддерживали музей, пеклись о сохранности коллекции и даже организовали несколько выставок.

В послевоенные годы восстановление музея и пополнение коллекции сделало его известным и за пределами СССР. Создаются экспозиции по религиям отдельных стран, например «Религия Древнего Египта». Музей известен многим жителям страны, и его рекомендуют к посещению всем, кто приезжает в Ленинград. Интересное название музей получил в 1954 году: «Государственный музей истории религии и атеизма Академии наук СССР».

Своё прежнее название музей вернул только к девяностым годам, и по сей день он известен как «Государственный музей истории религии». Тогда же было принято решение о переводе в отдельное здание и об открытии Казанского собора как действующего храма. В 2000 году музей переехал в специально подготовленное для него помещение, где и пребывает по сей день.

Сейчас сотрудники по-прежнему ведут научную работу, а также разрабатывают различные образовательные и просветительские программы, позволяющие привлекать всё больше людей. Музей приглашает посетителей не только для осмотра экспозиций, но и для специально подготовленных лекций на разную тематику по истории религии, для участия в дискуссионных клубах, а педагогов и экскурсоводов – для курса повышения квалификации.

Коллекция музея

Коллекция музея разделена на фонды, которые объединяют в себе более узкие комплексы.

Всего фондов 15:

  • Архаические и традиционные верования (собрано множество экспонатов России и других стран мира со всех континентов);
  • Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей из драгоценных металлов и сплавов, в основном из серебра);
  • Ислам (живопись, графика и предметы культа, относящиеся к исламу);
  • Иудаизм (также графика и различная ритуальная утварь, в том числе из действующих синагог);
  • Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические сборники и документы);
  • Православие. Декоративно-прикладное искусство (в основном предметы, образующие убранство православных церквей и храмов: кресты, иконы, скульптура);
  • Православие. Изобразительное искусство (живопись и графика, относящаяся к Русской православной церкви);
  • Религии ранних цивилизаций (экспонаты о религии Древнего Рима, Древнего Востока, Северного Причерноморья и Древней Греции);
  • Религии Востока (конфуцианство, синтоизм, буддизм, индуизм, даосизм);
  • Религии Запада (религиозное и светское искусство стран Западной Европы);
  • Редкие книги (около тысячи редких книг, часто богословского содержания);
  • Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов, а также другой текстиль);
  • Филателия (почтовые марки почти из всех стран мира с разными святыми и другой религиозной тематикой разных эпох);
  • Фонотека-мультимедиа (один из самых новых фондов, сформированный из музыкальных и видеозаписей);
  • Фототека (фотографии за последние 150 лет, на которых запечатлены различные святилища, образ жизни народов разных вероисповеданий, предметы для осуществления религиозных обрядов и т. д.).

Все фонды представлены увлекательными экспозициями в стенах музея, с которыми и знакомятся посетители. Сам музей разделён на секторы, поэтому гости постепенно передвигаются от залов с экспонатами первобытных религий к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается с представленными коллекциями. В некоторых помещениях играет соответствующая музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент посетители.

Особенности музея

Посетители отмечают, что музей носит сугубо научный характер. Передвигаясь от зала к залу, гости сравнивают, как меняется отношение к Богу у людей того или иного вероисповедания, но при этом по завершении экскурсии вопрос, есть ли Бог или его всё-таки нет, так и остаётся открытым. Также известно, что после перевода музея в новое здание исчезли и экспозиции с различными обрядами, которые способны напугать посетителей, например орудия пыток святой инквизиции, что является важным аспектом понимания развития Европы в средние века.

Тема атеизма так же важна, как и тема религии, но сейчас отдельного зала для этого нет – всё скрыто в архивах музея. То же самое касается различных сект. К примеру, баптизм, который довольно популярен в Соединённых Штатах, о котором даже часто говорят в разных американских фильмах не как о секте, а как об обычном направлении христианства, так и не получил своё место в музее.

Режим работы и стоимость билетов

Музей истории религии работает с 10.00 до 18.00. Помните, что касса закрывается на час раньше, поэтому в музей можно попасть только до 17.00. Выходной по средам, а каждый первый понедельник месяца – бесплатный вход для всех желающих.

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса:

  • билет для иностранца обойдётся в 300 руб.;
  • для россиян и жителей СНГ – 150 руб.;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов вход 200 рублей;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) – 100 руб.;
  • студентам России и СНГ – 50 руб.;
  • билет для иностранного школьника – 100 рублей;
  • школьникам России и СНГ – 45 рублей;
  • пенсионерам – 50 руб.

Бесплатно посещать музей могут участники Великой Отечественной войны, солдаты срочной службы, инвалиды 1 и 2 групп, дети дошкольного возраста, сотрудники музеев России, многодетные матери и их несовершеннолетние дети.

Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом. При формировании группы от 6 человек доплата составит 80 рублей на человека, если группа англоговорящая, то 100 рублей. Если соберётся группа до 5 человек, стоимость услуг экскурсовода на всю группу составит 1 200 для русского языка и 2 300 – для английского.

Для больших экскурсионных групп (от 10 до 30 человек) надо договориться заранее. Цены на услуги экскурсовода для разных категорий граждан (взрослые, школьники, пенсионеры и т. п.) также варьируются. Точные цены лучше узнать, позвонив в музей заранее по телефону отдела экскурсий 8–812–314–58-38.

К дополнительным услугам относится прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000 рублей) и разрешение на фотосъёмку. В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит – за это требуется доплатить ещё 200 рублей. Съёмка на мобильные телефоны также оплачивается заранее.

Для получения скидки на входной билет необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (паспорт гражданина Российской Федерации, студенческий билет, пенсионное удостоверение и т. п.). Без этого работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости в 300 рублей.

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей

В пятнадцатую годовщину Великой Октябрьской социалистической революции 15 ноября 1932 года в бывшем Казанском соборе был торжественно открыт Музей истории религии и атеизма Академии наук СССР.

Решение об учреждении музея было принято президиумом Академии наук СССР 7 сентября 1930 года и утверждено Секретариатом ЦИК СССР 26 апреля 1931 года на основании ходатайства Академии наук СССР от 14 февраля того же года.

Инициатором создания музея была группа ленинградских ученых во главе с известным этнографом профессором Владимиром Германовичем Богоразом.

Основной базой, на которой образовался музей, явилась большая выставка по истории религии, созданная на материалах Музея антропологии и этнографии Академии наук СССР, Государственного Эрмитажа и Русского музея. Подготовка этой выставки началась еще в 1928 году. О ее задачах В. Г. Богораз писал: «Мы выявим на музейном материале, что такое религия, проследим эволюцию святынь от амулетов и идолов к иконам и статуям, от простого мольбища к церкви, от колдунов к шаманам, жрецам и священникам».

Общее собрание Академии наук СССР 6 октября 1931 года утвердило «Положение Музея истории религии АН СССР».

В соответствии с Положением музей должен был изучать религию с точки зрения диалектического материализма, чтобы показать развитие религии от ее зарождения до современного состояния, выявляя в экспозиции ее социальную роль и несовместимость с научным мировоззрением.

Выполняя эту задачу, музей вел большую собирательскую, научно-исследовательскую и экспозиционную работу по следующим разделам:

1. Происхождение и развитие религиозных верований.

2. Возникновение и развитие синкретических религий в их непосредственной связи, с одной стороны, с древнейшими формами религиозных верований, а с другой стороны, с современными явлениями классовой борьбы.

3. Современное состояние религии в связи с классовой борьбой.

4. История атеизма и антирелигиозного движения. Первый период деятельности музея (1932-1936) был периодом организации, определения задач и целей, собирания экспонатов, поисков форм и методов экспозиции и художественного оформления. В тот период были созданы пять отделов - «Религия первобытного общества», «Религия древнего мира», «Религия феодального общества на Западе и Востоке», «Религия в эпоху капитализма», «Религия и атеизм в России и в СССР».

Музей вызвал большой интерес среди населения. В первые годы деятельности музея его посещали 70 тысяч человек в год. Как видно из отзывов посетителей, музей играл видную роль в антирелигиозном воспитании трудящихся.

Однако экспозиции музея представляли скорее пропагандистские выставки, чем историко-религиозные и историко-атеистические экспозиции. Среди экспонатов преобладали репродукции, фотографии, плакаты и тексты. В фондах было мало подлинных экспонатов. Собирательская работа только началась.

Во второй период своей деятельности (1937-1941) музей перешел от пропагандистских выставок к созданию научной экспозиции по истории религии и атеизма. Под руководством Ю. П. Францева (впоследствии ставшего академиком) сотрудники музея начали вести не только экспозиционную, но и научно-исследовательскую работу.

В 1935-1940 годах были опубликованы крупные труды научных сотрудников музея: профессора В. Г. Богораза - «Религия чукчей», профессора С. Г. Лозинского - «История папства», доктора исторических наук Ю. П. Францева - «Фетишизм и проблемы происхождения религии», М. И. Шахновича - «Русская церковь в борьбе с наукой».

Эти труды были основой, на которой строилась новая экспозиция. Кроме этого, музей организовывал временные и передвижные тематические выставки у себя и в других музеях, Дворцах культуры, клубах, цехах заводов и фабрик.

Когда началась Великая Отечественная война, несколько сотрудников музея - Ю. П. Францев, В. М. Францева, С. Г. Рутенбург, А. И. Полякова, В. О. Биссикорский, - оставшихся в блокированном городе, сохранили от гибели ценные экспонаты, богатые музейные фонды и библиотеку. Используя материалы, связанные с именем великого русского полководца М. И. Кутузова, сотрудники музея создали ряд выставок о героическом прошлом русского народа, вели большую пропагандистскую патриотическую работу. В 1946 году во главе музея стал видный деятель Коммунистической партии и Советского государства, один из ближайших сотрудников В. И. Ленина, доктор исторических наук В. Д. Бонч-Бруевич, а через год музей получил от закрывшегося в Москве Центрального антирелигиозного музея все его фонды.

С 1951 года начался капитальный ремонт здания, и постепенно развертывались основные экспозиционные отделы, которые строились заново на основе коллекций уже двух музеев силами вновь создавшегося научного коллектива специалистов.

В 1955 году музей состоял из шести отделов - «Естествознание и религия», «Религия Древнего Египта», «Религия и атеизм Древней Греции», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма», «История папства и инквизиции».

Музей широко развернул массово-просветительную работу. Одновременно усиливалась научно-исследовательская работа. В 1954-1957 годах были изданы брошюры: «Происхождение христианских таинств», «Происхождение креста», «Приметы в свете науки», «Наука видит будущее», «Современный Ватикан», «Советская наука против религиозных суеверий», «О преодолении религиозных пережитков», «Как возникла религия», «Труд и религия», «Религия и законы общественного развития» и другие. При музее была организована аспирантура.

Музей выпустил несколько фотовыставок, альбомов, диафильмов, наборов открыток и т. д. Было создано несколько справочников-путеводителей по отделам музея.

После смерти В. Д. Бонч-Бруевича в 1955 году музей возглавил крупный советский историк С. И. Ковалев.

С 1957 года начал выходить «Ежегодник музея истории религии и атеизма» - сборник научных трудов, рассчитанный на научных работников, преподавателей, аспирантов, пропагандистов научного атеизма. В «Ежегоднике» публиковались исследования по вопросам происхождения религии, теории научного атеизма и политики Коммунистической партии по отношению к религии и церкви, освещались состояние и деятельность религиозных организаций в СССР, социалистических странах, а также деятельность церкви и клерикальных организаций в капиталистических странах. Публиковалась библиография советской научно-атеистической литературы. Всего вышло 7 выпусков «Ежегодника».

В ноябре 1961 года музей перешел из системы АН СССР в ведение Министерства культуры РСФСР. К тому времени в музее были открыты для обозрения отделы: «Наука и религия», «Происхождение религии», «Религия и атеизм античного мира», «Религия Востока», «Происхождение христианства», «История православия и русского атеизма» и другие.

Успешное строительство развитого социалистического общества, развитие атеистической науки и музейного дела, накопленный экспозиционный материал и опыт сделали необходимым коренную перестройку экспозиции музея. При этом следовало учитывать изменение политической ориентации церкви и тенденции к модернизации религиозной идеологии и церковных структур. Начиная с 1970-х годов коллектив музея создавал новую экспозицию, отвечающую требованиям ЦК КПСС к идеологической работе на современном этапе. Она явилась результатом творческого сотрудничества научных работников музея с большой группой ленинградских художников.

Главная задача экспозиции в том, чтобы, исходя из материалистического понимания истории, на основе научных данных музейными средствами показать место, роль и функции, с одной стороны, религии и церкви, а с другой стороны, свободомыслия, антиклерикализма и атеизма в культурно-историческом развитии человечества.

В настоящее время коллектив научных сотрудников музея укомплектован высококвалифицированными кадрами атеистов. Среди них 4 доктора наук, 15 кандидатов наук. Коллектив музея ведет большую научно-исследовательскую, экспозиционную, методическую, собирательскую и просветительную работу. Музей издает сборники трудов: «Социально-философские аспекты критики религии», «Актуальные проблемы изучения истории религии и атеизма», «Музеи в атеистическом воспитании», «Социально-психологические аспекты критики религиозной морали», «Атеизм, религия, современность» и многие тематические сборники. Главными проблемами, которые исследуются научными сотрудниками музея, являются вопросы истории религии и атеизма.

Сотрудники музея оказывают теоретическую и практическую помощь многим учреждениям, работающим в области научного атеизма, а также музеям, Домам атеизма, Домам культуры, школам. Она заключается в проведении всесоюзных и республиканских совещаний-семинаров работников исторических и краеведческих музеев, стажировках музейных работников, чтении методических лекций, письменных и устных методических консультациях, высылке экспонатов из фондов, посылке образцов экспозиционных планов, литературы, фотографий и т. п. Практикуются выезды сотрудников на места.

Сотрудники музея ведут большую внемузейную работу как в Ленинграде и Ленинградской области, так и в других областях РСФСР и в союзных республиках, выступая с лекциями, участвуя в тематических вечерах, вечерах вопросов и ответов и т. п. Они принимают активное участие в подготовке атеистических фильмов, диафильмов, серий диапозитивов, радио- и телепередачах.

Музей организует много передвижных выставок, с которыми знакомятся не только жители Ленинграда и области, но и других городов.

Практикуются коллективные выезды научных сотрудников на крупные предприятия Ленинграда и области для чтения лекций. Опыт работы, музея используется не только в СССР, но и в социалистических странах. Из ГДР, Польши, Румынии, Венгрии, Чехословакии, МНР и других социалветическвх стран в музей приезжают специальные делегации представителей ми­нистерств культуры и музейных управлений, а также ЦК Коммунистических партий, чтобы всесторонне ознакомиться с научной, экспозиционной и организационной работой музея и использовать его опыт для подготовки аналогичных музеев в своих странах.

Некоторые органы иностранной печати - прогрессивные и реакционные - следят за деятельностью музея, особо отмечая, что вопросы теории и практики атеизма разрабатываются в Советском Союзе на научной основе. В нескольких зарубежных изданиях были опубликованы информации о работе музея, перепечатывались статьи научных сотрудников.

Увеличилось посещение музея иностранными туристами.

Музей располагает огромными фондами, в которых собрано более 150 тысяч разнообразных экспонатов.

С первых же дней создания музея сотрудники собирали экспонаты, рукописи, книги. Собирательская работа, продолжающаяся и в настоящее время, осуществлялась различными путями. Экспонаты привозили из экспедиций сотрудники музея, их закупали или принимали как подарки от частных лиц. Случалось, в музей передавались предметы культа из некоторых церквей, молитвенных домов, монастырей, которые вследствие массового отхода трудящихся от религии опустели и прекратили свою деятельность. Поступали интересные материалы и из зарубежных стран: Китая, Японки, Индии, Польши и других.

Коллекции музея отражают историю зарождения первобытных верований, различных современных религий; большое место занимают коллекции по истории формирования атеистического мировоззрения и его развития у разных народов, а также по истории борьбы науки и религии с древнейших времен до наших дней.

В фондах имеется большое количество картин, скульптур, графических материалов, и рукописных документов, предметов культа; есть нумизматические, археологические и этнографические коллекции, египетская мумия, образцы оружия XVI века, с помощью которого крестьяне боролись с феодалами, и т. п.

В фондах музея хранится большое количество православных икон (среди которых около 150 мстерского и палехского письма) и культовых тканей. Эти предметы из-за недостаточности экспозиционных площадей в настоящее время не экспонируются, а в будущем, по мере развития музея, займут свое место в экспозиции, так как они знакомят с историей русской иконописи, как части русской художественной культуры.

Имеется большое количество исторической, религиозной, портретной, жанровой живописи и скульптуры известных русских художников: И. К. Айвазовского, В. Л. Боровиковского, В. М. Васнецова, А. И. Иванова, Н. А. Касаткина, А. И. Корзухина, В. А. Кузнецова, В. Е. и К. Е. Маковских, С. Д. Милорадовича, Г. Г. Мясоедова, М. В. Нестерова, В, В. Пукирева, Л. И. Соломаткина, В. И. Сурикова, Г. И. Угрюмова, М. М. Антокольского, Ф. И. Шубина и других. Многие их произведения очень важны для раскрытия - социальных корней религии, характеристики социально-экономических условий, на базе которых развивалась религия.

Среди произведений живописи - серия антиклерикальных картин, а также произведений, характеризующих деятельность церкви, способствовавшей укреплению самодержавия, и способы воспитания среди трудящихся масс идей покорности и смирения.

Кроме того, в фондах много произведений живописи западноевропейских художников XVI-XIX веков - итальянских, французских, немецких и других. Эти материалы иллюстрируют средневековый быт, борьбу крестьян и городских низов против светских и духовных феодалов, преследование католическим и протестантским духовенством ученых. Имеется серия офортов и автолитографий Кете Кольвиц, офортов Гойи, гравюр Хоггарта. Многие произведения западноевропейских художников уникальны.

Все эти произведения займут место в экспозиции, посвященной истории религии (католицизм и протестантизм) и атеизма на Западе, которая откроется в другом помещении.

К редким коллекциям можно отнести культовые предметы осетин, адыгейцев, чукчей, эскимосов и других народов, собранные в различное время крупнейшими учеными и научными сотрудниками музея, характеризующие первобытные верования.

В фондах музея богато представлены материалы, характеризующие восточные религии - буддизм, ламаизм, даосизм и другие. В этом фонде имеются специальные коллекции: около 1000 лубочных картин, приобретенных академиком В. М. Алексеевым в Китае в 1906-1907 годах, скульптура из коллекции А. М. Горького, собрание буддийских ламаистских икон, буддийский край - многофигурная композиция, привезенная экспедицией АН СССР в 1940 году из Бурят-Монголии, собрание даосского пантеона, насчитывающее 227 рисунков, и пр. В восточных фондах - 16 тысяч экспонатов. Часть из них представлена на выставке открытого хранения фондов. В будущем музей планирует создание экспозиции, посвященной истории религии и свободомыслия народов Востока.

При музее имеется специализированная библиотека, которая является одним из крупнейших в СССР книжных собраний по вопросам религии и атеизма. В фонде библиотеки - литература классиков марксизма-ленинизма, общественно-политическая, историко-философская, научно-атеистическая, о происхождении религии, о религии древнего мира, происхождении христианства, по истории православия, католицизма, протестантизма, христианских сект, ислама, религии Китая, литература по вопросам искусства, связанная с историей религии, литература о строительстве церквей, истории строительства Казанского собора и литература об архитекторе А. Н. Воронихине. В библиотеке имеются редкие и церковнославянские книги XV-XVIII веков.

Важное значение для научно-исследовательской, научно-экспозиционной и пропагандистской работы по проблемам религии и атеизма имеют также существую­щий в музее рукописный отдел, неготека и фонотека.

Работой музея руководит ученый совет музея, в который входят видные ученые-атеисты страны. Ученый совет определяет общее направление деятельности музея, рассматривает и утверждает к печати труды научных сотрудников, а также экспозиционные планы.

Экспозиция музея состоит из семи отделов - «Религия первобытного общества», «Религия и свободомыслие древнего мира», «Происхождение христианства», «Основные этапы истории атеизма», «Ислам и свободомыслие народов Востока», «Христианское сектантство в СССР», «Русское православие и атеизм в СССР».




Top